Прокуратура города: что это значит

Прокуратура — что это и как её использовать?!

Прокуратура — это система гос.органов, которые следят за другими органами (правоохранительными органами, следствием, администрацией города/района, бизнесом и предпринимателями и так далее). Прокуратур нужна для того, чтобы везде соблюдалась законность и решения, к примеру, городской администрации не противоречили этим самым законам. Как видите, цели самые что ни на есть благие.

На практике же все получилось совсем по-другому. Как? Читайте дальше.

На практике такой орган, как Прокуратура, был создан в СССР еще во времена правления Сталина. И несмотря на то, что прокурор должен был быть «независимым бдителем исполнения закона на территории СССР», на самом деле прокуроры выступали заодно с государством, заодно с обвинением и так далее. То есть выполняли не совсем свойственные ей функции. Лучше всего это описано в произведении Александра Солженицины «Архипелаг ГУЛАГ».

На самом деле, получается очень интересно: в теории Прокуратура работает независимо от других органов власти (судебной, законодательной и исполнительной), но по факту это не совсем так. Наблюдается четкая тенденция, что нынешняя Прокуратура старается подменить собой в некоторых отношениях ФСБ и МВД — речь не идет о формальных полномочиях, а именно о неформальных: Прокурор часто выступает на стороне обвинения. Очень часто судьи и прокурорские сотрудники хорошо знают друг друга и предпочитают не идти на конфронтацию. Особенно это заметно по делам известных предпринимателей (Юкос-Ходорковский, Арбат-Престиж, Алтын и другие). Так же замешаны прокурорские сотрудники и в грязных делах, например, в крышевании подпольных казино в Подмосковье. Таким образом, не все однозначно в этом органе. Стоит признать, что если суды (мировые и арбитражные) действуют в целом в рамках закона и принципы обжалования/апелляции там работают, то в случае с Полицией и Прокуратурой приходится говорить о значительном отклонении от декларируемых принципов, о значительном коррупционном ресурсе, о предвзятости. То есть нельзя сказать, что этот орган работает, во-первых, чисто и прозрачно, а во-вторых, выполняет возложенные на него функции.

В задачи Прокуратуры входит надзор на деятельностью всех других органов власти, администраций, организаций, учреждений и людей. В частности, Прокуратура должна следить за:

  • выполнением законов министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и агентствами, органами местного самоуправления, органами военного управления, должностными лицами, директорами фирм.
  • соблюдением прав и свобод граждан со стороны тех же самых органов (которые перечислены выше), так же особенно они должны следить за соблюдением прав и свобод со стороны полицейских, следователей, дознавателей и так далее.
  • за выполнением законов органами исполнения наказания (тюрьмами), их должностными лицами, руководством, сотрудниками.
  • так же прокуратура имеет право на уголовное преследование (отдельно от полиции).

Как это выглядит на практике? На практике сотрудники прокуратуры активно работают с органами местной власти (районные, городские администрации), составляя заключения или опротестовывая их постановления и решения. Это, может быть, и правильно, но сильно стопорит работу Администраций (сам сталкивался).

Так же на практике в Прокуратуру можно обратиться, если имеете претензии к решению суда/полиции — не хотят возбуждать дело, не согласны с решением — обжалуем в прокуратуру.

Еще в прокуратуру можно «стучать» на тех, кто нарушает закон. На взяточников-чиновников, к примеру. Не факт, что будет польза — к сожалению, «свои» люди там тоже есть и их не трогают. Однако теоретически этим правом можно воспользоваться и я им пользовался.

К сожалению, основная задача Прокуратуры при обращении к ней рядового гражданина — отказать ему. Чтобы не делать лишней работы, чтобы не «портить отношения», чтобы не портить статистику по преступлениям. Поэтому часто сообщения о взятках, о нарушениях остаются без рассмотрения по существу. Отказы там довольно часто явление. Вино этому не только не желание работать, но и низкая правовая культура россиян, которые даже не всегда могут правильно составить обращение.

В целом, чаще всего рядовой гражданин использует Прокуратуру в качестве какой-то «третьей» инстанции, когда ему отказывают в принятии заявления в Полицию. Решение полицейских обжалуется и направляется в Прокуратуру. Как это сделать — смотри в следующей статье.

Прокуратура – это государственное учреждение, осуществляющее надзор за исполнением законов. Структура и полномочия прокуратуры

Законность в государстве поддерживается различными органами и ведомствами. Одним из них является прокуратура. Это организация, в чьи задачи входит возбуждение и расследование уголовных дел, контроль над иными органами, занимающимися различными вопросами государственной политики. У этой инстанции достаточно полномочий, чтобы влиять на судьбы людей. Потому желательно понимать, как она работает. Давайте разбираться.

Читайте также:
Имущественная ответственность гражданина: что это значит

Общее определение

В России прокуратура – это централизованная система органов. Она едина и замыкается на федеральный уровень. Она от имени государства осуществляет надзор за соблюдением положений Конституции и других законов. Главное в ее работе – защита прав граждан.

Прокуратура – это организация, которая основана для защиты законности в стране. Она охраняет свободы человека, интересы общества и государства. Основана ее работа на конституционных принципах, законе о прокуратуре, других правовых актах. Структура ее довольно сложна. В нее входят: Генеральная прокуратура, соответствующие органы субъектов РФ, специализированные подразделения, научные учреждения, организации образования, печати, территориальные отделения (городские, районные и так далее). Надо отметить, что специалистам этой сферы необходимо охватить надзором практически все общество. А оно, как известно, имеет довольно сложную структуру. Частью системы органов прокуратуры является следственный комитет. У него собственные задачи.

Следственный комитет

Мы часто слышим о громких преступлениях, пойманных взяточниках, огромных хищениях из бюджета. Такими делами занимается следственный комитет (СК). Этот орган входит в структуру прокуратуры, но непосредственно ей не подчиняется. Расследования ведутся совместно.

На практике СК собирает и изучает материалы, делает заключения, которые передаются в прокуратуру для поддержания обвинения. Система довольно сложная, она может показаться запутанной. Но таковая наиболее удобна для нынешнего государства. Прокуратура РФ как бы разделена на две части, ведь СК выделен из общей структуры. Это позволяет предотвратить коррупционные явления в системе органов, расследующих дела в отношении людей, мягко говоря, состоятельных, обладающих серьезными связями.

СК, в свою очередь, состоит из целой системы подразделений. Она подобна той, из которой состоит прокуратура РФ. В нее входит главное управление (в Москве), отделения в субъектах Российской Федерации, районные и городские структуры. Каждое работает при соответствующей прокуратуре.

Генеральный прокурор РФ

Так называется должность человека, возглавляющего ведомство. Он назначается Советом Федерации. Там же определяют, кто станет его заместителями. Одним из них возглавляется военная прокуратура. У генерального есть помощники и советники. Кроме того, под его началом создаются управления и отделы, делящие между собой основные обязанности ведомства. То есть одно структурное подразделение контролирует соответствующую область ответственности.

Генеральный прокурор руководит всей системой. Он издает приказы, подписывает распоряжения, дает указания. Они обязательны для исполнения работниками системы. Получается, что человек, занимающий эту должность, отвечает за все, что делают органы прокуратуры. Ему вменяется разделение обязанностей, формирование структуры и штатов, распределение фонда оплаты труда, контроль за исполнением конституционных обязанностей. Понятно, что фигура это влиятельная, обладающая серьезной властью.

Полномочия

Так как прокуратура – это орган, следящий за исполнением закона, то задач у него много:

  • координация деятельности правоохранительных органов в области борьбы с преступностью;
  • контроль за исполнением законодательства государственными органами и служащими;
  • расследование резонансных и особо значимых преступлений;
  • надзор за тем, чтобы соблюдались права граждан во всех сферах;
  • контроль за соблюдением законов органами, которые осуществляют предварительное следствие, оперативно-розыскную работу, дознание и так далее.

За приведенным перечнем стоит очень серьезная и объемная работа. Каждое направление следует рассматривать как отдельную задачу. А отделения на местах выполняют все в пределах подведомственной территории. Так, прокуратура Москвы занимается надзором и расследованиями в пределах города и так далее. Все территориальные подразделения работают в тесном взаимодействии.

Специальные прокуратуры

В их число входят военные, природоохранные и иные прокуратуры. У каждого отраслевого управления собственные задачи. Они контролируют исполнение законов теми госорганами и предприятиями, которые ведут деятельность в этой сфере. При этом все органы прокуратуры подчинены одному должностному лицу. Они подчиняются его приказам и указаниям, но действуют в рамках определенной сферы.

Военная прокуратура занимается делами людей в погонах. Природоохранная контролирует законодательство, регламентирующее использование земель, ископаемых и иных богатств, в том числе растительных и животных ресурсов. Другие подразделения не могут вмешиваться в сферу их деятельности. К примеру, прокуратура области должна передать дело, возбуждённое в отношении действующего офицера армии, в военную и так далее.

Читайте также:
Гражданский процессуальный кодекс: что это значит

Кого берут в прокуратуру?

Если молодой человек заинтересован в такой работе, ему следует поступить на юридический факультет вуза. В прокуратуру берут только людей с высшим образованием. Учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. Ограничения для работников прокуратуры очень серьезные. Кроме образования, необходимо иметь хорошую репутацию и опыт работы. Судимых не назначат на должность в такой структуре.

Необходимо иметь российское гражданство и быть дееспособным гражданином. Если суд запретил человеку занимать государственную должность, то двери прокуратуры перед ним закроются. Также существуют ограничения по здоровью и возрасту. Люди, принятые на должность, обязаны открыть все сведения о себе. Отказ означает моментальное увольнение. Государство возложило на этих людей очень серьезные обязанности. В итоге от их честности зависит атмосфера в обществе. А от нее, в свою очередь, устойчивость государства. Потому проверку работники прокуратуры проходят серьезную.

Иные ограничения, связанные со службой

Проще сказать, что можно прокурору, чем перечислить, что ему запрещено. Но мы попробуем назвать основное:

  • получать денежные средства как за услуги, так и за работу, кроме того содержания, что предоставляется государством;
  • занимать должность в непосредственном подчинении у близкого родственника;
  • становиться депутатом любого уровня;
  • лично или через других лиц заниматься предпринимательством;
  • быть в составе управленческого органа коммерческой организации;
  • получать вознаграждение за выступления и публикации, которые он обязан проводить по службе.

Прокурор может заняться преподаванием, творчеством или наукой. За это ему разрешено брать оплату. Но ее придется декларировать и объяснять, откуда доход. Все очень серьезно. За нарушение человек может лишиться должности.

Заключение

Все описанное касается всей системы целиком. К примеру, прокуратура Москвы выполняет каждую из перечисленных задач. В ней действуют те же кадровые ограничения. Людей проверяют и контролируют, чтобы не брали взятки, не занимались незаконной деятельностью. Серьезная это работа и сложная. Зато очень интересная.

Прокуратура — это

Действующее законодательство должно неукоснительно соблюдаться всеми физическими и юридическими лицами, независимо от статуса, формы собственности и подчиненности. Для этих целей, на государственном уровне создана надзорная инстанция – прокуратура. Она, в рамках своих, полномочий осуществляет контроль за соблюдением норм действующего законодательства.

Что такое прокуратура?

Прокуратура представляет собой надзорную инстанцию. Её деятельность регулируется Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». По сути – это единая централизованная федеральная система органов.

Она функционирует независимо от других министерств и ведомств, и подчиняется напрямую президенту страны. Это сделано для того, чтобы избежать кадрового давления на прокурорских работников. Такой подход позволяет обеспечить объективность при осуществлении надзорной деятельности.

Виды надзорных инстанций в РФ

Основным видом прокуратур являются территориальные. Они осуществляют общий надзор в каждом регионе и субъекте Федерации. Кроме этого имеются специализированные инстанции, которые осуществляют надзор в конкретных сферах.

Военная прокуратура. Она осуществляет свою деятельность в Вооруженных Силах РФ, а также воинских формирования и органах военного управления. Специфика функционирования не ограничена исключительно воинской службой. Данная инстанция занимается проверкой не только вопросов, касающихся подготовки войск.

Сюда входит надзор за законностью в сфере материально-технического обеспечения и расходования топливно-энергетических ресурсов. Структура данной инстанции состоит из трех частей. Возглавляет систему Главная военная прокуратура. Она имеет статус структурного подразделения Генеральной. Далее по подчиненности следуют прокуратуры округов, флотов и родов войск. Завершают структуру прокуратуры гарнизонов, соединений и объединений. Возглавляет структуру Главный военный прокурор, который является заместителем Генерального.

Ещё одним специализированным видом прокуратуры является Транспортная. Она состоит из двух частей. Первая – межрегиональные инстанции. Они имеют статус прокуратур субъектов Федерации. Вторая – региональные. Они подчинены первой части.

Транспортные прокуратуры формируются при железных дорогах, аэропортах, морских и речных портах, таможенных постах и управлениях. Они осуществляют надзор по соблюдению закона в сфере транспорта. Сюда относятся не только права и свободы граждан, но также ведение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, участие в судебных разбирательствах.

Природоохранные инстанции функционируют на уровне городов и районов. Они подчинены прокурорам субъектов Федерации. Они осуществляют надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Читайте также:
Каковы сроки реорганизации?

В рамках своих полномочий такие инстанции координируют деятельность правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участвуют в судебных заседаниях, формируют отчетность и анализируют состояние правопорядка.

Прокуратуры в системе исполнения наказаний создаются в местах расположения наиболее крупных ИТУ.

Такие инстанции имеют статус районных и подчиняются прокурорам субъектов РФ. Основной их задачей является надзор за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание. Они также вправе осуществлять проверку деятельности учреждений УИС. Если такая инстанция отсутствует в месте расположения ИТУ, то соответствующие обязанности возлагаются на районную или городскую прокуратуру.

На особых режимных объектах, закрытых административно-территориальных образованиях и специализированных воинских формированиях организованы специализированные прокуратуры. Они имеют статус районных и подчиняются прокурорам субъектов РФ.

Образована также Прокуратура по надзору за законностью в угледобывающей отрасли. Она была сформирована в 2010 году и является новым видом специализированных прокуратур. В настоящее время такая инстанция действует в Кемеровской области. Основной обязанностью является надзор за соблюдением законодательства о труде в сфере добычи угля.

Структура

Структурно органы прокуратур РФ состоят из нескольких ступеней. Возглавляют систему Генеральная прокуратура. Она является органам управления всей структуры. Ей подчинены все надзорные инстанции.

Далее следуют прокуратуры субъектов Федерации. К ним приравнены специализированные инстанции. Завершающим звеном являются городские и районные инстанции.

Обязанности

Основной обязанностью любой надзорной инстанции является контроль за соблюдением норм действующего законодательства.

Кроме этого прокуратура обязана принимать меры принудительного воздействия к виновным лицам, либо направлять свои предложения в уполномоченные органы.

Также представители надзорных инстанций принимают участие в уголовном процессе, в качестве обвинителей.

Допускается их участие и в гражданском процессе. Основанием для этого является индивидуальная или коллективная жалоба.

Основная деятельность

Деятельность надзорной инстанции осуществляется по различным направлениям.

К основным относятся надзор за:

  • соблюдением прав и свобод физических лиц;
  • исполнением требований законодательства структурами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • исполнением законов судебными приставами;
  • исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме этого прокуратура занимается уголовным преследованием виновных лиц, принимает участие в рассмотрении дел судами, координирует работу правоохранительных органов. Также надзорная инстанция осуществляет правотворческую деятельность – принимает участие в создании, изменении и отмене правовых актов, а также осуществляет выпуск специальных изданий.

Меры реагирования по закону РФ

Главой 1 раздела III Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 установлены конкретные меры реагирования прокурора.

Прежде всего это протест. Такая мера является одной из самых распространенных. Протест приносится в связи с изданием правового акта, который не соответствует требованиям действующего законодательства. Такая мера применяется независимо от того, кем было принято решение.

Прокурорское представление имеет место в случае выявления в процессе проводимой проверки нарушений требований правовых актов. Это может произойти в результате плановой проверке, либо в связи с рассмотрением поступившей жалобы. В представлении указываются не только выявленные нарушения и причины, способствовавшие этому, но и предложения по их устранению, и мерам воздействия к виновным лицам.

Ещё одной мерой реагирования является вынесение постановления. Оно имеет место в случаях необходимости возбуждения уголовного дела или производства по административному правонарушению.

При вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии признаков преступления, либо административного правонарушения. Такие факты должны быть отражены в мотивировочной части постановления.

Завершает перечень мер реагирования предостережение о недопустимости нарушения закона. Такой документ носит профилактический характер. Вынося предостережение, прокурор информирует должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

Каковы функции прокурора в уголовной деятельности?

В рамках уголовных дел на прокуратуру возлагается ряд функций, которые она должна выполнять. Прежде всего это координирование мероприятий, которые проводится правоохранительными органами на этапе досудебной проверки.

Например, прокурор санкционирует проведение обыска, дает разрешение на прослушивание телефонных разговоров, формирует рабочие группы. Он же осуществляет контроль за процедурой возбуждения уголовного дела. В процессе рассмотрения дела в суде прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Кроме этого его задачей является контроль за соблюдением прав и свобод всех участников процесса.

Читайте также:
Территориальное общественное самоуправление: что это значит

Какими делами занимается?

В настоящее время расследованием уголовных дел занимаются органы дознания МВД и Следственный комитет. За прокуратурой остались надзорные функции. По этой причине нет отдельной категории дел, которыми занимается только надзорная инстанция. Прокуратура самостоятельно не возбуждает производство. Она лишь выносит постановление о необходимости его проведения и направляет акт реагирования в уполномоченную инстанцию.

В основном это связано с должностными преступлениями, а также отнесенными к категории тяжких, например, убийство. Выносить постановление прокуратура может по любым фактам нарушения уголовного или административного законодательства.

О взаимодействии с законодательной властью

Взаимодействие с государственными органами законодательной власти происходит путем осуществления надзора за законностью издаваемых нормативных актов на уровне Федерации, регионов и субъектов. Все проекты государственных и ведомственных нормативных актов должны проходить согласование в надзорной инстанции. После их изучения прокуратура вправе вносить свои предложения инициатору, которые должны быть учтены при издании актов. В противном случае проект согласован не будет.

С исполнительной властью

Взаимодействие с органами исполнительной власти осуществляется по двум направлениям – надзор и взаимодействие.

Первое заключается в контроле за соблюдением норм права при исполнении обязанностей должностными лицами. Второе подразумевает участие в различных программах, инициацию процедуры разработки нормативных актов, экспертизу подготовленных проектов.

С судебной властью

Суть взаимодействия с судами заключается в том, что прокурор вправе принимать участие не только в уголовном процессе в качестве государственного обвинителя, но также и в гражданском.

Кроме этого надзорная инстанция может принять участие в рассмотрении дела на любой стадии и вносить акты реагирования.

Прокуратура, как надзорная инстанция, имеет право проверить любую структуру, независимо от формы собственности и подчиненности.

Закон позволяет прокурорским работникам получать беспрепятственный доступ к любой информации, необходимой для проведения проверки, по результатам которой выносится акт реагирования.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации: городов и районов

Прокуратуры субъектов Российской Федерации относятся к прокуратурам второго звена.

К таковым относятся все прокуратуры субъектов государства, включая города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Принципы формирования прокуратур субъектов РФ

Такие прокуратуры возглавляют прокуроры, которые назначаются Генеральным прокурором РФ вместе с государственными органами власти субъектов РФ, которые определяются этими самыми субъектами. Конкретизация таких органов проводится согласно конституций и уставов субъектов государства. Практически такое согласование осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти этих субъектов. Однако единого подхода в этом вопросе не существует: в разных субъектах государства согласование проводят законодательные органы власти или же законодательные вместе с исполнительными.

От занимаемой должности прокуроры субъектов государства освобождаются Президентом Российской Федерации.

У таких прокуроров имеются первые заместители, а также просто заместители. Помимо этого их штат может включать помощников по особым поручениям — они по статусу соответствуют заместителю начальника управления.

В чем заключается деятельность прокурорской коллегии?

Прокуратуры субъектов РФ формируются в коллегии, в которые входят: прокурор (он же председатель) субъекта государства, его первый заместитель, заместители и прочие работники прокуратуры, которые назначаются прокурором субъекта.

Деятельность таких коллегий регламентируется приказами/распоряжениями их председателями. На ее заседаниях обсуждают вопросы, которые имеют принципиальное отношение к обеспечению эффективной работы не только прокуратур субъектов государства, но также районных и городских.

Коллегии прокуратур относятся к совещательным органам.

Основываясь на решении коллегий, прокуроры субъектов государства издают приказы, которые являются обязательными к исполнению всеми прокурорами, которые им подчиняются.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации формируются управления, а также отделы в их составе. Начальники таких управлений/отделов — это старшие помощники, в то время как их заместители/начальники отделов являются помощниками прокуроров субъектов государства.

В штате таких прокуратур могут присутствовать должности старших помощников, старших прокуроров, прокуроров управлений/отделов и помощников прокурора.

Подразделение и полномочия городских и районных прокуратур

Прокуратуры города, районов и межрайонные относятся к первичным низовым звеньям территориальных прокуратур.

Такие прокуратуры занимаются полным спектром прокурорской деятельности, а также выполняют надзорную и координационную функции.

В понятие «прокуратуры городов и районов» входят не только указанные прокуратуры, но также межрайонные и окружные прокуратуры городов, а также те, которые обладают руководящими полномочиями относительно районных прокуратур города.

Читайте также:
Уполномоченный представитель налогоплательщика: что это значит

На базе распределения полномочий прокуроров прокуратуры городов можно разделить на следующие типы.

  1. Городские прокуратуры, которые выполняют функции районных. Они учреждаются в малых (по численности населения) городах, надзирая за исполнением органами местного самоуправления (а также прочими городскими органами и учреждениями) законов.
  2. Городские прокуратуры, которые выполняют смешанные функции. Такие учреждения совмещают в себе деятельность городской и районной прокуратуры. Они учреждаются в городах со средним числом жителей, имеющих районное деление. За подобным учреждением закрепляют один городской район, за которым ведется надзор исполняемости законов всеми органами (районными субъектами), которые под него попадают. Помимо этого такая прокуратура надзирает за исполнением законов всеми городскими субъектами и руководит прочими районными прокуратурами этого города.
  3. Прокуратуры, которые имеют функции городских. Они формируются в крупных городах, разделенных на районы и осуществляют надзор за исполняемостью законов всеми поднадзорными городскими субъектами, а также руководят всеми районными прокуратурами города.

Согласно приказу Генпрокуратуры Российской Федерации №39 (действует с 12.03.2008 года) на городских прокуроров накладываются следующие полномочия касательно руководства действий прокуратур, стоящих ниже по рангу (помимо районных сюда входят межрайонные и окружные):

  • руководство действиями районных прокуратур, проведение периодических проверок их деятельности, совместное ведение надзорной деятельности (вместе с работниками районных прокуратур), также сюда входит отмена процессуальных решений районных прокуроров, которые противоречат закону или являются необоснованными;
  • организация взаимодействия районных прокуратур, направленная на поддержание законности и борьбу с преступностью во всем городе, а также методическая помощь таким прокуратурам, направленная на повышение профквалификации их сотрудников, распространение своего положительного опыта, внесение предложений прокурорам субъектов государства касательно улучшения деятельности и оптимизации штата, а также совершенствования практики таких прокуратур;
  • аттестационная подготовка и решение прочих кадровых вопросов касательно подчиненных прокуратур городов, подразделяющихся на районы.

Замечание 5

Городские и районные прокуратуры создаются на основании приказа Генпрокурора РФ.

Во главе таких прокуратур стоят соответствующие прокуроры. Их назначает и освобождает с должности Генпрокурор. В штате таких прокуратур могут находиться такие должности, как: первый заместитель, заместители (не только прокурора, но также начальника отдела, помощника прокурора и старшего помощника). Также в таких учреждениях могут формироваться отделы согласно решению Генпрокурора.

Что такое право бессрочного пользования земельным участком и нужно ли его переоформлять?

Использование участков земли гражданами или организациями предполагают наличие соответствующих прав у таких пользователей.

Это могут быть права собственности, права, возникающие при аренде надела земли у собственника, а также специфические права постоянного бессрочного пользования, не имеющие ограничений по времени.

  • Общие сведения о бессрочном пользовании
  • Кто может воспользоваться бессрочным правом
  • Наделы, находящиеся в бессрочном пользовании
  • Договор права постоянного пользования наделом земли
  • Переоформление бессрочного права в собственность или аренду
  • Особенности переоформления для юридических лиц
  • Особенности переоформления для физических лиц

Общие сведения о бессрочном пользовании

Правом бессрочного пользования наделом земли называют своеобразную разновидность вещного права, подразумевающую возможность использования ресурсов земли бесплатно и неограниченно по времени, но невозможность отчуждения такой земли.

Особенностями бессрочного права использования земли являются:

  • Безвозмездность пользования (отсутствие арендной платы и земельного налога);
  • Бессрочность пользования;
  • Отсутствие наследования.

Бессрочное право на землю в СССР заменяло право собственности, и граждане могли пользоваться государственной землёй как своей. В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности.

Для юридических лиц оформление собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137.

Кто может воспользоваться бессрочным правом

В настоящее время субъекты права бессрочного пользования делятся на две основные категории по принципу происхождения такого права:

  • Лица, получившие бессрочное право использования земли до принятия Земельного кодекса в 2001 году на различных основаниях;
  • Лица, получающие бессрочное право согласно принятому Земельному кодексу.

К первой категории относятся все физические и юридические лица, не оформившие право собственности на используемые ими со времён СССР наделы земли. Такие наделы могут относиться к самым разным категориям землепользования — от садовых участков до промышленных предприятий и зданий.

Ко второй категории относятся, согласно ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, следующие юридические лица:

  • Органы власти (федеральные и местные);
  • Бюджетные учреждения органов власти;
  • Казённые предприятия;
  • Центры наследия бывших президентов РФ.
Читайте также:
Совет безопасности ООН: что это значит

Таким организациям нет необходимости оформлять право собственности, пользоваться наделами земли для своей деятельности, определённой законом они могут по праву постоянного пользования.

Важно знать, что за всеми физическими лицами, имеющими право бессрочного пользования на наделы земли, сохраняется такое право, если оно получено до введения Земельного кодекса, согласно п.1 ст. 3 Федерального закона № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Наделы, находящиеся в бессрочном пользовании

Конкретных критериев, по которым земли могут или не могут быть переданы в бессрочное пользование, нет, так как такие земли используются гражданам и организациями часто со времён Советского Союза и относятся к самым разным категориям земли.

Не могут быть предоставлены в постоянное пользование следующие земли:

  • Земли государственных заповедников;
  • Земли Лесного фонда;
  • Земли Водного фонда;
  • Земли, подвергшиеся радиационному заражению;
  • Земли стратегического назначения.

На наделы, относящиеся к вышеперечисленным категориям, установлено исключительно государственное право распоряжения без передачи в аренду либо пользование за исключением особых случаев, устанавливаемых законом, а также чрезвычайных обстоятельств, связанных с военными действиями.

Договор права постоянного пользования наделом земли

Если раньше право бессрочного пользования предоставлялось с помощью локальных актов, то для вышеперечисленных юридических лиц необходимо составление договора на бессрочное пользование с вышестоящими органами власти, в собственности которых находятся передаваемые наделы.

Договор бессрочного права на использование земли должен включать в себя следующие пункты:

  • Представление сторон с указанием реквизитов;
  • Предмет договора;
  • Адрес и площадь надела;
  • Категория земли;
  • Цели использования;
  • Прилагаемый кадастровый план надела;
  • Сроки передачи надела в пользование;
  • Общие правила пользования наделом.

Важно помнить, что договор права постоянного пользования подлежит обязательной регистрации.

Предметом договора является земельный надел с определёнными границами, то есть в бессрочное пользование передаются только те наделы земли, в отношении которых было проведено межевание с установлением границ и присвоением кадастрового номера.

По договору собственник контролирует использование надела землепользователем, и может прекратить договор в следующих случаях:

  • Использование надела противоречит целям, указанным в договоре;
  • Использование надела не соответствует категории земли, к которой такой надел относится;
  • При эксплуатации надела был нанесён ущерб окружающей среде;
  • При эксплуатации надела были нарушены законные интересы третьих лиц.

В перечисленных случаях собственник расторгает договор бессрочного права с землепользователем, и в некоторых случаях предписывает землепользователю устранить нарушения, возникшие из-за неправомерного использования земли (например, ликвидировать незаконную свалку мусора).

Переоформление бессрочного права в собственность или аренду

Право бессрочного пользования наделом земли является устаревшей юридической нормой, так как оформление права собственности или аренды на такой надел выгодно как землепользователю, так и органам власти, которым этот надел принадлежит.

Органы власти при передаче надела в собственность его фактическому пользователю будут получать земельный налог с нового собственника, а при заключении договора аренды – плату за такую аренду, в то время как за бессрочное пользование участком землепользователь оплачивает только подводимые к участку коммунальные ресурсы.

Землепользователю также важно провести переоформление бессрочного права, чтобы иметь возможность осуществлять с используемой землёй важные операции:

  • Отчуждение в виде продажи или дарения;
  • Разделение на доли;
  • Перевод в другую категорию земли;
  • Передача по наследству;
  • Сдача в аренду.

Особенности переоформления для юридических лиц

Важно помнить, что если для физических лиц нет установленных законом сроков переоформления, то юридическим лицам, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», надлежит провести такое переоформление до первого июля 2012 года под угрозой штрафа в размере от двадцати до ста тысяч рублей.

Несмотря на штрафы, многие юридические лица не произвели переоформление используемых земель в положенные сроки, и правительство передвинуло данные сроки для земельных участков, на которых расположены:

  • Линии электропередач;
  • Железнодорожные пути;
  • Объекты инженерной инфраструктуры;
  • Дорожные коммуникации.

Для получения права собственности вместо права бессрочного пользования юридическому лицу необходимо произвести выкуп используемого надела у местных органов власти, но также можно заключить с властями договор аренды, в зависимости от экономических обстоятельств конкретного юридического лица.

Стоимость аренды, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137, составляет:

  • 0,3 % от кадастровой стоимости (КС) для земель сельскохозяйственного назначения;
  • 1,5 % КС для изъятых из оборота земель;
  • 2 % КС для остальных земель.
Читайте также:
Простая письменная форма сделок

Стоимость выкупа земли с приобретением права собственности будет стоить два с половиной процента от кадастровой стоимости, но для городов с количеством жителей более трёх миллионов (Москва и Санкт-Петербург) стоимость приобретения увеличивается до двадцати процентов КС.

Долгосрочная аренда земельного участка подробно описана в этой статье.

Для выписки умершего из квартиры необходимо собрать пакет определенных документов. Об этом подробно можно узнать здесь.

Особенности переоформления для физических лиц

В бессрочном пользовании у физических лиц чаще всего имеются сельскохозяйственные земли для дачных или садовых участков. Оформление права собственности необходимо для возможности продать или оставить в наследство данный участок.

Для переоформления физическому лицу необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Подготовить документы о наличии бессрочного права пользования участком земли;
  • Провести межевание участка;
  • Получить кадастровый документ;
  • Оплатить госпошлину за регистрацию права собственности;
  • Представить документы и квитанцию в регистрационную палату.

Нередко право постоянного пользования передавалось не конкретному садоводу, а всему садовому товариществу или дачному кооперативу.

В таком случае у пользователя земли может не быть документов на неё. Тогда землепользователю необходимо обратиться в местный орган исполнительной власти и запросить акт передачи земли в бессрочное пользование садовому товариществу, членом которого является землепользователь.

Для доказательства принадлежности к данному товариществу можно предъявить членскую книжку и документы об уплате в товарищество различных платежей (охрана, электричество) за последние годы, подтверждая таким образом фактическое пользование наделом.

Для проведения межевания необходимо обратиться в БТИ или стороннюю организацию и заключить договор о проведении кадастровых работ и определении границ участка. С полученной картой-схемой надела земли нужно обратиться в кадастровую палату для получения кадастрового документа.

Ранее необходимо было писать заявление в местные органы исполнительной власти для оформления права собственности, и там же утверждать предварительно границы участка, но сейчас все документы нужно сразу предоставить в регистрационную палату. Такое упрощение было сделано для ускорения приватизации земель гражданами в рамках дачной амнистии.

Итак, право бессрочного пользования земельным наделом является устаревшей формой вещного права, и оформление права собственности на такие наделы необходимо для совершения многих операций с земельной недвижимостью для физических лиц, а для юридических лиц переоформление позволит избежать крупных штрафов и проблем с законом.

Право бессрочного пользования земельным участком

Право бессрочного пользования земельным участком — это право на использование земли, которая находится в муниципальной и государственной собственности, без ее приобретения.

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2020 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году. Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года. Что большинство организаций успешно и сделали.

Читайте также:
Правоспособность юридического ли ца

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2020 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость. Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ , а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ .

Главная же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

В частности, в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника. Разрешено только заключение соглашения об установлении сервитута и передачи в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии со статьей 269 ГК РФ и п.1 статьи 45 ЗК РФ .

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

  • в собственность;
  • в аренду.

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Что означает право на постоянное бессрочное пользование земельным участком?

Право на постоянное пользование наделом это привилегия, которая предоставляется на выделенную землю на неограниченное время. На текущий момент это прерогатива только органов муниципальной и государственной власти.

Обычным гражданам такие права не предоставляются. Но со времен СССР они могли остаться у некоторых людей. Они могут пользоваться вверенной им землей, но у них нет на нее документов, фиксирующих права и возможность ею распоряжаться. Попробуем разобраться подробнее, что такое бессрочное пользование наделом.

Читайте также:
Неполное рабочее время: что это значит

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Название указанного права уже во многом отражает его основную суть. Постоянное бессрочное пользование участком дает право использовать выделенный надел в течение неопределенного временного отрезка.

При этом официально он будет находиться во владении государственного или муниципального органа. Из-за этого привилегии распоряжаться вверенными квадратами земли лишены граждане и юридические лица.

Упомянутые ограничения действуют с даты внедрения обновленного Земельного Кодекса РФ. У лиц, обладающих возможностью использовать землю бесплатно без временных ограничений, раньше было право отдавать агровладения в свободное безвозмездное использование или аренду.

На данный момент доступно только владение и эксплуатация в своих целях, но никак не продажа.

Объекты и субъекты пожизненной эксплуатации земли

Объектом права, связанного с вверенной бесплатно и на долгий срок территорией, числится земельный фонд. И уже для него определяются взаимоотношения земельного характера. Конкретным объектом будет являться оговоренный надел, лежащий в зафиксированных границах.

Субъектами права являются муниципальные образования и юрлица, обозначенные в статье 5 ЗК РФ.

Отличие от аренды

Указанное право нельзя называть арендованием по нескольким причинам:

  • в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
  • лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный договор, необходимый при аренде.

Законодательные акты

Регламентирование процесса передачи указанного права проводится с помощью двух нормативных актов — ЗК РФ и ГК РФ. В статье 39.9 ЗК РФ отражен полный список тех, кому земля может быть отдана в бессрочную эксплуатацию.

Но только за исключением ситуаций:

  • заключение соглашения, определяющего сервитут;
  • передача участка по упомянутому праву в формате служебного надела по нормам, не противоречащим ЗК РФ.

Кому могут быть предоставлены?

Правом на эксплуатацию без ограничений по срокам наделяются лишь некоторые организации и предприятия только с разрешения на то органов местной власти.

К ним относятся:

  • казенные предприятия;
  • больницы, школы и т. д.;
  • центры исторического наследия РФ.

Гражданам не дают приобрести такое право, но им предоставляется возможность арендовать тот или иной участок, купить и зарегистрировать на него права. Физические лица, получившие привилегию до 2001 года, не теряют ее.

Плюс можно приватизировать такую территорию. Но разрешается это лишь единожды.

Какие наделы предоставляются?

По праву постоянной бесплатной эксплуатации можно получить только куски земли, числящиеся во владении муниципалитета, государства, юридических или физических лиц.

Полный список земель, предоставляемых по указанному праву, отражен в статье 24 ЗК РФ. Перечислим часть пунктов:

  • владения, принадлежащие физ. лицам и компаниям;
  • территории, относящиеся к лесным участкам;
  • владения, числящиеся в качестве территории государства или муниципалитета;
  • территории, отданные предприятиям некоторых ветвей экономики и т. д.

Возможности и обязанности пользователей

У правообладателя возникает право использовать вверенный в постоянное бесплатное использование надел на протяжении всей жизни. Использование территории допускается лишь в рамках ее категории и целевого назначения. А нарушения регламента влекут за собой изъятие надела.

Причинами для этого обычно становятся:

  • неиспользование или использование не в целях, указанных в заявлении на получение;
  • если имеет место порча почвы;
  • если нарушаются противопожарные и санитарные нормы.

Надел можно использовать для:

  • получения урожая и прочих плодов труда на территории надела;
  • создания прибыли для повышения уровня обеспечения семьи.

Регистрация правоустанавливающих документов

Для оформления правоустанавливающей документации потребуется обратиться в комитет по управлению гос. владениями. Заявка передается лично в бумажном формате или онлайн на официальном сайте. Дальнейший порядок зависит от того, поставлен ли надел на кадастровый учет.

Когда участок отсутствует в базах ГКН или для него даже не проводилось межевание, желающему получить на землю право бессрочной эксплуатации придется подготовить план-схему участка и согласовать ее с администрацией.

Сотрудники последней могут предложить иной вариант, при котором юр. лицо самостоятельно занимается постановкой надела на учет в ГКН. Поэтому предварительное согласование с сотрудниками комитета позволяет предотвратить нежелательные траты в случае отказа.

Читайте также:
Уполномоченный представитель налогоплательщика: что это значит

Если же с учетом участка в ГКН проблем нет, в администрацию требуется предоставить следующий пакет документов:

  1. Заявление, составленное по строго установленному образцу и написанное от юр. лица.
  2. Основания, доказывающие компетенцию подателя заявления.
  3. Выписка из ЕГРП.
  4. Выписка из ЕГРЮЛ.
  5. Кадастровый паспорт объекта.

Рассмотрение вопроса длится 14 дней, после чего выносится резолюция. При положительно решении выносится постановление с требующимися фактами.

Переоформление надела

По закону No137-ФЗ был определен упрощенный способ переоформления права на постоянное бессрочное пользование наделом. Туда включены 3 основных этапа:

  1. Составить прошение о переводе ЗУ в собственность и передать в местную администрацию.
  2. Получить разрешение на изменение характера прав на надел.
  3. Зафиксировать обновленные права в ближайшем Росреестре.

Помимо заявления потребуется предоставить определенный пакет бумаг, куда входят:

  • копия удостоверения личности лица, обладающего ППБП на ЗУ;
  • доверенность, если решением вопроса занимается третье лицо;
  • копия свидетельства о госрегистрации юр. лица;
  • выписка из ЕГРП или копии правоустанавливающих бумаг на единицы недвижимости, находящиеся на ЗУ;
  • кадастровый паспорт надела;
  • копия бумаги, доказывающей наличие ППБП.

Решение исполнительного органа должно быть принято не позднее, чем в месячный срок. При положительном результате составляется договор купли-продажи. Далее остается лишь зарегистрировать обновленное право на надел в Росреестре. При отказе или уклонении со стороны госоргана лицо, пользующееся наделом, обращается в суд.

Эксплуатация земли юридическим лицом

Как диктуется регламентом, организациям и компаниям требовалось провести переоформление надела во владения компании до 2014 года. Для этого необходимо было подать заявления на оформление аренды или с правом выкупа в земельные отделы исполкомов.

Иначе организации получают штрафы, а также уведомления, что вверенная им ранее земля изымается и для них могут быть завершены привилегии на применение земельных участков.

Величина штрафа составляет 20-100 тысяч рублей. Ответственность, отраженная в КоАП, распространяется не только на юр. лиц, но и на индивидуальных предпринимателей.

Статья 7.24 КоАП РФ. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта

    Распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Передача территорий по наследству

Наделенные возможностью пользоваться территорией на пожизненной безвозмездной основе физические лица могут производить на них действия разного рода, а затем передавать по наследству.

В наследственную массу входят земельная площадь, на которую распространялось указанное право наследодателя, плюс объекты недвижимости, построенные на наследуемом куске земли. После смерти наследодателя родственники получают права на все постройки, находящиеся на территории надела.

Стоит сразу упомянуть про исключения, связанные с наследованием:

  1. Наследники могут претендовать лишь на имущество, находящееся ранее в собственности умершего. Землю рекомендуется приватизировать или сделать собственностью иным образом, чтобы пользоваться ею в дальнейшем на законных основаниях и распоряжаться.
  2. Если наследодатель до смерти начал процесс оформления надела в собственность, но не хватило времени завершить его, наследники могут сами закончить процедуру.

И поскольку больше право пожизненного пользования участком не отводится физическим лицам, последним необходимо воспользоваться правом единовременной приватизации и оформить надел на себя. Это даст владельцу ряд преимуществ, недоступных при бесплатном бессрочном пользовании. Например, право распоряжаться землей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: