Разделение властей: что это такое, описание и особенности

Особенности разделения власти в Российской Федерации

Принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)». Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостность народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Принцип разделения властей, изложенный в ст. 10 Конституции РФ достаточно лаконично, четко и ясно определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11, состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, Парламент, Правительство и суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации образования их органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения полномочий Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998. С. 74..

Чтобы понять особенности воплощения принципа разделения властей в Российской Федерации и недостатки этого воплощения, необходимо выяснить, какое место в механизме Российской Федерации занимает Президент.

Для нашей страны институт президентства является относительно новым явлением. Впервые в истории Российского государства должность Президента была введена 14 марта 1990 года, когда был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». В РСФСР должность Президента была введена в апреле 1991 года Законом РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР». Основанием для принятия данного Закона стал состоявшейся 17 марта 1991 года референдум РСФСР, на который был вынесен вопрос о введении поста Президента РСФСР. Нормативное закрепление в Конституции РСФСР положение о том, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной, власти, имеет принципиальное значение. Место Президента в механизме Республики четко и однозначно закреплялось на конституционном уровне.

Что касается Конституции РФ 1993 года, то она не закрепила аналогичную норму. При анализе ее положений весьма проблематично понять, какое же мест занимает Президент РФ в системе разделения властей.

В статье 10 Конституции сказано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. А в статье 11 сказано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Очевидным является факт, что законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Государственная Дума и Совет Федерации. В статье 94 Конституции сказано, что Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 110 Конституции Российской Федерации закрепляет место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей. «Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» – сказано в указанной статье. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации»31 развивает и уточняет положения Конституции. В статье 1 данного Закона Правительство Российской Федерации названо высшим исполнительным органом государственной власти в Российской Федерации. Судебную власть осуществляют суды Российской Федерации.

Возникает закономерный вопрос: а какое место занимает Президент Российской Федерации в системе разделения властей? К какой ветви власти его отнести? Федеральное Собрание – это законодательная власть, Правительство Российской Федерации – исполнительная, суды – судебная. В связи с этим понять, к какой же ветви власти отнести Президента Российской Федерации, весьма сложно. Конституция РФ, к сожалению, не позволяет однозначно сказать, какое место Президент в механизме нашего государства. Часть 1 статьи 80 закрепляет положение о том, что президент является главой государства в части 2 статьи 80 сказано, что Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Часть 1 ст. 7 называет Президента Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Сложность данного явления подчеркивается и тем, что в научной среде нет единого мнения на счет этого. Более того, многие ученые не решают сделать однозначный вывод о месте Президента в системе разделения властей. «Роль Президента, – пишет В.О. Лучин, – в обеспечении реализации Конституции обусловлена его местом в системе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако само это разделение пока остаётся не вполне ясным и достижимым Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М., 2010. – С. 447.». Он пишет: «Статус Президента – главы государства – объясняет, но лишь отчасти, то положение, что он прямо не включен ни в одну из ветвей власти. Однако статьями 11 и 80 Конституции принцип разделения властей фактически сводится на «нет Там же, с. 449.».

Читайте также:
Муниципальная должность: что это такое, описание и особенности

Особый интерес представляет мнение ученых, выделяющих президентскую власть. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин пишут: «принципиально новая дефиниция статуса Президента, содержащаяся в действующей Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2012. – С. 378. ». Там же: «Не включение Конституцией РФ напрямую Президента в исполнительную власть не нарушает закрепленного в ст. 10 Конституции принципа осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих трех ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента». Представляется, что нельзя абсолютизировать концепцию разделения власти на три ветви и полагать, что кроме этих органов власти, нет и не может быть других носителей власти». Наконец, вывод: «Есть и президентская власть. Термин «президентская власть» получил правовое закрепление в Российской Федерации и правовое закрепление в указах Президента о штандарте (флаге) Президента и о знаке президента, в которых они определяются как символ президентской власти». С необходимостью выделения самостоятельной президентской ветви власти согласна и Н.А. Михалева. «На наш взгляд, – пишет она, – Конституция РФ и практика лет позволяют говорить об особом положении Президента РФ в системе разделения властей, т.е. о составлении самостоятельной президентской ветви власти Конституционное право России: учебник / под ред. Н.А. Михалевой. – М., 2011. – С. 665.».

В.С. Швецов в своей работе выделяет власть Президента РФ в отдельную ветвь. Так он пишет: «…если президентская власть, находясь вне системы разделения властей, образует собственную систему управления властно-правовыми отношениями, то тогда следует говорить уже о реальном существовании двух систем: системы президентской власти с ее конституционными полномочиями обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и системы разделения на законодательной, исполнительной и судебной властей Швецов В.С. Разделение властей в Российской Федерации. Часть 1. Разделение Властей «по горизонтали». – М, 2012. – С. 105».

Схожей позиции придерживается и В.С. Нерсесянц. Он пишет: «Существующие в настоящее время в нашей стране проблемы с организацией государственной власти в соответствии с принципом разделения властей заключается в том, что существующая в Российской Федерации система разделения и взаимодействия властей носит в целом ассиметричный и несбалансированный характер – с явным перекосом в пользу полномочий Президента и его доминирующей роли в решении государственных дел, с очевидными слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской власти… Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. – М., 2008. – С. 688».

Многие ученые не выделяют самостоятельную ветвь президентской власти, но в то же время отмечают, что Президент РФ стоит вне системы разделения властей. Так, М.Д. Сомов пишет: «…Президент РФ находится вне пределов конституционного разделения власти… Сомов М.Д. Разделение властей: российский федеральный аспект. – М., 2006. – С. 152.». Схожей позиции придерживается и М.Н. Марченко. А. Рябов пишет: «В Конституции РФ устанавливается очевидный дисбаланс властей в сторону Президента, который не только наделяется огромными полномочиями, но и был вынесен за пределы политической системы как институт, стоящий над всеми другими, координирующий их деятельность и находящийся вне сферы контроля ни со стороны общества, ни этих институтов. Президент одновременно выступал и в роли главы государства, и фактического главы исполнительной власти, и в роли координирующей власти… Рябов А. Конституция 1993 года и некоторые особенности российской модели разделения властей // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2003. – № 45. – С. 107».

Достаточно распространенной точкой зрения на этот счет является такая точка зрения, согласно которой Президент РФ входит в исполнительную власть Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2012. – С. 341..

Можно привести еще множество точек зрения. Однако очевидно, что такое большое количество разнообразных и преимущественно критического характера мнений свидетельствует о том, что конституционно-правовой статус главы нашего государства нуждается в уточнении. Место Президента РФ в системе разделения властей вообще не невозможно определить, основываясь на действующей нормативно-правовой базе. С одной стороны, действующее конституционное законодательство не позволяет отнести Президента РФ ни к одной из ветвей власти, с другой – не дает достаточных оснований для выделения самостоятельной президентской ветви власти. На эту проблему нужно посмотреть не с конституционно-правовой точки зрения, а с политической. Необходимо учитывать ту политическую действительность, которая была в Российской Федерации на момент разработки и принятия Конституции 1993 года. Если знать, с какой на самом деле целью писалась действующая Конституция РФ, то нетрудно догадаться, что ее авторы не стремились воплотить принцип разделения властей и обеспечить верховенство права – она, помимо всего прочего, стремились дать как можно больше властных полномочий тогдашнему Президенту Российской Федерации. Именно этими целями и определяется положение Президента в механизме Российской Федерации, которое, с одной стороны, не позволяет его отнести ни к одной из традиционных ветвей власти, с другой – предоставляет ему существенные властные полномочия и рычаги влияния практически на все органы государственной власти Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: дисс. … докт. юрид. наук. – М., 2008. – С. 349.

Читайте также:
Пожарная безопасность: что это такое, описание и особенности

Думается, что такое положение является неправильным. Президент Российской Федерации, обладающий столь большим объемом полномочий и играющий ключевую роль в государственном механизме, должен иметь четкий статус и ясное положение в системе разделения властей.

Из буквального толкования статьи 10 вытекает, что не может существовать никаких других органов, кроме органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Но на практике такие органы есть. Президент РФ является элементом системы сдержек и противовесов. Именно Президенту РФ принадлежит право отклонения федеральных законов, принятых Государственной Думой и одобренных (или не одобренных) Советом Федерации.

Делая вывод, нужно отметить, что не следует понимать принцип разделения властей слишком буквально и подходить механически к построению системы органов государственной власти. То есть не следует думать, что все органы должны строго относится к одной из трех ветвей власти. Наличие органов законодательной, исполнительной и судебной власти не означает, что не может быть иных государственных органов или должностных лиц, которые не относятся ни к одной из ветвей власти. Главное в принципе разделения властей – это наличие органа законодательной власти, который только и может принимать законы и обладает относительным верховенством; это наличие органов исполнительной власти, которые могут быть подотчетны парламенту, но все же действуют независимо; и наконец, это наличие полностью независимых судебных органов. Органы, не входящие в систему разделения властей, могут существовать, но их компетенция не должна вносить разлад в систему сдержек и противовесов и подметать органы государственной власти, которые входят в систему разделения властей.

Разделение властей: общая характеристика

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера – осуществление правосудия – деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

– право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

– право Президента РФ распускать Государственную Думу;

– право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Читайте также:
Обязанность доказывания: что это такое, описание и особенности

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «ос-вобозедает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь».

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но осооая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер-жек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Читайте также:
Магистратское право: что это такое, описание и особенности

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — ароитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизоежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каиедый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

Что такое разделение властей и как оно работает в России

Разделение властей – это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

Все власти равны и автономны.

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их – ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений – объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха – король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк – отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

Цель разделения властей – предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.

Шарль Луи де Монтескьё – французский просветитель, автор теории разделения властей

Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма – разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Разделение властей в России

Разделение властей – одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ – это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты – Государственной Думы, и верхней палаты – Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть – по партийным спискам, часть – по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

Читайте также:
Право убежища: что это такое, описание и особенности

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ – это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть – это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ – это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Но говорить о «четвертой власти» – президентской – невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы считаются подзаконными актами – как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Тем не менее, в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является – президент или премьер-министр.

За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов – это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей – один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

Характеристика принципа разделения властей в Российской Федерации

Принцип разделения властей: предпосылки, последователи и особенности

В качестве одного из главных принципов конституционализма и демократической структуры государственной власти выступает принцип разделения властей, иными словами, дифференциации властной компетенции между всеми ветвями власти для того, чтобы предотвратить концентрацию ее в руках одного направления и создать структуру сдержек и противовесов от злоупотребления властной компетенцией.

Формирование современной теории разделения властей обусловлено многовековым опытом человечества. Должно было пройти много столетий для того, чтобы одни из самых просвещенных правителей поняли всю разрушительность того, что власть концентрируется у одного человека и пагубные последствия тирании одного правителя. Но, стоит отметить, что такие режимы есть и сегодня в некоторых странах.

Дж. Локк и Ш. Монтескье – классики теории разделения властей. Д. Дидро, Г. Гельвеций, а также некоторые другие западноевропейские и североамериканские мыслители развивали их идеи.

В качестве одного их самых ярких преимуществ теории разделения государственной власти выступает то, что ее реализация дает возможность предупредить излишнюю концентрацию власти в руках одного человека, органа или направления власти, прекратить злоупотребление властью и ее узурпацию, сформировать ряд препятствий на пути антидемократических тенденций тоталитаризма и авторитаризма.

На основании общего правила, которое вытекает из разделения властей, для исполнительной и законодательной власти недопустимо подменять друг друга и вмешиваться в реализацию функций, которые зарезервированы за каждой из них.

Данная теория допускает единство государственной власти и то, что ее различные ветви взаимосвязаны. Для государственной власти свойственно оставаться единой в своей природе, источнике и предназначении, потому что она идет от народа в общем, от неделимой цели выражать интересы всего народа – общности граждан определенного государства. Данное единство также можно увидеть в том, что работа всех трех ее направлений происходит не особняком, а в тесном взаимодействии.

Из-за тесного взаимопроникновения направлений власти теория разделения властей получила дальнейшее толкование в конституционном праве и нашла отражение в ряде постулатов относительно важности достижения баланса между властями и формирования структуры сдержек и противовесов. Для каждой страны свойственно выражение принципа разделения властей в своей системе взаимоотношения властей, но ключевым условием обеспечения демократической природы страны является следование общим требованиям осуществления этого принципа.

Читайте также:
Лесной фонд: что это такое, описание и особенности

История принципа разделения властей в России

Разделение власти в России, процесс становления и утверждения данного принципа прошел через долгий период его непризнания. Долгое господство в дореволюционной России режима абсолютной монархии мешало теоретическому и практическому пониманию принципа разделения власти. В Советской России данный принцип также не нашел поддержки, формирование социалистической страны было тесно связано с ликвидацией буржуазного парламентаризма и непонимания «отсталого принципа» разделения власти.

Разделение властей в РФ связано с Конституцией, которая действует и сегодня. На основании действующей Конституции РФ 1993 г. под разделением властей понимается один из обязательных критериев демократической организации России. Согласно ст.10 Конституции РФ для государственной власти в РФ свойственно осуществляться, основываясь на разделении на законодательную, судебную и исполнительную власти.

Особое внимание необходимо уделить тому, что органы каждой из трех властей являются самостоятельными. Это говорит о том, что органы данных властей реализовывают свои полномочия с одной стороны и формируют единую структуру с другой стороны.

Уровни в системе органов государственной власти в РФ

Существует два уровня в системе органов государственной власти в РФ. Речь идет о федеральном и региональном уровне. Также их называют субъектами РФ.

На основании Конституции государственная власть в РФ осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, судами РФ, а в субъектах образуемыми ими органами государственной власти. В субъектах РФ формируются такие же федеральные органы. Разграничение компетенции между рядом органов законодательной, исполнительной и судебной власти в ключевых частях РФ происходит на базисе принципа разделения властей РФ.

Как делится имущество при разводе

Кому чайник, а кому — машина

Если совместно нажитое имущество не разделить за 3 года, оно навсегда останется в общей собственности бывших супругов.

Но это не единственная проблема, с которой можно столкнуться при разделе имущества. Например, сложно доказать, что квартира или дом не общие и их не нужно делить пополам, если кто-то в браке потратил на покупку личные деньги.

Я юрист, и у меня спрашивают, как поделить построенный в браке дом или как при разводе не отдавать жене машину, если работал только муж. В статье я расскажу, что бывшие супруги могут поделить, а что останется их личной собственностью, как поделить все мирно или через суд и как обжаловать судебное решение о разделе, если оно нарушает ваши права.

Что вы узнаете

  • Законодательство
  • Нужно ли делить имущество
  • Cовместно нажитое имущество
  • Личное имущество
  • Что и как делится при разводе
  • Особенности раздела при наличии детей
  • Способы раздела имущества
  • Как оценивается имущество при разводе
  • Как разделить имущество мирным путем
  • Как разделить имущество через суд
  • Расходы на раздел имущества
  • Как обжаловать судебное решение
  • Как наложить арест
  • Что делать, если прошло 3 года после развода
  • Как делить имущество, оформленное на другого человека
  • Как оформить отказ от имущества при разводе
  • Как избежать раздела имущества при разводе

Законодательство

Правила раздела имущества при разводе закреплены в третьем разделе семейного кодекса. Там сказано, что по умолчанию все имущество, что приобретено супругами в браке, общее и делится поровну — независимо от того, на чье имя оно записано.

Исключение: если один супруг получил что-то в подарок, по наследству или в результате приватизации, то это его личная собственность, которая при разводе не делится. И если супруг заплатил за что-то добрачными деньгами или деньгами от продажи полученного безвозмездно имущества, то это тоже неделимое имущество.

Также супруги могут заключить брачный договор и прописать в нем другие правила.

Еще на случай раздела имущества при разводе пригодится глава 16 гражданского кодекса — об общей собственности и о том, как ею пользоваться и разделить. А о нюансах бракоразводного процесса можно прочесть в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 № 15.

Нужно ли делить имущество

Делить имущество — это право, а не обязанность бывших супругов. Например, если за время брака вы покупали только недорогие бытовые приборы и можете договориться, кто заберет чайник, а кто микроволновку, то составлять какие-либо документы о разделе имущества или идти в суд не нужно. Но если вы много лет прожили вместе и хотите официально определить, кому достанется дом, а кому — машина, придется делить имущество официально.

Что будет, если не делить имущество при разводе. Много лет действовала практика, что если в течение трех лет после развода бывшие супруги не поделили имущество, значит, они договорились о сохранении фактического порядка дел. То есть если жена после развода увезла диван, а муж не попросил половину денег за него, то через три года этот диван полностью принадлежит жене. Или если муж в период брака стал титульным собственником квартиры — то есть владельцем по документам, а жена в течение трех лет не пошла в суд признавать свое право на половину жилья, то позже она уже ничего не сможет требовать и все достанется мужу.

Читайте также:
Опубликование законов: что это такое, описание и особенности

В последние годы судебная практика поменялась: теперь неподеленное в трехлетний срок приобретенное в браке имущество навсегда остается общей совместной собственностью. На самом деле по закону всегда было так, и пленум Верховного суда РФ еще в 1998 году так постановил, но почему-то раньше правовые нормы толковались наоборот.

Например, женщине из Санкт-Петербурга пришлось два года доказывать, что купленная в браке машина осталась в совместной собственности, а не перешла единолично к мужу, раз ее вовремя не поделили в суде. Дело попало в Верховный суд, и только там судьи вспомнили про старые разъяснения относительно имущества, которое не разделили.

Спустя несколько лет тот же вопрос подняли бывшие супруги из Московской области. В браке две квартиры записали на жену, а через четыре года муж потребовал отдать ему одну из квартир. И снова только Верховный суд подтвердил, что все не поделенное при разводе остается общим.

При этом чем больше времени пройдет с момента развода, тем больше сил придется потратить на судебный спор, если возникнут разногласия об использовании общего имущества. А в случае с машиной, например, может оказаться нечего делить.

Все, что нужно знать о разделе имущества при разводе: юрист объясняет все тонкости на примерах

При расторжении брака у бывших супругов возникает необходимость в разделе имущества. Каким образом будет происходить этот раздел, зависит от того, какой режим имущества выбрали супруги при заключении брака.

Понятие совместной собственности супругов

Перед тем, как разобраться с видами режима совместного имущества супругов, необходимо понимать, что такое совместная собственность супругов.

В соответствии с ч.1 ст. 34 СК РФ совместной собственностью супругов признается имущество, нажитое ими во время брака.

Какое именно имущество, нажитое во время брака, законодатель признает совместным (ч. 2 ст. 34 СК РФ)?

  • любые доходы (от трудовой деятельности, интеллектуальной и предпринимательской)
  • пенсии, пособия и иные выплаты , не имеющие целевого назначения (например, материнский капитал является целевой выплатой и разделу не подлежит);
  • движимые и недвижимые вещи;
  • ценные бумаги , паи, доли в капитале кредитных учреждений и иных коммерческих организаций;
  • иное имущество , приобретенное во время брака, не зависимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено и/или кем из супругов внесены денежные средства.

Личное имущество супругов

К личному имуществу каждого из супругов относится (ст. 36 СК РФ):

  • имущество, полученное в собственность до вступления в брак;
  • имущество, полученное по безвозмездным сделкам (дарение, наследование и пр.)
  • вещи индивидуального пользования (кроме предметов роскоши);
  • право на результат интеллектуальной деятельности, если один из супругов является его автором.

Виды режимов совместного имущества

Уже упоминалось выше, что порядок раздела имущества определяется совместным режимом имущества.

Выделяют законный режим имущества (Гл. 7 СК РФ) и договорной режим имущества (Гл.8 СК РФ). Разделить совместно нажитое имущество можно как во время брака, так и после его расторжения.

Законный режим имущества супругов

Этот режим действует не только при разделе имущества после прекращения брачных отношений, но и во время брака. Данный режим определяет порядок владения, пользования и распоряжения совместной собственностью, какое имущество считается совместной собственностью, а какое – нет, в соответствии с законом.

При разделе доли супругов во всей массе имущества признаются равными, и все совместно нажитое имущество просто делится пополам (ч.1 ст. 39 СК РФ).

Закон позволяет отойти от равенства долей в супружеском имуществе при следующих обстоятельствах (ч.2 ст. 39 СК РФ):

  • если этого требуют интересы несовершеннолетних детей;
  • если один из супругов не имел доходов по неуважительным причинам;
  • если один из супругов расходовал общее имущество вопреки интересам семьи.

Выдел долей и раздел имущества при законном режиме осуществляет суд (Ст. 38 СК РФ).

Договорной режим имущества супругов

Как понятно из названия, такой режим действует при наличии соглашения между супругами. То есть порядок регулирования режима совместной собственности, имущественные права и обязанности в браке, и при его расторжении определяются брачным договором.

Брачный договор должен быть составлен в письменной форме и нотариально удостоверен. Он может быть заключен до регистрации брака и в любое время брака. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося имущества, так и в отношении будущей собственности (ст.41 СК РФ).

Этот документ может устанавливать (ст. 42 СК РФ):

  • режим совместной, долевой или раздельной собственности супругов;
  • режим всей собственности супругов и/или только ее части и/или отдельных видов собственности;
  • режим собственности каждого из супругов;
  • порядок взаимного содержания;
  • способы участия в доходах друг друга;
  • порядок несения расходов каждым из супругов;
Читайте также:
Неоконченное преступление: что это такое, описание и особенности

При этом, устанавливаемые брачным договором права и обязанности могут ограничиваться сроками, либо ставиться в зависимость от наступления и/или ненаступления определенных условий.

После расторжения брака супруги могут заключить соглашение о разделе имущества, если ранее они не заключили брачный договор. Такое соглашение по своей сути будет похоже на брачный договор практически по всем характеристикам, кроме возможности урегулировать вопросы собственности на будущее время.

Раздел имущества супругов на примере конкретной ситуации

Теперь от теории перейдем к практике и разберем на конкретном примере, как происходит раздел имущества супругов.

Предположим, супруги, у которых есть частный дом и земельный участок расторгли брак и после этого решили разделить имущество. Если между супругами был заключен брачный договор, то тогда раздел имущества происходит в соответствии с условиями этого договора.

Если брачный договор не заключен, то возможны два варианта:

  • заключить соглашение о разделе имущества и прописать условия, которые устраивают обе стороны;
  • обратиться в суд , если договориться о разделе имущества не получилось.

Есть еще один вариант – продать имеющиеся имущество и разделить деньги пополам. Это самый простой и быстрый способ поставить точку в вопросе раздела совместно нажитого имущества, если его немного.

Заключение соглашения о разделе совместно нажитого имущества

Допустим, наши гипотетические бывшие супруги решили заключить соглашение о разделе имущества. Прежде чем обратиться к нотариусу, (нотариальная форма для этого соглашения обязательна) необходимо обговорить условия будущего соглашения хотя бы в общих чертах (например, дом и земельный участок переходят к супруге, а она выплачивает определенную сумму в качестве компенсации своему бывшему мужу) и как распределяются расходы по оформлению сделки (супруги оплачивают оформление пополам или кто-то один).

Бывшим супругам необходимо представить нотариусу:

  • паспорта;
  • свидетельство о расторжении брака;
  • СНИЛС (если нотариус будет регистрировать переход права собственности);
  • документы на земельный участок и дом (в нашем примере именно это имущество является совместно нажитым) – это может быть договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности и/или выписка из ЕГРН о правах на недвижимое имущество.

Каждый нотариус вправе затребовать дополнительные документы, поэтому следует заранее подготовиться к оформлению соглашения – выбрать нотариуса, предварительно позвонить или направить копии документов на электронную почту для предварительной консультации (сейчас практически все нотариусы практикуют консультации онлайн). Нотариус изучит документы, желаемые условия и тогда озвучит, нужно ли еще что-то дополнительно представить или нет, а также рассчитает стоимость оформления соглашения. Стоимость зависит от цены договора. Взимаемая нотариусом плата состоит из двух частей: государственная пошлина (сейчас она составляет 500 рублей) плюс техническая и юридическая работа – 0,5 % от стоимости договора, не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей.

Таким образом, оформление соглашения обойдется супругам не более, чем в 20 500 рублей. Сюда также стоит приплюсовать расходы по уплате госпошлины за регистрацию перехода права собственности. Ее размер зависит от категории земельного участка и долей, переходящих к новому собственнику – не более 4000 рублей.

Раздел имущества в судебном порядке

Если супругам не удалось прийти к соглашению, и возник спор, то в этом случае раздел будет производить суд.

Один из супругов (бывших супругов) подает исковое заявление в суд, в котором указывает свой желаемый вариант раздела совместной собственности. И тут снова можно найти компромисс и заключить мировое соглашение.

Предположим, супруги договорились и заключили мировое соглашение. В этом случае, если его условия соответствуют закону, то суд утверждает это соглашение и производство по делу прекращает. Условия соглашения содержатся в определении суда, которое, конечно, тоже является судебным актом, поэтому его необходимо исполнить. Это значит, что если один из супругов решит не соблюдать условия соглашения, то второй может обратиться в суд за выдачей исполнительного листа и в службу судебных приставов для принудительного исполнения условий мирового соглашения, закрепленных в судебном акте.

Какие финансовые издержки ждут стороны при таком варианте?

Тот супруг, который подал исковое заявление, заплатил госпошлину за судебное рассмотрение. Ее размер зависит от суммы иска (ст.ст. 333.19 Налогового кодекса РФ). Обычно при подаче искового заявления ориентируются на кадастровую стоимость имущества, и от этой суммы высчитывается размер госпошлины. Максимально возможная сумма госпошлины – 60 000 рублей. Также стороны могли понести расходы по оплате юридических услуг. При заключении мирового соглашения обычно судебные издержки сторонами друг другу не возмещаются, но этот момент тоже можно обговорить, и разделить пополам.

Читайте также:
Правовое государство: что это такое, описание и особенности

Если был получен исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство, при этом должник по исполнительному производству не выполнил условия соглашения в указанный приставом срок (обычно 5 суток), с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от суммы иска.

Однако наши супруги могли не договориться и продолжить судебное разбирательство. В этом случае, для вынесения решения понадобится оценить имущество, и суд назначит соответствующую экспертизу.

Стороны могут попытаться убедить суд отступить от равенства долей, хотя именно так подлежит разделу имущество в соответствии с законом. Сделать это достаточно сложно, хотя закон допускает отступление от равенства долей, однако суды, в большинстве своем, отказывают в таких требованиях.

Какие судебные издержки понесут стороны при этом варианте?

  • оплата госпошлины истцом;
  • если ответчик подаст встречное исковое заявление (свой вариант раздела имущества), то тоже будет оплачивать госпошлину, но в меньшем размере (ст. 333.20 НК РФ);
  • оплата юридических услуг (составление документов и представительство в суде);
  • оплата госпошлины за регистрационные действия при оформлении раздела имущества в Росреестре.

Итак, судебное разбирательство закончилось, каждому из супругов досталось по 1/2 доли в собственности на дом и на земельный участок.

То есть, только на бумаге произошел раздел. В реальной жизни уже чужие люди вынуждены «делить» недвижимость. Если дом, достаточно большой и планировка позволяет, то можно определить порядок пользования и домом, и земельным участком (в случае спора – снова в суд). Несложно представить, какой будет жизнь бок о бок с бывшей «второй половиной».

Выбор варианта раздела имущества

Приведенный выше пример возможных вариантов раздела имущества наглядно показывает, что самый выгодный вариант – это любой компромисс.

Безусловно, хорошо, если люди смогли договориться при заключении брака и оформили брачный договор. Конечно, это не панацея. Брачный договор тоже можно оспорить, если один из супругов посчитает, что условия в изменившейся ситуации для него больше не выгодны.

Судебные разбирательства – это долго, дорого и не всегда приносит удовлетворение. Даже бывшие супруги могут договориться и обойтись без арбитра в лице судебной власти, а решить все самостоятельно и прийти именно к тому результату, который устроит обе стороны.

Раздел имущества при разводе: от брачного договора до медиации и суда

Во время развода одной из главных проблем экс-супругов является раздел их имущества. Для того чтобы понять, кому и что положено по закону, необходимо учесть множество аспектов. Юристы и нотариусы рассказали, какая собственность считается неразделимой, что делать с ипотекой, чем отличается брачный контракт от соглашения, какое имущество разделить не получится, а также как экс-супругам может помочь медиация.

Эксперты в этой статье

  • Ольга Балбек, главный юрист сети офисов «Миэль»
  • Екатерина Лексакова, член комиссии Федеральной нотариальной палаты

Совместная собственность

Основные положения раздела собственности бывших супругов при разводе указаны в Семейном кодексе Российской Федерации. Все, что приобретено супругами в браке в результате возмездных сделок, является их совместной собственностью. Исключением считается имущество, которое один из супругов получил в результате безвозмездных сделок — дарения, наследства или приватизации, а также если супруги заключили брачный договор, пояснила Ольга Балбек, главный юрист сети офисов «Миэль». Она уточнила, что если один из супругов приобрел квартиру до брака, то она является его собственностью. Однако если жилье приобретено в рассрочку или ипотеку, а выплаты производятся в период брака, то второй супруг может претендовать на это имущество при его разделе.

Читайте также:

  • Поровну или по-честному: как делить недвижимость при разводе
  • Верховный суд разъяснил порядок раздела имущества при разводе

Кто оценивает имущество

За многие годы брака бывает непросто оценить совместно нажитое имущество. Супруги зачастую вкладывают большие деньги в ремонт квартиры или даже самостоятельно возводят загородные дома. «Конечно, если вопрос решается миром, то стороны определяют стоимость нажитого имущества самостоятельно. Но если между бывшими мужем и женой идет спор, то заказывается оценка недвижимости. Для этого необходимо пригласить специалиста в официальной оценочной компании», — рассказала юрист.

Ипотека

Если супруги разводятся, но у них есть квартира, по которой выплачивается ипотечный кредит, то они должны определить по соглашению сторон либо в судебном порядке, за кем остается данный объект недвижимости и кто продолжит выплачивать кредит. «В этом случае необходимо обратиться в банк о возможном изменении кредитного договора. Также они могут выделить доли во владении квартирой и после этого разделить кредит», — поясняет Бальбек. Если стороны не смогли договориться, кому останется квартира, и распределить обязанности по выплате ипотеки, то им придется обратиться в суд. Возможности раздела имущества супругам при разводе в суде также нужно согласовывать с банком, кроме случаев, когда эти варианты уже были учтены при выдаче кредита — например, условия брачного договора.

Читайте также:
Правовое государство: что это такое, описание и особенности

Читайте также:

  • Ипотека после развода: как выплачивать кредит
  • Ипотека и брак: нюансы раздела залоговой квартиры при разводе

Брачный договор

Брачный договор — действенный способ урегулирования имущественных отношений. Заключить брачный договор можно до государственной регистрации брака и в любое время после регистрации брака, но до момента развода. Брачный договор часто позволяет избежать корыстных и нечестных действий супругов в отношении недвижимого имущества. «Бывают ситуации, когда не сами супруги, а другие лица настаивают на заключении между супругами данного договора. Например, у нас был случай, когда отец женщины, состоящей в браке, хотел приобрести для нее квартиру. Он настоял на заключении брачного договора между дочерью и ее супругом, в котором было зафиксировано, что супруг не будет никаким образом претендовать на это жилье. Впоследствии эта пара действительно рассталась, но, благодаря брачному договору, купленная для женщины квартира осталась полностью в ее собственности», — комментирует юрист.

Пример брачного договора

Соглашение о разделе

Соглашение о разделе имущества заключается как в период брака, так и после его расторжения. «Оно касается только имеющегося у супругов имущества. Такое соглашение, как и брачный договор, избавляет супругов от затяжной и затратной судебной процедуры, позволяя решить финансовые и имущественные вопросы быстро и эффективно», — рассказала Екатерина Лексакова, член комиссии Федеральной нотариальной палаты.

Регистрация

Разведенного супруга (супругу) не всегда можно снять с регистрации без его согласия. «В случае нежелания зарегистрированного лица сняться с регистрационного учета собственнику квартиры, желающему снять зарегистрированное лицо с учета, предстоит доказать в суде, что зарегистрированное лицо перестало быть членом семьи собственника или фактически не проживает и не оплачивает коммунальные платежи. Однако человека нельзя выписать из квартиры, если на момент приватизации данного жилого помещения он отказался от приватизации в пользу других собственников», — комментирует Бальбек. Она пояснила, что в таком случае за этим гражданином сохраняется пожизненное право пользования данным помещением.

Неразделимая собственность

Не всю недвижимость можно поделить поровну или вообще поделить при разводе. Нельзя разделить недвижимость, купленную до брака одним из супругов, подаренную до или во время брака одному из супругов, перешедшую по завещанию либо отданную в наследство, уточнила юрист. По ее словам, также не получится разделить квартиру, приватизированную только на одного из супругов во время брака. Однако если второй супруг отказался от приватизации в пользу других собственников, то его нельзя снять с регистрационного учета и за ним сохраняется пожизненное право пользования данным жилым помещением. Также при разводе нельзя разделить неприватизированную жилплощадь. Разделить квартиру, которая принадлежит супругам на основании договора социального найма, можно только путем обмена, резюмировала эксперт.

Читайте также:

  • В каких сделках с недвижимостью необходимо участие нотариуса
  • Разведенных родителей обязали оплачивать ребенку жилье. Что нужно знать

Нотариальное удостоверение

Часто семейные пары обращаются к юристам, которые обещают помочь им с составлением брачного договора или соглашения о разделе имущества. Но эти документы не имеют никакой силы не только потому, что часто там встречаются пункты, которые противоречат российскому законодательству, но и потому, что и брачный договор, и соглашение о разделе имущества подлежат обязательному нотариальному удостоверению, комментирует Лексакова. По ее словам, нотариус всегда поможет составить грамотный и подробный документ, который в полной мере устроит обоих супругов. Он также разъяснит сторонам правовую суть сделки, проверит волеизъявление сторон, проследит за тем, чтобы условия договора не ущемляли и не были кабальными ни для одной из них, поясняет член ФНП.

Медиация

Недавно появился и набирает популярность институт медиации, который помогает урегулировать конфликты мирно и эффективно, не прибегая к судебным разбирательствам. Для этого разводящиеся супруги подключают третью сторону — медиатора, который помогает им найти компромисс, поясняет Лексакова. По ее словам, заключенное медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом, имеет силу исполнительного документа. То есть если одна из сторон не будет выполнять свои обязательства, соглашение дает возможность прибегнуть к процедуре исполнительного производства, минуя суд, объясняет эксперт.

Существует только два способа разделить имущество: судебный и через нотариуса. Однако нотариус работает в области бесспорной юрисдикции, поэтому если договориться мирно (даже с помощью медиатора) не удалось, сторонам придется идти в суд, поясняет член ФНП. Она подчеркнула о необходимости учитывать, что оплата госпошлин и расходы на представителей сторон в суде в итоге оказываются куда выше, чем оплата нотариального тарифа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: