Рабочий план счетов: что это значит

Рабочий план счетов: что это значит

1.2. План счетов бухгалтерского учета и его характеристика

Производственная деятельность любого предприятия находит свое отражение в показателях движения средств этой организации.

Получение сведений о движении средств осуществляется с помощью бухгалтерских счетов.

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в средствах предприятия. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе.

Графически счет представляет собой таблицу Т-образной формы, левая сторона которой называется дебет и обозначается буквой “Д”, а правая – кредит и обозначается буквой “К”.

Дебет (лат.) – “он должен”.

Кредит (лат.) – “ссуда, долг”.

Открыть счет – это значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта, которое называется сальдо начальное и обозначается на счетах как Сн. Остатки, увеличение и уменьшение учитываемых объектов отражаются на разных сторонах счета в зависимости от того, что учитывается на счете – средства или источники.

Сальдо (лат.) – “расчет, остаток”.

Состояние учитываемого объекта на конец месяца называется сальдо конечное и обозначается на счетах как Ск.

Сумма всех записей, сделанных за период (месяц) по дебету и по кредиту счета, называется соответственно дебетовым и кредитовым оборотами и обозначается на счетах соответственно Доб и Коб.

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.

На активных счетах отражается учет хозяйственных средств предприятия (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, денежные средства в кассе и др.) – это то, во что предприятие вложило средства.

Активный счет расположен в активе баланса и отличается тем, что суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в дебете счета, а сумма расходных операций – в кредите. Сальдо активного счета расположено в дебете.

Структура активного счета:

1. Остаток на начало периода

2. Операции, вызывающие увеличение (+)

4. Остаток на конец периода (дебетовое сальдо) (1 + 2 – 3)

3. Операции, вызывающие уменьшение (-)

Сальдо конечное активного счета всегда дебетовое и рассчитывается как:

Ск (активного счета) = Сн + Доб – Коб

На пассивных счетах отражается движение источников хозяйственных средств предприятия (уставный капитал, прибыль, ссуда банка и др.).

Пассивный счет расположен в пассиве баланса. Суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций – в дебете. Сальдо пассивного счета расположено в кредите.

Структура пассивного счета:

3. Операции, вызывающие уменьшение (-)

1. Остаток на начало периода (кредитовое сальдо)

2. Операции, вызывающие увеличение (+)

4. Остаток на конец периода (1 + 2 – 3)

Сальдо конечное пассивного счета всегда кредитовое и рассчитывается как:

Ск (пассивного счета) = Сн + Коб – Доб

Кроме счетов для учета имущества организации (активных счетов) и источников его формирования (пассивных счетов), в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражается одновременно и имущество организации, и источники его формирования. Они носят название активно-пассивных счетов.

Необходимость в этих счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данного предприятия с другими предприятиями, организациями и лицами может меняться их экономический характер. Например, дебиторы в прошлом периоде становятся кредиторами в текущем и наоборот. На активно-пассивном счете одновременно учитываются два объекта. При этом сальдо на начало и конец месяца отражается в активно-пассивном счете развернуто – по дебету и по кредиту счета. При составлении баланса дебетовые остатки по активно-пассивным счетам отражают в активе, кредитовые – в пассиве.

Активно-пассивные счета бывают двух видов:

с односторонним сальдо – дебетовое либо кредитовое сальдо (например, счет 99 “Прибыли и убытки”);

с двусторонним сальдо – дебетовое и кредитовое сальдо одновременно (например, счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”).

Пример структуры активно-пассивного счета:

Счет “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”

1. Сальдо – задолженность дебиторов

3. Погашение задолженности кредиторам, увеличение задолженности дебиторов

Сальдо – задолженность кредиторов (если 3 > 2 + 4); задолженность дебиторов (если 4 3); задолженность дебиторам (если 4 > 1 + 3)

Важнейшим правилом ведения учета при помощи счетов является метод двойной записи.

Метод двойной записи состоит в том, что всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды: в дебет одного счета и в кредит другого. Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.

Благодаря методу двойной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное значение для контроля.

Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой – сумма операции как бы проводится от счета к счету.

Бухгалтерская проводка составляется только на основании финансовых документов.

Для составления бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:

– определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах предприятия;

– по “Плану счетов” выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.

Процедура определения номеров счетов, дебет и кредит которых затрагиваются данной операцией, называется корреспонденцией счетов. Такие счета называются корреспондирующими.

Балансовые счета – счета, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию, а также привлеченных им в оборот. Балансовые счета отражаются в бухгалтерском балансе и имеют двухзначный шифр в плане счетов бухгалтерского учета.

Читайте также:
Филиал иностранного юридического лица

Предприятия и организации могут пользоваться арендованными средствами, т.е. средствами, не принадлежащими предприятию. Для отражения и контроля за этими средствами применяются забалансовые счета.

Забалансовые счета – счета, предназначенные для учета хозяйственных средств, не принадлежащих предприятию, но находящихся у него в ограниченном пользовании, а также средств, взятых предприятием на ответственное хранение. Средства, учитываемые на забалансовых счетах, в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом. Забалансовые счета имеют трехзначный шифр.

Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета наличия и движения экономически однородных групп средств предприятия и их источников, а также совершаемых процессов в обобщенном виде. Синтетические счета – счета первого порядка.

Синтетические счета ведутся только в денежном выражении. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности и прежде всего баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенном виде на синтетических счетах называется синтетическим учетом. Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

К счетам синтетического учета, имеющим несколько групп аналитических счетов, открывают субсчета. Субсчета необходимы для получения укрупненных показателей для анализа и составления баланса. Субсчет – это счет второго порядка, который является промежуточным звеном между синтетическим и открытыми к нему аналитическими счетами.

Например, на синтетическом счете 10 “Материалы” предусмотрено иметь девять субсчетов (см. глава “Учет сырья и материалов”).

На каждом из этих субсчетов будут объединены данные на основе аналитических счетов.

Синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми (“Касса”, “Расчетный счет” и др.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными (“Материалы”, “Вложения во внеоборотные активы”, “Товары” и др.).

Аналитические счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, содержащейся в синтетических счетах. Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении. Различают аналитические счета, открытые к активным и пассивным синтетическим счетам.

Отражение хозяйственных средств и процессов в детализированном виде на аналитических счетах называется аналитическим учетом. Аналитический учет организуется на карточках или в книгах.

Связь между синтетическими и аналитическими счетами можно выразить следующими равенствами:

– остаток синтетического счета = сумме остатков аналитических счетов по данному синтетическому счету;

– обороты по дебету синтетического счета = сумме оборотов по дебету аналитических счетов данного синтетического счета;

– обороты по кредиту синтетического счета = сумме оборотов по кредиту аналитических счетов данного синтетического счета.

Осуществление принципа тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца реализуется посредством составления оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета. На практике оборотные ведомости позволяют проверить правильность и взаимоувязку хронологических и систематических записей синтетического и аналитического учета.

Учетная информация, поступающая в течение месяца, оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учета.

Для удобства контроля за счетами, проверки правильности записей на них и обобщения учетной информации используют оборотные ведомости.

Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в которую записывают наименования и номера счетов, суммы начального сальдо по каждому счету (дебетового или кредитового), суммы оборотов по дебету и кредиту, и выводится конечное сальдо (дебетовое или кредитовое). Оборотная ведомость составляется в конце месяца и регистрирует обороты и остатки по всем работающим счетам.

Существуют оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет форму:

Типовой и рабочий план счетов бухгалтерского учета — таблица с пояснениями

Для учета деятельности предприятия бухгалтер применяет бухгалтерские счета, перечень которых утвержден на законодательном уровне.

Минфин своим Приказом №94н от 31.10.2000 утвердил типовой перечень счетов бухучета, именуемый План счетов.

Организация для отражения совершаемых операций из типового перечня выбирает необходимые счета, тем самым формируя свой рабочий счетный список.

Что такое План счетов и для чего нужен кратко простыми словами

Счетный план — это единый по РФ типовой набор счетов бухгалтерского учета с указанием их номеров, наименований, пояснений по применению. Приведен перечень основных балансовых счетов (первого порядка), субсчетов к ним (второго порядка), а также забалансовых счетов.

Всего Минфином утверждено 62 балансовых счетов (номер с 01 по 99, некоторые номера в настоящее время не используются) и 11 забалансовых.

Каждый отдельный счет предназначен для учета отдельных хозяйственных операций, объединенных по какому-либо признаку.

все операции с наличными деньгами показываются на счете 50 «Касса»;

все операции, связанные с поставщиками, отражаются на сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

все операции по учету движения товарных ценностей отражаются на сч. 41 «Товары» и т.д.

Все счета сгруппированы по разделам — всего их 8, отдельно показываются 11 забалансовых.

Что такое забалансовые счета и для чего они нужны — читайте в статье.

Пояснения по разделам

Забалансовые

Типовой План бухучета 2020 — таблица с расшифровкой

Типовой счетный План содержит 99 счетов бухучета, однако заняты только 62 номера, остальные номера свободны и могут быть задействованы организацией для создания новых счетов, необходимых для отражения особенностей деятельности конкретной компании.

Читайте также:
Именной пенсионный счет: что это значит

По типу учитываемых объектов и операций все счета типового Плана делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные отражают учет активов, пассивные — учет пассивов, активно-пассивные — учитывают и те, и другие.

У каждого счета есть наименование и номер. Номера у балансовых — двухзначные, у забалансовых — трехзначные.

Все счета в типовом счетном Плане называются синтетическими первого порядка, для более детализированного учета можно открывать к ним субсчета второго порядка. План содержит рекомендации по их открытию.

Если нужен еще более точный учет, к субсчетам открываются аналитические счета.

Небольшим предприятиям обычно достаточно синтетического учета первого порядка, крупным необходим более подробный учет, поэтому они также используют субсчета второго порядка и аналитический учет.

В целом типовой План позволяет ускорить работу бухгалтера. Так как счета имеют номер, то в процессе учета и составлении проводок можно не использовать наименования, а указывать только номера, понятные всем.

Хозяйственная операция — Поступление наличной оплаты от покупателя.

Данная операция учитывается в бухучете с помощью проводки: Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Можно указать ее кратко без наименований: Дебет 50 — Кредит 62, такая запись также будет всем понятна.

Ниже представлена таблица, в которой содержатся все счета типового Плана с указанием номера, наименования, деления на активные, пассивные и активно-пассивные, а также указаны субсчета, которые могут быть открыты в соответствии с рекомендациями типового Плана.

Скачать в word

Скачать типовой План счетов (таблица с субсчетами) — word.

Скачать инструкцию к Плану счетов — word.

Как запомнить и быстро выучить?

Один из возможных, но не самых лучших способов запоминания бухгалтерских счетов — это зубрить наизусть номер и название, не разбираясь в назначении и особенностях применения.

Удобнее и быстрее можно запомнить счета бухучета, применяя их на практике в различных задачах, разбираясь с порядком их применения.

Для учета операций необходимо составлять проводки, для этого придется постоянно определять корреспондирующие счета, выбирая их из Плана. Вновь и вновь обращаясь к Плану происходит постепенное запоминание.

Нет необходимо специально заучивать номера и названия, лучший способ — это решать задачи по бухучету на составление проводок.

Также нужно понимать, что все счета бухгалтеру могут и не понадобиться. На практике формируется Рабочий План из тех номеров, которые нужны для ведения бухгалтерского учета. Производственные предприятия используют один набор счетов, торговые — другой. Крупные предприятия ведут более детальный учет, а небольшие компании могут упрощать бухучет, обобщая данные.

Разработка рабочего плана для организации

Минфин разработал типовой счетный План, однако предприятию дается право на его основе формировать и разработать свой Рабочий План, который будет применяться для бухгалтерского учета.

При разработке Рабочего счетного плата организация может:

  • выбирать и использовать только нужные синтетические счета первого порядка из утвержденного перечня;
  • дополнять их необходимыми субсчетами второго порядка;
  • уточнять содержание отдельных субсчетов, дополнять и объединять их, удалять и добавлять новые субсчета;
  • дополнять их необходимыми аналитическими счетами в любом количестве на свое усмотрение;
  • использовать свободные номера для создания своих счетов бухгалтерского учета для отражения особенностей деятельности;
  • уточнять содержание отдельных субсчетов.

В начале деятельности бухгалтер разрабатывает Рабочий План, далее сформированный перечень утверждается руководителем и закрепляется в учетной политике предприятия.

При разработке важно помнить о требованиях бухучета, установленных ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету), Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными актами.

Задача бухгалтера — составить оптимальный План, счетов не должно быть слишком много (велик риск допустить ошибку и запутаться), не должно быть слишком мало (будет недостаточная детализация)

Пример для предприятия

Торговые предприятия могут сформировать Рабочий План из следующих счетов бухучета:

  • 01 и 04 — отражение ОС и НМА;
  • 02 — начисление амортизации ОС;
  • 10 — учет всех МПЗ;
  • 19 — учет входного НДС;
  • 41 — отражение товаров для перепродажи;
  • 44 — учет затрат;
  • 50 и 51 — для учета наличных и безналичных денег;
  • 60 и 62 — отражение расчетов с поставщиками и покупателями;
  • 68 и 69 — расчеты по налогам и взносам;
  • 70 — расчеты с работниками;
  • 75 — расчеты с учредителями;
  • 80 — формирование уставного капитала;
  • 84 — итог деятельности за год (прибыль/убыток);
  • 90 и 91 — доходы/расходы по основной деятельности и прочие;
  • 99 — финансовый результат.

Производственные предприятия дополнительно могут использовать счета учета расходов на производство, выполнение работ, услуг на сч. 20, при этом коммерческие затраты показывать на сч. 44.

Пример Рабочего Плана счетов и субсчетов, наиболее часто используемого предприятиями — скачать.

Субъекты малого предпринимательства могут обобщать данные.

Пример Рабочего Плана для малых предприятий:

  • все материальные ценности отражать на сч. 10 «Материалы»;
  • все расходы, связанные с производством, выполнением работ, услуг собирать на сч. 20 «Основное производство», не применяя счета 23, 25, 26, 28 и 29;
  • все коммерческие расходы собирать на сч. 44 «Расходы на продажу»;
  • товары и готовую продукцию отражать на сч. 41 «Товары»;
  • всю задолженность отражать на сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», не применяя счета 60, 62, 71, 73, 75, 79;
  • все безналичные деньги отражать на сч. 51 «Расчетные счета», не применяя счета 52, 55, 57;
  • капитал учитывать на сч. 80 «Уставный капитал» вместо 80, 82, 83;
  • все финансовые результаты отражать на сч. 99 «Прибыли и убытки» вместо 90, 91 и 99.

Полный курс «Бухучет с нуля» можно приобрести по этой ссылке »»».

До 30 апреля 2021 года действует скидка 25%.

Читайте также:
Аренда участков лесного фонда

План счетов

Добавлено в закладки: 0

Что такое план счетов? Описание и определение понятия.

План счетов — это список счетов, которые отображают, а также группируют всю общую информацию о хоздеятельности какой-либо организации. Такой план счетов, посути является схемой регистрации и записи хозяйственных, а также финансовых операций отображаемых в бухучете. План содержит номера, а также и наименование счетов первого порядка и счетов второго порядка.

Рассмотрим более детально, что значит план счетов.

Общее положение

На сегодняшний день план счетов применим в организациях абсолютно всех форм собственности, в которых ведется учет методом двойной записи, интересно заметить, что план счетов бухучета предусматривает целый ряд синтетических счетов, которые имеют двухзначные цифры от 01 до 99. Из них используются лишь 60, а остальные шифры остаются свободными. Кроме всего этого в плане счетов можно найти и субсчета, нумерация таких счетов происходит в пределах одного единственного счёта, которому они непосредственно относится и добавляются к шифру счёта, а также имеется место для сбалансированных счетов. Они нумеруются знаками 001 – 011.

Синтетические счета подразделяются на 8 следующих разделов, которые рассматриваются далее:

  1. Внеоборотные активы. В них входят основные средства, амортизация их, доходные вложения в материальные ценности организации, любые нематериальные активы и их амортизация, оборудования для установки, а также вложения во внеоборотные активы;
  2. Производственные запасы. В данный раздел включены материалы, животные, резервы компании, изготовление, а также приобретение любых материальных ценностей. Сюда же входят и налоги;
  3. Затраты на производство. Сюда входят затраты на основное производства, на полуфабрикаты, вспомогательные методы производства, общепроизводственные расходы, также хозяйственные расходы, обслуживание хозяйства;
  4. Готовая продукция и товары. В данном разделе можно найти выпускаемую продукцию, работу или услуги, товары, которые производит предприятие, наценка, стоимость готовой продукции, расходы затрачиваемые на реализацию продукции, отгруженные товары;
  5. Денежные средства. Касса, расчетные счета, также и валютные счета в банках, денежные переводы, вложения денежных средств, резерв и ценные бумаги;
  6. Расчеты. Расчеты производимые с поставщиками, а также с подрядчиками с покупателями и заказчиками, резервы по долгам, расчеты по кредитам и займам, также и по долгосрочным видам кредитов и займов, расчёты по налогам, по страхованию и обеспечению. Сюда же входят и расчеты по заработной плате сотрудников компании, по операциям, расчеты с учредителями и кредиторами;
  7. Капитал. В капитал входит уставной капитал, акции, резервный капитал, добавочный, нераспределенная прибыль, целевое финансирование;
  8. Финансовые счета. Результаты в данном подразделе можно найти касательно продаж, другие расходы и доходы, потери от порчи ценностей, расходы выделенные на будущие периоды, также и доходы выделенные на будущие периоды или прогнозируемые на них.

Сбалансирование счета включает в себя арендованные основные средства, материальные ценности, которые были приняты на хранение, материалы которые были приняты для переработки, товары принятые на комиссию. Также сбалансированные счета включают в себя оборудование для монтажа, бланки отчётности обеспечение обязательств и платежей, износ выделенных основных средств, основные счета, которые были сданы в аренду.

Формирование рабочего плана счетов

Рабочий план счетов формируется на базе плана счетов бухучета, руководствуясь помощью инструкции для его применения. В каждой организации выбираются определенные инструменты работы, которые являются наиболее подходящими для данного предприятия, для того, чтобы вести наиболее удобный, а также функциональный учет, а также для того, чтобы упростить процесс составления рабочего плана счетов. Для этого используется характеристика каждого отдельного счёта, которую можно найти в инструкции в плане счетов бухучета, также берется информация, схема корреспонденции определенного счёта в соотношении с другими счетами. Например, если типовые корреспонденции не предусматривается, организация имеет право дополнить ее с соблюдением единственного подхода, который предусмотрен в инструкции. Специфика определенных организаций дает возможность вводить в рабочий план еще и дополнительные синтетические счета. Однако делать это можно только в случае согласования с министерством финансов.

Готовый план счетов организации в будущем используется в виде инструментов управленческого учета, он представляет собой систему сбора регистрации, а также обобщения информации о деятельности организации в финансовом и хозяйственном плане.

Это в свою очередь обозначает, что он наглядно показывает руководителям каждой отдельной организации, а также руководителям подразделений, информацию по плану и по факту, а также возможный прогноз деятельности и работы предприятия. Всё это в совокупности помогает принимать правильные решения, а также с наибольшей эффективностью руководить деятельностью всего предприятия.

Когда формируется план счетов главный бухгалтер должен определить:

  1. Какие синтетические счета необходимы предприятию;
  2. какие аналитические счета нужно в срочном порядке открыть для выбранных синтетических счетов.

Структура рабочего плана счетов

Абсолютно все операции в бухучете отражаются на 26 разрядных счетах каждого плана счетов. Его структура задается и зависит от типа учреждения государственного или автономного, а иногда и бюджетного, а также от вида обеспечения, которые он получает.

Финансовый рабочий план любой организации можно построить с помощью древовидной структуры сюда входят следующие разделы:

  • Синтетические счета. Такие счета существуют для того, чтобы велся учет имущества, обязательств, а также хозпроцессов. На основе их учитываются и отдельные виды различного имущества, капитала и обязательства, которые имеет предприятие, а также результаты, отображаемые финансовыми эквивалентами;
  • Аналитические счета. Такие счета прикрепляются к синтетическим счетам, они необходимы для того, чтобы осуществлялся должный контроль за сохранностью, а также движение объектов учета. На таких счетах расчёты отображается в натуральных показателях, цена не раскрывает полную информацию о содержании главного синтетического счёта и предприятие имеет полное право изменять точное содержание таких счетов. Также предприятие может полностью аннулировать аналитические счета этого плана, который она имеет.
Читайте также:
Частная медицинская практика: что это значит

Такие счета детализируют основные счета предприятия.

План счетов применяется в абсолютно разных по форме собственности организациях.

В них приводятся наименование, а также номера синтетических счетов и субсчетов. На основе такого плана, организация может с уверенностью утвердить рабочий план счетов по бухучету, который всё время будет содержать перечень и список синтетических, а также аналитических счетов, которые нужны для ведения бухучета. Без всего этого невозможно ввести правильный бухучет.

План счетов – это такая утвержденная система бухучета, которая отображает цифровое обозначение и количество, которое зависит от целей, а также объектов учета. Они могут быть двух видов – синтетическими и аналитическими. Организация имеет полное право не использовать синтетические счета, которые она имеет, а применять их только при ведении бухучета. Поэтому она может использовать только те, которые нужны для непосредственной работы.

Правильное и грамотное построение плана счетов имеет определенную цель. Оно помогает получить согласованность всех учетных показателей, а также показателей отчетности, которые действуют на данный момент, они предусмотрены предприятием как действующий план. Он же используется для того, чтобы удовлетворить нужды. Анализ отчетности, равно как и контроля внутри всей организации происходит на локальном уровне. Любая организация может вносить корректировки и изменения в субсчета, вводить дополнительные изменения. Их виды объединяются в группы и иногда их можно даже аннулировать.

Отдельные виды счетов аналитических форм

Если рассматривать их нормативный статус, то план счетов бухучета находится на промежуточной позиции между нормативными документами второго, а также третьего уровня. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что план счетов бухучета сам по себе не имеет определенного характера как нормативно-правового документа, как такового. Однако, важно отметить, что на практике в работе бухгалтерии, этот документ имеет очень важное значение. Разнообразные объекты учета абсолютно разных организациях обуславливают характерные особенности применения счетов.

Исходя из этого в бухгалтерии различаются наиболее часто используемые планы счетов и самыми распространенными из них являются три выделенных ниже:

  1. план счетов бюджета;
  2. план счетов бухучета для кредитных организаций;
  3. общий план бухучета, который применяют в деятельности организации в финансовой и в хозяйственной форме.

Что необходимо понимать под планом счетов бюджетного учета? Сюда входит разновидность плана счетов, которая нужна для того, чтобы было видно отображение операций происходящих одновременно с ведением бюджетного учета в органах гос власти, управление внебюджетных фондов в учреждениях местного самоуправления, а также в любых бюджетных учреждениях. Кроме всего этого, финансовые органы, а также органы управления в печатных формах гос назначения, которые в свою очередь составляет, а также исполняет бюджет. Они тоже используют план счетов бюджетного учета. Абсолютно для всех видов предприятий организации, которые находятся на территории РФ в данный момент, существует план счетов бюджетного учета, который был утвержден Министерством финансов. Стоит помнить в случаях, когда нужно для система для правильного отображения операции, а в типовой корреспонденция она отсутствует, тогда ее можно определить самостоятельно по всем известным правилам. Эти правила не противоречат спецконструкции, касающейся правил бюджетного учета любых кредитных организаций.

План счетов – это специальный план, который разрабатывает Центральный Банк России, он является обязательным для того, чтобы быть использованным в кредитных организациях, которая действуют на данный момент на территории РФ. Особенно к счетам бухучета можно отнести страховые организации, потому что именно такими счетами они пользуются. Они существуют для того, чтобы быть занесенными дополнительно к общему плану и их цель состоит в том, что они помогают контролировать и вносить изменения особенностей работы в области страхования. Общий план и его дополнительные стороны, а также инструкции утвержденные Министерством финансов, являются обязательными к исполнению.

План счетов – это один из наиболее главных и ведущих средств для реализации госучетной политики, абсолютно все организации и предприятия разнообразных форм собственности и деятельности, которые в своей работе использует такой план, ведут учет деятельности методом двойной записи. Такой метод признан наиболее удобным и оптимальным для группировки, а также регистрации фактов о финансово-хозяйственной деятельности для организации.

План счетов составляет хорошую базу для разработки рабочего плана, для каждой отдельной организации, в которой он проводится. Рабочий план крайне необходим для того, чтобы был введён всесторонне бухгалтерский учет и было хорошее отображение отчётности действующие на данный момент. План бухучета состоит из 8 пунктов синтетических счетов, каждый из этих пунктов включает в себя экономически однородные обязательства, операции, а также виды материального имущества.

Самыми главными критериями счетов в разделах, служит экономическая особенность объектов, которые в свою очередь должны быть занесены бухгалтерскими проводниками. Каждый счёт статической формы включает десять аналитических счетов, в то время как заблокированные счета отделяется в отдельную группу.

Читайте также:
Зона проведения контртеррористической операции

Мы коротко рассмотрели что такое план счетов, формирование рабочего плана счетов, его структуру и использование при ведении бухучета предприятия. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Рабочий план счетов

“Финансы: планирование, управление, контроль”, 2012, N 2

Неотъемлемой частью учетной политики любой организации является рабочий план счетов. Рабочий план счетов прилагается к приказу об утверждении учетной политики.

Разработка рабочего плана счетов организуется в соответствии с требованиями законодательства, а именно ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ), а также п. 4 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Согласно Закону N 129-ФЗ при утверждении учетной политики каждая организация должна утвердить рабочий план счетов.

Формировать рабочий план счетов должны не только коммерческие организации, но и бюджетные, автономные и казенные организации исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им полномочий. Данная норма вытекает из Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В основу рабочего плана счетов ложится классификация объектов бухгалтерского учета, которая определяет возможность дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета. Рабочий план счетов позволяет быстро получить ту или иную информацию определенному кругу лиц для принятия соответствующих решений.

Формирование рабочего плана счетов организуется в соответствии со следующими факторами:

  1. Отраслевая принадлежность организации;
  2. Организационно-правовая форма организации;
  3. Вид деятельности организации;
  4. Масштаб организации;
  5. Структура организации;
  6. Формирование бухгалтерской отчетности в сфере детализации информации об объектах;
  7. Необходимость ведения раздельного учета.

Основой для разработки рабочего плана счетов будет являться План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. В Плане счетов приведены счета первого порядка – синтетические счета, а также счета второго порядка – субсчета, которые имеют номер и наименование. План счетов содержит схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности, а также Инструкцию по его применению, которая устанавливает единые подходы к применению Плана счетов организациями. Инструкция раскрывает информацию о синтетических счетах и открываемых к ним субсчетах по назначению и структуре, по экономическому содержанию и т.д. Стоит отметить, что сам по себе счет не устанавливает каких-либо самостоятельных требований по учету отдельных видов активов, обязательств или операций. Таким образом, разрабатывая рабочий план счетов, в него необходимо включить перечень тех синтетических счетов и субсчетов, которые необходимы организации для ведения бухгалтерского учета.

При составлении рабочего плана счетов следует помнить, что нельзя изменять синтетические счета, предусмотренные Планом счетов. Если есть необходимость, можно воспользоваться свободными номерами счетов для учета дополнительных операций, но при этом необходимо согласовать с Минфином России. А вот субсчета, предусмотренные Планом счетов, используются каждой организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Иными словами, можно уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Письмо Минфина России от 18.01.2006 N 07-05-06/07).

Рабочий план счетов строится по тому же принципу, что и План счетов, то есть в развитие синтетического счета открываются субсчета, а затем аналитические счета. Иными словами, в рабочем плане счетов организации может быть использовано столько счетов, сколько ей необходимо.

Еще раз отметим, что при формировании рабочего плана счетов включить в него нужно только те счета, которые нужны для осуществления деятельности. При формировании рабочего плана счетов, например, предприятий общественного питания, из Плана счетов можно исключить следующие счета:

  • счет 03 “Доходные вложения в материальные ценности”;
  • субсчет 08-6 “Перевод молодняка животных в основное стадо”;
  • субсчет 08-7 “Приобретение взрослых животных”;
  • субсчет 08-8 “Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ”;
  • счет 11 “Животные на выращивании и откорме”;
  • счет 14 “Резервы под снижение стоимости материальных ценностей”;
  • счет 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”;
  • счет 46 “Выполненные этапы по незавершенным работам”;
  • счет 58 “Финансовые вложения” с открытыми субсчетами:
  • субсчет 58-1 “Паи и акции”;
  • субсчет 58-2 “Долговые ценные бумаги”;
  • субсчет 58-3 “Предоставленные займы”;
  • субсчет 58-4 “Вклады по договору простого товарищества”;
  • счет 59 “Резервы под обесценение финансовых вложений”;
  • счет 63 “Резервы по сомнительным долгам”;
  • счет 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам”;
  • счет 67 “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”;
  • субсчет 79-1 “Расчеты по выделенному имуществу”;
  • субсчет 79-2 “Расчеты по текущим операциям”;
  • субсчет 79-3 “Расчеты по договору доверительного управления имуществом”;
  • счет 86 “Целевое финансирование”;
  • счет 96 “Резервы предстоящих расходов”;
  • счет 001 “Арендованные основные средства”;
  • счет 002 “Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение”;
  • счет 003 “Материалы, принятые в переработку”;
  • счет 004 “Товары, принятые на комиссию”;
  • счет 005 “Оборудование, принятое для монтажа”;
  • счет 006 “Бланки строгой отчетности”;
  • счет 007 “Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов”;
  • счет 008 “Обеспечения обязательств и платежей полученные”;
  • счет 009 “Обеспечения обязательств и платежей выданные”;
  • счет 010 “Износ основных средств”;
  • счет 011 “Основные средства, сданные в аренду”.
Читайте также:
Приостановление операций по счетам

Если предприятие общественного питания не планирует использовать или создавать нематериальные активы, то и в счетах 04 “Нематериальные активы” и 05 “Амортизация нематериальных активов” нет необходимости. Даже в том случае, если предприятие общественного питания, помимо основного вида деятельности, решит заняться деятельностью, связанной с производством и реализацией продукции, то она может не использовать счет 20 “Основное производство”, а все расходы отражать на счете 44 “Расходы на продажу”.

При формировании рабочего плана счетов следует помнить, что организация должна включить все счета, которые она планирует использовать. Так, например, счет 50 “Касса” используют все организации, и поэтому его включение в рабочий план счетов обязательно. Иными словами, рабочий план счетов формируется не только на основании тех счетов, которые организация планирует использовать в силу своей специфики, но и которые вообще планирует использовать в своей деятельности.

Как известно, малые предприятия (а как известно, предприятия общественного питания относят к категории малого бизнеса) могут вести бухгалтерский учет по упрощенной системе, при этом сокращая количество синтетических счетов за счет их объединения. Конкретные рекомендации по данным операциям даны в Информации от 11.06.2009 “Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства”.

Если выбросить из Плана счетов вышеуказанные “ненужные” счета, в рабочем плане счетов остаются только счета, необходимые для организации учета конкретно на предприятиях общественного питания. Далее необходимо к оставшимся счетам сформировать аналитику. В отличие от синтетических счетов, которые нельзя изменять, субсчета Плана счетов являются рекомендательными, то есть организации наделены правом увеличивать, объединять, а также менять нумерацию. Кроме того, необходимо, чтобы рабочий план счетов полностью соответствовал методологическому разделу учетной политики.

Таким образом, сформируем примерный рабочий план счетов предприятия общественного питания.

Сформировать рабочий план счетов удобнее всего в виде таблицы, при этом обязательно должны быть указаны наименования и двузначные коды синтетических счетов, включенных в рабочий план счетов, наименования и коды всех субсчетов, которые открываются в данной организации к каждому синтетическому счету, а также аналитические счета.

В соответствии с требованием налогового законодательства, хранить рабочий план счетов бухгалтерского учета необходимо не менее пяти лет после года, в котором он использовался для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Публичный лесной сервитут: что это значит

Публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются. Правообладатели таких земельных участков вправе использовать меры защиты, предусмотренные ЗК РФ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ).

ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Читайте также:
Ограничение по военной службе

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Что такое сервитут: особенности заключения договора

  • Что такое сервитут
  • Сервитут частный и публичный
  • Кто платит за сервитут
  • Договор сервитута
  • Как устанавливают сервитут

Эксперт в этой статье

  • Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков

Что такое сервитут

Сервитут — это право пользования чужой собственностью. Оно может распространяться на нежилое и жилое помещение либо земельный участок [1]. Термин перешел в юридическую практику из римского права, с латыни servitus (или servitutis) означает «подчиненное положение».

Чаще всего необходимость в сервитуте возникает у жителей дачных поселков и садовых товариществ, если дом огорожен так, что с улицы не могут подъехать спецслужбы и приходится пользоваться дорогой соседнего участка. Другой вариант — перекрытый из-за заборов путь к озеру или лесу. Сервитут может быть земельным, вещным, воздушным, водным и гражданским — когда распространяется на здания, а не только на землю.

Частный и публичный сервитут: в чем разница

Сервитут классифицируется на частный и публичный; второй — для общественных целей. Интересно, что в законодательстве вы не найдете формулировки «частный», такой вид права пользования чужим имуществом называют просто сервитутом [2]. Но в этом материале он упоминается с прилагательным, чтобы вы не запутались.

  • Публичный сервитут устанавливается законом РФ в интересах государства, местного административного аппарата или жителей. Например, вас могут обязать обеспечить людям проход, если дорога через ваш участок является единственной. Эти моменты лучше всего выяснять до покупки дачи, чтобы потом не превращать дачный газон в тропинку дачников, спешащих на электричку, или маршрут для выпаса рогатого скота. Участок могут использовать и для государственных целей, если их невозможно реализовать за его пределами: проведения геодезических работ, сенокошения, рыболовства, размещения межевых знаков и гравиметрических пунктов.
  • Частный сервитут — установление права пользования для ограниченного числа лиц, как правило, соседей. Например, вам необходимо провести электрокоммуникации к своему дому, но это можно сделать только через смежный участок. В таком случае заключается договор с соседями, в котором указана причина пользования чужой собственностью. При этом важно учесть, что спустя какое-то время после установки может потребоваться реконструкция, ремонт и как минимум обслуживание проложенной линии электропередачи. Если собственник участка отказывается заключать соглашение, добиваться сервитута придется через суд.
Читайте также:
Ущерб безопасности РФ: что это значит

Кто платит за сервитут

Право пользования чужим имуществом в большинстве случаев не бесплатно. Иначе каждый второй мог бы потребовать землю соседа в личных целях. Компенсационные отчисления устанавливаются по договоренности между участниками соглашения. Пользователь может перечислить деньги единоразово либо поделить сумму на ежемесячные платежи на весь период вмешательства на чужую территорию [3].

Оплата рассчитывается исходя из площади земли, которая фиксируется в договоре. Но здесь важно рассмотреть и другие нюансы: насколько сильно пользование участком будет мешать собственнику, какие неудобства и в течение какого времени ему придется терпеть. Закон формулирует это как «принцип разумности», а определенного алгоритма расчетов не приводит, поэтому вопрос будет решаться на усмотрение судей.

При этом человека могут обязать предоставить имущество в безвозмездное пользование для публичного сервитута, например для инженерных работ. Об отсутствии платы вы также можете договориться самостоятельно — еще один повод дружить с соседями.

Как правильно оформить договор сервитута

Прежде чем обращаться в суд, есть смысл договориться со второй стороной. Как минимум уведомить о необходимости пользования имуществом другого человека. В договоре необходимо указать сферу, на которую распространяется сервитут, а также платно или безвозмездно это происходит. Обязательно уточните сроки проведения работ или необходимости прохода по чужой территории. Если удалось договориться, то после заключения соглашения нужно зарегистрировать сервитут в Росреестре. После оформления сделки вы получите справку из ЕГРП, в которой указаны нюансы обременения. С этого момента сервитут вступает в законную силу.

Учитывайте, что обременение касается имущества или земли, поэтому не зависит от собственника. То есть, если участок перешел по наследству, сервитут сохраняется на срок, указанный в договоре [4].

Как устанавливают сервитут

При регистрации в случае обоюдного согласия потребуются паспорта, свидетельство о собственности на землю или выписка из ЕГРН, заявление по установленной форме и межевой план участка, о котором идет речь. К документам нужно приложить чек, подтверждающий оплату госпошлины: для физических лиц — 1,5 тыс. руб., для юридических — 6 тыс. руб.

При установлении публичного права пользования основанием для его законности будет нормативный акт муниципальных или региональных властей; собственнику в таком случае не требуется получать выписки и заключать договор. Сервитут может быть прекращен по инициативе владельца участка раньше сроков, указанных в документах. Для этого ему нужно обратиться в суд, если стало невозможно пользоваться участком из-за работ или отпала необходимость в обременении.

Комментарий эксперта

Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков:

— Соглашение об установлении сервитута заключается в простой письменной форме, обращаться к нотариусу не нужно. Трудности при составлении договора вызывает определение границ и цена сервитута.

Перед подписанием соглашения рекомендую обратиться к экспертам — геодезистам, которые определят наименее обременительный для собственника вариант размещения: дороги, пешеходной части — границы сервитута, это поможет снять споры между соседями. Они делают схему с указанием границ участков с использованием координат поворотных точек — расчет на местности границ согласно установленным правилам. Такая услуга у геодезистов относительно недорогая, цена поставлена в зависимость от количества поворотных точек.

Установить рыночную стоимость поможет оценщик, но можно определить и самостоятельно. Для примера рекомендую взять ставку арендной платы за земельный участок. Такие ставки можно найти в открытом доступе. Учтите в договоре, плата за сервитут может иметь форму единовременного или периодических платежей. Предусмотрите возможность изменения размера периодических платежей раз год, поставьте в зависимость от уровня инфляции. Спрогнозируйте ситуацию, если предполагаете в будущем существенное изменение интенсивности движения, увеличение количества транспортных средств; пропишите в договоре, что цена будет расти.

Основное условие, из которого должны исходить участники соглашения при определении цены — соразмерность платы за сервитут. Учтите в договоре временной промежуток сервитута — срочный (ограниченный определенным временным промежутком, который надо прописать) или постоянный. Пропишите в соглашении санкции (неустойка и штраф) за нарушение обязательств сторон. Такие меры дисциплинируют участников соглашения. Укажите актуальный адрес корреспонденции и электронной почты.

К договору приложите схему с границами участков, выполненную геодезистом или самостоятельно, в последнем случае с подписью участников соглашения. В открытом доступе размещены типовые формы соглашения о сервитуте, имеются они и в правовых системах («Консультант», «Гарант»), к которым можно получить временный доступ (демоверсию).

Типовые формы использовать можно, не забывая о специфике своей ситуации, с учетом рекомендаций данных выше. В шаблонах прописаны лишь существенные (обязательные) условия договора. В случае если договориться с соседом не получилось, можно обратиться в суд.

Специфика споров о сервитуте заключается в том, что суд установит ограничение использование земли (объекта недвижимости) лишь в случае отсутствия у вас иной возможности осуществить право пользования. Например, в случае, если подъезд (проход) к вашему земельному участку идет исключительно через участок соседей. При этом сервитут не может быть установлен, если собственник земли лишается возможности использовать весь земельный участок в соответствии с разрешенным использованием.

В рамках подготовки к суду направьте письменно предложение соседу и приложите проект соглашения о сервитуте. Закажите выписки из ЕГРН и заключение экспертизы. Суд будет исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон. На практике сервитут, особенно безвозмездный, устанавливается, скорее, в исключительных случаях.

Особенности строительства линейных объектов на землях лесного фонда

Что такое лесной фонд.

Согласно п.1 статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Читайте также:
Социальная инфраструктура для детей

Кто имеет полномочия по распоряжению этими землями.

Земли лесного фонда являются федеральной собственностью (статья 3 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”). Но право распоряжение этими землями, а именно — предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано субъектам РФ (пп.2 п. 1 статьи 83 Лесного кодекса), в каждом субъекте определен орган исполнительной власти выполняющий данные функции. В Свердловской области – это Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

Как узнать лесной это фонд или нет.

Вы можете заказать сведения государственного кадастра недвижимости, в частности КПТ, либо посмотреть на публичную кадастровую карту Росрестра. Если информации об участках нет – это значит, что они могут не стоять на кадастровом учете, или стоять, но без координат, поэтому на карте или в КПТ не будут отображаться.

Наиболее достоверной информацией будут сведения из государственного лесного реестра. Заявление на предоставление выписки из лесного реестра о предполагаемой трассе можно направить в Департамент лесного хозяйства Свердловской области, в МФЦ или подать на Портале государственных услуг (информация о порядке есть на официальном сайте Департамента в разделе Государственные услуги)/

На какие цели могут быть предоставлены земли лесного фонда.

Согласно пп.4 п.1 статьи 21 Лесного кодекса.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

· использования линий электропередачи,

· и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты).

В каких лесах нельзя строить линейные объекты.

Нельзя размещать объекты капитального строительства:

· в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях (п.3 Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 181 “Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях”);

· в лесопарковых зонах (п.3 статьи 105 Лесного кодекса);

· в городских лесах (п. 5.1 статьи 105 Лесного кодекса;

· в особо защитных участках лесов (пп.5 п 2 статьи 107 Лесного кодекса).

В остальных категориях защитности лесов допускается размещение объектов капитального строительства под линейные объекты.

Следует обратить внимание, на то, что согласно п. 8.3. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня введения в действие Лесного кодекса, т.е. до 1 января 2007 года.

На каком праве и на какой срок предоставляются земли лесного фонда.

В целях строительства, реконструкции, эксплуатации, линейных объектов земли лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам:

1) в постоянное (бессрочное) пользование — органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса, п.2 ст. 39.9. Земельного кодекса) – бессрочно.

2) в аренду (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса) заключается договор аренды лесного участка сроком до 49 лет (п.3 статьи 72 Лесного кодекса).

3) на праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут) (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса, главы V.3, V.7. Земельного кодекса) на период строительства, на срок эксплуатации.

Согласно п. 1 статьи 88 Лесного кодекса, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса.

Каков порядок оформления земель лесного фонда.

Согласно п. 10 статьи 74 Лесного кодекса порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и его заключения утвержден Приказом Минприроды России от 28.10.2015 № 445 “Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности”.

Согласно 3 разделу, данного порядка, оформление земельных участков в аренду из земель лесного фонда проводится по следующему порядку:

1. Предварительное согласование предоставления земельного участка. Данный порядок указан в статье 39.15 Земельного кодекса. Согласно данного порядка заявитель должен подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В заявлении указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

Читайте также:
Приостановление операций по счетам

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Работы по образованию земельных участков.

Согласно статье п. 2.1 ст. 11.3. Земельного кодекса образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

Согласно п. 12.3 ст. 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с Департаментом, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с Рослесхозом.

2. Проведение кадастровых работ по образованию земельных участков из земель гос. собственности, либо образование частей земельных участков, что так же не запрещено, а в некоторых случаях является даже более целесообразным. Данные документы разрабатываются в соответствии с ФЗ-221 от 24.07.2007 “О государственном кадастре недвижимости”. Проведение государственного кадастрового учета в отношении образуемых земельных участков, либо внесение изменений в характеристики учтенных земельных участков, с целью образования части.

3. Заключение договора аренды на лесной участок.

4. Регистрация договора аренды в органах Росреестра, при сроке договора более 1 года и направление в Департамент экземпляра договора.

5. Подготовка проекта освоения лесов, согласно ст. 88 Лесного кодекса и Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 “Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки”.

6. Подготовка и подача лесной декларации, согласно ст. 26 Лесного кодекса и Приказ Минприроды России от 16.01.2015 № 17 “Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме”.

Оформление земельных участков из земель лесного фонда на условиях публичного сервитута.

В целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса (линейные объекты, инженерные сооружения, складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры, устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей, инженерные изыскания) использование лесного участка, возможно на условиях публичного сервитута.

Порядок установления публичного сервитута в отношении лесных (земельных) участков для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы устанавливаются главой V.7 Земельного кодекса.

1. Определение границ публичного сервитута в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог.

2. В соответствии со статьей 39.40 Земельного кодекса лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, подают ходатайство об установлении публичного сервитута в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.38 Земельного кодекса.

3. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

4. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в Росреестр, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке.

Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.

5. Между обладателем публичного сервитута и арендатором, землепользователем, лесного участка заключается соглашение об осуществлении публичного сервитута.

6. Подготовка проекта освоения лесов, согласно ст. 88 Лесного кодекса и Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 “Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки”.

7. Подготовка и подача лесной декларации, согласно ст. 26 Лесного кодекса и Приказ Минприроды России от 16.01.2015 № 17 “Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: