Прогрессивное налогообложение: что это такое, описание и особенности

Прогрессивная система налогообложения

Прогрессивная система налогообложения направлена на то, чтобы большая часть налогов оплачивалась теми налогоплательщиками, которые получают большие суммы денег. Противостоящей такой системе налогообложения можно назвать регрессивную форму, при которой налоговая ставка снижается вместе с увеличением налога. В статье рассмотрим, что собой представляет прогрессивная налоговая система, а также ее основные преимущества и недостатки.

Виды налоговых систем

Важно! Прогрессивная система налогообложения представляет собой такой метод, который позволяет дифференцировать в зависимости от получаемых доходов размер налоговых ставок.

Налоговая ставка представляет собой один из элементов фискального платежа, которая на законодательном уровне устанавливается для каждого вида налогового сбора. Тариф налога представляет собой величину, которая уплачивается в бюджет, установленную в процентах или абсолютном выражении. Величина в процентах также делится на:

  • пропорциональные, при которых тариф устанавливается в едином размере и он не изменяется даже в случае роста или снижения налогооблагаемой базы;
  • регрессивные, при которых тариф снижается в случае роста налогооблагаемой базы;
  • прогрессивные, при которых при росте налогооблагаемой базы происходит рост уплачиваемых сборов.

Сумма налога, которая уплачивается в абсолютной форме, устанавливается если понятие налогооблагаемой базы не применяется. В качестве примера можно привести госпошлину, оплачиваемую в случае обращения в госорганы при регистрации юридически значимых действий.

Прогрессивная система налогообложения

В случае применения прогрессивной ставки налога, размер налоговых сборов напрямую зависит от размера налогооблагаемой базы. При этом на практике применяется как одноступенчатая или многоступенчатая прогрессия. При одноступенчатой прогрессии предусматривается одна налоговая ставка. Также устанавливается необлагаемая сумма дохода, только при достижении которого возникает обязанность об уплате налога. Многоступенчатая прогрессия представляет собой более сложный метод, который предусматривает разделение базы налога на части. При этом по каждой части налога устанавливается свой размер налогового тарифа (Читайте также статью ⇒ Налогообложение вендинговых аппаратов).

Прогрессивное налогообложение в мире

Наиболее часто прогрессивная налоговая ставка устанавливается для подоходного налога.Прогрессирующий тариф, при которых от роста дохода зависит рост тарифной ставки устанавливается в разных странах мира, например, в США, КНР и странах Евросоюза. При этом используются как многоступенчатые, так и одноступенчатые прогрессии. В Чехии, к примеру, применяется одноступенчатый тариф, равный 15% и необлагаемых минимум, равный 24 840 крон.

При многоступенчатых тарифах также устанавливаются необлагаемые минимумы. Например, в Австрии установлено 3 ступени налогообложения, соответственно, со ставками налога, равными 36,5, 43,2 и 50%, а необлагаемым минимумом в 11 тыс. евро. В Люксембурге установлен 18-ступенчаты подоходный налог, ставка которого может быть установлена от 8 до 40% (Читайте также статью ⇒ Налогообложение СНТ. Какие процентные ставки и порядок уплаты?).

Прогрессивная система налогообложения в России

Важно! На сегодняшний день ни по одному фискальному платежу не применяется прогрессивный метод.

Однако, в нашей стране порядок взимания подоходного налога по прогрессивной ставки применялся еще недавно. Например, до 2001 года был установлен прогрессивный тариф при налогообложении физлиц. Многоступенчатая тарифная ставка по НДФЛ была установлена с 1998 года:

Сумма дохода, рублей Тарифная ставка, %
До 20 000,00 (включительно) 12
Свыше 20 000,00 до 40 000,00 (включительно) 15
Свыше 40 000,00 до 60 000,00 (включительно) 20
Свыше 60 000,00 до 80 000,00 (включительно) 25
Свыше 80 000,00 до 100 000.00 (включительно) 30
Свыше 100 000,00 35

В 2000 году многоступенчатая тарификация была упрощена до 3. С 2001 года ставка НДФЛ была установлена уже равной 13% и не зависела от величины дохода налогоплательщика.

Несмотря на то, что предложения о возобновлении прогрессивной системы налогообложения до сих пор возникают, Минфин РФ считает применение данной системы налогообложения в настоящее время нецелесообразной. Существующая же система налогообложения является простой как в исчислении и уплате.

Положительные стороны прогрессивной системы налогообложения

Одним из главных преимуществ прогрессивной системы налогообложения является то, что лица, получающие большие суммы дохода оплачивают и налог в большем размере, а, соответственно, получающие меньшие суммы дохода – оплачивают налог в меньшей сумме. То есть на состоятельных людей будет оказываться давление в большей степени, чем на представителей среднего и ниже среднего класса.

Еще одним преимуществом данной системы можно назвать то, что она приносит удовлетворение гражданам. Другими словами, такая система направлена на снижение неравенства между доходами состоятельных и несостоятельных граждан.

Несомненным преимуществом можно назвать и то, что в бюджет страны поступают налоговые платежи в больших объемах. При обычной ставке налогообложения граждане скрывают свои доходы для того, чтобы не оплачивать налог по фиксированной и высокой ставке.Если ставка налога будет ниже, как при прогрессивной ставке, то граждане со средними и низкими доходами не будут уклоняться от уплаты налога. Это в свою очередь приведет к увеличению поступлений в бюджет страны. Кроме того, при высокой ставке с крупных сумм дохода правительство также получить в бюджет больше денег.

Читайте также:
Призовой суд: что это такое, описание и особенности

Недостатки прогрессивной системы налогообложения

Главным недостатком данной системы налогообложения является то, что люди, старающиеся заработать большие суммы дохода вынуждены платить налоги по высоким ставка. Получается, что государство тем самым наказывает их, а это не стимулирует людей работать и зарабатывать, так как все равно с увеличением их доходов увеличатся и налоги. Многие из граждан ограничатся определенной суммой дохода и просто будут отказываться зарабатывать больше.

Повышение ставки налога в зависимости от повышения дохода приведет к уклонению от уплаты налогов. Более состоятельные лица будут считать, что просто используют и попытаются найти способы уклонения от уплаты налога по высокой ставке. Таким образом, лиц, которые будут уклоняться от уплаты налога может быть больше.

Важно! Отсутствие фиксированной ставки налога определяет прогрессивную систему налогообложения субъективной, зависящей от мнения налогового органа.

Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице

Плюсы прогрессивной системы Минусы прогрессивной системы
Больший доход приводит к большей сумме налога

Удовлетворение граждан, так как по мнению граждан с низким доходом система приводит о определенной «социальной справедливости»

Уклонение от уплаты налога

Несмотря на то, что плюсы прогрессивной системы налогообложения все же есть, их можно назвать довольно спорными. Так называемая социальная справедливость в данном случае устанавливается только для некоторых граждан. А более высокие ставки налога для состоятельных граждан должны якобы повлиять на неравенство в слоях общества. Как считает наш Президент, внедрение данной системы приведет к разрушению экономики страны.

Заключение

Таким образом, такая система налогообложения, как прогрессивная, имеет свои плюсы и минусы. Причем, минусы системы настолько значительные, что наше правительство приняло решение не внедрять ее. В противном случае крупные компании и бизнесмены могут просто уйти в тень и всячески избегать обязанностей по уплате налогов. А это в свою очередь приведет к разрушению экономики нашей страны.

Прогрессивный налог: Виды и ключевые особенности системы

Прогрессивный налог на доходы – это система, полностью реформирующая налогообложение РФ, нацеленная на уравнение социального расслоения населения.

С ее введением, налоги будут исчисляться согласно получаемому доходу физического лица.

Но данный вид налогообложения имеет не только преимущества, но и определенные недостатки, которые ставят его в ряд не самых эффективных методов наложения налогового бремени.

Содержание этой статьи:

  • Что такое прогрессивный налог?
  • Виды
  • Прогрессивный налог в РФ
  • Как прогрессивная шкала налогообложения урегулирована законодательством РФ в 2016 году?
  • Плюсы и минусы системы
  • Перспектива развития прогрессивного налогообложения в РФ
  • Прогрессивный налог. Право голоса

Что такое прогрессивный налог?

Прогрессивное налогообложение – это система, расчет которой основан на пропорциональном методе.

Она предусматривает увеличение средней ставки налога соразмерно с повышением дохода физического лица за отчетный период, и уменьшение расчетной ставки в связи со снижением общегодовой прибыли.

Подоходный доход такого типа предполагает разрядное разделение общей базы налогов. Каждый разряд имеет определенную ставку, выраженную в процентах.

Внутриразрядное обложение предусматривает сохранение пропорциональной ставки. При увеличении или снижении прибыли, происходит скачкообразный переход к следующему разряду с другим процентным исчислением с учетом регрессии.

Данный вид налогообразования используется в большинстве развитых стран. Однако, есть страны, базирующие на пассивном методе, с расчетом, основанном на фиксированной ставке.

Россия в данном случае, не исключение. В РФ применяется единая (плоская) шкала налогообложения, где фиксированная ставка, например, составляет 13% и распространяется на всех резидентов нашей страны, независимо от количества общегодовой прибыли, статуса плательщиков и источников получения дохода.

Первыми, прогрессивные и регрессивные налоги применили в Великобритании. На тот момент, минимальная ставка налога составляла 2 пенса, которая замещалась после превышения прибыли.

В России, в 1810 году, также пытались ввести данное налогообложение, что привело к резкому падению рубля и затяжному экономическому кризису. Уже в 1820 году данную систему отменили.

Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:

  • Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.

  • Многоступенчатый. При использовании этого вида, получаемый доход делится на определенные ступени (части) имеющие четкие границы. Каждой ступени присваивается своя ставка налога. В этом случае может быть использована система, включающая от двух до 18 ступеней. Особенность этого вида заключается в том, что при переходе на следующую ступень облагается только часть прибыли, превышающая максимальный предел предыдущего разряда.

  • Линейный. Предусматривает постепенное увеличение коэффициента обложения, благодаря равномерному росту основной ставки. Отличается высокой эффективностью и сложностью внедрения.
  • Комбинированный. В данном случае, получаемый доход делится на несколько категорий, каждой из которых соответствует максимальное и минимальное значение прибыли, и присваивается один из видов системы, перечисленных выше.

Каждый из видов обложения нашел применение в какой-либо стране. Одни из них показали высокую эффективность в одних странах и нерациональность в других.

Прогрессивный налог в РФ

В выдвинутом не так давно законопроекте, были рассмотрены особенности развития и внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в зависимости от дохода, полученного физическим лицом за отчетный период.

На основании этого документа, общая база прибыли делится на несколько категорий, каждой из которых присваивается своя определенная ставка налога. При переходе с одной категории на другую, обложению подлежит лишь разница дохода, превышающая максимальное значение от предыдущей категории.

В данном случае, расчет будет производиться следующим образом:

  1. для категории лиц, с годовым доходом до 60 тыс. рублей оплачивают 5% подоходного налога. По предварительным данным, около 13% населения подходит под параметры этой категории и поступление в казну государства от них составит не менее 24 млрд руб.;
  2. для категории 60–600 тыс. руб. ставка находится в пределах 15%. Планируемый доход государства от этого – 90 млрд руб.;
  3. 600 тыс.–3 млн руб. будет облагаться по ставке 25% и принесет бюджету 60 млрд;
  4. 3–12 млн руб. соответствует ставке 35%. В казну от этого поступят около 85 млрд руб.;
  5. для лиц, доход которых превышает 12 млн, обложение будет производиться под самую высокую ставку 45%, что дополнит бюджет страны на 65 млрд руб.

back to menu ↑

Как прогрессивная шкала налогообложения урегулирована законодательством РФ в 2016 году?

Несмотря на предполагаемый высокий доход от прогрессивной системы, ставки на подоходный налог не изменятся.

Она была отклонена, и в настоящее время, правительство не предполагает вводить данную шкалу, как минимум несколько лет. Расчет налога на доход физических лиц будет производиться с фиксированной ставкой в размере 13%.

Он до сих пор считается оптимально функциональным для экономического развития нашей страны.

Кроме того, отклонение предложения было обосновано большой затратностью, внедрения системы, потери больших ресурсов, замещение которых невозможно поступлением средств с прогрессивной системой.

Плюсы и минусы системы

Возможность введения прогрессивного способа формирования налоговой базы может привести как к положительным, так и негативным результатам.

  • эффективное пополнение бюджета страны, способного покрыть ее дефицит. Но практика показывает, что в случае отдельных стран это не подтверждается;
  • стабилизация бюджета регионов;
  • уменьшение социального расслоения.

Недостатки прогрессивной шкалы:

  • региональная стабилизация возможна лишь на уровне крупных городов, так как налогообложение производится, основываясь на месте трудоустройства и зарплат, к пример, по Москве, а не жительства;
  • увеличиваются расходы на административные издержки, так как граждане будут вынуждены отчитываться о доходах самостоятельно;
  • проблемы социального характера: увеличение риска безработицы, снижение трудового стимулирования и вложения инвестиций.

back to menu ↑

Перспектива развития прогрессивного налогообложения в РФ

Правительство России отказалось от внедрения данной системы, предпочитая работать с единой ставкой для всей прибыли. Но, было озвучено, что отказ лишь временный – через несколько лет возможность внедрения прогрессивной шкалы будет рассмотрена, но уже с откорректированными ставками.

Уже на данный момент действующая программа налогообразования показывает свою неэффективность. Прогнозы будущего активного роста бюджетных расходов, скорее всего, приведет именно к необходимости использования прогрессивного налогообложения.

Прогрессивный налог. Право голоса

Прогрессивный налог. Право голоса

Прогрессивный налог: Виды и ключевые особенности системы

Что значит пропорциональная налоговая система

Пропорциональная система налогообложения — это применение фиксированной ставки фискального сбора, не зависящей от изменений налоговой базы (дохода или иного показателя).

Что такое пропорциональная система налогов

Теория взимания налогов и сборов выделяет три налоговые системы:

  • пропорциональная;
  • прогрессивная;
  • регрессивная.

Споры о преимуществах и недостатках каждой из них не утихают много лет. Идеологом теории различных систем налогообложения считают Адама Смита (шотландский экономист XVIII века). Наиболее часто встречаются прогрессивная и пропорциональная системы налогообложения, они же сравниваются по эффективности и целесообразности применения. По мнению большей части теоретиков экономики, прогрессивная шкала взимания фискальных сборов является, по сравнению с пропорциональной шкала налогообложения, более эффективной. Она направлена на достижение социальной справедливости путем перераспределения материальных благ между различными слоями населения.

Особенности взимания сборов пропорционально

Суть такого взимания налогов состоит в применении одинаковой ставки, не зависящей от дохода, пропорциональная ставка налога — это фиксированный процент, взимаемый с дохода (иной налогооблагаемой базы), который не изменяется при росте или снижении облагаемой базы. Для расчета налога к уплате применяется формула:

Основным критерием пропорциональной системы налогообложения, считающимся ее преимуществом, является простота расчета сбора. У плательщика нет необходимости делать сложные расчеты в зависимости от величины облагаемой базы: отслеживать лимиты порогов базы, применять разные проценты для расчета платежа в бюджет при их превышении.

Какие налоги являются пропорциональными

Основная масса фискальных платежей в РФ являются такими налогами. На сегодняшний день пропорциональное налогообложение в РФ применяется в отношении следующих платежей в бюджет:

  • акцизы;
  • имущественные: транспортный, земельный, на имущество;
  • платежи специальных налоговых режимов: все они имеют фиксированные ставки, не зависящие от роста или снижения доходной части: УСН — 9% (доходы) и 15% (разница доходной и расходной части); ПСН — 6% (потенциальной выручки); ЕСХН — 6% прибыли; НПД — 4% (поступления от физлиц) и 6% (поступления от юрлиц и ИП);
  • НДС — применяются три ставки — 0, 10 и 20%, но они не зависят от объема реализации, только от вида облагаемых товаров или операций;
  • налог на прибыль — пропорциональный налог на протяжении всего существования налоговой системы РФ. До 2001 ставка составляла 35%, в 2002-2008 годах — 24%, с 2009 — 20%.

Какие еще бывают системы налогообложения

Кроме рассмотренной системы налогообложения, когда налог пропорционален доходу, применяются:

  • прогрессивная — взимаемый процент растет с увеличением доходов (иной налоговой базы);
  • регрессивная — процент фискального сбора снижается с увеличением доходов (иной налоговой базы).

Они могут быть одноступенчатые (изменение ставки один раз — при достижения дохода определенного лимита) или многоступенчатые. Их применение серьезно осложняет вычисления, особенно при многоступенчатом методе расчета.

Большинство налоговых систем развитых стран применяют для подоходного налога прогрессивную систему. Так, в Германии ставка подоходного налога изменяется от 0% (для минимального дохода) до 45%.

Прогрессивные налоги в РФ

Ярким примером пропорционального налога в РФ долгое время являлся НДФЛ. Большинство доходов граждан с 2001 по 2020 год облагалось по единой ставке 13% независимо от их размера. Но с 2021 года введен прогрессивный метод расчета налогового платежа. Теперь расчет производится по одноступенчатой прогрессивной ставке (статья 224 НК РФ):

  • доход до 5 миллионов рублей — 13%;
  • доход свыше 5 миллионов рублей — 15%.

Регрессивные фискальные платежи в РФ

Единственным обязательным платежом в России, который служит примером регрессивного налогообложения, являются страховые взносы (глава 34 НК РФ). Их уплачивают работодатели с выплат сотрудникам за исполнение трудовых обязанностей. Для страховых взносов, уплачиваемых на пенсионное и социальное страхование, ежегодно устанавливаются предельные базы (лимиты облагаемых выплат сотрудникам). Превышение лимита ведет к изменению ставки в меньшую сторону:

Вид страхового взноса Процент до достижения предельной базы Процент на сверхлимитные выплаты Предельная база в 2021 г. (постановление правительства от 26.11.2020 № 1935)
ОПС 22% 10% 1 465 000 рублей
ОСС 2,9% Не облагаются 966 000 рублей

В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.

Прогрессивная шкала НДФЛ – время пришло?

Несмотря на то что у введения прогрессивной шкалы налогообложения в РФ по примеру западных стран много сторонников, долгие годы законопроекты, связанные с изменением налоговой системы, не претерпевали изменений. Прогрессивный налог ассоциируется, как правило, с понятием политико-экономической справедливости: чем меньше зарабатывает налогоплательщик, тем меньший доступ к благам он имеет, и тем, соответственно, ниже должен быть налог на его доходы.

Такая «простая арифметика» не всем пришлась по душе. Стоит напомнить о первом вестнике введения прогрессивной шкалы в конце 2020 г. Тогда для обеспеченных россиян уже начал действовать налог в 15%, если заработок превышает 5 млн руб. в год. Налогом облагается не весь доход, а лишь та его часть, которая превышает указанную сумму. Получается, что такой подход затрагивает не столько очень состоятельных граждан, сколько немногочисленный российский средний класс (который на Западе считается опорой экономики).

Прогрессивную шкалу критикуют и за то, что ее введение может вновь привести к расширению теневой доли бизнеса: предприниматели будут либо избегать «белой» финансовой отчетности, либо начнут массово выводить бизнес за рубеж – туда, где налоговые условия окажутся более комфортными.

Проектом поправок в ст. 224 ч. 2 НК РФ, внесенным в Госдуму 10 марта, предусмотрена новая концепция налогообложения (законопроект № 1126364-7). В частности, налогоплательщиков, доход которых составляет менее 204 тыс. руб. в год, предлагается освободить от уплаты НДФЛ; тем, чей ежегодный доход составляет от 204 тыс. руб. до 5 млн руб., оставить ставку в 13%, а при доходе от 5 до 10 млн руб. – установить НДФЛ 15%. Для налогоплательщиков, чей доход превышает 10 млн руб. в год, предлагается ввести фиксированную ставку – 1,3 млн руб. плюс 25% НДФЛ, а свыше 100 млн руб. – 35% НДФЛ + налоговая ставка 23,8 млн руб.

Согласно пояснительной записке цель законопроекта – заставить «раскошелиться» обладателей сверхвысоких доходов, а 14% налогоплательщиков, чей доход в месяц не превышает 17 тыс. руб., позволить сэкономить порядка 21 тыс. руб. в год.

Данное предложение действительно могло бы увеличить приток капитала в государственную казну на 9%, однако ежегодная инфляция все сильнее размывает понятие «среднего класса» российских граждан, и НДФЛ даже в 15% может существенно ударить по ним. Кроме того, учитывая профицит госбюджета в последние годы, а также то, что средства Фонда национального благосостояния, размер которого по разным оценкам достигает от 13 до 18 трлн руб., практически не расходуются, возникает закономерный вопрос: обоснованно ли введение прогрессивного налога сейчас, когда страна только выходит из «коронавирусного локдауна»?

Авторы законопроекта, однако, посчитали, что введение прогрессивной ставки именно в это время целесообразно, но уже сделали поправку: собрать налоги просто, а вот равномерно распределить их по регионам – увы, нет. К тому же у некоторых регионов (в частности, Северной Осетии, Ненецкого автономного округа, Ингушетии, Амурской обл. и г. Севастополя) бизнес в это время по уровню дохода снизился до показателей 2008 г., когда в мире разразился экономический кризис. Так, Северная Осетия – Алания «усугубила» финансовые убытки предпринимателей в период коронавирусного локдауна с 2 млн руб. в 2019 г. до 3 млрд руб. в 2020 г. И если в конце 2020 г. обещали доход от дополнительно полученных налогов направлять в фонды для лечения тяжелобольных детей, то в современной редакции проекта поправок данное предложение отсутствует. Полагаю, включить данную норму в ст. 224 Налогового кодекса РФ целесообразно с точки зрения социальной повестки – это реальная поддержка названных фондов.

Будет законопроект рассмотрен на государственном уровне или так и останется проектом, пока не известно – Правительство РФ в заключении законопроект не поддержало, указав, что предусмотренные им изменения «способны привести к нарушению устойчивости и стабильности правового регулирования налоговых правоотношений».

Представляется, что предлагаемые законодателем меры были бы более эффективными в случае снижения и других налогов для граждан – например, НДС.

В то же время утверждать, что прогрессивная шкала налогообложения неэффективна для российской экономики, на мой взгляд, нельзя – государство должно быть в общем плане к этому готово. Налоги не предназначены «забирать последнее у беднейших и передавать богатейшим», а перспективы обсуждаемого законопроекта видятся таковыми. Но еще важнее, что государство, к сожалению, вновь не ставит целями выравнивание сильнейшего экономического расслоения и формирование «среднего» устойчивого класса граждан.

Куда будут направлены вновь приобретенные 9% прибыли (а это миллиарды рублей): в бюджет или внебюджетные фонды? Кто в таком случае станет выгодоприобретателем и как новации отразятся на налогоплательщиках, требующих прозрачности налоговой базы и расходования бюджетных средств? Ответы на эти вопросы экспертное сообщество получит, полагаю, в ближайшем будущем, когда станет окончательно ясно, будут приняты данные поправки в НК к рассмотрению Госдумой или нет.

Понятие и значение прогнозирования преступности

Прогнозирование преступности – это предвидение вероятностных изменений тенденций и закономерностей преступности в будущем.

Понятие прогнозирования преступности не тождественно понятию “криминологическое прогнозирование”, ибо последнее включает в себя прогнозирование не только преступности, но и иных антиобщественных явлений, а также тенденций и закономерностей развития правоохранительных органов, карательной практики, системы органов, участвующих в предупреждении преступности, и др.

Основная цель прогнозирования преступности – это установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление ее отрицательных и положительных тенденций и отыскание на этой основе способов изменения или стабилизации этих тенденций в нужном для общества и государства направлении.

Прогноз преступности обнаруживает вероятную картину ожидаемых событий. Степень вероятности прогноза преступности зависит от учета различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Это означает, что при прогнозировании нужно учитывать и изучать не только статистические данные о преступности и лицах, совершающих преступления, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений и процессов, так или иначе влияющих на преступность. Число этих факторов (социальных явлений и процессов), непосредственно и опосредованно влияющих на преступность, весьма значительно. Нельзя, в частности, при прогнозе преступности не учитывать такие факторы, как появление новых форм собственности, рост и снижение уровня благосостояния населения, расслоение населения на имущих и малоимущих, безработицу, миграцию, состояние нравственности, отношения населения к нормам права, к деятельности правоохранительное органов и др.

Важным обстоятельством, влияющим на прогноз преступности, являются изменения, вносимые в уголовное законодательство. При прогнозе следует обращать внимание и на преступность, ее характер и виды в зарубежных странах, которые в определенной мере оказывают влияние на преступность и ее характер как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах.

Необходимость увязки прогнозирования преступности с другими социальными факторами обусловливается многообразными связями и взаимозависимостью самого объекта прогнозирования – преступности. При таком положении чрезвычайно трудно и сложно добиться абсолютно точного прогноза в данной области, да и вряд ли это будет возможно в будущем. Прогноз погоды, имеющий тысячелетние традиции при мощной технической оснащенности, имеет, по оценкам специалистов, лишь 50-70% степень вероятности. Однако это не означает нецелесообразности составления прогнозов преступности. Даже прогноз, который частично оправдывается, нужен и полезен. В литературе правильно отмечалось, что даже плохой прогноз лучше хорошей неопределенности.

Имеется несколько путей преодоления трудностей прогнозирования преступности и повышения степени вероятности прогноза. Во-первых, нужно реализовать все возможности качественного анализа, чтобы еще на его уровне снять “факторную избыточность”. Во-вторых, необходимо дальнейшее развитие математического аппарата многофакторного анализа. В настоящее время в этом направлении проделана некоторая работа, но решение главных проблем – задача будущего.

Наконец, по-видимому, существуют принципиально иные возможности исследования среды в связи с ситуативной обусловленностью поведения людей. Так, если мы знаем, что имеются какие-то проявления типичного поведения, то можно предположить, что существуют некоторые типичные проявления среды (причинного многообразия взаимодействующих в ней факторов), обусловливающие соответствующие типы поведения. Возникает теоретическая и практическая задача типологии условий среды. Получение их характерных видов позволит с определенной вероятностью прогнозировать появление тех или иных типов поведения. Этот путь кажется перспективным хотя и наименее разработанным.

В настоящее время фактически нет исследований, которые охватывали бы всю совокупность взаимодействующих социально-экономических факторов, одновременно воздействующих на преступность. Все исследователи, занимающиеся изучением причин преступности, отмечают определенную связь лишь между отдельными социально-экономическими факторами и преступностью. Это, тем не менее, не лишает полученных в этих исследованиях данных как познавательной, так и большой практической ценности для социального планирования предупреждения преступности, для выработки стратегии и тактики борьбы с преступностью.

Трудности, с которыми приходится сталкиваться ученым и практикам при исследовании влияния комплекса взаимосвязанных факторов на преступность, заставляют их прибегать в основном к содержательному (качественному) анализу, выделяя при этом наиболее значимые, решающие факторы.

Анализ преступности в том или ином регионе (районе, городе, области и т, п.), профессиональный опыт и наблюдение за развитием социальной действительности позволяют выявить и в определенной мере оценить наиболее существенные конкретные факторы, оказывающие влияние на структуру и динамику, а также на характер и все виды преступности и тем самым значительно повысить степень вероятности прогноза.

Прогнозирование преступности может осуществляться: на уровне преступности в целом; на уровне определенной категории преступности (рецидивной, корыстной, транспортной и т. д.); на уровне отдельных видов преступлений (вымогательство, убийство, бандитизм и т. п. ).

Прогнозирование может быть осуществлено в рамках различных социальных групп, сформированных по таким признакам, как образование, семейное положение, возраст, профессия и т. д. По масштабам территории прогнозы распространения преступности могут быть классифицированы на прогнозы преступности в масштабе района, города, области, края, республики.

В зависимости от продолжительности прогностического периода прогнозы преступности могут быть краткосрочными, среднесрочным и долгосрочными. Как отмечает В. Н. Кудрявцев, “долгосрочные прогнозы определяют. “стратегию” борьбы с преступностью. Для повседневной

“тактики” этой борьбы, для выработки более эффективных мер предупреждения преступлений. необходимы более конкретные и сравнительно кратковременные прогнозы состояния, динамики и структуры антиобщественных явлений”.1

Представляется, что к краткосрочным прогнозам преступности следует отнести прогнозы на срок до 3 лет включительно. В этих пределах оценку будущей преступности можно дать более однозначно, так как за такой период в обществе вряд ли могут произойти какие-либо существенные изменения (см. п. 2.4. гл. 2).

В практике органов внутренних дел распространение получили трехгодичные прогнозы возможного уровня рецидивной преступности. Срок 3 года избран в связи с тем, что большинство новых преступлений совершается в течение первых трех лет с момента отбытия наказания.

Наиболее целесообразным видом среднесрочного прогнозирования по срокам являются пятилетние прогнозы. К долгосрочным прогнозам преступности можно отнести прогнозы на срок 15-20 лет. Именно за этот период завершается в основном демографический цикл, охватывающий воспроизводство населения в течение одного поколения, нравственное и профессиональное формирование личности. В течение указанного срока обычно завершается и технический цикл развития хозяйства.

В зависимости от цели прогнозирования будущего движения преступности могут быть применены любые из названных критериев либо совокупность критериев, обеспечивающих комплексность и многоплановость прогнозов.

Кроме общего прогнозирования преступности, самостоятельное значение имеет индивидуальное прогнозирование. Прогнозирование индивидуального преступного поведения, в отличие от прогнозирования преступности вообще, в настоящее время недостаточно разработано теоретически, а на прикладном уровне делает по существу лишь первые попытки.

Методологическое обоснование возможности прогнозирования поведения человека связано с детерминистической концепцией поведения, рассматриваемого в качестве результата сложного взаимодействия личности, среды и конкретной жизненной ситуации. Безусловно, сложная сущность человека, различные свойства его природы обусловливают трудности методологии познания и прогнозирования поведения, затрудняют практическое их осуществление, но не делают таковые невозможными.

Индивидуальное прогнозирование преступного поведения может применяться лишь в отношении лиц, которые в прошлом уже совершили преступления или допускали иное антиобщественное поведение. Роль индивидуального прогнозирования преступного поведения состоит именно в том, чтобы из указанного контингента лиц определить тех, в отношении которых необходимо вести индивидуальную предупредительную (профилактическую) работу, чтобы не допустить совершение ими преступления.

На практике опытные работники органов МВД нередко достаточно четко могут сделать прогноз в отношении тех или иных лиц, скомпрометировавших себя антиобщественным поведением. Зная свойства таких лиц, среду, в которой они находятся, они своевременно проводят профилактическую работу, предотвращая тем самым совершение ими преступлений.

Задача повышения эффективности борьбы с преступностью обусловливает значимость обоснованного прогнозирования преступности. Известно, что прогноз преступности – это прежде всего информация для нужд практики; причем такая информация, на основе которой определяются и оцениваются возможности борьбы с преступностью в будущем с учетом всех имеющихся сил и средств.

Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно действия на преступность, ее виды и причины, порождающие их.

Он также содействует укреплению и развитию системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью. Оценивая уровень, структуру, динамику и другие характеристики преступности с позиций настоящего и будущего, практические органы в необходимых случаях ставят перед законодателем вопрос о внесении изменений и дополнений в действующее уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право.

Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения организаторской деятельности государственных и общественных органов в сфере борьбы с преступностью, но и выработку тактики и методики борьбы с ней.

Прогнозирование преступности теснейшим образом связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам. Прогнозирование преследует цель – выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, обстоятельства, которые могут способствовать сокращению ( либо, наоборот, увеличению) преступности; план устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т. д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его сущность и содержание.

Прогнозирование является научной основой для составления планов борьбы с преступностью, планов предупреждения преступности. Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.

Криминология

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

Масштабность проблем борьбы с преступностью, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, предопределяют необходимость опережающего анализа развития ситуации.

Без этого невозможно точно и своевременно определить цели и задачи борьбы с преступностью, их соотношение и приоритеты, а также установить необходимые объемы и интенсивность мер профилактики и уголовно-правового воздействия. Внедрение прогнозирования позволяет системно увидеть развитие преступности и борьбы с ней во всей полноте (т. е. с учетом комплекса криминогенных и антикриминогенных процессов и явлений в экономике, политической, социальной и других сферах).

Криминологическое прогнозирование — это процесс выработки вероятного суждения о будущем состоянии (уровне, структуре, динамике) преступности, ее детерминанте и возможностей профилактики, иных средств воздействия на преступность в определенный период времени. Прогноз включает качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и примерное определение их сроков. При этом фиксируются не только предполагаемая ситуация На конец периода, но и ее тенденции во время этого периода.

Криминологический прогноз — это разновидность социального предвидения. Методологические основы такого предвидения разработаны социологией и политологией. Криминологическое прогнозирование определяет условия, которые максимально стимулировали бы благоприятные для общества тенденции преступности (снижение темпов прироста, стабилизация, снижение уровня, смягчение структуры и т. д.).

Поэтому криминологический прогноз многовариантен, т. е. излагается по схеме «если будет сделано то-то, наступят такие-то результаты». Некоторые варианты могут быть даже «саморазрушающимися», т. е. исходить из того, что определенный объем и интенсивность предлагаемых мер и их ресурсного обеспечения пресекут развитие прогнозируемых тенденций преступности.

Существуют три основных вида криминологического прогнозирования.

Прогнозирование развития науки криминологии включает прогнозирование криминологических исследований и определение перспективы развития конкретных направлений науки.

Прогнозирование преступности состоит из прогнозирования конкретных видов преступности. А именно: первичной и рецидивной, преступности мужчин и женщин, отдельных видов и групп преступлений, сельской и городской преступности, преступности в отдельных регионах, на отдельных объектах и отраслях народного хозяйства.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения определяет вероятность совершения преступления в будущем тем или иным конкретным лицом.

Кроме того, криминологические прогнозы в зависимости от охватываемых временных этапов делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Цель краткосрочного прогнозирования (1-3 года) — научное предсказание тенденций, закономерностей, конкретных вариантов изменения преступности в ближайшем будущем по детализированным показателям. На этой основе разрабатываются краткосрочные прогнозы, определяющие направленность предупреждения преступности. В практической деятельности находят применение сверхкраткосрочные прогнозы — оперативные — охватывающие весьма небольшие отрезки времени (сутки, неделя, месяц и квартал).

Среднесрочное прогнозирование включает период от 4 до 10 лет. В отличие от краткосрочных прогнозов — направлено на более отдаленную перспективу и определяет стратегию борьбы с преступностью.

Долгосрочное прогнозирование рассчитано на срок выше 10 лет. Оно базируется на анализе общих закономерностей развитая общества в целом, связи уровня и структуры преступности с уровнем социально-экономического и культурного развития общества.

Наибольшее распространение при криминологическом прогнозировании получили такие методы как экстраполирование, экспертная оценка и моделирование.

Сущность метода экстраполяции состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и переносе закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.

Для этого формируются динамические ряды по годам за определенный период (непосредственно предшествующий прогнозируемому). Ряды выражают направленность, характер и темп этих изменений. Динамические ряды формируются на основе абсолютных данных и коэффициентов.

Точность экстраполированных прогнозов тем выше, чем меньше время упреждения. Также значима степень стабильности параметров определенного вида преступлений. Обязателен учет различий статистической и реальной картины с поправкой на латентность.

Недостаток метода состоит в том, что он дает удовлетворительный результат только в отношении ближайшего будущего (один — три года). По мере увеличения прогнозируемого периода ошибки в оценках возрастают.

Моделирование — это разработка системы математических формул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее. Моделирование как метод прогнозирования преступности включает модель- но-кибернетический эксперимент, состоящий в выявлении закономерностей функционирования объекта, прослеживаемых во времени.

Достоинство этого метода в том, что он позволяет абстрагироваться от мелких и несущественных свойств прогнозируемого явления и сосредоточить внимание на самых важных сторонах изучаемого объекта. В исследованиях социальных Процессов модель выражается чаще всего в логической либо знаковой форме. Наиболее распространены математические модели.

Экспертная оценка представляет собой обобщении мнений научных и практических работников, специально отобранных по признакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний о будущих параметрах преступности или некоторых ее видов, а также о процессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции.

Ценность данного метода заключается прежде всего в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только официальные данные, но и свой опыт и интуицию.

Основные этапы организации криминологического прогнозирования:

  • предпрогнозная ориентация: определение целей, задач, гипотез, времени упреждения и т. п.;
  • сбор данных о процессах и явлениях, определяющих развитие преступности и борьбы с ней; исходное описание преступности и борьбы с ней по уровню и динамике в ретроспективе;
  • поисковый прогноз, т. е. отбор возможных вариантов будущего развития с учетом влияющих процессов и факторов для определения перспективных проблем, подлежащих решению;
  • нормативный прогноз, т. е. выбор оптимальных способов решения проблем, исходя из нормативов, определяющих характер, объем, структуру мер, сил, ресурсов;
  • оценка обоснованности;
  • выработка рекомендаций по оптимизации управления борьбой с преступностью и условий этой борьбы.

Прогнозирование преступности тесно связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам. Цель прогнозирования — выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, и обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо увеличению) преступности.

План устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т. д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его сущность и содержание. Прогнозирование является научной основой для составления планов борьбы с преступностью, планов предупреждения преступности. Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.

Криминологическое программирование представляет собой разработку целей и задач борьбы с преступностью, направлений, средств и способов их решения, нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период. Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбой с преступностью.

Они предусматривают цели (программируемые результаты) и основные задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество, и т. п.

Разработка государственных программ борьбы с преступностью является важной мерой, от которой во многом зависит нравственно- политический климат в обществе. Такая программа может охватывать проблему борьбы с преступностью в целом и отдельные направления этой борьбы. В любом случае она имеет базовый, ориентирующий и межведомственный характер, предусматривает комплекс социально-экономических, политических, воспитательных и правовых мер.

При разработке программ максимально учитываются программы экономического и социального развития, возможности использования общесоциальных мероприятий (например, по управлению миграцией, устройству беженцев, развитию культурного досуга и т. д.) для одновременного устранения, ослабления, ограничения криминогенных процессов и явлений.

В республиках, областях и других национально-территориальных субъектах Российской Федерации разрабатываются детализированные региональных программы борьбы с преступностью и по отдельным направлениям этой борьбы, учитывающие специфику социальной и криминологической ситуации (например, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью, наркоманией и т. д.).

На муниципальном уровне по общему правилу необходимо и достаточно разрабатывать годовые планы борьбы с преступностью, так как их вычленение из демографических, экономических, политических, социально-психологических, управленческих структур региона имеет достаточно условный характер.

Проблемы криминологического прогнозирования преступности

Рубрика: 18. Криминология и криминалистика

Опубликовано в

Дата публикации: 13.04.2018

Статья просмотрена: 1068 раз

Библиографическое описание:

Орешникова, О. М. Проблемы криминологического прогнозирования преступности / О. М. Орешникова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14119/ (дата обращения: 21.12.2021).

Проблема прогнозирования преступности в криминологии считается базовой и ориентирована на определение значения преступности, раскрытие ее закономерностей и тенденций становления. Прогнозировать преступность — означает принимать преждевременные решения, что касается воздействия на преступность, также развивать систему органов, реализующих предупредительные и другие мероприятия по борьбе с преступностью. Потому, прогрессивная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только лишь вероятен, но и необходим [2, 137].

Преступность, являясь продуктом жизнедеятельности общества как целостного общественного организма, выступает в виде общественно опосредованного действа, вмещающего социально небезопасные ему результаты. Социальный генезис преступности дозволяет устроить и иной вывод методологического характера, сообразно которому преступность как социальный парадокс являет из себя одну из черт состояния общества на определенном историческом шаге собственного становления. Но обычное декларирование принципа общественной обусловленности преступности не дозволяет четко разъяснить имеющиеся отличия в преступности, которые появляются неоднозначно и многоаспектно [6, 483].

Масштабность проблем борьбы с преступностью, динамизм обстановки, обилие действий и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в общественной жизни, предназначают актуальность всеохватывающего прогнозирования хода событий. В отсутствии этого невозможно достигнуть точности и оперативности в определении целей и задач в области борьбы с преступностью, их соотношений и ценностей; невозможно установить нужные объемы и интенсивность мер предостережения, уголовно-правового, пенитенциарного, также уголовно-политического действия на преступность.

Ценность прогнозирования преступности и разработки надлежащего методического аппарата состоит в том, что они позволяют приготовить научную базу для принятия перспективных решений в борьбе с преступностью, предположить сведения о будущем, которые употребляются в перспективном планировании становления и деятельности правоохранительных органов, на базе которых случается своевременное, упреждающее изменение расстановки сил и средств нареченных органов, направлений их деятельности [4, 397].

Уровень вероятности прогноза в значимой мере находится в зависимости от количества причин, применяемых при прогнозировании. Как объективно замечают Г. А. Аванесов и С. Е. Вицин, «нужно учитывать и изучать не только данные о преступности, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность; социально — политические явления, организационно — правовые, экономические, демографические, и т. д». [1, 12].

В данных критериях очень трудно достигнуть полностью верного прогноза, но это совсем не значит бессмысленности их составления.

В ходе прогнозирования появляются явные проблемы в установлении степени воздействия определенных причин, оказывающих большое влияние на преступность, также в определении соответствия беспристрастных и субъективных обстоятельств, которые, в конце концов, приводят лицо к совершению преступного деяния. В целях наиболее полного учета отличительных черт действия причин, оказывающих большое влияние на преступность, B. C. Бородин считает подходящим блюсти конкретную поэтапность прогнозирования. На исходном этапе надлежит составить прогнозы в регионах России, может быть помимо прочего прогнозирование изменения отдельных видов, групп, причем даже категорий преступлений. Это дало бы вероятность полнее учесть более значительные факторы, характеризующие динамику преступности.

Криминологическое прогнозирование подразумевает многовариантность прогнозов. Это связано с тем, что прогноз носит вероятностный характер и имеет возможность содержаться в разных выводах о развитии преступности, зависимо от пришествия либо тех или иных обстоятельств, оказывающих воздействие на преступность [3, 151]. Вопрос прогнозирования преступности считается очень актуальным. Но, даже несмотря на злободневность, эта тема характеризуется и неудовлетворительной разработанностью.

Исследование научно — аргументированных криминологических прогнозов плотно сплетена с рядом проблем, которые невозможно учитывать, хотя нельзя и переоценивать. В их числе, возможно, отметить такие проблемы, как: непланомерный характер работы, слабенький учет специфики регионов, недостающее внимание к социальным, политическим, финансовым моментам, оказывающим воздействие на преступность, не разработанность и несовершенство методологий, недочеты в работе структурах правопорядка и иное.

Глубочайшее познание картины преступности в настоящем подразумевает владение ее количественными и качественными ее чертами, включая латентную ее часть, определение которой предполагает конкретные проблемы. Следовательно, получаемые данные порой считаются прозрачными и точными. К проблеме прогнозирования преступности помимо прочего относят недостаточно успешную работу в структурах правопорядка и, как следствие, планирование борьбы с преступностью.

Сначала, это характеризуется невысоким материально-техническим оснащением, недочетами структурно-организационной структуры, недоверием со стороны людей сотрудникам правоохранительных органов, плохим финансированием, также невысоким уровнем квалификации служащих в структурах правопорядка. Наряду с этим можно выделить не разработанность и несовершенство методологий прогнозирования, некорректность приобретенной информации, подлежащей изысканию, даже вследствие латентности преступных деяний.

Невозможно не учесть изменения, вносимые в уголовное законодательство. К примеру, в истекшем десятилетии имела место насыщенная законодательная работа в сфере улучшения борьбы с преступностью. На базе новейших законодательных актов активировалась борьба с многими видами преступлений, собственно, что и повлекло повышение количества регистрируемых правонарушений.

Задачи повышения эффективности борьбы с преступностью обуславливают важность аргументированного научного прогнозирования преступности. Прогноз преступности — это, первоначально, информация для нужд практики; причём эта информация, на базе которой ориентируются и оцениваются способности борьбы с преступностью в дальнейшем с учётом всех имеющихся сил и средств [1, 18].

Прогноз, кроме того, считается важной информацией, в отсутствии которой не ограничиться законодательным органам при определении возможностей становления законодательства вообще, и даже уголовного. Расценивая уровень, структуру, динамику и прочие свойства преступности с позиций реального и грядущего, законодательные органы в нужных случаях вносят изменения в уголовное законодательство, чтоб оно постоянно отражало публичные потребности в обороне тех или иных общественных взаимоотношений [5, 245].

Прогноз преступности считается нужной научной базой для всеохватывающего планирования предостережения преступности на всяком уровне организации общества [4, 316].

Следовательно, прогнозирование преступности гарантирует не только лишь определение рационального варианта научно аргументированной стратегии и мер увеличения уровня организаторской работы муниципальных и общественных органов, да и выработку стратегии и методологии борьбы с преступностью.

Естественно, очень трудно достигнуть полнейшего четкого прогноза в этой области, да и навряд ли это станет когда-то возможно. Но это не значит нецелесообразности составления прогнозов преступности. В том числе и прогноз, который только отчасти оправдывается, может быть полезен и необходим. А наша задача устроить его как возможно наиболее четким для повышения эффективности борьбы с этим социальным недугом как преступность.

В целях решения имеющихся проблем прогнозирования и достижения лучшего итога прогностической работы является подходящим:

  1. Создание рекомендаций для служащих в правоохранительных органах по проведению неизменного анализа характеристик преступности с учетом специфичности регионов для составления прогнозов на локальном и региональном уровнях для предстоящего их обобщения.

2. Создать новейшие, усовершенствовать, привести в соответствие старые методологии, характеризующиеся необходимой разрозненностью и противоречивостью.

3. Создание рекомендаций по внесению корректив в цели прогнозирования, в сами прогнозы зависимо от общественно-политической, финансовой, общественной ситуации и введению их в фактическую работу правоохранительных органов.

Разработка четко отстроенной системы прогнозирования даст возможность оформлять проекты предостережения преступности, имеющие научное объяснение, организовывать ход их исполнения, корректировать и держать под контролем.

  1. Аванесов Г. А., Вицин С. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 1972.
  2. Алексеев А. И., Герасимов С. И. Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.
  3. Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М, 1990.
  4. Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.,1994.
  5. Криминология: Учебник / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов. М.,1999.
  6. Лунев, В. В. Криминология: учебник / В. В. Лунеев. — Москва: Юрайт, 2014.

Похожие статьи

Криминологическое прогнозирование предупреждения.

Проблемы криминологического прогнозирования преступности. Криминологическое прогнозирование подразумевает многовариантность прогнозов. Это связано с тем, что прогноз носит вероятностный характер и имеет возможность содержаться в разных выводах о.

Анализ практического значения криминологического.

Проблемы криминологического прогнозирования преступности. Криминологическое прогнозирование подразумевает многовариантность прогнозов. Это связано с тем, что прогноз носит вероятностный характер и имеет возможность содержаться в разных выводах о.

Проблемы криминологического прогнозирования

Такой прогноз можно рассматривать как информационную систему, создаваемую в результате теоретических изысканий и анализа практики и динамики преступности.

Аванесов Г. А. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью: Учеб.пособие.

Анализ и тенденции текущего состояния преступности.

Проблемы криминологического прогнозирования преступности.

Киберпреступность: проблемы уголовно-правовой оценки. Трудности борьбы с данным видом преступной деятельности.

Некоторые проблемы географии преступности на территории РФ

Проблемы криминологического прогнозирования преступности.

Качественные показатели преступности — это структура (удельный вес. Общесоциальные детерминанты женской преступности.

Особенности криминологического прогнозирования назначения.

Проблемы криминологического прогнозирования преступности. Криминологическое прогнозирование подразумевает многовариантность прогнозов. Это связано с тем, что прогноз носит.

Методика криминологического прогнозирования в сфере.

Кроме того, подобные опросы дают непосредственную оценку преступности в конкретных регионах, ее тенденциям и качественным изменениям, облегчают ее прогноз на будущее [5, с. 54]. Создание конкретной методики прогнозирования связано с объемом и особенностями.

Построение эконометрической модели для прогнозирования.

Библиографическое описание: Добрынина А. К. Построение эконометрической модели для прогнозирования уровня экономической преступности в России

Это значит, что проблема экономической преступности в действительности весьма сильно давит на наше общество.

Причины роста преступности в современной России: проблемы.

Понятие преступности, несомненно, является одним из основных уголовной (чаще, в судебной) статистике и в науке криминологии.

Вследствие этого, в частности, население в своем большинстве скептически относится к тем предостережениям, рекомендациям и прогнозам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: