Признание отцовства: что это такое, описание и особенности

Установление отцовства

Порядок установления отцовства разъяснит наш адвокат по семейным делам, расскажет какие документы нужны для установления отцовства и последствия процедуры.

ВНИМАНИЕ: не путайте процедуру и порядок установления отцовства с особым процессом установление факта признания отцовства, который проводится когда отец ребенка умер или пропал безвести.

Порядок установления отцовства

Отцовство может быть установлено в добровольном порядке, так называемом внесудебном, и в судебном порядке.

Установление отцовства через ЗАГС

В добровольном порядке отцовство может быть установлено, если отец ребенка согласен, чтобы его указали в качестве отца. В этом случае оба родителя составляют одно совместное заявление и подают его в орган ЗАГС, или каждый по отдельности составляет заявление и подает его в орган ЗАГС, если кто-то из родителей не может подать вместе с другим родителем заявление.

В ситуации, когда мать ребенка умерла, признана недееспособной, неизвестно ее местонахождение или она лишена родительских прав, отец ребенка подает заявление в орган ЗАГС об установлении отцовства, но в этом случае еще требуется согласие органа опеки и попечительства, которое должно быть приложено к заявлению.

Законом также предусмотрена возможность подачи совместного заявления об установлении отцовства в орган ЗАГС, когда ребенок еще не родился, т.е. во время беременности женщины, если имеются обстоятельства, из-за которых подать такое заявление после рождения ребенка может оказаться невозможным или затруднительным.

При обращении в орган ЗАГС:

  • составляются и подаются соответствующие заявления отцом и матерью ребенка с предоставление паспортов и свидетельства о рождении ребенка, а также квитанции об оплате госпошлины. В иных случаях, также предоставляются согласия органов опеки и попечительства, совершеннолетнего ребенка, медицинские документы о беременности и др., в зависимости от обстоятельств;
  • орган ЗАГС выдает свидетельство об установлении отцовства

ВНИМАНИЕ : смотрите также видео по теме установления отцовства и назначении экспертизы ДНК и не забывайте подписаться на канал YouTube, чтобы иметь возможность бесплатного совета адвоката в комментариях ролика:

Устрановление отцовства через суд

В судебном порядке отцовство устанавливается, если мать ребенка отказывается подать совместное заявление об установлении отцовства, биологический отец ребенка не признает свое отцовство или отказывается подавать заявление в орган ЗАГС, а также в ситуации, когда органы опеки и попечительства не дают отцу ребенка согласие на установление отцовства.

  1. Заявление на установление отцовства может подать мать, отец ребенка, опекун (попечитель) ребенка или лицо, на иждивении которого находится ребенок. Также заявление об установлении отцовства в суд может быть подано самим ребенком, если он достиг совершеннолетия. Если же отцовство устанавливается не по заявлению ребенка и после достижения им совершеннолетия, в этом случае требуется согласие ребенка.
  2. Экспертиза ДНК . В ситуации, когда ответчик (отец ребенка) категорически не признает свое отцовство, как правило, судом назначается молекулярно-генетическая экспертиза, поскольку заключение такой экспертизы фактически является единственным достаточно достоверным доказательством, подтверждающим или опровергающим отцовство ответчика.
  3. Ходатайство о назначении экспертизы может быть заявлено истцом, ответчиком или же экспертиза может быть назначена по инициативе суда. Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет составить все правильно и в срок.
  4. Суд выносит определение о назначении экспертизы , поручая ее проведение конкретной организации, и указывает, какие действия должны выполнить стороны, например, мать ребенка должна привезти его для взятия образцов для анализа, а отец ребенка должен прибыть в экспертное учреждение также для взятия образцов для сравнительного анализа. Далее, экспертом будет проведено исследование на основании взятых образцов и подготовлено заключение о том, какова вероятность отцовства лица в отношении ребенка. Далее заключение будет направлено в суд.

Печальным моментом в проведении экспертизы является ее стоимость, которая подлежит оплате лицом, заявившим ходатайством о назначении экспертизы, чаще всего это истец. В судебной практике встречаются случаи, когда экспертиза оплачивается за счет бюджетных средств, в частности Управлением судебного департамента, но это очень редкие случаи.

При обращении в суд:

  1. ♦ подготавливается и подается иск об установлении отцовства;
  2. ♦ истец и ответчик участвуют в судебных заседаниях;
  3. ♦ если судом назначается экспертиза для установления отцовства, истец и ответчик должны выполнить указания суда, изложенные в определении о назначении экспертизы, в частности явиться к эксперту вместе с ребенком. ВНИМАНИЕ! если кто-то из родителей уклонится от участия в экспертизе, в этом случае, принимая решение по делу, суд признает установленным или опровергнутым тот или иной факт, с учетом того, какая сторона уклонилась, т.е. если отец ребенка не явился на экспертизу, суд посчитает установленным факт, что он является отцом ребенка;
  4. ♦ при удовлетворении судом требований об установлении отцовства, истец получает решение суда, вступившее в законную силу, и регистрирует отцовство в органе ЗАГС.

Основания для установления отцовства

Основанием для установления отцовства является

  • совместное заявление матери и отца ребенка, поданное в орган ЗАГС, или заявления, поданные каждым родителем;
  • заявление отца ребенка в ситуации, когда матерью ребенка не может быть подано заявление, в связи со смертью, неизвестным местонахождением и в др. случаях;
  • установление в судебном порядке, что биологическим отцом ребенка является истец или ответчик (зависит от того, кто обращается в суд с иском), в том числе в ситуации признания ответчиком (отцом ребенка) исковых требований об установлении отцовства.
Читайте также:
Продажа предприятия: что это такое, описание и особенности

Доказательства и документы для установления отцовства

В качестве доказательств, подтверждающих отцовство конкретного лица в отношении ребенка, могут являться:

  • объяснения сторон и третьих лиц,
  • показания свидетелей,
  • какие-то письменные доказательства, например, письма, приговор суда, если, например, отец ребенка, являясь совершеннолетним, вступил в половую связь с матерью ребенка, когда она была несовершеннолетней, в результате чего наступила ее беременность,
  • фотографии,
  • медицинские документы, подтверждающие, например, что отец ребенка совместно с матерью ходил и сдавал определенные анализы,
  • аудио- и видеозаписи,
  • ну и конечно же заключение молекулярно-генетической экспертизы, которая назначается судом в ходе рассмотрения дела.

Как написать заявление об установлении отцовства?

Подсудность дел об установлении отцовства. С иском об установлении отцовства необходимо обращаться в районный суд. При этом иск может быть подан как по месту жительства истца, так и по месту жительства ответчика, в данном случае истец выбирает, куда подавать заявление.

Размер госпошлины за подачу иска об установлении отцовства составляет 300 руб.

При написании заявления об установлении отцовства следует руководствоваться положения процессуального кодекса о форме и содержании иска, а именно, иск подается в письменной форме, в котором должно быть указано:

  1. наименование районного суда, в который обращается истец;
  2. ФИО и адрес истца, а также номер телефона, электронная почта;
  3. ФИО и адрес ответчика, а также номер телефона;
  4. наименование процессуального документа «исковое заявление об установлении отцовства»;
  5. в тексте иска должны быть изложены обстоятельства, в связи с которыми истец обращается в суд, а именно, в каких взаимоотношениях находились истец и ответчик (проживали совместно и вели общее хозяйство, или встречались); когда истец узнала о беременности, и если сообщала ответчику о беременности, какая у него была реакция; предлагала ли истец ответчику установить отцовство и т.д. Это примерно, что можно указать в иске и доказать, в том числе с помощью свидетельских показаний. В итоге указать, что ответчик отказался от установления отцовства или не признает отцовство, в связи с чем истец вынуждена обратиться в суд. Также желательно сослаться на правовые нормы, касающиеся вопросов установления отцовства;
  6. в просительной части иска указываются требования, а именно, установить отцовство ответчика ФИО, дата рождения, место рождения, в отношении ребенка ФИО, дата рождения, место рождения.
  7. при обосновании своих требований истец будет ссылаться на определенные обстоятельства, которые подтверждаются соответствующими документами (если такие документы имеются), копии которых должны быть приложены к иску и указаны в приложении иска. Т.е. после заявляемых требований необходимо указать перечень копий документов, которые прилагаются к иску. Не забудьте приложить оригинал квитанции об оплате госпошлины. Также в просительной части иска иногда просят вызвать в судебное заседание свидетелей, которые смогут подтвердить доводы истца, указывая их ФИО и адрес. Ходатайство о вызове и допросе свидетелей можно оформить отдельным документом;
  8. в конце заявления ставится дата, подпись истца и расшифровка подписи.

Иск, с приложенными документами, в суд необходимо подать по числу лиц, указанных в нем, т.е. если указан истец и ответчик, то в 2-х экземплярах. Не забудьте сделать один экземпляр для себя.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео с советами по составлению иска в суд и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Отмена установления отцовства

Бывают ситуации, когда мужчина установил отцовство, не зная, что не является фактически отцом ребенка, и мать ребенка достоверна этого не знала. Впоследствии выяснилось, что мужчина, указанный в качестве отца ребенка, на самом деле не является его биологическим отцом. Что делать? В этом случае мужчина или мать ребенка вправе обратиться в суд с иском об оспаривании отцовства.

ВНИМАНИЕ: если мужчина, устанавливая отцовство, знал, что ребенок не его, т.е. что он не является биологическим отцом ребенка, то оспорить свое отцовство он не сможет.

Однако, в суд с иском об оспаривании отцовства лица может обратиться:

  • биологический отец ребенка,
  • сам ребенок, достигший совершеннолетия,
  • опекун (попечитель) ребенка,
  • опекун родителя, признанного судом недееспособным.

С учетом указанного, нельзя просто прейти в орган ЗАГС и отменить установленное отцовство, и не всегда можно отменить отцовство, путем его оспаривания, в судебном порядке.

Последствия установления отцовства

Для чего, наши доверители начинают суд установление отцовства Екатеринбург и в Свердловской области:

  • Алименты : появляется возможность взыскания алиментов, дополнительных расходов, связанных с образованием, лечением и т.п. с такого родителя, затем в будущем можно будет рассмотреть вопрос увеличение алиментов, что положительно повлияет на обеспечение ребенка всем необходимым для его полноценного развития и воспитания.
  • Запись в свидетельстве : в свидетельстве о рождении вместо прочерка будет указан настоящий папа, и ваш ребенок перестанет быть безотцовщиной — установление отцовства исправит ситуацию. При этом иногда случается, что у родителя, по отношению к которому отцовство было установлено в судебном порядке, возникает чувство ответственности за ребенка, а у ребенка появляется широкий круг родственников со стороны отца, бабушка и дедушка, тети и дяди, которые обрадуются появлению в их семье родного человечка и будут участвовать в его жизни. Даже если мать против установления отцовства суд удовлетворит Ваши требования.
  • Наследственные права : в случае смерти гражданского супруга и установления факта признания отцовства, появляется возможность оформления за ребенком прав на наследство отца, и родственников по отцовской линии, пенсионных прав, более того, ребенок обретает родственников со стороны отца, которые будут осчастливлены появлением законного ребенка, «кровинушки» безвременного покинувшего их родного человека.
  • Участие в воспитании : судебное установление отцовства отцом ребенка или его матерью, признания отцовства позволит в последующем избежать упреков со стороны детей, что мама оставила их без отца как фактически так и юридически, что предприняла все возможности для того, чтобы папа участвовал в жизни детей.
Читайте также:
Признание международно-правовое: что это такое, описание и особенности

Адвокат по установлению отцовства в Екатеринбурге

  1. Благодаря адвокатам нашего Адвокатского бюро, у Вас есть шанс восстановить справедливость, не затрачивая при этом практически никаких усилий — установление материнства и отцовства исправит положение дел. Вам необходимо всего лишь поднять трубку и позвонить нам либо посетить наш офис и заключить соглашение. Остальное ложиться на наши плечи;
  2. Ваши права и права Вашего ребенка в органах государственной власти, в суде, а так же в иных инстанциях и учреждениях будут отстаивать наши адвокаты, обладающие огромным опытом и широкими юридическими познаниями в вопросе судебное установление отцовства;
  3. Экспертиза на установление отцовства будет подобрана и назначена в удобном для сторон месте. Ходатайство на ее проведение будет оформлено и заявлено на соответствующей стадии процесса;
  4. Кроме требования об установлении отцовства наш адвокат заявит алиментные обязательства и взыскание судебных расходов со второго родителя ребенка. Если возникнут споры по графику общения в будущем — заявление об определении порядка общения с ребенком поможет решить конфликт.

Зачастую одинокие матери терпят негативное отношение в свою сторону и не предпринимают никаких действий в сторону своей защиты и улучшения положения себя и своего ребенка. Не слушайте упреки и угрозы со стороны своего бывшего гражданского мужа, а незамедлительно обращайтесь к нам.

С нами вы будете всегда в приоритетной позиции по отношению к нему, особенно после вступления в силу судебного решения по теме установление отцовства, по которому Вы будете иметь возможность получать с него алименты на содержание своего несовершеннолетнего ребенка, оформить наследственные и пенсионные права детей.

Читайте также наши статьи по вопросу семейного законодательства и суда

Иные споры по детям — что делать в каждой конкретной ситуации

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Статья 49 СК РФ. Установление отцовства в судебном порядке (действующая редакция)

В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса) происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 49 СК РФ

В комментируемой статье сказано, что в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии их совместного заявления о признании отцовства или заявления отца ребенка происхождение ребенка от конкретного лица устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, а также других лиц, указанных в комментируемой статье. К числу последних относятся опекун (попечитель) ребенка, лицо, на иждивении которого находится ребенок, а также сам ребенок при соблюдении двух условий: во-первых, нужно его заявление, во-вторых, ребенок должен достичь совершеннолетия.

О нахождении на иждивении сказано в п. 3 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях, согласно которому члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Следовательно, нерегулярная, эпизодическая, незначительная материальная помощь не может служить основанием к признанию лица иждивенцем.

Установление отцовства в таких случаях осуществляется в исковом порядке по правилам гражданского процессуального законодательства. В большинстве случаев истцом является мать ребенка, а ответчиком лицо, которое, по мнению матери, является его отцом.

При установлении отцовства в судебном порядке следует учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей”. Согласно п. 19 указанного Постановления в соответствии со статьей 49 СК РФ при установлении отцовства суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Такие доказательства могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (абзац второй части 1 статьи 55 ГПК РФ).

А в п. 20 указанного Постановления отмечено, что для разъяснения вопросов, связанных с происхождением ребенка, суд вправе с учетом мнения сторон и обстоятельств по делу назначить экспертизу, в том числе и молекулярно-генетическую, позволяющую установить отцовство (материнство) с высокой степенью точности. Вместе с тем судам следует учитывать, что заключение эксперта (экспертов) по вопросу о происхождении ребенка является одним из доказательств, оно не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами (часть 2 статьи 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ).

Читайте также:
Магистратский публичный: что это такое, описание и особенности

Возможны ситуации, когда одна из сторон (обычно речь идет об ответчике) при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей, уклоняется от участия в экспертизе. В п. 21 указанного Постановления ВС РФ отмечено, что “в соответствии с частью 3 статьи 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым. При этом указанный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае в зависимости от того, какая сторона, по каким причинам не явилась на экспертизу или не представила эксперту (экспертам) необходимые предметы исследования, а также какое значение для нее имеет заключение эксперта (экспертов), исходя из имеющихся в деле доказательств в их совокупности. В этих целях суду, в частности, следует проверить, имелись ли обстоятельства, объективно препятствовавшие явке родителя с ребенком на экспертизу, разъяснялись ли данному лицу положения части 3 статьи 79 ГПК РФ, назначался ли новый срок для проведения экспертизы, какие иные доказательства представлены сторонами в суд в подтверждение (опровержение) заявленного требования”.

Важно подчеркнуть, что при рассмотрении подобных дел суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. В отличие от ранее действовавшего законодательства Семейный кодекс РФ не содержит четкого перечня обстоятельств, которые должны приниматься во внимание судом при вынесении решения по делу об установлении отцовства. Вместе с тем эти обстоятельства, несомненно, будут учитываться при рассмотрении конкретных дел. К их числу относятся:

совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и его предполагаемым отцом в момент зачатия ребенка;

совместное воспитание или содержание ребенка его матерью и предполагаемым отцом;

признание ответчиком отцовства, с достоверностью подтвержденное доказательствами;

свидетельские показания и другие доказательства.

Согласно ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ к доказательствам относятся объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. К доказательствам могут относиться письма, анкеты, заявления, показания свидетелей, вещественные доказательства, другие фактические данные (например, бесплодие мужа, нахождение в командировке во время зачатия и др.). Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть также получены путем использования систем видео-конференц-связи.

Таким образом, суд в данном случае может использовать все известные современной науке методы и средства, чтобы установить отцовство, в том числе и судебно-медицинские экспертизы. С помощью судебно-медицинских экспертиз могут быть установлены время зачатия (судебно-гинекологическая экспертиза), способность ответчика иметь детей, наличие (отсутствие) родственной связи с ребенком (биологическая, молекулярно-генетическая экспертиза).

Следовательно, любые новые открытия, помогающие со 100%-ной точностью устанавливать происхождение ребенка от конкретного лица, могут быть использованы судом. В частности, в качестве такового признается генная дактилоскопия (ее точность составляет 99,99 процента), однако последняя является достаточно дорогостоящей и в силу этого не является доступной для всех. При ее осуществлении для доказательной идентификации человека и установления его кровнородственных связей при судебно-экспертном исследовании вещественных доказательств выявляют индивидуализирующие признаки на уровне генетической матрицы человека – клеточной ДНК.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего семейного законодательства (ч. 2 ст. 48 КоБС РСФСР) для установления происхождения ребенка суд должен установить единственный факт – любое доказательство, с достоверностью подтверждающее происхождение ребенка от конкретного лица.

Судебно-гинекологическая экспертиза необходима в случаях, когда ответчик утверждает, что не мог во время зачатия находиться в близких отношениях с матерью ребенка, например в связи с отъездом в командировку и т.д. При проведении экспертизы исследуются медицинские документы: индивидуальная карта беременной, история родов, индивидуальная карта новорожденного.

Судебно-биологическая и молекулярно-генетическая экспертизы проводятся в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. N 346н “Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации”.

Проводится также так называемая экспертиза крови, которая не может дать точного положительного результата относительно того, является ли данное лицо отцом. Однако она может дать стопроцентный отрицательный результат в тех случаях, когда определенные группы крови ребенка и отца не совпадают.

По делам об установлении отцовства возможно заключение мирового соглашения между истцом и ответчиком. Это происходит в тех случаях, когда мать ребенка заявляет об отказе от иска в связи с согласием предполагаемого отца подать совместное заявление в орган загса о добровольном признании отцовства и в силу этого между ними достигается мировое соглашение, утверждаемое судом.

Как установить отцовство

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних – это краеугольный камень, на котором основано семейное законодательство в любом правовом государстве. Установить и зафиксировать происхождение ребенка – ключевой юридический факт.

Читайте также:
Разделительный баланс: что это такое, описание и особенности

Если малыш рождается в зарегистрированном браке, обычно вопросов с отцовством не возникает. Но если отец и мать просто сожительствуют, для установления отцовства нужно действовать согласно законодательству.

Давайте рассмотрим, как подать на установление отцовства, как правильно написать заявление, какие документы понадобятся, в чем отличия между добровольным и судебным порядком процедуры.

Когда это необходимо?

Прежде чем запускать процедуру установления отцовства, нужно четко понимать, когда, кому и зачем это необходимо. Первая причина – это соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего, ведь по семейному законодательству каждый ребенок имеет право проживать с родителями и проживать в семье. Поводами для установления отцовства могут стать:

  • Проживание мужчины и женщины без регистрации брака. В момент оформления свидетельства о рождении в органах ЗАГС мужчина может изъявить свое желание стать отцом, о чем делается соответствующая запись в акте гражданского состояния.
  • Смерть женщины при родах или после них до получения свидетельства о рождении малыша. В таком случае процедура проходит по упрощенному сценарию, когда для внесения записи достаточно согласия отца.
  • Брак был признан недействительным или с момента его расторжения до рождения малыша прошло менее 300 дней. В таком случае действует презумпция отцовства, бывший муж автоматически записывается в свидетельство о рождении отцом.

Юридические основания для установления отцовства

  • Совместное заявление от мужчины и женщины (заявление каждого из родителей по отдельности) в органы ЗАГС.
  • Заявление от отца, если мать по объективным причинам не может участвовать в процессе (умерла, признана без вести пропавшей, местонахождение невозможно установить).
  • Судебное решение, согласно которому биологическим отцом признается истец либо ответчик (зависит от того, какая из сторон выходит с исковым заявлением об установлении отцовства).

Действующее законодательство РФ предусматривает два варианта установления отцовства: в добровольном и судебном порядке. Какой из них выбрать, зависит от ситуации и отношений с предполагаемым отцом малыша.

Добровольное установление отцовства

Такой сценарий возможен только в том случае, если мужчина признает себя отцом. Основанием для реализации юридической процедуры становится совместное заявление от родителей, которые на момент рождения малыша не состояли в браке, а также заявление со стороны отца.

Во втором случае обязательно разрешение от органов опеки и попечительства. Вопрос решается по упрощенной схеме в органах ЗАГС. Каждый случай рассматривается индивидуально, поэтому приведенный ниже список документов является примерным и обобщенным:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (при обоюдном заявлении понадобятся паспорта двух родителей).
  • Заявление по установленной форме (образец можно получить непосредственно в органах ЗАГС, скачать и заполнить заранее).
  • Если установление отцовства происходит после регистрации рождения, то свидетельство о рождении малыша.
  • Чек об уплате государственной пошлины.
  • Справка из роддома, подтверждающий факт рождения ребенка именно этой матерью (если отцовство устанавливается одновременно с регистрацией рождения).

Судебный порядок

Если мужчина отказывается признавать себя отцом добровольно и не подает заявление в органы ЗАГС, то подтвердить отцовство можно в суде, согласно статье 49 Семейного кодекса РФ.

Подобный порядок применим для любых спорных, сложных или противоречивых случаев. Практика нашей работы показывает, что судебное установление отцовства занимает гораздо больше времени и сил.

Как и в добровольном порядке, процедура сбора и предоставления документов играет ключевую роль. Конечно, для суда нужно гораздо больше документов, а их содержание должно быть исчерпывающим и подтверждать позицию истца. Приводим обобщенный список документов, которые необходимо передать в судебную канцелярию:

  • Оформленное согласно ГПК исковое заявление. В письменном виде, с указанием информации об истце и ответчике, о сути спора и дополнительных обстоятельствах дела. Копия иска обязательно направляется ответчику, как только документы приняты судом в производство.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.
  • Нотариальная доверенность, если заявление подает представитель истца.
  • Копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность истца.
  • Письменные свидетельские показания, которые способны подтвердить участие мужчины в жизни и воспитании ребенка.
  • Фотографии, письма, записки, аудио- и видеозаписи, подтверждающие факт отношений между истцом и ответчиком.
  • Результаты генетической экспертизы, подтверждающей кровное родство (может быть назначена судом в ходе процесса, но для экономии времени лучше сделать ее самостоятельно. Все расходы компенсирует ответчик, как только иск будет удовлетворен).
  • Свидетельство о рождении ребенка.

Список может быть дополнен, т.к. в процессе судебного производства каждая из сторон имеет право заявлять дополнительные ходатайства, предоставлять доказательства, приводить свидетелей. Истец может приложить любые документы, подтверждающие его позицию.

Правовые последствия при установлении отцовства

Процедура в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов ребенка. Как только у него появляется официальный отец, это дает дополнительные возможности:

  • Алиментные выплаты. Мать ребенка может потребовать взыскать алименты (или решить вопрос добровольно), которые будут направлены на обеспечение достойного уровня жизни несовершеннолетнего.
  • Запись в свидетельстве о рождении, когда вместо прочерка появляются сведения о настоящем отце. Это скорее психологический момент, но он также идет во благо ребенку.
  • Наследственные права. Ребенок получает законное право вступить в наследство отца в будущем, претендовать на пенсионные права, выплаты от государства в случае скоропостижной смерти мужчины.
  • Помощь в воспитании. На практике дети уже после достижения совершеннолетия чувствуют благодарность перед матерью, которая фактически и юридически не оставила их без отца, приняла все меры, чтобы папа принимал такое же участие в воспитании.
Читайте также:
Развратные действия: что это такое, описание и особенности

Отмена отцовства

В юридической практике нередко случаются моменты, когда не состоя в официальном браке мужчина добровольно признает себя отцом, не сомневаясь в этом факте. Мать ребенка также уверена в этом. Проходит время и оказывается, что человек не является биологическим отцом.

В таком случае необходимо прибегнуть к процедуре оспаривания отцовства. Заявить иск в суд может как мать, так и мужчина, ошибочно признанный отцом.

Важно! Если мужчина при добровольном установлении отцовства знал, что не является биологическим отцом, это лишает его право оспорить факт в суде в дальнейшем! Для восстановления справедливости нужно договариваться с биологическим отцом или матерью, опекуном ребенка или матери (если она признана недееспособной по решению суда).

3 причины обратиться за помощью к нам

Если у вас возникли сложности с установлением отцовства, вы не знаете, как правильно написать заявление в суд, не можете самостоятельно собрать документы, запишитесь на предварительную консультацию к нашим юристам. Это позволит вам существенно сэкономить время в будущем и даст как минимум три весомых преимущества:

  • Ваши права в суде и государственных органах будут отстаивать опытные адвокаты с многолетним стажем участия в семейных спорах.
  • Мы поможем подобрать оптимальные сроки для проведения генетической экспертизы, заявим ходатайство в суд и получим компенсацию всех затрат с ответчика после удовлетворения иска.
  • Параллельно с установлением отцовства мы займемся подготовкой иска на взыскание алиментов, поможем утвердить график общения и обезопасим вас от конфликтов в будущем.

Установление отцовства

Отцовство – это факт биологического или юридического происхождения ребенка от определенного мужчины. Порядок установления этого факта регламентируется СК РФ и прописан в ст. 49. Установление отцовства в судебном порядке достаточно сложная процедура, как и оспаривание отцовства. О том, что для этого необходимо читайте в этой статье.

Добровольное установление отцовства матерью

В соответствии со ст. 48 ФЗ «Об актах гражданского состояния», основанием для государственной регистрации отцовства в ЗАГСе может стать совместное заявление об этой процедуре, написанное отцом и матерью, которые не состоят в браке. Еще одно основание — заявление отца, который не состоит в браке с матерью (если мать умерла, была признана недееспособной или была лишена родительских прав).

Основное условие для признания отцовства в ЗАГСе – добровольность. Однако это не всегда бывает возможно. Если один из родителей не согласен на проведение процедуры, приходится решать вопрос в судебном порядке. В этом случае адвокат по семейным делам поможет вам составить исковое заявление, подготовить пакет документов и доказательства, защитить интересы в процессе судебного заседания.

Согласно положениям законодательства, чтобы отрицать отцовство детей, родившихся через 180 дней после вступления в брак и до истечения 300 дней с момента его расторжения или аннулирования, необходимо доказать невозможность отцовства мужа матери. Период, использованный в законе, согласно медицинскому опыту, является самым коротким (180 дней) и самым длинным (300 дней) периодом беременности, в результате которого может родиться ребенок, это время отсчитывается от дня рождения. Такое толкование применимо в случае отсутствия совместной жизни супругов во время зачатия, то есть отъезда одного из членов семьи на длительный период за границу и пребывания в тюрьме.

Установление отцовства через суд

Решение данного вопроса в судебном порядке допускается в следующих случаях:

  • Отсутствие заключенного брака между фактическими родителями несовершеннолетнего лица.
  • Невозможность провести процедуру через ЗАГС (например, при отсутствии согласия со стороны матери).
  • По заявлению самого ребенка, который уже достиг совершеннолетнего возраста.

Какие документы нужно подать в суд для проведения процедуры?

Ниже приведен перечень документации:

  • Исковое заявление, поданное в суд по месту жительства. Его может подать как отец, так и мать ребенка. В документе указываются данные истца и ответчика, их место жительства, наименование суда и перечень требований (например, выплата алиментов или родительские права). В заявлении важно указать ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие данные правоотношения.
  • Копия свидетельства о рождении ребенка (если заявление подается матерью).
  • Доказательства общего ведения хозяйства или проживания с ребенком (например, чеки на покупки).
  • Медицинские доказательства, которые свидетельствуют в пользу факта отцовства (результат экспертизы ДНК на данный момент является решающим документом в суде).
  • Если экспертиза не проведена, можно подать ходатайство для ее назначения.
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Доказательства установления отцовства через суд

Установление отцовства по результатам экспертизы ДНК – это наиболее достоверный метод. Экспертиза назначается судом в соответствии со ст. 79 ГПК РФ, при этом все расходы на ее проведение будет возмещать проигравшая сторона.

Если ребенок родился до 1996 года (до принятия СК РФ), суд может принять решение на основании других доказательств без назначения экспертизы. К ним относится факт совместного ведения хозяйства, свидетельские показания, различные письменные доказательства, посещение отцом матери в родильном доме и так далее.

Юридическая помощь по установлению отцовства

Судебный процесс о признании отцовства и наложения на родителя оговоренных законом обязательств (финансовых, имущественных и т.д.) ввиду сложностей по сбору необходимых для положительного решения сведений – один из самых сложных юридических действий. Опытный семейный адвокат поможет вам оценить свои шансы на успех и разработать стратегию защиты своих интересов в суде.

Читайте также:
Психогенные реакции: что это такое, описание и особенности

Законодательство не предусматривает исковую давность по решению вопросов, связанных с отцовством, поэтому подать иск можно в любое время. Если вы считаете, что ваши права нарушены, обратитесь к нашему юристу. Специалист поможет защитить интересы как матери, так и отца для обеспечения полноценного воспитания несовершеннолетнего ребенка.

6.2. Международно-правовое признание

Понятие международно-правового признания. Признание – односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства.

Обязанности признания не существует. Это – право государства. Разумеется, длительное непризнание, продиктованное откровенно политическими соображениями и игнорирующее реальности международной жизни, может стать фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения.

Признание может быть не явно выраженным. Его можно усмотреть в определенных действиях государства (предложении установить дипломатические отношения и т.п.).

Не принято брать признание назад, хотя такие случаи в истории встречались: в 1918 г. Франция взяла назад свое признание Финляндии, когда стало известно о планах возведения на престол в этой стране родственника Вильгельма II. Немного позднее, когда в Финляндии было решено установить республику, Франция признала ее вторично.

Теории признания. В доктрине существует две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно конститутивной только признание придает дестинатору (адресату) признания соответственное качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в том, что, во-первых, неясно, какое количество признаний необходимо для придания дестинатору упомянутого качества, и, во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъект международного права и без официального признания.

Согласно декларативной теории признание не сообщает дестинатору соответствующее качество, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Широко распространено мнение, что декларативная теория в большей степени отвечает реальностям международной жизни. Однако в тех случаях, когда признают субъектом международного права такие образования, которые объективно не могут быть ими (например, Мальтийский орден), признание приобретает конститутивный или, точнее, квазиконститутивный характер, придавая видимость приобретения качества, которое признающий желает видеть у дестинатора.

Формы признания. Существуют две формы официального признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Они используются при признании государств и правительств. Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях: при признании де-факто объем наступающих правовых последствий меньше. Никаких точных ориентиров и тем более норм, определяющих это различие или основания для использования той или иной формы признания, нет. Практика показывает, что в основе их использования лежат политические соображения.

Признание де-факто – выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание де-факто может повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно.

Признание де-юре – полное, окончательное. Оно, как правило, влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Встречаются случаи, когда государства, правительства (или другие власти) вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга. В этом случае говорят о признании ad hoc (в данной ситуации, по конкретному делу). Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме (США и три вьетнамские стороны) подписали в 1973 г. известные Парижские соглашения, хотя некоторые из них друг друга не признавали. Отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора.

Виды признания различают в зависимости от дестинаторов признания. Можно выделить традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные, или промежуточные (признание народов или наций восставшей или воюющей стороной, организаций сопротивления и правительств в изгнании). Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании народа или нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем.

Провести четкую границу между этими видами признания на практике довольно трудно. Например, народ, борющийся за свое освобождение, может быть признан в качестве воюющей стороны; власть, сместившая предыдущее правительство с помощью вооруженной силы и утвердившаяся на большей части территории страны и признанная воюющей стороной, может мало чем отличаться от правительства в традиционном понимании и т.д. Многое здесь определяется конкретной обстановкой, политической прозорливостью признающего и другими обстоятельствами.

Вопрос о признании государства возникает в том случае, если появляется новое государство в результате объединения нескольких либо если на месте одного государства в результате его распада появляется ряд более мелких, либо, наконец, если из состава какого-либо государства выделяется новое.

Читайте также:
Обычай торговый: что это такое, описание и особенности

Вопрос о признании государства может возникнуть и при территориальном изменении государственного и общественного строя в результате революции. Однако на практике в таких ситуациях чаще прибегают к признанию нового правительства, особенно если революция не привела к серьезным территориальным изменениям. Например, после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики СССР признал Правительство КНР, а не саму КНР.

Попытки выработать критерии признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем, успеха не имели. Принято считать, что такое признание является обоснованным в том случае, если признаваемое правительство эффективно осуществляет власть на территории страны или на большей ее части, контролирует ситуацию в стране. Если в результате переворота меняются форма правления, например монархическая на республиканскую, и, соответственно, официальное название государства, признание нового правительства может осуществляться в виде признания государства.

Поскольку признание правительства может быть ошибочно истолковано как его одобрение, некоторые государства стали придерживаться политики воздержания от какого-либо официального признания правительств. Эта политика получила наименование доктрины Эстрады (по имени сформулировавшего ее в 1933 г. министра иностранных дел Мексики). По существу, как показывает практика, речь идет о молчаливом или подразумеваемом признании, так как в таких ситуациях обычно сохраняются дипломатические отношения или иные формы официальных контактов с новым правительством.

Признание нации (или народа) как вид промежуточного признания возникло в ходе Первой мировой войны, когда страны Антанты признали, исходя из собственных военных и политических интересов (с целью легализации участия чешских, словацких, польских и других воинских частей в составе вооруженных сил Антанты), в качестве «союзных» или «совместно воюющих» наций чехов, словаков, поляков и т.д.

В период ликвидации колониальной системы широкое распространение получила практика признания национально-освободительных движений со стороны как отдельных государств, так и межправительственных организаций, прежде всего ООН, которые предоставили им статус наблюдателей. Своеобразие этого вида признания состояло в том, что оно давалось не нации или народу как таковым, а именно национально-освободительным движениям, причем этот термин использовался для обозначения не самого движения, а организаций, его возглавляющих и ведущих борьбу (например, Народной организации Юго-Западной Африки – СВАПО).

Признание в качестве восставшей или воюющей стороны использовалось в XIX в. и в какой-то степени в первой половине XX в. Точного разграничения понятий восставшей и воюющей сторон не существует. Одна из основных целей такого рода признания – обеспечить возможность защиты интересов признающего на территории, контролируемой повстанцами. Так, в 1823 г. Великобритания признала греков, которые боролись против Турции за создание собственного государства, воюющей стороной.

Не существует и точных критериев признания правительств в эмиграции и организаций сопротивления. Особенно остро эти вопросы стояли во время Второй мировой войны.

Практика показывает, что обоснованность признания правительств в эмиграции определяется скорее всего реальной связью этих правительств с народом своих стран, их способностью руководить борьбой с оккупантами.

Предоставление признания организациям сопротивления оправданно тогда, когда они достаточно консолидированы и ведут активную и широкомасштабную борьбу против оккупантов.

Если правительство в эмиграции теряет связь с движением сопротивления внутри своей страны или в этом движении происходит раскол и значительная его часть перестает ориентироваться на правительство в эмиграции, признание последнего может быть аннулировано. Во всех указанных случаях первостепенную роль играют политические соображения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Понятие, правовая природа, виды, формы и способы международно-правового признания

Изменения, непрерывно происходящие в мире, воздействуют на состав субъектов международных отношений, в том числе на субъектов международного права, а это вызывает, по крайней мере, два юридических вопроса:

  1. о признании новых субъектов международного права;
  2. о правопреемстве.

Международно-правовое признание — это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:

  • вновь возникшее государство;
  • новое правительство;
  • нация или НОД, борющиеся за независимость;
  • восставшая или воюющая сторона;
  • международная организация.

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами.

Различают две доктрины (или теории) признания:

  1. конституитивную — признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;
  2. декларативную — признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.

Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.

Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку она игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета. Эта теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли «старых» членов сообщества государств. Непризнание каким-либо государством другого государства вовсе не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.

Читайте также:
Предварительное следствие: что это такое, описание и особенности

Декларативная теория признания заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, но не создает его. «Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене — Признанием его лишь констатируется его рождение». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет».

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания .

Формы международно-правового признания

К формам признания международного права относятся:

1) юридическая форма, которая выступает в двух видах:

  • де-юре (dejure) — признание полное, окончательное и официальное: устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов. Признание де-юре влечет за собой, как правило, установление дипломатических отношений;
  • де-факто (defacto) — когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер. Признание де-факто — выражение неуверенности, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны.Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе.

2) фактическая форма, или признание (adhoc) — признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений. Государства или правительства вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга.

Способы международно-правового признания

Способы признания международного права:

  • явно выраженное;
  • молчаливое (подразумеваемое).

Юридические последствия признания :

  1. создание правовых условий для сотрудничества;
  2. возможность установления дипломатических отношений и заключения международных договоров;
  3. признание национального законодательства друг друга;
  4. наступление судебного иммунитета;
  5. решение вопросов правопреемства.

Международно-правовое признание

Международно-правовое признание — формальный акт (действие) государства, констатирующий наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений; признание существующими государствами новых государств или правительств либо других дестинаторов признания в целях установления с ними официальных или неофициальных, полных или неполных, постоянных или временных отношений [1] .

Содержание

Виды международно-правового признания

Основными видами международно-правового признания являются:

  • признание государства;
  • признание правительства;
  • признание восставшей (воюющей) стороны;
  • признание национально-освободительных организаций;
  • признание организаций сопротивления и др.

Общая характеристика

Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние прямо заявляют или иным образом показывают, что они считают новое государственное образование независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

Признание нового правительства какого-либо государства, пришедшего к власти неконституционным путём (в результате революции, переворота и/или гражданской войны), означает, что прежнее правительство более не считается представляющим данное государство и что только новое правительство, по мнению признающих государств, способно его представлять в международном общении. Характерной особенностью признания нового правительства, отличающей его от признания новых государств, является сохранение прежнего субъекта международного права.

Признание государств и признание правительств именуется в доктрине международного права традиционными видами международно-правового признания; основными критериями признания в данном случае являются независимость признаваемого государства и самостоятельность нового правительства в осуществлении государственной власти. Предварительные или промежуточные виды признания (национально-освободительной организации, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления, правительства в эмиграции) применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании национально-освободительной организации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путём.

Признание государства

Признание государства в международным публичном праве представляет собой совокупность норм, регулирующих процесс вступления на международную арену новых государств как субъектов международно-правовых отношений.

Вопрос о признании нового государства встаёт, когда это государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) национально-освободительной борьбы народов колониальных и зависимых стран; в) слияния двух или нескольких государств или распада одного государства на два или несколько новых.

Признание — односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, располагающего соответствующими полномочиями и компетенцией, и свидетельствующий о том, что оно рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что оно считает власть, утвердившуюся в государстве неконституционным путём, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях в качестве представителя этого государства либо населения соответствующей территории.

Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли то или иное государственное образование государством.

— Фактологический бюллетень ООН № 2 [2]

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Читайте также:
Подтвержденный аккредитив: что это такое, описание и особенности

Признание правительства

Признание обычно первоначально адресуется вновь возникшему государству. Но признание может предоставляться и правительству существующего государства, которое пришло к власти неконституционным путём — в результате гражданской войны или переворота.

Единых критериев признания такого рода правительств в международной практике не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, когда оно:

  • эффективно осуществляет власть на территории своего государства, контролирует внутреннюю ситуацию,
  • проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, уважения прав иностранных граждан,
  • выражает готовность к мирному урегулированию внутригосударственных конфликтов, если таковые имеют место,
  • заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

В 1907 году была выдвинута доктрина Тобара, в силу которой правительства, возникшие неконституционным путём, не должны признаваться, пока они не будут признаны населением своей страны (более подробно см. Доктрина Тобара).

В 1930 году министр иностранных дел Мексики Эстрада сформулировал доктрину, согласно которой особого признания правительства не требуется, поскольку это поставило бы признающее правительство в положение высказывающего суждение о законности другого правительства и тем самым вмешивающегося во внутренние дела другого государства (более подробно см. Доктрина Эстрады).

В последние десятилетия всё больше государств (США, Англия, Австралия) отказываются от практики выступлений с заявлениями о признании правительств, ограничиваясь в таких случаях продолжением или отказом от продолжения дипломатических отношений.

Признание восставшей (воюющей) стороны

Признание восставшей (воюющей) стороны представляет собой своего рода предварительное признание, направленное на установление контактов с признаваемым субъектом. Признание в качестве воюющей стороны предполагает, что признающее государство, исходя из наличия состояния войны, считает необходимым соблюдать нейтралитет по отношению к обеим воюющим сторонам. В период Второй мировой войны, например, в качестве воюющей стороны признавался Национальный комитет «Сражающаяся Франция».

Примеры международно-правового признания статуса воюющей стороны
  • Великобритания признавала Конфедеративные Штаты Америки в качестве воюющей стороны в первый месяц гражданской войны в США.
  • Боливия, Эквадор, Колумбия, Перу и Венесуэла в июне 1979 года признали Сандинистский фронт национального освобождения как воюющую сторону в гражданской войне в Никарагуа.
  • Франция и Мексика28 августа1981 года признали Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) как воюющую сторону в гражданской войне в Сальвадоре.

Признание организаций сопротивления и национального освобождения

Признание организаций сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлерской коалиции в годы второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и её союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов.

Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (Французский Комитет национального освобождения, Чехословацкий Национальный Комитет), а другие — на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся (комбатантов), что означало распространение на них правил ведения войны и юридически обосновывало оказание помощи (Народно-освободительная армия Югославии).

Организации сопротивления нередко преобразовывались в легитимное правительство после освобождения территории государства от оккупации — так, например, 2 июня 1944 года Французский Комитет национального спасения (бывшее движение «Сражающаяся Франция») переименовал себя во временное правительство Французской Республики, которое возглавил лидер Французского сопротивления генерал Шарль де Голль.

Формы международно-правового признания

Наиболее распространённый способ официального признания — установление или согласие на установление существующим государством дипломатических отношений с новым государством.

По форме признание обычно подразделяется на признание де-юре и де-факто.

Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемой стороне направляется специальный документ о признании, или подразумеваемым, когда последствия признания реализуются фактически.

Установление дипломатических отношений всегда является свидетельством полного и окончательного признания — в свою очередь, разрыв дипломатических отношений может означать прекращение признания правосубъектности государства (правительства). Уставом ООН предусматривается возможность разрыва дипломатических отношений в соответствии с решением Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления международного мира в качестве меры воздействия (санкции) на государство, виновное в создании угрозы таковому (ст. 39 и 41).

Полное, окончательное и официальное (дипломатическое) признание называется признанием де-юре. Признание де-юре (официальное) выражается в официальных актах — к таковым относятся, например, заявления об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, а также межгосударственные договоры по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Неокончательное признание — признание de facto — имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путём участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (ст. 82 Венской конвенции «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» 1975 г.), так как участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Признание de facto не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Практике международных отношений известно также т. н. признание «фактическое», или ad hoc, которое не носит официального характера и означает лишь факт вступления в отношения с новой властью по какому-либо отдельному вопросу или поводу (например, для защиты своих граждан, для обмена пленными и т. д.).

Читайте также:
Морской вексель: что это такое, описание и особенности

Теории международно-правового признания

Конститутивная теория признания

Некоторые юристы-международники (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек, Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт и др.) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность [3] . Однако эта теория не учитывает факты реальной действительности, демонстрирующие возможность любого государства независимо от признания или непризнания его другими государствами иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.

Конститутивная теория была в основном широко распространена до Второй мировой войны.

Декларативная теория признания

Декларативная теория признания имеет сейчас подавляющее большинство сторонников [источник не указан 1292 дня] . Её сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. «Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф. Ф. Мартенс. — Признанием его лишь констатируется его рождение» [4] . Л. А. Моджорян отмечает, что признание «не создает нового субъекта международного права». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет» [5] . Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер. Статья 12 Устава Организации американских государств, например, гласит:

«Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания и, исходя из этого, право организовываться, как сочтет необходимым, издавать законы по касающимся его вопросам и руководить различными органами, а также определять юрисдикцию и компетенцию своих судов. Осуществление этих прав не имеет никаких ограничений, кроме уважения прав других государств в соответствии с международным правом.» [6] .

Признание нового государства не затрагивает прав, приобретённых им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Доктрина Тобара

Доктрина Тобара — политическая доктрина международно-правового характера, выдвинутая в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Р. Тобаром (исп. Carlos R. Tobar ) о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём (то есть после государственного переворота правительств), пока эти правительства не будут признаны населением своей страны. Тобар предложил американским государствам подписать международную конвенцию, согласно которой они получили бы возможность вмешиваться во внутренние дела латиноамериканских стран. Практически доктрина Тобара была реализована в двух договорах, заключённых Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором в декабре 1907 года и в ноябре 1923 года, где было зафиксировано, что их участники «не признают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или революции…». США, не являясь участником этих договоров, активно использовали их в своей политике в первой половине XX века. Позднее в договорной практике, в том числе в уставе Организации американских государств, ссылок на доктрину Тобара нет. Вместо доктрины Тобара широкое распространение в договорной практике получила доктрина Эстрада [7] [8] [9] .

Доктрина Эстрады

Доктрина Эстрады — политическая доктрина международно-правового характера, провозглашенная в 1930 году секретарём по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой по вопросу о признании новых правительств. В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения. Эстрада осудил злоупотребления правом признания и вмешательство во внутренние дела наций. Доктрина Эстрады, направленная прежде всего против использования института признания для вмешательства США и ряда других государств во внутренние дела Мексики и остальных латиноамериканских государств, признавалась в СССР прогрессивной. Она соответствует декларативной концепции признания и отвечает принципам международного права [10] [11] [12] [13] .

Известные случаи международно-правового признания

Длительное международно-правовое признание

В данной части раздела указаны самопровозглашённые государства, международно-правовое признание которых длится несколько десятилетий и зависит от позиции государств в регионе и международной ситуации в целом.

    Признание независимости Китайской Республики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: