Психологическая школа права: что это значит

Психологическая школа права.

Данная теория получила свою детальную разработку в XX в. и связана с именами Петражицкого, Росса, Фрейда, Рейснера и др.

Представители данной теории придерживались идеи, что именно психика людей является фактором, определяющим развитие общества, его морали, права, государства.

Наиболее известным сторонником психологической теории являлся Л.И. Петражицкий. По его мнению, правовые феномены появляются в сознании человека, когда он испытывает ощущения, связанные с правами и обязанностями в определенный момент времени. Для их познания необходимы самонаблюдение и внешнее наблюдение чужого психического опыта.

Главное различие между правом и нравственностью Петражицкий видел в различии между императивным характером нравственности и императивно-атрибутивным характером права. Императивность предстает в понимании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности. Атрибутивность понимается как сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Атрибутивность – осознание лицом чьей-либо обязанности по отношению к себе и свего права поторбовать исполнения этой обязанности. Для нравственности важен момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права главное сосредоточено в непременном исполнении обязанностей.

В исследовании функций права Петражицкий выделил организационную и дистрибутивную функции. Организационная функция состоит в наделении одних индивидов правом издавать обязательные для других веления и наделении других индивидов обязанностью исполнять эти веления. Дистрибутивная функция заключается в распределении экономических благ, в первую очередь посредством концепции собственности.

Петражицкий распространял действие права на более широкую область, чем это было традиционно принято. Так, он относил к праву спортивные правила, правила гостеприимства и этикета, отношения криминальных групп, возлюбленных и т.д.

Право Петражицкий подразделял на позитивное и интуитивное. Если позитивное право обладает единой структурой правил для больших или меньших человеческих сообществ, игнорирует индивидуальные особенности, то содержание интуитивного права индивидуально, разнообразно. Права и обязанности позитивного права, по мнению Петражицкого, являются временными и локальными, а права и обязанности интуитивного права – универсальными.

Петражицкий различал более 15 видов положительного права. Помимо официального права (законодательства) он различал книжное право, право религиозно-авторитетных примеров, договорное право, прецедентное право, право юридических пословиц и поговорок и т.д.

Петражицкий выявил три эволюционные тенденции в развитии права:

1. Ослабление мотивационного давления права в виде санкций поощрений.

2. Смещение с грубых символов (страх) на более тонкие побудительные мотивы (стимулы прибыли); от эгоистических к смешанным, а затем к альтруистическим мотивам.

3. Постепенное усиление требований права.

Ряд авторов воспринимают теорию Петражицкого как предтечу таких течений, как реализм и бихевиоризм.

Психологическая школа обоснованно обратила внима-ние на роль правосознания в правовом регулировании.

К слабым сторонам психологической школы относят следующие:

– осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.д.), от которых тоже зависит природа права;

– в связи с тем, что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально-определенного характера, в данном подходе отсутствует четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Историческая школа права.

Историческая школа права возникла в Германии в конце ХVШ – начале XIX в. на основе изучения обычного права.

Основоположником этого направления правовой теории стал профессор Геттингенского университета Густав Гуго. Другими известными представителями этой школы были Фридрих Карл фон Савиньи и Георг Пухта.

Представители исторической школы рассматривали право как выражение народного духа. По их мнению, право не сотворяется, а обнаруживается в ходе развития конкретного народа. Задача юриста состоит в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что уже существует в народном духе. Законодательная деятельность в этом процессе является лишь финальной стадией.

Развитие права сторонники данной школы уподобляли развитию национального языка. Право является выражением особенностей национального характера, поэтому оно неприменимо к другим народам, как и язык. На этой основе историческая школа отрицала возможность существования единого для всех народов права, призывала изучать юридические институты в контексте их конкретного времени и места, а не с точки зрения всеобщих или абстрактных принципов. Знания о развитии права необходимо получать на основе изучения истории.

Право идентично мнению народа относительно его прав и справедливости. Истинные истоки права находятся в народной вере, обычаях, «здравом смысле народа». Поэтому сторонники исторической школы отрицали возможность законодательным путем изменить существующее право. Законодатель должен лишь выражать «общее убеждение нации».

Среди источников права сторонники исторической школы на первое место ставили обычаи, так как, по их мнению, многие не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни.

Читайте также:
Преобладающее хозяйственное общество: что это значит

Вкладом исторической школы в развитие юридической науки является следующее:

1. Представители данной школы обратили внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворчестве.

2. Справедливо было отмечено то, что законодатель не может творить нормы права произвольно, по своему усмотрению.

В то же время во взглядах сторонников исторической школы имеется ряд противоречий:

1. Рассмотрение права как выражения духа конкретного народа приводит к отрицанию возможности заимствований из права других народов, что опровергается многочисленными примерами.

2. Детерминистский взгляд на право подрывает любые усилия, направленные на улучшение правового порядка.

З. Сторонников исторической школы отличает отрицание за юристом какой-либо творческой роли. Однако и создание законов, и толкование являются творческим процессом.

4. Неверно считать все обычаи выражением народного духа, здравого смысла. Многие обычаи соблюдаются из удобства или по подражанию.

Психологическая школа права: Л. И. Петражицкий

Лев Иосифович Петражицкий(1867–1931) — выдающийся правовед, один из основных деятелей петербургской школы правоведения, создатель психологической теории права.

Основные труды: «Очерки философии права» (1900), «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907).

Методологические основы психологической теории права.В своем стремлении обосновать современную научную концепцию права, Петражицкий обращается к идеям психологии, которая на рубеже ХIХ–ХХ вв. переживала подъем. Полагая, что существуют только два вида реальности – физическая и психическая – ученый делает вывод о том, что право не может трактоваться как явление физическое, материальное. Следовательно, право есть явление психическое.

Для познания права как психической реальности Петражицкий предлагает использовать сочетание методов внутреннего самонаблюдения, или интроспекции, и экспериментального внешнего наблюдения, материалом для которого служат телесные движения и состояния людей, свидетельствующие о переживаемых эмоциях. При этом метод внешнего наблюдения не является самостоятельным методом познания, так как служит не для получения нового знания, а для опытной проверки данных, полученных в результате интроспективного исследования.

Основное содержание психической жизни, полагал ученый, составляют эмоции (импульсии), так как именно они являются побудителями человеческой деятельности.

Петражицкий выделял два класса эмоций. Во-первых, – специальные эмоции (акционые эмоции), такие как голод, жажда и др. Эти эмоции «имеют тенденцию превращать организм… на время аппарат, специально приноровленный для к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические процессы» 89 . Таким образом, действия на основе акционных эмоций заранее предопределены. Например, жажда вызывает действия, направленные на ее утоление.

Во-вторых, Петражицкий выделял бланкетные эмоции, которые не предопределяют характера деятельности и могут служить побуждением к любому поведению. Поэтому действие в данном случае оказывается связанным с сопутствующими данным эмоциям интеллектуальными представлениями. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 29 (первый абзац) Все этические эмоции (правовые и нравственные) относятся именно к данному виду. Основная их особенность состоит в том, что они «не предопределяют сами по себе характера и направления поведения и могут, смотря по содержанию соединенных с ними акционных и иных представлений, служить импульсами к самым разнообразным, в том числе социально вредным поступкам» 90 .

Понятие права. Право рассматривается Петражицким как явление индивидуальной психики — особые эмоции. Эти эмоции обладают двусторонним характером: с одной стороны, они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными. Ученый подчеркивает атрибутивную сущность права, т. е. правомочие, понимаемое как соответствующее интеллектуально-эмоциональное переживание. Субъект переживает правомочие как «долженствование другого», как причитающийся ему «долг другого», правовая обязанность переживается субъектом как «право другого». Соответственно правовые эмоции имеют императивно-атрибутивный характер, выражающийся в атрибутивной природе сознания правового долга и императивной природе сознания правомочия. Л. И. Петражицкий полагал, что только переживание субъектом правомочия как «долженствования другого» имеет «характер поощряющего и авторитетно санкционирующего побуждения к такому поведению, какое соответствует содержанию нашего права». При этом «чем интенсивнее действие соответствующей эмоции, чем сильнее мистически-авторитетный характер атрибуции, чем “святее” и несомненнее представляется нам наше право, тем… увереннее и решительнее наш образ действий» 91 .

Таким образом, по мнению Л. И. Петражицкого право существует исключительно в силу факта соответствующего императивно-атрибутивного психического переживания

Читайте также:
Имущественные права автора: что это значит

От двусторонних, императивно-атрибутивных правовых эмоций Л. И. Петражицкий отличал императивные, или односторонне-обязывающие, нравственные эмоции, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения. Таким образом, право и нравственность различаются ученым по характеру обязывания. Обязанности, свободные (односторонне связывающие обязанности) по отношению к другим, Л. И. Петражицкий называл нравственными обязанностями. Обязанности, по отношению к другим несвободные (закрепленные активно за другими и образующие двустороннюю связь), он называет правовыми обязанностями.

Идея правового плюрализма. Л. И. Петражицкий является одним из основателей концепции правового плюрализма, исходящей из признания факта сосуществования в каждом обществе множества различных правовых систем.

Право, имеющее официальную поддержку государства, — право высшего сорта — получало статус права официального. «…Официальное право является не только привилегированным правом в государстве, но вместе с тем таким правом, которое отличается лучшей приспособленностью к удовлетворению потребностей, коренящихся в атрибутивной природе права вообще…» 92 .

Неофициальное право, по мнению Л. И. Петражицкого, присутствует во всех сферах жизни общества. Так, ученый, выделял, в частности, карточное право, любовное право, право дружбы, детское право, преступное право (право преступных организаций) и др. К неофициальному праву Л. И. Петражицкий относил также императивно-атрибутивные эмоции, вызванные в психике субъекта воображаемым договором человека с дьяволом о продажи души, и др. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 90-92

Л. И. Петражицкий выделял также интуитивное и позитивное право. Позитивное право в интерпретации ученого представляет собой гетерономные императивно-атрибутивные эмоции, т. е. вызванные в психике субъекта каким-либо нормативным фактом. Нормативными фактами являются «представляемые» факты внешнего мира, способные вызвать императивно-атрибутивные эмоции. Таковыми могут быть, например, веления какого-либо монарха или Божества, обычаи предков, законы, судебные решения и т. д.

Учение Л. И. Петражицкого о позитивном праве было призвано заменить традиционное понятие «источник права», которое, по мнению ученого, «не выдерживает научной критики» и представляет «странное и ненормальное с элементарно логической точки зрения явление». Л. И. Петражицкий пишет в связи с этим: «Если бы зоологи стали называть собак, кошек и т. д. источниками животных и спорить по этому поводу, что такое источники животных, в каком отношении они находятся к животным, представляют ли они формы создания животных или основания их существования… то это представляло бы явления мысли, совершенно однородные с теми, которые имеются в теперешнем правоведении в области учения о так называемых источниках права». По мнению ученого, подобно тому, как «кошки, собаки и т. д. суть не источники животных, не формы создания животных… а просто — животные», точно так же «так называемые источники права — обычное право, законное право и т. д. суть не что иное как само право, виды позитивного права» 93 .

Ученый выделял следующие виды позитивного права: 1) законное право (возникающее на основе нормативных фактов — законов); 2) обычное право; 3) право судебной практики; 4) право отдельных преюдиций (одного или нескольких однородных по содержанию решений, которым обязаны следовать суды); 5) юдициальное право (право судебных решений); 6) книжное право; 7) право принятых в науке мнений; 8) право учений отдельных юристов или их групп; 9) право юридической экспертизы; 10) право изречений религиозно-этических авторитетов; 11) право религиозно-авторитетных примеров (образцов поведения); 12) договорное право; 13) право односторонних обещаний; 14) право программ, сообщений о будущих действиях, программное право; 15) право, ссылающееся на признание обязанное стороны; 16) прецедентное право; 17) право юридических поговорок; 18) общенародное право и т. д 94 .

Комментируя учение Л. И. Петражицкого о позитивном праве, Г. Д. Гурвич пишет: «В противоположность обычному преклонению перед законом как источником, монопольно первенствующим над всеми прочими, Петражицкий настаивал на принципиальной равноценности всех “нормативных фактов”, что создавало благоприятную почву для развития учения о плюрализме юридических порядков, к которому стремится современная юридическая мысль» 95 .

В отличие от позитивного права, интуитивное право — это автономные правовые эмоции, т. е. не вызванные в психике субъекте какими-либо нормативными фактами. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 382-387 (до первого абзаца)

Концепция политики права. Уже в своих ранних цивилистических трудах Петражицкий выдвигает идеи общетеоретического значения. В работе «Die Lehre vom Einkommen» («Учение о доходе») Л. И. Петражицкий обосновывает необходимость создания особой отрасли правоведения — политики права — как прикладной дисциплины, призванной сменить традиционную философию естественного права. Как отмечал в связи с этим Г. Д. Гурвич, «эти соображения Петражицкого, высказанные им за несколько лет до соответственных выступлений Штаммлера в Германии, Жени во Франции, Новгородцева в России, с призывом к “возрождению естественного права”, послужили, как это любил подчеркивать сам Петражицкий, сигналом ко всему движению» 96 .

Читайте также:
Право международных договоров: что это значит

Построенная на научной основе политика, согласно замыслу Л. И. Петражицкого, призвана была воздействовать на процессы развития права, направляя общество к достижению социального идеала. В качестве такого социального идеала ученый рассматривал христианский идеал любви.

В отличие от «московской» школы философии права, отстаивавшей приоритет нравственности над правом, Л. И. Петражицкий полагал, что именно право «влияет на развитие народной этики, так что разумная политика права производит или ускоряет нравственный прогресс; разумное право представляет нравственную школу, воспитательное учреждение для народа и человечества вообще» 97 . Именно право, а не нравственность, являлось для Л. И. Петражицкого наиболее эффективным средством «воспитания человеческой души», именно право воспринимается им как «главный фактор культуры» 98 .

Цель политики права должна состоять, по мнению Л. И. Петражицкого, в том, чтобы предоставить законодателю возможность «сознательно и разумно руководить правопроизводством… указать, каково должно быть право, как его изменить, что сохранить, где дополнить для того, чтобы оно действовало успешно и согласно своей высокой и разумной задаче» 99 .

«Возрожденное естественное право» (П. И. Новгородцев)

Павел Иванович Новгородцев(1866–1924) — выдающийся философ, правовед, глава школы «возрожденного естественного права».

Основные работы: «Идея права в философии Вл. Соловьева» (1901), «Нравственный идеализм в праве (К вопросу о возрождении естественного права)» (1902), «Государство и право» (1904), «Кризис современного правосознания» (1909), «Об общественном идеале» (1921), «Право на достойное человеческое существование» (б. г), «О своеобразных элементах русской философии права» (1922–1923).

Понятие естественного права. Программная статья Новгородцева, в которой была представлена идея возрождения естественного права на основе неокантианской методологии, появилась в сборнике «Проблемы идеализма» (1902). Главную ошибку естественно-правовой философии представители возрожденного естественного права видели в том, что она установила «целый кодекс неизменных правил, который вытекает с логической необходимостью из природы разума» 100 .

С целью исправления «ошибки» старой школы естественного права, которая состояла в признании «неизменного содержания идеальных норм», предлагалось релятивизировать и само содержание естественно-правовых принципов. П. И. Новгородцев полагал, что в качестве идеальных требований, предъявляемых к праву, выступают «нравственные начала, к сознанию которых человечество приходит исторически, в постепенном процессе своего развития». Утверждая, подобно И. Канту, формальную безусловность нравственных императивов, он полагал, что «по содержанию они могут быть различны, сообразно с различными индивидуальными положениями» 101 . Е. Н. Трубецкой также понимал под естественным правом «совокупность нравственных и вместе с тем правовых требований, различных для каждой нации и эпохи». Однако при этом оставалось непонятным, каким же образом естественное право сможет выполнять свою идеально-нормативную функцию, т. е. служить «нравственным идеалом, который должен определять собою развитие права» 102 .

Таким образом, естественное право в интерпретации Новгородцева представало как совокупность исторически изменчивых нравственных требований к позитивному праву. Ученый в целом солидаризировался с идеей «естественного права с изменяющимся содержанием», обоснованной немецким правоведом Р. Штаммлером.

Однако спустя десять лет Новгородцев изменил свое отношение к проблеме естественного права. В 1913 г. он опубликовал статью «Современное положение проблемы естественного права», в которой подверг критике саму концепцию естественного права «с изменяющимся содержанием». Ученый признавал, что «естественное право с изменяющимся содержанием есть понятие некорректное. Идеальный критерий с изменяющимся содержанием — это еще более противоречивое понятие, чем метр с изменяющейся длиной или килограмм с изменяющимся весом» 103 . Мыслитель теперь настаивал на объективности идеальных начал, которые могут быть определены «с точностью аксиом математики» и должны ориентировать право. Эти «абсолютные идеальные начала», которые всегда были и всегда есть, неизменно освещают путь истории 104 . Новгородцев П. И. Современное положение проблемы естественного права // Юридический вестник. Кн. 1. М., 1913. С. 19.

Уже будучи в эмиграции, Новгородцев вообще отказался от идеи естественного права. Наиболее же точное выражение русской философии права мыслитель видел в произведениях Ф. М. Достоевского. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права. Антология. СПб., 1999. С. 235-237. Суть же русского духа в его понимании права и государства покоится, по убеждению Новгородцева, на совершенном признании и утверждении основ христианской религии. Но одновременно это означает «решительное отрицание всех основ классической западноевропейской философии права…», которые, по мнению ученого, есть в основе своей «отрицание самых оснований христианской веры, отречение от них» 105 .

Читайте также:
Органы законодательной власти: что это значит

Что такое Психологическая школа права? Значение Психологическая школа права в юридическом словаре

Психологическая школа права – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА – одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XX в. одновременно с психологическим направлением в социологии и других общественных науках. Представители П.ш.п.: Г.Тард(Франция),Л. Кнапп. А. Бирлинг, Э. Ленинг (Германия), Росс. Р. Вест. П. Сорокин и др. В соответствии с учением крупнейшего теоретика П.ш.п. российско-польского социолога и правоведа Л. Петра-жицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет прежде всего об определенных свойствах человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания. Вообще исследование взаимосвязи между психическими явлениями и правом предполагает как минимум три возможных подхода: психическим явлением можно считать само право; можно не относить право к числу психических явлений, но говорить о его обусловленности этими явлениями: можно считать, что право связано с психическими явлениями каким-либо опосредованным способом. На основании изложенных подходов и строятся разнообразные концепции права в рамках П.ш.п. Считается, например, что причиной возникновения права является чувство коллективности и соответствующее ему стремление жить в сообществе с другими людьми. чувство солидарности, справедливости и т.д. Наряду с перечисленными, в соответствии с разработанной в 50-е гг. теорией Т. Живановича, основными психологическими факторами права являются чувство мести и чувство меры. Некоторые авторы (например, Дж. Фрэнк) утверждают. что право обусловлено такими психологическими факторами, которые могут быть выявлены в процессе психоанализа (эдипов комплекс, стремление к подчинению отцовской власти и т.п.). В соответствии со взглядами Росса. в основе права лежит интуиция, в результате чего общественные явления есть лишь следствие противоречий в сознании отдельных индивидов. Один из основателей П.ш.п.. французский социолог Г. Тард считал, что в основе всех социальных ценностей и норм. в том числе правовых, лежит инстинкт подражания. Многие идеи П.ш.п. в 30-е гг. были восприняты американской социологической юриспруденцией, где они нашли выражение в концепции “свободного судейского усмотрения” как одного из способов реализации правовых эмоций. В качестве отличительной особенности современных направлений П.ш.п. можно отметить анализ права с точки зрения психологических особенностей различных социальных групп – профессиональных коллективов,семьи,политических группировок и т.п. Лит.: История политических и правовых учений. XX в. М.. 1995: С у р и я П.С. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс. М., Budapest. 1996; Пешка В. Психологические концепции в современной буржуазной теории права//Критика современной буржуазной теории права. М.,1969. Жуковская Н.Ю.

Соседние слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА – одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XX в. одновременно с психологическим направлением в социолог ии и других общественных науках. Представители П.ш.п.: Г. Тард (Франция),Л. Кнапп . А. Бирлинг, Э. Ленинг ( Германия ), Росс . Р. Вест . П. Сорокин и др. В соответствии с учением крупнейшего теоретика П.ш.п. российско-польского социолога и право веда Л. Петра-жицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества , а некие явления психики человека или психологические факторы . Речь идет прежде всего об определенных свойствах человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания. Вообще исследование взаимосвязи между психическими явлениями и правом предполагает как минимум три возможных подхода: психическим явлением можно считать само право; можно не относить право к числу психических явлений, но говорить о его обусловленности этими явлениями: можно считать, что право связано с психическими явлениями каким-либо опосредованным способом. На основании изложенных подходов и строятся разнообразные концепции права в рамках П.ш.п. Считается, например , что причиной возникновения права является чувство коллективности и соответствующее ему стремление жить в сообществе с другими людьми. чувство солидарности, справедливости и т.д. Наряду с перечисленными, в соответствии с разработанной в 50-е гг. теорией Т. Живановича, основными психологическими факторами права являются чувство мести и чувство меры . Некоторые авторы (например, Дж. Фрэнк) утверждают. что право обусловлено такими психологическими факторами, которые могут быть выявлены в процессе психо анализ а (эдипов комплекс , стремление к подчинению отцовской власти и т.п.). В соответствии со взглядами Росса . в основе права лежит интуиция , в результате чего общественные явления есть лишь следствие противоречий в сознании отдельных индивидов. Один из основателей П.ш.п.. французский социолог Г. Тард считал, что в основе всех социальных ценностей и норм. в том числе правовых, лежит инстинкт подражания. Многие идеи П.ш.п. в 30-е гг. были восприняты американской социологической юриспруденцией, где они нашли выражение в концепции “свободного судейского усмотрения” как одного из способов реализации правовых эмоций. В качестве отличительной особенности современных направлений П.ш.п. можно отметить анализ права с точки зрения психологических особенностей различных социальных групп – профессиональных коллективов,семьи,политических группировок и т.п. Лит.: История политических и правовых учений. XX в. М.. 1995: С у р и я П.С. Юриспруденция . Философия права: Краткий курс . М., Budapest. 1996; Пешка В. Психологические концепции в современной буржуазной теории права//Критика современной буржуазной теории права. М.,1969. Жуковская Н.Ю.

Читайте также:
Поражение в правах: что это значит

Психологическая школа права: Л. И. Петражицкий

Лев Иосифович Петражицкий(1867–1931) — выдающийся правовед, один из основных деятелей петербургской школы правоведения, создатель психологической теории права.

Основные труды: «Очерки философии права» (1900), «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907).

Методологические основы психологической теории права.В своем стремлении обосновать современную научную концепцию права, Петражицкий обращается к идеям психологии, которая на рубеже ХIХ–ХХ вв. переживала подъем. Полагая, что существуют только два вида реальности – физическая и психическая – ученый делает вывод о том, что право не может трактоваться как явление физическое, материальное. Следовательно, право есть явление психическое.

Для познания права как психической реальности Петражицкий предлагает использовать сочетание методов внутреннего самонаблюдения, или интроспекции, и экспериментального внешнего наблюдения, материалом для которого служат телесные движения и состояния людей, свидетельствующие о переживаемых эмоциях. При этом метод внешнего наблюдения не является самостоятельным методом познания, так как служит не для получения нового знания, а для опытной проверки данных, полученных в результате интроспективного исследования.

Основное содержание психической жизни, полагал ученый, составляют эмоции (импульсии), так как именно они являются побудителями человеческой деятельности.

Петражицкий выделял два класса эмоций. Во-первых, – специальные эмоции (акционые эмоции), такие как голод, жажда и др. Эти эмоции «имеют тенденцию превращать организм… на время аппарат, специально приноровленный для к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические процессы» 89 . Таким образом, действия на основе акционных эмоций заранее предопределены. Например, жажда вызывает действия, направленные на ее утоление.

Во-вторых, Петражицкий выделял бланкетные эмоции, которые не предопределяют характера деятельности и могут служить побуждением к любому поведению. Поэтому действие в данном случае оказывается связанным с сопутствующими данным эмоциям интеллектуальными представлениями. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 29 (первый абзац) Все этические эмоции (правовые и нравственные) относятся именно к данному виду. Основная их особенность состоит в том, что они «не предопределяют сами по себе характера и направления поведения и могут, смотря по содержанию соединенных с ними акционных и иных представлений, служить импульсами к самым разнообразным, в том числе социально вредным поступкам» 90 .

Понятие права. Право рассматривается Петражицким как явление индивидуальной психики — особые эмоции. Эти эмоции обладают двусторонним характером: с одной стороны, они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными. Ученый подчеркивает атрибутивную сущность права, т. е. правомочие, понимаемое как соответствующее интеллектуально-эмоциональное переживание. Субъект переживает правомочие как «долженствование другого», как причитающийся ему «долг другого», правовая обязанность переживается субъектом как «право другого». Соответственно правовые эмоции имеют императивно-атрибутивный характер, выражающийся в атрибутивной природе сознания правового долга и императивной природе сознания правомочия. Л. И. Петражицкий полагал, что только переживание субъектом правомочия как «долженствования другого» имеет «характер поощряющего и авторитетно санкционирующего побуждения к такому поведению, какое соответствует содержанию нашего права». При этом «чем интенсивнее действие соответствующей эмоции, чем сильнее мистически-авторитетный характер атрибуции, чем “святее” и несомненнее представляется нам наше право, тем… увереннее и решительнее наш образ действий» 91 .

Читайте также:
Общая собственность супругов: что это значит

Таким образом, по мнению Л. И. Петражицкого право существует исключительно в силу факта соответствующего императивно-атрибутивного психического переживания

От двусторонних, императивно-атрибутивных правовых эмоций Л. И. Петражицкий отличал императивные, или односторонне-обязывающие, нравственные эмоции, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения. Таким образом, право и нравственность различаются ученым по характеру обязывания. Обязанности, свободные (односторонне связывающие обязанности) по отношению к другим, Л. И. Петражицкий называл нравственными обязанностями. Обязанности, по отношению к другим несвободные (закрепленные активно за другими и образующие двустороннюю связь), он называет правовыми обязанностями.

Идея правового плюрализма. Л. И. Петражицкий является одним из основателей концепции правового плюрализма, исходящей из признания факта сосуществования в каждом обществе множества различных правовых систем.

Право, имеющее официальную поддержку государства, — право высшего сорта — получало статус права официального. «…Официальное право является не только привилегированным правом в государстве, но вместе с тем таким правом, которое отличается лучшей приспособленностью к удовлетворению потребностей, коренящихся в атрибутивной природе права вообще…» 92 .

Неофициальное право, по мнению Л. И. Петражицкого, присутствует во всех сферах жизни общества. Так, ученый, выделял, в частности, карточное право, любовное право, право дружбы, детское право, преступное право (право преступных организаций) и др. К неофициальному праву Л. И. Петражицкий относил также императивно-атрибутивные эмоции, вызванные в психике субъекта воображаемым договором человека с дьяволом о продажи души, и др. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 90-92

Л. И. Петражицкий выделял также интуитивное и позитивное право. Позитивное право в интерпретации ученого представляет собой гетерономные императивно-атрибутивные эмоции, т. е. вызванные в психике субъекта каким-либо нормативным фактом. Нормативными фактами являются «представляемые» факты внешнего мира, способные вызвать императивно-атрибутивные эмоции. Таковыми могут быть, например, веления какого-либо монарха или Божества, обычаи предков, законы, судебные решения и т. д.

Учение Л. И. Петражицкого о позитивном праве было призвано заменить традиционное понятие «источник права», которое, по мнению ученого, «не выдерживает научной критики» и представляет «странное и ненормальное с элементарно логической точки зрения явление». Л. И. Петражицкий пишет в связи с этим: «Если бы зоологи стали называть собак, кошек и т. д. источниками животных и спорить по этому поводу, что такое источники животных, в каком отношении они находятся к животным, представляют ли они формы создания животных или основания их существования… то это представляло бы явления мысли, совершенно однородные с теми, которые имеются в теперешнем правоведении в области учения о так называемых источниках права». По мнению ученого, подобно тому, как «кошки, собаки и т. д. суть не источники животных, не формы создания животных… а просто — животные», точно так же «так называемые источники права — обычное право, законное право и т. д. суть не что иное как само право, виды позитивного права» 93 .

Ученый выделял следующие виды позитивного права: 1) законное право (возникающее на основе нормативных фактов — законов); 2) обычное право; 3) право судебной практики; 4) право отдельных преюдиций (одного или нескольких однородных по содержанию решений, которым обязаны следовать суды); 5) юдициальное право (право судебных решений); 6) книжное право; 7) право принятых в науке мнений; 8) право учений отдельных юристов или их групп; 9) право юридической экспертизы; 10) право изречений религиозно-этических авторитетов; 11) право религиозно-авторитетных примеров (образцов поведения); 12) договорное право; 13) право односторонних обещаний; 14) право программ, сообщений о будущих действиях, программное право; 15) право, ссылающееся на признание обязанное стороны; 16) прецедентное право; 17) право юридических поговорок; 18) общенародное право и т. д 94 .

Комментируя учение Л. И. Петражицкого о позитивном праве, Г. Д. Гурвич пишет: «В противоположность обычному преклонению перед законом как источником, монопольно первенствующим над всеми прочими, Петражицкий настаивал на принципиальной равноценности всех “нормативных фактов”, что создавало благоприятную почву для развития учения о плюрализме юридических порядков, к которому стремится современная юридическая мысль» 95 .

В отличие от позитивного права, интуитивное право — это автономные правовые эмоции, т. е. не вызванные в психике субъекте какими-либо нормативными фактами. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 382-387 (до первого абзаца)

Читайте также:
Частная детективная деятельность: что это значит

Концепция политики права. Уже в своих ранних цивилистических трудах Петражицкий выдвигает идеи общетеоретического значения. В работе «Die Lehre vom Einkommen» («Учение о доходе») Л. И. Петражицкий обосновывает необходимость создания особой отрасли правоведения — политики права — как прикладной дисциплины, призванной сменить традиционную философию естественного права. Как отмечал в связи с этим Г. Д. Гурвич, «эти соображения Петражицкого, высказанные им за несколько лет до соответственных выступлений Штаммлера в Германии, Жени во Франции, Новгородцева в России, с призывом к “возрождению естественного права”, послужили, как это любил подчеркивать сам Петражицкий, сигналом ко всему движению» 96 .

Построенная на научной основе политика, согласно замыслу Л. И. Петражицкого, призвана была воздействовать на процессы развития права, направляя общество к достижению социального идеала. В качестве такого социального идеала ученый рассматривал христианский идеал любви.

В отличие от «московской» школы философии права, отстаивавшей приоритет нравственности над правом, Л. И. Петражицкий полагал, что именно право «влияет на развитие народной этики, так что разумная политика права производит или ускоряет нравственный прогресс; разумное право представляет нравственную школу, воспитательное учреждение для народа и человечества вообще» 97 . Именно право, а не нравственность, являлось для Л. И. Петражицкого наиболее эффективным средством «воспитания человеческой души», именно право воспринимается им как «главный фактор культуры» 98 .

Цель политики права должна состоять, по мнению Л. И. Петражицкого, в том, чтобы предоставить законодателю возможность «сознательно и разумно руководить правопроизводством… указать, каково должно быть право, как его изменить, что сохранить, где дополнить для того, чтобы оно действовало успешно и согласно своей высокой и разумной задаче» 99 .

«Возрожденное естественное право» (П. И. Новгородцев)

Павел Иванович Новгородцев(1866–1924) — выдающийся философ, правовед, глава школы «возрожденного естественного права».

Основные работы: «Идея права в философии Вл. Соловьева» (1901), «Нравственный идеализм в праве (К вопросу о возрождении естественного права)» (1902), «Государство и право» (1904), «Кризис современного правосознания» (1909), «Об общественном идеале» (1921), «Право на достойное человеческое существование» (б. г), «О своеобразных элементах русской философии права» (1922–1923).

Понятие естественного права. Программная статья Новгородцева, в которой была представлена идея возрождения естественного права на основе неокантианской методологии, появилась в сборнике «Проблемы идеализма» (1902). Главную ошибку естественно-правовой философии представители возрожденного естественного права видели в том, что она установила «целый кодекс неизменных правил, который вытекает с логической необходимостью из природы разума» 100 .

С целью исправления «ошибки» старой школы естественного права, которая состояла в признании «неизменного содержания идеальных норм», предлагалось релятивизировать и само содержание естественно-правовых принципов. П. И. Новгородцев полагал, что в качестве идеальных требований, предъявляемых к праву, выступают «нравственные начала, к сознанию которых человечество приходит исторически, в постепенном процессе своего развития». Утверждая, подобно И. Канту, формальную безусловность нравственных императивов, он полагал, что «по содержанию они могут быть различны, сообразно с различными индивидуальными положениями» 101 . Е. Н. Трубецкой также понимал под естественным правом «совокупность нравственных и вместе с тем правовых требований, различных для каждой нации и эпохи». Однако при этом оставалось непонятным, каким же образом естественное право сможет выполнять свою идеально-нормативную функцию, т. е. служить «нравственным идеалом, который должен определять собою развитие права» 102 .

Таким образом, естественное право в интерпретации Новгородцева представало как совокупность исторически изменчивых нравственных требований к позитивному праву. Ученый в целом солидаризировался с идеей «естественного права с изменяющимся содержанием», обоснованной немецким правоведом Р. Штаммлером.

Однако спустя десять лет Новгородцев изменил свое отношение к проблеме естественного права. В 1913 г. он опубликовал статью «Современное положение проблемы естественного права», в которой подверг критике саму концепцию естественного права «с изменяющимся содержанием». Ученый признавал, что «естественное право с изменяющимся содержанием есть понятие некорректное. Идеальный критерий с изменяющимся содержанием — это еще более противоречивое понятие, чем метр с изменяющейся длиной или килограмм с изменяющимся весом» 103 . Мыслитель теперь настаивал на объективности идеальных начал, которые могут быть определены «с точностью аксиом математики» и должны ориентировать право. Эти «абсолютные идеальные начала», которые всегда были и всегда есть, неизменно освещают путь истории 104 . Новгородцев П. И. Современное положение проблемы естественного права // Юридический вестник. Кн. 1. М., 1913. С. 19.

Читайте также:
Государственный судовой реестр: что это значит

Уже будучи в эмиграции, Новгородцев вообще отказался от идеи естественного права. Наиболее же точное выражение русской философии права мыслитель видел в произведениях Ф. М. Достоевского. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права. Антология. СПб., 1999. С. 235-237. Суть же русского духа в его понимании права и государства покоится, по убеждению Новгородцева, на совершенном признании и утверждении основ христианской религии. Но одновременно это означает «решительное отрицание всех основ классической западноевропейской философии права…», которые, по мнению ученого, есть в основе своей «отрицание самых оснований христианской веры, отречение от них» 105 .

Виды сообщений. Прямое и смешанное (мультимодальное) сообщение

Существуют 2 типа современных грузоперевозок: прямое сообщение и смешанное сообщение.

Прямое сообщение – это грузоперевозка по 1 транспортному документу, выполняющему функции Договора Перевозки. И если в прямое сообщение включаются одна/несколько перегрузок, то документ вместе с грузом передают на следующий вид транспорта, и он следует до пункта назначения.

В смешанном сообщении должна присутствовать хотя бы 1 перегрузка, при этом стороны заключают новый договор грузоперевозки, определяющий отношения между сторонами транспортного процесса. Если же смешанное сообщение производят 1 видом транспорта (к примеру, с 1 судна на другое или с 1 автомобиля на другой), то это не повлияет на составление договора перевозки.

Понятие «международной смешанной перевозки» должно включать в себя взаимодействие хотя бы 2х различных видов транспорта. Такая перевозка производится на основании соответствующего договора смешанной перевозки.

Прямое сообщение — это перевозка грузов одним видом транс­порта.

Смешанное сообщение — это перевозка грузов с использовани­ем нескольких видов транспорта.

Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспор­та с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением раз­дельных документов.

При определенных условиях может быть пря­мое смешанное сообщение. Так, согласно ст. 788 ГК РФ, «прямое смешанное сообщение — это несколько видов транспорта под от­ветственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и сквозной единой тарифной ставке».

По определению Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, «прямое смешанное сообщение осуществляется по единому транс­портному документу — накладной».

Перевозчик или экспедитор, отвечающий за весь процесс перевозки в смешанном сообщении, называется оператором смешанной перевозки. Оператор выдает отправителю сквозной транспортный документ на основе догово­ра о смешанной перевозке, подтверждающий ответственность опе­ратора на всем маршруте следования груза.

Международные сме­шанные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о меж­дународных смешанных перевозках грузов, правда, до сих пор не вступившей в силу в связи с тем, что ее подписали (ратифициро­вали) менее 30 государств. Тем не менее, Конвенция применяет­ся ко всем договорам смешанной перевозки, если пункт отправки или получения находится в одной из стран, подписавших ее.

Смешанное сообщение называется мультимодальным сообщением (от multi много и modal вид, форма).

Причина смешанного сообщения заключается в размещении транспортных предприятий, позволяющем лишь автомобильному транспорту перевозить груз «от двери до двери» грузовладельцев.

Нередко возникает путаница в терминах, когда смешиваются понятия мультимодальной, интермодальной, унимодальной перевозки. Определяющим фактором является степень ответственности перевозчика:

Унимодальные перевозки не сопровождаются перегрузкой товаров в пути, из схемы исключается промежуточное хранение на складах. Основным видом транспорта является автотранспорт, ответственность за груз лежит на одном перевозчике.

Интермодальные – вариант многовидовой доставки под ответственностью нескольких агентов с использованием минимум двух видов транспорта. Обычно комбинируется ж/д автотранспорт, но есть и другие варианты.

Мультимодальные осуществляются по договору между заказчиком и оператором, имеющим прямые контракты с автомобильными, железнодорожными, морскими перевозчиками.

Пример мультимодальной перевозки – транспортировка товаров в контейнерах ж/д составом до порта во Владивостоке или Архангельске, перевалка и морская доставка в порт Певек или другой порт Чукотки.

Наиболее распространены, особенно в России, перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении, при которых к речным и морским портам, подводятся железные дороги.

Применяются смешанные железнодорожно-водные перевоз­ки при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Даль­него Востока, не имеющие другой возможности для их доставки (воздушный транспорт — дорогостоящий и не применяется для массовых перевозок), для снижения общих затрат на перевозку значительных объемов грузов, а также при высокой грузонапря­женности отдельных участков железных дорог и др.

Прямое смешанное сообщение

Широкое распространение в настоящее время получили прямые смешанные перевозки. В отличие от простых смешанных перевозок, когда транспортировка грузов осуществляется каждым видом транспорта по отдельному перевозочному документу, прямое смешанное сообщение предусматривает применение одного транспортного документа. Более эффективно использовать один перевозочный документ. Поэтому Гражданский кодекс Российской Федерации указывает, что «взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключенными в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках»[5] [гл.40, ст.788 ГК РФ]. Таким образом, особенностью перевозок грузов в прямом смешанном сообщении является то, что они проводятся по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования без участия грузоотправителей и грузополучателей.

Читайте также:
Товары в обороте: что это значит

В прямом смешанном сообщении перевозятся тарные, штучные и навалочные грузы, грузы в контейнерах. Не принимаются к перевозке грузы, перевозимые наливом, взрывоопасные и сильнодействующие ядовитые вещества, а также лес, следующий водным путем в плотах.

Номенклатура принимаемых к перевозке в прямом смешанном сообщении скоропортящихся, опасных, легкогорючих грузов и грузов, требующих сопровождения представителями грузовладельцев, устанавливается юридическими документами отраслевых министерств грузовладельцев и законодательными актами в области транспорта.

Прием грузов к перевозке производится согласно долгосрочным договорам между транспортными организациями и клиентурой или разовым заявкам грузовладельцев. Отправители перед сдачей груза передают транспортной организации предварительно заполненную товарно-транспортную накладную. Данная накладная сопровождает груз на всем пути его следования. После проверки соответствия наличного груза записи в накладной, она визируется, а груз принимается к перевозке.

Подготовку грузов к перевозке, если иное не оговорено в договоре, осуществляют отправители. Если грузы отправляются мелкими партиями, то в пунктах отправления или перевалки производится их подсортировка по объектам назначения или направлениям перевозки. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения от порчи, повреждения, недостачи или утраты, должны предъявляться в исправной таре. Условия упаковки и затаривания грузов должны соответствовать соответствующим рекомендациям и стандартам.

Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с одного вида транспорта на другой без взвешивания, по счету мест и в таком же порядке сдаются грузополучателю в пункте назначения. Если грузы перевозятся «под пломбой отправителя», например, в контейнерах, то перевозчик несет ответственность за целость пломбы. При этом значительно облегчается ведение сопровождающей документации, так как отпадает необходимость оформления приема, сдачи и передачи грузов, а также сокращается время простоя транспортных средств из-за отказа от перевешивания и пересчета грузов.

В пунктах перевалки по требованию стороны, принимающей груз, взвешивание или контроль сохранности грузов производится силами и средствами железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов. Аналогично, если иное не оговорено дополнительно, выполняются перевалочные работы.

За сохранность грузов при прямом смешанном сообщении несет ответственность до момента фактической передачи сдающая сторона, а после фактической передачи – принимающая сторона.

При осуществлении прямых смешанных перевозок значительную роль играют автотранспортные организации, которые осуществляют завоз и вывоз грузов с железнодорожных станций, морских и речных портов, аэропортов. При такой организации грузовых перевозок автомобильный транспорт выполняет объединяющую функцию, а именно, связывает грузоотправителей и грузополучателей с магистральными видами транспорта. Целесообразно в подобной ситуации организацию транспортно-экспедиционного обслуживания возлагать на организации автомобильного транспорта. Но, по сложившейся традиции, роль генерального оператора в прямых смешанных перевозках очень часто принимает на себя магистральный вид транспорта: железнодорожный, водный, авиационный.

Развитие в настоящее время транспортно-экономических связей, наличие межрегиональных и особенно межгосударственных отношений стимулировали создание самостоятельных транспортно-экспедиционных и логистических компаний. Логистические компании представляют клиентам весь комплекс логистических и транспортно-экспедиционных услуг. Эти компании могут создаваться по принципу холдинга и иметь дочерние фирмы-филиалы в различных регионах, а также местные представительства и приемно-диспетчерские пункты.

В рамках прямого смешанного сообщения транспортно-экспедиционная компания предоставляет своим клиентам комплекс качественных услуг:

– экспедирование грузов на всем пути доставки;

– охрана и обеспечение сохранности грузов;

– экспертиза и сертификация продукции;

– таможенная обработка грузов;

– все виды страхования грузов, транспортных средств, участников транспортного процесса;

– поставка тарных и упаковочных материалов для производства и складов;

– упаковка и затаривание грузов.

Расчеты за прямые смешанные перевозки производятся по тарифам, действующим на каждом виде транспорта, участвующим в перевозках. Размеры тарифов согласовываются с участниками процесса перевозок (перевозчиками и экспедиторами), а также обслуживаемой клиентурой. Порядок оплаты зависит от условий перевозок и последовательности выполнения транспортного процесса.

Читайте также:
Что делать, если в процессе проверки в документообороте и учетной программе выявлены нарушения?

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении более удобны для клиентуры и эффективны для национальной экономики, так как грузоотправители и грузополучатели освобождаются от доставки грузов к магистральному виду транспорта, сопровождения груза, временного хранения и других несвойственных для них работ. Это создает предпосылки для повышения качества транспортного обслуживания клиентуры и снижения транспортных издержек. Расчеты за транспортное обслуживание производятся грузовладельцем с одной транспортно-экспедиционной организацией, которая распределяет полученный доход между всеми участниками перевозочного процесса.

Виды перевозок, сообщений, классификация перевозок по видам и роду отправок, по скорости доставки и роду грузов.

Виды сообщений:

местное сообщение – перевозка в пределах одной железной дороги;

прямое железнодорожное сообщение – перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между ж/д станциями в РФ с участием двух и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

прямое смешанное сообщение – перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования;

непрямое смешанное сообщение – перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам;

прямое международное сообщение – перевозка в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, г/б, осуществляемые между ж/д станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу на весь маршрут следования;

непрямое международное сообщение – перевозка в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, г/б, осуществляемые через расположенные в пределах пограничной территории ж/д станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Виды перевозок:

· специальные ж/д перевозки – ж/д перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также ж/д перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

· воинские ж/д перевозки – ж/д перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной гос. службы безопасности.

Виды отправок:

мелкие отправки (МО) – партия груза массой от 20 кг до 5 т и по объему не превышающие 1/3 крытого вагона;

малотоннажная отправка (МТО) – партия груза массой 10 – 20 т, не более половины вагона по объему;

повагонная отправка (ВО) – партия груза, требующая для перевозки целого вагона;

групповая отправка – партия груза, требующая для перевозки более одного вагона, но менее маршрута;

маршрут – состав поезда определенной массы или длины, сформированный на станции отправления в соответствии с требованиями ПТЭ одним или несколькими отправителями в адрес одного или нескольких г/п и проходящий без переработки не менее одной технической станции. Маршруты формируют и расформировывают только на п/п, загружают только одним видом груза.

По условиям организации различаются следующие виды маршрутов: отправительские, ступенчатые.

В зависимости от пунктов назначения: прямые, в распыление; по условиям обращения: кольцевые, и составы, которые не возвращаются на станцию погрузки после выгрузки.

По скорости доставки грузов перевозки бывают:

перевозки грузовой скоростью – перевозят все категории грузов, кроме скоропортящихся;

перевозки большой скоростью – перевозка СПГ, г/в имеет право перевозить любые категории грузов большой скоростью за отдельную плату.

Размер скорости зависит от расстояния перевозки, чем больше расстояние, тем выше скорость, выбирается по таблице (Правила перевозок грузов).

В зависимости от свойств грузов различают следующие категории грузов:

тарно-упаковочные – грузы, перевозимые в таре и упаковке и боящиеся воздействия атмосферных осадков, перевозятся в крытых вагонах, хранятся в крытых складах на станции;

навалочные – грузы, перевозимые без счета мест навалом, не боятся воздействия атмосферных осадков, перевозятся в полувагонах или на платформах, хранятся на открытых площадках;

насыпные – грузы, перевозимые насыпью, но боящиеся атмосферных осадков (цемент, зерно, минеральные удобрения). Перевозятся либо в крытых, либо в специализированных вагонах-хопперах, хранятся в закрытых складах (бункерах);

наливные – перевозятся наливом в цистернах, хранятся на п/п в резервуарах;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: