Распорядительная лицензия: что это такое, описание и особенности

Лицензирование деятельности

Основной нормативно-правовой документ, который регламентирует лицензирование — это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года. Также особенности лицензирования каждого вида деятельности устанавливаются положениями, утвержденными Правительством РФ.

Получение лицензии на осуществление лицензируемой деятельности — это требование законодательства, поэтому вопрос «зачем нужно лицензирование» не стоит, т.к. без получения лицензии государство не позволит предприятию заниматься бизнесом.

Давайте разберемся, в каком случае и как получить лицензию.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Когда лицензия нужна

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, строго определен в п.1 ст. 12 99-ФЗ. Если деятельности в списке нет, значит на её осуществление разрешение не требуется.

На каждый вид деятельности предоставляется отдельная лицензия. которая действует на всей территории РФ. Только нужно уведомить лицензирующий орган, того региона, куда вы планируете расширяться.

Документы для получения лицензии необходимо подать сразу же после государственной регистрации. Или перед началом ведения лицензируемой деятельности.

Требования, которым должна соответствовать организация, чтобы получить лицензию и осуществлять деятельность, устанавливаются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Например, если вы решили заняться врачебной деятельностью, тогда для того, чтобы получить лицензию вы должны соответствовать следующим основным характеристикам:

  1. должно быть помещение в собственности или снятое в аренду;
  2. должно быть мед.оборудование, аппараты, необходимые для оказания услуг;
  3. у руководителей и ответственных сотрудников должно быть высшее мед.образование, соответствующая квалификация и стаж работы не менее 5 лет;
  4. с работниками должны быть заключены трудовые договоры;
  5. наличие контроля качества и безопасности.

Также могут быть ограничения на организационно-правовую форму, например, ИП не может получить лицензию на производство и продажу алкогольной продукции, лицензии предоставляются исключительно юр.лицам.

Какие документы нужны для получения лицензии

В лицензирующий орган нужно подать следующий пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • копии учредительных документов организации, заверенных у нотариуса;
  • необходимые документы, которые могут быть установлены положением о лицензировании конкретного вида деятельности;
  • опись прилагаемых документов.

Форма заявления устанавливается положением о лицензировании отдельного вида деятельности.

Способы предоставления документов

  • В лицензирующий орган — с 1 января 2022 только в электронном виде при помощи электронной подписи.
  • Через МФЦ — можно на бумаге. Только уточните перед визитом в МФЦ, оказывают ли они подобную услугу.

Куда подавать заявление и сроки получения лицензии

Лицензирующие органы определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957. Необходимо обращаться в их региональные управления. Например, МЧС осуществляет лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности, МВД —охранную деятельность, Росздравнадзор —фармацевтическую деятельность.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении или о возврате с мотивированным обоснованием причин возврата.

Если в заявлении будет выявлено нарушение требований или документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней лицензирующий орган вручает уведомление о необходимости устранения. На исправление даётся 30 дней.

В течение 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов, осуществляется проверка полноты и достоверности сведений и принимается решение о предоставлении лицензии. Решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение 3 рабочих дней после подписания лицензии лицензирующим органом предпринимателю отправляют уведомление — на email или по почте. Заодно могут отправить выписку из реестра, если вы выбрали такую опцию в заявлении.

Бумажные лицензии с 1 января 2022 года не выдают. Имеет значение только запись в реестре.

Проверки

За фирмами, которые получили лицензию на осуществление деятельности, ведётся контроль, поэтому предпринимателю нужно быть готовым к плановым и внеплановым проверкам.

Плановые проверки проводятся на основании утвержденного плана-графика. Для каждого вида деятельности разная периодичность проверок, сроки варьируются от одного года до трех лет.

Внеплановая выездная проверка может быть назначена, если:

  1. истек строк устранения выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. в лицензирующий орган поступили обращения, заявления о грубых нарушениях лицензионных требований;
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. если организация просит о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного устранения нарушений лицензирующего органа;
  5. по приказу (распоряжению), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Какие лицензии продлили из-за пандемии

Лицензии бывают срочные и бессрочные. Бессрочные продлевать не надо: они действуют до тех пор, пока не изменятся важные реквизиты организации. Все срочные лицензии продлили на 2022 год постановлением правительства № 440. На 2022 год лицензии продлят уже не всем, а только определённым сферам. Например, медицине, охране труда и образованию.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Лицензия для бизнеса: когда нужна и как получить

В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП — нужно еще получить лицензию.

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

  • # Лицензия
  • # Основы

В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП. Для работы нужно получить лицензию государства. Она точно понадобится учебным центрам, барам, медицинским центрам, бизнесам пассажирских перевозок. Рассказываем, что такое лицензия, кому она нужна и как ее получить.

Что такое лицензия

Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Она нужна не всем, а только тем ИП и компаниям, чья деятельность связана с потенциальной угрозой для безопасности людей, государства и окружающей среды.

Полный список лицензируемых видов деятельности с законами и постановлениями о том, что нужно для лицензирования, приводим по ссылке справа.

Читайте также:
Пробирный надзор: что это такое, описание и особенности
Виды лицензируемой деятельности Какой закон регулирует
Пассажирские перевозки 99-ФЗ
Оборот спирта 171-ФЗ
Производство лекарств 61-ФЗ
Медицинские услуги 99-ФЗ
Фармацевтика 99-ФЗ, 61-ФЗ
Образование 273-ФЗ
Транспортировка отходов 99-ФЗ, 89-ФЗ
Атомная энергия 170-ФЗ, 317-ФЗ
Банки 395-1
Страховые компании 4015-1, 326-ФЗ
Профессиональные участники рынка ценных бумаг 39-ФЗ
Управление многоквартирными домами 99-ФЗ
Шифровальные устройства и шпионское оборудование 99-ФЗ

Перед получением лицензии ведомства проверяют, соответствует ли компания или ИП требованиям безопасности. Если все в порядке, бизнес допускают к работе. Это и подтверждает лицензия.

Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф

  • Проконсультируем по выбору кодов ОКВЭД и системы налогообложения
  • Бесплатно откроем расчетный счет за один день
  • До 500 000 ₽ — на сервисы партнеров

Как понять, нужна лицензия или нет

Самый надежный способ — свериться со списком. Нет единой базы, где можно проверить, например, по коду ОКВЭД, нужна ли лицензия для конкретного бизнеса. Но по коду ОКВЭД можно узнать название деятельности, чтобы затем проверить ее в списке для лицензирования. Проверить нужно все виды деятельности, которыми занимается бизнес. Сверять только основной вид — ошибка.

Возьмем семейную пиццерию. Проверяем по коду ОКВЭД название деятельности.

Достаточно набрать в поисковой строке описание вашего бизнеса

Проверьте на сайте «Консультант Плюс», верно ли определен класс через поиск. Это поможет избежать ошибки.

По коду ОКВЭД пиццерии понятно, что ее деятельность связана с продуктами питания и напитками. Проверяем, есть ли подобное в списке.

В списке лицензируемых видов деятельности есть только одна сфера с упоминанием продуктов — деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов. С питанием и напитками — ни одной. Значит, для пиццерии не нужна лицензия.

Но если хозяин кафе добавит в меню алкогольные напитки, лицензия понадобится.

Проверить можно так же поэтапно: сначала найти код ОКВЭД в поиске, затем проверить в справочнике ОКВЭД и далее найти в списке лицензируемых видов деятельности

Если вы сомневаетесь, нужна ли лицензия вашему бизнесу, рекомендуем обратиться к юристу.

Когда ИП не может получить лицензию

Некоторые лицензируемые виды деятельности может вести только ООО. Например, лицензия нужна и на охрану магазинов, и на детективную деятельность. Но открыть охранное предприятие может только ООО, а вот работать частным детективом может и ИП.

Лицензируемый вид деятельности ООО ИП
Медицина, аптеки
Продажа гражданского и охотничьего оружия
Охрана объектов и имущества
Частная детективная деятельность
Продажа алкоголя
Перевозка пассажиров и грузов воздушным транспортом
Перевозка пассажиров автобусами
Образовательная деятельность с выдачей документов гособразца

Какие есть требования для бизнеса

Для каждого вида лицензируемой деятельности есть положение — это основной документ, в котором перечислены требования и порядок получения лицензии для конкретной сферы. Они касаются помещения, оборудования, документации, квалификации сотрудников.

Чтобы получить лицензию, компания или ИП должны соответствовать всем требованиям.

Кто выдает лицензию

Лицензию выдает ведомство, которое контролирует сферу конкретного бизнеса. Например, образовательную лицензию выдает региональный департамент образования, лицензию на охранную деятельность — Росгвардия, на пассажирские автобусные перевозки — Ространснадзор.

Узнать, где получить лицензию, можно в положении о лицензировании этого вида деятельности или на сайте госуслуг.

Справа от услуги указано ведомство, которое выдает лицензию в вашем регионе

Удобнее проверять на портале госуслуг. Так вы узнаете точное название ведомства в вашем регионе, сможете найти адрес и контакты для связи, если появятся вопросы.

Как подать документы на лицензирование

Чтобы получить лицензию, нужно подать документы одним из четырех способов:

  • лично;
  • по почте;
  • через систему электронного документооборота;
  • на сайте госуслуг.

Лично. ИП или ООО собирает пакет документов и приходит по адресу лицензирующего ведомства в своем регионе. Стоит заранее позвонить и узнать часы приема.

По почте. Пакет документов нужно заверить у нотариуса, сделать опись письма и отправить по адресу лицензирующего ведомства.

Адрес и контакты лицензирующего ведомства можно узнать на сайте госуслуг.

Найдите услугу лицензирования в вашем регионе и нажмите на ведомство, которое ее предоставляет

Чтобы узнать подробнее об услуге или ведомстве, регистрироваться на сайте не нужно.

В разделе «Информация и контакты» появятся адрес, телефон и эл. почта ведомства

Через систему электронного документооборота. Для подачи ИП или ООО нужна квалифицированная электронная подпись. Подходит, если бизнес уже зарегистрирован, открывает новое направление, а предприятие работает в системе электронного документооборота.

На сайте госуслуг. Самый быстрый способ, если есть квалифицированная электронная подпись. На сайте есть подсказки по каждому этапу заполнения и подачи форм.

Если у вас нет электронной подписи, нужно собрать пакет документов и обратиться в удостоверяющий центр.

Как получить лицензию

С 1 января 2022 вступили в силу новые правила получения лицензии. Раньше ее получали в электронном или бумажном виде, сейчас лицензия как отдельный бумажный документ не существует. Лицензии хранятся в виде записи в реестре. У каждой сферы свой реестр. ИП или организация может получить выписку из реестра о наличии лицензии, но необходимости в этом нет. Для работы бизнеса записи в реестре достаточно. В случае проверки смотреть все равно будут его.

Заполнить заявление. Единого шаблона заявления нет. Оно различается в зависимости от сферы бизнеса.

В заявлении ИП или компания указывают название и адрес, по которому работает бизнес, код ОКВЭД, ИНН, данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, описывают информацию о сотрудниках.

Шаблон бумажного заявления можно найти в положении о лицензировании вашего вида деятельности или обратиться в лицензирующее ведомство. Для подачи на сайте госуслуг и в системе электронного документооборота заполнять и сканировать бумажный шаблон не нужно: заявление заполняют в электронном виде.

Первая страница бумажного заявления на получение образовательной лицензии для ИП

Собрать копии документов. В зависимости от сферы деятельности набор документов будет различаться. Узнать, что именно нужно собрать, можно в положении о лицензировании конкретной деятельности или на сайте госуслуг.

Через поиск найдите описание услуги лицензирования

Убедитесь, что услуга предоставляется в вашем регионе.

В списке найдите пункт «Документы, необходимые для получения услуги»

Нажмите на каждый документ, чтобы увидеть количество копий и возможные способы подачи документа. Электронный — значит, можно загрузить скан или фото, если подаете через сайт госуслуг. Бумажный — нужно заполнить и распечатать, если подаете лично или по почте.

К некоторым документам будет прикреплен шаблон

Некоторые копии документов нужно заверить у нотариуса. Об этом будет сказано в списке документов на сайте госуслуг или в положении о лицензировании.

Уплатить госпошлину. Для ИП и ООО размер госпошлины один — 7500 ₽. Исключения касаются только производства и продажи алкоголя:

  • для продажи алкоголя — 65 тысяч рублей в год;
  • для производства вина — 800 тысяч рублей в год;
  • для производства коньяка и водки — 9,5 млн рублей в год.

Реквизиты для платежа можно взять на сайте госуслуг или запросить в лицензирующем ведомстве. Уплатить госпошлину можно через сайт госуслуг, онлайн-банк или в отделении банка.

Выберите услугу по лицензированию сферы вашего бизнеса. В описании откройте пункт о стоимости и порядке оплаты. Здесь указаны реквизиты нужного ведомства

Подать пакет документов с чеком об уплате госпошлины. Заявление рассмотрят в течение трех рабочих дней. Если в заявлении будет ошибка или не будет хватать документов, его вернут. Исправить и подать документы повторно можно будет в течение 30 дней со дня возврата.

Если с заявлением и документами все будет в порядке, вы получите решение о получении лицензии в течение 45 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Как продлить или переоформить лицензию

В законе о лицензировании и постановлениях о видах деятельности описаны ситуации, когда компаниям и ИП нужно продлить или переоформить лицензию и когда ее могут отозвать.

Продление. Срок большинства лицензий не ограничен. Есть исключения, например для производства и розничной продажи алкоголя срок лицензии — год, для управления многоквартирными домами — пять лет.

Переоформление. Если ИП или компания меняет данные, лицензию нужно переоформить. Например, предприниматель изменил фамилию или место жительства, компания переехала на новый адрес.

ИП открыл детский образовательный центр в Нижнем Новгороде, и лицензию он получал здесь. Через год он открывает филиал во Владимире. Перед открытием филиала ИП должен переоформить лицензию. Например, через сайт госуслуг.

Пример переоформления лицензии на сайте госуслуг

Порядок продления и переоформления лицензий описан в положениях о лицензировании. В обоих случаях ИП или организации нужно заполнить заявление на сайте госуслуг, в системе электронного документооборота, подать лично или по почте. В некоторых случаях нужно заплатить госпошлину.

Когда лицензию могут отозвать

Лицензию могут аннулировать по двум причинам:

  • ИП или организация закрывает бизнес;
  • ИП или организация не соблюдает требований для лицензирования.

Лицензирующие ведомства проводят проверки компаний и ИП. Проверки бывают плановыми — через один и три года после выдачи лицензии — и внеплановыми.

Во время проверок инспекторы смотрят, соблюдает ли бизнес лицензионные требования. Если проверяющие находят нарушения, то компания или ИП получает предписание со списком нарушений. Если бизнес не исправляет нарушения в установленный срок, лицензирующее ведомство обращается в суд. Суд решает, приостановить действие лицензии или аннулировать ее.

Порядок приостановления и аннулирования лицензии описан в постановлениях о конкретном виде деятельности.

Как накажут, если работать без лицензии

За работу без лицензии компания или ИП рискует получить наказание по административной или уголовной статье. Мера наказания зависит от дохода бизнеса и ущерба, если он причинен людям, государству или окружающей среде по вине ИП или компании. Размер ущерба оценивает суд.

Сумма ущерба или дохода ИП или ООО Мера наказания Чем регулируется
До 2,25 млн рублей Штраф до 50 000 ₽
Конфискация товаров, сырья или оборудования
Штрафы при работе без лицензии — ст. 14.1 КоАП РФ
От 2,25 млн рублей Штраф до 300 000 ₽
Арест до 6 месяцев
Обязательные работы сроком до 480 часов
Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ
От 9 млн рублей Штраф от 100 000 до 500 000 ₽
Принудительные работы сроком до 5 лет
Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ

Если ИП или компания работает без лицензии, рискует не только она, но и ее контрагенты.

Во время камеральной проверки налоговая обнаружила, что ИП работает с небольшим охранным предприятием. У предприятия нет лицензии. Для налоговой это повод усомниться в законной деятельности ИП. Налоговая может приехать к ИП с выездной проверкой.

Проверить контрагента можно через электронный сервис налоговой.

Клиенты Тинькофф Бизнеса могут проверить контрагентов через бесплатный сервис в личном кабинете.

Лицензионный договор (исключительная лицензия)

Понятие договора и его содержание

Договор исключительной лицензии заключается в том случае, если передаётся в эксклюзивное пользование результат интеллектуальной деятельности (программа ЭВМ, изображение, фотография и др.), на определенный срок. При этом автор не вправе передавать его в использование другим лицам, а также самостоятельно использовать этот объект интеллектуальной собственности теми же способами, которые указаны в лицензионном соглашении.

Однако, автор сохраняет право доработки результата интеллектуальной деятельности, модификации и создания на его основе новых результатов.

Таким образом, если приобретатель лицензии хочет монопольное право за результат интеллектуальной деятельности (РИД), то есть чтобы кроме него никакие другие лица не могли использовать этот результат, ему стоит оформить именно исключительную лицензию.

Так, например, чаще всего поступают издательства — они либо полностью выкупают права на книгу по договору отчуждения исключительных прав, либо заключают договор исключительной лицензии. Потому как, если лицензия будет простой (неисключительной), то автор может заключить лицензионные соглашения и с другими издательствами-конкурентами.

Также одним из преимуществ исключительной лицензии является возможность лицензиата (то есть того, кто приобрел лицензию) защищать исключительное право от нарушений их третьими лицами. Он может действовать самостоятельно и вне зависимости от действий правообладателя, лицензиату не потребуется обращаться к правообладателю с просьбой предпринять какие-либо действия по защите интеллектуальной собственности.

Что необходимо указать в договоре исключительной лицензии

Чтобы переданные права на результат интеллектуальной деятельности были признаны исключительными, это должно быть прямо указано в тексте заключённого между сторонами соглашения. То есть можно прописать, что права предоставляются на основании исключительной лицензии, либо прописать запрет на заключение лицензионных договоров с третьими лицами, но лучше всего указать и то, и другое.

Также перечислите наименование и реквизиты сторон договора. Сторонами в данном типе соглашений являются:

  • Лицензиар — лицо, предоставляющее другому лицу право на использование объекта лицензии.
  • Лицензиат — лицо, приобретающее у собственника (лицензиара) право использования результата интеллектуальной деятельности.

Обязательным является указание предмета соглашения, то есть результата интеллектуальной деятельности, право использования которого передаётся по договору. При этом в тексте должны быть указаны характеристики и описание РИД, например, можно перечислить следующие характеристики: жанр, тематика, исключительные особенности произведения, язык программирования и функционал программы, особенности построения и назначения базы данных, и иные сведения, позволяющие идентифицировать результат интеллектуальной деятельности.

Если права на предмет зарегистрированы в Роспатенте, то укажите данные свидетельства о регистрации результата интеллектуальной деятельности.

Ещё одно обязательное условие, которое нужно прописать в тексте соглашения — это способы использования объекта. По закону Лицензиат приобретает право использования объекта исключительного права только способами, прямо указанными в лицензионном договоре.

Также можно указать территорию использования, если территория в договоре не указана, Лицензиат вправе осуществлять использование РИД на всей территории Российской Федерации.

Исключительная лицензия обычно предполагается возмездной, поэтому определите в договоре размер вознаграждения, которое может быть единовременным, выплачиваться периодически или рассчитываться в зависимости от объема использования (от дохода за использование результата интеллектуальной деятельности).

В сервисе «Документовед» вы можете не просто посмотреть образец лицензионного соглашения, составленный в соответствии с требованиями законодательства РФ, но и создать готовый документ с необходимыми вам условиями.

Универсальная лицензия банка

Для получения права на осуществление деятельности в России банк должен пройти проверку и успешную регистрацию в Банке России. По итогу ему выдается базовая или универсальная лицензия, благодаря которой он и может работать на рынке. Уровень лицензии зависит от размера уставного капитала.

Универсальная лицензия банка выдается организациям, имеющим уставной капитал более 1 млрд рублей. И на российском рынке таких компаний предостаточно. Специалист Бробанк.ру рассмотрел, что такое универсальная лицензия банка, и чем она отличается от базовой.

Раньше лицензия была одной

До 2018 года все банковские организации получали идентичные лицензии, регулятор предъявлял к ним одинаковые требования как в процессе регистрации, так и в дальнейшей деятельности.

Но такой поход ставил банки в неравные условия. Крупные федеральные банки имели преимущества перед небольшими региональными компаниями, при этом требования к ним предъявлялись идентичными.

В итоге 2018 году Банк России принял решение разделить стандартную лицензию на банковскую деятельность на два вида:

  1. Универсальная, которая выдается банкам, имеющим уставной капитал более 1 млрд рублей
  2. Базовая, которая выдается банкам с уставным капиталом от 300 млн, но не более 1 млрд рублей.

В итоге все банки страны были поделены на универсальные и базовые. Это разделение полностью завершилось в начале 2019 года. И многие банковские клиенты даже не задумываются о том, к какой категории принадлежит та или иная организация — нововведения не особо освещались в СМИ.

Универсальная лицензия

Это лицензия, которая выдается банкам с большим уставным капиталом более 1 миллиарда рублей. В основном это крупные организации федерального уровня, работающие в нескольких регионах РФ или по всей стране.

Универсальные банки фактически правомочны проводить все финансовые операции, оказывать любые услуги, работать с иностранными контрагентами. Статья 5 ФЗ 395-1 О банках и банковской деятельности раскрывает перечень этих доступных операций:

  • привлечение вкладов от физических и юридических лиц, как срочных, так и до востребования;
  • открытие и ведение счетов физлиц и юрлиц;
  • осуществление денежных переводов по поручению граждан и представителей бизнеса;
  • кассовые услуги населению и бизнесу, плюс услуга инкассации;
  • работа с иностранной валютой, ее купля и продажа;
  • открытие и сопровождение вкладов в драгоценных металлах, совершение с ними операций, ведение металлических счетов;
  • выполнение переводов в электронном виде без обязательного открытия счета;
  • предоставление услуг поручительства;
  • покупка прав требования третьих лиц;
  • доверительное управление средствами физических и юридических лиц по их поручению;
  • создание сейфов и ячеек, предоставление их в пользование клиентам любого типа;
  • оказание услуг лизинга;
  • предоставление банковских гарантий;
  • оказание информационных услуг, дача консультаций.

По этому же закону банку с универсальной лицензией (как и с базовой) запрещено заниматься торговлей и оказанием страховых услуг.

Но запрет на оказание страховых услуг банки успешно обошли. Они продают страховки в рамках партнерских отношений со страховыми компаниями или создают собственные дочерние страховые организации. И это не противоречит ФЗ 395-1 и условиям лицензии.

Базовая лицензия

Это новая лицензия, которая появилась только в 2018 году, поэтому ее особенности отражены в ФЗ 395-1 в виде добавочной Статьи 5,1 (Статья 5 рассказывает о полномочиях банков с универсальной лицензией).

Базовая лицензия выдается банкам, чей уставной капитал меньше 1 миллиарда рублей. Поэтому такие организации имеют некоторые ограничения в деятельности. В основном эти ограничения касаются работы с иностранными клиентами. Ограничения следующие:

  • запрещено обслуживание иностранных клиентов в рамках драгоценных металлов. Это вклады, ведение счетов, выполнение любых операций с драгметаллами;
  • запрещено открывать корреспондентские счета в иностранных банках. Единственное исключение — если счет открывается для участия в зарубежной платежной системе;
  • запрещено оказывать иностранным клиентам услуги лизинга и поручительства;
  • запрещено покупать права требования к иностранцам.

В начале 2018 года все банки имели универсальную банковскую лицензию. После введения норматива по уставному капиталу началось присвоение компаниям базовой лицензии. При этом закон говорит о том, что все договорные обязательства перед клиентами выполняются на заявленных условиях, даже если статус универсального банка сменился на базовый. Но эти договорные отношения не могут существовать более 5 лет после получения базового статуса.

Если универсальный банк становится базовым, в течение 1 года он должен закрыть корреспондентские счета, открытые в иностранных банках.

Фактическая разница

Базовая и универсальная лицензия банка для российского клиента совершенно не принципиальна. Разграничения затрагивают только иностранных граждан и компаний. Для получения всех финансовых услуг им нужно выбирать банки РФ с универсальным лицензированием.

Но для самих банков важное различие — в расчете нормативов обязательных резервов. Все банки обязаны отчислять на корреспондентские счета в ЦБ РФ определенный процент от размещенных в них гражданами и юрлицами средств. И от вида лицензии напрямую зависит этот размер.

Например, с апреля 2022 года предусмотрены следующие обязательные резервы:

  • 4,75% для банков с универсальной лицензией по обязательствам перед гражданами и юрлицами;
  • 4,75% для банков с базовой лицензией перед юрлицами;
  • 1% по обязательствам перед гражданами для банков с базовой лицензией;
  • 8% по обязательствам в иностранной валюте для всех банков.

Как видно, базовая лицензия позволяет создавать меньшие резервы относительно размещенных средств физических лиц. В этом плане небольшим банкам жить стало легче.

Цифры Банка России

Если раньше все банки работали в рамках одной лицензии, то теперь рынок этого сектора разделился на две части:

  • всего в РФ имеют право на деятельность 339 банков (на момент создания материала, на сентябрь 2022 года);
  • из них 232 банка, то есть большинство, имеют универсальную банковскую лицензию на деятельность;
  • с базовой — 107.

Все крупные банки федерального уровня имеют уставной капитал более 1 млрд рублей и работают по универсальной лицензии. Базовая стандартно свойственна относительно небольшим региональным банкам.

Если банк перестал попадать под действие универсальной лицензии, ему выдается базовая. Но если заявление на получение лицензии подает новый банк, для получение статуса универсального и для возможности принятия вкладов от населения он должен создавать уставной капитал размером минимум 3 млрд 6 млн рублей. Без привлечения вкладов достаточно 1 млрд рублей.

Требование по размеру уставного капитала объясняется рисками. Если банк прекратит деятельность, эти деньги пойдут на удовлетворение требований пострадавших и кредиторов.

Распорядитель кредитов: что это такое, описание и особенности

БК РФ Статья 93.2. Бюджетные кредиты

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 02.11.2007))

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 93.2 БК РФ

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие абз. 2 п. 1 ст. 93.2 приостановлено с 01.01.2022 до 01.01.2022 в случае предоставления бюджетного кредита в соответствии с ч. 7 и ч. 8 ст. 9 ФЗ от 15.10.2022 N 327-ФЗ (ФЗ от 15.10.2022 N 327-ФЗ).

Бюджетный кредит (за исключением бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием, а для юридических лиц – также неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, в соответствующие субъекты Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 23.06.2016 N 192-ФЗ, от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов устанавливаются статьей 93.5 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и взыскания задолженности по ним устанавливаются статьей 93.6 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 307-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов иностранным государствам устанавливаются главой 15 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетный кредит может быть предоставлен государственному внебюджетному фонду Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 93.6 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие абз. 2 п. 2 ст. 93.2 приостановлено с 01.01.2022 до 01.01.2022 в случае предоставления бюджетного кредита в соответствии с ч. 7 и ч. 8 ст. 9 ФЗ от 15.10.2022 N 327-ФЗ (ФЗ от 15.10.2022 N 327-ФЗ).

Действие абз. 2 п. 2 ст. 93.2 приостановлено до 01.01.2022 (в случае предоставления бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъекта РФ (муниципального образования), указанных в ст. 4 ФЗ от 28.06.2022 N 228-ФЗ).

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

3. Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация развития “ВЭБ.РФ”.

(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 28.11.2018 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень надежности (ликвидности).

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика:

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственных гарантий иностранных государств, государственных (муниципальных) гарантий публично-правовых образований, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит;

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит, и неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, стоимость чистых активов которых меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства), юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора на проведение оценки, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог публично-правовому образованию, предоставляющему бюджетный кредит, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оценка надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования или по их поручению уполномоченным лицом, указанным в пункте 5 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

4. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.

5. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица – получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или, по их поручению, уполномоченным лицом (далее – уполномоченное лицо).

Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный орган, указанный в пункте 4 настоящей статьи, обеспечивает соблюдение требований к условиям предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных бюджетных кредитов, и договорами о предоставлении бюджетных кредитов.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. До полного исполнения обязательств по бюджетному кредиту органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных и обеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков, гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

7. При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором, органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченное лицо принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.

8. Заемщики, гаранты, поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченными лицами в целях реализации ими своих функций и полномочий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если иное не установлено договором, обязанность по возврату бюджетных кредитов считается исполненной со дня совершения операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет соответствующего бюджета, по внесению платы за пользование ими, а также по внесению штрафов и пеней в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, на счет, указанный в пункте 1 статьи 40 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10 – 11. Утратили силу. – Федеральный закон от 02.08.2019 N 278-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией юридических лиц, являющихся конечными получателями средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, учитываемой в составе задолженности уполномоченных организаций (кредитных и иных организаций, их правопреемников), осуществлявших предоставление и (или) обеспечивавших возврат средств федерального бюджета на основании заключенных с федеральными органами исполнительной власти договоров, а также правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе устанавливать состав документов, необходимых для списания и восстановления в учете указанной задолженности, требования к указанным документам.

(п. 12 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

Кредит

Деньги или имущество, которые банк или другая кредитная организация выдает в долг под процент на ограниченный срок

Кредит — это деньги, которые банк или другая кредитная организация выдает в долг под процент. У платежей по кредиту есть конкретный график, и вся сумма должна быть выплачена в срок по договору.

Рассказываем, чем кредиты отличаются от других видов займа, какие они бывают и кто может их взять.

Что такое кредит

Кредит — это деньги или товары, которые банк или другая кредитная организация выдает заемщику в долг. Обычно они выдаются под проценты, но бывают исключения — если это мера поддержки. Например, в 2022 году малый бизнес из пострадавших от коронавируса отраслей мог взять беспроцентный кредит на выплату зарплаты сотрудникам.

Правоотношения между клиентом и кредитором закрепляются кредитным договором. Ключевые условия договора кредитования — сумма, срок и процентная ставка. Они отличаются в зависимости от политики банка, вида кредита, целевого назначения, характеристик заемщика. Есть закономерность: чем дольше срок кредита, тем ниже процентная ставка, и наоборот.

Заемщик должен гарантировать, что сможет вернуть деньги. Для этого он может использовать поручительство, выплату неустоек, залог и банковскую гарантию.

Чем кредит отличается от займа и ссуды

Кредит, заем и ссуда — способы взять деньги в долг. Вот чем они различаются:

Критерии Кредит Ссуда Заем
Кто кредитор Банк или организация с лицензией от Центробанка, юрлицо или ИП Физлицо, предприниматель или организация Микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, физлицо
Предмет договора Деньги, продукция Имущественные объекты: земельные участки, оборудование, транспорт Деньги, имущество и драгоценности
Как выплачивается Частями по графику Единовременно Единовременно вместе с процентами или частями по схеме
Процентная ставка Всегда есть Нет Может быть
Форма договора Письменный договор Письменный договор Устно, расписка или договор
Срок возврата Определен в договоре, просрочка грозит штрафом По договоренности с кредитором По договоренности с кредитором

Если коротко, ссуда — это бесплатная беспроцентная аренда имущества. Например, продавец шоколадок в форме Деда Мороза поставляет в магазин товар со специальной новогодней витриной. Магазин не платит за ее использование, но должен будет вернуть ее, когда закончатся праздники.

Заем — это способ взять в долг небольшую сумму или имущество у знакомых или финансовых организаций. Он может быть процентным или беспроцентным. Порядок выплаты долга устанавливают в договоре.

Кто может взять кредит

Кредиты могут получить граждане, компании и даже страны. При этом цели у таких заемщиков разные:

  1. Физлица берут кредиты, чтобы оплатить покупку для себя и своей семьи. Обычно это необходимо, если личных сбережений не хватает.
  2. Компании вкладывают заемные деньги в оборотный капитал или развитие бизнеса. Например, покупают оборудование, оплачивают ремонт помещения, оплачивают услуги поставщиков или обеспечивают участие в тендере.
  3. Государство берет кредит, если доходов не хватает для покрытия дефицита госбюджета.

Кредиты гражданам и компаниям выдают банки, а государствам — центробанки других стран. Банки пускают полученные проценты в оборот и зарабатывают на них. Например, обеспечивают проценты по вкладам для других клиентов, чтобы привлечь деньги.

Формы кредитования

Формы кредитов различаются в зависимости от того, кто их выдает.

Банковские кредиты. Это деньги, которые выдают банки: физлицам, предпринимателям и компаниям. Физлица берут кредиты под крупные траты, а организации — на увеличение оборота и развитие.

Процентную ставку по кредиту банк устанавливает сам на основе ключевой ставки — минимального процента, под который он может взять деньги в долг или сдать на хранение в Центробанк.

Коммерческие кредиты. Коммерческие кредиты иногда называют товарными. Кредитором в этом случае выступает не банк, а юрлицо или ИП. Он передает заемщику — компании или ИП — деньги или товар в рассрочку. Например, компания может заказать продукцию оптом, получить ее сразу, а оплачивать частями.

Закон не регулирует процентную ставку коммерческого кредита: ее оговаривают стороны и отражают в договоре.

Государственные кредиты. Одна сторона, кредитор или заемщик — государство, а вторая — юридическое или физическое лицо. Чтобы взять кредит у граждан, государство выпускает облигации — долговые бумаги. Покупая их, физлицо или компания как бы дает деньги в долг государству и может рассчитывать на процентные выплаты.

Иногда государство выступает кредитором — например, когда выдает льготную или военную ипотеку.

Международные кредиты. Выдаются государству или крупным компаниям для создания проектов в масштабах страны. Такие кредиты могут выдавать Международный валютный фонд, зарубежные правительства и иностранные финансовые компании.

Виды банковских кредитов

Есть несколько видов кредитов в зависимости от условий и целей кредитования.

Потребительский кредит. Это самый популярный вид кредитования физлиц. Потребительский кредит выдают на бытовые и личные нужды — например, на лечение, образование, путешествие, ремонт, покупку бытовой или компьютерной техники.

Ипотечный кредит. Ипотеку берут, чтобы купить недвижимость. Неважно, для каких целей приобретают помещение. Ипотека работает так: клиент берет кредит и оставляет в залог квартиру, которую купил на эти деньги. Он может пользоваться этой недвижимостью, но если он перестанет выплачивать долг, ее заберут.

Автокредит. Такой кредит берут для покупки автомобиля. У него пониженная процентная ставка по сравнению с потребительским, а средний размер ежемесячного платежа — от 12 000 до 15 000 ₽. Обычно первый взнос за автомобиль заемщик оплачивает своими деньгами.

Кредит под залог имущества. Банк может предоставлять заемщику деньги под залог имущества — автомобиля или недвижимости. Если взять кредит под залог автомобиля, банк заберет транспорт до момента погашения долга. Средняя ставка по таким кредитам — от 5,9%. Плюсы такого типа кредитования в том, что не нужны поручители, а еще банк не проверяет кредитную историю и доходы.

Под залог недвижимости выдаются суммы от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей. Главное, чтобы стоимость объекта была не меньше суммы займа. Для банка это самый надежный гарант исполнения обязательств.

Кредитная карта. Это пластиковая карта, которая способом использования похожа на дебетовую. С нее можно оплачивать покупки, бронировать отели, покупать билеты на концерты. Но деньги, лежащие на ней, не принадлежат владельцу карты. Это кредит, которым можно воспользоваться в любое время. Чтобы погасить его, нужно внести на карту недостающую сумму и проценты за использование денег.

Есть также дебетовые карты с овердрафтом: деньги на них принадлежат клиенту, но если их не хватает, можно превысить лимит и потратить заемные средства.

Кредиты для бизнеса. Для бизнеса есть свои виды кредитов. Они помогают сократить кассовый разрыв, пополнить основной или оборотный капитал.

Что такое рефинансирование кредита

Рефинансирование, или перекредитование, — это оформление нового кредита для погашения старого. Вот для чего рефинансируют кредит:

  • объединить все долги в один кредит — так проще платить;
  • перейти в другой банк на более выгодные условия;
  • выкупить заложенное имущество;
  • увеличить сумму кредита.

Если компания брала в кредит 5 млн рублей на два года, но за год увеличила обороты, она может обратиться в банк с просьбой рефинансировать кредит. Ей одобрят новую сумму — например, 10 млн рублей по более выгодной ставке. Часть этих денег сразу уйдет на погашение предыдущего кредита.

Требования к заемщику

Требования к заемщику зависят от стратегии банка и вида кредита. Для физлиц обычно требования такие:

  1. Возраст от 18 до 65 лет, а по лояльным программам — до 75 лет. Ипотеку обычно выдают с 21 года.
  2. Статус резидента, постоянная или временная прописка.
  3. Платежеспособность. Чем больше сумма кредита, тем тщательнее проверяют финансовое состояние: наличие постоянного дохода, официальное трудоустройство.
  4. Хорошая кредитная история. У заемщика не должно быть просрочек по платежам или уклонения по ранее оформленным кредитам.
  5. Наличие объектов обеспечения. Например, недвижимости, транспортных средств и всего, что можно взять в залог, если этого требуют условия кредита.

Юрлица должны подтвердить платежеспособность, отсутствие признаков банкротства и чистоту кредитной истории.

Какие документы понадобятся для бизнес-кредита

Чтобы бизнесу получить кредит, нужно подать заявку, предоставить необходимые документы и дождаться решения банка.

Подать заявку. Это можно сделать в отделении банка или онлайн. Обычно требуют заполнить форму с паспортными и контактными данными.

Предоставить документы. Полный список необходимых документов можно узнать на сайте банка, в отделении или через форму обратной связи. Для физлиц, ИП и компаний он разный. Обычно нужно предоставить такие документы:

  • действующий паспорт гражданина РФ;
  • подтверждение регистрации бизнеса: для ИП — копия ИНН, ОГРНИП, выписка из ЕГРИП, а для юрлиц — копия ИНН, ОГРН и выписка из ЕГРЮЛ;
  • выписку по расчетным счетам;
  • налоговую декларацию за прошлый год.

Иногда банк запрашивает дополнительные документы: например, книгу учета доходов и расходов.

Дождаться решения и подписать договор. Документы могут рассматривать от нескольких минут до нескольких дней. Все зависит от вида, суммы и срока кредитования.

Если у потенциального заемщика плохая кредитная история, срок рассмотрения заявки может затянуться.

Что нужно запомнить

  1. Кредит — это деньги или товар, которые можно взять в долг под проценты на определенный срок.
  2. Условия выдачи кредита прописывают в кредитном договоре. В нем же указывают график погашения долга, процентную ставку и размер штрафа за просрочку платежа.
  3. Кредит могут взять физлица, компании, ИП и государство. Его выдают на разные цели. Например, физлица могут взять кредит на бытовые нужды, покупку автомобиля или жилья.
  4. Чтобы бизнесу оформить кредит, нужно подать заявку в банк и приложить к ней пакет документов: копию паспорта, выписку по расчетным счетам, выписку из ЕГРИП и ОГРНИП — для ИП, выписку из ЕГРЮЛ и ОГРН — для компаний.

Сейчас читают

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

Патент

Документ, который позволяет защитить изобретение от плагиата

Счет эскроу

Специальный счет, куда покупатель переводит деньги для продавца, а банк их замораживает до выполнения условий сделки

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

  • Команда проекта
  • Глоссарий

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Как управление оборотным капиталом может спасти ваш бизнес и что для этого нужно знать

Когда масштабы бизнеса и его существование в режиме «выживания» требуют исключительно режима «ручного» управления, предприниматели не задумываются о пользе формализации структуры и типа управления оборотного капитала.

А между тем именно правильное понимание структуры и соотношений показателей оборотного капитала позволяет смоделировать варианты последствий возможных решений, увидеть причинно-следственные связи финансового и экономического управления, а через модель в виде показателей оборотного капитала позволяет вести мониторинги структуры оборотного капитала, своевременно выявлять, реагировать и управлять финансовыми рисками.

Начнем с теории.

Понятие и структура оборотных активов

Как известно, оборотные активы — это активы, которые служат или погашаются в течение 12 месяцев, либо в течение нормального операционного цикла организации (если он превышает 1 год).

Многие оборотные активы используются одномоментно при отпуске их в производство (например, сырье и материалы).

Оборотные активы являются одной из двух групп активов организации (вторая — внеоборотные активы). Еще их называют текущими активами.

Состав оборотных активов

В соответствии с формой бухгалтерского баланса, в состав оборотных активов входят:

  • запасы;
  • НДС по приобретенным ценностям;
  • дебиторская задолженность;
  • финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
  • денежные средства и денежные эквиваленты;
  • прочие активы, удовлетворяющие признакам оборотных активов.

Дебиторская задолженность и финансовые вложения относятся к оборотным активам только в том случае, если срок их погашения менее 1 года, либо срок превышает 1 год, но организация уверена в высокой ликвидности данных активов, способности быстро и без потерь обратить их в денежную форму (т.е. продать).

Оборотные активы в принципе обладают более высокой степенью ликвидности, чем внеоборотные. А деньги, как часть оборотных активов, имеет абсолютную ликвидность.

В своем движении оборотные активы проходят последовательно три стадии кругооборота: денежную, производительную и товарную.

Первая стадия кругооборота оборотных средств — денежная. На этом этапе происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов.

Вторая стадия — производительная. На этой стадии продолжает авансироваться стоимость создаваемой продукции, но не полностью, а в размере использованных производственных запасов; авансируются затраты на заработную плату, а также перенесенная часть основных фондов.

На третьей стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция). И лишь после того, как товарная форма вновь созданной стоимости превратится в денежную, авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции.

И цикл начинается заново.

Оборотный капитал — наиболее подвижная часть капитала предприятия, которая в отличие от основного капитала является более текучей и легко трансформируемой в денежные средства.

К оборотному капиталу принято относить денежную наличность, легкореализуемые ценные бумаги, материально-производственные запасы, нереализованную готовую продукцию, краткосрочную задолженность.

Собственный оборотный капитал или собственные оборотные средства это величина оборотных активов, остающаяся в распоряжении предприятия после полного, единовременного погашения краткосрочной задолженности предприятия.

На сегодняшний день термины «оборотные активы» и «оборотный капитал» часто используются как синонимы. Вместе с тем, между этими понятиями есть определенная разница:

они находятся по разные стороны бухгалтерского баланса;

оборотные активы (актив баланса) формируются за счет средств оборотного капитала (пассива баланса), источники которого могут быть как собственные, так и заемные, как правило, с целью получения положительного экономического эффекта или другими целями что в конечном итоге диктует требования к организации системы управления оборотными активами.

Чистый оборотный капитал равен разнице между оборотными активами и краткосрочными пассивами (обязательствами).

То есть под чистым оборотным капиталом (ЧОК) понимается разность между величиной текущих активов (ТА) и величиной текущих обязательств.(без долгосрочных текущих обязательств) (ТО) организации по состоянию на отчетную дату:

ЧОК = ТА — ТО

Чистый оборотный капитал является суммой собственных средств предприятия, направленных на финансирование операционной деятельности. Как правило, это ликвидные средства предприятия, которые легко могут быть обращены в денежные средства.

Величина чистого оборотного капитала может принимать нулевое, положительное и отрицательное значение.

Положительный чистый оборотный капитал:

  • означает, что часть текущих активов формируется за счет текущих обязательств;
  • а также, что часть текущих активов формируется за счет инвестированного капитала.

Положительный чистый оборотный капитал уменьшает величину чистого денежного потока и указывает на сумму покрытия текущих нужд долгосрочными источниками финансирования.

Отрицательный чистый оборотный капитал:

  • означает, что все текущие активы финансируются за счет текущих обязательств;
  • указывает на сумму покрытия инвестиций по внеоборотным активам текущими обязательствами;
  • является бесплатным источником финансирования операционной и инвестиционной деятельности.

Отрицательный оборотный капитал увеличивает величину чистого денежного потока, так как максимально вовлекает во внутрихозяйственный оборот средства кредиторов.

Нулевой чистый оборотный капитал:

  • означает, что сумма текущих активов соответствует величине текущих обязательств.

Считается, что с точки зрения оценки финансовых потребностей предприятия чистый оборотный капитал представляет собой оценку потребности в оборотном капитале.

Текущими активами для целей расчета величины чистого оборотного капитала (ЧОК) выступают следующие статьи бухгалтерского баланса:

  • запасы;
  • дебиторская задолженность;
  • НДС по приобретенным ценностям;
  • прочие оборотные активы, в том числе НДС с авансов полученных, непредъявленная к оплате начисленная выручка, недостачи и потери от порчи ценностей.

Текущими обязательствами для целей расчета величины чистого оборотного капитала (ЧОК) являются следующие статьи бухгалтерского баланса:

  • краткосрочная и долгосрочная кредиторская задолженность (в том числе, по инвестиционной деятельности);
  • доходы будущих периодов;
  • краткосрочные оценочные обязательства;
  • прочие краткосрочные обязательства, в том числе НДС с авансов выданных.

Чистый оборотный капитал можно разделить на операционный и инвестиционный.

Операционный — чистый оборотный капитал, относящийся к операционному циклу.

При этом под операционным циклом принято понимать совокупность стадий:

  • закупки материалов у поставщиков;
  • оплаты поставщикам;
  • производства продукции (оказания услуг, выполнение работ);
  • отгрузки готовой продукции покупателям;
  • и получения денежных средств от покупателей.

Величина чистого оборотного капитала операционного складывается из следующих элементов:

ЧОКопер. = ОА — ДС — ФВ — ВХОоа — (КО — КК —КЗинв. — ВХОко ДОпр.)

ОА — оборотные активы;

ДС — денежные средства;

ФВ — финансовые вложения сроком до 12 мес.;

ВХОоа — внутрихозяйственные обороты в части оборотных активов

КО — краткосрочные обязательства;

КК — краткосрочные кредиты и займы;

КЗ инв. — кредиторская задолженность по инвестиционной деятельности;

ВХОко — внутрихозяйственные обороты в части краткосрочных обязательств

ДО пр. — прочие долгосрочные обязательства.

Чистый оборотный капитал инвестиционный — показывает вклад средств в расчетах по инвестиционным договорам в чистый оборотный капитал компании:

ЧОК инв. = АВинв. — КЗинв.

АВинв. — авансы выданные по инвестиционной деятельности;

КЗинв. — кредиторская задолженность по инвестиционной деятельности.

Также нужно сказать об оценке величины чистого оборотного капитала платежного, который отражает вклад средств в расчетах в чистый оборотный капитал компании.

ЧОК пл. = ДЗ — КЗ

ЧОК пл. — чистый оборотный капитал платежный;

ДЗ — дебиторская задолженность;

КЗ — кредиторская задолженность.

Этот показатель можно наряду с другими применять для управления ликвидностью и платежеспособностью.

Также различают постоянную потребность в оборотном капитале и сезонную потребность.

Постоянная потребность определяется как минимальная неснижаемая величина (уровень) оборотного капитала, сезонная потребность является изменяющейся величиной оборотного капитала в связи с действием сезонных факторов и деловой активности.

Контрольные показатели и прогнозная модель

Теперь о системе контрольных показателей эффективности для анализа состояния оборотного капитала на предприятии.

Их много, назовем лишь основные.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Период оборота оборотных активов

Период оборота запасов сырья, материалов и других аналогичных ценностей

Период оборота дебиторской задолженности по продажам в разрезах учета

Период оборота авансов полученных по продажам в разрезах учета

Период оборота кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками в разрезах учета

Доля просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности

Доля просроченной дебиторской задолженности

Доля неликвидных запасов

Отдельно скажем про каждый.

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов — это количество оборотов, которые совершают за анализируемый период оборотные активы.

Коб.ак. = (Доходы за период) / (Оборотные активы на конец периода)

2. Период оборота оборотных активов — длительность одного оборота, которые совершают оборотные активы, в днях.

Поб.ак. = (Оборотные активы на конец периода * Длительность отчетного периода) / (Доходы за период)

3. Период оборота запасов сырья, материалов и других аналогичных ценностей показывает, через сколько дней в среднем происходит их полное списание в производство.

Поб.зап. = (Запасы на конец периода * Длительность отчетного периода) / (Списано в производство за период)

4. Период оборота дебиторской задолженности по продажам всего показывает, через сколько дней в среднем происходит погашение дебиторской задолженности.

Поб.дз .= (Дебиторская задолженность на конец периода * Длительность отчетного периода) / (Доходы за период)

5. Период оборота авансов, полученных по продажам, показывает, через сколько дней в среднем происходит зачет полученных авансов.

Поб.ап.= (Авансы, полученные на конец периода * Длительность отчетного периода) / (Доходы за период)

Помимо расчета оборачиваемости дебиторской задолженности и авансов, полученных по продажам, данные показатели могут оцениваться в различных разрезах — по видам деятельности или группам продукции, по группам контрагентов и т.д.

6. Период оборота кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками показывает, через сколько дней в среднем происходит погашение кредиторской задолженности.

Поб.кз = (Кредиторская задолженность на конец периода * Длительность отчетного периода) / (Затраты за период)

Помимо расчета оборачиваемости кредиторской задолженности, данный показатель оценивается отдельно в разрезе задолженности по операционной и по инвестиционной деятельности.

7. Доля просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности показывает степень своевременности оплаты поставщикам за поставленную продукцию либо оказанные услуги.

Расчет данного показателя особенно значим при реализации агрессивной политики управления оборотным капиталом, т.к. высокая доля просроченной кредиторской задолженности несет в себе риск необходимости одновременного погашения существенного объема обязательств.

К пр.кз.= (Просроченная кредиторская задолженность на конец периода) / (Кредиторская задолженность на конец периода)

8.Доля просроченной дебиторской задолженности — показывает степень своевременности оплаты покупателями за поставленную продукцию или оказанные услуги. Необходимо контролировать данный показатель и своевременно реагировать при возникновении положительного значения.

К пр.дз.= (Просроченная дебиторская задолженность на конец периода)/(Дебиторская задолженность на конец периода)

9. Доля неликвидных запасов — показатель, влияющий на ликвидность компании. Данный коэффициент особенно важно контролировать при реализации консервативной политики управления чистым оборотным капиталом.

К нел.зап.= (Объем неликвидных запасов на конец периода) / (Объем запасов на конец периода)

Показатели оборачиваемости оборотных активов и их отдельных элементов, а также качество задолженности оказывают непосредственное влияние на уровень ликвидности. При этом различают ликвидность активов и ликвидность компании.

Под ликвидностью активов понимают способность активов к быстрому вовлечению в денежный оборот. Любая статья активов имеет различный уровень ликвидности. Наиболее ликвидными считаются денежные средства и денежные эквиваленты, а также краткосрочные финансовые вложения. Минимальной ликвидностью обладают материально-производственные запасы, внеоборотные активы.

Ликвидность компании — достаточность имеющихся в распоряжении компании денежных средства для осуществления своей операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Другими словами, ликвидность компании — это ее способность в срок и полностью рассчитаться по своим обязательствам.

Для оценки уровня ликвидности компании используют, как правило, следующие показатели:

  • коэффициент текущей ликвидности — представляет собой отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам:

К тек.ликв. = (Оборотные активы) / (Краткосрочные обязательства)

  • коэффициент срочной ликвидности — представляет собой отношение оборотных активов, за исключением запасов и НДС, к краткосрочным обязательствам:

К сроч.ликв. = (Оборотные активы — Запасы — НДС) / (Краткосрочные обязательства)

  • коэффициент абсолютной ликвидности — дает более точную оценку платежеспособности организации на момент его оценки и представляет собой отношение наиболее ликвидных активов к сумме краткосрочных обязательств:

К абс.ликв. = (Денежные сроедства и денежные эквиваленты) / (Краткосрочные обязательства)

Каждый из приведенных выше показателей эффективности управления оборотным капиталом необходимо рассматривать в динамике (за несколько прошедших периодов) и принимать управленческие решения исходя из тенденций их изменения.

Общий вид расчетных таблиц для мониторинга может быть следующим:

Первая группа — значения за прошлые периоды, например, за два последних года, поквартально.

Вторая группа — текущий период, отклонение от прогнозного значения, оценка тенденции изменения.

Третья группа — ожидаемое (прогнозное) или плановые значения показателей на перспективные периоды. Это может быть квартал, год и т.д.

Выводы

Данную таблицу, построенную для автоматического расчета ЧОК и показателей эффективности, а также автоматического расчета отклонений от нормативных и плановых значений, можно реализовать через Excel либо в других программах. Взаимосвязи исходных данных в виде показателейц статей бухгалтерского баланса, данных управленческого учета и любых других данных преобразуемых через алгоритмы расчета в показатели ЧОК и показатели эффективности формируют модель.

Задавая прогнозные значения исходных данных, возможно получить прогнозные значения показателей ЧОК и показателей эффективности, определить критические значения, оценить риски.

Перечень показателей для анализа состояния оборотного капитала может быть существенным образом расширен огромным выбором показателей для финансового анализа, а также за счет анализа других показателей, формируемых на данных управленческого учета. Перечень и назначение таких показателей не является предметом данного рассмотрения, с ними можно познакомиться в многочисленных статьях по финансовому анализу.

Следует понимать, что многообразие показателей может иметь ценность, только если организация определила для каждого из них собственные индивидуальные (контрольные или нормативные) значения. Эти значения показателей должны быть определены для различным уровней комфортности и успешности функционирования предприятия. Как правило, таких уровней должно быть не менее трех-четырех: высокий, средний, приемлемый и критический.

Постоянный мониторинг уровней показателей позволяет выявить направление тенденций, моделирование отдельных составляющих показателей позволяет выявить приемлемые риски и принять решения по методам управления оборотным капиталом.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: