Региональная война: что это такое, описание и особенности

Локальные войны и региональные вооруженные конфликты

Наиболее явной причиной локальных войн и вооруженных конфликтов является отсутствие взаимопонимания между людьми, социальными группами, политическими движениями и государствами.

Локальная война (от лат. localis – местный) – военные действия между двумя и более государствами, ограниченные по политическим целям интересами участвующих в военных действиях государств, а по территории – небольшим географическим регионом, как правило, находящимся в границах одной из противоборствующих сторон.

Сами по себе конфликты как столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей, – социальное явление общественной жизни. Бесконфликтная жизнь в социуме невозможна, любой грамотный человек понимает, что всеобщая гармония интересов – миф. В это же время вооруженные конфликты не могут считаться нормой цивилизованного общества. Вооруженный конфликт представляет собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующуюся двусторонним применением военной силы.

Под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение, связанное с нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства.

Локальные войны и региональные вооруженные конфликты возникают на социально-политической, экономической, межэтнической почве вследствие нарушения территориальной целостности или ущемления суверенитета и имеют следующие общие особенности и черты:

• ограниченность военно-политических целей, обусловленная политической обособленностью и разрешением противоречий с помощью вооруженного насилия;
• зависимость хода и исхода от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т.д.);
• зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);
• задействование, как правило, ограниченных вооруженных сил, ведение боевых действий обычными средствами при постоянной угрозе применения сторонами других, более мощных средств поражения;
• очаговый характер боевых действий войск;
• неопределенность продолжительности военных действий;
• массированное применение информационной обработки войск и населения противника и др.

Последним крупным локальным вооруженным конфликтом, в котором принимала участие Россия, был грузино-южноосетинский конфликт 2008 г. Конфликт, начавшийся из-за территориальных прений между Грузией и Южной Осетией еще в конце 1980-х гг., закончился открытым противостоянием в августа 2008 г. с применением военной техники, оружия и последующими жертвами и разрушениями с обеих сторон.

Действия населения при возникновении вооруженных конфликтов и локальных войн

С наступлением военной опасности в регионе может быть введено военное положение (ВП) – в случае начала агрессии против РФ или ее непосредственной угрозы или чрезвычайное положение (ЧП) при попытке изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа. При всей кажущейся неожиданности введения ВП или ЧП военные конфликты имеют достаточно длительный период вызревания, поэтому при возникновении таких опасностей рекомендуется соблюдать следующие правила:

• следить за новостями и рекомендациями властей через СМИ и сеть Интернет;
• при вводе войск не выходить без надобности на улицу;
• своевременно изучать приказы комендатуры и других силовых структур, строго соблюдать комендантский час и другие ограничительные меры, безоговорочно подчиняться военным приказам и распоряжениям;
• создать запас воды и продуктов на длительный период времени;
• вложить самые ценные вещи, документы в удобную для переноса упаковку и быть готовым к эвакуации в любой момент, когда это потребуется;
• объединиться с жильцами вашего дома (или соседних домов) с целью взаимопомощи;
• не приближаться к двигающейся военной технике;
• с наступлением темноты включать свет, только закрыв окна плотными шторами;
• ни в коем случае не приобретать и не хранить оружие и боеприпасы, не распространять и не поддерживать непроверенные слухи.

Если в городе (населенном пункте ши пункте вашего пребывания) начались боевые действия, рекомендуется:

• при начале стрельбы укрыться в ванной комнате, лечь на пол, передвигаться но квартире только ползком;
• оборудовать и по возможности укрепить убежище в подвале, место отдыха в нем максимально защитить мешками с песком и массивной мебелью, предусмотреть несколько аварийных выходов из убежища;
• прокопать полуметровую канавку-укрытие до ближайшего источника воды или создать на пути до него несколько укрытий;
• при эвакуации незамедлительно покинуть опасную территорию;
• бережно расходовать продукты и воду;
• наладить связь с ближайшим медицинским учреждением или врачом.

Во время ведения боевых действий крайне не рекомендуется:

• подходить к окнам;
• открывать двери и калитки, не осмотрев окружающее пространство с целью обнаружения мин-растяжек;
• наблюдать за ведением боевых действий, снимать их на фото- и видеоаппаратуру, бегать или стоять под обстрелом;
• конфликтовать с вооруженными людьми, использовать в качестве одежды армейскую форму, демонстрировать оружие или предметы, похожие на него, в том числе детям;
• трогать найденное оружие, боеприпасы, предметы военного имущества;
• самостоятельно проводить аварийно-спасательные работы по разминированию и обезвреживанию боеприпасов.

При объявлении нестабильной военной ситуации целесообразно выполнять следующие общие рекомендации:

• помнить, что опасен уже сам ввод техники в город или населенный пункт. Гражданским водителям лучше освободить дорогу, убрать машины на тротуар. Не стоит проявлять излишнее любопытство;
• необходимо связаться по телефону со своим предприятием, для того чтобы узнать, нет ли изменений в режиме его работы, и, наоборот, с работы позвонить домой, чтобы связаться с семьей и согласовать с нею действия;
• оптимальный вариант защиты от нападения – выезд с потенциально опасной территории;
• при эвакуации нужно обязательно взять с собой документы (у каждого члена семьи они должны быть в кармане, а не в общей сумке или машине), воду, немного продуктов и необходимые вещи;
• во время любых передвижений необходимо подчиняться требованиям военной автоинспекции и патрулей. Не пытаться убедить их в своей правоте. Гражданам необходимо быть разумными, терпеливыми и лояльными, учитывая подготовку и психологию военнослужащего, его напряжение, раздражение и усталость. Военнослужащий выполняет не свою волю, а принимает меры, необходимые для защиты граждан;
• не рекомендуется ношение униформы или каких-либо знаков военной принадлежности;
• всегда необходимо иметь при себе индивидуальную медицинскую аптечку – она в любой момент может пригодиться;
• важно учитывать восприятие города воюющим человеком: то, что для местного жителя просто подвал или чердак, для военного – укрытие или огневая точка;
• находясь в момент перестрелки на улице, необходимо сразу же лечь и осмотреться, для того чтобы найти укрытие – выступ здания, каменные ступеньки крыльца, фонтан, памятник, основание фонарного столба, кирпичный забор, канаву, бетонную урну или бордюрный камень;
• в случае возникновения опасности в момент нахождения на улице имеет смысл разбить окно первого этажа и впрыгнуть в любую квартиру. Во время перестрелки к нему следует пробираться ползком – это уменьшит опасность вызвать огонь на себя;
• необходимо помнить, что помимо опасностей, исходящих от действий вооруженных формирований противоборствующих сторон, возникает и реальная угроза мародерства, грабежей и массовых беспорядков.

Читайте также:
Трупный аутолиз: что это такое, описание и особенности

Следование подобным советам и рекомендациям существенно повышает вероятность выживания в военной ситуации. При этом стоит помнить, что их выполнение не гарантирует абсолютной безопасности. Самое главное здесь, как и при любой другой экстремальной ситуации, – сохранять спокойствие и действовать адекватно обстановке.

Основной источник: Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».: Учебное пособие для студентов колледжей.
// Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. – с.156.

Региональная война: что это такое, описание и особенности

Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте

Справочник:
▪ Большая энциклопедия для детей и взрослых
▪ Биографии великих ученых
▪ Важнейшие научные открытия
▪ Детская научная лаборатория
▪ Должностные инструкции
▪ Домашняя мастерская
▪ Жизнь замечательных физиков
▪ Заводские технологии на дому
▪ Загадки, ребусы, вопросы с подвохом
▪ Инструменты и механизмы для сельского хозяйства
▪ Искусство аудио
▪ Искусство видео
▪ История техники, технологии, предметов вокруг нас
▪ И тут появился изобретатель (ТРИЗ)
▪ Конспекты лекций, шпаргалки
▪ Крылатые слова, фразеологизмы
▪ Личный транспорт: наземный, водный, воздушный
▪ Любителям путешествовать – советы туристу
▪ Моделирование
▪ Нормативная документация по охране труда
▪ Опыты по физике
▪ Опыты по химии
▪ Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД)
▪ Основы первой медицинской помощи (ОПМП)
▪ Охрана труда
▪ Радиоэлектроника и электротехника
▪ Строителю, домашнему мастеру
▪ Типовые инструкции по охране труда (ТОИ)
▪ Чудеса природы
▪ Шпионские штучки
▪ Электрик в доме
▪ Эффектные фокусы и их разгадки

Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)

Алфавитный указатель статей в книгах и журналах

Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение:
Михаил Булах

Программирование:
Данил Мончукин

Маркетинг:
Татьяна Анастасьева

Перевод:
Наталья Кузнецова

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua


сделано в Украине

Сущность и характерные черты локальных войн и региональных вооруженных конфликтов

С точки зрения социологии, конфликт – это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения) противоречий между индивидами (внутригрупповой), социальными группами (межгрупповой) и индивидами и социальными группами. Разрешается конфликт путем протекающей в различных формах (мирной, немирной, смешанной) борьбы между группировками, в ходе которой конфликтующие стороны стремятся к нейтрализации или даже уничтожению своих оппонентов ради достижения желаемых целей.

Конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, конфликт является источником и формой проявления социально-политических изменений, предотвращая стагнацию и окостенелость общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле он выступает как форма регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствует ликвидации напряженности в отношениях между ними. С другой стороны, конфликт представляет серьезную угрозу дестабилизации общества и может привести к катастрофическим последствиям – анархии, революциям, войнам.

Влияние конфликта на социальную структуру во многом зависит от организации общества. В тоталитарном (закрытом) обществе с жестким социальным делением конфликт протекает в острых формах и имеет более разрушительные последствия, часто приводя к дестабилизации системы отношений. В плюралистическом (открытом) обществе, где социальные перегородки менее жестки, существует большое число промежуточных групп и институтов, а каналы коммуникаций разветвленные, конфликты не столь разрушительны и протекают в менее острой форме.

Читайте также:
Какое наказание грозит за пощечину девушке?

Если одновременно существуют конфликты различной степени интенсивности, пересекающиеся между собой, это приводит к их взаимному ослаблению и распылению, что способствует предотвращению раскола всего общества по какому-либо одному признаку. В демократическом обществе наличие форм социального контроля (выборов, парламентских учреждений, плюрализма политических партий и др.) создает реальную возможность правового регулирования конфликтов с целью их своевременного разрешения. Они становятся управляемыми.

Помимо конфликтов, возникающих внутри общества, имеют место межгосударственные, региональные и международные конфликты, требующие специального социологического и политического анализа. Это же относится к получившим в последнее время широкое распространение межнациональным конфликтам.

Одним из самых опасных видов конфликтов является вооруженный конфликт, который представляет собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующуюся двусторонним применением военной силы.

В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства. Иначе говоря, война и вооруженный конфликт – это, в сущности, однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.

Война, по своей сути, есть не что иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, поскольку представляет собой часть политики государства (как внутренней, так и внешней). Исторический опыт двух мировых и сотен локальных войн показывает, что войны готовятся, как правило, заблаговременно, в течение длительного периода. Эта подготовка охватывает собственно политическую, а также экономическую, дипломатическую, идеологическую, военную, морально-психологическую сферы. Она включает разведывательную деятельность, мобилизационные мероприятия и т. д.

Война имеет и свое особое, специфическое содержание, каковым выступает вооруженная борьба – организованное применение вооруженных сил государств, вооруженных отрядов или других формирований каких-либо политических группировок для достижения политических и военных целей. Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных формах (отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т. п.), а также в форме политизированных вооруженных конфликтов, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.

Однако вооруженный конфликт отличается от военной стычки, военного инцидента, а тем более от террористической акции. Военная стычка или военный инцидент, в который обычно вовлечены небольшие группы людей, нередко происходит в результате недоразумения, случайного столкновения, в то время как вооруженный конфликт является следствием агрессивной политики каких-либо военно-политических сил, которые преднамеренно провоцируют военное столкновение для достижения своих целей. Террористические акции вообще имеют иную природу (речь о них пойдет в другой главе).

Поскольку чаще всего вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными. Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны. Начинается он, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется небольшими военными силами и средствами. Его политические цели ограничены, а продолжительность невелика. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.

Локальная война – это вооруженное столкновение в отдельном регионе планеты между двумя или несколькими государствами, затрагивающее преимущественно только их интересы и осуществляющееся с ограниченными политическими и военно-стратегическими целями, т. е. охватывающее относительно небольшое число участников и ограниченный географический район.

  • ограниченность военно-политических целей, обусловленная политической обособленностью и разрешением противоречий с помощью вооруженного насилия;
  • зависимость хода и исхода от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т. д.);
  • зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);
  • задействование, как правило, ограниченных вооруженных сил, ведение боевых действий обычными средствами при постоянной угрозе применения сторонами других, более мощных средств поражения;
  • очаговый характер боевых действий войск;
  • неопределенность продолжительности военных действий;
  • массированное применение информационной обработки войск и населения противника и др.

Как уже отмечалось, локальные войны и вооруженные конфликты возникают на социально-политической, экономической, межэтнической почве, вследствие нарушения территориальной целостности или ущемления суверенитета. Прекращение их и урегулирование связанных с ними проблем происходит на государственном уровне, дипломатическим путем, с помощью третьих стран, международных организаций, использования политики национального примирения и т. д.

Каждому гражданину, прежде всего, следует знать, что война, как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий. В конечном счете это законодательство призвано по возможности затруднить течение конфликта между сторонами, согласившимися применить цивилизованные нормы.

Нормы международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899,1907), Женевской конвенции о защите жертв войны (1949), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1968). Все эти документы признаются РФ, но речь в них идет о международных вооруженных конфликтах. В нашей же стране и в ближнем зарубежье эти конфликты носили и носят в основном межнациональный (межэтнический) характер. Следует подчеркнуть, что и в этом случае стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы, касающиеся ведения военных действий. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами.

Читайте также:
Трибутные собрания: что это такое, описание и особенности

Конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности – достаточно распространенное явление в современном мире, однако наибольшую опасность представляют вооруженные конфликты. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий. Эти конфликты перерастают в локальные войны, которые, как свидетельствует история, могут предшествовать мировой войне. Специалисты в области безопасности жизнедеятельности должны четко и ясно представлять себе характер подобного рода общественных явлений, знать стратегию и способы выживания населения в районе боевых действий.

Смотрите другие статьи раздела Основы безопасной жизнедеятельности.

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Локальные войны и региональные вооружённые конфликты

Вуз Финансовый университет при Правительстве РФ

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности

Комментарий

Students also viewed

Other related documents

Preview text

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования

Реферат на тему: «Локальные войны и региональные вооружённые конфликты : краткая характеристика,стратегия поведения и способы защиты»

Выполнила: .
Студентка гр.ГФК 1-3 Мешканцова Ю.С.

Доцент к/н Григорьев С.М.

Введение

Одна из важнейших причин войн и вооруженных конфликтов – отсутствие взаимопонимания между людьми, социальными группами, политическими движениями и государствами.

С точки зрения исторической практики конфликты, если они не носят антагонистический, а тем более вооруженный характер, в принципе, – нормальное явление общественной жизни. Бесконфликтная жизнь невозможна. В то же время вооруженные конфликты не могут считаться нормой цивилизованного общества. Государство, общество и отдельные граждане должны следовать определенным правилам, направленным на их регулирование.

Тем, кто предметно занимается вопросами социальной безопасности, следует четко представлять сущность и содержание современных региональных вооруженных конфликтов, причины их возникновения и возможные последствия, предпосылки перерастания в локальные войны, пути их локализации и прекращения, а также знать стратегию поведения человека и основные способы его защиты в зоне вооруженного конфликта. Это будет способствовать осознанному отношению к военным конфликтам различных уровней и проявлений и поможет выработать навыки защиты от их деструктивных последствий.

Актуальность

В наши дни сохраняет свою актуальность проблема локальных войн и региональных конфликтов, конкретного мирного урегулирования отношений между небольшими государствами, вовлеченными в локальную, региональную войну, ведомую обычным современным оружием. Такие военные конфликты продолжают время от времени возникать в различных районах земного шара, и они, как никогда ранее, сказываются на общей международной обстановке.

Изучить такие социально-политические явления ,как локальные войны и региональные вооружённые конфликты и дать им краткую хар-ку,а также определить стратегии поведения и способы защиты при них.

Наиболее опасным является вооружённый конфликт – военная акция,в ходе которой противники используют различного рода вооружение и военные силы

Понятие «вооружённый конфликт»

Вооружённый конфликт (в широком смысле)-любая военная акция с применением вооруженной силы. Вооружённый конфликт (в узком смысле)-открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства. («Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» В.Губанов)

Отличия войны от вооружённого конфликта

  1. Война является частью политики государства
  2. Подготовка к войне включает политические,экономические,дипломатические ,идеологические ,военные, морально-психологические мероприятия (например,проведение разведывательных акций,объявление мобилизации вооружённых сил)
  3. В ходе войны осуществляется применение вооружённых сил государства

Достаточно часто вооружённый конфликт может перерасти в региональный вооружённый конфликт,который возникает на определённой территории (внутри гос- ва или же между отдельными регионами гос-в)

Понятие «региональный вооружённый конфликт»

Региональный вооруженный конфликт – это ограниченный конфликт, причина которого, неразрешенные противоречия регионального масштаба.

Региональный вооружённый конфликт – конфликт на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально- политическими группировками внутри страны («Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» В.Губанов)

Отличительные черты регионального вооружённого конфликта

  1. Внезапность возникновения
  2. Использование в ходе конфликта малого количества вооружения и сил
  1. Постановка определённых политических целей
  2. Кратковременность протекания Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну

Понятие «локальная война»

Локальная война – (от лат. localis – местный), война, ограниченная по политическим целям, пространственному размаху военных действий, количеству и качеству привлечённых сил и средств (Министерство обороны Российской Федерации Военный энциклопедический словарь)

Локальная война в отличие от регионального вооружённого

конфликта

Локальная война –более масштабное вооружённое столкновение,в ходе которого осуществляется военное противостояние двух или более гос-в на определённой территории .Локальные войны имеют свои причины и цели возникновения ,но также отличаются ходом действий ,вовлечённостью сил и средств ,масштабом. (Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Д.Альжев,Е.Пантелеева)

Общие черты между локальными войнами и региональными

конфликтами

  1. Преследуются определённые политические цели (например,достижение суверенитета)
  2. Используется определённые средства и силы
  3. Влияние мировых держав на ход военных с целью урегулирования ситуации
  4. Влияние общ. мнения как внутри враждующих стран,так и во всём мире на ход военных действий
  5. Проведение вооруж.ст. на определённой тер-и,не выходящие за пределы очагов столкновений
  6. Влияние средств связи и пропаганды как на военные силы,так и на местное население
  7. Отсутствие временных границ
Читайте также:
Факультативное обязательство: что это такое, описание и особенности

При непосредственной угрозе насильственного изменения конституционного строя, захвата власти, вооруженного мятежа и т. д. могут быть осуществлены дополнительные меры :

  1. введение комендантского часа
  2. ограничение свободы печати и других СМИ
  3. приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП
  4. проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств
  5. выдворение лиц, нарушающих режим ЧП и не проживающих на данной территории, за ее пределы
  6. продление срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в терроризме, и других особо опасных преступников на весь период действия ЧП, но не более чем на три месяца

Целью введения ВП является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ

Согласно Закону РФ «О военном положении», при введении ВП могут применяться следующие меры:

  1. изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан, с последующей выплатой государством его стоимости
  2. запрещение или ограничение выбора места жительства
  3. запрещение или ограничение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий
  4. запрещение забастовок и иных способов приостановления и прекращения деятельности организаций;
  5. ограничение движения транспортных средств и их досмотр

Для того,чтобы минимизировать отрицательные последствия введения ВП и ЧП,следует знать правила поведения в такой ситуации :

  1. Оставаться по возможности дома,особенно при присутствии на улице вооружённых сил
  2. Строго следовать всем предписаниям силовых структур
  3. Иметь дома продовольственный и водный запас
  4. Подготовиться к эвакуации
  1. Поддерживать контакты с жильцами дома с целью оказания друг другу помощи
  2. Не находиться вблизи от дорог,когда идёт передвижение военной техники по улицам
  3. Находясь дома в вечернее или ночное время,зашторивать окна
  4. При боевых действиях : не подходить к окнам,укрыться в подвале,иметь источник воды,защищённый от обстрела и др.
  5. Слушать информацию СМИ
  6. Поддерживать связь с семьей,если находитесь на работе
  7. Следить за детьми и не оставлять их без присмотра
  8. По возможности покинуть город самостоятельно
  9. При общении с военными оставайтесь спокойными,подчиняйтесь их указаниям,не сопротивляйтесь их приказам
  10. Передвигаясь по улицам на автомобиле,будьте готовы к нападению снайперов.

( Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Д.Альжев,Е.Пантелеева)

При объявлении в городе ВП рекомендуется:

  1. не выходить на улицу при вводе войск;
  2. своевременно изучать приказы комендатуры и других силовых структур, строго соблюдать комендантский час и другие ограничительные меры, безоговорочно подчиняться военным приказам и распоряжениям;
  3. по возможности заранее создать запас воды и продуктов;
  4. вложить самые ценные вещи, документы в удобную для переноса упаковку и быть готовым к эвакуации;
  5. объединиться с жильцами дома с целью взаимопомощи;
  6. не приближаться к двигающейся военной технике, так как у ее водителей малый ближний обзор и можно получить травму;
  7. с наступлением темноты включать свет, только зашторив окна;
  8. ни в коем случае не приобретать и не хранить оружие и боеприпасы, не распространять и не поддерживать непроверенные слухи.[20]

При непосредственном ведении в городе боевых действий необходимо:

  1. с началом стрельбы укрыться в ванной комнате, лечь там на пол или в ванну, передвигаться по квартире ползком;
  1. «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» В.Губанов

Характер современных войн и вооружённых конфликтов

В настоящее время характер современных войн определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.

Анализ вооруженных конфликтов, имевших место в 90-х гг. пр­шлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним ка­ким-либо фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин.

Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г) наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а так­же ее союзников в соответствии с международными договорами.

В связи с этим современная война может быть по военно-политическим целям:

1) справедливой, не противоречащей Уставу ООН, основопо­лагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии;

2) несправедливой, противоречащей Уставу ООН, основопо­лагающим нормам и принципам международного права, подпадаю­щей под определение агрессии и ведущейся стороной, предприняв­шей вооруженное нападение;

по применяемым средствам:

1) с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения;

2) с применением только обычных средств поражения;

по масштабам:

Локальная война – война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой будут военные действия вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваться интересы только этих государств.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели;

Локальные войны и региональные вооруженные конфликты, безусловно, имеют свои особенности. Они различаются по причинам возникновения, политическим и стратегическим целям, масштабам, интенсивности, длительности, средствам вооруженной борьбы, формам и методам ведения боевых действий и т. д. Однако они имеют и общие черты, среди которых выделяются следующие:

•ограниченность военно-политических целей. ;

•зависимость хода и исхода от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т. д.);

Читайте также:
Социально-гигиенический мониторинг: что это такое, описание и особенности

•зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);

•задействование, как правило, ограниченных вооруженных сил, ведение боевых действий обычными средствами при постоянной угрозе применения сторонами других, более мощных средств поражения;

•очаговый характер боевых действий войск;

•неопределенность продолжительности военных действий;

•массированное применение информационной обработки войск и населения противника и др.

Прекращение их(локальных войн) и урегулирование связанных с ними проблем происходит на государственном уровне, дипломатическим путем, с помощью третьих стран, международных организаций, использования политики национального примирения и т. д.

Опасность этих социально-политических явлений состоит в том, что они часто приобретают затяжной характер (Ближний Восток, Югославия, Абхазия, Южная Осетия, Чечня и др.), имеют тенденцию к расширению состава участников, интернационализации масштабов и перерастанию в войны с более широкими политическими целями. Военные события на Ближнем Востоке, в Югославии и некоторых других регионах планеты со всей очевидностью показывают, что локальные войны и военные конфликты создают угрозу применения оружия массового уничтожения с непредсказуемыми политическими, социально-экономическими и экологическими последствиями. Следовательно, различия между ними становятся все более условными, хотя существующая классификация войн и военных конфликтов по социально-политическим и военно-техническим признакам сохраняет в целом свое принципиальное значение.

В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора – люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений и проведении всеми государствами политики мира. Однако после эйфории конца 1980-х – начала 1990-х годов прошлого столетия, связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм в лице мусульманского фундаментализма, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток – непосредственно к границам России, о чем достаточно определенно говорится в Концепции национальной безопасности РФ.

Крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации (расширения) вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительных количеств государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные (решительные) военно-политические цели.

Военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооружённого противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооружённые конфликты).

Вооружённый конфликт – вооружённое столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооружённый конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооружённый конфликт).

Характерные черты современных военных конфликтов:

а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

в) расширение масштабов применения войск и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

г) усиление роли информационного противоборства;

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Особенности современных военных конфликтов:

а) непредсказуемость их возникновения;

б) наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;

в) возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;

г) заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:

а) оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне. с использованием современных технических средств и информационных технологий;

б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;

в) поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;

г) поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности к боевому применению;

д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО);

е) расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права;

ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений;

з) заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия;

к) заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;

л) участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями;

м) участие в борьбе с международным терроризмом.

Существенной особенностью вооруженной борьбы будущего будет являться то, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория, что повлечет за собой значительные жертвы среди мирного населения. Главная особенность вооруженных конфликтов нового исторического периода будет заключаться в том, что ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

Читайте также:
Совместная собственность: что это такое, описание и особенности

Существующий с давних времен принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлении будет осуществляться не методом сосредоточения войск на избранном направлении, а главным образом путем массированного применения средств огневого поражения. Новые дальнобойные средства поражения в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации войск осуществлять маневр траекториями (ракет, самолетов) для нанесения массированных огневых ударов по определенным группировкам войск. А ударные группировки войск могут выдвигаться на направление главных ударов в самый последний момент.

Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции;

В случае обострения военно-политической обстановки обеспечить стратегическое развертывание Вооруженных Сил РФ и сдерживать эскалацию (Эскалация постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны) обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности;

В военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи военного времени.

1. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями.

2. При этом основные задачи в вооруженных конфликтах будут ре­шаться не в ходе столкновений передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

3. Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть гото­вы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, веде­нию активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том чис­ле оружия массового поражения всех разновидностей.

4. Возникает необходимость в высокоорганизованной и эффектив­ной системе гражданской обороны страны.

1) Какие известные войны XX в. можно отнести к несправедливым (для стороны, совершившей нападение), а какие – к справедливым (для обороняющейся стороны)?

2) Какие военно-политические цели определяют характер совре­менных войн?

3) Какое оружие является важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения?

4) Как подразделяются современные войны по масштабам их проведения?

5) Какие основные цели определяют готовность Российской Федерации к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах?

Холодная война

Холодная война — это конфликт между СССР и США без открытых военных действий, который длился с 5 марта 1946 года по 1 февраля 1992 года.

Обе страны стремились стать самой могущественной державой в мире. Задача СССР состояла в распространении идей коммунизма и установлении социализма. США боролись против коммунизма и пытались сдержать социализм.

Холодная война началась 5 марта 1946 года с речи Уинстона Черчилля — премьер-министра Великобритании. В Вестминстерском колледже в Фултоне, Миссури, США он призвал создать американо-английский союз для того, чтобы не дать распространиться коммунизму.

Война закончилась распадом СССР и крахом социализма. Поэтому победу одержали США.

Почему называется “холодной”?

“Холодной” война называется потому, что войска США и СССР не вели военные действия между собой.

Изначально понятие “холодная война” придумал и употребил английский писатель Джордж Оруэлл в статье “Ты и атом­ная бом­ба” (“You and the atomic bomb”, 1945).

Оруэлл писал, что создание атомной бомбы приведёт к постоянной “холодной войне” между соседями. То есть полномасштабных войн не будет и вроде воцарится мир, который из-за присутствия атомного оружия ощущаться как мир не будет.

Официально “холодной войной” конфликт СССР и США назвал советник президента США Бернард Барух в 1947 году.

Так как военных действий не было, страны использовали другие средства для того, чтобы одержать победу:

  • Гонка вооружений (разработка, производство и накопление ядерного и другого оружия и боевой техники в ускоренных темпах).
  • Образование военных блоков стран (НАТО, Совет экономической взаимопомощи, Организация Варшавского договора).
  • Поддержка коммунистических и, наоборот, антикоммунистических режимов в других странах.

Каковы причины Холодной войны?

Основной причиной стали возникшие противоречия между странами — победительницами Второй мировой войны (СССР, Америкой и Англией). Противоречия были в сфере политики, экономики и идеологии.

Политические причины

  1. Борьба коммунистического режима с демократическим. По мнению Черчилля, коммунистические страны, и среди первых СССР, создают тоталитаризм, то есть недемократический режим в стране. Политик также считал, что СССР стремится к мировому господству.
  2. Каждая страна-победительница опасалась, что бывший союзник с помощью силы принудит другие страны следовать их политике.
  3. Противоречия СССР и США на дипломатическом уровне. Их неспособность договориться о послевоенном устройстве мира (споры при создании Организации Объединённых Наций).

Экономические причины

  1. Борьба за рынки сбыта, военные базы и нефть.
  2. В то время активно развивались идеи геополитического контроля. То есть чем больше территории, тем сильнее страна. Поэтому страны антигитлеровской коалиции не спешили выводить свои войска из других государств. Вывод войск означал потерю контроля над территорией и ресурсами.

Идеологические причины

  1. Каждая страна-победительница проповедовала свои идеи. Англия обвиняла СССР в навязывании коммунистических методов и идей другим странам и во вмешательстве в их внутреннюю политику.
  2. Сталин считал, что Черчилль пытается установить в мире своё господство.
Читайте также:
Таможенные органы: что это такое, описание и особенности

Начало и этапы Холодной войны

Холодную войну можно поделить на пять этапов:

  1. 5 марта 1946–1955: начало войны и гонки вооружений.
  2. 1955–1962: отношения между СССР и США ухудшаются, противоречия достигают своей кульминации, почти происходит ядерная катастрофа.
  3. 1963–1979: политика разрядки напряжённости, период мирных соглашений.
  4. 1979–1987: новое обострение, усиление гонки вооружений.
  5. 1987–1992: распад СССР, завершение Холодной войны.

Первый этап 1946–1955

Фултонская речь Черчилля 1946

Речь Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже в Фултоне, Миссури, США послужила началом Холодной войны. Он предлагал создать американо-английский союз, чтобы бороться против войны и тирании.

Под войной Черчилль подразумевал возможную будущую войну, которая случится, если бы оружием (атомной бомбой) “монопольно обладали некоторые коммунистические или неофашистские государства”.

Под тиранией — контроль Москвы (Коммунистической партии) над внутренними делами других стран, попытку партии захватить земли и богатства и установить контроль над мыслями людей.

“Я видел наших русских друзей и союзников… ничем они не восхищаются так, как силой, и ничто не уважают меньше, как слабость, особенно военную”.
У. Черчилль, 1946 год

Иранский кризис 1946 года

В Иране находились советские и английские войска. Сталин стремился заключить с премьер-министром Ирана соглашение о добычи Советским союзом нефти на севере страны за плату (нефтяная концессия).

Наличие в Иране советских войск помогало Сталину оказывать силовое давление на принятие решения. США выступали против соглашения. Президент США Гарри Трумэн выдвинул Сталину ультиматум о выводе советских войск.

Доктрина Трумэна 1947 года

Это программа о внешней политике США, которую объявил Трумэн. Основные положения доктрины:

  • США будут оказывать помощь (экономическую и военную) некоммунистическим режимам и остановят советскую экспансию (захват территории).
  • США объявляют политику сдерживания и отбрасывания социализма, который навязывает СССР.
План Маршалла 1947–1948

Госсекретарь США Джордж Маршалл предлагает план: выплачивать пострадавшим от войны странам денежные средства, чтобы кризис не вынудил их обращаться за помощью к коммунистам.

Берлинский кризис 1948–1949

План Маршалла предусматривал поддержку Западному Берлину, который находился на территории, экономически зависимой от советских войск. В ответ на это СССР запретил всякое сообщение с Западным Берлином, кроме воздушного.

США организовали “воздушный мост”, доставляя продукты и товары в Западный Берлин с помощью самолётов.

Блокада западной части города продолжалась до разделения Германии в 1949 году на два государства — ФРГ (Федеративная республика Германия, столица — Бонн) и ГДР (Германская Демократическая Республика, столица — Берлин). ФРГ находилась на территории, оккупированной английскими, американскими и французскими войсками, ГДР — под контролем советских войск.

Создание СЭВ и НАТО

В ответ на экономический план Маршалла социалистические страны по инициативе СССР создают Совет экономической взаимопомощи. Основная цель организации: взаимная помощь в послевоенный кризис, обмен научным и техническим опытом. Совет просуществовал до 1991 года.

4 апреля 1949 года западные государства во главе с США создают Организацию Североатлантического договора (НАТО, North Atlantic Treaty Organization). По договорённости нападение на одну из стран — участниц НАТО означало бы агрессию против всех них.

Гонка вооружений 1950-е

США и СССР стремились превзойти друг друга и в научно-техническом плане, разработать и накопить как можно больше орудия и военной техники. Цель — оказывать силовое давление под угрозой применения этого орудия.

29 августа 1949 года СССР проводит успешное испытание атомной бомбы. Теперь обе державы имеют ядерное оружие.

В 1957 году СССР первым запускает в космос искусственный спутник. 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек — советский гражданин Юрий Гагарин.

В июле 1969 года американец Нил Амстронг первым высаживается на Луне.

Корейская война 1950–1953

Военные действия происходили между Северной и Южной Кореей. При этом Северную Корею (КНДР) поддерживали СССР и Китай, а Южную — США.

В отличие от США Советский союз не посылал войска в Корею, помощь оказывалась боеприпасами и военной техникой.

Второй этап 1955–1962

Образование ОВД 1955

Социалистические государства Европы (включая СССР) образовывают Организацию Варшавского договора. Согласно этому договору страны обязуются оказывать друг другу военную помощь в случае нападения на одну из них. Организация просуществовала до 1991 года.

Антикоммунистические восстания

Многие страны были недовольны установлением коммунизма. Восстания произошли в Чехословакии, ГДР и Венгрии. Советские войска их подавляли.

Суэцкий кризис 1956

В Египте устанавливается новая власть (Г. А. Насер), которая объявляет о передаче в собственность Египта Суэцкого канала (национализация канала). До этого канал контролировала Великобритания.

Великобритания, Франция и Израиль вводят войска в Египет. СССР поддерживает Насера и вынуждает эти государства вывести войска.

Вьетнамская война 1964–1975

Конфликт между СССР и США продолжался и в ходе Вьетнамской войны.

США приняли участие в военных действиях, поддерживая Южный Вьетнам. СССР поддерживал Демократическую Республику Вьетнам (на севере), который следовал идеям социализма.

Берлинская стена

ГДР хотела отделить от остальной территории Западный Берлин, который находился под контролем английских, американских и французских войск.

Для того чтобы сделать западную часть города самостоятельной политической единицей, решено было возвести вокруг него границу. 13 августа 1961 года власти ГДР начали строить вокруг Западного Берлина стену протяжённостью 106 км и высотой более 3,5 метров.

Карибский кризис 1962

В октябре и ноябре 1962 года весь мир находился перед угрозой третьей ядерной войны. СССР размещает ядерные ракеты на Кубе, США — в Турции. Через 38 дней напряжённых переговоров обе страны выводят ракеты.

Читайте также:
Революционный трибунал: что это такое, описание и особенности

Читайте подробнее про Карибский кризис.

Третий этап 1963–1979

“Пражская весна” в Чехословакии 1968

В 1968 году руководство Чехословакии проводило курс реформ под названием “Пражская весна”. По мнению других стран, эти реформы могли привести к установлению буржуазно-демократического строя.

Пять стран — участниц Варшавского договора (СССР, Болгария, Венгрия, ГДР и Польша) 21 августа 1968 года ввели войска в Чехословакию. Цель стояла — прекратить реформы, подрывающие идеи социализма.

Договор между СССР и ФРГ

В 1970 году СССР и ФРГ подписывают договор. Страны согласились решать споры с помощью мирных переговоров и уважать границы европейских государств.

Договор ОСВ-1

В мае 1972 года Ричард Никсон встречается в Москве с Леонидом Брежневым. Они подписывают договор о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-1). Это была первая попытка СССР и США наладить контакт.

Совещание по безопасности и сотрудничеству 1975

В 1975 году в Хельсинки проходит Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт этого совещания подписывают 35 стран, в том числе США и СССР. Это было важным шагом для разрядки отношений.

Четвёртый этап 1979 –1987

Афганская война 1979–1989

СССР ввязывается в гражданскую войну в Афганистане. Советский союз оказывает поддержку Народно-демократической партии Афганистана. Исламская оппозиция, которая противостояла этой партии, опирается на поддержку США.

Читайте подробнее про Афганскую войну.

Встречи Горбачёва с Рейганом

В октябре 1986 года прошли переговоры лидера СССР Михаила Горбачёва и президента США Рональда Рейгана в Рейкьявике. На встрече обсуждался вопрос ядерного разоружения.

В 1987 году СССР и США заключают договор по ракетам средней и меньшей дальности. Стороны договорились уничтожить всё ядерное оружие этого класса.

Пятый этап 1988–1991

“Бархатные революции” 1989

В 1989 году в социалистических странах происходят “бархатные революции”. В результате социалистические режимы терпят крах в Польше, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Болгарии и Албании.

Встреча Горбачёва и Буша-старшего

В 1989 года на Мальте встречаются Горбачёв и президент США Дж. Буш-старший. СССР заявил, что готов к сотрудничеству с Америкой.

Падение Берлинской стены

9 ноября 1989 года власти ГДР открывают границу: выезжать и въезжать в ГДР могут все желающие. К ноябрю 1990 года почти вся стена была снесена.

Мирное падение стены стало символом окончания Холодной войны.

Распад СССР

26 декабря 1991 года происходит распад СССР. Советский союз перестал существовать.

Читайте больше про Распад СССР.

Декларация России и США

1 февраля 1992 года президент России Борис Ельцин и президент США Дж. Буш-старший подписывают Кэмп-Дэвидскую декларацию.

В ней написано, что “Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников…”. Этот документ официально завершил Холодную войну.

Революционный трибунал

Революционные трибуналы (ревтрибуналы) — чрезвычайные судебные органы, существовавшие в Советской России в 1918—1923 годах. Революционные трибуналы, наряду с ВЧК и местными чрезвычайными комиссиями, являлись органами, осуществлявшими Красный террор 1918—1922 годов.

рабочие и крестьянские революционные трибуналы для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц.

Декретом 4 мая 1918 года «о революционных трибуналах» на революционные трибуналы было возложено также рассмотрение дел о шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании документов, хулиганстве. Трибуналы в мелких населенных пунктах и гарнизонах упразднялись, предписывалось сохранить их лишь в губернских городах, на крупных узловых станциях и в промышленных центрах. [1]

Для рассмотрения дел исключительной важности 16 мая 1918 года был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК, избиравшийся в составе председателя и 6 членов.

Первоначально приговоры революционных трибуналов не подлежали обжалованию, однако в случае нарушения установленных форм судопроизводства или обнаружения признаков явной несправедливости приговора Наркомат юстиции имел право обратиться во ВЦИК с предложением назначить вторичное рассмотрение дела. Кассационное обжалование и принесение протестов на приговоры ревтрибуналов были установлены Декретом ВЦИК от 11 июня 1918 года, на основании которого при ВЦИК был создан кассационный отдел.

Постановлением Наркомюста от 3 июня 1918 года установило, что революционные трибуналы при выборе мер борьбы с контрреволюцией, саботажем и другими опасными преступлениями не связаны никакими ограничениями, за исключением случаев, когда в законе определена мера в выражениях «не ниже» такого-то наказания.

Смертная казнь в России была отменена 26 октября 1917 г. решением Второго Всеросийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов. 13 июня 1918 г. был принят декрет о восстановлении смертной казни. С этого момента расстрел мог применяться по приговорам революционных трибуналов (во внесудебном порядке он применялся с февраля 1918 г.). 21 июня 1918 г. первым приговоренным революционным трибуналом к расстрелу стал адмирал Щастный. [2]

В постановлении ВЦИК принятом в феврале 1919 г. говорилось, что вызов или невызов свидетелей, равно как допущение или недопущение защиты и обвинения при рассмотрении дела зависит от трибунала. [1]

Принципы организации и деятельности революционных трибуналов регулировались Положением, принятым ВЦИК 12 апреля 1919 года. Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах (по 1 на каждую губернию), а также в крупных городах; они состояли из председателя и 2 членов, которые избирались местными Советами или исполкомами из числа ответственных политических работников. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры революционных трибуналов был учрежден кассационный трибунал при ВЦИК (в составе председателя, 2 членов и члена-докладчика, назначавшихся ВЦИК). [3]

Уполномоченный ВЦИК, посетивший в 1919 г. станицу Урюпинскую Хоперского округа докладывал: «Смертные приговоры сыпались пачками, причем часто расстреливались люди совершенно невинные, старики, старухи, дети. … Расстреливали по подозрению в спекуляции, шпионстве. Достаточно было ненормальному в психическом отношении [председателю ревтрибунала] Демину во время заседания трибунала заявить, что ему подсудимый известен как контрренволюционер, чтобы трибунал, не имея никаких других данных, приговаривал человека к расстрелу…»

Читайте также:
Можно ли начать деятельность по окончанию оформления ИП

В 1923 г. революционные трибуналы были ликвидированы в связи с созданием губернских судов. [1]

Революционные трибуналы: описание, история и интересные факты

Революционный трибунал во Франции – специальный судебный орган, созданный для расправы через казнь с политическими преступниками времен Великой французской революции. Этот орган был создан Декретом конвента 9 марта 1793 года.

Декрет о Революционном трибунале Франции

Военные суды имели положение, которое включало следующие пункты:

  • Трибунал организовывался с целью наказания врагов французского народа.
  • Врагом народа признавался человек, посягнувший на общественную свободу.
  • Врагами народа объявлялись те, кто призывал к восстановлению королевской власти.
  • Карой за любое преступления являлась смертная казнь через повешение.
  • Преступник допрашивался на открытом заседании.
  • При наличии явных вещественных доказательств показания свидетелей не учитывались как смягчающее обстоятельство.
  • Человек, который пытался нарушить поставку продовольствия в Париж, признавался национальным врагом.

Вам будет интересно: Погожий день — это. Толкование словосочетания

Краткая история создания военных судов

Вам будет интересно: Тангенс угла это отношение чего? Основы тригонометрии

Этот военный трибунал был создан в качестве судебного органа для ведения борьбы с посягателями на свободу, единство и равенство Франции. Положение о революционных трибуналах предполагало жесткую расправу над всеми противниками молодой власти. Новый судебный орган находился под большим влиянием Кутона и Робеспьера. Создателем Революционного трибунала считается, непосредственно, Шометт Конвент, который выступил с инициативой организации контрреволюционного комитета.

Система военно-полевых трибуналов

Осенью 1793 года в разгар репрессий в Париже военный трибунал был поделен на четыре секции. Судьи назначались в комитете общественного спасения и комитете государственной и общественной безопасности. В каждой секции работало три судьи, которые вели судопроизводство с участием выбранных ими 7-9 присяжных.

Расследование дел Революционный совет проводил по новым порядкам. Для признания лица виновным достаточно было даже моральных улик или вещественных доказательств. Первоначальное расследование Революционный трибунал не проводил и допрос сочетался с судебным рассмотрением. Обжалованию и пересмотру дела не подлежали, к осужденному применяли всего одну меру наказания – смертную казнь. Военные трибуналы имели задачу политической и социальной чистки.

Упразднение трибуналов и их дальнейшая судьба

Вам будет интересно: Полезная информация про города Эквадора

Весна 1794 года принесла якобинской диктатуре упрочнение своего положения и экономики страны. Голод постепенно отступал, поставки продовольствия наладились, цены выровнялись, незащищенные социальные слои получали льготы от государства. Однако в этот год особо обострилась общественная жизнь из-за появления на политической арене враждебных для якобинцев сил. Поводом для усиления контроля над обществом стало покушение на одного из государственных деятелей. С целью сохранить стабильность в стране и всю полноту власти в своих руках правительство усиливает террор против оппозиции и несогласных граждан.

В истории не дается определенных трактовок относительно причин роспуска Революционного трибунала. Историки говорят о следующих факторах, повлиявших на прекращение его работы:

  • А. Собуль считает,что с приходом к власти Термидора эпоха террора угасла, поэтому не было необходимости и в главном его инструменте.
  • Подобного мнения придерживается и П. Генифе. С падением якобинской диктатуры закончилась самая жестокая полоса революции, что привело к постепенной смерти органов, посредством которых осуществлялось жестокое запугивание.
  • А. З. Манфред дал объяснение тому, почему термидорианцы не прекратили деятельность трибунала после своего прихода к власти. Они нуждались в Революционном трибунале для того, чтобы законными способами ликвидировать якобинцев и их соратников. Достигнув поставленной задачи, нужда в этом судебном органе отпала, поэтому он был ликвидирован.
  • В. Г. Ревуненков предполагал, что новый переворот свел на нет революционные настроения.
  • Д. Ю. Бовыкин, приняв во внимание многие точки зрения, касаемо периода правления Термидора, высказал предположение, что новая власть не видела необходимости сохранять, однако, через его реорганизацию пыталась продемонстрировать Франции, что этот орган судебной власти может быть не таким страшным, каким его представляли якобинцы. Это было доказано рядом процессов, после чего термидорианцы его закрыли.

Реакция на организацию военных судов

После смерти Людовика XVI (21 января 1793 г.) виселица Революционного трибунала обосновалась надолго на площади Согласия. В промежуток с 25 января по 6 апреля лишь одна голова упала на эшафоте. Казнен был один дезертир Бюкаль, который сбежал из армии, перешел к врагу, был арестован и пленен спустя 2 дней после своего побега.

Вам будет интересно: Ганс Моргентау: концепция международного права

Новость об организации нового Трибунала, на который многие возлагали надежду, как на единственное средство в борьбе против приверженцев монархии, произвела необычную реакцию. Это возбуждение настолько сильно потрясло население, что даже слух о падении Дюмурье произвел весьма незначительное впечатление.

Догадки безумных революционеров подтвердились и начали давать свои результаты. Пропаганда Марата довела народ до такой кондиции, что он стал полагать, что убийство врагов является верным и единственным средством в погоне за стабильной экономической обстановкой и низкой ценой на хлеб. Учреждение этих военных судов было активно поддержано обедневшим населением страны. Граждане страны активно поддержали упразднение революционных трибуналов.

Первые казни

10 февраля Революционный трибунал казнил нового человека, после чего начались массовые и безразборные суды.

  • 17 числа приговор в виде смертной казни был вынесен двоим изготовителям фальшивых ассигнаций. Купеческий приказчик Даниэль Гузель и торговец галантерейными вещами Франсуа Гюйо чувствовали особую нужду в деньгах, которую их заработок удовлетворить не мог. За это они были повешены якобинцами ранним утром.
  • 18 числа был повешен очередной изготовитель фальшивых денег – Пьер-Северен Гюно, а также женщина Розалия Бонн-Корьер.
  • 19 числа была приговорена судом к казне очередная женщина по имени Маделень Винерейль – за популяризацию фальшивых бумажных денег.
  • 1 и 3 мая были повешены: Антуан Жюзо за эмиграцию, Поль Пьер был обвинен в участии в заговоре, который состоялся под управлением Бовуара де Мазю.
  • Вскоре собирались казнить Маделень-Жозефина де Рабек – госпожу Поль Пьера. Девушка заявила о своей беременности, поэтому исполнение приговора было отсрочено. Это тот редкий случай, когда Революционный трибунал показал себя с гуманной стороны. Однако уже через некоторое время отсрочка была убрана, и в тот же день девушку безжалостно повесили.
Читайте также:
Средства самообложения: что это такое, описание и особенности

Парижане ликовали, однако, иногда раздавались жалобы по причине того, что казнь преследует только простых людей, обходя знатных и богатых. Всем стало понятно, что под суд Революционного трибунала были отданы не знатные преступники, для которых и был организован Трибунал, а простые граждане. Чтобы разрядить общественное напряжение и реабилитироваться в глазах народа, 20 числа на эшафот отправили двух дворянин и священника.

Невинные жертвы

Таких жертв было немало:

  • Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон – дворянка французского происхождения. Шарлотта Корде появилась на свет 27 июля 1768 года в небогатой дворянской семье. Воспитывалась в монастыре, а вернувшись из него, продолжила мирную жизнь с отцом и сестрой в небольшом городке Канне. Прожив короткую жизнь, девушка успела познать все ее тяготы и нужды. Будучи воспитанной на республиканских традициях античности и на образце Просвещения, она с большим трепетом сочувствовала Великой французской революции и искренне следила за происходившими драматическими в Париже событиями. Политические события 2 июня 1793 года нашли самое болезненное отражение в ее благородном сердце. Республика, которая не успела утвердиться, рушилась у всех на глазах, а ей на смену пришло залитое кровью влияние непотребной толпы под управлением демагогов, руководителем которой был Марат. С глубокой печалью глядела девушка на беду, угрожавшую ее Отчизне и свободе. В душе ее взрастала решимость и цель: уберечь родную страну от хаоса любой ценой, даже ценой собственной жизни. Девушка лишила жизни подлого Марата, за что и была казнена. Юная героиня была повешена по решению Революционного трибунала.
  • Байи, Жан Сильвен – астроном и видный участник Великой французской революции. Отец будущего ученого желал видеть его в роли художника, однако, Жан увлекся литературой, а впоследствии – звездами. До трагических событий в Париже он занимался изучением звездного пространства. Революция оторвала его от мирной жизни, и он серьезно занялся политикой, был избран депутатом третьего созыва в городе Париже. Дав клятву королю, в самые напряженные дни восстаний участвовал в расстрелах антимонархических сил. За верность и доблесть Родине он был повешен по решению Революционного трибунала
  • Компьенские мученицы – группа христиан, состоявшая из 16-ти сестер-кармелиток, вставших на защиту монархического строя. Революция охватила и их небольшой городок, после чего монастырь был закрыт, а все его обитатели переселены в частные квартиры. Монахини дали клятву новой власти, после чего угрызения совести заставили их отказаться от нее. Власть, желая провести показательную, поучительную расправу, казнила девушек.

    Изменения атрибутов казни

    Уровень казней, проводимых Революционным трибуналом, возрастал с каждым днем. Для этой цели 30 апреля сняли старую виселицу и вместо нее поставили новую с некоторыми изменениями по приказу Шарль-Генриха Сансона. Он повелел внести некоторые коррективы, чтобы совершать одновременно большое число повышений.

    Эмиграция дворянского сословия

    Роковые дни революции и приближающееся падение монархии сильно угрожало главной опоре государства – дворянам, из-за чего они и начали массовые уходы из страны. Их бегство из Франции явилось главной ошибкой. Присутствие дворян и их влияние смогло бы в какой-то степени остановить революционные волнения в Париже и во всей стране. Однако их серьезно напугала система революционных трибуналов, которая угрожала их жизням.

    Также это обстоятельство могло бы создать условия, при которой королевская власть была свергнута более гуманными способами. Французский политик Мирабо очень яростно поддержал идею бегства из страны, которое витало в общество в то время. Его деятельность и стала прямой причиной массовых эмиграций дворян. Покидая свои имения и замки, дворяне оставили королевский трон без поддержки, армию без короля.

    Военный террор как главная причина падения якобинской диктатуры

    Якобинский лидер – Максимилиан Робеспьер, создал систему судопроизводства, походящую на цирк, позволив казнить людей по вердикту присяжных. Диктатура якобинцев рухнула из-за массового террора в стране, который проводили революционные военные трибуналы.

    Повсеместное избавление общества от врагов народа и революции унесло много жизней. Жестким террором стали недовольны некогда удовлетворенные получением земли крестьяне. Все кровавые попытки сохранить в своих руках власть завершились поражением. Итогом короткого правления якобинцев стал государственный переворот 27 июля 1794 года. После ареста правительства конвент утвердил решение об аресте и повешение Робеспьера и его общества. После падения диктатуры реформы якобинцев и Революционный трибунал были свергнуты, а в стране установился новый режим директории.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: