Прямые выборы: что это такое, описание и особенности

В59. Виды выборов (прямые, непрямые, очередные, внеочередные, дополнительные, частичные, «праймериз», промежуточные).

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, Во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный орган власти или избирается конкретное должностное лицо.

Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два или более кандидата или несколько партий. Выделяют следующую классификацию выборов:

1- в зависимости от территории их проведения:

общенациональные выборы, которые проводятся в масштабах страны;

региональные выборы, проводимые в рамках крупных территориальных единиц (в рамках штатов США);

местные выборы (сравнительно небольшие территории – города).

2- в зависимости от способа волеизъявления граждан:

прямые– это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост;

непрямые – такой вид выборов, при которых воля избирателей опосредуется волей группы выборщиков либо реализуется через действующий избирательный орган. Существует два вида непрямых выборов: косвенные и многоступенчатые.

При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо.

В многоступенчатых выборах в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган; местный совет, парламент или одна из его палат (так избирается президент Италии, классической системой многоступенчатых выборов была система выборов в Советы, существовавшие в СССР).

3- Выборы также делятся на очередные и внеочередные.

Очередные– проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе (к примеру, срок полномочий американского президента – 4 года, французского президента – 7 лет).

Внеочередные – проводятся до истечения срока полномочий представительного органа или должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна – вакансия должности.

Внеочередные выборы, если это касается коллегиального органа (например, парламента), проводятся чаще всего в тех странах, где возможен досрочный роспуск парламента. Тогда после процедуры досрочного роспуска назначаются досрочные выборы и избирается новый состав парламента.

4 – выборы могут быть частичными и дополнительными.

Дополнительные выборы проводятся в зависимости от того, есть ли вакансия в коллегиальном органе. Проводятся в тех случаях, если кто-то выбывает из состава данного органа в силу болезни, смерти или добровольной отставки.

Частичные выборы – выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законом. Такие выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа (например, в США каждые 2 года переизбирается треть Сената США).

Праймериз – это предварительное голосование, как правило, в рамках одной партии. Праймериз проводится для того, чтобы выявить наиболее популярных у электората кандидатов от партии для основных выборов в какой-либо орган. Целью праймериз является выявление единственного кандидата и недопущение раскола голосов между членами партии на основных выборах. Праймериз были учреждены в США и проводятся там уже около 150 лет. Первичные выборы

Праймериз – это тип голосования, в котором выбирается единый кандидат от политической партии. Между выбранными кандидатами затем проходит обычное голосование. Смысл праймериз состоит в том, чтобы кандидаты от одной партии не «отбирали» друг у друга голоса в основных выборах, так как их электорат обычно близок. Проигравшие в праймериз иногда всё же участвуют в основных выборах, но как независимые кандидаты, без поддержки своей партии.

Промежуточные выборы, которые называются так потому, что они проводятся по четным годам в середине срока президентских полномочий, определяют, какая политическая партия будет контролировать две палаты Конгресса США в предстоящие два года.
В60.Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса (обязательные и возможные стадии).

Назначение выборов. Началом официальной избирательной кампа­нии является назначение даты выборов. Она может быть установлена конституцией. Например, в Коста-Рике выборы президента осуществля­ются раз в четыре года в первое воскресенье февраля. Аналогичный порядок, хотя сроки являются иными, установлен в Латвии, Мексике, США. В конституции может быть определена не дата, а условия выбо­ров: они проводятся после истечения срока полномочий данного органа или должностного лица (Болгария, Польша, Чехия), после роспуска представительного органа (через 20 дней в Великобритании). Однако и при этих условиях издается соответствующий акт о точной дате вы­боров. Дата назначается либо только одним органом (в Белоруссии — президентом, в Коста-Рике — Верховным избирательным трибуналом, в Испании — королем), либо разными органами в зависимости от того, какой орган или какое должностное лицо подлежит избранию. В Бол­гарии выборы президента назначаются парламентом, а выборы в пар­ламент — президентом.

Избирательные округа и избирательные участки. Избирательный округ — наиболее распространенная разновидность избирательных еди­ниц (при многостепенных выборах такими единицами могут стать ниже­стоящие представительные органы, при косвенных — избирательные коллегии). Избирательный округ объединяет избирателей определен­ной территории или коллектива для выборов одного или нескольких де­путатов. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парла­мент обычно определяются законом, иногда правительством (Италия), специальными комиссиями (Канада); по выборам в органы местного самоуправления — актами этих органов.

В зависимости от характера представительства избирательные окру­га бывают территориальными и производственными. Первые объединя­ют избирателей по месту жительства, вторые — по месту работы. Произ­водственные округа создавались в свое время в Польше и некоторых других странах, в настоящее время они существуют в Китае.

Существуют три основных вида территориальных округов: одноман­датные, многомандатные и общегосударственные. От одномандатного округа избирается один депутат в парламент или местный представительный орган (число выдви­нутых кандидатов может быть различным), от многомандатного округа избираются два и более депутата (иногда больше 10), национальный округ может включать всех депутатов парламента, но он может создаваться и для избрания части депутатов, остальные же избираются по одномандатным и многомандатным округам.

Избирательный участок — это пункт голосования, куда приходят избиратели, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчет поданных голосов. Остальные избирательные комиссии сумми­руют данные протоколов, полученных от участковых и нижестоящих избирательных комиссий. Избирательный участок охватывает обычно небольшое число жителей (на выборах в парламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящихся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкие избирательные участки.

Читайте также:
Преступная небрежность: что это такое, описание и особенности

Как правило, избирательный участок гораздо меньше избирательного округа, на территории округа располагается несколько, а иногда и мно­жество избирательных участков. Однако в небольших населенных пунк­тах при выборах органов местного самоуправления участок может охва­тывать несколько избирательных округов, которые включают кандида­тов, выдвинутых группами домов или улиц.

Избирательные органы — это обычно избирательные комиссии, в странах Латинской Америки — избирательные трибуналы, избиратель­ные советы, гражданский регистр (орган, который ведет списки избира­телей). Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов.

Избирательные комиссии и иные избирательные органы бывают по­стоянными (Испания) и временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия). Центральные комиссии, избирательные трибуналы, гражданский регистр действуют обычно на постоянной основе (изби­рательные трибуналы и регистр — всегда). Окружные и участковые комиссии, как правило, имеют временный характер.

Во многих странах центральная избирательная комиссия в качестве специального органа не создается, ее роль выполняет министерство внутренних дел (Великобритания, Италия, Франция и др.). В США вообще нет такой комиссии и ее не заменяет какой-либо орган. Вопросами выборов, в том числе в федеральные органы, ведают штаты, хотя есть федеральные законы, регулирующие некоторые стороны избирательной кампании, в том числе закон о федеральных выборах 1972 г.

Списки избирателей. По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования (например, в связи с командиров­кой), заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах, например в Сирии, нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что избиратель проголосовал. В некоторых других странах, где велика неграмотность и списки составля­ются не повсеместно, избиратель ставит свой отпечаток большого паль­ца, который затем окрашивается несмываемой в течение минимум неде­ли краской.

Избиратель, включенный в список, может в некоторых ситуациях получить удостоверение на право голосования, чтобы в случае отъезда проголосовать в другом избирательном участке. Чаще избирателю предоставляется право проголосовать досрочно, ибо в месте его временного пребывания будет баллотироваться другой кандидат. Обычно досрочное голо сование разрешается за одну-две недели до выборов. В этом случае избирательная комиссия вскрывает запечатанный конверт с бюллетенем i день выборов.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов (особенно это относится к президентским выборам), но официальное выдвижение и последующая регистрация кандидатов начинаются со дня, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе. После регистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе в большинстве стран со стороны государства. Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом, в соответствии с требованиями, предусмотренными для данной должности или для депутатского мандата.

Предвыборная агитация. В большинстве стран после регистрации кандидатов или опубликования их списка (Литва) им официально разре­шается вести предвыборную агитацию. Лишь в отдельных странах (Ру­мыния) это разрешается со дня объявления даты голосования или с опре­деленной даты до дня голосования (за 15 дней в Турции). Законодатель­ство зарубежных стран по-разному регулирует условия такой агитации, в одних странах довольно жестко, в других — мягче, но всегда закон определяет допустимые методы агитации, запрещая все другие. Закон регулирует начало и время окончания (обычно за сутки до дня выборов) предвыборной агитации, в ряде стран определяются даже места расклей­ки афиш и их количество, но наиболее детально регулируются вопросы использования средств массовой информации (периодической печати, радио, телевидения) и вопросы финансирования избирательной кампа­нии.

Голосование. Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочным, когда его волю реализуют другие лица — голосование по доверенности (в Германии, во Франции). Возможно голосование по почте (в Великобри­тании, в Германии, в Дании этой формой пользуются около 10% избира­телей). В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают офи­циальными (изготовленными государством) и неофициальными (во Франции, Швеции они печатаются партиями, но по форме, установлен­ной государством — избирательными комиссиями). В очень редких слу­чаях признается действительным и обычный лист бумаги, куда избира­тель вписал фамилии кандидатов собственноручно.

Контроль за проведением выборов осуществляется в разнообраз­ных формах избирательными комиссиями, общими судами, органами конституционной юстиции, в ряде стран — административными судами (в суд необходимо подать соответствующее заявление). Существует об­щественный контроль.

Дата добавления: 2022-04-25 ; просмотров: 358 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Иные типы избирательных систем

Различаются прямые и непрямые выборы. Под прямыми выборами подразумевается система, при которой глава государства, депутаты представительных и законодательных органов избираются непосредственно избирательным корпусом без каких-либо промежуточных инстанций. Например, в России на основе прямых выборов избираются депутаты органов местного самоуправления, законодательных органов субъектов Федерации, Государственной Думы, Президент РФ. По такой же системе избираются главы государств большинства президентских и смешанных президентско- парламентских режимов, члены сената и палаты представителей конгресса США, Национального собрания Франции, парламента Индии и т.д.

Непрямые выборы имеют две разновидности: косвенные и многостепенные. При косвенных выборах члены законодательного и представительного органа или глава государства избираются лицами, специально избранными для осуществления выборов в соответствующий орган.

В этом плане показательна специфика системы выборов президента США. Здесь формально избиратели прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Партийные организации 50 штатов и федерального округа Колумбия предоставляют имена кандидатов соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Их количественный состав известен заранее. Число выборщиков от каждого из 50 штатов равно общему числу сенаторов и депутатов палаты представителей в конгрессе. Выборщики выступают в качестве партийных агентов, обязанных морально и политически поддерживать кандидата своей партии.

Читайте также:
Обмен ассортиментный: что это такое, описание и особенности

Из двух списков, республиканцев и демократов, избиратели должны выбрать один. Результаты голосования на этом этапе определяются формулой «победитель получает все», т.е. кандидат той партии, за которую проголосовало избирателей больше, чем за любую другую, получает все голоса выборщиков.

Таким образом, граждане США избирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают президента страны. Если жители штата проголосовали, например, за демократов, то выбирать президента будут выборщики-демократы. И хотя ни Конституция США, ни федеральные законы не содержат требования голосовать в соответствии с волеизъявлением избирателей, выборщики практически всегда голосуют за своего кандидата.

В том случае, если ни один из кандидатов не наберет больше половины голосов или их голоса разделятся поровну, президента избирает палата представителей, а значит, между волеизъявлением народа и выявлением победителя оказывается еще одна ступень. Такая процедура избрания использовалась дважды: в 1800 г. по решению нижней палаты президентом стал Т. Джефферсон, в 1824 г. — Дж. Адамс.

В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган, который затем уже сам избирает орган иного уровня. Например, в Венгрии граждане избирают членов районных советов, которые затем выбирают членов областных советов. В КНР также члены некоторых местных представительных органов избираются на основе многостепенных выборов.

Показателен пример Индии, согласно Конституции которой депутатов нижней палаты парламента (544 человека) Лок Сабха (Lok Sahha) избирают по одномандатным округам. Однако верхняя палата парламента Совет штатов (Rajya Sahha) так же, как и соответствующие верхние палаты штатов, косвенно избирается членами законодательных собраний штатов.

По этой же схеме, как уже указывалось в предыдущих главах, избираются главы многих государств с парламентской формой правления.

Специфической формой избирательной активности является референдум — особый тип всенародного голосования, объектом которого является не кандидат, а некий важный государственный вопрос, требующий выяснения мнения всей страны. Первый референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии. Референдум называется конституционным, если с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней, или законодательным, если предмет референдума — проект акта текущего законодательства.

На общенациональный референдум глава государства или парламент выносят, например, такие вопросы, как принятие конституции, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международные организации, присоединение к международным соглашениям и т.д.

Референдум может проводиться и в отдельных регионах но таким проблемам местного значения, как введение дополнительного налога, поступающего в городской бюджет, проект застройки нового квартала, строительство автомагистрали и т.п. Особенно широкое распространение местные референдумы получили в США и Швейцарии.

Принятым на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство участвовавших в нем граждан. В настоящее время конституции многих государств предусматривают возможность или обязательность проведения референдумов.

Практика выявила слабые стороны референдума как способа принятия решений: велико число тех, кто не участвует в голосовании, решение нередко принимается незначительным большинством голосов, общественное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже не будут отвечать настроениям большей части общества.

Основы избирательного права

Основы избирательного права и избирательного процесса

1. Что такое избирательное право?

С проблемой выбора человек сталкивается каждый день, каждый час, каждую минуту. Часто бывает, что даже простые житейские вопросы ставят нас в тупик, и мы не знаем, что выбрать. А что уж говорить о политике!

Политический выбор – это всегда раздумья, поиск новых доводов и аргументов. Политический выбор – это степень нашей готовности мыслить по-государственному, это умение отличить истинного государственного деятеля от резвого политика, ринувшегося «во власть» только ради собственной наживы. Задумайтесь: чем отличается политик от государственного деятеля? По мнению Уинстона Черчилля, видного британского политического деятеля, «политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение».

С момента совершеннолетия право выбирать станет и вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданским долгом. Помните о том, что «плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании» (Д. Натан).

Часто люди жалуются на то, что тот или иной депутат не справляется с возложенной на него ответственностью, не помогает людям справиться с проблемами! А если люди не ходили на выборы, то они его не выбирали! Тогда предъявлять к нему какие-либо претензии безосновательно.

Быть избирателем – сложная и ответственная задача. Ведь только участвуя в политической жизни, мы можем действительно изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону.

Итак, избирательное право – это, с одной стороны, совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов в представительные органы, а с другой право граждан избирать (с 18 лет) и быть избранным (с 21 года) в органы государственной власти и органы местного самоуправления (с 18 лет).

Избирательные права граждан закреплены в Конституции Российской Федерации :

Статья 1. Часть 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Единственный источник власти в России – народ. Власть выражена, прежде всего, в праве избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) . Участвуя в выборах, народ не передает своим избранникам суверенитет, закрепленный за ним Конституцией Российской Федерации, так как он не отчуждаем, а делегирует право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Читайте также:
Общеобразовательное учреждение: что это такое, описание и особенности

Основным законом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Помимо этого закона проведение выборов каждого уровня (например, выборов Президента Российский Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Саратовской областной Думы, депутатов органов местного самоуправления) регулируется специальными законами, как федеральными, так и областными.

Избирательное право содержит немало юридических терминов, отражающих многообразие норм права, регулирующих выборный процесс.

Например, мажоритарная избирательная система. В переводе на русский язык французское слово «majorite» означает «большинство». Поэтому мажоритарная система – это способ определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей (абсолютное – если получено 50 % голосов избирателей плюс один голос, как, например, на выборах Президента Российский Федерации, или относительное – победа остается за тем претендентом, у которого оказалось больше голосов, чем у каждого другого претендента в отдельности).

Наряду с мажоритарной системой существует и действует пропорциональная избирательная система. Эта система предназначена для распределения мандатов между кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, при проведении выборов в представительные органы. Избиратели голосуют за список кандидатов одной из партий. Причем, количество мандатов здесь определяется пропорционально количеству полученных голосов, поданных за кандидатов от каждой партии или иного избирательного объединения (если они прошли определенный процентный барьер, установленный соответствующим законом.

При мажоритарной системе выборов в представительный орган проходит тот кандидат, который набрал в одномандатном округе большинство голосов. Избиратели в данном случае голосуют не за список кандидатов, а за конкретного человека, которого они, как правило, знают.

Вместе с тем принято считать, что пропорциональная система является более прогрессивной, поскольку здесь доступ в парламент определяется избирательными объединениями в установленном законом порядке, без жесткости предвыборной конкуренции, неизбежной при мажоритарной системе.

Президент Российской Федерации избирается по мажоритарной системе сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по пропорциональной системе сроком на 5 лет.

Существует также смешанная избирательная система , при которой часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а часть – по мажоритарной, как, например, в Саратовской областной Думе. Так, 22 из 45 депутатов Саратовской областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, остальные 23 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

2. Принципы избирательного права

Выборы в России проводятся в соответствие со следующими принципами: свободные, всеобщие, прямые, равные, альтернативные при тайном голосовании.

Что означает свободные выборы ? Избирать, участвовать в голосовании, избираться – это право, а не обязанность. Никакие меры ответственности за неучастие в выборах не применяются. Однако если право существует, им нужно пользоваться. Ведь если вы не придете голосовать, то это значит, что решение за вас будут принимать другие.

Что значит всеобщие выборы ? Это означает, что граждане Российской Федерации, достигшие установленного законом возраста, автоматически приобретают право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, происхождения и т. д. Исходя из этого принципа, все избиратели, достигшие 18 лет, включаются в список избирателей на своем участке и им фактически предоставляется возможность без каких-либо препятствий проголосовать.

Что значит прямые выборы ? Это означает, что избиратели сами непосредственно голосуют за кандидатов, списки кандидатов, которым отдают свои предпочтения.

Что значит равные выборы ? Это значит, что каждый избиратель имеет один голос и голос каждого расценивается одинаково.

Что значит альтернативные ? Это значит, что избирателю предоставляется право выбрать из нескольких кандидатов или избирательных объединений.

Что значит тайное голосование ? Это значит, что вам гарантируется тайна вашего выбора. Никто не вправе повлиять на ваше волеизъявление или применить к вам какие-либо меры ответственности за сделанный выбор. Чтобы обеспечить тайну голосования на избирательных участках применяются различные средства от классических – кабины для голосования до сверхновых – электронные комплексы для голосования.

3. Система избирательных комиссий

Выборы не проходят сами собой – их организуют. Для этого формируются избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляя подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обеспечивают защиту избирательных прав граждан; обеспечивают информирование избирателей о ходе избирательной кампании, о сроках и порядке избирательных действий (о месторасположении избирательного участка, дате и времени проведения голосования), о кандидатах; рассматривают поступившие к ним обращения на нарушение закона, проводят проверки по данным обращениям. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально, открыто и гласно.

В законодательстве предусмотрены следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации находится в Москве, состоит из 15 членов комиссии с правом решающего голоса, которые избирают Председателя. Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является Владимир Евгеньевич Чуров.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации состоят из 10-14 членов с правом решающего голоса. Так, Избирательная комиссия Саратовской области состоит из 14 членов с правом решающего голоса. Срок полномочий Избирательной комиссии Саратовской области составляет 5 лет. Располагается комиссия по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116.

Избирательная комиссия Саратовской области имеет свой сайт в сети Интернет – www . saratov . izbirkom . ru , на страницах которого можно следить за ходом избирательных кампаний, получать информацию о деятельности Комиссии (в том числе ознакомиться с постановлениями комиссии, получить информацию о проводимых Комиссией конкурсах), задать свой вопрос и получить на него ответ.

Избирательные комиссии муниципальных образований являются муниципальными органами и не входят в структуру органов местного самоуправления. Эти комиссии могут формироваться представительными органами муниципальных образований. Полномочия избирательных комиссий муниципальных образований могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии.

Окружные избирательные комиссии могут формироваться на период проведения избирательных кампаний, причем при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Читайте также:
Легитимационная система: что это такое, описание и особенности

Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе, срок их полномочий составляет 5 лет. Так, в Саратовской области действуют 47 территориальных избирательных комиссий муниципальных районов и районов г. Саратова, которые организуют и проводят выборы на соответствующей территории.

Территориальная избирательная комиссия Екатериновского муниципального района находится по адресу: р.п.Екатериновка, ул. 50 лет Октября, 90, комната №8, телефон 2-23-65.

Участковые избирательные комиссии формируются на 5 лет на основе поступивших предложений от политических партий, иных общественных объединений, представительного органа муниципального образования, групп избирателей. Они информируют население об адресе своего местонахождения, номере телефона, времени работы, а также о дне, времени и месте голосования, уточняют список избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосования, выдают открепительные удостоверения, организуют голосование на избирательном участке, проводят подсчет голосов, передают протокол об итогах голосования в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Избирательные комиссии являются независимыми от государственных органов и органов местного самоуправления. Они не относятся ни к одной из трех ветвей власти.

Основные стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов:

В этот период назначается дата выборов. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации.

Выборы Президента Российский Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. День голосования – второе воскресенье месяца, в который проводилось голосование на предыдущих выборах Президента страны.

Выборы депутатов Саратовской областной Думы назначает действующий депутатский корпус регионального парламента.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» едиными днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления являются второе воскресенье сентября года, в который истекают полномочия указанных органов, депутатов указанных органов.

Решение о назначении выборов публикуется в средствах массовой информации.

Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ. Избирательный округ – территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

На данном этапе ведется полная (сплошная) проверка всей базы данных избирателей. Списки избирателей составляют избирательные комиссии на основании сведений, представленных главами администраций соответственно уровню выборов (города Саратова, муниципальных районов области, городских, сельских поселений) .

Основанием для включения гражданина в список избирателей является достижение им 18-летия и факт его проживания на территории избирательного участка в пределах избирательного округа. Если человек находится за пределами избирательного участка, в списки которого он вносится по месту его жительства, он может получить открепительное удостоверение в территориальной или участковой избирательной комиссии и проголосовать на том участке, на котором он будет находится в день выборов, если такой участок находится в пределах избирательного округа. Так, на выборах Президента Российской Федерации, избиратели могут голосовать по открепительному удостоверению не только по месту своего жительства, но и в любой другой части страны, а вот на выборах органов местного самоуправления городского поселения (например, города Энгельса) только в пределах города.

2. Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидат может выдвинуться непосредственного, либо в составе соответствующего списка кандидатов.

Непосредственное выдвижение осуществляется кандидатом путем самовыдвижения, либо выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе соответствующего списка кандидатов может быть осуществлено только избирательным объединением.

К избирательным объединениям, в зависимости от уровня выборов, могут относится политические партии, а также иные общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах.

Основаниями для регистрации кандидатов являются:

  • наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, избирательного объединения;
  • решение о выдвижении кандидатов политической партией, которая представлена в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а на выборах регионального и местного значения – также и в Саратовской областной Думе.

3. Предвыборная агитация и финансирование выборов

Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в день голосования и предшествующий ему день запрещается. Это так называемый «день тишины».

Партии и кандидаты сами определяют формы и методы своей агитации. Это могут быть как различные печатные агитационные материалы, сюжеты на телевидении и радио, агитационные материалы в печатных средствах массовой информации, так и различные публичные акции, собрания, митинги, шествия и т.п.

Вы должны знать, что законом запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, использовать их изображения и высказывания в агитационных материалах.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов.

Из чего складываются избирательные фонды?

Эти фонды формируются из собственных средств кандидатов, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, средств избирательных объединений. Причем сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в обязательном порядке направляются в СМИ для опубликования.

4. Голосование и подведение итогов

Голосование на выборах проходит в выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законом, как правило, с 08.00 до 20.00 часов.

Как же могут реализовать свое активное избирательное право граждане, которые работают в день голосования и не имеют возможности прийти на избирательный участок в определенный законом промежуток времени?

Законами о соответствующих выборах может быть предусмотрена возможность увеличения времени голосования, а также проведение досрочного голосования для избирателей, находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях.

Избиратель при предоставлении паспорта или документа, его заменяющего, получает бюллетень – документ с именами кандидатов (наименованиями избирательных объединений), заходит в кабинку один (чтобы не допустить чьего-либо наблюдения или влияния), проставляет любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, наименования избирательного объединения и, выйдя из кабинки, опускает бюллетень в ящик для голосования. Избиратель должен сам определить, программа какой партии, какого кандидата, больше всего соответствует его взглядам. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Исключение составляют граждане с ограниченными физическими возможностями. Сопровождающему лицу разрешается помогать им заполнять бюллетень.

Любой гражданин имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного, если сочтет, что при заполнении допустил ошибку.

По окончании времени голосования члены участковой избирательной комиссии подводят итоги голосования и заносят их протокол. Затем предоставляют протоколы вышестоящим избирательным комиссиям, которые суммируют данные по всем избирательным участкам. После этого вышестоящая по уровню выборов комиссия (на выборах депутатов областной Думы – это избирательная комиссия Саратовской области) определяет результаты выборов, которые публикуются в официальных средствах массовой информации для ознакомления с ними всех граждан.

Право. 10 класс

Конспект урока

Урок №15. Избирательные системы и их виды

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое избирательная система?

2. Что лежит в основе избирательного процесса?

Глоссарий по теме:

Избирательная система – совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.

Активное избирательное право право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

Пассивное избирательное право право быть избранным.

Ценз специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами.

Референдум проведение тайного голосования по утверждению или не утверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

Ключевые слова: Избирательная система; избирательное право; активное избирательное право; пассивное избирательное право; избирательный ценз; избирательный процесс; тайное голосование; прямые выборы; референдум.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 150-167 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое избирательная система, избирательный процесс

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов избирательной системы РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Основными принципами избирательной системы РФ являются: всеобщность, равенство, тайное голосование, прямые выборы, обязательность и периодичность проведения выборов

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующих типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

  1. Мажоритарная избирательная система

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного большинства.

Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований.

  1. Пропорциональная избирательная система

Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер.

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

  1. Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу.

Избирательный процесс это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс включает в себя следующие стадии:

1) Назначение выборов;

2) Составление списков избирателей;

3) Образование избирательных округов и избирательных участков;

4) Создание избирательных комиссий;

5) Выдвижение кандидатов и их регистрация;

6) Предвыборная агитация;

8) Подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ – представительный орган этого субъекта России только на календарный выходной день, но не на праздничный.

Решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

В государстве Ч. принят закон о выборах. Найдите в приведенном списке факты, которые свидетельствуют об утверждении в государстве мажоритарной избирательной системы. Запишите цифры, под которым они указаны.

1) Установлено всеобщее, равное, прямое и избирательное право

2) Баллотироваться могут только члены политических партий и независимые кандидаты – граждане данного государства

3) Депутаты нижней палаты парламента должны получить большинство голосов избирателей в своем избирательном округе

4) Выборы главы государства и парламента осуществляются регулярно и обязательно на альтернативной основе

5) Установлен семипроцентный избирательный барьер

6) Проводятся выборы местного самоуправления

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы избирательной системы и их содержание

избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц

одинаковая для каждого гражданина возможность быть субъектом права, избирать и быть избранным, осуществлять необходимые избирательные действия

гражданин, достигший 18-ти летнего возраста, вправе избирать, участвовать избирательных действиях, а по достижении возраста, быть избранным

выборные лица избираются непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции

Соотнесите виды избирательных систем и их содержание.

Места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов

Часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе

в выборах участвуют отдельные граждане, как выдвинутые партией, так и беспартийные, избранным считается тот, за кого было подано больше голосов

Умысел и его виды

Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и его последствиям. Различные предусмотренные законом сочетания интеллекту­ального и волевого элементов образуют две формы вины — умысел и неосторожность, описанные в ст. 25 и 26 УК РФ, относительно которых вина является родовым понятием. Признать лицо винов­ным — значит установить, что оно совершило преступление либо умышленно, либо по неосторожности.

Виды умысла

1. В зависимости от психологического содержания:

  • прямой;
  • косвенный.

2. В зависимости от момента возникновения преступного намерения:

  • заранее обдуманный;
  • внезапно возникший.

3. В зависимости от степени определенности представлений субъекта о важнейших фактических и социальных свойствах со­вершаемого деяния:

  • определенный (конкре­тизированный);
  • неопределенный (неконкретизированный).
Прямой умысел

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опас­ность своего действия (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последст­вий и желало их наступления (ч. 2 ст. 25 УК РФ).

Осознание общественно опасного характера совершаемого деяния и предвидение его общественно опасных последствий ха­рактеризуют процессы, протекающие в сфере сознания, и поэто­му образуют интеллектуальный элемент прямого умысла, а желание наступления указанных последствий относится к волевой сфере психической деятельности и составляет волевой элемент прямого умысла.

Осознание общественно опасного характера совершаемого деяния означает понимание его фактического содержания и об­щественного значения. Оно включает представление об объекте преступления, о содержании действия (бездействия), посредст­вом которого осуществляется посягательство, а также о тех фак­тических обстоятельствах (время, место, способ, обстановка), при которых происходит преступление.

Предвидение — это мысленное представление виновного о том вреде, который причинит его деяние общественным отношени­ям, поставленным под защиту уголовного закона. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 25 УК РФ) прямой умысел характеризуется предвидением возможности или неизбежности наступления об­щественно опасных последствий.

Волевой элемент прямого умысла, характеризующий направ­ленность воли субъекта, определяется в законе как желание на­ступления общественно опасных последствий.

Желание — это воля, мобилизованная на достижение цели, это стремление к определенному результату. Оно может иметь раз­личные психологические оттенки. Как признак прямого умысла желание заключается в стремлении к определенным последстви­ям, которые могут выступать для виновного в качестве:

  • конеч­ной цели (убийство из ревности, мести);
  • промежуточного этапа (убийство с целью облегчить совершение другого преступления);
  • средства достижения цели (убийство с целью получения на­следства);
  • необходимого сопутствующего элемента деяния (взрыв автомобиля, в котором помимо намеченной жертвы нахо­дятся и другие лица).
Косвенный умысел

Косвенный умысел в соответствии с законом (ч. 3 ст. 25 УК РФ) имеет место, если лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своего действия (или без­действия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, и хотя и не желало , но сознательно допус­кало их либо относилось к ним безразлично .

Осознание общественно опасного характера деяния при кос­венном умысле по существу не отличается от соответствующего элемента прямого умысла. Но характер предвидения обществен­но опасных последствий неодинаков при прямом и при косвен­ном умысле.

Предвидение лишь возможности ( но не неизбежности ) наступления общественно опасных последствий — единственно возможный вариант содер­жания данного признака косвенного умысла. При этом субъект предвидит возможность наступления таких последствий как ре­альную, считает их закономерным результатом развития причин­ной связи именно в данном конкретном случае.

Итак, интеллектуальный элемент косвенного умысла характе­ризуется осознанием общественной опасности совершаемого деяния и предвидением реальной возможности наступления об­щественно опасных последствий.

Волевой элемент косвенного умысла характеризуется в законе как отсутствие желания, но сознательное допущение обществен­но опасных последствий либо безразличное к ним отношение (ч. 3. ст. 25 УК РФ). Виновный не стремится причинить общест­венно опасные последствия. Однако подчеркнутое законодателем отсутствие желания причинить вредные последствия нельзя по­нимать как их активное нежелание, как стремление избежать их наступления. Наоборот, сознательное допущение означает, что ви­новный вызывает своими действиями определенную цепь собы­тий и сознательно (осмысленно, намеренно) допускает развитие причинно-следственной цепи, приводящее к наступлению обще­ственно опасных последствий.

Волевое содержание косвенного умысла может проявиться и в безразличном отношении к наступлению общественно опасных по­следствий. В этом случае субъект совершает преступление, что называется «не задумываясь» о последствиях совершаемого дея­ния, хотя возможность их причинения представляется ему весьма реальной.

Косвенный умысел невозможен:

  • при совершении преступле­ний с формальным составом;
  • в преступлениях, состав которых включает специальную цель деяния;
  • при покушении на преступ­ление и приготовлении к преступлению;
  • при сознании неизбеж­ности наступления общественно опасных последствий;
  • в действиях организатора, подстрекателя и пособника.

Строгое разграничение обоих видов умысла необходимо для правильного применения ряда уголовно-правовых институтов (приготовление, покушение, соучастие и др.), для квалификации преступлений, законодательное описание которых предполагает только прямой умысел, для определения степени вины, степени общественной опасности деяния и личности виновного, а также для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел

Помимо деления умысла на виды в зависимости от особенно­стей их психологического содержания, теория и практика уголов­ного права знают и иные классификации видов умысла. Так, по моменту возникновения преступного намерения умысел подраз­деляется на заранее обдуманный и внезапно возникший.

Заранее обдуманный умысел характерен тем, что намерение со­вершить преступление осуществляется через более или менее зна­чительный промежуток времени после его возникновения. Зара­нее обдуманный умысел, свидетельствующий об особом коварст­ве виновного или об изощренности способов достижения преступной цели, существенно опаснее внезапно возникшего умысла.

Внезапно возникшим является такой вид умысла, который реа­лизуется в преступлении сразу же или через незначительный про­межуток времени после его возникновения. Внезапно возникший умысел может быть простым или аффектированным.

Простым внезапно возникшим умыслом называется такой умысел, при котором намерение совершить преступление воз­никло у виновного в нормальном психическом состоянии и было реализовано сразу же или через незначительный промежуток вре­мени после возникновения.

Аффектированный умысел характеризует не столько момент, сколько психологический механизм возникновения намерения совершить преступление. Поводом к его возникновению являют­ся неправомерные или аморальные действия потерпевшего в от­ношении виновного или его близких. Они внезапно или под влиянием длительной психотравмирующей ситуации вызывают у субъекта сильное эмоциональное волнение, существенно за­трудняющее сознательный контроль над волевыми процессами. Этим и обусловлено смягчение наказания за преступление, со­вершенное с аффектированным умыслом (например, за убийст­во – ст. 107УК РФ).

Определенный или неопределенный умысел

В зависимости от степени определенности представлений субъекта о важнейших фактических и социальных свойствах со­вершаемого деяния умысел может быть определенным (конкре­тизированным) или неопределенным (неконкретизированным).

Определенный (конкретизированный) умысел характеризуется наличием у виновного конкретного представления о качествен­ных и количественных показателях вреда, причиняемого деяни­ем. Если у субъекта имеется четкое представление о каком-то одном индивидуально-определенном результате, умысел является простым определенным.

Альтернативный умысел — это такая разновидность определен­ного умысла, при котором виновный предвидит примерно одина­ковую возможность наступления двух или большего числа индиви­дуально-определенных последствий. Преступления, совершаемые с альтернативным умыслом, следует квалифицировать в зависи­мости от фактически причиненных последствий.

Неопределенный (неконкретизированный) умысел характеризуется тем, что у виновного имеется не индивидуально-определен­ное, а обобщенное представление об объективных свойствах дея­ния, т.е. он осознает только его видовые признаки. Например, нанося сильные удары ногами по голове, груди и животу, винов­ный предвидит, что в результате будет причинен вред здоровью потерпевшего, но не осознает размера этого вреда, т.е. степени тяжести телесных повреждений. Подобное преступление следует квалифицировать как умышленное причинение того вреда здоро­вью, который фактически наступил.

Прямой умысел

Умысел — одна из форм вины, противопоставляемая неосторожности. В административном праве, а также в уголовном законодательстве некоторых стран, виновным может быть признано даже юридическое лицо. В уголовном праве умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению [1] .

Умышленная форма вины наиболее распространена в законе и на практике (до 90 % деяний) [2] .

В уголовном праве в зависимости от особенностей психического содержания выделяют прямой и косвенный умысел.

Содержание

Прямой умысел

При прямом умысле лицо сознаёт общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит реальную возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент). Лицом должна осознаваться общественная опасность деяния, то есть, его объективная способность нанести вред принятым в данном обществе ценностям [2] . Лицо должно иметь представление о характере преступных последствий, которые могут наступить в результате его деяния, они должны быть отражены в его сознании в идеальной форме либо как единственное закономерное следствие его действий, либо как одно из возможных следствий [3] .

Некоторые авторы (А. А. Пионтковский, И. М. Тяжкова) включают в интеллектуальный момент прямого умысла также понимание виновным противоправности совершаемого деяния [4] . Осознание противоправности является необходимым, когда его необходимость прямо предусмотрена законом (например, в УК РФ предусмотрен состав ст. 169, который предусматривает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землёй) [5] .

Желание наступления последствий означает стремление виновного достичь определённого преступного результата, который может играть для него роль конечной или промежуточной цели действий, средства достижения цели, либо неизбежного побочного результата [3] .

Преступления с формальным составом, а также деяния, включающие указание на специальную цель деяния, покушение и приготовление к преступлению, действия организатора, подстрекателя и пособника преступления совершаются только с прямым умыслом [6]

Косвенный умысел

При косвенном умысле интеллектуальный момент тот же, что и в прямом, однако виновный предвидит не закономерную неизбежность, а лишь реальную возможность наступления последствий в данном конкретном случае. С точки зрения волевого элемента виновный не желает, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично. Наступление данного общественно опасного последствия является своего рода «побочным эффектом» действий виновного, наступление которого он готов допустить для достижения своей главной цели [7] . Эта главная цель может также быть преступной, в таком случае виновный привлекается к ответственности за два преступления: совершённое с прямым умыслом и совершённое с косвенным [8] .

«Сознательное допущение» общественно опасных последствий означает, что виновный рассчитывает на то, что данные последствия каким-то образом будут предотвращены; при этом какие-либо реальные факторы, способные предотвратить их наступление, отсутствуют, виновный не предпринимает каких-либо действий, направленных на недопущение наступления последствий.

Деление умысла на косвенный и прямой имеет значение при наступлении в результате совершения преступления вреда меньшего, чем предполагался или допускался виновным. При прямом умысле на причинение более тяжкого вреда, чем реально наступил, содеянное оценивается как покушение на причинение более тяжкого вреда. При косвенном умысле квалификация осуществляется по фактически наступившим последствиям [9] .

Умысел в формальных составах преступлений

В связи с тем, что в уголовном законе конструкция некоторых составов преступлений носит формальный характер, то есть не включает в себя обязательного наступления конкретизированных общественно опасных последствий, возникает вопрос о том, должен ли охватываться умыслом виновного причиняемый такими преступлениями преступный вред. На него в теории уголовного права даётся положительный ответ, поскольку в такой ситуации желание или допущение наступления определённых последствий означает осознание общественной опасности деяния; если виновный не желает или сознательно не допускает наступления последствий, это исключает осознание им общественной опасности деяния [10] .

Осознание противоправности деяния как признак умысла

Следует также отметить, что во многих государствах основным интеллектуальным элементом умысла считается осознание не общественной опасности деяния, а его противоправности. Отмечается, что категория «общественная опасность» была введена в содержание вины лица в 1920—1940 годах в российском уголовном праве с целью воспрепятствовать уходу от уголовной ответственности «врагов народа» (которые могут сослаться на незнание законов) и «малосознательных элементов» (которые законов не знают). В праве других государств такое определение интеллектуального момента умысла практически не встречается, вместо общественной опасности в его состав включается противоправность деяния [11] .

Иные виды умысла

По моменту возникновения преступного намерения выделяют заранее обдуманный и внезапно возникший умысел. При заранее обдуманном умысле имеется временной разрыв между возникновением преступного намерения и реальными действиями, направленными на его осуществление. Совершение преступления с заранее обдуманным умыслом может свидетельствовать как о решительности субъекта, связанной с достижением преступной цели, о тщательности продумывания и планирования преступления с целью облегчить его совершение избежать уголовной ответственности, так и о внутренних колебаниях субъекта, отсутствии у него твёрдой убеждённости в возможности нарушения уголовного закона, поэтому заранее обдуманный умысел может свидетельствовать как о повышенной, так и о пониженной общественной опасности деяния [12] .

Внезапно возникший умысел имеет место, когда преступное намерение реализуется сразу после его возникновения. Внезапно возникший умысел может быть простым или аффектированным. Простой внезапно возникший умысел возникает в нормальном психическом состоянии и реализуется практически сразу после возникновения. Аффектированный внезапно возникший умысел возникает под воздействием неправомерных или аморальных действий потерпевшего, вызвавших у виновного сильное эмоциональное волнение, он является основанием для смягчения ответственности [13] .

В зависимости от степени определённости представлений субъекта о последствиях умысел может быть определённым, альтернативным и неопределённым [14] . Определённый или конкретизированный умысел подразумевает, что у виновного имеются чёткое представление о причиняемом вреде, о его количественных и качественных характеристиках. Альтернативный умысел имеется, когда виновный предвидит одинаковую возможность наступления двух и более различных последствий. Неопределёный (неконкретизированный) имеет место, когда у виновного имеется лишь обобщённое представление о свойствах деяния (например, нанося удар ножом, виновный понимает, что причинит вред жизни и здоровью, однако может не иметь представления о том, какова будет его конкретная тяжесть). Если умысел являлся альтернативным или неопределённым, преступление квалифицируется в зависимости от фактически наступивших общественно опасных последствий.

Что такое умысел и его виды простыми словами с примерами

При ознакомлении с наукой уголовного права все сталкиваются с понятием «умысел». Казалось бы, его довольно просто понять, но здесь есть свои особенности, которые важно учитывать, так как они напрямую влияют на классификацию правонарушений. Рассмотрим что такое умысел и его виды.

Понятие умысла

УК РФ говорит о том, что умысел – это умышленная вина гражданина, который осознает общественную опасность, причиняемую его действиями или бездействием. То есть гражданин осознает причинно-следственную связь между своим поступком (или отсутствием такового) и последствиями, которые из-за данного деяния произойдут.

Признаки

Промежуточная величина воли, ограниченная осознанным выбором, признается желанием, которое является признаком умысла. Характеризуется действием в отношении чего-либо или овладению чем-либо. Итогом деяний преступника признается уголовно наказуемое последствие, считающееся признаком преступных действий.

Здесь главенствующую роль играют мотив и цель, которые определяют сознание намеренных проступков, помогающих достичь конечного результата.

Под желанием наступления негативных последствий подразумевают:

  1. Причиненный вред обществу – это конечная цель деяний преступника.
  2. Причиненный вред обществу может быть промежуточным этапом, являющимся средством достижения цели, при котором либо наступает уголовная ответственность, либо нет.

Понимание сути совершения запрещенных законом действий означает осознание происходящего. Состоит из получения определенной выгоды, после преступных посягательств.

Являясь признаком умышленных деяний, желание определяется, как стремление достичь определенного итога, который выражается определенными событиями:

  • завершенности деяний;
  • половинчатого положения при достижении итога действий;
  • инструментов для достижения желаемого результата.

Иными словами, преступник знает объект и то, что необходимо сделать. То есть, субъект осознано направляет свои действия для достижения конкретных благ, нанося вред существующим общепринятым гражданским отношениям в обществе.

Осознание этого не влечет специальных доказательств по уголовным делам, так как отдельно взятый человек способен дать оценку своим действиям, зная общественный уклад и общепринятые нормы нравственного поведения.

Понимание опасности действий для общества не нужно сравнивать с пониманием их противоправного характера в связи с защитой уголовным законодательством. Преступники, как правило, совершают свои деяния осознано и дают себе отчет об их противоправности.

Предвидеть – это значит ожидать свершение определенных фактов, которые состоятся через некоторое время. Опасные итоги своих преступных деяний субъект предвидит, как и ущерб общепринятым нормам, находящимся под защитой уголовного законодательства.

В предвидение при прямом умысле входит:

  1. Осознание того, что потерпевший понесет какой-либо реальный и значимый урон.
  2. Осознание того, что вред будет причинен именно общественному укладу.
  3. Предвидение результата в зависимости от совершенных действий.

В понятие входит результат каких-либо преступных событий, которые состоятся через определенный промежуток времени, при этом такие события будут опасны для общества.

Исполнитель этих действий уверен в их фактическом исполнении. На подсознательном уровне осознает результат преступления, как уже совершенного и поэтому уверен в их неизбежности. Только в некоторых эпизодах итог преступных деяний считается не неизбежным, а фактически исполнимым. Это осуществимо, когда преступные действия в одинаковом соотношении вызывают различные результаты.

Умышленное преступление – это действие, которое было спланировано, подготовлено и непосредственно совершено. Виновность умышленных деяний либо неосторожных действий считается обязательным для привлечения лица по уголовному законодательству. По каждому факту необходимо определять конкретную разновидность вины, установленную законом. За совершение умышленных преступных действий наказание за преступление по неосторожности не применяется.

Уголовное законодательство России характеризует намеренное преступление, как запрещённое деяние, так как действия лица являются опасными для других граждан или государства.

Субъективной стороной преступных деяний является психологическая составляющая, побуждающая к совершению противоправных действий.

Определение субъективных признаков таких действий подразумевает:

  • наличие объекта преступления;
  • мотивацию;
  • эмоциональный фактор;
  • виновность.

Под виной понимают психическую составляющую, которой руководствуется субъект, совершая опасные для общества действия, зная, к чему это может привести.

Виды умысла

Выделяют два вида, которые приняты и закреплены в законодательствах почти всех стран мира. Поговорим о различиях между ними и их особенностях.

Прямой

Этот вид умысла характеризуется следующим образом: гражданин знает о негативных последствиях своего поступка, хочет их и сознательно допускает.

Желание наступления – это стремление личности достичь поставленной преступной цели, которая противоречит нормам морали, а также положениям закона.

Все преступления и покушение на их совершение или простое приготовление к этому могут иметь место с этим видом умысла.

Косвенный

Косвенный умысел в уголовном праве отличается от прямого тем, что гражданин сознательно допускает возможность появления общественно опасных последствий своего поступка, но не хочет их. Также он может просто равнодушно относиться к тому, как его действия будут трактоваться по закону.

Некоторые исследователи даже называют такие преступления «с побочным эффектом”, так как иногда человек может отдавать себе отчет в своих поступках, но не желать их реализации в полной или частичной мерах.

Он просто, что называется, полагается на случай или судьбу, при этом ничего не предпринимает для предотвращения опасных последствий своих действий и не желает их наступления.

Иногда такое деяние может служить какой-то главной, но тоже противоправной цели. Тогда речь может идти о назначении наказаний за два правонарушения с обеими формами вины.

Классификация самого злодеяния в этом конкретном случае исходит из того размера ущерба, который имел место.

Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел

Помимо деления умысла на виды в зависимости от особенно­стей их психологического содержания, теория и практика уголов­ного права знают и иные классификации видов умысла. Так, по моменту возникновения преступного намерения умысел подраз­деляется на заранее обдуманный и внезапно возникший.

Заранее обдуманный умысел характерен тем, что намерение со­вершить преступление осуществляется через более или менее зна­чительный промежуток времени после его возникновения. Зара­нее обдуманный умысел, свидетельствующий об особом коварст­ве виновного или об изощренности способов достижения преступной цели, существенно опаснее внезапно возникшего умысла.

Внезапно возникшим является такой вид умысла, который реа­лизуется в преступлении сразу же или через незначительный про­межуток времени после его возникновения. Внезапно возникший умысел может быть простым или аффектированным.

Простым внезапно возникшим умыслом называется такой умысел, при котором намерение совершить преступление воз­никло у виновного в нормальном психическом состоянии и было реализовано сразу же или через незначительный промежуток вре­мени после возникновения.

Аффектированный умысел характеризует не столько момент, сколько психологический механизм возникновения намерения совершить преступление. Поводом к его возникновению являют­ся неправомерные или аморальные действия потерпевшего в от­ношении виновного или его близких. Они внезапно или под влиянием длительной психотравмирующей ситуации вызывают у субъекта сильное эмоциональное волнение, существенно за­трудняющее сознательный контроль над волевыми процессами. Этим и обусловлено смягчение наказания за преступление, со­вершенное с аффектированным умыслом (например, за убийст­во — ст. 107УК РФ).

Определенный или неопределенный умысел

В зависимости от степени определенности представлений субъекта о важнейших фактических и социальных свойствах со­вершаемого деяния умысел может быть определенным (конкре­тизированным) или неопределенным (неконкретизированным).

Определенный (конкретизированный) умысел характеризуется наличием у виновного конкретного представления о качествен­ных и количественных показателях вреда, причиняемого деяни­ем. Если у субъекта имеется четкое представление о каком-то одном индивидуально-определенном результате, умысел является простым определенным.

Альтернативный умысел — это такая разновидность определен­ного умысла, при котором виновный предвидит примерно одина­ковую возможность наступления двух или большего числа индиви­дуально-определенных последствий. Преступления, совершаемые с альтернативным умыслом, следует квалифицировать в зависи­мости от фактически причиненных последствий.

Неопределенный (неконкретизированный) умысел характеризуется тем, что у виновного имеется не индивидуально-определен­ное, а обобщенное представление об объективных свойствах дея­ния, т.е. он осознает только его видовые признаки. Например, нанося сильные удары ногами по голове, груди и животу, винов­ный предвидит, что в результате будет причинен вред здоровью потерпевшего, но не осознает размера этого вреда, т.е. степени тяжести телесных повреждений. Подобное преступление следует квалифицировать как умышленное причинение того вреда здоро­вью, который фактически наступил.

Умысел в формальных составах преступлений

В связи с тем, что в уголовном законе конструкция некоторых составов преступлений носит формальный характер, то есть не включает в себя обязательного наступления конкретизированных общественно опасных последствий, возникает вопрос о том, должен ли охватываться умыслом виновного причиняемый такими преступлениями преступный вред. На него в теории уголовного права даётся положительный ответ, поскольку в такой ситуации желание или допущение наступления определённых последствий означает осознание общественной опасности деяния; если виновный не желает или сознательно не допускает наступления последствий, это исключает осознание им общественной опасности деяния [10] .

Осознание противоправности деяния как признак умысла

Следует также отметить, что во многих государствах основным интеллектуальным элементом умысла считается осознание не общественной опасности деяния, а его противоправности. Отмечается, что категория «общественная опасность» была введена в содержание вины лица в 1920—1940 годах в российском уголовном праве с целью воспрепятствовать уходу от уголовной ответственности «врагов народа» (которые могут сослаться на незнание законов) и «малосознательных элементов» (которые законов не знают).

В праве других государств такое определение интеллектуального момента умысла практически не встречается, вместо общественной опасности в его состав включается противоправность деяния [11] .

Как трактуются в преступлениях

При обоих типах умысла гражданин вполне осознает, что его действия противоречат действующему законодательству РФ. Ведь именно они характеризуют самого человека как личность и указывают на его степень опасности для общества.

Разница между прямым и косвенным умыслом в том, хотел или нет гражданин наступления негативных последствий своего поступка.Их коренное отличие друг от друга заключается в волевой составляющей деяний:

  1. При первой форме вины человек знает и хочет наступления злодеяния, хотя и знает о его противоправной природе;
  2. При второй – не хочет, но допускает и понимает противозаконность своих действий.

В УК РФ определения данных терминов содержатся в ч. 2 и ч. 3 ст. 25 УК РФ, которые совпадают по своему смыслу с теми, что были приведены ранее. Именно эти статьи содержат разъяснения по поводу данных терминов, принятых в РФ.

При рассмотрении таких злодеяний как убийство или покушение на него можно найти точную трактовку в законе, что таковым является только то деяние, которое имело место с прямым умыслом. Поэтому если установлено, что другой гражданин погиб от рук лица, так как последний имел на это косвенный умысел, то его действия не могут классифицироваться как данные правонарушения.

О том, за что могут посадить несовершеннолетнего, рассказано в этой статье.

Особенности. Суд всегда акцентирует внимание именно на мотивах преступления и на том, что руководило преступником в момент его совершения. Именно это помогает установить, какой конкретно умысел имел место.

Почти все умышленные злодеяния классифицируются как совершенные с прямым умыслом. Если же было установлено обратное, тогда правонарушение оценивается уже с точки зрения наступивших общественно-опасных последствий.

Спланированный и внезапный

Юристы различают также эти два умысла:

  1. Первый из них имеет следующее значение: злоумышленник заранее продумал и спланировал преступление, а затем только решил его реализовать. Тут в пример можно привести любое хорошо обдуманное хищение или убийство;
  2. Второй вид иногда называют еще аффектированным, так как он имеет место, когда деяние совершается в результате потрясения или под психологическим давлением каких-то обстоятельств. Например, супруга в гневе сильно ударила своего мужа по голове. Здесь будет идти речь о внезапном умысле, под действием сильных эмоций.

Различают также спланированный и внезапный умыслы.В первом случае за преступления будут назначаться более сложные и тяжелые наказания, так как поведение злоумышленника свидетельствует о его особой опасности для всех окружающих.

Во втором же случае меры пресечения могут быть мягче или в меньших сроках, так как здесь речь идет о внезапно возникшем намерении, которого не было до этого у человека.

Примеры умыслов

Примером преступления с прямым умыслом может послужить следующий: вор запланировал проникнуть в чужое жилище с целью похищения чужих объектов имущества. Тут налицо прямой умысел, так как лицо не только осознавало преступность своих действий, но и хотело их наступления, несмотря на это.

Преступления с косвенным умыслом, как правило, сложнее классифицируются, чем с прямым.С косвенным умыслом все намного сложнее, поэтому следует рассмотреть несколько примеров.

Допустим, муж постоянно пил дома при жене и ребенке. Во время пьянства он угрожал поджогом их дома. Однажды, находясь снова в нетрезвом виде, он вылил бензин рядом с горящей плитой. Дом сгорел, а его близкие скончались в больнице от полученных ожогов.

Здесь классический пример косвенного умысла: гражданин не хотел убивать свою семью, но не мог не понимать последствия своего поступка. При этом виде умысла план преступления может быть и не внезапно возникшим, а заранее обдуманным, а также иметь явно опасный характер для окружающих.

Другой пример: сторож охранял вверенные ему объекты и заметил играющих в мяч подростков поблизости. Опасаясь, что мяч может повредить один из них, он, в свою очередь, стал кидаться камнями. Это привело к серьезному увечью одного из детей.

В этом случае сторож, может, и не хотел, чтобы происшествие имело место, но не мог не отдавать себе отчет в его опасности. При этом учитывается, что он совершил это из благих намерений, но это не снимает с него ответственности.

При косвенном умысле гражданин знал о противоправности своих действий, но не хотел их наступления.Еще один пример: гражданин в алкогольном опьянении решил проверить свое оружие и начал им палить в разных направлениях. Вокруг были люди, и кто-то из них пострадал. Здесь уже речь идет о том, что лицо вполне отдавало себе отчет в противозаконности деяния и его опасности для окружающих, но отнеслось к своим действиям безответственно и без должной осмотрительности.

Безусловно, формулировки, указанные в законе, несколько спорные с точки зрения психологов и некоторых юристов. Ведь в ряде случаев совершение преступления может случиться по легкомыслию.

Заключение

Для четкой и максимально объективной классификации преступлений различают разные виды умысла. Эти понятия связаны между собой, так как предполагают осознание злоумышленником противоправности и аморальности своих поступков, но различаются разными факторами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: