Разногласия с заказчиком из-за изменения задания.

Протокол разногласий

Оформление протокола разногласий составляется обычно к различного рода договорам. Он фиксирует правки, исправления, коррективы, вносимые какой-либо из сторон к подписываемому документу.

Зачем нужен протокол разногласий

Роль протокола разногласий довольно проста: на стадии подготовки договора урегулировать правовые взаимоотношения между поставщиком и потребителем таким образом, чтобы они удовлетворяли интересам обеих сторон. Чаще всего протокол разногласий бывает востребован тогда, когда компании пользуются типовыми договорами, которые, по вполне понятным причинам, не могут в равной степени полностью подходить всем заказчикам и партнерам.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

У некоторых может возникнуть вполне резонный вопрос: почему нельзя внести необходимые исправления сразу в текст договора. Надо сказать, что в подавляющем большинстве случаев между организациями так и происходит. Однако, если одна из сторон использует публичный договор (договор оферты), зарегистрированный в ее учетной политике, разногласия можно урегулировать только таким способом.

Кто составляет протокол разногласий

Как правило, протокол разногласий пишет представитель компании, которая является клиентом. Кто именно из сотрудников будет вносить исправления, значения не имеет, важно лишь одно условие: данный человек должен обладать достаточной квалификацией и определенным уровнем знаний в области законодательства. Чаще всего это юрист предприятия или начальник структурного подразделения, к компетенции которого относится данный договор. Иногда править текст может и секретарь, но в любом случае после составления бланк договора необходимо передать на подпись руководителю или иному, уполномоченному действовать от его имени лицу.

Какие правки можно вносить

По сути, в протокол разногласий можно включать любые правки – главное условие, чтобы они не противоречили действующим законам РФ. Кроме того, их желательно в устной форме заранее согласовать со второй стороной.

Обычно основные пункты договора в протоколе не затрагиваются, исправления носят частичный характер (например, меняется размер предварительного взноса по оплате товаров или услуг, срок поставки и т.п. моменты).

Срок составления протокола разногласий

По закону срок составления данного документа составляет тридцать дней. Однако, на практике этот период значительно короче, поскольку обычно компании заинтересованы в том, чтобы заключить договор как можно раньше.

После получения протокола, автор договора, также в тридцатидневный период обязан известить контрагента о том, согласен ли он с внесенными правками или же отклоняет их.

Договор может быть подписан только тогда, когда обе стороны полностью удовлетворены всеми положениями договора. С момента его подписания, все возникающие в дальнейшем споры и разногласия по поводу его содержания могут решаться в судебном порядке (если, конечно, сторонам не удастся договориться мирным путем).

Что, если вторая сторона не хочет подписывать протокол

Такие случаи крайне редки – обычно контрагентам удается договориться. Но если все же это случилось, то договор утрачивает законную силу и считается недействительным или незаключенным.

Правила составления протокола разногласий

На сегодня нет унифицированного, обязательного к применению образца протокола разногласий, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по шаблону разработанному внутри компании и утвержденному в его учетной политике. При этом, вне зависимости от того какой вариант будет выбран, данный документ должен включать в себя ряд необходимых сведений:

  • дата и место его составления,
  • номер и дата договора к которому он составляется,
  • наименования компаний,
  • полный перечень пунктов, по которым производится корректировка (с указанием начальной трактовки и исправленной версии).

Следует отметить, что к одному договору может составляться несколько протоколов разногласий, ровно до того момента, пока договор не будет полностью учитывать потребности обеих сторон.

Правила оформления протокола

Протокол разногласий может быть написан на стандартном листе формата А4 или на фирменном бланке организации – второй способ удобен тем, что не нужно лишний раз вносить реквизиты фирмы. Его можно написать от руки или же напечатать на компьютере – это также не играет роли.

Протокол должен содержать «живые» подписи руководителей обеих компании или их представителей.

Удостоверять документ печатью не обязательно, поскольку с 2016 года юридические лица имеют законную возможность не прибегать для визирования документов к печатям и штампам. Однако, если желание такое есть — закон не запрещает.

С того момента, как протокол будет подписан, он становится частью основного договора, в тексте которого должна быть отметка о том, что договор действителен с учетом этого документа.

Протокол разногласий составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть заверен надлежащим образом – далее

  • один из них передается поставщику товара или услуги,
  • второй остается у потребителя.

После того, как протокол будет согласован, правки вносятся в договор, а сам документ передается на хранение в архив предприятия.

Читайте также:
Нужно ли платить налог с квартиры

Какие ошибки в ТЗ можно исправить на разных стадиях закупки

Откуда берутся ошибки в техзаданиях

Ошибки чаще всего случаются, когда заказчики используют открытые источники:

сайты интернет-магазинов или сайты производителей. Например, на сайте указаны

одни характеристики оборудования, а в паспорте изделия — другие. В результате

в ТЗ описан объект, который не существует, не производится, не распространяется

в России. Другого рода ошибки — опечатки, арифметические, технические

ошибки — чаще возникают из-за человеческого фактора. Если заказчики,

например, принимают помощь поставщиков при подготовке ТЗ.

Смотрите на рисунке, что делать на каждой стадии закупки, если в ТЗ обнаружили

ошибку или печатку.

Этап подачи заявок. Если ошибку в ТЗ нашли на этапе подачи заявок, ее можно

исправить. Чаще всего заказчики находят свои же ошибки после разбора запросов

разъяснений от участников закупки. Участник направляет вам запрос

на разъяснения, если ему что-то непонятно в документации. Игнорировать запросы

нельзя, составлять формальные ответы тоже — рискуете получить жалобу.

Вы должны принять решение, что делать с ошибкой в техзадании на всех этапах

закупки — внести правки в ТЗ самостоятельно, внести правки по предписанию или

Совет 1. Если вы укладываетесь в сроки, а ошибка несущественная, внесите правку в ТЗ. Допустим, в вашем техзадании есть грамматические ошибки. На этапе подачи заявок их исправить легко, поэтому внесите правку если ошибки заметили. Но если срок подачи заявки истек, лучше не трогать ошибки, которые не влияют на смысл контракта. Это может стать формальным поводом участнику подать на вас жалобу.

Совет 2. Если на этапе подачи заявок вы обнаружили, что ошибка очень серьезная и изменения в документацию ничего не исправят, — закупку можете отменить. Отменить закупку вы вправе не позднее, чем за пять дней до окончания срока подачи заявок, а вот

запрос предложений отменять вообще нельзя. Если сроки, когда можно изменить или отменить закупку уже прошли — подайте в контрольный орган саможалобу.

Саможалоба — это когда вы признаете свою ошибку и просите контрольный орган выдать вам предписание. По предписанию вы сможете внести изменения или отменить закупку даже после того, как сроки прошли. Аналогичную роль может сыграть и жалоба участника. События будут развиваться так: участник подает заявку, где дает правильное описание товара с его реальными характеристиками. Характеристики соответствуют действительности, но не соответствуют вашему ТЗ с ошибкой. Параллельно участник подает жалобу в УФАС на содержание документации. На заседании в УФАС вы признаете, что ошиблись в техническом задании. Контрольный орган может вынести предписание исправить ошибку и внести изменения в контракт при его заключении.

Этап рассмотрения заявок. Когда рассматриваете заявки, исправить ошибку без

прямого предписания уже не выйдет. Но и если ее оставить, эта ошибка приведет

к неверному контракту. Использовать на этапе оценки саможалобу опасно. Если

не рассматривать саможалобу как вариант решения и штраф для вас неприемлем,

рассмотрите два других сценария действия.

Сценарий первый — закупка не состоялась. Если все участники подали заявки без ошибок, а у вас сохранилось неверное техзадание — отклоняйте все заявки и признавайте закупку несостоявшейся. Кто-то из участников наверняка пожалуется, но время для обжалования документации уже прошло. А вы сможете провести новую закупку с корректным ТЗ.

Сценарий второй — ошибка в ТЗ переехала в контракт. Если есть участники, которые подали свои заявки в полном соответствии с дефектным техзаданием — вы можете допустить заявки, но все ваши недочеты автоматически попадут в контракт. Потому что контракт заключают на условиях документации и данных из заявки победителя. И тогда исправить его будет практически невозможно, ведь контракт заключают на условиях документации и заявки.

Этап заключения контракта. Ошибку, которую обнаружили при заключении

контракта, сложно исправить, в этом ее опасность. Но и в такой ситуации есть три

варианта решения. Один из них потребует творческого подхода, потому что

придется обосновать улучшенные характеристики.

Вариант 1. Заключить и расторгнуть контракт. Вы заключаете контракт в соответствии с вашим ошибочным ТЗ и заявкой победителя, такой же ошибочной, как и ваше ТЗ. А потом расторгаете контракт по соглашению сторон. Если ошибка относится ко всему объему контракта, контракт придется расторгать полностью. Это безопасный с юридической точки зрения способ, но не всегда оптимальный с точки зрения ваших потребностей.

Вариант 2. Заключить и частично исполнить контракт. Если ошибка затрагивает одну из многих позиций лота, можно исполнить контракт только в его корректной части. После исполнения и оплаты корректной части, расторгните контракт по соглашению. А недопоставленные товары купите по прямому контракту, например, в рамках малых закупок по п.4 ст 93.

Читайте также:
Скрытая преступность: что это такое, описание и особенности

Например, у вас контракт на поставку энергосберегающих ламп разных типов. Ошибку в ТЗ допустили в отношении лампы типа 1. Это выяснилось на стадии заключения контракта. В спецификации указано: — Лампа тип 1 — 100 шт. на общую сумму 78 тыс. руб. — Лампа тип 2 — 100 шт. на общую сумму 123 тыс. руб. — Лампа тип 3 — 100 шт. на общую сумму 89 тыс. руб.

Заключите контракт на условиях технического задания и заявки победителя закупки. Исполните контракт в части поставки и оплаты ламп типов 2 и 3. После оплаты исполненной части подпишите с поставщиком соглашение о расторжении контракта. Заключите прямой контракт на поставку ламп типа 1 по п.4 ст 93.

Вариант 3. Заключить дополнительное соглашение. Так можно делать, если у вас товар для поставки превышает по качеству характеристики, которые указаны в контракте.

Что именно следует считать улучшенными характеристиками, нигде не указано. Поэтому одно и то же изменение может быть как улучшающим, так и ухудшающим обстоятельством. Например, увеличение мощности светильников будет лучше для освещенности помещения, но хуже с точки зрения потребляемой электроэнергии. Поэтому в каждом случае вы сами решаете, что считать улучшенными характеристиками.

Кого и как накажут, если ошибки исправить незаконно

Иногда заказчики устраняют ошибки в техзадании при заключении контракта

просто: включают в текст контракта скорректированные сведения. Получается, что

контракт в итоге заключают на условиях, которые противоречат документации

и первоначальному проекту контракта. Если контролер выяснит это, оштрафуют

и должностное лицо, и работодателя. Штраф для должностных лиц — 1 процент

НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. Штраф для юридических

лиц — 1 процент НМЦК, но не менее 50 тыс. руб. и не более 300 тыс. руб.

Если же контракт заключают на условиях из ошибочного техзадания, приемку

проводят, закрыв на это глаза, а контролер обнаружит, что товар не соответствует

контракту, — штраф за это 20–50 тыс. руб. по части 10 статьи 7.32 КоАП.

Как изменить несущественные условия контракта

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ — это корректировка соглашений между заказчиком и исполнителем, не влияющих на результат исполнения договора. В статье разберем, что относится к несущественным параметрам и как их изменить.

В процессе исполнения госконтракта как у заказчика, так и у поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие изменение условий контракта. 44-ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий. Но как быть с теми пунктами, которые не попадают под это определение?

Рассмотрим, можно ли вносить изменения в контракт по 44-ФЗ после заключения, и каким образом осуществить возможные корректировки.

Что считать несущественными условиями

Ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не дает определение несущественных условий. Отталкиваясь от норм ГК РФ (глава 28), можно дать следующее определение — это параметры госконтракта, которые не являются существенными для данного вида сделки и не требуют согласие каждой из сторон. Другими словами, изменение не существенных условий контракта по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения договора.

Какие пункты госконтракта можно исправить без изменения ключевых договорных соглашений? Можно выделить следующие разделы:

  1. Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
  2. Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.

В зависимости от стадии закупки, изменение условий контракта по 44-ФЗ происходит в различном порядке. Далее рассмотрим, как производится изменение условий в договоре — этапы заключения и исполнения.

Как изменить контракт на этапе заключения

Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок. К примеру, в связи со сменой местонахождения организации просит раздел «Реквизиты» читать в новой редакции. Если закупка проводилась в электронном виде, то обязательно направление протокола разногласий посредством программно-технических средств оператора торговой площадки. Если у заказчика возникла необходимость несущественных корректировок, то функционал площадок позволяет отозвать контракт на доработку и повторно направить участнику скорректированную версию.

Протокол разногласий или доработанный контракт подлежат ознакомлению на предмет того, существенные правки или нет.

В случае изменения несущественных условий договор заключается. Если поставщик направлял протокол разногласий, заказчик изменяет контракт и доработанную его версию направляет повторно победителю на подпись.

Читайте также:
Отказ в совершении нотариального действия

Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой 44-ФЗ возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде. Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС.

При этом если неточность является несущественной, сторонам лучше ее проигнорировать и подписать договор так, как есть. Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.

Например, изменение условий в спецификации на стадии заключения контракта (техническая ошибка при расчетах и проч.) производится после внесения данного договора в реестр контрактов. После обнаружения неточности и регистрации в ЕИС данных о договоре стороны составляют дополнительное соглашение, которым вносят коррективы в договорные условия на этапе заключения отношений.

Как изменить контракт на этапе исполнения

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон возможно и на этапе исполнения. Аналогично первому случаю повторяются этапы уведомления и анализа предложений по корректировке, а третьим шагом является составление дополнительного соглашения с указанием всех необходимых параметров.

Заказчику в последующем необходимо отразить все сделанные изменения в Единой информационной системе, опубликовав акт корректировки.

Когда существенные условия нельзя изменить

Также в ходе исполнения договора недопустимо менять источник финансирования, так как это является существенным параметром (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015).

Также не допускается изменение следующих параметров:

  1. Смена исполнителя договора (ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юридического лица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом допускается замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новой организации-заказчику (ч. 6 ст. 95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, если иное не указано в договоре.
  3. Корректировка цены контракта более чем на 10 %.

Что такое протокол разногласий по 44-ФЗ и как оформить изменения контракта

    On 10.08.2021 0 Comments 44-ФЗ, Протокол разногласий, Электронные закупки

Протокол разногласий — это урегулирование условий договора на стадии его подписания. Протокол разногласий может быть составлен как дополнение к договору или, если это не оговорено сторонами, на электронной площадке в любое время до завершения исполнения обязательств, вытекающих из договора.

В содержании контракта обязательно должны быть прописаны данные о победителе, информация из его заявки в отношении объекта закупки, также содержание должно целиком соответствовать проекту контракта, который был опубликован в составе документов о закупке. Стоимость контракта должна включать ценовое предложение победителя, которые описано в заявке или подано в процессе процедуры.

Победителю следует уделить время внимательной проверке текста составленной документации. При наличии технических ошибок, опечаток или неточностей, которые не согласуются с проектом контракта, текст должен быть исправлен. Подать протокол разногласий можно при заключении контракта по итогам электронных процедур.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Порядок изменения текста проекта контракта

Участник не может поменять текст контракта: это не предусматривается законом и функциональностью электронной площадки в том числе. Для того, чтобы внести изменения в проект контракта, который был получен от заказчика, следует обратиться к нему с просьбой исправить определённые неточности. С этой целью составляется протокол разногласий.

Что можно изменить в тексте контракта:

  1. Возможно и необходимо исправление положений проекта контракта, которые не соответствуют извещению, документах о закупке и заявке участника.
  2. Возможна корректировка реквизитов организации победителя в случае, если они претерпели изменения с момента окончания приёма заявок.
  3. Возможно исправление опечаток, ошибок грамматического и пунктуационного вида, технические ошибки и неточности.
  4. Невозможно изменение значимых положений контракта и его корректировка в целом.
  5. Если не возникает каких-либо разногласий касательно условий контракта, то победитель электронной процедуры публикует проект контракта, подписанный со своей стороны, и документацию, подтверждающую предоставление обеспечения выполнения контракта, на цифровой платформе.

Существует ли образец протокола разногласий по 44-ФЗ?

Необходимо уметь дифференцировать протокол разногласий в ГК РФ и в 44-ФЗ. В ГК оформление протокола разногласий возможно благодаря статье 507 в отношении договора поставки и статье 445 в отношении договоров, которые подлежат подписанию в обязательном порядке (публичный договор; договор, который составлен на базе предварительного договора; договор, который составлен путём проведения торгов).

Протокол разногласий по 44-ФЗ — наиболее специфичное определение, которое используется исключительно при составлении договора в результате электронных процедур закупок, согласно ст. 83.2 44-ФЗ. Это электронная документация, составляемая в свободном формате, которая может включать только указание на расхождения условий проекта контракта и положений документов. Протокол разногласий подписывает лицо, имеющее полномочия на оформление контракта, собственной электронной подписью. Не нужно отправлять заказчику скан подписанного бумажного варианта.

Читайте также:
Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

Также не следует отправлять контракт с исправлениями как протокол разногласий. Если победитель поступит таким образом, его действия могут быть расценены как уклонение от подписания контракта, так как протокол разногласий — это не контракт с внесёнными исправлениями.

Заключение контракта, в случае наличия разногласий по проекту контракта

  1. Когда проект контракта пришёл для подписания, следует изучить его на возможные ошибки и неточности.
  2. Составить протокол разногласий, пользуясь функциями личного кабинета на электронной платформе.

Так как протокол разногласий — самостоятельный документ, следует отразить в нём условия контракта, из-за которых возникли разногласия, привести положения документов о закупке и заявки победителя, где обнаружены неточности. Требуется обоснование всех положений протокола разногласий, иначе заявление не будет принято.

  1. Уполномоченный подписывать контракт должен подписать протокол разногласий с помощью усиленной электронной подписи, согласно п. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, также следует разместить документ на электронной торговой платформе вместо подписанного контракта.

Не нужно отправлять организатору подписанный и отсканированный файл. Существуют определённые сроки, указанные в законе № 44-ФЗ, на которые следует опираться победителю электронной процедуры при публикации протокола разногласий. Согласно ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ возможность отправить протокол предоставляется лишь единожды и не позднее 5 дней с момента, когда организатор торгов опубликовал проект контракта на платформе. Не стоит игнорировать этот период, так как заказчик по его истечении имеет право признать победителя уклонившимся от подписания контракта, и победитель попадёт в РНП, в соответствии с ч. 13 ст. 83.2, ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.

  1. Заказчику необходимо проанализировать протокол разногласий и принять решение:
  • Если организатор согласен с замечаниями, он доработает проект контракта и заново отправит его победителю. Следует помнить о том, что проект контракта не будет подписан организатором, так как по закону в государственных закупках первым подписывает договор победитель;
  • Если организатор не согласен с замечаниями, то он не учитывает их и повторно размещает проект в ЕИС и на электронной платформе, указав в отдельном файле причины отказа.

Сделать это заказчик может в течение 3 рабочих дней с момента размещения победителем протокола разногласий на электронной платформе.

  1. Если у победителя больше нет претензий, то в течение 3 рабочих дней с момента направления отредактированного контракта необходимо подписать проект усиленной электронной подписью на электронной платформе и разместить документацию или данные, которые будут подтверждать предоставление обеспечения исполнения контракта.

Если же заказчик отказался вносить изменения, но победитель не согласен с этим, можно направить жалобу в ФАС, однако не позднее даты подписания контракта. После обжалования действий заказчика возможно лишь в суде.

Почему учреждению важно корректировать задание в конце года?

Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Уточнение показателей государственного (муниципального) задания в конце текущего года важно как для выдавших его органов-учредителей, так и для исполнителей – подведомственных учреждений. Своевременно внося поправки в задание, учредители увязывают его объемы с финансовым обеспечением. Учреждениям эта процедура помогает предотвратить возврат полученных средств в бюджет после завершения года и другие неблагоприятные последствия. Какова процедура корректировки? Каких рисков она позволяет избежать?

Корректировка показателей государственного (муниципального) задания бюджетному, казенному или автономному учреждению, на практике применяется часто. Уточнение количественных показателей и размера финансирования обычно происходит в сторону уменьшения. Для органов-учредителей такая корректировка становится очередным способом контроля выполнения задания, а для учреждений – основанием для сокращения размера финансового обеспечения. Если показатели задания вовремя не изменить, по итогам года оно может оказаться невыполненным, а значит, учреждению будет грозить административная ответственность по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ.

Еще один риск – возникновение споров, предметом которых становится полнота выполнения задания. Стороной такого спора обычно становится уже не орган-учредитель, а контрольный орган, а сам спор урегулируется в суде.

Правовая основа для корректировки

Правила и сроки внесения изменений в задание прописываются в нормативных актах, определяющих порядок его формирования и финансового обеспечения (пп. 1 п. 5 ст. 69.2 БК РФ). Согласно п. 3, 4 названной статьи порядки утверждаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией в отношении федеральных, региональных и муниципальных учреждений соответственно.

Главное основание для корректировки задания – значения, внесенные в предварительный (промежуточный) отчет о его выполнении. Такие отчеты составляют и подают органу-учредителю большинство представителей подведомственной сети. Во многих случаях это относится не только к бюджетным, автономным, но и к казенным учреждениям.

Например, на федеральном уровне обязанность составлять предварительный отчет установлена для бюджетных и автономных учреждений, поскольку подача такой отчетности увязана с перечислением последней части субсидии (п. 46 Положения № 640, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Но органы-учредители и главные распорядители бюджетных средств могут обязать подведомственные федеральные бюджетные, автономные, а также казенные учреждения представлять промежуточные отчеты с иной периодичностью – ежемесячно, ежеквартально (абз. 3 п. 47 Положения № 640).

Читайте также:
Страховая премия: что это такое, описание и особенности

«На местах» правила бывают иными. Так, в Мурманске (Постановление администрации г. Мурманска от 18.08.2015 № 2245) ежеквартальные, предварительные отчеты (как и годовые) подают все подведомственные учреждения, в том числе казенные. Соответственно, полнота выполнения задания контролируется у всех, что при расхождении плановых и фактических показателей приводит к корректировке задания.

Различия между предварительным и промежуточным отчетом покажем на схеме.

В первом случае учреждение подтверждает обязательства по исполнению задания либо информирует о своих изменившихся возможностях. Во втором случае – заявляет об уже достигнутых показателях.

Правила изменения задания

Правила изменения задания закрепляются в порядках его формирования и финансового обеспечения. Обобщим основные требования, которые устанавливаются в правовых актах учредителей.

1. При внесении изменений в плановые показатели формируется новое задание (с учетом внесенных изменений). В отношении федеральных учреждений это требование установлено п. 6 Положения № 640. На местах предусматриваются аналогичные нормы. Скажем, в Республике Бурятия (Постановление Правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 № 82) решили, что новое задание формируется с учетом информации из отчета о его исполнении (а это квартальные, предварительный и годовой отчеты). Изменение задания оформляется правовым актом учредителя в течение 30 календарных дней со дня возникновения причины для корректировки. А в Тюмени (Постановление администрации г. Тюмени от 13.01.2011 № 1-пк) определили, что задание уточняется путем его формирования в новой редакции (с учетом внесенных поправок) в срок, не превышающий 15 рабочих дней.

2. Обязательная корректировка задания предусматривается по результатам рассмотрения органом-учредителем в текущем году отчетности о выполнении задания. Оно изменяется в тех случаях, когда «факт» не совпадает с «планом» – значения показателей объема в отчете оказываются меньше, чем соответствующие значения в самом задании. В частности, для федеральных учреждений корректировка задания предусмотрена по итогам анализа предварительного отчета (п. 46 Положения № 640). А вот в регионах и муниципальных образованиях допускают корректировку задания после подачи учреждением как предварительного, так и квартальных отчетов. В свою очередь, в Перми (Постановление администрации г. Перми от 30.11.2007 № 502) органы-учредители и главные распорядители бюджетных средств могут корректировать задания подведомственным учреждениям ежемесячно.

3. Органы-учредители устанавливают перечни оснований, по которым возможно уточнение задания. Причины для корректировки перечисляются на региональном и муниципальном уровнях – в Положении № 640 такие основания не поименованы.

Например, в Бурятии в число таких оснований включены:

выявленная по итогам квартального отчета об исполнении задания необходимость изменения значений показателей задания, характеризующих объем оказываемых услуг (выполняемых работ), на основании письменного мотивированного обращения учреждения;

внесение изменений в нормативные правовые акты, влекущих за собой необходимость изменения значений показателей качества и (или) объема услуг (работ);

изменение лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидии, влекущее за собой необходимость изменения задания;

установление фактов невыполнения (перевыполнения) учреждениями показателей, характеризующих объем услуг (работ), установленных в задании в отчетном финансовом году; и др.

В то же время в Тюмени определили, что корректировка задания возможна по инициативе как учреждения, так и учредителя. Учреждение может обратиться с подобным предложением, если, например, выявит необходимость уточнения утвержденного объема оказания услуги (выполнения работы), обусловленную изменением потребительского спроса и (или) условий оказания услуги (выполнения работы). Аналогичное основание может применить и орган-учредитель. Другой повод для корректировки задания – установление учредителем по результатам рассмотрения квартального отчета факта оказания услуги (выполнения работы) в меньшем объеме, чем предусмотрено заданием, когда такая услуга (работа) не может быть оказана (выполнена) учреждением в пределах финансового года в объеме, установленном заданием.

4. При сравнении плановых и фактических значений показателей учитываются допустимые (возможные) отклонения. Это касается данных из предварительного и годового отчета. Допустимые отклонения применяются в отношении федеральных учреждений (абз. 6 п. 3, п. 46 Положения № 640), а также в отношении подведомственных учреждений во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях. Это правило соотносится с п. 6 ст. 69.2 БК РФ, где говорится, что задание считается невыполненным при недостижении (превышении допустимого (возможного) отклонения) его показателей.

Конкретные предельные величины обозначаются в государственном (муниципальном) задании и укладываются в границы, установленные в порядке формирования и финансового обеспечения задания. Однако величины отклонений, установленные в задании, не могут корректироваться в текущем году. Изменение допускается только при формировании нового задания на очередной финансовый год (абз. 6 п. 3 Положения № 640 и другие порядки, изданные на местах).

Читайте также:
Трупные пятна: что это такое, описание и особенности

Правила изменения объема финансирования

Корректировка задания нужна не только для того, чтобы установленные в нем плановые показатели совпали с фактическими значениями, достигаемыми учреждением на конец года или иного отчетного периода. Второе важное последствие – это уточнение размера субсидии, выделенной бюджетному или автономному учреждению на текущий год.

Обычно такое уточнение происходит в конце года – по результатам анализа предварительного отчета. Например, в силу п. 46 Положения № 640 федеральные учреждения представляют предварительный отчет в четвертом квартале года (но до 1 декабря) перед получением последнего платежа, завершающего выплату субсидии. Благодаря этому орган-учредитель своевременно изменяет размер финансового обеспечения задания, чтобы не требовать потом от учреждения возврата части средств, соответствующей невыполненному объему.

Но иногда размер финансового обеспечения задания может корректироваться и по итогам рассмотрения квартальных отчетов. Такое правило установили, например, в Бурятии. Если названные отчеты будут свидетельствовать о невыполнении учреждением количественных показателей задания, орган-учредитель примет решение об уменьшении объема субсидий на текущий год пропорционально невыполненным значениям либо об увеличении объема задания на текущий год без увеличения объема субсидии (кроме случая выполнения работ по патологической анатомии). Второй предусмотренный в Бурятии вариант, видимо, используется тогда, когда учреждение до конца года все же может нарастить объемы оказания услуг или выполнения работ.

Если же учреждение покажет в квартальном отчете перевыполнение количественных показателей, орган-учредитель примет решение об увеличении плановых показателей объема в задании на текущий год либо о перерасчете нормативных затрат при сохранении размера субсидии.

Отметим, что объем субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения может быть уменьшен только при соответствующем изменении задания. Данная норма закреплена в ч. 3 ст. 9.2 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ и, например, в п. 41 Положения № 640. Аналогичные нормы предусматриваются на местах. Следовательно, задание всегда должно корректироваться в случаях, когда органу-учредителю сокращают лимиты бюджетных обязательств и он не может предоставить учреждению субсидию на выполнение задания в изначально установленном размере.

Но важен и другой нюанс. В порядках формирования и финансового обеспечения задания обычно закрепляется ситуация, когда объемы задания и субсидии уменьшаются, – даже если используются формулировки «изменение задания» и «изменение объема финансового обеспечения». Лишь иногда предусматривается возможность увеличения размера субсидии. Так, в Тюмени установили: при фактическом исполнении задания в большем объеме, чем это запланировано, и увеличении расходов учреждения объем субсидии не увеличивается до внесения изменений в задание. То есть правило «Сначала меняется объем задания, а потом – объем субсидии» здесь соблюдается. И у муниципальных учреждений Тюмени есть шанс компенсировать свои затраты при перевыполнении задания.

Какие могут быть риски?

Рассмотренные алгоритмы корректировки задания и изменения в текущем году размера субсидии – это превентивные меры, позволяющие органам-учредителям и подведомственным учреждениям действовать в рамках обычного рабочего процесса. Если такую корректировку вовремя не провести, возникнут более серьезные последствия и риски. Остановимся на них подробнее.

Риск 1: возврат средств по итогам года

Если несоответствие «плана» и «факта» не устранить в текущем году (с помощью корректировки задания и объема субсидии), такое расхождение орган-учредитель обнаружит по итогам года. Невыполнение задания, выявленное при проверке годового отчета о его выполнении, станет причиной возврата в бюджет средств субсидии.

Для возврата бюджетным или автономным учреждением части субсидии есть все правовые основания. Согласно п. 6 ст. 69.2 БК РФ под невыполнением задания понимается недостижение (превышение допустимого (возможного) отклонения) его показателей, характеризующих объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также показателей качества, когда они определены в задании. В свою очередь, порядок формирования и финансового обеспечения задания, установленный в конкретном публично-правовом образовании, должен предусматривать возврат в случае невыполнения задания субсидии в объеме, эквивалентном недостигнутым показателям (с учетом допустимых отклонений) (пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ).

Сумма возврата напрямую зависит от величины допустимых отклонений, установленных в задании. Другой фактор, который влияет на размер возвращаемого остатка, – показатели задания, участвующие в расчете суммы. Чаще всего речь идет только о количественных показателях, но бывает, что органы-учредители включают в формулы расчета показатели как объема, так и качества.

Первый способ – использование при расчетах только объемных показателей задания – выбран для федеральных учреждений (абз. 2 п. 46 Положения № 640). Второй способ применяется в некоторых регионах и муниципальных образованиях. В частности, в Перми разработали отдельные формулы для расчета невыполненного объема услуги и работы. А в отношении качественных показателей определили, что сумма возврата рассчитывается пропорционально объему невыполненных показателей качества.

Читайте также:
Тематическая инкорпорация: что это такое, описание и особенности

Таким образом, если учреждение по одной из услуг (работ) одновременно не выполнит и количественный, и качественный показатель, в первом случае (когда расчеты ведутся только по показателям объема) сумма возврата будет меньше, чем во втором (когда расчеты ведутся исходя из показателей объема и качества).

А вот для казенных учреждений, работающих по государственному (муниципальному) заданию, прямой зависимости между возвратом бюджетных средств по завершении финансового года и невыполнением задания нет. В то же время согласно ст. 242 БК РФ выделенные лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года, а неиспользованные остатки должны быть возвращены в бюджет. Это относится ко всем случаям появления остатков, в том числе по причине невыполнения задания.

Риск 2: административная ответственность

В силу ст. 15.15.5-1 КоАП РФ невыполнение задания влечет административную ответственность. Однократный проступок грозит должностному лицу (обычно руководителю учреждения, но иногда иному уполномоченному сотруднику) предупреждением или штрафом в размере от 100 до 1 000 руб. Повторное нарушение – штрафом в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Выносят предупреждение или выписывают штраф уже не органы-учредители, а контрольные органы. К административной ответственности могут привлечь нарушителей:

органы Федерального казначейства (ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ);

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ);

суды, если дело о таком правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ либо органа муниципального финансового контроля (ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Примеры привлечения к ответственности по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ есть – об этом свидетельствует судебная практика. В каких-то случаях решения выносятся в пользу должностных лиц учреждений (см., например, Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2021 № 16-248/2021), а когда-то вина этих лиц подтверждается (см., например, Решение Дмитровского городского суда Московской области от 24.10.2018 по делу № 12-385/2018).

Риск 3: судебные споры

Бывает, что требование о возврате части субсидии либо привлечение к административной ответственности за невыполнение задания становятся поводом для обращения в суд. Приведем два спора, которые закончились отрицательными для учреждений решениями.

1. Орган-учредитель установил, что бюджетное учреждение (редакция газеты) выполнило задание на 96,89% (с превышением допустимого отклонения в 2%), и потребовал вернуть остаток субсидии в размере 3 млн руб. Учреждение, посчитав, что достигло показателя в 98,32%, не согласилось с требованием о возврате и обратилось в суд.

Арбитры поддержали учредителя (Определение ВС РФ от 03.03.2020 № 309-ЭС19-27124 по делу № А60-1119/2019). Суды усмотрели недобросовестность действий учреждения, которое создало условия для одностороннего, без согласия учредителя снижения показателей задания в последнем квартале отчетного года. Судьи также указали, что произвольное снижение объемов выпуска газеты в IV квартале существенно сказалось на выполнении задания в целом. Учреждению пришлось возвращать остаток субсидии в бюджет.

2. Учреждение (спортивно-оздоровительный комплекс) выполнило задание на 97,9%, не проведя из запланированного объема 80 спортивных занятий. Субсидия была израсходована полностью. Местная контрольно-счетная палата выявила факт невыполнения задания (видимо, допустимые отклонения установлены не были) и обратилась в суд, чтобы тот привлек руководителя учреждения к ответственности по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ.

Суды двух инстанций встали на сторону контролеров (Решение Дмитровского городского суда Московской области от 24.10.2018 по делу № 12-385/2018). И хотя учреждение ссылалось на объективные причины (переход на работу по профстандартам, сокращение тренерско-инструкторского состава и, соответственно, уменьшение количества занятий), судьи эти доводы не приняли. Кроме того, учреждение представило документы, подтверждающие его обращение к учредителю по поводу внесения необходимых корректировок в задание и перераспределения средств субсидии. Но руководитель спортивно-оздоровительного комплекса не смог подтвердить, каким образом данное обращение было направлено и получено адресатом. Руководитель был правомерно оштрафован на 100 руб. по ч. 1 ст. 15.15.5-1 КоАП РФ.

Заключение

Корректировка задания в конце года может повлечь уменьшение объема финансового обеспечения, предусмотренного на текущий год, но позволит избежать более серьезных последствий – невыполнения задания учреждением, привлечения его руководителя к административной ответственности и разбирательств в суде. Сам же процесс корректировки прописывается в порядке формирования и финансового обеспечения задания, действующем на конкретной территории. В этом правовом акте и изложены все детали процесса.

Отклонение за несоответствие условий заявки требованиям договора

ЗАКУПКИ ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ

Почему не стоит отклонять за несоответствие условий заявки требованиям договора

На практике по Закону № 223-ФЗ один из самых популярных вопросов: «Что делать с заявкой, если участник закупки указывает в ней условия, которые от него не требуются и при том противоречат положениям извещения, документации или проекта договора?» В статье рассказали, какие условия чаще всего оспаривают, и на примерах показали, что отклонять за несоответствие условий не стоит.

Какие условия чаще всего оспаривают участники

Участник оспаривает в ФАС и суде самые разные условия, это может быть размер аванса, срок оплаты, срок поставки и так далее. К примеру, в таблице мы показали три самых популярных условия, из-за которых возникают споры.

Читайте также:
Таможенный контроль: что это такое, описание и особенности

Согласно закону протоколы должны содержать среди прочего информацию о результатах рассмотрения заявок, в том числе обоснование отклонения заявок с указанием положений извещения и документации, которым не соответствует заявка (п. 3 ч. 13, п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). То есть, если что-то в заявке не соответствует чему-то в извещении, документации, заявку нужно отклонить.

Но на практике все не так просто. Мы разобрали три примера и покажем, чью сторону занимают ФАС и суды.

Пример 1. Участник указал в заявке срок оплаты в течение 20 рабочих дней с даты исполнения обязательств

Заказчик закупал через запрос котировок в электронной форме только для СМСП хвойные пиломатериалы. Заявку ИП Соколенко отклонил за то, что тот указал в заявке срок оплаты в течение 20 рабочих дней с даты исполнения обязательств. В то время как согласно постановлению Правительства № 1352 срок оплаты составляет 15 рабочих дней.

Тем не менее поданную жалобу на необоснованное отклонение УФАС по Архангельской области решением от 11.09.2020 по делу № 72юл-20 посчитала обоснованной. УФАС сказала, что 15 рабочих дней для оплаты — это не требование извещения о закупке, а требование постановления № 1352, которое нельзя изменить по соглашению сторон, и направлено на защиту интересов СМСП.

Кроме того, заказчик в форме заявки сам оставил пустую графу, чтобы указать срок оплаты, чем ввел участников закупки в заблуждение.

Таким образом, так как срок оплаты уже установлен постановлением, извещением и проектом договора, нет смысла его еще и указывать в заявке. При подаче заявки участник декларирует свое согласие на поставку товара на условиях извещения, включая согласие со сроком оплаты.

Заказчик пытался оспорить решение УФАС в суде, но АС Архангельской области решением от 21.01.2021 по делу № А05-12328/2020 поддержал УФАС.

Пример 2. Участник направил заявку вместе с протоколом разногласий и предложил изменить размер пени на 0,01 процента

На закупку участник направил заявку вместе с протоколом разногласий. Его не устраивал размер пени 0,1 процента, и он указал, что не согласен с ним, и предлагал изменить на 0,01 процента. Заказчик отклонил заявку.

УФАС по Москве решением от 18.08.2020 № 077/07/00–13308/2020 признала отклонение заявки необоснованным. Аргумент был прост: такое действие со стороны участника расценивается именно как предложение, а не побуждение по изменению положений договора. Кроме того, документация предусматривала возможность заключения договора с учетом внесенных предложений.

Заказчик обратился в суд, но и Арбитражный суд г. Москвы встал на сторону участника закупки и поддержал УФАС (решение от 17.12.2020 по делу № А40-177142/2020).

Пример 3. Участник не указал в предложении о цене договора НДС

При проведении конкурса заказчик установил начальную цену: «13 747 968 руб., в том числе НДС 20 процентов».

ООО ЧОО «Ястреб» предложение о цене договора сформулировано следующим образом: «7 581 600 руб. — НДС не предусмотрен — УСНО».

Заказчик посчитал, что предложение ООО ЧОО «Ястреб» не соответствует требованиям документации, и заявку отклонил. Участник подал жалобу в УФАС. Антимонопольная служба жалобу обосновала, а суды двух инстанций ее признали необоснованной. Точку в споре поставил Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (постановление от 16.12.2020 по делу № А32-16942/2020).

Кассационный суд указал, что заказчик обязан устанавливать одну начальную цену для всех, независимо от системы налогообложения, указав при этом, содержит или нет установленная цена НДС. А при оценке ценовых предложений заказчик сравнивает поступившие цены и не производит каких-либо вычетов, не учитывает категории налогоплательщиков. Победитель тот, кто предложит наименьшую цену.

Суд указал, что участник не предоставлял недостоверной или противоречивой информации. Напротив, он указал, что применяет УСНО. При этом, подавая заявку, ООО ЧОО «Ястреб» выразило согласие на участие в торгах на условиях, сформулированных в документации, согласившись с требованиями о формировании цены договора. Выводы УФАС о неправомерном отклонении заявки верны, решение и предписание законны и обоснованны.

Читайте также:
Субъект РФ: что это такое, описание и особенности

Какими аргументами руководствуется ФАС и что такое «золотое правило», на которое опирается суд

Неважно, что указывает участник закупки в заявке помимо того, что требуется от него. Все условия, указанные в извещении, документации, проекте договора, остаются такими, как их указал заказчик. Отклонять заявку за то, что их указали в ином виде, неправомерно. Заказчику просто нужно не обращать внимания на такое указание.

Помните правило, которое всегда используют суды при спорах о том, что участник не знал каких-то условий документации, подавая заявку: «Подавая заявку, участник должен оценить все риски, связанные с исполнением обязательств по договору. Он должен был ознакомиться со всеми условиями закупки. Таким образом, в силу статьи 8 ГК участник, подав заявку, согласился со всеми условиями документации».

Если участник подал заявку, из заявки заказчику необходимо взять только то, что требовалось от участника. Все остальное остается в том виде, в каком оно было изначально указано в документах по закупке. Если же участника что-то в документации не устраивает, у него есть возможность направить запрос на ее разъяснение, а также возможность оспорить документацию в ФАС.

Частые ошибки заказчика в техзадании и как их устранять

Типичные ошибки заказчиков в техническом задании:

  • указание на товарный знак;
  • нестандартные характеристики;
  • заточка под конкретного поставщика;
  • отсутствие технологической связи между товарами;
  • технические ошибки (опечатки);
  • требование конкретных показателей от подрядчиков.

Контрактное законодательство разъясняет, как правильно описать объект закупки (ст. 33 44-ФЗ). Несмотря на это, в техническом задании встречаются различного рода ошибки. Рассказываем о типичных ошибках заказчиков и как правильно составить ТЗ, чтобы избежать обжалования.

Указание на товарный знак

Контрактная система запрещает ссылаться на товарный знак в описании параметров товара (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Исключение: наименование дополнено формулировкой «или эквивалент».

Требование о закупке конкретных товарных знаков допустимо, если это продиктовано необходимостью обеспечить совместимость товаров, которые подлежат поставке с теми, что используются заказчиком. Например, поставка запчастей для станка. Обязательное условие: это не приведет к сужению количества участников. В противном случае заказчика ждет жалоба в ФАС.

Пример из практики. ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» запросила к поставке материалы для стерилизации со ссылкой на товарный знак. ФАС усмотрел в этом нарушение и встал на сторону участника закупки, который подал жалобу (дело №034/10/18.1-287/2020).

В законе о контрактной системе прописано, можно ли объявить закупку материалов конкретного издательства: да, если этим издательствам принадлежат исключительные права (п. 14 ст. 93 44-ФЗ). В этом случае способ размещения заказа — у ед. источника.

Также в законе сказано, можно ли писать в техническом задании, что поставщиком может быть только завод-изготовитель: да, если это обосновано необходимостью совместимости продукции (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Нестандартные характеристики

При описании технических параметров товара, который подлежит поставке, используют общепринятые термины, значения и единицы измерения — вес, объем, штуки и т. п. (ч. 2 ст. 33 44-ФЗ).

Когда параметры, которые предусмотрены техническими регламентами, не совпадают с требованиями заказчика, понадобится обоснование. В противном случае поступит жалоба в ФАС на излишние требования технического задания и ограничение конкуренции.

Частая ошибка госзаказчиков — ссылки на недействующие или некорректные ГОСТы, ТУ и прочие регламенты. Вот пример из решения №054/06/33-770/2020:

Описание товара под конкретного поставщика

Участник обжалует закупку, если докажет, что техническое задание составлено под определенного поставщика (производителя). Указание в характеристиках товара значений без возможности незначительного отклонения, в том числе в сторону улучшения — нарушение прав, как и описание продукции, которую поставляет только один предприниматель.

Свежий пример из практики — решение по жалобе на ГУФСИН России по Кемеровской области. Причина: ограничение конкуренции путем включения в техническое задание параметров, которые подходят под определенного поставщика. ФАС признал заказчика нарушителем и выдал предписание (решение №054/06/33-770/2020).

Отсутствие технологической и другой связи

Объединение в один тендер разноплановой продукции — нарушение 44-ФЗ, которое сужает круг участников тендера и нарушает их права. Например:

  1. Лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности (письмо ФАС от 09.02.2015 №АЦ/5147/15).
  2. Продукции, на поставщиков которой распространяются преференции, и той, что не входит в этот перечень.
  3. Товаров, на которые распространяется национальный режим, и тех, что не входят в список.
  4. Товаров, которые относятся к разным товарным группам и не связаны между собой. Например: запасные части для автомобилей и моющие средства.
  5. Услуг, которые подлежат исполнению на удаленных друг от друга объектах (уборка территории на разных концах города и т. п.).

Пример из практики. Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ администрации города Алатыря Чувашской Республики объединил в один лот строительно-монтажные работы и оказание услуг по энергоэффективности использования энергетических ресурсов. Участник тендера счел это нарушением его прав и подал жалобу. ФАС признал ее обоснованной (дело №021/06/64-318/2020).

Читайте также:
Общество с дополнительной ответст венностью

Технические ошибки

В тендерной документации часто встречаются случайные ошибки. Например:

  1. Опечатки в названиях товаров, наименовании услуг и их характеристиках.
  2. Ошибки в расчетах.
  3. Опечатки, которые приводят к неверным ссылкам на нормативы.

Пример. ГОБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» ошибочно указал в техническом задании конкретное значение параметра принтера вместо диапазона значений. Заказчик обратился в ФАС за предписанием об устранении нарушения. Также была подана жалоба от участника тендера. Ведомство провело проверку и подтвердило факт нарушения.

Рассказываем, что делать если в техзадании к аукциону прописаны несуществующие размеры: направьте запрос на разъяснения положений тендерной документации заказчику, чтобы он увидел, что допущена ошибка, и принял меры.

Требование о показателях, если товар используется

Когда заказчик требует у подрядчика конкретные показатели продукции, которая используется при выполнении работ, — это нарушение 44-ФЗ, так как в составе заявки достаточно согласия (письмо ФАС №ИА/53616/20 от 25.06.2020). Исключение: товар — основное средство и ставится на учет. Это значит, что запрашивать конкретные показатели обоев, которые подрядчик клеит при ремонте, излишне. Требовать характеристики оборудования, которое устанавливают при ремонте (система кондиционирования и т. п.) — правомерно.

Пример из практики: решение по жалобе на ФГБОУ ВО «НГАУ». Заказчик требовал в составе первой части заявки указать конкретные показатели товаров, страны происхождения товаров при том, что предмет закупки — капитальный ремонт кровли, и от участника требуется только согласие. ФАС встал на сторону участника, который подал жалобу (решение №054/06/33-941/2020).

Что делать, когда допущена ошибка

Способ устранения ошибки зависит от этапа закупки, на котором она обнаружена. Рассказываем, что делать с ошибкой и опечаткой в техническом задании по ФЗ 44 заказчику:

  1. Внесите изменения в документацию, если позволяет срок до окончания подачи заявок.
  2. При существенных изменениях, которые не внести корректировкой, проведите процедуру отмены тендера и объявляйте новую закупку. Когда срок, в течение которого проводят отмену тендера, прошел, решение об отмене закупки принимает ФАС. Исключение: возникновение форс-мажора (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Поставщику при обнаружении ошибки следует:

  1. Писать запрос на разъяснение положений тендерной документации. Это укажет заказчику на ошибку и послужит основой для внесения изменений или отмены тендера.
  2. Жаловаться в ФАС. Решение ведомства — основание для внесения изменений в тендерную документации, отмены тендера и его итогов, если у заказчика нет на это полномочий.

Казначейство назвало самые распространенные ошибки при госзакупках за II полугодие 2019 года

Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за II полугодие 2019 года. В их числе ошибки, допущенные при госзакупках товаров, работ, услуг (далее — товар). Значительную часть заказчики допустили при расчете НМЦК и исполнении контракта. Остановимся на основных.

Нарушения при расчете НМЦК

Большинство ошибок связано с использованием неверной ценовой информации и с некорректным применением методов определения цены контракта.

При расчете НМЦК не нужно использовать:

  • информацию о ценах товаров, неидентичных или неоднородных планируемым к закупке (например, по количеству, описанию характеристик);
  • предложения поставщиков, которые не поставляют идентичные товары;
  • предложения поставщиков, чьи условия не сопоставимы с условиями планируемой закупки.

Кроме того, ведомство указало, какие недочеты допускали заказчики при выборе методов определения цены:

  • использовали метод некорректно. В частности, заказчик применил нормативный метод, но предельная цена на товары в требованиях к ним не была утверждена;
  • использовали иные методы, хотя была возможность применить основные.
Об авторе этой статьи

Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».

В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: