Сезонные пошлины: что это такое, описание и особенности

0,15% Практика применения сезонных пошлин в Российс. Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

1.2 Специфика применения сезонных и особых пошлин

Следует уделить особое внимание пошлинам, которые по своей природе, безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ, однако в буквальном смысле таковыми рассматриваться не могут.

К таким пошлинам в соответствии с разделом II Закона «О таможенном тарифе» относятся сезонные и особые пошлины. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» пошлина – таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные настоящим законом. Эти иные виды пошлин и называются сезонными и особыми пошлинами. Более того, при установлении, например, сезонных пошлин, ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона «О таможенном тарифе»). Максимальный срок действия сезонных пошлин составляет шесть месяцев. Как отмечает Козырин А.Н.: «Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года» 8 .

Специальные пошлины могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина используется в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении ввоза российских товаров в какую-либо страну.

Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.

Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина – рассматривается как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом 9 .

Назначение антидемпинговых пошлин раскрывается в ст. 9 Закона «О таможенном тарифе» и, как отмечается в литературе, связано с наличием трех обстоятельств:

1) фактом ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

2) наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;

3) причинно-следственной связью между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в РФ, с другой стороны 10 .

Содержание и назначение компенсационных пошлин во многом схоже с антидемпинговыми. Разница заключается в том, что компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии (ст. 10 Закона «О таможенном тарифе»).

Компенсационные пошлины взимаются при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины 11 .

Обычно особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине 12 .

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

Специфика применения сезонных и особых пошлин

Следует уделить особое внимание пошлинам, которые по своей природе, безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ, однако в буквальном смысле таковыми рассматриваться не могут.

Читайте также:
Расстояние, с которого произведен выстрел

К таким пошлинам в соответствии с разделом II Закона «О таможенном тарифе» относятся сезонные и особые пошлины. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» пошлина – таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные настоящим законом. Эти иные виды пошлин и называются сезонными и особыми пошлинами. Более того, при установлении, например, сезонных пошлин, ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона «О таможенном тарифе»). Максимальный срок действия сезонных пошлин составляет шесть месяцев. Как отмечает Козырин А.Н.: «Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года»[8].

Специальные пошлины могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина используется в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении ввоза российских товаров в какую-либо страну.

Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.

Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина – рассматривается как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом[9].

Назначение антидемпинговых пошлин раскрывается в ст. 9 Закона «О таможенном тарифе» и, как отмечается в литературе, связано с наличием трех обстоятельств:

1) фактом ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

2) наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;

3) причинно-следственной связью между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в РФ, с другой стороны[10].

Содержание и назначение компенсационных пошлин во многом схоже с антидемпинговыми. Разница заключается в том, что компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии (ст. 10 Закона «О таможенном тарифе»).

Компенсационные пошлины взимаются при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины[11].

Обычно особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине[12].

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

145259 (Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации)

Описание файла

Документ из архива “Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации”, который расположен в категории “курсовые работы”. Всё это находится в предмете “таможенная система” из раздела “Студенческие работы”, которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе “курсовые/домашние работы”, в предмете “таможенная система” в общих файлах.

Читайте также:
Тактическая операция: что это такое, описание и особенности

Онлайн просмотр документа “145259”

Текст из документа “145259”

Курсовая работа

Тема: Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

Оглавление

Глава 1 Таможенно-тарифное регулирование

1.1 Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин

1.2 Специфика применения сезонных и особых пошлин

Глава 2 Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

2.1 Порядок применения сезонных пошлин

2.2 Применение сезонных пошлин на сахар и рис

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны – сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.

Оно постепенно переходит от прямого, активного участия во внешнеторговых операциях в сторону укрепления регулирования данного процесса. Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры.

Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.

Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функцией которых является защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом – также для пополнения доходной части бюджета.

Ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования.

В результате стремительного входа России в рыночную экономику конкретные размеры таможенных пошлин изменяются достаточно динамично.

Кроме традиционных ввозных пошлин должны использоваться особые пошлины: специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Цель исследования – провести анализ практики применения сезонных пошлин в РФ.

Рассмотреть понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин.

Обосновать специфику применения сезонных и особых пошлин.

Определить порядок применения сезонных пошлин.

Проанализировать применение в РФ сезонных пошлин на сахар и рис.

Объект исследования – основополагающие характеристики таможенных пошлин. Предмет исследования – определение особенностей сезонных пошлин в РФ.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Бондаренко Н.П. , Землянская Н.И. , Козырин А.Н. и других.

Глава 1 Таможенно-тарифное регулирование

1.1 Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин

С возникновением обмена товарами между отдельными государствами возникла проблема: какие факторы предопределяют экономичную целесообразность ввоза и вывоза тех или иных товаров. Первоначально теория международной торговли исходила из того, что внешняя торговля должна осуществляться в целях накопления в стране золота. Однако теоретически оставалось неясным, почему выгодно накапливать золото.

А. Смит показал, что в торговле между странами выгоднее продавать товары, производство которых в данной стране осуществляется с более низкими затратами, чем в другой стране, а не накапливать золото. Этот теоретический подход развил Д. Рикардо. Он считал, что обмен товарами между странами осуществляется таким образом, что следует вывозить товары, которые производятся с относительно более высокой производительностью труда и ввозить товары, которые производятся в данной стране с относительно более низкой производительностью труда. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо получила развитие в XX в. в теории избыточных производственных факторов, из которой следует, что экономически целесообразно экспортировать товары, в производстве которых в основном используются избыточные факторы, например, вывозить капиталоемкую или трудоемкую продукцию. Однако эта теория не получила достаточного подтверждения на основе анализа внешней торговли различных стран 1 .

Теория внешней торговли М. Портера исходит из положения, что в международной торговле участвуют не страны, а фирмы, имеющие определенные конкурентные преимущества, которые они стремятся удерживать и развивать при поддержке государства в производстве конкурентоспособной, прежде всего, высокотехнологичной продукции. Однако из этой теории не совсем ясно, какие теоретические положения лежат в основе внешней торговли. Поскольку М. Портер пишет, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе 2 .

Различные теории внешней торговли в определенной степени были справедливы для своего времени и в современном мире с учетом конкретных экономических ситуаций. Однако главным фактором, определяющим эффективность внешней торговли, является экспорт высокотехнологичной продукции. Научно-технический прогресс является ведущей силой социально-экономического развития. Создание и использование новых техники и технологий обеспечивают экономическое преимущество той или иной стране. Разработка новых машин, оборудования, технологических процессов, освоение их производства требует больших затрат высококвалифицированного труда. Увеличение доли такой продукции в общем объеме производства повышает трудоемкость единицы производимой продукции, она концентрирует в себе все большее и большее количество высококвалифицированного труда. Развитые трудодефицитные страны, как показали проведенные ранее различными исследователями расчеты, экспортируют не капиталоемкую а трудоемкую продукцию, хотя являются капиталоизбыточными.

Экспорт трудоемкой продукции, концентрирующей в себе высококвалифицированный труд, позволяет получать определенные социально-экономические преимущества. В обмен на такую продукцию можно немного дешевле импортировать топливно-сырьевые товары, которые будут преобразовываться в продукцию с высокой добавленной стоимостью. В отличие от сырьевых ресурсов источники высококвалифицированного труда возобновляемы, а избыточные по сырью страны для повышения эффективности своей экономики вынуждены ввозить высокотехнологичную продукцию, и становятся технологически зависимыми от стран с высоким уровнем развития. Таким образом, в современном мире страны должны стремиться экспортировать на мировые рынки товары, которые в максимальной степени в расчете на затраченные материальные и энергетические ресурсы концентрируют затраты высококвалифицированного труда и ввозить топливно-сырьевые и другие товары с минимальными затратами высококвалифицированного труда. Это предполагает, что таможенно-тарифное регулирование должно способствовать формированию эффективной структуры производства с постоянно возрастающей долей продукции отраслей, использующих высококвалифицированный труд. В России существуют все предпосылки для восстановления и развития производства современной высокотехнологической продукции.

Читайте также:
Уровень преступности: что это такое, описание и особенности

Мировая торговля во все большей степени трансформируется таким образом, что развитые страны стремятся обмениваться между собой товарами, концентрирующими высококвалифицированный труд, а в торговле с развивающими и менее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальной степени высококвалифицированный труд, на товары, произведенные с минимальными затратами высококвалифицированного труда.

Таким образом, из теории внешней торговли вытекают определенные требования к системе таможенных пошлин, которые могут быть реализованы только в том случае, если последние будут разрабатываться исходя из научно-обоснованных положений, что обусловливает необходимость понимания экономической сущности таможенной пошлины. Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями, т.е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога. Возникновение государственных образований обусловило появление их права на часть вновь созданной стоимости, необходимой для покрытия затрат по осуществлению государственных функций. Эти затраты покрывались путем изъятия части вновь созданной стоимости через налоги и взимания таможенных пошлин. Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих ходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, что обусловливалось их тесной связью с ценами. По мере возрастания объемов внешней торговли, усиления ее влияния на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлин как регулятора экономики. Однако экономическая сущность таможенной пошлины оставалась недостаточно изученной 3 .

В настоящее время отсутствует четкое понимание экономической сущности таможенных пошлин, что является причиной различных подходов к определению категории «таможенная пошлина». Большинство исследователей определяют таможенную пошлину как налог. Налоговый кодекс Российской Федерации относит таможенную пошлину к федеральным сборам и налогам. При этом в Кодексе не дается определение категории налога. По существу, он трактуется только по своей форме – как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и, естественно, не должна подпадать под это определение 4 .

В Законе РФ «О таможенном тарифе» в редакции 1993 г. (ст. 5) таможенная пошлина определялась как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Понятие «обязательный взнос» можно рассматривать как внесение определенных сумм за получение в последующем каких-то услуг, прав, например, на получение товара после пересечения таможенной границы. Из этого определения совершенно не ясно, что является экономической сущностью таможенной пошлины и как подходить к определению ее величины.

В Федеральном законе от 08.11.2005 «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе» таможенная пошлина определяется как обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации 5 .

Некоторые авторы определяют таможенную пошлину как денежный сбор, взимаемый при ввозе и вывозе товара. Денежный сбор по своей экономической сущности также является инструментом перераспределения вновь созданной стоимости.

Следовательно, можно сказать, что в действующем законодательстве смешиваются совершенно разные экономические категории, что, конечно, имеет негативные последствия для формирования налоговой системы и таможенного тарифа. Методология определения налогов и таможенных пошлин совершенно различна и это должно получить отражение в различных законодательных актах.

Налоги являются составной, объективно обусловленной частью. Они определяют в конечном итоге размер части вновь созданной стоимости, поступающей в доход государства, которая не должна превышать определенного предела. Изъятие через налоги больших сумм вновь созданной стоимости замедляет или даже приостанавливает нормальный процесс расширенного воспроизводства, если государство не осуществляет соответствующего объема инвестиций; у предприятий не хватает в этих условиях средств на поддержание процесса расширенного воспроизводства, они увеличивают цены на свою продукцию, не осуществляется нормальное воспроизводство рабочей силы. Это ведет к снижению платежеспособного спроса, а, следовательно, к падению объемов производства.

Таким образом, налог служит экономическим инструментом перераспределения доходов, являющихся денежной формой вновь созданной стоимости. Как справедливо отмечают некоторые авторы, таможенная пошлина имеет рентный характер. Отсюда очевидно, что налог и таможенная пошлина являются различными экономическими категориями.

Ввозная таможенная пошлина отражает тот добавочный доход, который должен был бы получить импортер иностранного товара, приобретенного на мировом рынке по более низкой цене, чем та, по которой аналогичный товар может быть реализован отечественным производителем. Источником этого дохода является та часть вновь созданной стоимости, которая предназначена для удовлетворения потребности в этом товаре. Если товар, предназначенный для удовлетворения этой потребности произведен отечественным производителем, то осуществляется обмен вновь созданной стоимостью различных отечественных производителей. Если эта потребность удовлетворяется за счет товара, то вновь созданная стоимость, предназначенная для удовлетворения этой потребности, распределяется в пользу импортера, у которого она изымается полностью или частично в пользу государства через таможенные пошлины.

Таким образом, государство аккумулирует у себя часть созданной стоимости, которая образовалась в результате того, что потребность была удовлетворена более дешевым иностранным товаром, а часть производственных ресурсов на удовлетворение этой потребности высвободилась. Следовательно, государство должно рационально использовать эту экономию, т.е., направить ее на ускорение социально-экономического развития, а это во многом будет зависеть от квалификации высвобожденного труда и материально-вещественного состава высвобожденных ресурсов. Если эти ресурсы высвобождены из наиболее эффективных сфер, например, отраслей высоких технологий и они, естественно, не могут быть направлены в более эффективные сферы, а будут трансформироваться в менее эффективные сферы или изыматься из общественного производства.

Читайте также:
Заявление-декларация о безопасности товаров: образец

Сезонные пошлины: что это такое, описание и особенности

Применяются следующие виды ставок таможенных пошлин адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров комбинированные. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров применяются сезонные пошлины, срок действия которых не превышает шести месяцев в году. [c.580]

Правительством Российской Федерации для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию России или их вывоза с этой территории устанавливаются сезонные пошлины на срок до полугода. [c.130]

В отдельных случаях кроме обычных пошлин, призванных решать задачи регулирования ВЭД, правительство прибегает к введению сезонных пошлин, служащих для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. Срок действия их ограничен и не может превышать шести месяцев в году. [c.510]

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ СЕЗОННЫЕ – пошлины, которые могут устанавливаться на отдельные товары и иные предметы, имеющие сезонный характер, на срок не более четырех месяцев. Т.п.с. могут быть ввозными и вывозными. [c.220]

Таможенные пошлины взимаются с товаров, перевозимых через границу. Установление, отмена и изменение таможенных пошлин, в том числе на предметы личного пользования, производятся в порядке, определяемом Президентом страны. Различают ввозные и вывозные таможенные пошлины Их величина определяется либо в процентах к таможенной стоимости товаров и иных предметов, либо в абсолютном размере на единицу облагаемых товаров (предметов). На отдельные товары (предметы) могут устанавливаться сезонные пошлины на срок не более четырех месяцев с момента их установления в исключительных случаях могут применяться особые виды таможенных пошлин — антидемпинговые, компенсационные, специальные. [c.155]

По способу взимания различаются специфические (со штуки, объема, веса товара) и адвалорные (с цены товара) ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ. Иногда пошлины исчисляются одновременно двумя способами. Сезонные пошлины взимаются в определенное время года, например, в период сбора урожая. В настоящее время размер ставок ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ в большинстве стран мира составляет в среднем 0,3-50%, но на отдельные товары она может составлять 100% и более. [c.219]

Статья 6. Сезонные пошлины [c.361]

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. [c.365]

Сезонные пошлины при ввозе и вывозе товаров в России устанавливаются на срок не более шести месяцев с момента их применения. [c.43]

Для оперативного регулирования внешней торговли отдельными товарами Правительство России может устанавливать сезонные пошлины. Такие пошлины могут быть зафиксированы в Т.т., а могут вводиться или отменяться специальными постановлениями Правительства. [c.301]

Также могут применяться сезонные и особые пошлины. Сезонные пошлины могут устанавливаться Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, срок их действия не может превышать шести месяцев в году. В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин [c.504]

Применяются экспортные пошлины трех видов 1)адвалорные, которые рассчитываются в форме фиксированного процента от общей стоимости экспортируемого товара (процент с цены товара) 2) твердые – ставки за единицу товара (шт., вес, объем) 3) комбинированные – ставки, совмещающие обе вышеназванные. На отдельные товары могут устанавливаться сезонные пошлины. [c.613]

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут применяться по решению Правительства сезонные пошлины. По сроку действия они не должны превышать шести месяцев в течение календарного года. [c.250]

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ — таможенные пошлины, устанавливаемые Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона о таможенном тарифе). [c.711]

Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. Ставки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе сырой нефти, не могут превышать размеров, установленных в Законе РФ о таможенном тарифе. [c.712]

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2001 г. № 430 утверждены ставки сезонных пошлин на сахар белый, ввозимый на территорию РФ. Применение сезонных пошлин осуществляется в соответствии с письмом ГТК от 29 августа 2001 г. № 01-06/34779. [c.712]

Основой для исчисления таможенной пошлины является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ О таможенном тарифе (ст. 117 ТК). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ в соответствии с Законом РФ О таможенном тарифе . В РФ применяются сезонные пошлины и особые виды пошлин. [c.777]

В отдельных случаях кроме обычных пошлин, призванных решать задачи регулирования внешнеэкономической деятельности, могут применяться сезонные пошлины, которые устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. Срок действия таких пошлин ограничен. Существуют также преференциальные (льготные) пошлины, которые устанавливаются на отдельные товары или на весь импорт по договору на льготных условиях. [c.208]

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев. [c.153]

Это объясняется рядом причин. Во-первых, некоторые вопросы налогообложения требуют достаточно оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой. Например, введение сезонных таможенных пошлин актуально в течение короткого периода. Во-вторых, решение ряда проблем, имеющих технический характер, целесообразно поручить специализированным ведомствам, а не загромождать ими закон. Вряд ли является правильным утверждать на законодательном уровне формы налоговых деклараций, расчетов и т.п. В-третьих, поскольку налогообложению присуща и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, ответственного за проведение социальной и экономической политики в той или иной области. Например, перечень товаров первой [c.235]

Читайте также:
Субсидиарная ответственность: что это такое, описание и особенности

Раздел II. СЕЗОННЫЕ И ОСОБЫЕ ПОШЛИНЫ [c.361]

Пошлина — таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные Законом РФ “О таможенном тарифе” сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные. При этом таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию страны или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. [c.43]

КУРОРТНЫЙ СБОР уплачивался в СССР лицами, приезжавшими в курортные местности для лечения или отдыха во время лечебного сезона, при прописке паспортов или заменяющих их документов. Взимание К. с. было разрешено местным Советам постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 авг. 1933 г. с целью увеличения средств на благоустройство курортов и культурное обслуживание трудящихся. Период времени и перечень местностей, на к-рые он распространялся, устанавливались наркомфинами союзных республик по согласованию с наркомздравами. Уплачивался независимо от прописочного сбора. От К. с. освобождались военнослужащие рядового состава и члены их семей, низкооплачиваемые рабочие и служащие и члены их семей, а также все граждане моложе 16 лет. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 мая 1986 г. К. с. был заменен уплатой единой государственной пошлины (см.). [c.618]

К внешним относятся макроэкономические и отраслевые факторы. К макроэкономическим факторам можно отнести снижение или рост основной деятельности снижение или увеличение таможенных пошлин, если предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью изменения в налогообложении зависимость от иностранных рынков сбыта , колебания курсов валют. Отраслевые факторы — насыщенность рынка продукцией, аналогичной выпускаемой проверяемым предприятием сезонность деятельности ценовая конкуренция уровень зарплаты по отрасли нехватка или избыток работников определенной профессии. [c.100]

Первая подгруппа включает организационно-стоимостные показатели скидки с цены при продаже продукции (на определенное количество, сумму заказа, сумму купленных товаров за год), скидки при оплате наличными, скидки на определенный товар, сезонные скидки, скидки по требованию значимого клиента, функциональные скидки (на новый товар, проведение рекламы и т.п.), величины и сроки платежей, стоимостные и организационные условия поставок и доставок, стоимость и условия обучения, стоимость и сроки технического обслуживания и ремонта, условия и сроки гарантий, условия и сроки кредитования, возможность бартерных сделок, условия и сроки утилизации (вторичного использования, уничтожения), условия и скидки при возврате ранее купленного товара, соответствие качества продукции уровню потребителей, таможенные пошлины, сборы, акцизы, налоги и др. [c.268]

Хорошо, что у нас начинают понимать эту аксиому. К сожалению, меры, которые принимаются в этом году по нашей отрасли, то есть введение аукционов квот, экспортных и сезонных пошлин на нефтепродукты, ликвидация трансфертных цен и т.п., осложняют положение нефтяных компаний. Ясно, что правительству сегодня нужно сформировать бюджет, найти источники поддержки других отраслей на сырьевой базе всю экономику не вытянешь. И в то же время нефтегазодобывающая отрасль реально играет роль локомотива, который сдвинет поезд с места. Сегодняшнее финансово-экономическое положение не позволяет правительству объективно посмотреть на деятельность нефтегазодобывающей отрасли и оптимизировать налоговое бремя. Вот почему мы – за взвешенные подходы к действиям, за разумное повышение экспортных пошлин в соответствии с ростом мировых нефтяных цен. Мы не против того, чтобы регулировалась сверхдоходность нефтяных компаний в условиях сверхблагоприятной конъюнктуры. [c.27]

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА (англ, ustoms duties) – налоги, взимаемые таможней при пропуске товаров через границу. Различаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, которые взимаются либо по твердым ставкам за единицу измерения товара (специфические пошлины), либо в процентах от цены товара (адвалорные пошлины), либо комбинированным методом. В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут применяться особые виды таможенных пошлин -антидемпинговые, комбинированные. Могут также устанавливаться сезонные пошлины. [c.531]

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА ( ustoms duty) – налог на пропускаемые через границу товары. Применяются следующие виды Т.п. адвалерные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости (см.) облагаемых товаров и иных предметов специфические, начисляемые в установленном размере на единицу облагаемых товаров и иных предметов комбинированные, сочетающие оба этих вида таможенного обложения. Кроме того, различаются Т.п. ввозные (см.), Т. п. вывозные (см.), Т.п. сезонные (см.), Т.п. специальные (см.), Т.п. антидемпинговые (см.), Т.п. компенсационные (см.). Перечни облагаемых товаров содержатся в таможенных тарифах (см.), а в РФ – в законе “О таможенном тарифе”. [c.218]

Доставка заказа Протяженность транспортных коммуникаций, география маршрутов и перемещений, число пересекаемых границ, таможенных условий, размеров пошлин, тарифов, габаритные размеры упаковки, вес, плотность, укладистость, специфика грузов, восприимчивость к повреждению Требования к условиям транспортировки, эксплуатации и утилизации Загруженность и сбалансированность ездок Ответственность перевозчика и рыночные условия Направление и сезон грузоперевозок Тарифные ставки транспортировки и скидки Прямые поставки от производителя, минуя склад готовой продукции Оптимизация маршрутов Диспетчеризация Охрана имущества Страхование [c.150]

Специфика применения сезонных и особых пошлин

Следует уделить особое внимание пошлинам, которые по своей природе, безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ, однако в буквальном смысле таковыми рассматриваться не могут.

К таким пошлинам в соответствии с разделом II Закона «О таможенном тарифе» относятся сезонные и особые пошлины. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» пошлина – таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные настоящим законом. Эти иные виды пошлин и называются сезонными и особыми пошлинами. Более того, при установлении, например, сезонных пошлин, ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона «О таможенном тарифе»). Максимальный срок действия сезонных пошлин составляет шесть месяцев. Как отмечает Козырин А.Н.: «Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года» Козырин А.Н. Таможенные режимы. – М.: Статут, 2007. – с. 73..

Читайте также:
Управа благочиния: что это такое, описание и особенности

Специальные пошлины могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина используется в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении ввоза российских товаров в какую-либо страну.

Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.

Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина – рассматривается как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом Козырин А.Н. Толковый словарь таможенного права. – М.: Городец, 2006. – с. 94..

Назначение антидемпинговых пошлин раскрывается в ст. 9 Закона «О таможенном тарифе» и, как отмечается в литературе, связано с наличием трех обстоятельств:

1) фактом ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

2) наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;

3) причинно-следственной связью между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в РФ, с другой стороны Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. – М.: ИКЦ «МарТ», Издательский центр «МарТ», 2007. – с. 143..

Содержание и назначение компенсационных пошлин во многом схоже с антидемпинговыми. Разница заключается в том, что компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии (ст. 10 Закона «О таможенном тарифе»).

Компенсационные пошлины взимаются при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины Завражных М.Л. Таможенное право России. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 126..

Обычно особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине Новиков В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. – М.: РИО РТА, 2006. – с. 84..

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

Сезонное производство в бухгалтерском учёте

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что такое сезонное производство?
  2. Расходы в межсезонный и активный периоды
  3. Как учитываются сезонные работы в бухгалтерском учете?
  4. Амортизация в бухучете
  5. Особенности налогового учета
  6. Для чего нужен учет?
  7. Резюме

Виды сезонных производств определяются законом. Отличаются особым порядком указания в бухгалтерском и налоговом учете. Предприятия, которые ведут сезонные работы, должны учитывать соответствующие законы.

Читайте также:
Можно ли получить налоговый вычет за прошлый год

Вопрос: Как отражаются (на условном примере) в учете организации начисление и выплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении несовершеннолетнему работнику, который был занят в основной производственной деятельности на сезонных работах?
Работник работал в организации с 1 сентября по 23 октября текущего года. Заработная плата работника за сентябрь составила 29 511 руб. Сумма компенсации за неиспользованный отпуск перечислена на счет работника в банке в день его увольнения.
Сумма начисленной компенсации не превышает величину ранее признанного в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска оценочного обязательства.
Учетной политикой для целей налогообложения прибыли установлено, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается, для учета доходов и расходов применяется метод начисления. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется на последний день каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ

Что такое сезонное производство?

Сезонное производство – это работы, которые связаны с климатическими факторами, временами года.

Такая деятельность осуществляется в конкретное время года. В остальное время организация обычно не занимается той работой, которая приносит доход. Однако в этот период компания готовится к активному сезону: ремонт оборудования, улучшение материально-производственной базы, коммуникация с клиентами и партнерами, заключение договоров. Обычно максимальная длительность рабочего сезона составляет полгода.

Перечень сезонных работ

К сезонному производству относится следующий перечень работ:

  • Торфяные разработки.
  • Заготовка леса.
  • Лесосплав.
  • Сезонные отрасли: молочная, рыбная и прочее.
  • Сезонные строительные работы.
  • Сельское хозяйство.
  • Передача тепловой энергии.
  • Перевозка людей в туристические сезоны.
  • Сельскохозяйственная работа.

Расходы в межсезонный и активный периоды

Работа таких компаний предполагает сочетание активного периода и простоев. Однако в полном смысле простои простоями являться не будут. Это также деятельное время, которое относится к технологическому процессу. Однако доходы предприятие получает только в тот период, когда оно занимается своей непосредственной работой. Расходы компания несет на протяжении всего года: часть трат учитывается в составе расходов следующих периодов, другая часть – в составе нынешних расходов.

Расходы, осуществляемые в межсезонный период, подразделяются на следующие категории:

  • Траты, необходимые для подготовки к активному периоду. К ним относятся ремонтные работы, техническое обслуживание, подготовка рабочей территории, содержание инвентаря и оборудования, заключение договоров с другими компаниями.
  • Административно-хозяйственные траты. К ним относятся выплаты зарплат управленцам, социальные начисления, оплата коммунальных услуг, аренда офиса, использование служебного ТС.

Траты в активный период зависят от специфики деятельности конкретного предприятия.

Как учитываются сезонные работы в бухгалтерском учете?

Траты предприятия, связанные с сезонной работой, фиксируются на счетах по затратам. Рассмотрим правила ведения бухучета:

  • Траты по подготовке и проведению работ учитываются на дебете счета 97 «Расходы следующих периодов». Данное правило оговорено Инструкцией по ПС. Утверждена она приказом Минфина.
  • Траты, которые учтены на счете 97, списываются в дебетовый счет затрат. Порядок проведения этого оговаривается приказом управляющего предприятия.
  • Учет по счету 97 должен осуществляться в соответствии с типом трат.

Разберем подробнее все счета, на которых могут указываться траты:

  • Траты на подготовительные меры к сезону фиксируются на дебете счета 97.
  • Административно-хозяйственные траты отражаются на дебетовом счету 26. В конце месяца траты списываются в дебетовый счет 97 «Расходы по управленческой деятельности». То есть, выполняется проводка: ДТ 97 КТ 26.
  • Расходы по управлению предприятием списываются, в активный период, в дебетовый счет 90. Специалист также открывает субсчет «Расходы на управление». Проводка будет следующей: ДТ 90 (субсчет «Траты на управление) КТ 26. Списание происходит в конце каждого месяца.
  • В период между рабочими сезонами списание управленческих трат происходит в дебетовый счет 97. Создается субсчет, в котором указывается источник трат – управление в «спокойный» период.

Это только пример учетной политики конкретного предприятия.

Амортизация в бухучете

Особенности амортизационных начислений оговорены в пункте 19 ПБУ. Необходимо их распределять на все время деятельности предприятия. Распределение должно быть равномерным. Рассмотрим пример расчета амортизационных начислений.

Компания специализируется на речных перевозках. Ее активное время составляет 5 месяцев. Компания купила оборудование для транспортировки. Стоит оно 200 000 рублей. Время эксплуатации оборудования составляет 10 лет. Для вычисления ежемесячных амортизационных трат нужно провести следующие расчеты:

  • Определяется норма амортизационных трат. Для этого требуется 100% разделить на 10 лет (срок полезного использования техники). Получаем 10%.
  • Для определения совокупности ежегодных амортизационных трат нужно умножить 200 000 рублей (стоимость оборудования) на полученные 10%. Годовая норма трат составит 20 000 рублей.
  • Для определения совокупности ежемесячных амортизационных трат нужно 20 000 рублей разделить на 5 месяцев. Сумма ежемесячных трат составляет 4 000 рублей.

ВАЖНО! Амортизационные отчисления в период, в котором не выполнялось работ, будут равны нулю.

Особенности налогового учета

Особенности учета по налогам определяются 25 главой НК. В ней отсутствуют специальные указания относительно учета трат в рамках сезонных работ. Пункт 1 статьи 272 НК привязывает траты под налогообложение к отчетному времени, в котором они возникли.

Если траты возникли в «спокойный сезон», то они могут быть отражены в налоговой декларации за соответствующие даты.

Бухгалтер может попробовать соотнести оба учета: налоговый и бухгалтерский. Для этого дан пункт 1 статьи 272 НК. По нему случаи, при которых четкой корреляции между тратами и доходами не наблюдается, являются основанием для распределения трат в порядке, определенном предприятием. Однако в статье отсутствуют принципы, по которым можно отследить отсутствие четкой связи показателей.

Для чего нужен учет?

Предприятие, осуществляющее межсезонную деятельность, обязано вести учет в стандартном порядке. Нужно это для успешного прохождения налоговых проверок. Но учет пригодится и для самой организации. Данные, которые были зафиксированы в установленном порядке, помогут определить:

  • рентабельность предприятия.
  • себестоимость товаров и услуг.
  • устойчивость.
  • перспективы для развития.

Наличие данных о тратах и их источниках позволяют сократить издержки. Менеджер на основании сведений определяет сильные и слабые стороны организации, составляет план ее дальнейшего развития.

Читайте также:
Следы взрыва: что это такое, описание и особенности

Резюме

Сезонное производство предполагает проведение работ в определенные временные периоды. К примеру, это может быть подача отопление в зимнее время, сельскохозяйственный труд, проводимый в летнее время. Затраты при сезонном производстве являются круглогодичными. В сезоны без работы средства тратятся на подготовку к активному времени. Это могут быть траты на приобретение оборудования, его содержание, выплату зарплат основному штату сотрудников. Все расходы учитываются в установленном порядке на соответствующих счетах.

Сезонное производство (Сваин Б.)

Дата размещения статьи: 23.07.2014

Особенность сезонного предприятия в том, что в его работе есть активные периоды и периоды простоя. Это и является причиной того, что учет в сезонном производстве тоже довольно специфичен и основные трудности подстерегают бухгалтера именно во время “межсезонья”. Главное – правильно классифицировать затраты и не превратить в “свалку” 97 счет, а также не ошибиться с амортизацией имущества.

Сезонной считают деятельность, которую в силу природных, климатических условий можно вести только в определенный период года (сезон). Соответственно, в другие периоды сезонные предприятия не ведут деятельности, приносящей доход, но, как правило, готовятся к своему рабочему сезону – ремонтируют технику, укрепляют материально-производственную базу, заключают договоры. Продолжительность сезона, как правило, не превышает шести месяцев (ст. 293 ТК РФ).

Виды сезонных работ

Конкретные виды сезонных работ определяются спецификой отрасли. Напрямую связаны с живой природой (в совокупности со временем года) работы на торфоразработках, лесозаготовках и лесосплаве, работы в сезонных отраслях рыбного хозяйства, мясной, молочной, сахарной и плодоовощной промышленности. Они приведены в перечнях, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 04.07.2002 N 498 и Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 N 381.
Есть еще один, более “древний” Перечень, утвержденный Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 N 185. В нем, кроме перечисленных выше, приведены также работы, сезонность которых более зависит от времени года в связи с объектами неживой природы. Это ремонт железнодорожных путей и вагонов (за исключением тех, которые выполняют постоянные кадры), плановый ремонт централизованных и сигнализационных устройств на железной дороге; земляные дорожные работы; ледокольные работы; добыча и производство стройматериалов; отдельные виды работ по добыче благородных металлов; геологические, землеустроительные, топографические, мелиоративные работы, морские и речные изыскательские работы и другое.
К сезонным могут быть отнесены и такие работы, которые требуются самой компании. Чаще всего это уборка снега, ландшафтный дизайн, корчевание деревьев, наружные строительные работы, организация летнего отдыха. В целом такие предприятия могут и не являться чисто сезонными и выполнять круглогодичные виды деятельности. В таком случае бухгалтеру нужно быть готовым к ведению раздельного учета.
Все перечисленные работы соответствуют определению сезонного производства, данному Налоговым кодексом, как производства, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Специфика сезонного предприятия в том, что в его работе есть активные периоды и периоды простоя, которые тем не менее являются частью технологического процесса. Доходы (выручку) сезонное предприятие имеет только в активном периоде. Расходы же оно несет в течение всего года, причем в период межсезонья часть затрат связана с подготовкой к рабочему периоду.
Рассмотрим, какие сложности подстерегают бухгалтера в период межсезонья.

Межсезонье без “свалки”

В настоящее время бухгалтер лишен возможности все затраты, осуществленные в межсезонье, как в недавнем прошлом, отнести на бухгалтерский счет 97 “Расходы будущих периодов” (считая их относящимися к следующим рабочим периодам, когда будет выручка). Такой (ошибочный) подход нередко превращал этот счет в “свалку”. Теперь этого делать нельзя: если бухгалтер учтет все произведенные затраты именно так, то он попросту нарушит действующее законодательство о бухгалтерском учете.
Согласно Инструкции о применении Плана счетов на счете 97 обобщают информацию о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В приведенном перечне таких расходов есть расходы, связанные “с подготовкой к производству в связи с сезонным характером работ”. Но теперь в эту формулировку вложен вполне определенный смысл. Поясним.
В ст. 5 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” определен перечень объектов бухгалтерского учета, среди которых упомянуты факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы и иные объекты, установленные федеральными стандартами. Очевидно, что затраты сезонного производства ведут к образованию активов и расходов. “Расходы будущих периодов” как объект бухгалтерского учета в перечне объектов вообще отсутствует. И в действующей утвержденной форме бухгалтерского баланса нет отдельной строки “Расходы будущих периодов” (в старой форме она раньше была в разделе “Запасы”).
В отношении такого объекта учета, как расходы, нужно принимать во внимание еще один действующий документ – ПБУ 10/99 “Расходы организации” (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В нем определены общие правила признания расходов в бухгалтерском учете, среди которых наряду с признанием расходов в том отчетном периоде, в котором они имели место, существует еще и требование равномерного признания затрат (п. 9). Согласно п. 19 указанного ПБУ в отчете о финансовых результатах расходы могут признаваться путем их обоснованного распределения между отчетными периодами с учетом связи между понесенными расходами и поступлением доходов. В этом и состоит суть привычных расходов будущих периодов – они осуществлены в отчетном периоде, а списываются в следующих. Таким образом, формулировка “иные объекты” (среди установленных объектов бухгалтерского учета) вполне допускает присутствие в учете как объекта учета расходов будущих периодов.
Однако “свалка” на счете 97 образовывалась именно тогда, когда в расходах будущих периодов учитывали все: и расходы, и активы. Так вот, теперь в их составе нужно учитывать только активы. И главная задача в том, чтобы эти активы выявить.

Расходы будущих периодов как активы

Главная задача – это разграничить понесенные организацией затраты на расходы и на активы, а затем выделить отдельный самостоятельный объект – расходы будущих периодов.
Согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) определяющие факторы для признания актива – это его подконтрольность организации и возможность получения от него экономических выгод, то есть притока денежных средств. А экономические выгоды актив принесет, когда он может быть:
– использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
– обменян на другой актив;
– использован для погашения обязательства;
– распределен между собственниками организации.
Это определение вполне позволяет отнести те или иные затраты к расходам будущих периодов в качестве актива. А бухгалтеру следует сформировать критерии такого отнесения (по видам затрат с учетом специфики отрасли) и закрепить их в бухгалтерской учетной политике.
А теперь переходим к главному – как распознать тот актив, который затем отправить на счет 97.
В п. 65 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н) сказано, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Эту норму разъяснил Минфин России в Письме от 12.01.2012 N 07-02-06/5. В нем говорится, что если осуществленные затраты соответствуют условиям признания актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, то эти затраты подлежат отражению в бухгалтерском балансе в составе этого актива. Это значит, что если речь идет об основных средствах, нематериальных активах, материально-производственных запасах, то списывать их следует в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов.
О каком ином случае идет речь? Попробуем разобраться на примере.

Читайте также:
Перевозка транспортом общего поль зования

Пример 1. Сезонное предприятие в межсезонный период проводит подготовку к сезону. При этом оно несет затраты на приобретение новых основных средств и ремонт старого оборудования. Приобретение основного средства – это вложение во внеоборотные активы. Приобретенный объект учитывается по правилам бухучета:
Дебет 08 Кредит 60
– учтены расходы по приобретению основного средства;
Дебет 01 Кредит 08
– основное средство зачислено в состав основных средств.
Стоимость основного средства будет списана на расходы через амортизацию.
Ремонт оборудования следует учесть в составе расходов будущих периодов:
Дебет 97 Кредит 60
– отнесена в состав расходов будущих периодов стоимость ремонтных работ.
Стоимость ремонтных работ будет списана на расходы в сезон в порядке, установленном учетной политикой предприятия, например, равномерно в течение сезона или пропорционально объему выпущенной продукции:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97
– списана на расходы часть стоимости ремонтных работ.

Таким образом, иной случай признания актива – это отнесение к расходам будущих периодов подготовительных работ, например стоимости ремонта основных средств. Здесь же могут быть затраты на подготовку и благоустройство рабочей территории, ремонт помещений и другие затраты, связанные с подготовкой к сезону. Все это активы, поскольку их можно рассматривать как вложения в собственное производство, которые принесут доход в будущем.
А это значит, что затраты, связанные с подготовкой к рабочему периоду отличаются от текущих расходов, без которых даже в период межсезонья не может обойтись ни одно сезонное предприятие.

Без текущих расходов не обойтись

В период простоя предприятие выплачивает заработную плату (директору, бухгалтерии, иному управленческому персоналу), делает отчисления во внебюджетные фонды, оплачивает электроэнергию и другие коммунальные услуги. Накапливать эти расходы на счете 97 (с последующим списанием в том отчетном периоде, когда будет получена выручка) нельзя, поскольку эти затраты активами не являются. Это текущие расходы. И они подлежат признанию в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от того, получена в этом периоде выручка или нет.
Среди текущих расходов, безусловно, у каждого сезонного предприятия есть амортизационные отчисления. Но о них нужно говорить отдельно.

Амортизация

Амортизация основных средств, используемых в сезонном производстве, начисляется только в течение сезона работы, то есть всю годовую сумму амортизации нужно начислить за сезон (п. 19 ПБУ 6/01 “Учет основных средств”, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Другими словами, если предприятие работает и получает выручку шесть месяцев в году, то начислять амортизацию нужно в течение этих шести месяцев ежемесячно в размере 1/6 исчисленной годовой суммы. За пределами сезона работы начисление амортизации не осуществляется.
В налоговом учете по-другому. В нем амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда объект был введен в эксплуатацию, ежемесячно в течение всего срока полезного использования (установленного с учетом Классификации основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) независимо от того, работает фирма или нет. Объект, временно не используемый компанией в производственной деятельности из-за сезонного характера производства, не исключается из состава амортизируемого имущества, поскольку такого основания Налоговый кодекс не предусматривает (п. 3 ст. 256 НК РФ).
Однако здесь есть один нюанс. В общем случае амортизация производственного объекта включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ). Более того, Налоговый кодекс относит амортизацию производственных объектов к прямым расходам, которые можно учитывать при налогообложении прибыли только по мере реализации продукции.
На этот случай можно применить такой инструмент, как учетная политика для налогового учета. В ней следует закрепить, что в период сезонного простоя, который является частью производственного цикла, амортизация оборудования относится к внереализационным расходам. Это рекомендация Минфина России (Письмо от 04.04.2011 N 03-03-06/1/206).
Однако остается разница в величине ежемесячных амортизационных отчислений: в рабочий период “бухгалтерские” превышают “налоговые”, а в межсезонье – наоборот. Таким образом, у предприятия, работающего по общей системе налогообложения, в бухгалтерском учете возникают временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). Рассмотрим пример.

Читайте также:
Банк требует выплатить какой-то неизвестный мне кредит

Пример 2. Сезонное предприятие эксплуатирует объект основных средств с мая по октябрь. Первоначальная стоимость объекта – 600 000 руб. Амортизация начисляется линейным методом в бухгалтерском и налоговом учете. Срок полезного использования – 5 лет (60 месяцев).
Годовая сумма амортизации – 120 000 руб. (600 000 руб. : 5 лет). Ежемесячно с мая по октябрь бухгалтер должен отражать в бухучете амортизацию в сумме 20 000 руб. (120 000 руб. : 6 мес.). Эта сумма является расходом по обычным видам деятельности и отражается проводкой:
Дебет 20 Кредит 02
– 20 000 руб. – начислена амортизация по основному средству.
В налоговом учете ежемесячная сумма отчислений по объекту 10 000 руб. (600 000 руб. : 60 мес.).
В связи с тем что в бухучете в январе – апреле амортизация не начисляется (то есть бухгалтерская прибыль превышает налогооблагаемую), возникают налогооблагаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (ОНО) (п. п. 12, 15 ПБУ 18/02). Когда в мае – августе сумма бухгалтерской амортизации превышает сумму налоговой амортизации (соответственно, бухгалтерская прибыль становится меньше налоговой), ОНО, возникшие в период с января по апрель, ежемесячно уменьшаются вплоть до их полного их погашения (п. 18 ПБУ 18/02).
Возникновение ОНО отражается по дебету счета 68, субсчет “Расчеты по налогу на прибыль”, и кредиту счета 77 “Отложенные налоговые обязательства”, а погашение – обратной проводкой.
Превышение амортизационных отчислений в бухучете над суммой амортизации, признанной расходом в налоговом учете в сентябре и октябре, приведет к образованию в этих месяцах вычитаемых временных разниц и соответствующих им отложенных налоговых активов (ОНА), которые погашаются в ноябре и декабре.
Возникновение ОНА отражается по дебету счета 09 “Отложенные налоговые активы” и кредиту счета 68, а погашение – обратной проводкой.
Бухгалтер сделает записи:
Январь – апрель:
Дебет 68 Кредит 77
– 2000 руб. (10 000 руб. x 20%) – отражено ОНО.
Май – август:
Дебет 20 Кредит 02
– 20 000 руб. – начислена амортизация по производственному объекту;
Дебет 77 Кредит 68
– 2000 руб. ((20 000 руб. – 10 000 руб.) x 20%) – уменьшено ОНО.
Сентябрь – октябрь:
Дебет 20 Кредит 02
– 20 000 руб. – начислена амортизация по производственному объекту;
Дебет 09 Кредит 68
– 2000 руб. ((20 000 руб. – 10 000 руб.) x 20%) – отражен ОНА.
Ноябрь – декабрь:
Дебет 68 Кредит 09
– 2000 руб. – уменьшен ОНА.

Сезонные кадры

Чем еще занимаются сезонные предприятия в межсезонье? Разумеется, набирают производственный персонал. Трудовые отношения с работниками тоже имеют “сезонные” особенности, они установлены гл. 46 Трудового кодекса.
Продолжительность сезонных работ, в том числе случаи превышения традиционных шести месяцев, определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями (ст. 293 ТК РФ).
Договоры с сезонными работниками являются разновидностью срочных трудовых договоров. Основанием для заключения является норма, данная ст. 59 Трудового кодекса. Приведем дословно: “для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона)”. Если в договоре нет условия о сезонном характере работы, то он считается заключенным на неопределенный срок (ст. 294 ТК РФ). Действует договор только в период сезона.
Если работник после истечения действия срочного трудового договора фактически продолжает работать и работодатель не потребовал прекращения трудового договора в связи с истечением его срока, то трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
При приеме на работу сезонного работника действует общее правило об установлении испытательного срока, который не может превышать трех месяцев (ст. 70 ТК РФ). Если же договор заключается на срок до двух месяцев, испытательный срок не устанавливается (ст. 289 ТК РФ).
Особенности расторжения трудового договора с временными работниками установлены ст. 296 Трудового кодекса:
– он прекращается с истечением срока действия;
– об окончании договора в связи с истечением срока действия работника нужно предупредить в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (ст. 79 ТК РФ);
– работник вправе прекратить договор досрочно по своей инициативе. Об этом он обязан письменно предупредить работодателя за три календарных дня (ст. 296 ТК РФ);
– при предстоящем увольнении в связи с ликвидацией предприятия работодатель обязан предупредить работника в письменной форме под роспись не менее чем за семь календарных дней (ст. 296 ТК РФ);
– при досрочном увольнении работника в связи с ликвидацией ему выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 296 ТК РФ).
Сезонные работники имеют право на оплачиваемый отпуск. Его предоставляют из расчета двух рабочих дней за каждый месяц работы. Однако право на отдых, как и у всех остальных не сезонных работников, появляется по истечении шести месяцев работы у данного работодателя (а продолжительность сезонной работы, как правило, не превышает полугода). Поэтому эти сотрудники в отпуск обычно не идут. А при увольнении в связи с истечением срока действия сезонного договора им выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск (ст. ст. 122, 127, 295 ТК РФ).
Документальное оформление трудовых отношений с сезонным работником производится на общих основаниях.
Несмотря на разнообразие видов сезонных работ, методология учета в сезонных предприятиях схожа.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: