Режим государственной границы: что это значит

Режим государственной границы: что это значит

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О Государственной границе Российской Федерации

(с изменениями на 11 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 106-ФЗ (Российская газета N 140, 23.07.97);

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 344-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2011);

Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 424-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2011);

Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012);

Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 110-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2013);

Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2014);

Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230009);

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 504-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310010);

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 468-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300120);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030004) (о порядке вступления в силу см. статью 45 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 253-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040005);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040146);

Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 270-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300052);

Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 244-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2019, N 0001201907260108);

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 447-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280006) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 173-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110030).

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная граница Российской Федерации

Государственная граница Российской Федерации (далее – Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов.

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 105-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Читайте также:
Непрерывный трудовой стаж: что это значит

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

(Статья в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ).

Статья 4. Законодательство о Государственной границе

Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

РАЗДЕЛ II
УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ).

Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 105-ФЗ);

в) на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону (подпункт в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах – в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления (подпункт в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде (подпункт в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 6. Обозначение Государственной границы

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

РАЗДЕЛ III
РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы

Режим Государственной границы включает правила:

содержания Государственной границы;

пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ);

пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ);

ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности (абзац дополнен с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ);

разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается настоящим Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ).

C учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Статья 8. Содержание Государственной границы

Правилами содержания Государственной границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы (часть дополнена с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ).

Читайте также:
Преступление, совершенное по неосторожности

Документы совместных проверок прохождения Государственной границы, не содержащие ее изменений, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости – по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта (часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2007 года Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ).

Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства (часть дополнена с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года N 23-ФЗ).

Требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного, автомобильного сообщения от Государственной границы до пункта пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть дополнительно включена с 27 апреля 2011 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 72-ФЗ).

Части вторая – семнадцатая предыдущей редакции с 27 апреля 2011 года считаются соответственно частями третьей – восемнадцатой настоящей редакции – Федеральный закон от 21 апреля 2011 года N 72-ФЗ.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 266-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Пограничным органам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения Государственной границы военнослужащими этих органов и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы (часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года N 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ).

Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, Федеральными законами (часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 1999 года Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 105-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

____________________________________________________________________
Часть восьмая предыдущей редакции считается частью пятой настоящей редакции – Федеральный закон от 31 мая 1999 года N 105-ФЗ.

Режим границы. Пограничный режим

Режим государственной границы. Он определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм.

Международные договоры, касающиеся режима государ­ственной границы Российской Федерации, разнообразны: о про­хождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определен­ных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными зна­ками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильно­го положения на ней.

Режим государственной границы включает следующие во­просы.

1. Содержание государственной границы, т. е. порядок со­хранения и поддержания в надлежащем состоянии погранич­ных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государствен­ной границы.

Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и види­мым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответство­вали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе со­глашения между сопредельными государствами. Устанавлива­ются сроки совместных осмотров пограничных знаков и погра­ничных просек. В случае повреждения или утраты погранич­ных знаков немедленно принимаются меры по их восстановле­нию.

2. Пересечение государственной границы лицами и транс­портными средствами и перемещение через нее товаров, гру­зов и животных.

Переход (переезд, перелет) государственной границы ли­цами и пересечение ее транспортными средствами может осу­ществляться только в пунктах перехода (пересечения) грани­цы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами (например Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о погранпереходах от 22 мая 1992 г. предусматривается открытие погран-переходов: Мамоново — Бранево, Багратионовск — Бартошице, Мамоново — Гроново и др.).

При пересечении государственной границы должен соблю­даться порядок следования от государственной границы до пунк­тов пропуска через государственную границу и в обратном на­правлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка товаров, грузов, животных или прием их на транспортные средства.

Читайте также:
Отказ от дачи показаний

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в территориальное море (т. е. пересекают государственную гра­ницу на море) с целью осуществления права мирного прохода.

Для пересечения государственной границы воздушными судами выделяются специальные коридоры полета. Пересечение государственной границы вне выделенных коридоров до­пускается только с разрешения компетентных органов соответ­ствующего государства.

Не является нарушением правил вынужденное пересечение государственной границы в силу чрезвычайных обстоя­тельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ле­довых условий, угрожающих безопасности судна, либо в целях буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим вынужденным причинам.

Перемещение через государственную границу товаров, гру­зов и животных осуществляется в определенном порядке и месте, которые также устанавливаются международными договорами и внутригосударственными правилами.

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу предполагает осу­ществление пограничного контроля, а при необходимости — таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, вете­ринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через госу­дарственную границу и заключается в признании законности пересечения государственной границы. Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, то­вары и животных.

Въезд на территорию РФ и выезд регламентируется феде­ральным законом — “О порядке выезда из Российской федера­ции и въезда в Российскую Федерацию” от 15 августа 1996 г., а также международными договорами РФ. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранных граждан паспорт и виза (возможны дополнительные требования). Иностранному гражданину, которому разрешен въезд в РФ для постоянного проживания, выдается иммиграционная виза; в случаях въезда для временного пребывания — неиммиграционная виза. Госу­дарства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.

Граждане государств Содружества Независимых Государств имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по террито­рии его участников без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность или подтверждающих их гражданство (ст. 1 Соглашения о безвизовом передвижении граждан госу­дарств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 9 октября 1992 г.). Передвижение лиц, не яв­ляющихся гражданами государств СНГ, с территории одного государства-участника на территорию другого осуществляется с согласия компетентных органов последнего (ст. 5 Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Неза­висимых Государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г.).

Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на тер­ритории одного государства может предусматриваться для гра­ждан другого государства, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка.

4. Ведение на государственной границе хозяйственной, про­мысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.).

Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, соз­давать помехи обеспечению сохранности государственной гра­ницы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Российской Феде­рации и Китайской Народной Республики о руководящих прин­ципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных ре­ках (1997 г.).

По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в которых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о запрещении на отдельных участках государственной границы определенных видов работ и промысла.

5. Разрешение с иностранными государствами инциден­тов, связанных с нарушением указанных правил.

Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную границу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.

В зависимости от ситуации и характера правонарушения нарушители границы могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности либо переданы властям го­сударства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.

Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инциден­тов государства назначают пограничных представителей (по­граничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их за­местителей. Места их официального пребывания, полномочия и порядок деятельности определяются соглашениями. Постанов­лением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Поло­жение о пограничных представителях Российской Федерации.

Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государствен­ной границы. Они обязаны провести расследование и принять надлежащие меры в случае обстрела через границу или совер­шения насильственных действий в отношении лиц, находящих­ся на территории другого государства, убийства, ранения или иного нанесения вреда здоровью граждан в результате дейст­вия через границу, незаконного перехода (пересечения) грани­цы и других нарушений режима границы.

Решения, совместно принятые пограничными представи­телями по поводу того или иного случая нарушения режима границы, вступают в силу с момента подписания протокола.

Любой вопрос, имеющий важное значение, может быть пе­редан на разрешение по дипломатическим каналам.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными го­сударствами в сфере защиты государственной границы. Госу­дарствами — участниками СНГ заключен ряд соглашений, посвященных охране их государственных границ, формированию и статусу пограничных войск, обеспечению их деятельности.

В порядке правопреемства Российская Федерация воспри­няла применительно к соответствующим регионам двусторон­ние договоры о режиме государственной границы, о сотрудни­честве и взаимной помощи по пограничным вопросам, о поряд­ке урегулирования пограничных конфликтов, заключенные Сою­зом ССР с Финляндией, Польшей, Монголией и некоторыми другими государствами. Можно назвать и договоры, касающие­ся специальных аспектов хозяйственного сотрудничества: с Монголией — о рациональном использовании и охране бассей­на реки Селенги (1974 г.), с Норвегией — о взаимном возвраще­нии переходящих государственную границу оленей (1977 г.), с

КНР — о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури (1994 г.). Начато заключение договоров с новыми сопредельными государствами: в 1994 г. подписаны Со­глашение между Правительствами РФ и Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам, Соглашение меж­ду Правительствами РФ и Латвийской Республики о деятель­ности пограничных представителей.

Читайте также:
Свидетельствование верности копий документов

Пограничный режим представляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства.

Законом “О Государственной границе Российской Федера­ции” пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в территориальном море, а также на определенных участках внутренних вод РФ, если они имеют выход к Государственной границе.

Пограничной зоной Российской Федерации является поло­са местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.

Пограничный режим включает правила:

а) въезда (прохода), временного пребывания, передвиже­ния лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы России. Устанавливаются место и время въезда и выезда из пограничной зоны, маршру­ты передвижения, продолжительность и иные условия пребы­вания транспортных средств. Право граждан на свободу пере­движения, выбор места пребывания и жительства в погранич­ной зоне может быть ограничено (ст. 8 Закона “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”);

б) хозяйственной, промысловой и иной деятельности, про­ведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы и мероприятия в пограничной зоне проводятся с разрешения ор­ганов и войск Федеральной пограничной службы;

в) учета, содержания и использования российских мало­мерных судов и средств передвижения по льду. Российские ма­ломерные самоходные и несамоходные суда и средства пере­движения по льду подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования;

г) ведения промысловой, исследовательской, изыскатель­ской деятельности в территориальном море и внутренних во­дах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Эта деятельность осуществляется с уведомлением органов и войск Федеральной пограничной службы, а во внут­ренних и пограничных водах — с их разрешения.

Защита и охрана государственной границы осуществляют­ся в соответствии с национальным законодательством государ­ства и международными договорами.

Защита Государственной границы Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных орга­нов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по осущест­влению политических, организационно-правовых, дипломати­ческих, экономических, оборонных, оперативно-розыскных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке могут участвовать организации и граждане.

Охрана Государственной границы РФ является составной частью защиты Государственной границы. Она осуществляет­ся: органами и войсками Федеральной пограничной службы в пределах приграничной территории; Вооруженными Силами РФ — в воздушном пространстве и в подводной среде. В опре­деленных случаях такими полномочиями могут наделяться и другие органы.

Головным (координирующим) федеральным органом испол­нительной власти в сфере защиты Государственной грани­цы РФ является Федеральная пограничная служба РФ.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными го­сударствами в сфере защиты государственной границы. Госу­дарствами — участниками Содружества Независимых Госу­дарств заключены соглашения об охране государственных гра­ниц и морских экономических зон от 20 марта 1992 г., о сотруд­ничестве по обеспечению стабильного положения на их внеш­них границах от 9 октября 1992 г., Договор о сотрудничестве в охране границ государств — участников Содружества Незави­симых Государств с государствами, не входящими в Содруже­ство, от 26 мая 1995 г.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Режим государственной границы

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» режим государственной границы устанавливается данным законом, другими законодательными актами — о правовом положении иностранных граждан, о порядке въезда в Россию и выезда из нее, Таможенным кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и др., а также международными договорами Российской Федерации.

Режим государственной границы – совокупность международно-правовых и внутригосударственных норм, регулирующих порядок пересечения государственной границы, плавания и пребывания гражданских судов, военных кораблей в территориальных и пограничных водах, захода и пребывания гражданских кораблей во внутренних водах, содержания границы, ведения на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности и разрешения пограничных инцидентов.

Важнейшими элементами режима сухопутной границы являются ее содержание и пересечение. В интересах надлежащего содержания государственной границы Пограничной службой отводится земельная полоса, проходящая вдоль государственной границы; регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров; оборудуются пограничные просеки; проводятся совместные с сопредельным государством проверки прохождения государственной границы.

Для осуществления контроля, связанного с пересечением государственной границы, в пунктах пропуска создаются специальные органы: контрольно-пропускные пункты пограничной службой, таможенные учреждения и органы санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами, перемещение через государственную границу товаров и иных грузов осуществляются через пункты пропуска, устанавливаемые международными договорами России или решением Правительства РФ. Пропуск лиц через государственную границу осуществляется по действительным документам на право въезда и выезда. Порядок пропуска грузов, транспортных средств регулируется национальным законодательством и международными соглашениями. Этими соглашениями может быть установлен упрощенный порядок пропуска лиц, транспортных средств и грузов через границу.

Пограничная служба вправе сопровождать транспортные средства при пересечении границы, проверять документы, осуществлять личный досмотр и досмотр ручной клади, багажа, грузов, задерживать лиц, пытавшихся незаконно пересечь границу, пресекать незаконный провоз запрещенных для ввоза или вывоза предметов, валютных ценностей, печатных и иных материалов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну России.

Вопросы содержания государственной границы обычно решаются в соглашениях сопредельных государств по пограничным вопросам. Соглашения предусматривают наряду с односторонними осмотрами пограничных знаков и просек и совместные осмотры, срок проведения которых определяется сторонами по договоренности.

Читайте также:
Субъект естественной монополии: что это значит

Соглашениями государств определяется также и порядок ведения работ и хозяйственной деятельности в пограничной местности (охота, изыскательские горные, взрывные и другие работы, связанные с обрушением или перемещением горной породы и грунта, и др.).

В отличие от режима государственной границы пограничный режим (режим пограничной зоны, территориального моря и внутренних вод Российской Федерации) служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы. Он включает правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности в этой зоне; проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне; учета и содержания маломерных самоходных и несамоходных средств и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения в территориальных и внутренних водах, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в этих водах. В пограничную зону включается полоса местности шириной до 5 км вдоль государственной границы; пределы ее определяются и предупреждающие знаки устанавливаются решениями органов субъектов Федерации[4] (з-н «О Государственной границе»).

Режим в пунктах пропуска через государственную границу устанавливается для создания необходимых условий пограничного, таможенного и иного вида контроля и включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц и транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Нормами внутригосударственного права регулируется также заход, пребывание иностранных невоенных судов и военных кораблей в портах Российской Федерации, производство грузовых и пассажирских операций, сход на берег членов экипажей, пассажиров и др.

В соответствии с соглашениями о режиме государственной границы из офицеров Пограничной службы ФСБ РФ по представлению Правительством назначаются пограничные представители Российской Федерации для решения вопросов, связанных с поддержанием режима государственной границы, своевременным и оперативным урегулированием пограничных инцидентов. Их имена и место официального пребывания сообщаются сторонами друг другу в дипломатическом порядке. Сведения о своих помощниках пограничные представители сами сообщают друг другу. Как правило, пограничными представителями назначаются командиры пограничных отрядов. Кроме заместителей и помощников в его аппарат включаются секретарь, переводчики, эксперты и другие сотрудники. Пограничные представители руководствуются в своей деятельности нормами Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», Положения о пограничных представителях Российской Федерации, утвержденного Правительством РФ 15 мая 1995 года, и другими актами, а также нормами договоров с сопредельными государствами, специальный раздел которых посвящен этому институту.

Важнейшей задачей пограничных представителей являются обеспечение соблюдения международных договоров и соглашений по режиму государственной границы и урегулирование пограничных инцидентов. Под пограничными инцидентами понимаются происшествия на границе, возникшие в результате незаконных действий жителей приграничных районов, военнослужащих, властей той или иной стороны, выражающиеся в различных нарушениях режима границы или соглашений по пограничным вопросам. Пограничными инцидентами считаются обстрел через границу, незаконный переход границы, перемещение и повреждение пограничных знаков, перегон домашних животных через границу, нарушение границы воздушными судами, плавучими средствами, фотографирование погранич­ной территории другой стороны, переговоры и другие формы общения через границу неуполномоченных на это лиц.

Пограничные представители не ограничиваются расследованием пограничных инцидентов, а принимают меры к их урегулированию. Согласованные решения пограничных представителей, исчерпывающие данный инцидент, являются окончательными и подлежат исполнению. Если пограничные представители не пришли к соглашению по данному инциденту, то он решается дипломатическим путем.

Функции пограничных представителей можно разделить на три группы: превентивного характера (обеспечение строгого выполнения международных договоров о режиме границы, принятие мер по предупреждению пограничных инцидентов, поддержание постоянных контактов с пограничными представителями сопредельного государства); мирного разрешения пограничных инцидентов (расследование инцидентов, ведение переговоров об их урегулировании, рассмотрение и разрешение претензий о возмещениях причиненного ущерба); контрольного характера (контроль за выполнением решений, принятых по инциденту, за возмещением нанесенного ущерба и т. п.).

В целях выполнения возложенных на пограничных представителей задач они вправе пересекать границу Российской федерации для встреч с пограничными представителями сопредельного государства, проводить на своей территории и территории сопредельного государства встречи с пограничными представителями этих государств, вести переписку с ними, привлекать к расследованию инцидентов специалис­тов и др.

В необходимых случаях проводятся односторонние (проводимые пограничными представителями каждой из сторон на своей территории) и совместные (проводимые пограничными представителями обеих сторон) расследования пограничных инцидентов. Результаты расследования закрепляются в протоколах и актах о происшествии на границе, протоколах опроса свидетелей и пострадавших, осмотра места происшествия, актах экспертизы и др.

Если в результате расследования установлена вина сопредельной стороны, то ее пограничному представителю заявляется претензия. Инцидент рассматривается на совместных заседаниях с участием экспертов, свидетелей, потерпевших, виновных лиц. Принимаемое решение записывается в протокол. Если есть особое мнение той или иной стороны, то оно может быть записано в протокол. Совместные решения по­граничных представителей, исчерпывающие данный инцидент, вступают в силу с момента подписания протокола по данному вопросу.

Для успешного осуществления своих функций пограничные представители наделяются необходимыми иммунитета­ми: неприкосновенностью личности пограничного представителя и членов его аппарата, правом ношения формы одежды и личного оружия, неприкосновенностью служебных бумаг, беспошлинным перемещением через границу транспортных средств, предметов и имущества с условием обратного вывоза, а также продовольствия и табачных изделий личного потребления. Пограничный представитель, находясь на сопредельной территории, вправе рассчитывать на необходимое содействие в обеспечении охраны ему и сопровождающим его лицам, в получении средств передвижения, связи со свои­ми властями, квартир и т. п.

Институт пограничных представителей может быть использован сотрудниками ФСБ для получения необходимой информации и обеспечения проведения оперативных мероприятий.

Заключение

В современных условиях для надежного обеспечения национальной и международной безопасности необходимо объединение усилий мирового сообщества по предотвращению возникновения войн, урегулированию возникающих региональных конфликтов на их ранней стадии, утверждению господства права, а не силы в международных отношениях. Кроме того, на первый план выходят более сложные политическим, финансово-экономическим, демографические проблемы устранение которых требует серьезных усилий всего международного сообщества.

Читайте также:
Полная утрата профессиональной трудоспособности

В продвижении по пути к обеспечению международной безопасности важную роль играет международное право, поскольку без закрепления в его нормах результатов переговоров по проблемам укрепления мира и безопасности, по устранению других внешних угроз государствам в современном мире невозможны ни реализация достигнутых соглашений и договоренностей, ни дальнейшие шаги в этой области.

Юридическую основу права международной безопасности в широком смысле слова составляет всё современное международное право, поскольку всё оно направлено на обеспечение мира и международной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации Россия[5] является правовым государством. Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права, что означает, в первую очередь, верховенство закона.

Другими словами, суть правового государства состоит в том, что власть государственных органов ограничивается законом. Сказанное имеет самое непосредственное отношение и к формированию правовых основ пограничной деятельности, а также стратегического развития пограничной службы.

Новые внешнеполитические и международно-правовые реалии, принимаемые в соответствии с ними меры по совершенствованию государственного управления в области безопасности России значительно усложнили и сделали крайне динамичными процессы в пограничной сфере.

Следует отметить, что за последние годы законодательство о государственной границе Российской Федерации и пограничной деятельности существенно обновилось. Приняты и вступили в силу многие федеральные законы, направленные на регулирование правоотношений по защите государственной границы, выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в пограничной сфере.

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) “О Государственной границе Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), N 1 (ч. 1), ст. 1.

2. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) “О Государственной границе Российской Федерации” (ч. I), ст. 4921.

3. Постановление Правительства РФ от 19.01.2011 N 30 “О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти” (ред. от 30.11.2013) // СЗ РФ, 24.01.2014, N 4, ст. 305.

4. Бирюков П.Н. Международное право: М.: Юрист. 2013.

5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А Административное право России: Часть 2. – М.: Зерцало, 2013.

6. Ушакова Н.А. Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2012.

7. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право: Учебник. М.: Международные отношения,2013.

8. Кононов П.И., Килясханов И.Ш., Кикоть В.Я. Административное право России. Издание 4. – М.: ЮНИТИ, 2013.

9. Шатов С.А. Административная юрисдикция. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2013.

[1] “Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву” (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994)

[2] “Венская Конвенция о праве международных договоров” (Заключена в Вене 23.05.1969)

[3] Приказ ФСБ России от 15.10.2012 N 515 (ред. от 18.11.2013) “Об утверждении Правил пограничного режима” (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2012 N 26042)

[4] Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) “О Государственной границе Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

[5] “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Статья 18.1 КоАП РФ. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Комментарии к ст. 18.1 КОАП РФ

1. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (с изм. и доп.) устанавливают понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяют порядок ее пересечения.

Читайте также:
Государственный социальный стан дарт

2. Защита Государственной границы как часть системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы РФ, определяемым международными договорами РФ и законодательством РФ.

3. Защита Государственной границы РФ обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска).

4. Охрана Государственной границы РФ является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

5. Режим Государственной границы РФ включает правила: а) содержания госграницы; б) пересечения госграницы лицами и транспортными средствами; в) перемещения через госграницу грузов, товаров и животных; г) пропуска через госграницу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; д) ведения на госгранице либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; е) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил (см. ст. 7 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации”, а также Правила пограничного режима, утвержденные Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 458 // РГ. 2007. 24 нояб.).

Однако комментируемая статья предполагает привлечение к ответственности за нарушение не всех правил режима, а только правил пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами (в том числе порядка следования до нее от пунктов пропуска и обратно) и ведения на госгранице либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

6. Пересечение Государственной границы РФ на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения госграницы, устанавливается порядок следования от госграницы до пунктов пропуска через госграницу и в обратном направлении, при этом не допускаются высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Правила пересечения Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами непосредственно связаны с порядком пропуска через границу, который производится только в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию РФ, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов РФ. Признание законности пересечения Государственной границы РФ и разрешение на ее пересечение в процессе пропуска относятся только к компетенции пограничных органов.

Основанием для пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу РФ граждан РФ и граждан сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Содержание, средства и методы контроля при осуществлении пропуска через Государственную границу РФ, порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. N 50 “О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации”, утвердившим соответствующее Положение.

7. Для квалификации по данной статье также важны пределы пункта пропуска через Государственную границу РФ. Пределы и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Правила определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 253).

8. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы РФ, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно осуществляемая непосредственно на границе либо вблизи нее на территории РФ (в пределах пятикилометровой полосы местности), должна отвечать всем правилам пересечения границы и вестись на основании разрешения пограничных органов, а в остальной части пограничной зоны – с их уведомлением. Указанное разрешение включает сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.

Читайте также:
Проценты на вклад: что это значит

9. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются конкретные правила режима Государственной границы РФ.

10. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с: а) нарушением правил пересечения Государственной границы РФ гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства; б) нарушением правил пересечения Государственной границы РФ автомобильными, иными транспортными средствами; в) нарушением лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении; г) ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время. Соответствующие правила содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, действующих в этой сфере, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, касающихся ведения хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе или вблизи нее.

Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершаются путем активных противоправных действий.

11. Административные правонарушения, охватываемые данной статьей, необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. 322 УК РФ “Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации”.

Уголовная ответственность по ст. 322 УК РФ применяется за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо без надлежащего разрешения, полученного в установленном законодательством порядке.

12. Субъектами данных правонарушений могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, ответственные за соблюдение правил, регулирующих режим Государственной границы РФ, а также юридические лица (ч. 3 данной статьи).

Согласно примечанию к данной статье индивидуальные предприниматели применительно ко всем статьям главы 18 несут административную ответственность как юридические лица, если иное не предусмотрено в соответствующих статьях гл. 18.

13. Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.

14. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), а по ч. ч. 1 и 2 – органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43).

Дело об административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства при въезде в Российскую Федерацию, за которое в качестве меры наказания предполагается применить административное выдворение, рассматривается уполномоченным должностным лицом пограничных органов (ч. 2 ст. 3.10). Данное дело также может быть рассмотрено районным судьей в случаях, если должностное лицо пограничных органов передаст его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Регистры бухгалтерского учета

О том, что показатель документа в бухгалтерском учете называется регистром, начинающим бухгалтерам рассказывают еще на первом курсе института. Ведь документы — это альфа и омега любой бухгалтерии. Все учетные регистры бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и быть прописаны в учетной политике организации. Применяемый в компании перечень регистров бухгалтерского учета зависит от того, какие счета бухучета она применяет и какую деятельность ведет. Ведь порядок регистрации, систематизации и накопления данных напрямую связан с первичными документами, участвующими в процессе хозяйственной деятельности. Сперва в бухгалтерию поступают первичные документы, на основании данных из них заполняются регистры бухучета, которые, в свою очередь, позволяют отразить сводную информацию на счетах. В конечном итоге полученные данные используются для составления финансовой отчетности.

Виды регистров

Фактически бухгалтерские регистры — это журналы-ордера и различные карточки, справки и ведомости, например, самая главная — оборотно-сальдовая («шахматная»), на основании данных которой составляют баланс. Поэтому логично, что ре­ги­стры бух­гал­тер­ско­го учета по на­зна­че­нию под­раз­де­ля­ют­ся на:

  • систематические;
  • хронологические;
  • комбинированные (синхронистические).

Первые ведутся по определенным учетным счетам и их примером можно назвать как раз оборотно-сальдовую ведомость или главную книгу. Также к систематическим документам относятся карточки, в которые бухгалтер записывает какие-либо события хозяйственной жизни. Хронологические служат для регистрации событий хозяйственной деятельности за определенный период времени, чаще всего за месяц. Именно так ведутся большинство журналов-ордеров. Эти два типа регистров бухучета дополняют друг друга, существует даже так называемое правило Мендеса:

Сумма оборотов в хронологических регистрах равна оборотам по дебету или кредиту систематических регистров.

Поэтому на практике для удобства бухгалтеров часто используются регистрирующие документы комбинированного типа. Например, журнал — главная книга, распространенная в небольших компаниях.

По сте­пе­ни обоб­ще­ния ин­фор­ма­ции бывают регистры аналитического учета и синтетического. Ярким примером син­те­ти­че­ских учетных документов яв­ля­ет­ся все та же обо­рот­но-саль­до­вая ве­до­мость. В ней бухгалтер фиксирует информацию по каж­до­му син­те­ти­че­ско­му счету за определенный период об остат­ках на на­ча­ло и конец пе­ри­о­да, а также об обо­ро­тах за пе­ри­од. Выглядит этот документ так:

Аналитическую информацию, то есть не только реквизиты операции, но и краткое ее содержание, бухгалтер записывает в специальные ведомости или карточки. Например, это может быть бухучет материалов, товаров, основных средств или расчетов с контрагентами. Покажет, что такое регистры бухгалтерского учета, пример аналитической унифицированной инвентарной карточки основных средств:

Формы

Поскольку учетные регистры в бухгалтерском учете используются для записи информации обо всех текущих операциях, их можно вести как в бумажной, так и в электронной форме. Электронные документы можно распечатывать по мере необходимости. Для их оформления обычно используются специализированные бухгалтерские программы, которые позволяют автоматизировать процесс разнесения информации по счетам, а значит, и по журналам-ордерам и ведомостям непосредственно из первичного документа.

В настоящее время организации могут применять как унифицированные бланки любых учетных документов, так и разрабатывать их самостоятельно. Никаких ограничений в этом вопросе нет. Главное — закрепить используемую форму в учетной политике. Перечень регистров бухгалтерского учета для учетной политики по внешнему виду можно разделить на:

  • книги — состоят из нескольких сшитых между собой страниц, которые обязательно должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью ответственного лица и печатью организации, если она применяется;
  • карточки — отдельные листы по наименованиям единиц учета (товарам, контрагентам, подотчетным лицам, основным средствам и т. д.), выполненные в виде таблицы и содержащие максимально полную информацию об объекте;
  • журналы — похожи на книги, но содержат меньше листов и не должны быть прошнурованы;
  • листы или ведомости — отдельные документы, выполненные как в виде таблицы, так и в виде текста (бухгалтерская справка, например);
  • электронные носители — любые документы, которые созданы с помощью специальных компьютерных программ в электронном формате. Могут быть заверены электронными квалифицированными подписями уполномоченных лиц, а могут быть просто готовы к распечатке по итогам отчетного периода или для проверки ФНС.
Читайте также:
Профессиональная подготовка безработных: что это значит

Надо отметить, что отдельные листы необходимо подшивать в папки, а также их данные вносятся в специальные реестры. Аналогичное правило действует и для карточек.

Реквизиты и правила ведения

Хотя обязательности применения хозяйствующими субъектами унифицированных бланков в настоящее время законодательство не предусматривает, существует перечень обязательных реквизитов, который должна содержать бухгалтерская документация:

  • наименование самого документа;
  • название организации, которая ведет учет;
  • период ведения документа;
  • порядок классификации объектов учета;
  • валюта и единицы измерения;
  • Ф.И.О. и должность лица, ответственного за ведение.

Всю информацию, отраженную в документации, обязательно заверяет своей подписью уполномоченное лицо, которое и сделало эти записи. В отличие от первичных документов, в учетных регистрах допускаются исправления выявленных ошибок и недочетов. Для этого нужно зачеркнуть неверно написанные сведения одной чертой, написать верные сверху и заверить исправление подписью. Кроме того, можно применить метод сторно, то есть исправить данные путем внесения еще одной записи красными чернилами. Применять корректор или стирать ошибки не рекомендуется.

Порядок хранения

Хранить бухгалтерскую документацию необходимо в специально отведенном для этого помещении на стеллажах или в шкафах. О сроках хранения сказано сразу в двух основных нормативно-правовых актах:

  1. В статье 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» — хранение в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года.
  2. В пп. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ — налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учетов и других данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе учетных регистров, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

При этом срок в 4 года, установленный НК РФ, начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документация использовалась в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Кроме того, для отдельных видов регистров может быть установлен более длительный срок хранения. Например, ведомости по зарплате нужно хранить в течение 75 лет.

Поэтому обеспечивать сохранность некоторых регистров организация обязана на протяжении всего периода деятельности, а после передать их на хранение в архив.

Образцы форм регистров бухгалтерского учета — 2020 можно скачать ниже.

Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)

  • Виды регистров бухгалтерского учета
  • Регистры бухгалтерского учета: перечень
  • Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета
  • Итоги

Виды регистров бухгалтерского учета

Учетные регистры позволяют систематизировать и накапливать поступающую из первичной бухгалтерской документации информацию, которая впоследствии будет использована для отражения на счетах и в бухотчетности. На основании данных из учетных регистров составляются и финансовые отчеты предприятия.

Занося данные в учетные регистры бухгалтерского учета, бухгалтер может одновременно проводить регистрацию первички и осуществлять контроль за хоздеятельностью предприятия путем анализа результатов.

Регистры бухгалтерского учета по характеру ведения записей подразделяются на:

  • систематические — в них ведутся записи по счетам; пример — главная книга предприятия;
  • хронологические, в которых записи ведутся по календарю без другой особой систематизации, например, кассовая книга, журналы регистрации;
  • синхронистические — объединяющие в себе особенности ведения регистров, присущих перечисленным выше группам; примером такой разновидности бухрегистров будет журнал-ордер.

Регистры бухгалтерского учета различаются по форме построения на:

  • одно- или двусторонние;
  • шахматки — в них, как правило, записи по дебету счетов делаются по горизонтали, а по кредиту — по вертикали.

По объему содержания разделение регистров бухгалтерского учета на виды производится следующим образом:

  • аналитические — в таких регистрах конкретизируются показатели определенного синтетического счета; они используются для контроля за состоянием и движением материальных ценностей, расчетов с контрагентами и пр.;

Как вести аналитический бухгалтерский учет, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • синтетические — в них записи делаются на основе сгруппированных однородных документов в денежном эквиваленте и в обобщенном виде; примером может служить главная книга;
  • комплексные — объединяют признаки первых двух подвидов, применяются преимущественно при журнально-ордерной разновидности учета.

По внешнему виду регистры делятся на:

  • карточки — бланки, имеющие вид разграфленной таблицы; карточки бывают контокоррентные, многоколончатые и инвентарные, например, карточка для аналитического учета материалов;
  • книги — разграфленные и сброшюрованные многостраничные регистры; страницы в книгах, как правило, пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главбуха, например, книга по учету основных средств;
  • свободные листы — это своего рода масштабированные карточки, например, ведомости;
  • машинограммы — регистры, составляемые/распечатываемые при помощи компьютерной техники.

Регистры бухгалтерского учета: перечень

В информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 указано, что унифицированные формы регистров бухгалтерского учета больше не являются обязательными для использования, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами. Теперь при формировании регистров бухгалтерского учета на предприятиях необходимо лишь соблюдать наличие обязательных реквизитов в них (п. 4 ст. 10 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Читайте также:
Полная утрата профессиональной трудоспособности

Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ формы регистров, предоставляемые главбухом, должны утверждаться руководителем организации. Перечень используемых регистров бухгалтерского и налогового учета должен быть приведен в учетной политике компании.

В то же время формы регистров бухучета госпредприятий устанавливаются в соответствии с действующими бюджетными законами. Перечень таких регистров утвержден приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

На практике довольно часто коммерческие предприятия при разработке собственных регистров берут за основу перечень и формы регистров, предназначенных для госпредприятий.

Приведем выдержку из этого перечня в виде часто используемых на практике регистров:

Учетные регистры: сущность, значение и виды

Для учета и регистрации хозяйственных операций предприятия применяют разнообразные по форме, содержанию, способу отображения и нагромождению информации учетные регистры. Состав учетных регистров, которые ведутся на конкретном предприятии, зависит от принятой на предприятии формы бухгалтерского учета.

Под словом «регистр» в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, в которые записывают данные с первичных документов.

Записи в учетных регистрах базируются на информации из тщательным образом проверенных первичных документов, оттого и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности предприятия, при контроле за состоянием средств и при выявлении результатов хозяйствования.

Учетные регистры являются носителями данных определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой информации об активах, капитале и обязательстве экономического субъекта.

Они служат для отображения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Классификация учетных регистров отображена на рисунке:

Хронологические учетные регистры — это регистры, в которых записи осуществляются в хронологической последовательности, то есть в порядке осуществления операций (регистрационные журналы, кассовая книга и тому подобное). Хронологические книги обычно называются журналами или дневниками.

В систематических учетных регистрах отображают в определенной последовательности с определенной группировкой однородные по экономическому содержанию операции (заполнение данных в кассовой книге в пределах дня). Книги систематической записи обычно называются Главными.

Комбинируемыми называются регистры, в которых записи делают одновременно в хронологическом и систематическом порядке (журналы-ордера, ведомости). Книги сводной записи носят обычно название балансов-оборотов или ведомостей-оборотов.

Синтетические учетные регистры — это регистры, в которых учет ведут по синтетическим счетам.

Аналитические учетные регистры — это регистры, в которых учет ведут по аналитическим счетам. В аналитические учетные регистры данные подают в натуральных, трудовых и денежном измерениях. Аналитическая регистрация является отделенной детальной регистрацией изменений, которые происходят в любой отдельной части баланса. При аналитической регистрации коллективные счета синтетической регистрации получают последующее расчленение на их составные детальные или специальные счета следующих порядков.

Бухгалтерские книги это листы бумаги специально разграфленные, в которых отображают данные о наличии хозяйственных средств, источников их формирования и хозяйственные процессы по синтетическим и аналитическим счетам. Например, кассовая книга предназначена для учета поступления и выплат наличности из кассы; книга депонируемых сумм предназначена для аналитического учета невыплаченной (депонируемой) заработной платы; в Главной книге дается информация о сальдо и оборотах по синтетическим счетам бухгалтерского учета за отчетный период (ежемесячно). Бухгалтерские книги непременно должны быть прошнурованы, пронумерованы, на последней странице книги указывают общее количество страниц и заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью предприятия.

Карточки — это таблицы специальной формы и стандартных размеров, изготовленные на плотной бумаге и предназначенные для регистрации хозяйственных средств (инвентарные карточки учета основных средств, карточки складского учета материалов и тому подобное). Сохраняют карточки в картотеках. При открытии карточки в бухгалтерии ее регистрируют в специальном журнале, им присваивают порядковый номер, который отвечает их регистрационному номеру в журнале. Зарегистрированные карточки под расписку передают материально ответственному лицу. Карточки широко используют для аналитического учета товарно-материальных запасов предприятия.

Сводные листы (ведомости) — это отдельные таблицы различного формата со специальным графлением (журналы-ордера, мемориальные ордера, оборотные ведомости и тому подобное). Их используют для ведения как синтетического, так и аналитического учета. Записи в отдельных ведомостях осуществляют на основании данных первичных документов.

По завершении отчетного периода (месяца, года) и составления баланса книги, карточки и отдельные сведения закрывают путем вычисления итогов по каждому счету и записи суммы остатка.

В односторонних учетных регистрах предоставляют данные о хозяйственной операции, сумму которой записывают по дебету или по кредиту соответствующего счета. Примером одностороннего учетного регистра является кассовая книга.

Двусторонние учетные регистры состоят из двух частей: в одной части дают данные о дебетовых оборотах на счете, а во второй — о кредитовых оборотах на этом счете (карточка складского учета материалов).

Многографные учетные регистры — это регистры, в которых одна из граф (чаще всего дебетовая) разделена на несколько. К такому виду учетных регистров принадлежит Главная книга.

Шахматные учетные регистры построены по принципу шахматной доски. Записи в таких регистрах делают в клетке, что расположена на пересечении столбика и строки таблицы, которые отвечают дебетовому и кредитовому обороту на соответствующих счетах.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: