Провокация взятки: что это такое, описание и особенности

Адвокат по ст. 304 УК РФ Провокация взятки либо коммерческого подкупа

Одним из особенных преступлений против правосудия является провокация взятки. Под провокацией взятки или коммерческого подкупа уголовный закон подразумевает попытку передачи должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих организациях, без его согласия денег, ценностей, имущества или оказания ему услуг имущественного характера, в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Статья 304 УК РФ содержит всего один простой состав, диспозиция которого указана выше. Провокация взятки является преступлением средней тяжести и предусматривает максимальное наказание в виде пяти лет лишения свободы.

С правовой точки зрения под провокацией взятки или коммерческого подкупа следует понимать намеренное создание провокатором ситуации, подталкивающей или вынуждающей потерпевшего совершить выгодные для провокатора действия – получить взятку. Основная цель провокатора создать видимость получения должностным лицом или коммерческим служащим взятки, таким образом искусственно создав доказательства совершения преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ Получение взятки, либо ст. 204 УК РФ Коммерческий подкуп. Взятка может быть оставлена в кабинете потерпевшего, передана родственникам, переведена на счет, главное условие для образования состава ст. 304 УК РФ, это должно быть сделано без ведома и согласия взяткополучателя.

Поскольку ст. 304 УК РФ Провокация взятки тесно связана со ст. 290 УК РФ Получение взятки и ст. 204 УК РФ Коммерческий подкуп, на первоначальном этапе после самого события передачи (оставления) денег, ценностей, возникает неоднозначная правовая ситуация – кто из участников событий совершил преступление, а кто потерпевший, что совершено, получение взятки, коммерческий подкуп, или взятка была спровоцирована. Если взятка произведена под оперативным сопровождением, то доказать провокацию и добиться прекращения дела по получению взятки или коммерческого подкупа может удастся только на этапе следствия, поскольку оперативные мероприятия готовятся заранее, следователю поступает уже сформированный материал содержащий определенные признаки, а сроки принятия процессуального решения да и руководство часто поджимают, дают команду на возбуждение дела.

Если в отношении Вас спровоцировали взятку

Если в отношении Вас спровоцировали взятку, вероятнее всего Вы сами находитесь под уголовным преследованием по ст. 290 УК РФ или ст. 204 УК РФ, или его угрозой. Можем посоветовать Вам не терять самообладание и не впадать в отчаяние, найти адвоката и продолжать бороться за свое доброе имя и свободу. Наилучшее руководство к действию Вам на таком этапе может дать только опытный адвокат и никто другой, ни друзья, ни родственники. Поэтому, возьмите телефон и наберите номер адвоката.

Если Вам грозит ответственность за провокацию взятки — защита по ст. 304 УК РФ

Защита по провокации взятки может использовать факты предшествующего взятке вымогательства денег или ценностей потерпевшим, требования их передачи за определенные действия. Адвокат по провокации взятке изучит все обстоятельства дела и определить наилучшую линию защиты, все конечно же зависит от множества обстоятельств. Обвинение по ст. 304 УК РФ нередко проистекает из уголовных дел в отношении взяточников, дел которые расследовались длительное время и попытки прекращения и освобождения фигуранта от уголовной ответственности по тем или иным причинам не удавались. И остался только один вариант – раз не было взятки, значит была провокация. В таком случае, под жернова правосудия попадают его недавние верные слуги, которые приносятся в жертву. Обычно этот процесс не столь скоротечен, и если есть какие-либо предпосылки, что ситуация может повернуться таким образом, рекомендуем Вам заранее обзавестись надежным адвокатом и начать предпринимать активные действия. Позвоните адвокату заранее, обеспечьте себя защитой заблаговременно, чтобы не было слишком поздно.

Стоимость услуг адвоката по ст. 304 УК РФ Провокация взятки

Стоимость услуг адвоката по ст. 304 УК РФ Провокация взятки всегда определяется индивидуально и только после ознакомления специалиста с обстоятельствами дела. Цена адвокатской помощи по уголовному делу зависит от конкретных обстоятельств, позиции подзащитного и объема защиты (количества работы по делу). В разделе «Гонорар» нашего сайта содержится информация об ориентировочной стоимости услуг адвоката по уголовным делам, которая применима и к данной категории дел. Но, обращаем внимание, что цена ведения конкретно Вашего дела может быть как большей, так и меньшей, это возможно определить только после личной встречи со специалистом.

Должны Вас предостеречь от экономии на услугах адвоката, это совершенно неприемлемо, поскольку профессиональная работа не может стоить дешево, а знание специфики определенной категории дел играет немаловажную роль при защите. Звоните и приходите, наши адвокаты являются высококвалифицированными специалистами, имеющими большой опыт.

Вам также может быть интересно:

Другие услуги уголовного адвоката:

Взятка и ее последствия

ВЗЯТКА И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?

○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.
Читайте также:
Общие нормы: что это такое, описание и особенности

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

○ Дача взятки: статья УК РФ.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Ответственность и наказание за дачу взятки.

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.


Как избежать ответственности?

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

– Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

– Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

– Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

○ Получение взятки.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Ответственность за получение взятки и ее дифференциация в зависимости от особенностей и размера «мзды» наглядно изображена в таблице ниже:

○ Какая ответственность грозит за пособничество в получении и даче взятки?

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

○ Провокация взятки.

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Читайте также:
Разрытие могил: что это такое, описание и особенности

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

○ Как отличить взятку от коммерческого подкупа?

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

○ Что делать при вымогательстве взятки?

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».


Как же быть в случаях, когда у вас явно вымогают взятку?

1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!

2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:

– В отношении сотрудников полиции – в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.

– В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.

– В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.

3. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

○ Что делать при обвинении в даче взятки?

Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката – с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.

Когда же, на ваш взгляд, имело место вымогательство взятки со стороны чиновника, необходимо доказать это любой ценой – свидетельскими показаниями, аудио- видеозаписями, показаниями и объяснениями.

Помните, что обвинение в даче взятки может быть предъявлено лишь правоохранительными органами согласно компетенции. Голословные утверждения, например оппонента по спору в суде, о том, что вы давали кому-то взятку, ничтожны и могут быть наказаны по статье «Клевета».

○ Что делать если обвиняют в получении (вымогательстве) взятки?

Риск стать обвиняемым в получении взятки есть у любого должностного лица. Даже если вы работаете честно, не допускаете злоупотреблений и чтите закон – в один неприятный момент к вам могут зайти в кабинет и одеть наручники люди в форме.

Что же делать, если вас ошибочно обвиняют в получении взятки, например – подбросив деньги в документы или кабинет?

1. Наймите квалифицированного юриста, специализирующегося по коррупционным преступлениям. С ним защищаться будет проще.

2. Если факта получения взятки по вашей воле не было, доказывайте факт провокации взятки со стороны взяткодателя. Это касается случаев, когда деньги были подброшены в документы, в кабинет, в ящик стола или в карман. Их могут положить в коробку конфет, которая взяткой не является, но которую вы, вполне возможно, охотно приняли в качестве благодарности.

3. Используйте все возможные способы защиты:

– Записи с камер наблюдения по месту работы.

– Показания коллег, которые слышали ваш разговор.

– Показания знакомых взяткодателя – говорил ли он им о взятке, жаловался ли на вымогательство.

Читайте также:
Побитие камнями: что это такое, описание и особенности

– Документы, подтверждающие законность ваших действий в отношении взяткодателя – решения об отказе, инструкции, регламенты и т.д.

4. Если прямых доказательств – аудиозаписи или результатов оперативного эксперимента нет, обжалуйте возбуждение уголовного дела в суде – сам факт наличия подброшенных денег ни о чем не говорит.

В ситуации, когда взятка все же была вами получена и требования взяткодателя исполнены, лучше всего признать вину в пределах реально совершенного деяния. Адвокату и вам предстоит постараться добиться максимального смягчения наказания, особо заострив внимание на таких смягчающих обстоятельствах, как тяжелое материальное или семейное положение; тяжелая жизненная ситуация и т.д.

Провокация | ЕСПЧ | Практика ЕСПЧ по провокации

Провокация, как основание для жалобы в ЕСПЧ

Основная часть латентных (скрыто протекающих) преступлений выявляется в России в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). В первую очередь речь идет о взятках и обороте наркотиков. Эти преступления обычно фиксируются в ходе оперативного эксперимента и проверочной закупки – разрешенных законом ОРМ, а, по сути, являющих провокацией получения взятки или сбыта запрещенных веществ. Доводы виновных лиц в такой ситуации выглядят предельно просто и понятно: не было бы провокации – не было бы преступления. Но российское законодательство такой аргумент как «провокация» принимает с неохотой. Единственное, что снижает пределы ответственности – квалификация содеянного как покушения на соответствующее преступление, за счет чего возможное наказание ограничивается ¾ максимального срока или размера за оконченное преступление.

Провокация преступления в контексте нарушения прав человека и гражданина

Проблема – далеко не только в провокации преступлений как некого явления:

  1. Материалы ОРМ ложатся в основу обвинения и, как правило, являются ключевым доказательством. Таким образом, провокационные действия не только побуждают к преступлению, но и позволяют его фиксировать и документировать. Обвиняемым и подсудимым нечего этому противопоставить.
  2. В России, в отличие от некоторых европейских стран, нет законодательного деления провокации на «правомерную» и «неправомерную». Это освобождает следствие и суд от постановки и изучения этого вопроса в рамках уголовного дела, а материалы ОРМ не ставятся под сомнение из-за возможной провокации. Уголовно-наказуемая провокация взятки (ст. 304 УК РФ) – не в счёт. Это лишь частный случай, который в масштабе всех возможных ОРМ и спровоцированных преступлений не играет существенной роли.
  3. Органы следствия и суды достаточно лояльно относятся к провокации преступлений, допущенной в ходе ОРМ, а иногда и вовсе закрывают глаза на некоторые нарушения. В результате публичные интересы (борьбы с преступностью) ставятся превыше прав и интересов человека – граждан, которые пострадали от провокации, будучи привлеченными к уголовной ответственности.

Позиция ЕСПЧ

Практика ЕСПЧ по рассмотрению жалоб, прямо или косвенно связанных с провокацией преступления, имеет богатую историю, а главное – достаточно четко сформировавшуюся позицию Европейского суда по этому поводу.

«…В случаях, когда государственные агенты выходят за рамки проведения обычного пассивного расследования преступной деятельности, оказывая на подозреваемого влияние таким образом, что побуждают его к совершению преступления, которое бы он не совершил при иных обстоятельствах, с целью получения доказательства и привлечения к уголовной ответственности» (Раманаускас против Литвы). Все подобные доказательства должны быть исключены. Защита от провокации должна носить безоговорочный характер, поскольку даже общественный интерес в борьбе с организованной преступностью, торговлей наркотиками или коррупцией не может служить оправданием судебному приговору, вынесенному на основании подобного доказательства. (Тейшейра де Кастро против Португалии).

Выделим ключевые аспекты позиции ЕСПЧ по провокации преступлений:

  1. Рассматривая жалобы, Европейский суд опирается только на положения Конвенции, и как трактует провокацию преступления национальное законодательство – неважно.
  2. Проведение ОРМ, как действия государственных органов и, соответственно, государства в отношении человека и гражданина, подпадают под объект рассмотрения ЕСПЧ, а значит, провокация преступления может быть предметом жалобы. При этом не имеет значения, о каком преступлении идет речь и какое ОРМ проводится.
  3. Основное нарушение при провокации преступления – нарушение ст.6 Конвенции, закрепляющей право на справедливое судебное разбирательство, в том числе при сборе, анализе и оценки доказательств. Вместе с тем, ОРМ и провокация могут порождать и другие нарушения прав человека, охраняемые Конвенцией, что легко проследить из практики Суда. Нарушение таких прав также может быть предметом жалобы.
  4. Провокация – процессуальный дефект, в силу которого справедливое правосудие невозможно. Провокация считается допустимой, если не приводит к назначению уголовного наказания. Результаты ОРМ могут служить основанием как для возбуждения дела, так и для проведения расследования, но одних материалов ОРМ недостаточно для вынесения обвинительного приговора. При этом роль ключевых доказательств должны иметь другие материалы дела – полученные в ходе следствия и судебного разбирательства, но никак не результаты ОРМ или производные от них.
  5. Важный (но не ключевой) критерий оценки провокации – законность ОРМ с точки зрения национального законодательства и наличие у участника ОРМ («агента») законного права на симулирование преступления. Более серьезное значение имеет оценка влияния действий сотрудников и «агента» на желание объекта проведения ОРМ совершить преступление. Когда возникло желание совершить преступление – до или после начала ОРМ? Были ли объектом ОРМ совершены какие-то не спровоцированные сотрудниками или «агентом» активные действия, связанные с преступлением? Ключевое значение имеет оценка преступного поведения «спровоцированного лица» до ОРМ и по ходу его проведения. Категоричная в этом плане позиция ЕСПЧ – провокация активного характера запрещена.
  6. Не будь провокации, не было бы совершено преступления – обстоятельство, исключающие уголовное наказание. (Кстати, именно этот принцип, среди прочего, находит отражение в практике привлечения к уголовной ответственности за провокацию взятки по ст. 304 УК РФ. Но, к сожалению, на провокацию других преступлений в РФ не распространяется. Он же, правда, однобоко, отражается в квалификации спровоцированных в ходе ОРМ преступлений как неоконченных – как покушений).
  7. Публичные интересы, в частности, интересы борьбы с преступностью, не могут служить основанием для провокации преступления и для использования результатов провокационного ОРМ в качестве доказательства. Европейский суд исходит из того, что если национальное законодательство допускает применение в качестве доказательств результатов ОРМ, полученных при провокации преступления, то такое допущение изначально противоречит принципу справедливого судебного разбирательства, закрепленному в ст. 6 Конвенции.
Читайте также:
Радиационный фон: что это такое, описание и особенности

Есть и другие аспекты, характеризующие позицию ЕСПЧ по провокациям. Но они, преимущественно, отражают индивидуальные особенности конкретных дел, в рамках которых подавались жалобы.

Критерии проверки провокации, выработанные практикой ЕСПЧ

  1. осуществлялся ли должный контроль за ходом особых мероприятий, проводимых тайными агентами, в особенности судьей;
  2. имелись ли у правоохранительных органов соответствующие основания для того, чтобы начать расследование, такие как наличие особого, определенного заранее, а не случайного подозреваемого
  3. принимал ли участие подозреваемый в преступной деятельности до вмешательства властей;
  4. сохраняли ли власти «необходимую пассивность» в ходе расследования, которое может быть начато при отсутствии ненадлежащих методов оказания давления, таких как явное подстрекательство, обращение к человеческим инстинктам (побуждения, явно направленные на вынесение более сурового приговора);
  5. в случае, когда власти использовали частного информатора в качестве агента в ходе проведения расследования, предполагали ли они привлечение к ответственности данных лиц в отношении действий, совершенных ими ранее;
  6. заявитель должен иметь право, согласно внутреннему законодательству, поднять вопрос о провокации в ходе судебного разбирательства по его делу, посредством заявления возражения, заявления о фактах, опровергающих обвинение, или как-либо иначе; далее обязанность оспаривать данные заявления переходит к стороне обвинения, чтобы доказать, что факт провокации «полностью исключается.

Если уголовное дело всецело построено на результатах ОРМ – это как минимум повод задуматься о подаче жалобы в ЕСПЧ. Практика Европейского суда исходит из презумпции неправомерности любой провокации преступления со стороны сотрудников правоохранительных органов, пока государством-ответчиком не доказано иное. При этом абсолютно неважно – о каком преступлении идет речь (наркотики, взятки, убийство и т.д.), какое ОРМ и какой спецслужбой проводится. Большая практика ЕСПЧ по делам о провокациях преступлений позволяет рассчитывать на успешное рассмотрение жалобы. Более точно это можно оценить после изучения обстоятельств дела.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

5 признаков провокации взятки или коммерческого подкупа

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях”, «Ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ) наступает лишь в случае, когда попытка передачи денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера осуществлялась в целях искусственного формирования доказательств совершения преступления или шантажа и должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку либо предмет коммерческого подкупа, или отказалось их принять».

От провокации взятки закон отграничивает «подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов», которые «совершаются в нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено».

Исходя из сказанного в законе, признаки провокации или подстрекательства представляют собой отрицательные ответы на вопрос: «Было бы действие совершено, если бы Ф.И.О. не делал вот так?».

Обобщая наш экспертный опыт, приведем 5 коммуникативных признаков провокации взятки, которые говорят как минимум о необходимости консультации эксперта по этому вопросу:

1. Проявление и поддержание инициативы в общении: «провокатор» и «подстрекатель» сам инициирует первую встречу либо инициативно выступает за последующие: «Телефон мой знаете, если будут какие-то проблемы, вопросы, обращайтесь». Очевидно, что при категоричном отказе даже самому настойчивому взяткодателю останется только кинуть чемодан с деньгами в форточку контрагента либо, если речь о взяткополучателе, вырвать деньги из его дрожащих рук (но это будет уже совсем другая история…).

2. Инициирование встреч в неофициальной обстановке – где угодно, только не в рабочем кабинете «провокатора»: в кафе, в личном автомобиле, дома и т.п. Одновременно «провокатор», как правило, пытается расслабить собеседника – переходит на «ты», выражает симпатию, сочувствие: «Вадим Петрович, если бы вы мне были как-то не нравились, меня бы здесь не было. Я вообще довольно внимательно слежу, как вы бизнес ведете, как с партнерами общаетесь, и мне это все глубоко симпатично. Я бы с вами, знаете, даже хотел бы водки выпить».
Такие отступления от официально-делового регламента призваны убедить контрагента, что человек готов «порешать вопросы» неофициальным, незаконным путем.

3. Преувеличение масштаба проблемы контрагента таким образом, что при первоначальном отсутствии намерения что-либо передать и даже предложить последний приходит к мысли о том, что это без этого не обойтись. Приведем пример:
«Вадим Петрович, вы не осознаете масштаба ситуации. Если вот так сидеть сложа руки и ждать с моря погоды, авось суд рассудит, можно такого дождаться. У оппонентов ваших связи большие и руки длинные. Вы не только это дело проиграете, сами гол как сокол останетесь, вы и жену свою подставите, и сына. Потому что там такие факты откроются, что только нужным структурам команду «фас» скажи, и все поедут лес пилить. И у них выход на такие структуры есть».
Подобное нагнетание инициируется, как правило, до попыток слушающего что-либо предложить.

4. «Скажи ты». «Провокатор» внимательно и практически молча слушает, а затем задает массу уточняющих вопросов, не говоря ни «да», ни «нет»:
Я понял вас, и что вы хотите?
Каким образом, по вашему представлению, я должен это сделать?
Скажите конкретно, что вы от меня хотите?
Вы понимаете, что с моей стороны это будут не вполне законные действия?
Какие варианты вы предлагаете? Я готов вас выслушать, но сам предлагать ничего, конечно же, не могу.
Подобные вопросы и высказывания должны быть проанализированы в целостном контексте разговора, поскольку в ряде случаев оправданы ситуацией: собеседник мямлит, ходит вокруг да около и не позволяет понять, что же ему все-таки нужно. В такой ситуации со стороны делового человека, ценящего свое время, закономерно прямо спросить «Чё надо?».

Читайте также:
Разделительный баланс: что это такое, описание и особенности

5. Наведение тумана и неискренность в общении.
Немногие обладают сильной проницательностью и способны по ходу общения понять, что собеседник с ними неискренен, и скорректировать свои действия. Большинство понимает, что их подставили, уже после случившегося. Для того, чтобы доказать умысел «провокатора», нужно проанализировать не только речь, но и неречевые особенности.
А. К речевым признакам неискренности можно отнести обилие клише, малозначащих фраз, уход от ответа на вопросы. Как правило, все эти тактики позволяют обнаружить, что ситуация передачи денег составляет для говорящего так называемую проблемную информационную зону. Он одновременно и не должен об этом говорить (потому что понимает незаконный характер происходящего) и должен это сделать (например, ставя перед собой задачу «раскрутить» собеседника на предложение).
Б. Основным неречевым признаком неискренности является факт сотрудничества «провокатора» с правоохранительными органами. В результате человек приходит на встречу со специальным техническим оснащением (средствами аудио- или видеофиксации) и, как правило, подготовленным и настроенным на определенный ход беседы. Опытный эксперт-лингвист без труда узнает «заряженного», даже если по звуку не вполне понятно, где находится устройство записи.

Отметив эти и подобные признаки в ситуации общения по поводу взятки или коммерческого подкупа, можно всерьез задуматься об их провокации. А убедиться в обоснованности подозрений поможет консультация с экспертом-лингвистом. В ходе предварительной оценки содержания разговоров и ситуации общения эксперты помогут сформулировать правильные для конкретной ситуации вопросы и предложить соответствующее исследование или экспертизу: психологическую, лингвистическую, фоноскопическую или (скорее всего) комплексную.

Провозная плата за перевозку грузов

Статья 790 ГК РФ. Провозная плата

Текущая редакция ст. 790 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией* за счет средств соответствующего бюджета. * Текст соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

Комментарий к статье 790 ГК РФ

1. Плата за перевозки, по общему правилу, определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, 24 УАТиНГЭТ). Плата за перевозку вносится до приема груза к перевозке. Однако по соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом. За груз, утраченный при его перевозке, плата (фрахт) не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. Провозная плата за не пройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза.

2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.

Приморской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.

В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Тарифы на перевозку грузов на железнодорожным транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Читайте также:
Оптовая ярмарка: что это такое, описание и особенности

4. Правило п.4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к правилу ст. 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.

5. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

6. Применимое законодательство:
— ВзК РФ;
— КВВТ РФ;
— КТМ РФ;
— УАТиНГЭТ;
— УЖТ РФ.

7. Судебная практика:
— постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;
— решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;
— решение ВС РФ от 14.06.2013 N АКПИ13-485;
— постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;
— постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 2508/11 по делу N А40-134843/09-56-768;
— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81;
— решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.

Консультации и комментарии юристов по ст 790 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 790 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

5. Провозная плата.

За перевозку груза отправитель обязан уп-латить провозную плату (на морском транспорте — фрахт), которая

согласно п. 1 ст. 790 ГК устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

В соот-ветствии с п. 2 ст. 790 ГК плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов.

Тарифы на перевозки, осуществляемые субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте, регулируются государ-ством. Это положение вытекает, в частности, из ст. 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». УЖТ отсылает стороны договора перевозки к специальным сборни-кам (тарифным руководствам), в которых публикуются утвержден-ные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта (подробнее см. § 2 настоящей главы).

На других видах транспорта размер провозной платы, как прави-ло, определяется соглашением сторон. При этом перевозчики само-стоятельно устанавливают тарифные ставки исходя из себестоимо-сти перевозок. Правилами перевозок определяется порядок приме-нения и построения тарифов.

По общему правилу плата за перевозку грузов взимается за крат-чайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки, незави-симо от фактического расстояния (если оно увеличивается по при-чинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры). Однако плата, например, за железнодорожные перевозки негабарит-ных грузов определяется за фактически пройденное расстояние.

Провозные платежи не ограничиваются уплатой тарифа; они включают различного рода сборы за дополнительные услуги пере-возчика (выполнение погрузочно-разгрузочных работ, взвешивание груза, его переадресовку, специализированную охрану, сопровожде-ние и др.). При сдаче груза к перевозке отправитель вправе объявить его ценность с уплатой соответствующего сбора, ставка которого зависит от заявленной суммы. В ходе перевозки могут начисляться штрафы за простои по вине отправителя или вызванные неправиль-ным оформлением им перевозочных документов.

Перевозка грузов в кредит не осуществляется. При несвоевре-менном внесении платы отправление груза может быть задержано. Получатель в пункте назначения оплачивает дополнительные расхо-ды, возникшие в ходе перевозки. Однако по соглашению с перевозчи-ком на отдельных видах транспорта, в частности морском (ст. 163 КТМ), с соблюдением определенных условий допускается перевод всех платежей на получателя груза. В силу общих норм гражданского

Как сдать билет Аэрофлота эконом класса

У отечественных путешественников самой большой популярностью, безусловно, пользуется компания «Аэрофлот». Этот авиаперевозчик создает максимально комфортные условия для передвижения своих клиентов в любую точку земного шара. Еще одной причиной, почему большая часть жителей нашей страны выбирают «Аэрофлот» – это доступная стоимость билетов и разнообразие полетных маршрутов. Однако все мы прекрасно понимаем, что иногда возникают обстоятельства, в связи с которыми человек не может отправиться в запланированное путешествие. Особенно если учитывать тот факт, что билеты чаще всего приобретаются заранее (за 2-3 месяца до рейса).

Опытные путешественники знают, что заблаговременная покупка билетов – гарантия экономии финансов.

Поэтому многих клиентов «Аэрофлота» весьма волнует вопрос, как осуществляется возврат билетов Аэрофлот эконом класса, и насколько эта процедура является трудоемкой. Процедура возврата авиабилетов обычно осуществляется на менее выгодных условиях по сравнению с другими видами транспорта.

Самолет самой популярной российской авиакомпании

Как выбор тарифа отражается на возврате билета

Компания «Аэрофлот» осуществляет классификацию билетов в соответствии со своим тарифным планом. От того, какому тарифу пассажир отдаст предпочтение, зависит, прежде всего, стоимость перелета. Но немаловажно знать, что каждый тариф имеет свои правила применения, которые оказывают влияние на то, на каких условиях пассажир сможет сдать билет Аэрофлот при возникновении такой необходимости.

Компания может похвастаться наличием развернутой сеткой авиабилетов. Также клиенты должны учитывать, что в билетах типа «туда-обратно», бронирование мест может производиться с применением разных тарифов в каждую из сторон перелета.

Действующие тарифы делятся на несколько уровней (классов) бронирования:

  1. Билеты бизнес-класса делятся на «премиум» и «оптимум».
  2. Билеты «премиум-комфорт».
  3. Билеты экономического класса подразделяются на «премиум», «оптимум», «бюджет» и «промо».
Читайте также:
Полное товарищество: что это такое, описание и особенности

Правило, которое следует запомнить любому путешественнику: чем ниже тариф, тем меньше его стоимость и тем более жесткие ограничения он имеет на использование и возвратные процедуры.

На билеты типа «туда-обратно», купленные с применением разных тарифов, действуют условия возврата, использующиеся для более дешевого тарифного плана. Иными словами, процедура будет проводиться по наиболее строгим правилам.

Тарифные планы разделяют авиабилеты на две большие группы – возвратные и невозвратные.

Разновидности возврата приобретенных авиабилетов

Сейчас принято выделять два вида возврата:

  • вынужденный;
  • добровольный.

Возврат билетов — достаточно простая процедура

Первый тип возврата осуществляется в тех случаях, когда клиент попадает в непредвиденную ситуацию, заставившую его полностью поменять свои планы. Иными словами, это независящие от человека обстоятельства, требующие от него вынужденной реакции. К таким обстоятельствам компания «Аэрофлот» относит:

  • задержку, перенос или полную отмену рейса;
  • внесение изменений в маршрут перелета авиакомпанией;
  • смерть или серьезную болезнь пассажира или кого-то из числа его близких родственников;
  • отсутствие кресел или других удобств, заявленных в проездном документе;
  • замену тарифа перелета;
  • необеспечение стыковки рейса в конкретном пункте назначения, если такая информация была указана в билете;
  • полную отмену заявленной перевозчиком пересадки.

Вышеперечисленные ситуации приводят к тому, что возврат эконом билета Аэрофлот происходит без применения штрафных санкций, и пассажиру возвращается его полная стоимость.

Второй тип возврата предполагает, что пассажир без каких-либо веских причин принял решение об отказе от перелета или захотел внести изменения в текущие условия бронирования. При таком раскладе избежать штрафных санкций уже не получится. Разумеется, каждая компания имеет свои штрафные санкции за добровольный возврат авиабилетов. Что касается «Аэрофлота», то самые жесткие условия компания применяет в отношении дешевых чартерных рейсов. Штрафы на билеты, купленные по минимальной себестоимости, могут достигать до 80%.

Штрафные санкции неприменимы к авиабилетам, приобретенным по полному (годовому) тарифу. Например, к брендовой группе билетов «Премиум-эконом».

В конце 2014 года Воздушным кодексом РФ было введено такое понятие, как «невозвратный тариф». Некоторое время спустя у «Аэрофлота» также появились авиабилеты, попадающие под эту категорию. Главным их преимуществом является привлекательная цена. Но такие билеты не подлежат обмену и возврату, а также у пассажира нет права на возвращение их стоимости.

Особенности возврата билетов экономического класса в «Аэрофлоте»

Для начала следует отметить, какие билеты класса «эконом» являются невозвратными. Сюда входят билеты брендовых групп «бюджет-эконом» и «промо-эконом». Если пассажир примет решение о возврате такого билета, то он сможет получить только таксы и уплаченные сборы. Классы этих билетов имеют буквенные обозначения Q, T, E, N, R.

А вот вернуть билет Аэрофлота брендовой группы «Оптимум-эконом» (M, U, K, H, L) можно только с учетом применения штрафных санкций. При этом на условия возврата оказывает влияние такие факторы, как маршрут перелета и дата сдачи.

Правила возврата авиабилетов при внутренних перевозках класса «Оптимум-эконом»

Пассажиру потребуется уплатить штраф в размере 1 500 руб., если его рейс осуществлялся между пунктами, находящимися в европейской части нашего государства. 2 500 руб. уплачивается, если рейс осуществлял перелет между пунктами европейской и азиатской частей РФ, или если перевозка должна была произойти только в ее азиатской части.

Иногда запланированные поездки отменяются

Правила возврата авиабилетов при международных перевозках класса «Оптимум-эконом»

Если перевозка должна была осуществляться между пунктами Российской Федерации, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Европы, Ближнего и Среднего Востока, то размер штрафа составит 50 EUR или 50 USD. Пассажир должен будет уплатить штраф в размер 100 EUR или 100 USD в случае всех других перевозок, за исключением, если рейс должен был произойти от Японских пунктов. При осуществлении перевозок от пунктов Японии размер штрафа составляет 15 000 JPY.

Правила возврата авиабилетов в зависимости от даты сдачи

Отказ от перелета за 24 часа до рейса обернется для пассажира штрафом в 35 EUR. А вот если возврат производится менее, чем за сутки, то путешественник должен будет уплатить сумму, равняющуюся 25% от общей стоимости приобретенного авиабилета.

Дополнительные нюансы при осуществлении возврата авиабилетов

Добровольный возврат авиабилета, который был куплен через представительство авиакомпании, может быть произведен только при наличии следующих документов:

  • заявление на возвратную процедуру;
  • копия документа, по которому производилось оформление авиабилета;
  • маршрутная квитанция, содержащая отметку об аннуляции брони.

Также пассажиры должны помнить, что возврат билета с помощью официального сайта доступен только тем клиентам, которые не вносили в бронирование какие-либо изменения с момента приобретения. Информацию о сумме возврата и удержанных средствах можно увидеть после перехода в соответствующий раздел. Интернет-возврат производится с учетом тарификации в любой валюте. Онлайн-возврат не совершается в отношении оплаченных услуг и неиспользованных такс.

Сумма денежных средств за возврат частично использованных авиабилетов рассчитывается с учетом разницы между примененным тарифом и тарифом по уже проделанному маршруту. Стоит учитывать, что помимо этого удерживается еще и плата, установленная правилами примененного тарифного плана.

Условия возврата билетов Аэрофлот достаточно прозрачны. Чтобы эта процедура не внушала страх, следует заблаговременно изучить всю информацию, связанную с покупкой авиабилетов на официальном сайте компании.

Статья 790 ГК РФ. Провозная плата (действующая редакция)

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Читайте также:
Оперативная обстановка: что это такое, описание и особенности

Комментарий к ст. 790 ГК РФ

1. Плата за перевозки по общему правилу определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования – на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, ст. 24 УАТиНГЭТ). Плата за перевозку вносится до приема груза к перевозке. Однако по соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом. За груз, утраченный при его перевозке, плата (фрахт) не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. Провозная плата за непройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза.

2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.

При морской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.

В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Тарифы на перевозку грузов на железнодорожном транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Правило п. 4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к правилу ст. 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.

5. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

6. Применимое законодательство:

7. Судебная практика:

– Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;

– решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;

– решение ВС РФ от 14.06.2013 N АКПИ13-485;

– Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;

– Постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 2508/11 по делу N А40-134843/09-56-768;

– информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81;

– решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.

Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Читайте также:
Муниципальная милиция: что это такое, описание и особенности

Комментарий к Ст. 790 ГК РФ

1. Все договоры перевозки являются возмездными. Обязанность вносить провозную плату является одной из основных обязанностей пассажира и грузоотправителя (иногда — грузополучателя). В п. 1 комментируемой статьи декларируется установление платы по соглашению сторон в качестве общего принципа. Ограничением этого права служит государственное регулирование цен, осуществляемое в предусмотренных законом случаях (п. 1 ст. 424 ГК).

Первый случай применения регулируемых цен (тарифов) предусмотрен непосредственно в п. 2 комментируемой статьи для перевозок транспортом общего пользования (см. ст. 789 ГК и комментарий к ней). Данные тарифы должны утверждаться в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом.

В действительности же УАТ, регулирующий деятельность самого массового транспорта общего пользования (наземного электрического и автомобильного, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров), о тарифах вообще не упоминает. Тарифное регулирование на данном виде транспорта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», возлагающим на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность по введению государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

В соответствии со ст. 6 КВВТ РФ порядок утверждения тарифов на перевозки внутренним водным транспортом устанавливается Правительством РФ. Фактически же тарифное регулирование внутреннего водного транспорта общего пользования осуществляется на основании Временного порядка установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемые предприятиями речного транспорта в Российской Федерации, утвержденного Роскомцен 29 октября 1993 г. N 01-17/1327-15, Минтрансом России 27 октября 1993 г. N ВА-7/709.

Наиболее полное тарифное регулирование осуществляется на железнодорожном транспорте, поскольку АО «Российские железные дороги» и другие перевозчики являются субъектами естественных монополий. Соответственно, и тарифы устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (см. п. 1 ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте). В настоящее время тарифы на железнодорожные перевозки грузов определяются в соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)». Тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки определяются в соответствии с тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 . Относительно пригородных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом применяется Приказ ФСТ России от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации».

———————————
Приказ ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)».

На морском и воздушном транспорте также не исключается возможность применения тарифов (ст. 181 КТМ; ст. 64 ВК), хотя эти виды транспорта не отнесены к транспорту общего пользования ни по каким перевозкам. На воздушном транспорте тарифное регулирование действительно введено Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».

2. В п. 3 комментируемой статьи установлено, что даже в тех случаях, когда в отношении перевозок грузов осуществляется тарифное регулирование, могут существовать работы и услуги, не предусмотренные тарифами. Данные работы и услуги оплачиваются по цене, установленной соглашением сторон. Для того чтобы избежать ситуации с навязыванием перевозчиком каких-либо дополнительных работ или услуг, комментируемая норма предусматривает, что эти работы и услуги выполняются исключительно по требованию грузовладельца. Действует принцип, согласно которому по соглашению сторон определяется стоимость всех услуг, прямо не названных в тарифных руководствах. Для железнодорожного транспорта в рекомендательном порядке установлен Примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (приложение к Приказу МАП России от 27 июня 2000 г. N 477). В этот Перечень вошли, например, перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению с установленными нормативами, подача (и уборка) вагонов, контейнеров на места необщего пользования и т.д.

При перевозках пассажиров перевозчиком также оказываются услуги, стоимость которых не регулируется тарифами (например, при железнодорожной перевозке — выдача комплектов постельного белья, чая и кофе, журналов и газет). В то же время законодатель демонстрирует в отношении дополнительных услуг пассажиру иной подход, чем в отношении услуг, оказываемых грузовладельцу: в тарифном руководстве прямо указываются услуги, которые не входят в тарифы, а также услуги, которые оказываются только бесплатно (например, бронирование билетов).

3. В случаях, когда осуществляется тарифное регулирование перевозок, остро стоит вопрос о квалификации провозной платы, а именно: является ли размер этой платы договорным условием? Так, на железнодорожном транспорте плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка груза (ст. 15 УЖТ). Согласование сторонами договора этого расстояния осуществляется в форме указания на расстояние в накладной. Судебная практика считает, что, если перевозка фактически была осуществлена на более короткое расстояние, оснований для возврата излишне уплаченной провозной платы не имеется, если только это прямо не предусмотрено тарифным руководством . Таким образом, выражена позиция в пользу того, что в условиях регулируемых цен плата за провоз все же является условием, которое согласовывается сторонами в соответствии с установленными правилами.

Читайте также:
Профицит бюджета: что это такое, описание и особенности

———————————
См.: п. 24 Постановление Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Точно так же стоит вопрос о квалификации возврата неосновательно уплаченной провозной платы: вытекает ли требование о возврате из договора или же «перебор» является неосновательным обогащением? В 1927 г. Б.Б. Черепахин настаивал на том, что возврат железной дорогой «перебора» всегда является возвратом неосновательного обогащения, поскольку в условиях жесткой таксированности железнодорожной перевозки «только та плата, которая взыскивается по тарифу, должна считаться обогащением, основанным на законе» . Однако современная судебная практика считает, что возврат излишне уплаченного по завышенным тарифам неосновательным обогащением не является . Даже в тех случаях, когда заявляется требование о возврате платы за перевозку, которая фактически не состоялась, это требование квалифицируется как требование о неисполнении перевозчиком обязательств по договору перевозки, поскольку для признания договора действующим уже не требуется совершения фактических действий по доставке груза. Неосновательного обогащения в данном случае у перевозчика нет . Практическая значимость квалификации требования о возврате излишне уплаченной провозной платы как требования, основанного на договоре, заключается в том, что в этом случае иск грузоотправителя к перевозчику расценивается как иск, связанный с осуществлением перевозок груза. Соответственно, необходимо обязательное предварительное предъявление претензии с приложением требуемых документов (п. 1 ст. 797 ГК), а исковая давность для требований грузоотправителя является сокращенной и составляет один год с момента, когда обязанность перевозчика должна считаться неисполненной (п. 3 ст. 797 ГК).

———————————
Черепахин Б.Б. Ответственность грузополучателя по требованиям из договора железнодорожной перевозки. С. 137 — 139.

Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2003 г. по делу N Ф08-1504/2003, ФАС Центрального округа от 14 июля 2000 г. по делу N А14-7013-99/244/18.

См.: п. 2 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

4. В п. 4 комментируемой статьи предусмотрено право удержания (ст. 359 ГК) перевозчиком грузов и багажа в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке. Удержание в данном случае не может применяться, если оно запрещено законом или соглашением сторон. Большинство транспортных кодексов и уставов подтверждают право удержания перевозчика (ст. ст. 35, 90 УЖТ; п. 8 ст. 79 КВВТ; ст. 160 КТМ), ограничения этого права в транспортном законодательстве не предусмотрены. Поскольку по общему правилу плата за провоз груза и багажа взыскивается до начала перевозки, право удержания обеспечивает требования перевозчика к грузополучателю или получателю багажа, возникшие после окончания перевозки. Удержанием обеспечиваются только требования о взыскании провозной платы (если эта обязанность возложена на получателя) или довзыскании выявившегося недобора провозной платы, а также иных платежей, связанных с перевозкой груза или багажа. Такими платежами являются, например, платежи в возмещение затрат перевозчика на хранение несвоевременно полученного груза или багажа. Предусмотренное комментируемой статьей право удержания носит специальный характер по отношению к общегражданскому правилу об удержании (ст. 359 ГК) и «имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки» .

———————————
Пункт 8 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

Обеспечительная функция удержания груза или багажа проявляется, во-первых, в том, что до получения причитающихся ему платежей перевозчик не выдает получателю груз или багаж. Во-вторых, по истечении предусмотренного срока перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз или багаж по договору купли-продажи (проведение процедуры открытых торгов, что предполагает ст. 360 ГК, транспортным законодательством не предусмотрено). Из вырученной суммы перевозчик удовлетворяет свои требования, а оставшаяся сумма подлежит передаче грузоотправителю либо получателю груза или багажа.

Транспортные законы по-разному решают вопрос о возможности для перевозчика взыскивать причитающиеся ему суммы после выдачи груза. На морском транспорте установлено, что после выдачи груза получателю перевозчик, не осуществивший право удержания, утрачивает право требовать суммы, не уплаченные грузополучателем . На железнодорожном транспорте, напротив, допустима ситуация, когда перерасчет может производиться и после выдачи груза (ч. 4 ст. 30 УЖТ). В этом случае перевозчик вправе предъявлять соответствующие требования по своему выбору или к грузоотправителю, или к грузополучателю .

———————————
См.: п. 3 ст. 160 КТМ РФ; п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

См.: п. 3 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Законодательством устанавливаются льготы по провозной плате (в основном в отношениях, связанных с перевозкой пассажиров и их багажа). Льготы выражаются в освобождении от провозной платы или в ее уменьшении. Любой перевозчик обязан осуществлять перевозку льготных категорий граждан по установленной для них стоимости проезда или бесплатно. Понесенные при этом перевозчиком расходы в соответствии с комментируемой нормой подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета.

В связи с компенсацией перевозчику его расходов по льготной перевозке пассажиров и их грузов судебная практика выработала следующие подходы. Обязанность соответствующего публичного образования по возмещению расходов перевозчика обусловлена самим фактом предоставления льгот лицам, имеющим право на их получение. Финансирование по расчетным нормативам не свидетельствует об исполнении этой обязанности. Перевозчик вправе требовать от публичного образования компенсировать реально понесенные расходы по льготным перевозкам в полном объеме . Если субвенции, переданные Российской Федерацией в бюджеты субъектов Федерации для покрытия расходов по предоставлению определенных льгот, оказались недостаточными, возмещение перевозчику его расходов по данным льготам осуществляется за счет Российской Федерации .

———————————
Определение ВАС РФ от 8 декабря 2010 г. N ВАС-16269/10 по делу N А50-36571/2009.

Постановление Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 г. N 2992/09.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: