Региональный пакт: что это такое, описание и особенности

Права человека и их защита

Понятие прав и свобод человека и их классификация

Права человека с позиций международного права – это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Права человека – одна из отраслей современного международного права, которая объединяет отрасли и нормы, закрепляющие основные и производные права человека и определяющие стандарты демократии в международных и национальных системах.

В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признает в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Права и свободы человека обладают особым юридическим качеством: они незыблемы. В соответствии с Конституцией РФ они «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». При этом ни международный договор, ни нормы внутреннего права не могут нарушать или ущемлять основные права и свободы человека.

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

  • естественные права: право на жизнь, на свободу и т. д.;
  • гражданские права: право на правосубъектность, право на судебную защиту, неприкосновенность жилища, переписки и т. д.;
  • политические права: свобода передвижения и выбора места жительства, право убежища, право гражданства, свободы мысли, совести, право ассоциаций, право на участие в управлении своей страной, право голоса;
  • экономические права: право собственности, свобода предпринимательства;
  • социальные права: право на социальное обеспечение, право на труд, на свободный выбор работы и т. д.;
  • культурные права: право на свободное участие в культурной жизни общества, право на защиту своих моральных и материальных интересов и т. д.

Международные документы в области прав человека:

  • Устав ООН;
  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  • Иные международные договоры (например, Конвенции МОТ).

В международном праве существует концепция трех поколений прав человека.

К первому поколению прав относят гражданские и политические права. Они подлежат реализации в государстве для обеспечения его демократического устройства.

Ко второму поколению прав относят экономические, социальные и культурные права. Реализация данных прав требует определенных социальных, экономических и культурных условий.

К третьему поколению прав относятся так называемые коллективные права. Данные права принадлежат крупным объединениям индивидов (народам, нациям). Так, к коллективным правам относятся право на самоопределение, право свободно распоряжаться своими естественными богатствами.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. относится к резолюциям международных организаций, имеющим рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств – членов ООН, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Декларация провозгласила право каждого человека на свободу и равенство вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.

Декларация содержит следующие общие основные права человека.

Право на жизнь и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Право на равную защиту закона, на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну, искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

Право на гражданство; на охрану семьи; на свободу мысли, совести и религии; на свободу убеждений и на свободное их выражение; на свободу мирных собраний; право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей; право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд; право на образование.

Морально-политический авторитет Декларации очень высок, и государства с ней считаются, хотя формально она не налагает на них юридических обязательств. Довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декларации прав человека превратились в международный обычай.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека содержит:

  1. экономические права:
    • право на владение имуществом;
    • право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и др.;
  2. социальные права:
    • право на труд и свободный выбор профессии;
    • право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование;
    • право на вступление в брак и создание семьи;
    • право на защиту материнства и детства;
    • право на отдых и досуг;
    • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
    • право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и др.;
  3. культурные права:
    • право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
    • право на образование;
    • право на участие в культурной жизни;
    • право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.
Читайте также:
Существенный недостаток: что это такое, описание и особенности

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит:

  1. гражданские права:
    • право на жизнь;
    • право на неприкосновенность личности;
    • свобода личности;
    • свобода передвижения;
    • равенство перед судом;
    • право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
    • право на безопасность личности;
    • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
    • право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
    • право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
    • право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  2. политические права:
    • право на участие в управлении своей страной;
    • право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
    • право на свободу убеждений и свободное их выражение;
    • право на свободу мирных ассоциаций и собраний и др.

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. и апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. устанавливает, что под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

  • убийство членов такой группы;
  • причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  • меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  • насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Наказуемы следующие деяния:

  1. геноцид;
  2. заговор с целью совершения геноцида.

Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Апартеид – это политика и практика расовой сегрегации и дискриминации. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. относит к «преступлению апартеида» следующие акты:

  • лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности;
  • умышленное создание для расовой группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение;
  • любые меры законодательного характера, препятствующие участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны;
  • любые меры, в том числе законодательного характера, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков между членами различных расовых групп, экспроприации земельной собственности;
  • эксплуатация труда членов расовой группы;
  • преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за то, что они выступают против апартеида.

Конвенция о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. устанавливает, что пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.

Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН государства обязуются соблюдать международные стандарты прав человека. Вопрос соблюдения прав человека отнесен к внутренней компетенции государства. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) государства должны приложить минимальные усилия – принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.

Читайте также:
Террористическая деятельность: что это такое, описание и особенности

Международные стандарты прав человека могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).

Международные стандарты прав человека обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.

При этом следует учесть, что индивид не является, субъектом международного права и международное право обязывает государство обеспечить реализацию его прав. В исключительном случае, если государство не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, международное право предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи международных органов. Существует два уровня международной защиты прав человека:

  • универсальный;
  • региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет – ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).

Примером регионального уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам человека. Право на обращение в данную комиссию имеют государства, а также отдельные индивиды.

После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Совета Европы.

Существует три основные меры контроля за соблюдением прав человека:

  • рассмотрение в ООН периодических докладов государств;
  • рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
  • рассмотрение индивидуальных петиций.

Региональный пакт: что это такое, описание и особенности

СССР не ограничивал своих усилий в вопросе организации коллективной защиты от агрессии только пределами европейского континента. Весьма важным было сохранение мира и для народов Азии, где японская агрессия, поощряемая полной безнаказанностью и невмешательством западных держав, все более расширялась. В конце 1933 г. Советское правительство выдвинуло предложение коллективными усилиями преградить дорогу японской агрессии путем заключения пакта, участниками которого были бы США, СССР, Китай и Япония, т. е. державы, имеющие интересы в районе Тихого океана. Это был бы пакт о ненападении и неоказании помощи агрессору. Советское правительство высказало тогда пожелание, чтобы предложение о таком пакте было внесено правительством США, имея в виду, что это могло бы облегчить претворение его в жизнь. Советское предложение было сообщено президенту США Ф. Рузвельту через посла США в Москве.

Рузвельт высказался за многосторонний Тихоокеанский пакт с участием, кроме США, СССР, Японии и Китая, также Англии, Франции и Голландии, но отказался внести такое предложение на рассмотрение правительств — возможных участников пакта. Уклончивая позиция США в этом вопросе осложнила дело.

Двусмысленную позицию в отношении советского предложения о Тихоокеанском пакте заняло и английское правительство, которое продолжало надеяться, что в конце концов агрессия японского империализма приведет к войне между Японией и СССР. На протяжении пяти лет (1933—1937 гг.) Советское правительство предпринимало все возможные меры, чтобы сдвинуть с мертвой точки дело заключения Тихоокеанского пакта. 13 февраля 1937 г. правительство СССР дало указание своему полпреду в Вашингтоне А. А. Трояновскому сообщить Ф. Рузвельту советскую точку зрения по этому вопросу. Поскольку в этой информации содержалось обоснование полезности заключения названного пакта, она могла быть использована в США для опровержения главного аргумента американских противников договора, который сводился к тому, что в случае отказа Японии присоединиться к пакту он теряет всякий смысл. Советская аргументация в защиту необходимости заключения пакта сводилась к следующему: «Конечно, пакт о ненападении без Японии большой ценности не имеет, ибо мы, Великобритания, США, Франция н др., и без того не собираемся нападать друг па друга а Тихом океане, по все же пакт между ними будет иметь значение известной солидарности между ними, в особенности, если в пакт будет включен пункт о консультации в случае угрозы одному из участников пакта».

При сложившейся тогда ситуации СССР не счел нужным напоминать о своей готовности пойти на заключение более обязывающего соглашения об оказании помощи в случае нападения на одного из участников договора по типу Восточного пакта. Об этой готовности убедительно свидетельствовало обращение Советского правительства к китайскому с предложением, чтобы оно проявило инициативу в деле заключения Тихоокеанского пакта о взаимной помощи. Но нанкинское гоминдановское правительство, занятое больше поисками путей сговора с японскими агрессорами, чем организацией эффективного отпора агрессии, этим предложением СССР не воспользовалось.

Несмотря на явно уклончивую позицию западных держав, СССР продолжал свои усилия. Так, в беседе И марта 1937 г. с китайским послом в Москве нарком иностранных дел говорил, что только заключение регионального Тихоокеанского пакта положило бы конец японской агрессии в Китае и обеспечило бы мир на Дальнем Востоке. При этом отмечалось, что СССР относится положительно к идее такого пакта. Все дело заключается в том, чтобы США и Англия дали согласие на его заключение.

Читайте также:
Фискальные пошлины: что это такое, описание и особенности

Между тем к середине 1937 г. вопрос о заключении Тихоокеанского пакта окончательно оказался в тупике в результате отказа правительства США поддержать идею его создания. 29 июня Ф. Рузвельт в беседе с полпредом СССР заявил, что «пактам веры нет» и что единственной гарантией является сильный военно-морской флот. Президент заявил при этом, что Япония не сможет выдержать соревнование в строительстве флота.

Таким образом, дело организации коллективной защиты мира па Дальнем Востоке, несмотря на все старания Советского Союза, не увенчалось успехом.

Региональный пакт: что это такое, описание и особенности

ЭГО: Экономика. Государство. Общество

  • О журнале
  • Редакция
  • Архив
  • Авторам
    • Редакционная этика
    • Правила
    • Оформление
  • Индексация

Структурные фонды ЕС как инструмент региональной политики

Ключевые слова: Отсутствуют

Ссылка для цитирования:

Европейский союз объединяет регионы с большой дифференциацией по уровню развития. Например, в расчете на душу населения валовой внутренний продукт (ВВП) Португалии в два раза выше, чем ВВП Греции. Аналогично, Гамбург, один из богатейших в Европе регионов, где доход на душу населения в четыре раза выше, чем в Алентежу (Португалия). Эти региональные различия наносят ущерб целям объединения в рамках ЕС.

Экономическая и социальная сплоченность – одна из приоритетных целей ЕС. Задачами ЕС являются стимулирование гармоничного, сбалансированного и устойчивого экономического развития, создание рабочих мест, охрана окружающей среды и др. В целях выполнения этих задач Европейская комиссия использует такие финансовые инструменты, как структурные фонды и фонд сплочения. Большая часть средств этих фондов поступает на финансирование региональных и межрегиональных программ в государствах-членах.

Цели структурных фондов:

Структурные фонды должны содействовать достижению следующих трех целей:

  1. конвергенция (сближение) – ускорение конвергенции наименее развитых государств-членов и регионов за счет улучшения условий для роста занятости за счет увеличения и повышения качества инвестиций в физический и человеческий капитал, развитие инновационной экономики и общества знаний, способность адаптироваться к социальным и экономическим изменениям, защите и улучшении окружающей среды и административной эффективности. Эта цель является приоритетной по объему выделяемых средств.
  2. усиление конкурентоспособности регионов и повышение занятости путем развития торговли, инвестиций в человеческий капитал, инноваций и развития информационного общества, предпринимательства, защиты и улучшения бизнес-среды и улучшения адаптируемости для работников и предприятий, а также развитие инклюзивных рынков труда;
  3. европейское территориальное сотрудничество – укрепление приграничного сотрудничества через совместные местные и региональные инициативы, укрепление транснационального сотрудничества посредством действий, способствующих комплексному развитию территорий [1].

Типы структурных фондов ЕС

Европейский Фонд Регионального Развития (ERDF):

ERDF должен участвовать в финансировании помощи, которая направлена на укрепление экономической и социальной сплоченности путем возмещения основных региональных диспропорций путем поддержки развития и структурной перестройки региональной экономики, в том числе конвертация спада промышленного регионы и регионы отстают, и поддержка приграничного, транснационального и межрегионального сотрудничества.

ERDF направляет свои инвестиции на несколько ключевых приоритетных областей. Это известно как «тематическая концентрация»:

  • Инновации и научные исследования;
  • Цифровая повестка дня;
  • Поддержка малых и средних предприятий (МСП);
  • Развитие low-carbon экономики (экономики с минимальным выбросом в окружающую среду парниковых газов) [2]

По крайней мере, 80 % средств фонда сосредоточены на этих четырех приоритетных областях.

Европейский Социальный Фонд (ESF):

ESF инвестирует средства в людей, с упором на расширение возможностей занятости и образования во всем Европейском союзе. Кроме того, он призван улучшить положение наиболее уязвимых категорий граждан, для которых существует опасность бедности.

Инвестиции в рамках ESF охватывают все регионы ЕС. Более 80 млрд. евро предназначены для инвестиций в человеческий капитал в период 2014-2022 гг. Дополнительно 3,2 млрд. евро были предоставлены для инициативы молодежной занятости.

В период 2014-2022 гг. ESF будет сосредоточена на четырех тематических целях:

  • содействие занятости и поддержка мобильности рабочей силы
  • содействие социальной интеграции и борьба с бедностью
  • инвестирование в образование, приобретение навыков и обучение на протяжении всей жизни
  • повышение институционального потенциала и эффективной публичной администрации

Фонд Сплочения (CF):

Предназначен для государств-членов, чей валовой национальный доход (ВНД) на душу населения был ниже 90 % от среднего по ЕС. Он существует для того, чтобы уменьшить экономические и социальные различия и содействовать устойчивому развитию.

На период 2007-2013 г. фонд охватывал следующие страны: Болгария, Греция, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Венгрия, Хорватия и Чешская республика.

Он обеспечивает в общей сложности 63.4 млрд. евро для деятельности в следующих областях:

  • совершенствование транспортных сетей, поддержка проектов инфраструктуры
  • экология: в этой сфере фонд может также поддерживать проекты, связанные с энергетикой или транспортом, при условии, что они приносят очевидную пользу для окружающей среды, энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, развитие железнодорожного транспорта, укрепление общественного транспорта и др.

Фонд Солидарности Европейского Союза (EUSF):

EUSF был создан для реагирования на крупные стихийные бедствия в регионах Европы. Фонд был создан в качестве реакции на сильные наводнения в Центральной Европе летом 2002 года.

EUSF может оказывать финансовую помощь государствам-членам и странам, если совокупный прямой ущерб, причиненный стихией, превышает 3 млрд. евро или 0,6% от валового национального дохода страны, в зависимости от того, что меньше.

Средства выделяются на следующие мероприятия:

  • Немедленное восстановление инфраструктуры и заводов в области энергии, питьевой воды, сточных вод, транспорта, связи, здравоохранения и образования
  • Предоставление временного жилья и аварийных служб для удовлетворения безотлагательных потребностей населения;
  • Немедленное обеспечение профилактики инфраструктуры и меры по защите культурного наследия;
  • Уборка, пострадавших от стихийных бедствий районах, в том числе природных зон.
Читайте также:
Чрезвычайные налоги: что это такое, описание и особенности

Европейский фонд гарантий и управления сельским хозяйством (EAGGF):

Европейский сельскохозяйственный гарантийный фонд (EAGGF) действует в рамках Единой аграрной политики ЕС (ЕАП). Целью является финансирование модернизации сельскохозяйственных структур и развитие сельских регионов.

  • финансирование развития и структурной перестройки сельского хозяйства,
  • повышение эффективности структуры производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной и лесной продукции.

Распределение расходов по фондам (в период с 2007 по 2013 годы):

  • Европейский фонд регионального развития (ERDF) – евро 201bn
  • Европейский Социальный Фонд (ESF) – евро 76bn
  • Фонд Сплочения (CF) – евро 70bn
  • Цель Конвергенции 251 млрд. евро
  • Конкурентоспособность и занятость цель 49 млрд. евро
  • · Европейское территориальное сотрудничество 7,7 млрд евро [3]

Распределение расходов по целям:

Возможность применения структурных фондов как инструмента региональной политики в РФ

В 1988 году начал внедряться Программный подход Структурного Фонда, после того как были преобразованы фонды регионального развития, которые были созданы для снижения дисбаланса между социально-экономическим положением регионов ЕС.

Выделяют два типа программ в рамках программного подхода и области их применения:

— «Целевые» программы. Эти программы решают наиболее приоритетные проблемы на уровне ЕС. Также стоит отметить, что на эти программы имеют больший объем финансирования по сравнению со следующим видом программ;

— Местные инициативы. Такие программы решают конкретные проблемы.

На настоящий момент в России уже сформировался и функционирует программный механизм в виде целевых программ развития регионов. При реализации данных программ ответственность возлагается на организации федерального уровня и субъектов федерации. Процесс разработки целевых программ проходит следующие стадии: обоснование актуальности имеющейся проблемы и необходимости ее решения, после этого вырабатываются цели, задачи, мероприятия и их реализация, источники финансирования, различные сценарии и механизмы контроля. Несмотря на острую проблематику и проблемную направленность целевых программ, они имеют некоторые недостатки. Такие как отсутствие серьезного обоснования их необходимости для наиболее нуждающихся территорий, трудности бюджетного финансирования и другие. Но вместе с тем их преимущество в том, что с помощью них можно решить региональные проблемы.

Функционирование программных механизмов в российских условиях

Проблемы социально-экономического развития регионов имеют масштабный характер. Это заключается в том, что для их решения необходимо применять одновременно меры политики различных уровней (микроинструменты, макроинструменты).

Причем применение микроинструментов требует больших финансовых затрат, так как необходимо осуществлять ее в различных областях.

Рассмотрев европейский опыт можно отметить несомненную положительную динамику результатов проведения такого регионального социально-экономического развития.

При этом на федеральном уровне необходимо установить общие принципы, которые раскрывали перспективу решения проблем регионов. А на региональном уровне непосредственно должен рассматриваться потенциал региона и имеющихся проблем. Так же такая бы политика способствовала бы в дальнейшем передаче положительного опыта одного региона другому региону при наличии однотипных проблем в них.

Несомненно, существующий механизм планирования и программного развития регионов необходимо совершенствовать с учетом российских особенностей и, возможно, с применением опыта Структурных Фондов ЕС.

Для эффективного перераспределения средств, при котором средства направляются от более развитых регионов менее развитым, необходимо наличие так называемого пакта или соглашения о солидарности. Например, в Европейском Союзе подписание такого пакта стало необходимым после того как в его состав стали включаться страны с более низким уровнем социально-экономического развития.

Отметим, что каждая применение этого инструмента предполагает наличие стабильной экономики, при которой организации имеют возможность выделять ассигнования на программы.

Четкое распределение ответственности для обеспечения эффективности политики:

Для обеспечения эффективности реализации программы необходимо четко и ясно разделить ответственность перед участвующими организациями.

Также чтобы организации выполнили возложенные на них обязательства, они должны иметь информацию о них.

При реформе Структурных Фондов в 2000-2006 годах предпринимались как раз меры по разграничению ответственности и обязательств. Не исключены и различные непредвиденные изменения, в такой ситуации нужно, чтобы все участники поддерживали между собой связь для того, чтобы в нужный момент, возможно, перераспределить обязанности.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Территория Российской Федерации не однородна, вместе с ней не однородны и территориальные образования и уровни их социально-экономического развития. В Российской Федерации сложилось так, что проблемы регионального развития в основном решаются за счет федерального уровня. Целесообразнее использовать усилия двух уровней: федерального и регионального для решения проблем социально-экономического развития регионов. Необходимо использовать не классические методы и подходы, а применять гибкие инструменты, внутри которых было бы возможно разработать определенные программы по развитию регионов, учитывая их специфику. Следовательно, крайне важно определить основные черты, потенциал региона, его проблематику. Стоит сказать – политика развития регионов с помощью Структурных Фондов ЕС – положительный опыт, который можно учитывать при формировании инструментов региональной политики в РФ.

Проект «Восточного пакта» (5 декабря 1934 г.)

В начале 1930-х годов среди политической элиты Франции имелась группа политических деятелей, которая понимала угрозу для своей страны германского реваншизма, особенно усилившуюся после прихода А. Гитлера к власти. Эта группа, возглавлявшаяся министром иностранных дел Франции Лун Барту, стоявшая на позициях буржуазного национализма, будучи более дальновидной, оценивала также усиление роли и значения в международных отношениях Советского государства. Луи Барту в 1933-1934 гг. был инициатором франко-советского сближения.

Читайте также:
По каким вопросам можно проконсультироваться с юристом?

В 1934 г. между Францией и СССР велись переговоры по инициативе Луи Барту о так называемом Восточном пакте. По плану Барту, этот пакт должен был включать в себя Германию, СССР, Чехословакию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию и Финляндию, носить оборонительный характер, гарантировать неприкосновенность границ его участников и обеспечить взаимную помощь в случае нападения извне на любого из его участников. СССР не только принял предложение Барту, но со своей стороны согласился стать гарантом Локарнского пакта, из которого были бы устранены все антисоветские положения. Такая система затрудняла для Германии нарушение как западных, так и ее восточных границ. Англия оказала сопротивление предложению Барту, Германия встретила его предложение враждебно. Но Луи Барту не сдавался и организовал ряд поездок в страны Центральной и Восточной Европы, пропагандируя свою идею.

Однако, 9 октября 1934 г. было совершено убийство Луи Барту, На пост министра иностранных дел был назначен противник союза Франции с СССР Пьер Лаваль.

Пьер Лаваль был сторонником политики франко-германского сближения. Однако Пьер Лаваль в тот момент не мог не считаться с настроениями французского общественного мнения, высказывавшегося за доведение переговоров о Восточном пакте до конца. Поэтому Пьер Лаваль публично делал заверения в духе Восточного пакта, но также вел переговоры с германской дипломатией. Эти интриги Пьера Лаваля были известны Советскому правительству. Соглашение от 5 декабря 1934 г., подписанное по инициативе СССР, имело целью парализовать эти интриги. 11 декабря 1934 г. Чехословакия присоединилась к франко-советскому соглашению от 5 декабря 1934 г.

Франко-советский протокол о проекте «Восточного пакта»

Министр Иностранных Дел Французской Республики и Народный Комиссар по Иностранным Делам Союза ССР, обменявшись в Женеве мнениями о ходе переговоров о заключении Восточного пакта, инициативу которого взяли на себя их правительства, констатировали общую решимость обоих правительств добиваться заключения намеченных международных актов. В момент, когда начатые переговоры вступают в более активную фазу, они согласились взаимно обязаться от имени своих правительств придерживаться следующей позиции:

1) В своих отношениях с правительствами, приглашенными участвовать в пакте, и в особенности с теми из них, которые до сих пор не выразили своего принципиального согласия присоединиться к пакту, оба правительства не согласятся на переговоры, которые имели бы целью заключение ими многосторонних или двусторонних соглашений, могущих нанести ущерб подготовке и заключению Восточного регионального пакта, или соглашений, с ним связанных, или же заключение соглашений противных духу, которым руководствуются оба правительства.

2) В этих целях каждое из двух правительств будет информироваться другим о всяком предложении, способном иметь подобное значение, сделанном ему одним из имеющихся в виду правительств, каким бы путем подобное предложение ни было сделано.

Эти обязательства будут действительны на весь период текущей дипломатической акции или всяких других последующих акций, которые, исходя из той же общей концепции и из той же цели, могли бы ее заменить. Оба правительства обязуются не отказываться от этих акций иначе, как в случае признания, по обоюдному соглашению, бесполезности дальнейшего их продолжения. В подобном случае они будут взаимно совещаться по вопросу о новых заверениях, которые они сочтут уместным дать друг другу, исxoдя из того же духа и преследуя ту же цель.

Оба правительства убеждены, что подобная гарантия преемственности и действенности франко-советского дипломатического сотрудничества будет содействовать успеху текущих международных переговоров и будет в то же время вообще способствовать усилению духа взаимного доверия в отношениях между правительствами обеих стран.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, надлежаще уполномоченные своими правительствами, подписали настоящий протокол.

Договор о региональной взаимопомощи

Договор будет подписан Германией, Эстонией, (Финляндией), Латвией, Литвой, Польшей, Чехословакией и СССР.

В преамбуле будут отражены те же идеи, что и в договоре, подписанном в Локарно Германией, Бельгией, Францией, Англией и Италией, за исключением, разумеется вопросов, имеющий специальный характер (отмена бельгийского нейтралитета и гарантия Рейнской зоны).

Ст. 1. Эти страны обязуются в соответствии с Уставом Лиги наций оказывать друг другу немедленную помощь в случае нападения одного из Договаривающихся государств на другое.

Ст. 2. Страны, подписавшие договор, не будут оказывать какой-либо поддержки стране-агрессору, не являющейся участницей соглашения.

Ст. 3. В случае нападения или угрозы нападения со стороны одного из Договаривающихся государств, другие Договаривающиеся государства консультируются друг с другом в целях избежания конфликта или содействия восстановлению мира.

Ст. 4. Те же обязательства будут приняты на себя Договаривающимися странами в случае нападения или угрозы нападения на одно из Договаривающихся государств со стороны государства, не участвующего в договоре.

Ст. 5. Консультации, предусмотренные в статьях 3 и 4, могут быть распространены на другие заинтересованные державы или на державы, которые имеют на это право в силу других договоров.

Ст. 6. В случае, если одно из Договаривающихся государств могло бы воспользоваться применением ст. 10 и 16 Устава Лиги наций, другие Договаривающиеся стороны приложат усилия для того, чтобы добиться полного выполнения этих положений Лигой наций.

Статьи, касающиеся срока действия и ратификации договора.

Договор между Францией и СССР

В преамбуле отмечается интерес, каковой представляет Договор о региональной взаимопомощи для поддержания мира, а также желание Франции и СССР содействовать достижению предусматриваемых договором целей.

Читайте также:
Узловая фотосъемка: что это такое, описание и особенности

Ст. 1. СССР возьмет на себя в отношении Франции обязательства, вытекающие из Локарнского договора, как если бы Советский Союз был подписавшей этот договор стороной на одинаковом положении с Великобританией и Италией.

Ст. 2. Франция возьмет на себя в отношении СССР обязательства, которые вытекали бы из первой части Договора о региональной взаимопомощи, как если бы она была подписавшей этот Договор страной в случаях, когда речь шла бы:

а) о действиях во исполнение ст. 16 Устава Лиги наций;

б) о действиях во исполнение решения Ассамблеи или Совета Лиги наций или о действиях в применение п. 7, ст. 15 Устава.

Ст. 3. В случае проведения открытых консультаций между государствами, подписавшими Договор о региональной взаимопомощи, в соответствии со второй частью названного Договора, Франция будет приглашена участвовать в этих консультациях.

Срок действия тот же, что и регионального пакта.

Генеральный акт

Подписывается государствами – участниками Договора о региональной взаимопомощи и Францией.

Ст. 1. Признается, что оба указанные выше договора являются вкладом в дело поддержания мира и не вызывают каких-либо возражений стран, их подписавших.

Ст. 2. Эти договоры не наносят ущерба правам и обязательствам Договаривающихся сторон как членов Лиги наций.

Ст. 3. Упомянутые три акта войдут в силу после их ратификации и вступления СССР в Лигу наций.

Багдадский пакт: суть, история создания и распада

Начало военно-политической конфронтации в середине XX века дало новый толчок формированию многосторонних дипломатических отношений в Ближневосточном регионе, вылившийся в виде Багдадского пакта осенью 1955 года. Соглашение, заключенное между странами Ирака, Турции, Пакистана, Ирана и Великобритании, должно было замкнуть череду военно-политических коалиций вокруг Советского Союза и прилегающих к нему территорий.

Что такое Багдадский пакт?

Организация политических блоков всегда обуславливалась уровнем важности какого-либо региона в международной политике передовых западных держав. Автором идеи, приведшей в результате к созданию нового политического союза на Ближнем и Среднем Востоке, были Соединенные Штаты. Госсекретарь Белого дома Д.Ф. Даллес после своего «ознакомительного» визита в нефтеносный регион в мае 1953 года выдвинул предложение сконцентрировать усилия на учреждении коалиции государств, где основой будет служить договор между Пакистаном и Турцией. В дальнейшем вся система последующих соглашений привела к созданию организации, структура которой преимущественно стала отображать структуру НАТО.

Вам будет интересно: Андрей Иванович Попов: биография, фото

Вам будет интересно: Кто это – мармозетки? Описание, виды, цена и условия содержания

Багдадский пакт – это агрессивная военная организация в Ближневосточном регионе представленная государствами Ирака (до марта 1959), Турции, Великобритании, Ирана и Пакистана. Лаконичное наименование пакта было взято по месту подписания договора – Багдад, в нем же до середины лета 1958 года размещалось руководство данной организации. Официально установленное название блока – Средневосточная оборонительная организация (Middle East Defence Organization – МЕДО) – существовало в период с февраля 1955 года по август 1959 года. Следует добавить, что США, будучи не членом Багдадского пакта, активно прикладывали руку к работе центральных его комитетов с марта 1957 года.

Предпосылки создания пакта

Отношения между странами западного мира и Ближневосточного региона ранее зиждились на двусторонней основе, но начало периода холодной войны внесло свои коррективы. К развитию многосторонней дипломатии Соединенные Штаты и Великобританию подвигла задача создания своеобразного политического сотрудничества с государствами региона, прилегавшего к южным границам Советского Союза. Намеченный блок на территориях Ближнего и Среднего Востока рассматривался американскими и британскими политиками как защита южного рубежа НАТО и кордон от геополитического направления СССР в сторону незамерзающих морей. Планировалось, что Багдадский пакт – это то самое конечное звено, которое сможет замкнуть цепь военно-политических альянсов вокруг Советского Союза и сопредельных с ним территорий. Бесспорно, на блоковую политику оказала влияние и война в Корее 1950–1953.

Вам будет интересно: Звонница – это альтернатива колокольне

Еще одним событием, приблизившим организацию многосторонней коалиции на Ближнем и Среднем Востоке, стала национализация нефтяной отрасли Ирана в 1951 году, возобновившая усиление контроля западных стран в нефтеносных районах. Таким образом, угроза политическим и экономическим интересам ведущих держав усматривалась не только в расширении советского влияния, но и в активизации националистических настроений.

Образование пакта

Начало истории Багдадского пакта было положено 24 февраля 1955 года, когда Турция и Ирак, достигнув договоренности, заключили соглашение о взаимном сотрудничестве с целью совместной организации безопасности и обороны. Данное соглашение являлось открытым для всех государств региона, признанных обоими союзниками. В апреле того же года в Багдаде был подписан договор между Великобританией и Ираком, утвердивший причисление туманного Альбиона к этому соглашению. Несколько месяцев спустя к нему примкнули Пакистан (23 сентября) и Иран (3 ноября). Учредительное заседание пакта с совместным участием глав правительств Великобритании и ближневосточных стран (Турции, Ирака, Пакистана и Ирана), а также в роли мирового наблюдателя делегации США, состоялось в Багдаде 21-22 ноября. Итогом встречи стало подписание договора, вошедшего в историю под общим названием «Багдадский пакт».

Стоит отметить, что весь этап формирования пакта проистекал на фоне конфронтации между США и Англией за контроль этого блока. Потеря высоких позиций последней, случившаяся в результате провальной миссии в Египте в 1956 году, послужила поводом тому, что с января 1957 года руководящая роль в Ближневосточном регионе фактически перешла к Соединенным Штатам. Франция от участия в соглашении была устранена ввиду того, что она лишилась своих основных позиций в этой зоне еще в 1946 году (вывод французских вооруженных сил из Сирийской и Ливанской республик), а также по причине империалистических расхождений с устроителями пакта.

Читайте также:
При перерегистрации упустили увеличение уставного капитала.

Цели пакта

Западные державы стремились внешне придать Багдадскому пакту миролюбивый и безопасный характер. Им удалось ввести в заблуждение население государств-участников соглашения и дезориентировать мировое сообщество в отношении подлинных намерений этого агрессивного блока. Настоящие цели, которые преследовались империалистами Запада при формировании данного соглашения, это:

  • увеличение борьбы против мирового социализма;
  • усмирение национально-освободительных движений и любых прогрессивных актов на Ближнем и Среднем Востоке;
  • эксплуатация государственных территорий участников пакта под военно-стратегические базы против СССР и остальных государств социалистического лагеря.

Все участники блока преследовали только свои сугубо локальные интересы. Для Ирана было приоритетно сохранение дружественных отношений с Великобританией и США, чтобы модернизировать экономику страны. Турция примеряла роль некоего посредника между Западом и Востоком, полагая таким образом иметь дивиденды с обеих сторон. Пакистан имел нужду в поддержке западных союзников для успешного конкурирования с Индией. Мотивы вступления Ирака в этот блок выражались несколько слабее, что впоследствии и привело к его выходу из Багдадского договора.

Выход Ирака и образование СЕНТО

В июле 1958 года в Ираке произошел государственный переворот, низвергнувший монархическое правление короля Фейсала II. Новоиспеченная власть не умалчивала о своем намерении покинуть Багдадское соглашение, сразу опечатав штаб-квартиру в иракской столице и не приняв участия на очередном заседании представителей Ближневосточного союза в Лондоне 28-29 июля. Тем не менее выход Ирака не представлял какой-либо угрозы интересам ведущих государств НАТО. По сравнению с Турцией и Ираном, он не располагал общей границей с Советским Союзом, поэтому его выбывание не оказывало серьезного влияния для намеченной стратегии Великобритании и Соединенных Штатов в этом регионе.

Для предотвращения развала военно-политического блока Белый дом подписал в марте 1959 года двусторонние соглашения с оставшимися участниками – Турцией, Ираном и Пакистаном, после чего вся дальнейшая деятельность между государствами стала регулироваться исключительно этими договорами. На следующей встрече в Анкаре 21 августа 1959 года было принято решение о переименовании Багдадского пакта в Организацию центрального договора (Central Treaty Organization – СЕНТО), определив таким образом географическое положение данной организации между блоками НАТО и СЕНТО. Штаб-квартиру СЕНТО переместили из Багдада в Анкару.

Распад блока

В 1960–1970-е годы деятельность преемницы Багдадского пакта постепенно ослабевала. Один из последних значимых ударов по блоку был нанесен Турцией в 1974 году, когда она вторглась на Кипр и оккупировала северную часть острова. Несмотря на то, что турецкое наступление имело определенное обоснование, оно было негативно расценено участниками СЕНТО, находившимися в хороших отношениях с Грецией. После этих событий существование блока стало нести уже чисто формальный характер.

Исламская революция и новый политический строй привели Иран к выходу из состава СЕНТО в марте 1979 года, почти сразу за ним последовал и Пакистан. В результате блок стали представлять лишь страны НАТО. Власти Турции выступили с предложением об упразднении деятельности СЕНТО в связи с тем, что организация в реальности потеряла свое значение. В августе 1979 года Ближневосточный блок официально прекратил существование.

Заключение

Создание и распад Багдадского пакта (в дальнейшем СЕНТО) продемонстрировали отсутствие прочной цементирующей основы этой организации. При наличии единой цели взаимного сотрудничества в области безопасности и обороны участники по-разному выделяли приоритетные направления ее деятельности. Все, что фактически объединяло мусульманских членов соглашения – это расчет на получение военной и экономической помощи в больших объемах со стороны сильных «друзей».

Организация до последних своих дней оставалась аморфным военно-политическим блоком, где главными причинами недееспособности выступают не столько разнонаправленная политика стран пакта и слабое межгосударственное сотрудничество мусульманских участников, сколько серьезные просчеты ее западных создателей.

Сущность и характерные черты локальных войн и региональных вооруженных конфликтов

Конфликт является результатом развития (обострения) противоречий между индивидами (внутригрупповой), социальными группами (межгрупповой) и индивидами и социальными группами.

Разрешается конфликт путем протекающей в различных формах (мирной, немирной, смешанной) борьбы между группировками, в ходе которой конфликтующие стороны стремятся к нейтрализации или даже уничтожению своих оппонентов ради достижения желаемых целей.

Конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, конфликт является источником и формой проявления социально-политических изменений, предотвращая стагнацию и окостенелость общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов.

В этом смысле он выступает как форма регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствует ликвидации напряженности в отношениях между ними. С другой стороны, конфликт представляет серьезную угрозу дестабилизации общества и может привести к катастрофическим последствиям – анархии, революциям, войнам.

В тоталитарном (закрытом) обществе с жестким социальным делением конфликт протекает в острых формах и имеет более разрушительные последствия, часто приводя к дестабилизации системы отношений.

В плюралистическом (открытом) обществе, где социальные перегородки менее жестки, существует большое число промежуточных групп и институтов, а каналы коммуникаций разветвленные, конфликты не столь разрушительны и протекают в менее острой форме.

Читайте также:
Обязательно ли выделять доли детям при покупке квартиры

Если одновременно существуют конфликты различной степени интенсивности, пересекающиеся между собой, это приводит к их взаимному ослаблению и распылению, что способствует предотвращению раскола всего общества по какому-либо одному признаку.

В демократическом обществе наличие форм социального контроля (выборов, парламентских учреждений, плюрализма политических партий и др.) создает реальную возможность правового регулирования конфликтов с целью их своевременного разрешения. Они становятся управляемыми.

Помимо конфликтов, возникающих внутри общества, имеют место межгосударственные, региональные и международные конфликты, требующие специального социологического и политического анализа. Это же относится к получившим в последнее время широкое распространение межнациональным конфликтам.

В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение (чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же возникшее на почве политических противоречий внутри государства.

Иначе говоря, война и вооруженный конфликт – это, в сущности, однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.

Война, по своей сути, есть не что иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, поскольку представляет собой часть политики государства (как внутренней, так и внешней).

Исторический опыт двух мировых и сотен локальных войн показывает, что войны готовятся, как правило, заблаговременно, в течение длительного периода. Эта подготовка охватывает собственно политическую, а также экономическую, дипломатическую, идеологическую, военную, морально-психологическую сферы. Она включает разведывательную деятельность, мобилизационные мероприятия и т. д.

Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных формах (отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т. п.), а также в форме политизированных вооруженных конфликтов, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.

Однако вооруженный конфликт отличается от военной стычки, военного инцидента, а тем более от террористической акции. Военная стычка или военный инцидент, в который обычно вовлечены небольшие группы людей, нередко происходит в результате недоразумения, случайного столкновения, в то время как вооруженный конфликт является следствием агрессивной политики каких-либо военно-политических сил, которые преднамеренно провоцируют военное столкновение для достижения своих целей.

Террористические акции вообще имеют иную природу (речь о них пойдет в другой главе). Поскольку чаще всего вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными.

Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны.

Начинается он, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется небольшими военными силами и средствами. Его политические цели ограничены, а продолжительность невелика. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.

Локальные войны и региональные вооруженные конфликты, безусловно, имеют свои особенности. Они различаются по причинам возникновения, политическим и стратегическим целям, масштабам, интенсивности, длительности, средствам вооруженной борьбы, формам и методам ведения боевых действий и т. д.

Локальные войны и региональные вооруженные конфликты имеют и общие черты, среди которых выделяются следующие:

  • ограниченность военно-политических целей, обусловленная политической обособленностью и разрешением противоречий с помощью вооруженного насилия;
  • зависимость хода и исхода от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т. д.);
  • зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);
  • задействование, как правило, ограниченных вооруженных сил, ведение боевых действий обычными средствами при постоянной угрозе применения сторонами других, более мощных средств поражения;
  • очаговый характер боевых действий войск;
  • неопределенность продолжительности военных действий;
  • массированное применение информационной обработки войск и населения противника и др.

Как уже отмечалось, локальные войны и вооруженные конфликты возникают на социально-политической, экономической, межэтнической почве, вследствие нарушения территориальной целостности или ущемления суверенитета. Прекращение их и урегулирование связанных с ними проблем происходит на государственном уровне, дипломатическим путем, с помощью третьих стран, международных организаций, использования политики национального примирения и т. д.

Опасность этих социально-политических явлений состоит в том, что они часто приобретают затяжной характер (Ближний Восток, Югославия, Абхазия, Южная Осетия, Чечня и др.), имеют тенденцию к расширению состава участников, интернационализации масштабов и перерастанию в войны с более широкими политическими целями.

Военные события на Ближнем Востоке, в Югославии и некоторых других регионах планеты со всей очевидностью показывают, что локальные войны и военные конфликты создают угрозу применения оружия массового уничтожения с непредсказуемыми политическими, социально-экономическими и экологическими последствиями.

Следовательно, различия между ними становятся все более условными, хотя существующая классификация войн и военных конфликтов по социально-политическим и военно-техническим признакам сохраняет в целом свое принципиальное значение.

Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений и проведении всеми государствами политики мира.

Читайте также:
При перерегистрации упустили увеличение уставного капитала.

Однако после эйфории конца 1980-х – начала 1990-х годов прошлого столетия, связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм в лице мусульманского фундаментализма, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток – непосредственно к границам России, о чем достаточно определенно говорится в Концепции национальной безопасности РФ.

Современная общественно-политическая практика свидетельствует, что после распада СССР во многих бывших его «горячих» точках – на Кавказе (Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия, Чечня), в Таджикистане, Приднестровье на почве региональных противоречий стали возникать вооруженные конфликты, угрожающие перерасти в локальные войны.

Этим конфликтам присущ, как правило, межнациональный характер. Подобные явления имели и имеют место не только на территории бывшего СССР. Яркий пример такого рода конфликтов – события недавнего прошлого в Югославии.

Межэтническую с примесью религиозной окраску носил вооруженный конфликт в Афганистане.

Вполне правомерные требования предоставления национально-территориальной автономии становятся потенциально опасны, если район проживания национальных меньшинств непосредственно граничит с основным этническим массивом в соседнем государстве и автономия может послужить ступенью к «воссоединению».

По этой причине в международных соглашениях по правам меньшинств территориальная автономия не отнесена к числу их неотъемлемых прав, в отличие от культурной автономии и принципа равноправия. Стремление к отделению с целью создания собственного государства или присоединения к другому чревато еще более серьезными последствиями, вплоть до гражданской войны с национальным уклоном.

Остановимся более подробно на вооруженных конфликтах, происходивших на территории России и в ближнем зарубежье, так как именно они затрагивают интересы миллионов наших сограждан, настоящих и бывших.

Начало вооруженным конфликтам в СССР было положено в конце 1980-х годов. Тогда было зафиксировано 76 территориально-этнических споров, разгоревшихся и еще разгоравшихся, кроме того, 80 были на грани перехода в активную стадию. Затем не стало СССР, но разногласия еще более усилились, в результате вооруженных столкновений погибли тысячи людей. Одна треть бывшего СССР с населением 30 млн человек оказалась вовлеченной в территориальный передел, сопровождавшийся то разгорающимися, то затухающими конфликтами.

Чтобы представить себе этапы его нарастания, проанализируем, как шло развитие событий в «горячих точках» на территории СССР, а после его развала – и СНГ.

Обычно они начинались на территории какого-либо территориально-этнического образования. Русские и русскоязычное население подвергались дискриминации: ущемлялись права при трудоустройстве и получении образования.

Далее резко обострялись социальные противоречия, создавались национальные вооруженные формирования, осуществлялось силовое и моральное давление на государственные органы, прежде всего суды, прокуратуру, милицию, различные органы управления и жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов.

В органы государственной власти и управления пытались проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникали перестрелки, причем каждая из сторон обвиняла друг друга в нападении. Резко обострялась криминогенная обстановка, увеличивалось количество тяжких преступлений и убийств, раскрываемость их резко снижалась.

Несмотря на пока еще мирные отношения двух противоборствующих сторон или новообразованных государств, дороги становились все опаснее. Небывалых размеров достигали убийства и грабежи. На границах бывших республик обыскивали всех без исключения в поисках оружия. В вооруженный конфликт активно втягивалось гражданское население.

В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев. Это усиливает криминогенную обстановку, тем более что идет быстрое неконтролируемое вооружение гражданского населения. Нередко стихийно создаются отряды ополченцев. В магазинах пустеют прилавки, все дороже становится продовольствие и все труднее его достать. По вечерам становится опасно выходить на улицу. Противоборство все отчетливее приобретает характер настоящей войны.

Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий. В конечном счете это законодательство призвано по возможности затруднить течение конфликта между сторонами, согласившимися применить цивилизованные нормы.

Нормы международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899,1907), Женевской конвенции о защите жертв войны (1949), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1968).

Все эти документы признаются РФ, но речь в них идет о международных вооруженных конфликтах. В нашей же стране и в ближнем зарубежье эти конфликты носили и носят в основном межнациональный (межэтнический) характер.

Следует подчеркнуть, что и в этом случае стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы, касающиеся ведения военных действий. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами.

Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России – чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые «зачистки».

Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий. Не применялся в этом конфликте и режим интернирования гражданских лиц, предполагающий выполнение обеими сторонами прав и обязанностей, связанных с предоставлением временного жилья, права переписки и т. д. Но, несмотря на указанные издержки, нормы международного права, связанные с ведением военных действий, существуют, и ответственность за их нарушение никто не отменял.

Читайте также:
Существенный недостаток: что это такое, описание и особенности

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности – достаточно распространенное явление в современном мире, однако наибольшую опасность представляют вооруженные конфликты. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий. Эти конфликты перерастают в локальные войны, которые, как свидетельствует история, могут предшествовать мировой войне.

Специалисты в области безопасности жизнедеятельности должны четко и ясно представлять себе характер подобного рода общественных явлений, знать стратегию и способы выживания населения в районе боевых действий.

Характеристика понятий «вооруженный конфликт», «локальная война», «региональная война» и «крупномасштабная война»

Необходимо напомнить, что вопросы применения ВС РФ опре­деляются Федеральным законом «Об обороне», иными нормативно­правовыми актами и Военной доктриной РФ.

В Военной доктрине раскрыт характер современных войн и вооруженных конфликтов.

В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть (см. рис. 2.3):

– по военно-политическим целям – справедливой (не противо­речащей основополагающим принципам международного права и Ус­таву ООН, ведущейся в порядке самообороны страной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей основополагающим принципам международного права и Уставу ООН);

– по применяемым средствам – с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;

– по масштабам – локальной, региональной, крупномасштаб­ной.

Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооружен­ного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкно­вений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разре­шить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.

Особой формой вооруженного конфликта является пригранич­ный конфликт.

Вооруженный конфликт может иметь международный харак­тер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународ­ный, внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Вооруженный конфликт характеризуется:

– высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного на­селения;

– применением нерегулярных вооруженных формирований;

– широким использованием диверсионных и террористических методов;

– сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

– вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

– опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимо­сти за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

В локальной войне стороны будут действовать в границах про­тивоборствующих государств и преследовать ограниченные военно­политические цели.

Региональная война может стать результатом эскалации ло­кальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с приме­нением как обычных, так и ядерных средств поражения.

В региональной войне стороны будут преследовать важные во­енно-политические цели.

Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовле­чения в них значительного количества государств различных регионов мира.

Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для ци­вилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества.

В крупномасштабной войне стороны будут ставить радикаль­ные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.

Крупномасштабной (региональной) войне может предшество­вать угрожаемый период.

Крупномасштабная (региональная) война может иметь началь­ный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за овладение стратегической инициативой, со­хранение устойчивого государственного и военного управления, дос­тижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удер­жание) господства в воздухе.

Рис. 2.3. Структура современной войны

В случае затяжного характера крупномасштабной (региональ­ной) войны ее цели будут достигаться в последующих и завершающем периодах.

Российская Федерация последовательно и твердо добивается создания эффективной системы политических, правовых, организаци­онно-технических и иных международных гарантий недопущения вооруженных конфликтов и войн.

1. Доложите основные признаки и принципы построения право­вого государства.

2. Доложите структуру федеративного устройства РФ.

3. Доложите структуру органов государственной власти РФ.

4. Перечислите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие оборону Отечества как функцию государства.

5. Доложите классификацию видов военной безопасности и дайте краткую характеристику каждому из них.

6. Дайте краткую характеристику понятиям «агрессия», «обо­рона», «мобилизационная подготовка», «мобилизация», «гражданская и территориальная оборона», «военно-транспортная обязанность», «военная безопасность», «военная опасность», «военная угроза», «вооруженный конфликт», «локальная война», «региональная война», «крупномасштабная война».

Глава 3. Правовое положение военной организации государства

Достигаемые уровни обученности:

– о признаках и принципах построения военной организации го­сударства;

– о понятии, формах, принципах и методах военного управле­ния.

– структуру военной организации государства; структуру ВС РФ; структуру органов военного управления и их полномочия;

– нормы базовых законодательных актов, регламентирующих: создание ВС РФ; институты военного и чрезвычайного положений; мобилизацию и мобилизационную подготовку.

– ориентироваться в нормах военного права, оперативно нахо­дить нужную правовую информацию и использовать ее в практиче­ской профессиональной деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: