Радиационная безопасность: что это такое, описание и особенности

Радиационная безопасность: что это такое, описание и особенности

Радиационная безопасность, известная в различных странах под разными названиями, представляет собой многогранную деятельность, так или иначе связанную с обеспечением методов защиты от воздействия радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений на человека и окружающую среду. Люди, работающие в этой области, являются высококвалифицированными специалистами, их официальный статус в наше время во многих странах устанавливается компетентными органами, которые непосредственно связаны с разработкой и проведением в жизнь эффективной системы защиты человека и окружающей среды от нежелательной радиации любого вида. На некоторых ядерных производствах имеется своя служба радиационной безопасности, численность персонала которой меняется в зависимости от степени риска возможного облучения работающих, объема и характера работ по проведению радиационного контроля.

(В соответствии с Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/80 численность службы радиационной безопасности учреждения (предприятия) устанавливается таким образом, чтобы обеспечить эффективный радиационный контроль при всех радиационно опасных работах и плановый радиационный контроль в каждой смене. )

Основные принципы радиационной безопасности были определены в 1977 г. Международной комиссией по радиационной защите, рекомендации которой получили широкое признание и были положены в основу международных и национальных правил и норм.

В основе радиационной защиты лежат три основных принципа: оправданности, оптимизации и ограничения облучения человека ионизирующим излучением.

Во-первых, любое воздействие ионизирующего излучения на человека должно быть оправданным с точки зрения потенциальной пользы для этого человека или для общества.

Во-вторых, принцип оптимизации означает, что дозы облучения должны поддерживаться на таких низких уровнях, которых только можно разумно достичь с учетом экономических и социальных факторов.

Наконец, ограничение облучения касается создания такой системы защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и человечества в целом, при которой полученные эквивалентные дозы или возможное облучение не должны превышать соответствующих пределов, установленных нормами радиационной безопасности. Дополнительно к основным пределам разработаны другие нормативы, часто применяемые в специальных случаях.

(В соответствии с ОСП-72/80 для каждой категории облучаемых лиц устанавливаются следующие нормативы: основные дозовые пределы (предельно допустимая доза в год-ПДД-для категории А и предел дозы за год-ПД-для категории Б; ПДД равна 5 бэр, ПД равен 0,5 бэр), допустимые и контрольные уровни (допустимая или контрольная мощность дозы, допустимая или контрольная концентрация радиоактивных веществ и т. д.).

Именно эти нормативы используются на практике при организации системы радиационной защиты.

Специалисты по радиационной безопасности. Специалисты по радиационной безопасности работают рука об руку с медиками, гигиенистами, инженерами по технике безопасности, администрацией и санитарными службами, с тем чтобы обеспечить осуществление указанных выше трех общих принципов радиационной защиты: оправданность, оптимизация и ограничение облучения. Особенно тесное сотрудничество требуется с врачами, отвечающими за медицинское наблюдение за работающими на предприятии. Квалификация специалистов. Функции, по обеспечению радиационной безопасности осуществляются квалифицированными специалистами, назначенными на эту должность компетентными органами. Они должны иметь соответствующую подготовку и обладать необходимыми навыками по обеспечению радиационной безопасности или выполнять роль консультантов в организации эффективной защиты отдельных лиц и/или правильной работы защитных устройств. При необходимости эти специалисты должны быть в состоянии интерпретировать правила и нормы и предпринимать любые меры, которые необходимы для соблюдения радиационных норм.

Они должны уметь оценивать и интерпретировать степень радиационной опасности для работающих- в особенности оценивать их индивидуальные дозы,- для того чтобы быть уверенными, что они не выходят за допустимые пределы и что соблюдаются коллективные дозы, полученные в случае применения критерия оптимизации.

Учитывая трудности в предсказании и оценке биологического риска, связанного с присутствием радиоактивных веществ в экологической системе и в пищевом цикле, следует ожидать, что специалисты по радиационной защите будут знакомы с многочисленными научными дисциплинами. В отсутствие абсолютных критериев безопасности и защиты часто решающее значение приобретает профессиональная оценка ситуации на основе опыта и знаний.

Выполняемые функции. Специалисты по радиационной безопасности часто оценивают риск облучения при операциях даже до начала их выполнения. Действительно, их работа имеет по существу предупредительный характер. При рассмотрении проектов ядерных производств или предприятий, где имеют дело с источниками ионизирующих излучений, прежде всего внимание обращается на критический анализ системы обеспечения радиационной защиты. Прежде чем будет дано разрешение на ввод в строй любого нового завода, соответствующие службы подвергают контролю и испытаниям его защитные устройства. Кроме того, периодически вызывают специалистов для проверки правильной работы измерительной аппаратуры и надлежащего ее использования.

Читайте также:
Портовая буксировка: что это такое, описание и особенности

Одна из самых важных проблем, с которыми обычно приходится иметь дело специалистам, связана с просьбами оценить опасность для здоровья, возникающую в случае возможных радиационных инцидентов. Необходимые предупредительные меры и порядок действий в случае инцидента зависят от вероятности несчастного случая и тех последствий (для оборудования, производственной и окружающей среды) и опасности для здоровья людей, к которым он может привести.

Реально при решении проблемы защиты работающего используются четко определенная классификация рабочих зон в соответствии с опасностью облучения, деление персонала на категории в зависимости от вероятности и величины дозы облучения (определенной долей от предельно допустимой дозы), принятие соответствующих мер и определение необходимого объема радиационного контроля для каждой из этих рабочих зон и категорий облучаемых лиц. Задача специалиста-определить степень риска, связанную с выполнением данной работы, и отметить границы рабочей зоны. Причем особое внимание следует обратить на контролируемые зоны. В зависимости от природы и степени опасности он должен отвечать за непрерывный контроль за радиоактивным загрязнением воздуха рабочей зоны, составлять план измерений уровней излучения на рабочих местах, прилегающей территории, вести журнал своих измерений, планировать рабочие процедуры, обеспечивать правильную маркировку источников излучения на рабочем месте, обращать внимание на опасность облучения от источников излучения внутри контролируемых зон, обеспечивать контроль допуска в эти зоны. Кроме того, в его обязанности входит обследование и проверка защитного оборудования и измерительных приборов.

При оценке внутреннего радиоактивного загрязнения особенно важную роль играют измерения концентрации радиоактивных веществ в воздушной среде. Одной из основных трудностей радиационной защиты до сих пор остается установление зависимости результатов таких измерений от количества радиоактивных веществ, поступивших в организм человека, и полученной им дозы облучения. Эту задачу должен решить врач-профпатолог, который отвечает за оценку радиационного статуса работающего и за непрерывный контроль за любыми возможными изменениями этого статуса. В этом вопросе существенное значение имеет активное сотрудничество со специалистом по радиационной безопасности.

Журнал, где зафиксированы случаи радиоактивного загрязнения или облучения, а также документы с записями полученных работающим доз облучения вместе с медицинской историей болезни хранят не менее 30 лет после прекращения им работы, на которой работающий был подвергнут действию ионизирующей радиации.

Даже в общем виде, в котором в этой статье описаны обязанности специалиста по радиационной безопасности, не возникает никаких сомнений в том, насколько они важны. Всюду, где существует значительная опасность воздействия радиации на работающих, руководством предприятия или компетентными органами должна быть создана соответствующая система радиационной защиты.

Работа специалиста по радиационной безопасности не является легкой, простой. Необходимость выполнения мероприятий по безопасности труда, применение этих мероприятий к новым методам работы, соблюдение предупредительных мер для предотвращения несчасных случаев и технических ошибок означает, что этот специалист должен держать под постоянным контролем каждое рабочее место и анализировать непрерывный поток научной информации.

Радиационная безопасность сформировалась на солидном фундаменте теоретических и практических знаний, накопленных до сих пор. Тем не менее, учитывая тенденцию появления новых областей применения ионизирующих излучений и новых радиоактивных веществ с недостаточно изученными свойствами, было бы ошибкой считать, что опасность радиации устранена раз и навсегда. Радиационная безопасность должна продолжать свое дальнейшее развитие вместе с прогрессом в ядерной науке и технике, и фактически имеются тенденции к расширению области ее действия на весь спектр ионизирующих излучений.

Что такое радиационная безопасность и как она обеспечивается?

Согласно терминам и определениям, установленным Законом Республики Беларусь от 5 января 1998 года № 122-3 «О радиационной безопасности населения», радиационная безопасность населения – состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности при практической деятельности являются:

Читайте также:
Организатор преступления: что это такое, описание и особенности

принцип нормирования – непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественный радиационный фон облучением;

принцип оптимизации – поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность обеспечивается, в частности: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, другими организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами мероприятий по соблюдению требований нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе технических нормативных правовых актов;

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности.

В развитие данных положений указанного Закона нормами и правилами по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Безопасность при обращении с источниками ионизирующего излучения. Общие положения», утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 мая 2010 г. № 22, предусмотрено обеспечение радиационной безопасности посредством:

постоянного контроля за сохранностью источников ионизирующих излучений и их учета;

контроля за радиационным воздействием на окружающую среду, граждан, относящихся к категории облучаемых лиц «работники (персонал)», и граждан, относящихся к категории облучаемых лиц

защиты источников ионизирующих излучений от несанкционированного доступа к ним или неквалифицированного их использования; —

обеспечения безопасных условий функционирования радиационных объектов;

планирования защитных мероприятий и готовности к проведению обоснованных экстренных мероприятий, снижающих радиационное воздействие в случае радиационной аварии или при реальной опасности ее возникновения;

доступности и достоверности информации о текущих и потенциальных уровнях радиационного воздействия.

Комплекс мер по обеспечению радиационной безопасности, направленных на поддержание источников ионизирующих излучений, устройств и установок в технически исправном состоянии, их эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства в области радиационной безопасности, технического нормирования и стандартизации, а также технической и эксплуатационной документации, включает организационные и инженерно-технические меры.

Организационные меры, направленные на обеспечение радиационной безопасности, включают лицензирование деятельности, оценку соответствия технологий и оборудования, планирование деятельности, связанной с использованием источников ионизирующих излучений, выбор площадки, проведение технических и экологических экспертиз, разработку мер по обеспечению аварийной готовности и обеспечению аварийного реагирования, защиту от несанкционированного доступа, учет источников ионизирующих излучений и контроль за их перемещением.

Инженерно-технические меры предусматривают наличие систем физической защиты источников ионизирующих излучений, обеспечение радиационного контроля, применение дистанционных механизмов, систем дополнительной вентиляции, очистки и специальной канализации в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, поддержание в надлежащем состоянии оборудования, транспортных путей.

Критериями обеспечения радиационной безопасности является выполнение следующих требований:

отсутствие облучения персонала при нормальной эксплуатации источников ионизирующих излучений сверх установленных пределов доз облучения;

отсутствие загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами выше допустимых уровней;

отсутствие радиационных аварий при всех видах работ, осуществляемых при производстве, переработке, применении и хранении источников ионизирующих излучений.

Радиационная безопасность персонала также обеспечивается: ограничением допуска персонала к работе с источниками ионизирующих излучений по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения;

знанием и соблюдением правил работы с источниками ионизирующих излучений;

созданием условий труда, соответствующих требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов;

соблюдением нормативов: основных пределов доз облучения, граничных доз и референтных уровней;

использованием средств защиты от ионизирующего излучения, а также использованием защиты расстоянием и ограничением времени работы с источниками ионизирующих излучений; организацией и проведением радиационного контроля; информированием о радиационной обстановке; проведением мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии;

Радиационная безопасность в российском законодательстве

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 03.04.2016 2016-04-03

Статья просмотрена: 704 раза

Библиографическое описание:

Степкина, К. В. Радиационная безопасность в российском законодательстве / К. В. Степкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/archive/110/28085/ (дата обращения: 21.12.2021).

Читайте также:
Пандектная система: что это такое, описание и особенности

Радиационная безопасность в российском законодательстве

В статье рассмотрена деятельность по обеспечению радиационной безопасности населения в процессе использования ядерных материалов и радиоактивных веществ и обращения с радиоактивными, поскольку они являются источниками ионизирующего излучения и оказывают влияние на реализацию права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.На основе проведенного анализа автором предлагается совершенствование действующего российского законодательства о радиационной безопасности.

Ключевые слова: радиационная безопасность, государственный надзор, окружающая среда, экологическая безопасность.

Все возрастающая роль глобальной атомной проблемы и необходимость создания эффективной системы обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды определяет актуальность данной статьи. При этом важно учитывать, что решение проблемы обеспечения радиационной безопасности человека и окружающей среды затрагивает интересы человечества в целом, а от эффективности принимаемых мер зависит будущее мирового сообщества. Ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах радиационной деятельности. История Чернобыля, Фукусимы, десятков других радиационных аварий, сотен и тысяч техногенных «инцидентов» свидетельствуют о том, что мир вступил в эпоху катастроф. Это суровая реальность, и она требует фундаментального научного исследования для разработки практических мер безопасности [1].

Федеральный Закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) “О радиационной безопасности населения” Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности дает исчерпывающий перечень того, как должно действовать российское законодательство, какие меры должны приниматься в отношении радиоактивных веществ, находящихся на территории Российской Федерации [2].

Государственные органы управления и контроля, надзора и государственного регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения достаточно структурированы и обладают необходимой компетенцией и полномочиями по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии. В связи с этим они должны быть выделены на государственные органы управления и контроля общей и специальной компетенции и органы государственного регулирования и надзора. На сегодняшний день на основании проведенного анализа законодательства регулирующего полномочия и ответственность государственных органов, можно выделить проблемы их взаимодействия в области обеспечения радиационной безопасности и недостаточную эффективность их деятельности [3]. Проблемы взаимодействия можно разрешить путем устранения в законах и подзаконных актах дублирующих функций, компетенцию и полномочия, а также четкого указания кому они подотчетны и с кем они обязаны координировать свою деятельность. Компетенция и полномочия всех государственных органов управления, контроля и надзора установлены в законах и конкретизированы в подзаконных актах. Здесь следует заметить, что органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, независимы от других государственных органов управления и контроля, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии, что соответствует установленному международному принципу [4].

Высокие темпы развития ядерной энергетики определяют особое внимание к проблеме обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды. В 2011 году была принята программа преодоления последствий радиационных аварий на период до 2015 года, которая предусматривала реализацию проекта по созданию единой межведомственной информационной системы по проблемам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Основной задачей этой программы является консолидация деятельности федеральных органов исполнительной власти по информированию населения о проблемах радиационной безопасности и действиях государственных органов по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, в том числе: о режимах природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; пропаганда в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; популяризация знаний в области обеспечения радиационной безопасности.

В научных работах высказываются мнения о том, что экологическая безопасность–явление всеобъемлющее. Так, некоторые авторы отмечают, что экологическая безопасность есть «основа безопасности конкретного здорового общества. Именно здоровое общество, эволюционно на протяжении всей доисторической и исторической эпохи последовательно проходя все формы развития этноса, поднялось в своем развитии до стадии «народ» и обрело способность к формированию национального концептуально независимого суверенного государства.

Читайте также:
Недобросовестная реклама: что это такое, описание и особенности

Подводя итоги нашего исследования, нужно отметить, что радиационная безопасность, как составная часть экологической безопасности России, нуждается в едином подходе на государственном уровне, и оценки объектов радиационной опасности и разработки мер по обеспечению их безопасного функционирования для человека. В современных условиях целью государственной политики должна стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами [5].

  1. Макарова И.С. Особенности системы государственного управления радиационной безопасностью в России и основы ее совершенствования // Проблемы региональной экологии. 2011. – № 4. – С. 296-299.

2. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) “О радиационной безопасности населения”// Информационно-правовая система Консультант плюс./http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8797/.

3. Глушко О. А. Административно-правовой режим экологической безопасности: понятие и содержание/ О. А. Глушко //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 1545-1574.

4. Агибалов А.Н. Правовое регулирование радиационной безопасности населения при использовании атомной энергии: дис. . канд. юр. наук. Поволжская академия гос. службы, Саратов, 2001.

5. Стариков В.И. Организационно-правовые и финансовые проблемы обеспечения радиационной безопасности населения в Российской Федерации: дис. . канд. юр. наук. Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, 2004.

РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Риск для общества, связанный с воздействием ионизирующего излучения, при работе с радиоактивными изотопами или при диагностике или лечении с источниками ионизирующего излучения окупается выгодами, которые могут быть получены от использования радионуклидов. Эти риски должны быть ограничены, что и является целью радиационной безопасности, которая определяет основные требования к радиационной защите и даёт рекомендациями, касающиеся порядка применения радиоактивных изотопов. При этом радиационная безопасность ограничивается только защитой человека, т.к. предполагается, что нормы защиты, которые достаточны для достижения этой цели, будут обеспечивать также отсутствие утрозы любому другому биологическому виду в масштабах популяции, даже если отдельным особям этих биологических видов причинен вред.

В данной главе будут рассмотрены некоторые базовые аспекты радиационной безопасности.

Определение некоторых понятий

Атомное законодательство — система законов, определяющих политику государства относительно безопасного для населения и окружающей среды применения атомной энергии. Включает: атомные законы, законодательные акты о защите окружающей среды, статьи уголовного кодекса, другие акты, имеющие силу законов, определяющие общественные отношения при использовании атомной энергии.

Безотюностъ — такое состояние системы (деятельности), когда проявление опасности, то есть её реализация, исключена с определенной (допустимой) вероятностью. Безопасность — это цель, а безопасность жизнедеятельности — средство (пути, методы) её достижения.

Государственный санитарный надзор — контроль за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, кооперативами, фирмами и отдельными гражданами санитарных норм и правил; осуществляется санитарно-эпидемиологической службой.

Доза предотвращаемаяпрогнозируемая доза вследствие радиационной аварии, которая может быть предотвращена защитными мероприятиями. Защитные системы безопасности — технологические системы (элементы), предназначенные для предотвращения или ограничения повреждений ядер- ного топлива, оболочек тепловыделяющих элементов, оборудования и трубопроводов, содержащих радиоактивные продукты.

Рис. 1. Знаки радиационной опасности: а — международный знак радиации; б — предупреждающий знак «Опасно. Радиоактивные вещества или ионизирующее излучение»; в — новый знак МАГАТЭ

Знак радиационной опасности (ГОСТ17925-72) – предупреждающий знак, предназначенный для привлечения внимания к объектам потенциальной и/или действительной опасности вредного воздействия на людей ионизирующего излучения. Этим знаком должны отмечаться объекты, помещения, оборудование, устройства и т.п., в которых, или вне которых возможна (или имеется) радиационная опасность. Внутренний круг, три лепестка и кайма равностороннего треугольника должны быть красного цвета, фон – желтого, дополнительные надписи – чёрного. На объектах, окрашенных в цвета, схожие с красным и жёлтым, а также для маркировки транспортных упаковочных комплектов, допускается чёрная окраска внутреннего круга, трёх лепестков и каймы треугольника, но при этом фон должен быть белым.

Компетентный орган — любой национальный или международный регулирующий орган или организация, наделённые полномочиями для решения конкретных задач.

Контроль — действие, постоянно осуществляемое полномочными государственными органами и эксплуатирующей организацией по проверке выполнения требований норм правил и инструкций.

Читайте также:
Односторонний акт: что это такое, описание и особенности

Критерии безопасности — установленные нормативно-техническими документами и/или органами Государственного надзора и контроля значения параметров и/или характеристик последствий аварий, при соблюдении которых обеспечивается безопасность ядерной установки.

Надзор — действия полномочного государственного органа по проверке выполнения нормативных и правовых актов страны, условий лицензий и международных договоров в целях регулирования процесса использования атомной энергии.

Нормативы безопасности — государственные положения для обеспечения безопасности персонала, населения, окружающей среды.

Нормы защиты окружающей среды – нормативы, предусматривающие обязательное восстановление качества среды, т.е. необходимую дезактивацию территорий, рекультивацию пахотных земель, очистку воды водоёмов. Обеспечивающие системы безопасности — технологические системы, предназначенные для снабжения систем безопасности энергией, рабочей средой и создания условий для их функционирования.

Обращение с источниками излучения — административная и эксплуатационная деятельность, связанная с изготовлением, поставкой, получением, обладанием, хранением, использованием, передачей, импортом, экспортом, перевозкой, техническим обслуживанием, переработкой или захоронением радиоаюпивных источников.

Опасность — явления или процессы, вызывающие нежелательные последствия. Органы государственного надзора за радиационной безопасностью —

органы, которые уполномочены Правительством страны или её субъектов осуществлять надзор за радиационной безопасностью.

Официальное разрешение — документально оформленное разрешение, которое выдается регулирующим органом физическому или юридическому лицу, обратившемуся с просьбой разрешить обращение с радиоактивным источником. Может иметь форму регистрации, лицензии или других эффективных юридических мер контроля.

Паспорт радиационно-гигиенический организации — документ, характеризующий состояние радиационной безопасности в организации и содержащий рекомендации по ее улучшению.

Паспорт радиационно-гигиенический территориидокумент, характеризующий состояние радиационной безопасности населения на данной территории и содержащий рекомендации по её улучшению.

Паспорт санитарный — документ, разрешающий организации в течение установленного времени проводить регламентированные работы с источниками ионизирующего излучения в конкретных помещениях, вне помещений или на транспортных средствах.

Предел дозы (ПД) — величина годовой эффективной или эквивалентной дозы техногенного облучения, которая не должна превышаться в условиях нормальной работы. Соблюдение предела годовой дозы предотвращает возникновение детерминированных эффектов, а вероятность стохастических эффектов сохраняется при этом на приемлемом уровне.

Предел годового поступления (ПГП) — допустимый уровень поступления данного радионуклида в организм в течение года, который при монофакторном воздействии приводит к облучению условного человека ожидаемой дозой, равной соответствующему пределу годовой дозы.

Радиационная безопасность — система мер по защите персонала, населения и окружающей среды от воздействия проникающих излучений, направленная на обеспечение отсутствия неблагоприятных эффектов или вреда здоровью от облучения радиацией людей, животных и растений.

Радиационная безопасность населениясостояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Радиационный риск — вероятность возникновения у человека или его потомков какого-либо вредного эффекта в результате облучения.

Радиационный ущерб — ущерб, принесенный здоровью человека или его имуществу воздействием источников ионизирующего излучения.

Регулирование ядерной и радиационной безопасности — деятельность полномочных государственных органов по разработке, утверждению и введению в действие норм и правил по ядерной и радиационной безопасности, лицензированию видов деятельности, связанной с использованием атомной энергии.

Регулирующий органорган или организация, или система органов или организаций, назначенных правительством государства с предоставлением юридических полномочий для осуществления регулирующего контроля в отношении радиоактивных источников, включая выдачу официальных разрешений, и для регулирования одного или нескольких аспектов обеспечения безопасности или сохранности радиоактивных источников.

Риск — частота реализации опасности; количественная оценка опасности. Санитарно — защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения населения.

Средство индивидуальной защиты — средство защиты персонала от внешнего облучения, поступления радиоактивных веществ внутрь организма и радиоактивного загрязнения кожньос покровов.

Техническая безопасностьпредупреждение потерь прочности, целостности, других материальных качеств систем, комплекс мер для предотвращения опасных отказов систем.

Уровень вмешательствауровень радиационного фактора, при превышении которого следует проводить определенные защитные мероприятия.

Уровень контрольныйзначение контролируемой величины дозы, мощности дозы, радиоактивного загрязнения и т.д., устанавливаемое для оперативного радиационного контроля, с целью закрепления достигнутого уровня радиационной безопасности, обеспечения дальнейшего снижения облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Читайте также:
Научный центр: что это такое, описание и особенности

Функция безопасности — конкретная цель, которая должна быть достигнута, чтобы предотвратить аварию или ограничить её последствия.

Ядерная безопасность — предотвращение тяжёлых ядерных аварий, система мер для снижения вероятности аварий с повреждением ядерного топлива или переоблучением персонала.

Авария на радиационном объекте (радиационная авария)

Авария на радиационном объекте (радиационная авария) – это опасное происшествие на радиационно-опасном объекте (РОО), приводящее к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации. Причинами А. на р.о. с потерей управления источником ионизирующего излучения являются: неисправность оборудования, неправильные действия персонала, стихийные бедствия и т.п. причины.

К адиационно-опасным объектам относятся:

  • предприятия ядерного топливного цикла (урановой и радиохимической промышленности, места переработки и захоронения радиоактивных отходов);
  • атомные станции (атомные электрические, атомные теплоэлектроцентрали, атомные теплоснабжения);
  • объекты с ядерными энергетическими установками (корабельные и космические ядерные энергетические установки, ядерные боеприпасы и склады для их хранения).

Аварии на адиационно-опасных объектах подразделяются на:

  • проектные – аварии, для которых проектом определены исходные и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограниченные последствия аварии установленными пределами (как правило, с частичной разгерметизацией, но без оплавления активной зоны);
  • запроектные – аварии, вызываемые не учитываемыми для проектных аварий исходными состояниями и сопровождающиеся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности и реализацией ошибочных решений персонала, приводящих к тяжелым последствиям (сопровождаются частичным или полным расплавлением активной зоны). К запроектным относятся аварии, вызываемые малоизученными источниками и сценариями их развития (падение на объекты космических тел, террористические акты), с самыми тяжелыми последствиями.

Градация аварий на атомных станциях, приведенная в табл., установлена Международной шкалой аварий на атомных станциях. Она адаптирована к условиям России.

Международная шкала событий АЭС

Уровень Наименование Критерий Пример
Аварии 7 Глобальная авария Выброс в окружающую среду большой части радиоактивных продуктов, накопленных в активной зоне, в результате которого будут превышены дозовые пределы для запроектных аварий*. Возможны острые лучевые поражения. Длительное воздействие на здоровье населения, проживающего на большой территории, включающей более чем 1 страну. Длительное воздействие на окружающую среду. Чернобыль СССР, 1986
6 Тяжелая авария Выброс в окружающую среду большой части радиоактивных продуктов, накопленных в активной зоне, в результате которого дозовые пределы для проектных аварий* будут превышены, а для запроектных – нет. Для ослабления серьезного влияния на здоровье населения необходимо введение планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения в случае аварий в зоне радиусом 25 км, включающих эвакуацию населения. Уиндскейл, Великобритания, 1957
5 Авария с риском для окружающей среды Выброс в окружающую среду такого количества продуктов деления, который приводит к незначительному повышению дозовых пределов для проектных аварий** и радиационноэквивалентных выбросу порядка сотни ТБк иода-131. Разрушение большей части активной зоны, вызванное механическим воздействием или плавлением с превышением максимального проектного предела повреждения твэлов. В некоторых случаях требуется частичное введение планов мероприятий по защите персонала и населения в случае аварии (местная йодная профилактика и/или частичная эвакуация) для уменьшения влияния облучения на здоровье населения. Три-Майл-Айленд, США, 1979
4 Авария в пределах АЭС Выброс радиоактивных продуктов в окружающую среду в количестве, превышающем значения для уровня 3, который привел к переоблучению части персонала, но в результате которого не будут превышены дозовые пределы для населения**. Однако требуется контроль продуктов питания населения. Сант-Лаурент, Франция, 1980
Происшествия 3 Серьезное происшествие Выброс в окружающую среду радиоактивных продуктов выше допустимого суточного, но не превышающий 5-кратного допустимого суточного выброса газообразных летучих радиоактивных продуктов и аэрозолей и/или 1/10 годового допустимого сброса со сбросными водами. Высокие уровни радиации и/или большие загрязнения поверхностей на АЭС, обусловленные отказом оборудования или ошибками эксплуатации. События, в результате которых происходит значительное переоблучение работающих (персонала) (доза > 50 мЗв, > 5 бэр). При рассматриваемом выбросе не требуется принимать защитных мер за пределами площадки. Происшествия, при которых дальнейшие отказы в системах безопасности должны привести к авариям или разрушениям, при которых системы безопасности не способны предотвратить аварию, если произойдет исходное событие. Ванделлос, Испания, 1989
2 Происшествие средней тяжести Отказы оборудования или отклонения от нормальной эксплуатации, которые хотя и не защищают непосредственно безопасность станции, но способны привести к значительной переоценке мер по безопасности.
1 Незначительное происшествие Функциональные отклонения или отклонения в управлении, которые не представляют какого-либо риска, но указывают на недостатки в обеспечении безопасности. Эти отклонения могут возникнуть из-за отказа оборудования, ошибки эксплуатационного персонала или недостатков руководства по эксплуатации. (Такие события должны отличаться от отклонений без превышения пределов безопасной эксплуатации, при которых управление станцией осуществляют в соответствии с установленными требованиями. Эти отклонения, как правило, считают «ниже уровня шкалы».)
0
Ниже уровня шкалы
Не влияет на безопасность
Читайте также:
Научное управление: что это такое, описание и особенности

* Под дозовым пределом для запроектных аварий принимают непревышение дозы внешнего облучения людей 0,1 Зв за первый год после аварии и дозы внутреннего облучения щитовидной железы детей 0,3 Зв за счет ингаляции на расстоянии 25 км от станции, что обеспечивается при непревышении аварийного выброса в атмосферу 11,1×10 14 Бк. йода-131 и 11,1×10 13 Бк цезия-137.

** При проектных авариях доза на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами не должна превышать 0,1 Зв на все тело за 1-й год после аварии и 0,3 Зв на щитовидную железу ребенка за счет ингаляции.

Основные и самые тяжелые последствия радиационных аварий – воздействие ионизирующего излучения на организм человека. Оно обусловливает ущерб его здоровью, в т.ч. необратимый. Радиационное воздействие на персонал и население характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения. Дозы внешнего и внутреннего облучения рассчитываются по каждому из возможных путей радиационного воздействия на человека, а также по суммарному воздействию. Тяжелым последствием радиационной аварии в случае выброса радионуклидов, в т.ч. за пределы промплощадки, является радиоактивное загрязнение поверхности Земли, атмосферы, воды, продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов, превышающее уровень, установленный нормами радиационной безопасности и правилами работы с радиоактивными веществами. Радиоактивное загрязнение среды характеризуется поверхностной (объемной) плотностью радиоактивного вещества и измеряется его активностью, приходящейся на единицу площади (объема). В результате радиоактивного загрязнения из хозяйственного оборота могут выводиться с.-х. и промышленные предприятия, элементы инфраструктуры, жилье, объекты соцкультбыта, с.-х. и лесные угодья, водоемы и подземные источники воды, значительные территории с разнообразными объектами природы. Тяжелые социально-экономические последствия вызываются отселением людей с загрязненных территорий и необходимостью жизнеобеспечения населения, ограниченно проживающего на загрязненной территории. Значительный ущерб экономике наносит остановка или приостановка работы РОО, на которых произошли аварии. Защита от опасных ионизирующих излучений осуществляется в процессе обеспечения радиационной безопасности населения. Радиационная безопасность в этом случае – состояние защищенности настоящего и будущего поколений от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения определяются Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» (1996, № 3-ФЗ).

Источники: Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Радиационная и химическая безопасность населения. — М., 2005; Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Регулирование ядерной и радиационной безопасности. — М., 2003.

Радиационные аварии

Под проектной аварией понимается авария, для которой определены в проекте исходные, аварийные события, характерные для того или иного радиационно-опасного узла, конечные состояния (контролируемые состояния элементов и систем после аварии), а также предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварий установленными пределами.

Максимально проектные аварии характеризуются наиболее тяжелыми исходными событиями, обусловливающими возникновение аварийного процесса на данном объекте. Эти события приводят к максимально возможным в рамках установленных проектных пределов радиационным последствиям.

Под запроектной (гипотетической) аварией понимается такая авария, которая вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и сопровождается дополнительными, по сравнению с проектными авариями, отказами систем безопасности.

В радиационной аварии различают четыре фазы развития: начальную, раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную).

Читайте также:
Объект правоотношений: что это такое, описание и особенности

Начальная фаза аварии является периодом времени, предшествующим началу выброса (сброса) радиоактивности в окружающую среду, или периодом обнаружения возможности облучения населения за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. В отдельных случаях подобная фаза может не существовать вследствие своей быстротечности.

Ранняя фаза аварии (фаза “острого” облучения) является периодом собственно выброса радиоактивных веществ в окружающую среду или периодом формирования радиационной обстановки непосредственно под влиянием выброса (сброса) в местах проживания или нахождения населения. Продолжительность этого периода может быть от нескольких минут до нескольких часов в случае разового выброса (сброса) и до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса). Для удобства в прогнозах продолжительность ранней фазы аварии в случае разовых выбросов (сбросов) целесообразно принимать равной 1 суткам.

Промежуточная фаза аварии охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса в окружающую среду, в течение которого принимаются решения о введении или продолжении ранее принятых мер радиационной защиты на основе проведенных измерений уровней содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и вытекающих из них оценок доз внешнего и внутреннего облучения населения. Промежуточная фаза начинается с нескольких первых часов с момента выброса (сброса) и длится до нескольких суток, недель и больше. Для разовых выбросов (сбросов) длительность промежуточной фазы прогнозируют равной 7 – 10 суткам.

Поздняя фаза (фаза восстановления) характеризуется периодом возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения и может длиться от нескольких недель до нескольких лет в зависимости от мощности и радионуклидного состава выброса, характеристик и размеров загрязненного района, эффективности мер радиационной защиты.

В зависимости от границ зон распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий, потенциальные аварии на АЭС делятся на 6 типов.

Локальная авария

Местная авария

Территориальная авария

Региональная авария

Федеральная авария

Трансграничная авария

Радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизнедеятельности людей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Степень опасности радиоактивно загрязненных поверхностей определяется радионуклидным составом загрязнений, плотностью загрязнений, характером загрязненных поверхностей, временем, прошедшим после загрязнения, и некоторыми другими характерными для соответствующего загрязнения причинами.

Наиболее характерные особенности имеет радиоактивное загрязнение вследствие аварий ядерных реакторов различного характера.

В соответствии с удельным весом в составе выбросов биологически наиболее значимых радионуклидов при аварии ядерных реакторов в развитии радиационной обстановки выделяют, как правило, два основных периода: “йодовой опасности”, продолжительностью до 2-х месяцев, и “цезиевой опасности”, который продолжается многие годы.

В “йодном периоде”, кроме внешнего облучения (до 45 % дозы за первый год), основные проблемы связаны с молоком и листовыми овощами – главными “поставщиками” радионуклида йода внутрь организма.

На первом этапе радиационное воздействие на людей складывается из внешнего и внутреннего облучений, обусловленных соответственно радиоактивными облучениями от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и вдыханием радионуклидов с загрязненным воздухом, на втором этапе – облучением от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и введением их в организм человека с потребляемой пищей и водой, а в дальнейшем – в основном за счет употребления населением загрязненных продуктов питания. Принято считать, что 85 % суммарной прогнозируемой дозы облучения на последующие 50 лет после аварии составляет доза внутреннего облучения, обусловленного потреблением продуктов питания, которые выращены на загрязненной территории, и лишь 15 % падает на дозу внешнего облучения.

Радиоактивное загрязнение водоемов, как правило, представляет опасность лишь в первые месяцы после аварии.

Локализация и ликвидация источников радиоактивного загрязнения проводится с использованием следующих основных методов:

1. Сбор и локализация высокоактивных, радиоактивных материалов.

Особенностью сбора и локализации высокоактивных, радиоактивных материалов (осколки топливных элементов, конструкционных и защитных материалов) является, как правило, то, что точное расположение радиоактивных источников не известно, по территории они распределены случайным образом, при проведении работ возможно неожиданное “появление” источника в результате вскрытия завала или изменения места его расположения.

Проведение работ в условиях полей с высокой мощностью экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения должно планироваться с максимально возможным применением средств механизации.

Читайте также:
Необходимая оборона: что это такое, описание и особенности

2. Метод перепахивания грунта.

Основной защитный эффект достигается за счет “разбавления” активности по толщине перепаханного слоя грунта. Характеристикой эффективности использования данного способа является коэффициент ослабления К ос , как правило, определяемый по мощности экспозиционной дозы.

3. Метод экранирования.

Данный метод используется обычно после снятия загрязненного слоя при высоких остаточных уровнях радиоактивного загрязнения. Характеристикой эффективности также является коэффициент ослабления К ос . На территории промплощадки аварийного объекта может широко применяться экранирование путем засыпания песком, гравием или покрытием бетоном или бетонными плитами.

4. Метод обваловки и гидроизоляции загрязненных участков.

Используется обычно как временная мера на первых этапах работ для предотвращения “расползания” загрязнения за счет смыва осадками и для исключения попадания радиоактивных веществ в грунтовые воды. Для сильно заглубленных загрязнений могут использоваться сложные гидротехнические сооружения: “стена в грунте”, “фильтрующая завеса”. Применение этого метода предполагает большой объем земляных работ с привлечением инженерно-строительной техники.

5. Методы связывания радиоактивных загрязнений вяжущими и пленкообразующими композициями: пылеподавление и химико-биологическое задернение.

Для закрепления (химико-биологического задернения) отдезактивированных и сильно пылящих участков местности нашли применение рецептуры, содержащие в своем составе пылеподавляющие композиции (ССБ, ММ-1, латекс) в качестве основы, минеральные и органические удобрения и смеси семян многолетних злаковых и бобовых трав.

В качестве основных технических средств пылеподавления используются поливомоечные машины, войсковые авторазливочные станции, сельскохозяйственная авиация.

Одной из самых эффективных мер радиационной защиты является дезактивация. Наиболее подходящими сроками проведения дезактивации является период поздней фазы аварии. Это определяется временем, необходимым для планирования и организации дезактивационных работ, и сроками наступления относительной стабилизации радиационной обстановки, когда прекращается поступление радиоактивных веществ из источника выброса и заканчивается формирование следа радиоактивного загрязнения.

Основными методами дезактивации отдельных объектов являются:

а) для открытых территорий (грунта):

б) для дорог и площадок с твердым покрытием:

• смыв радиоактивных загрязнений струёй воды или дезактивирующих растворов (жидкостный способ);
• удаление верхнего слоя специальными средствами или абразивной обработкой;
• дезактивация методом экранирования;
• очистка методом вакуумирования;
• сметание щетками поливомоечных машин (многократно);

в) для участков местности, покрытых лесокустарниковой растительностью:

• лесоповал и засыпка чистым грунтом после опадания кроны;
• срезание кроны с последующим её сбором и захоронением;

г) для зданий и сооружений:

• обработка дезактивирующими растворами (с щетками и без них);
• обработка высоконапорной струёй воды;
• очистка методом вакуумирования;
• замена пористых элементов конструкций;
• снос строений.

Не менее важным мероприятием при ликвидации последствий радиационной аварии является сбор и захоронение (размещение) радиоактивных отходов.

В зависимости от применяемых методов дезактивации локализация отходов может быть достигнута следующими способами:

локализация образующихся объемов загрязненного грунта и других материалов непосредственно в транспортных средствах при дезактивации методами снятия поверхностного слоя грунта, щебня или всего объема мусора и т.д.;

• локализация отходов, образующихся в ходе дезактивации механически ми (дробеструйными или гидроабразивными) методами, путем отсоса образующейся пыли или пульпы;
• локализация жидких отходов в специальных емкостях-сборниках;
• локализация как дополняющий дезактивацию технологический прием, осуществляемый ручными или механизированными методами при дезактивации, включающий разборку конструкций, а также механические и физико-химические способы.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны знать радиационно-опасные объекты на подведомственной территории, степень их опасности, иметь прогноз возможных последствий аварий на этих объектах, предусмотреть необходимые мероприятия по ликвидации последствий радиационных аварий в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Радиационная авария

Содержание

Радиацио́нная ава́рия, согласно определению НРБ-99, «потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды».

Я́дерная ава́рия: авария, связанная с повреждением тепловыделяющих элементов, превышающим установленные пределы безопасной эксплуатации, и/или облучением персонала, превышающим допустимое для нормальной эксплуатации, вызванная:

  • нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией в активной зоне реактора;
  • реактивностная авария (p Наиболее известные радиационные аварии
  • Кыштымская трагедия, взрыв на хранилище радиоактивных отходов ПО «Маяк»

29 сентября 1957 года произошла авария на ПО «Маяк». Загрязнение местности вдвое превышало аналогичное загрязнение, вызванное Чернобыльской аварией.

  • 21 апреля1964 года падение спутника «Транзит-5В» с ядерной энергетической установкой SNAP-9A на борту.
  • Радиологический инцидент в Гоянии 1987 год.
  • Разрушение трёх плутониевыхядерных бомб в деревне Паломарес (Испания).
  • Разрушение четырех термоядерных бомб в авиакатастрофе над Гренландией, 1968 год. Вообще известно примерно о 20 авиационных инцидентах в США с потерей и/или разрушением ядерного оружия.
  • Радиационная авария в бухте Чажма 10 августа 1985 года
  • Многочисленные аварии на полигоне Санта-Сусанна (англ.) русск. .

Ядерные аварии:

См. также

  • Международная шкала ядерных событий
  • Ядерные реакторы на космических аппаратах — инциденты
  • Ядерный терроризм
  • Ядерное испытание

Ссылки

  • Календарь ядерной эры
  • Список крупнейших радиационных аварий и катастроф

Международные соглашения

  • Декларация о предотвращении ядерной катастрофы (1981)
  • Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 1986)
  • Конвенция о ядерной безопасности (Вена, 1994)
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 1979)
  • Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб
  • Объединённая конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами

Примечания

Радиационные аварии
INES 7 Чернобыль (1986) · Фукусима (2011)
INES 6 Челябинск-40 (1957)
INES 5 Уиндскейл (1957) · Три-Майл-Айленд (1979) · Гояния (1987)
INES 4 Сен-Лоран-дез-О (1980) · Токаймура (1999) · Флёрюс (2006)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шаровое скопление M79
  • M79

Полезное

Смотреть что такое “Радиационная авария” в других словарях:

РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше… … Экологический словарь

Радиационная авария — см. Авария радиационная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

радиационная авария — Авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные… … Справочник технического переводчика

РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ — по определению ФЗ О радиационной безопасности населения от 5 декабря 1995 г. потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или… … Юридический словарь

Радиационная авария — Radiation accident нарушение пределов безопасной эксплуатации, при которой произошел выход радиоактивных материалов или ионизирующего излучения за предусмотренные границы в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации… … Термины атомной энергетики

Радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше… … Официальная терминология

РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью, повреждением оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению… … Российская энциклопедия по охране труда

РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ — Потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше… … Словарь бизнес-терминов

радиационная авария, РА — радиационная авария, РА: По ГОСТ Р 22.0.05; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Радиационная авария — (англ. radiation accident) в праве потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или … Энциклопедия права

Радиационная авария — 3.58. Радиационная авария потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: