Пробирный сбор: что это такое, описание и особенности

Опробование и клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов

В Российской Федерации ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов поступающие в продажу подлежат опробованию и клеймению государственным пробирным клеймом (ст. 12.1, 41-ФЗ).

Ювелирные изделия могут быть отечественного производства, а также ввезены на территорию Российской Федерации из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и перемещены на территорию Российской Федерации из стран, входящих в Евразийский экономический союз.

В продаже могут находиться ювелирные изделия из драгоценных металлов без оттиска (ст. 12.1, 41-ФЗ) государственного пробирного клейма в следующих случаях:

  • если это изделия из серебра отечественного производства, клеймение которых осуществляются на добровольной основе;
  • если это изделия часовой промышленности, ввезенные в Российскую Федерацию и имеющие оттиски официального клейма Швейцарской Конфедерации.

Опробование, анализ и клеймение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов осуществляют территориальные органы (приказ Минфина 47н) (подразделения территориальных органов) Федеральной пробирной палаты.

Территориальный орган (подразделения территориальных органов) Федеральной пробирной палаты проставляя оттиск государственного пробирного клейма на изделиях, изготовленных из драгоценных металлов:

  • гарантирует, что им была проведена проверка содержания драгоценных металлов в изделиях, изготовленных из драгоценных металлов;
  • подтверждает соответствие фактической пробы пробе, указанной в оттиске законодательно установленного стандарта пробы;

Для ювелирных изделий в России установлены следующие пробы (пП 394):

  • золото — 375, 500, 583, 585, 750, 875, 916, 958, 999
  • серебро —800, 830, 875, 925, 960, 999
  • платина — 585, 850, 900, 950
  • палладий — 500, 850

Изделия, изготовленные из сплавов золота ниже 375-й пробы, так же как и серебряные изделия ниже 800 пробы, платиновые изделия ниже 585 пробы, палладиевые изделия ниже 500 пробы не являются ювелирными (41-ФЗ) изделиями, не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом, не могут быть реализованы как ювелирные и другие изделия из драгоценного металла (государство не гарантирует содержание в них драгоценных металлов).

Ювелирные изделия из золота 583 пробы могут изготавливаются по заказам физических лиц только из принадлежащих им изделий 583 пробы. Ювелирные изделия 583 пробы изготавливались ранее, однако изделия данной пробы находятся в пользовании у физических лиц и в случае необходимости ремонта или изготовления нового ювелирного изделия из имеющегося сплава золота 583 пробы, будет произведено клеймение 583 пробой.

Государственное пробирное клеймо — знак осуществленного в интересах покупателя государственного контроля за соответствием содержания драгоценных металлов в ювелирных и других изделиях одной из установленных в Российской Федерации проб и налагаемый на такие изделия на правах государственной монополии.

Наличие оттиска государственного пробирного клейма на изделии означает, что изделие имеет пробу не ниже, указанной в клейме.

Пробирное клеймо бывает основное и дополнительное

Основное клеймо заключает в себе следующие элементы:

  • знак удостоверения – знак государственной принадлежности пробирного клейма, в настоящее время это женская голова в кокошнике в профиль, повернутая вправо;
  • шифр территориального органа (подразделения территориального органа) Федеральной пробирной палаты, которая провела клеймение изделия;
  • знак пробы, показывающий количество массовых частей драгоценного металла в тысяче массовых частей сплава.

Пример основных клейм для клеймения изделий из золота, серебра, платины и палладия

в виде лопатки для клеймения золотых изделий
в виде прямоугольника с выпуклыми противоположными горизонтальными сторонами для клеймения серебряных изделий
в виде прямоугольника со срезанными углами для клеймения платиновых изделий
усеченно-овальной формы для клеймения палладиевых изделий

Дополнительное клеймо заключает в себе знак пробы. Дополнительное клеймо применяется при клеймении ювелирных и других изделий в сочетании с одним из пробирных клейм. Дополнительное пробирное клеймо может иметь самостоятельное значение при клеймении:

  • изделий, имеющих площадку размером недостаточную для постановки основного пробирного клейма литер Б или знака удостоверения литер А в сочетании с дополнительным клеймом литер Д;
  • частей ювелирных и других изделий, по назначению являющихся второстепенными и (или) дополнительными.

Пример дополнительных клейм для клеймения изделий из золота, серебра, платины и палладия

в виде прямоугольника для клеймения золотых изделий
в виде прямоугольника с выпуклыми противоположными горизонтальными сторонами для клеймения серебряных изделий
в виде прямоугольника со срезанными углами для клеймения платиновых изделий
в виде окружности для клеймения палладиевых изделий

Какими методами может быть проставлен оттиск на ювелирных изделиях?

  • Механическим: оттиск клейма наносится на изделие ударным способом при помощи специального инструмента с использованием станков для клеймения.
  • Лазерным: оттиск клейма наносится лазерной установкой с использованием маски-клейма или сканаторным способом.
  • Электро-искровым: оттиск клейма наносится искровым разрядом с использованием клейма –электрода и станка для клеймения. Электроискровой способ проставления государственного пробирного клейма выводиться из использования и заменяется более прогрессивным – лазерным способом.

Выбор способа клеймения осуществляется территориальным органом (подразделением территориального органа) Федеральной пробирной палаты и зависит от степени готовности изделия, технологических особенностей и т.д.

Немного истории: хронология пробирного клейм

С 1 января 1899 года для клеймения золотых и серебряных изделий было введено клеймо установленного образца элементами которого являлись знак удостоверения в виде женской головы в кокошнике, повернутой влево; инициалы управляющего пробирным округом и проба, указывающая на число золотников драгметалла в сплаве.

С 1908 года элементами клейма являются: знак удостоверения в виде женской головы в кокошнике, повернутой вправо; шифр пробирного округа и проба, указывающая на число золотников драгметалла в сплаве.

1 июня 1958 года элементами клейма являются: знак удостоверения с эмблемой серп и молот на фоне пятиконечной звезды; шифр инспекции и проба, указанная в метрической системе.

С 1994 года вводятся пробирные клейма, действующие в настоящее время. Элементами клейма являются: знак удостоверения в виде женской головы в кокошнике, повернутая вправо; шифр инспекции и проба, указанная в метрической системе.

ПРОБИРНЫЙ АНАЛИЗ

ПРОБИРНЫЙ АНАЛИЗ, метод количеств. определения металлов (гл. обр. благородных), основанный на сплавлении анализируемой пробы с сухими реагентами и гравиметрич. анализе полученного сплава. Применяется для исследования руд, продуктов их обогащения, сплавов, разл. изделий и т. д. По данным пробирного анализа осуществляют контроль технол. процессов, ведут учет расходования благородных металлов, определяют пробы ювелирных изделий и сплавов, содержащих благородные металлы.

Читайте также:
Пенсионный договор: что это такое, описание и особенности

После получения представительной средней пробы исследуемого материала (см. Проба аналитическая) берут обычно большую навеску (до 100 г), т.к. содержание благородных металлов, как правило, низко. Навеску смешивают с шихтой. В состав последней входят: коллектор (РbО), флюсы (кварц, бура, сода и др.), восстановители (напр., древесный уголь, крахмал), иногда окислители (Рb 3 О 4 , KNO 3 и др.). Состав и соотношение компонентов шихты определяется составом анализируемого материала. Обычно применяют тигельную плавку – восстановительно-раство-рит. плавление навески материала с шихтой при 1000-1150°С в огнеупорных (шамотных) тиглях объемом от 300 до 800 см 3 . При этом РbО восстанавливается до Рb, происходит шлакование компонентов породы и образование сплава свинца с благородными металлами (веркблей). Жидкий расплав выливают в изложницы и после охлаждения веркблей отделяют от шлака. Одновременно с РbО могут частично восстанавливаться оксиды др. металлов (меди, сурьмы, олова, никеля и т. д.), к-рые мешают дальнейшему анализу.

Такие веркблеи очищают с помощью шерберной плавки, к-рая представляет собой окислительно-растворит. плавление при 900-1050 °С в шербере-неглубокой чашечке из огнеупорной глины диаметром 50-75 мм. Шерберная плавка применяется и как самостоят. метод для плавления небольших (1-5 г) навесок материала, богатого золотом и серебром. В состав шихты при этом входят металлич. Рb и бура. В ходе плавки примеси окисляются и переходят в шлак. Окислителями служат воздух, поступающий через открытую дверь печи, а также образовавшийся при окислении свинца РbО. Как и при тигельной плавке, веркблей отделяют от шлака и купелируют для выделения благородных металлов, т.е. подвергают окислит. плавлению при 850-900 °С в пористых неглубоких чашечках (капелях) диаметром 40-60 мм, изготовленных из костяной муки, магнезита или цемента. При этом свинец окисляется до РbО, большая часть к-рого (до 98,5%) всасывается пористой массой капели, а остальная часть испаряется. Оксид свинца окисляет металлы-примеси, растворяет их оксиды и вместе с ними поглощается капелью.

Золото и серебро в виде сплава (королька) остаются на капели. Полученный королек взвешивают на пробирных (микроаналит.) весах. Затем серебро раств. в разб. HNO 3 ; оставшуюся золотую “корточку” промывают, прокаливают и взвешивают. Количеств. разделение происходит при отношении Ag к Аu не более 3:1, иначе может произойти потеря тонких частиц золота. Массу серебра определяют по разности масс королька и чистого золота. Предел обнаружения 0,1 г/т ограничен чувствительностью пробирных весов (0,01 мг) и навеской материала. Ниж. границы определяемых содержаний обычно составляют 1 г/т для золота и 3 г/т для серебра.

Если королек содержит платиновые металлы, анализ его хим.. методами представляет сложный и длительный процесс. Получили распространение комбинир. методы анализа с использованием пробирного концентрирования, т. е. определение благородных металлов (в т.ч. Pt, Pd, Rh, Ir, Ru) в корольке или свинцовом сплаве (масса 0,1-2 г) методами эмиссионного спектрального, атомно-абсорбц., активац., фотометрич. анализа и др. Пределы обнаружения Аи при этом достигают 0,005 г/т, Ag-0,1 г/т.

П робирным анализом называют также определение пробы ювелирных изделий (т. е. количеств. содержания Аи, Ag или Pt, выраженного обычно числом массовых частей благородного металла в 1000 мас. ч. сплава, из к-рого сделано изделие), к-рое проводят, как правило, без нарушения их целостности. Для этого сравнивают линии, прочерченные изделием на пробирном камне (кремнистый сланец черного или коричневого цвета), с линиями, прочерченными эталонами-т.наз. пробирными иглами известного состава, иногда после смачивания линий спец. р-рами.

П робирный анализ- один из самых старых аналит. методов; о нем было известно еще за 2000 лет до н.э. В 1540 В. Берингуччи, а в 1555 Г. Агрикола опубликовали первые руководства по пробирному искусству. В 1763 М. В. Ломоносов описал пробирный анализ в книге “Первые основания металлургии или рудных дел”.

Лит.: Плаксин И.Н., Опробование и пробирный анализ, М., 1947; Пробоотбирание и анализ благородных металлов, 2 изд., М., 1978; Haffty J., Riley L. В., Goss W. D., A manual on fire assaying and determination of the noble metals in geological materials, Wash., 1977. Л.П. Колосова.

Экономический словарь

– вид денежного сбора за анализ и клеймение ювелирно-бытовых изделий, взимаемый органами пробирного надзора, учреждаемого в большинстве стран мира.

Смотреть значение Сбор, Пробирный в других словарях

Сбор — сбора, м. 1. только ед. Действие по глаг. собрать в 1, 2 и 3 знач. – собирать. денег. утиль сырья. урожая. налогов. 2. Взимаемые или собранные за что-н. деньги, взнос (офиц.). на.
Толковый словарь Ушакова

Пробирный Прил. — 1. Связанный с установлением пробы металла (обычно благородного).
Толковый словарь Ефремовой

Пробирный — пробирная, пробирное (спец.). Прил., по знач. связанное с пробированием металлов. Пробирное дело. мастер. надзор. камень (камень, употр. при количественном определении.
Толковый словарь Ушакова

Пробирный — -ая, -ое. Спец. Связанный с установлением пробы благородного металла. П-ая лаборатория. П-ое дело. Инспекция пробирного надзора. Поставить п-ое клеймо. Сделать п. анализ.
Толковый словарь Кузнецова

Сбор — -а (-у); м.
1. к Собрать (2-4 зн.). С. хлопка. С. мёда. С. лекарственных трав. С. налогов.
2. То, что собрано, общее количество чего-л. собранного. Валовой с. зерна. // Взимаемые.
Толковый словарь Кузнецова

Акцизный Сбор — – государственный косвенный налог на продукты массового потребления.
Юридический словарь

Бандерольный Сбор — – косвенный налог (акциз), взимаемый посредством продажи бандеролей для наклейки на облагаемый товар.
Юридический словарь

Гербовый Сбор — – налог, взимаемый государством за совершение различного рода операций, составление документов, регистрацию сделок и пр. В настоящее время в России не взимается.
Юридический словарь

Читайте также:
Преторское право: что это такое, описание и особенности

Гостиничный Сбор — – по законодательству РФ один из местных налогов. Согласно Закону города Москвы “О гостиничном сборе” от 22 ноября 1994 г. представляет собой “обязательный платеж в бюджет.
Юридический словарь

Грузовой Сбор — – оплата грузовладельцем услуг, оказываемых морским портом.
Юридический словарь

Десятинный Сбор — – вид промысловой пошлины, взимавшейся натурой в России XVI-XVII вв. с промышленных и торговых людей.
Юридический словарь

Канальный Сбор — – обязательный платеж, взимаемый с торговых судов за пользование каналами, ведущими к портам.
Юридический словарь

Курортный Сбор — – в РФ один из местных налогов. Согласно Закону РФ “О курортном сборе с физических лиц” от 12 декабря 1991 г. плательщиками К. с. являются физические лица, прибывающие в курортные.
Юридический словарь

Лицензионный Сбор — – налог, взимаемый с импортеров и экспортеров при получении ими письменной санкции компетентного органа данной страны на перемещение через ее таможенную границу товаров.
Юридический словарь

Муниципальный (местный) Сбор — – налог, взимаемый во многих развивающихся странах при ввозе иностранных товаров; составляет несколько процентов от стоимости товара, например, в Пакистане – от 1 до 3 %, в Иране – 6 %.
Юридический словарь

Налог При Операциях С Иностранной Валютой Или Сбор За Ее Получение — – налог, широко практикуемый в развивающихся странах; взимается при любых операциях с иностранной валютой. Ставка этого налога может колебаться в пределах от 1 (в Кении).
Юридический словарь

Патентный Сбор — – платежи в бюджет предприятий и граждан, имеющих доходы от занятий лицензируемой деятельностью, пользующихся патентом на этот вид деятельности.
Юридический словарь

Пробирный Надзор — – государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов узаконенным пробам.
Юридический словарь

Разовый Сбор — – однократный денежный сбор, взимаемый за предоставление услуги, временного пользования благом.
Юридический словарь

Регистрационный Сбор — – один из важнейших видов косвенного налогообложения, распространяющийся на регистрацию документов, заключение сделок. Ставки Р.С. устанавливаются в зависимости от вида облагаемых сделок.
Юридический словарь

Сбор — – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения – в интересах плательщиков С. – государственными.
Юридический словарь

Сбор Образцов Для Сравнительного Исследования — – обнаружение и изъятие материальных носителей информации, сохранивших следы преступления либо следы лица, совершившего преступление, а также предметов, служивших.
Юридический словарь

Сбор Подписей В Поддержку Кандидата (списка Кандидатов) — – предусмотренная избирательным законодательством процедура сбора необходимого количества подписей избирателей, требуемого для регистрации выдвинутого лица (списка.
Юридический словарь

Сбор Средств — – МА не принимает финансовую помощь от государства для проведения кампаний по правам человека и расследования случаев нарушения прав человека (тем не менее, государственное.
Юридический словарь

Статистический Сбор — – разновидность таможенных сборов; отличается, как правило, невысокой ставкой обложения перемещаемых через таможенную границу данного государства товаров и транспортных.
Юридический словарь

Страховой Сбор — – 1) плата по страхованию пассажиров, включаемая в оплату проезда; 2) платеж, взимаемый органами связи за перевозку багажа, в порядке “ведомственного страхования”.
Юридический словарь

Таможенный Сбор — – отдельный вид таможенных платежей, взимаемый таможенными органами помимо таможенной пошлины (Ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь)
Юридический словарь

Лекарственный Сбор — лекарственная форма, представляющая собой смесь нескольких видов высушенных, чаще измельченных лекарственных растений или их частей, иногда с добавлением лекарственных.
Большой медицинский словарь

Гербовый Сбор — государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц иорганизаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. ВСССР взимание гербового сбора отменено с 1930.
Большой энциклопедический словарь

4 глава. Опробование драгоценных металлов и ювелирных изделий

Виды проб. Все драгоценные металлы, находящиеся в производстве, и готовые ювелирные изделия должны учитываться в соответствии с пробой, определяющей содержание драгоценного металла в составе сплава. Ювелирные изделия могут быть клейменными различными видами проб: золотниковой, каратной и метрической.

Золотниковая проба действовала в царской России, а затем и в Советском Союзе до 1927 г., после нее была введена метрическая проба. Золотниковая проба выражается количеством золотников драгоценного металла в одном фунте лигатурного сплава (фунт равен 96 золотникам). Так, золото 56 пробы содержало 56 золотников чистого золота и 40 золотников других металлов. Для перевода золотниковой пробы в метрическую необходимо данную золотниковую пробу умножить на 1000 и разделить на 96.

Каратная проба применяется в ряде зарубежных стран (США, Англия и др.). Эта проба отражает количество единиц химически чистого золота в 24 частях лигатурного сплава. Для перевода каратной пробы в метрическую необходимо данную каратную пробу умножить на 1000 и разделить на 24, а для перевода в золотниковую – умножить на 4. Причем каратную пробу нельзя смешивать с измерением массы драгоценных камней, для которых принята единица измерения карат (1 карат равен 0,2 г).

Метрическая проба введена в СССР с 1927 г. и действует до настоящего времени. Она отражает количество химически чистого золота в 1000 массовых единицах лигатурного сплава. Чистое золото и серебро соответствует пробе 999,9 (при расчетах проба округляется до 1000). Так, если на золотом изделии стоит клеймо с цифрой одной из установленных проб, например 583, то это значит, что в сплаве, из которого изготовлено ювелирное изделие, содержится 583 части золота и 417 частей других металлов.

В настоящее время в СССР установлены следующие пробы для ювелирных изделий из драгоценных металлов:

  • 375, 500, 583, 750 и 958 – для изделий из золота;
  • 750, 800, 875, 916 и 960 – для изделий из серебра;:
  • 950 – для изделий из платины;
  • 500, 850 – для изделий из палладия;
  • 910-1000 (через каждые 10 проб) – для изделий из сусального золота и серебра;
  • 750 – для изделий из зеленого сусального золота;
  • 900, 916 – для изделий зуботехнической продукции (золотые диски).
Читайте также:
Примирительная комиссия: что это такое, описание и особенности

Клейма проб, проставляемые на изделиях из драгоценных металлов, подразделяются на две группы – основные (рис. 22) и дополнительные (рис. 23).


Рис. 22. Основные пробирные клейма для клеймения изделий: а – золотых и платиновых, б – серебряных, в – палладиевых, г – изделий с подвешенными к ним пломбами, д – книжек с сусальным золотом и серебром

Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение и удостоверяют, что изделие прошло пробирный контроль и удовлетворяет требованиям Положения о пробирном надзоре. Оттиск основного клейма состоит из знака удостоверения, представляющего собой эмблему серпа и молота на фоне пятиконечной звезды, цифры инспекции пробирного надзора и трехзначного цифрового числа установленной пробы.


Рис. 23. Дополнительные пробирные клейма для клеймения расчлененных частей из золота (а) и изделий, не соответствующих пробе (б)

Дополнительные клейма самостоятельного значения не имеют и при клеймении изделий из драгоценных металлов применяются только в сочетании с одним из основных клейм.

Допустимые отклонения от заявленных предприятием-заготовителем проб, при которых инспекция может проводить клеймение ювелирных изделий, следующие, проб:

Нанесение оттисков именника предприятия-изготовителя и клейма государственной пробы может осуществляться методом местного удара клейма по поверхности изделия или электроискровым способом на специальных станках.

Методы определения пробы. В ювелирном производстве пробу определяют на ряде этапов. Так, определяют пробу сплава металла, запускаемого в производство, и готовых ювелирных изделий. Для предприятий бытового обслуживания особенностью является еще и опробование лома драгоценных металлов, сдаваемого населением в переработку, или ювелирных изделий, сдаваемых в ремонт.

Существуют следующие методы опробования драгоценных металлов и изделий из них: капельный метод – нанесение непосредственно на испытуемый сплав или изделие раствора хлорного золота или других пробирных реактивов; опробование на пробирном камне с пробирными иглами; купелирование в муфельной печи.

Опробование раствором хлорного золота основано на том, что при соприкосновении большинства металлов и их сплавов с раствором хлорного золота они разлагают его. При этом хлор вступает в соединение с металлом, а золото выделяется в виде осадка и образует более или менее темное пятно.

Хлорное золото получают действием хлора или “царской водки” на металлическое золото. Полученный темно-коричневый раствор выпаривают, а образовавшийся осадок растворяют в воде.

Опробование проводится следующим образом. На чистую поверхность металла или сплава (отполированную, отшаброванную или зачищенную надфилем) помещают каплю раствора хлорного золота. На смоченной раствором поверхности большинства металлов и их сплавов сразу же появляется пятно от выделившегося осадка золота, цвет которого от примеси образовавшегося раствора хлорной соли испытуемого металла принимает различные оттенки, по которым в соответствии с данным и, приведенными в табл. 5, и определяют пробу сплавов драгоценных металлов.

Таблица 5. Действие раствора хлорного золота на проверяемые металлы и сплавы
Цвет исследуемого материала Цвет пятна от нанесения капли раствора хлорного золота Время образования пятна, с Определяемый металл
Белый Темно-зеленый 1-2 Чистое серебро или высокопробный серебряный сплав
Белый Желтый с выделением пузырьков газа, постоянно чернеет 1-2 Алюминий
Белый Черный (вначале раствор не оказывает никакого действия) 30-40 Олово
Серовато-белый Раствор не оказывает никакого действия 30-40 Платина
Серовато-белый Желтый с выделением пузырьков газа, быстро становится черным 1-2 Цинк
Серовато-серый Грязно-желтый 1-2 Свинец
Желтый Раствор не оказывает никакого действия 1-2 Чистое золото и его высокопробные сплавы с серебром
Желтый Каштановый (более или менее темный) 1-5 (мин) Низкопробные (ниже 583-й пробы) сплавы золота с серебром и медью. Чем темнее пятно, тем низкопробнее сплав
Желтый Черный (чернильный) 1-2 Латунь
Беловато-желтый Черный 1-2 Низкопробный сплав серебра с медью
Красный Раствор не оказывает никакого действия 1-2 Высокопробный сплав (выше 583-й пробы) золота с медью
Красный Золотистый или каштановый 1-5 (мин) Низкопробный сплав золота с медью. Чем темнее пятно, тем низкопробнее сплав
Красный Черный (чернильный) 1-2 Медь

Раствор хлорного золота служит для ориентировочного определения золота с его содержанием не выше 600 пробы в различных видах (слитки, лом и готовые изделия).

Опробование пробирными реактивами получило широкое применение в ювелирных мастерских предприятий бытового обслуживания при приеме в переработку от населения лома драгоценных металлов или изделий, поступающих в ремонт. Для опробования золота применяются кислотные реактивы, а для опробования серебра – растворы хромпика и азотнокислого серебра.

Кислотный реактив для опробования золота 958 пробы применяют и для опробования платиновых сплавов. Кислотные реактивы представляют собой прозрачные растворы кислот и изготовляются для опробования сплавов золота следующих проб: 375, 500, 583, 750, 833, 900, 916, и 958. Изготовляют кислотные реактивы только в инспекциях пробирного надзора.

На флаконах с реактивами обязательно должны быть наклейки с указанием назначения реактива.

Хромпик – раствор (9,4 г двухромовокислого калия в 100 мл дистиллированной воды с добавлением 6,3 мл серной кислоты) оранжевого цвета, применяется для опробования серебряных слитков и изделий от 500-й пробы и выше. На сплавах этих проб (до пробы 750) 2-3 капли хромпика, последовательно опускаемые на одно и то же место и снимаемые фильтровальной бумагой, оставляют светло-коричневое пятно; на сплавах и изделиях высших проб (750-й и выше) этот реактив оставляет красные пятна, интенсивность окраски которых повышается с повышением пробы сплавов; на сплавах и изделиях 916-й пробы и выше образовывается ярко-красное пятно.

Азотнокислое серебро – прозрачный раствор, изготовляемый для опробования серебра следующих проб: 750, 800, 875 и 916-й, оставляет на сплавах и изделиях белое (светло-серое) пятно, на сплавах и изделиях низких проб – более или менее густые белые пятна до темного цвета, по интенсивности которых приблизительно определяют пробу серебряных сплавов или изделий. На сплавы и изделия более высоких проб реактив действует слабо или вообще не оказывает действия.

Читайте также:
Побитие камнями: что это такое, описание и особенности

Все реактивы для опробования драгоценных металлов разлагаются на свету, поэтому их следует хранить в сухом темном месте или во флаконах из темного стекла. Для каждого реактива должна быть отдельная палочка.

Опробование на пробирном камне с пробирными иглами проводится при помощи пробирных эталонов (пробирных игл) и реактивов. Пробирный камень представляет собой кремнистый сланец черного цвета. Перед использованием его смазывают миндальным или минеральным маслом и насухо вытирают фильтровальной бумагой. Чистить следует осторожно, чтобы не повредить шлифовку пробирного камня и его поверхность.

Пробирные иглы служат для опробования изделий из драгоценных металлов. Для платины применяют платиновые иглы, для золотых изделий – золотые, а для серебряных – серебряные иглы. Пробирные золотые иглы определенных проб изготовляют из золотых сплавов различного по лигатуре состава и цвета, соответственно используемом ювелирным сплавам. Так, для золота наиболее распространенной в нашей стране 583-й пробы имеются 15 номеров различных по цвету игл (от бледно-желтого до красного).

Опробование на пробирном камне с пробирными иглами осуществляют следующим образом. Слитки или изделия, подлежащие опробованию, очищают от грязи и жировой корки шабером или надфилем. Затем зачищенным местом слитка или изделия наносят на пробирный камень штрих длиной 10-15 мм и шириной 2-3 мм. Рядом со штрихом от изделия на камне наносят штрих пробирной иглой, подходящей по пробе и цвету к сплаву опробуемого изделия. Затем поперек нанесенных штрихов проводят стеклянной палочкой, смоченной определенным реактивом, в зависимости от опробуемого металла. Через 10- 20 с раствор осторожно снимают фильтровальной бумагой, дают осадку немного высохнуть и сравнивают его оттенки на штрихах от изделия и от иглы. Если цвет осадка одинаков, то проба испытуемого изделия и иглы одинакова; если цвет осадка на штрихе от испытуемого изделия темнее цвета осадка на штрихе от иглы (эталона), то проба изделия ниже пробы иглы; если цвет осадка на штрихе от изделия светлее цвета осадка на штрихе от иглы, то проба изделия выше пробы иглы.

В ювелирном производстве, в том числе при изготовлении индивидуальных заказов, этот метод получил широкое применение при опробовании инспекциями пробирного надзора полуфабрикатов и готовых ювелирных изделий.

Муфельный метод – наиболее точный метод для опробования драгоценных металлов. Упрощенно этот метод называют горячим анализом и применяют его только в химических лабораториях. Существует несколько способов взятия проб от испытуемого металла. Наиболее часто применяется проба от слитков и тигельная.

Пробу от слитков берут либо сверлением, либо вырубанием. Если пробу берут сверлением, то от каждого отдельного слитка сверху, снизу и с диагонально-противоположных концов, несколько отступив от краев слитка, высверливают 1-2 г стружки. Поверхностную стружку из пробы следует удалять, так как состав поверхностного слоя может отличаться от состава слитка. Если пробу берут вырубкой, то от краев каждого слитка с верхней и нижней части зубилом при помощи молотка вырубают по кусочку металла, которые затем вручную раскладывают на наковальне и прокатывают до желаемой толщины.

Тигельную, или горошковую, пробу берут непосредственно из тигля от расплавленного и хорошо перемешанного металла. Взятую таким образом пробу жидкого сплава отливают в изложницу или дробят отливкой в воду.

Для выполнения анализа на содержание драгоценных металлов пользуются муфельными и тигельными печами, тиглями, щеберами (плоскими блюдечками из огнеупорных материалов), капелями (чашечками из костяной муки и цемента) и др.

Пробирный анализ на содержание золота, серебра и платиновых металлов состоит в сплавлении испытуемого вещества (пробы) с флюсами, содержащими металлический свинец или глет (двуокись свинца) с восстановителем. Расплавленный свинец смачивает частицы благородных металлов и образует с ними сплав, называемый веркблеем, который плотно объединяет все металлические зерна. Остальные компоненты с. флюсами образуют легкоплавкий шлак, Веркблей отделяется от шлака и обрабатывается купелированием.

Сущность купелирования состоит в отделении окислов металлов от драгоценных металлов, основанном на избирательном смачивании капели окислами вещества. Окислы всасываются пористой массой капели, а металлы остаются на ее поверхности.

Полученный при купелировании “королек” в относительно редких случаях состоит только из одного драгоценного металла (чисто золотой, серебряный и платиновый). Чаще он представляет собой сплав этих металлов, обычно золота с серебром. Для разделения на составляющие компоненты “королек” расковывают, прокатывают в тонкую ленту и растворяют (разваривают) в кислотах. Разделение золота и серебра азотной кислотой основано на том, что последняя количественно растворяет серебро, не действуя на золото, если содержание его в сплаве превышает содержание золота примерно в три раза. Однако при разваривании в кислоте следует избегать распадания золота с образованием мелких частиц. Также следует обеспечить полное растворение серебра. То и другое достигается получением сплава золота и серебра в требуемых соотношениях путем квартования, т. е. сплавления золота с серебром в отношении, отвечающем условиям полного разделения полученного сплава кислотой.

Навеску для анализа золотого сплава муфельным путем берут массой около 250 мг, добавляют необходимое количество чистого серебра с тем, чтобы отношение серебра к золоту в “корольке” было равно 2,5:1. Золотую “корточку”, полученную после разварки “королька” в кислоте, взвешивают на пробирных весах, и полученную массу, выраженную в миллиграммах, умножают на 4. Результат является пробой анализируемого сплава.

Серебро, применяемое для квартования, проверяют на содержание золота, свинец, употребляемый при купелировании, – на содержание в нем золота и серебра. Если золото обнаружено в квартовочном серебре, такое серебро не может применяться для анализов, а если золото и серебро обнаружено в свинце, то при подсчете результатов анализа необходимо сделать соответствующую поправку. При определении серебра в изделиях и сплавах муфельным путем также берут навеску массой около 250 мг и купелируют. Полученный при этом “королек” взвешивают на пробирных весах, и массу, выраженную в миллиграммах, умножают на 4. Полученный результат является пробой анализируемого сплава.

Читайте также:
Психотропные вещества: что это такое, описание и особенности

Пробирный надзор: что это такое, описание и особенности

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” и статьей 261 Федерального закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о федеральном государственном пробирном надзоре;

перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора).

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной пробирной палатой (ее территориальными органами) в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной пробирной палаты (ее территориальных органов), а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной пробирной палате (ее территориальным органам) в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 25 июня 2022 г. № 1015

ПОЛОЖЕНИЕо федеральном государственном пробирном надзоре
I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного пробирного надзора.

2. Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Постоянный государственный контроль (надзор) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, осуществляется государственным учреждением, осуществляющим функции в сфере использования и обращения драгоценных камней, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

3. Предметом федерального государственного пробирного надзора является соблюдение:

юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение, установленных Федеральным законом “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использования и обращения драгоценных камней;

организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, лицензионных требований к указанным видам деятельности, установленных Положением о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) и Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями”.

4. Учет объектов федерального государственного пробирного надзора – деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – объекты надзора, контролируемые лица), осуществляется посредством включения в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

При осуществлении федерального государственного пробирного надзора устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в отношении аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в соответствии с положениями Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).

5. Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется Федеральной пробирной палатой в соответствии с разделом II настоящего Положения.

Постоянный государственный контроль (надзор) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, осуществляется федеральным казенным учреждением “Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации” (далее – Гохран России) в соответствии с разделом III настоящего Положения.

6. Федеральный государственный пробирный надзор осуществляется в том числе с применением государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее – ГИИС ДМДК).

II. Порядок осуществления федерального государственного пробирного надзора Федеральной пробирной палатой

7. Федеральная пробирная палата осуществляет федеральный государственный пробирный надзор с применением критериев отнесения объектов надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее – критерии).

В целях осуществления федерального государственного пробирного надзора устанавливаются следующие категории риска:

чрезвычайно высокий риск;

8. Отнесение объектов надзора к категории риска приведено в приложении № 1.

При наличии сведений о реализации контролируемым лицом, отнесенным к категории высокого или среднего риска, мероприятий по исключению применения к деятельности таких лиц критериев риска, соответствующих категориям высокого или среднего риска, деятельность такого лица подлежит отнесению к категории низкого риска.

Читайте также:
Подотчетное лицо: что это такое, описание и особенности

При предоставлении контролируемым лицом доступа Федеральной пробирной палаты к своим информационным ресурсам деятельность такого лица подлежит отнесению к категории низкого риска.

В случае если объект надзора не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

9. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту надзора категории риска, осуществляется на основании данных, имеющихся в распоряжении Федеральной пробирной палаты, а также с применением ГИИС ДМДК и утверждается соответствующим решением уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной пробирной палаты по согласованию с должностным лицом Федеральной пробирной палаты (далее – решение об отнесении к категории риска).

В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней в районах деятельности нескольких территориальных органов Федеральной пробирной палаты, отнесение объектов надзора к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту надзора категории риска, осуществляется соответствующим решением уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной пробирной палаты по месту государственной регистрации контролируемого лица по согласованию с должностным лицом Федеральной пробирной палаты.

10. До принятия решения об отнесении к одной из категорий риска объект надзора считается отнесенным к категории низкого риска.

11. Проведение уполномоченными должностными лицами территориальных органов Федеральной пробирной палаты плановых мероприятий по контролю в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого уровня риска инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка, или рейдовый осмотр – 2 раза в год;

для категории высокого уровня риска инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка, или рейдовый осмотр – 1 раз в 2 года;

для категории среднего уровня риска инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка, или рейдовый осмотр – 1 раз в 3 года.

В отношении деятельности контролируемых лиц, которая отнесена к категории низкого риска, плановые мероприятия по контролю не проводятся.

12. Территориальные органы Федеральной пробирной палаты ведут перечень контролируемых лиц, который содержит следующую информацию:

полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

номер специального учета;

основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика;

место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;

указание на категорию риска деятельности контролируемого лица, дата принятия решения об отнесении к категории риска деятельности контролируемого лица.

13. Федеральная пробирная палата размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) и поддерживает в актуальном состоянии следующую информацию из перечня контролируемых лиц с распределением их по районам деятельности территориальных органов Федеральной пробирной палаты:

полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

номер специального учета;

основной государственный регистрационный номер юридического лица, индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика;

место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;

указание на категорию риска деятельности контролируемого лица, дата принятия решения об отнесении к категории риска контролируемого лица.

14. По запросу контролируемого лица, деятельности которого присвоена определенная категория риска, территориальный орган Федеральной пробирной палаты предоставляет контролируемому лицу информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска.

15. Контролируемое лицо вправе подать в территориальный орган Федеральной пробирной палаты заявление об изменении присвоенной ранее категории риска при изменении критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска.

16. Федеральная пробирная палата ежегодно утверждает программу профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (далее – программа профилактики нарушений обязательных требований) в сфере федерального государственного пробирного надзора, которая размещается на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети “Интернет”.

17. При утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований Федеральная пробирная палата учитывает категории риска, к которым отнесена деятельность контролируемых лиц.

Федеральная пробирная палата может проводить следующие профилактические мероприятия:

обобщение правоприменительной практики;

18. Федеральная пробирная палата осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в сети “Интернет”, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.

Федеральная пробирная палата размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети “Интернет”:

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного пробирного надзора;

перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного пробирного надзора, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного пробирного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу;

руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”;

перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения деятельности контролируемых лиц к категориям риска;

перечень контролируемых лиц с указанием категории риска;

программу профилактики нарушений обязательных требований и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий территориальными органами;

исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться территориальным органом Федеральной пробирной палаты у контролируемого лица;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере осуществления федерального государственного пробирного надзора;

ежеквартальные сведения о порядке досудебного обжалования решений территориального органа Федеральной пробирной палаты, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, действий (бездействия) его должностных лиц не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным;

доклад, подготовленный органом, осуществляющим федеральный государственный пробирный надзор, не реже одного раза в год;

Читайте также:
Муниципальная должность: что это такое, описание и особенности

публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике;

ежегодный доклад, включающий в себя результаты обобщения правоприменительной практики о состоянии федерального государственного пробирного надзора, который утверждается приказом (распоряжением) руководителя Федеральной пробирной палаты, в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;

иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере федерального государственного пробирного надзора и (или) программой профилактики нарушений обязательных требований.

19. В случае наличия у Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям территориальный орган Федеральной пробирной палаты объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

20. Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя территориального органа Федеральной пробирной палаты на основании предложений должностного лица территориального органа Федеральной пробирной палаты при наличии у него сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (далее – сведения о нарушениях), территориальный орган Федеральной пробирной палаты объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

21. Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня получения должностным лицом территориального органа Федеральной пробирной палаты сведений о нарушениях обязательных требований.

В предостережении указываются:

наименование территориального органа Федеральной пробирной палаты, который направляет предостережение;

дата и номер предостережения;

наименование контролируемого лица;

указание на обязательные требования, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные обязательные требования;

информация о том, какие действия (бездействие) контролируемого лица приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

предложение контролируемому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;

предложение контролируемому лицу направить уведомление об исполнении предостережения в территориальный орган Федеральной пробирной палаты;

срок (не менее 60 календарных дней со дня направления предостережения) для направления контролируемому лицу уведомления об исполнении предостережения;

контактные данные территориального органа Федеральной пробирной палаты, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные способы подачи возражений в отношении выданного предостережения.

Предостережение не может содержать требования о предоставлении контролируемым лицом сведений и документов.

Предостережение направляется на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации контролируемым лицом, которому оно направлено (телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и др., посредством СМС-сообщения в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату), включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, указанного в настоящем пункте, с использованием сети “Интернет”.

22. По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом могут быть

Пробирный надзор: что это такое, описание и особенности

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов – не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Ко мпания основана в 1996 году

Что проверит инспектор пробирного надзора?

готовимся к проверке по учету и хранению драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них

(авторы – юристы Смыслов П.А. и Атяшева В.Н.,

при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 11.12.2019)

Нередко ювелирные организации и предприниматели подвергаются проверке со стороны инспекции пробирного надзора на предмет нарушения правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Что ждать от данного мероприятия, как к нему подготовиться и как успешно пройти проверку , мы расскажем в данной статье.

О том, что в отношении организации будет проводиться проверка, она узнает, получив «письмо счастья» – уведомление из инспекции пробирного надзора, в котором указан перечень обязательных документов, которые необходимо предоставить на проверку. Для тех организаций, которые тщательно соблюдают нормы законодательства ювелирной отрасли и всегда в курсе последних новостей, не составит труда предоставить все запрашиваемые документы. Однако, перед их сдачей на проверку всегда рекомендуется провести аудит документов на предмет их соответствия специфике выполняемых операций с драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями. Также необходимо проверить актуальность документации.

Хотим обратить внимание на то , что предоставлять документы необходимо строго за тот период, в отношении которого проводится проверка и который указан в уведомлении о проверке. Если инспектор устно просит дать документы, выходящие за рамки проверяемого периода – это может свидетельствовать о его злоупотреблении своими правами.

ГИПН нередко практикуют выездн ые проверк и ювелиров , в рамках котор ых рассматр ивают документаци ю по организации учета и хранения ДМ и ДК, учредительные документы компании, проверяют условия производства, хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий их них.

Читайте также:
Предполетный досмотр: что это такое, описание и особенности

Для успешного прохождения проверки потребуется предоставить максимально прозрачную документацию по учету и хранению ДМ и ДК , в которой будет четко видно движение ДМ, ДК на всех стадиях производства. Тщательный контроль расхода ДМ и ДК и непрерывное ведение необходимой документации позволяют ювелирам предотвратить незаконное использование драгоценных металлов и камней , а наличие пакета обязательных документов по учету и хранению минимизирует риски наложения штраф а в отношении организации.

В первую очередь инспекторы ГИПН проверяют документы, обеспечивающие контроль за движением и сохранностью ДМ и ДК при их использовании и обращении, устанавливающие порядок хранения, учета и ведения отчетности при использовании. К их числу среди прочего относятся:

– Документы, подтверждающие источники получения ДМ и ДК (договор ы купли-продажи, комиссии, подряда и др. , передаточные документы и т.п. );

Кроме того, инспектор ГИПН может запросить на проверку такие документы как нормы расходов драгоценных металлов на производстве, с правку о количестве изделий, представленных на клеймение за запрашиваемый период, ежемесячные/квартальные отчеты о количестве произведенных ювелирных изделий.

Инструкция об учете и хранении ДМ и ДК — это настольная книга ювелиров, которая всегда запрашивается на проверках. Именно в ней прописаны все нюансы учета, хранения и движения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Этот документ разрабатывается строго индивидуально: в нем учитываются все особенности деятельности организации , характер проводимых ею операций, состав и численность персонала и многое другое . Мы настоятельно рекомендуем не скачивать готовые образцы из открытых источников, а также не пользоваться Инструкцией своих коллег , т.к. это верный путь к получению штрафа, ведь порядки, прописанные в Инструкции, должны исполняться на практике, а не просто анонсироваться на бумаге Так, например, мы нередко сталкивались с ситуациями, как розничный продавец ювелирных изделий внедрял в свою работу инструкцию, написанную для производства.

Зачастую ювелиры нас просят доработать свою инструкцию после ее проверки ГИПН, после которой к ней было выписано предписание об устранении многочисленных нарушений и замечаний . Нам совершенно не понятно, почему ювелиры не озадачиваются этим вопросам заранее, еще до начала проверки, когда есть время для приведения инструкции в порядок. Так, совсем недавно, нам пришлось наспех делать инструкцию по учету и хранению ДМ и ДК всего за 40 минут (. ) до посещения инспектора ГИПН небольшого ювелирного производства.

Среди наиболее массовых замечаний по итогам надзорных мероприятий со стороны ГИПН можно отметить следующие :

— инструкция по учету и хранению ДМ и ДК составлена в соответствии с устаревшим нормами права;

— нарушен порядок проведения инвентаризации;

— условия хранения драгоценных материалов осуществляется с нарушением законодательства;

— внутренние документы составлены с ошибками;

— не ведется учет журнала посылок;

— отсутствуют документы оперативного учета движения ДМ и ДК, изделий их содержащих.

Отметим, что м ногие ювелиры недооценивают важность проведения инвентаризации . А зря, ведь ее итоги, а также п риказы о назначении комиссии, инвентаризационные описи и акты почти наверняка будут запрошены на проверке. Но недостаточно просто иметь данные документы в организации , их необходимо еще и правильно составлять. ,

Так, например , некоторые ювелиры включают в приказ о назначении инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц, что конечно же запрещено законодательством и является абсурдным .

Среди ювелиров есть и те, кто пренебрега е т нормами законодательств а, регулирующего условий хранения ДМ и ДК, и не учитывают, что ювелирные изделия, ДМ и ДК должны храниться в соответствии с гл.4 Приказа Минфина №231н от 09.12.2016 г.

Среди прочего для подтверждения соответствия условий хранения ДМ и ДК требованиям законодательства инспектор ГИПН может запросить такие документы как, например, д оговор ы аренды нежилого помещения и на оказание услуг охраны .

Необходимо также отметить , что ювелиры обременены не только ведением внутренней документации, но и сдачей специальной статистической отчетности . .

Беда не приходит одна. Зачастую после проверки учета и хранения ДМ и ДК в отношении ювелиров инициируется еще одна проверка, но уже в отношении соблюдения всем известного законодательства в сфере ПОД/ФТ. И не успев опомниться от первой проверки, ювелиры вынуждены срочно готовиться ко второй. А все потому, что еще в ходе проверки учета и хранения ДМ и ДК инспектор проводит «разведку боем» и заранее примечает нарушения, допущенные в сфере ПОД/ФТ, штрафы за которые кратно превышают ответственность за нарушения в сфере оборота ДМ и ДК.

Для успешного прохождения проверки по учету и хранения ДМ и ДК необходимо обеспечить своевременное ведение документации строго в соответствии с актуальным законодательством, сдача необходимой отчетности и тщательная внутренняя подготовка к проверке со стороны ГИПН. На практике даже такие, казалось бы мелочи, как, например, отсутствие подписи сотрудника или в инвентаризационной описи или может привести к солидному штрафу.

Мы настоятельно рекомендуем нашим читателям не ждать у моря погоды, а уже сейчас начать приводить в порядок всю документацию по ПОД/ФТ и хранению ДМ и ДК, не дожидаясь получения уведомления о проведения проверки от инспекции пробирного надзора. А в случае необходимости мы готовы помочь ювелиров по этим сложным вопросам и оказать им посильную помощь в вопросах учета и хранения ДМ и ДК .

Павел Смыслов, Виктория Атяшева

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

Читайте также:
Открытый аукцион: что это такое, описание и особенности

– любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

– обучение и инструктаж по финмониторингу;

– аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

– электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

– помощь на проверках;

– и многое другое.

Подробнее ТУТ.

Подпишитесь на “Вестник финансового мониторинга” – первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

Пробирный надзор. Кого и что будет проверять контрольный орган?

“Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений”, 2014, N 12

В адрес журнала поступил вопрос: вправе ли инспекция пробирного надзора осуществлять проверку государственного учреждения, ведущего образовательную деятельность? В статье мы рассмотрим, в каких случаях и кем проводится пробирный надзор, а также какие нарушения выявляются по результатам контрольного мероприятия.

Кто подпадает под пробирный надзор?

Для начала отметим, что правоотношения, связанные с обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, регулируются Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (далее – Федеральный закон N 41-ФЗ).

В своей деятельности государственные (муниципальные) учреждения могут использовать оборудование, в состав которого входят узлы и детали с содержанием драгоценных металлов. Кроме того, драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. К драгоценным металлам относят золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

С учетом ценности драгметаллов они подлежат постоянному контролю со стороны как государственных органов, так и самих организаций.

В соответствии с пп. 8 – 10 п. 2 ст. 13 Федерального закона N 41-ФЗ федеральный пробирный надзор, в частности, включает в себя:

  • специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • постоянный государственный контроль над производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством РФ;
  • периодический государственный контроль над производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, ведущих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

В обязанности самих организаций входит соблюдение требований, касающихся учета драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов (п. 6 Правил учета и хранения драгоценных металлов ).

Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731.

При списании оборудования, например, вследствие его физического износа осуществляется выемка узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы.

Собранные лом и отходы драгоценных металлов подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней (п. 4 ст. 22 Федерального закона N 41-ФЗ, п. 3.2 Инструкции N 68н ).

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н.

Кто осуществляет пробирный надзор?

Отметим: внешний контроль над извлечением, переработкой, обращением, учетом и хранением лома и отходов драгоценных металлов возложен на государственные инспекции пробирного надзора (п. 12.2 Положения о Российской государственной пробирной палате при Минфине России, утвержденного Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 327 (далее – Положение N 327)).

Из п. 14 Положения N 327 следует, что учреждения пробирного надзора вправе, в частности:

  • проводить ревизии, проверки и обследования во всех учреждениях независимо от организационно-правовых форм, производящих, извлекающих, перерабатывающих, использующих, осуществляющих обращение и хранение драгоценных металлов, а также изделий, их содержащих, их лома и отходов;
  • запрашивать и безвозмездно получать от должностных лиц контролируемых учреждений, осуществляющих операции с драгоценными металлами, соответствующие нормативно-технические, бухгалтерские и другие документы, касающиеся поступления, использования, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов, сбора и сдачи их лома и отходов, производить их опечатывание, если предполагается их утрата или искажение содержащихся в них сведений, запрашивать и получать объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении контроля;
  • направлять должностным лицам контролируемых учреждений обязательные для них предписания в письменной форме об устранении выявленных нарушений в части производства, использования и обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Обратите внимание! Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, – от 10 000 до 15 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Какие нарушения выявляются при проверке?

Как уже было отмечено, организации, в деятельности которых используется оборудование, имеющее в своей комплектации узлы и детали с драгоценными металлами, должны организовать их учет. Аналогичные требования относятся к лому, содержащему драгоценные металлы.

Читайте также:
Обеспечение доказательств: что это такое, описание и особенности

Основные требования к учету драгоценных металлов изложены в Правилах учета и хранения драгоценных металлов и Инструкции N 68н. При проведении проверок инспекцией пробирного надзора выявляются нарушения в части несоблюдения требований, изложенных в данных документах. Приведем некоторые из них.

Требования Инструкции N 68н

В нарушение п. 6.3 Инструкции N 68н не заносятся сведения о наличии драгоценных металлов в отдельных видах оборудования при оформлении документации при его поступлении и принятии к учету

Напомним, что сведения о наименовании и массе содержащихся в оборудовании драгоценных металлов отражаются на оборотной стороне инвентарной карточки учета основных средств (ф. 0504031). Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств обычно указывается в технической документации (в паспортах, формулярах, на этикетках, в руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих данных (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) используются данные организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов. В случае когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в таком оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации

В нарушение п. 6.19 Инструкции N 68н не производилось извлечение деталей и узлов с содержанием драгоценных металлов при демонтаже оборудования, не принимались к учету извлеченные узлы и детали с содержанием драгметаллов

В соответствии с нормами названного пункта необходимо составить акт ликвидации, в котором должны указываться отдельно масса в лигатуре изъятых деталей, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. На основании таких актов приборы и изделия списываются с карточек учета. Изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и чистой массе содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам

В нарушение п. 3.2 Инструкции N 68н не производилась сдача узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов специализированным организациям

Данным пунктом предусмотрено, что собранные лом (пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их составные части, изготовленные из драгоценных металлов или их сплавов или содержащие их) и отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы или их сплавы, которые образовались в процессе производства и (или) потребления) драгоценных металлов могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями или реализовываться либо передаваться на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством РФ

В нарушение п. 4.2 Инструкции N 68н условия хранения узлов и деталей не соответствовали требованиям, установленным нормативными актами РФ

Напомним, что в силу норм данного пункта хранение драгоценных металлов, а также их лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ.

Кладовые, где осуществляется хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, их лома и отходов, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, пломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами не допускается

В нарушение п. 5.1 Инструкции N 68н отсутствовал контроль над сохранностью драгоценных металлов

В соответствии с данным пунктом в учреждениях должна производиться один раз в год (по состоянию на 1 января) инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, находящихся в эксплуатации и размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), а также в ломе и отходах.

Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из них, а также драгоценные металлы и драгоценные камни, находящиеся в составе любых материальных ценностей. Инвентаризации подлежат также ценности, не принадлежащие предприятию, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные

В качестве примера приведем спор, рассмотренный в Постановлении ФАС СЗО от 02.03.2006 N А21-2068/2005-С1. Как следует из материалов дела, инспекция провела проверку бюджетного учреждения, в ходе которой выявила нарушения организации учета, проведения инвентаризации драгоценных металлов, находящихся в материальных ценностях, составления государственной отчетности, организации сбора и учета содержащего драгоценные металлы лома от ликвидации основных средств, приборов и оборудования. По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушений.

По мнению учреждения, оно не относится к числу организаций, осуществляющих деятельность по добыче, производству, переработке, использованию в своей деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней, и не осуществляет операции с указанными ценностями.

ФАС СЗО не нашел оснований для отмены предписания, так как из материалов дела следует, что учреждение использует в своей деятельности изделия, содержащие драгоценные металлы. Таким образом, оно обязано выполнять требования законодательства по ведению надлежащего учета, осуществлению инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных ценностях, составлению государственной отчетности, организации сбора и учета содержащего драгоценные металлы лома от ликвидации основных средств, приборов и оборудования.

Заключение

В заключение отметим, что получение, расходование, учет и хранение драгоценных металлов или изделий, их содержащих, сбор лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, осуществляются в соответствии с Инструкцией N 68н. При нарушении ее положений, а также при непредставлении в установленные сроки сведений или представлении недостоверных сведений государственного статистического наблюдения должностные лица учреждения несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (п. 7.2 Инструкции N 68н).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: