Пророгационное соглашение: что это такое, описание и особенности

Международное частное право. Ответы на экзаменационные вопросы (36 стр.)

94. Пророгационные и дерогационные соглашения

Соглашение сторон, устанавливающее выбор учреждения, которое будет компетентно рассмотреть могущий возникнуть из отношения спор в изъятие из действующих правил подсудности, называют пророгационными и дерогационными соглашениями. Пророгационные и дерогационные соглашения могут иметь место только в рамках альтернативной (договорной), т. е. неисключительной подсудности. Соглашение, в силу которого неподсудный по общим диспозитивным нормам определения компетенции данного суда спор становится подсудным, называется пророгационным (от лат. pro rogatio – продление), т. е. в силу соглашения сторон компетенция определенного в нем суда продлевается (расширяется). Соглашение, в силу которого подлежащий разрешению данным учреждением спор на основании общих диспозитивных норм об определении компетенции суда изымается из сферы его юрисдикции и передается другому суду, именуется дерогационным. Понятие пророгационного соглашения не следует распространять на категорию арбитражного соглашения, в силу которого спор передается на рассмотрение третейского (негосударственного) суда. Арбитражные и пророгационные соглашения – принципиально разные явления, существующие параллельно, и не совпадающие в сфере международных обменов применительно к разрешению споров между субъектами хозяйственного оборота. Арбитражные соглашения относятся к деятельности общественного суда, а пророгационные соглашения являются продуктом регламентации и функционирования системы государственного правосудия.

Законодательство и практика большинства государств, в т. ч. и Российской Федерации, допускают наличие договорной подсудности. В силу этого по соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по закону страны суда оно подсудно местному суду, и наоборот. Изъятие в этом плане составляют споры, подлежащие исключительной компетенции местных судов. В соответствии со ст. 32 ГПК РФ стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству, если это не касается исключительной компетенции отечественного суда, установленной ст. 26, 27 и 30 ГПК РФ. Сходные положение установлены и для арбитражного судопроизводства. В частности, ст. 37 АПК РФ предусматривает, что подсудность, установленная ст. 35 (территориальная подсудность) и 36 (подсудность по выбору истца) АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.

Положения, воспрещающие изменение правил об исключительной подсудности посредством заключения соглашений между сторонами, закрепляются как во внутреннем праве различных государств, так и в международных договорах. Так, ст. 21 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам 1993 г. содержит указание, что исключительная компетенция, вытекающая из п. 3 ст. 20 Конвенции и других норм, установленных Конвенцией, а также из внутреннего законодательства соответствующей договаривающейся стороны, не может быть изменена соглашением сторон. Наличие соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение определенного судебного учреждения конкретного государства, если не нарушены правила об исключительной подсудности, делает невозможным рассмотрение спора в суде иной страны. Конвенция предписывает также, что при наличии соглашения о передаче спора суд по заявлению ответчика прекращает производство по делу. Писаное (статутное) право ряда европейских государств уделяет вопросу о договорной подсудности пристальное внимание, поскольку во многих отношениях его надлежащее разрешение образует ключевое обстоятельство, определяющее, во-первых, международную компетенцию соответствующего суда и, во-вторых, оказывающее непосредственное влияние на признание и исполнение иностранного судебного решения за границей. Соглашения о договорной подсудности получили детальную регламентацию в Брюссельской и Луганской конвенциях, причем учреждения, избранные по соглашению сторон, пользуются исключительной подсудностью.

95. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений

Действие судебного решения, вынесенного судом одного государства, ограничено территорией этого государства. Это вызвано прежде всего тем, что судебный акт рассматривается в качестве неотъемлемой составной части правопорядка того государства, в рамках юрисдикции которого он был вынесен. Исполнению иностранных решений предшествует их признание соответствующим государством, в котором испрашивается принудительное исполнение. Следовательно, допустимость признания и приведения в исполнение иностранных решений определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. Признание на территории государства решений иностранных судов означает придание этим решениям такой же юридической силы, какую имеют вступившие в законную силу решения судов Российской Федерации: они приобретают свойства неопровержимости, исключительности, а решения о присуждении – также и исполнимости; они обязательны для должностных лиц и органов государственной власти Российской Федерации. Эти решения будут служить подтверждением тех же гражданских и иных прав и обязанностей, что и решения отечественных судов.

В зависимости от вида решения достаточно только его признания (к примеру, факта ликвидации предприятия, признания организации банкротом) либо признания и приведения в исполнение решения. Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения. Институт признания означает, что государство выражает свое согласие с тем, что данный акт способен породить юридические последствия в пределах его юрисдикции, т. е. на территории рассматриваемого государства. Принудительное исполнение решения должно потребовать от государства санкционирования им приведения в действие государственного механизма принуждения органов, должностных лиц, иных субъектов, наделенных правами по реализации обусловленных решением мер [25] . Для правильного понимания общих правил международного исполнительного производства следует различать: во-первых, основания для принудительного исполнения; во-вторых, режимы (процедуры) допущения решения иностранного суда к исполнению. Если основания определяют возможность признания и принудительного исполнения решения иностранного суда, то процедура определяет порядок, в котором происходят признание и исполнение. Основанием для признания и приведения в исполнение решений судов иностранных государств, решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей является наличие международного договора и федерального закона. Отсутствие договора приводит по общему правилу к невозможности исполнения решения иностранного суда в России и решений российских судов за рубежом.

Читайте также:
Платность водопользования: что это такое, описание и особенности

Для исполнения решений иностранных судебных органов на территории Содружества Независимых Государств большое значение имеет Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.) [26] . Соглашение это является специальным международным договором, т. к. относится к регулированию правового сотрудничества в ограниченной сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности в рамках Содружества. Оно предусматривает наиболее благоприятные условия для быстрого разрешения экономических споров между хозяйствующими субъектами разных государств, способствуя восстановлению нарушенных экономических связей между бывшими союзными республиками и формированию общего экономического пространства. В отличие от всех других договоров, Соглашение устанавливает, что суды, к компетенции которых относится разрешение экономических споров, при оказании правовой помощи сообщаются друг с другом непосредственно, минуя центральные органы юстиции государств, а в качестве основания для приведения в исполнение вступившего в законную силу решения суда одного государства на территории другого государства к ходатайству взыскателя прилагается исполнительный документ суда, вынесшего решение. Кроме того, при обращении за правовой помощью представляемые документы могут излагаться на общедоступном для стран СНГ русском языке.

Соглашением установлено, что государства – участники Содружества взаимно признают и исполняют на своих территориях вступившие в законную силу решения компетентных судов, разрешивших экономические споры между хозяйствующими субъектами разных государств в соответствии с условиями Соглашения (ст. 7). Соглашение четко разграничивает компетенцию судов договаривающихся государств (ст. 4) и определяет, в каких случаях в приведении в исполнение решения суда одного государства на территории другого может быть отказано (ст. 9). Основанием для отказа в исполнении решения является либо нарушение права должника на защиту в ходе судебного процесса, либо несоблюдение установленного Соглашением разграничения компетенции судов, а также истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению. При этом указанные основания подлежат проверке судом, и только суд может отказать в исполнении решения, рассмотрев все спорные вопросы и неясные обстоятельства. Существует также ряд двусторонних договоров, заключенных Российской Федерацией с Республикой Белоруссия, Испанией, Италией и др.

Что такое трехсторонний (многосторонний) договор и какие у него особенности

Многосторонние договоры обычно направлены на объединение усилий по достижению общей цели, а не на встречный обмен исполнениями. Например, многосторонним может быть договор простого товарищества.

Рекомендуем заключать многосторонние договоры в виде одного документа, подписанного сторонами, желательно в присутствии всех сторон.

Изменить и расторгнуть многосторонний договор можно теми же способами, что и двусторонний. Вы вправе согласовать возможность его изменения (расторжения) по соглашению не всех, а большинства сторон и установить порядок определения большинства.

Отказ стороны от такого договора не всегда приводит к его расторжению.

  1. Какие договоры являются многосторонними

Под многосторонним на практике часто понимают договор, который заключают трое и более лиц. Такой вывод можно сделать из п. 1 ст. 154 ГК РФ. Однако указанное количество лиц не всегда означает, что договор многосторонний.

Спецификой многостороннего договора является еще и то, что стороны не противопоставляются друг другу как должник и кредитор, а объединяют усилия по достижению общей цели. Как правило, у сторон одинаковые по содержанию права и обязанности, которые не являются встречными. Например, многосторонним является договор об учреждении ООО, так как он направлен на создание юридического лица совместными действиями сторон (п. 5 ст. 11 Закона об ООО).

Двусторонние договоры, в отличие от многосторонних, чаще всего предполагают не объединение усилий или благ (денег, деловой репутации и т.д.), а обмен предоставлениями, исполнение встречных обязанностей. Например, по договору купли-продажи продавец передает покупателю товар и взамен получает за него деньги.

Не являются многосторонними, в частности, договоры:

Читайте также:
Патологическое опьянение: что это такое, описание и особенности

1) купли-продажи недвижимости, которая находится в общей долевой собственности (п. 2 ст. 244 ГК РФ). Здесь на стороне продавца выступают несколько лиц (п. 1 ст. 308 ГК РФ);

2) перевода долга между первоначальным и новым должниками, в котором кредитор, дающий согласие на сделку, указан в качестве третьей стороны (п. п. 1, 2 ст. 391 ГК РФ). Ничего не изменится, если кредитор не подпишет такой договор и оформит согласие отдельным документом;

3) подряда, который подписывают заказчик, генеральный подрядчик и субподрядчик. Здесь стороны соединили в одном документе договоры подряда и субподряда;

4) договор в пользу третьего лица. Участие третьего лица в заключении такого договора не предполагается, оно не может изменить или расторгнуть его.

Особенности заключения и изменения (расторжения) многостороннего договора не касаются названных двусторонних соглашений.

  1. Как заключить трехсторонний (многосторонний) договор

Нужно, чтобы все стороны выразили согласованную волю на заключение трехстороннего (многостороннего) договора (п. 3 ст. 154 ГК РФ). Рекомендуем не обмениваться письмами (офертой и акцептом), а составить один документ в нескольких экземплярах по количеству сторон, которые подпишут все стороны, например, одновременно при личном присутствии.

Если обмениваться письмами, то будет сложно определить момент заключения договора и возникновения прав и обязанностей у сторон, так как к многосторонним договорам трудно применить нормы об оферте и акцепте (ст. ст. 433, 435, 438 ГК РФ).

При заключении многосторонних договоров проверяйте, нет ли в законе специальных норм о них. Например, положения о простом товариществе содержатся в гл. 55 ГК РФ, об акционерном соглашении — в ст. 32.1 Закона об АО.

  1. Как изменить или расторгнуть трехсторонний (многосторонний) договор

Изменить или расторгнуть трехсторонний (многосторонний) договор можно:

1) по соглашению сторон, если это не запрещено законом или договором.

Договор, связанный с предпринимательской деятельностью всех сторон, может предусматривать возможность изменения или расторжения по соглашению как всех его участников, так и большинства из них, если иное не установлено законом. Если договор не является полностью предпринимательским, нужно согласие всех сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Можно предусмотреть и порядок определения большинства (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Например, это может быть половина или две трети от общего числа сторон либо один или несколько товарищей, которые внесли более 50% от стоимости всех вкладов;

2) в суде. Такой иск можно подать при существенном нарушении договора другой стороной, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором (п. 2 ст. 450 ГК РФ). В качестве ответчиков укажите все другие стороны (п. 2 ч. 2 ст. 46 АПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 40 ГПК РФ);

3) в одностороннем внесудебном порядке. Такую возможность может предусматривать правовой акт (п. 1 ст. 310 ГК РФ). Например, можно отказаться от бессрочного договора простого товарищества (ст. 1051 ГК РФ).

В некоторых случаях стороны могут сами установить право на отказ от договора или на его изменение. Например, если этот договор связан с предпринимательской деятельностью всех его сторон (п. 2 ст. 310 ГК РФ).

Представляется, что договор по общему правилу будет считаться измененным или расторгнутым после того, как вы уведомьте все стороны (п. 4 ст. 420 ГК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54).

Однако обратите внимание, что многосторонний договор может сохраниться после отказа от него одной или даже нескольких сторон. Например, бессрочный договор простого товарищества может продолжить действие после выхода товарища, если это было изначально предусмотрено договором или оставшиеся стороны в последующем договорились об этом (п. 1 ст. 1050 ГК РФ).

Общего правила на этот счет нет, поэтому рекомендуем согласовать в договоре, сохраняется ли договор после отказа от него одной или нескольких его сторон.

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Является ли принцип утраты права на возражения абсолютным? Предыстория и постановка вопроса

Мы с коллегой Евгением Коноваловым решили написать совместный пост об одном интересном деле №А40-127332/2018, рассматриваемого в арбитражном суде г. Москве.

Первая часть поста посвящена предыстории дела и постановке вопроса, а вторая – правовому обоснованию наличия исключений из принципа утраты права на возражения.

Для начала хотелось бы остановиться на правовых вопросах, которые будут освещаться в данном посте.

Если истец подал иск в государственный суд при наличии действующего третейского соглашения, то суд оставит исковое заявление без рассмотрения только если:

  • после его принятия к производству установит, что имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом,
  • если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде.
Читайте также:
Простое обязательство: что это такое, описание и особенности

Данное правило также действует в отношении пророгационной оговорки: так п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158 и п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2017 № 23 указано, что участие иностранного лица в судебном разбирательстве в отсутствие возражений с его стороны в отношении компетенции арбитражного суда Российской Федерации до первого заявления по существу спора подтверждают его волю на рассмотрение спора указанным судом и влекут за собой утрату права ссылаться на отсутствие компетенции у данного суда (принцип утраты права на возражение) (часть 5 статьи 3 АПК РФ). Такое процессуальное поведение ответчика в суде первой инстанции не дает оснований для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Таким образом Верховный Суд и ранее Высший Арбитражный Суд ставят знак равенства между третейской и пророгационной оговорками в вопросе о том, когда сторона может заявить о том, что у суда нет компетенции рассматривать спор. Это должно быть сделано не позднее предоставления своего первого заявления по существу спора.

В рамках дела, речь о котором пойдет ниже, мы столкнулись с вопросом о том, является ли принцип утраты права на возражения абсолютным. В нашем случае это касалось пророгационной оговорки, но мы полагаем, это также касается и третейских оговорок.

Фактические обстоятельства.

Истец (ООО ИПК «АТЛАС») предъявил иск о взыскании задолженности по договору поставки к нашему клиенту, компании Монсун Аксессорайз Лимитед (Великобритания), в Арбитражный суд г. Москвы. В качестве документа, подтверждающего компетенцию суда на рассмотрение дела, была представлена копия дополнительного соглашения к договору, которым установлена подсудность российскому суду. При этом в основном договоре установлена подсудность английским судам.

Ответчик является международной компанией с основным офисом в Лондоне, в России была ранее представлена магазинами Accessorize.

До ответчика не дошли ни претензия, ни иск, но дошло уведомление от суда о предстоящем судебном заседании. Это важно понимать ведь весть о предстоящем судебном заседании была для клиента как гром среди ясного неба.

Связавшись с нами, юрист клиента (для удобства будем звать его Джордж) сообщил нам историю взаимоотношений с данным контрагентом, очень удивившись поданному иску, ведь его компания всегда поставляла заказанный товар, это можно сказать автоматизированный процесс. Поэтому все документы, подтверждающие поставку, были на руках у ответчика.

После ознакомления с материалами дела, мы переслали иск и все документы, приложенные к нему, Джорджу, и начали готовиться к защите. Мы запросили у клиента документы, подтверждающие поставку: инвойсы, CMR, заказы на поставку, переписку.

Параллельно с этим Джордж изучал направленные ему документы и его смутило представленное истцом дополнительное соглашение (то самое с пророгационной оговоркой) тем, что его содержательная часть составлена только на русском языке, а преамбула, реквизиты и подписи сторон на двух языках.

Узнать информацию об обстоятельствах подписания договора и дополнительного соглашения можно было только у подписанта. К несчастью, подписант договора уже не работал у клиента, поэтому Джорджу не удалось оперативно узнать о том, было ли дополнительное соглашение подписано и вообще знает ли подписант о нем.

Нам не известны подробности поисков подписанта, но поиски были небыстрыми.

Тем не менее после того, как подписанта нашли и направили ему документы (к этому моменту уже прошло несколько заседаний), он сообщил, что дополнительное соглашение не подписывал, об этом свидетельствуют не только небольшие отличия в подписях, но и иные обстоятельства (он представил нам позже дополнительные доказательства). И вообще подписание такого документа было бы странно, ведь он не знает русский язык (содержательная часть дополнительного соглашения повторюсь было только на русском языке).

Как только Джордж узнал эту информацию, он сообщил ее нам с вопросом окажет ли это хоть какое-то влияние на наше дело.

С учетом того, что выяснение обстоятельств подписания договора заняло длительное время, то мы уже начали возражать по существу предъявленных требований, поэтому знали о возможных последствиях…

Тем не менее чем глубже мы вникали в проблему чем больше понимали, что не все так уж и однозначно, ведь самый главный момент здесь – вероятная подделка истцом пророгационного соглашения.

Данный документ был представлен для обеспечения возможности подать иск в российский суд и перед нами возник вопрос как этому противодействовать.

Читайте также:
Правовой акт: что это такое, описание и особенности

Если заявить ходатайство об отсутствии компетенции, то суд откажет в удовлетворении ходатайства, поскольку в материалах дела есть доказательство наличия компетенции – дополнительное соглашение, которое ненадлежащим доказательством не признано, в отношении которого заявлений о фальсификации не подано.

Поэтому, прежде чем подать ходатайство об отсутствии компетенции, мы должны подать ходатайство о фальсификации доказательства. Но для этого сначала надо собрать доказательства фальсификации, чтобы обосновать это ходатайство.

Мы получили заверенные нотариально свидетельские показания подписанта договора, а также приобщили иные доказательства в обоснование нашего ходатайства о фальсификации. Одновременно с ним мы заявили ходатайство об отсутствии компетенции.

Судью наше ходатайство о фальсификации заинтересовало, и он предложил истцу представить оригинал дополнительного соглашения, но сторона этого не сделала, более того на все последующие заседания (их было еще два) не приходила.

Поскольку истец не представил оригинал дополнительного соглашения и не исключил его из материалов дела, то мы не могли провести экспертизу данного документа. Поэтому суд пришел к выводу о том, что данное доказательство является ненадлежащим.

А поскольку главное доказательство, подтверждающее компетенцию российского суда, было признано ненадлежащим, суд первой инстанции прекратил дело со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с отсутствием компетенции.

Изучив определение суда, можно выделить следующее:

  1. судья не удовлетворил наше ходатайство о прекращении производства, он сделал это самостоятельно;
  2. судья сделал вывод о злоупотреблении правом со стороны истца, который не представил оригинал пророгационного соглашения, при наличии заявления о фальсификации, признанное в дальнейшем ненадлежащим доказательством.

Касательно первого аспекта можно отметить, что судья, вероятно предвидев подачу апелляционной жалобы учел упомянутые в самом начале поста позиции ВАС РФ и ВС РФ, которые накладывают ограничения на прекращение производства по делу в связи с отсутствием компетенции по ходатайству стороны, но сам суд прекратить производство таким образом закон не ограничивает.

Арбитражный суд самостоятельно в силу закона должен проверить компетенцию на рассмотрение спора с участием иностранного лица. Поэтому после установления факта, что дополнительное соглашение, устанавливающее пророгационную оговорку, является ненадлежащим доказательством компетенции российского суда, Арбитражный суд города Москвы, повторно проверив компетенцию по рассмотрению настоящего спора, и, руководствуясь ч. 1 ст. 247 АПК РФ, установил, что какие-либо юрисдикционные привязки, позволяющие передать спор на рассмотрение арбитражного суда Российской Федерации, отсутствуют.

Касательно второго аспекта, то здесь судья первой инстанции сделал правильный и далекоидущий вывод. Если сторона представляет сфальсифицированное дополнительное соглашение, то она ведет себя недобросовестно и злоупотребляет правом, поэтому в защите ее (стороны) права следует отказать.

Истец, конечно, с таким решением согласен не был и подал апелляционную жалобу на определение суда первой инстанции.

Было нелегко донести до судей апелляционной инстанции особенность сложившейся ситуации, поскольку истец представил ситуацию в апелляционной жалобе достаточно грамотно, красиво преподнеся наш главный недостаток – позднее обращение с ходатайством о прекращении производства.

Но мы не могли подать обоснованное заявление о прекращении производства до подачи заявления о фальсификации доказательства, именно на этом аргументе был наш основной упор.

Несмотря на то, что в апелляции было 3 судебных заседания, и было видно, что председательствующий затрудняется с решением по жалобе, тройка судей апелляционной инстанции отменила определение суда первой инстанции, заняв позицию истца.

Апелляционный суд применил принцип утраты права на возражения, не принимая наши аргументы о злоупотреблении правом и необходимости совершить определенную последовательность действий для правильного оспаривания компетенции российского суда, т.е. сделал вывод о том, что в отношении данного правила не применяются исключения.

Постановка вопроса и возможные последствия.

И вот мы пришли к самому главному.

Вопросу о том, могут ли быть у принципа утраты права на возражения исключения.

Описанная нами ситуация показывает, что применение данного принципа не должно быть абсолютным. Ведь вся описанная ситуация возникла исключительно из-за недобросовестных действий истца, который решил судиться в России ведь делать это в Лондоне было бы несравненно дороже.

Это, кстати, в полной мере относится и к ситуации, когда в основном договоре будет предусмотрена третейская оговорка, а в дополнительном соглашении будет установлена пророгационная оговорка. Забавно, что ранее до реформы третейских судов, недобросовестные стороны подделывали третейские оговорки для своих карманных третейских судов. Но теперь ситуация совершенно иная с далеко идущими последствиями.

Избранный арбитражным судом апелляционной инстанции подход может иметь негативные и далекоидущие последствия в виде поощрения недобросовестных лиц в фальсификациях пророгационных соглашений с иностранными компаниями и установлением российского суда в качестве компетентного суда для рассмотрения споров.

Читайте также:
Обратный фрахт: что это такое, описание и особенности

Недобросовестный истец, желающий подчинить спор с иностранным ответчиком российской юрисдикции, может представить в обоснование этого фальсифицированное доказательство.

В таком случае ответчик (в особенности иностранный), должен осуществить ряд затратных по времени действий, направленных на признание доказательства сфальсифицированным, которые крайне сложно осуществить до первого заседания по существу.

Таким образом, как бы ответчик не действовал, он всегда оказывается в невыгодном положении. Пытаясь установить факт фальсификации пророгационного соглашения, он не участвует в процессе и проигрывает, поскольку не защищается. Если начинает защищаться (спорить по существу спора), то теряет возможность на рассмотрение спора компетентным судом (даже при принуждении истцом к рассмотрению спора в России).

Следовательно, в подобных случаях разумным подходом будет пристальное исследование судом обстоятельств и причин позднего (после заявлений по существу спора) возражения иностранной компании относительно компетенции российского суда. Особенно в том случае, если процессуальный оппонент фальсифицирует пророгационное соглашение.

Апелляционный суд сказал, что ответчик утратил право на возражение, но он не сказал, как должен был поступить ответчик, если его оппонент «играет не по правилам».

Пророгационное соглашение – проявление свободы сторон международного частноправового договора

И. Диковская , доцент кафедры гражданского права юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат юридических наук, доцент

Установление юрисдикции государственного суда по соглашению сторон (forum voluntatis) является одним из возможных способов определения органа того или иного государства, компетентного рассматривать споры, возникающие из международных частноправовых договоров, и, безусловно, одним из возможных проявлений процессуальной свободы сторон международного частноправового договора. Возможность установления юрисдикции по соглашению сторон предусмотрена международными договорами и внутренним правом отдельных стран.

Среди нормативно-правовых актов, применяемых в Украине, возможность избрания суда соглашением сторон предусмотрена ст. 21 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, ст. 4 (2) Киевского соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 года, некоторыми двусторонними договорами о правовой помощи /1/, ст. 76 (1) Закона Украины «О международном частном праве» от 23 июня 2005 года, ст. 8 (2) Кодекса торгового мореплавания Украины от 23 мая 1995 года.

В доктрине существуют различные подходы к определению соглашений, устанавливающих государственный орган, уполномоченный разрешать споры международного характера и исключающих применение общих правил о подсудности. Некоторые авторы к ним относят пророгационные и дерогационные соглашения. При этом пророгационное соглашение определяется «как соглашение, согласно которому неподсудный согласно общим диспозитивным нормам…спор становится подсудным»/2/, или как «соглашение, согласно которому стороны соглашаются на определенную юрисдикцию»,/3/ «соглашение сторон об определении компетенции суда»/4/; дерогационное – как «соглашение, согласно которому спор, подлежащий разрешению в соответствии с общими диспозитивными нормами определения компетенции данного суда изымается из сферы его юрисдикции и передается в другой суд»/5/, «соглашение, исключающее подсудность правоотношения суду»/6/, «соглашение, по которому стороны соглашаются не признавать юрисдикцию»/7/.

Другие авторы все соглашения, изменяющие общую подсудность спора, называют пророгационными. При этом они обращают внимание на то, что пророгационное соглашение всегда имеет и дерогационный эффект /8/. В юридической литературе высказывались различные точки зрения относительно понимания правовой природы пророгационного соглашения. Одна из них заключается в том, что пророгационное соглашение имеет материальную природу, поскольку порядок его заключения, подчинен положениям гражданского права, при их оценке суд проверяет не процессуальную правосубъектность сторон, а материальную/9/. Данная точка зрения справедливо критикуется, поскольку допустимость пророгационного соглашения определяется процесуаним законодательством/10/. Согласно другой точке зрения пророгационное соглашение имеет процессуальную природу, поскольку регулируется процессуальным законодательством, и вступает в силу в случае судебного разбирательства после подачи иска/11/. Отрицая такой подход к пониманию правовой природы пророгационного соглашения, Х. Шах указывает на то, что пророгационное соглашение, как правило, заключается еще до начала процесса, как часть материально-правового договора. Третья точка зрения состоит в том, что пророгационное соглашение является институтом sui generis, т.к. ему присущи материальные и процессуальные свойства. Это объясняется тем, что оно возникает из материального договора (следовательно, момент заключения договора, совпадение воли сторон будут регулироваться положениями материального права), но его действие определяется процессуальным правом /12/. Следует отметить справедливость этой точки зрения.

Соглашение сторон о выборе суда может содержаться как в отдельном документе, так и быть частью другого документа, например, частноправового договора. В связи с этим важным является вопрос о соотношении пророгационной оговорки и договора, в котором она содержится.

Большинство современных авторов считают, что условие о выборе суда является автономным по отношению к договору, в тексте которого оно содержится /13/.

Читайте также:
Президентская республика: что это такое, описание и особенности

Мы поддерживаем эту позицию, которая объясняется тем, что в отличие от основного договора, пророгационное соглашение имеет материально-процессуальную природу.

По степени конкретизации пророгационные соглашения делятся на относительно определенные (те, в которых определяется не конкретный правоприменительный орган, расположенный в определенном государстве, а система органов данного государства) и абсолютно определенные (в которых указывается конкретный правоприменительный орган, расположенный в определенном государстве) /14/.

Свобода сторон осуществить выбор суда, уполномоченного решать споры, ограничивается определенными факторами. Обычно это имеет место с целью защиты слабой стороны или публичных интересов /15/.

Возможность заключения пророгационного соглашения ограничивается императивными нормами о юрисдикции судов определенного государства (нормами, устанавливающими исключительную подсудность). Последние могут четко определять страну, судам которой подсудны определенные дела /16/, устанавливать принципы определения компетенции судов общего характера, не предусматривая возможности их изменения соглашением сторон /17/, или закреплять недопустимость соглашений о выборе суда относительно определенных категорий дел /18/. По способу формулирования норм, позволяющих заключение соглашения о выборе государственного суда определенной страны, можно выделить нормы, закрепляющие возможность выбора судов: 1) иностранных государств /19/; 2) собственной страны /20/; 3) без конкретизации их государственной принадлежности /21/. Нужно отметить, что законодательство отдельных стран наделяет суд исключительной юрисдикцией, если стороны заключили пророгационное соглашение. Так, например, в соответствии со ст. 5 (1) Закона о международном частном праве Швейцарии, если из соглашения о выборе суда не следует иное, то суд, указанный в соглашении, имеет исключительную компетенцию.

Аналогичное правило закреплено в ст. 23 (1) Регламента № 44/2001 Совета ЕС о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам от 22 декабря 2000 года (далее – Регламент), согласно которой если одна или несколько сторон, имеющих домицилий нахождения в государстве-члене ЕС, договорились, что суд или суды государства-члена ЕС должны обладать юрисдикцией при рассмотрении споров, возникших или могущих возникнуть в связи с каким-либо определенным правоотношением, то такой суд или такие суды будут обладать юрисдикцией. Такая юрисдикция будет исключительной, если стороны не договорятся об ином. Аналогичные правила предусмотрены ст. 17 (1) Брюссельской конвенции по вопросам принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров от 27 сентября 1968 года (Брюссельская конвенция) и ст. 23 (1) Конвенции о юрисдикции, признании и приведении в исполнения решений по гражданским и коммерческим делам от 30 октября 2007 года (Новая Луганская конвенция).

Исключительная юрисдикция означает в том числе и то, что суд, указанный в пророгационной оговорке, должен обладать исключительной юрисдикцией на рассмотрение спора, даже если одна из сторон заявляет о недействительности договора, частью которого является соответствующая оговорка /22/. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что в отличие от исключительной юрисдикции, установленной ст. 22 Регламента, исключительная юрисдикция, возникающая на основании соглашения сторон, может быть изменена в дальнейшем.

Так, из ст. 24 Регламента следует, что если, несмотря на заключение соглашения о выборе суда (судов) определенного государства-члена ЕС, истец подал иск в суд другого государства-члена ЕС и ответчик вступил в производство в этом суде, юрисдикцией будет обладать суд последнего. Исключением является случай, когда ответчик является в суд только для оспаривания его юрисдикции. Однако из ст. 23 (3) Регламента следует, что если пророгационное соглашение было заключено между сторонами, из которых ни одна не имеет домицилия в государстве-члене ЕС, в пользу судов определенного государства-члена ЕС, суды другого государства-члена не будут обладать юрисдикцией на разрешение спора на основании вступления ответчика в производство (за исключениями случаев, когда суды, избранные в соглашении, отклонили свою юрисдикцию).

Безоговорочное вступление ответчика в производство рассматривается как самостоятельное основание международной подсудности. В то же время, следует обратить внимание на то, что оно является особой формой заключения пророгационного соглашения. Так, в одном из дел Европейский Суд Справедливости, предоставляя предварительное заключение относительно толкования положений Регламента, отметил, что вступление ответчика в производство, при условии что он не оспаривает юрисдикцию суда, является неявным пророгационным соглашением/23/.

Таким образом, из положений Регламента, Брюссельской и Новой Луганской конвенции следует, что они допускают заключение пророгационного соглашения путем совершения конклюдентных действий: обращения в суд истца и вступления в производство ответчика.

Вступление ответчика в производство не будет основанием для возникновения юрисдикции суда лишь в двух случаях: 1) если он вступает в производство только ради того, чтобы оспорить юрисдикцию суда; 2) если другой суд должен обладать исключительной юрисдикцией в силу ст. 22 Регламента. Следует отметить, что такой подход свойственен законодательству многих стран. Так, например, в соответствии со ст. 93 ГПК Франции судья вправе отказать в рассмотрении иска в связи с его территориальной неподсудностью в трех случаях, одним из которых является невступление ответчика в производство. Это является основанием для вывода, что «если ответчик не выдвигает возражений о неподсудности и вступает в процесс, судья не может отказать в рассмотрении по причине нарушения судебной компетенции»/24/.

Читайте также:
Перевалка грузов: что это такое, описание и особенности

Ст. 104 (3) Закона о судопроизводстве Австрии является основанием для вывода, что нарушение диспозитивных норм о подсудности устраняется безоговорочным вступлением ответчика в процесс. В случае нарушения императивных предписаний о территориальной или родовой подсудности и если ответчик не представлен адвокатом, судья должен предоставить ему разъяснение юридических последствий вступления в процесс. Если после предоставления таких разъяснений ответчик участвует в производстве по существу спора, юрисдикция суда считается обоснованной /25/.

Таким образом, пророгационное соглашение предоставляет суду (судам) определенного государства разрешать споры, в том числе, возникающие из международных частноправовых договоров. Пророгационное соглашение имеет материальные и процессуальные свойства. Пророгационное соглашение, содержащееся в международном частноправовом договоре (пророгационная оговорка), является автономным по отношению к нему. Возможность заключения пророгационного соглашения ограничивается нормами, устанавливающими исключительную подсудность. Согласно законодательства некоторых стран юрисдикция, предоставленная суду пророгационным соглашением, является исключительной. Законодательство отдельных стран допускает заключение пророгационного соглашения путем совершения конклюдентных действий: обращения в суд истца и вступления в производство ответчика.

1. Ст. 33 (3) Договора между Украиной и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 24 мая 1993 года; ст. 17 (1) (с) Соглашения между Украиной и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским делам от 22 сентября 2005 года.

2. Ануфриева Л.П. Международное частное право: в 3-х т. М.: БЕК, 2001. Т.1 С. 322.

3. Linda S. Mullenix. Another Choice of Forum, Another Choice of Law: Consensual Adjudicatory Procedure in Federal Court. The Fordham Law Review. 1988. Volum 57. Issue 3. P. 298.

4. Бендевский Т. Международное частное право: Учебник. Перевод с македонского С.Ю. Клейн; Отв. Ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2005. С. 171

5. Ануфриева Л.П. Указ. соч. С. 322

6. Бендевский Т. Указ. соч. С. 171

7. Linda S. Mullenix. Op. cit. р. 298.

8. Ходыкин Р.М. Пророгационные условия внешнеэкономических сделок. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. № 6. С. 133; Черняк Ю.В. Інститут підсудності в міжнародному приватному праві країн Європейського Союзу та України. Дис. … канд. юрид.наук, К., 2006. с.123.

9. Рожкова М.А., Елисеев Н.Г., Скворцов О.Ю. Договорное право: соглашения о подсудности, международной подсудности, примирительной процедуре, арбитражное (третейское) и мировое соглашение. М: Статут, 2008. С. 10-11.

10. Ходыкин Р.М. Указ. соч.С. 14.

11. Hayman М. Contract Drafting Problems in the Light of the Lugano Convention. Current EC Legal Developments Series – The Lugano and San Sebastian Convention. Butterworths.1990. P. 40.

12. Шак Х. Международное гражданское процессуальное право: Учеб.: Пер. с нем. М.:БЕК, 2001. С. 208.

13. Jan Jaap Kuipers. Party Autonomy in the Brussels I Regulation and Rome I. Regulation and the European Court of Justice. German Law Journal. 2009. Vol. 10 No. 11. P. 1509

14. Мамаев А.А. Международная судебная юрисдикция по трансграничным гражданским делам. М.: Проспект, 2008. С. 52.

15. Международное частное право: ученик. Власов Н.В. [и др.]. М: Волтерс Клувер, 2010.С. 775.

16. Примером может служить ст. 417 ГПК Республики Казахстан, ст. 77 Закона Украины «О международном частном праве», ст. 248 АПК Российской Федерации.

17. Например, в соответствии со ст. 48 (5) Договора между Украиной и Чешской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 28 мая 2001 года «Дела по разрешению споров, возникающих из договорных отношений, компетентен решать орган юстиции Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет местожительство, место пребывания или нахождение ответчик или находится спорное недвижимое имущество».

18. Например, ст. 40 (2) ГПК Германии устанавливает недопустимость соглашений о подсудности, «если спор касается иных требований, нежели имущественно-правовых».

19. Например, согласно ст. 419 ГПК Республики Казахстан «Компетенция иностранного суда может быть предусмотрена письменным соглашением сторон, кроме случаев, предусмотренных ст. 33 этого Кодекса».

20. В соответствии со ст. 249 (1) АПК Российской Федерации «В случае, если стороны, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, заключили соглашение, в котором определили, что арбитражный суд в Российской Федерации обладает компетенцией по рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, связанного с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд в Российской Федерации будет обладать исключительной компетенцией по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительную компетенцию иностранного суда».

Читайте также:
Процесс уголовный: что это такое, описание и особенности

21. Согласно ст. 33 (3) Договора между Украиной и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам: «Компетенция, о которой идет речь в пункте 2, может быть изменена по соглашению участников договорных отношений ».

22. Judgment of the Court (Sixth Chamber) of 3 July 1997. Case C-269/95. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:61995CJ0269:EN:HTML (дата обращения: 21.08.2013).

23. Judgement of the Court (Fourth Chamber) of 20 May 2010. Case C‑111/09. URL: http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf;jsessionid=9ea7d0f130d53a9171a82de84a2dae22b81351470bca.e34KaxiLc3eQc40LaxqMbN4Oah8Ne0?text=&docid=80967&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=first&part=1&cid=2581(дата обращения: 21.08.2013)/

24. Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. М.: Проспект, 2006. С. 113.

25. Елисеев Н.Г. Указ. соч. С. 160.

Все права защищены. Copyright © ТОО «Компания ЮрИнфо», 2011.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.

ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – один из видов избирательных систем, в соответствии с которой места в представительном органе делятся в пропорциях к числу признанных действительными голосов избирателей, поданных за разные партийные списки кандидатов.

Может быть применена только в многомандатных и общегосударственных избирательных округах (в одномандатном округе или при выборах президента республики её применить нельзя, один мандат в пропорции не делится). Пропорциональная избирательная система используется во многих странах (Австрии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швейцарии и других странах) как единственная или как составная часть смешанной избирательной системы (наряду с другой частью – мажоритарной избирательной системой).

Пропорциональную избирательную систему характеризуют два главных признака: в бюллетене содержатся, как правило, не фамилии кандидатов, а названия партий, и избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию, блок партий (их список кандидатов); места между партиями распределяются в соответствии с избирательной квотой (эти вычисления делает избирательная комиссия округа или центральная избирательная комиссия в общегосударственном округе).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному в зависимости от способа, предусматриваемого избирательной законом данной страны. Самый простой способ вычисления квоты – определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу Т. Хэра (применяется в Нидерландах, России, Румынии, Эстонии и других странах). При использовании этого метода общее количество поданных по много-мандатному округу голосов делится на количество депутатских мест по данному округу (делят количество голосов, полученных партиями, прошедшими заградительный барьер). В некоторых странах (Греции, Люксембурге) применяется способ вычисления искусственной квоты: к делителю (количеству мандатов) прибавляют единицу или две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается (метод Э. Хагенбах-Бишоффа).

Наряду с вычислением квоты для распределения мандатов, используют и другие способы, в частности метод делителей (метод наибольшей средней). Среди этих методов наиболее распространён метод В. д’Ондта (Болгария, Испания, Польша и другие) – при вычислении квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел (делителей) начиная с единицы (обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 – для округа).

При использовании пропорциональной избирательной системы избиратель, как предполагается, голосует не за отдельную личность, а за программу партии (избирательного блока, объединения). При этом юридически он в равной мере голосует за весь список партии, за всех её кандидатов, а сколько человек и кто будет избран от данной партии, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов. Поэтому при голосовании за партию все кандидаты её списка получают равное количество голосов избирателей, но на всех мандатов не хватает. Вопрос о распределении мандатов среди кандидатов от одной партии решается в избирательном законодательстве по-разному. В одних странах существует принцип очерёдности – мандаты получают кандидаты, стоящие в партийном списке впереди, в некоторых странах разрешается преференциальный вотумер.

Идеальных избирательных систем нет, использование пропорциональной избирательной системы тоже несовершенно (расчёт квоты недостаточно точен). Кроме того, возможны искажения системы из-за правил, установленных законом. Например, если при подсчёте голосов разрешается соединять голоса разных партий, заявивших о своём союзе (соединение списков); если используется панашаж (французский panachage – пестрота) – голосование за кандидатов из разных списков; если законом устанавливается заградительный барьер (пункт), при котором партии, не получившие определённого количества голосов избирателей (2% в Дании, 3 – в Испании, 4 – в Болгарии, 5 – в Германии и России, 10% – в Турции), не допускаются к распределению мандатов, хотя бы они были им положены в соответствии с квотой, и эти места переходят к более крупным партиям.

Читайте также:
Пожарная безопасность: что это такое, описание и особенности

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Впервые пропорциональная избирательная система была применена на выборах в Бельгии в 1899 году.

Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году – 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.

Голоса, отданные за партии, не прошедшие процентный барьер, пропорционально перераспределяются между прошедшими партиями.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

Разновидности пропорциональной избирательной системы

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы

– по закрытым партийным спискам и

– по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список – когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Достоинства пропорциональной избирательной системы

  1. Достоинством пропорциональной избирательной системы, в отличие от мажоритарной избирательной системы, считается то, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер. Поэтому самым справедливым применением пропорциональной системы считаются выборы в Израиле.
  2. Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При этом такая возможность не теряется у меньшинства.
  3. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
  4. В тех странах, где применяются открытые списки, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  5. Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

  1. Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.
  2. В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей.
  3. При закрытых партийных списках также используется «технология паровоза» – когда в начале списка присутствуют популярные в народе личности (например, теле- и кинозвезды), которые потом отказываются от мандатов в пользу неизвестных членов партии.
  4. Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии.
  5. Недостатком является высокий процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.
  6. При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.
  7. Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40–60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и/или необходимости реформ.
Читайте также:
Президентская республика: что это такое, описание и особенности

Пропорциональная избирательная система

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Основные понятия

Выборы — это тип политического участия граждан в управлении делами государства. Выборами называют процедуру, при которой формируется государственный орган или наделяется полномочиями должностное лицо. Процедура реализуется через голосование, при этом принять участие могут лишь те, кто обладает избирательным правом.

Избирательная система — политический институт, который связан с организацией выборов политических деятелей. Выборы проходят и определяются результатами голосования и распределением мандатов между партиями. Другими словами, избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства.

Избирательная система состоит из двух компонентов:

Избирательное право — это принципы и условия, при которых граждане могут участвовать в формировании выборных органов.

Избирательное право может быть двух видов: активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным).

Избирательное право можно ограничить цензами — возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.

Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Этапы избирательного процесса:

Организовать избирательные округа.

Создать избирательные комиссии.

Зарегистрировать избирателей в установленном законом порядке, составить список избирателей.

Подвести итоги голосования.

Установить результаты и распределить места в выборных органах по итогам голосования.

Выделяют два типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. В этой статье поговорим о пропорциональной.

Определение пропорциональной избирательной системы

Пропорциональная избирательная система — это такая разновидность избирательной системы, при которой результаты голосования определяются по принципу распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Голосование проходит по партийным спискам.

В такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов.

При пропорциональной системе выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию.

Признаки пропорциональной избирательной системы:

партии получают количество мест пропорционально набранному проценту голосов (25% — одна четвертая часть мест и так далее);

определяется процентный барьер, который необходимо перейти, чтобы попасть в парламент;

голоса за партии, не прошедшие барьер, делятся поровну между победившими партиями.

Пропорциональная избирательная система зародилась в XIX веке и впервые была официально принята в Бельгии в 1899 году.

В России пропорциональную избирательную систему применяют на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы.

Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию в онлайн-школу Skysmart!

Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы

Преимущества пропорциональной избирательной системы, которые отличают ее от мажоритарной:

система позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;

возможность пройти в парламент партиям, в том числе средним и мелким, которые отражают интересы населения, что повышает доверие к политической системе;

позволяет исключить разделение состава парламента, а также не допустить в него радикальных личностей;

в результате образуется множество партий, которые представляют различные слои населения;

низкая вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые могут использовать нелегальные способы прийти к победе на выборах.

При этом у пропорциональной избирательной системы есть и недостатки:

гражданин выбирает не конкретную личность, а кандидата из списка, где все могут быть ему неизвестны;

не так очевидна ответственность победивших перед избирателями;

система распределения голосов часто непонятна плохо информированным избирателям.

Вопросы для самопроверки

Какие виды избирательного права вы знаете? У всех ли граждан есть избирательное право? Чем можно ограничить избирательное право?

С чего начинается избирательный процесс?

Что такое избирательная система? Какие виды избирательных систем вы знаете?

Почему пропорциональная система выборов так называется?

Определите, какие из перечисленных признаков характеризуют пропорциональную систему:

прямая ответственность победивших на выборах перед избирателями;

широкий спектр политических партий, в том числе средних и мелких;

избранным считается кандидат, который получил большинство голосов;

каждая политическая партия получает число мест пропорционально числу голосов за нее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: