Расчеты международные: что это такое, описание и особенности

Сущность и особенности международных расчетов

Международные расчеты

1. Сущность и особенности международных расчетов

2. Валютно-финансовые и платежные условия международных расчетов

3. Формы международных расчетов

Сущность и особенности международных расчетов

С развитием и интернационализацией товарного производства и обмена возникают международные расчеты, обеспечивающие проведение платежей между участниками международных рынков, находящихся в разных странах. Международные расчеты – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими, научно-техническими и культурными отношениями между государствами, организациями и гражданами разных стран. Международные расчеты включают условия, порядок и формы осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями, а также ежедневную практическую деятельность банков по их проведению. Международные расчеты осуществляются безналичным путем через банки, расположенные в стране экспортера (банк экспортера) и импортера (банк импортера) и имеющие, как правило, между собой корреспондентские отношения. Поэтому в расчетах всегда принимают участие как минимум четыре лица: экспортер, импортер, банк экспортера, банк импортера.

Под корреспондентскими отношениями следует понимать договорные отношения, опосредующие проведение между банками платежей и расчетов, которые они совершают по поручению клиентов и от собственного имени. Кредитные учреждения, установившие между собой корреспондентские отношения называются корреспондентами. Корреспондентские отношения могут устанавливаться без открытия и с открытием счета. Корреспондентские отношения без открытия счета являются договорными отношениями между кредитными учреждениями по счетам данного кредитного учреждения и его корреспондента в третьем кредитном учреждении. В таком случае по договоренности между банками расчетные операции отражаются по счетам, открытым в других банках-корреспондентах данного банка или в банке на имя других банков-корреспондентов. Это, как правило, сопряжено с некоторыми сложностями: требуются дополнительные гарантии; расчеты проводятся с использованием третьих банков, что ведет к задержкам в осуществлении платежей и увеличению комиссионных и почтово-телеграфных расходов.

Корреспондентские отношения с открытием счета представляют собой договорные отношения между кредитными учреждениями, которые сопровождаются открытием корреспондентских счетов «ЛОРО» (иностранных банков в данном банке) и «НОСТРО» (данного банка в иностранных).

Российские банки, получив лицензию на выполнение банковских операций в иностранной валюте, могут устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков тех стран, с которыми наша страна имеет дипломатические отношения. С банками остальных стран корреспондентские отношения устанавливаются с разрешения Министерства иностранных дел. Корреспондентские отношения оформляются заключением межбанковского корреспондентского соглашения в форме двустороннего договора или обмена письмами. Оно определяет порядок расчетов, размер комиссии, методы пополнения израсходованных средств.

Схематически механизм международных расчетов можно представить следующим образом:

1) импортер покупает у своего банка платежный документ (например, вексель, чек или другой) и пересылает экспортеру;

2) экспортер получает от импортера этот платежный документ и продает его своему банку за национальную валюту, которая необходима ему для производства и иных целей;

3) банк экспортера пересылает за границу своему банку-корреспонденту платежный документ;

4) полученная от продажи этого документа сумма иностранной валюты зачисляется банком импортера на корреспондентский счет банка экспортера.

Такой механизм позволяет осуществлять международные расчеты через банки-корреспонденты путем зачета встречных требований и обязательств без использования наличной валюты. Для своевременного и рационального осуществления международных расчетов банки обычно поддерживают необходимые валютные позиции в разных валютах в соответствии со структурой и сроками платежей, а также проводят политику диверсификации своих валютных резервов.

Можно выделить следующие особенности применения основных форм расчетов в международной сфере:

1. Импортеры и экспортеры, их банки вступают в определенные отношения, связанные с оформлением, пересылкой, обработкой товарораспорядительных и платежных документов.

2. Международные расчеты регулируются нормативными национальными законодательными актами, а также правилами и обычаями делового оборота.

3. Международные расчеты – объект унификации и универсализации банковских операций. В 1930 и 1931 гг. приняты международные Вексельная и Чековая конвенции (г. Женева), направленные на унификацию вексельных и чековых законов. Комиссия по праву международной торговли ООН (ЮНИСТРАЛ) продолжает унифицировать вексельное законодательство. Международной торговой палатой, созданной в Париже в начале XX в., разработаны Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и по инкассо. Этих правил придерживаются банки большинства стран мира. Существует также ИНКОТЕРМС – международные правила толкования торговых терминов.

4. Международные расчеты имеют, как правило, документарный характер, т.е. осуществляются против финансовых и коммерческих документов. К финансовым документам относятся простые и переводные векселя, чеки, платежные расписки. Коммерческие документы включают: счета-фактуры, документы, подтверждающие отгрузку или отправку товаров (коносаменты, железнодорожные, автомобильные и авиационные накладные, почтовые квитанции и проч.); страховые документы страховых компаний морских страховщиков или их агентов; другие документы (сертификаты, удостоверяющие происхождение, вес, качество товаров, а также пересечение ими границы, таможенные счета и т.д.).

5. Международные платежи осуществляются в различных валютах. Поэтому они тесно связаны с конверсионными валютными операциями. В текущих международных расчетах в современных условиях используются преимущественно национальные кредитные деньги ведущих стран (доллар США, евро, японская иена, английский фунт стерлингов и др.) и международные валютные единицы (СДР). Золото для этих целей применяется государствами только при чрезвычайных обстоятельствах (войны, экономические потрясения и проч.) или когда другие возможности исчерпаны.

Читайте также:
Как выселить с доли собственника арендаторов?

Формы международных расчетов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность международных расчетов

Для современной экономики характерны процессы глобализации и интеграции национальных экономических систем в мировое хозяйство. Это ведет к расширению взаимодействия между странами, созданию сложных связей и процессов в мире. Однако, в основе хозяйственных отношений лежит производственная цепочка, включающая в себя все этапы доведения блага до потребителя, начиная с момента его создания. Процесс производства и обмена обслуживается встречным движением финансовых средств, выраженного взаимными расчетами.

Под международными расчетами понимается процесс проведения операций по платежам, обязательствам и финансовым требованиям. Эти расчеты могут возникать вследствие хозяйственного, политического, социального, культурного, научного, военного взаимодействия. Спецификой расчетов между странами можно назвать взаимный обмен национальной валюты на иностранную того государства, с которым осуществляется хозяйственное взаимодействие.

Международные расчеты пронизывают всю сферу хозяйственных отношений. Сюда относят не только сделки купли-продажи услуг и товаров, а также движение капитала и предоставление кредитных средств. Как правило, они требуют активного участия банковской системы. Физическая реализация транзакций проводится через корреспондентские счета, либо филиалы банков, функционирующих заграницей. Для этих целей используют два вида счетов:

  1. Лоро-счета (иностранные банки открывают счета в национальной банковской системе).
  2. Ностро-счета (открытие счетов банка в иностранных кредитных учреждениях).

Обмен кредитными средствами при проведении расчетов сложился исторически. Когда был отменен золотой стандарт, уже не надо было покрывать свои обязательства драгоценным металлом, хотя полностью отказываться от него было необязательно. Страны могут использовать золотой запас для обмена на валюту в целях покрытия своих международных обязательств.

При этом для расчетов может применяться национальная валюта, что требует особого внимания к международном паритетному курсу. Предварительное заключение договора перед сделкой купли-продажи предполагает утверждение едино валюты взаимного расчета.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды международных расчетов

Платежный оборот между странами, как правило, осуществляется в безналичной форме. Любые виды переводов, например, телеграфные, почтовые, электронные и другие, выражаются в определенной валюте. Платежи между странами могут носить различный экономический характер. Их делят на две большие совокупности, в зависимости от системы цен:

  • Торговые расчеты между странами включают в себя поступление средств от внешнеторговых сделок, а также выплаты по ним. Выплаты и поступление платежей по международным кредитам, расчеты за услуги транспорта.
  • Неторговые расчеты – это выплаты, направляемые на содержание дипломатических миссий, расходы на различные группы лиц (специалистов, отдельных граждан заграницей), трансфертные платежи (частных лиц, фондов, религиозных объединений и другое).

Самая большая доля платежей приходится на торговые отношения. Все расчеты проводятся на основе цен и тарифов, устанавливаемых для международных сделок. Однако, они рассчитываются с учетом внутренних цен на товары и услуги. Расчет проводится в национальной валюте. В международной практике происходит взаимодействие сразу нескольких стран, имеющих различное географическое положение, юрисдикцию и суверенитет. Еще одна сложность расчетов может заключаться в том, что одна и та же страна порой использует сразу несколько видов валют. Сам платеж формируется и проводится банками, расположенными на территории плательщика.

Международные расчеты имеют ряд особенностей. Участниками сделки купли-продажи выступают экспортер, импортер и банк, через который будет осуществляться платеж. Между ними заключается контракт, в котором будут прописаны все существенные элементы сделки. Проведение платежа должно осуществляться согласно установленному законодательству и правовым нормам. Все этапы должны быть оформлены документально. Расчет может проводиться в разных валютах, что сказывается на эффективности сделки.

Формы международных расчетов

Под формами международных расчетов понимаются исторически сложившиеся принципы проведения платежей. Сюда входят все этапы оформления сделки, фиксирования платежа и валюты, принципы его передачи, обработки, а также формат и данные сопроводительных документов. Условия платежа в контракте утверждают форму расчета. К ним относят:

  1. Простые векселя импортера, по сути, представляют собой долговое обязательство.
  2. Тратты. Здесь экспортеры предоставляют определенную сумму в пользование до конкретной даты погашения.
  3. Банковские переводы являются самой быстрой и простой формой платежа, однако, не дают никаких гарантий. Представляют собой поручение одного банка провести выплату денежных средств другим банком конкретному субъекту.
  4. Авансовый платеж (разновидность банковского перевода). Как правило, возникает при повышенном интересе импортера или доверии экспортера.
  5. Чек может выписываться субъектом, либо выставляться через доверенный банк. Он является оборотным документом, поэтому может переходить от одного субъекта к другому.
  6. Инкассовые платежи проводятся банком по поручению экспортера. Деньги зачисляются на счет экспортера, все особенности сделки отслеживаются банком.
  7. Аккредитивные платежи отличается от инкассовой сделки более жесткими рамками договора. Эта форма расчетов является одной из самых дорогостоящих, так как со стороны банка предоставляются гарантии обеим сторонам сделки.
  8. Клиринг валют представляет собой особый вид взаиморасчета. Они представляют собой взаимный зачет обязательств и долговых требований. Причем осуществление взаимозачета обязательно, согласно заключенным ранее международным договорам. Более пятидесяти лет клиринговые операции носят многосторонний характер.
Читайте также:
Дефицит торгового баланса: что это значит

Таким образом, существует множество форм взаимных расчетов в рамках международных отношений. Наиболее удобный принцип оплаты принимается и утверждается обеими сторонами сделки.

Discovered

О финансах и не только…

Международные расчеты

Международные расчеты (international settlements) – регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими и культурными отношениями между юридическими лицами и гражданами разных стран.

Международные расчеты включают условия, порядок платежей, выработанных практикой и закрепленные национальным законодательством, международными документами и обычаями, а также повседневные банковские операции по их осуществлению.

Международные расчеты — взаимные двусторонние платежи и расчеты между организациями и гражданами разных стран, обусловленные специальными международными правовыми актами, соглашениями или контрактами. Международные расчеты осуществляются непосредственно банковскими системами через международные платежные средства. Международные расчеты базируются на принципах, закрепленных Женевской международной конвенцией и постановлениями Международной торговой палаты. Непосредственные расчеты по международным экономическим контрактам и кредитным отношениям регулируются двусторонними соглашениями (контрактами) стран-партнеров.

Международные расчеты проводятся в безналичной форме банками, которые их организуют, кредитуют и гарантируют. Банки используют свои зарубежные отделения и корреспондентские отношения с иностранными банками (см. Лоро счета, Ностро счета, Корреспондентские отношения). В международных расчетах используются преимущественно валюты ведущих стран, иногда международные валютные единицы, а при чрезвычайной ситуации – золото, которое предварительно продается на необходимую валюту платежа.

Международные расчеты требуют высокой квалификации банковских работников и зависят от валютно-финансовых и платежных условий внешнеэкономических сделок. Международные расчеты взаимо связаны с валютными и кредитными операциями.

Сфера международных расчетов:

  1. расчеты во внешней торговле за товары и услуги;
  2. расчеты по некоммерческим операциям;
  3. расчеты по кредитам и движению капитала между странами.

Основными субъектами международных расчетов являются:

  1. импортер — физическое или юридическое лицо — предприятие, фирма, занимающаяся предпринимательской деятельностью на территории своей страны и которая получает из-за рубежа готовую продукцию (работы, услуги), необходимую для осуществления деятельности;
  2. экспортер — физическое или юридическое лицо — предприятие, фирма, занимающаяся предпринимательской деятельностью на территории своей страны и которая осуществляет поставки за рубеж готовой продукции (работ или услуг) по договору, заключенному с иностранной фирмой импортером;
  3. банк импортера — банк, в котором обслуживается импортер или которому он поручает осуществить международную расчетную операцию. В зависимости от финансового инструмента, с помощью которого осуществляется операция, банк импортера может называться банком-эмитентом, инкассирующим банком, исполняющим банком;
  4. банк экспортера — банк, в котором обслуживается экспортер или которому он поручает осуществить международную расчетную операцию. В зависимости от характера операции, банк экспортера называют банком бенефициара, авизующим банком, банком-ремитентом, исполняющим банком.

Основными объектами системы международных расчетов являются:

  1. товары, работы или услуги, которые экспортер передает импортеру согласно условиям контракта;
  2. денежные средства или ценные бумаги, которыми импортер рассчитывается с экспортером;
  3. финансовые инструменты, с помощью которых осуществляется расчет между экспортом и импортом (формы расчетов). Финансовый инструмент является наиболее важным объектом, поскольку от его разновидности зависят все взаимосвязи между субъектами системы, длительность процесса расчета, уровень риска, возникающего в момент осуществления экспортно-импортных операций.

Особенности международных расчетов:

  1. импортеры, экспортеры, их банки вступают в обособленные от контракта отношения, связанные с оформлением, пересылкой, обработкой товарораспорядительных и платежных документов, осуществлением платежей;
  2. регулируются национальным законодательством и международными правилами и обычаями;
  3. представляют собой объект унификации, что обусловлено глобализацией хозяйственных связей и универсализацией банковских операций. Так, Женевские (вексельные и чековые) конвенции облегчают использование векселей и чеков в международных расчетах. Международная торговая палата, созданная в Париже в начале ХХ в., разрабатывает и издает Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила для договорных гарантий;
  4. имеют документарный характер, т.е. производятся против финансовых (векселей, чеков, платежных расписок) и коммерческих (счетов-фактур, транспортных документов (см. Коносамент), страховых документов, сертификатов, удостоверяющих происхождение, вес, качество или анализ товаров, пересечение ими границы и др.) документов;
  5. осуществляются в разных валютах, что определяет их связь с валютными операциями и порождает валютные риски (см. Риски в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях).

Выбор форм международных расчетов и детали их проведения оговариваются во внешнеэкономическом контракте.

Читайте также:
Международная ассоциация юристов-демократов

В соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов принято, что аккредитив – это соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести оплату документов третьему лицу (бенефициару) или произвести оплату, акцепт переводного векселя, выставленного бенефициаром, или негоциацию (покупку документов). Виды аккредитивов разнообразны:

  • отзывный и безотзывный;
  • подтвержденный и неподтвержденный;
  • возобновляемый (ролловерный);
  • переводной (трансферабельный), который может быть переведен один раз полностью или частично вторым бенефициаром;
  • покрытый (переводом валюты, депозитами) и непокрытый;
  • акцептный (предусматривающий акцепт тратты банком-эмитентом);
  • документарный и денежный (именной документ, содержащий поручение о выплате денег получателю), например циркулярный аккредитив со свободной негоциацией;
  • резервный гарантийный и другие.

Аккредитивная форма международных расчетов – наиболее сложная и дорогостоящая. За авизование, подтверждение, проверку документов, платеж банки взимают более высокую комиссию, чем по другим формам расчетов. Для экспортера аккредитив наиболее выгоден, т.к. содержит обязательство банка произвести платеж и в большинстве случаев обеспечивает быстрое получение валютной выручки.

При инкассовой форме международных расчетов банк по поручению клиента получает платеж от импортера, зачисляя эти средства на счет экспортера в банке. В соответствии с Унифицированными правилами по инкассо эти операции осуществляются банками на основе инструкций экспортера. В международной практике участниками инкассовой формы расчетов являются:

  • доверитель – клиент, поручающий своему банку инкассовую операцию;
  • банк-ремитент, которому доверитель поручает операцию по инкассированию;
  • инкассирующий банк, получающий валютные средства от иностранного импортера;
  • представляющий банк, делающий представление документов (по документарному инкассо) импортеру-плательщику;
  • плательщик.

Различают два вида инкассового поручения: документы выдаются плательщику против платежа (Д/П) и против акцепта (Д/А). В международной практике иногда документы выдаются импортеру до оплаты при условии его письменного обязательства произвести платеж в срок.

Инкассовая форма расчетов связана с кредитными операциями, т.к. банк может учесть переводной вексель (тратту) или предоставить кредит экспортеру под коммерческие документы.

Простое (чистое) инкассо означает взыскание платежа только по финансовым документам; документарное (коммерческое) инкассо – инкассацию финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (либо только последних).

При инкассо (collection of payments) на банке не лежит обязательство по оплате документов, и экспортер несет риск отказа импортера от платежа. Кроме того, при такой форме расчетов мобилизуются ресурсы экспортера в силу значительного разрыва во времени между отгрузкой товара и поступлением валютной выручки на счет экспортера. Для преодоления этого недостатка практикуются телеграфное инкассо (иногда) и платежная гарантия банка по поручению импортера. Условием инкассовой формы международных расчетов является доверие экспортера к платежеспособности импортера и его добросовестности.

Экономическое содержание банковских переводов (см. Переводные операции) в международных расчетах зависит от того, осуществляется ли оплата товаров или услуг до их поставки (авансовые платежи) или после их получения импортером (расчеты в форме открытого счета). Согласно международной практике платежи в форме аванса составляют 10–33% суммы контракта и служат гарантией сделки, а также частичного кредитования экспортера импортером.

В международных расчетах по импорту авансовые платежи занимают значительное место. При международных расчетах по открытому счету импортер производит периодические платежи экспортеру после получения товара с использованием банковского перевода. Данная форма международных расчетов связана с кредитом по открытому счету (см. Международный кредит) и, как правило, применяется при регулярных поставках, когда доверие подкрепляется длительными деловыми отношениями. При взаимных поставках расчеты по открытому счету отражаются на контокорренте и сопровождаются двусторонним кредитованием и зачетом взаимных требований.

Расчеты по компенсационным сделкам осуществляются в общепринятых в международной практике формах (открытый счет, аккредитив и др.). В международных расчетах применяются переводные векселя, чеки, кредитные карты.

Под влиянием научно-технической революции в международных расчетах активно внедряются информационные технологии. Информация по международным расчетам передается через СВИФТ.

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ: ПОДХОДЫ,ОПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салтанова Е.В.

В статье проанализированы подходы к определению понятия международных расчетов , рассмотрены применяемые авторами критерии, выявлено отсутствие единого подхода к проблеме. На основании проведенного анализа автором предложено определение понятия « международные расчеты », в наибольшей степени отражающее потребности современной практики международных расчетов .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салтанова Е.В.

CONCEPTOF INTERNATIONAL PAYMENTS: APPROACHES, DEFINITIONS

I concept of international n article approaches to definitionofpayments are analysed meeting in legal and economic literature, criteria applied by authors are considered, lack of uniform approach to a problem is revealed. On the basis of the carried+ out analysis the author the definition of the concept « international payments » which is most reflecting requirements of modern practice of international payments is offered.

Читайте также:
Правительственный кризис: что это такое, описание и особенности

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ: ПОДХОДЫ,ОПРЕДЕЛЕНИЯ»

ПУБЛИКАЦИИ СТУДЕНТОВ, БАКАЛАВРОВ,

Е.В. САЛТАНОВА, магистрант второго года обучения Финансового университета при Правительстве РФ, Юрисконсульт ЗАО «Группа компаний С 7»

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ: ПОДХОДЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В статье проанализированы встречающиеся в юридической и экономической литературе подходы к определению понятия международных расчетов, рассмотрены применяемые авторами критерии, выявлено отсутствие единого подхода к проблеме. На основании проведенного анализа автором предложено определение понятия «международные расчеты», в наибольшей степени отражающее потребности современной практики международных расчетов.

Ключевые слова: валютное право, международные расчеты, платежи, критерии признания платежа международным, трансграничные платежи.

E.B. OF SALTANOV, undergraduate of the second year of training of Financial University under the Government of the Russian Federation, Legal adviser of JSC C 7 Group of Companies

CONCEPT OF INTERNATIONAL PAYMENTS: APPROACHES, DEFINITIONS

In article approaches to definition of concept of international payments are analysed meeting in legal and economic literature, criteria applied by authors are considered, lack of uniform approach to a problem is revealed. On the basis of the carried-out analysis the author the definition of the concept «international payments» which is most reflecting requirements of modern practice of international payments is offered.

Keywords: currency right, international payments, payments, criteria of recognition of payment international, cross-border payments.

Движение денежных средств являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни современного мира. Денежные требования и обязательства возникают на основе экономических, политических, культурных, научно-технических отношений между государствами, юридическими и физическими лицами. Денежный оборот обслуживается по средствам проведения денежных расчетов, экономической базой которых является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т.е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть платежного оборота (примерно одна четверть) — это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом и т.д.1

Комиссия по Платежам и Платежным Системам Банка Международных Расчетов в своем Глоссарии терминов, используемых при проведении платежей и использовании платежных систем, определяет расчёт как таковой, с одной стороны, как действие, которое прекращает обязательства в отношении перечисле-

1 Севастьянов В.А., Зубенко В.А. Международные расчеты: основные формы, правовые особенности, системы для их проведения // http://www.auditfin.com/ fm/2001/4/rsavostyanov/rsavostyanov.asp

ния денежных средств или передачи ценных бумаг между двумя или более лицами. С другой, как завершение сделки, по которой продавец передает покупателю ценные бумаги или финансовые инструменты, а покупатель передает продавцу деньги. Примечательно, что платежом согласно данному Глоссарию является как перевод денежных средств от плательщика получателю платежа.2 Такого рода определения, с одной стороны, исключают тождественность понятий расчета и сделки, а с другой, показывает, что понятие расчета существенно шире понятия платежа.

Появление международных расчетов и их дальнейшие изменения связаны с развитием и интернационализацией товарного производства и обращения. В них отражается относительно обособленная форма движения стоимостей в международном обороте в силу несовпадения периодов производства и реализации товаров, удаленности рынков сбыта. Международные расчеты охватывают расчеты по внешней торговле товарами и услугами, а также некоммерческим операциям, кредитам и движению капиталов между странами.3 Международные расчеты обусловлены порядком осуществления платежей, выработанной прак-

3 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под редакцией Л.Н. Красавиной. Издание второе, переработанное и дополненное. // МОСКВА

«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА-2000. С. 211.

тикой и закрепленными международными документами и обычаями, а также ежедневной практической деятельностью банков по их проведению.

В литературе отсутствует единство понимания того, что именно следует считать международными расчетами. Встречаются весьма различные взгляды на данное явление. Так, по мнению Красавиной Л.Н., «международные расчеты – регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими и культурными отношениями между юридическими лицами и гражданами разных стран»4. Однако представляется сомнительным отождествлять регулирование платежей и совершение расчетов. Также недостатком рассматриваемого определения следует назвать отсутствие в определении упоминания о расчетах между государствами, однако расчеты, обслуживающие межгосударственный товарооборот вполне можно причислить к между-народным5.

5 См. например, Распоряжение Правительства РФ от 02.12.1999 № 2010-р «О проведении переговоров о подписании Соглашения между Минобороны России и Минобороны Украины о расчетах за выполненные работы и оказанные услуги на совместно используемых объектах»// «Собрание законодательства РФ», 06.12.1999, № 49, ст. 6069 или «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словении об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам, свя-

В литературе также встречается достаточно глубокий анализ проблематики признания платежа международным. В частности, Мансуров Г.З. рассматривает расчеты через призму понятий международных и внутренних расчетных сделок. Он справедливо отмечает, что описывая правовые основы международных финансовых отношений, отдельные авторы либо совершенно не обращают на них внимания6 , либо подменяют их анализом критериев валютной сделки7 . В ряде случаев мнения авторов являются недостаточно конкретными. Так, один из специалистов полагает, что платеж считается международным, если он имеет контакт с более чем одним государ-ством8.

Читайте также:
Морской брокер: что это такое, описание и особенности

В литературе по международному публичному праву критерий государственной принадлежности является преобладающим. Так, по мнению Шумилова В.М., «международ-

занным с товарооборотом между бывшим СССР и бывшей СФРЮ» (Заключено в г. Москве 13.11.2007) // Бюллетень международных договоров. 2008. № 10. С. 24 – 28.

6 См., напр.: Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М., 1984. С. 190 -204; Тынель А. и др. Курс международного торгового права / Пер. с польск. В. Хвалей, И. Прерва. Минск, 1999. С. 319 – 322.

7 См., напр.: Костенко Н.И. Международное частное право. М., 1999. С. 73 – 75; Лунц Л.А. Курс международного частного права. М., 2002. С. 616 – 640.

8 Luca G. Radicati di Brozolo. International Payments and Conflicts of Laws // American Journal of Comparative Law. 2000. № 48. P. 308.

ные расчетные операции представляют собой платежи по денежным требованиям и обязательствам, возникающим из отношений между государствами, юридическими/физическими лицами различных госу-дарств»9.

Сходное определение встречается и в «Современном экономическом словаре»: «международные расчеты — взаимные платежи и расчеты между странами, между организациями и гражданами, находящимися на территории разных стран. Такие расчеты осуществляются, как правило, непосредственно через коммерческие банки стран либо с помощью международных платежных средств»10.

Критерий государственной принадлежности не является единственным для определения того, является ли расчет международным. Кроме него применяется критерий места нахождения. При этом в литературе и нормативных актах используется резидентство как самих сторон расчетной сделки (плательщика и получателя денежных средств), так и банков, оказывающих услуги по трансграничному перечислению денежных средств.11 Так, например,

9 Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации // М., 2003. С. 156.

10 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006) // ИПС «Консультант Плюс».

11 Мансуров Г.З. О критериях между-

народной расчетной сделки // Налоги.

2011. № 18. С. 17 – 20.

по мнению Л.Г. Ефимовой, международные расчеты – «это расчеты юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), находящихся на территории Российской Федерации, с юридическими и физическими лицами, находящимися на территории других государств, за приобретенные (проданные) ими товары (работы, услуги)»12.

В нормативных актах Европейского Союза (далее – «ЕС») содержится критерий резидентства банков. Так, например, согласно ст. 2 Директивы Европейского союза № 97/5 «О трансграничных кредитовых переводах» перевод считается международным в случае, если кредитное учреждение отправителя платежа и кредитное учреждение получателя платежа расположены на территории различных государств. При этом отправителем и получателем платежа может быть одно и то же лицо, т.е. место их место нахождения значения не имеет. Следует принимать в расчет, что под кредитным учреждением, участвующим в трансграничном платеже, в том числе, понимаются филиалы или обособленные подразделения одного и того же кредитного учреждения, расположенные в различных государствах13.

По нашему мнению, критерием разграничения все же является ре-зидентство банков, выполняющих

12 Ефимова Л.Г. Банковское право. М., 1994. С. 290.

13 http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ /Ъехип8е^Ло?ип=СЕЪЕХ:31997Ъ0005: Е№НТМЪ

основные операции по расчетам (банк-эмитент и исполняющий банк), находящихся на территории разных государств. Вышеуказанный критерий используется в судебной практике ряда стран. Так, например, Ж. Шапира отмечает, что позиция судебной практики прошла ряд этапов. Первоначально суды пытались найти критерии международности в арсенале традиционных привязок. Однако это оказалось безрезультатным, не были признаны надлежащими критериями ни национальная принадлежность сторон, ни место заключения договора, ни место осуществления платежа. 17.05.1927 кассационный суд, рассматривавший дело Пелиссье дю Бессе по представлению генерального прокурора, отказался от поисков такого критерия в сфере права. «Было предложено считать международным платежом перемещение средств либо товаров, пересекающих национальную границу. Таким образом, международные расчеты — это осуществление платежей и/ или совершение иных действий, направленных на прекращение денежных обязательств, возникших между государствами, юридическими и физическими лицами, посредством перечисления соответствующих сумм на счета уполномоченных кредитных учреждений, находящихся на территории разных государств.

1. Luca G. Radicati di Brozolo. International Payments and Conflicts of Laws // American Journal of Comparative Law. 2000. № 48. P. 308.

2. Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М., 1984. С. 190 – 204.

3. Ефимова Л.Г. Банковское право. М., 1994. С. 290.

Читайте также:
Как зарегистрировать фирму в Москве?

4. Костенко Н.И. Международное частное право. М., 1999. С. 73 – 75.

5. Лунц Л.А. Курс международного частного права. М., 2002. С. 616 – 640.

6. Мансуров Г.З. О критериях международной расчетной сделки // Налоги. 2011. № 18. С. 17 – 20.

7. Международные валютно-кредит-ные и финансовые отношения. Под редакцией Л.Н. Красавиной. Издание второе, переработанное и дополненное // МОСКВА «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА-2000. С.211.

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006) // ИПС «Консультант Плюс».

9. Севастьянов В.А., Зубенко В.А. Международные расчеты: основные формы, правовые особенности, системы для их проведения // http://www.auditfin.com/ fin/2001/4/rsavostyanov/rsavostyanov. asp

10. Тынель А. и др. Курс международного торгового права / Пер. с польск. В. Хва-лей, И. Прерва. Минск, 1999. С. 319 – 322.

11. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. // М., 2003. С. 156.

Расчеты международные: что это такое, описание и особенности

  • Пол:
  • Регистрация: 27.05.2019
  • Сообщений: 603
  • Поставил(а) лайков: 684
  • Получено лайков: 623
  • Выплачено: 51 874 RUB

Что такое международные расчеты?

  • Деньги работают на Вас: откройте счет в ИнстаФорекс и зарабатывайте!
  • Нравится

    Спасибо, Ваш голос учтён

    • Пол:
    • Регистрация: 21.12.2012
    • Сообщений: 11702
    • Поставил(а) лайков: 21518
    • Получено лайков: 47922
    • Выплачено: 2 501 110 RUB

    Что такое международные расчеты?

    Международные расчеты – это взаиморасчеты между компаниями, предприятиями, банками и частными лицами с помощью банковских учреждений, связанные с использованием внешнеэкономических операций. К международным операциям можно отнести транзакции по обязательствам согласно договоров-контрактов между юридическими и физическими лицами разных стран.

    Особенность международных расчетов и их отличие от внутренних платежей – это наличие этапа обмена валют, то есть в международных расчетах могут использоваться различные валюты, что должно быть учтено в договоренности сторон о виде валюты платежа при оформлении торгово-экономических сделок. Это может быть как национальная валюта, так и вообще валюта третьего государства. Но большая часть международных расчетов проводится именно в Долларах США – 4/5 от всех операций.

    Основные черты международных расчетов:

    1. Между собой взаимодействуют не только участники экспортно-импортных операций, а и их банки, которые занимаются оформлением, пересылкой, обработкой всей документации и т.д.
    2. Международные расчеты подлежат регулированию национальным и международным законодательством, банковскими правилами.
    3. Расчетные международные операции носят документальный унифицированный характер, документы обязательны для сохранения.
    4. Международные расчеты, в частности их эффективность, зависят от смены курсов валют.
    5. Все расчеты имеют единые общепринятые гарантии.

    На международные расчеты оказывает влияние следующие факторы:

    • экономические;
    • положение государства на международных товарных и финансовых рынках;
    • внешне-экономическое регулирование со стороны государства;
    • валютное законодательство стран;
    • принятые международные торговые правила и обычаи;
    • разный уровень инфляции в разных странах;
    • состояние платежных балансов стран;
    • степень конвертируемости валют;
    • условия внешнеторгового контрактов и кредитных соглашений.

    Основные формы международных расчетов:

    • ИнстаФорекс – зарабатывайте, не выходя из дома.
    • Нравится

      Спасибо, Ваш голос учтён

      Комментарий

      • Пол:
      • Регистрация: 18.11.2019
      • Сообщений: 4746
      • Поставил(а) лайков: 18701
      • Получено лайков: 25634
      • Выплачено: 1 047 973 RUB

      Международные расчеты – это все расчеты, связанные с внешнеторговой деятельностью, осуществляемой между разными странами, представляющие собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Они возникают в связи с экономическими, политическими и культурными отношениями между юридическими лицами и гражданами.

      Их отличие от внутренних расчетов заключается в том, что они связаны с обменом национальной валюты на другую.

      Ведущую роль в международных расчетах играют крупнейшие мировые банки. Степень их влияния зависит от:

      • масштабов внешнеэкономических связей между странами;
      • суммы заключенных сделок, выраженной в иностранной валюте;
      • финансового положения;
      • деловой репутации;
      • уровня профессиональной обработки данных своих клиентов;
      • уровня национального законодательства, направленного на совершенствование системы валютного контроля и степени вовлеченности в разного рода международных организаций, ассоциаций и сообществ;
      • сети банков – корреспондентов.

      Система международных расчетов зависит также от степени вовлеченности обслуживающего банка в корреспондентскую банковскую сеть. Она включает в себя условия и порядок осуществления трансграничных платежей и могут быть расценены как практическая деятельность банков по проведению экспортно-импортных расчетов.

      Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”, принятый 10.12.2003, является основным нормативным актом, обеспечивающим регулирование валютных отношений в Российской Федерации. За соблюдение правил валютного контроля отвечает Центральный Банк Российской Федерации совместно с Министерством Финансов Российской Федерации.

      Особенности международных расчетов:

      • импортеры и экспортеры в целях реализации заключенных контрактов и исполнения своих обязательств по платежам обращаются в обслуживающие их банки для оформления формата платежа с указанием валюты, ее объема и места окончательного расчета, в том числе занимаются оформлением, пересылкой, обработкой товарораспорядительных и платежных документов и осуществлением платежей;
      • расчеты проводятся в точном соответствии с национальными законодательствами, действующими в рамках международного права в области осуществления банковской деятельности, согласованного между Центральными банками и международными банками типа Банка Международных Расчетов г. Базель и регулируются нормативными законодательными актами, международными банковскими правилами;
      • расчеты унифицированы и носят документарный характер;
      • национальная валюта является основным объектом для осуществления международных расчетов,
      • при расчетах используются унифицированные правила гарантий.

      Текущий курс национальной валюты влияет на определение валюты расчетов при заключении контрактов, а также сказывается на доходах импортера или экспортера соответственно.

      С целью минимизации риска потери доходов из-за волатильности валюты платежа банки предлагают, как правило, плательщикам произвести хеджирование курса изменения валюты, при этом оно влияет на стоимость контракта, с одной стороны, но убирает риски недополучения валютной выручки с другой.

      Формы платежей, которые устанавливает контракт:

      Статья 2. Функции и полномочия Управы. Управа обеспечивает в пределах своих полномочий и под свою ответственность решение вопросов местного (районного) значения, руководство хозяйственными и социальными службами района – структурными подразделениями администрации района.

      К функциям и полномочиям Управы относятся:
      1) обеспечение и охрана конституционных прав и свобод граждан, проживающих на территории района, защита их интересов;
      2) формирование, утверждение, исполнение сметы доходов и расходов района с учетом средств, предусмотренных в бюджете города для передачи району в виде финансовых ресурсов, а также собственных источников доходов и заемных средств; в случаях, предусмотренных Уставом города Москвы, – формирование, утверждение и исполнение бюджета района;
      3) управление собственностью города, переданной в ведение району; содержание и ремонт жилищного фонда, внутриквартальных дорог, проездов, инженерных сетей и сооружений, объектов социально – культурного и бытового назначения; уборка и благоустройство территории района;
      4) представление префекту административного округа (далее – префект) предложений по строительству школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социального назначения;
      5) учет граждан, нуждающихся в социальной защите, разработка и реализация районных программ и формирование районных фондов социальной защиты инвалидов, одиноких и престарелых граждан, членов семей погибших военнослужащих, малоимущих и других граждан, нуждающихся в социальной защите; организация питания для малоимущих; организация строительства автостоянок и гаражей, предоставление мест на автостоянках, предоставление земельных участков для садоводства и огородничества в пределах выделенных району лимитов; организация работы с детьми и подростками по месту жительства, работы с семьей по вопросам охраны прав материнства и детства;
      6) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление муниципального жилья, служебной площади, изменение договоров найма жилой площади;
      7) контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций по вопросам экологии, благоустройства, санитарного состояния, обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, обеспечения установленного правовыми актами города Москвы порядка в сфере потребительского рынка и услуг;
      8) организация деятельности комиссий, советов и иных общественных органов, образуемых при Управе;
      9) координация деятельности районных служб и инспекций, а также органов санитарно – эпидемиологического и пожарного надзора, статистики, записи актов гражданского состояния, других территориальных подразделений и отделений органов городской администрации;
      10) организация совместно с органами внутренних дел работы по охране правопорядка и безопасности, осуществление контроля и координации работы органов охраны общественного порядка, взаимодействие с органами Государственной автомобильной инспекции по вопросам организации движения транспорта и государственной противопожарной службой по вопросам организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;
      11) взаимодействие с военным комиссариатом по вопросам мобилизационной подготовки, призывной и военно – учетной работы;
      12) взаимодействие с органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Москвы в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях; обеспечение создания, подготовки и поддержания готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера. Обеспечение организации и проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      13) участие в организационном, информационном и материально – техническом обеспечении выборов в федеральные и городские органы государственной власти и местного самоуправления, общероссийских, городских и местных референдумов, в организации проведения социологических исследований, опросов общественного мнения, контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления, содействие в деятельности общественных объединений, благотворительных организаций, редакций газет и студий кабельного телевидения; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, индивидуальных и коллективных обращений, работа с населением;
      14) осуществление в соответствии с Уставом г. Москвы и законами города иных функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, переданных Думой и городской администрацией вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами.
      Управа способствует обеспечению жизнедеятельности города Москвы в целом и осуществлению городом функций столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации “О статусе столицы Российской Федерации”.
      Управа самостоятельно ведет дела, находящиеся в ее ведении, по вопросам своей компетенции может заключать договоры с государственными органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, а также с Управами других районов города для решения вопросов, представляющих совместный интерес.

      Районная управа: что это такое, описание и особенности

      Статья 34. Органы местного самоуправления

      1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

      (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

      (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

      (абзац введен Федеральным законом от 29.11.2010 N 315-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

      (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

      4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

      Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.

      (в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

      (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

      (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

      (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

      (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

      (абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

      Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания.

      (абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

      (абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

      До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

      (абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

      Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

      (абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

      Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

      (абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

      До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

      (абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

      5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

      Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.

      В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

      В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

      Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.

      Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

      Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.

      В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

      Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.

      (часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

      6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

      1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;

      2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования – в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

      7. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

      8. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

      (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: