Римское публичное право: что это значит

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).

В римской традиции (начиная с Ульпиана) принято делить право на публичное и частное. Ульпиан писал: «Публичное право – это то право, которое относится к статусу Римского государства, а частное право – то, которое имеет в виду выгоды и интересы отдельных лиц».

Для частного права характерен диспозитивный метод регулирования, а для публичного – императивный.

Сфера действия частного права в Риме была весьма широка и включала следующие основные правовые институты: право собственности; другие вещные права; договоры и иные обязательства; семейные правоотношения; наследование; исковую защиту прав.

В отличие от публичного римское частное право было широко воспринято (рецепиировано) европейскими средневековыми правовыми системами и лежит в основе современного гражданского права стран романо-германской правовой семьи.

Выделялись национальное право – ius civile и так называемое право народов – ius gentium.

Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, появилась необходимость в правовой системе, регулирующей отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (ius gentium). Ключевую роль в его создании сыграл претор перегринов (эта римская магистратура была учреждена в 242 г. до н.э.).

Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других наций (финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем надо понимать, что право народов – не международное право, а римское – распространялось, разумеется, не на всех неримлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных). Ius gentium было более прогрессивным, чем ius civile, оно было проникнуто коммерческим духом. Потом эти правовые системы начали сближаться. Различие между квиритским правом утратило смысл в 212 г., когда император Каракалла предоставил права гражданства и право народов всем свободным римским подданным.

Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы – римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.

Читайте также

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему

3. Периодизация римского права

3. Периодизация римского права Периодизация римского права — выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.1. VIII–III в. до н. э. — период

4. Рецепция римского права

4. Рецепция римского права Рецепция римского права — один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.Рецепция (от receptio — «принятие») — восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того

8. Понятие и виды источников римского права

8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:— обычное

13. Кодификация римского права

13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права — к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия

Раздел I Понятия. Основные черты римского права

Раздел I Понятия. Основные черты римского права 1 Историческое и современное значение римского права Право Древнего Рима – яркая и значительная страница мировой истории. В своем зрелом, классическом состоянии оно восходит к наиболее выдающимся достижениям человеческой

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

1. Понятие и система римского частного права

1. Понятие и система римского частного права Римское частное право — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных,

4. Понятие и виды источников римского права

4. Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало

1.1. Понятие и предмет римского права

1.1. Понятие и предмет римского права Периодизация римского права. В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим

1.2. Источники римского права

1.2. Источники римского права Источники римского права: понятие и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:1) как источник содержания правовых норм;2) как способ (форма)

8.1. Основные институты римского наследственного права

8.1. Основные институты римского наследственного права Понятие и виды наследования. Наследование — переход имущества, прав и обязанностей собственника в связи с его смертью к одному или нескольким другим лицам по закону или по завещанию. Наследство состояло из

Читайте также:
Создание юридического лица: что это значит

§ 45. Рецепция римского права

§ 45. Рецепция римского права Возрождение изучения римского права не было продуктом какой — либо прихоти ученых докторов; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Мы видели уже, какие причины не только не дали римскому праву исчезнуть, но, напротив, способствовали его

Книги

Кофанов Л.Л. Система римского публичного права эпохи Республики и Принципата. — М.: Индрик, 2020. — 600 с., ил.

В книге рассматривается вопрос о реальной системе римского публичного права, сложившейся еще в конце Республики — начале Принципата. Центральной для интерпретации этой системы является норма Гая, согласно которой не только частное, но вообще все римское право, то есть и публичное право тоже делилось на лица, вещи и иски. При обзоре основных юридических источников: Институций Гая, Институций, Кодекса и Дигест Юстиниана, этот тезис находит свое прямое подтверждение: в источниках выявляются такие понятия, как persona publica, res publicae, possessio и dominium populi Romani, публичные сервитуты, публичные соглашения, iudicia publica и т. д. Автор доказывает, что такое деление не было впервые установлено Гаем в дидактических целях, как уверяют некоторые ученые, но существовало уже в риторических сочинениях Квинтилиана и Цицерона, а также в знаменитых Antiquitates Варрона, а зачатки такого деления прослеживаются уже в архаическом Риме. Основная часть книги посвящена рассмотрению конкретных институтов римского публичного права лиц (часть 1), вещного права (часть 2) и права исков (часть 3). В заключении автор рассматривает судьбу деления «лица – вещи – иски» в средневековой, новой и новейшей Европе. Отмечается, в частности, что в англо-саксонском праве вплоть до современности это гаевское деление распространялось на все, то есть и на публичное право, то же самое деление прослеживается и в европейской концепции международного права. Автор считает, что универсальность институтов римского права позволяет применять их в системе не только частного, но и публичного современного права континентальной Европы. Книга предназначена для студентов юридических вузов, юристов, историков, а также для всех тех, кто изучает римское и европейское публичное право и его историю.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Государственное право Рима в интерпретации Т. Моммзена. — 2. Идеи П. Бонфанте о параллелизме римского публичного и частного права. — 3. Институционная система Гая и Юстиниана. — 4. Система римского публичного права по Квинтилиану, Цицерону и Варрону.

Часть первая
ЛИЦА

Глава 1. PERSONA И PERSONA PUBLICA В РЕСПУБЛИКАНСКОМ РИМЕ
1. Идея происхождения юридического термина persona от театральной маски в современной историографии. — 2. Возражения против господствующей в историографии теории. — 3. Этимологическая связь между persona и personare. — 4. Происхождение термина persona от религиозных масок древнейших культов. — 5. Архаическое ius imaginum как лаборатория для разработки классического ius personarum. — 6. Правовое содержание архаического ius imaginum. — 7. Проблема времени зарождения архаического права лиц. — 8. Ius imaginum как публичное право. — 9. Понятие persona publica. — 10. Ex persona alicuius agere и значение архаического термина nomen. — 11. Personae fictio как персонификация публичных лиц. — 12. Выводы о сакральном характере архаического права лиц: анализ фрагмента Serv. Aen. II.116.

Глава 2. ВЛАСТЬ МАГИСТРАТОВ, СЕНАТА И НАРОДА: IMPERIUM, AUCTORITAS, POTESTAS И CURA
1. Публичные лица своего и чужого права. — 2. Империй и potestas римского народа, сената и магистратов. — 3. Potestas как объект борьбы за власть между сенатом и народом. — 4. Публичная власть (imperium, auctoritas, potestas) и владение (possessio). — 5. Управление государственным имуществом (cura publica) магистратами, сенатом и народом. А). Магистраты. Б). Сенат. В). Народ. — 6. Арест имущества (pignoris capio) и административная власть магистрата. — 7. Статус публичных жрецов римского народа.

Глава 3. РИМСКАЯ CIVITAS И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ
1. Сivitas как сообщество права. — 2. Роль Законов XII таблиц в формировании civitas. — 3. Роль Законов XII таблиц в формировании общеиталийского содружества. — 4. Понятие civitatem dare. — 5. Распространение децемвирального права на италийских союзников Рима в IV–I вв. до н.э. — 6. Понятие municipium. — 7. Открытость римской civitas. — 8. Муниципальные законы I в. до н.э. — I в. н.э.

Глава 4. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ CIVITAS И RES PUBLICA
1. Двойное значение терминов res publica и civitas. — 2. Res publica как достояние народа. — 3. Res publica и civitas в контексте 50-й книги Дигест.

Часть вторая
ВЕЩИ

Глава 1. ПУБЛИЧНОЕ ВЛАДЕНИЕ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И У КЛАССИЧЕСКИХ ЮРИСТОВ
1. Введение. — 2. История частных владений на ager publicus в V–I вв. до н.э. — 3. Архаическое владение как пользование (usus) и проблема usucapio. — 4. Древние iura possessionum. — 5. Possessio как власть в публичном и международном праве. — 6. Публичное владение в процессуальном праве. — 7. Кураторы государственного имущества и missio in possessionem.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (RES PUBLICA) И ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС
1. Историография вопроса. — 2. Проблема соотношения государственных и частных интересов. — 3. Определение государственной собственности. — 4. Две основные части государственной собственности. — 5. Коллективное управление государственной собственностью. — 6. Ограничения права собственности в пользу публичных интересов. — 7. Примеры pro и contra неприкосновенности частной собственности. — 8. Ответственность муниципальных и государственных чиновников за управление государственной собственностью. — 9. Особая роль куратора государственной собственности.

Читайте также:
Проход через территориальное море

Глава 3. ПУБЛИЧНЫЕ СЕРВИТУТЫ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1. Проблема характера древнейших сервитутов в историографии. — 2. Публичный характер древнейших дорожных сервитутов. — 3. Различие между частными и публичными сервитутами. — 4. Сакральное происхождение публичных сервитутов дорог и водных источников. — 5. Международный характер древнейших публичных сервитутов.

Часть третья
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Глава 1. ИСТОЧНИКИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1. Источники обязательств по Гаю, Юстиниану и Модестину. — 2. Обязательства из закона (ex lege) и из преторского права (iure honorario). — 3. Обязательство, возникающее посредством судебной уступки in iure cessio. — 4. Публичные «продажи под копьем». — 5. «Цензорские законы» или «цензорские контракты»?

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ В РИМСКОМ РЕСПУБЛИКАНСКОМ ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ
1. Mancipium в Законах XII таблиц и античная традиция о манцепсах. — 2. Магистратская военная власть и «продажи под копьем». — 3. Понятие manceps. — 4. Правовая форма заключения государственных контрактов mancipium. — 5. Определение римского государственного контракта. — 6. Виды государственных контрактов. — 7. Контроль сената и народа за исполнением государственных контрактов. — 8. Форма судебных процессов по государственным контрактам. — 9. Заключение.

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ ХЛЕБОМ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1. Зерновая кондикция как древнейшая форма кондикции об определенной вещи. — 2. Древнейшая кондикция коллегии фециалов и параллелизм норм публичного и частного римского права. — 3. К истории торговли зерном и ее правового регулирования в Риме VI–II вв. до н.э. — 4. Участие в хлебных закупках римских послов. — 5. Торговые кондикции с иностранцем и Латинский договор 493 г. до н.э. — 6. Частные откупщики хлеба — frumentatores. — 7. Процесс 492 г. до н.э. плебейских трибунов против Г. Марция Кориолана. — 8. Первое столкновение государственной и частной торговли хлебом 440–439 гг. до н.э. — 9. Государственная торговля хлебом в III–II вв. до н.э. — 10. Хлебный закон Гиерона. — 11. Дело против этрусских откупщиков хлеба 212 г. до н.э. — 12. Заключение.

Часть четвертая
ИСКИ

Глава 1. НАЧАЛО РАЗДЕЛЕНИЯ РИМСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НА ПУБЛИЧНОЕ (IUDICIA PUBLICA) И ЧАСТНОЕ (IUDICIA PRIVATA)
1. Реформа Сервия Туллия. — 2. Законы Валерия Публиколы 509 г. до н.э. — 3. Закон консулов Атерния и Тарпея 454 г. до н.э.

Глава 2. PRAEIUDICIUM
1. Определение понятия. — 2. Определения praeiudicium у Юлия Виктора и Квинтилиана. — 3. Praeiudicium как судебный прецедент и досудебное мнение. — 4. Praeiudicium как досудебные действия (actiones praeiudiciales). — 5. Преюдициальная спонсия и legis actio sacramento in rem. — 6. Закон Цицерейя 173 г. до н.э. о поручителях. — 7. Praeiudicium как досудебное мнение юристов и их auctoritas. — 8. Выводы.

Глава 3. РОЛЬ ЮРИСТОВ В РИМСКОМ ПУБЛИЧНОМ И ЧАСТНОМ ПРОЦЕССЕ
1. Обычай «публично давать ответы» в эпоху Республики. — 2. Публичные «ответы» юристов сенату, народу и магистратам. — 3. Обсуждения юристов на форуме (disputationes fori). — 4. Процессуальные сроки «три нундины» (trinundinum) и «30 законных дней». — 5. Народные сходки на Римском форуме — contiones как досудебные разбирательства.

Глава 4. ЖРЕЧЕСКИЕ RESPONSA
1. Определение жреческой юриспруденции. — 2. Исчезла ли жреческая юриспруденция? — 3. Юристы-жрецы III–I вв. до н.э. — 4. Специализация юристов-понтификов, юристов-авгуров, юристов-фециалов и жрецов Аполлона. — 5. Жрецы как «знатоки права». — 6. Жрецы как «мудрецы права». — 7. Авгурское учение о prudentia у Цицерона. — 8. «Власть давать ответы по вопросам права». — 9. Коллективные и частные «ответы мудрецов» жреческих коллегий. — 10. Responsa, спонсии сакраментального иска и преюдициальная спонсия. — 11. Responsa жреческой коллегии фециалов. — 12. Responsa жрецов Аполлона. — 13. Auctoritas sacerdotum. — 14. Право давать ответы ex auctoritate principis. — 15. «Знаток права Аполлон» и реформа Октавиана.

Глава 5. ADVOCATUS POPULUS, ИЛИ О ЗАРОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ РИМСКОЙ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ
1. Определение видов судебной защиты у Аскония (in Cic. Divin. 11). — 2. Так называемые «патроны тяжб» в римском цивильном и международном праве. — 3. Значение термина advocatus в Риме V–I вв. до н.э. — 4. Роль «короны» правосудия. — 5. Законы о защите прав плебейских трибунов выступать перед народом. — 6. Роль provocatio ad populum в организации судебной защиты. — 7. «Безвозмездность» римской республиканской адвокатуры и ее судьба в эпоху Принципата. — 8. Выводы.

Глава 6. НАРОДНЫЕ ИСКИ: ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. Историография проблемы. — 2. Определения actiones populares в Дигестах Юстиниана. — 3. Проблема соотношения народных исков и публичных тяжб (iudicia publica). — 4. Система представительства в публичных и народных исках pro populo. — 5. Народные иски в форме легисакционных исков эпохи Республики. — 6. Формирование народных исков в конце VI — V вв. до н.э. — 7. Actiones populares и судебное преследование римских магистратов, обвиненных в коррупции. — 8. Иск из закона Ацилия (Семпрония) о взяточничестве 122 г. до н.э. как actio popularis международного судопроизводства. — 9. Муниципальные народные иски. — 10. Заключение.

Читайте также:
Лизинговая компания: что это значит

Глава 7. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИНДИКАЦИОННОГО ИСКА В РИМСКОМ ПРАВЕ
1. Виндикационный иск как универсальное средство защиты как частной, так и публичной собственности. — 2. Принцип нераспространения приобретательной давности на государственную и муниципальную собственность. — 3. Преобладание коллективной собственности (владения) на землю в архаическую эпоху. — 4. Определение виндикации у Цицерона и римских юристов. — 5. Описание ритуала legis actio sacramento in rem в «Институциях» Гая. — 6. Деление вещного сакраментального иска на iudicium publicum и iudicium privatum. — 7. Международное «право войны» и происхождение римской виндикации. — 8. Судебные казусы публичной виндикации в V–II вв. до н.э. — 9. Заключение.

Глава 8. КОНДИКЦИОННЫЙ ИСК И КРАЖА ПУБЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКАНСКОМ РИМЕ
1. Определение публичной кражи (furtum publicum). — 2. Leges repetundarum по закону Юлия Цезаря 59 г. до н.э. — 3. Происхождение института repetundae, право фециалов и рекуператорные суды. — 4. Закон Ацилия (Семпрония) 122 г. до н.э. — 5. Furtum publicum в речи Цицерона «Против Верреса». — 6. Закон Кальпурния 149 г. до н.э. о зерновой кондикции. — 7. Заключение.

Глава 9. ХАРАКТЕР ЛИЧНОЙ И ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОГО ДОЛЖНИКА В РИМСКОМ ПРАВЕ
1. Была ли отмена личной ответственности несостоятельного должника после 326 г. до н.э.? — 2. Данные источников об аресте должника. — 3. Тюремное заключение должников в постклассическом праве. — 4. Преследование за неподчинение судебному решению.

Заключение
1. Особенности рецепции римской институциональной модели публичного права в средневековой и современной Европе. — 2. Судьба виндикационного иска в современной России. — 3. Проблема отчуждения народа от собственности в современной России. — 4. Влияние модели римского права на исполнительное судопроизводство современной России. — 5. Общие выводы.

Русский предметный и именной указатель

Предметный указатель латинских и греческих терминов

Основы публичного права Древнего Рима

Право частное и право публичное

По мнению римских юристов, всю совокупность правовых установлений необходимо делить на две части: право частное и право публичное (рис. 23). К последнему, по известному определению Ульпиана, принадлежат все те нормы, которые “относятся к положению римского государства” как целого; напротив, частное право имеет дело с тем, что касается “пользы отдельных лиц” (D.1.1.2).

В современной классификации к отраслям публичного права относятся: конституционное, муниципальное, административное, уголовное, финансовое и т. п. Для них характерны нормы императивные (властно-повелительные), когда есть субъект властвующий в лице институтов публичной власти (государственных и местного самоуправления) и подвластные (обязанные) лица. Отношения строятся по вертикали и носят одновариантный, безальтернативный характер поведения — что-либо сделать или чего-либо не делать.

К отраслям частного права относятся: гражданское, торговое (коммерческое), предпринимательское, семейное, во многом трудовое. Для них характерны отношения по горизонтали: равенство субъектов и наличие у них воли вступать в частноправовые отношения. Нормы здесь, как правило, диспозитивные (автономные), предполагающие многовариантность поведения в зависимости от воли сторон. Например, в соответствии с Законом о защите прав потребителей в случае покупки бракованного товара, если брак не по вине покупателя, то в установленные претензионные сроки он имеет право требовать по своему усмотрению или замены товара, или его капитального ремонта, или возврата денег. У продавца же, в случае если в некачественности товара виновен производитель, возникает право регрессного иска к производителю.

Римская республика

В период республики (510/509–27 гг. до н. э.) центральными органами государства являлись Народные собрания (центуриатные и трибутные комиции), Сенат и магистратура (рис. 24 и 25).

Народные собрания имели законодательные функции, избирали высших должностных лиц. Центром всей политической жизни Рима являлся Сенат. Не случайно в официальных документах для названия Римского государства употреблялась формула “Сенат и Римский Народ”, четко указывающая, кому принадлежала политическая власть в Риме. Сенат был постоянно действующим органом, ведающим казной, военным делом, внешними сношениями и т. д., контролирующим деятельность Народных собраний. Сенаторы назначались цензорами из числа наиболее богатых и влиятельных граждан высших сословий.

Магистратура была представлена должностными лицами, выполнявшими различные функции управления. Важнейшими принципами были: выборность, коллегиальность, срочность (избирались, как правило, на один год), ответственность перед народом, безвозмездность службы.

Высшими магистратами были консулы, осуществлявшие текущее управление и высшее военное командование. В компетенцию преторов, бывших вначале помощниками консулов, стало входить руководство правосудием. Цензоры распределяли граждан по центуриям, составляли списки сенаторов. Ниже по объему полномочий были квесторы и эдилы. Особое место занимали плебейские трибуны, имевшие право наложить запрет (“вето”) на решения магистратов и Сената.

Исключительной, экстраординарной магистратурой являлась должность диктатора. Он назначался консулами по поручению Сената в таких случаях, как война, восстание и т. п. Диктатор обладал неограниченной властью, но не мог занимать эту должность свыше шести месяцев.

Кризис рабовладения, конфликт между центром и провинциями, грандиозные восстания рабов (в Сицилии и под руководством Спартака) привели в I в. до н. э. к падению республики в Риме. Империя стала той формой государственного устройства, с помощью которой рабовладельцы сохранили свое господство.

Римская империя

3.1. Принцепат

В I—III вв. н. э. Римская империя выступает в форме принципата (рис. 26) (от слова “принцепс” — первый). Это было время, когда фактически утвердившаяся императорская власть вынуждена была прикрываться ширмой республиканских учреждений. Одновременно действуют две системы управления.

С одной стороны, заседал Сенат, избирались магистраты — консулы, преторы и т. д., а параллельно развивалась власть принцепса и создаваемого им нового государственного аппарата.

Читайте также:
Органы внешних сношений: что это значит

Принцепс — это постоянная должность, фактически переходящая по наследству в рамках императорской семьи. Он — верховный главнокомандующий, трибун, консул, великий понтифик. Ему присваивается титул “август” (“возвеличенный божеством”). Составными частями системы управления принцепса становятся: “совет друзей”, развившийся в постоянный орган — консилиум, особая казна — фиск, несколько канцелярий, назначаемые принцепсом многочисленные чиновники.

Принцепсу в управление передается ряд провинций. Опорой его власти становится постоянная армия, и прежде всего гвардия преторианцев, несшая охрану принцепса. Глава преторианцев — префект претория становился доверенным лицом принцепса.

В то время как республиканское управление приходит в упадок, аппарат принцепса непрерывно растет и усиливается, и республиканское прикрытие вскоре становится уже ненужным.

3.2. Доминат

В III—V вв. н. э. утверждается новая форма правления — доминат (рис. 27) (от нового наименования императора “доминус” — “господин”). Старые республиканские учреждения теряют силу, исчезают, ширма полностью отбрасывается. Все управление сосредоточивается в руках императора, власть которого рассматривается теперь как божественное установление.

Для его возвеличивания вводится восточный придворный этикет. Среди ведущих учреждений периода домината следует выделить Государственный совет — консисторию, финансовое и военное ведомства. Создается разветвленный государственный аппарат с массой чиновников, обладающих исключительными привилегиями. Среди них устанавливается строгая иерархия.

К числу высших сановников относятся: квестор священного дворца (глава консистории), магистр должностей, начальник священной опочивальни и др. Сенат сохранился, но роль его стала незначительной. Магистраты превращаются в почетные звания. В 395 г. империя распадается на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе). Каждая из них возглавляется императором — августом, который назначает себе помощника — цезаря. В 476 г. под непрерывным напором варваров Западная Римская империя пала.

Уголовное право

Римское уголовное право складывалось из массы законов, включая Законы XII Таблиц, из постановлений Народных собраний и Сената. Значительное число уголовных законов было издано по приказу диктаторов и императоров. Большая часть последних преследовала определенные политические цели или была направлена на террор против политических врагов.

Законы не исключали произвола как императоров, так и магистратов. В том числе в определении того, что следует считать преступным, и в том, кого и как наказывать. Во многих случаях императоры предпочитали внесудебную расправу с политическими противниками или подозрительными лицами.

Особого внимания заслуживает Закон об “оскорблении величия римского народа”. Сформулирован он был неопределенно, так, чтобы его можно было применять против любого лица, не согласного с проводимой политикой, выражающего недовольство ею.

Одним из сенатских постановлений к “оскорблению величества” была отнесена расплавка неудачно отлитых статуй императора. Римские юристы периода империи обсуждали вопрос о том, можно ли судить за то, что брошенный кем-нибудь камень попал, хотя и нечаянно, в статую императора и т. п.

К “оскорблению величества” были отнесены восстания против императора, убийство его чиновников, государственная измена, служебный подлог и т. п.

Большое внимание римский законодатель уделяет преступлениям против порядка управления: взяточничеству, присвоению казенных денег, хищению государственного имущества и т. п. Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью, ссылкой и проч.

Наказания различались по степени связанного с ними мучительства и позора и делились на применяемые к лицам высших сословий и предназначенные непривилегированным. Особую группу тяжких наказаний составляли применявшиеся к рабам.

За одно и то же преступление, например намеренное повреждение межи, рабов ссылали на верную смерть в рудники, члены низших сословий приговаривались к каторжным работам, нобили и всадники отделывались штрафом или ссылкой.

В случаях осуждения на смерть знатных и солдат казнили мечом, незнатным угрожало сожжение, закапывание живыми в землю, разрывание телегами и проч. Рабы мучительно умирали на крестах.

Римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступления, подстрекательство, соучастие и проч. Неосторожное убийство, как и неосторожный поджог, влекли по общему правилу меньшее наказание, меньшую ответственность по сравнению с теми же действиями, совершенными по злому умыслу.

Римское право: понятие, источники, основы

Любая наука имеет свой путь развития, определяющий тот массив знаний, который в неё включён. То же самое можно сказать о юриспруденции. Эта отрасль современной науки является наиболее приближенной к общественной жизни в целом и каждому человеку в отдельности. По сути, юриспруденция – это вся людская жизнь, обличённая в нормы, институты и отрасли права, другими словами, санкционированная и дозволенная государством. Но мало кто задумывается, откуда эта наука берёт своё начало. Современные историки права придерживаются теории о том, что весь массив современного юридического знания пошёл от римского права. Конечно, задатки права существовали задолго до римлян, но именно они смогли наиболее точно и корректно создать настоящую науку из большого количества обычаев, первоначальных норм и других, совершенно несовместимых элементов. На сегодняшний день римское право изучается во всех видных университетах мира. Этот подчёркивает факт того, что римские юристы заложили базис для многих поколений вперёд. В статье мы попытаемся рассмотреть особенности и систему римского права, а также изучим его влияние на правовые системы современных государств.

Особенности термина

Римское право – это термин, характеризующий правовую систему Древнего Рима и Византийской империи. Оно существовало на отрезке с VII века до нашей эры и по VII век нашей эры. Однако термин можно употребить и в другом значении.

История римского права

Историческая характеристика данной науки параллельна процессу развития римской цивилизации в целом. По мере развития общественных отношений в Риме, происходило изменение правовой системы этого государства. Понятие римского права возникло ещё в царский период (753 год до нашей эры). Право того периода представляло собой лишь зачатки науки, которая известна нам на сегодняшний день. В этот период был создан знаменитый сборник норм римского права – Закон XII таблиц. Следующий период республики начинается с 509 года до нашей эры. Римское право этого времени наполнилось совершенно новыми правовыми нормами и институтами, что свидетельствует о работе учёных-юристов. Наибольший расцвет пришёлся на период империи (31 год до нашей эры – 476 год нашей эры). Именно во времена имперского правления право Рима начало развиваться как никогда. Виной всему – развитие юриспруденции и постоянная работа юристов-практиков, чья деятельность поддерживалась государством. Также довольно большую роль сыграл распад империи на две части. Это привело к появлению многих правовых школ и развитию разных теоретических подходов.

Читайте также:
Частный лесной сервитут: что это значит

Источники права Рима

Возможность изучать правовую систему Древнего Рима дают возможность источники, закрепившие в себе нормы римского права, которые сохранились до наших дней. Именно благодаря этим материалам мы имеем возможность изучать правовую бытность римлян того далёкого времени. Источники римского права образуют единую правообразованную систему. Сегодня известны следующие источники римского права:

– Правовые сборники юристов-практиков.

Нужно отметить тот факт, что древнейшее римское право, а точнее, некоторые его аспекты, можно изучить только благодаря Законам XII таблиц. Помимо этого, существуют и другие кодификации, которые показывают систему, принципы и другие особенности римского права.

Свод законов двенадцати таблиц

Эта кодификация римского права является наиболее древним сохранившимся до наших дней источником. Его созданию предшествовала целая череда исторических событий. К 450 году до нашей эры противоречия между римским плебсом и патрициатом обострились как никогда. Чтобы не допустить назревающих общественных столкновений, была составлена комиссия из 10 человек, наделённых властью консулов (возможность законотворчества). Вследствие их работы основы римского права (обычаи и масса созданных до этого времени норм) были включены в свод законов, который размещался на двенадцати каменных таблицах.

Кодекс Феодосия

Конечно, Законы XII таблиц не были единственными в своём роде, существовали и другие источники римского права в виде кодифицированных законов. Проблема в том, что с 450 года до нашей эры, помимо норм в Законах XII таблиц, выпускались также иные нормативные акты (эдикты преторов, конституции императоров), которые имели ту же юридическую силу. Весь этот массив правовых норм впервые попытался кодифицировать император Феодосий II. Но юристы под руководством императора изначально пошли не тем путём. Они попытались собрать все нормы римского права, что в принципе было сделать невозможно из-за их колоссального количества. Поэтому выпустили всего четыре книги кодекса, после чего работа и остановилась. Тем не менее римское право нашло своё проявление в другом кодифицированном акте.

Corpus juris civilis

В 527 году император Юстиниан пытается исправить недочёты своего предшественника. Но подход к кодификации на этот раз существенно видоизменился. На это повлияло несколько причин:

  1. Император желал создать единую правовую систему для Восточной и Западной части Римской Империи.
  2. В римском праве накопилась масса норм, которые были совершенно ненужными и устарелыми.

Таким образом, Юстиниан создаёт уникальный кодифицированный акт, где объединяются нормы, имеющие ценность и актуальность. При этом были учтены обычая и порядки как западной части империи, так и восточной. Corpus juris civilis состоит из следующих частей:

  1. Дигесты, в которые включили римское частное право и нормы публичного права Рима.
  2. Институции – это, по сути, наставления, «учебник» для юристов последующих поколений. Они были основаны на знаменитых институциях Гая.
  3. В новеллах были собраны все конституции, выпущенные непосредственно императором Юстинианом уже после произведения кодификации.

Именно Corpus juris civilis стал основным источником римского публичного и частного права. Нормы этого акта были имплементированы во многие рецепции римского права.

Принципы

Анализируя все представленные выше нормативные акты, можно выделить основные идеи, принципы римского права. Они формировались на протяжении многих столетий и на сегодняшний день некоторые из них можно встретить в гражданском законодательстве многих государств.

Основными принципа являются:

1. Республиканская форма построения государства. Древние римляне считали, что государство, — это продукт договорённости внутри населения, где любые правовые споры решаются посредством консенсуса.

2. Равноправие сторон. Согласно этому принципу, ни один из субъектов не имеет каких-либо преимуществ перед другими.

3. Судебная власть в Риме играла важную роль, что говорит о казуистичности римского права.

Список представленных принципов не является исчерпывающим. Очень часто учёные не сходятся во мнениях, что приводит к появлению новых основополагающих идей римского права.

Основные виды римского права

Система всего римского права состоит из двух основных частей: римское частное и публичное право. Этот вид деления был предложен юристом Ульпианом. Он утверждал, что элементы римского права отображают сущность отношений, регулируемых ими. По его словам, публичное право – это сфера государственного интереса, а приватное – правоотношения между частными лицами. Публичное право создано для охраны и выражения интересов всего римского общества. Нормы данной отрасли – императивные, так как отсутствует возможность их изменения сторонами. Римское частное право – основа, которая живёт в законодательных актах многих стран. С её помощью регулировались обязательственные, торговые, наследственные, семейные и другие правоотношения. Частная отрасль права являлась наиболее приближенной к повседневной жизни граждан Рима. Два представленных элемента римского права впоследствии были существенно расширены и дополнены. Следует заметить, что подобное деление существует и сегодня практически во всех странах. Таким образом, именно римские юристы создали универсальный способ деления сфер регулирования отраслей права в зависимости от типа правоотношений. Но система Римского права также включала и другие элементы, которые составляли основу частной и публичной отрасли.

Иные отрасли права

Помимо приватного и частного права, выделяют отрасли, которые были сформированы на основе специфических правоотношений. Например, Jus civile (право граждан) – это право, субъектами которого всегда выступали квириты (римские граждане). Данная отрасль наиболее древняя, так как основывается на обычаях Царского периода в Риме. Многие учёные считают, что все остальные отрасли созданы на основе Jus civile. Подобная теория во многом подтверждается, так как право граждан основано на источниках римского частного права, которое впоследствие было изменено и кодифицировано.

Позднее все эти специфические отрасли вошли в состав приватной и публичной составляющей римского права. Как мы видим, система римского права является достаточно простой, если разобраться в правоотношениях, регулируемых каждым из элементов.

Рецепции римского права

После падения Восточной римской империи право этого государство продолжало жить в нормативных актах других государств. Процесс имплементации римского права получил название рецепции. Он начался в Западной Европе примерно в XII веке (эпоха феодализма). Рецепции появлялись из-за того, что римское частное право уже имело готовые правовые структуры, которыми вполне можно регулировать товарно-денежные, обязательственные отношения, удовлетворять интересы частных лиц и т.п. Более того, некоторые правители находили в нормах частного права подтверждение своей неограниченной и абсолютной власти. Отсюда следует, что римляне создали «бессмертный» механизм, которым пользовались на протяжении многих веков после падения их государства.

Предметом рецепций стало классическое римское право (частное). В данном случае нельзя было заимствовать у римлян публичную отрасль, так как государственное устройство феодальных держав было совершенно несхоже с римским. Тем не менее частную отрасль вполне можно включить в законодательство с долей небольших изменений. Нужно отметить тот факт, что римское право заимствовалось полностью или же частично. Все зависело от правового климата того государства, где создавалась рецепция. Сегодня известно несколько памятников-рецепций римского частного права, а именно:

– Франция: «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези», «Извлечение Петра».

– Германия: «Немецкое гражданское уложение», «Саксонское зерцало».

– Англия: «О законах и обычаях Англии».

Упомянутые памятники во многом помогают изучить не только основы римского права, но также историю его развития. Как это ни парадоксально, но многие нормы живы и по сей день в гражданских законодательствах европейских стран, например Российской Федерации, Федеративной Республики Германии, Франции, Польши, Украины и т. д.

Роль римского права в современной науке

На сегодняшний день право Древнего Рима как правовая дисциплина изучается во многих учебных заведениях, которые известны на весь мир. Значение римского права для многих государств просто колоссально, о чём свидетельствует история этой правовой системы. Германия существовала на нормах римского частного права вплоть до 1900 года. Интересен тот факт, что до этого времени использовались практически неизменные нормы римского права. По сути, правовая система Древнего Рима до начала XX века продолжала жить в Германии. Большую роль право римлян сыграло для Франции. Закон Лотаря II был всецело создан на основе римского классического частного права. Также римляне своей работой смогли создать основу для многих правовых систем и даже целых правовых семей, существующих на сегодняшний день. Римское право оказало сильное влияние на мировую культуру.

Таким образом, можно выделить следующие позитивные моменты:

1. Грамотность юридической техники римского права.

2. Исключительный характер римского частного права.

3. «Гибкость», возможность видоизменения, имплементации.

4. Абстрактность понятий.

5. Возможность регулирования всего массива правоотношений.

Учитывая все выше представленные особенности, напрашивается вывод, что понятие римского права включает в себя не только характеристику правовой системы древнего государства, но ещё и целый массив знаний, а также историю развития соответствующей отрасли во многих современных государствах.

Реорганизация юридического лица: что это значит

ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правила абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц – первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Реорганизация юридического лица

Больше материалов по теме «Банкротство» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Реорганизация – передача прав и обязанностей
  2. 5 способов для реорганизации юрлица
  3. Реорганизация шаг за шагом
  4. Где производить новую регистрацию
  5. Признать реорганизацию недействительной
  6. Когда реорганизацию считать завершенной

В мире бизнеса все процессы очень пластичны и изменчивы. Постоянные перемены характеризуют одну из главных бизнес-черт характера предпринимателей: способность быстро принимать решения и действовать в новых обстоятельствах. Это касается не только физических личностей, но и юридических лиц. ООО или АО может изменить форму своего существования – быть реорганизованным. Что нужно помнить руководителям при осуществлении этого процесса? Как правильно пройти все этапы? Какие нюансы предусматривает законодательство? Разберём эти вопросы.

Реорганизация – передача прав и обязанностей

Юридическое лицо уходит в небытие, но не исчезает, а «превращается» в одну или несколько новых организаций – преемников «материнского» юридического лица. Такие превращения, весьма нередкие в бизнесе, называются реорганизацией. По сути своей, это передача всех полномочий – прав и обязанностей – от исходного к создаваемым юридическим лицам. Этот процесс позволяет помочь избежать банкротства и полной ликвидации компании, лишь переформатируя ее деятельность.

Решить начать реорганизацию может:

  • собственник имущества фирмы;
  • учредители или акционеры;
  • орган, которому такие полномочия дают уставные документы;
  • суд, давший постановление.

СПРАВКА! Воля учредителей по реорганизации вправе быть выражена исключительно с подачи совета директоров (если иного не декларирует Устав). На общем собрании не менее 75% участников должны проголосовать за начало этого процесса.

5 способов для реорганизации юрлица

Гражданский кодекс РФ предусматривает 5 возможных видов реорганизации предприятий.

  1. Слияние. Несколько юридических лиц (не менее двух) перестают осуществлять свою деятельность, соединяясь в одно, получающее все обязательства и привилегии исходных.
  2. Присоединение. Одна из организаций останавливает деятельность и передает свои полномочия другой, которая продолжала функционирование и продолжает его в новом формате. Согласие продолжающей действовать организации необходимо, если к ней присоединяются не единичные фирмы, а любые объединения (союзы, ассоциации и т.п.), особенно с крупными активами.
  3. Разделение. Одна компания делит свои права и обязанности между несколькими вновь созданными, а сама уходит в прошлое.
  4. Выделение. «Материнская» организация как бы «отпочковывает» от себя одну или несколько новых, которым и передает часть своих полномочий, сама продолжая действовать по тем, что остались.
  5. Преобразование. Новые организации не возникают, изменения вносятся в правовую форму исходного юрлица. При этом реорганизуемая фирма не может превратиться в свою бизнес-противоположность: АО или ООО нельзя переделать в товарищество или, к примеру, госпредприятие, а коммерческую структуру – в некоммерческую.

При реорганизации акционерных обществ законодательно разрешалось применять еще одну, комбинированную форму изменения организационно-правовых отношений – «выделение/разделение с одновременным присоединением/слиянием».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! До сентября 2014 года при реорганизации ООО можно было применять лишь 1 из перечисленных способов. После законодательной реформы их разрешено произвольно комбинировать, причем не ограничивается количество реорганизуемых компаний и их организационно-правовые формы.

Реорганизация шаг за шагом

Реорганизация – довольно трудоемкая процедура. Ее регламентирует целый комплекс законодательных норм. Поэтому нередко для ее проведения руководители предприятий используют помощь специалистов, чтобы сберечь временной ресурс и избежать возможных отказов. Рассмотрим процедуру реорганизации поэтапно.

Шаг 1. Постановка цели

На общем сборе акционеров или учредителей ставится вопрос и проводится голосование насчет реорганизации (3/4 голосов должно быть отдано «за»). После протоколирования решения устанавливается способ реорганизации, намечается ее план, ставятся сроки.

Шаг 2. Обращение в ПФР

Прежде чем запустить процесс, нужно, чтобы Пенсионный фонд подтвердил справкой отсутствие задолженности у реорганизуемой фирмы.

Шаг 3. Извещение налогового органа

Не позже 3 суток после оформления протокола с решением собрания учредителей или акционеров компания обязана уведомить ИФНС о своих намерениях. Инспектор записывает в ЕГРЮЛ данные о начале процесса реорганизации юридического лица.

Шаг 4. Информирование контрагентов

В пятидневный срок после внесения информации в ЕГРЮЛ нужно в письменном виде оповестить кредиторов ООО (АО), ведь процесс реорганизации, возможно, скажется и на их интересах.

Шаг 5. Уведомление через СМИ

Извещение в «Вестнике государственной регистрации» необходимо публиковать два раза в месяц, начиная с первых действий налоговой инспекции (изменение ЕГРЮЛ).

Шаг 6. Инвентаризация

Ее сроки назначает генеральный директор или устанавливает совет учредителей.

Шаг 7. Промежуточный отчет

Бухгалтеры составляют промежуточную форму отчетности по итогам инвентаризации.

Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа

Если выбрана процедура слияния, присоединения или преобразования, составляется передаточный акт, вместе с которым будут переданы бухгалтерская отчетность и инвентаризационные акты. Для осуществления выделения или разделения используется разделительный баланс.

Шаг 9. Создание новых уставных документов

Составляются и регистрируются Уставы новых возникших организаций.

Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:

  • вычисление амортизации по активам и основным средствам;
  • списание расходов за будущие периоды, если их нельзя внести в реорганизационный документ;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • закрытие доходно-расходной документации;
  • выведение чистого дохода за период между промежуточным отчетом и днем, перед которым теряющее полномочия юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ;
  • последний бухгалтерский отчет прекращающих существование ООО или АО.

По завершении всех этих этапов происходит передача новым организациям прав и обязанностей вместе со всеми активами. Вновь созданные общества (их материально ответственные лица) получают:

  • ценности, принадлежавшие ликвидированным юрлицам;
  • материальные активы;
  • документальные архивы.

Где производить новую регистрацию

Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

  1. Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
  2. При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
  3. При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
  4. Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
  5. Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.

Признать реорганизацию недействительной

Такая возможность закреплена законом в сентябре 2014 года. Совершить этот акт можно через суд по инициативе учредителя, не голосовавшего на общем собрании или отдавшего свой голос против реорганизации. Суд постановит, что реорганизация не состоялась, если будет доказано, что:

  • решение о начале процесса не принято установленным порядком или для положительного решения не хватило необходимой части голосов «за»;
  • в документах на регистрацию новых юридических лиц, возникших через реорганизацию, содержатся заведомо недостоверные сведения.

Когда реорганизацию считать завершенной

ООО или АО признается реорганизованным после проведения госрегистрации новых или обновленных юридических лиц. Такой протокол не относится лишь к форме присоединения – по ней реорганизация завершается записью в ЕГРЮЛ о прекращении существования присоединяемой организации как самостоятельного юридического лица.

Этапы реорганизации юридического лица: документы, сроки и другие нюансы

Даже при небольшой задолженности перед государственными органами или кредиторами юрлицо можно закрыть. Именно из-за этого реорганизация, как способ прекращения деятельности организаций, получила широкое распространение в бизнес-среде. Хотя сам этот процесс таит в себе, как преимущества, так и недостатки.

Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

Однако в этом процессе есть свои тонкости. С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно. С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

Формы реорганизации

В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.

Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

Алгоритм действий при реорганизации

1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов.

Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

2. Подтверждение решения о реорганизации

Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
  • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

Сроки отправки уведомления о реорганизации

Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

3. Публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Когда запись о начале процедуры реорганизации уже внесена в ЕГРЮЛ, реорганизуемое предприятие должно дважды, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации.

Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.

За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Если в реорганизации участвуют два и более общества, то сообщение публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ.

4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

В п. 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

В соответствии с пп. 11 ст. 32 НК РФ направить запрос о проведении сверки и получить акт можно в течение следующего дня после дня составления такого акта следующими способами:

  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

5. Подготовка документов

Итак, сведения о реорганизации дважды опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» с интервалом в месяц. Теперь самое время вновь создаваемому юрлицу начать собирать все необходимые документы для представления в регистрирующий орган.

Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

Содержание договора о присоединении

При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.

Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.

Кроме обязательных положений в договор следует включить:

  • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
  • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

Как сэкономить на уплате государственной пошлины

С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу

Зачем нужен передаточный акт?

В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

  • по остаточной стоимости;
  • по текущей рыночной стоимости;
  • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Кто утверждает передаточный акт:

  • учредители (участники) юрлица;
  • орган, принявший решение о реорганизации.
Что важно учесть при составлении передаточного акта

Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Содержание передаточного акта

Документ может включать:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.
Сроки составления и утверждения передаточного акта

Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

В п. 5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

6. Подача документов в регистрирующий орган

Направить документы можно одним из способов:

  • почтой
  • в МФЦ
  • нотариусом (по просьбе заявителя)
  • в электронном формате на сайте ФНС (документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя)

Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

7. Получение документов

После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

8. Правопреемство

После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов
  • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
  • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
  • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

Права и обязанности, согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом. Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.

  • При выделении — правопреемство не возникает.

Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.

  • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: