Ревизия кассы: что это такое, описание и особенности

Инвентаризация кассы

С какой целью и в каких случаях проводится инвентаризация кассы? Кто проводит инвентаризацию кассы? Каков порядок оформления результатов? Ответы на эти вопросы — в статье.

Цель проведения инвентаризации кассы — проверка правильности и реальности текущего учета кассовых операций, выявление ошибок в расчетах, контроль над сохранностью денежных средств и денежных документов в кассе, соблюдение принципа материальной ответственности должностных лиц.

В каких случаях проводится инвентаризация кассы?

Существует два вида инвентаризаций кассы — плановая инвентаризация и внеплановая (внезапная) ревизия кассы.

Плановая инвентаризация кассы осуществляется в случаях, установленных нормативно-правовыми актами, ее сроки и регламент проведения утверждаются заранее в учетной политике и других дополнительных распорядительных документах организации.

Так, обязательно проведение инвентаризации кассы:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • при форс-мажорных обстоятельствах, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина (основание — п. 1.5 Методических указаний № 49).

Внеплановая инвентаризация кассы (ревизия), напротив, проводится внезапно, неожиданно для материально ответственного лица с целью проверки его добросовестности и компетентности. Например, ревизии кассы осуществляется:

  • для усиления системы внутреннего контроля на предприятии;
  • выявления причины возникшей ошибки в учете;
  • по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Действующим законодательством не определены сроки проведения внезапной (внеплановой) инвентаризации кассы, поэтому организациями и предпринимателями они определяются самостоятельно. В приказе о внеплановой инвентаризации следует указать причину проведения такой инвентаризации кассы.

Кто проводит инвентаризацию кассы?

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (основание — п. 2.2 Методических указаний N 49).

Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Документами о составе комиссии могут быть приказ, постановление, распоряжение и т п. (основание — п. 2.3 Методических указаний N 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

  • представители администрации организации;
  • работники бухгалтерской службы;
  • представители службы внутреннего аудита или сотрудники независимых аудиторских компаний;
  • сотрудники службы безопасности или другие специалисты компании (экономисты, менеджеры и др.).

Следует иметь в виду, что отсутствие даже одного утвержденного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (основание — п. 2.3 Методических указаний № 49).

Нормативные документы не обязывают ежегодно переиздавать приказ о составе инвентаризационной комиссии в том случае, если в организации отсутствовали кадровые перестановки.

Порядок проведения инвентаризации кассы

Непосредственно перед началом проведения инвентаризации все кассовые операции прекращаются, комиссии предоставляются последние приходные и расходные кассовые документы. Материально ответственные лица подтверждают, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, все выбывшие средства списаны в расход.

Далее проводится сама инвентаризация кассы, которая включает в себя полный подсчет имеющейся наличности в кассе. Пересчет денег производится под строгим наблюдением всех членов комиссии. Выявленную сумму денежных средств сравнивают с остатками по данным первичных документов и бухгалтерской программы, обязательно проверяются и показатели ККМ.

В то случае, если в организации осуществляются наличные расчеты с применением ККМ, инвентаризация кассы начинается с проверки фактического наличия в операционных кассах контрольно-кассовой техники, при этом должны быть в наличии документы, связанные с приобретением, регистрацией и вводом в эксплуатацию каждой ККМ.

На практике возможны три варианта результата инвентаризации кассы: соответствие данных учета фактическому наличию денежных средств, выявлена недостача, обнаружен излишек денежных средств в кассе.

Оформление результатов проведения инвентаризации кассы

Для оформления результатов инвентаризации денежных средств в кассе, а также разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе могут оформляться «Акт инвентаризации наличных денежных средств» по форме ИНВ-15 и «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» по форме ИНВ-16.

Результаты проведенной инвентаризации денежных средств в кассе оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.

Читайте также:
Следы крови: что это такое, описание и особенности

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий — в бухгалтерию.

Для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе организации или предпринимателя, применяется «Акт о проверке наличных денежных средств кассы» по форме № КМ-9.

Фактический остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными журнала кассира-операциониста, оформляемого по форме № КМ-4. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с суммой наличных денежных средств устанавливается причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносят в соответствующие графы журнала кассира-операциониста, затем оформляется «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины» по форме № КМ-1. Применение акта по форме КМ-1 обязательно при использовании ККТ (основание – Письмо ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941).

В том случае, если в результате проведения инвентаризации кассы была выявлена недостача, руководителем принимается решение об удержании суммы недостачи с материально ответственного лица или если в недостаче нет вины кассира или она не доказана о списании недостачи за счет средств организации. Решение руководителя отражается на оборотной стороне акта.

Недопустимо хранение личных денежных средств работников в кассе организации, потому что не только недостача, но и излишек денег в кассе является нарушением кассовой дисциплины. Выявленные в кассе излишки денежных средств должны быть изъяты комиссией, оприходованы и также отражены в акте. Помарки, подчистки и исправления в инвентаризационных описях запрещены (основание — п. 2.9 Методических указаний № 49).

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации кассы в зависимости от ее результата оформляются проводками:

  • Дебет 50 Кредит 91-1 — Выявлена сумма излишка в кассе;
  • Дебет 94 Кредит 50 — Выявлена сумма недостачи в кассе;
  • Дебет 73 Кредит 94 — Выявленная недостача в кассе отнесена на виновных лиц;
  • Дебет 91-2 Кредит 94 — Возмещена (погашена) недостача наличных денежных средств в операционной кассе за счет прочих расходов организации.

В заключении хочется сказать о том, что своевременно проведенная инвентаризация денежных средств в кассе — это прежде всего залог сохранности денежных средств компании, поэтому к процедуре инвентаризации кассы всегда стоит подходить со всей серьезностью и должной основательностью.

Ольга Ульянова,
эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелица консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» (сервис-паровоз). Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Инвентаризация кассы

Инвентаризацию кассы проводят, чтобы проверить, соответствуют ли фактические остатки наличных в кассе данным учета. Дополнительно во время инвентаризации кассы проверяют денежные документы, БСО и ценные бумаги. Проверка может быть обязательной и добровольной. Как оформить инвентаризацию, кто должен проводить проверку и как это сделать — расскажем в статье.

Когда нужна инвентаризация кассы

Инвентаризация может быть обязательной и добровольной. Есть пять основных случаев, когда проверка обязательна:

  • составление годовой бухотчетности;
  • смена материально ответственного лица (кассира);
  • выявление несоответствий в учете, хищений и злоупотреблений;
  • стихийные бедствия или чрезвычайные ситуации (пожар, ураган, ограбление);
  • реорганизация или ликвидация.

Руководитель может провести инвентаризацию и по собственному решению, если поводов для обязательной проверки нет. Это нужно для дополнительного контроля: например, чтобы найти причины ошибок в учете или увидеть, что сотрудник берет деньги из кассы. Ограничений по периодичности таких проверок нет — можно проверять кассу хоть раз в месяц, хоть раз в неделю.

Еще два вида проверок: плановая и внеплановая. Как правило, к плановым проверкам готовятся заранее и проводят их более тщательно, а на внеплановых находят больше нарушений.

Читайте также:
Служебная тайна: что это такое, описание и особенности

Организация может самостоятельно устанавливать сроки внеплановых инвентаризаций. В приказе на такую проверку следует указывать причину, по которой ее начали.

Кто участвует в инвентаризации

Проводит проверку специальная комиссия — инвентаризационная. Список участников определяет руководитель в своем приказе. Обычно туда входят следующие сотрудники:

  • из администрации организации;
  • из бухгалтерии;
  • из службы внутреннего аудита;
  • из экономического или юридического отдела.

Количество проверяющих законом не установлено, но минимум два человека в комиссии быть должно. Так, если в штате компании числится только директор, издавать приказ об утверждении состава инвентаризационной комиссии не нужно.

Один человек из комиссии назначается председателем. Им может стать любой сотрудник, которого назначит гендиректор, но обычно это заместитель директора или руководитель подразделения. Председатель руководит инвентаризационной комиссией, визирует приходные и расходные документы, подписывает описи, акты, принимает заявления от материально ответственных лиц.

Если объем работ небольшой, например, проверить нужно только кассу микропредприятия, то можно обойтись силами ревизионной комиссии (если она есть в организации).

Еще один обязательный участник инвентаризации — материально ответственное лицо (МОЛ). В нашем случае это кассир. Он не входит в состав инвентаризационной комиссии, но обязательно присутствует при проверке. При коллективной материальной ответственности на инвентаризации должны присутствовать все МОЛ.

Если кассира на проверке не будет, то заинтересованные лица смогут оспорить результаты инвентаризации. Без него проводить инвентаризацию можно только в исключительных случаях: когда МОЛ серьезно болеет или по другим причинам еще долго не сможет прийти на работу, а еще когда МОЛ сознательно уклоняется от участия. В таких случаях перед проверкой составляется акт, в котором указываются причины его отсутствия.

Что проверяют во время инвентаризации кассы

Инвентаризация кассы может быть сплошной или выборочной. На сплошной проверяют следующие ценности:

  1. Наличные в кассе. Пересчитывают все деньги в кассе и сравнивают с данными кассовой книги. Если применяется ККТ, проверку следует начинать с операционных касс: сверить суммы наличных с данными книги кассира-операциониста, показателями кассовый ленты и счетчиками кассового аппарата.
  2. Денежные документы. В эту группу входят марки, билеты на поезда и самолеты, путевки в санатории, топливные карты и пр. Достаточно проверить фактическое наличие по видам, а также сверить реквизиты и стоимость с учетными данными.
  3. Ценные бумаги. Проверяют серии и номера, номинальную и фактическую стоимости, срок погашения. Проводят сверку с данными описей.
  4. Бланки строгой отчетности (БСО). Проверяют фактическое наличие — смотрят виды и номера бланков. Количество БСО сверяют с данными по забалансовому счету 006, отраженными в описи.

Если инвентаризация выборочная, то руководитель указывает в приказе, что конкретно он хочет проверить. Например, можно провести инвентаризацию только наличных в кассе.

Порядок инвентаризации

Сразу скажем об обязательном ограничении — во время инвентаризации кассы нельзя принимать и выдавать деньги или другие ценности, которые хранятся в кассе и проходят проверку.

Порядок проведения самой инвентаризации следующий:

Шаг 1. Руководитель издает приказ о проведении инвентаризации, в котором утверждает состав инвентаризационной комиссии и прописывает причину проверки (смена кассира, чрезвычайное происшествие, сверка остатков наличных).

Если проводится годовая инвентаризация кассы перед составлением бухгалтерской отчетности, издавать приказ не нужно.

Шаг 2. Перед проверкой кассир отдает все документы на расход и приход в бухгалтерию. Затем он составляет расписку о том, что всё передал, оприходовал поступившие в кассу ценности и списал выбывшие.

Шаг 3. Комиссия проверяет все имущество, заявленное в приказе: наличные, денежные документы, БСО и пр. Как проверяют отдельные группы, мы расписали выше. На этом этапе инвентаризации присутствие кассира обязательно.

Шаг 4. Комиссия оформляет результаты инвентаризации и составляет инвентаризационную опись. Всего у проверки может быть три варианта итогов: излишки, недостачи и соответствие факта учетным данным.

Оформление результатов

По итогам проверки комиссия составляет описи (акты инвентаризации). Их подписывают все члены комиссии и кассир. Формы актов можно разработать самостоятельно или использовать готовые:

  • форма № ИНВ-15 — для наличных и денежных документов;
  • форма № ИНВ-16 — для ценных бумаг и БСО.

Составьте акты в двух экземплярах — один вручите кассиру, а другой передайте бухгалтерам. Когда инвентаризация связана со сменой МОЛ, понадобится еще один экземпляр — для нового кассира.

Если на инвентаризации обнаружены излишки или недостачи, нужно составить сличительные ведомости. Они не понадобятся, если вы пользуетесь унифицированными актами № ИНВ-15 и № ИНВ-16, так как там уже есть место для сведений об отклонениях. Дополнительно нужно запросить у кассира письменную объяснительную по расхождениям.

Читайте также:
Функции права: что это такое, описание и особенности

Комиссия отдает руководителю все документы по инвентаризации. Он их проверяет, анализирует и оформляет приказ об утверждении результатов инвентаризации. Форма произвольная, но в нем обязательно должны быть указания по порядку устранения расхождений. Если расхождений нет, можно обойтись без приказа.

Как отразить инвентаризацию кассы в бухучете

Отражать результаты инвентаризации в бухучете следует в том отчетном периоде, к которому отнесена дата, по состоянию на которую проведена проверка. Так, результаты годовой инвентаризации формируют показатели годовой бухгалтерской отчетности.

Проводки зависят от результата проверки:

Дебет Кредит Суть операции
50 91.1 Показали излишки в кассе
94 50 Показали недостачи в кассе
73 94 Отнесли недостачу на кассира и другого ответственного сотрудника
70 94 Погасили недостачу из зарплаты ответственных
91.2 94 Отнесли недостачу в прочие расходы (на случай, когда виновных нет или они не найдены)

Ведите учет наличных, БСО, ценных бумаг, билетов, топливных карт и других документов в Контур.Бухгалтерии. Оформляйте приходные и расходные кассовые ордера и готовьте документы для инвентаризации. А еще в сервисе можно оформлять расчеты с сотрудниками, сдавать отчетность через интернет и даже подключить интеграцию с кассовой программой. Попробуйте все возможности Контур.Бухгалтерии на тестовом периоде — 14 дней в подарок всем новым пользователям.

Проверка кассовых аппаратов — как проходит налоговая проверка

При расчетах с физическими лицами и другими юрлицами организации и ИП обязаны применять контрольно-кассовую технику. Освобождение от ККТ имеют только некоторые категории налогоплательщиков. Контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ о применении ККТ осуществляет ФНС (статья 7 54-ФЗ от 22.05.2003 г.).

До конца 2020 года из-за пандемии в стране действовал мораторий на проверки порядка применения ККТ, но никто не освобождал предпринимателей от ответственности за использование касс. В период запрета налоговики принимали жалобы от граждан о нарушениях законодательства.

С 1 января 2021 года проверки касс возобновились. Срок исковой давности по проверкам ККТ равен одному году со дня совершения нарушения, поэтому оштрафовать бизнес в 2021 году могут не только за текущие ошибки, но и прошлые (письмо ФНС 21.04.2021 Г. №АБ-2-20/671@). Проверку кассового аппарата налоговая может провести в вашей торговой точке любой момент.

С момента появления на рынке онлайн-касс правила работы на них многократно дополнялись и ужесточались. В них добавляли новые реквизиты и признаки в чек, меняли форматы фискальных данных, вводили коды на товары, которые должна была обрабатывать касса. Этот список можно продолжать бесконечно. В выигрыше остались только те предприниматели, которые изначально установили себе современную кассовую технику, которую разработчики перепрошивали и обновляли автоматически. Такие пользователи своевременно переходили на новые правила. Кстати, пользователям МТС Кассы мы прогружаем все обновления абсолютно бесплатно.

Сергей Музыкантов. Директор по продуктам МТС Кассы

Что проверяют налоговые инспекторы, какие контрольные мероприятия они проводят, какие наказания грозят нарушителям и как их можно избежать? Об этом в статье. Но для начала – новости.

Последние новости об изменениях законодательства по применению ККТ

В июне принят и опубликован Федеральный закон 170-ФЗ от 11.06.2021, согласно которому правила проведения проверок ККТ изменятся с 1 марта 2022 года. В соответствии с новыми положениями:

Предметом контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ являются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в России. То есть закон строго ограничивает предмет проверки ККТ.

Контроль за соблюдением законодательства ККТ будет регулироваться не законом 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении ККТ», а законом 248-ФЗ от 31.07.2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.07.2021 г.

Отменяются плановые контрольные (надзорные) мероприятия. Налоговые органы будут проводить только внеплановые проверки ККТ, при этом компании и предприниматели об их проведении уведомляться не должны.

Проверять кассовый аппарат инспекторы смогут по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях.

Плюс к этим изменениям власти хотят ужесточить правила применения касс на рынках (информация Минфина от 29.03.2021).

Вернемся в июль 2021 года.

Главные поводы для проверки

Есть несколько причин, по которым ФНС обратит на предпринимателя свое пристальное внимание:

Поступление сведений о нарушении правил применения ККТ. Например, вы не выдали кассовый чек или не указали в чеке обязательные реквизиты.

Работа с наличкой. Здесь в первую очередь не везет розничным магазинам и заведениям общепита.

Внезапно возникшие убытки в больших объемах.

Торговля маркированными товарами.

На чем все основано. Частота проверок

У темы проверки ККТ такая «счастливая» судьба, что там что хочешь, то и делай, ведь ни одним законом она прямо не урегулирована. Это не вид налогового контроля и не госконтроль, для которых законодательство существует.

Сегодня в отношении ККТ продолжают действовать только административные регламенты:

По осуществлению контроля за соблюдением требований к ККТ. Утвержден Приказом Минфина от 17.10.2011 №132н.

По осуществлению контроля за полнотой учета выручки в организации и у ИП. Утвержден Приказом Минфина от 17.10.2011 №133н.

Ограничений на периодичность проверок ККТ нет. Они могут проводиться как угодно часто. Поэтому, если ФНС обнаружит, что у вас есть чем поживиться, то будет приходить к вам хоть каждый день.

Способы контроля

У налоговиков есть два способа для контроля применения касс:

Выездные налоговые проверки (они же оперативные). Проводятся непосредственно в магазине (главном офисе или подразделениях).

Удаленный контроль. Собирается и оценивается информация о применении ККТ, которая проходит через оператора фискальных данных (ОФД). Если что, инспекторы составляют и отсылают предпринимателю требование об устранении нарушения.

Что и как проверяют налоговые инспекторы

Налоговой часто проводятся контрольные закупки. Инспекторы приходят под видом простых покупателей, наблюдают за вашими действиями, могут зафиксировать их на фото или видео, либо сами что-то покупают. Конкретные цели закупок:

отслеживание факта применения ККТ при оплате наличными;

проверка выдачи кассового чека и БСО (бланка строгой отчетности);

проверка правильности реквизитов чека и БСО. Это легко можно сделать через мобильное приложение ФНС «Проверка чека» или на сайте налоговой.

Порядок применения ККТ вправе проверить даже инспекция, в которой предприниматель не состоит на учете.

Представители налоговой службы проверяют соблюдение требований к кассе. В частности:

соответствует ли она техническим нормам;

есть ли регистрация кассы в личном кабинете на сайте ОФД. Подтверждением факта регистрации служит нахождение кассы в реестре ККТ;

соответствует ли фактическое место установки ККТ указанному в документах и др.

Проверяют полноту отражения и правильность учета выручки.

Во время проверки инспекторы могут потребовать справки, пояснения, документы, например:

Отчет о закрытии смен и текущем состоянии расчета. Документы за прошлые даты можно распечатать в любой момент через ЛК оператора ОФД, отчет о текущем состоянии сформировать прямо на ККТ.

Кассовую книгу, бухгалтерские регистры, оборотные ведомости, книгу учета и др. Кассовые книги должны находиться возле ККТ.

Запрашивать нужную информацию из баз операторов фискальных данных.

Иметь свободный доступ к кассам и данным на фискальном накопителе.

Привлекать специалистов для проведения экспертизы.

Взаимодействовать с органами внутренних дел.

Оперативная проверка может проводиться и в отсутствие руководителя (ИП). Даже если нарушения не обнаружены, инспекторы обязаны составить акт проверки в двух экземплярах. Если у вас есть какие-либо замечания или возражения по проведению контрольной закупки, зафиксируйте их в акте либо в отдельном документе.

На проверку КТТ отводится 5 рабочих дней со дня получения решения от начальника инспекции. На проверку полноты учета выручки – 20 дней.

Как передавать затребованные ФНС при проверке документы

В отношении применения ККТ рекомендуем освежить в памяти приказ ФНС России от 29.05.2017 №ММВ-7-20/483@ «Об утверждении случаев, порядка и сроков предоставления информации и документов в электронной форме организациям и ИП, осуществляющим расчеты, и пользователям в налоговые органы».

Если по вашу душу пришли и затребовали какие-то документы, поясняем, вы должны отдавать их только через ЛК налогоплательщика, внутри которого есть кабинет пользователя ККТ. Только так документы будут иметь юридическую значимость. Сроки ответа – в большинстве случаев 1 день, в некоторых случаях 3 дня.

Как отсчитываются сроки давности по нарушениям

При проверках, связанных с онлайн-кассой, против налогоплательщиков работают две статьи КоАП РФ:

Статья 14.5 – все нарушения, связанные с применением ККТ.

Статья 15.1 – иные нарушения в области кассовой дисциплины: неполное оприходование выручки, несоблюдение лимита остатка кассы и другие.

Многие ошибочно думают, что если они допустили нарушения давно, в прежние годы, то все уже списалось и забылось. Но это ошибочное мнение. Помните, что сроки давности (статья 4.5) отсчитываются так:

Нарушения по статье 15.1 – 2 месяца с момента совершения разового нарушения, или с момента выявления длящегося нарушения.

Нарушения по статье 14.5 – 1 год.

Но: например, вы вообще не применяете кассу с начала 2018 года, и не собираетесь ее применять. В середине 2021 года вас поймали. Тогда вас оштрафуют на весь доход за все эти годы и имеют право его отобрать в виде штрафа. Никто не будет ограничиваться давностью одного года, т. к. нарушение систематическое, злостное.

Ответственность за нарушение требований к применению ККТ

В 2021 году произошло несколько важных изменений в законодательстве о ККТ, и у налоговой появилось больше причин для штрафов. Так с какими же суммами вам придется расстаться, если инспекторы вас поймают?

За нарушение порядка применения ККТ предпринимателя ждет штраф от 1 500 до 3 000 рублей, юрлиц – до 10 000 рублей.

Изменение: С 01.02.2021 – ИП на спецрежимах обязаны указывать в чеке наименование товаров и их количество.

Штраф за неприменение онлайн-кассы или применение устаревшего аппарата: для ИП от четверти до половины суммы расчета, но не менее 10 000 рублей, для юрлиц – не менее 30 000 рублей.

При повторном нарушении и сумме расчетов более 1 млн рублей: для ИП и юрлиц – приостановление деятельности до 90 суток.

Изменение: С 01.07.2021 – ИП без наемных работников, выполняющие работы, оказывающие услуги и реализующие товар собственного производства применяют ККТ в обязательном порядке.

Если ваш вид деятельности не относится к исключениям, вам необходимо приобрести онлайн-кассу и заключить договор с ОФД.

У МТС большая линейка моделей касс, и вы сможете выбрать подходящую для вашего бизнеса.

Чтобы сэкономить на покупке, как вариант, кассу можно взять напрокат или в рассрочку.

Штраф за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям: для должностных лиц и ИП – от 1 500 до 3 000 рублей, для юрлиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Изменение: С 06.08.2021 – при регистрации ККТ (или перерегистрации) все предприниматели должны использовать фискальный накопитель с ФФД 1.2. Это новый формат фискальных документов, поддерживающий режим маркировки.

В МТС Кассах обновление пройдет автоматически и бесплатно до 6 августа 2021 года.

Штраф за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций составит от 40 000 до 50 000 рублей для организаций и в 10 раз меньше для ИП.

Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с опозданием, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП – от 1 500 до 3 000 рублей; на юрлиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Как избежать или смягчить наказание за ошибки в применении кассы

Безусловно, все допускают ошибки при применении ККТ. Это нормально. Важно исправиться и сдаться до того, как вас поймает налоговая, и разъяснить свое нарушение. Тогда наказание будет мягче, а в определенных случаях его не будет совсем.

Законодательство в части касс меняется достаточно часто. Поэтому лучше выбрать кассовую технику, которая обновляется автоматически.

Как происходит инвентаризация кассы

Любое юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на территории России, независимо от подчинённости и формы собственности в соответствии с ФЗ «О бухучёте» должно производить инвентаризацию кассы, материальных ценностей, денежных поступлений и расходов. Кто обязан проводить такую ревизию, с какой периодичностью она осуществляется, из каких этапов состоит и какой итоговый документ по её результатам составляется? Ответы на эти вопросы можно получить после ознакомления с нашим материалом.

Для чего нужна инвентаризация кассы

В кассе могут находиться не только наличные средства, но и разные ценные бумаги, санаторные или туристические путёвки, авиа или ж/д билеты, зарплатные и иные ведомости и БСО.

Проверка проводится для:

  • выявления возможных финансовых нарушений;
  • анализа отражённых в документации данных и их сопоставление с фактически обнаруженными наличными деньгами;
  • установления правильности ведения учётных документов;
  • недопущения хищения или растраты налички.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен – Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Кто проверяет

Для этой цели формируется специальная комиссия, назначаемая на основании письменного приказа руководителя юридического лица. Вместо приказа аналогичную юридическую силу приобретает и единоличное решение учредителя предприятия или протокол собрания его собственников.

В комиссию, кроме директора или его заместителя, входят:

  • главбух (его заместитель);
  • представитель экономической службы;
  • сотрудник юр. отдела;
  • независимый аудитор (по усмотрению руководства компании).

Обратите внимание! Приказ оформляется в произвольной письменной форме, а в мероприятии должны участвовать все члены комиссии. Нарушение этого правила влечёт недействительность всего процесса в целом.

Что устанавливают

Во время проверки ревизоры устанавливают:

  • сотрудников, с которыми заключался договор об ответственности за полученные материальные ценности;
  • размер появившейся недостачи и возможные варианты её сокращения;
  • причины появившихся излишних сумм;
  • причины недостачи.

После установления фактов нарушения сотрудники предприятия, взявшие на себя ответственность за хранение наличных денежных средств и ценных бумаг, должны дать подробные письменные объяснения.

В какие сроки проводится инвентаризация кассы

Информацию о сроках, в какие проводят инвентаризацию кассы, можно получить из приказа № 49 Минфина РФ, утвердившего соответствующую методику.

Обратите внимание! Каждое юридическое лицо вправе самостоятельно определиться с периодичностью проводимых проверок.

Сделать это можно внепланово или по заранее разработанному плану.

В какие сроки проводится плановая инвентаризация кассы

Сроки, в какие проводят плановую инвентаризацию кассы, разрабатываются на основании утверждённого руководителем юридического лица регламента.

Каждое предприятие должно проверять кассовую дисциплину перед составлением годовой бухготчётности не менее одного раза в 12 месяцев. Дата начала и окончания контрольно-ревизионных мероприятий доводится до всех заинтересованных лиц.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Такой вид ревизии проводится не только при выявлении факта недостачи денег, но и в случаях:

  • увольнения или замены кассира;
  • возникновения чрезвычайных или аварийных ситуаций, приведших к возможному хищению или утрате материальных ценностей;
  • принятия решения собственниками или руководством компании о продаже своего имущества;
  • выкупа имущества другой организацией;
  • передачи материальных ценностей во временное пользование или в аренду;
  • составления разделительного (при проведении реорганизации) или ликвидационного (при проведении ликвидации) баланса;
  • преобразования УП государственного или муниципального подчинения.

Атол 90Ф

Кассовый аппарат ПТК MSPos-K

Меркурий 185Ф

Внеплановая инвентаризация кассы

Кроме руководителя юридического лица, планирующего выявить недостачу или несоответствия учёта, этот процесс вправе инициировать:

  • представители ревизионной комиссии вышестоящей организации;
  • представители следственного органа или ФНС.

Причина проведения

Внеплановое мероприятие проводится внезапно для того, чтобы:

  • усилить систему внутреннего финансовой дисциплины организации;
  • выявить причину возможных ошибок или преднамеренных действий, приведших к материальному ущербу предприятия;
  • деятельность юридического лица могла быть проконтролирована следственными или налоговыми органами, у которых имеются сведения о возможных нарушениях со стороны финансовых служб предприятия.

Конкретных промежутков времени в этом случае законодательство не предусматривает. В приказе о проведении этого мероприятия руководитель организации или должностное лицо контролирующего органа указывает причину, послужившую поводом для начала контрольно-ревизионных действий.

Порядок проведения инвентаризации кассы

Перед началом контрольно-ревизионных действий объект закрывается, а все финансово-расчётные операции прекращаются. Если до начала мероприятия у кассира на руках были документы, которые не вошли в отчёт, то они в этот же момент передаются проверяющим. Сдача всех документов ревизорам или главбуху компании подтверждается подписью сотрудника, деятельность которого подлежит контролю.

В процессе проведения инвентаризации кассы наличные деньги пересчитываются сплошным способом. Присутствовать при этом должны все ревизоры. Фактическое наличие сопоставляется с остатком денежных средств, проведённых по проводкам бухгалтерии.

Обратите внимание! Если организация использует в своей работе ККТ, то ревизию начинают после осмотра всех документов, подтверждающих законность использования каждого аппарата.

Если было обнаружено большое количество налички, то составляется опись, в которой указывается номинал купюр и их общее количество. Полученные данные сопоставляют с предоставленными на начало проведения ревизии цифрами.

На следующем этапе проверяются:

  • талоны на предусмотренное законом спецпитание;
  • путевые и маршрутные листки;
  • талоны на получение автомобильного топлива;
  • лотерейные билеты;
  • другие ценные бумаги.

На каждый отдельный вид ценных бумаг кассир должен предоставить пронумерованную и прошнурованную регистрационную книгу, в которой фиксируется приходно-расходные мероприятия и остаток материальных ценностей. Кроме этого, во время контроля учитываются условия выдачи и хранения ценных бумаг и денежной наличности, а также правильность установки и работы ККТ.

Результат оформляется соответствующим актом.

Какие нарушения выявляют ревизоры

Кроме выявления наличия в кассе лишних сумм или недостатка, проверяющие могут установить, что должностное лицо:

  • осуществило списание конкретных сумм незаконно без наличия на то подтверждающих документов;
  • не предоставило или неправильно заполнило первичные бумаги;
  • вело кассовые документы с ошибками;
  • допустило превышение лимита кассы;
  • допустило иные нарушения, которые привели к ущербу юридического лица.

В результате проверки представители комиссии делают один из следующих выводов о том, что кассир:

  • сознательно использовал ККМ для собственной наживы (при обнаружении недостачи);
  • проявил некомпетентность или невнимательность (при фиксации лишних купюр);
  • вёл торговлю честно (при совпадении фактических и указанных в отчётах сумм).

Какими документами оформляются результаты инвентаризации кассы

Чтобы узнать о том, какими документами оформляют результат инвентаризации кассы, следует ознакомиться с Постановлением Госкомстата РФ №88 РФ от 18 августа 1998 года (в редакции от 3 мая 2000 года), утвердившим унифицированные формы бланков, заполняемых при назначении ревизий. По результатам контрольно-ревизионного мероприятия составляется сличительная ведомость, на основании которой оформляется акт по форме ИНВ-15.

Бланки инвентаризации кассы

Постановлением Госкомстата РФ №88 18 августа 1998 года была утверждена новая форма бланка инвентаризации кассы, который можно заполнять не только от руки синими или чёрными чернилами, но и при помощи ПК.

Обратите внимание! Несмотря на важность формы бланка ИНВ-15, не был утверждён конкретный образец его заполнения. Ревизоры, заполняющие имеющуюся у них форму бланка, должны оформить его правильно и аккуратно, без ошибок, подчисток или помарок.

Что указывают в акте инвентаризации кассы

Первый экземпляр акта инвентаризации кассы получает под роспись кассир, а второй остаётся у руководителя. В случае проведения внезапной проверки, у представителя контролирующего органа остаётся третий экземпляр.

Кроме порядкового номера, в акте обязательно указывается:

  • наименование предприятия, проводившего ревизию и его подразделение;
  • ссылка на приказ или иной документ, ставший основанием для назначения контрольно-ревизионного мероприятия;
  • дата и время проведения;
  • фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг;
  • расписка кассира, который ознакомился с результатами ревизии;
  • объяснения ответственного сотрудника о причине избытка наличных средств или их перерасхода;
  • вывод руководителя компании и его решение по дальнейшим действиям в отношении виновного лица;
  • вывод представителя контролирующего или следственного органа в случае обнаружения нарушений законодательства и его решение по возможным штрафным санкциям.

Обратите внимание! Этот документ подписывается каждым членом комиссии. Только это делает результаты проверки соответствующими закону.

Срок хранения документов по результатам проверки

Акты должны храниться на предприятии до проверки сотрудниками ФНС. Если проверка проводится с присутствием представителя ФНС, то в случае обнаружения нарушений в бланке ИНВ-15 он вправе указать свои меры наказания. Руководитель юридического лица может по своей инициативе привлечь нарушившего закон сотрудника к материальной или дисциплинарной ответственности.

Таким образом, инвентаризации кассы регламентирована нормами законодательства и внутренними нормативными актами компании.

Периодичность проведения ревизии устанавливает руководство организации, основываясь на требованиях законодательства. При работе с денежными средствами правила ведения кассовых операций могут нарушаться не только сознательно, но и по причине халатных действия или незнания сотрудником норм законодательства. Это не освобождает его от предусмотренной законом ответственности. Во избежание просчётов в процессе ревизии устанавливается не только наличие денежных средств, но и проверяются принятые к учёту иные представляющие ценность документы.

Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы: нюансы 2020-2021

Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы в кредитном учреждении должны производиться в порядке, определенном действующим законодательством. В статье далее мы рассмотрим, что представляют собой данные процедуры, как они осуществляются и оформляются.

Проведение ревизии ценностей и проверки кассовой работы в кредитных организациях (общие положения)

Правовую основу проверки и ревизии ценностей и кассовой дисциплины в кредитных учреждениях на территории России составляет положение, утвержденное ЦБ — «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 29.01.2018 № 630-П (далее — Положение). Указанный акт распространяет свое действие как на сами кредитные организации, так и на их подразделения.

Проведение ревизии наличных денег осуществляется (п. 19.12 Положения):

  • не менее 1 раза в течение года;
  • при смене должностных лиц, в обязанности которых входит сохранение ценностей;
  • в случае поступления от сотрудников ЦБ РФ, осуществляющих проверку кредитной организации, соответствующего требования.

Аналогичных требований в отношении проверки кассовых операций не предусмотрено. Конкретный порядок и периодичность ревизий и проверок кассовой дисциплины определяются кредитной организацией самостоятельно. Соответственно, какого-либо единого нормативного акта, закрепляющего точную периодичность действий, на законодательном уровне не принято.

Правила ревизии и проверка кассы и кассовых операций кредитной организации

Цель проверки кассовой дисциплины и ревизии — выявление нарушений при обращении с наличностью и материальными ценностями, а также недопущение сокрытия недостач денег или их излишков. Для ревизии и проверки кассовой дисциплины создается специальная комиссия. Однако ее состав данным актом не определен — указывается лишь, что он утверждается на основании распорядительного документа банка. При этом важно знать, что в число проверяющих не могут быть включены лица, работающие с деньгами или ценностями, в отношении обращения с которыми производится проверка.

По результатам проведения ревизионных и проверочных мероприятий принимаются различные меры по устранению выявленных недостатков. Их перечень в Положении также не оговаривается.

Материалы ревизии и проверки ведения кассовых операций должны храниться в кредитной организации. Порядок их хранения законом не установлен, поэтому тоже определяется банком самостоятельно.

Правила составления акта проверки денежных средств в кассе. Существует ли единая форма (бланк) акта проверки кассы?

Результаты проверочных мероприятий оформляются актами, а именно:

  • актом ревизии наличных денег,
  • актом проверки кассы.

Данные документы составляются в произвольной форме, в одном экземпляре, причем определенной формы или бланка, в соответствии с которыми акты должны быть составлены, не существует. В п. 17.15 Положения (абз. 2 и 3) раскрываются лишь требования к информации, которая должна быть включена в эти акты.

Так, в акте ревизии должен быть отражены следующие сведения:

  • фирменное наименование банка, в котором осуществляется проверка, либо структурного подразделения или филиала, если ревизия осуществлялась не в головной кредитной организации;
  • дата составления документа;
  • наличие денежных средств и ценностей, соответствие остатка данным бухучета;
  • расхождение сумм остатка с данными бухучета;
  • иные сведения, которые являются важными для конкретной кредитной организации.

Акт проверки ведения кассовых операций должен содержать следующие данные:

  • фирменное наименование организации, ее подразделения или филиала;
  • дату формирования акта;
  • перечень выявленных несоответствий, касающихся порядка ведения кассовых операций;
  • перечень мер по устранению недостатков;
  • иные сведения, необходимые кредитной организации.

Завершают оба документа подписи составителей акта и иных лиц, участвующих в ревизии/проверке.

В заключение отметим, что к сотрудникам, допустившим нарушения, применяются меры дисциплинарного и т. д. взыскания, в зависимости от их причин. Сроки хранения составленных актов на законодательном уровне не регламентированы, поэтому также в каждой кредитной организации определяются внутренними распорядительными документами.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Реализация права: понятие и формы.

Реализация права – это фактическое осуществление предписаний правовых норм в поведении субъектов. Реализация права является завершающей стадией механизма правового регулирования, когда субъективные права и юридические обязанности воплощаются в реальном поведении людей. Все субъекты, являющиеся носителями субъективных прав и юридической обязанности, участвуют в реализации правовых норм.

Устанавливая те или иные нормы права, законодатель рассчитывает на определенный социальный результат. Достижение его возможно лишь при помощи правомерного поведения субъектов, посредством которого и реализуются нормы права.

1) по субъективному составу:

– индивидуальная (например, составление завещания, оплата проезда);

– коллективная (например, заключение коллективного договора между администрацией предприятия и трудовым коллективом).

2) по внешнему проявлению:

– активная (например, исполнение обязанности по уплате налогов, использование права заключить сделку);

– пассивная (например, соблюдение всевозможных правовых запретов, когда требуется воздерживаться от определенных действий).

3) по методу государственного воздействия на поведение субъектов:

4) по характеру действий субъектов, степени их активности и направленности поведения:

– соблюдение – это такое поведение субъектов (пассивное), которое выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных правовыми нормами. Так реализуются запрещающие нормы;

– исполнение – это такое активное поведение субъектов, которое выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. Так реализуются обязывающие нормы права;

– использование – это активное поведение субъекта, которое выражается в реализации возможностей, которые представляются субъектам нормами права. Так реализуются управомоченные нормы права.

Использование, соблюдение и исполнение являются непосредственными формами реализации права, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений.

– Применение права – это регламентированная государством и осуществляемая в процессуальных (процедурных) действиях властная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации норм права для единичного случая и индивидуально-определенного субъекта.

Применение права как особая форма его реализации.

Применение права – это регламентированная государством и осуществляемая в процессуальных (процедурных) действиях властная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации норм права для единичного случая и индивидуально-определенного субъекта.

1) правоприменение осуществляется только уполномоченными на то органами и должностными лицами;

2) правоприменительная деятельность имеет государственно-властный характер. Она всегда обращена к другим субъектам. Она обеспечивает реализацию субъективных прав и юридических обязанностей другими субъектами (выдача ордера на жилье, призыв в армию);

3) применение права осуществляется в строго установленном законом порядке;

4) содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуального правоприменительного акта.

Необходимость в применении права возникает в следующих случаях:

1) когда юридические субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, установление права на получение пенсии).

2) когда имеется спор о праве и существуют препятствия для осуществления субъективного права и юридических обязанностей (например, раздел супругами имущества).

3) когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, неуплата алиментных обязательств, налогов).

4) когда для возникновения определенного правоотношения требуется официальное установление наличия или отсутствия конкретных фактов (например, признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим)

5) когда совершено правонарушение и возникает необходимость в определении меры юридической ответственности

6) в силу особой социальной значимости отношение контролируется с позиций законности (регистрация брака).

Правоприменение бывает двух видов

• Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивногоправоприменения происходит, например, назначение пенсии. Иными словами, позитивное применение – это применение диспозиций правовых норм (регулятивных норм)

• Юрисдикционноеправоприменение заключается в применении санкций (т.е. охранительных норм) в случае нарушения диспозиций норм права.

Право на права. Правоприменение и правореализуемость

Основополагающими в любой конституции современного мира являются отношения государство – общество – гражданин. И ключевым в образе любого государственного устройства является состояние с реализацией государством прав человека и гражданина. В нашей Конституции правам человека посвящено 48 статей, в полтора раза больше, чем в Всеобщей Декларации прав человека (ООН в 1948 г.). Практически каждая статья Конституции подкреплена соответствующим федеральным законом, нормативным документом правительства, инструкциями, регламентами и т.п.

десятки тысяч заявлений поступает ежегодно Уполномоченному по правам человека;

больше миллиона обращений поступает в администрацию Президента об обеспечении конституционных прав;

несколько млн. звонков граждан на прямую линию с Президентом.

Права человека в стране обрели свою юридическую значимость в современном понимании всего лишь чуть более четверти века назад. Сложиться в устойчивую правовую систему пока не успели. Прекрасно продекларированные и законодательно закреплённые права человека зачастую не обеспечиваются, или реализуются с колоссальными усилиями. Это касается абсолютно всех сторон жизни, включая большой и малый бизнес.

Объяснение этого коррупцией, плохими чиновниками и слабыми федеральными законами справедливо лишь в малой толике, скорее это попытка дать простые ответы на весьма сложные вопросы. Убежден, что главная причина – в несовершенстве всей нормативной базы регулирования отношений гражданин-общество-государство. Базы, на вершине пирамиды которой конституция и федеральные законы, а внизу – бесконечный перечень подзаконных актов, через которые и реализуются права граждан.

Когда гражданин приходит в присутственное место к чиновнику за своими правами, он может на его столе увидеть и конституцию, и свод законов, но в своей повседневной деятельности чиновник руководствуется должностной инструкцией, регламентом, приказом, а зачастую и устными указаниями руководства. Если отследить всю цепочку нормативных документов по одной теме (проблеме), то можно увидеть, как благие намерения авторов конституции и федерального закона скукоживаются в редакциях нижестоящих нормативных документов. Причин этому много – и не обеспеченность декларируемой нормы нормативными требованиями пересекающихся или смежных разделов права, и отсутствие ресурсов, неоднозначность формулировок, низкая квалификация, и просто ошибки.

И почти всегда – нежеланием соответствующих ветвей и уровней власти брать ответственность на себя. Проще просто транслировать вниз нормы закона.

Современная отечественная нормативная база молода. За четверть века создали – что смогли. Качество федеральных законов в поле зрения и депутатов, и СМИ, правоприменимость анализируется Минюстом, Верховным и Конституционным судами. К разработке нормативных актов на федеральном уровне привлекаются лучшие специалисты, проекты документов проходят многочисленные согласования, обсуждения (иногда с привлечением общественности), голосуются в Государственной Думе и в Совете Федерации, проходят экспертизы в Администрации Президента, регистрируются в Минюсте. При всех встречающихся ошибках в нормативных документах федерального уровня – они наиболее качественные для сегодняшних реалий России.

Качество же нижней части нормативной пирамиды оказалась практически вне поля зрения государственных и общественных институтов. Его оценивают граждане стоптанными каблуками и повышенным давлением, неверием власти, уводом бизнеса в тень, взятками. Хотя именно ведомственные акты, акты Субъектов Федерации, «корпоративные» акты должны включать в себя все необъятное разнообразие разделов права, видов деятельности, территориальной структуры, культурных и национальных особенностей, традиций. Нормативные документы Субъектов Федерации и «корпоративного» уровня зачастую не имеют достаточного юридического сопровождения, там чаще встречаются нормативные казусы, грубые ошибки, порой и чьи-то корыстные интересы.

Качество нормативных документов всех уровней зависит от общей юридической культуры общества, на повышение которой потребуется еще не одно десятилетие.

Мне представляется, что нынешнее состояние нормативной базы реализации прав человека, не отвечающей в полной мере современным общественным вызовам и ожиданиям, обусловлено не только молодостью, но и двумя принципиальными подходами в нормотворчестве.

Первое – это использование понятия «норма прямого действия». Для Конституции эта норма обязательна для прав человека. Для федеральных законов она была оправдана в 90-е, когда в период ломки общественных представлений и отношений нужно было принимать решения. Сегодня же тормозом на пути совершенствования федеральной нормативной базы оказалась сама Государственная дума, физически не успевающая рассмотреть все поступающие предложения. Победные реляции, что депутаты принимают в среднем более одного федерального закона в день, свидетельствуют скорее о скороспелости принимаемых норм. Необходимы рамочные федеральные законы.

Второе – введенное федеральным законом понятие государственная (муниципальная) услуга, под которое попали и многие права граждан. По моим представлениям конституционные права граждан – это обязанность государства по их обеспечению. Услуга же – скорее рыночный термин, при том что конституционные права торговому обороту не подлежат.

Третье – при разработке нормативных документов различного уровня на первое место выходят вопросы эффективности управления, интересы гражданина, вопросы соблюдения его прав оказываются при этом часто на последнем месте.

Кто же должен отслеживать реализуемость прав граждан? Новый …надзор? Существующие надзоры отслеживают строгое соблюдение действующих норм, но в их функции не входит их оценка на соответствие и реализуемость конституционной нормы.

Реализуемость прав граждан могут и должны оценивать субъекты этих прав – сами граждане. Граждане имеют право на свои права.

Правоприменимость отслеживается властными органами. Не следует ли дополнить правоприменимость новым понятием – правореализуемость (тяжелый термин, нужно что-то полегче) и отдать общественности?

Как это реализовать – в другом тексте после откликов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: