Промышленная собственность: что это такое, описание и особенности

Тема 3. Промышленная собственность

3.1. Понятие «промышленная собственность»

К промышленной собственности относятся исключительные права на нематериальные блага, являющиеся результатом творческой деятельности людей. Эти блага используются в производственной деятельности не только в области промышленности, но и в других отраслях народного хозяйства (строительстве, сельском хозяйстве, торговле, оказании услуг). Они воплощаются в конструкциях, новых веществах, способах производственной деятельности и иных объектах материального мира. 11

Под изобретениемпонимается техническое решение, являющееся новым, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое.

Объектами изобретений могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Изобретения являются нематериальными объектами, которые объективно существуют только воплощенными в материальных объектах, в частности в товарах. Такими товарами являются прежде всего продукты производства. Изобретению может быть предоставлена патентная охрана, если оно соответствует условиям патентоспособности:

заявка на получение патента на изобретение должна содержать:

• заявление о выдаче патента;

• чертежи (если это необходимо);

Рассмотрение заявки на изобретение происходит в несколько этапов. Вначале осуществляется обязательная формальная или предварительная экспертиза заявки для проверки установленных требований к представленным документам. Далее проверяется, не относится ли заявленное изобретение к объектам, которые не охраняются законодательством об изобретениях. Если изобретение попадает в эту категорию, то оно не при-знается патентоспособным и принимается решение об отказе в выдаче па-тента на стадии формальной экспертизы. Если же изобретение не попадает в категорию неохраняемых объектов, то заявленный объект признается в принципе патентоспособным.

Дальнейшее рассмотрение заявки, прошедшей формальную экспертизу, зависит от действующей системы выдачи патентов.

Существуют следующие системы выдачи патентов и свидетельств на объекты промышленной собственности:

• проверочная система; 12

Патент на изобретение действует в течение двадцати лет с возможным продлением срока действия патентным органом не более чем на пять лет.

3.3. Промышленные образцы

Промышленный образец является результатом творческой деятельности и служит средством повышения потребительских качеств изделий, которые характеризуются соответствием его показателей достижениям мировой науки и техники, надежностью, долговечностью, экономичностью.

К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Критериями охраноспособности промышленного образца являются новизна, оригинальность и промышленная применимость.

Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет с возможным продлением этого срока патентным органом по ходатайству патентообладателя не более чем на пять лет.

3.4. Полезные модели

К полезным моделям (так называемым малым изобретениям) относят конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Полезной модели предоставляется охрана, если она является новой, то есть совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники, и промышленно применимой, то есть если она может использоваться в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Важной особенностью правовой охраны полезной модели является также то, что свидетельство на нее выдается без проверки соответствия условиям новизны и промышленной применимости.

3.5. Субъекты патентного права

Субъектами патентного права являются авторы (соавторы) изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, патентообладатели, а также другие физические или юридические лица, приобретающие по закону или договору некоторые патентные права.

Другими субъектами патентного права являются правопреемники. Правопреемниками иностранных граждан могут быть физические и юридические лица.

К личным неимущественным правам автора промышленной собственности относятся: право авторства, право получения патента и 13

передача указанного права другим юридическим или физическим лицам, а также право использования патента.

3.6. Товарный знак

Товарный знакявляется обозначением, предназначенным отличать товары и/или услуги одних производителей товаров и услуг от однородных товаров или услуг других производителей.

В качестве товарных знаков используют нескольких видов (форм) обозначений:

По содержанию товарные знаки должны быть новыми, то есть не быть идентичными или сходными с товарными знаками, уже введенными в оборот.

Особое место занимает коллективный знак, предназначенный для обозначения товаров, выпускаемых несколькими предприятиями. Режим такого знака строго регламентирован.

Срок действия регистрации товарного знака – 10 лет с возможным продлением по заявлению владельца в последний год действия, каждый раз на 10 лет.

3.7. Наименование мест происхождения товара.

Наименованием места происхождения товараявляется название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного объекта природными условиями (например, для сельскохозяйственных или естественных природных продуктов) и/или человеческим фактором (например, старинными рецептами, методами производства, технологическими секретами).

Срок действия – десятилетний с возможностью продления. Продление возможно по заявлению обладателя свидетельства и при предоставлении заключения компетентного органа, подтверждающего, что обладатель свидетельства находится в том же географическом объекте и производит товар с теми же особыми свойствами.

3.8. Охрана ноу-хау.

Во всех странах правовая охрана предоставляется не только изобретениям, но и сведениям об иных технических решениях, которые получили название “ноу-хау” от английского ―to know how to do it‖. 14

Сведения, относимые к ноу-хау, , могут представлять собой не только техническую, но и организационную и коммерческую информацию, касающуюся организации и экономики производства, коммерческой деятельности, финанcирования и пр. Но основной массив ноу-хау составляют полезные технические и технологические сведения, применяемые в производстве.

Читайте также:
Официальный язык: что это такое, описание и особенности

3.9. Недобросовестная конкуренция

В самом широком смысле понятие ―недобросовестная конкуренция‖ представляет собой совершение таких актов, которые противоречат честной промышленной и торговой практике.

От недобросовестной отличается так называемая запрещенная конкуренция, когда ответственность наступает с нарушением положений закона или договора.

Парижская конвенция определила следующие три основные вида конкуренции как недобросовестные:

– все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность другой фирмы;

– ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность;

– использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, вводящих потребителя в заблуждение относительно породы, способа изготовления, характеристик, пригодности или количества товаров.

3.10. Рационализаторское предложение

Рационализаторское предложение – это техническое решение, предусматривающее создание или изменение конструкции изделия, технологии производства и применяемой техники, состава материала, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано, а также новое для предприятия организационное решение, дающее экономию трудовых, сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов или иной положительный эффект. Для признания данного решения рационализаторским необходимо:

– во-первых, чтобы оно было одним из видов технических решений или организационным решением. Техническое решение в рационализаторском предложении достигается путем создания или изменения конструкции изделия, технологии производства и применяемой техники или изменения состава материала; 15

– во-вторых, оно должно быть новым для предприятия, которому подано

– в-третьих, оно должно быть полезным для предприятия, которому подано, т.е. позволять получить любой положительный эффект.

| следующая лекция ==>
Тема1. Интеллектуальная собственность | Тема 4. Патентная информация

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Объекты промышленной собственности: что это и как их защитить?

Объекты промышленной собственности представляют собой значительную часть современного гражданского оборота. В бухгалтерском и налоговом учете объекты промсобственности отнесены к активам предприятия. Это означает, что результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы для извлечения прибыли.

В этой связи, вопросы правовой охраны объектов промышленной собственности всегда актуальны в предпринимательской сфере, поскольку от эффективности правовой охраны таких объектов напрямую зависит и их рентабельность.

Какие объекты промышленной собственности бывают?

Следует отметить, что под объектами промышленной собственности с точки зрения права, понимаются не все результаты интеллектуальной деятельности . Иными словами понятия «промышленная собственность» и «интеллектуальная собственность» не являются тождественными и соотносятся между собой как часть и целое .

Так, к числу объекто промсобственности относятся:

  • различные уникальные технические решения, имеющие статус изобретений или полезных моделей;
  • художественно-конструкторские решения, имеющие статус промышленных образцов>;
  • обозначения, используемые для индивидуализации товаров или услуг юр. лиц и частных предпринимателей, официально зарегистрированных в качестве ИП – товарные знаки;
  • некоторые иные результаты интеллектуальной деятельности, например секреты производства «Ноу-Хау», топологии интегральных микросхем, селекционные достижения.

К объектам промсобственности не относятся:

  • результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в рамках авторского права, например, произведения культуры и искусства;
  • программы ЭВМ и базы данных.

Правовая охрана объектов промсобственности по российскому гражданскому законодательству осуществляется посредством государственной регистрации, которая проводится сотрудниками фед. института промсобственности, являющегося одним из основных подразделений Роспатента (российского патентного ведомства).

Патентное бюро URVISTA осуществляет услуги по сопровождению регистрации всех объектов промсобственности. Смотрите все услуги Патентного бюро URVISTA

Сущность процедуры госрегистрации объектов промсобственности

Госрегистрация объектов промсобственности представляет собой процедуру, в рамках которой сотрудники регистрирующего органа осуществляют проверку той или иной разработки или средства индивидуализации на предмет того, соответствуют ли:

  • технические решения критериям патентоспособности;
  • пакет документов заявки требованиям законодательства и локальным актам Роспатента.

Также осуществляется патентно – информационный поиск по открытым источникам и базам данных объектов интеллектуальной собственности, в том числе по различным международным классификациям, с целью установить не является ли проверяемое техническое решение или обозначение тождественным полностью либо частично по отношению к другим разработкам или обозначениям, которые уже получили правовой статус объектов промышленной собственности или находятся в процессе госрегистрации.

Как правило, проверка результатов интеллектуальной деятельности проводится в два этапа:

  1. Формальная экспертиза, в ходе которой проверяют наличие всех необходимых документов в пакете заявки и правильность их оформления. Подробнее о формальной экспертизе читайте нашу статью: Формальная экспертиза заявок на объекты промсобственности.
  2. Экспертиза по существу, в ходе которой проверяются критерии патентоспособности и осуществляется поиск по базам данных и международным классификациям. Подробнее об экспертизе по существу: Экспертиза заявок на объекты промсобственности по существу .

Здесь следует отметить, что для некоторых результатов интеллектуальной деятельности, законодатель не требует проведение экспертизы по существу, например, для разработок, претендующих на получение статуса полезных моделей, и для таких технических решений, проверка ограничивается только проведением формальной экспертизы. Подробнее об экспертизе полезных моделей ознакомьтесь в нашей статье: Как проводится экспертиза полезных моделей

В случае положительного решения сотрудников фед. института промсобственности в отношении технического решения или обозначения, заявителю на руки выдается правоустанавливающий документ – патент или свидетельство о госрегистрации соответствующего результата интеллектуальной деятельности, а сведения о вновь зарегистрированном объекте промсобственности заносятся в специальный госреестр.

Для каждого вида объектов промсобственности предусмотрен отдельный госреестр. Так, например, сведения об изобретениях заносятся в госреестр изобретений, а сведения о товарных знаках – в госреестр товарных знаков.

Читайте также:
Производственный кооператив: что это такое, описание и особенности

Значение даты приоритета

Дата подачи заявки на госрегистрацию объекта промсобственности любого вида имеет правообразующее значение. День, в который сотрудники Роспатента приняли от заявителя пакет документов заявки или последний из таких документов, если документы пришлось доносить является днем, с которого результату интеллектуальной деятельности предоставляется правовая охрана, вначале на временной основе, пока факт госрегистрации не совершен, а после выдачи правоустанавливающего документа – правовая охрана предоставляется уже на постоянной основе.

Промышленная собственность.

1. Понятие объектов промышленной собственности, их классификация.

2. Изобретения как объекты промышленной собственности.

3. Полезная модель как объект промышленной собственности.

4. Промышленные образец как объект промышленной собственности.

5. Селекционные достижения.

6. Рационализаторские предложения.

1. К промышленной собственности относятся исключительные права на нематериальные блага, являющиеся результатом творческой и интеллектуальной деятельности людей. Эти блага используются в производственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства. Они воплощаются в конструкциях, новых веществах, способах производственной деятельности.

К объектам промышленной собственности относятся:

– топологии интегральных микросхем

– средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг (фирменные наименования, знаки обслуживания, товарные знаки).

– места происхождения товаров.

2. Изобретение (п.2 ст.1000 ГК и в части 1ст.1 Закона РБ «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»)- это техническое решение, являющееся новым, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое.

Виды изобретений:

1) перспективное изобретение– это изобретение, которое в настоящее время и использовать невозможно, но в будущем при создании при создании соответствующих условий оно может быть промышленно применимо и даст при этом положительный эффект.

2) пионерское изобретение– это изобретение мировой новизны, которое вносит огромный вклад в развитие техники.

3) переносное изобретение- основывается на применении известного ранее устройства, способа, вещества по новому назначению и направленное на удовлетворение новых потребностей, которые не учитывались ни самим изобретателем, ни специалистами работающими в данной области.

4) комбинационное изобретение– представляет собой техническое решение, которое основано на соединении известных ранее технических средств и даст при его использовании новый эффект.

5) служебное изобретение- это изобретение созданное работником в ходе выполнения им своих служебных обязанностей и использованием средств нанимателя.

На все виды изобретений выдается патент сроком на 20 лет.

К объектам патентоспособных изобретений относятся продукт, который является результатом интеллектуальной деятельности человека и представлен в виде устройства.

Способ как объект изобретения– это процесс выполнения взаимосвязанных действий над объектами, которые имеют изобретательский уровень, является промышленно применимыми и позволяет создать новые объекты либо модифицировать старые. К способам относятся технологический процесс переработки сырья и полуфабрикатов в готовую продукцию.

способ добычи сырья

– способы диагностики заболеваний, их профилактика и лечение

– способы сборки и установки изделий

– маркировка, расфасовка и дозировка

– вещество как объект изобретения- это искусственно созданное соединение. К ним относятся: химические соединения, композиции (составы и смеси), продукты ядерного превращения (радиоактивные изотопы), материалы для изготовления предметов и изоляционные материалы, лечебные и косметические вещества, вкусовые вещества, используемые при изготовлении пищевых продуктов.

– биотехнологический продукт- это биогенетический продукт, полученный из окружающего мира через анализ и синтез его составных элементов. К ним относятся: культуры растений и клеток, штаммы микроорганизмов.

Изобретение может быть создано несколькими соавторами, между которыми заключается один авторский договор. Из всех изобретений только служебное изобретение может передаваться в правообладание организации. Если ее автор- изобретатель не желает запатентовать свое изобретение либо если после момента создания изобретения прошло более 6 месяцев.

3. Полезная модель– это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления являющихся новыми и промышленно применимыми.

Полезная модель является более низкого технического класса изобретением в области механики. Таким образом, любое устройство является полезной моделью.

Отличие полезной модели от изобретения:

– модель имеет более низкий уровень сложности;

– охраняется более короткий промежуток времени (5 лет).

На нее выдается патент только в том случае, если модель является новой и может быть промышленно применима.

4. Промышленный образец– это художественно конструктивное решение являющееся новым, оригинальным и промышленно применимым. Т.е. образец характеризует декоративную сторону изделия. На образец выдаются патент сроком на 10 лет.

Промышленный образец признается новым если совокупность его признаков не известна в РБ или за рубежом. Оригинальным будет считаться тогда, когда есть своеобразная комбинация черт. Промышленно применимая- в том случае ,если может быть использована в любой отрасли народного хозяйства.

Все объекты промышленной собственности могут быть созданы в соавторстве. Между всеми соавторами должен быть заключен договор. Не признаются соавторами физические лица не внесшие личного творческого вклада в создание любого объекта промышленной собственности, а оказавшие автору или соавторам только техническую, организационную, материальную помощь, либо способствовали оформлению прав на соответствующий объект промышленной собственности и его использование.

Не признаются соавторами должностные лица, которые содействовали автору в силу того, что они руководят организацией и поэтому выполняют различные мероприятия способствующие созданию объектов право промышленной собственности. Но соавторами признаются руководители тем, разрабатываемых научно-исследовательскими учреждениями, лабораториями или временными творческими коллективами, если они являются руководителями этих исследований.

Читайте также:
О землеустройстве: что это такое, описание и особенности

За все объекты промышленной собственности при их регистрации и охране уплачивается патентные пошлины. Государственную пошлину всегда нужно платить заблаговременно.

Пошлина за каждый последующий год действия патента увеличивается, если у патентообладателя есть желание продлить срок охраны патента, то он должен сделать это за 6 месяцев до окончания действия срока основного патента. Если он использует патент и не уплатил государственную пошлину, то ставки патентные увеличиваются на 50%. Если пошлина за поддержание патента в силе не внесена своевременно, то разрешается просрочить не более 6 месяцев, то патент аннулируется и утрачивает силу. Таким образом, действие патентов может быть прекращено досрочно при неуплате государственной пошлины и на основании заявления патентообладателя.

5. Селекционные достижения– к ним относятся сорта растений, породы животных полученные искусственным путем или путем отбора и имеющих 1 или несколько признаков, которые отличают их от однородных сортов и пород.

Государственные испытания сортов растений на патентоспосбность обеспечивает Министерство сельского хозяйство и продовольствия. Оно руководствуется такими критериями как: новизна, однородность, стабильность, отличимость нового сорта от других сортов растений и пород животных.

Срок действия патента составляет 25 лет со дня его государственной регистрации. Он может быть досрочно прекращен:

1) при неуплате государственной пошлины за поддержание патента в силе

2) если по запросу патентного ведомства в течение установленного им срока патентообладатель не представил инфо для проверки охраняемого сорта растений или животного, если охраняемые сорт или порода аннулированы по названию патентообладатель не предложил другое название;

3) если невозможно выполнить условие патентоспособности в отношении однородности и стабильности охраняемого сорта или породы.

Рационализация предложения- объект патентного права и представляет собой действия направленные на усовершенствование технологий, способов, материалов организации производства. Рациональным предложением носит творческий характер их авторами является работники предприятий. На рациональное предложение выдаются удостоверения. Охраняется в течении 1года. Если предприятие не готово реализовать рациональным предложением своего сотрудника то он имеет право предложить рациональное предложение фирме конкуренту.

При регистрации любого товарного знака, следует определить этот товарный знак будет указывать на: единичную(один вид товара либо услуги) либо групповую(когда указывается группа однородных взаимосвязанных товаров) продукцию.

При регистрации заявителю необходимо определить, он желает чтоб его товарный знак охранялся только на тер-я РБ, либо и за ее пределами. В таком случае это повлияет на его затраты при регистрации ТЗ. Если заявитель является гражданином РБ, то он выплачивает бел. Пошлину в бел.руб. Если заявитель является иностранным лицом, либо гражданин РБ желает зарегистрировать товарный знак согласно международному законодательству, то он уплачивает пошлину в долларовом эквиваленте.

Проведение экспертизы-(2 БВ ; 400$).

Преобразование заявки на коллективный знак, в зайку на единичный ТЗ, предоставляется уплата гос. пошлины, заявка (1/4б.в,50$).

Регистрация единичного ТЗ с выдачей свидетельства на него (1б.в.,200$).

Регистрация коллективного ТЗ (4б.в., 800$)

Разделение регистрации путем распределения товаров в отношении которых зарегистрирован ТЗ(1б.в, 200$).

Продление срока регистрации ТЗ (4 б.в, 800)

Правление коллективного знака

При регистрации ТЗ выдают свидетельство сроком 10 лет. Его можно продлевать неограниченное количество раз.

Прекращение действия свидетельства на товарный знак:

1.истело время его охраны, а новое свидетельство не было получено

2.ТЗ не был использован на предприятии в течении 5 лет

3. в случае ликвидации юр. лица, либо прекращение предпринимательской деятельности физ. лица который является правообладателем.

4.На основании решения палаты о патентных спорах в …

5. владелец ТЗ, лицензиат, может по лицензионному договору передавать право на использование ТЗ другому лицу лицензиату.

Лицензированный договор регистрируется в патентном ведомстве и являются действительными с момента его регистрации.

Юр. лицо, являясь субъектом гражданского оборота нуждаются ….

Фирменное наименование состоит из 2-х частей: из корпуса фирмы и добавлений.

Корпус фирмы– это обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается о организации-правовой форме организации.

Добавление к корпусу– дополнительная информация, которая позволяет указать конкретное наименование юр. лица.

Согласно статье 1013, 1014, 1015 ГК, юр. лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке имеет право использовать …

Фирменное наименование не отделимо от юр.лица, поэтому отчуждения и переход на фирменное наименование не допускается кроме случаев реорганизации юр.лица ст. 1116ГК, 1 пункт.

В соответствии с законом о географических указаниях, под ним понимается обозначение , которое идентифицирует товар, который произведенный на определенной территории, при определенных условиях и традициях.

Географическое указание как объект промышленной собственности, состоит как указания…

Наименование страны, региона указывающие на то где было произведено произведение.-наименование места происхождения товара…..

Из этого следует, что наименования места происхождения товара можно использовать для: обозначения товара, особые свойства которого зависят от природных условий данной местности или их сочетания с другими факторами.

Основание правовой охраны места происхождения товара, является его регистрация в патентном ведомстве. На основании которого выдаются свидетельства. Оно действует в течении10 лет, может продлеваться неограниченное количество раз.. наименование может быть зарегистрировано несколькими лицами как совместно так т независимо друг от друга. На основании пункта 1 и статьи 4 ГК, лицо обладающее правом пользования наименования места происхождения товара вправе помещать это наименование на товаре, его упаковке, использовать в рекламе. Однако оно не имеет права отчуждать и совершать иные сделки по уступке этого права, а также не имеет права предоставлять в пользование другим юридическим и физ. лицам на основании лицензионного договор.

Читайте также:
Недостоверная реклама: что это такое, описание и особенности

Учитывая специфику средств индивидуализации, как объектов промышленной собственности их правовая охрана базируется на применении норм адм-го и уголовного права. На основании ст.11.26 КоАП РБ:

Умышленное использование ИП или сотрудником коммерческой организации ТЗ, знака обслуживания, фирм наименования, географические указания либо продажа или предложение к продаже товаров или услуг с применением предусмотренной маркировки ….

Т5:Объекты ИС в составе нематериальных активов предприятия

1.требования необходимые для ведения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот.

2.методика и методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности .

Понятие промышленной собственности. Законодательство в сфере промышленной собственности. Объекты промышленной собственности.

В объективном смысле право промышленной собственности – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области создания и введения в гражданский оборот объектов промышленной собственности.

В субъективном смысле право промышленной собственности – это совокупность правомочий правообладателя по поводу объекта промышленной собственности.

^ Объекты промышленной собственности.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности, ГК Республики Беларусь и специальное законодательство к объектам промышленной собственности относят:

топологии интегральных микросхем

нераскрытая информация, в т.ч. и ноу-хау

товарные знаки, знаки обслуживания

наименование мест происхождения товаров

другие объекты промышленной собственности, предусмотренные законодательством

Исходя из объектов права промышленной собственности выделяют 2 группы:

1 группа – результаты творческой деятельности. Включает в себя объекты патент. права.

2 группа — средства индивидуализации участников гражданского оборота. Элемента творчества не требуется.

^ Служебные объекты промышленной собственности

Объект промышленной собственности является служебным, если относится к области деятельности нанимателя, а деятельность работника по созданию объекта входит в круг его обязанностей либо при создании был использован опыт, техническое оснащение, денежные средства нанимателя. Патент выдается нанимателю, если договором между автором и нанимателем не установлено иное. Работник обязан письменно сообщить нанимателю о создании, наниматель должен в 3-мес. срок ответить о притязаниях. При отсутствии соответствующего договора или если наниматель не сообщил свое решение в 3-мес. срок (просрочен срок), автор может сам подать заявку. Автор имеет право на выплату вознаграждения.В органах государственного управления вознаграждение выплачивается за счет сэкономленных средств на расходы управления. При недостижении согласия вопросы решаются нанимателем. Условия о вознаграждении могут меняться по взаимному соглашению сторон.

^ Объекты права промышленной собственности охраняются патентом или свидетельством.

Патент – это выдаваемый патентным органом (НЦИС) от имени государства документ, который удостоверяет авторство, и исключительное право на его использование.

Патент имеет территориальное и временное действие:

1) Срок действия патента исчисляется с даты подачи заявки в патентный орган на протяжении времени на который он выдается согласно законодательства.

Патент Республики Беларусь на изобретение действует в течение 20 лет с возможным продлением этого срока не более чем на 5 лет;

Патент Республики Беларусь на промышленный образец действует в течение 10 лет с возможным продлением этого срока не более чем на 5 лет;

Патент Республики Беларусь на полезную модель действует в течение 5 лет с возможным продлением этого срока не более чем на 3 года;

^ 2) Патент имеет силу на территории того государства, патентным органом которого он выдан.

В соответствии с законодательством патент выдается:

– автору (соавторам) объекта промышленной собственности;

– лицам, которые указаны автором в заявке на выдачу патента;

– правопреемнику (правопреемникам) лиц, указанных выше.

^ Действие патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель прекращается досрочно :

1) на основании заявления патентообладателя, поданного в патентный орган;

2) при неуплате в установленный срок годовой пошлины за поддержание патента в силе;

3) при признании патента недействительным.

^ Субъекты права промышленной собственности.

Субъектами права промышленной собственности являются граждане и юридические лица.

К их числу относятся:

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З

Раздел V. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (Интеллектуальная собственность)

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З

Статья 201. Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав

Статья 248. Незаконное использование деловой репутации конкурента

Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З об административных правонарушениях

Статья 9.21. Нарушение авторских, смежных и патентных прав

Статья 11.26. Незаконное использование деловой репутации конкурента

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 20.12.2006 № 194-З об административных правонарушениях

Статья 3.30. Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 № 204-З

Глава 12 Особенности таможенного оформления в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 N 72-З Глава 28. Патентные пошлины.

Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» Глава 19. Охрана объектов промышленной собственности.

Указ Президента Республики Беларусь от 26.05.2011 № 216 «О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2007 № 1642 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Государственным комитетом по науке и технологиям и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Читайте также:
Панча шила: что это такое, описание и особенности

Положение о взаимодействии республиканских органов государственного управления, правоохранительных органов в области охраны интеллектуальной собственности (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2005 № 871.

Положение о Национальном центре интеллектуальной собственности (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2004 № 641).

Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1998 № 368.

Положение о служебных объектах промышленной собственности (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.1998 № 1957 (ред. от 02.02.2011).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2009 № 1679 «Об утверждении Положения о порядке подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2010 № 209 «Об утверждении Положения о рационализаторстве в Республике Беларусь».

Положение об Апелляционном совете при патентном органе (утверждено постановлением Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь от 10.01.2003 № 2 (ред. от 29.11.2004).

Положение об официальных изданиях Национального центра интеллектуальной собственности (утверждено постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 26.09.2005 № 12.

Инструкция о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 № 6.(ред. от 01.07.2013)

Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.01.2008 № 2 (ред. от 07.07.2011) «О наделении полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях».

Правовая охрана изобретений

В соответствии с законом «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы» ст.2 изобретению в любой области техники предоставляется правовая охрана, если оно относится к продукту или способу, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Критерии патентоспособности изобретений

Новизна. Изобретение считается новым, если до дня поступления заявки оно не является частью уже имеющегося уровня техники

Изобретательский уровень – изобретенное новшество для специалиста в определенной области техники явным образом не следует из уровня техники, и для его получения было необходимо применить знания, умения и техническое творчество, т.е. изобрести.

Промышленная применимость – продукт может быть изготовлен и использован в промышленности или с/х. Это оценка пригодности изобретения.

– устройство (машина, прибор, деталь и др.);

– способ ( способ лечения, способ нанесения покрытия);

– вещество (сплав, смесь, раствор);

– применение устройства, способа, вещества, биотехнологического продукта по назначению.

Оформление прав на изобретения.

1 этап. Составление и подача заявки в Национальный центр интеллектуальной собственности;

^ Заявка на выдачу патента на изобретение.

1) заявление о выдаче патента с указанием автора (авторов) изобретения и лица, на имя которого испрашивается патент, а также его места жительства;

^ 2) описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления изобретения;

3) формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании;

^ 4) чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;

К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.

Формула изобретения – логическое определение изобретения совокупностью всех его существенных признаков, служащее для определения объема правовой охраны, предоставляемой патентом.

Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания описания изобретения. Объем не должен превышать 150 слов.

^ 2 этап. Рассмотрение заявки на изобретение.

Экспертиза заявки на изобретение проводится патентным органом и включает предварительную и патентные экспертизы.

Предварительная экспертиза проводится в трехмесячный срок с даты ее поступления в патентный орган и заключается в проверке наличия необходимых документов и соблюдения установленных требований к ним.

По истечении 18 месяцев с даты подачи заявки, прошедшей предварительную экспертизу, патентный орган публикует сведения о ней в официальном бюллетене.

Заявленному изобретению с даты публикации сведений о заявке на изобретение до даты публикации сведений о патенте предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы изобретения.

Патентная экспертиза заявки на изобретение проводится после подачи заявителем ходатайства в патентный орган о ее проведении.

В ходе патентной экспертизы проверяется патентоспособность и устанавливается приоритет изобретения. Если заявленное изобретение соответствует условиям патентоспособности, патентный орган принимает решение о выдаче патента.

^ 3 этап. Принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче патента.

Решение об отказе в выдаче патента может быть обжаловано в Апелляционном совете при патентном органе, а затем в Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности.

Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации

Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью и полнотой состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет, структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры. Закон раскрывает его через основную функцию – надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что “прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами”. В другой норме определяется, что “на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами” (ст. 3).

Читайте также:
Пневматическое оружие: что это такое, описание и особенности

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общее определение понятия функции. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.

Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).

Надзорные подфункции тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности они составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени России на всей ее территории и во всех сферах правовых отношений, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. Наряду с общим предметом, каждая из отраслевых подфункций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Это обстоятельство нашло свое закрепление в Законе о прокуратуре, в котором в соответствующих главах выделяются специальные нормы, определяющие особенности предмета надзора при осуществлении соответствующей надзорной деятельности (ст. 21, 26, 29, 32).

В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законодательством РФ. Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. По основаниям и в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законом, выделяется задача вносить представления (жалобы, протесты) на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. В связи с этим следует подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения.

Признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Его основным содержанием является полномочие проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства и требовать от этих органов устранения допущенных ими нарушений. Прокурор полномочен давать органу дознания письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, изымать любое уголовное дело у органа дознания и предварительного следствия, а также передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому. Только прокурор утверждает обвинительное заключение (обвинительный акт) по уголовному делу, а в ходе судебного производства по нему поддерживает государственное обвинение.

Читайте также:
Некоммерческая организация: что это такое, описание и особенности

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации. Координация преследует цель наиболее успешного осуществления мер по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принятия или рекомендации компетентным органам мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении ими общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов. Координация зачастую позволяет достигать такой кооперации, взаимодополнения, сложения сил и средств, которая позволяет получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью.

В последнее время наметилась тенденция определения актами Президента РФ и Правительства РФ координаторов из числа правоохранительных органов, объединяющих усилия органов исполнительной власти по борьбе с определенными видами преступлений, в конкретной сфере правовых отношений (ФСКН России, ФСБ России, таможенная, миграционная службы и др.). Так, для организации борьбы с терроризмом, экстремистскими проявлениями создан Национальный антитеррористический комитет при координирующей роли ФСБ России. Для противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ создан Государственный антинаркотический комитет под председательством директора ФСКН России. В этих условиях возрастает значимость координационной роли прокуратуры как “координатора координаторов”. Координационные полномочия прокуроров усиливаются путем осуществления надзора за исполнением этими органами законодательства об исполнении возложенных на них обязанностей по координации деятельности в закрепляемой за ними сфере общественных отношений.

Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Эта функция состоит в том, что прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий с целью совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы или принятия иных нормативных правовых актов, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене. Предназначение ее предопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам обеспечения правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства. Было бы крайне расточительным для государства не использовать имеющуюся у прокуратуры разностороннюю информацию о недостатках и потребностях правового регулирования, получаемую прежде всего в результате осуществления надзора за исполнением законов.Прокуроры не только вправе, но и обязаны вносить такие предложения, если их принятие будет способствовать укреплению законности, развитию общественных отношений, защите прав человека и гражданина, т.е. выполнению задач прокуратуры.

Специфической формой участия Генпрокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке, определенных федеральным законом. Форма согласования используется как способ правового контроля за соответствием требованиям закона данного нормативного правового акта или решения управомоченного органа и принятия мер к устранению имеющихся в проекте недостатков. Так, согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” данные лица содержатся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Осужденные, отбывающие наказание в колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться на их территории изолированно от осужденных, отбывающих наказание. Перечень таких тюрем и исправительных учреждений министр юстиции согласовывает с Генпрокурором РФ (ст. 10). Согласование с Генпрокуратурой РФ нормативных правовых актов осуществляется и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Самостоятельным видом государственной деятельности прокуратуры является функция участия представителя прокуратуры во всех видах судопроизводства, установленных Конституцией РФ, с целью содействия соответствующему суду в принятии законного, обоснованного, объективного и справедливого решения. С учетом особенностей конкретных видов судопроизводства (конституционное, административное, гражданское, уголовное) эта задача прокурора не меняется. Однако изменяются виды процессуальных режимов, возникает существенная специфика оснований участия и полномочий прокуроров, правовых средств их реализации, что дает основание отнести участие прокурора в каждом из названных видов судопроизводства к относительно самостоятельным функциям прокуратуры. Так, в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

В гражданском судопроизводстве прокурор, не имея собственных интересов, но от имени государства инициирует или вступает в уже начатый процесс по делу в роли истца с “особым” статусом в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также в защиту неопределенного круга лиц и законных интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований.

Помимо функций используется и такое понятие, как “основные направления деятельности органов прокуратуры (приоритеты)”. Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются. Дело в том, что прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности прокуратуры и являются основными. Они реализуются с помощью названных выше надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды. В разные периоды в зависимости от изменений в состоянии, структуре и динамике преступлений и иных правонарушений такими основными направлениями выделяются борьба с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и др.

Читайте также:
Муниципальные выборы: что это такое, описание и особенности

Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В ряде случаев приоритетность в деятельности прокуратуры непосредственно вытекает из требований закона (например, Федерального закона “О противодействии коррупции”), из прямых поручений Президента РФ, в том числе сформулированных в его ежегодных посланиях, в иных выступлениях и документах, основанных на глубоком, комплексном анализе положения дел в стране. Приоритеты деятельности органов прокуратуры находят отражение в организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, прокуратуры города, конкретизируются в планах их деятельности.

Прокурорский надзор: отрасли, направления и поднаправления

По своей природе, а также по своему функциональному назначению надзор прокурорской направленности един. Это в свое время обусловлено едиными для всей системы прокуратуры целями, единством определенной системы прокуратуры, и при этом единством правовой базы организации и деятельности прокуратуры.

Тем не менее в силу многообразия деятельности надзорного характера ее широты, наличия сходных общественных отношений в правовой сфере, характеризующихся единством предмета и, что самое главное объекта прокурорского надзора, теми или иными специфическими задачами, и полномочиями должностных лиц, в качестве которых выступают прокуроры, а также потребностей специализации прокурорских работников принято отмечать самостоятельные отрасли или подфункции прокурорского контроля.

Отрасль прокурорского надзора

Отрасль прокурорского надзора — это в большей степени самостоятельная часть единого прокурорского надзора, которая в свое время характеризуется специфическим предметом и, что наиболее важно полномочиями прокуроров, а также характерными именно для этой сферы отношений общественного порядка целями и задачами, которые подлежат решению самими прокурорами. В прокурорской науке конкретный вопрос о том, какие именно направления прокурорского надзора имеют отношение к отраслям, до сих пор остается открытым. Вместе с этим, стоит отметить, что тут потребуется ориентироваться на гражданина, который является законодателем выделяя в Законе о прокуратуре индивидуально наиболее значимые, по его мнению, векторы отвечающие за воплощение в реальность прокурорами надзорных полномочий.

На данный момент времени в едином прокурорском надзоре можно отметить основные направления прокурорского надзора, которые имеют свойственный им предмет.

Первая отрасль — надзор за исполнением законов. В качестве предмета данной отрасли в соответствии с 21 статьей пунктом 1 Закона о прокуратуре является:

  • в первую очередь, соблюдение Конституции Российской Федерации и, что является наиболее важным исполнение определенных законов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, органами федеральной направленности исполнительной власти, законодательными (представительными), а также исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления военного порядка, органами основная задача которых осуществление контроля, их лицами при должности, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением конкретных прав человека в местах принудительного содержания и содействия гражданам, которые в свою очередь находятся в местах принудительного содержания, исправительными органами и руководителями коммерческих, и, конечно, некоммерческих организаций;
  • во-вторых, соответствие определенным законам актов правовой направленности, издаваемых специальными органами и лицами при должности, отмеченными выше.

Такая отрасль надзора является более объемной и сложной. Тут дело заключается в том, что контроль прокурорской направленности распространяется на большую часть субъектов и объектов надзора (юридических и, что важно физических лиц). Также стоит отметить, что проводится надзор за исполнением значительного количества разнообразных по содержанию нормативных документов. Достаточно большой объем документов правовой направленности, издаваемых соответствующими органами, а также лицами при должности, в отношении которых лица являющиеся прокурорами осуществляют контроль. Прокурорами в том случае, если имеются определенные основания проводятся специальные проверки двух видов: исполнения законов и законности документов правового порядка.

Вторая отрасль — надзор за соблюдением конкретных свобод и, конечно, прав человека, и гражданина. Согласно 1 пункту 26 статьи Закона о прокуратуре предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод гражданина, а также человека органами федеральной направленности власти исполнительного характера, законодательными (представительными), и, что наиболее важно исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления военного порядка, органами контроля, их лицами при должности, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением конкретных прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих, и некоммерческих организаций.

Стоит отметить, что приоритетность данной отрасли прокурорского надзора, как одного из самых главных направлений реализации государственной политики в сфере охраны прав и свобод человека, и гражданина, вытекающей из третьей статьи Конституции Российской Федерации, закрепившей обязанность государства соблюдать необходимые требования для защиты прав, а также свобод граждан.

В предмет этой отрасли контроля прокурорской направленности входит выполнение нескольких тысяч документов нормативного характера, объединенных сферой контролирования прав и свобод человека и гражданина, а выполняют данные документы многочисленные организации, учреждения, их лица при должности, а также и руководители коммерческих? и, что самое главное некоммерческие организации. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина занимает достаточно значимое место в общем объеме надзорной деятельности прокуратуры.

Читайте также:
Правоспособность гражданина: что это такое, описание и особенности

Отрасль третья — это надзор, за исполнением законов специальными органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие. В роли предмета контроля надзора выступает соблюдение конкретных прав и свобод человека и гражданина, установленного в четком порядке разрешения заявлений, и сообщений о совершенных, и готовящихся деяниях правонарушительного порядка, выполнение розыскно-оперативных мероприятий, и проведение расследования, а также законность определенных решений, которые в свое время принимаются органами, осуществляющими ОРД, дознание, и предварительное следствие (об этом говорится в 29 статьей Закона о прокуратуре).

Важность у этой отрасли прокурорского контроля определяется тем, что осуществление ОРД, дознания и предварительного следствия имеет отношение к правам конституционной направленности и свободы граждан, их нарушение влечет нередко за собой тяжелые, а порой и непоправимые последствия. Прокурорский надзор в данной области способствует, с одной стороны, соблюдению конкретных прав и свобод участников процесса уголовной направленности, а с другой — совершенствованию качества ОРД, дознания и предварительного следствия.

Четвертая отрасль — надзор за исполнением конкретных законов судебными приставами. Предметом в данной надзорной отрасли выступает соблюдение определенных прав, интересов законного характера, а также свобод физических и юридических лиц в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями принудительного исполнения конкретных решений судебных и каких-либо других органов, законность тех решений, которые были приняты ранее при осуществлении исполнительного производства, а также исполнение законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности органов судебной направленности

Надзор который осуществляется законом за судебными приставами достаточно близок к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как одной из важнейших его задач является соблюдение прав граждан в ходе принудительного исполнения приставами решений органов судебной власти, и других органов. Данный надзор способствует совершенствованию деятельности ФССП России, ее органов территориальной направленности и конкретных судебных приставов.

Отрасль пятая — надзор за четким исполнение конкретно указанных законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание, и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями тех или иных мест содержания задержанных, и заключенных под стражу.

В соответствии с 32 статьей Закона о прокуратуре в качестве предмета данной отрасли надзора выступает:

  • законность нахождения определенных граждан в тех местах, где обычно находятся лица являющиеся задержанными, а также в местах предварительного заключения, трудо-исправительных и других органах и, что естественно учреждениях, исполняющих конкретные меры по наказанию принудительного характера, назначаемые судебным органом;
  • соблюдение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей и прав лиц являющихся задержанными, заключенными под стражу, осужденных и лиц, которые в свое время подвергаются определенным мерам принудительного характера, порядка, и условий их содержания;
  • законность исполнения того наказания, которое не имеет никакой связи с лишением свободы.

Значение такой отрасли надзора обычно объясняется исключительной важностью конкретного специфического комплекса законов, занимающихся контролированием важнейших прав и свобод граждан, отбывающих свое наказание, и особенностями деятельности специальных органов, исполняющих данные законы.

Как известно, весь массив законодательства Российской Федерации подразделяется на определенные отрасли.

Отрасль законодательства

Отрасль законодательства — это конкретный закон или же несколько законов в свое время изданных на их основе подзаконных документов, контролирующих общественные отношения однородного характера, в таких сферах как, земельной, экологической, финансовой (или же ее называют экономической), образовательной, сфере по защите (оборонной) и различных других сферах. В качестве отраслей обычно рассматривается определенное земельное законодательство, законодательство экологического характера, законодательство об образовании, законодательство об обороне, и, конечно несколько десятков совершенно иных отраслей законодательства.

С учетом той структуры, которая заключается в законодательстве, то есть определенные наличия относительно обособленных отраслей, появляется и деятельность надзорного характера прокуроров. В процессе проведения той или другой проверки, проверочного деяния они проверяют исполнение не всего законодательства, что просто не получится осуществить, а какого-либо конкретного законодательства, например трудового, или же пенсионного, о нарушении которого к ним поступили сведения.

В связи с этим в конкретных пределах отраслей прокурорского надзора, в особенности таких, как надзор прокурорской направленности за исполнением законов и за соблюдением четких прав и свобод человека, и гражданина, отмечаются более узкие направления или подотрасли надзора (составные части отрасли).

Направление прокурорского надзора

Направления надзора прокурорского порядка — это контроль, который осуществляется за исполнением четко отмеченного закона или же группы законов, контролирующих какие-либо однородные отношения общественного характера.

Следовательно отсюда и происходят названия направлений:

  • надзор прокурорского характера за исполнением жилищного законодательства;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства об гражданском обращении.

В свое время, достаточно большое количество направлений прокурорского надзора подразделяются на более узкие части, которые являются под направлением.

Поднаправления надзора прокурорской направленности — это определенные части составного порядка конкретного направления прокурорского контроля. Речь в данной ситуации идет о четком надзоре за исполнением той части законов, которые осуществляют деятельность по контролю более узкой, но тем не менее общественно значимой части отношений общественного порядка. Например, какое-либо направление прокурорского надзора за исполнением законодательства экологического характера подразделяется на такие поднаправления, как:

  • прокурорский надзор за выполнение специального законодательства о защите тех или иных земель;
  • надзор прокурорского характера за исполнение конкретных норм законодательства о защите недр;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите водных ресурсов;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите лесных территорий;
  • прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране воздуха в атмосфере и различные иные поднаправления.
Читайте также:
Панча шила: что это такое, описание и особенности

Вывод 1

Отсюда получается, что в конкретных рамках отрасли контроля прокурорского характера выделяются направления (подотрасли), а в рамках каждого из направлений возможно наличие неких под направлений.

Прокурорский надзор

Содержание

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Прокурорский надзор, по сути, является проявлением власти органа, который в большинстве стран, ни к одной из трех ветвей власти не относится. Смысл данной деятельности во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.

Прокурорский надзор в России

Прокурорский надзор — форма реализации полномочий прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» [1] , выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органамисубъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры
  • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций
  • Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ [2] , ст. 45 ГПК РФ [3] , ст. 25.11 КоАП РФ [4] ), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан.

В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

Протест прокурора

Прокурор или его заместитель имеют право приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: