Разрыв дипломатических отношений: что это значит

Объявим ли мы войну? Что будет на практике означать разрыв дипломатических отношений между Украиной и Россией

Комитет Верховной Рады по иностранным делам одобрил проект постановления о разрыве дипломатических отношений с Россией. Корреспондент издания “ГОРДОН” решил разобраться, чем это решение может обернуться для рядовых украинцев.

30 марта комитет Верховной Рады по иностранным делам поддержал проект постановления о прекращении дипломатических отношений с Россией, который был зарегистрирован в парламенте 15 марта. Впоследствие его еще должны рассмотреть и одобрить народные депутаты. Однако по закону окончательное решение о разрыве дипломатических отношений может принять только лично президент. Постановление парламента для него – рекомендация. Так что процесс принятия решения о том, сохранять или приостанавливать политический диалог с Россией, еще будет продолжаться. Корреспондент издания “ГОРДОН” решил разобраться, чем может обернуться для украинцев разрыв дипломатических отношений.

Означает ли это объявление войны России?

Разрыв дипломатических отношений не означает автоматическое объявление войны или военного положения. Для оглашения войны Верховная Рада должна принять отдельные положения.

Что будет с посольствами?

Уже два года в Москве нет украинского посла. После прекращения дипломатических отношений посольство Украины в Москве будет вовсе закрыто, как и посольство России в Киеве, а их работники – отозваны. Однако есть международные положения, когда можно договориться с третьим государством о представлении интересов страны. Тогда в посольстве какой-нибудь страны в Москве откроется секция Украины, куда смогут обращаться украинские граждане. И, соответственно, в посольстве какой-нибудь страны в Киеве может быть открыта секция интересов РФ.

Закроются ли консульства?

При желании обе страны могут сохранить консульские отношения. Каждое государство должно дополнительно решать этот вопрос. Если Украина пожелает, она сможет разорвать и консульские отношения. Но это не означает, что люди останутся без консульской помощи вообще. По международным нормам существуют процедуры по определению государства, которое от имени Украины будет решать вопросы защиты граждан Украины на территории России. Так, например, после разрыва дипломатических отношений между Грузией и Россией интересы грузин представляло диппредставительство Швейцарии.

Богдан Яременко, глава Благотворительного фонда “Майдан закордонних справ”:

В дипломатических отношениях между двумя странами сейчас нет никакого смысла. Они устанавливаются между государствами, которые признают друг друга и хотят развивать отношения. Сегодня Россия фактически не признает Украину в тех границах, которые определены. Учитывая, что РФ ведет против нас войну, присутствие ее дипломатов на территории страны по сути означает, что мы помогаем агрессору воевать против нас. Ведь его задача не разрывать отношения, а воевать.

Что касается работы консулов. Россия сегодня не является правовым государством, законы там не действуют, из-за чего украинские консулы не могут исполнять в полной мере свои обязанности перед гражданами Украины, даже если они очень стараются. Я считаю, что ничего плохого для рядового украинца в разрыве дипотношений нет. Более того, граждане Украины будут политически более защищены.

Как разрыв дипотношений повлияет на Минские переговоры?

Минские соглашения, закрепленные резолюцией Совета Безопасности ООН, обязательны для выполнения и Украиной, и Россией. В теории, разрыв дипломатических отношений приводит к прекращению политического диалога между странами. Но это не означает, что дальнейшие переговоры по Донбассу и Крыму в Минске прекратятся.

Что будет с украинцами – политическими узниками России?

Если вместе с дипломатическими отношениями приостановят и консульские, могут возникнуть серьезные последствия, поскольку украинские консулы больше не смогут посещать украинцев, которые находятся в местах заключения в РФ.

Как разрыв дипотношений отразится на жизни рядового украинца?

Граждан, проживающих в Украине, напрямую решение не коснется. Это политический акт, регламентирующий отношения двух государств.

Смогут ли украинцы ездить в Россию?

Порядок перемещения граждан регулируется другими положениями, в частности о безвизовом режиме. Поэтому состояние дипломатических отношений не повлияет на порядок пересечения границы. Чтобы приостановить действие безвизового режима между Украиной и Россией, должны приниматься отдельные решения о выходе из соответствующих двусторонних соглашений и о введении ограничений для взаимных поездок. К слову, такие решения могут при необходимости приниматься и без разрыва дипломатических отношений.

Проблемы могут возникнуть, если вместе с разрывом дипотношений будет решено прервать прямое транспортное сообщение между странами. Уже сейчас украинцы сталкиваются с трудностями во время поездок в РФ из-за отсутствия авиасообщения. Если остановить поезда и автобусы, будет сложнее добираться до места назначения. Но это не говорит о том, что всем россиянам будет запрещено приезжать в Украину, а украинцам – ездить в РФ.

Заробитчан вышлют из РФ?

Россия и без того постоянно усложняет условия получения трудовой визы для украинских граждан. Будет ли иметь разрыв дипотношений дополнительные последствия, каждая сторона должна определять самостоятельно. В теории Россия может принять решение о выдворении всех украинцев, которые не имеют права на постоянное проживание, но может этого и не делать. Впрочем, на аналогичные действия имеет право и Украина.

Что будет с двусторонними договорами и соглашениями?

Какие отношения развивать, а какие договоры расторгнуть, стороны решают индивидуально. Это вопрос политической воли. Прекращение дипотношений не аннулирует ни одного двустороннего договора. Чтобы их разорвать, необходимы отдельные решения Верховной Рады и президента.

Читайте также:
Простое складское свидетельство: что это значит

Очевидно, что Украине придется выйти из некоторых договоров или признать их недействительными. Следует отметить, что Россия с самого начала войны в одностороннем порядке уже пересмотрела ряд договоров с Украиной. Например, отказалась от выполнения договора о размещении Черноморского флота. Также РФ пересмотрела часть экономических договоров. В одностороннем порядке разорвала Договор о дружбе, поскольку нарушила территориальную целостность и границы Украины. То есть в настоящий момент этот процесс уже идет с российской стороны, но совсем не происходит с украинской стороны, что ставит страну в невыгодное положение на международной арене.

Василий Филипчук, глава правления Международного центра перспективных исследований:

Разрыв дипотношений – серьезный шаг и имеет смысл, когда является частью глобальной стратегии. Есть ли у парламента и президента план, что делать дальше? Пока все это политическая декларация. Я очень сомневаюсь, что такое решение будет принято. Думаю, это очередной пиар-шаг для отвлечения внимания украинцев от плачевных результатов двухлетней деятельности руководящего класса – парламента, президента и правительства. Разрывать дипотношения надо было в 2014 году, когда Россия напала на Украину. Тогда это было бы разумно и логично. Но мы этого не сделали и ни в одном документе не закрепили квалификацию России как агрессора. Сейчас разрыв дипотношений создаст дополнительные трудности для урегулирования ситуации на Донбассе и отношений с Россией. Это не та страна, которую можно просто игнорировать. И нам придется с ней решать вопросы по определению границ и исполнению Минских соглашений.

Благодарим за участие в подготовке материала главу Благотворительного фонда “Майдан закордонних справ” Богдана Яременко и главу правления Международного центра перспективных исследований Василия Филипчука.

Разрыв дипломатических отношений: причины и последствия. Признание государства и установление дипломатических отношений

все_ответы_по_дипломатии / тема 5 / Вопрос 19. Процедура установления и прекращения дипломатических отношений

Вопрос 19. Процедура установления и прекращения дипломатических отношений.

Дипломатическое взаимодействие государств требует установления между ними формы официальных отношений. Такие отношения, именуемые дипломатическими, устанавливаются с их взаимного согласия и осуществляются в соответствии с нормами международного права и утвердившейся практикой международного общения. Первым шагом к этому обычно является признание одним государством другого, которое могло возникнуть в результате того или иного события: национально-освободительной борьбы, социальной революции, объединения государств или разделения существующего государства на ряд самостоятельных..

Международное право устанавливает две основные формы признания: де-факто и де-юре.

Признание де-факто является официальным, хотя и неполным, своего рода «полупризнанием». Оно предполагает ограниченные политические контакты, торговые связи, возможность решения конкретных вопросов, например, консульских.

Признание де-юре является официальным признанием в полном объёме. Оно создаёт правовую основу для установления дипломатических отношений.

Обе формы признания могут быть выражены явно, т.е. путём заявления со стороны признающего государства или направления признаваемой стороне специального документа. Однако признание может быть и молчаливым, когда действия признающей стороны не могут быть истолкованы иначе как признание. Так, признание государства де-юре подразумевается в случае официального выражения признающей стороной желания установить с ним дипломатические отношения.

Однако отсутствие признания де-юре или де-факто не означает, что между обоими государствами исключаются вообще какие-либо отношения. Иногда требуется решать возникающие между ними различными практические вопросы и даже вести переговоры с участием официальных представителей. Такие фактические отношения нередко имеют место в течение достаточно длительного времени. Иногда они носят кратковременный характер. Это породило ещё одну форму признания — признание «ad hoc», что означает «к этому», «для данного случая».

Что касается акта, которым устанавливаются дипломатические отношения, то он может представлять собой обмен нотами, телеграммами на самом высоком государственном уровне или между министрами иностранных дел, подписание соглашения, согласование совместного коммюнике или иной, устраивающий обе стороны официальный акт.

Установление дипломатических отношений проходит в несколько этапов:

1 этап – начинаются переговоры об установлении дипломатических отношений. Для этого представители одного государства начинают зондировать вопрос о желании представителей другого государства по вопросу установления дипломатических отношений. Как было с Саудовской Аравией и СССР. В посольстве СССР в Лондоне получили указ установить отношения с посольством Саудовской Аравии на уровне советника-посланника после предложения аравийского посла на это.

2 этап – оформление дипломатических отношений. Нота – от министерства иностранных дел посольству другого государства. Еще есть вариант публиковать краткое коммюнике (2 -3 строчки). Указываются дипломатические (и консульские отношения). И главное указывается уровень дипломатических отношений. Когда устанавливаются дипломатические отношения, то подразумевается, что устанавливаются и консульские отношения. Иногда отношения устанавливаются в 2 этапа: сначала консульские, затем дипломатические.

Дипломатические отношения могут быть приостановлены или разорваны по инициативе одной из сторон под предлогом каких-то чрезвычайных обстоятельств. Они прекращаются в случае войны между бывшими партнёрами. Ярким примером разрыва дипломатических отношений по этой причине стала война между Россией и Грузией в августе 2008 года. В таких случаях представительство интересов каждой из воюющих сторон могут принять на себя третьи страны. Дипломатические отношения прекращаются также в том случае, если один из партнёров теряет свою правосубъектность как самостоятельное, суверенное государство.

Процедура восстановления дипломатических отношений практически не отличается от процедуры их установления.

Разрыв дипломатических отношений: причины и последствия

Искусство дипломатии – это высочайшая форма коммуникаций между людьми. Между любыми государствами всегда есть масса крупных и мелких противоречий и конкурентных интересов, что урегулировать их и установить благожелательнее отношения всегда непросто. И часто малейший конфликт может быть чреват серьезными последствиями. Расскажем о том, что значит разрыв дипломатических отношений между странами, в чем причины таких действий и каковы их возможные последствия.

Читайте также:
Субъективная сторона преступления: что это значит

Дипломатические отношения

Установление официальных отношений между государствами называют дипломатическими отношениями. Это специфическая сфера человеческого общения. В 1961 году все государства мира подписали конвенцию о том, что дип.отношения устанавливаются между субъектами международного права по взаимному согласию. Для вновь образованных государств традиционно установлению такого взаимодействия сначала нужно получить юридическое признание суверенности и легитимности своего существования. Установление отношений является взаимным подтверждением о невраждебной настроенности двух стран. Наличие дипломатических связей говорит о том, что, даже при наличии противоречий, есть надежда найти компромиссные решения по разным вопросам. Появление неразрешимых проблем между государствами может привести к тому, что произойдет разрыв дипломатических отношений.

Стороны дипломатических отношений

Главными действующими лицами в дипломатии являются официально уполномоченные представители государственной власти, которым делегированы права и обязанности по установлению взаимодействия с такими же представителями другой страны. Такими представителями могут выступать:

— Постоянные дипломатические представительства, это могут быть посольства или миссии. Главными действующими лицами от имени главы государства являются посланники и послы. Посольства считаются высшими по статусу дипломатическими органами, их открытие в стране подчеркивает особую значимость взаимоотношений с нею. Миссии – это чуть более низкий уровень отношений, часто миссии открываются как предварительный орган перед появлением посольства.

— Консульства. Это орган, который занимается делами граждан страны на территории другого государства. Обычно консульства открываются в дополнение к посольствам в тех странах, где существуют тесные взаимодействия между жителями государств.

— Торговые и культурные представительства. Они могут быть вспомогательным органом вдобавок к посольству, а могут выполнять самостоятельные функции по установлению между странами торговых или культурных обменов и взаимодействий.

Политика государства проводится на уровне посольств и миссий. Послы могут вести переговоры, доносить точку зрения своего правительства до посла страны-партнера. Они могут выражать протесты, отстаивать интересы своей страны и объявлять о том, что происходит разрыв дипломатических отношений.

Значимость дипломатических отношений

Не напрасно дипломатию часто называют искусством. Урегулирование интересов разных государств – очень сложное дело. Поддержание дип.отношений означает, что государства продолжают искать компромиссы по вопросам, вызывающим противоречия. Все страны всегда преследуют в первую очередь свои интересы. Но так как всем приходится считаться с соседями по планете, то государства до самого последнего момента стараются сохранять взаимодействие. Например, Россия и США – явные антагонисты и во многом даже противники, однако, невзирая на глубочайшие противоречия, они продолжают диалог и не допускают, чтобы произошел официальный разрыв дипломатических отношений. Последствия этого шага могли бы быть очень печальными для всего мира в целом. Для ведения диалога между странами создаются дополнительные мировые площадки, например, ООН, в рамках работы которых странам помогают найти компромиссные решения, которые бы устраивали все сообщество планеты.

Понятие разрыва дипломатических отношений

Неразрешаемые конфликты и противоречия могут привести страну к тому, что они официально объявляют о прекращении взаимодействия. В соответствии с Венской конвенцией, разрыв дипломатических отношений между странами – это официальное объявление одной из стран партнеров о прекращении диалога. При этом обязательно следует вывоз представителей и послов, членов их семей на Родину. Также происходит перевоз всего имущества посольств и освобождение помещений. При этом защиту интересов граждан страны, разрывающей отношения, может осуществлять государство-посредник. Все эти действия обязательно должны быть зафиксированы документально. О разрыве обязательно объявляется публично, чтобы все страны и население знало о новом положении дел. При этом государство может окончательно или временно отозвать своих послов, до разрешения какой-то ситуации.

Самые частые причины разрыва дипломатических отношений – это территориальные конфликты. У многих стран существуют претензии г другим государствам по поводу каких-то спорных земель. Есть затяжные конфликты, которые не находят своего решения, но не приводят к разрыву отношений. Например, спор вокруг Боденского озера между Германией, Австрией и Швейцарией. А есть споры, которые переходят в фазу военных действий, например, Азербайджаном и Арменией, Ливаном и Сирией. Войны могут периодически затухать, но конфликты остаются нерешенными. Также причиной отзыва дипломатов может быть какое-то нежелательное поведение другой страны. Например, США отзывает своих послов, стремясь оказать давление на политику разных государств: Кубы, Ирана. Украина уже долгое время грозит разорвать дип.отношения с Россией из-за Крыма. Причиной разрыва могут быть военные действия на территории страны, которые угрожают послам и их семьям. Так с началом боев многие страны отозвали своих послов из Сирии и Ливии.

Функции разрыва дипломатических отношений

Зачем же нужен странам разрыв дипломатических отношений? Чаще всего он используется, как механизм давления на страну-оппонента. Отзыв послов обычно вызывает широкое мировое общественное порицание, общественные организации начинают вмешиваться в конфликт, старясь его снять. Все это оказывает сильное психологическое воздействие на страну, с территории которой эвакуируют посольства. Важной функцией этого дипломатического действия именно создание резонанса. Усиленно внимание миротворческих организаций может привести к поиску решения проблемной ситуации. Любой разрыв дипломатических отношений – это демонстрация отношения и намерений. Нередко после этого следуют другие серьезные, недружественные действия. Таким образом, этот дипломатический шаг – это вроде бы «последнее предупреждение».

Читайте также:
Обязательная дактилоскопическая регистрация: что это значит

Последствия

Так чем грозит разрыв дипломатических отношений? Нередко он чреват началом войны. Но чаще все-таки за отзывом послов следуют различные санкции. Например, США в конфликте с Кубой после разрыва отношений объявили эмбарго, призванное нанести огромный экономический ущерб стране, чтобы сломить ее. Такую же тактику США применяли и в Иране. Нередко разрыв отношений носит временный характер и следующий шаг – это поиск компромиссов. Несмотря на громкое название, отзыв послов не ведет к полному прекращению отношений. Большинство договоров о сотрудничестве прекращают свое действие и это – главное последствие такого дипломатического шага. Но отношения между гражданами стран не прекращается, консульства продолжают заниматься их проблемами, помогают вернуться на родину в случае необходимости. Если консульства тоже ликвидируется, то судьба граждан обязательно вверяется третьим странам.

История человечества знает немало примеров расторжения всех договоренностей о взаимодействии. Например, разрыв дипломатических отношений между Россией и Великобританией в 1927 году, между Англией и Аргентиной из-за Фолклендских островов, между СССР и Израилем, между Россией и Грузией.

РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» в других словарях:

Разрыв дипломатических отношений — (англ. rupture of diplomatic relations) в международном праве предпринимаемое по инициативе какого либо государства и официально объявляемое им прекращение дипломатических отношений с др. государством, сопровождающееся … Энциклопедия права

РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ — прекращение дипломатических отношений между государствами на основании официального заявления компетентных властей одного из них, сделанного от его имени. Р.д.о. не обязательно влечет за собой прекращение консульских отношений … Юридическая энциклопедия

РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ — дипломатический акт, который прекращает существовавшие до этого момента дипломатические связи. Р.д.о. возможен в случаях вооруженного конфликта, утраты международной право субъектности (напр., при слиянии с другим государством), социальной… … Юридический словарь

разрыв дипломатических отношений — дипломатический акт, который прекращает существовавшие до этого момента дипломатические связи. Р.д.о. возможен в случаях вооруженного конфликта, утраты международной право субъектности (напр., при слиянии с другим государством), социальной… … Большой юридический словарь

Разрыв дипломатических отношений — прекращение нормальных дипломатических отношений между двумя государствами; влечёт за собой отозвание дипломатических представителей и ликвидацию дипломатических представительств. Р. д. о. обычно происходит вследствие возникновения между… … Большая советская энциклопедия

РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ — прекращение дипломатических отношений между государствами на основании официального заявления компетентных властей одного из них, сделанного от его имени. Р.д о. не обязательно влечет за собой прекращение консульских отношений … Энциклопедический словарь экономики и права

РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ — – прекращение непосредственных дипломатических связей между двумя государствами с ликвидацией дипломатических представительств каждой из этих стран. Причиной Р. д. о. в большинстве случаев является возникновение состояния войны между… … Советский юридический словарь

ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РАЗРЫВ — РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ … Юридическая энциклопедия

ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РАЗРЫВ — (см. РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права

РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ — прекращение дипломатических отношений между государствами на основании официального заявления компетентных властей одного из них, сделанного от его имени. Р.д.о. не обязательно влечет за собой прекращение консульских отношений … Энциклопедический словарь экономики и права

Разрыв дипломатических отношений с Россией: в чем польза и вред для Украины?

Обозреватель, гостевой редактор

Эксперты объяснили необходимость прекращения российско-украинских дипотношений в условиях войны, однако рассказали и о рисках такого шага.

Народные депутаты хотят, чтобы Украина разорвала дипломатические отношения с Российской Федерацией. Проект соответствующего постановления № 4221 зарегистрирован в Верховной Раде 15 марта. Инициаторами законопроекта выступили Оксана Корчинская и Юрий-Богдан Шухевич (Радикальная партия), Владимир Парасюк (внефракционный) и Олег Петренко (БПП).

В частности, в документе говорится: “Верховная Рада, руководствуясь Законом Украины “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временной оккупированной территории Украины”, учитывая многочисленные факты нарушения Российской Федерацией прав граждан Украины, захват на территории Украины и удерживание в РФ заложников, граждан Украины, принимая во внимание нарушения РФ принципов международного иммунитета, в том числе относительно народного депутата Украины, депутата Парламентской ассамблеи Совета Европы Надежды Викторовны Савченко, постановляет прекратить с момента принятия данного постановления дипломатические отношения с Российской Федерацией”.

Согласно законопроекту, в случае его принятия Кабмин должен будет в течение месяца подать в парламент проекты законов о прекращении действия международных договоров с Россией, а также определить страну, посольство и консульство которой будет представлять интересы Украины в РФ до возобновления дипотношений с ней.

Эксперты поделились с “Главредом” оценками целесообразности и своевременности данной инициативы, рассказали, что на деле будет значить разрыв дипотношений с Россией, какие последствия будет иметь, каким образом в таком случае Украина и Россия смогут вести переговоры об урегулировании конфликта на Донбассе, а также насколько существенно сократятся возможности защиты прав украинцев, находящихся на территории РФ.

Александр Палий / Главред

Александр Палий:

Я считаю намерение депутатов разорвать дипотношения с Россией вполне нормальной инициативой. Благодаря этому, по крайней мере, будут ликвидированы дипломатические учреждения РФ на территории Украины. Да, при этом станет сложнее вести переговоры, но, откровенно говоря, посол России в Украине практически не имеет отношения к переговорному процессу, то есть его отсутствие на переговоры особо не повлияет.

Однако это в некоторой мере повлияет на возможность защищать прав украинских граждан на территории РФ. Но, в принципе, это и сейчас не сильно удается.

Потому позитивов от такого решения было бы больше, чем негативов. В частности, прекратится деятельность российских дипломатических учреждений на территории Украины, а, соответственно, здесь станет меньше российской агентуры. Ну, и уменьшится количество раздражителей для украинских граждан, которые вынуждены время от времени протестовать под различными российскими учреждениями — сегодня все российское раздражает наше общество.

Я считаю, что нужно еще раз подумать над идеей разрыва украинско-российских дипотношений, и даже не раз, и реализовать ее. Лучше всего было бы ликвидировать посольства, а консульства оставить. Если такой механизм возможен, чтобы защитить наших людей в РФ, это было бы идеально.

На практике разрыв дипломатических отношений будет значить, что отзываются послы, а государства начинают взаимодействовать на других уровнях. В мире есть государства, которые еще пока не установили между собой дипломатических отношений или просто не имеют их, однако они контактируют друг с другом. Например, Израиль и Иран, которые не поддерживают дипломатические отношения, но, тем не менее, общаются. Это не является проблемой для государств, но может стать проблемой при попытке защитить права украинцев на территории России, а их там немало. Хотя даже сейчас, когда дипотношения между Россией и Украиной еще существуют, дипломатическая защита не особенно помогает в РФ, особенно тем украинцам, которые стали заключенными в России, по сути, в тоталитарной стране.

Потому все следуют взвесить, но плюсы от такого шага однозначно будут.

Я думаю, что данная инициатива депутатов появилась своевременно, возможно, даже несколько преждевременно. Возможно, к реализации этой идеи мы придем несколько позже. На мой взгляд, в период активной фазы боевых действий разрыв дипотношений вряд ли бы что-то добавил. Все-таки такие решения следует принимать с “холодной головой”.

Григорий Перепелица / Главред

Профессор Киевского национального университета им. Т. Шевченко, эксперт по вопросам международной политики, доктор политических наук

Григорий Перепелица:

Проект постановления о прекращении дипломатических отношений с Россией — запоздалый, но он кстати. Это нужно было, когда только российские войска вторглись в Крым, и когда появились явные признаки российской агрессии. В такой ситуации Конституция Украины и закон об обороне страны обязывают президента немедленно ввести военное положение и принять решение о применении вооруженных сил для отражения агрессии. В дипломатическом контексте это значит разрыв дипломатических отношений, что говорит о том, что мы находимся в состоянии войны.

Если бы это было сделано, вся наша международная деятельность перешла в другой формат, и это сразу бы сориентировало международное сообщество, что Украина является жертвой агрессии. Включилась бы ст. 51 Устава ООН о праве Украины на вооруженную защиту и предоставление ей, как жертве агрессии, международной помощи. Тогда бы международное сообщество сформировало бы антипутинскую коалицию, как это было сделано в 1991 году относительно Ирака.

Но украинская власть побоялась это сделать, опасаясь широкомасштабного вторжения РФ, опасаясь, что это расценят как нападение на Россию — мол, мы объявляем ей войну. Потому появилась трактовка, скрывающая страх и некомпетентность тогдашней власти. Следует напомнить, что в то время далеко не все население было лояльно к новой власти: восток Украины считал, что киевская власть — не легитимна, поскольку произошел насильственный переворот и свержение режима Януковича.

Однако если бы мы четко заявили о том, что являемся жертвой агрессии России, то мы бы оказались в международном правовом поле, дающем нам возможность пользоваться “правами войны” и задействовать ст. 51 Устава ООН, которая позволила бы нам пользоваться Женевскими и Гаагскими конвенциями относительно жертв войны, защиты военнопленных, а также получить военную помощь (ст. 51 обязывает международное сообщество предоставить нам военную помощь в том или ином виде). Это не значит, что другие страны начали бы воевать за Украину, но, по крайней мере, была бы создана антипутинская коалиция, как в свое время были созданы антииракская и антигитлеровская коалиции. Но тогдашняя временная власть Украины этого не сделала. Более того, на этот ложный путь встал и президент.

В результате международное сообщество воспринимает нашу войну с Россией как “украинский кризис”, то есть внутренний украинский конфликт. Наша дипломатия также начала работать в этом формате “внутреннего конфликта”. В итоге, и “женевский формат”, и “нормандский формат”, и “минский формат” направлены на урегулирование конфликта на Донбассе, как внутреннего конфликта. А чтобы его урегулировать, необходимо легализовать вторую воюющую сторону, потому что мир может быть достигнут между двумя воюющими сторонами, а не между посредниками.

Собственно, то, что мы объявили эту войну антитеррористической операцией, а не реальной войной привело к тому, что Россия сказала: “Сорри, а мы тут причем? У вас на Донбассе террористы, вот с ними и решайте вопросы. Мы можем быть только посредниками при переговорах, как были на Балканах, в Косово и Боснии. Мы являемся членом ООН, потому можем быть посредниками и в ситуации на Донбассе”. И все, точка: Россия — посредник, а не воюющая сторона. Да и АТО предусматривает проведение операции в месте локации террористов, и территория АТО может ограничиться одной улицей или кварталом. И мы пошли на этот абсурд!

Теперь, чтобы достичь мира на Донбассе, мы должны признать ЛНР и ДНР воюющими сторонами, а не Россию. Потому что, если это не сделать, мира не будет — поскольку нет второй воюющей стороны. В сложившейся ситуации, выходит, что воюющая сторона одна — Украина, а всех остальных нет. Россия — “посредник”, а ЛНР и ДНР — армии вооруженных сил РФ. Такой тупик не дает нам теперь достичь мира в результате “минского формата”.

Для сравнения: если в результате неудачной операции у человека появился горб, что дальше делать, когда горб уже вырос? Либо ходить дальше горбатым, либо ломать этот горб, иного пути нет.

Разрыв дипломатических отношений с РФ будет значить, что у нас никакое не АТО, а конфликт с Россией. Если мы разорвем отношения с Россией, мы должны будем все перевести в иной формат.

Если Рада примет зарегистрированное постановление о разрыве дипломатических отношений, то на деле это будет значить отзыв послов и прекращение деятельности дипломатических отношений. Но это не значит, что отношения с Россией вообще целиком и полностью разрываются, поезда останавливаются, автомобили прекратят движение и встанут на украинско-российской границе и т.д., нет. Просто это будет значить, что между Украиной и Россией разорваны внешнеполитические отношения, поскольку РФ является агрессором. То есть прекратятся только официальные межгосударственные отношения.

Как тогда стороны должны договариваться об урегулировании ситуации? Есть разные форматы, где задействованы посредники. К примеру, “Минский формат”, “нормандский формат”. Ведь во время любой войны отношения между странами поддерживаются, но через посредников. Правда, тогда межгосударственные отношения становятся не двухсторонними, а трехсторонними.

Как быть украинцам, которые сейчас вынуждены пребывать в России или ездить туда, если в РФ не будет наших представительств? Консульские учреждения в РФ могут существовать и при разорванных дипломатических отношениях между странами. Консульские отношения могут поддерживаться некоторое время. Плюс — есть Красный Крест, есть международные организации и т.д., куда украинцы смогут обращаться. К тому же, что касается пленных украинцев, то Россия удерживает наших граждан у себя, не зависимо от того, есть дипломатические отношения, или нет — идет война, потому это не работает. Если бы эти механизмы работали, то и Савченко уже бы освободили, и других украинцев, содержащихся под стражей в РФ.

А если по-прежнему официально поддерживаются дипломатические отношения, то для всего мирового сообщества это значит, что мы работаем в формате стратегического партнерства, мы с Россией — партнеры, а не воюющие стороны.

Володомир Огрызко / Главред

Дипломат, бывший министр иностранных дел

УкраиныВладимир Огрызко:

Разрыв дипломатических отношений с Россией в случае принятия зарегистрированного в Раде постановления станет признанием реалий, которые сложились в украинско-российских отношениях. Мне сложно вспомнить примеры, когда бы страны, находящиеся в состоянии войны, поддерживали при этом между собой дипломатические отношения. Потому, как говорят англичане, лучше поздно, чем никогда.

Иначе, если продолжать поддерживать это “гибридное состояние”, которое не определяет, где “черное”, а где — “белое”, то это не пойдет на пользу национальным интересам Украины. Это не только искажает восприятие происходящего украинскими гражданами, но и негативно влияет на видение ситуации нашими западными партнерами. Учитывая массированную российскую пропаганду, которая вдалбливает в мозги западных стран и их лидеров идею о том, что в Украине идет гражданская война, продолжение неопределенности будет играть не на нашу пользу.

Потому я думаю, что принятие такого постановления и прекращение дипломатических отношений с РФ расставило бы точки над “і”. Хотя, безусловно, для некоторых западных партнеров это стало бы неприятной новостью, поскольку они стремятся как можно скорее, но не за свой счет закрыть тему конфликта в Украине. Но мы, в первую очередь, должны думать о своих национальных интересах, как, кстати, это делают все остальные.

Мы не станем пионерами, разорвав дипломатические отношения с Россией. Например, вспомните события 2008 года в Грузии, когда она стала объектом российской агрессии, как Украина сегодня, и разорвала дипломатические отношения с Россией.

Разрыв дипотношений осуществляется так, как прописывает международное право. А оно гласит о том, что противостоящие стороны договариваются о том, что какая-то третья сторона представляет их интересы. В случае Грузии и России такой “третьей стороной” выступает Швейцария — она при необходимости обращается с просьбой от одной стороны к другой, и наоборот.

Кстати, разрыв дипломатических отношений вовсе не означает (как принято у нас неправильно акцентировать внимание), что мы теряем возможность оказания помощи украинским гражданам, которые находятся на территории государства, с которым мы прекращаем дипотношения. Это не так. На самом деле, разрыв дипломатических отношений вовсе не означает автоматический разрыв консульских отношений. Это — во-первых.

Во-вторых, имея такого “партнера” как Российская Федерация, любые международно-правовые формы так или иначе не действуют. Сейчас между Украиной и РФ дипломатические отношения продолжают существовать; вопрос в задаче — помогли ли они защитить Надежду Савченко, Кольченко или Сенцова, Клиха или Карпюка, или сотни других наших пленных, которые остаются по ту сторону границы? Так что этот тезис нельзя назвать объективным, потому что в данном случае мы должны исходить из того, что такой нецивилизованный партнер как России не обращает внимания ни на какие международно-правовые документы. Так что, разорвав внешние отношения, мы ничего не добавим и не отнимем в плане защиты наших граждан на российской территории. Потому даже с этой точки зрения, на мой взгляд, нужно, чтобы российско-украинские дипотношения были прекращены.

Глава 10. Разрыв дипломатических или консульских отношений

В практике государств не раз возникал вопрос о влиянии разрыва дипломатических и консульских отношений на договоры участников. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. содержит ст. 45, специально касающуюся прав и обязанностей сторон в случае разрыва дипломатических отношений. В доктрине широко распространено мнение, что разрыв дипломатических отношений сам по себе не влияет на договорные отношения соответствующих государств *(781).

Большинство юристов практически не уделяли внимания этому вопросу. В тех же случаях, когда мнение по нему высказывалось, оно было относительно жестким. Договоры, зависящие от дипломатических отношений, прекращались и после их восстановления, поскольку нуждались в пересмотре. Такой подход отражал практику прошлого. В Гарвардском проекте конвенции 1935 г. говорилось: “Если выполнение договора зависит от поддержания дипломатических отношений между сторонами в нем, то договор приостанавливается между любыми сторонами после разрыва их дипломатических отношений; однако в случае отсутствия соглашения об ином действие договора между такими сторонами будет пересмотрено после установления их дипломатических отношений” *(782). Аналогичной точки зрения придерживался и Макнейр *(783). Соответствующие мнения были проанализированы докладчиком Комиссии международного права Дж. Фицморисом *(784).

Следует заметить, что немало договорных положений могут осуществляться и при прерванных дипломатических отношениях. Этот момент также отмечался Макнейром, который писал, что контакт “на относительно скромном официальном уровне может осуществляться, например, между полицейскими должностными лицами, иммиграционными или постовыми чиновниками и т.п.; возможно, что в таких случаях действие договора может продолжаться на основе de facto” *(785).

Обычно в качестве примера часто приводят влияние разрыва дипломатических и консульских отношений на регламентирующие их договоры. В соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. установлено, что согласие на установление дипломатических отношений означает согласие на установление консульских отношений. И тут сделана оговорка: “Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва консульских отношений” (ст. 2). Кроме того, при разрыве дипломатических и консульских отношений сторона вправе предоставить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству (ст. 45 Венской конвенции о дипломатических сношениях и ст. 27 Венской конвенции о консульских сношениях). Как видим, разрыв дипломатических и консульских отношений сохраняет в силе даже отдельные положения конвенций о них. В результате можно считать, что разрыв дипломатических отношений не влияет на правовые отношения сторон, когда наличие их не является необходимым для выполнения договора.

Следует отметить, что в современных условиях между государствами действует значительное количество договоров, которые могут осуществляться без дипломатических отношений. К их числу относятся, прежде всего, межведомственные соглашения.

Вместе с тем существенное значение имеют и политические условия, характер акта прекращения дипломатических отношений. Приведу следующие случаи. В Совместном коммюнике США и КНР, опубликованном в декабре 1978 г., была объявлена готовность установить взаимные дипломатические отношения. В опубликованном одновременно заявлении администрации США говорилось, что они известят Тайвань о прекращении с ним дипломатических отношений. Несмотря на это, было заявлено, что в течение всего предстоящего 1979 г. договор между США и Тайванем о взаимной безопасности сохранит свою силу. Как видим, несмотря на прекращение дипломатических отношений, военный договор сохранил свою силу в течение определенного периода времени. Кроме того, выступая по телевидению, президент Дж. Картер сообщил, что США будут сохранять нынешние торговые и иные отношения с Тайванем *(786). А это означало, что соответствующие договоры не прекратят своего действия. Думается, что Совместное коммюнике с КНР было подписано США после предварительных консультаций с Тайванем.

В октябре 2005 г. в Пекине было подписано Совместное сенегальско-китайское коммюнике, согласно которому Сенегал признает, что Тайвань является частью Китая. В ответ власти Тайваня заявили о разрыве всех связей с Сенегалом. Тайвань принял решение прекратить реализацию всех гуманитарных программ в Сенегале, включая финансирование проектов в области ирригации, здравоохранения, образования и сельского хозяйства *(787). Прекращение в одностороннем порядке дипломатических отношений было расценено как недружественный акт, за которым последовали контрмеры. Следует также учитывать, что в указанных случаях речь шла о прекращении дипломатических отношений в связи с правопреемством.

В большинстве случаев в качестве примера договоров, подлежащих прекращению в связи с разрывом дипломатических отношений, указывают на военно-политические договоры. Однако и здесь практике известны исключения. В ноте госдепартамента США от 3 января 1961 г. было заявлено о прекращении дипломатических и консульских отношений с Кубой. Практически Куба была подвергнута бойкоту. Вместе с тем представитель Белого дома по вопросам печати заявил: “Прекращение наших дипломатических и консульских отношений с Кубой не влияет на статус нашей военно-морской базы в Гуантанамо. Договорные права, на основе которых мы сохраняем эту военную базу, не могут быть отменены без согласия Соединенных Штатов”.

Учитывая тенденции в международной практике и стремясь к упрочению международного правопорядка, Комиссия международного права решила, что разрыв дипломатических отношений сам по себе не влияет на правовые отношения, установленные договором. Такой подход соответствует принципу “договоры должны соблюдаться” *(788). Был подготовлен проект статьи, касающийся ситуации, когда дипломатические отношения, существовавшие между двумя сторонами – участницами двустороннего или многостороннего договора, разорваны. Было предложено установить, чтобы вопрос об отсутствии взаимного признания сторон решился иными отраслями международного права, например, теми, что относятся к правопреемству государств.

В проекте статьи, принятой Комиссией в 1964 г., содержался второй пункт, который предусматривал, что разрыв дипломатических отношений может быть использован как основание для приостановления действия договора, “если результатом является прекращение существования средств, необходимых для осуществления договора”. Однако ряд правительств в своих замечаниях выразил сомнение в целесообразности данного положения, считая, что такое исключение, не будучи точно определенным, может служить основанием для несоблюдения договорных обязательств.

В результате Комиссия пересмотрела свою прежнюю точку зрения, согласно которой разрыв дипломатических отношений означает исчезновение средств, необходимых для выполнения договора. Сегодня использование третьих государств и даже прямых каналов связи в случае разрыва дипломатических отношений означает, что и в таком случае нельзя говорить об исчезновении средств, необходимых для выполнения договора. Было решено, что любой вопрос о прекращении или приостановлении договора в случае разрыва дипломатических отношений должен решаться в соответствии со статьями о прекращении, денонсации, выходе и приостановлении действия договора. Принятый Комиссией проект статьи должен ограничиваться общим положением о том, что разрыв дипломатических отношений сам по себе не влияет на правовые отношения, установленные договором, оставив иные вопросы на регулирование другими статьями.

На Венской конференции 1968-1969 гг. делегации Италии и Швейцарии предложили дополнить проект статьи словами “за исключением случаев, когда наличие дипломатических отношений необходимо для выполнения договора”. Это положение воспроизводило формулировку проекта Комиссии 1964 г., которая была снята с учетом мнений ряда правительств. Поправка была принята Общим комитетом *(789).

Делегация Венгрии предложила включить в статью, наряду с дипломатическими, также консульские отношения. Дело в том, что разрыв дипломатических отношений не всегда означает прекращение также консульских отношений. Немало случаев, когда между государствами установлены консульские отношения без дипломатических. Поправка Венгрии была принята Общим комитетом *(790).

Общий комитет одобрил также поправку Чили о том, что “разрыв или отсутствие дипломатических отношений между двумя и более государствами не препятствует заключению между этими государствами договора. Было, однако, решено, что это положение не относится к разделу “Прекращение или приостановление договора”, и его включили в качестве статьи в раздел “Разные положения”. На пленарном заседании новая статья была одобрена 88 голосами, “против” голосовало 2, 10 воздержались *(791).

На Венской конференции 1986 г. обе статьи о дипломатических и консульских отношениях (ст. 63 и 74) были дополнены словами о международных организациях, а в остальном остались без изменений. Обе были приняты без голосования *(792).

Статья “Разрыв дипломатических или консульских отношений” предусмотрела, что такой разрыв между государствами – участниками договора, между двумя или более государствами и одной или несколькими организациями не влияет на правовые отношения, установленные между этими государствами договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договора (ст. 63).

Из этого видно, что Конференция воспроизвела формулировку Конвенции 1969 г. и не восприняла мнение Комиссии о том, что речь может идти об отношениях государств и организаций. Статья имеет в виду лишь отношения между государствами, несмотря на то, что в договоре участвуют и международные организации. Кроме того, влияние оказывается не на сам договор, а на правовые отношения, установленные договором.

Разделение юридических лиц: что это значит

ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правила абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц – первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Реорганизация юридического лица

Больше материалов по теме «Банкротство» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Реорганизация – передача прав и обязанностей
  2. 5 способов для реорганизации юрлица
  3. Реорганизация шаг за шагом
  4. Где производить новую регистрацию
  5. Признать реорганизацию недействительной
  6. Когда реорганизацию считать завершенной

В мире бизнеса все процессы очень пластичны и изменчивы. Постоянные перемены характеризуют одну из главных бизнес-черт характера предпринимателей: способность быстро принимать решения и действовать в новых обстоятельствах. Это касается не только физических личностей, но и юридических лиц. ООО или АО может изменить форму своего существования – быть реорганизованным. Что нужно помнить руководителям при осуществлении этого процесса? Как правильно пройти все этапы? Какие нюансы предусматривает законодательство? Разберём эти вопросы.

Реорганизация – передача прав и обязанностей

Юридическое лицо уходит в небытие, но не исчезает, а «превращается» в одну или несколько новых организаций – преемников «материнского» юридического лица. Такие превращения, весьма нередкие в бизнесе, называются реорганизацией. По сути своей, это передача всех полномочий – прав и обязанностей – от исходного к создаваемым юридическим лицам. Этот процесс позволяет помочь избежать банкротства и полной ликвидации компании, лишь переформатируя ее деятельность.

Решить начать реорганизацию может:

  • собственник имущества фирмы;
  • учредители или акционеры;
  • орган, которому такие полномочия дают уставные документы;
  • суд, давший постановление.

СПРАВКА! Воля учредителей по реорганизации вправе быть выражена исключительно с подачи совета директоров (если иного не декларирует Устав). На общем собрании не менее 75% участников должны проголосовать за начало этого процесса.

5 способов для реорганизации юрлица

Гражданский кодекс РФ предусматривает 5 возможных видов реорганизации предприятий.

  1. Слияние. Несколько юридических лиц (не менее двух) перестают осуществлять свою деятельность, соединяясь в одно, получающее все обязательства и привилегии исходных.
  2. Присоединение. Одна из организаций останавливает деятельность и передает свои полномочия другой, которая продолжала функционирование и продолжает его в новом формате. Согласие продолжающей действовать организации необходимо, если к ней присоединяются не единичные фирмы, а любые объединения (союзы, ассоциации и т.п.), особенно с крупными активами.
  3. Разделение. Одна компания делит свои права и обязанности между несколькими вновь созданными, а сама уходит в прошлое.
  4. Выделение. «Материнская» организация как бы «отпочковывает» от себя одну или несколько новых, которым и передает часть своих полномочий, сама продолжая действовать по тем, что остались.
  5. Преобразование. Новые организации не возникают, изменения вносятся в правовую форму исходного юрлица. При этом реорганизуемая фирма не может превратиться в свою бизнес-противоположность: АО или ООО нельзя переделать в товарищество или, к примеру, госпредприятие, а коммерческую структуру – в некоммерческую.

При реорганизации акционерных обществ законодательно разрешалось применять еще одну, комбинированную форму изменения организационно-правовых отношений – «выделение/разделение с одновременным присоединением/слиянием».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! До сентября 2014 года при реорганизации ООО можно было применять лишь 1 из перечисленных способов. После законодательной реформы их разрешено произвольно комбинировать, причем не ограничивается количество реорганизуемых компаний и их организационно-правовые формы.

Реорганизация шаг за шагом

Реорганизация – довольно трудоемкая процедура. Ее регламентирует целый комплекс законодательных норм. Поэтому нередко для ее проведения руководители предприятий используют помощь специалистов, чтобы сберечь временной ресурс и избежать возможных отказов. Рассмотрим процедуру реорганизации поэтапно.

Шаг 1. Постановка цели

На общем сборе акционеров или учредителей ставится вопрос и проводится голосование насчет реорганизации (3/4 голосов должно быть отдано «за»). После протоколирования решения устанавливается способ реорганизации, намечается ее план, ставятся сроки.

Шаг 2. Обращение в ПФР

Прежде чем запустить процесс, нужно, чтобы Пенсионный фонд подтвердил справкой отсутствие задолженности у реорганизуемой фирмы.

Шаг 3. Извещение налогового органа

Не позже 3 суток после оформления протокола с решением собрания учредителей или акционеров компания обязана уведомить ИФНС о своих намерениях. Инспектор записывает в ЕГРЮЛ данные о начале процесса реорганизации юридического лица.

Шаг 4. Информирование контрагентов

В пятидневный срок после внесения информации в ЕГРЮЛ нужно в письменном виде оповестить кредиторов ООО (АО), ведь процесс реорганизации, возможно, скажется и на их интересах.

Шаг 5. Уведомление через СМИ

Извещение в «Вестнике государственной регистрации» необходимо публиковать два раза в месяц, начиная с первых действий налоговой инспекции (изменение ЕГРЮЛ).

Шаг 6. Инвентаризация

Ее сроки назначает генеральный директор или устанавливает совет учредителей.

Шаг 7. Промежуточный отчет

Бухгалтеры составляют промежуточную форму отчетности по итогам инвентаризации.

Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа

Если выбрана процедура слияния, присоединения или преобразования, составляется передаточный акт, вместе с которым будут переданы бухгалтерская отчетность и инвентаризационные акты. Для осуществления выделения или разделения используется разделительный баланс.

Шаг 9. Создание новых уставных документов

Составляются и регистрируются Уставы новых возникших организаций.

Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:

  • вычисление амортизации по активам и основным средствам;
  • списание расходов за будущие периоды, если их нельзя внести в реорганизационный документ;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • закрытие доходно-расходной документации;
  • выведение чистого дохода за период между промежуточным отчетом и днем, перед которым теряющее полномочия юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ;
  • последний бухгалтерский отчет прекращающих существование ООО или АО.

По завершении всех этих этапов происходит передача новым организациям прав и обязанностей вместе со всеми активами. Вновь созданные общества (их материально ответственные лица) получают:

  • ценности, принадлежавшие ликвидированным юрлицам;
  • материальные активы;
  • документальные архивы.

Где производить новую регистрацию

Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

  1. Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
  2. При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
  3. При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
  4. Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
  5. Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.

Признать реорганизацию недействительной

Такая возможность закреплена законом в сентябре 2014 года. Совершить этот акт можно через суд по инициативе учредителя, не голосовавшего на общем собрании или отдавшего свой голос против реорганизации. Суд постановит, что реорганизация не состоялась, если будет доказано, что:

  • решение о начале процесса не принято установленным порядком или для положительного решения не хватило необходимой части голосов «за»;
  • в документах на регистрацию новых юридических лиц, возникших через реорганизацию, содержатся заведомо недостоверные сведения.

Когда реорганизацию считать завершенной

ООО или АО признается реорганизованным после проведения госрегистрации новых или обновленных юридических лиц. Такой протокол не относится лишь к форме присоединения – по ней реорганизация завершается записью в ЕГРЮЛ о прекращении существования присоединяемой организации как самостоятельного юридического лица.

Позволит ли дробление бизнеса законно оптимизировать налоги?

Автор: Екатерина Гостева налоговый консультант

Позволит ли дробление бизнеса законно оптимизировать налоги?

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

Еще несколько лет назад дробление – разделение компании на несколько юрлиц – было одним из способов вполне легального налогового планирования. Но с годами ситуация изменилась, и дробление стало одной из самых опасных налоговых схем. ФНС не устает выпускать все новые и новые рекомендации нижестоящим инстанциям – как разоблачать искусственное дробление.

В рамках проектов по налоговому планированию нам часто приходится прибегать к такому инструменту законной оптимизации, как дробление бизнеса на несколько юридических лиц. Помимо безопасного снижения налогов, это позволяет решить многие другие, не менее важные для бизнеса, задачи: от диверсификации рисков, связанных с недобросовестными поставщиками, до защиты активов компании от налоговиков и кредиторов в случае непредвиденного банкротства.

Сегодня мы расскажем о том, как безопасно ввести в структуру бизнеса несколько юридических лиц, применяющих «упрощенку», в целях снижения налоговой нагрузки компании – так, чтобы налоговики не увидели в разделении ООО признаков схемы фиктивного дробления и не взялись доказывать умысел руководства компании с целью привлечь к уголовной ответственности.

Само по себе разделение организации на несколько не является криминалом. Между тем налоговики будут искать доказательства того, что разделение плательщик совершил с одной целью – сэкономить на налогах. При наличии каких признаков налоговики должны рассматривать дробление бизнеса как схему ухода от налогов, говорится в письмах ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ , от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ .

Официального прямого запрета на дробление бизнеса нет. А для лиц, практикующих разделение организаций, в УК РФ не предусмотрено статьи. Между тем риск нарваться на претензии ИФНС и попасть на доначисления в последние годы существенно вырос. Дело в том, что в августе 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, которые серьезно ограничили возможность применения определенных способов снижения налогов. Они коснулись и дробления бизнеса. Подробнее об этом читайте здесь >>>

По каким признакам инспекторы обнаружат дробление бизнеса?

Если компания уже находится на «упрощенке», но объем выручки вот-вот превысит допустимые лимиты – велик соблазн открыть еще одно юридическое лицо с таким же видом деятельности, теми же учредителями и по тому же юридическому адресу, чтобы продолжить вести бизнес на льготных налоговых условиях.

Либо владельцу компании с общей системой налогообложения может прийти в голову здравая мысль разделить свой бизнес на два идентичных юридических лица с УСН, уложив выручку по каждому из них в законные лимиты и тем самым обеспечить снижение налоговой нагрузки.

Так вот. И в том, и в другом случае подобный «лобовой» путь разделения ООО будет являться незаконным, поскольку очевидна цель – намеренное снижение налогов. В последнее время налоговые инспекторы успешно доказывают неправомерность такого подхода в судебном порядке.

Готовый чек-лист признаков дробления есть в письме ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ . Для налоговиков подозрительными являются следующие признаки:

  1. В дроблении участвуют одна или несколько компаний на спецрежимах. Разделение фирмы оказало влияние на экономические результаты всех участников схемы. Их налоговые обязательства уменьшились или практически не изменились при расширении хозяйственной деятельности;
  2. Налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление, являются выгодоприобретателями от использования схемы.
  3. Все участники схемы занимаются одной и той же деятельностью.
  4. При разделении предприятия новые юридические лица созданы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей или увеличением численности.
  5. Участники схемы оплачивают расходы друг за друга.
  6. Наличие прямой или косвенной взаимозависимости участников схемы.
  7. Общий персонал или перераспределение персонала без изменения их должностных обязанностей.
  8. У подконтрольных компаний нет основных и оборотных средств, сотрудников.
  9. Все участники схемы используют одни и те же вывески, обозначения, контакты, ip-адреса, сайты, адреса фактического местонахождения помещений, обслуживаются в одном банке и т.д.
  10. Все участники схемы являются друг для друга единственными поставщиками или покупателями, либо у всех участников поставщики и покупатели общие.
  11. Деятельностью всех компаний группы фактически управляют одни и те же лица.
  12. Бухучет, кадровое делопроизводство, подбор персонала, работу с поставщиками и покупателями и т. д. ведут одни и те же службы.
  13. Показатели деятельности близки к лимитам, ограничивающим право на применение спецрежима.
  14. После разделения ООО данные бухучета основной компании показывают снижение рентабельности производства и прибыли.
  15. Поставщики и покупатели распределяются между участниками, исходя из применяемой системы налогообложения.

Какую выгоду дает «упрощенка»?

Рассмотрим на конкретном примере, на сколько можно снизить налоги путем разделения предприятия, работающего на НДС, двумя отдельными фирмами, которые НДС не платят (т.е. применяют «упрощенку»).
Допустим, выручка компании – 100 млн руб. / год. А ее расходы за тот же период составили 65 млн руб. (с НДС).
В этом случае за год компания должна отдать в государственную казну следующие суммы:

  • 5,83 млн руб. в виде налога на добавленную стоимость;
  • 5,83 млн руб. в виде налога на прибыль.

Итого, суммарная налоговая нагрузка компании из нашего примера составит 11,66 млн руб./год или 14% от выручки (очищенной от НДС). Теперь предположим, что данная компания разделилась на две фирмы, каждая из которых применяет УСН. При аналогичных показателях нам придется заплатить в казну следующие суммы:

  • 5,25 млн руб. или 5,25% от выручки (если применяется режим УСН-15);
  • 6 млн руб. или 6% от выручки (если применяется режим УСН-6).

Таким образом, отказавшись от фирмы на НДС, мы снизим налоги:

  • в 2,2 раза – при дроблении бизнеса на 2 фирмы с УСН-15;
  • в 1,9 раза – при дроблении бизнеса на 2 фирмы с УСН-6.

При разделении бизнеса с целью снижения налогов необходимо соблюдать важнейшие правила безопасности.

Правило безопасности № 1. Никакого стихийного открытия новых компаний

Оптимизация налогов – это проект. И, как любой проект, он требует грамотной предварительной подготовки и оценки возможных последствий. Поэтому первое, что важно понять при разделении ООО, – это число участников новой бизнес-структуры.

Лучше исходить из прогнозного размера выручки на ближайший год. Это позволит правильно рассчитать – сколько новых юрлиц на «упрощенке» потребуется и поможет избежать бессистемного открытия новых ООО, как только показатели одного из них приблизятся к лимитам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: