Штурманская расписка: что это такое, описание и особенности

Зачем нужна штурманская расписка?

Судовым ордером, отражающим результат перехода ответственности от грузоотправителя к судну, является штурманская расписка. Иными словами, документ (погрузочный ордер) подразумевает под собой письменное подтверждение принятия груза на борт.

Часто выдается судовой администрацией, имеет:

  • номер партии груза;
  • наименование партии груза;
  • число мест;
  • маркировку;
  • наименование точки назначения.

Дата, указанная на свидетельстве должна быть схожей с числом фактической погрузки.

Особенности документа

Бумага представляет собой временный документ и возвращается фрахтовщику после получения последующих бланков. Они являются доказательством заключения договора о перевозке, а, соответственно, и получения ответственности за сохранность груза, средством передачи права на товары третьим лицам, расписку в получении. Таким образом, погрузочный ордер на практике лишь дает возможность затребовать у фрахтовщика выдачу последующего коносамента.

Свидетельство выдается грузоотправителю до готовности коносамента и письменно подтверждается грузовым помощником капитана. Должно содержать не только факт принятия, но и точное описание повреждений груза, так как в дальнейшем может использоваться в случае предъявления претензий одной стороной к другой. Не является товарораспорядительным документом, поэтому возвращение бумаги судовладельцу не представляется обязательным, но способно в некоторых случаях.

Если какие-либо очевидные повреждения груза отсутствуют, то в ордер не вносится дополнительных оговорок, помощник капитана выдает для ознакомления чистый штурманский ордер. При наличии повреждений необходимо немедленно проинформировать судовладельца и фрахтователя. Любые недочеты необходимо фиксировать с помощью фотографий, которые следует сохранять на мореплавательном средстве для решения возможных споров.

Стоит также учесть момент, при котором на первую партию может быть выдан чистый ордер, а при последующей транспортировке на соседние грузовые места первой партии может быть нанесен ущерб. В этом случае написание письма протеста является наиболее правильным выходом из сложившейся ситуации. К письму необходимо приложить фотографии, подтверждающие факт порчи внешнего вида товаров.

Протест отослать агенту, фрахтователю и судовладельцу. Затем истребовать от агента чистые штурманские расписки и внести в них соответствующие отметки. После следовать полученным указаниям. При отсутствии инструкций или в любых других ситуациях необходимо действовать, опираясь на обстоятельства.

Накладная не будет заменой коносамента, более того, не допускается никого совпадения данных, содержащихся в нем и в расписке.

В каких случаях необходима штурманская расписка?

Опираясь на нормы российского права, отправитель обязан составить документ и выдать перевозчику. Документ должен быть заверен подписью и содержать все необходимые данные о товаре.

Штурманская расписка несет временный характер, но является вспомогательной для ознакомления с условиями письменной оферты. Необходима для фиксации времени принятия, количества и состоянии груза, оказывает помощь при возникновении спорных моментов и вызове эксперта, поэтому составление штурманской расписке при загрузке товаров на борт судна является обязательным.

Что написано в законе?

Обязанность выдачи отражена законодателем в статье 142 Кодекса торгового мореплавания РФ: «Перевозчик обязан выдать отправителю коносамент». Статья 144 Кодекса торгового мореплавания РФ содержит указание на перечень данных, содержание которых в бланке — необходимое правило.

Помимо 6 основных данных, которые предусмотрены ордером, должно быть прямое указание на:

  • название погрузчика;
  • название порта погрузки;
  • когда выдан документ;
  • указание количества оригиналов коносамента;
  • подпись транспортировщика или лица, которое действует от имени перевозчика.

При условии, что в штурманскую расписку раннее были внесены определенные оговорки, их необходимо полностью скопировать в коносамент. При отсутствии таковых в первом документе, выдается «чистая» бумага.

Требования и правила составления документа

Правила составления штурманской расписки отражены в письме Федеральной налоговой службы РФ.

Обязательными реквизитами являются:

  1. название;
  2. код штурманской расписки;
  3. ординальный номер;
  4. день, месяц и год, когда составлена штурманская расписка;
  5. название, адрес организации отправителя и получателя;
  6. род и количество перевозимого;
  7. марки и знаки;
  8. тип материала упаковки;
  9. название места отправления и прибытия;
  10. подотчет стоимости;
  11. письменное разрешение ТЭК;
  12. название должностных лиц;
  13. роспись и расшифровка

Дополнительно перечисляются различные справки, находящиеся при грузе.

Представляет первичный образец и подтверждает приемку и погрузку груза на транспортное средство. Образцы документов, а именно штурманской расписки и любых других можно найти в сети интернет. Располагаются в свободном доступе и переведены на большое количество языков, что значительно облегчает процесс поиска.

Читайте также:
Ответственность за нарушение порядка представления государст

При обнаружении помарок необходимо незамедлительно сообщить об этом, исправления подобного рода не допускаются, а внесенные изменения заверяются подписью.

Оговорки в штурманской расписке

Штурманская расписка — документ, выдаваемый судном. Свидетельствующий о получении груза, ответственности за груз, передачу права на товары третьим лицам, расписку в получении. Он должен быть выдан в обязательном порядке, отраженном в Федеральных Законодательных актах.

Статьи 432, 785 ГК РФ и ст. 115, 144 КТМ РФ имеют указание на возможность содержания в договоре оговорок. Термин схож со смежным «условия», но имеет ряд отличительны черт.

На практике существует большое количество примеров, при которых одна сторона не отрицает определенного рода обязательства, но просит включить в текст договора разъяснения. Иными словами, термин «оговорки» можно прировнять к возражению.

Оговорка – имеющее ряд ограничений заявление перевозчика, которое он вправе вносить после возникновения договорных обязательств, также перевозчик наделен правом снятия оговорки без согласия другой стороны.

Законодатель не дает конкретного перечня оговорок, но разделение происходит, опираясь на практику. Касаются качества, числа и того, как выглядит товар.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Штурманская расписка

Штурманская расписка – судовой документ, подтверждающий принятие груза к перевозке. [1]

Штурманская расписка не может заменять коносамент, поэтому, в том случае, если судно выйдет в рейс, а коносамент будет досылаться авиапочтой, чтобы не ввести в заблуждение грузополучателя и банк, на практике не допускается никакого несовпадения данных, содержащихся в штурманской расписке и в коносаменте. [2]

Вторым документом является штурманская расписка – акцепт ордера. Это один из экземпляров ордера, но подписанный грузовым помощником капитана в удостоверение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка ( см. приложение № 23) не является товарораспорядительным документом. В коносаменте, согласно ст. 144 КТМ РФ, в дополнение к 6 ( шести) обязательным сведениям, предусмотренных ордером, должны обязательно содержаться: 1) наименование перевозчика; 2) наименование порта погрузки согласно договору перевозки; 3) время и место выдачи коносамента; 4) число оригиналов коносамента, если их больше чем один; 5) подпись перевозчика или действующего от его имени лица. [3]

Один экземпляр поручения со штурманской распиской направляют в коносаментную группу для корректировки подготовленных коносаментов. Вместе с коносаментами он отсылается судовладельцу. Экземпляр поручения, который был у приемо-сдатчика, по окончании погрузки приобщают к тальманским листкам ( распискам) и хранят в причальной группе учета. Кроме этого, выдачу экспортных грузов с тыловых складов для погрузки на судно или для перевозки на другой склад, оформляют путевыми листами. [4]

Штурманская расписка не может заменять коносамент, поэтому, в том случае, если судно выйдет в рейс, а коносамент будет досылаться авиапочтой, чтобы не ввести в заблуждение грузополучателя и банк, на практике не допускается никакого несовпадения данных, содержащихся в штурманской расписке и в коносаменте. [5]

Полученные экспортные поручения ТЭК направляет: один экземпляр – складу, где хранится груз, как основание для его подготовки к отгрузке и выдаче судну; один экземпляр – ко-носаментной группе ТЭК для предварительной подготовки коносаментов. Экземпляр поручения со штурманской распиской , удостоверяющей прием судном груза, оставляют в пароходном деле причальной группы учета грузов. [6]

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА, погрузочный ордер – документ, подписанный грузовым помощником капитана ( старшим помощником), удостоверяющий принятие груза на борт судна. Если груз погружен не в надлежащем по внешнему виду состоянии, то в штурманскую расписку вносят соответствующую оговорку. [7]

Читайте также:
Должник реорганизуется. Как получить долги?

Тальманский счет сдаваемых судну грузов ведется по каждому трюму отдельно. По окончанию смены тальманская расписка ( tallyman s receipt) с приложенными к ней отвесами склада, путевыми листами, удостоверяющими количество груза и его состояние при приемке на судно в качестве транспортного документа передается экспедиторской группе причала для подготовки штурманской расписки и коносамента, а при выгрузке груза – для оформления сдаточных документов судна / порта / грузополучателя. [8]

Отражает результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца при приемке товара для погрузки или во время погрузки. Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом и не заменяет коносамента. [9]

Вторым документом является штурманская расписка – акцепт ордера. Это один из экземпляров ордера, но подписанный грузовым помощником капитана в удостоверение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка ( см. приложение № 23) не является товарораспорядительным документом. В коносаменте, согласно ст. 144 КТМ РФ, в дополнение к 6 ( шести) обязательным сведениям, предусмотренных ордером, должны обязательно содержаться: 1) наименование перевозчика; 2) наименование порта погрузки согласно договору перевозки; 3) время и место выдачи коносамента; 4) число оригиналов коносамента, если их больше чем один; 5) подпись перевозчика или действующего от его имени лица. [10]

Грузоотправителем может быть сам продавец или сам покупатель, или их экспедитор. Обычно груз принимает грузовой помощник капитана. Он выдает штурманскую расписку в приеме груза, которая по завершению погрузки обменивается на коносамент. [11]

Для судового агента этот документ является письменным подтверждением факта погрузки груза в судно или приема его к морской перевозке. Эта копия ордера постоянно хранится в конторе агента в пароходном деле судна, согласно номеру конкретного рейса. В ряде портов второй экземпляр штурманской расписки выдается грузоотправителю в обмен на рецеписсу или доковую расписку. [12]

Стандартизованы и сведены до минимума отправительские и сдаточные документы на основе их матричности и применения разноцветных копий. Эти документы и их копии используются и как инструкция для выписки коносамента, и как доковые расписки, и как штурманские расписки , а также для оформления внутритерминальных, тальманских операций, для таможенного и санитарно-карантинного оформления. [13]

Штурманская расписка: что это такое, описание и особенности

Штурманская расписка

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА – документ, удостоверяющий принятие товара судовладельцем к перевозке. Отражает результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца при приемке товара для погрузки или во время погрузки. Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом и не заменяет коносамента. [c.236]

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА, погрузочный ордер — документ, подписанный грузовым помощником капитана (старшим помощником), удостоверяющий принятие груза на борт судна. Если груз погружен не в “надлежащем по внешнему виду состоянии”, то в штурманскую расписку вносят соответствующую оговорку. [c.475]

Вторым документом является штурманская расписка — акцепт ордера. Это один из экземпляров ордера, но подписанный грузовым помощником капитана в удостоверение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка (см. приложение №23) не является товарораспорядительным документом. Если на ней нет никаких замечаний администрации судна по количеству и состоянию погруженного груза, как это изложено в ордере или как было скорректировано на ордере сторонами в ходе погрузки, то штурманская расписка обменивается грузоотправителем на коносамент (или на накладную). В коносаменте, согласно ст. 144 КТМ РФ, в дополнение к 6 (шести) обязательным сведениям, предусмотренных ордером, должны обязательно содержаться 1) наименование перевозчика 2) наименование порта погрузки согласно договору перевозки 3) время и место выдачи коносамента 4) число оригиналов коносамента, если их больше чем один 5) подпись перевозчика или действующего от его имени лица. [c.149]

Грузоотправителем может быть сам продавец или сам покупатель, или их экспедитор. Обычно груз принимает грузовой помощник капитана. Он выдает штурманскую расписку в приеме груза, которая по завершению погрузки обменивается на коносамент. [c.231]

Читайте также:
Частная собственность: что это такое, описание и особенности

Штурманская расписка не может заменять коносамент, поэтому, в том случае, если судно выйдет в рейс, а коносамент будет досылаться авиапочтой, чтобы не ввести в заблуждение грузополучателя и банк, на практике не допускается никакого несовпадения данных, содержащихся в штурманской расписке и в коносаменте. [c.310]

Экспедитору рекомендуется при получении оригинала коносамента после оплаты фрахта и всех причитающихся платежей, также сверить данные коносамента с данными возвращаемой им в обмен на коносамент штурманской расписки (до этого он производил такую же сверку штурманской расписки с доковой распиской или с рецеписсой). [c.311]

Погрузочный ордер (штурманская расписка) — с. 149, 158, 255, приложение №23 [c.568]

Штурманская расписка (погрузочный ордер) — с. 149, 309, 310, 318, приложение №23 [c.570]

Штурманская расписка — судовой документ, подтверждающий принятие груза к перевозке. Основание для выписки коносамента. [c.211]

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА-судовой документ о принятии груза к перевозке. Ш.Р. выдается грузоотправителю судовой администрацией после погрузки товара на судно. [c.851]

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА (mate s re eipt) – судовой документ, подтверждающий принятие груза к перевозке. Является основанием для выписки коносамента. Отражает факт перехода ответственности за груз с грузоотправителя на судно. Дата на расписке должна отвечать фактической дате погрузки на судно груза. [c.257]

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА (mate s re eipt) — документ, подписываемый обычно помощником капитана и явпяю-щийся подтверждением факта приема указанной в нем партии груза на борт судна Ш р служит основанием для выписки коносамента См также Погрузочный ордер [c.307]

Тальманский счет сдаваемых судну грузов ведется по каждому трюму отдельно. По окончанию смены тальманская расписка (tallyman s re eipt) с приложенными к ней отвесами склада, путевыми листами, удостоверяющими количество груза и его состояние при приемке на судно в качестве транспортного документа передается экспедиторской группе причала для подготовки штурманской расписки и коносамента, а при выгрузке груза — для оформления сдаточных документов судна/порта/грузополучателя. [c.267]

Вторая копия ордера под названием Штурманская расписка (Mate s Re eipt), розового цвета, является документом, который выдает после приема груза на борт судна капитан судна или грузовой помощник (см. приложение №23). Для судового агента этот документ является письменным подтверждением факта погрузки груза в судно или приема его к морской перевозке. Эта копия ордера постоянно хранится в конторе агента в пароходном деле судна, согласно номеру конкретного рейса . В ряде портов второй экземпляр штурманской расписки выдается грузоотправителю в обмен на рецеписсу или доковую расписку. [c.309]

Агент проводит сверку окончательных данных с 5-ой копией ордера в деле и с учетом внесенных исправлений выдает (по просьбе грузоотправителя) официальную расписку на груз и штурманскую расписку . Такие расписки могут потребоваться экспедитору в качестве подтверждения выполнения своих обязательств перед грузоотправителем, в том числе, если имела место выдача нестандартной Экспедиторской транспортной накладной доставки груза на терминал (Surfa e onsignment Note). (Этот документ используется, когда пункт отправки груза удален от порта). [c.310]

Полученные экспортные поручения ТЭК направляет один экземпляр — складу, где хранится груз, как основание для его подготовки к отгрузке и выдаче судну один экземпляр — ко-носаментной группе ТЭК для предварительной подготовки коносаментов. Четыре экземпляра поручения передаются экспедиторской группе причала, где идет загрузка судна (один передается судну с копией для оформления штурманской расписки) второй — стивидору, обрабатывающему судно, третий — тальману порта, ведущему счет погружаемых грузов). Экземпляр поручения со штурманской распиской, удостоверяющей прием судном груза, оставляют в пароходном деле причальной группы учета грузов. [c.318]

Один экземпляр поручения со штурманской распиской направляют в коносаментную группу для корректировки подготовленных коносаментов. Вместе с коносаментами он отсылается судовладельцу. Экземпляр поручения, который был у приемо-сдатчика, по окончании погрузки приобщают к тальманским листкам (распискам) и хранят в причальной группе учета. Кроме этого, выдачу экспортных грузов с тыловых складов для погрузки на судно или для перевозки на другой склад, оформляют путевыми листами. [c.318]

Читайте также:
Третейский суд: что это такое, описание и особенности

ДОКОВАЯ РАСПИСКА (do kre eipt) – документ, выдаваемый судовладельцем, его агентом или экспедитором в подтверждение принятия груза на причал или на склад для последующей погрузки на судно В Д р, выписываемой на имя грузовладельца, указываются обычно наименование груза, число грузовых мест и их масса, род упаковки, маркировка, объявленная ценность груза, место назначения и пр После передачи груза со склада на судно Др приобретает значение штурманской рас- [c.59]

Смотреть страницы где упоминается термин Штурманская расписка

Транспортное экспедирование (1999) — [ c.149 , c.309 ]

Штурманская расписка

Штурманская расписка (Mate’s receipt) это расписка, подтверждающая погрузку груза на борт судна.

Штурманская расписка выдаётся грузовым помощником по поручению капитана. Однако на практике агент готовит бланки штурманской расписки и передает их капитану на подпись.

Для каждой партии груза выдается своя штурманская расписка. Очень часто партии груза предоставляются для погрузки с своим погрузочным ордером, который после погрузки партии груза на судно подписывается грузовым помощником и становится после этого штурманской распиской. В некоторых случаях штурманская расписка оформляется отдельным документом. Порядок оформления штурманских расписок обычно оговаривается в договоре купли-продажи данного товара (груза).

Если партия груза не имеет никаких повреждений, то никаких специальных отметок не делается. Однако если груз имеет какие-либо повреждения, то характер повреждения указывается в штурманской расписке. Также необходимо указать номера грузовых мест, которые имеют повреждения.

На основании штурманских расписок выдается коносамент, поэтому в него могут быть внесены только оговорки, указанные в штурманских расписках. Если в штурманские расписки не вносились отметки о повреждении груза, то и в коносамент их вносить оснований нет.

Если в штурманские расписки внесены оговорки о повреждении груза и указаны номера грузовых мест, имеющих повреждения, но в коносамент они не были внесены, то в случае предъявления претензий к грузу в порту выгрузки, данные оговорки не будут иметь силы, так как они не были внесены в коносамент и это будет расцениваться арбитражем или судом, как попытка обмануть грузополучателя и все расходы будут возложены на судовладельца.

Таким образом, если в штурманской расписке отсутствуют отметки о повреждении груза, то она считается «чистой» и, следовательно, и коносамент выдается «чистый», то есть без оговорок.

Во многих договорах купли-продажи указывается, что коносамент должен быть выдан без каких-либо оговорок, то есть «чистый», в таком случае при обнаружении каких-либо повреждений у груза необходимо немедленно информировать судовладельца, фрахтователя и через агента всех заинтересованных сторон.

Если имеется возможность, то необходимо, чтобы грузовой помощник осмотрел груз заранее и сообщил капитану об обнаруженных замечаниях. Возможно, что капитан сам тоже осмотрит груз. Если осмотреть груз заранее не представляется возможным, то он должен осматриваться, как только будет доставлен к борту судна. В любом случае грузить груз без предварительного осмотра не следует, так как не обнаруженные повреждения могут привести в дальнейшем к большим убыткам.

Если повреждения груза будут обнаружены на уже погруженном на судно грузе, то также необходимо незамедлительно сообщить судовладельцу и фрахтователю и в некоторых случаях остановить погрузку до получения указаний от судовладельца и/или фрахтователя.

Любые обнаруженные повреждения необходимо фотографировать и хранить фотографии на судне как можно дольше. Иногда претензии по грузу предъявляют по истечении довольно длительного промежутка времени, который может превышать шесть месяцев.

Читайте также:
Швабское зерцало: что это такое, описание и особенности

Штурманская расписка как правило оформляется в трёх экземплярах: один для грузоотправителя, один для агента и один остаётся на судне.

Оговорки в штурманские расписки могут вноситься как от руки, так и на принтере.

Никогда не следует выдавать штурманскую расписку до момента фактической погрузки груза на судно. Довольно часто агент или брокер просит подписать штурманские расписки на ещё не погруженный груз ссылаясь на всякого рода обстоятельства. Рекомендуется ни в коем случае этого не делать.

Иногда может возникнуть следующая ситуация. Партия груза погружена на судно и на неё выдана чистая штурманская расписка. Через некоторое время, при погрузке в этот же трюм другой партии груза, наносятся повреждения нескольким грузовым местам, на которые ранее была выдана чистая штурманская расписка. В этом случае необходимо сфотографировать повреждения и написать письмо протест с описанием обстоятельств и характере повреждений. Данное письмо-протест необходимо немедленно отправить агенту, фрахтователю и судовладельцу. Необходимо также потребовать от агента чистые штурманские расписки и внести в них оговорки о повреждении грузовых мест и их номера. Хотя в некоторых случаях маркировка отдельных мест может быть и не видна. Далее необходимо следовать инструкциям, полученным от судовладельца и фрахтователя. Бывает, что по некоторым причинам инструкции не приходят и тогда необходимо действовать по обстоятельствам, которые будут зависеть от характера повреждений и от числа поврежденных мест. Если груз ценный, и повреждения могут серьезно понизить стоимость груза, то необходимо также пригласить на борт представителя страхового общества (P&I club). В некоторых случаях может потребоваться остановить погрузку для обследования поврежденного груза сюрвейерами и принятия решения о дальнейшей судьбе поврежденных мест. Если поврежденные грузовые места будут выгружены, то необходимо потребовать от агента ранее выданные штурманские расписки. Так как количество грузовых мест уменьшилось и необходимо выдать новые расписки.

Необходимо понимать, что штурманская расписка — это документ, который выдает судно, а, следовательно, грузовой помощник имеет полное право вносить в него необходимые оговорки и никакой агент не может вам приказать, типа давайте подписывайте, потому что ему так надо.

Иногда агент не соглашается вносить оговорки в штурманские расписки, а вместо этого предлагает выдать гарантийное письмо, в котором указывается, что судно не будет нести ответственности за такие-то и такие-то повреждения в случае предъявления претензий со стороны получатель. В этом случае необходимо незамедлительно сообщить об этом судовладельцу и фрахтователю и действовать в соответствии с полученными инструкциями. Самостоятельно не рекомендуется принимать гарантийное письмо от агента, потому что как уже было сказано ранее это не законно и будет в будущем расцениваться как попытка обмануть получателя.

В некоторых чартерах может быть предусмотрено, что коносаменты на груз не будут выдаваться, а груз будет перевозиться по штурманской расписке.

Таким образом штурманская расписка является важным грузовым документом, к оформлению которого необходимо относиться очень внимательно.

Образец штурманской расписки в формате PDF

Образец штурманской расписки в формате Word

ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА

Штурманская расписка является подтверждением в принятии груза к перевозке судовладельцем. Выписывает этот документ помощник капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт судна. Расписка описывает видимое состояние груза и позволяет перевозчику выдать коносамент. В ней отражаются результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца при приеме товара для погрузки или во время погрузки. Это не товарораспорядительный документ. Штурманская расписка является основанием для выписки коносамента. В штурманской расписке отражается факт перехода ответственности за груз с грузоотправителя на судно. Дата, проставленная на штурманской расписке, должна соответствовать фактической дате погрузки на судно данного груза.

Штурманская расписка – экземпляр погрузочного ордера, на котором представитель судовой администрации (грузовой помощник) расписывается в приеме груза.

Читайте также:
Товарный знак: что это такое, описание и особенности

ПОГРУЗОЧНЫЙ ОРДЕР – это первичный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приемки на судно.

Погрузочный ордер выписывается в нескольких экземплярах и содержит следующие сведения: наименование, род и количество груза (число мест, масса, объем); вид упаковки; знаки и марки; наименование грузоотправителя и грузополучателя; наименование портов отправления и назначения; название судна; дату составления

Погрузочный ордер при погрузке на палубу должен содержать оговорку о согласии на это грузополучателя. Судну вручается два экземпляра погрузочного ордера, на одном из которых после погрузки груза расписывается представитель судовой администрации. Этот экземпляр погрузочного ордера является так называемой штурманской распиской и служит основанием для выписки коносамента.

Тальманская расписка – грузовой документ, удостоверяющий количество груза и его состояние при приеме на судно или сдаче в порту назначения. На основе документов по учету грузов происходит разбор претензий и исков, связанных с недостачей груза.

Бернс-нот – один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке массовых грузов на судах регулярных линий, работающих без срочного расписания, с целью заполнения недоиспользованного под генеральные грузы тоннажа.

Букинг-нот – один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке отдельных партий грузов на судах регулярных линий, работающих по расписанию, что позволяет грузовладельцу заблаговременно зарезервировать место на линейном судне для отправки своих грузов.

Деливери ордер (долевой коносамент) – применяется как расписка перевозчика за груз и в качестве доказательства наличия договора о перевозке груза. Существуют два вида подобных документов, один из которых предназначен для представителей продавца, а другой – для перевозчика. Второй вариант называется деливери-ордером судна. Первый вид является видом отгрузочного сертификата, когда в порту назначения указанная часть груза подлежит выдаче именно держателю этого документа. Деливери-ордер применяется в тех случаях, когда в распоряжении продавца имеется один коносамент на весь груз, а продавцу необходимо продать его по частям разным покупателям. Каждому из покупателей продавец не может передать коносамент. Поэтому для решения этого вопроса в договоре купли-продажи продавец заранее оговаривает свое право представить покупателям вместо коносамента деливери-ордеры.

На практике деливери-ордеры часто используются в сочетании с коносаментом как способ деления партии товара на более мелкие партии для их последующей продажи.

Однако этот документ в отличие от коносамента не является ценной бумагой и не дает покупателю такую же надежную правовую защиту в случае причинения вреда перевозимому грузу или его утери.

Отгрузочная спецификация – коммерческий документ, содержащий перечень всех видов и сортов грузов, входящих в данную партию, с указанием для каждого места, количества и рода грузов. Является одним из основных товаросопроводительных документов, так как по нему принимается комплектность и качество поставленного груза.

Доковая распискаили доковый варрант (Dock Warrant) – выдается морским перевозчиком грузоотправителю после получения груза в порту на пирсе судоходной компании для отправки за границу. Для каждой партии груза этот документ составляется в нескольких экземплярах. Бланк расписки с указанием количественных характеристик груза, его объема, маркировки, описанием отдельного места заполняет грузоотправитель или его экспедитор. При выявлении видимых повреждений или несоответствия груза его описанию перевозчик вносит в доковую расписку соответствующие отметки до подписания документа. На основе этого документа составляется коносамент, который затем обменивается на него.

Хотя доковая расписка с юридической точки зрения может рассматриваться как товарораспорядительный документ, всеми признаками такого документа она не обладает и прежде всего она не является удостоверением права ее держателя на владение и распоряжение товаром.

Грузовой манифест является документом, в котором перечисляются все товары, составляющие груз, перевозимый на каком-либо транспортном средстве или транспортной единице. В этом документе указываются коммерческие данные о товаре, такие, как номера транспортных документов, наименование грузоотправителя и грузополучателя, маркировка, число, вес и вид грузовых мест, а также описание и количество товаров.

Читайте также:
Нужно ли платить налоги при выделении доли племяннику

Оформление грузовых документов экспортных грузов в российских портах

Прием груза и его погрузка на судно происходит после заключения договора о морской перевозке груза. Прием груза и погрузка оформляется рядом грузовых документов установленного образца, конечной целью которой будет полноценное оформление процесса передачи груза порту, а затем и судну от грузоотправителя.

Прием экспортных грузов в порту оформляется «Приемным актом» («Карточка учета экспортных грузов»). После того, как экспедитор распорядился об отгрузке на судно очередной партии груза начинается непосредственно документальное оформление груза. Экспедитор, распоряжаясь об отгрузке, оформляет «Поручение на отгрузку экспортных товаров»(shipping order). Грузы, которые предназначены на одно судно, каждый экспедитор помещает в «грузовой список». На поручении должна стоять виза таможни и к нему должны прилагаться все необходимые документы и свидетельства, которые транспортируются вместе с грузом. Из сформированных грузовых списков вырабатывается «Предварительный грузовой план». Погрузка грузов на судно будет происходить только по грузовому плану, который утвержден капитаном судна.

Судовой администрации вручаются два экземпляра поручения вместе со всеми приложениями к нему. В поручении должны быть указаны: наименование судна, количество, род груза, его особые свойства (размеры для длинномеров, погрузочный объем), порт погрузки и выгрузки, конечный пункт доставки груза, номер склада, марки и номера мест, вид упаковки, номера акта приемки и накладной с железной дороги, по которой груз прибыл в порт. Также в поручении должны быть указания по оформлению основного документа для перевозки – коносамента. Грузовой помощник капитана должен проверить, насколько правильно заполнены поручения, все ли собраны необходимые сведения о грузе, и уже после этого выдается разрешение на погрузку. Ставя визу на документ, грузовой помощник указывает в нем номер грузового отсека, в котором будет размещена эта партия груза. Груз может перевозиться на верхней палубе только при условии, если сделана соответствующая отметка в поручении. Партия груза, которая отправляется по одному поручению, должна целиком располагаться в одном грузовом отсеке, эта мера облегчает учет груза и его сдачу грузополучателю в срок. По этой причине, по одному поручению не принимаются грузы, которые нецелесообразно или недопустимо перевозить совместно.

При погрузке тарно-штучных грузов производят двусторонний счет: тальманами судна и приемосдатчиками склада. Тальманские листы (tally-sheet receipt) оформляются по результатам этого двустороннего счета.

Сверка тальманских листов происходит после окончания каждой смены и при погрузке любой партии груза. Тальманские листы являются первичным документом учета о приеме груза на судно, по этой причине им придается огромное значение.

Расписку о принятии груза выдает грузовой помощник капитана по окончании погрузки на судно всей партии груза. Данная расписка грузового помощника о принятии груза еще называется штурманской распиской и служит доказательством факта, что на судно передан груз. Грузовой помощник, прежде чем выдать штурманскую расписку, обязан очень внимательно изучить тальманскую расписку и пометить в штурманской расписке все внешние недостатки состояния грузовых мест. Если же обнаружено расхождение в количестве мест, и невозможно провести проверку, делают оговорку в штурманской расписке: «такое-то количество мест в споре» и составляют акт о расхождениях в счете между судном и портом. Экспедитору грузоотправителя передается первый экземпляр штурманской расписки, второй остается на судне.

Штурманская расписка (mate’s receipt) – документ, выдаваемый судовой администрацией (обычно грузовым помощником капитана) в подтверждение принятия на судне определенной партии груза. B штурманской расписке указывают наименование, количество принятого груза и его упаковку. Штурманская расписка делается обычно непосредственно на одном из экземпляров поручения на погрузку и служит основанием для выписки коносамента.

Читайте также:
Обязанности по содержанию несовершеннолетних детей

Коносамент (Bill of lading) выдается по просьбе грузоотправителя на основании штурманской расписки.

Коносамент – один из самых важных грузовых документов.

Коносамент, в системе грузового документооборота, является окончательной распиской перевозчика о приеме груза. Коносамент создает презумпцию о приемке груза к перевозке или произведенной погрузке груза на судно в таком состоянии и количестве, описанном в коносаменте.

Коносамент, который подписан капитаном в сроки, прописанные в договоре купли-продажи товара, является документом, подтверждающим надлежащее выполнение своих обязательств по торговой сделке продавцом.

Комплекс оригиналов коносамента, подписанный капитаном, продавец направляет покупателю груза сам либо же через банк, который кредитовал эту внешнеторговую сделку. После получения коносамента покупатель получает право распоряжаться грузом.

В момент подписания коносамента необходимо тщательно проверить, перенесены ли в него те оговорки о расхождении в количестве мест и состоянии груза и тары, которые были сделаны в штурманских расписках. Вся ответственность за груз, начиная со времени подписания коносамента переходит на судно (перевозчика).

Подписание коносамента не допускается до окончания процесса погрузки данной партии груза, ведь впоследствии может выявиться недостача или же некачественное состояние груза и тары. И уж само собой ни в коем случае не подписывать коносаменты задним числом, ведь это будет нарушением обязательств перевозчика перед получателем груза.

Все вопросы, оплаты фрахта, аванса фрахта или иные платежи необходимо урегулировать до подписания коносамента в порту отправления, в полном соответствии с порядком взаиморасчетов, прописанном в коносаменте.

Коносамент, по просьбе отправителя, может быть составлен в нескольких оригиналах, при этом число оригиналов коносамента обязательно указывают на всех оригиналах. Копий может быть любое количество, они не являются товарораспорядительными документами, об этом на каждой копии обязательно ставится надпись «copy, not negotiable».

Манифест(manifest, manifest of cargo) – документ, содержащий список грузов, которые приняты к перевозке на судно. Манифест составляется отдельно на каждый порт назначения на основании сведений, которые указаны в коносаментах. Манифест оформляют для таможни. В этом документе по каждой партии груза нужно указать следующие данные: номер коносамента, количество и маркировку грузовых мест, объем, массу и род груза, наименование получателя и отправителя, фрахт, который оплачен отправителем и общую сумму начисленного фрахта.

На основе манифестов таможня проверит грузы и произведет расчет сборов и пошлин, а также внесет данные в статистику экспортно-импортного грузооборота.

В обязанности грузового помощника капитана входит тщательная сверка данных, указанных в манифестах, с комплектом штурманских расписок на судне. Расхождения между ними обычно возникают из-за ошибок в момент составления манифеста либо в случае, если манифест выписан заранее, а уже в процессе погрузки на судно в предварительный грузовой список были внесены какие-либо изменения.

К манифестам существуют особые требования на прибывающий груз во многих портах и странах. Манифесты на порты Аргентины, Испании, например, должны иметь визу консула данной страны или иметь отметку таможни, что в порту отправления нет консульской службы.

В ряде портов заведено, что манифесты предъявляются за несколько суток до прихода судна, или в таможню должны быть представлены манифесты на все грузы, которые находятся на борту судна, а не только на грузы для этого порта и т. д.

Исполнительный грузовой план (executive cargo plan) оформляют по окончательным результатам погрузки судна. В нем содержится распределение груза на верхней палубе и по грузовым отсекам в общем.

Люковые записки (hatch list) составляют раздельно по каждому трюму. В люковых записках содержится список всех коносаментных партий, которые размещены в данном грузовом помещении, в порядке очередности их выгрузки. Грузовой помощник капитана составляет люковые записки на основе коносаментов и исполнительного грузового плана.

Читайте также:
Реализация права: что это такое, описание и особенности

Люковые записки и исполнительный грузовой план являются обязательными документами, которые вручаются в порту назначения, а в иностранных портах – агенту судна.

На момент отхода судна с экспортным грузом на борту должны иметься следующие документы: «Поручение», в котором стоит отметка штурмана о приеме груза («штурманская расписка»), копии коносаментов, тальманские листы, манифесты и исполнительный грузовой план.

Морской коносамент, тальманская расписка, штурманская расписка

Коносамент

Коносамент (англ. bill of lading, B/L, BOL) — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза

подтверждение договора перевозки груза

Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Законодательно требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Законе о перевозках грузов морем (COGSA: Carriage of goods by sea Act США), несколькими международными конвенциями — например, Конвенция 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Гаагские правила, Hague rules).

Существует несколько разновидностей коносамента.

Классическим является ордерный коносамент (to order bill of lading), в котором указывается «грузополучатель „ХХХ“ или по его приказу», что означает, что грузополучатель «ХХХ» может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи — индоссамента — и вручения. Количество индоссаментов не ограничено. Это свойство коносамента в качестве товарораспорядительного документа широко применяется в международной торговле, позволяя перепродать груз во время его следования.

Кроме того, различают следующие виды коносаментов :

  1. Бортовой (shipped). Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна.
  2. Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment). Данный коносамент подтверждает, что товары приняты для погрузки, то есть доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдает бортовой коносамент либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент.
  3. Чистый коносамент (clean bill of lading). Коносамент, в котором нет никаких дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или его упаковки. Обычно в чистом коносаменте говорится, что полученные товары находятся во внешне (apparent) хорошем состоянии. Когда установлена аккредитивная форма расчета, в условиях докуметарного аккредитива должно быть определено, что коносамент должен быть чистым.
  4. Коносамент с оговоркой (claused) выдается тогда, когда судовладелец отмечает в нем обстоятельства, касающиеся видимых дефектов груза или его упаковки. Принимается банком к оплате только тогда, когда в условиях оплаты (документарном аккредитиве), точно указаны, какие оговорки или пометки допускаются.
  5. Оборотный (negotiable). Коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. В принципе все коносаменты предназначены для того, чтобы их можно было передавать от одного лица к другому. Различие существует лишь в способах этих передач.
  6. Именной коносамент. Коносамент, в котором указана фамилия получателя груза и отсутствует указание на то, что груз может быть передан по его приказу. Такой коносамент называют ещё необоротным.
  7. На предъявителя. Коносамент, который передается простым вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко.
  8. Линейный пароходный коносамент, иногда сокращенно называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен содержать все существующие условия договора перевозки, и третье лицо (держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого документа.
  9. Чартерный (фрахтовый) коносамент. Документ, в который инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий договора перевозки (чартера). Данный документ в отличие от линейного пароходного коносамента нельзя считать документом, которым оформлен договор морской перевозки.
  10. Сквозной коносамент (through bill of lading). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или осуществляется двумя и более судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза сквозного коносамента.
Читайте также:
Обязанности по содержанию несовершеннолетних детей

Основными реквизитами коносамента согласно Кодексу торгового мореплавания РФ являются: наименование судна (если груз принят к перевозке на определенном судне), перевозчика и отправителя, место приема или погрузки груза, место назначения груза (либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна), наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); наименование груза, имеющейся на нем марки, число мест либо количество и/или мера (вес, объем), вес, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи коносамента, число составленных экземпляров коносамента, подпись капитана или иного представителя перевозчика. Поскольку получатель груза не всегда осведомлен, на каких условиях осуществляется перевозка (например, при перепродаже груза), то все важные условия перевозки, как то: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, ответственность перевозчика, арбитраж, применимое право и другие обязательно оговариваются в коносаменте.

Существуют типовые формы коносаментов в зависимости от рода груза, направлений перевозки.

Тальманская расписка

Тальманская расписка, тальманский лист — первичный учетный документ приема и сдачи грузов, оформляемый тальманом при погрузке/выгрузке судна в порту. Данный документ отражает количество и состояние выгруженного с судна и принятого портом груза[1].Записи в тальманскую расписку вносятся после подсчета поштучно и одновременного осмотра грузовых мест и заверяются подписью тальмана.

Подсчёт груза при погрузке/выгрузке может производиться с двух сторон: со стороны судна и со стороны порта. При двустороннем тальманском счете тальманы судна и порта сверяют записи и удостоверяют их подписью после каждого постропного или поштучного перемещения груза. По окончании смены или работы на судне тальман порта сдаёт расписку на грузовой склад, а тальман судна — лицу, ответственному за погрузку груза на судно (обычно помощнику капитана). На основании тальманской расписки составляется штурманская расписка и выписывается коносамент. При расхождении количества груза с данными, указанными в коносаменте, и ненадлежащем состоянии груза в соответствии с Правилами составления актов при морских перевозках грузов и багажа составляется акт-извещение

Реквизиты тальманской расписки

Наименование документа: Тальманская расписка.

Дата создания документа

Текст:название судна; номер трюма; время работы; причал; склад; погрузочный ордер; наименование груза; количество мест; масса груза.

Штурманская расписка
Штурманская расписка является удостоверением судовладельца в принятии товара к перевозке. Выписывает этот документ помощник капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт судна. Расписка описывает видимое состояние товаров и позволяет перевозчику выдать коносамент. В ней отражаются результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца при приеме товара для погрузки или во время погрузки. Это не товарораспорядительный документ. По просьбе отправителя он может быть заменен коносаментом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: