Расследование авиационного происшествия: что это значит

II. ПРАВИЛА РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

II. Основные определения и классификация авиационных происшествий и инцидентов

II. Основные определения и классификация авиационных
происшествий и инцидентов

9. Авиационное происшествие – событие, связанное с использованием экспериментального воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

а) какому-либо лицу в результате нахождения на этом воздушном судне причинен вред здоровью со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда вред здоровью причинен вследствие причин, не относящихся к использованию воздушного судна.

Вред здоровью, в результате которого в течение 30 суток с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как вред здоровью со смертельным исходом;

б) воздушное судно получило повреждение или произошло разрушение его конструкции, в результате чего:

нарушилась прочность конструкции, ухудшились технические или летные характеристики воздушного судна;

требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента конструкции воздушного судна, за исключением случаев: отказа или повреждений двигателя, когда повреждены только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, повреждений несиловых элементов планера, обтекателей, законцовок крыла, антенн, пневматиков, тормозных устройств или других элементов конструкции воздушного судна, если эти повреждения не нарушили общей прочности конструкции; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, вентиляторной установки или редуктора;

в) воздушное судно пропало без вести или оказалось в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен или невозможна его эвакуация с места вынужденной посадки независимо от полученных повреждений.

Воздушное судно считается пропавшим без вести, если не было установлено местонахождение судна или его обломков и были прекращены его официальные поиски. Решение о прекращении поиска экспериментального воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

10. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

а) катастрофы – авиационные происшествия, приведшие к гибели или пропаже без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров, находившихся на борту воздушного судна.

К катастрофам относятся также авиационные происшествия, приведшие к гибели кого-либо из членов экипажа при аварийном покидании воздушного судна, потерпевшего бедствие, или гибели пассажиров в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна;

б) аварии – авиационные происшествия, не повлекшие за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из членов экипажа или пассажиров.

11. Авиационный инцидент – событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место в период с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, которое могло оказать влияние на безопасность полета, но не закончилось авиационным происшествием.

12. Авиационные инциденты в зависимости от степени их влияния на безопасность полетов подразделяются на:

а) серьезные авиационные инциденты;

б) авиационные инциденты.

13. Для классификации авиационных инцидентов как серьезных используются следующие признаки:

а) выход воздушного судна за пределы эксплуатационных ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации или программой летных испытаний;

б) возникновение значительных вредных воздействий на лиц, находившихся на борту воздушного судна (дыма, едких паров, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.);

в) значительное снижение работоспособности членов экипажа или повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

г) получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом на борту воздушного судна;

д) значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;

е) возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;

ж) разрушение (заклинивание или рассоединение) элементов управления, другое повреждение элементов воздушного судна, не приведшее к авиационному происшествию.

14. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

а) “бортовой самописец” (“бортовое устройство регистрации”) – самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна и используемый как источник информации при проведении расследования авиационных происшествий и инцидентов;

б) “вред здоровью” – нарушение анатомической целости органов и тканей или их физиологических функций либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды – механических, физических, химических, биологических, психических.

Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью производится в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) “мероприятие по обеспечению безопасности полетов” – действие, направленное на предотвращение авиационных происшествий и инцидентов;

Читайте также:
Право собственности на находку

г) “причины (факторы) авиационного происшествия или инцидента” – действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или инциденту;

д) “рекомендации комиссии по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов” – предложения комиссии, проводящей расследование, направленные на предотвращение авиационных происшествий или инцидентов;

е) “служебный пассажир” – пассажир, находящийся на борту экспериментального воздушного судна в связи с выполнением служебного задания в интересах экспериментальной авиации, что подтверждается соответствующими документами (командировочное удостоверение, открытый лист).

15. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких воздушных судов расследуется как одно событие, а классифицируется и учитывается для каждого воздушного судна в соответствии с наступающими последствиями. Отчетные материалы расследования оформляются на каждое воздушное судно.

Расследование авиационного происшествия: что это значит

от 2 декабря 1999 года N 1329

Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 854 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.08.2015, N 0001201508200004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2016 года N 112 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2016, N 0001201602200008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 443 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 0001201605230021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 года N 904 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.09.2016, N 0001201609140005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 497 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.04.2019, N 0001201904290002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2346 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2020, N 0001202012310127) (вступило в силу c 1 января 2021 года).

В соответствии со статьей 95 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Установить, что разъяснения по применению утвержденных настоящим постановлением Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации дает Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 1999 года N 1329

ПРАВИЛА
расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос” и организаций, в пользовании которых находятся государственные воздушные суда (далее именуются – федеральные органы исполнительной власти и организации).

2. Каждое авиационное происшествие или авиационный инцидент с государственными воздушными судами в Российской Федерации подлежит обязательному расследованию комиссией по расследованию авиационного происшествия или авиационного инцидента (далее именуется – комиссия), которая имеет статус государственной комиссии и образуется в установленном настоящими Правилами порядке.

3. Специально уполномоченным органом, осуществляющим регулирование деятельности в области расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (далее именуются – воздушные суда), а также их классификацию и учет, является Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется – Служба безопасности полетов).

4. Организация и проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, отдельных авиационных происшествий с воздушными судами других федеральных органов исполнительной власти или организаций (по согласованию с их руководителями), а также авиационных происшествий, в которые вовлечен авиационный персонал нескольких федеральных органов исполнительной власти или организаций, осуществляются Службой безопасности полетов.

Организация и проведение расследований иных авиационных происшествий осуществляются федеральными органами исполнительной власти или организациями (по принадлежности воздушного судна).

Расследование авиационных инцидентов осуществляется комиссиями, образуемыми федеральными органами исполнительной власти или организациями (по принадлежности воздушного судна).

5. Целями расследования авиационного происшествия или авиационного инцидента являются установление причин авиационного происшествия или авиационного инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или авиационного инцидента.

II. Определения

6. Авиационные события подразделяются на:

а) авиационные происшествия;

б) авиационные инциденты;

в) чрезвычайные и наземные происшествия.

7. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.

8. Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты и серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.

9. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

а) “авиационное происшествие” – событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.

Читайте также:
Учредитель юридического лица: что это значит

Воздушное судно считается утраченным, когда:

произошло полное разрушение воздушного судна;

местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;

эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;

восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.

Решение о целесообразности эвакуации воздушного судна принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).

Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета воздушного судна принимает Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).

Решение о целесообразности восстановления воздушного судна, получившего повреждение в процессе эксплуатации, принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации – главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации;

б) “авария” – авиационное происшествие без человеческих жертв;

в) “авиационный инцидент” – событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

г) “авиационное объединение” – командование дальней авиации, командование военно-транспортной авиации, армия Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил “Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина” (г.Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации, 4 Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации, 929 Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации, управления авиационных структур федеральных органов исполнительной власти и организаций;

д) “авиационное подразделение” – авиационное (вертолетное) звено, авиационный (вертолетный) отряд, авиационная (вертолетная) эскадрилья, а также первичная структура авиации федерального органа исполнительной власти или организации;

е) “авиационное соединение” – авиационная дивизия, бригада армейской авиации, центр боевого применения и переучивания летного состава, центр боевой подготовки и боевого применения (Военно-воздушных сил), центр летной подготовки федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил “Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина” (г.Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации, авиационный центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации, авиация оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение “Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина”;

ж) “авиационная часть” – авиационный (вертолетный) полк, отдельный авиационный (вертолетный) отряд, отдельная авиационная (вертолетная) эскадрилья, центр показа авиационной техники, авиационная комендатура, испытательный центр 929 Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации, военное представительство Министерства обороны Российской Федерации на предприятиях и в организациях промышленности, имеющее в штате летно-испытательный состав, авиационная база Федеральной службы безопасности Российской Федерации, объединенный авиаотряд (авиаотряд специального назначения) федерального органа исполнительной власти или организации, авиационно-спасательный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

з) “катастрофа” – авиационное происшествие с человеческими жертвами;

и) “летная эксплуатация воздушного судна” – процесс эксплуатации воздушного судна в объеме требований руководства по летной эксплуатации данного типа воздушного судна;

к) “мероприятия по обеспечению безопасности полетов” – действия, направленные на предотвращение авиационных происшествий;

л) “наземное происшествие” – событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;

м) “причины (факторы) авиационного происшествия или авиационного инцидента” – действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту;

н) “расследование авиационного происшествия” – процесс, который включает в себя выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований и экспертиз, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и разработку мер по их предотвращению в будущем;

о) “рекомендации по результатам расследования авиационного происшествия” – предложения, сделанные на основе информации, полученной при расследовании, и направленные на предотвращение авиационных происшествий;

п) “серьезный авиационный инцидент” – авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие;

р) “серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна” – авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.

К серьезным авиационным инцидентам с повреждением воздушного судна не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных руководством по технической эксплуатации воздушного судна;

Читайте также:
Активное избирательное право: что это значит

с) “телесное повреждение со смертельным исходом” (только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом);

т) “уполномоченный представитель” – лицо, которому поручено участие в расследовании авиационного происшествия, проводимого другим государством;

у) “чрезвычайное происшествие” – не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;

гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;

гибель людей либо утрата воздушного судна, находившихся на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.

III. Расследование авиационных происшествий

Организация расследования

10. Расследование авиационных происшествий с воздушными судами организуют Служба безопасности полетов и руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций (по принадлежности воздушного судна).

Для участия в расследовании привлекаются специалисты научных организаций, представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в области авиационной промышленности, и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.

11. Для расследования авиационного происшествия руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна) своим приказом назначает комиссию с включением в ее состав представителя Службы безопасности полетов (по согласованию) и представителей организаций – разработчиков и изготовителей авиационной техники.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 443. – См. предыдущую редакцию)

В том случае, когда расследование авиационного происшествия проводит Служба безопасности полетов, приказ о назначении комиссии издает Министр обороны Российской Федерации.

12. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Председателем комиссии может быть только лицо, имеющее летное образование.

Членами комиссии могут быть лица, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие специальную подготовку, после которой им выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1).

Права и обязанности лиц, участвующих в расследовании авиационного происшествия, приведены в приложении N 2.

Рабочими органами комиссии являются:

летная, инженерно-техническая и административно-штабная подкомиссии, а также расчетно-аналитическая группа, работу которых возглавляют члены комиссии;

Международное законодательство в области расследования авиационных происшествий. Досье

Общие правила расследования авиационных происшествий регламентированы в статье 26 Конвенции о международной гражданской авиации, принятой 52 странами мира в Чикаго 7 декабря 1944 года. Данным соглашением была создана Организация международной гражданской авиации (ИКАО). СССР присоединился к конвенции в 1970 году.

Документ регулирует ответственность сторон в случае инцидента, произошедшего с самолетом, принадлежащему одному государству-члену конвенции на территории другого государства. Если инцидент повлек смерть, серьезное ранение или произошел из-за серьезного технического дефекта, его расследование должно вести по своим законам государство, на территории которого он произошел. ИКАО может только вносить рекомендации по процедуре расследования. При этом государство, с воздушным судном которого произошел инцидент, имеет право назначить наблюдателей для расследования и получить отчет о его результатах.

Процедура расследования подробно изложена в приложении 13 к Конвенции. В соответствии с этим документом страна, на территории которой произошел инцидент, обязана немедленно уведомить о произошедшем государство регистрации воздушного судна, государство эксплуатанта (если они не совпадают), государство-разработчика и изготовителя самолета. Кроме того, если инцидент произошел с воздушным судном максимальной массой более 2,25 тонн или оснащенным турбореактивным двигателем, стране, где произошла авиакатастрофа, следует уведомить ИКАО. Также государство места события обязано по возможности обеспечить сохранность вещественных доказательств и их неприкосновенность до осмотра места происшествия представителями государства регистрации, эксплуатанта, разработчика или изготовителя.

Государство место события может передать целиком или частично право его расследования другому государству или региональной организации. Согласно конвенции, государство, проводящее расследование, должно назначить уполномоченного по расследованию и провести весь спектр мероприятий, в том числе как можно быстрее найти и расшифровать содержимое бортовых самописцев.

Страны, чьи граждане погибли или получили серьезные телесные повреждения в результате инцидента, также могут назначить эксперта, который имеет право посещать место происшествия, получать информацию о ходе расследования и ознакомиться с финальным отчетом. Также этим странам нельзя мешать участвовать в оказании помощи пострадавшим и опознании погибших.

При этом страна регистрации, эксплуатанта, разработчика или производителя имеют право посещать место авиационного происшествия, осматривать обломки, получать полный доступ ко всем вещественным доказательствам и документам, имеющим отношение к делу, участвовать в считывании записей с бортовых самописцев и принимать участие в анализе причин произошедшего. При этом страна, где произошло происшествие, не обязана передавать стране регистрации или производителя черные ящики. После окончания расследования публикуется окончательный отчет. Согласия с его выводами других заинтересованных стран не требуется. Конвенция и приложение к ней не регулирует такие вопросы, как репатриация тел погибших или возвращение обломков разбившегося самолета.

Читайте также:
Авиация общего назначения: что это значит

В случае падения самолета в государстве, не подписавшем Чикагскую конвенцию, или на нейтральной территории (например, в море), расследование назначает страна регистрации воздушного судна. Соседние государства могут оказывать возможное содействие расследованию, в том числе по просьбе государства регистрации. В случае если государство, на территории которого произошел инцидент, не подписало конвенцию и не намерено проводить расследование, заинтересованные государства должны или искать сотрудничества, или проводить расследование самостоятельно, используя всю имеющуюся информацию.

В целом, главная цель конвенции и приложения 13 – не поиск виновных в авиакатастрофе или инциденте, а определение их причины для последующего предотвращения подобных случаев.

Россия, а также 10 стран бывшего СССР (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) делегировали полномочия в области гражданской авиации, в том числе по расследованию происшествий, Межгосударственному авиационному комитету (МАК). Деятельность комитета регулирует “Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства”, принятое 30 декабря 1991 года. Согласно тексту соглашения, страны могут свободно присоединяться к МАК или выходить из него, подав за 12 месяцев соответствующее уведомление.

За годы действия Чикагская конвенция неоднократно нарушалась. В частности, СССР отказался сотрудничать с Южной Кореей и США при расследовании обстоятельств авиакатастрофы южнокорейского Boeing 747, сбитого рядом с Сахалином 1 сентября 1983 года, хотя на тот момент был членом ИКАО. Также конвенция много раз нарушалась из-за ранней публикации материалов расследования, в том числе расшифровки переговоров пилотов или результатов вскрытия жертв авиакатастрофы.

Статья 96. Полномочия комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента

1. Расследование авиационного происшествия или инцидента проводится комиссией.

2. Комиссия по расследованию авиационного происшествия или инцидента имеет право:
1) беспрепятственно проходить на борт потерпевшего бедствие воздушного судна для выяснения обстоятельств авиационного происшествия или инцидента;
2) обследовать потерпевшее бедствие воздушное судно, его составные части, имущество, находящееся на борту потерпевшего бедствие воздушного судна либо вовлеченное в авиационное происшествие или инцидент извне, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;
3) поручать юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного происшествия или инцидента;
4) привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
5) опрашивать очевидцев авиационного происшествия или инцидента, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному происшествию или инциденту, получать необходимую информацию от правоохранительных органов;
6) изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие воздушного судна, подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов; затребовать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, а также от граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с данным авиационным происшествием или инцидентом;
7) проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.

3. Члены комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента, а также привлекаемые для расследования авиационного происшествия или инцидента лица при предъявлении командировочных удостоверений имеют право внеочередного приобретения билетов на проезд на транспорте общего пользования при следовании к месту авиационного происшествия или инцидента либо при переездах в целях расследования.

Комментарий к статье 96 ВзК РФ

Комиссия по расследованию авиационного происшествия (далее – комиссия по расследованию) утверждается уполномоченным органом по принадлежности воздушного судна, имеет статус государственной комиссии и пользуется полномочиями, установленными в п. 2 ст. 96 ВзК. К работе в составе комиссии, ее рабочих органов или в качестве экспертов могут привлекаться сотрудники самого уполномоченного органа, полномочные представители заинтересованных органов исполнительной власти, работники организаций независимо от организационно-правовой формы, в том числе научно-исследовательских и конструкторских организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники, аэропортов, авиаремонтных организаций, авиационно-технических баз и центров, учебных заведений, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений. Комиссия по расследованию ведет свою деятельность под руководством председателя.

Читайте также:
Хранение ценностей в банке

Если авиационное происшествие стало следствием столкновения воздушных судов разных видов авиации, председатель комиссии по расследованию назначается решением Правительства РФ. Организация расследования и состав его участников определяются по согласованию заинтересованных сторон. Если в авиационное происшествие с воздушным судном одного вида авиации вовлечены представители авиационного персонала другого вида авиации Российской Федерации, состав участников расследования согласуется с заинтересованными сторонами, при этом председатель комиссии по расследованию и ее состав утверждаются уполномоченным органом по расследованию того вида авиации, к которому относится воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие.

Если при расследовании авиационного происшествия не требуется проведения дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток. Срок расследования может быть продлен уполномоченным органом по ходатайству председателя комиссии по расследованию.

С момента авиационного происшествия ответственность за проведение первоначальных действий возлагается на руководителя организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие. С момента прибытия комиссии по расследованию на место происшествия ответственность за все действия по расследованию возлагается на председателя комиссии.

По прибытии на место авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию информирует об этом руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, проводит организационное заседание, на котором объявляет приказ об образовании комиссии по расследованию, заслушивает сообщения должностных лиц, осуществлявших первоначальные действия на месте происшествия, об обстоятельствах события и проделанной работе, создает рабочие органы комиссии по расследованию и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает необходимые оперативные указания.

Указания председателя комиссии по вопросам, связанным с расследованием авиационного происшествия, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, связанными с расследованием авиационного происшествия и обеспечением работы комиссии. В комиссии по расследованию по основным направлениям работ создаются подкомиссии: летная, инженерно-техническая, административная и штаб. При необходимости по решению председателя комиссии могут создаваться другие подкомиссии (группы). В подкомиссиях могут создаваться рабочие группы:
по составлению схемы (кроки) места авиационного происшествия и группа опроса. По решению председателя комиссии эти группы включаются в состав летной или инженерно-технической подкомиссии либо работают самостоятельно под руководством председателя комиссии или его заместителя;
поисковых и аварийно-спасательных работ. Эта группа подчиняется непосредственно председателю комиссии. В случаях, не связанных с гибелью людей, она может быть введена в состав административной подкомиссии;
расчета и анализа. Эта группа в состав подкомиссий не входит и подчиняется непосредственно председателю комиссии.

Специалисты, привлекаемые к расследованию, включаются в состав подкомиссий или рабочих групп в соответствии с их специализацией либо используются в качестве экспертов по отдельным вопросам. Состав подкомиссий, планы их работы, а также состав рабочих групп утверждает председатель комиссии по расследованию. Работа комиссии по расследованию ведется по плану, который утверждается председателем комиссии. Проект плана рассматривается на заседании комиссии. В плане должны быть определены основные направления деятельности комиссии, лица, ответственные за проведение работ, и сроки их выполнения. План работы комиссии детализируется в планах подкомиссий и рабочих групп. Действия членов комиссии, имеющие уголовно-процессуальный характер, должны согласовываться с органом прокуратуры, проводящим предварительное следствие.

Планы работы комиссии и подкомиссий корректируются и дополняются в ходе расследования в зависимости от полученных фактических данных. В процессе работы комиссии по расследованию проводятся заседания. Они оформляются протоколами, в которых отражаются обсуждаемые вопросы, принятые решения, указания председателя комиссии. При наличии разногласий по обсуждаемым вопросам в протоколе отражаются позиции сторон. Протоколы подписываются председателем и начальником штаба комиссии. Комиссия по расследованию принимает решения по основным методическим, техническим и организационным вопросам. При этом окончательное решение принимает председатель комиссии. Представители правоохранительных органов координируют свою работу, связанную с расследованием авиационного происшествия, с председателем комиссии по расследованию и имеют право присутствовать на заседаниях комиссии, подкомиссий и рабочих групп.

Для решения задач, требующих специальных знаний, помимо специалистов, входящих в состав подкомиссий и рабочих групп, к расследованию могут привлекаться эксперты. В соответствии с планом работы комиссии по расследованию (подкомиссии) эксперт получает письменное задание от председателя комиссии (подкомиссии) с перечнем вопросов, требующих решения. Он проводит свою работу самостоятельно или в составе группы экспертов, координируя ее с председателем комиссии (подкомиссии). Результаты работы оформляются в виде заключения эксперта, которое обсуждается на заседании комиссии (подкомиссии). В ходе обсуждения перед экспертом могут быть поставлены дополнительные вопросы, ответы на которые оформляются в виде дополнения к экспертному заключению. Экспертное заключение рассматривается комиссией (подкомиссией), принимается к сведению и прилагается к материалам расследования.

Результаты работ, проведенных подкомиссиями и рабочими группами, оформляются отчетами, которые рассматриваются комиссией по расследованию (подкомиссией), принимаются к сведению и прилагаются к материалам расследования. Исследование объектов авиационной техники и проведение экспериментов на месте работы комиссии по расследованию осуществляются по предварительно составленным планам (программам), которые подписываются представителями участвующих в расследовании сторон, утверждаются председателем комиссии и прилагаются к материалам расследования.

Читайте также:
Право международных договоров: что это значит

Обработка записей бортовых средств объективного контроля должна проводиться на аттестованных наземных средствах. В случае значительного повреждения бортовое средство объективного контроля направляется для обработки в организацию, имеющую специальное оборудование для восстановления записи и опыт работы с поврежденными носителями информации. Носители информации, записанной во время полета бортовыми средствами объективного контроля, вместе с градуировочными (тарировочными) характеристиками постоянно хранятся в организации, проводившей их расшифровку.

Если необходимо провести специальное исследование, комиссия по расследованию определяет организацию – исполнителя исследования. Основанием для проведения специального исследования служит техническое задание комиссии по расследованию, в котором подробно указывается цель проведения исследования. К техническому заданию прикладывается справка с изложением в необходимом объеме обстоятельств происшествия, данных о воздушном судне, об объекте исследования, их ремонте и о техническом обслуживании. По результатам специального исследования составляется отчет, который подписывается непосредственными исполнителями, утверждается руководителем организации – исполнителя исследования и направляется в комиссию по расследованию. Отчет по результатам специального исследования является неотъемлемой частью материалов расследования. Все материалы исследования, включающие техническое задание, программу проведения исследования, специально разработанные методики и рабочие материалы (протоколы испытаний, замеры, лабораторные анализы и т.д.), прилагаются к рабочему экземпляру отчета, хранящемуся в организации – исполнителе исследования.

Итоговым документом работы комиссии по расследованию является акт расследования авиационного происшествия, который составляется на основе материалов отчетов подкомиссий и рабочих групп, отчетов по результатам исследований, заключений экспертиз, а также другой имеющейся в распоряжении комиссии по расследованию информации. Акт расследования авиационного происшествия подписывается председателем и всеми членами комиссии. Член комиссии по расследованию, который не согласен с содержанием и выводами акта расследования авиационного происшествия, имеет право подписать его с пометкой “с особым мнением”. Особое мнение в письменной форме с изложением мотивов несогласия, их обоснованием, а также предлагаемые формулировки прилагаются к акту расследования.

Председатель комиссии по расследованию представляет акт расследования авиационного происшествия и доклад о результатах расследования. В докладе указываются обстоятельства авиационного происшествия, его причины, выявленные при расследовании недостатки и рекомендации комиссии по предотвращению подобных происшествий. В случае образования комиссии по расследованию распоряжением Правительства РФ доклад о результатах расследования авиационного происшествия представляется в Правительство РФ.

По результатам расследования авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию проводит разбор авиационного происшествия в организации, где оно произошло. Цель разбора – доведение до сведения заинтересованных организаций и лиц информации об обстоятельствах, о причинах, об опасных факторах и о недостатках, выявленных в результате расследования, а также рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий. Решение о времени и порядке проведения разбора, о составе его участников принимает председатель комиссии.

Председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия является старшим должностным лицом, чьи распоряжения и указания должны выполнять все должностные лица, связанные с расследованием происшествия.

Председатель комиссии по расследованию имеет право:
1) принимать окончательные решения по всем организационным, методическим и практическим вопросам расследования авиационного происшествия;
2) давать обязательные для исполнения распоряжения и указания всем членам комиссии и привлеченным к расследованию специалистам и экспертам, а также должностным лицам авиационных организаций по вопросам, связанным с расследованием авиационного происшествия;
3) давать рекомендации о проведении срочных мероприятий по обеспечению безопасности полетов, необходимость которых определена в процессе расследования авиационного происшествия;
4) назначать проведение испытаний и исследований, необходимых для установления причин авиационного происшествия или обоснования рекомендаций по безопасности полетов;
5) привлекать к работе в комиссии по расследованию необходимых специалистов, а также технические средства;
6) давать рекомендации об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, чьи действия негативно влияют на безопасность полетов;
7) в соответствии с решением комиссии направлять материалы, отдельные детали, агрегаты и элементы конструкции воздушного судна, а также документацию на них для проведения специальных исследований;
8) требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы необходимые материалы и документы, связанные с проведением расследования авиационного происшествия;
9) отстранять от участия в расследовании авиационного происшествия лиц (за исключением членов комиссии), допустивших действия, приведшие к порче или утрате вещественных доказательств, умышленному искажению документации, или систематически не выполняющих распоряжения председателя комиссии; немедленно сообщать об этом руководителю органа исполнительной власти, предприятия или организации;
10) устанавливать порядок работы комиссии.

Председатель комиссии по расследованию несет ответственность за объективность, качество и сроки расследования авиационного происшествия, правильность оформления документов, обоснованность принятых решений по вопросам расследования авиационного происшествия и выданных рекомендаций. Заместители председателя комиссии по расследованию обеспечивают проведение работ, порученных им председателем комиссии. В отсутствие председателя комиссии один из заместителей по его заданию выполняет функции председателя.

Читайте также:
Протокол следственного действия: что это значит

Председатель подкомиссии имеет право:
1) давать всем специалистам, входящим в состав подкомиссии и ее рабочих групп, и экспертам обязательные для исполнения распоряжения по вопросам расследования, относящимся к компетенции подкомиссии;
2) запрашивать через председателя комиссии по расследованию необходимые материалы у должностных лиц и организаций;
3) по согласованию с председателями других подкомиссий привлекать специалистов этих подкомиссий к проведению экспертиз и участию в совещаниях подкомиссии и рабочих групп;
4) знакомиться со всеми материалами расследования авиационного происшествия.

Член комиссии по расследованию имеет право:
1) знакомиться со всеми материалами, относящимися к расследованию авиационного происшествия;
2) вносить предложения, направленные на улучшение работы комиссии;
3) вносить предложения об участии в расследовании специалистов и экспертов, истребовании необходимых материалов, исследовании составных частей воздушного судна с указанием цели исследования, а также о других вопросах, связанных с расследованием авиационного происшествия;
4) отражать свое мнение в протоколах заседаний комиссии (подкомиссии), требовать уточнения формулировок выводов и заключений;
5) при несогласии с содержанием и заключением акта расследования авиационного происшествия прикладывать к нему особое мнение в письменной форме;
6) требовать приобщения к акту расследования авиационного происшествия дополнительных материалов и документов.

Эксперт имеет право:
1) знакомиться через председателя подкомиссии с вещественными доказательствами, материалами и документами, необходимыми для подготовки экспертного заключения;
2) вносить предложения о проведении расчетов, моделирования, стендовых и летных испытаний, а также о направлении на исследование составных частей воздушного судна, других вещественных доказательств с указанием цели исследования.

Консультации и комментарии юристов по ст 96 ВзК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 96 ВзК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Распорядитель бюджетных средств: что это значит

БК РФ Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 158 БК РФ

1. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

(пп. 10 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) утратил силу. – Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;

(пп. 12.1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

Читайте также:
Доверительные операции банков: что это значит

3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пп. 1 п. 3 ст. 158 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 15.07.2021 N 37-П). О правовом регулировании до внесения соответствующих изменений см. Постановление.

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

(пп. 3 введен Федеральным законом от 04.06.2018 N 142-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя истца по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса в соответствии с пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации к лицам, чьи действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 04.06.2018 N 142-ФЗ)

4 – 11. Утратили силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Статья 158 БК РФ. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

1. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;

10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

11) утратил силу. – Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Читайте также:
Опротестование судебных решений: что это значит

2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

3.1. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), в порядке, установленном финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, вправе принять решение о передаче:

1) своих бюджетных полномочий получателя бюджетных средств находящимся в его ведении получателям бюджетных средств или Федеральному казначейству (финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования);

2) полномочий получателей бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, другим получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении.

4 – 11. Утратили силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Комментарии к ст. 158 БК РФ

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

– обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

– формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

– ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

– осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

– составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

– вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

– вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

– определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

– формирует государственные (муниципальные) задания;

– обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий, установленных при их предоставлении;

– организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

– формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

– осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Распорядитель бюджетных средств имеет право:

– осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета;

– распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

– вносить предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

– в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

В п. 3 ст. 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

Читайте также:
Форма 002: что это такое, описание и особенности

– о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

– предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Пункты 4 – 11 данной статьи утратили силу. Новеллой БК РФ являются ст. 160.1 и 160.2, которые регламентируют бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета.

Статьи 159 – 160. Утратили силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

ГРБС в закупках: кто это и чем занимается

Главный распорядитель бюджетных средств — это учреждения, регулирующие направления денежных потоков. Они отвечают за распределение ассигнований, следят за своевременностью, полнотой и эффективностью их использования.

Кем являются ГРБС

В ст. 6 БК РФ приводится расшифровка, что такое ГРБС в бюджете: они представляют собой ключевых участников бюджетного процесса, в обязанности которых входит распределение денежных потоков федерального, муниципального и местного уровня.

Ст. 158 БК РФ уточняет, чем занимаются главные распорядители бюджетных средств, кто они и какой орган перечисляет денежные средства ГРБС: им отводится роль посредников при исполнении разного рода программ государственного, муниципального уровня и прочих целевых программ. Учреждения занимаются планированием, распределением и контролем исполнения расходных программ. ГРБС должны действовать исключительно в границах бюджетного законодательства. Распределители учреждают автономные, казенные и бюджетные организации.

Письмо Минфина №02-06-10/36570 от 30 апреля 2020 года разъясняет, может ли ГБРС выступать в роли получателя бюджетных средств: да, если получает финансирование от вышестоящих организаций. В этой ситуации учреждение ведет единую Главную книгу, являясь получателем средств из бюджета и одновременно распорядителем (см. Инструкцию №157н в приказе Минфина от 01 декабря 2010 года), и заполняет отчетность по форме 0503127.

Государственные инстанции, местные органы здравоохранения, культуры — все это примеры ГРБС. Их основные задачи:

  • обеспечивать эффективное расходование ассигнований из бюджета подведомственными организациями;
  • контролировать целевое исполнение;
  • формировать и следить за исполнением подведами государственных (муниципальных) заданий;
  • осуществлять финансовый контроль;
  • консолидировать промежуточную и итоговую отчетность.

В ст. 158 БК РФ написано про полномочия ГРБС, эти учреждения:

  1. Следят за результативностью, адресностью и целевым исполнением средств из бюджетов.
  2. Занимаются ведением реестра расходных обязательств.
  3. Составляют планы расходов и обоснования по ассигнованиям. Занимаются формированием и утверждением государственных и муниципальных заданий.
  4. Делают бюджетную роспись и лимиты обязательств.

ГРБС должны заполнять специальную отчетность.

Роль распорядителей в госзакупках

Распорядители играют важную роль и в закупочной деятельности подведомственных им организаций. Вот чем заняты ГБРС в закупках по 44-ФЗ:

  • выступают в качестве закупщиков;
  • планируют заказы и согласовывают планы-графики госзаказов;
  • выполняют нормирование закупок.

Прежде всего ГБРС отвечают за плановый процесс. Их информируют об общих объемах средств бюджета и целевых аспектах расходования денег из сформированного на период бюджета. Главные распорядители занимаются составлением бюджетной росписи и доводят ее до подведомственных организаций. ГБРС распределяют суммы по источникам и направлениям.

Затем наступает очередь планирования — распорядители составляют планы-графики госзакупок. Согласно БК РФ финансирование ГРБС — это средства, которые адресно выделяют получателям, чтобы те реализовывали свои уставные цели и проводили закупки, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

У казенных и бюджетных учреждений ведомственная подчиненность иногда становится другой. В ст. 154 закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года написано, кто меняет ГРБС подведов: инициируют этот процесс государственные органы и органы местного самоуправления. В закупочной деятельности такая замена оказывает влияние только на уровень бюджета, откуда выделяются средства на госзаказы.

Примеры нормирования

Рассмотрим нормирование, которое выполняет ГРБС, на примере.

Формула для расчета затрат на оплату услуг связи, разработанная главным распорядителем, выглядит так:

  • Qi сот — число абонентских номеров пользователей, подключенных к этой сети по i-й должности;
  • Pi сот — цена услуги за один месяц;
  • Ni сот — число месяцев, в течение которых услуга предоставлялась.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: