Профицит бюджета: что это такое, описание и особенности

Профицит — что это такое и какой он бывает

Профицит — это экономическое явление, противоположное дефициту. Термин используется для отображения переизбытка средств или товаров. Кроме этого, понятие часто применяется при переизбытке производственных факторов или ресурсов. При неправильном подходе к распределению избытка денежных средств или продукции, могут возникнуть негативные явления, которые повлекут за собой ряд последствий.

1. Что такое профицит простыми словами

Когда доходы, поступающие в государственный бюджет, учитывая определённый период превысили сумму расходов, такую ситуацию называют . Также стоит знать о том, что в зависимости от того, учтены или нет долговые обязательства государства, здесь может говорится о вторичном или первичном бюджетном профиците.

Профицит считается нормальным явлением для бюджетов тех стран, которые экспортируют сырье. Таким образом, у них появляется возможность выложить излишние средства в производство, социальные сферы или научные исследования. Поэтому, бюджетный профицит часто является полезным и несёт определённую выгоду стране.

Но, многие эксперты считают, что излишние средства в бюджете являются последствием чрезмерно жестких действий в политике и экономике. Это может спровоцировать следующее:

  • Пониженная ликвидность кредитных организаций;
  • Недостаточное количество свободных средств в обороте.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что иногда для экономического благосостояния государства более полезным окажется контролируемый бюджетный дефицит. Говоря о профиците, специалисты воспринимают его как малоинформативную величину. Поэтому, чтобы передать ситуации смыслового значения, приходится соотносить переизбыток средств с рядом других макроэкономических показателей.

2. Основные термины

Как говорилось выше, профицит — это превышение доходной части над расходами. Он может быть:

  • банковским;
  • бюджетным;
  • экспортным;
  • торговым.

Бюджет — это смета о расходах и доходах на конкретный период. Он может быть сформирован на государственном уровне или какой-либо из компаний. В экономике выделяют три состояния бюджета:

  • Сбалансированный. Расходы и доходы находятся примерно на одинаковом уровне;
  • Профицитный;
  • Дефицитный.

Большинство зарубежных инвесторов часто обращают внимание на наличие профицита государственного бюджета, так как это может снизить их риски.

Виды бюджетного профицита:

  • Окончательный . Рассчитан с учётом погашения государственных долгов;
  • Первичный . В данном случае, учитывается превышение доходной части над расходной за конкретный период без внутренних и внешних займов.

3. Из-за чего возникает профицит

Рассматривая ситуацию на примере РФ, профицит может возникнуть по таким причинам:

  • Увеличение пошлин на таможне;
  • Рост цен на углеводороды. Российская экономика сильно зависит от стоимости газа и нефти. Экспорт данного сырья, это практически половина доходов госбюджета. В процессе формирования бюджета, как основа используется текущая цена углеводородов. Если она стремительно возрастет, это говорит о росте доходной части бюджета, что спровоцирует возникновение профицита;
  • Увеличение налогов для юридических и физических лиц;
  • Приостановка финансирования социальных, а также других проектов.

4. Профицит платежного баланса

Изучая явления в экономике, часто можно встретиться с понятием «сальдо платежного баланса». Сальдо определяет разницу между финансовыми оттоками и притоками. Если речь идет о положительном сальдо, приходящая в государство сумма значительно превышает оттоки.

В противоположной ситуации, уходящие со страны средства превалируют доходную часть, что становится причиной дефицита платёжного баланса, который может вызвать следующие явления:

  • Рост качества жизни населения государства;
  • Увеличение количества расходных статей;
  • Увеличение объема денежной массы в обороте;
  • Возникновение стимулирующих процессов, влияющих на инфраструктуру внутри государства.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что профицит — это однозначно положительное явление, которое укрепит экономику. Но, по мнению большинства экспертов, значение платёжного профицита баланса должно находиться на нуле.

Экономика государства будет находиться в безопасности только если дефицит и излишки не будут значительно превосходить друг друга.

Положительное сальдо спровоцировано притоком в страну конкретной суммы денег в национальной или иностранной валюте. Данный приток в национальной валюте приведёт к увеличению объема денежной массы. В итоге, это может спровоцировать девальвацию или уменьшение спроса на деньги. Приток национальной валюты также может стать провокатором повышения уровня инфляции.

При валютных поступлениях, ситуация может спровоцировать начало процесса обесценивания национальной валюты. Также это одна из причин возникновения дефляции. Каждый специалист знает о том, что ни дефляция, ни инфляция не являются чем-то положительным для экономики государства. В связи с этим, чтобы выровнять баланс, Центральный банк должен предпринять специальные меры. Например, чтобы покрыть профицит, средства часто инвестируются в иностранный капитал.

5. Товарный профицит

В ситуации, при которой большое количество товаров по какой-то причине не было реализовано, называется товарным профицитом. В таком случае, вся продукция остаётся на складе или в магазинах. Данное явление говорит о том, что предложение значительно превышает спрос. Также данную ситуацию можно назвать профицитом предложения. Возникнуть данное явление может по ряду причин, главные из них это:

  • Ошибки в планировании или неоправданно завышенные ожидания спроса. К примеру, в процессе подготовки к лету производитель изготовил большое количество холодильников для мороженого и напитков. Но, поскольку лето оказалось холодным и дождливым, всю продукцию не удалось реализовать, что привело к профициту;
  • Высокая стоимость. Иногда производители слишком сильно завышают стоимость товара. В результате она значительно превышает себестоимость продукции. Кроме этого, такая ситуация может быть спровоцирована посредниками, связующим звеном между конечным потребителем и производителем;
  • Неэффективная работа маркетологов. Если маркетинговый отдел сработает неэффективно, то есть не подготовит правильную рекламу или сделает это некачественно, покупатели будут недостаточно мотивированы на то, чтобы приобрести конкретный товар.
Читайте также:
Патологическое опьянение: что это такое, описание и особенности

Чтобы ликвидировать товарный профицит, необходимо повлиять на провоцирующие факторы. Это можно сделать следующим образом:

  • Для устранения недостатков в работе маркетингового отдела, чаще всего, работодатель занимается повышением квалификации специалистов или нанимает новых сотрудников, более опытных;
  • Снижение цены товара. Этим вопросом можно заняться ещё на производственном этапе путем снижения себестоимости продукции или конечной цены. Кроме этого, на этапе реализации можно снизить посреднические «накрутки». Цену продукции, которая была уже приобретена посредником можно снизить только через уменьшение посреднического процента. Главная форма снижения цены в данном случае – это использование системы скидок и каких-либо акций.
  • Чтобы не допустить товарный профицит, необходимо уделить большое внимание этапу планирования. В процессе производства необходимо учитывать имеющийся профицит и поэтому, выпускать меньше продукции, чем за предыдущий период.

Существует достаточно большое количество способов, которые помогают избавиться от излишков продукции на складе и в магазинах. К этому этапу необходимо подходить грамотно, так как при профиците товара приходится задействовать значительные ресурсы. Необходимо вести учёт, проводить инвентаризацию, а также учитывать особенности хранения товара на складе. Считается, что избыток товара, это одна из самых больших опасностей для предприятия.

6. Бюджетный профицит — что это такое

Когда финансовые ресурсы в своём преимущественном количестве находятся в органах власти, это может спровоцировать снижение финансовых возможностей ряда хозяйствующих субъектов, что становится препятствием при оснащении производства на этапе внедрения новых технологий для повышения эффективности.

Поэтому, возникшие излишние доходы в бюджете считаются вредным явлением для экономики государства. В связи с этим, на законодательном уровне большого количества государств предусмотрены специальные нормы, которые запрещают формирование бюджета с превышающими расходы доходами.

Согласно бюджетному кодексу РФ, утверждение, а также составление местного, федерального или регионального бюджета должно проводиться с учетом профицита. Если специалисты прогнозируют, что в будущем доходы значительно превысят расходы, необходимо принять следующие меры для урегулирования ситуации:

  • Увеличить расходы бюджета. В данном случае, речь может идти о передаче определенной части доходов на другие бюджетные уровни.
  • Сокращение доходной части от реализации запасов нефти или газа;
  • Средства могут направить на дополнительную оплату долговых обязательств.

В некоторых случаях, бюджетный профицит это положительное явление, но только когда он спровоцирован грамотным составлением доходных и расходных статей. Но, если высокие поступления в бюджет полученные на фоне выгодно сложившейся экономической конъюнктуры при возникновении экономического «бума» или же при недофинансировании расходов, такой профицит будет оценен как отрицательный.

Но, независимо от того, какие процессы спровоцировали образование излишних средств, нужно правильно распределить их с учётом расходной части, которая ранее утверждалось в бюджете. Зачастую, профицитную часть отправляют на пополнение резервов, погашение государственных займов, а также покрытие расходов, которые были запланированы на следующий финансовый год.

7. Плюсы и минусы профицита

  • В процессе формирования бюджета на следующий финансовый год, государство будет иметь запас, который можно использовать при возникновении форс-мажорных расходов. Например, это могут быть природные аномалии или чрезвычайные ситуации;
  • При возникновении профицита можно снизить давление на бизнес. Речь идёт о более лояльной налоговой политике, что в результате ускорит темпы развития экономики;
  • Если грамотно подойти к возникновению профицита, таким образом можно избавиться от негативных последствий государственного долга. Для этого средства часто направляются на инвестирование, а также формирование резерва, который будет использоваться как «финансовая подушка безопасности».
  • Снижение возможностей производственных предприятий;
  • Явление провоцирует снижение эффективности органов власти на региональном уровне. Они начинают копить слишком большое количество средств, хотя целесообразнее было бы направить их на улучшение инфраструктуры страны и развитие проблемных отраслей;
  • Если избыток средств хранится слишком долго, постепенно он потеряет свою ценность.

Если излишние средства будут поглощены какими-либо накопительными фондами или бюджетом, это скажет об отсутствии грамотного подхода, так как эти деньги не будут направлены на развитие экономики.

Профицит на первый взгляд может создать впечатление исключительно положительного явления независимо от разновидности. Но, чтобы избежать негативного эффекта, следует вовремя принять меры для правильного распределения данных средств. В противном случае могут возникнуть проблемы, которые ощутят на себе не только предприятия, а и население страны.

Профицит бюджета

Добавлено в закладки: 0

Что такое профицит бюджета? Описание и определение понятия.

Профицит бюджета — это понятие предполагает превышение уровня доходов над расходами. Данное экономическое понятие подразумевает, что доходная составляющая часть бюджета в значительной мере превышает расходную часть.

Один из наиболее главных составляющих оформления госплана прибыли и расходов – это сбалансированность бюджета. Если рассматривать экономические ситуации в их идеальном виде то суммы затрат, а также прибыли должны быть равны между собой. Однако в реальности эти показатели очень редко бывают полностью одинаковыми. Именно из-за этого возникают два понятия такие как дефицит и профицит бюджета, эти понятия характеризуют собой сложившуюся экономическую ситуацию в деятельности государства, однако каждое из этих понятий можно рассматривать двояко, поскольку долги не всегда могут повлиять негативно на ситуацию в стране, а выгоды зачастую достигаются не самым лучшим путем. Именно поэтому самый лучший залог успеха – это полная сбалансированность. Но для того, чтобы хорошо понять, а также осмыслить всю общую картину экономического положения страны, нужно рассмотреть эти два понятия: дефицит бюджета, его расходы, доходы, а также профицит.

Читайте также:
Магдебургское право: что это такое, описание и особенности

Рассмотрим более детально, что значит профицит бюджета.

Характеристика бюджетной системы и основные статьи расходов

Если рассмотреть само понятие бюджетной системы, то мы увидим что это совокупность определенных частей и его составляющих. Если рассматривать бюджет страны, то стоит задуматься над тем, какие субъекты играют роль в его формировании, а также в его использовании. Самая маленькая единица рассматривая в системе – это местное финансирование средств, которые уходят в этот бюджет, и используется только в одном городе, в районе или в посёлке. Кроме всего этого, консолидация бюджета может в значительной степени отличаются от этих показателей, которые дают отдельные субъекты. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета, с одной стороны экономика расцветала и средств хватало для того, чтобы покрыть долги. Однако с другой стороны показатели консолидированного бюджета говорили о дефиците. Поэтому такая ситуация оценивалась двояко, некоторые придерживались мнения, что профицит – это достижение, другие же считали, что это упущение со стороны правительства.

Расход – это общая сумма всех затрат, которые нужно осуществлять для того, чтобы получить определенные блага. Каждый из нас знаком с таким понятием. Однако, на государственном уровне масштаб расходов огромен, экономисты конечно со своей стороны проделывают всю необходимую работу для того, чтобы рассчитать все статьи возможных расходов и самым лучшим образом составить план и добиться сбалансированности, а также избежать в следствии этого дефицита или профицита бюджета. Рассмотрим расходы страны. Затраты при этом можно разделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • управленческие;
  • чрезвычайные затраты.

В наше время в таком современном и напряженном темпе деятельности государства, величина затрат опережает все разумные выгоды, если рассмотреть высказывания Вагнера то можно согласиться с сделанным и выводом он сказал: «в странах где развита экономическая промышленность, расходы образуются намного быстрее, чем национальный доход».

Вся проблема в росте материальной прибыли государства скрывается в том, что основная часть уходит на налоговые сборы, 84% от общей величины федерального бюджета составляют как раз такие обязательные платежи со стороны граждан и юридических лиц, вся оставшаяся часть составляет прибыль от внешнеэкономической деятельности или собственности, которая остается в аренду.

Дефицит и профицит госбюджета целиком и полностью зависит от того, насколько своевременно поступают налоги, а также выплачена ли их полная сумма.

Понятие дефицита

Дефицит, как многие из нас знают — это отрицательная разница выявленная в сравнении между доходами и убытками. Современные государства в наше время существуют в условиях сумм, которые в значительной степени превышают затраты. Несмотря на то, что дефицит имеет явные недостатки в бюджете, очень многие экономисты считают его лекарством. Как они это объясняют? А объясняют таким образом, что недостаток средств является хорошим стимулом для правительства для того, чтобы пересмотреть планы развития. Именно это дает толчок для развития сельского хозяйства, промышленности, а также для увеличения объемов экспорта. Однако, нельзя забывать о том, что быстрый рост внешних долгов никогда не сможет превысить графу доходов и выгод в самой стране. Огромная разница и величина обязательств по сравнению со всеми доходами поражает объем уровня инфляции и часто такое явление считается следствием дефолта. Причины образования дефицита кроются во множестве факторов и чаще всего превышение доходов над расходами является следствием следующих ситуаций:

  • упадок производства или его довольно таки и низкая производительность;
  • значительный и стремительный рост безработицы в государстве;
  • неконтролируемые расходы;
  • значительные затраты выходящие на военное оружие и на администрации.

Стоит помнить, что не во всех случаях возникновения дефицита связано с отсутствием не проницательности или плохого планирования.

Экономическая система и ее положение в государстве

Часто причиной таких ситуаций являются военные действия или же природные катаклизмы, которые не всегда можно предвидеть и учесть. А ведь именно важно обратить внимание на то, куда тратятся средства. Рассмотрим способы для покрытия расходов в случаях, когда происходит чрезвычайные ситуации. Правительство должно правильно и безболезненно решать подобные проблемы. Однако, из-за того, что местные органы управления не имеют контроля, это приводит к тому, что возникает дефицит бюджета, который в следствии имеет отображение на всех показателях.

Рассмотрим что такое консолидация бюджета. Если посмотреть на мировую практику, то существуют сразу несколько методов для борьбы с кризисными ситуациями:

  • Первый метод – государственный заем у страны-партнера;
  • Второй метод – усиления налогового режима;
  • третий метод – формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из этих способов имеет конечно же своей как преимущества так и недостатки. Последние два метода упомянутые выше вызывают недовольство граждан, а также конфликты внутри государства и могут только на короткое время улучшить положение в стране. Способ поднятия налогов обычно приводит к тому, что растет уровень безработицы и граждане уходят в тень от выполнения обязательств перед государством. В конечном итоге всё заканчивается тем, что страна рискуют получить еще меньше средств, чем поступало до этого в основной бюджет. Заем материальных средств у других государств чаще всего наиболее подходящее решение для того, чтобы выйти из трудных ситуаций. Особенно это является хорошим способом, если трудности возникли из-за чрезвычайных происшествий и в скором времени баланс будет восстановлен.

Рассмотрим влияние профицита государства на бюджет. Мы рассмотрели как влияет дефицит средств на государство. Однако, что происходит в случаях, когда разница между доходами и расходами установится в плюсе. Можно ли говорить об остатке средств как о прибыли? Конечно, личные деньги это лучше чем растущие долги – подумает каждый гражданин. Однако, экономисты придерживаются другого мнения.

Читайте также:
Общая авария: что это такое, описание и особенности

Профицит бюджета – это сэкономленные средства и они направляются в основном для погашения государственных долгов. Однако, при этом нельзя забывать о том, с помощью каких методов образовывается такой накопленный остаток. Если это является следствием того, что уменьшается отсутствие финансирования отдельных субъектов в экономике страны, то ничего хорошего в итоге это не принесет, ведь из-за этого начинает хромать отрасль, на которую было потрачено и вложено меньше денег, чем было необходимо. Однако, если средства были направлены на все отрасли и использовались в нужном объеме и суммах, то тогда сэкономленная часть не принесет ущерба деятельности и в тоже время принесет дополнительную пользу, результатом этого будет положительное влияние на бюджет страны.

Бездефицитность разных уровней

Показатели как самой экономической деятельности, так и административных подразделений может в значительной степени иметь существенное отличие. Например, на местном уровне средств может не хватать, и они могут образовать долги. Однако, в тоже время на общегосударственном уровне дела могут обстоять совсем иначе и может даже сформироваться положительный остаток, при этом получается что профицит бюджета еще ничего не говорит о безупречном состоянии, в котором находится экономика. Для того, чтобы провести качественный анализ, нужно рассмотреть показатели местного и регионального, а также Федерального и консолидированного бюджета. Полученная разница всех конечных результатов будет зависит от некоторых факторов: достаточное финансирование, рациональное использование, а также фактор коррупции. Как показывает реальность – в последнее время самые острые проблемы сбалансированности бюджета состоят именно в региональном и местном уровне. Возможность достигнуть сбалансированности и процветания является следствием соблюдения принципа сбалансированности бюджета.

Если происходит грамотное распределение средств, тогда удается не только избежать дефицита и профицита, но и даже исправить неудачные ситуации прошлого периода.

Тогда сбалансированность экономики будет приносить успех стране, для этого необходим четкий взгляд на следующие понятия: нельзя заранее завышать, а также занижать планку в местах, которые касаются экономики. Допущение фактора дефицита противоречит идеям хорошего планирования. Зная то, что профицит бюджета это тоже не самый лучший показатель, лучше и его обойти вовсе. Самая лучшая и единственная цель, к которой нужно стремиться для правильного распределения бюджета – это баланс.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается каждое государство, и которого еще никто не смог избежать. Исключительно только самый лучший и качественный анализ всех ситуаций, а также строгий контроль и регулирование местных, а также региональных органов в подтверждении с законодательными актами, могут уравновесить два противоположных друг другу состояния экономического развития. Немаловажно при этом и хорошо развитая налоговая система, которая не давала бы причин гражданам страны избегать уплаты налогов.

Профицит также является следствием товарного излишка, то есть превышение объема предложений над величиной спроса на товар со стороны граждан. В производстве профицит является превышением экспорта над импортом, поэтому важно рассмотреть вопрос о платежном балансе или превышении поступлений материальных средств над их расходами. Иначе говоря, это называется активным платежным балансом. Профицит также является следствием избытка какого-то одного ресурса или же фактора производства, когда обнаруживается фактор присутствия профицита, то он сокращается путем уменьшения доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, а также доходов от продажи государственных запасов или ресурсов. Другой способ состоит в том, что средства могут направляться на погашение долгов или денежные средства могут частично направляться на другие уровни.

Отличия профицита и дефицита

Можно отдельно отметить отличия профицита и дефицита. Эти понятия абсолютно противоположны друг друга и возникают вследствие разных и совершенно противоположных причин. Единственное что их связывает, так это то, что они оба говорят о том, что внутри экономической политики отсутствует баланс. При этом дефицит может возникать в следующих случаях:

  • кризисное явление;
  • неспособности нынешнего правительства регулировать внутренние финансовые потоки;
  • воины внутри страны или революции;
  • стихийные бедствия;
  • огромное количество национальных ресурсов уходит на укрепление обороны в мирное время;
  • быстрые темпы роста издержек социального характера;
  • реструктуризация производственной сетки страны.

На первый взгляд кому-то может показаться, что ситуация, в следствии которой расходы значительной степени превышают доходы, не является катастрофической и гораздо лучше когда денежных средств больше. Но на самом деле профицит, как мы уже коснулись этой темы выше, оказывает не менее пагубное влияние, чем дефицит. Кроме того, многие страны существуют и функционируют при самой острой сбалансированности доходов и расходов, и расходы при всем при этом, могут в значительно большей степени превышать доходы, поэтому государства имеют несбалансированный бюджет.

Профицит имеет разные виды. Если переводить этот термин с латинского языка, то он будет означать «рост» и «повышение», а повышаться в стране может что угодно. Особенно это касается бюджета страны, поскольку бюджет – это сводный план доходов и расходов домохозяйств и фирм, а также муниципальных образований утверждённый на 2 года. Профицит бюджета – это превышение доходов над затратами государства. Если посмотреть на это со стороны государственного бюджета, то это баланс доходов и затрат за определенный ограниченный период времени, чаще всего за год. Основной финансовый план страны, который был принят законодательным органом, и денежные потоки на территории государства, могут разделяться на 3 уровня:

  • первый – федеральный бюджет;
  • второй – региональный;
  • третий – местный.
Читайте также:
Правовая аксиома: что это такое, описание и особенности

Доходы и издержки это две главных части любого бюджета, каждое правительство хочет достигнуть того, чтобы обе части были в полном равновесии между собой, что является на языке экономистов – балансом. На самом деле, как показала история, баланса достичь практически невозможно. Именно поэтому важно знать, что означают оба понятия и знать обо всех их плюсах и минусах.

Бюджетный профицит и его последствия за счёт дополнительной прибыли, полученной в условиях наиболее высоких экспортных цен, формируется изолированной частью федерального бюджета. Такая часть финансовых ресурсов называется – финансовый резерв. Источником его образования принято считать свободные остатки денежных средств федерального бюджета. Вследствие увеличения доходов и расходов госбюджета растут и количественные показатели общей денежной массы, которые повышают уровень жизни граждан, в результате чего хорошо развивается инфраструктура. Вследствие этого появляется ревальвация, или повышение курса национальной валюты в стране, а также дефляция. Также как и в случае, когда увеличение денежной массы происходит по причине притока национальной валюты, государство сталкивается с девальвацией, и соответственно этому инфляция с неизменным ростом стоимости цен на товары расчёт, а также анализ макроэкономических показателей в стране определяется профицитным платежом баланса, как значительной степени преобладания потока любых денежных средств с заграницы. Остаток с доходной части платежного баланса в стране является следствием, прежде всего, товарообмена в стране услугами, а также капитала между определённой страной и другими странами в мире.

По сути, это выглядит как балансовый отчет, в котором зафиксированы с одной стороны – внешней поступления, с другой стороны – отображаются платежи, производимые за границу. В течение определенного периода времени, структура платежного баланса – это своего рода показатель, который отображает существующую ситуацию и суммарные части всех валютных поступлений в страну, которые сами по себе превышают общий отток денежных средств за пределы страны.

Последствия профицита платежного баланса

Профицит платежного баланса вызывают следующие факторы:

  • увеличение доходов и расходов бюджета государства;
  • развитие инфраструктуры;
  • повышение качества и уровня жизни граждан в стране;
  • увеличение денежной массы в государстве;
  • направлении денежных средств на поддержку хозяйственной деятельности.

Также необходимо отметить, что рост доходной части профицита торгового баланса в стране – это разница между ценой на экспорт и ценой на импорт за определенный отрезок времени.

Способов избавиться от ненужных товаров или излишков материальных средств достаточно много. Однако, их нужно направить в необходимое русло и сделать это необходимо, потому что избыточный товарный запас, например, требует значительных ресурсов компании, таких как хранения на складе, замороженные средства, инвентаризация, учет и анализ и так далее. Наибольшую опасность избыток товара предоставляет для компании в случае, когда она находится на стадии внедрения на рынок или же на той стадии, когда компания переживает периоды выживания, то есть в моменты, когда больше всего необходимы ресурсы и средства. Если для компании внешняя система менее важна, чем решение проблем внутри, то излишки могут быть смертельно опасными для всей компании.

Мы коротко рассмотрели что такое профицит бюджета, его особенности и отличия от дефицита, влияние на экономическую ситуацию в государстве и роль фактора сбалансированности бюджета. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Профицит – что это такое простыми словами?

Профицит, что это такое и основные причины возникновения

Идеальный баланс между расходами и доходами в бюджете чаще встречается теоретически, а на практике мало какие предприятия могут похвастаться таким положением дел при подведении итогов.

Многие экономисты доказывают, что формирование профицита в бюджете является ничем иным, как достижением и благом для страны. Правда ли это? Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно вникнуть в суть данного экономического явления.

При составлении бюджетного государственного плана идеальным с теоретической точки зрения считается баланс в бюджете.

Когда сумма затрат и поступлений является одинаковой. Однако на практике данные показатели могут отличаться, причем как в одну сторону, так и в обратную. То есть формируется либо дефицит бюджета, либо профицит.

Что подразумевают под понятием «профицит»?

Профицит – это экономическая ситуация, при которой доходная часть бюджета превышает расходную.

Как и почему он возникает? Природу возникновения такого явления, как сверхдоходы можно объяснить просто. Экономика России напрямую зависит от экспорта сырья. Что и говорить, этот источник составляет около 50% от всех доходов страны.

При этом расходная часть бюджета планируется, с учетом расценок на нефть состоянием на сегодня. Например, в начале года за баррель нефти на международном рынке давали около 50$.

В правительственных органах учитывают данную стоимость при расчете бюджета при условии, что нефть добывается и продается без скачков, на одинаковом уровне. Если объемы экспортируемой нефти не меняются, а цена на нее на международном рынке неожиданно повысилась, допустим до 100$, то тогда возникает огромный профицит.

Естественно, это самая главная причина, но есть и дополнительные факторы, вызывающие профицит. Какой бы ни оказалась причина профицита, следует предпринимать меры с целью сохранить бюджетные средства, которые не предназначались для расходования в рамках принятого бюджета.

Читайте также:
Повторные выборы: что это такое, описание и особенности

Чем профицитный бюджет отличается от других видов?

Бюджет бывает профицитный, дефицитный и сбалансированный. Чем они отличаются между собою? Схематически разницу можно отобразить следующим образом:

  • Профицитный бюджет – это когда доходы превышают расходы.
  • Сбалансированный– доходы и расходы являются одинаковыми.
  • Дефицитный – расходы превышает доходы.

Страны с профицитным бюджетом – это Дания, Швеция, Бельгия. Самым ярким примером дефицитного бюджета является Япония, а вслед за ней и США.

Нет смысла сравнивать такие экономические явления, как дефицит и профицит. По сути они есть противоположностью друг другу. Общим у них является лишь то, что как в первом, так и втором случае, они свидетельствуют о несбалансированной экономике государства.

Всегда ли профицит – это хорошо для государства?

Утверждать, что наличие лишних денег в бюджете – это всегда хорошо для экономики страны, не является правильным.

Как показывает практика, наличие небольшого дефицита гораздо лучше, чем возникновение огромного профицита.

Также плюс мог сформироваться в ходе самых разных обстоятельств. Например, если умышленно урезалось финансирование разных государственных субъектов экономики, то это ни к чему хорошему точно не приведет.

Аналогично, если профицит достигается за счет сокращения социальный расходов, это чревато конфликтной ситуацией. О том, что профицит – это хорошо, можно смело говорить лишь в том случае, если он ориентирован на поддержку населения, а не на урезание финансирования социальной сферы.

Плюсы и минусы профицита

К плюсам профицита следует отнести:

  • Когда будет составляться бюджет на следующий год, то будет оставлен запас на неожиданные расходы в виде непрогнозируемых природных аномалий или чрезвычайных ситуаций.
  • При грамотном подходе за счет этих средств можно погасить внешние долги, сделать выгодные инвестиции т.д.;

Но и минусов у данного экономического явления не меньше:

  • при хранении избытка любых средств, их ценность постепенно снижается;
  • уменьшение возможностей производственных предприятий, другими словами финансы практически отнимаются в областных бюджетах;
  • региональные органы власти работают менее эффективно.

Вполне закономерно, если деньги оседают в бюджете или во всевозможных накопительных фондах, то это отнюдь не прагматичная политика, ведь деньги не используются для развития.

И в завершении немного статистики. Если проанализировать экономику в разных странах за последние десять лет, то можно проследить следующее процентное соотношение профицита и дефицита. Из тридцати стран с высоким уровнем экономики у 51% представителей был зафиксирован дефицит, а у 49% из них — профицит. При этом экономика ни одной страны не достигала баланса между доходами и расходами.

Дефицит и профицит бюджета – виды, причины возникновения и способы покрытия

Общая характеристика

Основной целью государственной политики является поиск лучшего решения проблемы недостаточности средств бюджета и его сбалансированности. Реформы, происходящие в России, модифицировали функционирование бюджетной системы и отношения между властью разных уровней.

Сущность государственных средств

На основании документа госбюджета расшифровывается понятие основных объектов системы. Государственный бюджет в бумажном варианте представляет собой документ, состоящий из двух разделов. Доходная часть отражает приток, поступление в госказну налоговых платежей, сборов, прибыли государственных учреждений.

Расходы (роспись бюджета) устанавливают направления использования денег на финансирование задач и функции государства. На доходную часть влияет экономическая ситуация, налогообложение, а структура расходов изменяется в зависимости от потребностей, а также внутренней, социально-экономической обстановки.

Основные источники доходов Федерального бюджета:

  • Налоги и сборы.
  • Доходы от сдачи в аренду или продажи государственного имущества.
  • Деятельность организаций.
  • Внешнеэкономическая деятельность.
  • Дивиденды от акций.
  • Прочие поступления.

Расходование средств из бюджета направлено на исполнение государственных задач, обслуживание внешних и внутренних долговых обязательств, пополнение государственных запасов и резервов.

К расходам на исполнение государственных функций относятся федеральное и местное самоуправление, судебная власть, оборона страны, правоохранительная деятельность, расходы на культуру, искусство, образование, здравоохранение и другое. С помощью сокращения нерациональных затрат удалось прийти к положительным сдвигам расходов.

Способы формирования ресурсов:

  • Прямое участие в рыночных сделках.
  • Налогообложение.

В некоторых случаях государство, осуществляя производство в условиях монополии, хорошо реализует продукцию на рынке по заниженной стоимости. Госкомпании получают выручку, которая возмещает затраты и расширяет производство. Иногда для стимулирования потребления благ государство специально применяет цены, не покрывающие издержки.

Сниженные цены обеспечивают доступность предметов первой необходимости для граждан. В таком случае государственная убыточность оправдывается приоритетом простого перераспределения. Источником денежных средств является налогообложение коммерческих компаний.

Уравновешивание показателей системы

Бюджет является главной финансовой категорией, значимой частью финансов на уровне государства или муниципалитета. Чтобы посчитать его показатели, нужно владеть основной информацией и понимать принцип действия. Таким правом наделена Государственная дума. В этом документе отражается циклический характер развития общества.

Госбюджет — это значимый документ государства, в котором представлены финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ. В нем определены потребности, которые необходимо покрыть за счет госказны, а также указывается размер предполагаемых поступлений извне. Бюджетная система регламентируется кодексом с одноименным названием.

Виды бюджета РФ:

  • Федеральный.
  • Субъектов (региональный, консолидированный).
  • Муниципальный (местный).

Бюджет страны должен быть сбалансирован, но по причине различных обстоятельств возникает ситуация дисбаланса. Может образоваться кризисная ситуация, когда доходы не покрывают необходимые расходы.

Общий размер предусмотренных расходов должен соответствовать поступлениям в бюджет, включая заимствованные финансы. Наличие недостаточности бюджетных средств не означает несбалансированности, если достигнуто равенство между расходами и поступлениями.

Сбалансированное состояние государственной казны и экономики страны является основой нормального функционирования органов управления, административно-территориальных отделений. Например, если небольшая часть бюджетирования будет недостаточной и дефицитной, это приведет к задержке финансирования бюджетных учреждений, нарушению сроков выполнения заказов на государственной или местном уровне, возникновению проблем неплатежей.

Читайте также:
Отлагательное вето: что это такое, описание и особенности

Нелегко удается добиться уравновешивания доходной и расходной части. Если составление дефицитного бюджета неизбежно, для обеспечения его баланса привлекаются источники финансирования.

Приемы уравновешивания:

  • Установление предельных лимитов расходов.
  • Распределение доходов между бюджетами разных уровней, согласно распределению их полномочий.
  • Увеличение доходной части, поиск резервного финансирования, мониторинг.
  • Модернизация, планирование расходов, потенциально увеличивающих доходы.
  • Экономия.
  • Использование надежных заемных источников.

Важный потенциал представляет санкционирование расходной части. Это контроль со стороны казначейства за соблюдением лимитов обязательств.

Бюджетный дисбаланс

Когда в стране возникает превышение расходов над доходами, в бюджетной системе образуется дефицит. Если доходы превысили расходную часть, возникает профицит. Каждый показатель имеет особое значение и особенности.

Недостаточность финансирования

Слово «дефицит» в экономическом понимании означает недостаточность средств. К нему приводят не только внезапные ситуации, но также государственная политика.

Перед правительственными начальниками всегда стоит выбор и текущие приоритеты: накопить сумму или потребление, увеличить, усилить экономику и социальную справедливость.

Причины дефицита бюджета России:

  • Увеличение государственных расходов на фоне перестройки экономики, а также при необходимости развития промышленности.
  • Рост неоплаченного долга.
  • Снижение доходной части во время кризиса.
  • Чрезвычайные ситуации (катастрофы, война, стихии).
  • Неэффективность финансовой системы и налоговой политики страны.
  • Рост социальных программ без обеспечения средствами.
  • Коррупция.

Проблема снижения дефицита — очень серьезная, по разным причинам. Размер госрасходов огромен, эти обязательства накапливаются несколькими десятками лет, а многие не могут сократиться. Сложным представляется поиск новых источников пополнения казны. Увеличение налоговой нагрузки отрицательно сказывается на деловой активности, становятся частыми случаи криминализации экономики, в том числе уклонение от налогов, сокрытие налогового бремени и рост теневой экономики.

Виды бюджетного дефицита:

  • Случайный. Этот метод называется кассовым, определяется разницей поступления и расходования средств чаще всего в местном бюджете.
  • Действительный. Невосполняемое отставание увеличения доходной части от расходной.
  • Хронический. Повторяется ежегодно и считается результатом долгого кризиса в стране.
  • Временный. Продолжается короткое время, не является очень опасным для экономики. Образуется из-за случайных колебаний доходов и расходов.
  • Плановый. Предусмотрен нормативными актами РФ.
  • Внеплановый.
  • Первичный. Может существовать превышение расходов над поступлениями.
  • Вторичный. Присутствие расходов на процентное обслуживание существующего долга.

В мировой практике известны циклический и структурный дефицит. Первый вариант указывает на снижение деловой активности и снижение налоговых поступлений. Во втором случае при наличии уровня безработицы существует остаток бюджета. Необходимо заранее рассчитать последствия.

Сбалансирование бюджета — это равенство доходов и расходов страны, которое не всегда удается достичь.

Способы равенства

Для финансирования дефицитной ситуации используются разные методы, чаще всего денежные и долговые: неэмиссионное покрытие отрицательного остатка (внутренние и внешние займы), инфляционные методы (выпуск денег).

Главным инструментом является размещение долговых обязательств — облигаций, акций, предоставление банковского кредитования, займов в международных финансовых структурах.

Бюджетный дефицит также покрывается за счет печати новых денег, но это спасает только от увеличения внешнего долга, а также сопутствующих расходов. Инвестиционные потоки в экономику не снижаются, стимулируется совокупный спрос.

Часто используется секвестирование, которое представляет собой пропорциональное уменьшение всех расходов на конкретную дату. Используется с начала ввода и до конца бюджетного года.

Для покрытия недостаточности средств Правительство привлекает кредиты Центробанка. Это крайняя мера, в результате которой денежная масса национальной валюты увеличивается на сумму, не обеспеченную товарами и услугами. В итоге растет инфляция, срывается нормальный механизм образования цен, что влечет падение национального курса. Отрицательным последствием является «эффект Тянзи». Смысл этого явления включает задачу в оттягивании налогоплательщиками уплаты налогов в госказну. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, налоговая нагрузка уменьшается, что сокращает доходы и усугубляет дефицит.

Источники покрытия долга:

  • Банковские кредиты и займы.
  • Государственные займы, осуществляемые эмиссией ценных бумаг.
  • Бюджетные кредиты.
  • Поступления от продажи госимущества (акции, доли, земля, объекты природопользования, драгоценные металлы).

В бюджетной системе всегда должен быть порядок и равенство. Ситуация в стране, когда формула «расходы больше доходов» опасна тем, что может приводить к инфляции. Бюджеты многих стран являются дефицитными. При ежегодном принятии бездефицитного бюджета ухудшаются колебания экономики за счет сокращения расходов и лишнего увеличения налогов.

Превышение доходов страны над расходами

Определение профицитного бюджета прямо противоположно дефициту. Превышение доходов бюджета над его расходами означает излишек средств в казне. Государство покрывает все внешние долговые обязательства, выплачивает пенсии, заработную плату, пособия, могут финансироваться важные сферы промышленности, обороны, здравоохранения и образования. При этом в стране остаются деньги.

Существуют хорошие и плохие стороны профицита госбюджета.

Негативные последствия проявляются снижением эффективности использования бюджетных средств, а также означают повышение экономической нагрузки. Избыток денег просто хранится, что приводит впоследствии к обесцениванию.

Снижается возможность производственных организаций, хозяйствующих субъектов, а также сопровождается эффективностью работы органов власти. Конкурентоспособность денег снижается из-за невовлечения всей массы средств в оборот, возрастает нагрузка на бизнес, потому что профицит часто формируется за счет высоких налогов.

Плюсы профицита:

  • Большее доверие экономики для потенциальных зарубежных инвесторов.
  • При возникновении чрезвычайных, непредвиденных ситуаций страна располагает запасом финансовых средств.
  • Создание, увеличение стабилизационного фонда, неприкосновенного запаса для погашения всех долгов.

Профицит возникает путем увеличения доходной части над расходными статьями. Законодатели понимают, что значит такая ситуация в стране, поэтому принимают правовые меры по запрету структуры бюджетной системы. Государство создает стабилизационный фонд, который расходуется на социальную сферу. Идеальным положением считается баланс между доходами и расходами.

Читайте также:
Курс вексельный: что это такое, описание и особенности

Понятие, цели, задачи и принципы профилактики преступлений.

Содержание.

Введение ………………………………………………………………… 1. Понятие профилактики преступлений ……………………………… 1.1. Понятие, цели, задачи и принципы профилактики преступлений …………………………………………………… 1.2. Правовая основа предупреждения преступности ……………. 2. Классификация мер профилактики и их характеристика …………. 3. Правоохранительные органы как субъект профилактики преступлений ……………………………………………………………. 3.1. Органы внутренних дел как субъект профилактики преступлений ……………………………………………………………. 3.2. Профилактический эффект деятельности прокуратуры ……… 3.3. Профилактическая деятельность суда …………………………. Заключение ……………………………………………………………… Список использованных нормативно-правовых актов и литературы ………………………………………………………………. 2 4 4 6 8 19 20 21 24 28 31

Введение.

По данным обзоров ООН, преступность в мире в среднем прирастает до 5 % в год при приросте населения в 1-1,2 %. Увеличиваются её общественная опасность и причиняемый ею вред. Качественные изменения преступного поведения дрейфуют в сторону большей изощренности. Преступность всё больше организуется, вооружается, коррумпируется, глобализируется и интеллектуализируется, оперативно используя все достижения науки и техники для реализации своих целей. Перечисленные особенности криминальной деятельности современности в полной мере характерны для российской преступности.[1] Поэтому все большее значение в настоящее время приобретает борьба с преступностью, и в, особенности, такое её направление как профилактика (предупреждение) преступлений.

Цель работы – раскрыть сущность профилактики преступлений, то есть уяснить понятие профилактики преступлений и изучить ее содержание.

Задачи работы следующие. Во-первых, изложить общие положения о профилактике преступлений (дать понятие профилактики преступлений; указать цель и задачи профилактики преступлений; уяснить суть руководящих идей, на которые опирается профилактика преступлений, то есть принципов профилактики; рассказать о правовой основе профилактики преступлений). Во-вторых, рассказать о мерах профилактики преступлений (т.е. средствах профилактики). В-третьих, охарактеризовать деятельность некоторых правоохранительных органов по профилактике преступлений: органов внутренних дел, прокуратуры, суда.

Объект работы – профилактика (предупреждение) преступлений.

Предмет работы – изучение содержания профилактики преступлений.

При разработке темы работы использовались следующие источники: публикации ученых-юристов из журналов «Государство и право», «Российский судья», «Российский следователь», «Наркоконтроль»; учебные пособия по криминологии для студентов вузов; некоторые нормативно-правовые акты. Была также использована статистическая отчетность судебного участка № 1 г.Серова по уголовным делам за 2006, 2007 годы.

Работа состоит из введения, трех частей и заключения.

Понятие профилактики преступлений.

Понятие, цели, задачи и принципы профилактики преступлений.

Профилактика преступности (от греч. Prophulakticos – предохранительный) – предупреждение преступности, то есть совокупность мер, проводимых государственными органами и общественностью, направленных на выявление, ограничение или нейтрализацию факторов преступности, общественной опасности личности преступника, а также на устранение факторов возникновения и распространения отдельных видов и форм преступлений.[2]

Целью профилактики преступности – является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивного изменения её характера и структуры.

Задачами профилактики преступлений являются:

Во-первых, обеспечение криминологически обоснованной социально-экономической политики государства, создающей позитивное воздействие на причины преступности в целом, её динамику и структуру.

Во-вторых, профилактика (предупреждение) отдельных видов преступности посредствам нейтрализации обусловливающих их специфических причин и условий.

В-третьих, предупреждение совершения преступлений отдельными лицами.[3]

Как любая система социального управления, профилактика (предупреждение) преступности опирается на совокупность принципов – руководящих идей, являющихся обязательным ориентиром для задач и содержания соответствующей деятельности.

Это следующие принципы:

1) Принцип законности, который означает, что предупреждение преступности осуществляется в строгом соответствии с законодательством, с компетенцией субъектов предупредительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями. Меры воздействия на группы повышенного криминального риска и на отдельных граждан применяются только при наличии достаточных данных, определяющих в соответствии с законом основания предупредительного воздействия на таких лиц при неуклонном соблюдении их прав и законных интересов.

2) Принцип социальной справедливости и гуманизма деятельности по предупреждению преступности проявляются в её упреждающей защите ценностей общества, прав и законных интересов физических лиц, которым может быть причинен вред преступлениями; в устранении нарушений закона в деятельности различных органов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, которые (нарушения) являются питательной средой для преступности; в обеспечении соответствия мер предупредительного воздействия их конкретным задачам, не допуская при этом физических страданий и унижения человеческого достоинства лиц, к которым они применяются.

3) Комплексность в деятельности по предупреждению преступности проявляется во всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности, её отдельных видов. Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения преступности, сочетания воздействия на личность и среду.

4) Принцип дифференциации и индивидуализации предупредительной деятельности – означает соотнесение характера и интенсивности намечаемых мер с конкретными задачами воздействия, с учетом статуса и особенностей личностей, к которым применяются профилактические меры, условий их жизнедеятельности и динамики поведения.

5) Своевременность и достаточность предупредительной деятельности – означает ее ориентацию на возможно более ранний этап возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения преступлений. При этом предупредительные меры должны применяться в объеме и с такой степенью интенсивности, которые позволят реализовать в каждом случае весь комплекс предупредительных целей.

6) Научная обоснованность как принцип предупреждения преступности предполагает: а) обеспечение соответствия разрабатываемых задач и мер предупредительной деятельности социальной и криминальной ситуации и ее тенденции; б) государственный заказ на научные разработки в сфере предупреждения преступности; в) создание организационной базы для экспериментальной проверки научных разработок и сопровождения их в процессе внедрения; г) создание современной информационной базы на машинных программах и носителях, обеспечивающей мониторинг ситуации, её прогноз в сопоставлении с состоянием предупредительной деятельности; д) обязательное проведение криминологической экспертизы проектов законов, нормативно-ведомственных актов, социально-экономических программ и тому подобного.

Читайте также:
Производственная необходимость: что это такое, описание и особенности

Предупреждение преступности: понятие, виды

Чтобы предупредить преступность необходимо воздействовать на ее причины, своевременно выявлять лиц, склонных к совершению преступлений и оказывать на них предупредительное исправительное воздействие. Вся история развития человечества показывает, что полностью искоренить преступность невозможно. Ее можно ограничивать, предупреждать, не давая ей захлестнуть все человеческое общество или определенные сферы его жизнедеятельности. Преступность не должна угрожать жизни, здоровью, достоинству, собственности членов общества. Если такая угроза существует, с преступностью надо бороться.

В области борьбы с преступностью используется несколько понятий: «предупреждение преступности», «борьба с преступностью», «профилактика преступности».

Виды предупреждения преступлений

Отдельно можно выделить предупредительную деятельность, а в предупредительной деятельности несколько автономных направлений. Выделяют 4 основных вида предупредительной деятельности:

  • профилактика – мероприятия, воздействующие на причины преступности и на условия ей способствующие. Здесь оказывается воздействие на те факторы, которые способны породить преступление. Это самый гуманный вид деятельности по предупреждению преступлений, так как на этом этапе не предусмотрены уголовно-правовые меры. Государством и обществом поддерживается и развивается это направление борьбы с преступностью. Профилактические возможности очень широки и применимы в рамках общей концепции противостояния преступности;
  • предотвращение преступлений – мероприятия по недопущению совершения преступных деяний на стадии их планирования и подготовки. Здесь уже предусмотрены меры уголовно-правового воздействия к лицам, планирующим и готовящим преступление. Встречаются случаи, когда человек лишь мысленно разрабатывает преступление, не принимая реальных шагов для воплощения его в жизнь. Об этом становится известно третьему лицу, здесь очень важны своевременные действия по недопущению реализации действий, которые задумываются. В этом и заключается деятельность по предотвращению преступлений;
  • пресечение совершаемых преступлений – мероприятия по недопущению дальнейшего преступного поведения. Лица, которые уже совершают преступление, но их действия пресечены, как правило привлекаются к уголовной ответственности. Но бывают отдельные случаи, оговоренные в законодательстве, когда этого не происходит;
  • исправление осужденных – мероприятия исправительного характера в местах лишения свободы для лиц, совершивших преступления.

Рисунок 1. Виды предупредительной деятельности

Уровни предотвращения, пресечения и исправления находятся в зависимости от того, насколько эффективна профилактика. Если профилактическая эффективность низка, тогда частыми являются мероприятия по предотвращению, пресечению и исправлению, предпринимаемые правоохранительными органами, общественными организациями, гражданами.

Виды профилактики

Рисунок 2. Виды профилактики

Действия по профилактике бывают различного характера.

К ранней профилактике можно отнести деятельность в ситуации созданных внешних условий, которые могут привести к совершению преступления. Необходимо принять меры к устранению таких условий.

Если подросток проживает в неблагополучной семье, следует воздействовать на семью, на условия, которые формируют антиобщественный облик подростка. Если ребенок 4-5 лет воспитывается в неблагонадежной семье, то лишение родителей родительских прав и помещение ребенка в детское учреждение следует относить к сверхранней профилактике.

Еще одним видом профилактики является непосредственная профилактика. Когда за человеком замечены проявления аморального поведения, им допущены правонарушения административного характера. Другими словами, человек находится на грани между правонарушающим и уголовно наказуемым поведением. Чтобы не допустить перехода через эту грань требуются меры непосредственной профилактики.

Воздействие на осужденных при помощи исправительных и воспитательных мер – это индивидуальная профилактика, так как работа направлена на искоренение тех причин, которые заставили встать человека на преступный путь.

Если такая форма профилактических мероприятий проводится во время отбывания наказания, осуществляется предупреждение преступности в местах лишения свободы. В местах заключения проводятся мероприятия и по непосредственной профилактике, и по предотвращению преступлений, когда человек задумывает, вынашивает план преступления и готовится совершить его в самой колонии, тюрьме или следственном изоляторе.

Следует сказать, что в Советском Союзе был накоплен хороший опыт по профилактике преступности. К сожалению, многое утрачено, например профилактика преступлений в быту и на производстве. В СССР была создана разветвленная и продуманная система по предупреждению преступлений и административных правонарушений. В постсоветский период система профилактики преступлений была разрушена. Сегодня система возрождается.

Говоря о профилактике преступлений нужно иметь в виду, что речь идет о преступных деяниях, носящих массовый характер, они совершаются в быту, в сфере досуга, на производстве. Необходимо принимать действенные меры по профилактике хищений на производстве, бороться с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Разновидности профилактических мер

Меры профилактики можно разделить на несколько видов в зависимости от их характера и масштаба.

К общесоциальным мерам относят государственные решения в экономической, политической областях, в сфере образования. Эти меры не направлены конкретно на предупреждение преступности, но так как они значимы для общества, они влияют на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на предупреждение преступности. Это меры по улучшению качества образования, молодежного досуга, повышение зарплат и стипендий и т.д.

К общеспециальным мерам относятся мероприятия, направленные на борьбу с преступностью непосредственно. Например, принятие новых уголовно-правовых норм, совершенствование уже имеющихся норм, реформирование исправительной системы и пр.

К индивидуальным мерам можно отнести меры, адресованные конкретным лицам. В поле зрения прежде всего попадают люди, чей образ жизни и поведение свидетельствуют о том, что они могут быть подвержены преступному влиянию и к ним необходимо принимать индивидуальные меры профилактики. Индивидуальные меры реализуются также в отношении осужденных.

Читайте также:
Новеллы юстиниана: что это такое, описание и особенности

Криминология: конспект лекций.

Тема 9. Предупреждение преступности.

Все, что рассматривалось ранее (преступность, ее причины, личность преступника), в конечном счете преследует цель овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности. По своей сути предупреждение преступности или, иначе говоря, профилактика преступности (эти два термина с точки зрения этимологии идентичны и используются как взаимозаменяющие) – это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.

Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по ее направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

По уровню принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности. Общесоциальное предупреждение напрямую не связано с преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:

• общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;

• относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;

По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение преступности и предупреждение рецидива. Более значимо с практической точки зрения выделение в предупреждении преступности таких стадий, как профилактика, предотвращение, пресечение.

Общесоциальное предупреждение преступности. В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения преступности: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения – упреждающего противостояния преступности.

Специальное предупреждение преступности. Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего предупреждения, имеет направленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности – его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры: предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций; нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации; полностью устраняющие их.

По правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (правовое просвещение, воспитание); детально урегулированные юридическими нормами (административный надзор).

Субъекты предупреждения преступности. Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты – это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом. Индивидуальная профилактика – это выявление лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их антиобщественного, противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и оказание на них, а также на их окружение воспитательных и иных мер воздействия в целях предупреждения преступлений.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется в установленном законом порядке.

Основы виктимологической профилактики. Виктимология – это учение о жертве. Применительно к теории и практике предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений.

Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного поведения значимы личностные качества людей, становящихся жертвами преступления. Тот же опыт подтверждает и еще одну истину: преступления могло и не быть, а начавшееся преступление могло окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику.

Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, которые предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т. е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика – это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Борьба с преступностью. Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:

• общей организации борьбы;

Общая организация борьбы с преступностью включает в себя составляющие, рассмотренные ниже.

1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Осуществляется это путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

Читайте также:
Правовая аксиома: что это такое, описание и особенности

2. Криминологическое прогнозирование. Криминологический прогноз – это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.

3. Определение стратегии борьбы с преступностью. На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство как основной субъект организации этой борьбы определяет ее стратегию.

4. Программирование борьбы с преступностью. Различают долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на два года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Программирование борьбы с преступностью увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе – как государственной, так и политической деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.

5. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью. Законотворческая работа тесно связана с программированием борьбы с преступностью. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых нормативных актов.

6. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью. Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения квалификации, переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых и корректировку реализуемых программ.

7. Организация и развитие научных исследований в области борьбы с преступностью. В данном случае речь идет о развитии сети научно-исследовательских учреждений и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенное значение имеет развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.

8. Правоохранительная деятельность. Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.

Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью. Наиболее важными среди них можно считать следующие.

1. Примат предупредительной деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности – примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями.

2. Применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях.

3. Обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности виновных лиц за преступления.

4. Осуществление борьбы с преступностью всем обществом, всем населением.

5. Осуществление борьбы в режиме законности, только в рамках конституции государства, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-правовых норм.

6. Подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью.

7. Комплексное осуществление борьбы с преступностью.

8. Обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом.

9. Экономия уголовной репрессии и применение наказания в виде лишения свободы только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда.

10. Международное и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Индивидуальное предупреждение преступления. Как уже говорилось ранее, индивидуальное предупреждение – это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:

1) антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которого достаточно вероятно;

2) криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;

3) криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);

4) непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности, прежде всего в семье, ином бытовом окружении;

5) элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования:

К методам индивидуального предупреждения преступлений относятся метод убеждения, метод оказания помощи, метод принуждения.

Метод убеждения – это комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности личности и закрепления ее положительной социальной ориентации. Основными формами убеждения являются: индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального и коллективного шефства, стимулирование участия в общественно полезной деятельности.

Метод оказания помощи касается трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей.

Метод принуждения является одним из основных в деятельности правоохранительных органов и прежде всего – милиции. Основанный исключительно на законе, этот метод дает возможность своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся под контролем, защитить граждан от их противоправных посягательств.

К основным мерам принуждения относятся: административный арест и административное задержание, штраф, принудительное лечение, административный надзор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: