Провозная плата: что это такое, описание и особенности

Воздушные перевозки

В книге приводятся и комментируются Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей». В комментариях уделено значительно внимание обеспечению безопасности воздушных перевозок, требованиям к персоналу, обслуживающему пассажиров на борту воздушного судна, процедурам, связанным с перевозкой пассажиров и грузов. Подробно анализируется договорно-правовая практика, вытекающая из правоотношений между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем. Изложены правила ответственности, в качестве примеров приведена обширная судебная практика судов общей юрисдикции Российской Федерации. Сборник содержит приложения в виде договоров авиационных перевозок и словаря терминов и определений. Настоящий сборник является на сегодняшний день единственным и полным комментарием вышеуказанных Федеральных авиационных правил. Для руководителей и юристов авиакомпаний, аэропортов, предприятий, связанных с воздушными перевозками, а также студентов и аспирантов.

Оглавление

  • I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1
  • II. БРОНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА
  • III. ОПЛАТА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воздушные перевозки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

III. ОПЛАТА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА, БАГАЖА, ГРУЗА

За перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата (п. 29 Правил).

Провозная плата состоит (п. 30 Правил):

а) из установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее — тариф) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее — аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения;

б) сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2008 г. № 155 — далее Правила формирования и применения тарифов);

в) в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности — стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Формирование тарифов и взимание сборов

Правила формирования и применения тарифов предусматривают, что тарифы и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

При этом пассажирский тариф устанавливается за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

Багажный тариф устанавливается за перевозку между двумя пунктами единицы веса/места багажа.

Согласно п. 7 Правил формирования и применения тарифов в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходов на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

В пассажирский тариф могут не включаться:

• стоимость бланка билета, ордера разных сборов на бумажном носителе (далее — сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов);

• стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (далее — топливный сбор);

• плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги (далее — сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования);

• сумма, взимаемая с пассажиров в соответствии с законами, постановлениями, правилами и предписаниями, установленными иностранными государствами и/или иностранными организациями, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки (далее — сборы иностранных государств);

• дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Правилами.

Согласно п. 7 Правил формирования и применения тарифов в багажный тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обработку багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в аэропортах, иные расходы в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

В багажный тариф могут не включаться:

• стоимость бланка ордера разных сборов, квитанции оплаты сверхнормативного багажа на бумажном носителе (далее — сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа);

• плата за перевозку багажа с объявленной ценностью.

Регистрация и опубликование тарифной информации

Согласно п. 30 Правил и п. 11 Правил формирования и применения тарифов пассажирские тарифы, багажные тарифы, сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа, топливный сбор, сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, условия применения тарифов и сборов, маршруты сквозных тарифов, норма бесплатного провоза багажа, установленные перевозчиком курсы перевода валют, исключения к кодам бронирования (далее — тарифная информация) подлежат регистрации и опубликованию перевозчиком.

Читайте также:
Производственный контроль: что это такое, описание и особенности

Регистрация тарифной информации осуществляется путем ее включения в единую базу данных в установленном порядке.

Опубликование тарифной информации производится путем ее доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. В большинстве случаев информация о конкретном тарифе вносится перевозчиком в автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок, доступную уполномоченным агентам, а также на интернет-сайте перевозчика.

В п. 12 Правил формирования и применения тарифов определяются следующие типы тарифов, которые регистрируются и опубликовываются применительно к пунктам отправления/ назначения:

• прямой пассажирский тариф (прямой тариф) — между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки;

• сквозной пассажирский тариф (сквозной тариф) — между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется с пересадкой (пересадками) на другой(ие) рейс(ы) того же или другого перевозчика через установленный(е) перевозчиком пункт(ы);

• стыковочный пассажирский тариф, используемый только для построения тарифа (стыковочный тариф) — между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки.

Багажные тарифы регистрируются и опубликовываются между двумя пунктами.

Применение пассажирских тарифов

Согласно Правилам формирования и применения тарифов каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия его применения. Эти условия описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке. Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее — уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

При этом количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

В соответствии с п. 16 Правил формирования и применения тарифов по условиям применения пассажирские тарифы подразделяются:

• на нормальные тарифы, т. е. тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее — нормальные тарифы);

• специальные тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее — специальные тарифы).

Правила формирования и применения тарифов в п. 17 также предусматривают подразделение пассажирских тарифов по классам обслуживания:

В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа. При этом предусмотрено, что пассажирские тарифы могут быть установлены в абсолютной величине или как процент от пассажирского тарифа. Для прямого тарифа устанавливаются пункты отправления тарифа и назначения тарифа.

Для сквозного тарифа устанавливаются: пункт отправления тарифа, пункт(ы) пересадки(ок) и пункт назначения тарифа.

Для стыковочного тарифа устанавливаются пункты отправления (назначения) тарифа и стыковки.

Направление прямых и сквозных тарифов определяется по пункту отправления тарифа.

Направление стыковочного тарифа определяется по пункту отправления тарифа или по пункту стыковки.

Пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку в одну сторону (далее — тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (далее — тариф туда и обратно).

Тариф в одну сторону, если это разрешено условиями применения тарифа, может удваиваться и применяться как тариф туда и обратно.

Половина тарифа туда и обратно не может применяться как тариф для перевозки в одну сторону, а только при комбинировании тарифов.

Весь маршрут перевозки или часть маршрута перевозки, оцененный(ая) прямым тарифом, сквозным тарифом или построенным тарифом в одну сторону или половиной прямого, сквозного или построенного тарифа туда и обратно, является тарифным компонентом.

Тарифный компонент может включать два последовательных пункта по маршруту перевозки (далее — участок маршрута перевозки) или несколько участков маршрута перевозки.

Тариф, определяемый как сумма стыковочного(ых) тарифа(ов) и прямого тарифа или сумма стыковочного(ых) тарифа(ов) и сквозного тарифа, является построенным тарифом.

К прямому тарифу или сквозному тарифу может быть добавлен один стыковочный тариф в пункте отправления или в пункте назначения тарифа либо добавлено по одному стыковочному тарифу в пункте отправления и пункте назначения тарифа. Стыковочный тариф в одну сторону может участвовать в построении с прямым тарифом или сквозным тарифом в одну сторону либо с прямым тарифом или сквозным тарифом туда и обратно.

Стыковочный тариф туда и обратно может участвовать в построении с прямым тарифом или сквозным тарифом туда и обратно.

Стыковочный тариф не допускается использовать для расчета стоимости перевозки как самостоятельный тариф.

Класс обслуживания стыковочного тарифа должен соответствовать классу обслуживания прямого тарифа или сквозного тарифа, участвующего в построении.

Построенный тариф приравнивается к зарегистрированному и опубликованному тарифу и указывается в билете как единая сумма.

К стыковочному тарифу условия применения тарифа не устанавливаются.

Читайте также:
Некоммерческое товарищество: что это такое, описание и особенности

К построенному тарифу применяются условия применения прямого или сквозного тарифа, участвующего в построении.

Правила расчета стоимости перевозки по маршруту на основе применяемых тарифов

Согласно п. 34 Правил формирования и применения тарифов для расчета стоимости перевозки маршрут перевозки подразделяется на одну или несколько частей, соответствующих следующим типам перевозки:

1) перевозка без наземных участков маршрута перевозки (далее — непрерывная перевозка), состоящая из одного тарифного компонента или нескольких тарифных компонентов, оцененных тарифами, имеющими направление, совпадающее с направлением перевозки (далее — перевозка в одну сторону);

2) непрерывная перевозка из пункта отправления до поворотного пункта и обратно в пункт отправления, состоящая из двух одинаковых тарифных компонентов, оцененных равными половинами тарифов туда и обратно, за исключением случаев, если применяемые тарифы отличаются по классу обслуживания, сезонности, дням недели либо установлены разными перевозчиками (далее — перевозка туда и обратно);

Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарий к ст. 790 ГК РФ

1. Договор перевозки носит возмездный характер. Размер провозной платы при этом устанавливается соглашением сторон. Изъятие из этого правила действует в отношении перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК); плата здесь определяется на основании тарифов (п. 2 ст. 790) (см. также ст. 64 ВК, ст. 15 УЖТ, ст. 181 КТМ, ст. 6 КВВТ).

2. Законодатель закрепил механизм защиты прав перевозчика в случае неоплаты платежей по перевозке. Коммент. ст. предусматривает возможность детализации порядка удержания в актах транспортного законодательства. Такой порядок закреплен, например, в ст. 160 КТМ и ст. 35 УЖТ, а также упоминается в ст. 76 КВВТ.

3. Законодатель предусмотрел порядок возмещения транспортной организации расходов, понесенных в связи с использованием льгот или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа. Возмещение происходит за счет средств соответствующего бюджета.

Судебная практика по статье 790 ГК РФ

Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами перевозок груза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 272 от 15.04.2011 и, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о нарушении перевозчиком порядка переадресации и возврата груза, установив отсутствие доказательств предпринятия истцом всех необходимых мер (действий), подтверждающих попытку вручения товара грузополучателю.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с предписаниями пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 18 части 1 статьи 3, части 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств бюджета льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт оказания исполнителем предусмотренных договором услуг по перевозке груза на основании подписанных сторонами без замечаний универсальных передаточных документов и нарушение срока оплаты оказанных услуг, руководствуясь положениями статей 329, 330, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания неустойки.

Читайте также:
Побочное лесопользование: что это такое, описание и особенности

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались положениями статей 309, 310, 329, 330, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, пришли к выводу о недоказанности истцом (заказчик) допущения ответчиком (исполнитель) нарушений, за которые спорным договором установлены истребуемые неустойки.

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 78, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 424, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области, суды пришли к выводу о правомерности и обоснованности заявленного управлением образования иска.

При рассмотрении дела суды руководствовались положениями статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”, Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.09.2010 N 235-т/1, пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств”, пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей” и с учетом установленных фактических обстоятельств спора и размера экономически обоснованных затрат ОАО “СППК” в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Кировской области в 2012 году и суммы выпадающих доходов (с учетом предоставленной субсидии) пришли к выводу о правомерности заявленного требования.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав представленные сторонами расчеты стоимости провозной платы, учитывая условия заключенных договоров перевозки по спорным вагонам с учетом увеличения фактического расстояния прохождения вагонов в связи с отцепкой в ремонт, установив, что по части вагонов фактически пройденное расстояние не превысило расстояние, перевозка грузов по которому уже была оплачена истцом при приеме груза к перевозке, учитывая расчет провозной платы, представленный истцом, произведенный по виду основной отправки, руководствуясь положениями статей 784, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”, пунктом 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 32, пунктом 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, прейскурантом N 10-01 “Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами”, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, суды пришли к выводу о правомерности исковых требований в части.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что между обществом (перевозчиком) и Министерством соцзащиты (заказчиком) заключен договор от 06.02.2014 N 2 по компенсации выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом по тарифам, утвержденным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, в соответствии с условиями которого заказчик оплатил перевозчику оказанные услуги в полном объеме, руководствуясь положениями статей 15, 393, 426, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па “О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан”, пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации”, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Читайте также:
Особый режим: что это такое, описание и особенности

Суды установили, что при равных условиях перевозки в вагонах одного типа провозная плата рассчитана на основании разной тарифной схемы, что признано противоречащим пункту 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и повлекшим неосновательную уплату спорной суммы.
Возражения в отношении размера требований на стадии кассационного производства не обсуждаются.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истец оказал услуги по перевозке груза по договору-заявке от 09.10.2018 N 390, что подтверждается транспортной накладной от 21.09.2017 о приемке груза к перевозке и товарно-транспортной накладной, ответчиком факт перевозки груза не оспаривается, оказанные истцом услуги не оплачены, руководствуясь статьями 309, 310, 784, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об обоснованности иска.

Частично удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условиями договора, и, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для начислении истцом (перевозчик) неустойки на несвоевременную оплату товара на основании заключенного с ответчиком (заказчик) договора, предусматривающего ответственность за несвоевременную оплату оказанных транспортных услуг.

Провозная плата: что это такое, описание и особенности

Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

Примечание.
В официальном тексте пункта 5 данной статьи допущена опечатка: вместо слова «организацией» должно быть «организации».

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарий к статье 790

1. Провозная плата — это вознаграждение, за которое перевозчик реализует свою продукцию (перемещение грузов, пассажиров, багажа). Провозная плата именуется тарифом (на морском транспорте применяется также термин «фрахт»). Определение размера провозной платы ГК поставил в зависимость от воли сторон при заключении договоров перевозки или иных предусмотренных гл. 40 ГК соглашений (например, договора фрахтования, договора об организации перевозки грузов), если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Иной порядок определения размера провозной платы установлен непосредственно п. 2 комментируемой статьи для перевозки грузов, пассажиров, багажа транспортом общего пользования. Провозная плата в этом случае определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. В соответствии с Законом о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены к сфере, регулируемой данным Законом. Поэтому ценовое регулирование здесь осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня в установленном законом порядке. Закон о естественных монополиях содержит также правило, запрещающее сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 3 данного Закона, в состояние конкурентного рынка (ст. 6).
4. Провозная плата (тариф) включает не только затраты, связанные непосредственно с перемещением грузов, пассажиров, багажа, но и ряд тесно связанных с перемещением работ, услуг, оказываемых транспортными организациями грузовладельцу, например хранение груза, прибывшего на железнодорожную станцию назначения, в течение 24 часов.
5. В п. 3 комментируемой статьи говорится о тех работах и услугах, которые транспортные организации осуществляют по требованию грузовладельца и на которые нет установленных цен и сборов. Такие работы и услуги по смыслу данной статьи должны оплачиваться по соглашению сторон.
6. В соответствии с правилами, действующими на отдельных видах транспорта, грузовладелец, как правило, обязан оплатить перевозчику провозные платежи и другие платежи по перевозке до выдачи груза получателю. В обеспечение этого права перевозчику предоставлена возможность удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж, т.е. не выдавать их грузовладельцу. Имеется в виду право удержания вещи (ст. ст. 359, 360 ГК). Право удержания морским перевозчиком груза в обеспечение уплаты провозных и других платежей предусмотрено также КТМ (ст. 160), железнодорожным перевозчиком УЖТ (ст. 35), КВВТ (ст. 75).
Предусмотренное п. 4 комментируемой статьи правило применяется, если законом, иными правовыми актами, договором перевозки не предусмотрено иное или если иное не вытекает из существа обязательства.
7. Правило п. 5 комментируемой статьи обязывает органы исполнительной власти РФ, а также субъектов РФ возмещать транспортной организации расходы, связанные со льготами или преимуществами граждан либо юридических лиц по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, предоставленными им законом или иными правовыми актами. Расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.

Читайте также:
Образовательное учреждение: что это такое, описание и особенности

Статья 790 ГК РФ. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарии к ст. 790 ГК РФ

1. Плата за перевозки по общему правилу определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования – на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, ст. 24 УАТиНГЭТ). Плата за перевозку вносится до приема груза к перевозке. Однако по соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом. За груз, утраченный при его перевозке, плата (фрахт) не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. Провозная плата за непройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза.

2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.

При морской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.

В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Читайте также:
Подотчетное лицо: что это такое, описание и особенности

Тарифы на перевозку грузов на железнодорожном транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Правило п. 4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к правилу ст. 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.

5. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

6. Применимое законодательство:

7. Судебная практика:

– Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;

– решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;

– решение ВС РФ от 14.06.2013 N АКПИ13-485;

– Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;

– Постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 2508/11 по делу N А40-134843/09-56-768;

– информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81;

– решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.

Постановление Правительства РФ от 20.02.1999 N 201 О перечне работ, за которые взимается пробирная плата (пробирный сбор)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 февраля 1999 г. N 201

О ПЕРЕЧНЕ РАБОТ, ЗА КОТОРЫЕ ВЗИМАЕТСЯ ПРОБИРНАЯ

ПЛАТА (ПРОБИРНЫЙ СБОР)

В соответствии с Федеральным законом “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень работ, за которые взимается пробирная плата (пробирный сбор).

от 20 февраля 1999 г. N 201

РАБОТ, ЗА КОТОРЫЕ ВЗИМАЕТСЯ ПРОБИРНАЯ ПЛАТА

Примечания. 1. В пунктах 1,2,3,4 раздела I настоящего перечня указана масса в расчете на одно изделие. Пробирная плата взимается с общей массы изделий вместе с камнями без округления массы.

Если в изделиях драгоценные металлы находятся в сочетании с недрагоценными металлами (очки, зеркала, хрустальные изделия и другие аналогичные предметы), взимание пробирной платы за клеймение производится исходя из массы драгоценного металла, которая определяется ориентировочно, расчетным путем, по согласованию с предъявителем или по сопроводительным документам.

При опробовании и клеймении серебряных изделий в соответствии с подпунктом “в” пункта 1 раздела I настоящего перечня расчет пробирной платы производится следующим образом:

за изделие массой до 15 г включительно плата взимается в размере 1,5 рубля;

за изделие массой свыше 15 г до 150 г включительно расчет следующий:

масса изделия – 26,7 г

26,7 г – 15 г = 11,7 г

0,2 руб./г х 11,7 г = 2,34 рубля

пробирная плата за изделие составит:

1,5 рубля + 2,34 рубля = 3,84 рубля

Аналогично рассчитывается пробирная плата за опробование и клеймение серебряных изделий по подпункту “в” пункта 2 и подпункту “е” пункта 3 раздела I настоящего перечня.

2. При приеме изделий из неизвестного сплава пробирная плата взимается:

за изделия желтого цвета – как за золотые изделия;

белого цвета – как за серебряные изделия;

серого цвета – как за платиновые изделия.

3. При опробовании и клеймении изделий, детали которых изготовлены из различных сплавов золота, серебра, платины или палладия, пробирная плата взимается в двойном размере платы, установленной для того металла, по которому налагается основное пробирное клеймо.

4. Если предъявляются изделия с любыми закрепленными вставками (кроме изделий после ремонта), пробирная плата взимается в двойном размере платы, указанной в пунктах 1,2,3,4 раздела I настоящего перечня.

5. За срочность опробования и клеймения (вместо выдачи изделий в установленные для организаций и индивидуальных предпринимателей сроки) пробирная плата увеличивается:

Читайте также:
Общая собственность: что это такое, описание и особенности

при выдаче в течение суток – на 200 процентов;

при выдаче в течение двух суток – на 100 процентов.

За срочность опробования и клеймения изделий, предъявленных гражданами, плата взимается в 2-кратном размере.

6. Если изделие, предъявленное гражданином, опробуется, но не клеймится или после опробования выясняется, что оно не может быть заклеймено, пробирная плата взимается в размере 75 процентов от указанной в соответствующем пункте (разделе).

7. При клеймении изделий совмещенным инструментом (пробирное клеймо и именник) пробирная плата увеличивается на 50 процентов.

8. За нанесение на ювелирные изделия именника электроискровым методом по просьбе организации – изготовителя или индивидуального предпринимателя взимается плата в размере 5 рублей за оттиск.

9. При предъявлении изделий для клеймения в индивидуальной упаковке или с прикрепленными ярлыками, работа с которыми связана с дополнительными затратами времени, пробирная плата увеличивается на 50 процентов.

10. Изделия выдаются после опробования и клеймения только при предъявлении квитанции об оплате пробирной платы.

11. При опробовании изделий из неизвестного сплава для музеев Российской Федерации пробирная плата взимается как за опробование драгоценных металлов (подпункты “а” и “б” раздела II настоящего перечня).

12. При опробовании изделий для музеев Российской Федерации, детали которых изготовлены из различных сплавов (золота, серебра, платины или палладия), пробирная плата определяется суммированием стоимости опробования каждого вида металла.

13. По разделу II настоящего перечня работы по определению драгоценных и других ювелирных камней и их синтетических аналогов, а также по опробованию изделий выполняются только с чистыми камнями и изделиями.

14. При недоступности вставки для определения наименования материала с использованием приборов объективной диагностики размер платы увеличивается в 2 раза.

15. За определение в бусах жемчуга, его синтетических аналогов или других камней из разноименного материала взимается 25 процентов, а из одноименного материала – 20 процентов от суммы, исчисленной по пункту 2 раздела IV настоящего перечня.

16. За определение жемчуга и его синтетических аналогов в шитых жемчугом изделиях при наличии его не менее 100 штук плата взимается как за 1 нитку бус в соответствии с подпунктами “в” и “г” пункта 1 раздела IV настоящего перечня.

При наличии в шитых жемчугом изделиях 100 и более жемчужин или их синтетических аналогов их количество определяется расчетным путем исходя из площади шитья.

При этом плата взимается в размере 50 процентов от исчисленной по подпунктам “в” и “г” пункта 1 раздела IV настоящего перечня, считая, что 1 нитка состоит из 100 жемчужин.

17. При проведении экспертизы нетранспортабельных (ветхих и крупногабаритных), а также иных изделий по заявке заказчика в помещении музея взимается дополнительная плата в размере 25 процентов от общей стоимости проведенных экспертных работ.

18. При положительных результатах анализа плата за экспертизу по пункту 1 раздела III настоящего перечня не взимается.

19. По разделу V настоящего перечня взимается плата за просмотр всей массы продукции, представленной на экспертизу (включая недрагоценные камни).

20. Все параллельные определения при выполнении анализов учитываются как один анализ; плата за выполнение анализов, осуществляемых в соответствии с постановлением органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда, взимается в двойном размере.

21. В стоимость изготовления пробирных реактивов не входит стоимость драгоценных металлов.

22. Плата за хранение по пункту 4 раздела V настоящего перечня начисляется начиная с 15-го дня после истечения установленного срока выполнения работ.

23. За срочность проведения экспертизы (в день предъявления) по заявке заказчика плата взимается в 3-кратном размере.

24. За срочность выполнения анализов плата взимается в 2-кратном размере.

25. Оплата работ по опробованию и клеймению ювелирных и других изделий, экспертизе, анализам и другим работам с драгоценными металлами и драгоценными камнями установлена без учета налога на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость взимается сверх настоящих тарифов.

Что такое Федеральная пробирная палата и её роль в системе Маркировки драгоценных камней и ювелирных изделий

Покупка и продажа ювелирных изделий является весьма сложным бизнесом. Чтобы драгоценности «не утекали» из страны, важно четко регулировать их оборот. Именно данные функции должна исполнять особая организационная структура в рамках Министерства финансов РФ, а именно Федеральная пробирная палата. О ней, ее особенностях и роли в системе описывается в текущей статье.

Что представляет собой Федеральная пробирная палата?

В 2019 году был выпущен Указ Президента РФ о необходимости образования Федеральной пробирной палаты. По данному документу полностью изменена структура взаимодействия правительства и бизнеса в рамках ведения бизнеса в сфере оборота драгоценных металлов и камней. Следовательно, этот документ, как и вся организация в целом, начала оказывать серьезное влияние на рынок ювелирных изделий.

Читайте также:
Областная дума: что это такое, описание и особенности

В качестве цели работы в сфере пробирного надзора выступает защита прав потребителей ювелирных и прочих бытовых изделий, которые выполнены из драгоценных металлов или драгоценных камней, а также прав изготовителей на указанные изделия от конкуренции, защита интересов в рамках осуществления обмена драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Чтобы достигнуть указанные цели, перед палатой имеется несколько задач:

  • Апробирование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом РФ драгоценностей;
  • Создание сплавов драгоценных металлов для внутреннего потребления и вывоза за рубеж;
  • Организация проведения экспертизы оттиска пробирных клейм, а также иных драгоценных металлов;
  • Анализ подлинности ценностей в музеях и архивах.

Кроме того, Федеральная пробирная палата работает в отношении организации государственного контроля за созданием, извлечением, переработкой, использованием и хранением драгоценных металлов, а также драгоценных камней и отходов от них. Можно сказать, что данный орган является контролирующим.

Стоит отметить, что система пробирного контроля в общем понимании данного слова, была создана еще Петром Великим. Поэтому, история развития органа довольно долгая, насчитывающая более 300 лет. Во времена Советского Союза, данная пробирная палата являлась одним из важнейших органов, который входил в состав Министерства финансов. Так и сейчас, Федеральная пробирая палата не теряет своей актуальности.

Роль Федеральной пробирной палаты в системе ГИИС ДМДК и маркировке ювелирных изделий

Обратите внимание, что именно ювелирная отрасль в нашей стране выступает в качестве одной из самых консервативных и закрытых. В настоящее время уже работает Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК), активно ведется деятельность со стороны Федеральной пробирной палаты. Именно в части взаимодействия ФПП и государственной системы стало возможно осуществлять клеймение и простановку пломб на ювелирные изделия. Правда, имеющиеся методы по регулированию системы не проходили должного изменения в течение последних пару лет. Поэтому в 2019 году и была образована Федеральная пробирная система.

Помимо этого, Правительством было принято решение устранить недостатки существующей пробирочной системы и создать особую интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и камней. Причем, ее деятельность осуществляется на каждом из этапов подобного оборота. Ею стал программный продукт ГИИС ДМДК.

Целью работы ГИИС ДМДК выступает формирование равных условий. Данная цель предопределила выполнение ряда задач, которые непосредственным образом связаны с системой:

  • Обеспечение возможности следить за движением драгоценных металлов и камней на каждом из этапов в процессе их оборота;
  • Не допустить использование нелегальных или полулегальных схем по обороту подобных товаров;
  • Сократить величину выездных проверок со стороны уполномоченного на то органа;
  • Ведение электронного документооборота в данной области;
  • Начать использовать результаты деятельности в качестве ключевого источника информации;
  • Создание лучших условий по защиты интересов потребителей.

Именно поэтому Федеральная пробирная палата необходима для решения поставленных перед системой задач и целей. В отсутствии данного контрольного органа невозможно создать единый механизм за оборотом драгоценных металлов и камней.

Использование в своей деятельности данной Государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней позволяет выполнять Федеральной пробирной палате надзорные функции в рамках режима реального времени.

Кроме того, при переходе на риск-ориентированную модель, возникает возможность сокращения административной нагрузки на отдельные категории бизнеса. При этом, для компаний, операции которых попадают в категорию «подозрительные», осуществление контрольно-надзорных функций будет усиливаться.

Учитывая пояснительную записку о создании государственной интегрированной системы, чтобы проводить качественный контроль, важно также разработать особые «индикаторы риска нарушений обязательных требований». Подобные индикаторы станут основанием для организации внеплановой проверки подозрительных компаний.

Кто же в обязательном порядке должен предоставлять информацию по маркировке драгоценностей в государственную интегрированную систему? Среди основных участников данной системы выделяют:

  • Органы власти, которые определены Президентом РФ;
  • Банк России;
  • Юридические лица и ИП, которые осуществляют свою деятельность, связанную с оборотом драгоценностей и стоящие на особенном учете;
  • Кредитные учреждения.

Стоит подчеркнуть, что ювелирная продукция выступает в качестве специфического товара. В результате, когда проводится внедрение по ее маркировке, могут возникнуть определенные сложности.

Именно поэтому была создана и введена в работу особая контролирующая система. Кроме того, условия и порядок нанесения штрих-кодов обладает определенными отличиями от прочих видов продукции. Контроль за выставлением маркировки и проб на ювелирных изделиях лежит именно за Федеральной пробирной палатой.

В результате, Правительство создало такие условия, когда действовать и работать нелегально на рынке драгоценных металлов и камней становится практически нереально. Ведь для подобной деятельности требуется не только найти рынки сбыта продукции, но проставить соответствующую маркировку, получить разрешение на продажу со стороны контролирующего органа.

Пробирный анализ: от древнего мира до наших дней. Обзор

Первые зачатки пробирного анализа относятся к истории древнего мира. Уже несколько тысяч лет назад был известен процесс купелирования, применяемый для выделения золота и серебра из сплава со свинцом. Тогда уже было открыто избирательное всасывание окислов свинца поверхностью сосуда из костяной золы (аналогичного современной капели). В гробницах египетских фараонов были найдены золотые корольки, полученные в результате купелирования. Кроме того, применяли способ разделения сплавов золота и серебра действием кислот. Развитие методов оценки достоинства золотых сплавов в Египте было тем более важно, что египетским жрецам были известны приемы фальсифика­ции золота сплавами на медной основе.

Читайте также:
Предвыборная агитация: что это такое, описание и особенности

Первое систематическое изложение пробирного искусства (так назывался, а часто называется и в настоящее время пробирный анализ) приведено в труде итальянского металлурга Ванноччио Берингуччио, впервые опубликованном в 1540 г. Этот трактат, изложенный в десяти книгах, представляет яркий памятник эпохи итальянского возрождения и довольно полно отражает состояние метал­лургии того времени. В частности, металлургии золота и серебра и пробирного искусства. В последующем этот труд несколько раз переиздавался на протяже­нии более ста лет. На рис.1 и рис.2 представлены иллюстрации из этой книги (изготовление капелей и купелирование).

В дальнейшем описание методов пробирного анализа приводится в знаменитом труде по металлургии «Dе ге Меtаlliса», написанном Агриколой (Георгиусом) в XVI веке, а также в труде его современника Эркера. К XVII веку относятся труды Савота (Париж) и Рейнолдса (Лондон).

Судя по описанию Пеписа в 1666 г., способ разделения металлов, применявшийся на Лондонском монетном дворе в Тауэре, весьма походил на некоторые современные методы пробирного анализа.

Постановка дела в Тауэре была в конце XVII века значительно усовершенствована знаменитым ученым Исааком Ньютоном, который в течение последних 25 лет своей жизни стоял во главе Лондонского монетного двора. Весной 1698 г. с постановкой дела в Тауэре знакомился Петр I, в бумагах которого остались собственноручные записи по пробирному анализу.

Возникновение пробирного анализа в России относится к началу XVIII века. В приходно-расходной книге «Приказа рудных дел» за 1707 г. встречаются записи о покупке реагентов для испытания руд. Первые сведения о постройке в Петербур­ге «пробирной» лаборатории относятся к 1720 г.

Детальное изложение пробирного искусства можно найти в книге М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», опубликованной в 1763 г., но написанной задолго до этого. В этом труде содержится не только методика опробования руд плавкой на золото, серебро и другие металлы, но также детально описываются устройство и предметы оборудования пробирной лаборатории (рис. 3, 4).

В эпоху, когда аналитической химии в современном понимании не существовало, задачи пробирного искусства были весьма широки и распространялись на многие металлы. Ввиду того, что в этих условиях искусство выполнения анализа преобладало над пониманием существа дела, термин «пробирное искусство» завоевал себе полное право на существование.

В настоящее время пробирный анализ, в связи с развитием учения о физико­химических основах металлургических процессов и в результате усовершенство­вания методов аналитической химии, далеко ушел вперед в своем развитии по сравнению с методами, которые ранее описывались в курсах «Пробирного искусства». Пробирная плавка основана на физико-химических закономернос­тях восстановления металлов, шлакообразования и смачивания расплавленны­ми веществами.

В общих чертах пробирный анализ может быть представлен в виде следующих этапов:

  1. Подготовка пробы
  2. Шихтование
  3. Тигельная плавка на свинцовый сплав
  4. Сливание свинцового сплава в железные изложницы для охлаждения
  5. Отделение свинцового сплава (веркблея) от шлака
  6. Купелирование веркблея (удаление свинца)
  7. Извлечение королька драгоценных металлов, взвешивание его
  8. Квартование (добавление серебра, по необходимости)
  9. Обработка королька разбавленной азотной кислотой (растворение серебра)
  10. Гравиметрическое (весовое) определение золота и серебра.

Для пробирного анализа берут тонко измельченную пробу. Чем мельче вещество, тем теснее его смесь с флюсами и тем скорее и полнее произойдут разложение и шлакование. Обычно пробу измельчают до 0,1 мм и мельче. Величина навески зависит от содержания золота. В настоящее время масса материала при анализе руды на золото обычно составляет 50 г. Раньше при анализе проб руды с низким содержанием применяли навески 100-150 г и даже больше /1/, что обеспечивало получение золотосеребряного королька достаточ­ного по величине для дальнейших операций.

Шихтование заключается в смешивании пробы руды со специальными добавками (шихтой): флюсом, свинцовым глетом (PbО) и восстановителями.

Компоненты флюса при сравнительно низкой температуре плавятся и образуют жидкий расплав, в котором происходят физические и химические процессы. Свинцовый глет в процесс плавки восстанавливается до металличес­кого свинца и становится «коллекторной фазой», т.е. растворяет в себе благород­ные металлы.

Приготовление шихты — ответственная операция. Для определения состава шихты нужно знать состав руды. Неоднородность состава шихты может приво­дить к погрешностям в результатах анализов. Для приготовления шихты исполь­зуют смесители (рис.5).

Приготовленную шихту тщательно перемешивают с измельченной пробой и помещают в плавильный тигель. Плавку производят в специальных тигельных печах (рис.6) при температу­ре 1000°С-1100° С до полного сплавления всего материала, образования шлака и расплава свинца (обычно 30-60 мин). В настоящее время использу­ют преимущественно электрические плавильные печи, реже — газовые. В небольших печах одновре­менно проводят плавку 8-10 проб. Имеются также печи, в которых одновременно размещают несколько десятков тиглей.

Читайте также:
Пассивы предприятия: что это такое, описание и особенности

После сплавления тигли вынимают из печи, и расплав сливают в железные изложницы. Сплав свинца и благородных металлов, имеющий высокую плот­ность, стекает на ее дно. После того, как расплав охладится и отвердеет, его вытаскивают из изложницы. При правильном составе шихты после плавки получают два продукта: веркблей и поверх него — шлак (расположенный на конце конуса, рис.7). Веркблей отбивают молотком от шлака, затем его расплю­щивают в кубик для удаления остатков налипшего шлака и для облегчения захвата щипцами (рис.8).

Следующим шагом классического пробирного анализа является купелирова­ние. Этот процесс заключается в извлечении благородных металлов из свинца за счет его окисления и поглощения специальной пористой капелью (рис.9). Капели делают из смеси магнезита и цемента непосредственно в лаборатории или приобретают в специализированных фирмах.

Купелирование производят в муфельных печах при температурах от 950°С до 1000°С. Выпускаются специальные печи для купелирования (рис.10, 11)

При купелировании окисленный свинец в основном адсорбируется в капель, примерно 2% свинца улетучи­вается. Как и в стадии плавки, процесс купелирования должен проходить под наблюдением. Вид получаемого в конце процесса королька говорит о том, был ли процесс удачным. Осложнения могут возникнуть, например, при наличии теллуридов в пробе, что может привести к образо­ванию многочисленных несферичес­ких бисеринок. Трещины в капели или появление окалины указывают на то, что купелирование прошло неудачно и др. Когда процесс завершается успешно, в капели остается малень­кий блестящий шарик (королек), состоящий из золота и серебра.

В классическом пробирном анализе содержание золота и серебра в корольке определяют гравиметрически, то есть весовым методом. Сначала взвешивают весь золотосеребряный королек. Затем серебро растворяют в разбавленной азотной кислоте и оставшееся золото (золотую корточку) взвеши­вают повторно. Содержание серебра определяют по разнице в весе.

К весам в пробирном анализе предъявляют особые требования, так как золотосеребряные корольки и золотые корточки обычно имеют очень небольшую массу. В современном пробирном анализе для плавки обычно берут пробу породы массой 50 г. Масса золота в такой пробе при рядовых содержа­ниях не превышает 1 мг, а чаще измеряется микрограммами (табл.).

Для взвешивания корольков и корточек в настоящее время используют микроаналитические весы фирм «Сарториус», «Меттлер Толедо» и др. Однако даже весьма точные весы (например, SE2) имеют минимальный предел взвешивания — 10 мкг (табл. стр.30). Соответственно с их помощью нельзя взвесить золото, полученное при анализе пробы руды с содер­жанием 0,2 г/т и менее, так как масса корточки будет ниже предела чувствитель­ности весов. При содержании золота в пробе 1 г/т масса корточек составит 50 мкг, а погрешность взвешивания — ±10 мкг (см. табл. стр.30), т.е. ±20%.

Содержание, золота, г/т Масса золота в 50-г навеске, мкг
0,1 5
0,2 10
0,5 25
1 50
2 100
4 200
10 500
20 1000

С целью повышения чувствительности и точности пробирного анализа при определении содержаний золота меньше 2-4 г/т используют комбинированный метод: пробирную плавку с последующим спектральным определением золота и серебра. Полученный в результате пробирной плавки золотосеребряный королёк растворяют в царской водке, после чего раствор анализируют.

Наиболее распространенными методами завершения пробирного анализа благородных металлов являются атомно-абсорбционная спектроскопия (ААС) и атомно-эмиссионная спектроскопия с индуктивно связанной плазмой (АЭС ИСП). Современные приборы позволяют определять самые незначительные количества вещества в растворах. В частности, пробирно-атомно­абсорбционным методом можно определять содержания золота от 0,05 г/т.

Пробирный метод со спектральным окончанием получил широкое распространение в современных лабораториях. Как и в древние времена пробирный метод остается основным при анализе проб на золото, благодаря возможности анализа сравнительно больших навесок массой 50 г и более.

1.Мостович В.Я. Пробирное искусство. Москва-Ленинград, Цветметиздат, 1932.

2.Эдуард Е.Бэгби. Пробирное искусство. М.: ОНТИ НКТП, 1937.

3.Плаксин И.Н. Опробование и пробирный анализ . М.: Металлургиздат.-1947.

4.Барышников И.Ф. Пробоотбирание и анализ благородных металлов.­М.Металлургия.- 1978.

5.Жучков И.А. Пробирный анализ, Методы определения благородных металлов в сухих сыпучих пробах. Учебное пособие. Иркутск, ИрГТУ, 2000.

6.Методика определения массовых долей золота и серебра в пробах руд золотосо­держащих и продуктов их переработки пробирным методом и массовых долей золота пробирно-атомно-абсорбционным методом. Иркутск, Иргиредмет,2004. (МА ИАЦ-43-2004, ФР.1.31.2004.01195)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: