Отличие коммерческой тайны от конфиденциальной информации
- Понятие конфиденциальной информации
- Расшифровка термина «коммерческая тайна»
- Сходство конфиденциальной информации с составляющими коммерческую тайну сведениями
- Основное отличие сведений конфиденциального характера от секретной коммерческой информации
- Дополнительный отличительный признак конфиденциальных и секретных коммерческих сведений
- Положение о коммерческой тайне на предприятии и работе с документами конфиденциального характера
- Итоги
Понятие конфиденциальной информации
Расшифровку понятия «конфиденциальная информация» можно найти в нескольких нормативных актах (например):
1. По ст. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ — это определенные сведения, которые не подлежат без согласия их обладателя передаче и распространению лицом, получившим к ней доступ.
2. По п. 2 Регламента обмена электронными документами, утвержденного приказом ФНС России от 12.12.2006 № САЭ-З-13848@, — это требующая защиты информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с:
- действующим законодательством РФ;
- настоящим Регламентом.
3. По ст. 2 утратившего силу закона «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ — это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, к конфиденциальной относится информация, доступ к которой ограничен законом.
Расшифровка термина «коммерческая тайна»
Сведения, составляющие коммерческую тайну, расшифровываются:
- в ст. 3 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ — как информация любого характера, имеющая коммерческую ценность и недоступная для третьих лиц, в отношении которой обладатель ввел режим коммерческой тайны;
- в п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) — как связанная с коммерческой деятельностью информация, доступ к которой ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.
Для понимания специфичности термина «коммерческие сведения» важна детализация понятия «коммерческая тайна» (п. 1 ст. 3 закона № 98-ФЗ). Под коммерческой тайной понимается специальный режим конфиденциальности, позволяющий обладателю коммерческих сведений:
- упрочить положение на рынке товаров (работ, услуг);
- улучшить финансовые показатели своей работы (увеличить доходы, избежать неоправданных расходов);
- получить иную коммерческую выгоду.
Таким образом, термин «коммерческая тайна» относится к информации:
- о коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта;
- состав которой определяется ее обладателем;
- защищаемой ее обладателем и лицами, получившими секретные коммерческие сведения в установленном законом порядке (должностными лицами госорганов, контрагентами и др.).
О важных финансовых показателях деятельности фирмы и их применении для финанализа узнайте из статьи «Основные финансовые коэффициенты и формулы их расчета».
РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
За разглашение коммерческой тайны для работника установлена дисциплинарная, материальная и даже уголовная ответственность. Но для этого должен быть выполнен ряд условий, в частности. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.
Сходство конфиденциальной информации с составляющими коммерческую тайну сведениями
Оба вида информации:
1. Являются важнейшим нематериальным ресурсом (активом).
2. Стали в современном мире товаром, продукцией, предметом труда и объектом услуг.
3. Обладают следующими основными свойствами (в идеале):
- полезности (ценности, значимости);
- достоверности (отражение реального положения дел);
- полноты (достаточности для понимания);
- объективности (независимости от чего-либо мнения);
- актуальности (существенности и важности в определенный момент времени);
- понятности.
Оба вида информации объединяет такое свойство с негативным оттенком, как уязвимость, выражающаяся в возможности нарушения:
- сохранности информации;
- ее целостности;
- и закрытости для третьих лиц.
В связи с этим можно выделить еще один, объединяющий рассматриваемые понятия признак, — возможность применения для защиты секретных коммерческих сведений и конфиденциальной информации одинаковых способов защиты (алгоритмов снижения ее уязвимости). Среди таких мер охранно-защитного характера можно назвать:
- определение потенциальной ценности информации;
- оценка степени ее уязвимости;
- прогнозирование возможных угроз;
- проведение комплекса мер по ограничению доступа к защищаемой информации и созданию условий, исключающих или затрудняющих несанкционированный доступ к ней.
О значении прогнозирования в управленческом учете — см. материал «Планирование в управленческом учете — как это проходит?».
Основное отличие сведений конфиденциального характера от секретной коммерческой информации
Исходя из расшифрованных в предыдущих разделах терминов конфиденциальной информации и коммерческой тайны, можно сформулировать их основное отличие:
- коммерческую тайну составляют конфиденциальные сведения, имеющие специфичную направленность, связанную только с рыночной деятельностью хозяйствующего субъекта (имеющей своей целью получение прибыли);
- термин «конфиденциальная информация» специфичного оттенка не имеет и включает в себя более широкий спектр информации с ограниченным доступом (помимо секретных коммерческих сведений): персональные данные, сведения, составляющие служебную тайну, профессиональную тайну, и др.
Дополнительную информацию о видах конфиденциальной информации получите из статьи «Чем отличается служебная тайна от профессиональной?».
О других отличиях рассматриваемых понятий узнайте из следующего раздела.
Дополнительный отличительный признак конфиденциальных и секретных коммерческих сведений
Другим признаком, отличающим относимые в разряд коммерческой тайны сведения от конфиденциальной информации, является применяемый способ классификации информации:
- перечень конфиденциальных сведений определен государством (указ Президента РФ № 188);
- формирование списка секретных коммерческих сведений является исключительной прерогативой ее обладателя (ст. 4 закона № 98-ФЗ), за исключением перечня не подлежащей засекречиванию информации, устанавливаемого законом (ст. 5 закона № 98-ФЗ).
При составлении списка секретных коммерческих сведений учитывается:
- область деятельности компании;
- специфика ее работы;
- применяемые технологии;
- особенности поставщиков;
- интересы конкурентов и др.
В каком документе закрепляется «секретный» перечень, расскажем в следующем разделе.
На нашем портале вы узнаете о различиях используемых большинством налогоплательщиков смежных понятий — см. материалы:
Положение о коммерческой тайне на предприятии и работе с документами конфиденциального характера
Регулирование всех вопросов, связанных с порядком работы и алгоритмами защиты информации, может осуществляться с помощью отдельного локального документа —положения о коммерческой тайне, инструкции по работе с конфиденциальной информацией и др.
Его структура и содержание не регламентируется законом, поэтому каждый хозяйствующий субъект оформляет подобный документ самостоятельно, с учетом требований рассмотренных в нашем материале нормативных документов.
Среди основных разделов такого документа могут присутствовать следующие:
1. Организационный (расшифровка целей и оснований разработки документа, детализация терминов и определений).
2. Основной, содержащий описание:
- групп и наименований сведений конфиденциального характера;
- порядка допуска к конфиденциальной информации;
- алгоритмов работы с конфиденциальными сведениями;
- порядка хранения информации;
- схем контроля за процедурой допуска к информации и порядком работы с ней;
- мер ответственности за разглашение сведений конфиденциального характера.
3. Заключительный (порядок ознакомления сотрудников с документом, схема введения его в действие, а также процедуры его корректировки и отмены).
Найти готовый документ вы можете на нашем сайте — см. материал «Положение о коммерческой тайне — образец 2021 года».
Итоги
Сведения, составляющие коммерческую тайну, являются составной частью объемного массива конфиденциальной информации наряду со сведениями из разряда служебной, профессиональной тайны и др.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Президентом РФ в Указе № 188, а перечень составляющих коммерческую тайну сведений каждый хозяйствующий субъект составляет самостоятельно (за исключением общедоступной информации, засекречивание которой запрещено законом). В него входит наиболее ценная для ее собственника информация, приносящая ему пользу и прибыль.
Секретная информация
Уровни секретности |
Уровни секретности документов в СССР |
Максимальный |
CC/ОП (Совершенно Секретно. Особая Папка) ОП (Особая Папка) ОВ (Особой Важности) СС (Совершенно Секретно) С (Секретно) ДСП (Для служебного пользования) |
Минимальный |
Связанные понятия |
Секретная информация Гриф секретности Государственная тайна |
Секре́тная информа́ция — информация, не подлежащая разглашению, либо на распространение которой наложены ограничения вследствие возможного причинения вреда лицам, заинтересованным в её нераспространении, или лицам, неосведомлённым о том, что существует информация, получение которой тем или иным лицам способно привести к причинению этими лицами им ущерба. Случайное разглашение секретной информации или её распространение за пределы конфиденциальности называется утечкой.
Австралия • Бразилия • Великобритания • Канада • КНР • СССР и Россия • США • Украина [uk] • Франция НАТО • Европейская комиссия • OCCAR Wikimedia Foundation . 2010 .
ПолезноеСмотреть что такое “Секретная информация” в других словарях:секретная информация — 1. Информация, которая представляет собой государственную или служебную тайны и охраняется государством. В зависимости от величины политического или экономического ущерба, который может быть нанесен интересам государства в случае разглашения… … Справочник технического переводчика секретная информация — slaptoji informacija statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. secret information vok. Geheiminformation, f; Geheimnachricht, f rus. секретная информация, f pranc. information de secret, f … Radioelektronikos terminų žodynas Информация — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Добавить иллюстрации. Добавить информацию для других стран и реги … Википедия Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора ИНФОРМАЦИЯ — (information, от лат. information разъяснение, изложение) одно из фундаментальных и перспективных явлений и понятий современной жизни. Значение И. столь велико, что ныне всерьез все большее число ученых и специалистов, представителей власти ведут … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь Инсайдерская информация — (Insider information) Инсайдерская информация это существенная публично не раскрытая служебная информация компании Использование инсайдерской информации зачастую неправомерно, нарушение порядка доступа к бесплатной инсайдерской информации… … Энциклопедия инвестора Эшелон (секретная служба) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эшелон. Иное название этого понятия «Echelon»; см. также другие значения. Echelon Field Station 81 «Эшелон» общепринятое название глобаль … Википедия Азбука (секретная организация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Азбука. «Азбука» условное название тайной организации Белого движения, базировавшейся на Юге России. Разведывательное, осведомительное отделение при Ставке верховного главнокомандования… … Википедия Классификация секретной информации в Великобритании — Политика защиты правительственной секретной информации в Великобритании в настоящее время определяется руководством Security Policy Framework (SPF)[1], которое заменило ранее существоваший документ Manual of Protective Security (MPS). SPF… … Википедия Грифы секретности, классификация секретной информацииСекретное делопроизводство сопряжено с немалым риском. В большинстве своем он обуславливается незнанием специфики работы и нарушениями ключевых принципов ее исполнения. Государственная тайна – что это такое?Это понятие имеет несколько значений. В общем смысле тайна характеризует что-то непознанное и неразгаданное. Применительно к госструктурам под такими сведениями понимают данные, которые известны строго определенной категории лиц. Государственная тайна, таким образом, – это то, что не подлежит разглашению. Эти данные сохраняют свой статус обычно в течение определенного временного промежутка. Он устанавливается в зависимости от значимости сведений, их необходимости, вытекающих из интересов всей страны либо конкретного ведомства. По различным причинам информация со временем теряет свою секретность. Спустя определенный период она может быть обнародована или опубликована. Грифы секретности: видыВ повседневной работе ведомств и министерств РФ составляется огромное число актов. Реализация управленческих функций невозможна без документооборота. Одной из характерных особенностей административной деятельности считается разнообразие материалов. Классификация секретной информации осуществляется в соответствии с ФЗ №5485-I. Значительная часть актов, издаваемых административными органами, содержит сведения, не подлежащие разглашению. Однако существуют степени секретности. Они отражаются специальными отметками на бумагах. Законодательством предусмотрены следующие грифы: “Секретно”, “Особой важности” и “Совершенно секретно”. Рассмотрим их подробнее. Отличительные черты отметокГрифы секретности документов устанавливаются в зависимости от содержания и важности сведений, в них присутствующих. Соответственно, за разглашение тех или иных данных предусматривается определенная ответственность. Отметка “Особой важности” предполагает самую высокую степень секретности. Такой статус присваивается ограниченной категории актов. Разглашение таких сведений создает опасность для страны. Обнародование этих данных может причинить существенный ущерб государственным интересам. В связи с этим акты, отнесенные к данной группе, должны защищаться особым образом. Отметка “Совершенно секретно” ставится на документы, в большей степени относящиеся к безопасности и обороноспособности страны. Вред от их разглашения вполне очевиден. Порядок обращения с такими сведениями строго регламентируется. Существует еще одна категория документов. На них ставится отметка “Для служебного использования”. Если грифы секретности четко устанавливают статус актов, то в этом случае имеет место ограничение доступа к сведениям. Оно необходимо для предотвращения утечки служебных данных. Общие правилаГрифы секретности и порядок обращения с ними устанавливаются в соответствии с перечнями, определенными указанным выше ФЗ. Внесение сведений и изменение списков таких данных возлагается на конкретных должностных лиц. При формировании перечня учитываются все сферы производства. Грифы секретности устанавливаются для сведений:
В ходе мероприятий, когда устанавливаются грифы секретности, производятся выписки из соответствующих актов, определяются исполнителем. Контроль этой деятельности возлагается на лицо, подписавшее бумаги. Эти субъекты несут ответственность за правильное отнесение документов к той или другой категории секретности, определение соответствующего грифа. ПринципыДля сохранения сведений, представляющих особую важность для страны, должно проходить непрерывное совершенствование действующего порядка засекречивания. Как показывает практика, для реализации этой задачи значение имеют научно обоснованные подходы и системный метод. Грифы секретности должны устанавливаться правильно в строго регламентированных случаях. Этим обеспечивается эффективность защиты важных сведений. Существуют следующие принципы определения секретности документов:
Системный подходВ качестве одной из ключевых характеристик этого принципа выступает рассмотрение процесса засекречивания в целом. В ходе него должны учитываться: взаимообусловленность и одновременно противоречивость двух направлений. В первую очередь имеет место стремление обеспечить надежную защиту государственной тайны. С другой же стороны, необходимо предотвратить необоснованное, массовое сокрытие данных со всеми негативными последствиями. При завышении грифа секретности значительно сужаются возможности осуществления обмена сведениями между ведомствами. Также это приводит к постоянному увеличению объема актов, содержащих недоступные широкому кругу пользователей данные. Это, в свою очередь, зачастую осложняет защиту действительно важной информации. Еще одной крайностью является занижение секретности. В этом случае опасность также очевидна, поскольку такая деятельность формирует предпосылки для утечки важных данных. ОбъективностьЭтот принцип базируется на безусловном следовании требованиям перечня секретных документов, определенного в законодательстве. Не допускается руководствоваться субъективным мнением, основываться на единоличных решениях исполнителей. В противном случае вероятны ошибки, которые могут привести к занижению либо завышению секретности того или иного документа. Оптимизация объемаЭтот принцип имеет особое значение в деятельности по засекречиванию и сохранению сведений. В любом акте должен присутствовать минимум данных, которые действительно нужны для решения конкретного вопроса или выполнения той или иной работы. Наличие лишней информации может привести к бесконтрольному разглашению всех сведений. Периодический пересмотрРегулярно документы, в которых содержатся секретные сведения, должны пересматриваться. Данные могут потерять свою актуальность или их важность может снизиться. При пересмотре происходит разгрузка системы документов. Тот или иной статус акта устанавливается в соответствии с объемом важности сведений, присутствующих в нем. Он, в свою очередь, должен согласовываться с фактической степенью секретности. Изменение статусаОно производится в строгом соответствии с действующим законодательством. По ФЗ, при изменении объективных факторов, вследствие которых последующая защита данных, отнесенных к государственной тайне, является нецелесообразной, акты должны быть рассекречены. В соответствии с положениями закона, срок, в течение которого данные подлежат защите, составляет не больше 30 лет. В качестве исключений выступают документы, которые, согласно решению межведомственной комиссии, продлевают указанный период для таких сведений. Деятельность по рассекречиванию или снижению грифа производится уполномоченными органами. Ими являются специальные комиссии, включающие в состав компетентные лица. Последние назначаются руководителями соответствующих ведомств. Комиссии должны составлять акты, в которых подробным образом обосновывают необходимость снижения грифа или рассекречивания. Изменить статус сведений могут и руководители уполномоченных ведомств, в которых были составлены или разработаны соответствующие бумаги. Эти должностные лица также вправе рассекретить или засекретить такие акты. Уничтожение бумаг осуществляется в строгом соответствии с нормативно-правовыми положениями, регламентирующими сферу такого делопроизводства. Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраныГосударственная тайна – это важная информация, разглашение которой может привести к большому ущербу для страны, деятельности государственных органов, и, в конечном счете, для общества. Кроме того, выделяются и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Они закреплены в российском законодательстве. Рассмотрим важные положения в этой нише. Определяющее понятиеПрежде чем подробно разобрать правила допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, рассмотрим, что именно является ею. Обратимся к трактовке термина, принятой российским правительством. Это защищаемая государством информация в следующих сферах его деятельности: внешнеполитической, экономической, военной, розыскной, разведке и контрразведке. Разглашение таких данных может теоретически навредить государству. Защита гостайныКак осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:
Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ – “О государственной тайне” (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации. На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения. Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных. С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации. Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию. Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях. Законодательное регулированиеИнформация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе “О государственной тайне” №5485-1 (1993), ст. 8. Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:
Уровни и грифыИз вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:
Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:
Система классификацииВышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом “О гостайне”. Он выполняет сразу несколько функций:
Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация. Особо важные данныеТут важно выделять следующие сведения:
Это те данные, которые могут теоретически нанести ущерб РФ в одной или нескольких вышеобозначенных областях деятельности. Совершенно секретные данныеК ним относится информация по тем же сферам деятельности:
Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности. Секретные данныеЭто все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:
Что не может быть гостайной?К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ “О гостайне” указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:
Рассекречивание информацииГосударственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:
Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны. Допуск к информацииФормы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210). Доступ к секретной информации государственной важности имеют:
К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:
ОграничениеЛица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:
В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну. В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц. Служебная тайна: что это, понятие профессиональной тайныНаши юристы подготовили развернутую информацию на тему “Служебная тайна: что это, понятие профессиональной тайны” Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.
Служебная тайна как объект праваПонятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие). Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной? Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:
В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения. Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:
Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях. Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ. Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне. В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством. Чем отличаются служебная и профессиональная тайны?Понятие тайны для каждого ее вида имеет свои признаки, описания и ограничения, однако и существенных отличий обусловленных законодательством также нет, так что в определении, к какому виду относится та или иная тайна необходимо руководствоваться нюансами вопроса. Что такое тайна в зависимости от видаПрофессиональная тайна – это обстоятельства жизни частного лица, которые стали известны специалисту при исполнении обязанностей в силу его профессии. Она необходима для обеспечения конфиденциальности жизни частного лица, так как специалист, которому тайна доверена, держит в своих руках нить человеческих судеб. Держателями подобной тайны могут быть целые предприятия, например, связи, но при этом в законе нет четких указаний относительно сохранности тайны. Человек вправе рассчитывать на сбережения информации о нем согласно Конституции РФ. Служебная тайна – это тайна, которой владеют в силу своих обязанностей служащие государственных и муниципальных структур. Когда возможно разглашение коммерческой и других видов тайн вы узнаете в этом видео: В отличие от профессиональной она охраняется Федеральным законом о служебной тайне, такая информация также может содержать сведения о личной жизни граждан или особенностях создания предприятий, но при этом не имеет отношение к государственной. Что такое персональные данные граждан и что к ним относится вы узнаете по ссылке. Коммерческая тайна – это данная законодательством возможность – ФЗ «О коммерческой тайне» на сохранность сведений, не являющихся государственными. Она может иметь отношение к особенностям технологий, производства, финансовому состоянию предприятия и прочим данным. Владельцами такой информации могут быть специалисты, которые используют ее ежедневно при исполнении обязанностей. Профессиональная тайнаПримерами такой тайны могут быть:
ИнформацияОтнести сведения к данной тайне допустимо, если они отвечают следующим критериям:
Субъекты и объекты, примерыНедопустимо передавать тайну третьим лицам, если она следующего характера:
Например, если супружеская пара усыновила младенца из роддома.
Например, передавать информацию коллекторам или прочим структурам о кредитном состоянии заемщика. Понятие и особенности профессиональной тайны.
Например, о переписке между гражданами.
Например, если существуют нюансы имущественного или личного характера.
Служебная тайнаК ней относятся:
ИнформацияК таким сведениям относится:
Субъекты и объекты, примеры
Коммерческая тайнаК видам данной категории тайн имеют отношения:
Как правильно составить положение о коммерческой тайне вы узнаете тут. ИнформацияВ данное понятие входит:
Субъекты, объекты и примеры
Здесь вы узнаете, как правильно составить и оформить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. Хранение и предоставление профессиональной тайны. Существенная разница между профессиональной и служебной тайнамиОднако граница между этими понятиями достаточно тонка, и чтобы понять, где начинается одна и заканчивается другая тайна следует четко ориентироваться в них. Такая путаница возникает из-за совмещения двух видов в одном месте, например, в работе судей они тесно сплетены, так как нередко происходят случаи, когда официально запрашивается профессиональная тайна от различных организаций и в результате она становится служебной. ОтветственностьСогласно законодательству, существуют только отдельные виды тайн, которые защищены законом, и за их нарушение грозит ответственность вплоть до уголовной, это, например, тайна исповеди и адвокатская. Кроме этого ответственность в качестве административной предусмотрена при разглашении коммерческой или профессиональной тайны, что повлекло падение акций и снижение прибыли пострадавшего предприятия. Штраф в таком случае может достигнуть 50 000 рублей. При раскрытии тайны усыновления наказывается лицо в пределах 80 000 рублей или 120 днями заключения, а при раскрытии уголовного дела период лишение свободы может достигнуть 5 лет. Защита и сохранение тайныДля защиты информации каждым предприятием или организацией индивидуально, нужно использовать комплексные меры:
Все это крайне необходимо, чтобы избежать утечки, хищения, утраты, информационных атак. ЗаключениеЧто представляет собой коммерческая тайна и чем она отличается от других видов – смотрите тут: Организация Объединенных Наций (ООН) — что это: суть и структураЗдравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В статье поговорим об одном из самых значимых в современной истории объединении стран — ООН.
Содержание статьи: Суть Организации Объединенных НацийОрганизация Объединенных Наций была создана в 1945 году после Второй мировой войны, чтобы снизить международную напряженность, продвигать права человека и уменьшить вероятность других крупномасштабных конфликтов. ООН является преемником Лиги Наций, органа, занимающегося международным сотрудничеством, который был сформирован в 1920 году после Первой мировой войны, но оказался неспособным предотвратить начало войны в Европе и Азии в 1930-х годах. К слову, такая влиятельная страна на международной арене, как США никогда не вступала в Лигу Наций. Сегодня почти все страны мира представлены в ООН, в том числе Россия и США (штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке). Несколько автономных государств не являются членами ООН, несмотря на фактический суверенитет, либо потому, что большая часть международного сообщества не признает их независимыми (например, Северный Кипр, Сомалиленд, Абхазия), либо потому, что одно или несколько могущественных государств-членов заблокировали их прием (например, Тайвань, Косово). Самыми влиятельными членами ООН являются США, Россия и Китай. Структура ООНООН состоит из пяти основных органов: Генеральной Ассамблеи ООН, Секретариата ООН, Международного Суда, Совета Безопасности ООН и Экономического и Социального Совета ООН. Шестой орган, Совет по опеке ООН, бездействует с 1994 года. Генеральная Ассамблея ООНЭто главный совещательный орган ООН, где все члены имеют равное представительство. Его штаб-квартира находится в Нью-Йорке, и в его обязанности входит составление бюджета ООН, назначение чередующихся членов Совета Безопасности и принятие необязательных резолюций, в которых выражается мнение международного сообщества. Секретариат ООНСекретариат ООН — это исполнительное крыло ООН, отвечающее за реализацию политики, установленной его совещательными органами. Его глава, Генеральный секретарь, является высшим должностным лицом ООН. Секретариат, расположенный в Нью-Йорке, включает Департамент операций по поддержанию мира, который направляет солдат ООН, известных как «голубые береты/каски», на миссии, санкционированные Советом Безопасности. Международный судМеждународный Суд находится в Гааге и выполняет две основные функции: урегулирование споров, представленных государствами-членами в соответствии с международным правом, и вынесение консультативных заключений по правовым вопросам, представленным агентствами ООН. США, Россия и Китай не присоединились к суду, поэтому их граждане не подчиняются его решениям, если Совет Безопасности не проголосует за их принятие. Поскольку все три страны имеют право вето в Совете Безопасности, это практически невозможно. Большинство громких дел суда касалось глав африканских государств, что привело к тому, что несколько африканских государств вышли из-под его юрисдикции или пригрозили сделать это. Совет Безопасности ООНСовет Безопасности ООН отвечает за поддержание международной безопасности. Он санкционирует миссии по поддержанию мира, принимает новых членов ООН и утверждает изменения в уставе ООН. Структура Совета Безопасности позволяет нескольким влиятельным государствам-членам доминировать в ООН: Россия, Великобритания, Франция, Китай и США занимают постоянные места в Совете и пользуются правом вето. Остальные 10 мест в Совете Безопасности меняются каждые два года, по состоянию на 2021 год они заняты Вьетнамом, Индией, Ирландией, Кенией, Мексикой, Нигером, Норвегией, Сент-Винсентом и Гренадином, Тунисом и Эстонией. Экономический и Социальный Совет ООНЭкономический и Социальный Совет ООН координирует деятельность 15 специализированных агентств ООН. К ним относятся Продовольственная и сельскохозяйственная организация, которая возглавляет усилия по повышению продовольственной безопасности, Международное агентство по атомной энергии, которое пытается обеспечить соблюдение соглашений о нераспространении ядерного оружия, Международная организация труда (МОТ), которая продвигает интересы трудящихся; а также Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ), два Бреттон-Вудских учреждения, которые были созданы для поддержания международной финансовой стабильности. Резюме
А на этом сегодня все про ООН. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Функции и история секретариата ООНСекретариат ООН — это один из основных институтов Организации Объединенных Наций. Данный орган несет ответственность за функционирование этой организации. Секретариат составляют представители служащих из разных стран, которые занимаются обслуживанием иных основных органов ООН. Они также проводят практическую работу по реализации всевозможных решений, принятых в ООН. Служащие Секретариата в своей работе подотчетны исключительно ООН. Они не имеют права запрашивать или получать никаких указаний у правительства или властей. Членами ООН являются государства, которые должны безоговорочно уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и других представителей Секретариата, не оказывая никакого воздействия во время выполнении ими прямых указаний ООН. Генеральный секретарь ООН, его функции и обязанностиГенеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей, согласно предложениям Совета Безопасности ООН. Генсек может занимать свой пост в течение 5 лет и может быть выбран повторно. Сегодня на этом посту находится Антониу Гутерреш из Португалии. Генеральный секретарь — самое главное административное должностное лицо ООН. Как глава администрации (равно как и его персонал) он никоим образом не должен совершать действия, которые могут отразиться на его статусе, как международного должностного лица. Генсек имеет право передавать Совету Безопасности любые мысли о том, что что-то несет угрозу международной безопасности. Главной ключевой особенностью деятельности Секретариата ООН является то, что в Уставе ООН нет конкретных обязанностей. Действующие полномочия были возложены на Секретариат иными органами ООН согласно статье 98, в которой говорится о том, что Генсек и его служащие выполняют «другие функции, которые возлагаются на них». За счет подобного распределения обязанностей, роль Секретариата постоянно растёт. Что касается его деятельности в сфере защиты прав человека, то она носит более общий характер. Эти функции выполняют головные подразделения, находящиеся в Женеве и Нью-Йорке, а также другие представительства Организации Объединенных Наций на местах. Координирует действия Управление Верховного комиссара по правам человека. Данное Управление было создано в 1994-м году. С 1946 по 1982 г. работа Секретариата в сфере прав человека проводилась специальным Отделом по правам человека, чья деятельность заключалась в обслуживании работы разных институтов ООН. К ним относятся Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, КПЧ, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и др. ООН и защита прав человека. История, проблемы и противоречияВ 1982-м году был создан Центр по правам человека. ЦПЧ стал заниматься не только обслуживанием Секретариата, но и координацией деятельности в сфере прав человека в системе Организации. Работа во многом заключалась в подготовке разнообразных исследований, направленных на защиту прав человека, создании докладов о реализации, разработке и осуществлению программ технического содействия странам в области защиты прав. Также ЦПЧ занимался пропагандистской и информационной работой. Огромную роль в развитии работы Секретариата Организации Объединенных Наций сыграла Венская конференция ООН по правам человека, которая состоялась в 1993-м году. В ней отметили потребность расширения деятельности Центра по правам человека. В основном это касалось поощрения человеческих прав, важности технического содействия. В 1947-м году, во время создания проекта Всеобщей декларации прав человека, французский представитель Рене Кассен предложил создать пост генерального атторнея, который будет нести ответственность за защиту прав человека. Лицо, которое будет занимать эту должность, также будет представлять интересы истцов в судебных разбирательствах. Однако, несмотря на такую инициативу и перспективу, предложение Кассена было отвергнуто. В 1950-1951 гг. государство Уругвай также выдвигало подобные идеи во время создания Международного пакта по правам человека. Новый институт ООН, в лице генерального атторнея или Верховного комиссара, должен был получить много полномочий. Предложение также не было принято. В 1965-м году схожее предложение поступило от представителей Коста-Рики. Генеральная Ассамблея поручила КПЧ и ЭКОСОС заняться вопросом рассмотрения того, необходим ли пост Верховного комиссара. Несмотря на то, что предложение КПЧ было одобрено ЭКОСОС, оно не была рассмотрено Ассамблеей. Аналогичная ситуация происходила и в последующие годы, когда подобные предложения выдвигали некоторые страны Латинской Америки и Европы. Многие видели причину невозможности создания поста Верховного комиссара по правам человека в том, что в этот период была в разгаре так называемая «холодная война». Противостояние в политике было очень жестким. Многие страны толковали международные нормы по-своему. И даже в 1993-м году, во время проведения Венской конференции ООН, решение о создании вышеуказанного поста стало весьма спорным. Формулировки конечной декларации, согласно данной темы, были приняты в последний день конференции. После конференции в Вене было принято решение о создании Рабочей группы, которая будет заниматься разработкой мандата Верховного комиссара. Переговоры проходили очень долго и напряженно. В результате представленный Рабочей группой проект все же был одобрен Третьим комитетом без голосования. Так, 20 декабря 1993 года на пленарном заседании Ассамблеи наконец-то было принято решение об учреждении нового поста верховного комиссара ООН. Верховный комиссар ООНВерховный комиссар ООН — это должностное лицо, которое занимается делами в области защиты прав человека. Также данная должность подразумевает то, что занимающее ее лицо (в случае необходимости) становится заместителем Генерального секретаря ООН. Под руководством Генсека комиссар также отвечает за деятельность Организации Объединенных Наций в сфере прав человека. Верховный комиссар имеет право поощрять и защищать эффективное осуществление гражданских, культурных, социальных, политических и экономических прав всеми людьми. Кроме того, комиссар обязан выполнять задачи, поставленные компетентными органами ООН в сфере прав человека и может представлять рекомендации на предмет содействия, поощрения и защиты всех прав людей. Лицо, занимающее эту должность, должно принимать активное участие в ликвидации имеющихся проблем, решать вопросы с целью воплощения человеческих прав, не допуская продолжения их нарушений на всей планете. Поэтому он должен вести диалог с представителями всех государств, координировать работу в сфере защиты прав всех людей. В последнее время в правозащитной деятельности ООН появилось много новых направлений, тем самым УВКПЧ стал сильной, самостоятельной и разветвленной структурой, область работы которой непрестанно расширяется и умножается. Штаб-квартира УВКПЧ находится в Женеве. Также есть филиал в Нью-Йорке и представительства более чем в 50-ти других странах. К обязанностям УВКПЧ относятся:
УВКПЧ активно занимается развитием специальных программ по техническому содействию и разработке потенциала. Такие программы предполагают применение материальных и интеллектуальных ресурсов для поддержки национальных механизмов защиты прав людей. Под техническим содействием стоит понимать оценку и анализ конкретных ситуаций при строгом соблюдении прав человека. Также здесь подразумевается вынесение конкретных рекомендаций, совместная работа с государствами. Следует отметить, что такое содействие УВКПЧ начинает осуществлять только после согласования со страной, которая в этом заинтересована. Суть такой деятельности заключается в том, что УВКПЧ помогает другому государству осуществить те или иные права с точки зрения международных контрольных механизмов в сфере прав человека. Роль Секретариата ООН и его органовСекретариат ООН играет очень важную, но далеко не всегда однозначную, роль в привлечении внимания всех стран мира к нарушениям прав человека в отдельных государствах. Генсек и Верховный комиссар ООН то и дело представляют доказательства нарушений прав людей в тех или иных странах. Такие обвинения часто вызывают много критики, ведь заявления могут касаться национальных интересов других стран. УВКПЧ продолжает свою работу, которая в основном направлена на укрепление и соблюдение международных стандартов в области защиты прав людей во всём мире. Орган содействует принятию решений в разных международных соглашениях, которые напрямую касаются человеческих прав и их соблюдения. Также ведется активная работа по пропаганде знаний о нормах «мягкого права», некоторым странам оказывается помощь в приведении внутреннего законодательства к нормам международного права. Новым пунктом в обязанностях Верховного комиссара ООН стала координация деятельности структурных подразделений ООН по правам человека. Эта разноплановая и разнообразная работа, которая включает:
Есть примеры, когда на Секретариат ООН был возложены контрольные полномочия в сфере прав людей. Например, на сессии УВКПЧ было принято решение срочно отправиться с миссией в Сирию с целью расследования обвинений, касающихся нарушений международного права в отношении прав человека. В ходе операции также стоило установить конкретные факты и обстоятельства подобных правонарушений или совершенных преступлений, чтобы в дальнейшем предупредить повторение таких ситуаций, а также обеспечить наказание виновных в злодеяниях. В заключение можно сказать, что вся ответственность за устранение или предупреждение нарушений человеческих прав возложена на Генсека и Верховного комиссара ООН. Отметим, что в некоторых случаях они могут поднимать вопрос о смертной казни и, напротив, помиловании осужденных. Такие решение принимаются конфиденциально, а решения о них обязательно передаются в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. |