Разделительный баланс: что это такое, описание и особенности

Разделительный баланс

Вы будете перенаправлены на Автор24

Разделительный баланс представляет собой документ, который формируется при реорганизации предприятия в виде выделения или разделения, и включает данные об активах, капитале, обязательствах и резервах, распределяющихся между участвующими в реорганизации сторонами.

Универсальной формы разделительного баланса на данный момент не существует. Для этих задач применяется категория бухгалтерской документации, учрежденная Приказом Минфина от 02.08.2010 № 66н. В нашем случае баланс дополняется необходимыми схемами или графами.

Например, при разделении предприятия А на две фирмы B и С в разделительном учете организации А на период реорганизации по каждому пункту бухгалтерского баланса необходимо предусмотреть разделение между новыми подгруппами.

Принцип составления разделительного баланса

Принцип формирования указанного вида документов прост. Суммы пассивов и активов, указанные в соответствующих пунктах баланса реорганизуемого юридического лица, следует изначально распределить согласно решению владельцев на две категории:

  • суммы, которые фиксируются на балансе (в учете);
  • суммы, которые трансформируются в баланс (в учет) выделенной организации.

При этом в процессе подобного разделения необходимо учесть моменты, подчиненные налоговому законодательству. Далее рассмотрим их более подробно.

Согласно статье 98.3 Налогового кодекса (далее – НК), в случае распределения посредством выделения денежных обязательств или налогового долга реорганизуемого налогоплательщика, а также ответственности за несоблюдение налогового законодательства в полной мере остаются за самим налогоплательщиком. Выделенной компании они в итоге не передаются. Другими словами, процесс выделения не характеризует взаимоотношения с бюджетом реорганизуемого предприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

Составление разделительного баланса

Формирования разделительного баланса необходимо начинать с раздела существующего пассива «Собственный капитал», так как собственники ранее распределили доли уставного капитального актива после реорганизации.

Здесь следует определиться с суммами уставного капитала и нераспределенного дохода, которые остаются на фирме и переходят на новый баланс. Какие именно пассивы и активы передаются, решают владельцы.

Допустим, собственники решили изначально передать на обновленный баланс: техническое оборудование для производства пластиковых товаров, компьютер, а также материалы и сырье, необходимые для суммы кредита, реализации продукции, оплаты долга, взятого в банке для приобретения оборудования (вместе с неуплаченной ставкой). Желательно, чтобы дополнительные передаваемые суммы пассивов и активов были непосредственно связаны с деятельностью, которую будет проводить новая реорганизованная компания.

Основное условие при составлении разделительного баланса – сохранить общий баланс активов и пассивов двух компаний. Отметим, что если бы главной задачей реорганизации была передача изготовления пластиковых товаров, начинать формирование данной категории бухгалтерского учета следует с передачи соответствующих активов, а не с распределения долей. А затем уже делить корпоративные права, полученные пассивы и чистые активы.

Особенности формирования бухгалтерской отчетности при разделительном балансе

Учитывая, что данные в балансе, в том числе разделительном, демонстрируются свернуто (к примеру, общая цена продуктов, основных финансовых вложений и т.д.), то к подобному балансу прилагаются соответствующие детализации, расшифровки и пояснения. Ведь необходимо понимать, какие именно объекты ключевых средств передаются, какая по ним начисляется амортизация на период передачи, а также, например, долги каких покупателей кому из сторон реорганизации передаются. Для этих задач в состав документов, прилагаемых к разделительному балансу, включатся первичные учеты на договоры, покупку передаваемого имущества и акты сверки, сведения инвентаризации и другая необходимая документация.

Некоторые нюансы составления бухгалтерской отчетности при разделительном балансе учреждены Приказом Минфина от 20.05.2003 № 44н в виде Методических рекомендаций. Следует отметить, что формирование разделительного учета рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода или дате подачи промежуточных бухгалтерских документов.

Действия бухгалтера при реорганизации в форме выделения

Продолжаем серию материалов о реорганизации. Предыдущая статья была посвящена реорганизации в форме преобразования. В настоящем материале речь пойдет о выделении. Как правильно составить разделительный баланс? Можно ли учесть убытки реорганизованной компании? Нужно ли обнулить базу по страховым взносам в фонды? Эти и другие важные вопросы, связанные с выделением, будут рассмотрены в данном материале.

В чем суть выделения

Выделение — это форма реорганизации, при которой часть компании (например, одно из структурных подразделений) превращается в отдельное юридическое лицо. При выделении «старая» компания отдает вновь созданной организации часть своих активов, долгов, обязательств, прибыли, фондов и проч.

У выделения есть важная отличительная черта — после реорганизации компания-предшественник не прекращает свое существование, а продолжает работать, но в «уменьшенном» виде.

Начальный этап выделения

Выделение, как и любая реорганизация, начинается с принятия собственниками соответствующего решения. В течение трех рабочих дней организация должна письменно сообщить о нем в «регистрирующую» налоговую инспекцию и туда же принести само решение. Также в течение трех рабочих дней нужно проинформировать Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

После этого дважды (с периодичностью раз в месяц) необходимо опубликовать в специальных изданиях уведомление о реорганизации. Кроме того, в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления в инспекцию, необходимо оповестить всех известных кредиторов (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Затем следует подготовить новый устав и учредительный договор для выделяемой компании и провести инвентаризацию имущества и обязательств «старой» организации. Об этом говорится в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Читайте также:
Потребители рекламы: что это такое, описание и особенности

Разделительный баланс

Следующий шаг — это составление разделительного баланса. Его дату определяют учредители. Минфин России рекомендует датировать разделительный баланс концом квартала или года (п. 6 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации*).

В нормативах нет определения, что такое разделительный баланс. Единственное требование к этому документу — в нем должны быть прописаны «положения о правопреемстве» (п. 1 ст. 59 ГК РФ). То есть необходимо указать, в какой сумме к правопреемнику переходит дебиторская и кредиторская задолженность (в том числе по зарплате персонала, налогам и страховым взносам), а также имущество. Его можно отражать как по остаточной стоимости, так и по рыночной — в зависимости от решения учредителей (п. 7 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации).

Форма разделительного баланса не утверждена. Многие компании используют обычный бланк бухгалтерского баланса и делают на титульном листе пометку «разделительный». Но налоговики нередко отказываются принимать такой документ, обосновывая тем, что в нем отражены только итоговые значения по статьям, а расшифровка отсутствует. Поэтому бухгалтерам лучшее заранее составить приложения к разделительному балансу, где подробно расписать, из чего складывается каждая цифра.

Есть и другой способ — составить разделительный баланс в виде соглашения учредителей компании-правопреемника о том, какое имущество и обязательства передаются в выделяемую организацию. Здесь важно указать стоимость каждого объекта и размер каждого обязательства с подробным перечнем всех должников, кредиторов, а также налогов и других платежей.

Часто бухгалтеры задают вопрос: нужно ли предшественнику при передаче активов и обязательств делать проводки? Строго говоря, не нужно. Это следует из пункта 11 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации. Однако, бухгалтерские программы зачастую не позволяют полностью отказаться от проводок. В связи с этим главбухи применяют либо вспомогательный счет 0, либо более привычный счет 76 субсчет «Передача активов и пассивов при реорганизации». Если все проводки сделаны правильно, то в итоге сальдо по такому счету будет нулевым.

Период до завершения реорганизации

К разделительному балансу нужно приложить заявление о госрегистрации выделяемого юридического лица, решение о реорганизации, документ об уплате госпошлины и другие бумаги, перечисленные в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ. Пакет документов полагается сдать в «регистрирующую» налоговую инспекцию. После того, как инспекция внесет соответствующую запись в ЕГРЮЛ, будет считаться, организация, созданная путем выделения, начала действовать.

На практике период ожидания, как правило, длится от нескольких дней до нескольких месяцев. В это время «старая» компания продолжает работать. В частности, начисляет зарплату, амортизацию, выставляет счета и выписывает накладные и счета-фактуры.

При выделении компания-предшественник не должна составлять заключительную отчетность, потому что деятельность будет продолжена. Соответственно, счет 99 «Прибыли и убытки» на момент выделения закрывать не нужно. Также нет необходимости разделять показатели отчета о прибылях и убытках на показатели, относящиеся к «старой» компании и к той, что была выделена. Операции, совершенные в период с момента подписания разделительного баланса до создания выделившегося юрилица, будут в обычном порядке отражены в квартальной и годовой отчетности предшественника.

Вступительная бухотчетность выделившейся компании

Организация, созданная в результате выделения, должна составить вступительный баланс на дату внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. В графе 3 баланса следует отразить сведения на дату реорганизации. В графах 4 и 5 будут стоять прочерки, так как на 31 декабря прошлого и позапрошлого годов предприятие-правопреемник еще не существовало.

Особое внимание надо обратить на уставный капитал вновь образованного юридического лица. Он может быть сформирован одним из двух способов.

Первый способ подразумевает, что компания-предшественник выделяет часть своего имущества в качестве вклада в уставный капитал выделившейся организации. При этом величина УК предшественника не изменяется. В этом случае предшественник должен показать в своем учете финансовые вложения, а выделившаяся компания — взносы в уставный капитал.

При втором способе уставный капитал «старой» организации делится на две части: одна часть остается у предшественника, вторая достается правопреемнику. У акционерных обществ превышение стоимости чистых активов над совокупной номинальной стоимостью отражается во вступительном балансе как добавочный капитал. Остальные организации разницу между чистыми активами и уставным капиталом показывают во вступительном балансе в строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Причем положительную разницу отражают просто цифрой, а отрицательную — в круглых скобках.

Независимо от выбранного способа, выделившаяся организация при формировании уставного капитала проводки не создает.

В налоговую инспекцию вступительный баланс сдается либо сразу после оформления, либо по завершении текущего квартала — в зависимости от того, как удобнее вашему инспектору.

«Первичка» в переходный период

После реорганизации в форме выделения к вновь образованной компании, как правило, переходят договорные отношения с некоторыми контрагентами. При этом договоры с такими партнерами подписаны организацией-предшественником. Нужно ли заключать дополнительные соглашения о замене стороны сделки? Или достаточно разослать информационные письма, где указать название и реквизиты выделившейся компании?

На наш взгляд, допустимо ограничиться письмами. Согласно пункту 4 статьи 58 ГК РФ к выделившемуся юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованной компании по разделительному балансу. Это относится и к договорным отношениям. Значит, при наличии выписки из ЕГРЮЛ и разделительного баланса никаких допсоглашений не требуется.

Читайте также:
Повторные выборы: что это такое, описание и особенности

Но в жизни многие компании все же предпочитают переоформить договоры на вновь созданную организацию. Такой вариант требует дополнительных временных и трудозатрат, но позволяет предотвратить возможные вопросы как от контрагентов, так и от налоговиков.

Акты выполненных работ, накладные и счета-фактуры по «унаследованным» контрагентам надо выписывать так: вплоть до дня реорганизации от имени предшественника, на дату реорганизации и далее — от имени преемника.

Взаиморасчеты с бюджетом

Если за предшественником числилась переплата, которую он передал преемнику при реорганизации, то выделившаяся компания может вернуть деньги из бюджета. Здесь есть одно условие: у предшественника не должно быть долгов по другим налогам, а также пеням и штрафам. В этом случае правопреемнику следует написать заявление о возврате и приложить разделительный баланс, акт сверки с бюджетом (при его наличии) и другие документы, подтверждающие уплату налогов. Этого достаточно, чтобы получить деньги из бюджета, считают в финансовом ведомстве (письмо Минфина России от 22.10.10 № 03-02-07/1-485).

Что касается недоимки, то в общем случае при выделении правопреемник ее не наследует. Также он не должен нести налоговую ответственность, к которой был привлечен предшественник. Об этом прямо говорится в пункте 8 статьи 50 НК РФ, и это подтверждают чиновники (письмо Минфина России от 26.04.11 № 03-02-07/1-137).

Перенос убытков и амортизация

Спорным является вопрос о том, вправе ли выделившаяся организация при налогообложении прибыли учесть убытки компании-предшественника. В Налоговом кодексе нет прямого запрета. Но чиновники придерживаются другого мнения. Дело в том, что согласно пункту 5 статьи 283 НК РФ перенести убытки можно только в ситуации, когда реорганизованное юрлицо прекратило свое существование. А при выделении оно продолжает работать, поэтому передавать убытки по наследству недопустимо (письмо Минфина России от 24.06.10 № 03-03-06/1/428). На наш взгляд, выводы специалистов финансового ведомства вполне логичны, и для налогоплательщиков безопаснее им последовать.

Еще один неясный момент связан с начислением амортизации на объекты недвижимости, доставшиеся правопреемнику по разделительному балансу. Можно ли амортизировать эти объекты, учитывая, что они зарегистрированы на предшественника? Мы считаем, что можно. Хотя амортизацию не разрешено начислять до подачи документов на госрегистрацию прав собственности (п. 11 ст. 258 НК РФ), в данном случае запрет не действует. Это связано с тем, что при реорганизации право собственности на недвижимость автоматически переходит к преемнику (постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.10 № 10/22). Следовательно, выделившаяся организация не должна регистрировать объекты и доказывать право на амортизацию.

Налоговая база по НДС

В случае, когда по разделительному балансу к вновь созданной компании переходит дебиторская задолженность в виде авансов, полученных от покупателя, то организация-преемник должна включить эти суммы в базу по НДС. В свою очередь предшественник вправе принять к вычету налог, ранее начисленный к уплате с авансов (подп. 1 и 2 ст. 162.1 НК РФ).

«Входной» налог, который предшественник заплатил своим поставщикам (или на таможне), но не успел принять к вычету, может вычесть правопреемник. Для этого нужно выполнение стандартных условий. А именно: наличие счета-фактуры, «первички» и постановка на учет для использования в операциях, облагаемых НДС. Есть и дополнительное условие: предшественник должен передать документы, подтверждающие оплату (п. 5 ст. 162.1 НК РФ).

Особое внимание следует обратить на дату счета-фактуры, выставленного на имя предшественника. Если документ датирован периодом после выделения, то налоговики, скорее всего, не разрешат принять вычет. В такой ситуации бухгалтеру остается лишь связаться с поставщиком и попросить его исправить документ.

Добавим, что конфликты с проверяющими вероятны в случае, когда выделившаяся компания получила от предшественника имущество и после реорганизации перешла на «упрощенку». Минфин настаивает, что правопреемник обязан восстановить НДС по полученным объектам (письмо от 30.07.10 № 03-07-11/323). Мы считаем, что необходимости в восстановлении нет, потому что данный случай прямо не упомянут в пункте 3 статьи 170 НК РФ. Но эту позицию, скорее всего, придется отстаивать в суде. Исход спора предсказать сложно.

Отчетность по НДФЛ

При выделении, как и при других формах реорганизации, налоговый период по НДФЛ не прерывается. Это объясняется тем, что компания является не налогоплательщиком, а налоговым агентом. К тому же трудовые отношения с персоналом продолжаются, о чем говорится в статье 75 Трудового кодекса РФ. Значит, никакой промежуточной отчетности по налогу на доходы физлиц при выделении сдавать не надо.

Отметим одну особенность: если сотрудник принес уведомление на имущественный вычет, где в качестве работодателя указана «бывшая» организация, бухгалтерия «новой» компании должна ему отказать. Сотруднику придется еще раз сходить в налоговую и взять другое уведомление, где подтверждается вычет, относящийся к правопреемнику. Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 23.09.08 № 3-5-03/528@. На практике проверяющие повсеместно следуют данным разъяснениям и аннулируют вычет, предоставленный по «устаревшему» уведомлению.

База по страховым взносам

Обязана ли вновь образованная организация исчислять облагаемую базу по страховым взносам с нуля, или можно продолжать отсчет, начатый до преобразования? От ответа на этот вопроса напрямую зависит величина страховых вносов. Если правопреемник обнулит базу, то он автоматически теряет право освобождать от взносов начисления, превышающие предельную величину (в 2011 году она равна 463 000 руб.). Если он «унаследует» базу, то вместе с ней получит и право не начислять взносы на сумму превышения.

Читайте также:
Переводный вексель: что это такое, описание и особенности

К сожалению, при реорганизации в форме выделения компания-правопреемник должна заново начать определение базы по взносам. Объясняется это тем, что для организации, созданной после 1 января, первым расчетным периодом является время со дня создания по 31 декабря (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Причем никаких положений, где говорилось бы о передаче базы «по наследству», в данном законе нет.

* Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций утверждены приказом Минфина России от 20.05.03 № 44н.

Разделительный баланс при реорганизации в 2021 году

В определенных ситуациях компании меняют свою организационно-правовую форму. Они могут разделяться, сливаться, присоединяться, выделяться или преобразовываться. В этом случае возникает вопрос о том, каким образом при таких изменениях передать имущественные активы. С этой целью и составляется разделительный баланс. Разделительный баланс является документом, составляемым в случае реорганизации в форме выделения или разделения.

  1. Что такое реорганизация
  2. Когда составляется разделительный баланс
  3. Как составить разделительный баланс при реорганизации
  4. Порядок разделения активов и долгов
  5. Какие документы необходимы для оформления разделительного баланса
  6. Как составляется передаточный акт
  7. Порядок регистрации новых юридических лиц – правопреемниц
  8. Ответы на распространенные вопросы

Что такое реорганизация

Под реорганизацией организации понимают смену ее организационно-правовой формы.Прежнее юридическое лицо прекращает свое существование, а его право переходят другому лицу – правопреемнику в результате:

  • преобразования;
  • разделения;
  • слияния;
  • выделения.

Когда реорганизация происходит путем выделения и разделения, имущественные ценности переходят правопреемнику на основании специального документа – разделительного баланса. После разделения деятельность первичной компании прекращается, а ее право передается нескольким вновь созданным организациям. При выделении ликвидация первичной фирмы не происходит, а часть прав и обязанностей передается возникшим из нее новым лицам. Однако во втором случае также необходимо адекватно и грамотно разделить имущество между реорганизованными компаниями. Именно для этого составляется разделительный баланс, который позволяет определить активы, финансы и обязательства, переходящие к новым юрлицам.

Когда составляется разделительный баланс

Важно! Составление разделительного баланса не является обязательным, однако без него невозможно разделение имущества.

Составление разделительного баланса происходит после:

  • утверждения решения о реорганизации, принятого на общем собрании участников (акционеров), либо по предписанию госорганов или постановления суда;
  • проведения инвентаризации материальных фондов компании;
  • проведения ревизии обязательств.

Когда именно составить разделительный баланс определяют учредители организации. Контролирующие органы рекомендуют делать это в конце отчетного периода, в идеале – в конце года.

Как составить разделительный баланс при реорганизации

Законодательство не предусматривает определенного порядка заполнения разделительного баланса, как и его форму. То есть компания самостоятельно разрабатывает его форму и утверждает порядок ее составления. Единственным требованием является «положение о правопреемстве», то есть необходимо отражение сравнительных данных по имущественным ценностям, а также задолженностям у компаний.

Важно! Каким образом оценивается имущество учредители также праве решить самостоятельно. Оценка может проводиться как по рыночной, так и по остаточной стоимости.

Для удобства можно использовать обычный бланк бухгалтерского баланса, в котором предусмотрены специальные колонки для первичной компании и ее правопреемниц. При этом значение указанное в первой колонке (по первично организации) должна равняться сумме всех остальных значений. К примеру, из одной компании выделяется новая. В этом случае в балансе должно быть 3 колонки: для первичной компании, для выделяемой части и для оставшейся части.

Подробное описание всех сумм, указанных в таблице баланса, следует в приложениях к нему.

Актив Организация «А» Передаваемые организациям
«В» «С»
Основные средства 100 000,00 50 000,00 50 000,00
Внеоборотные активы

Порядок разделения активов и долгов

Для того, чтобы определить какие именно значения будут указываться в разделительном балансе, необходимо использовать соглашение, заключенное между участниками компании, проходящей реорганизацию. Именно участники принимают решение о передаче или сохранении их за собой денежных средств, имущества и обязательств. При этом существуют определенные правила, по которым в большинстве случаев происходит распределение, если участниками не предусмотрено иное:

  1. Распределение материальных ценностей ( включая, запасы, материалы, неоконченное производство, имущество) происходит по принципу «большей нужды».
  2. Обязательства по задолженности распределяются следующим образом: лицо, взявшее на себя больше имущества берут на себя больше обязательств.
  3. Денежные средства со расчетный счетов и из кассы делятся по договоренности участников.

Какие документы необходимы для оформления разделительного баланса

Составление разделительного баланса происходит на основании обосновывающей документации, включающей в себя:

  1. Решение о реорганизации. В этом документе изначально фиксируется порядок распределения активов и обязательств, а также способ оценки имущества.
  2. Бухгалтерская отчетность первичной компании. Данные бухгалтерской отчетности являются основой для проведения оценки имущества, подлежащего разделению.
  3. Данные последней инвентаризации, которые содержат стоимостное значение активов компании.
  4. Накладные по приобретенным активам (если они приобретены после инвентаризации).
  5. Акты с расшифровками обязательств первичной компании.
  6. Первичная документация по приемке/передаче ОС, материалов, запасов.
  7. Опись иного имущества, которое не указано в первичных документах, но подлежит передаче.
  8. Расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности.
  9. Документы, подтверждающие расчеты с органами, фондами и структурами.
  10. Договоры с создаваемыми юридическими лицами (это необходимо на тот случай, если возникают судебные претензии по передаваемым обязательствам).
  11. Выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая факт реорганизации (прикрепляется к балансу после регистрации).
Читайте также:
Разделение властей: что это такое, описание и особенности

Как составляется передаточный акт

Все документы, перечисленные выше, являются подтверждением того, что права и обязанности реорганизованной компании перешли к новым юрлицам. Данные документы прикладываются к передаточному акту, содержащему укрупненный перечень имущества, обязанностей и прав, переходящих к компаниям-правопреемникам. После составления документа необходимо его утверждение. Утверждает акт тот же орган, который принял решение о реорганизации.

Для того, чтобы зарегистрировать новые юрлица, создаваемые в результате реорганизации, представление передаточного акта является обязательным. Без него в регистрации вновь создаваемых компаний будет отказано.

Важно! Передаточный акт подается в ФНС для регистрации вновь созданных юридических лиц.

Порядок регистрации новых юридических лиц – правопреемниц

После того, как разделительный баланс составлен, можно переходить к регистрации новых юридических лиц – правопреемниц. Для этого в территориальное отделение ФНС подается следующий пакет документов:

  • заявление на регистрацию юридического лица;
  • разделительный баланс;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • дополнительные документ, согласно закона 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

После этого останется только ожидать решения о регистрации, в результате которого в государственный реестр будут внесены следующие записи:

  • о реорганизации юрлица;
  • о создании новых юрлиц.

Для этого может потребоваться от нескольких дней до трех месяцев.

Важно! До того момента, как новая информация появится в ЕГРЮЛ, первичная организация считается действующей.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Кто должен составлять разделительный баланс? Можно ли с этой целью привлекать сторонних специалистов?

Ответ: Да, компания может составить разделительный баланс самостоятельно, либо пригласить специалистов со стороны. Однако следует помнить, что в случае привлечения третьих лиц, услуга по составлению баланса будет платной. Стоимость будет зависеть от того, какое количество документов подлежит обработке и от передаваемого объема.

Действия бухгалтера при реорганизации в форме выделения

В настоящем материале речь пойдет о выделении. Как правильно составить разделительный баланс? Можно ли учесть убытки реорганизованной компании? Нужно ли обнулить базу по страховым взносам в фонды? Эти и другие важные вопросы, связанные с выделением, будут рассмотрены в данном материале.

В чем суть выделения

Выделение — это форма реорганизации, при которой часть компании (например, одно из структурных подразделений) превращается в отдельное юридическое лицо. При выделении «старая» компания отдает вновь созданной организации часть своих активов, долгов, обязательств, прибыли, фондов и проч.

У выделения есть важная отличительная черта — после реорганизации компания-предшественник не прекращает свое существование, а продолжает работать, но в «уменьшенном» виде.

Начальный этап выделения

Выделение, как и любая реорганизация, начинается с принятия собственниками соответствующего решения. В течение трех рабочих дней организация должна письменно сообщить о нем в «регистрирующую» налоговую инспекцию и туда же принести само решение. Также в течение трех рабочих дней нужно проинформировать Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

После этого дважды (с периодичностью раз в месяц) необходимо опубликовать в специальных изданиях уведомление о реорганизации. Кроме того, в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления в инспекцию, необходимо оповестить всех известных кредиторов (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Затем следует подготовить новый устав и учредительный договор для выделяемой компании и провести инвентаризацию имущества и обязательств «старой» организации. Об этом говорится в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Разделительный баланс

Следующий шаг — это составление разделительного баланса. Его дату определяют учредители. Минфин России рекомендует датировать разделительный баланс концом квартала или года (п. 6 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации*).

В нормативах нет определения, что такое разделительный баланс. Единственное требование к этому документу — в нем должны быть прописаны «положения о правопреемстве» (п. 1 ст. 59 ГК РФ). То есть необходимо указать, в какой сумме к правопреемнику переходит дебиторская и кредиторская задолженность (в том числе по зарплате персонала, налогам и страховым взносам), а также имущество. Его можно отражать как по остаточной стоимости, так и по рыночной — в зависимости от решения учредителей (п. 7 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации).

Форма разделительного баланса не утверждена. Многие компании используют обычный бланк бухгалтерского баланса и делают на титульном листе пометку «разделительный». Но налоговики нередко отказываются принимать такой документ, обосновывая тем, что в нем отражены только итоговые значения по статьям, а расшифровка отсутствует. Поэтому бухгалтерам лучшее заранее составить приложения к разделительному балансу, где подробно расписать, из чего складывается каждая цифра.

Есть и другой способ — составить разделительный баланс в виде соглашения учредителей компании-правопреемника о том, какое имущество и обязательства передаются в выделяемую организацию. Здесь важно указать стоимость каждого объекта и размер каждого обязательства с подробным перечнем всех должников, кредиторов, а также налогов и других платежей.

Часто бухгалтеры задают вопрос: нужно ли предшественнику при передаче активов и обязательств делать проводки? Строго говоря, не нужно. Это следует из пункта 11 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации. Однако, бухгалтерские программы зачастую не позволяют полностью отказаться от проводок. В связи с этим главбухи применяют либо вспомогательный счет 0, либо более привычный счет 76 субсчет «Передача активов и пассивов при реорганизации». Если все проводки сделаны правильно, то в итоге сальдо по такому счету будет нулевым.

Читайте также:
Отмена дарения: что это такое, описание и особенности

Период до завершения реорганизации

К разделительному балансу нужно приложить заявление о госрегистрации выделяемого юридического лица, решение о реорганизации, документ об уплате госпошлины и другие бумаги, перечисленные в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ. Пакет документов полагается сдать в «регистрирующую» налоговую инспекцию. После того, как инспекция внесет соответствующую запись в ЕГРЮЛ, будет считаться, организация, созданная путем выделения, начала действовать.

На практике период ожидания, как правило, длится от нескольких дней до нескольких месяцев. В это время «старая» компания продолжает работать. В частности, начисляет зарплату, амортизацию, выставляет счета и выписывает накладные и счета-фактуры.

При выделении компания-предшественник не должна составлять заключительную отчетность, потому что деятельность будет продолжена. Соответственно, счет 99 «Прибыли и убытки» на момент выделения закрывать не нужно. Также нет необходимости разделять показатели отчета о прибылях и убытках на показатели, относящиеся к «старой» компании и к той, что была выделена. Операции, совершенные в период с момента подписания разделительного баланса до создания выделившегося юрилица, будут в обычном порядке отражены в квартальной и годовой отчетности предшественника.

Вступительная бухотчетность выделившейся компании

Организация, созданная в результате выделения, должна составить вступительный баланс на дату внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. В графе 3 баланса следует отразить сведения на дату реорганизации. В графах 4 и 5 будут стоять прочерки, так как на 31 декабря прошлого и позапрошлого годов предприятие-правопреемник еще не существовало.

Особое внимание надо обратить на уставный капитал вновь образованного юридического лица. Он может быть сформирован одним из двух способов.

Первый способ подразумевает, что компания-предшественник выделяет часть своего имущества в качестве вклада в уставный капитал выделившейся организации. При этом величина УК предшественника не изменяется. В этом случае предшественник должен показать в своем учете финансовые вложения, а выделившаяся компания — взносы в уставный капитал.

При втором способе уставный капитал «старой» организации делится на две части: одна часть остается у предшественника, вторая достается правопреемнику. У акционерных обществ превышение стоимости чистых активов над совокупной номинальной стоимостью отражается во вступительном балансе как добавочный капитал. Остальные организации разницу между чистыми активами и уставным капиталом показывают во вступительном балансе в строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Причем положительную разницу отражают просто цифрой, а отрицательную — в круглых скобках.

Независимо от выбранного способа, выделившаяся организация при формировании уставного капитала проводки не создает.

В налоговую инспекцию вступительный баланс сдается либо сразу после оформления, либо по завершении текущего квартала — в зависимости от того, как удобнее вашему инспектору.

«Первичка» в переходный период

После реорганизации в форме выделения к вновь образованной компании, как правило, переходят договорные отношения с некоторыми контрагентами. При этом договоры с такими партнерами подписаны организацией-предшественником. Нужно ли заключать дополнительные соглашения о замене стороны сделки? Или достаточно разослать информационные письма, где указать название и реквизиты выделившейся компании?

На наш взгляд, допустимо ограничиться письмами. Согласно пункту 4 статьи 58 ГК РФ к выделившемуся юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованной компании по разделительному балансу. Это относится и к договорным отношениям. Значит, при наличии выписки из ЕГРЮЛ и разделительного баланса никаких допсоглашений не требуется.

Но в жизни многие компании все же предпочитают переоформить договоры на вновь созданную организацию. Такой вариант требует дополнительных временных и трудозатрат, но позволяет предотвратить возможные вопросы как от контрагентов, так и от налоговиков.

Акты выполненных работ, накладные и счета-фактуры по «унаследованным» контрагентам надо выписывать так: вплоть до дня реорганизации от имени предшественника, на дату реорганизации и далее — от имени преемника.

Взаиморасчеты с бюджетом

Если за предшественником числилась переплата, которую он передал преемнику при реорганизации, то выделившаяся компания может вернуть деньги из бюджета. Здесь есть одно условие: у предшественника не должно быть долгов по другим налогам, а также пеням и штрафам. В этом случае правопреемнику следует написать заявление о возврате и приложить разделительный баланс, акт сверки с бюджетом (при его наличии) и другие документы, подтверждающие уплату налогов. Этого достаточно, чтобы получить деньги из бюджета, считают в финансовом ведомстве (письмо Минфина России от 22.10.10 № 03-02-07/1-485).

Что касается недоимки, то в общем случае при выделении правопреемник ее не наследует. Также он не должен нести налоговую ответственность, к которой был привлечен предшественник. Об этом прямо говорится в пункте 8 статьи 50 НК РФ, и это подтверждают чиновники (письмо Минфина России от 26.04.11 № 03-02-07/1-137).

Перенос убытков и амортизация

Спорным является вопрос о том, вправе ли выделившаяся организация при налогообложении прибыли учесть убытки компании-предшественника. В Налоговом кодексе нет прямого запрета. Но чиновники придерживаются другого мнения. Дело в том, что согласно пункту 5 статьи 283 НК РФ перенести убытки можно только в ситуации, когда реорганизованное юрлицо прекратило свое существование. А при выделении оно продолжает работать, поэтому передавать убытки по наследству недопустимо (письмо Минфина России от 24.06.10 № 03-03-06/1/428). На наш взгляд, выводы специалистов финансового ведомства вполне логичны, и для налогоплательщиков безопаснее им последовать.

Читайте также:
Обратная покупка: что это такое, описание и особенности

Еще один неясный момент связан с начислением амортизации на объекты недвижимости, доставшиеся правопреемнику по разделительному балансу. Можно ли амортизировать эти объекты, учитывая, что они зарегистрированы на предшественника? Мы считаем, что можно. Хотя амортизацию не разрешено начислять до подачи документов на госрегисрацию прав собственности (п. 11 ст. 258 НК РФ), в данном случае запрет не действует. Это связано с тем, что при реорганизации право собственности на недвижимость автоматически переходит к преемнику (постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.10 № 10/22). Следовательно, выделившаяся организация не должна регистрировать объекты и доказывать право на амортизацию.

Налоговая база по НДС

В случае, когда по разделительному балансу к вновь созданной компании переходит дебиторская задолженность в виде авансов, полученных от покупателя, то организация-преемник должна включить эти суммы в базу по НДС. В свою очередь предшественник вправе принять к вычету налог, ранее начисленный к уплате с авансов (подп. 1 и 2 ст. 162.1 НК РФ).

«Входной» налог, который предшественник заплатил своим поставщикам (или на таможне), но не успел принять к вычету, может вычесть правопреемник. Для этого нужно выполнение стандартных условий. А именно: наличие счета-фактуры, «первички» и постановка на учет для использования в операциях, облагаемых НДС. Есть и дополнительное условие: предшественник должен передать документы, подтверждающие оплату (п. 5 ст. 162.1 НК РФ).

Особое внимание следует обратить на дату счета-фактуры, выставленного на имя предшественника. Если документ датирован периодом после выделения, то налоговики, скорее всего, не разрешат принять вычет. В такой ситуации бухгалтеру остается лишь связаться с поставщиком и попросить его исправить документ.

Добавим, что конфликты с проверяющими вероятны в случае, когда выделившаяся компания получила от предшественника имущество и после реорганизации перешла на «упрощенку». Минфин настаивает, что правопреемник обязан восстановить НДС по полученным объектам (письмо от 30.07.10 № 03-07-11/323). Мы считаем, что необходимости в восстановлении нет, потому что данный случай прямо не упомянут в пункте 3 статьи 170 НК РФ. Но эту позицию, скорее всего, придется отстаивать в суде. Исход спора предсказать сложно.

Отчетность по НДФЛ

При выделении, как и при других формах реорганизации, налоговый период по НДФЛ не прерывается. Это объясняется тем, что компания является не налогоплательщиком, а налоговым агентом. К тому же трудовые отношения с персоналом продолжаются, о чем говорится в статье 75 Трудового кодеса РФ. Значит, никакой промежуточной отчетности по налогу на доходы физлиц при выделении сдавать не надо.

Отметим одну особенность: если сотрудник принес уведомление на имущественный вычет, где в качестве работодателя указана «бывшая» организация, бухгалтерия «новой» компании должна ему отказать. Сотруднику придется еще раз сходить в налоговую и взять другое уведомление, где подтверждается вычет, относящийся к правопреемнику. Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 23.09.08 № 3-5-03/528@. На практике проверяющие повсеместно следуют данным разъяснениям и аннулируют вычет, предоставленный по «устаревшему» уведомлению.

База по страховым взносам

Обязана ли вновь образованная организация исчислять облагаемую базу по страховым взносам с нуля, или можно продолжать отсчет, начатый до преобразования? От ответа на этот вопроса напрямую зависит величина страховых вносов. Если правопреемник обнулит базу, то он автоматически теряет право освобождать от взносов начисления, превышающие предельную величину (в 2011 году она равна 463 000 руб.). Если он «унаследует» базу, то вместе с ней получит и право не начислять взносы на сумму превышения.

К сожалению, при реорганизации в форме выделения компания-правопреемник должна заново начать определение базы по взносам. Объясняется это тем, что для организации, созданной после 1 января, первым расчетным периодом является время со дня создания по 31 декабря (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Причем никаких положений, где говорилось бы о передаче базы «по наследству», в данном законе нет.

* Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций утверждены приказом Минфина России от 20.05.03 № 44н.

Разделение властей

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё в работах (фр. séparation des pouvoirs , лат. trias politica ).

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти. [источник не указан 681 день]

Содержание

История

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние римские правительства были три основные силы, консулов, сената и сборки. Таким образом, каждая часть которой отдельные тела.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года [1] . При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ). Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

Читайте также:
Нотариальная деятельность: что это такое, описание и особенности

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. [источник не указан 681 день] Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. [источник не указан 681 день]

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

  • Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земельГамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.
  • Федеральный президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель, сроком на пять лет. Избрание вновь на следующих выборах допускается только один раз. Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Исполнительные функции президента. Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников и офицеров. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.
  • Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе сфедеральным канцлером, который избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Канцлер может ходатайствовать о доверии. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Если избран новый канцлер, право роспуска утрачивается. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
  • Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.
Читайте также:
Право вето: что это такое, описание и особенности

Индия

  • Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты). [2]
  • Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента. [3]
  • Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества нижестоящих судов. [4]

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Статья 10 Конституции Российской Федерации [5] закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ [5] государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации – законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики. [6] .

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти – “президентской”. Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента – назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами – являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство “осуществляет исполнительную власть в РФ”. “Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства.”

По закону “О Правительстве” правительство – высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

Кроме президента, в конституции указаны и другие органы исполнительной власти, функции которых не перечислены среди функций правительства:

  • Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
  • Органы прокуратуры РФ – генеральный прокурор назначается Советом Федерации — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
  • Центральный банк РФ – председатель Центрального банка назначается Государственной Думой — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина – Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные органы.
Читайте также:
Общая рентабельность: что это такое, описание и особенности
Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Разделение властей: общая характеристика

Разделение властей – это организация разделенной на ветви государственной власти, где каждая из ветвей представлена самостоятельной системой органов с особыми источниками и процедурами формирования, принципами организации и деятельности и связанных системой взаимного контроля и взаимодействия органов государства как частей единой власти через механизм сдержек и противовесов.

Разделение властей существует со времени зарождения государства. Уже в ранних государствах наблюдаются признаки разделения властей: выполнение различных государственных функций было распределено между различными органами и должностными лицами, которые не находились в отношении служебного подчинения друг другу. Это разделение юридически не было закреплено законом; выполнялось в порядке служебных поручений отдельным государственным органом или должностным лицом. Настоящим носителем законодательных, управленческих и судебных правомочий был глава государства, который временно делегировал свои права и в любой момент мог отозвать их обратно. Это называлось институтом прерогативы (исключительных правомочий) главы государства – глава государства может реализовывать правомочия любой должности.

Впервые теорию разделения властей сформулировал Дж. Локк. Он различал законодательную власть (Парламент), которой отдавал приоритет перед другими властям, считал ее высшей; исполнительную власть (Правительство), призванную действовать на основе законов, принятых парламентом и суды; в силу особенностей англо-саксонской правовой семьи (прецедентное право) их Дж. Локк относил к законодательной власти (некоторые толкователи трудов Дж. Локка относят к исполнительной). Третья ветвь власти, различаемая Дж. Локком – федеративная, призванная действовать на международной арене, заключать международные договоры, представлять государство в отношениях с другими государствами (глава государства).

Классический вариант теории разделение властей разработал Ш. Монтескье, различавший три равноправные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Каждая ветвь власти представлена органом или органами, имеющими особые, отличные от других принципы и порядок формирования, структуру, порядок функционирования, они имеют определенные объемы правомочий и определенные предметы ведения (т.е. круг решаемых вопросов), закрепленные в Конституции и законах. Это разделение власти по горизонтали.

Разделение властей также включает в себя механизм сдержек и противовесов – т.е. установление взаимозависимости и взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, с целями:

1) не допустить доминирование какой либо ветви власти над другими,

2) согласования стратегических целей,

3) обеспечение их функционирования как единой государственной власти.

Механизм сдержек и противовесов имеет следующие основные начала:

а) ветви власти имеют разные источники и способы формирования;

б) все органы имеют разные сроки полномочий;

в) каждая из ветвей власти обладает своими сдержками и противовесами.

Впервые разделение властей было закреплено в качестве государственной доктрины в Конституции США.

Виды разделения властей:

1. Горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти.

2. Вертикальное разделение властей – в федеративных государствах разделяются федеральная власть и власть субъектов федерации.

Разделение властей состоит в следующем:

1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.

2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.

3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.

4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия.

5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде.

6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей.

Читайте также:
Права пациента: что это такое, описание и особенности

Особенности реализации РВ в разных странах:

1. В конституциях различных демократических государств иногда закрепляются более трех ветвей власти, например, учредительная, избирательная, президентская, контрольная, прокурорско-надзорная, муниципальная власть и другие.

2. Некоторые государствоведы утверждают о существовании в Российской Федерации четвертой ветви власти – президентской (Конституция РФ не относит Президента к какой либо ветви власти, напротив, ставит «над» другими ветвями).

3. Различают разделение властей в социально-политическом смысле, т.е. между светской и духовной властью, государственной и партийной..

Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип разделения властей – это основополагающий принцип организации публичной власти, суть которого состоит в разделении ее на три относительно независимые, но подконтрольные друг другу ветви в лице законодательной, исполнительной и судебной власти.

Сущность принципа разделения властей

Принцип разделения властей – это основополагающая политическая теория и правовая доктрина, подразумевающая выделение таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная.

Принцип разделения властей ориентирован на достижение следующей цели: предотвратить узурпацию и монополизацию власти в рамках одного органа государственного управления. Отказ от принципа разделения властей неизбежно ведет к возникновению деспотии, нарушению свобод и прав человека и гражданина.

Принцип разделения властей обеспечивает равновесие власти в отдельных ее ветвях за счет применения специальных мер, именуемых системой сдержек и противовесов. Эти меры призваны обеспечить взаимное ограничение и взаимодействие полномочий органов различных ветвей власти. При этом эта система гарантирует независимость ветвей власти друг от друга в границах их полномочий. Компетенция каждой ветви власти носит самостоятельный характер и находится в подчинении только у законодательства. Разделение властей и не предусматривает их противостояния. Не допускается присвоение одной ветвью власти функций другой ветви власти, при этом ветви власти не обособлены друг от друга полностью, выступают в качестве взаимного дополнения, сохраняя согласованность и связь.

Каждая ветвь власти наделена определенной компетенцией. Законодательная власть призвана обеспечивать правовые основы, правовую организацию формы функционирования исполнительной власти.

Исполнительная власть обеспечивает реализацию норм права, функционирует в рамках закона. На органы исполнительной власти возложена ответственность перед законодательной ветвью власти, каждый гражданин наделен правом обжалования действий исполнительных органов власти в судебном порядке.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная ветвь власти обеспечивает охрану права, правовых устоев государства за счет осуществления правосудия. Правосудие является функцией, реализуемой только судебными органами, независимыми от других органов власти и действующими в соответствии с законодательством. Судебная ветвь власти не может присвоить себе функции исполнительной и законодательной власти, но реализует в их отношении правовой контроль. Судебная власть является сдерживающим фактором, призванным предотвращать нарушения законодательства исполнительными и представительными органами власти.

Специфика реализации принципа разделения властей в российском государстве

В российской правовой системе принцип разделения властей закреплен в статье 10 российской Конституции, принятой в 1993 году. Данный принцип формирует основы конституционного строя Российской Федерации. Советский период существования российского государства характеризуется критикой в отношении принципа разделения властей, однако современное российское государство ориентировано на применение данного принципа в качестве конституционной основы государственной власти.

Реализация принципа разделения властей на территории российского государства имеет свою специфику, обусловлена история развития государства, спецификой отношения населения к власти и так далее.

Принцип разделения властей на уровне Конституции Российской Федерации проявляется в следующих основных положениях:

  • во-первых, в качестве единственного источника власти рассматривается многонациональный российский народ;
  • во-вторых, основы государственного суверенитета составляет народный суверенитет;
  • в-третьих, органы законодательной, исполнительной и судебной власти формируют самостоятельность, единство, взаимодействие и взаимосвязь;
  • в-четвертых, система органов различных ветвей власти учитывает федеративное устройство российского государства;
  • в-пятых, полномочия и функции органов исполнительной и законодательной власти основаны на определенных Конституцией предметах ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов.

Правовую основу реализации принципа разделения властей также формируют положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон обеспечивает сбалансированность полномочий органов государственной власти на уровне регионов.

Реализация принципа разделения властей в России существенно отклоняется от традиционного понимания данного принципа, что обусловлено усиленной позицией Президента в системе государственного управления. Формально российский Президент признается главой исполнительной власти, однако он наделен правом вето в отношении законов, принимаемых законодательной ветвью власти.

При формировании законодательной ветви власти верхняя палата Парламента составляется представителями исполнительной власти в лице глав субъектов Российской Федерации.

Судебная власть в России находится под влиянием Президента, который утверждает кандидатуры судей.

Еще одним особенным аспектом является формирование законопроектов органами исполнительной власти, которые после принятия этих законов представительными органами власти, будут обеспечивать их реализацию.

Российский принцип разделения властей полон аналогичными коллизиями, постепенно приводящими к утрате его сущности в рамках российской государственности. Российская власть характеризуется смешением полномочий и функций, хотя основной закон страны предусматривает четкое разделение ветвей власти. На сегодняшний день не существует объективных предпосылок, призванных обеспечить полноценную реализацию принципа разделения властей на территории России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: