Прокуратура РФ: что это такое, описание и особенности

Прокуратура РФ: что это такое, описание и особенности

В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Особенность ее статуса состоит в том, что основными целями прокурорской деятельности являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это свидетельствует не только о важности прокуратуры для государства, общества и отдельного гражданина, но и предъявляет повышенные требования к прокурорам, а также законодательству о прокуратуре. Этим обусловлено конституционное урегулирование основ статуса прокурорской системы Российской Федерации.

Отмеченное подтверждается тем, что Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в рамках внесенного 20.01.2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» внимание уделено прокуратуре.

В настоящее время в Конституции Российской Федерации предусмотрена статья 129, которая находится в главе 7 под названием «Судебная власть и прокуратура». До 2014 года данная глава имела наименование «Судебная власть».

Таким образом указано на особый самостоятельный статус прокуратуры в системе иных государственных институтов, отмечено повышенное социальное значение прокурорской деятельности.

Статья 129 Конституции Российской Федерации состоит из пяти частей, которые посвящены регулированию организационных вопросов преимущественно связанных с назначением на должность и освобождением от должности прокуроров в статусе руководителей органов прокуратуры.

Так, в соответствии с частью второй указанной статьи Генеральный прокурор Российской Федерации и все его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, как это определено частью третьей данной статьи, назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Решение об освобождении от должности данных прокуроров также принимает Президент.

Приравненные по статусу к прокурорам субъектов Российской Федерации специализированные прокуроры назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров находится в ведении Генерального прокурора Российской Федерации.

Кроме того, в части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Следует обратить внимание еще на одну важную конституционную норму – это пункт «о» статьи 71, где установлено, что прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации (то есть федерального центра). Следовательно, установление статуса прокуратуры, наделение ее функциями должно осуществляться именно на федеральном уровне.

С данными конституционными положениями полностью согласуются законодательные требования, установленные в ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где предусмотрено,
что на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

К основным функциям прокуроров относятся:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;
– участие в рассмотрении дел судами;
– участие в правотворческой деятельности. В силу ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. А также в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генпрокуратурой России порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 “Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов”).

Читайте также:
Правовая норма: что это такое, описание и особенности

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10 Закона о прокуратуре).

В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

Правозащитная функция прокуратуры в целом проявляет себя в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в разрешении обращений граждан и организации, проведении приема граждан, деятельности по защите прав предпринимателей.

Надзорные функции прокуратуры составляют: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор в сфере исполнения уголовных наказаний.

Правотворческая функция прокуратуры включает в себя участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участия прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе посредством реализации права законотворческой (нормотворческой) инициативы (ст. ст. 7 и 9).

Координационная функция организационно закреплена в статье 8 Закона о прокуратуре и заключается в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, межведомственном взаимодействии.

Судебные функции органы прокуратуры выполняют при поддержании государственного обвинения в суде, а также в случаях обязательного участия прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве (раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами).

Информационно-просветительские функции прокуратуры заключаются в реализации принципа гласности, закрепленного в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, и реализуются посредством информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности, выступлений в средствах массовой информации, взаимодействия с институтами гражданского общества, проведения работы по правовому просвещению и разъяснению законодательства.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции выполняет международно-правовые функции: осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, в экстрадиции уголовных преступников (ст. 2).

На основании положений п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре научные и образовательные организации, входящие в систему прокуратуры (Академия Генеральной прокуратуры РФ, институты и филиалы Академии), реализуют функции по подготовке квалифицированных юридических кадров и научному обеспечению прокурорской деятельности.

Таким образом, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института.

Информирует Старший помощник прокурора Нахимовского района города Севастополя С.А. Сурма

Андреевский муниципальный округ

Официальный сайт муниципального образования

Прокуратура РФ: функции, принципы организации и деятельности

Деятельность и функции прокуратуры в Российской Федерации регламентируются Конституцией (статья 129) и ФЗ №2202-1 «О прокуратуре РФ» (действует с 17 января 1992 года), а также такими кодексами, как уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный и административно-процессуальный. Также в этот перечень входит КоАП Российской Федерации и прочие федеральные законы, международные договоры и ведомственные нормативные акты Генпрокурора. При этом нормативные акты, которые регулируют организацию/деятельность прокуратуры не могут быть изданы региональными законодательными органами.

Читайте также:
Передача предприятия: что это такое, описание и особенности

Структурное разделение прокуратуры РФ

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.

Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.

Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.

К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.

Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.

Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.

Функции прокуратуры РФ

Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

  • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
  • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
  • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
  • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
  • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
  • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
  • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
  • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.

Замечание 2

Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

Исходя из многоотраслевого характера законодательства существует разделение на следующие отрасли надзора:

  • за исполнением законов, то есть, общий надзор;
  • за соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • за исполнением законов оперативно-розыскными органами;
  • за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
  • за законностью действий судебных приставов;
  • за исполнением законов администрациями органов/учреждений, которые исполняют наказания и судебные меры.

К последнему пункту также относятся администрации мест, в которых содержатся заключенные и задержанные.

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

  1. Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
  2. Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
  3. Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
  4. Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
  5. Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
  6. Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.
Читайте также:
Продолжаемое преступление: что это такое, описание и особенности

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Чем занимается прокуратура в государстве: направления деятельности и властные полномочия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из популярной телепередачи «Суд присяжных» на НТВ многие граждане знают, что прокуроры выступают в роли государственных обвинителей на судебных заседаниях.

Но это только одно из направлений деятельности прокуратуры. К тому же не основное.

А чем ещё занимаются прокуроры? И для чего государству, в котором есть Следственный комитет, МВД и Министерство юстиции (это как?), ещё одна централизованная система правоохранительных органов?

Прочитав эту статью, вы подробно узнаете о том, что такое прокуратура.

Прокуратура — это.

Первая занимается правотворчеством, вторая – претворением в жизнь нормативных правовых актов, а третья – защитой и восстановлением нарушенных прав. Так они сдерживают и уравновешивают друг друга.

Но где гарантии, что сами государственные органы при осуществлении своих функций не будут нарушать законодательство? Кто их контролирует? Этим занимается прокуратура. Она не относится ни к одной из ветвей, поэтому действует беспристрастно.

Прокуратура – это система правоохранительных органов, основной функцией которых является надзор за соблюдением законодательства лицами, наделёнными властью.

За кем обычно «присматривают» прокуроры?

  1. министерствами и ведомствами;
  2. органами местного самоуправления;
  3. следователями, дознавателями;
  4. полицией;
  5. судьями;
  6. судебными приставами;
  7. администрациями учреждений, принудительно исполняющих наказания.

Если вы внимательно ознакомитесь со статьёй 1 федерального закона РФ от 17.01.1992г. № 2202-1, то заметите, что прокуратура не осуществляет надзор за гражданами и не вмешивается в работу субъектов хозяйствования.

То есть, главная цель этой системы – защита прав и свобод людей от возможного произвола со стороны представителей государства.

История прокуратуры в Российской Федерации

На территории России прокуратуру впервые учредил Пётр I в начале XVIII века. Он зафиксировал в официальных документах три должности:

  1. Генерал-прокурора;
  2. Обер-прокурора;
  3. прокурора коллегии.

Принимая такое решение, Пётр I стремился устранить беспорядки в государственных делах, решить проблемы взяточничества, неправосудия и беззакония. То есть, уже в те времена прокуратура выполняла чисто надзорные функции.

На разных отрезках истории у прокуроров появлялись новые полномочия: на участие в судебных процессах (с середины XIX века), наблюдение за органами следствия и дознания (с XX века), право законодательной инициативы (с 1923 года), координация деятельности по борьбе с преступностью (с 1992 года).

Но основная функция всегда оставалась неизменной – надзор.

Чем занимаются прокуроры сегодня

Основные направления деятельности прокуратуры перечислены в федеральном законе РФ от 17.01.1992г. № 2202-1.

Чем ещё могут заниматься прокуроры помимо надзора за соблюдением законодательства?

  1. координировать действия других правоохранительных органов;
  2. возбуждать дела об административных правонарушениях;
  3. представлять интересы потерпевших граждан (например, по трудовым спорам) или государства в суде;
  4. поддерживать обвинение по уголовным делам;
  5. принимать участие в международном сотрудничестве по вопросам борьбы с преступностью;
  6. разрабатывать и предлагать законопроекты, поправки и дополнения в законы (правотворческая деятельность);
  7. проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов;
  8. выпускать специальные издания;
  9. рассматривать жалобы и обращения граждан, давать по ним письменные ответы, принимать меры для разрешения спорных ситуаций.
Читайте также:
Перевалка грузов: что это такое, описание и особенности

Должностные лица прокуратуры наделяются властными полномочиями, которые позволяют им пресекать нарушения или устранять отрицательные последствия.

Например, при обнаружении несоблюдения нормы закона прокурор вправе вынести представление. В этом документе он прописывает, какие действия должно совершить лицо для устранения нарушения, и когда отчитаться.

Если прокурор видит в деянии состав правонарушения, то выносит постановление с мотивировкой. А затем направляет материалы на рассмотрение в уполномоченный орган. Последний обязан по результатам принятия решения отчитаться перед прокурором.

Как обратиться в прокуратуру

На практике по каким только причинам граждане не обращаются в прокуратуру. Затопили соседи, шумят подростки по ночам, продали испорченный товар в магазине.

Однако прокуроры не занимаются решением мелких и бытовых проблем. Кроме того, они не выполняют функции других, «специализированных» государственных органов.

В каких случаях есть смысл отстаивать справедливость в прокуратуре?

  1. Вы получили отказ в решении проблемы в полиции, Следственном комитете, местной администрации или другом органе.
  2. Вам вообще не ответили на обращение.
  3. Ваши права серьёзно нарушены (например, работодатель незаконно уволил по статье ТК РФ).

Есть два простых способа обратиться за помощью к прокурору: отправить письменную жалобу по почте или написать электронное обращение (например, на сайте ipriem.genproc.gov.ru).

Обязательно укажите Ф.И.О., обратный адрес. Не используйте в тексте нецензурную лексику. Излагайте проблему кратко, по существу, со ссылками на правовые нормы, которые были нарушены.

В течение 30 дней вам обязаны дать мотивированный ответ. Сроки могут и затянуться, если прокуратура перенаправит вашу жалобу в другой орган.

Выводы

Итак, прокуратура – это главный надзорный орган в государстве. Её должностные лица обязаны внимательно следить за соблюдением прав граждан и юридических лиц. А также пресекать любые попытки властных структур перейти границы дозволенного законом.

В отличие от МВД, прокуроры используют в своей деятельности в основном правовые инструменты (представления, постановления), а не силовые методы.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Прокуратура — это тот орган, которого боятся даже внутренние органы. Она может насовать им таких чертей, что забудут, как их самих звали. Так что кроме ссылки на 51-ю статью Конституции (не свидетельствовать против себя) — держите при себе право пожаловаться прокурору! Иногда это слово действует на полисменов отрезвляюще! )

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации

Разъясняет старший помощник прокурора г. Первоуральска Крохалева Т.А.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В силу стоящих перед прокуратурой задачами в Конституции Российской Федерации регулированию ее правового статуса посвящена специальная статья – статья 129, которая находится в главе 7 – «Судебная власть и прокуратура».

В 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также после одобрения в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности затронули статью 129.

Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.

В настоящее время в ст. 129 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти») определено, что прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

Читайте также:
Пропорциональное налогообложение: что это такое, описание и особенности

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу иных специализированных прокуратур в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры, которые в основном входят в подсистему соответствующих прокуратур субъектов Федерации.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Сертификат происхождения товара СТ-1 в госзакупках

Из нашей статьи вы узнаете:

Что означает «Страна происхождения товара»

При осуществлении закупок по Закону №44-ФЗ к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам и услугам, соответственно выполняемым и оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим, за исключением случаев указанных в части 7 статьи 14 данного закона. В рамках национального режима устанавливаются запреты, ограничения и условия допуска иностранных товаров. Поэтому участвуя в закупках с национальным режимом важно правильно подтвердить страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Этим термином обозначают государство, где произвели или подвергли существенной переработке ту или иную продукцию. Указать страну происхождения обязано лицо, осуществляющее поставку товара, выполняющее работы или услуги в рамках данной поставки.

Что такое сертификат СТ-1

Поставщик обязан предоставить сертификат СТ-1 при перемещении продукции через границы стран СНГ или при участии в конкурентных закупках. В статье рассматривается применение сертификата в сфере Госзакупок. Данный документ составлен по определённой форме на защищённом бланке.

  1. грузоотправитель или экспортёр;
  2. грузополучатель или импортёр;
  3. средства транспорта и маршрут следования;
  4. номер сертификата и наименование страны, в которой он выдан;
  5. цель создания и срок действия;
  6. порядковый номер позиции;
  7. количество мест и вид упаковки;
  8. описание товара;
  9. критерии прохождения;
  10. количество товара;
  11. номер и дата счёта-фактуры;
  12. удостоверение сертификата;
  13. декларация заявителя.

Срок действия сертификата зависит от планируемого участия в торгах:

  • на время участия в одной госзакупке — если поставщик участвует в одном тендере;
  • три месяца — для участия в нескольких торгах;
  • один год — для лекарственных средств.

Российское происхождение требуют при проведении конкурентной закупки определённых видов товаров:

  • медицинских изделий ;
  • жизненно необходимых лекарственных препаратов ;
  • некоторых товаров радиоэлектроники ;
  • отдельные виды промышленных товаров
  • продукты питания
  • программное обеспечение

Что нужно для получения СТ-1

Сертификат выдаёт Торгово-промышленная палата Российской Федерации на платной основе. Выбрать подходящее региональное отделение можно на сайте ведомства. Оформить документ может изготовитель продукции или поставщик. Необходимо обратиться с заявлением на получение в ТПП и подготовить пакет документов в виде копий с печатью, а именно:

  • учредительные документы организации;
  • паспорт изделия, сертификат качества и инструкция;
  • перечень каждого компонента изделия и страна их происхождения;
  • входящая и исходящая счёт-фактура, товарно-транспортная накладная;
  • документы, подтверждающие российское производство;
  • для поставщиков — гарантийное письмо, подтверждающее обязанность закупки данного товара у производителя.

Оформление сертификата занимает до пяти суток. За это время сотрудники ТПП выполняют экспертизу соответствия товара заданным требованиям. На основании первичного акта принимается решение о выдаче.

Отказать в оформлении могут, если:

  • не все документы предоставлены;
  • заявитель не оплатил госпошлину;
  • заявленное место происхождения товара не соответствует действительности.

Копии документов, подтверждающие выдачу сертификата, заносят в базу данных ТПП и хранят три года. Доступ к информации может получить любой желающий на специальном сервисе ведомства. Для проверки подлинности достаточно ввести номер сертификата, бланка и дату выдачи.

Читайте также:
Оборона необходимая: что это такое, описание и особенности

Что такое декларация о происхождении товара

Это заявление, которое отправляется из страны происхождения. Его составляет производитель, продавец или импортёр. В декларации указывают информацию, которая подтверждает географическое место производства товара. Заказчик предоставляет данный документ, если в правилах определённой госзакупки установлен запрет на допуск товаров, произведённых за рубежом.

Что будет, если проигнорировать требования о предоставлении подтверждающих документов

Поставщик может пропустить требования национального режима по причине своей халатности или от недостатка знаний в этой сфере.

Дальнейшее решение принимается исходя из правил закупки, в которой участвует исполнитель:

  • если в закупке действует запрет на иностранные товары — заявка отклоняется;
  • если в аукционе отдаётся предпочтение товарам российского производства, то с поставщиком заключается контракт, сумма которого меньше на 15 % от начальной цены. В других конкурентных закупках заказчик не получает снижающий коэффициент к цене при оценке заявки;
  • иностранный товар рассматривается в случае, если в торгах, кроме него, подана только одна заявка от организации с отечественной продукцией. Если появляется третий поставщик с российским товаром, заявка с неподтверждённой страной изготовления отклоняется.

Должны ли совпадать данные в СТ-1 и декларации

Если данные о стране происхождения не совпадают, заказчик отклоняет заявку победителя по причине недостоверной предоставленной информации. Контракт расторгается по соглашению сторон или в одностороннем порядке с применением судебной системы. Во втором случае исполнителя вносят в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверяет ли заказчик страну происхождения товара

На основании 44-ФЗ заказчик направляет информацию о стране происхождения в реестр контрактов, если при закупке были предусмотрены условия национального режима или установлен запрет на покупку товаров иностранного производства. Поэтому заказчик всегда проверяет СТ-1 в реестре на сайте ТПП.

Отклонение заявки с иностранным товаром

Если торги предусматривают полный запрет на закупку иностранных товаров, заявку отклонят. Если на российский товар действует ценовая преференция, то всё зависит от доли указанного Если торги предусматривают полный запрет на закупку иностранных товаров, заявку отклонят. Если заказчиком установлены ограничения допуска, то они применяются по принципу «третий лишний». При поступлении минимум двух заявок с разным производителем, в которых товар произведен на территории РФ или ЕАЭС, а в составе заявки есть сертификат СТ-1 – заказчик отклоняет все остальные заявки. Если двух заявок, отвечающих таким требованиям нет, то заказчик никого не отклоняет, а к участникам применяются условия допуска, установленные Приказом Минфина России от 04.06.2018 №126н .

Происхождение товара: что это такое, описание и особенности

    • Главная страница
    • Таможенный кодекс ЕАЭС

Глава 4. Происхождение товаров

статьи 28-36

1. Определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе (далее – правила определения происхождения ввозимых товаров).

2. Определение происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, осуществляется по правилам, установленным Комиссией, если иные правила не установлены международными договорами в рамках Союза, международными договорами Союза с третьей стороной или международными договорами государств-членов с третьей стороной (далее – правила определения происхождения вывозимых товаров).

1. Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Подтверждение происхождения товаров не требуется в следующих случаях:

1) ввозимые на таможенную территорию Союза товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита;

2) товары перемещаются через таможенную границу Союза в соответствии с главой 37 настоящего Кодекса;

3) иные случаи, предусмотренные правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

3. Вне зависимости от положений пункта 2 настоящей статьи происхождение товаров подтверждается, если таможенным органом обнаружены признаки того, что товары происходят из такой страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны), товары, происходящие из которой запрещены:

1) к ввозу на таможенную территорию Союза или на территорию государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о Союзе запретам и ограничениям;

2) к вывозу с таможенной территории Союза или с территории государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о Союзе запретам и ограничениям;

3) к ввозу на территорию государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;

4) к транзиту по территории государства-члена в соответствии с международными договорами этого государства-члена с третьей стороной.

Читайте также:
Посольское право: что это такое, описание и особенности

4. Если указанные в подпунктах 1 – 3 пункта 3 настоящей статьи товары, запрещенные в соответствии с законодательством государства-члена к ввозу на территорию этого государства-члена, помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в государство-член, на территорию которого ввоз таких товаров не запрещен, подтверждение происхождения товаров не требуется.

5. В целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в другое государство-член.

6. Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

1. Декларация о происхождении товара – коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

2. В случае если устанавливается, что в декларации о происхождении товара заявленные сведения о происхождении товара основаны на иных критериях, чем критерии, применение которых установлено правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, такая декларация о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара.

1. Сертификат о происхождении товара – документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, – страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

2. В случае если в сертификате о происхождении товара сведения о происхождении товара основаны на иных критериях, чем критерии, применение которых установлено правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, такой сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара.

3. При вывозе товаров с таможенной территории Союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными государственными органами или уполномоченными организациями государств-членов, если сертификат о происхождении товара необходим по условиям контракта, по правилам страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) ввоза товаров или если наличие сертификата о происхождении товара предусмотрено правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Уполномоченные государственные органы или уполномоченные организации государств-членов, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых определено происхождение товара, не менее 3 лет со дня выдачи сертификата о происхождении товара.

4. Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

1. В целях сокращения времени совершения таможенных операций при таможенном декларировании по заявлению лиц таможенные органы принимают предварительные решения о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (далее в настоящей главе – предварительные решения о происхождении товаров), до таможенного декларирования таких товаров.

2. Предварительные решения о происхождении товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения о происхождении товаров, в течение срока действия таких предварительных решений о происхождении товаров. При таможенном декларировании товаров, в отношении которых приняты предварительные решения о происхождении товаров, сведения об их происхождении указываются в декларациях на товары в соответствии с принятыми предварительными решениями о происхождении товаров.

1. Порядок принятия предварительного решения о происхождении товара определяется настоящей статьей и статьями 34 – 36 настоящего Кодекса, а в части, не урегулированной указанными статьями, – в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

2. Предварительное решение о происхождении товара принимается таможенными органами, определенными законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Читайте также:
Открытие наследства: что это такое, описание и особенности

3. Предварительное решение о происхождении товара принимается таможенным органом того государства-члена, в котором будет производиться выпуск товара при его помещении под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

4. Предварительное решение о происхождении товара принимается по каждому наименованию товара, ввозимого на таможенную территорию Союза из конкретной страны.

5. Форма предварительного решения о происхождении товара, порядок ее заполнения и внесения в такое предварительное решение о происхождении товара изменений (дополнений) определяются Комиссией.

6. В случае утраты предварительного решения о происхождении товара лицом, его получившим, этому лицу выдается дубликат такого предварительного решения о происхождении товара.

1. Предварительное решение о происхождении товара принимается таможенным органом на основании заявления лица (далее в настоящей главе – заявитель), поданного в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.

2. Заявление о принятии предварительного решения о происхождении товара должно содержать сведения о:

1) заявителе (наименование и адрес);

2) товаре (полное коммерческое наименование, фирменное наименование (товарный знак), основные технические и коммерческие характеристики (функциональное назначение, сорт, марка, модель, артикул, описание индивидуальной и транспортной упаковки), код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, стоимость);

3) материалах, из которых изготовлен товар, их происхождении, кодах в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, стоимости;

4) производственных и технологических операциях, совершенных для изготовления товара.

3. К заявлению о принятии предварительного решения о происхождении товара прилагаются акты экспертизы торгово-промышленных палат и (или) других экспертных организаций страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) производителя товара и сертификат о происхождении товара, в отношении которого принимается предварительное решение о происхождении товара.

К заявлению о принятии предварительного решения о происхождении товара могут прилагаться иные документы, подтверждающие указанные в нем сведения: протоколы испытаний, заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара, документы, подтверждающие совершение сделки, предусматривающей перемещение товара через таможенную границу Союза, калькуляция стоимости производимого товара, коммерческие счета, бухгалтерские документы, подробное описание технологического процесса изготовления товара и другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью получен, произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) на территории страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара, фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие документы, необходимые для принятия предварительного решения о происхождении товара. К заявлению о принятии предварительного решения о происхождении товара также могут прилагаться пробы и (или) образцы товара.

Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в прилагаемых к заявлению о принятии предварительного решения о происхождении товара документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства-члена, таможенному органу которого подано заявление.

4. В случае если представленных заявителем сведений недостаточно для принятия предварительного решения о происхождении товара, таможенный орган не позднее 30 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара направляет заявителю запрос о необходимости представления дополнительной информации. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлен менее продолжительный срок для направления такого запроса.

Дополнительная информация должна быть представлена не позднее 60 календарных дней со дня регистрации таможенным органом направленного заявителю запроса о необходимости представления дополнительной информации.

Если дополнительная информация не представлена в установленный срок либо представленная дополнительная информация не содержит сведения, позволяющие принять предварительное решение о происхождении товара, таможенный орган отказывает в принятии такого предварительного решения о происхождении товара и уведомляет об этом заявителя с указанием причин отказа.

5. В случае если при принятии предварительного решения о происхождении товара обнаружены признаки того, что представленный сертификат о происхождении товара является неподлинным и (или) содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе направить такой сертификат о происхождении товара в государственный орган (уполномоченную организацию), выдавший и (или) уполномоченный проверять сертификат о происхождении товара, для проведения проверки такого сертификата о происхождении товара.

Если государственный орган (уполномоченная организация), выдавший и (или) уполномоченный проверять сертификат о происхождении товара, подтверждает, что сертификат о происхождении товара не является подлинным и (или) содержит недостоверные сведения, таможенный орган отказывает в принятии предварительного решения о происхождении товара и уведомляет об этом заявителя с указанием причин отказа.

1. Предварительное решение о происхождении товара принимается не позднее 90 календарных дней со дня регистрации таможенным органом заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара.

Читайте также:
Пропорциональные выборы: что это такое, описание и особенности

Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлен менее продолжительный срок принятия предварительного решения о происхождении товара.

В случае необходимости представления дополнительной информации в соответствии с пунктом 4 статьи 34 настоящего Кодекса либо в случае направления сертификата о происхождении товара для проведения проверки в соответствии с пунктом 5 статьи 34 настоящего Кодекса течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта или установленного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, приостанавливается со дня регистрации таможенным органом направленного заявителю запроса о необходимости представления дополнительной информации либо со дня направления сертификата о происхождении товара для проведения проверки и возобновляется со дня получения таможенным органом дополнительной информации либо ответа государственного органа (уполномоченной организации), выдавшего и (или) уполномоченного проверять сертификат о происхождении товара.

При направлении таможенным органом сертификата о происхождении товара для проведения проверки в соответствии с пунктом 5 статьи 34 настоящего Кодекса таможенный орган уведомляет заявителя о приостановлении срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта или установленного в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

2. Предварительное решение о происхождении товара действует в течение срока действия сертификата о происхождении товара, на основании которого такое предварительное решение было принято.

1. Таможенный орган принимает решение о внесении изменений в принятое им предварительное решение о происхождении товара, а также решение о прекращении действия или решение об отзыве предварительного решения о происхождении товара, принятого им либо нижестоящим таможенным органом.

2. Решение о внесении изменений в предварительное решение о происхождении товара принимается в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, которые допущены при принятии этого предварительного решения о происхождении товара и которые не влияют на сведения о происхождении товара.

Решение о внесении изменений в предварительное решение о происхождении товара вступает в силу со дня принятия этого предварительного решения о происхождении товара.

3. Решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара принимается в следующих случаях:

1) таможенным органом установлено, что заявитель для принятия этого предварительного решения о происхождении товара представил документы, содержащие недостоверные и (или) неполные сведения, подложные документы либо недостоверные и (или) неполные сведения;

2) таможенным органом выявлены ошибки, которые допущены при принятии этого предварительного решения о происхождении товара и которые влияют на сведения о происхождении товаров.

4. Решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара в случае, указанном в подпункте 1 пункта 3 настоящей статьи, вступает в силу со дня принятия этого предварительного решения о происхождении товара.

Решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара в случае, указанном в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, вступает в силу со дня принятия этого решения о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара.

5. При принятии решения о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара в случае, указанном в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, таможенный орган, выдавший предварительное решение о происхождении товара, не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара принимает новое предварительное решение о происхождении товара на основании сведений, представленных заявителем при подаче заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара, действие которого прекращено. Такое новое предварительное решение о происхождении товара вступает в силу с даты его принятия.

6. Решение об отзыве предварительного решения о происхождении товара принимается в случае, если в правила определения происхождения ввозимых товаров внесены изменения в части критериев определения происхождения товаров, влияющих на определение происхождения товаров, в отношении которых принято предварительное решение о происхождении товара.

Решение об отзыве предварительного решения о происхождении товара вступает в силу со дня вступления в силу указанных изменений в правила определения происхождения ввозимых товаров.

7. Решение о внесении изменений в предварительное решение о происхождении товара, решение о прекращении действия предварительного решения о происхождении товара, решение об отзыве предварительного решения о происхождении товара направляются заявителю с указанием причин принятия таких решений, а также доводятся до сведения таможенных органов не позднее дня, следующего за днем принятия таких решений.

Происхождение товаров

Вы будете перенаправлены на Автор24

Происхождение товаров – это следующий после тарифной классификации фактор определения и взимания таможенных пошлин.

Понятие страны происхождения товара

Страна происхождения товара – это страна, на территории которой товар был полностью произведен или же подвергнут достаточной обработке согласно критериям, прописанным в таможенном законодательстве Таможенного союза.

Читайте также:
Попечительский совет: что это такое, описание и особенности

Страной происхождения товара может быть группа стран, а также таможенные союзы государств, регион. Страна происхождения товара определяется во всех случаях, когда меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависят именно от страны происхождения.

Страна происхождения определяется на основании международных договоров стран-участниц таможенного союза, которые регулируют правила определения.

Таможенные органы каждой страны могут принимать предварительные решения относительно страны происхождения продукции в порядке, установленном законодательством стран-участниц таможенного союза.

Чтобы подтвердить страну происхождения продукции, таможенные органы могут запросить документы, подтверждающие ее происхождение.

К документам, подтверждающим страну происхождения продукции относятся декларация и сертификат о ее происхождении.

Под декларацией о происхождении товара понимается заявление о стране изготовления товара, которое сделано производителем, продавцом или же отправителем при вывозе товара, при условии, что в нем содержатся все сведения о стране происхождения. Такой декларацией могут быть коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам.

Сертификат о происхождении продукции является документом, который однозначно свидетельствует о стране происхождения вывозимой продукции и выдан уполномоченными органами или соответствующими организациями данного государства или государства вывоза.

Готовые работы на аналогичную тему

При вывозе товара с таможенной территории органами или организациями выдается сертификат о происхождении продукции, если:

  • Данный сертификат является необходимым по условиям контракта;
  • Данный сертификат нужен по национальным правилам государства ввоза продукции;
  • Наличие сертификата предусмотрено международным договором.

Уполномоченные организации и государственные органы, которые выдали сертификат о происхождении продукции, обязаны сохранять его копию и другие документы, на основании которых было подтверждено происхождение, в течение трех лет. Сертификат о происхождении выдается одновременно с таможенной декларацией и иными документами в процессе таможенного оформления товаров, ввозимых на данную таможенную территорию. Если сертификат был утрачен, то принимается его официально заверенная копия.

Определение страны происхождения

Как уже было сказано, страна происхождения – это страна, на территории которой товары были произведены или достаточно переработаны по критериям, установленным таможенным законодательством.

Целью определения страны происхождения продукции является осуществление тарифных и нетарифных мероприятий для регулирования ввоза продукции на таможенную территорию данной страны и вывоза с нее.

Таможенные органы по специальному запросу декларанта или же другого заинтересованного лица могут делать предварительные выводы о стране происхождения продукции.

Товары, полностью произведенные в данной стране, это:

  • Полезные ископаемы, которые были добыты из недр данного государства, на его территориальном море;
  • Товары растительного происхождения, выращенные и собранные в данной стране;
  • Животные, которые родились и били выращены в данной стране;
  • Товары, полученные из выращенных в данной стране животных;
  • Продукты, полученные при охотничьем и рыболовном промысле в данной стране;
  • Вторичное сырье и отходы, полученные при производственных и других операциях по переработке на территории данной страны, а также побывавшие в употреблении изделия, пригодные только лишь для переработки.

Критериям достаточной переработки не отвечают:

  1. Действия по обеспечению сохранности продукции при ее хранении и транспортировке;
  2. Действия по подготовке продукции к продаже и перемещению, к примеру, разделение партии, формирование отправки, переупаковка, сортировка и др.;
  3. Действия, которые существенно не изменяют состояние продукции;
  4. Смешивание товаров, которые происходят из различных государств, если характеристики конечного продукта не отличаются существенно от смешиваемых товаров;
  5. Комбинация двух и более вышеописанных действий.

Правила происхождения товаров – это законодательные и нормативные документы общего применения, которые используются для определения страны происхождения продукции.

Правила происхождения делятся на непреференциальные и преференциальные.

Непреференциальные правила применяются с целью определения происхождения товаров, подверженным мерам политики в сфере торговли, к примеру, компенсационные и антидемпинговые пошлины, защитные меры, торговые эмбарго, количественные ограничения, тарифные ставки и т.д.

Преференциальные правила дают некоторые преимущества для продукции, реализуемой между различными государствами, что особенно касается сниженных, а в некоторых случаях и нулевых, таможенных пошлин. Чтобы получить преференциальное происхождение, товары одной страны должны соответствовать заданным условиям, предусмотренным протоколом по соглашению, который заключен между ЕС и данным государством, или же правилам происхождения по автономным соглашениям, которые предусматривают тарифный режим, предоставляемый в одностороннем порядке ЕС.

Это свидетельствует о том, что продукты:

  • Произведены из сырья, изготовленного или полученного в государстве-получателе;
  • Были подвергнуты определенной обработке или же трансформированы в государстве-получателе.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: