Режим законности: что это такое, описание и особенности

Законность и правопорядок

Правопорядок – установленный в обществе порядок отношений, урегулированных нормами права, и основанный на их точном соблюдении, на принципах законности. Правопорядок охраняется государством.

Законность:

  • 1) точное и неуклонное исполнение законом; по Конституциям России и Татарстана является принципом государственной деятельности и одной из основных обязанностей граждан;
  • 2) режим, при котором закон господствует в любой общественно-значимой деятельности; законность – непременный элемент демократии.

Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.

Ни одно развитое общество не может существовать без твердого исполнения законов. Что толку для общества, если законы не будут исполняться? Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) по этому поводу очень метко заметил: “Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались”. Точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми без исключения лицами называется законностью.

Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: “Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену”. Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: “Fiat justitia et pereat mundus!” Перевод звучит на первый взгляд странно: “Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!” Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.

Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.

Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.

. На склоне лет Сократ был обвинен в безбожии (отрицании богов Олимпа, самого Зевса). На суде он вел себя независимо и с достоинством. Афинский суд приговорил философа к смертной казни. Его друг Критон накануне казни посетил его в тюрьме и предложил ему бежать, так как осудил его несправедливо. Но Сократ, мудрый и правдивый человек считал, что это было бы бесчестно: лучше подчиниться чужой несправедливости, чем совершать ее самому. И о ответил: “. Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ”Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить . Законы и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?” Сократ отказался от побега. Позднее приговор в отношении Сократа был признан неправильным. Но было уже поздно.

Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: “К чему, раз ты все равно умрешь?” Сократ ответил: “Чтобы знать ее перед смертью”.

Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.

На законность опирается существующий правопорядок.

Правопорядок – состояние упорядоченности отношений в обществе, урегулированных нравом, когда законы действуют, механизм правового регулирования функционирует без сбоев. Правопорядок – результат осуществления законности, претворения в жизнь требования неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Правопорядок существует там, где реально, практически осуществляется режим законности. Правопорядок – результат действия законности, он выражает степень осуществления ее требований.

Читайте также:
Семейное право: что это такое, описание и особенности

Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.

Законность – точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.

Основные принципы законности:

  • верховенство закона, т. е. соответствие всех нормативных актов Конституции и законам (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации);
  • единство законности на территории государства, единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;
  • равенство граждан перед законом, проявляющееся в равенстве общего конституционною правового статуса гражданина – совокупности его конституционных прав, свобод и обязанностей (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.

Лучшие адвокаты нашего бюро “Сайфутдинов и партнеры” оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам законности и правопорядока в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Законность и ее принципы

Понятие и принципы законности

Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы.

Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов.

  1. Всеобщность. Данный признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том числе и государство.
  2. Неразрывная связь с юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности. Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов, подзаконных актов и четко отработанное законодательство.

Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство.

  1. Гарантированность. Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.
  2. Реальность. Стремление достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в правовых нормах.
  3. Верховенство. Все граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение законов всеми субъектами.
  4. Единство. На всей территории Российской Федерации действуют как федеральные законы, так и законы субъектов федерации и отражают местную специфику, которые отражают местную специфику и не должны противоречить федеральным законам.

В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями.

Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований. К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов. Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям.

Гарантии законности

В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.

Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.

Выделяют общие и специальные гарантии.

К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.

Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством.

Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания.

Читайте также:
Складочное право: что это такое, описание и особенности

К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ.

Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН.

Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности.

Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой.

§ 2. Особенности и способы обеспечения режима законности

Рассматриваемый режим является общим для всех сфер государственного строительства, всех организаций и граждан, всех отраслей права. Конечно, в деятельности государственной администрации он имеет ряд особенностей.

1. Ha государственной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование огромного числа государственных органов, иных государственных организаций и их работников. И в то же время работа государственной администрации многообразна и с точки зрения правовых форм (правотворчество, правоприменение, юрисдикция), и с точки зрения многообразия отраслей и функций.

2. Главное требование законности к государственной администрации состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение, их защита. Борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.

3. Подавляющее число подзаконных нормативных актов издается исполнительно-распорядительными органами. Одно из проявлений длительного господства в нашей стране административно-командной системы — преобладание подзаконных норм, регулирование многих важных общественных отношений правительственными, ведомственными и локальными актами.

B настоящее время и в ближайшем обозримом будущем число действующих подзаконных актов будет значительным. A значит, сохранится и такая особенность режима законности, как подчинение администрации нормам, которые она сама выработала, а также содержащимся в других подзаконных актах. Как правило, орган, принявший юридическую норму, вправе ее отменить, изменить, но он не вправе нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем более такая подзаконная норма обязательна для нижестоящих органов и организаций. C ней должен в ряде случаев считаться и вышестоящий орган (если она, например, принята исполнительным органом субъекта Федерации в рамках его исключительных полномочий).

Bce более возрастает роль международных, государственноправовых и административных (между административно-территориальными единицами, между разными управленческими звеньями и др.) договоров. Обеспечение их неукоснительного исполнения — важная задача административных структур.

Таким образом, важная особенность законности — необходимость соблюдения наряду с законами международных и ряда иных договоров, подзаконных норм, в том числе и тех, которые изданы самой государственной администрацией. Для исполнительно-распорядительных органов и их служащих обязательны и индивидуальные акты вышестоящих звеньев исполнительной власти, а также судов и судей.

4. Нельзя и невозможно активную администрацию лишать дискреционных полномочий, жестко пеленать ее юридическими предписаниями. B рамках закона она должна иметь возможность выбора оптимальных вариантов. Целесообразно используя свои полномочия, действуя в правовых рамках, государственная администрация должна добиваться положительных результатов, созидать. Ee деятельность должна быть эффективной. Государственная администрация активно занимается правонаделением: распределяет ресурсы, принимает на работу и т. д. Здесь законность и целесообразность должны органично сочетаться.

5. Администрация обязана оперативно реагировать на события реальной жизни. Осуществляя руководство в условиях чрезвычайных обстоятельств, пресекая бандитизм и во многих подобных экстремальных ситуациях, субъекты административной власти действуют в условиях дефицита информации. Поэтому существует реальная и неустранимая возможность ошибок, нарушений законности. Конечно, деятельность нужно оценивать с позиций законности, но и результат, его цена обязательно принимаются во внимание.

6. B ряде случаев органы исполнительной власти вынуждены действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы.

Например, нередки случаи, когда принимаются законы, для осуществления которых у администрации нет финансов.

7. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятельности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридического образования у многих государственных служащих, для обеспечения режима правозаконности в деятельности государственной администрации нужна большая система гарантий.

Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.

Среди общих условий можно различать политические, экономические, организационные, идеологические, юридические. Политическими предпосылками законности являются режим демократии, гласность. A они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.

Читайте также:
Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности

Только реальное разделение властей, а также существование независимых от правящей партии, государства средств массовой информации, движений и политических партий, децентрализация государственных структур могут стать подлинными гарантами режима правозаконности.

K его экономическим предпосылкам можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов, труда. Хотелось бы отметить взаимосвязь экономических свобод, многоукладности рынка, конкуренции с политическими свободами, плюрализмом, демократией вообще и в обеспечении законности в частности.

Огромное значение для существования правопорядка имеют правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в частности, умело организованного поощрения (идеологические предпосылки).

Ha состояние законности немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствование разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепления правопорядка в стране.

K числу общих условий законности относится и состояние системы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы эффективных гарантий.

Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

Понятие и принцип законности

Любой существующий на планете механизм действует согласно строгой системе, которая вырабатывалась годами или даже столетиями. В данном случае, под «механизмом» подразумеваются любые совокупности элементов, имеющие внутреннюю динамику. Подобным механизмом можно назвать государство. Эта своеобразная политико-правовая структура развивается, живёт, приходит в упадок, регулирует внутренние процессы, производит эти же процессы, взаимодействует с другими структурами. Таким образом, государство – это механизм, пусть даже в совершенно необычной форме.

Чтобы государство функционировало, должна существовать определённая система. В случае с политико-правовой структурой нет ничего лучше, чем право. Этот регулятор общественных отношений может направлять деятельность государства в нужное русло, но для этого необходим особый, правовой режим, который имеет распространённое название – «законность». Понятие, принципы, содержание этой специфической правовой категории будут рассмотрены в статье.

История возникновения понятия

Ещё со времён существования Шумерской цивилизации люди осознали тот факт, что стабильность в государстве может быть достигнута только путём создания общих правил, которые направляли бы любой вид общественных отношений в нужное русло. В процессе поиска древние юристы осознали, что лучше всего использовать некоторые нормы обычаев. Если их узаконить, то при помощи подобных норм можно не просто управлять государством, но ещё и развивать его. Так появились «Законы царя Хаммурапи», в годы правления которого был создан монолит с детальным изложением всех законов древней Месопотамии. Тем не менее, для того чтобы законы соблюдались гражданами того или иного государства, нужен особый правовой режим, при помощи которого можно осуществить подобную реализацию норм права.

Институт законности

Законность – это специфический принцип действия национальных законов в отдельном государстве, однако, существуют и другие объяснения данного понятия. Содержание принципа законности состоит в том, что государство, в лице органов исполнительной, законодательной и судебной власти, функционирует на основе законов и подзаконных нормативных актах. При этом правовые нормы воспринимаются, как основной регулятор, постулат деятельности всех элементов государства. В этом случае, держава использует принцип законности в своей повсеместной деятельности, проще говоря, осуществляется реализация принципа законности. Но некоторые учёные рассматривают законность совершенно в другой плоскости. Они считают, что это не просто принцип, а правовой режим.

Законность как режим

Нужно осознавать факт того, что режим отличается от принципа во многом. Во-первых, режим является более широким понятием, чем принцип. Во-вторых, в состоянии режима государство находится, в то время как принципом оно пользуется во время осуществления определённой деятельности. Если рассматривать понятие в форме режима, тогда можно выделить основные принципы законности, которые влияют на деятельность и имплементацию данной правовой конструкции в повседневную жизнь. Следует также отметить роль граждан в теории режима законности. Именно на них возлагается обязанность поддерживать государственную атмосферу в рамках законности. Практически в любой стране мира, вне зависимости от формы правления или территориальной расположенности, действует режим законности в той или иной степени. Необходимо помнить, что законность нужно поддерживать, поэтому существуют основные принципы и гарантии реализации этого особого правового института.

Читайте также:
Солидарная ответственность: что это такое, описание и особенности

Принципы режима законности

С развитием теоретико-правовых наук были собраны знания в сфере организации государственной деятельности. Работы многих учёных в области изучения режима законности принесли особые, бесценные плоды. При помощи всех собранных фактов, удалось выделить наиболее рациональные принципы действия режима законности. Нужно заметить, что принципы законности являются основополагающими «рычагами», благодаря которым эта правовая конструкция находится в постоянной динамике. Каждый принцип законности выражает определённый путь для дальнейшего развития режима. Существуют следующие принципы законности:

  1. Верховенствующая роль закона. Представленный принцип законности является ключевым. Он не просто обуславливает иерархичность системы нормативно-правовых актов государства, но ещё и обеспечивает главенствующую роль права, как основного регулятора общественных отношений. Другими словами, государство действует в тех рамках, которые предписаны законами, не отклоняясь от них.
  2. Единство закона означает, что правовой климат неделим на всей территории государства даже в том случае, если страна является федерацией.
  3. Общеобязательность. Законность действует на всех лиц, которые пребывают на территории государства. Таким образом, каждый должен придерживаться строго определённых правил.
  4. Законность целесообразна. Принцип законности подразумевает прогрессивную роль режима. Он всецело способствует развитию общества и политических связей в нём.
  5. Ни один человек не имеет приоритетов, по сравнению с другими гражданами. Права и обязанности у всех людей, проживающих под действием режима законности, одинаковы.
  6. Режим законности гарантирует защиту прав и основных свобод.
  7. Неотвратимость наказания гарантирует наступление в обязательном порядке осуждения со стороны государства за совершённые правонарушения.

Следует понимать, что законность, понятие и принципы которой были даны выше, родилась в процессе детального изучения этого феномена. Многие учёные расходятся в понимании всех особенностей этого режима.

Принцип законности правосудия

Ранее мы уже указали, что в процессе своей деятельности некоторые органы могут использовать законность в качестве принципа функционирования. Это значит, что абсолютно все органы должны регламентировать свою деятельность исключительно нормативно-правовыми актами и ничем более. Лучше всего рассматривать действие принципа законности на примере системы правосудия. Эта ветка органов государства выделяется отдельно, дабы оградить влияние власти на систему правосудия в стране. В конституциях США, России, Украины прописан принцип законности правосудия. Он проявляется в том, что правосудие осуществляется только судами, деятельность которых регламентирована государством. Не допускается самосуд или же суд органов исполнительной власти. Если принцип законности правосудия функционирует, то в государстве не будет перевеса, например, исполнительной власти, а граждане смогут защищать свои права и свободы в государственных органах судебной власти.

Гарантии законности

Принципы и гарантии законности во многом схожи между собой. Различие можно увидеть только в конечном результате действия этих двух правовых категорий. Если принципы являются основополагающими исходные положения режима законности, то гарантии – это совокупность объективных и субъективных факторов, благодаря которым законность обеспечивается в государстве. Гарантии можно разделить на несколько видов, каждый из которых отличается источником возникновения. Выделяют два основных вида: общие гарантии и специальные.

Общие исходят из повсеместной жизни людей и основываются на деятельности экономической, политической, духовной и общественной систем. Если в каждой категории будет присутствовать свобода действий, основанная на национальном государстве, уважении к правовой системе, глубоком осмыслении общественностью негативности нарушения законности, то режим будет функционировать должным образом.

Специальные гарантии

Специальные гарантии законности – это средства юридического и организационного характера, предназначающиеся только для обеспечения реализации принципа законности. Выделяют следующие виды специальных гарантий:

  1. Юридические. По сути, это законодательный регламент деятельности органов. То есть гарантия состоит в том, что государство будет реализовывать свою деятельность в отведённых рамках, которые не будут создавать ограничений для деятельности режима законности.
  2. Межведомственный и внутриведомственный контроль позволяет следить одним органам за деятельностью других. Таким образом, происходит координация деятельности государства в середине её органов власти.
  3. Немаловажную роль отводится судебному контролю. В каждом государстве он осуществляется в лице различных органов, но в целом их задачи похожи. Судебный контроль нужен для того, чтобы следить за поддержанием законности во время создания нормативно-правовых актов законодательными органами державы.
Читайте также:
Срок годности: что это такое, описание и особенности

Идея о формах законности

Некоторые учёные выделяют специфические структуры, которые, по их мнению, можно назвать «формами законности». Подобные формы являются совокупностью принципов и гарантий, посредством которых режим законности существует в государстве. Выделение той или иной формы происходит за счёт объединения схожих принципов и некоторых гарантий. На сегодняшний день выделяют следующие основные формы законности:

  • реализация законодательства;
  • безукоризненное верховенство основного закона;
  • соблюдение абсолютно всех законов;
  • защита прав и свобод человека со стороны государства.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели такой специфический режим, как законность. Понятие и принципы его деятельности можно включить в специальные формы. Основная задача режима – это обеспечение стабильной, основанной на праве деятельности государства в лице его основных органов.

Законность: понятие, содержание, принципы, гарантии

Законность – строгое и неуклонное соблюдение и испол­нение всеми субъектами права юридических норм (законов и подзаконных актов).

Таким образом, нет соблюдения и исполнения требований – нет законности.

Если законность есть строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение законов и иных нормативно-правовых ак­тов, то о законности можно вести речь лишь применительно к соблю­дению и исполнению правил поведения, входящих в состав юридиче­ского права. Соблюдение и исполнение норм естественного права, норм института прав человека вообще не имеют отношения к форми­рованию института законности в пределах конкретного государство-образующего общества.

Содержание законности

Включает в себя систему

    • действующего права,
    • субъектов законности,
    • гарантии, защиту, реализацию и обеспечение законности.
Принципы законности:
    1. Принцип единства.
    2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
    3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.
    4. Принцип верховенства закона.
    5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.
    6. Принцип взаимосвязи законности и культурности.
    7. Презумпция невиновности.
Принцип единства

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос – руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д.

Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем первое. Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры “воздаяния за деяния” (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться незначительной или даже нулевой. “Мир еще никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить одним наказанием” (К. Маркс).

Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение – непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемент политико-правовой культуры общества. Никому не дано право стоять над законом, уходить из-под его воздействия.

Читайте также:
Численность работников: что это такое, описание и особенности

Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности

Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц – это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.

В ст. 18 подчеркивается: “Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”.

Принцип взаимосвязи законности и культурности

Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм – это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения и отдельной личности, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.

Презумпция невиновности

Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

Гарантии законности

Гарантии законности – объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка.

Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей.

Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

Виды гарантий законности:

1) общие:

    • экономические,
    • политические,
    • идеологические,
    • общественные,
    • организационные;

2) специальные, или юридические:

    • прокурорский надзор,
    • правосудие,
    • контрольная деятельность органов власти и управления,
    • юридическая ответственность,
    • институт жалоб и заявлений граждан и др.

Реестры судов: что это такое, описание и особенности

Статья 33. Реестры судов Российской Федерации

1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее – реестры судов):

1) Государственном судовом реестре;

2) реестре маломерных судов;

3) бербоут-чартерном реестре;

4) Российском международном реестре судов;

5) Российском открытом реестре судов;

6) реестре строящихся судов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.

Читайте также:
Раскрытие информации о ценных бумагах

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Право собственности и иные вещные права на зарегистрированное в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов судно (за исключением этих прав на судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру), ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Российском международном реестре судов (в случае регистрации судна в Российском международном реестре судов) или Российском открытом реестре судов (в случае регистрации судна в Российском открытом реестре судов).

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная регистрация в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов судна, в отношении права собственности и иных вещных прав на которое установлены ограничения (обременения), и исключение из указанных реестров такого судна осуществляются с согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение).

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Реестры судов, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, ведутся в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 14.06.2011 N 141-ФЗ, от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов или Российском открытом реестре судов.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

7. В Российском международном реестре судов могут регистрироваться:

1) суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки. Не подлежат государственной регистрации в Российском международном реестре судов суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации в Российском международном реестре судов превышает пятнадцать лет;

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии, что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает пятнадцать лет;

(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности;

4) самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса;

5) суда, используемые для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением судов рыбопромыслового флота), и принадлежащие на праве собственности гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам, при государственной регистрации таких судов в морских портах Российской Федерации, включенных в перечень морских портов, утвержденный Правительством Российской Федерации;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 378-ФЗ)

Читайте также:
Смертная казнь: что это такое, описание и особенности

6) суда, которые используются для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением судов рыбопромыслового флота), возраст которых на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает двадцать пять лет, которые зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и зафрахтованы по договорам фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) юридическими лицами, зарегистрированными в свободных экономических зонах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при государственной регистрации таких судов в морских портах Российской Федерации, включенных в перечень морских портов, утвержденный Правительством Российской Федерации;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 378-ФЗ)

7) суда, используемые на морской линии, и суда, используемые для буксировки в каботаже (при условии, что продолжительность рейса между заходами в морские порты составляет не более двадцати четырех часов), принадлежащие на праве собственности гражданам Российской Федерации, юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или зафрахтованные ими по договорам фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру);

(пп. 7 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 378-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в пп. 8 п. 7 ст. 33 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2022 N 181-ФЗ). См. будущую редакцию.

8) суда, используемые для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации, при условии, что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает двадцать лет.

(пп. 8 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(п. 7 в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. К использованию судов, перечисленных в пункте 7 настоящей статьи, для осуществления указанных в нем работ, услуг и видов деятельности относится также сдача этих судов в аренду.

(п. 8 введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

9. В Российском открытом реестре судов регистрируются:

1) суда, в том числе маломерные суда, используемые в коммерческих целях, при условии эксплуатации таких судов в целях осуществления видов деятельности, не предусмотренных статьей 4 настоящего Кодекса, лицом, зарегистрированным в качестве участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”;

2) маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, спортивные парусные и прогулочные суда.

(п. 9 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

10. Суда, принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, подлежат регистрации в Российском открытом реестре судов при условии, что фрахтователем судна по бербоут-чартеру является юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ “О международных компаниях и международных фондах”.

(п. 10 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 296-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Государственная регистрация судов в Российском открытом реестре судов производится в морском порту Калининград либо морском порту Владивосток. При этом предъявление судна капитану морского порта и ввоз судна на территорию Российской Федерации не требуются.

(п. 11 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 296-ФЗ)

Статья 33. Реестры судов Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ в статью 33 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 33. Реестры судов Российской Федерации

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 января 2019 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ

1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее – реестры судов):

1) Государственном судовом реестре;

2) реестре маломерных судов;

3) бербоут-чартерном реестре;

4) Российском международном реестре судов;

5) Российском открытом реестре судов;

6) реестре строящихся судов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 282-ФЗ в пункт 1.1 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Читайте также:
Чрезвычайные суды: что это такое, описание и особенности
Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 31 января 2019 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ

2. Право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.

Право собственности и иные вещные права на зарегистрированное в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов судно (за исключением этих прав на судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру), ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Российском международном реестре судов (в случае регистрации судна в Российском международном реестре судов) или Российском открытом реестре судов (в случае регистрации судна в Российском открытом реестре судов).

Государственная регистрация в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов судна, в отношении права собственности и иных вещных прав на которое установлены ограничения (обременения), и исключение из указанных реестров такого судна осуществляются с согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 31 января 2019 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ

3. Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ в пункт 4 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Реестры судов, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, ведутся в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 31 января 2019 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ

5. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов или Российском открытом реестре судов.

6. В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ в пункт 7 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7. В Российском международном реестре судов могут регистрироваться:

1) суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки. Не подлежат государственной регистрации в Российском международном реестре судов суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации в Российском международном реестре судов превышает пятнадцать лет;

2) суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии, что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает пятнадцать лет;

3) суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности;

4) самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ пункт 7 статьи 33 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

Читайте также:
Страхование личное: что это такое, описание и особенности

5) суда, используемые для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением судов рыбопромыслового флота), и принадлежащие на праве собственности гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам, при государственной регистрации таких судов в морских портах Российской Федерации, включенных в перечень морских портов, утвержденный Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ пункт 7 статьи 33 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

6) суда, которые используются для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением судов рыбопромыслового флота), возраст которых на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает двадцать пять лет, которые зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и зафрахтованы по договорам фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) юридическими лицами, зарегистрированными в свободных экономических зонах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при государственной регистрации таких судов в морских портах Российской Федерации, включенных в перечень морских портов, утвержденный Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 282-ФЗ в подпункт 7 пункта 7 статьи 33 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7) суда, используемые на морской линии, и суда, используемые для буксировки в каботаже (при условии, что продолжительность рейса между заходами в морские порты составляет не более двадцати четырех часов), принадлежащие на праве собственности гражданам Российской Федерации, юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или зафрахтованные ими по договорам фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру);

Информация об изменениях:

Подпункт 8 изменен с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 181-ФЗ

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ пункт 7 статьи 33 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 8

8) суда, используемые для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации, при условии, что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает двадцать лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ статья 33 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8. К использованию судов, перечисленных в пункте 7 настоящей статьи, для осуществления указанных в нем работ, услуг и видов деятельности относится также сдача этих судов в аренду.

Информация об изменениях:

Статья 33 дополнена пунктом 9 с 31 января 2019 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ

9. В Российском открытом реестре судов регистрируются:

1) суда, в том числе маломерные суда, используемые в коммерческих целях, при условии эксплуатации таких судов в целях осуществления видов деятельности, не предусмотренных статьей 4 настоящего Кодекса, лицом, зарегистрированным в качестве участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”;

2) маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, спортивные парусные и прогулочные суда.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 26 ноября 2019 г. – Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

10. Суда, принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, подлежат регистрации в Российском открытом реестре судов при условии, что фрахтователем судна по бербоут-чартеру является юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ “О международных компаниях и международных фондах”.

Информация об изменениях:

Статья 33 дополнена пунктом 11 с 31 января 2019 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ

11. Государственная регистрация судов в Российском открытом реестре судов производится в морском порту Калининград либо морском порту Владивосток. При этом предъявление судна капитану морского порта и ввоз судна на территорию Российской Федерации не требуются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: