Публичный конкурс: что это такое, описание и особенности

Понятие, сфера применения и виды публичного конкурса

Конкурс (от лат., буквально — стечение, столкновение, встреча) представляет собой соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников. Основным квалифицирующим признаком конкурса в юридическом смысле является наличие двух и более лиц, участвующих в нем, т.е. расширенный круг участников, который позволяет провести полноценное состязание между ними. Российским законодательством предусмотрена возможность организации и проведения различных конкурсов, а именно: конкурсов на заключение договора, конкурсов на право заключения договора, конкурсов по отбору участников.

В настоящем параграфе речь пойдет о последней разновидности конкурсов.

Публичным конкурсом является процедура, направленная на отбор лиц (лица), выполнивших определенную условиями конкурса работу или достигших наилучших результатов среди иных участников конкурса. Таким образом, основным отличием конкурса по отбору участников от иных разновидностей конкурсов является цель, на достижение которой направлено проведение конкурса. Среди дополнительных признаков в теории гражданского права выделяют критерии определения победителя конкурса (при проведении конкурсов по отбору участников такими критериями являются не условия договора, а квалификация участника). Публичный конкурс не следует отождествлять с торгами, организуемыми для отбора контрагентов с целью заключения договора, как это предусмотрено в ст. 447 ГК РФ.

Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, в отличие от конкурсов-торгов, чаще всего направленных на заключение договоров, которые могут иметь частный характер и не иметь общественно полезной цели. Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что разновидностью публичных конкурсов могут быть торги, организуемые для заключения договоров па выполнение работ, оказание услуг для публичных нужд. При этом общественно полезные цели публичного конкурса определяются теми государственными или муниципальными нуждами, для удовлетворения которых организовывается конкурс. В этом случае применяются правила и нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. Л” 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В связи с обозначенной целью публичного конкурса его сфера применения довольно широка: па конкурсной основе проводятся состязания в образовательной, культурной, музыкальной, ремесленной, инфраструктурной, развлекательной сферах. В некоторых сферах творчества уже созданы специальные некоммерческие организации, которые профессионально занимаются проведением таких мероприятии. Например, с 2000 г. действует Ассоциация музыкальных конкурсов России, которая на своем сайте и в ежегоднике размещает информацию о публичных конкурсах и результатах их проведения.

Виды публичного конкурса. В зависимости от того, какому кругу лиц адресовано предложение организатора конкурса принять в нем участие, публичный конкурс может быть открытым или закрытым. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных СМИ, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. При этом открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Рассматривая вопрос о юридической природе публичного конкурса, нельзя обойти вниманием вопрос о соотношении института публичного обещания награды и публичного конкурса. Общей чертой, определяющей специфику данных правовых конструкций, является не только то, что обе они являются односторонними сделками, но и цель, характер совершаемых односторонних действий “призывающего” лица. Различие между ними сводится к тому, что публичный конкурс может быть адресован как ограниченному кругу лиц, так и неопределенному, а публичное обещание награды всегда адресовано неопределенному кругу лиц. Анализ сути этих действий позволяет сделать вывод о том, что открытый публичный конкурс является разновидностью публичного обещания награды.

ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС

1. Публичный конкурс – институт гражданского права, в силу которого лицо, объявившее публично о выдаче награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, обязуется провести в установленный срок конкурс и выдать обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Публичный конкурс – разновидность публичного объявления награды.

Отличия состоят в следующем. Обещание награды направлено на достижение личной (частной) цели, а иногда – общеполезной цели. Публичный конкурс организуется всегда в общественно полезных целях.

Обещание награды назначается за единственную в своем роде работу или за повторяемые действия. Публичный конкурс проводится только в отношении такой работы или достижения таких результатов, которые повторяемы и сопоставимы.

Публично обещанная награда предоставляется, если правомерное действие осуществлено одним или несколькими участниками. Публичный конкурс признается несостоявшимся, если участие в нем приняло только одно лицо.

Сделка об объявлении публичного конкурса более формальна: содержит значительное число существенных условий и подвержена более строгим правилам изменения условий и отмены.

Институт конкурса используется и в других областях отношений. Например, проводится конкурсный подбор кадров профессорско-преподавательского состава в вузах. Цель такого конкурса – выбор лучшего претендента на замещение преподавательской должности в соответствии со специальными нормами трудового законодательства.

Гражданские отношения в связи с проведением публичного конкурса регулируются гл. 57 ГК (ст. 1057 – 1061). К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются правила ст.

Читайте также:
Однородные товары: что это такое, описание и особенности

Если организатором конкурса являются министерства, другие ведомства на правах юридического лица, субъекты Федерации, муниципальные образования, то принимается правовой нормативный акт о порядке проведения конкурса, включающий положение о конкурсе и утверждающий состав оргкомитета и жюри.

Существует и такая практика. Правительством РФ, субъектом РФ, федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ принимается правовой акт, регламентирующий конкурсные отношения в определенной области. Конкретный организатор принимает положение о проведении отдельного конкурса, которое в зависимости от вида организатора (физическое лицо, коммерческая организация, общественная организация, министерство) может иметь статус правового нормативного акта или письменного документа.

Предлагаются две конструкции, объясняющие природу обязательств, возникающих из публичного конкурса.

Большинство юристов считают, что обязательства из публичного конкурса являются следствием двух односторонних сделок: сделки организатора по объявлению конкурса и сделки участника – представление результата работы на конкурс.

Существует точка зрения, что публичный конкурс можно рассматривать как договор, где объявление конкурса – разновидность публичной оферты, а представление результатов работы на конкурс – акцепт оферты, направленный на вступление в обязательственное правоотношение с организатором конкурса .

См.: Отдельные виды обязательств / Под ред. К.А. Граве, И.Б. Новицкого. М., 1954. С. 356; Эрделевский А. Публичный конкурс // Законность. 2000. N 8.

На наш взгляд, гражданско-правовая природа и структура института публичного конкурса должны объясняться в зависимости от поведения и намерения субъектов этих отношений.

В любом конкурсе обещание награды имеет публичный характер. Это означает, что объявление адресовано неопределенному кругу лиц в публичном месте.

Условия многих конкурсов устанавливают необходимость выражения волеизъявления лица на участие в конкурсе, сделанного до предъявления результата работы. Такой участник представляет письменную заявку, как правило, заполняя утвержденный организатором бланк. В заявке приводятся как минимум сведения о личности участника, а также указывается, что участник ознакомился с условиями конкурса и согласен с ними (или обязуется их выполнять). Более того, условия конкурса устанавливают срок направления заявки организатору. Заявка подписывается участником. Таков порядок в конкурсах артистов-исполнителей, на выбор лучшего по профессии, определения лучшей по каким-либо показателям организации и др.

Представляется, что в этих случаях публичное обещание награды выполняет роль публичной оферты (направлено неопределенному кругу лиц и содержит существенные условия). Если публичное обещание исходит от юридического лица, то оно оформляется и в виде локального акта этой организации.

Заявка на участие в конкурсе является акцептом. Подавший заявку регистрируется организатором в списках участников конкурса.

Оба документа свидетельствуют о намерении организатора конкурса и участника вступить в обязательственные правоотношения и о согласовании их воль в отношении условий конкурса. Таким образом, заключается договор о публичном конкурсе, который надо квалифицировать как договор присоединения.

При этом некоторые обязанности сторон возникают уже до проведения конкурса: обязанность участника внести вступительный взнос, обязанности организатора предоставить помещение для репетиций, обеспечить местом проживания иногородних участников.

Но существует и другая организация публичных конкурсов. Возможно, что первое обращение участника к организатору происходит только в момент представления результата работы, т.е.

2. Субъекты отношений публичного конкурса – организатор (устроитель) и участники конкурса.

Организаторами конкурса могут быть как граждане, так и юридические лица. Например, организатором конкурса среди студентов высших юридических учебных заведений Владимирской области на лучшую работу по вопросам избирательного права и процесса в 2002/2003 учебном году выступила избирательная комиссия Владимирской области.

Специально выделены как организаторы министерства и ведомства, обладающие статусом юридического лица. Так, организаторами областного смотра-конкурса “Лучший по профессии среди медицинских сестер домов ребенка Московской области” в 2003 г. были Министерство здравоохранения Московской области и Московский областной комитет профсоюза работников здравоохранения.

На практике публичное обещание награды дают также субъекты Федерации и муниципальные образования. К примеру, администрация Оренбургской области провела в 2001 г. областной конкурс кулинарного искусства, а администрация г. Кемерово в 2003 г. – городской конкурс-выставку работ фотографов “Мой город – моя семья”. В этих случаях администрация утверждает составы оргкомитета, жюри, положение о конкурсе. Награждение производится за счет средств соответствующего бюджета.

Круг участников конкурса зависит от его вида. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации.

Открытый конкурс может быть обусловлен и предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших в нем участвовать. Например, в III Московском международном конкурсе юных пианистов им. Ф. Шопена в 2000 г. специальная отборочная комиссия по результатам прослушивания присланных аудиокассет сначала должна была определить не более 40 участников, которые затем допускались к конкурсу.

Для участия в некоторых конкурсах в силу их специфики допускаются только физические или юридические лица.

При закрытом конкурсе участники составляют определенный круг лиц по выбору организатора конкурса. Иногда в конкурсных условиях устанавливается, что организатор вправе рекомендовать участникам, которым были направлены приглашения, привлекать конкретных специалистов этих организаций в состав творческих работников.

3. Содержание односторонней сделки (публичное объявление организатором о конкурсе) или договора о публичном конкурсе составляют существенные и иные условия.

Читайте также:
Пожарная охрана: что это такое, описание и особенности

К существенным условиям относятся: предмет сделки; место, срок и порядок предоставления работы или иных достижений; критерии и порядок оценки достижений; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса. Законодатель предусмотрел достаточно много существенных условий по сравнению с другими сделками.

В качестве иных условий могут быть указаны порядок и сроки выплаты вознаграждения; порядок возврата работ, не удостоенных награды.

Предмет сделки – правомерные действия, направленные на достижение общественно полезной цели, составляющие существо задания.

Общественно полезная цель противопоставляется частной цели отдельного гражданина или юридического лица. Наличие общественно полезной цели означает, что сам конкурс и его результаты служат обществу в целом, поскольку имеется заинтересованность в выявлении и поддержке талантливых исполнителей, разработке проектов по охране памятников, сбережению энергоресурсов, защите окружающей среды и проч. Например, распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 392-р было объявлено о проведении всероссийского конкурса “Российская организация высокой социальной эффективности”. Цель конкурса – распространение среди организаций отраслей материального производства опыта работы по решению социальных вопросов во взаимосвязи с улучшением производственных показателей.

Для многих конкурсов становится характерным то, что в деятельности организатора конкурса сочетаются и частные, и общественно полезные цели. Например, компания “Би Лайн GSM” объявила в 2003 г. всероссийский конкурс на лучшую историю знакомства с помощью мобильного телефона, представленную в форме статьи. С одной стороны, очевидны частные интересы коммерческой организации – реклама собственной деятельности, расширение круга своих клиентов. С другой стороны – акция направлена на поддержание общения и взаимопомощи среди молодежи, создание литературного произведения, что отвечает интересам общества. Поэтому возникающие при этом отношения должны регламентироваться нормами гл. 57 ГК (“Публичный конкурс”), а не гл. 56 (“Публичное обещание награды”).

Существо задания описывается как требования, предъявляемые к работе и ее результату. Например, в объявлении всероссийского конкурса на лучший материал в средствах массовой информации о деятельности судов, мировых судей, органов судейского сообщества был сформулирован предмет конкурса как материалы любых газетных жанров, фотоматериалы, телевизионные и радиопередачи, опубликованные в центральных и региональных средствах массовой информации в период с 1 января по 31 декабря 2002 г., дающие объективное освещение хода судебной реформы.

Практикуется и детализация требований к результату работы. Так, программа III Международного юношеского конкурса пианистов имени С.В. Рахманинова 1999 г. подробно регламентировала содержание каждого тура. В частности, в первом туре было обязательным исполнение четырех произведений – полифонического сочинения и виртуозного этюда из перечня названных, двух прелюдий С. Рахманинова, одна из которых из обязательного списка.

Место представления работы оговаривается путем указания на адрес организатора или его управомоченного. В условиях конкурса может быть установлено, что работа представляется в публичном месте, т.е. наряду с жюри обеспечивается и доступ зрителей, слушателей.

Установление срока представления работы необходимо для того, чтобы все участники находились в одинаковых по времени условиях для успешного выполнения заявленного в объявлении задания. Срок должен быть реальным. Для представления работы могут устанавливаться окончательный и промежуточный сроки. Для конкурса исполнителей организатор обычно утверждает календарный план конкурса с указанием дат регистрации, жеребьевки, каждого тура прослушивания (просмотра), церемонии вручения наград и закрытия.

Порядок представления работы зависит от ее характера. Работа может быть представлена в виде материального объекта (например, архитектурный проект) либо путем непосредственного исполнения на конкурсе исполнителей.

Условиями конкурса может быть предусмотрено представление работы под девизом с целью сохранения тайны имени участника для объективного определения победителя.

К существенным относится условие о критериях и порядке оценки результатов работы. Организатор вправе самостоятельно оценивать достижения, представленные на конкурс, либо привлекать третьих лиц. Иногда создаются специально образуемое жюри, конкурсная комиссия или комитет. Для объективности оценки обычно предусматривается запрет членам жюри участвовать в конкурсе. Оценивать результаты работ может какой-либо постоянный орган организатора конкурса. В свою очередь по условиям конкурса жюри вправе привлекать в необходимых случаях экспертов и получать рецензии.

Конкурс может проходить в несколько этапов (туров). В таких случаях в каждом туре оцениваются и отбираются лучшие работы.

По итогам оценки оформляется протокол или другой документ. При подведении итогов организатор может принять решение об отказе в присуждении премий за отдельные призовые места или о неприсуждении премий, если ни одна из представленных работ не отвечает установленным требованиям. Так, на конкурс на лучший проект памятника Б.Ш. Окуджавы был представлен 31 проект. Но жюри не присудило первой премии ни одному и определило три относительно лучших проекта.

Представляемые работы оцениваются исходя из того, соответствует ли представленный результат требованиям, указанным в обещании, и какой из представленных результатов является лучшим и заслуживает предпочтения.

В условиях конкурса могут быть перечислены критерии. Так, представленные блюда (экспозиции) оценивались в конкурсе кулинарного искусства по критериям: профессионализм приготовления; сочетание новой и традиционной технологий; соответствие заданному количественному содержанию экспозиции; художественное оформление; соответствие формы одежды участника тематике приготовленной экспозиции.

Читайте также:
Морская авария: что это такое, описание и особенности

Оценка может выводиться по сумме набранных баллов по каждому критерию.

Обязательное условие – определение порядка и срока объявления результатов конкурса. Устанавливается точная дата объявления результата конкурса или период, в течение которого результат объявляется после принятия решения о выборе победителя.

Результат сообщается либо устно с приглашением всех участников, либо через средства массовой информации одновременно с извещением каждого победителя. Иногда специально оговаривается об объявлении результатов в торжественной обстановке.

Награда может быть в форме денежного вознаграждения или в иной форме. Часто устанавливается несколько премий с учетом числа призовых мест.

Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением, а в случае спора – с решением суда (п. 2 ст. 1059 ГК). Организатор конкурса в таком случае не вмешивается в порядок распределения награды.

На многих конкурсах победителям присуждают почетные звания, вручают грамоты, дипломы, медали, кубки и проч. В юридической литературе общепринято считать, что моральное поощрение конкурсным вознаграждением не является и возможно только в сочетании с выплатой материальной премии. Однако какого-либо обоснования этого утверждения не приводится.

Между тем часть победителей конкурсов активно используют в дальнейшем также моральное поощрение. Тем более, что это иногда является условием для приема на работу, в вуз, участия в других конкурсах и проч. Например, по условиям всероссийского открытого конкурса на стипендии Президента РФ претендентами на стипендию могут быть студенты и аспиранты вузов, получившие рекомендацию ученого совета вуза, выдающиеся успехи которых в учебе и научных исследованиях подтверждены дипломами победителей всероссийских и международных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей . Как видно, именно звание победителя, а не полученная материальная награда является одним из оснований участия в названном конкурсе.

См.: распоряжение Президента РФ от 6 сентября 1993 г. “Об утверждении Положения о стипендиях Президента Российской Федерации” // САПП РФ. 1993. N 37. Ст. 3451.

4. Организатор конкурса обязан:

оценить работу, представленную своевременно и в полном соответствии с условиями и порядком конкурса;

сообщить участникам о принятом решении в порядке, установленном конкурсом;

уплатить обещанное и присужденное вознаграждение тем, чьи работы признаны достойными в соответствии с условиями конкурса;

возвратить работы участникам, не удостоенным вознаграждения, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы.

Организатор конкурса имеет преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного награды, договора об использовании произведения с выплатой соответствующего вознаграждения. Иное правило может быть предусмотрено условиями конкурса.

5. Для защиты интересов участников конкурса установлены правила изменения условий или отмены публичного конкурса.

Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким был объявлен конкурс. Такое правило расширяет возможности ознакомления участников конкурса с инициативами организатора.

Организатор конкурса в случае изменения его условий или отмены обязан возместить расходы участнику конкурса, если предусмотренная в объявлении работа выполнена до того, как участникам стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или его отмене. Если организатор конкурса нарушил сроки изменения условий или отмены конкурса или известил об изменении (отмене) не тем способом, каким конкурс был объявлен, то организатор должен выплатить награду участникам, чья работа выполнена и удовлетворяет указанным в объявлении условиям.

Вместе с тем организатор освобождается от возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Смирнов В.Н. Конкурс в советском гражданском праве. Л., 1964.

Эрделевский А.М. Публичный конкурс // Законность. 2000. N 8.

Советы юриста по проведению конкурсов в соцсетях: правила, реклама, борьба с мошенниками

Заместитель генерального директора по правовым вопросам онлайн-кинотеатра ivi.ru Михаил Платов рассказал ЦП об особенностях законодательства относительно конкурсов в интернете, чтобы объяснить, как проводить конкурсы без страха быть оштрафованным.

Для начала стоит выделить виды мероприятий, связанных с обещанием награды за выполнение участниками определенных действий:

  • публичное обещание награды;
  • публичный конкурс;
  • проведение игр и пари, лотерей, тотализаторов, иных игр государством или по его разрешению.

Эти типы различаются по механике проведения, правам и обязанностям сторон, юридическим последствиям и особенностям их рекламы. Например, организатором лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, а рекламировать игру, основанную на риске, можно только в определенных местах или в определенное время.

При публичном обещании награды ее может получить любое лицо за совершение определенного действия, а при проведении публичного конкурса она уходит тому, кто лучше других выполнил задание или достиг других результатов в соответствии с условиями.

То есть от того, как именно ваше мероприятие описано в правилах проведения, зависит, какие юридические нормы его регулируют и какие последствия могут наступить. Я расскажу только о правилах проведения публичного конкурса в интернете — специальные нормы закреплены в главе 57 Гражданского кодекса РФ:

  • организатором конкурса может быть любое лицо;
  • для проведения конкурса не требуется его предварительной регистрации и разрешения государственного органа, как, например, в случае с лотереей.
  • самое важное — в открытом доступе опубликовать правила проведения конкурса и соблюсти их.
Читайте также:
Недееспособность гражданина: что это такое, описание и особенности

Характеристики публичного конкурса

Из статьи 1057 Гражданского кодекса следует, что конкурс — это публичное объявление о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, которую должен получить тот, кто признан победителем конкурса в соответствии с условиями выполнения задания.

  • Награда в конкурсе, как правило, выдается только лучшему участнику (участникам), то есть тем, кто лучше остальных выполнил задание — например, по мнению жюри. То есть если в правилах вы пишете, что приз будет выдан каждому десятому пользователю, сделавшему «перепост» записи в социальной сети, то отношения с участниками будут регулироваться положениями ГК РФ о публичной награде.
  • Конкурс будет считаться несостоявшимся, если в нем принял участие только один человек, поскольку отсутствует возможность выбора победителя. То же самое произойдет и в том случае, если несколько работ представлены единственным участником.
  • Согласно этой же статье, любой публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, тогда как публичное обещание награды может преследовать только частные интересы. При отсутствии такой цели конкурс не соответствует требованию закона, а значит, недействителен. Пользу необходимо указать в правилах.

К счастью, формулировка «достижение каких-либо общественно полезных целей» в статье ГК дает возможность широко трактовать этот термин, а современное законодательство и вовсе не содержит такого понятия. Нужно только учитывать, что общественно полезной целью, например, не будет «увеличение объема продаж товаров организатора публичного конкурса».

В практике встречаются, например, такие формулировки:

  • «продвижение и коммерциализация инноваций»;
  • «образовательно-познавательная общественно-полезная цель конкурса»;
  • «поддержка творческого самовыражения и развитие творческих навыков у участников конкурса».

Всё это с формальной юридической точки зрения не дает квалифицировать такие конкурсы как недействительные.

Обязательная информация в правилах

Теперь рассмотрим, какие сведения должны содержать правила проведения конкурса, чтобы избежать признания его недействительным:

  • условия, предусматривающие существо задания;
  • критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений. Это делается для того, чтобы участники знали, каким требованиям должны соответствовать выполненные работы, и какова процедура подведения итогов конкурса, то есть где, когда, каким образом пройдет оценка результата работ;
  • место, срок и порядок их представления;
  • размер и форма награды, изменить которые можно лишь в течение первой половины срока, установленного для представления работ;
  • порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Хочу отдельно отметить особую важность качественного описания условий, перечисленных в первых двух пунктах данного списка. Нечеткое описание задания или критериев оценки результатов работ, а также их несоблюдение может привести к спорам с участниками.

Например, в фотоконкурсе, который проводили в Facebook представители компании Honda в России, один из проигравших участников в суде потребовал от организаторов возместить моральный ущерб и предоставить приз в связи с нарушением. По его мнению, организатор сделал победителем участника, фото которого формально не соответствовало требованиям к конкурсным работам, описанным в правилах.

Также рекомендуется предусмотреть следующие условия:

  • территория проведения конкурса и, в случае необходимости, возрастные ограничения для участников;
  • запрет на участие работников и представителей организатора, членов их семей и так далее;
  • согласие участников с условием о том, что в случае изменения или отмены конкурса организатором, последний не обязан возмещать расходы участникам конкурса, которые не закончили и не представили свою конкурсную работу, поскольку она заведомо не соответствует условиям. Такое условие поможет вам избежать установленной законом обязанности возместить расходы, понесенные участником, в связи с участием в конкурсе и его отменой;
  • если предметом конкурса является создание результата интеллектуальной деятельности, должны быть условия предоставления прав на него организатору, а также использования и выплаты вознаграждения автору;
  • право не возвращать участникам конкурса их работы. Иначе по закону их придется вернуть;
  • условие о праве организатора не выплачивать денежный эквивалент не денежной награды, а также не осуществлять ее замену. Это позволит избежать необоснованных требований финалистов заменить не денежный приз деньгами;
  • информация об организаторе;
  • согласие участников на обработку их персональных данных;

Авторские права

Очень важно уделять внимание соблюдению авторских прав на результаты конкурсных работ или объекты исключительных прав, которые используются при оформлении конкурса. Иски от авторов в связи с незаконным использованием их фотографий, иллюстраций или других объектов — одни из самых частых проблем при проведении конкурсов крупными брендами. И суды в таких делах часто становятся на сторону авторов.

Например, рекламное агентство, проводившее конкурс для одного из тройки мобильных операторов, использовало фото частного фотографа, чтобы оформить конкурс, не получив разрешение на использование. Юристы фотографа потребовали от агентства компенсацию в несколько десятков тысяч долларов, шантажируя компанию оглаской данного дела и испорченными отношениями с своим клиентом.

Дело дошло до суда, к которому привлекли не только виноватое агентство, но и оператора. Автор в итоге получил свою компенсацию, хотя и в существенно меньшем размере, чем требовал изначально, а сотрудникам агентства пришлось понервничать, объясняясь с клиентом. В итоге всё закончилось не так плохо, как могло бы, но времени и нервов, потраченных впустую, ушло не мало.

Читайте также:
Непотребляемые вещи: что это такое, описание и особенности

Мошенничество со стороны участников

Также необходимо обратить особое внимание на описание прав организатора по отстранению участника от конкурса, если его действия несут мошеннический характер — например, если он пытается достигнуть результата нечестным образом — «накручивает» голоса, лайки, использует специальные программы, подкупает других участников.

Несмотря на все рекомендации, которые я отметил, всегда есть множество нюансов, поскольку каждый конкурс и его риски индивидуальны. Это зависит от субъектного состава, механики, призов, но самое важное я описал выше.

Реклама

Кроме указанного, при распространении информации о конкурсе организаторы должны обращать внимание на соблюдение требований рекламного законодательства.

В рекламе должны быть указаны:

  • сроки проведения конкурса;
  • источник информации об организаторе, о правилах проведения конкурса, включая сроки окончания приема заявок на участие, количество призов, сроки, место и порядок их получения. Если этой информации нет или если она неверна, организатор может понести гражданско-правовую и административную ответственность в виде штрафа до 500 тысяч рублей.

Налоги

Важно также знать и учитывать налоговые обязательства организатора и победителя конкурса.

  • Ставка налога в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, составляет 35%.
  • Налог уплачивается только в том случае, если стоимость выигрыша превышает 4 тысячи рублей.
  • Организатором конкурса должен удержать налог из выигрыша победителя в денежной форме и перечислить его в бюджет в порядке выполнения обязанностей налогового агента.
  • Если выигрыш получен не в денежной форме, и налоговый агент не может удержать налог, организатор конкурса обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли обязательства, письменно сообщить победителю и налоговому органу о сумме налога и невозможности его удержать. В этом случае победителю придется самостоятельно вычислить и уплатить сумму налога с дохода в виде стоимости полученного выигрыша. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме основных вышеперечисленных юридических требований есть правила у самих площадок, на которых проводятся конкурсы, с ними также следует ознакомиться. Вы же не хотите, чтобы ваш конкурс был неожиданно прерван, к примеру, владельцем социальной сети или магазина приложений.

Публичный конкурс

Понятие и признаки публичного конкурса

Слово «конкурс» означает состязательность, соревнование, конкуренцию. Данная категория используется в праве, когда необходимо получить оптимальный (лучший) из числа возможных результат, основанный на правовой модели состязательности, и имеет как межотраслевой, так и внутриотраслевой характер.

За пределами гражданско-правового регулирования конкурсов находятся отношения, которые построены по отраслевому принципу. Таковы, в частности, отношения по конкурсному подбору кадров.

В гражданском праве конкурсы подразделяются на конкурсы-торги и публичные конкурсы.

Публичным конкурсам посвящена гл. 57 ГК РФ. В ГК РСФСР 1964 г. этот институт регламентировался нормами гл. 39 «Конкурс». Безусловно, конструкция публичного конкурса претерпела существенные изменения, так его предметом может быть не только лучшее выполнение работы (как это предусматривалось ранее действовавшим законодательством), но и достижение иных результатов (например, конкурс пианистов или танцоров).

Публичный конкурс как гражданско-правовой институт охватывает отношения, связанные с постановкой задачи, которая разрешается на основе состязания неопределенного круга лиц с выплатой специального вознаграждения победителю. Существует ряд признаков, характеризующих публичный конкурс, которые по своей сути приближают данную модель к публичному обещанию награды.

Во-первых, обещание вознаграждения за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов должно быть публичным, т. с. обращенным более чем к одному лицу. Конкурсы бывают открытыми и закрытыми в зависимости от того, к кому обращено предложение участвовать в конкурсе.

При открытом конкурсе предложение принять в нем участие обращено ко всем желающим, и каждый откликнувшийся на него может стать участником конкурса. В этом случае круг участников конкурса может быть более широким (все пожелавшие принять в нем участие) или более узким (конкурс среди лиц определенной профессии), но он всегда характеризуется количественной неопределенностью и неизвестностью для организатора конкурса конкретного состава его участников.

Закрытый конкурс, напротив, характеризуется тем, что предложение участвовать в нем направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. В этом случае круг участников конкурса всегда ограничен и известен его организатору.

Во-вторых, публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. В противном случае публичный конкурс признается недействительным с последствиями, предусмотренными п. 2 ст. 167 ГК РФ.

В-третьих, обещанное вознаграждение должно быть не обычной предусмотренной действующим законодательством (трудовым, авторским) платой за выполнение той или иной работы, а специально установленной премией, которая выплачивается победителю конкурса за достигнутый результат независимо от его права на получение иных видов вознаграждения за свой труд. При этом премия должна быть денежной либо вещевой (например, путевка, автомобиль). Всякое иное поощрение победителя соревнования (например, выдача кубков, грамот, дипломов, медалей или иных отличительных знаков), если оно не сочетается с выплатой премии, не признается конкурсным вознаграждением.

Читайте также:
Ордерный индоссамент: что это такое, описание и особенности

В-четвертых, награда должна быть обещана за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов, что предполагает возможность сопоставления и выбора одного из многих сравнимых по своим качественным признакам результатов, достигнутых к тому же разными лицами. Следовательно, работа должна отвечать условиям конкурса, а по характеру быть такой, чтобы результат ее при выполнении разными лицами мог быть сопоставим.

Поэтому конкурс должен быть признан несостоявшимся, если представлена только одна работа (один результат) или хотя и несколько, но одним лицом.

Особенности конкурсного объявления

Объявление о проведении конкурса в публичном порядке производится путем публикации в газете, выпуска объявления в общественных местах, извещения по радио, телевидению и в иных средствах массовой информации.

Условия, которые должно содержать конкурсное объявление, определены в п. 4 ст. 1057 ГК РФ. Они делятся на обязательные, т. е. такие, которые должны быть указаны при объявлении любого конкурса, и дополнительные, т. с. такие, которые указываются по свободному усмотрению устроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностей конкурса. При отсутствии обязательных условий или хотя бы одного из них конкурс считается необъявленным. К числу этих условий относятся:

1. сведения о существе задания (предмете конкурса). Степень детализации этих сведений зависит от цели и характера конкурса. Так, конкурсное задание может выражаться в простой постановке задачи с указанием формы ее разрешения (например, создание памятника воинам-интернационалистам) и может быть детализировано до конкретных показателей и признаков, которым должно отвечать решение конкурсной задачи (создание того же памятника, но на базе определенного сюжета);

2. критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижении. Они устанавливаются в зависимости от сущности самой работы. Критерии оценки определяются организатором конкурса, но в обязательном порядке должны быть объявлены и разъяснены для заинтересованных лиц. Конкурс может проводиться в несколько этапов, по окончании которых производятся оценка и отбор наиболее достойных для участия на следующем этапе работ. Окончательной оценке работы может предшествовать ее предварительное открытое обсуждение в том или ином коллективе, помещение представленных на конкурс работ на выставках для публичного обозрения с целью определения общественного мнения об этих работах. Срок окончательной оценки работы признается и сроком вынесения решения о выплате вознаграждения ее автору;

3. место, срок выполнения и порядок представления работ или иных достижений. Место представления работы указывается в объявлении о конкурсе в числе других условий и имеет существенное значение не только для участников конкурса, но и для привлечения к конкурсу внимания общественности, особенно при проведении конкурсов на исполнительское мастерство. В последнем случае местом представления работ признается место осуществления подлежащей просмотру и оценке деятельности.

Срок может определяться либо отрезком времени, в течение которого должно быть выполнено задание, либо точно фиксированной календарной датой, к которой приурочивается исполнение задания, когда, например, предметом конкурса является деятельность, подлежащая опенке при самом ее исполнении. Могут устанавливаться окончательные и промежуточные сроки.

Невыполнение задания или непредставление работы в установленный срок независимо от их причин влечет отказ в приеме работы на конкурс, который не может быть обжалован ни в административном, ни в судебном порядке.

Порядок представления работы на конкурс определяется характером работы и выражается либо в передаче участником конкурса его устроителю определенного результата своего труда в виде материализованного объекта, либо путем исполнения работы при непосредственном восприятии этого исполнения устроителем конкурса. Отказ в приеме работы на конкурс может последовать только по мотиву несоответствия ее условиям конкурса либо нарушения порядка и сроков се представления;

4. размер и форма вознаграждения. Они устанавливаются обычно в виде определенной денежной суммы (возможна вариация размера вознаграждения в зависимости от занятого места), но может выражаться и в какой-то другой форме: ценная вещь (автомобиль, квартира), туристическая путевка, право на заключение договора;

5. порядок и сроки объявления результатов конкурса. Определение результатов конкурса производится в решении об оценке конкурсных работ. О принятом решении участники конкурса могут быть уведомлены в той же форме, в какой конкурс объявлен, либо иным образом (например, путем письменного уведомления всех соискателей либо только победителей конкурса и т. д.).

Дополнительные условия конкурса устанавливаются его устроителем и детализируют отдельные его положения для внесения определенности во взаимоотношения сторон. Чаще всего они касаются оформления представленных на конкурс работ; состава жюри; порядка и сроков выплаты вознаграждения; порядка использования премированных произведений науки, литературы или искусства и выплаты авторам этих произведений гонорара; порядка возврата участникам конкурса работ, не удостоенных премии, и т. д.

Изменение условий и отмена публичного конкурса допускаются только в пределах первой половины срока, установленного для представления работ (п. 1 ст. 1058 ГК РФ).

Изменение условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения участников тем же способом, каким конкурс был объявлен (п. 2 ст. 1058). Выполнение этого требования освобождает устроителя конкурса от обязанности принять на конкурс работу, выполненную на первоначально указанных условиях, хотя бы автор этой работы по уважительной причине и не знал о внесенных в условия конкурса изменениях либо о его отмене. Однако в силу п. 3 ст. 1058 устроитель в этом случае обязан возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу, до того как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или о его отмене. Устроитель конкурса освобождается от обязанности возмещения таких расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Читайте также:
Принудительное воспитание: что это такое, описание и особенности

Нарушение требований о порядке изменения условий конкурса или его отмены влечет в соответствии с п. 4 ст. 1058 ответственность устроителя в форме выплаты награды тем участникам конкурса, которые выполнили работу, удовлетворяющую указанным в конкурсном объявлении условиям.

Право на получение награды возникает у соискателя лишь в случае признания его работы лучшей и (или) достойной вознаграждения в соответствии с условиями конкурса. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такое соглашение не достигнуто, порядок распределения награды определяется судом (п. 2 ст. 1059 ГК РФ).

Законодатель дополнительно обеспечивает интересы лица, объявившего публичный конкурс на создание произведения науки, литературы и искусства. Согласно ст. 1060 ГК РФ за лицом, объявившим такой конкурс, если иное не предусмотрено его условиями, признается преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой автору определенного вознаграждения. Договор, который в случае, предусмотренном ст. 1060, организатор заключает с автором произведения, по общему правилу представляет собой лицензионный договор (ст. 1286 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1061 ГК РФ лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, которые не были удостоены награды. Лицо, объявившее публичный конкурс, освобождается от этой обязанности тогда, когда соответствующие указания на этот счет содержались в объявлении о конкурсе либо вытекают из характера выполненной работы. Так, если был объявлен конкурс на выполнение лучшего кулинарного произведения с последующей дегустацией данной продукции, то остается только «догадываться» о дальнейшей судьбе результатов работы.

Информация для потребителей. Что такое договор присоединения и публичный договор и как их заключать?

В повседневной жизни мы постоянно заключаем договоры, часто не задумываясь об этом. Сели в троллейбус – заключили договор перевозки, отдали ребенка в школу – заключили договор об оказании образовательных услуг, купили телевизор – заключили договор розничной купли-продажи. Примеров вступления в договорные отношения без классического письменного оформления этих отношений можно привести много. Хотя в приведенных примерах договором будет является чек. Эти договоры именуются публичными договорами и договорами присоединения. Можно ли влиять на условия договора, который Вам предстоит заключить, если он относится к договорам присоединения или публичным договорам? Статья 428 Гражданского кодекса РФ договором присоединения признает такой, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Для граждан-потребит елей такими договорами могут быть, например, договоры на оказание услуг вневедомственной охраны, на услуги мобильной связи. Хочешь – подписывай такой договор, каков есть, а не хочешь – не подписывай вовсе, и тогда останешься без охраны квартиры или без мобильного телефона.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательс кую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществля ющее предпринимательс кую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Участие в таких договорах совсем не означает, что граждане-потреби тели полностью бесправны. Статья 426 Гражданского кодекса РФ предусмотрела правило, по которому исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг. Вас отказались обслужить в обувной мастерской по неизвестным причинам, и Вы были вынуждены ехать на другой конец города, чтобы отремонтировать обувь, – налицо нарушение закона и причинение убытков. Убытки в данном случае могут выразиться в затратах на проезд.

Аналогично с договорами присоединения присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если он хотя и не противоречит закону или иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора (статья 428 Гражданского кодекса РФ).

Читайте также:
Объект правоотношений: что это такое, описание и особенности

Можно и нужно защищать себя в случаях вступления в публичные договорные отношения и в отношения, вытекающие из договора присоединения. Не всегда отсутствие письменного закрепления ваших прав свидетельствует об отсутствии права на защиту этих прав в случае их нарушения. Помните, что с Вами надежные защитники – Гражданский кодекс РФ и Закон о защите прав потребителей. Эти законы помогут вам отстоять ваши нарушенные права, даже если они не были закреплены письменно.

Так, согласно, абзаца 2 пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 428 Гражданского кодекса РФ, правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 428 Гражданского кодекса РФ, подлежат применению также в случаях, если при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона в силу явного неравенства переговорных возможностей поставлена в положение, существенно затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора.

Следует отметить, что потребители вправе обсуждать условия договора и требовать внесения предлагаемых им условий в договор. Таким образом, потребитель вправе спрашивать, что подразумевает другая сторона договора в том или ином его пункте договора, предлагать изменить его или дополнить, если данный пункт или условие не копирует императивную норму закона. Такой подход к заключению договоров серьезно облегчит жизнь в дальнейшем. Нередко встречаются случаи, когда условия договора составлены с нарушениями или не прописаны важные условия. Зачастую обнаружение ущемляющих условий, неполных условий, или отсутствие каких либо условий юристом, спасет от материальных затрат потребителя. Если Вам непонятны положения договора, не подписывайте его сразу, попросите копию и покажите юристу, который обратит внимание на несоответствия договора закону, имеющиеся нарушения, наличие не полных условий, отсутствия условий которые желательно согласовать и отразить в договоре, а также в целом определит риски по предлагаемому к заключению договору. Если изменить условия договора не удается, откажитесь от его заключения или терпеливо сносите те последствия, которые наступят после заключения.

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2022 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Тел.: +7 (4912) 25-58-02

Соц. сети:

Публичный договор

Публичный договор заключается коммерческой организацией и устанавливает обязанность компании по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении заключения публичного договора и условий публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Публичный договор не требует нотариального заверения.

Сущность публичных договоров

При заключении публичного договора, любая сторона, являющаяся покупателем, получает товар или услугу по фиксированной цене.

Публичный договор имеет ряд характерных признаков.

Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческая организация.

Во-вторых, характер деятельности организации должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ.

В-третьих, положения договора должны отражать обязанность организациию:

вступать в правоотношения с любыми обратившимися лицами (продавать товары, оказывать услуги);

брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

Субъекты публичного договора

В качестве одного из субъектов публичного договора должна выступать коммерческая организация (унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, либо производственный кооператив).

Отметим, что к числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно, производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Условия публичного договора

Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.

Читайте также:
Организатор преступления: что это такое, описание и особенности

Такими признаками являются:

состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;

коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;

установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.

Преимущества публичного договора для потребителя

Преимущества публичного договора для потребителя заключаются в следующем.

Во-первых, потребителю не могут отказать в заключении договора.

Во – вторых, цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категорий потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

Кроме этого, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

Примеры публичных договоров

Характерные правовые признаки публичного договора приводятся в статье 426 ГК РФ.

Так публичным договором является гражданско-правовой договор, заключаемый продавцом – коммерческой организацией, реализующей товары, выполняющей определенные виды работ, оказывающей услуги, которые она должна предоставлять любому, кто к ней обратится в качестве покупателя.

К таким видам торговли, работ, услуг Гражданский кодекс относит розничную торговлю, перевозки общественным транспортом, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, туристическое, гостиничное обслуживание.

На законодательном уровне в качестве публичных договоров определены следующие:

Договор купли-продажи (розничной);

Договор оказания медицинских услуг;

Договор подряда, в том числе бытового;

Договор хранения на складе;

Договор банковского вклада для граждан в кредитных организациях;

Договор хранения вещей и иного имущества граждан в ломбарде;

Договор перевозки пассажиров общественным транспортом;

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, примерами публичных договоров также являются договор розничной купли-продажи, договор проката, договор бытового подряда, договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, договор личного страхования.

Порядок заключения публичных договоров

Существует несколько вариантов заключения публичного договора:

Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.

В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.

Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.

Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.

В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.

После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.

В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.

Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.

Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.

Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».

С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что такое публичный договор и можно ли от него отказаться

Публичный договор — это документ, в котором одна сторона, осуществляющая предпринимательскую деятельность, предлагает неограниченному кругу лиц заключение сделки на равных для всех условиях.

Признаки

Правоотношения из публичного договора регулируются ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Законодательство не содержит определения, что такое публичный договор на оказание услуг, а раскрывает понятие таких соглашений в общем. Кроме общих норм права, применяются специальные, регулирующие конкретные правоотношения, например: в сфере гостиничных услуг — постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085; поставка газа — постановление Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245; телевизионное вещание — постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 785; теплоснабжение — постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808; ЖКХ — постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. Они устанавливают требования к публичному договору с одним предметом сделки. Отличительные особенности соглашений этого вида:

  • субъектный состав и обязательство заключить соглашение с каждым обратившимся, одной из сторон публичного договора обязательно будет выступать организация или ИП, имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • продавец или лицо не вправе отказать в заключении соглашения гражданам, которые обратились к нему. Помимо граждан, в качестве второй стороны выступают юридические лица;
  • отсутствие преимуществ для определенных категорий покупателей (заказчиков), что значит — публичный договор может заключаться с обширным количеством контрагентов.
Читайте также:
Охранное отделение: что это такое, описание и особенности

Если в предложении о заключении сделки содержатся преимущества для отдельных групп потребителей, то, в силу п. 5 ст. 426 ГК РФ, она признается ничтожной. Не противоречат закону соглашения, условия которых меняются в зависимости от группы потребителей, если такая информация общедоступна для всех. Например, использование программы лояльности с предоставлением скидки студентам и размещение таких условий на официальном сайте. Соответствующая позиция закреплена в п. 17 постановления пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49. Из анализа норм ГК РФ приходим к выводу, что к публичным договорам относится:

  • медицинское обслуживание;
  • продажа товаров в розницу;
  • гостиничные услуги;
  • энергоснабжение;
  • перевозка транспортом общего пользования;
  • прокат;
  • перевозка пассажиров в такси.

Обстоятельства, из-за которых исполнитель не исполняет обязательства, становятся причиной для отказа другой стороне. Например, отсутствие мест в гостинице вызвало отказ коммерческой организации от заключения публичного договора, то же самое с занесением пассажира самолета в «черный список». В этом случае отказ в заключении сделки правомерен.

Порядок заключения

Соглашение заключается в форме присоединения или публичной оферты. По сделкам в виде присоединения одна сторона излагает условия в стандартном для всех виде, вторая рассматривает их и в случае согласия подписывает. Публичная оферта — это предложение к заключению сделки неограниченному числу лиц. Оно выражается, например, в виде буклета с указанием цены, наименования и основных характеристик товара. По порядку заключения определяют, какой из договоров является публичным и на кого распространяются отношения. Если рассматривать в совокупности все правила, то они устанавливают, какую информацию обязан передать исполнитель покупателю и какими действиями или документами это подтверждается. От покупателя требуется принятие сделки (акцепт). Ввиду разных предметов сделки заключение публичного договора имеет особенности. На основании п. 2 информационного письма президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14, акцептом является фактическое пользование предоставляемыми услугами, даже если соглашение в письменном виде не оформлено, например, при использовании электроэнергии.

При продаже товаров дистанционным образом сделка признается заключенной с момента выдачи документа, подтверждающего оплату (п. 20 постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612). Конклюдентными действиями (с момента соединения с сетью передачи данных) заключается срочное соглашение по оказанию услуг передачи данных в коллективном доступе (п. 24 постановления Правительства РФ от 23.01.2006 № 32).

Если продавец или исполнитель отказали в заключении сделки, вы можете использовать меры защиты для восстановления своего нарушенного права. Это производится с помощью обращения в суд. В результате рассмотрения дела суд определит условия соглашения, которые надлежит исполнить продавцу или исполнителю. Еще одним из вариантов воздействия является обращение в Федеральную антимонопольную службу или Роспотребнадзор (в случае обращения физического лица). В результате рассмотрения государственный орган выдает предписание об устранении нарушений с возможным наложением штрафа. В качестве основания для обращения в ФАС ссылайтесь на п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Если отказ в оказании услуги или продажи товара имел не единичный случай и связан с состоянием здоровья или ограничением жизнедеятельности, то административная ответственность устанавливается за каждый случай отказа. Для обращения от физических лиц, помимо письменных обращений, используются электронные, например официальные сайты ФАС России и Роспотребнадзора. Обращение производится через заполнение соответствующей формы.

Можно ли расторгнуть

Лицо, оказывающее услугу или продающее товар, не имеет права отказать в заключении публичной сделки, если есть реальная возможность исполнить обязательства. Если такой отказ совершен, другая сторона обращается в суд с понуждением о заключении сделки. Регулирование порядка расторжения отличается в зависимости от правил, которые регулируют предмет сделки. Расторжение со стороны продавца возможно в одностороннем порядке, если покупателем были нарушены условия соглашения, например при неоплате стоимости услуг хранения хранитель требует забрать вещь. Возможность одностороннего отказа устанавливается в тексте соглашения для стороны, которой предоставлена свобода выбора. В этом отличие публичного договора от договора простого. В качестве сторон, которые заявляют о таком отказе, выступают покупатель или заказчик услуги.

Если соглашение заключалось давно и за период его действия произошли изменения, которые значительно повлияли на обстоятельства и возможность исполнения продавцом (исполнителем) своих обязательств, возможно расторжение соглашения. Такая позиция подтверждается определением Конституционного суда РФ от 14.10.2004 № 391-О.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: