Прямой умысел: что это такое, описание и особенности

Что такое умысел в уголовном деле

В 2019 году борьба с преступностью стала одним из основных направлений работы правоохранительных органов, как в РФ, так и большинстве зарубежных государств. Среди различных составляющих любого преступного деяния субъективная сторона, основывающаяся на принципе вины, считается его важнейшим элементом.

В действующем законодательстве России предусмотрено, что привлечение подозреваемого гражданина к уголовной ответственности становится возможным только после установления его вины. Это положение является причиной того, что правильная квалификация умысла и степени вины имеют большое значение в действующем уголовном законодательстве и служат гарантией того, законность будет соблюдена.

Участие адвоката в уголовном деле также является одним из условий соблюдения законности при проведении следственных действий в отношении граждан, обвиняемых в разного рода преступных деяниях.

Определение понятия умысел в УК и его виды

В уголовном праве под умыслом понимается отношение человека к преступному деянию, а также последствия преступления на уровне его психики. В ст.26 и ст.25 УК России дается определение двух форм вины:

  • неосторожность;
  • умысел.

То есть, объявляя гражданина виновным заведомо устанавливается, что преступление было совершен либо из-за неосторожности, либо умышлено. Правильное определение формы вины имеет решающее значение в юридической практике.

Умысел, как форма вины встречается наиболее часто при совершении любых преступных деяний. Его основные виды:

  • косвенный умысел;
  • прямой умысел.

Также в юридической практике встречаются следующие разновидности умысла:

  • обдуманный заранее;
  • простой, возникший внезапно, и аффектированный, возникший внезапно;
  • не конкретизированный или неопределенный;
  • альтернативный.

Прямой умысел

Преступление квалифицируется в форме прямого умысла в случае, когда лицо, его совершившее, понимает, что его действия или бездействие будут иметь негативные последствия для граждан и общества. Кроме того, он предусматривал возможность и даже желал наступления негативных последствий (ст.25, ч.2 УК России).

Под желанием лица, совершившего преступление, имеется ввиду стремление добиться задуманного результата. Однако обвиняемый не уверен, что последствия от преступных деяний будут соответствовать его умыслу и принесут задуманную выгоду.

В большинстве случаев человек, преступающий закон, осознает неправомерность своих действий. Тем не менее в юридической практике нередко встречаются случаи, когда гражданин, совершая противоправный поступок, даже не подозревает об этом. Однако это деяние квалифицируется как умышленное преступление и незнание не освобождает от уголовного преследования.

Прямой умысел может иметь два вида предвиденья:

  1. отрицательные последствия подразумеваются, как неизбежные, например, выстрел с близкого расстояния (в упор) на 99% гарантирует гибель жертвы;
  2. подразумевается возможность отрицательных последствий для жертвы или общества, но полной уверенности в этом у преступника нет.

Следует отметить, что именно отрицательные последствия для граждан или общества служат формальным признаком большинства видов преступных деяний.

Также прямой умысел может быть материальным, именуемым в правовых нормах, как корыстный. В этом варианте сутью желания лица, свершившего преступление, является нанесение ущерба конкретному гражданину или обществу с целью получения личной выгоды.

Участие адвоката в уголовном деле поможет правильно квалифицировать характер прямого умысла и степень вины клиента.

Косвенный умысел

Под косвенным умыслом в судебной практике понимают ситуацию, когда лицо, совершая преступное деяние, понимает, что его бездействие или действие приведет к негативным последствиям, независимо от его желания или нежелания и все-таки допускает их наступление или относится к потенциальным негативным последствиям безразлично.

При совершении преступного деяния с косвенным умыслом негативные последствия в большинстве случаев являются сопровождающим продуктом, так как цель преступника не они. То есть лицо, совершившее преступление, не желает наступления негативных последствий для жертвы или общества.

В действующих правовых нормах указываются два возможных вида такого нежелания:

  • преднамеренное допущение негативных последствий;
  • безразличие к возможному наступлению негативных последствий.

Встречаются также случаи, когда преднамеренное допущение негативных последствий сочетается с безразличием к их возможному наступлению.

Адвокат по уголовным делам в СПб поможет разобраться в сложившейся ситуации и правильно квалифицировать форму умысла в любом виде преступных деяний.

Формы умысла в зависимости от времени его проявления

В правовых нормах УК России, помимо разобранных форм умысла, его подразделяют:

  • по времени проявления на внезапный и заранее продуманный;
  • по уровню определенности на неопределенный и заранее определенный умысел.

Такое разделение требуется для более полного понимания характера, причин и мотивов преступления, и участие адвоката в уголовном деле поможет проконтролировать правильность квалификации следственными органами подвида умысла в каждом конкретном случае.

Читайте также:
Принцип единоначалия: что это такое, описание и особенности

Наиболее опасным из перечисленных подвидов считается заранее обдуманный умысел, когда преступник до совершения преступного деяния обдумал и составил план, подобрал орудия и место для совершения преступления. Этот вид считается трудно раскрываемым, поскольку тяжело собрать убедительную доказательную базу.

Внезапный умысел, в отличие от заранее продуманного, совершают сразу или в зависимости от обстоятельств достаточно быстро. Он может быть простым и совершенным в состоянии физиологического аффекта.

Простой умысел подразумевает совершение преступного деяния сразу или в течение короткого времени после возникновения замысла, при этом преступник находится в уравновешенном психическом состоянии и осознает последствия. Его проще раскрыть, так как после совершения преступного действия находится достаточно улик.

Умысел, совершенный в состоянии физиологического аффекта, подразумевает, что преступник в момент совершения проступка был не в состоянии контролировать собственные действия. В подобных ситуациях, как правило, вносится более мягкое судебное решение.

В УК России подразделение умысла на внезапный и обдуманный заранее не принимается, как окончательное при квалификации каждого конкретного преступного деяния. Это происходит потому что, действуя по заранее обдуманному умыслу, преступник может проявить нерешительность, в то время как действуя в состоянии физиологического аффекта, преступник может быть очень опасен (например, не задумываясь убивая человека во время драки).

Участие адвоката в уголовном деле может повлиять на принятие более благоприятного решения для клиента при квалификации умысла в ходе следствия и при вынесении судебного решения.

Подразделение видов умысла по степени определенности

Конкретизированный или определенный умысел подразумевает, что лицо, совершающее преступное деяние, в полной мере понимает его вред и последствия. Конкретизированный умысел подразделяется на простой умысел и альтернативный. В первом случае лицо, совершающее преступное деяние, преследует только одну цель, например, убить жертву ножом. Во втором, нанося удары ножом, преступник осознает, что может как убить, так и сильно навредить здоровью жертвы.

Неконкретизированный умысел подразумевает, что лицо, совершающее преступление, осознает опасность своего поступка, но не понимает уровень последствий для гражданина или общества.

Наглядным примером может стать уличная драка, во время которой можно нанести здоровью жертвы вред и даже убить. То есть лицо, совершающее преступное деяние не понимает уровень последствий. Другим примером не конкретизированного умысла может стать карманная кража, когда преступник не в состоянии заранее определить размер наносимого им ущерба.

Участие адвоката в уголовном деле поможет правильно определить был ли умысел конкретизированными или он относится к категории не конкретизированных.

Альтернативный умысел подразумевает, что преступник предполагает наступление сразу нескольких негативных последствий для жертвы. Например, стрельба из пистолета с близкого расстояния может привести как к нанесению ущерба здоровью жертвы, так и гибели. В этом случае определение степени ответственности производится по наступившим последствиям.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что подразделение умысла на косвенный и прямой позволяет точнее квалифицировать преступное деяние и правильно устанавливать степень ответственности в каждом конкретном случае.

Классификация вины на разные формы и подвиды упрощает разделение вины на неосторожную и умышленную, а также помогает правильно разграничивать оконченные преступные деяния и покушения на их совершения.

При своевременном обращении услуги адвоката по уголовным делам при своевременном позволят человеку, попавшему под подозрение, добиться правильной квалификации проступка, так как опытный юрист сможет грамотно отстоять интересы клиента на стадии следственных мероприятия и во время судебного разбирательства.

Прямой умысел

Умысел – является ключевым элементом квалификации любого преступления. Для уголовного права это центральное понятие, но оно также имеет свои нюансы, которые могут существенно повлиять на определение обстоятельств конкретного нарушения закона.

Понятие умысла

Под прямым умыслом в УК РФ понимается осознание человеком, совершившим преступление, последствий его действий или бездействия. Если не удаётся доказать понимание причинно-следственной связи между поступком и последствием, то и говорить о наличии умысла сложно.

Признаки

Среди основных признаков умысла можно назвать:

  • Желание. На нём основан выбор цели преступления.
  • Мотив.
  • Цель.

Желание наступления негативных последствий заключается в том, что:

  • Конечная цель преступника – нанести вред обществу.
  • Конечная цель не связана с причинением общественного вреда, но это является промежуточным этапом действий преступника.
Читайте также:
Правовое ограничение: что это такое, описание и особенности

При наличии желания преступник стремится достичь итога, который может быть выражен:

  • Завершённым действием.
  • Половинчатым положением в процессе достижения итога.
  • Инструментами достижения результата.

Важно, что осознание своих действий преступником зачастую не требует специальных доказательств, так как взрослый дееспособный человек понимает, какие нормы поведения приняты в обществе и что является нарушением данных норм.

Однако опасность действий для общества и противоправность действий – не одно и то же. Важно именно определение действий, как нарушения закона.

Субъективная сторона таких действий связана с:

  • Наличием объекта преступления.
  • Мотивацией.
  • Эмоциональным фактором.
  • Виновностью.

Умышленным преступлением по совокупности данных признаков признаётся действие, которое было спланировано и совершено. Определение вины – обязательное условие привлечения преступника к ответственности.

Виды умысла

Существует несколько видов умысла. Прямой и косвенный – основные виды.

Прямой

Прямой умысел всегда отражается не только в осознании возможности негативных последствий преступных действий, но и в желании их наступления.

В таком случае преступник стремится достичь данных последствий.

Косвенный

При косвенном умысле в уголовном праве нарушитель закона осознаёт последствия своих действий, но не хочет их наступления. Иногда преступник равнодушно относится к последствиям или даже частично не желает их наступления, но всё равно осознаёт и совершает нарушающие закон действия.

Также одно преступление служит достижению цели другого. В таком случае наказания назначают за оба действия с двумя формами вины. Классифицируют их на основании причинённого ущерба.

Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел

Виды умысла выделяют не только по их психологическому содержанию, но и по моменту возникновения.

Заранее обдуманный умысел характерен для преступлений, которые совершаются после их тщательной подготовки. Это наиболее коварные правонарушения.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Преступления, основанные на внезапном умысле, происходят сразу же после его возникновения. Такой умысел бывает простым и аффективным. Это различие связано с психологическим механизмом возникновения умысла. В первом случае он возникает сознательно. Аффективный умысел, наоборот, связан с реакцией на действия потерпевшего в отношении этого человека или его близких. Именно поэтому на основании 107 статье УК РФ за преступления, совершённые в состоянии аффекта, наказание смягчают.

Определённый или неопределённый умысел

По данному критерию умысел разделяют в зависимости от степени понимания фактических и социальных свойств совершаемого преступления. Конкретизированный (определённый) умысел присутствует только тогда, когда человек понимает количественные и качественные параметры вреда, который он причинил.

Неопределённый умысел предполагает обобщённое представление о последствиях. Например, при нанесении побоев, преступник понимает, что причиняет вред здоровью потерпевшего, но не может определить степень этого вреда.

Возможен также альтернативный умысел, когда действия преступника могут привести к различным результатам, и он это осознаёт.

Спланированный и внезапный

Отдельный вид классификации умыслов связан со степенью их планирования. Различаются они тем, что:

  • Спланировав преступление заранее, преступник только потом переходит к его реализации.
  • Внезапное, то есть аффектированное, совершение преступления. Например, удар, нанесённый в гневе.

За преступление со спланированным умыслом наказание всегда более строгое.

Умысел в формальных составах преступлений

Существует ряд формальных составов преступлений, при квалификации которых не обязательно наступление общественно-опасных действий. Однако желание или допущение виновным возникновения таких последствий всё равно является важной характеристикой содеянного, так как подтверждает общественную опасность деяния.

Осознание противоправности деяния, как признак умысла

Прямой умысел в законодательстве многих стран отражается не общественной опасностью преступления, а его противоправностью. То есть оценивают не осознание опасности для общества, а именно нарушение закона.

Как трактуются в преступлениях?

Оба типа умысла связаны с осознанием того, что действия гражданина противоречат законодательству. Таким образом, они характеризуют личность преступника и его степень опасности для общества.

Отличие косвенного и прямого умысла в уголовном деле в волевой составляющей. То есть:

  • При прямом умысле человек хочет наступления негативных последствий.
  • При косвенном не хочет, но осознаёт, что они могут наступить и что они незаконны.
Читайте также:
Переводный вексель: что это такое, описание и особенности

В российском УК данные понятия разъяснены во 2 и 3 частях статьи 25.

Некоторые преступления, такие как убийство и покушение на него, трактуются только с прямым умыслом. В ином случае это уже убийство по неосторожности, что квалифицируется по другой статье УК РФ.

Большинство злодеяний квалифицируются судом, как совершенные с прямым умыслом.

Примеры умыслов

Наиболее простым примером прямого умысла является запланированная кража. В таком случае преступник обычно заранее узнаёт, как проникнуть в помещение, когда оно будет пустым и реализует свой план.

Косвенный умысел менее явный. Например, в состоянии опьянения муж угрожал сжечь дом и, однажды, разлили бензин и поджог его. В реальности он мог не желать наступления негативных последствий, но не мог их не осознавать.

Примеры прямого и косвенного умысла в преступлениях

При ознакомлении с наукой уголовного права все сталкиваются с понятием “умысел”. Казалось бы, его довольно просто понять, но здесь есть свои особенности, которые важно учитывать, так как они напрямую влияют на классификацию правонарушений. На примерах косвенного и прямого умысла мы и разберем данные термины.

Определение термина

Умысел трактуется как один из видов вины и прямо противоположен по своему смыслу термину “неосторожность”. Эта форма предполагает понимание лицом своих поступков и того, как они влияют на окружающих. И в нормативно-правовых актах, и в реальной жизни это самый популярный вид вины.

Ст. 25 УК РФ указывает, что только то злодеяние умышленное, которое было совершено с определенной целью, то есть гражданин предвидел возможность его наступления.

Виды умыслов

Выделяют два вида, которые приняты и закреплены в законодательствах почти всех стран мира. Поговорим о различиях между ними и их особенностях.

Прямой

Этот вид умысла характеризуется следующим образом: гражданин знает о негативных последствиях своего поступка, хочет их и сознательно допускает.

Желание наступления – это стремление личности достичь поставленной преступной цели, которая противоречит нормам морали, а также положениям закона.

Все преступления и покушение на их совершение или простое приготовление к этому могут иметь место с этим видом умысла.

Косвенный

Косвенный умысел в уголовном праве отличается от прямого тем, что гражданин сознательно допускает возможность появления общественно опасных последствий своего поступка, но не хочет их. Также он может просто равнодушно относиться к тому, как его действия будут трактоваться по закону.

Некоторые исследователи даже называют такие преступления “с побочным эффектом”, так как иногда человек может отдавать себе отчет в своих поступках, но не желать их реализации в полной или частичной мерах.

Он просто, что называется, полагается на случай или судьбу, при этом ничего не предпринимает для предотвращения опасных последствий своих действий и не желает их наступления.

Иногда такое деяние может служить какой-то главной, но тоже противоправной цели. Тогда речь может идти о назначении наказаний за два правонарушения с обеими формами вины.

Классификация самого злодеяния в этом конкретном случае исходит из того размера ущерба, который имел место.

Как трактуются в преступлениях

При обоих типах умысла гражданин вполне осознает, что его действия противоречат действующему законодательству РФ. Ведь именно они характеризуют самого человека как личность и указывают на его степень опасности для общества.

Их коренное отличие друг от друга заключается в волевой составляющей деяний:

  1. При первой форме вины человек знает и хочет наступления злодеяния, хотя и знает о его противоправной природе;
  2. При второй – не хочет, но допускает и понимает противозаконность своих действий.

В УК РФ определения данных терминов содержатся в ч. 2 и ч. 3 ст. 25 УК РФ, которые совпадают по своему смыслу с теми, что были приведены ранее. Именно эти статьи содержат разъяснения по поводу данных терминов, принятых в РФ.

При рассмотрении таких злодеяний как убийство или покушение на него можно найти точную трактовку в законе, что таковым является только то деяние, которое имело место с прямым умыслом. Поэтому если установлено, что другой гражданин погиб от рук лица, так как последний имел на это косвенный умысел, то его действия не могут классифицироваться как данные правонарушения.

О том, за что могут посадить несовершеннолетнего, рассказано в этой статье.

Особенности. Суд всегда акцентирует внимание именно на мотивах преступления и на том, что руководило преступником в момент его совершения. Именно это помогает установить, какой конкретно умысел имел место.

Читайте также:
Прогноз преступности: что это такое, описание и особенности

Почти все умышленные злодеяния классифицируются как совершенные с прямым умыслом. Если же было установлено обратное, тогда правонарушение оценивается уже с точки зрения наступивших общественно-опасных последствий.

Спланированный и внезапный

Юристы различают также эти два умысла:

  1. Первый из них имеет следующее значение: злоумышленник заранее продумал и спланировал преступление, а затем только решил его реализовать. Тут в пример можно привести любое хорошо обдуманное хищение или убийство;
  2. Второй вид иногда называют еще аффектированным, так как он имеет место, когда деяние совершается в результате потрясения или под психологическим давлением каких-то обстоятельств. Например, супруга в гневе сильно ударила своего мужа по голове. Здесь будет идти речь о внезапном умысле, под действием сильных эмоций.

В первом случае за преступления будут назначаться более сложные и тяжелые наказания, так как поведение злоумышленника свидетельствует о его особой опасности для всех окружающих.

Во втором же случае меры пресечения могут быть мягче или в меньших сроках, так как здесь речь идет о внезапно возникшем намерении, которого не было до этого у человека.

Определенный и неопределенный умыслы

В науке уголовного права существует еще одна классификация умыслов. Собственно, сами названия и указывают на то, какой смысл в них вкладывается:

  1. Первый имеет место в случаях, когда лицо совершает деяние с какой-то вполне определенной целью (вор рассчитывает на получение денежных средств или объектов имущества с целью их последующей реализации и получения благ для себя);
  2. Второй – это тот, который проявляется в действиях гражданина, не имевшего какой-то конкретной цели перед собой во время совершения деяния (как в случае с пьяным, который решил проверить свое оружие).

Примеры умыслов

Примером преступления с прямым умыслом может послужить следующий: вор запланировал проникнуть в чужое жилище с целью похищения чужих объектов имущества. Тут налицо прямой умысел, так как лицо не только осознавало преступность своих действий, но и хотело их наступления, несмотря на это.

С косвенным умыслом все намного сложнее, поэтому следует рассмотреть несколько примеров.

Допустим, муж постоянно пил дома при жене и ребенке. Во время пьянства он угрожал поджогом их дома. Однажды, находясь снова в нетрезвом виде, он вылил бензин рядом с горящей плитой. Дом сгорел, а его близкие скончались в больнице от полученных ожогов.

Здесь классический пример косвенного умысла: гражданин не хотел убивать свою семью, но не мог не понимать последствия своего поступка. При этом виде умысла план преступления может быть и не внезапно возникшим, а заранее обдуманным, а также иметь явно опасный характер для окружающих.

Как обжаловать решение суда по уголовному делу? Об этом можно узнать здесь.

Другой пример: сторож охранял вверенные ему объекты и заметил играющих в мяч подростков поблизости. Опасаясь, что мяч может повредить один из них, он, в свою очередь, стал кидаться камнями. Это привело к серьезному увечью одного из детей.

В этом случае сторож, может, и не хотел, чтобы происшествие имело место, но не мог не отдавать себе отчет в его опасности. При этом учитывается, что он совершил это из благих намерений, но это не снимает с него ответственности.

Еще один пример: гражданин в алкогольном опьянении решил проверить свое оружие и начал им палить в разных направлениях. Вокруг были люди, и кто-то из них пострадал. Здесь уже речь идет о том, что лицо вполне отдавало себе отчет в противозаконности деяния и его опасности для окружающих, но отнеслось к своим действиям безответственно и без должной осмотрительности.

Безусловно, формулировки, указанные в законе, несколько спорные с точки зрения психологов и некоторых юристов. Ведь в ряде случаев совершение преступления может случиться по легкомыслию.

Заключение

Для четкой и максимально объективной классификации преступлений различают разные виды умыслов. Эти понятия связаны между собой, так как предполагают осознание злоумышленником противоправности и аморальности своих поступков, но различаются разными факторами.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ПРЯМОЙ И КОСВЕННЫЙ УМЫСЕЛ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты
Читайте также:
Национальность судна: что это такое, описание и особенности

Прямой умысел – это такой вид умысла, при котором лицо, совершившее преступление, соз­навало общественно опасный характер своего действия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления. Предвиде­ние – это отражение в сознании тех событий, ко­торые произойдут в будущем. Говоря конкретнее, под предвидением общественно опасных послед­ствий понимается мысленное представление ви­новного о том вреде, который причинит его деяние общественным отношениям, охраняемым уголов­ным законом.

Косвенный умысел – это такой умысел, когда лицо, совершившее преступление, сознавало обще­ственно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и сознательно допускало воз­можность их наступления, относясь к этому безраз­лично. Интеллектуальный элемент косвенного умысла характеризуется сознанием общественной опасности совершаемого деяния и предвидением реальной возможности наступления общественно опасных последствий. В законе волевой элемент косвенного умысла характеризуется отсутствием желания, но сознательным допущением обществен­но опасных последствий либо безразличным к ним отношением.

При прямом умысле характерным является предвидение неизбежности наступления общест­венно опасных последствий. Но в некоторых случа­ях желаемые последствия виновный может и пред­видеть только тогда, как реально возможные в оп­ределенном конкретном случае. Например, винов­ный пытается отравить потерпевшего ядом слабого действия, понимая, что для убийства таким спосо­бом у него мало шансов.

Косвенному умыслу всегда свойственно пред­видение реальной возможности, определенной ве­роятности наступления общественно опасных по­следствий. Различие между прямым и косвенным умыс­лом по интеллектуальному элементу состоит в том, что в этих случаях виновное лицо неодинаково предвидит последствия своего деяния.

Волевой элемент прямого умысла – это жела­ние наступления общественно опасных последст­вий. Целью действий виновного при прямом умыс­ле является наступление общественно опасных по­следствий, которые представляют элемент данного состава преступления. Так, при краже – причинение имущественного ущерба, при телесных поврежде­ниях – причинение вреда здоровью и т. д.

О желании наступления общественно опасных последствий при прямом умысле можно говорить только в определенных случаях, которыми являют­ся такие, когда:

1) общественно опасное последствие является конечной целью действий виновного, составы та­ких преступлений выполняются только с прямым умыслом;

2) наступление общественно опасных послед­ствий – это лишь промежуточное звено, необходи­мое средство достижения преступной цели (поджог с целью сокрытия убийства). В указан­ных случаях виновный относится к преступному результату, как к необходимому, нужному событию, а наличие хотя бы одного из указанных ва­риантов говорит о причинении преступных по­следствий с прямым умыслом.

Деление умысла на прямой и косвенный имеет огромное значение: без установления в деянии при­знаков прямого или косвенного умысла нельзя сде­лать вывод о наличии умышленной вины.

Законодательное определение умысла сконструировано применительно к материальному составу преступле­ния. Если же состав преступления – фор­мальный, то, по-видимому, проявление воли субъекта направляется на само де­яние, а не на его последствия. В этом смысле умысел охватывает лишь сознание субъектом фактических обстоятельств и общественной опасности соответствующего деяния и желание его совершения, а потому такой умысел яв­ляется прямым. Но существует точка зре­ния, согласно которой в преступлениях с формальным составом следует выделять просто умысел, охватывающий собой лишь сознание лицом общественной опасности своего деяния.

Законодательное определение прямого умысла ориентировано на преступления с материальным составом. Поэтому желание связывается в нем только с общественно опасными последствия­ми, в которых воплощен вред, причиняемый объекту. Однако большинство известных российскому законодательству преступ­лений имеют формальный состав, и последствия находятся за его пределами. В таких составах предметом желания являются сами общественно опасные действия (бездействие). Так, субъект кле­веты, сознавая порочащий другое лицо характер ложных сведе­ний, желает распространить именно ложные и позорящие другое лицо измышления. А субъект хулиганства, сознавая, что его действия грубо нарушают общественный порядок и выражают явное неуважение к обществу, желает совершить действия, обла­дающие именно такими свойствами. Следовательно, при совер­шении преступлений с формальным составом предметом желания являются действия (бездействие), которые по своим объективным свойствам обладают признаком общественной опасности незави­симо от факта наступления вредных последствий.

Предвидение неизбежности наступления последствий означа­ет наличие не косвенного, а прямого умысла. Невозможно гово­рить о нежелании причинить вредные последствия, если человек мобилизует свою волю на совершение действий, которые заведо­мо повлекут указанные последствия[1].

Итак, интеллектуальный элемент косвенного умысла характеризуется сознанием общественной опасности совершаемого дея­ния и предвидением реальной возможности наступления общест­венно опасных последствий.

Читайте также:
Профессиональный риск: что это такое, описание и особенности

Волевой элемент косвенного умысла характеризуется в законе как отсутствие желания, но сознательное допущение общественно опасных последствий либо безразличное к ним отношение. Сравнивая косвенный умысел с прямым, сле­дует иметь в виду, что при косвенном умысле общественно опасное последствие – это побочный продукт преступных дей­ствий виновного, направленных к достижению иной цели, нахо­дящейся за рамками данного состава преступления. Виновный не стремится причинить общественно опасные последствия. Однако подчеркнутое законодателем отсутствие желания причинить вред­ные последствия нельзя понимать как их нежелание, стремление избежать их наступления (активное нежелание). Было бы невер­ным утверждать, что лицо, действующее с косвенным умыслом, относится к общественно опасным последствиям отрицательно, стремится к их не наступлению [2]. На самом деле сознательное допущение означает, что виновный вызывает своими действиями определенную цепь событий и сознательно, т.е. осмысленно, намеренно, допускает развитие причинно-следственной цепи, приводящее к наступлению общественно опасных последствий. В отличие от нежелания – активного волевого процесса, связан­ного с отрицательным отношением к общественно опасным пос­ледствиям, сознательное допущение есть активное переживание, связанное с положительным волевым отношением к последстви­ям.

Различие между прямым и косвенным умыслом по содержа­нию интеллектуального элемента состоит в неодинаковом харак­тере предвидения последствий. Если прямой умысел характери­зуется предвидением, как правило, неизбежности, а иногда ре­альной возможности наступления общественно опасных послед­ствий, то косвенному умыслу присуще предвидение только реаль­ной возможности наступления таких последствий. Но основное различие между прямым и косвенным умыслом заключается в том, что волевое отношение субъекта к последствиям проявляется в различных формах. Положительное отношение к ним при пря­мом умысле выражается в желании, а при косвенном умысле – в сознательном допущении либо в безразличном отношении[3].

Определенный умысел характеризуется наличием у виновного конкретного представления о качественных и количественных показателях вреда, причиняемого деянием. Если у субъекта имеется четкое представление о каком-то одном индивидуально-определенном результате, умысел является простым определенным.

1. Дагель П. С, Михеев Р. И. Теоретические основы установления вины Владивосток, 1975

2. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1970. № 5

3. Уголовное право. Общая часть: Учебник. Издание второе переработанное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай 12 Учебник доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2008. – 560 с.

4. Куприянов А. «Темные силы» как субъект преступления //Российская юстиция, 2001. № 8, с.73.; Котлячков А., и др. «Оружие – слово. Оборона и нападение с помощью. » (Практическое руководство). М., 2001. С.11.

15. Виды сообщений

Прямое сообщение это перевозка грузов одним видом транспорта.Смешанное сообщение это перевозка с использованием нескольких видов транспорта. Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспорта с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением различных документов. При определённых условиях может бытьпрямое смешанное сообщение.Прямое смешанное сообщение – это несколько видов транспорта под ответственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и сквозной единой тарифной ставке. Оператор выдаёт отправителю сквозной транспортный документ на основе договора о смешанной перевозке, подтверждающий ответственность оператора на всём маршруте следования груза. Международные смешанные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о международных смешанных перевозках грузов, правда, до сих пор не вступившей в силу в связи с тем, что её ратифицировали менее 30 государств. Тем не менее. Конвенция применяется ко всем договорам смешанной перевозки, если пункт отправки или получения находится в одной из стран подписавших их.

За рубежом смешанное сообщение называется мультимодальным сообщением.

Причина смешанного сообщения заключается в размещении транспортных предприятий, позволяющих лишь автомобильному транспорту перевозить груз «от двери до двери» грузовладельцев.

16. Бесперегрузочные системы

По терминологии, принятой Европейской Конференцией Министров транспорта, под интермодальнымиперевозками подразумевают последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта, можно назвать также бесперегрузочным сообщением.

Бесперегрузочная (интермодальная) технология сокращает время нахождения грузов на перевалочном пункте; снижает трудозатраты и расходы на погрузочно – разгрузочные работы; уменьшает потребность в перегрузочных механизмах и потери грузов, неизбежные при перегрузках; улучшает взаимодействие видов транспорта.

Читайте также:
Отзыв акцепта: что это такое, описание и особенности

Существуют следующие виды интермодальных систем:контрейлерные, роудрейлерные, трейлерные, паромные, контейнерные и пакетные, системы «река – море», ролкерные, лихтеровозные, перевозка по железной дороге с разной шириной колеи и др.

Контрейлерные, роудрейлерные –комбинированные автомобильно- железнодорожные-морские перевозки прицепов, полуприцепов, трейлеров (прицепов для тяжеловесных неделимых грузов) или съёмных кузовов на железнодорожной платформе широко распространены в настоящее время.

Прицеп размещается в вагоне – платформе, по прибытии на место прицеп скатывается и тягачом доставляется на склад. Для этой системы используются специальные железнодорожные платформы с пониженным полом для вписывания прицепов в железнодорожные габариты.

Недостатком контрейлерной системы считается необходимость перевозки самого автомобиля (уменьшается коэффициент использования грузоподъёмности вагона и происходит потеря производительности автомобиля, а также водителя, для которого необходимо создать комфортабельные условия.

Однако её применение позволит сократить количество железнодорожных станций, так как автомобиль может везти дальше груз по назначению до любой станции.

Контейнерные и пакетные перевозкиодна из основных тенденций развития видов транспорта. Одной из наиболее важных задач выживания предприятий стала борьба с непроизводительными простоями. При перевозках мелкоштучных или тарно-упаковочных грузов сокращение продолжительности простоя транспорта под погрузкой и выгрузкой за счёт механизации возможно прежде всего в тех случаях, когда приходится иметь дело не с разрозненным грузом, а с грузом, перевозимым укрупнёнными партиями. В силу этой причины возникли контейнерные перевозки. Особенно целесообразно применять контейнеры в тех случаях, когда груз на своём пути должен подвергаться нескольким перегрузкам, например, в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении.

Железнодорожные бесперегрузочные перевозкиосуществляются на тех же направлениях, где грузы и пассажиры следуют по железным дорогам с разной шириной колеи. В этом случае на стыковых станциях, затрачивая 15. 20 мин на вагон заменяют у вагонов колёсные тележки. С помощью мощных домкратов вагоны поднимают на некоторую высоту, чтобы снять с колёсных тележек данного габарита, подкатывают под них другие тележки по колее нужного габарита и опускают. Европейская колея – 1435 мм и отечественная – 1520 мм.

Ролкерная система –перевозка грузов на судах, обеспечивающих горизонтальную погрузку – выгрузку, предназначенная для самоходной техники, крупногабаритных тяжеловесных грузов с погрузкой – выгрузкой методом наката или своим ходом на транспортном средстве, либо с использованием автопогрузчика.

Лихтеровозиая системаприменяется в мире с 1970-х гг., на Дальнем Востоке России – с 1980г. Лихтер (баржа) – речное судно с небольшой осадкой грузоподъёмностью до 1100 т загружается в лихтеровоз. Лихтеровоз – крупнотоннажное судно. Лихтеровоз можно считать «портом в миниатюре», так как он оборудован всем необходимым для разгрузки и погрузки барж, что позволяет осуществлять погрузочно-разгрузочные работы вне территории пор та. После спуска на воду лихтеры доставляются на берег буксирами.

Лихтериая система позволяет осуществлять перевозку на мелководье и в межконтинентальном сообщении, в том числе по принципу от склада отправителей к складу получателей. Лихтеры, как укрупнённые грузовые единицы, устанавливают на платформы на воздушных подушках массой 200, 400 и 600 т для ускорения обработки судов на рейде и буксируют на необорудованный берег по воде автомобилями-амфибиями.

Паромные системыосуществляют перевозку наземных транспортных средств по морским и речным путям. Паромы принимают на борт вагоны и автомобили и перевозят их через водное пространство. В России это паромная переправа на Сахалин, Керченская переправа. В Европе существует много паромных переправ.

Паромные переправы имеют следующие преимущества:

ускорение обработки судов в портах, сокращение простоев судов и вагонов;

снижение стоимости перемещения грузов с одного вида траггепорта на другой в связи с ликвидацией перегрузочных операций;

лучшее обеспечение сохранности и качества груза;

ускорение доставки грузов за счёт сокращения времени на перевалку грузов и общего расстояния перевозок;

упрощение коммерческих операций по передаче грузов с одного вида транспорта на другой.

Недостатки паромных переправ следующие:

при перевозке па паромах гружёного подвижного состава количество перевозимого груза примерно в два раза меньше, чем могло быть перевезено на судах такой же грузоподъёмности;

стоимость строительства паромов выше, чем стоимость обычных судов;

требуется оборудование причалов подъёмно-сопрягающими устройствами, системами накопления вагонов, а иногда и сооружение и шлюзовых бассейнов. Все паромные линии подразделяются на три группы: железнодорожные, автомобильные и комбинированные.

Читайте также:
Политическая ссылка: что это такое, описание и особенности

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Виды сообщений. Прямое и смешанное (мультимодальное) сообщение

Существуют 2 типа современных грузоперевозок: прямое сообщение и смешанное сообщение.

Прямое сообщение – это грузоперевозка по 1 транспортному документу, выполняющему функции Договора Перевозки. И если в прямое сообщение включаются одна/несколько перегрузок, то документ вместе с грузом передают на следующий вид транспорта, и он следует до пункта назначения.

В смешанном сообщении должна присутствовать хотя бы 1 перегрузка, при этом стороны заключают новый договор грузоперевозки, определяющий отношения между сторонами транспортного процесса. Если же смешанное сообщение производят 1 видом транспорта (к примеру, с 1 судна на другое или с 1 автомобиля на другой), то это не повлияет на составление договора перевозки.

Понятие «международной смешанной перевозки» должно включать в себя взаимодействие хотя бы 2х различных видов транспорта. Такая перевозка производится на основании соответствующего договора смешанной перевозки.

Прямое сообщение — это перевозка грузов одним видом транс­порта.

Смешанное сообщение — это перевозка грузов с использовани­ем нескольких видов транспорта.

Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспор­та с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением раз­дельных документов.

При определенных условиях может быть пря­мое смешанное сообщение. Так, согласно ст. 788 ГК РФ, «прямое смешанное сообщение — это несколько видов транспорта под от­ветственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и сквозной единой тарифной ставке».

По определению Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, «прямое смешанное сообщение осуществляется по единому транс­портному документу — накладной».

Перевозчик или экспедитор, отвечающий за весь процесс перевозки в смешанном сообщении, называется оператором смешанной перевозки. Оператор выдает отправителю сквозной транспортный документ на основе догово­ра о смешанной перевозке, подтверждающий ответственность опе­ратора на всем маршруте следования груза.

Международные сме­шанные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о меж­дународных смешанных перевозках грузов, правда, до сих пор не вступившей в силу в связи с тем, что ее подписали (ратифициро­вали) менее 30 государств. Тем не менее, Конвенция применяет­ся ко всем договорам смешанной перевозки, если пункт отправки или получения находится в одной из стран, подписавших ее.

Смешанное сообщение называется мультимодальным сообщением (от multi много и modal вид, форма).

Причина смешанного сообщения заключается в размещении транспортных предприятий, позволяющем лишь автомобильному транспорту перевозить груз «от двери до двери» грузовладельцев.

Нередко возникает путаница в терминах, когда смешиваются понятия мультимодальной, интермодальной, унимодальной перевозки. Определяющим фактором является степень ответственности перевозчика:

Унимодальные перевозки не сопровождаются перегрузкой товаров в пути, из схемы исключается промежуточное хранение на складах. Основным видом транспорта является автотранспорт, ответственность за груз лежит на одном перевозчике.

Интермодальные – вариант многовидовой доставки под ответственностью нескольких агентов с использованием минимум двух видов транспорта. Обычно комбинируется ж/д автотранспорт, но есть и другие варианты.

Мультимодальные осуществляются по договору между заказчиком и оператором, имеющим прямые контракты с автомобильными, железнодорожными, морскими перевозчиками.

Пример мультимодальной перевозки – транспортировка товаров в контейнерах ж/д составом до порта во Владивостоке или Архангельске, перевалка и морская доставка в порт Певек или другой порт Чукотки.

Наиболее распространены, особенно в России, перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении, при которых к речным и морским портам, подводятся железные дороги.

Применяются смешанные железнодорожно-водные перевоз­ки при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Даль­него Востока, не имеющие другой возможности для их доставки (воздушный транспорт — дорогостоящий и не применяется для массовых перевозок), для снижения общих затрат на перевозку значительных объемов грузов, а также при высокой грузонапря­женности отдельных участков железных дорог и др.

Занятие 12. Сообщение, доклад, лекция

Цели:1) Познакомиться с особенностями сообщения, доклада, лекции.

2) Научиться составлять текст речи в жанре сообщения.

Проверка домашнего задания.

Прослушайте 3 – 4 сообщения на тему «Портрет моей группы» (выступают представители групп). Оцените их по следующим критериям.

Критерии оценки (качества) Выступление 1. ____________ (имя) Выступление 2. ____________ (имя) Выступление 3. ____________ (имя) Выступление 4. ____________ (имя)
1. Содержательность
2. Отражение содержательной стороны речи на плакате, в презентации
3. Эстетичность наглядности
4. Оригинальность наглядности
5. Правильное положение в пространстве во время использования наглядности
6.Комфортность восприятие наглядности слушателями
7. Использование приёмов адресации
8. Использование приёмов диалогизации
9. Использование приёмов единения
Читайте также:
Образовательный ценз: что это такое, описание и особенности

Чьё выступление понравилось больше? Почему?

Какое значение имеет использование наглядности в речи?

. В научной, учебной и социально-политической сферах информация часто передаётся в форме лекций, докладов, сообщений. Лекция– это форма подачи преподавателем дисциплины в учебном заведении. Раньше лекциибыли только в вузах, сейчас даже в школах иногда применяют лекционную систему. Большинство из исследователей считают лекцию жанром устной научной речи. Содержание лекции составляют знания точных, естественных и гуманитарных наук, специально отобранные в соответствии с темой. Как правило, лекцию слушают профессионалы или непрофессионалы, интересующиеся научной или социально-политической проблематикой. Такая лекция может быть открытой, публичной, то есть такой, на которую могут придти все. Если слушателей-непрофессионалов в аудитории больше, то лектор делает изложение более популярным, чтобы содержание лекции было понятно всем. Лектор применяет наглядность, использует разговорные слова и выражения, элементы занимательности, толкует термины. В школьной и вузовской лекции учащимся и студентам сообщаются новые для них факты, анализируются причинно-следственные связи, даются практические рекомендации и советы. Поскольку лекция в школе и вузе длится до полутора часов, для оратора важно правильно структурировать текст лекции и использовать средства привлечения внимания слушателей.

Научный доклад, который читается на конференции, конгрессе, симпозиуме, сходен с лекцией, однако в его содержании преобладают обобщённые данные экспериментов, социальных исследований. Ядро доклада – это информация о научном открытии или принципиально новом подходе к известным явлениям или планируемом исследовании. Такая речь, как и лекция, отличается строгой аргументированностью.

Сообщение отличается от доклада ограниченностью во времени. Если доклад занимает около 20 минут, то сообщение – около 10. Информация, передаваемая в сообщении, не столь аргументированна и обстоятельна, как в лекции, но она всегда предельно конкретна.

Лекция, доклад и сообщение имеют сходные структуры:

  1. Вступление, цель которого – установление контакта с аудиторией, объявление темы и цели, сообщение краткого плана речи.
  2. Основная часть – последовательное изложение отдельных положений, «порционная» подача материала.
  3. Заключение – подведение итогов, перечисление важнейших положений, ответы на вопросы, завершение контакта с аудиторией.

Выступление с сообщением имеет значение и для слушателей, и для самого выступающего, который учится накапливать и систематизировать материал, излагать его, привлекать внимание аудитории. Чтобы повысить эффективность сообщения, то есть обеспечить качество усвоения информации слушателями, необходимо следовать рекомендациям.

Как подготовить сообщение

1. Помни, что цель сообщения – сообщить новую и интересную для слушателя информацию.

2. При подготовке сообщения главное – найти такую информацию и выбрать из нее самое важное и интересное для слушателей.

3. Сообщение должно соответствовать теме.

4. Успех сообщения зависит от того, насколько говорящий учел особенности слушателя. Сложно воспринимать на слух книжную речь. Материал, взятый из книг, журналов, энциклопедий, надо изложить языком, приближенным к разговорному.

5. Не забудь начать сообщение с обращения к слушателям и приветствия, а закончить благодарностью за внимание.

6. Во время выступления с сообщением надо следить за голосом (тоном, громкостью, выразительностью интонации, четкостью дикции) и взглядом, позой и жестами.

7. Постарайся заметить, внимательно или невнимательно слушают твое сообщение.

8. Для привлечения внимания слушателей можно использовать наглядные пособия, цитировать, использовать риторические приемы: вопросно-ответные единства, риторические вопросы, обращения к слушателям, глаголы повелительного наклонения, побуждающие к совместным действия, включение элементов беседы, вопросы аудитории, предвидение возражения.

9. Демонстрируй увлеченность!

10. После выступления с сообщением подумай о том, как тебя слушали.

Задание 1.

Прочитайте вступительную часть доклада «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», подготовленного группой ученых.

Императив инновационного развития России ставит, как одну из ключевых, задачу подъема образования. Именно образование – как система формирования интеллектуального капитала нации и как одна из главных сфер производства инноваций – создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов. Образование выступает первым звеном инновационной цепочки «образование – исследования – венчурные проекты – массовое освоение инноваций».

Такая постановка вопроса является общепринятой и не оспаривается никем. Тем самым возникает иллюзия простоты его решения. Подъем образования отождествляется с расширением ресурсной базы существующих структурных элементов.

Читайте также:
Предпринимательский риск: что это такое, описание и особенности

У России сегодня есть реальный риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня. Между тем уже сегодня несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям.

Ошибкой будет восстанавливать старую систему образования, какой бы хорошей она не казалась ее выпускникам.

Необходимо, поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века. Советское образование было одним из лучших (если не лучшим) образцом индустриальной эпохи. Сегодня мы должны создавать лучшую систему образования глобального инновационного уклада.

Некоторые черты «нового образования» уже проявляются в практике наиболее развитых стран. Но российская модель образования должна основываться именно на российских реалиях: культуре, институтах (в той их части, которая поддерживается массовым поведением людей и организаций) и ресурсах.

… Задача, которую ставили перед собой авторы доклада – предложить видение российского образования – каким оно должно стать, чтобы соответствовать:

Инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России;

Социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества;

Требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

В данном тексте мы попытались предложить основу для общественного и профессионального обсуждения этой модели. Мы полагаем, что новая модель не может быть разработана без широкой и открытой дискуссии с участием всех заинтересованных сторон. Поэтому в предложенном тексте мы излагаем самые принципиальные соображения, которые, с одной стороны, могут стать предметом дискуссии, а, с другой стороны, нуждаются в тщательной проработке «дорожной карты» для реализации новых идей.

Какую функцию выполняет вступление к докладу?

Как докладчики формулируют собственную цель?

О какой информации пойдёт речь далее? Можно ли сделать относительно точное предположение?

Кем является предположительный адресат доклада?

Выделите ключевые слова текста, отметьте их маркером. Как они передают суть информации?

Задание 2.

Прочитайте отрывок из речи И.П. Павлова «О русском уме».

Я начну со случая, мне хорошо известного. Я читаю физиологию, науку практическую. Теперь стало общим требованием, чтобы такие экспериментальные науки и читались демонстративно, предъявлялись в виде опытов, фактов. Так поступают остальные, так веду свое дело и я. Все мои лекции состоят из демонстраций. И что же вы думаете! Я не видел никакого особенного пристрастия у студентов к той деятельности, которую я им показываю. Сколько я обращался к своим слушателям, столько я говорил им, что не читаю вам физиологию, я вам показываю. Если бы я читал, вы бы могли меня не слушать, вы могли бы прочесть это по книге, почему я лучше других! Но я вам показываю факты, которых в книге вы не увидите, а потому, чтобы время не пропало даром, возьмите маленький труд. Выберите пять минут времени и заметьте для памяти после лекции, что вы видели.

Как автор характеризует собственную манеру читать лекции? Почему автор считает демонстрацию важным компонентом лекции? Какой совет по восприятию лекций даёт академик студентам?

Задание 3.

Расскажи о научно-учебном жанре «Сообщение» с опорой на схемы. Опиши образ произносящего речь в жанре сообщения и образ слушающего(их), ситуацию, в которой может иметь место сообщение, характер общения и информации, передаваемой в сообщении.

Сообщение Думаю, что ты не знаешь ☺ Думаю, что ты хотел бы это знать Говорю: …☺… Говорю это потому, что хочу, чтобы ты это знал
Речевой жанр Ситуация Особенности ситуации
Сообщение – речевой жанр, цель которого заключается в передаче новой информации Урок Повседневное общение Официальная, подразумевает личную ответственность говорящего за подбор достоверной и интересной информации Неофициальная, подразумевает ответ на вопросы: Какие новости? Что новенького?

Задание 4.

Можно ли считать текст сообщением?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: