Швабское зерцало: что это такое, описание и особенности

Швабское зерцало

  • Швабское зерцало — принятое в истории правоведения условное название немецкого законодательного памятника последней трети XIII века. В рукописях оно чаще всего называется «Landrechtsbuch», «Lehnrechtsbuch», «Kaiserrecht», в первых печатных изданиях — «Spiegel kaiserlichen und gemeinen Landrechts»; название «Швабское зерцало» («Schwäbenspiegel») для его обозначения было введено швейцарским гуманистом Мельхиором Гольдастом в начале XVII века. По мнению Фиккера, было составлено в 1274—1275 годах неким духовным (францисканским) лицом в Аугсбурге, по мнению Роккингера — приблизительно в 1259 году в восточной Франконии или в Бамберге, а до 1265 года было переработано в Вюрцбурге. Всего до настоящего времени сохранилось более 200 его рукописей.

В качестве источников для Швабского зерцала были использованы Библия, римское и каноническое право, а также Саксонское и Немецкое зерцало. Памятник включает в себя постановления общеземского (Landrecht) и ленного (Lehnrecht) права, игнорируя нормы министериального, сеньорального и городского права. Раздел земского права разделён на три части; первая (в обработанном виде) основана на Немецкогм зерцале, вторая — на переводе Саксонского зерцала, третья опирается на ряд источников, в том числе новых сравнительно с образцами норм. К числу новых источников, которыми пользовался автор Швабского зерцала, относятся алеманская, баварская и римско-вестготская правды, капитулярии (в собрании Анзегия и Бенедикта), сочинения Давида Аугсбургского, Исидора Севильского, Флавия Иосифа, римское право в изложении одного глоссированного брахилога и особенно «Summa de poenitentia» итальянского канониста XIII века Раймунда Пеннафортского. Значительное внимание в нём уделено Папе римскому и церкви, а также еврейскому вопросу: в частности, имеется отдельная глава, где подробно рассмотрены такие вопросы, как присяга для евреев, покровительство короля над евреями, запрет на применение в отношении евреев насилия, а также проистекающие из канонического права запрет браков между евреями и христианами и благоприятствование крещению евреев. По сравнению с Саксонским зерцалом Швабское в значительно большей степени основано именно на римском праве.

Согласно ЭСБЕ, Швабское зерцало «не выдерживает сравнения с Саксонским: оно многоречиво, неясно, но как источник истории права имеет большое значение и много дает для выяснения различий в юридическом мировоззрении эпохи последних Гогенштауфенов и эпохи Рудольфа Габсбургского». Вместе с тем в своё время оно пользовалось достаточно широкой известностью и распространением в южной Германии, Австрии и Швейцарии, послужив основой для целого ряда более поздних кодексов и вынесения множества судебных решений, было переведено на латинский, французский и (дважды) чешский языки. В XIX веке последовало сразу несколько критических научных изданий памятника, важнейшими из которых являются издания Фридриха фон Лассберга (1840), Вильгельма Вакернагеля (1840) и Генриха Готфрида Филиппа Генглера (1853, второе издание — 1875).

Связанные понятия

«Поуче́ние» («Э́ктезис» или «Э́кфезис») Ага́пита (др.-греч. Έκθεσις κεφαλαίων παραινετικῶν — «изложение глав убеждающих») — одно из византийских «Зерцал» (наставлений правителю), переводы которого получили широкое распространение в Западной Европе, Древней Руси и у южных славян. Адресованное императору Юстиниану I сочинение включает основные представления об идеальном христианском императоре, изложенное чеканными формулировками изысканным языком. Оно было наиболее популярным в Средние века учебником.

Ри́мский мисса́л, или просто мисса́л (лат. Missale) — в Римско-католической церкви богослужебная книга, содержащая последования Мессы с сопутствующими текстами: уставными рубриками, переменными частями, календарём и т. п. Аналогичная по функции богослужебная книга для оффиция именуется бревиарием.

Императорская конституция (в римском праве) (лат. Constitutio principis), по мнению Ульпиана, и есть сам закон «legem esse constant».

Саксонское и Швабское зерцала: общая характеристика

Саксонское зерцало

“Саксонское зерцало”, написанное в 1220-е годы шёффеном Эйке фон Репгау (фон Репков), объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, другая – ленному праву. “Право земли” содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах в отношении “неблагородных” свободных. Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между “благородными” свободными. В работе практически не содержалось ссылок на римское, городское или торговое право и имелись редкие упоминания норм канонического права и права других земель.
“Саксонское зерцало” получило признание во многих германских землях и городах, где на него нередко продолжали ссылаться вплоть до 1900 года.

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии. В сборнике с определенных политических позиций высказываются возражения против человеческой несвободы, рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской вла­сти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только “равных” по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отно­шениях между монархом и подданными, между господином и вас­салами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных по­винностей. В сборнике нашло признание право на со­противление несправедливости и правонарушениям вплоть до во­оруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, долж­ностного лица, господина и т.д.

Все эти варианты обеспечения справедливости находили в разное время и поддержку, и прямое использование у представителей самых разнородных по ориентациям политических сил — у борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов. На первый план выдвигались самые важ­ные и самые адекватные политическим установкам положения “Саксонского зерцала” относительно регулирования имуществен­ных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др., например:

  • предусматривались ограничения в применении пы­ток, испытаний огнем и др.;
  • судебная защита достоинства женщи­ны, в особенности прав вдовы и детей;
  • провозглашалось равнопра­вие славян и немцев (крестьян);
  • право подсудимого, не говоряще­го по-немецки, на помощь переводчика.
Читайте также:
Специальные пошлины: что это такое, описание и особенности

Своеобразный раздел сборника составили правила и требова­ния к рациональному ведению хозяйства, культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользо­вания и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.

Структура сборника

Сборник состоит из двух крупных раз­делов:

  • Земского права (Ландрехта, 3 книги);
  • Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене).

Ландрехт содержит положение о сословном делении:

  • свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием;
  • несвободные люди (крепостные и зависимые), кото­рые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, батрака, или лита).

Самый желаемый ста­тус — статус свободы. Фон Репков полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.

Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений — порядок получения, держания и утра­ты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.

Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шёффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбиратель­стве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе с преступлениями против соб­ственности. Наказания в этих случаях были особенно жестоки. Помимо традиционных штрафа и вергельда применялось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, зака­пывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни практиковалось колесование, сожжение на костре, повешение, отсе­чение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

Церковь и империя

Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный меч, императору — светский». Это значит, кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.

Имущественное право

“Саксонское зерцало” упоминает многочисленные сделки — купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения и т.д., но в целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения. Более подробно регламентировались обязательства из причинения вреда, призванные охранять в основном земельную собственность от потрав, порчи посевов, нарушений межи и т.п. За причинение вреда предписывалось возмещение ущерба и уплата штрафа судье.

Повинности

Наиболее обстоятельно расписаны годичные цик­лы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории:

  • шёффенские люди (участвовали в суде епископа);
  • чиншевики (заседа­ли в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства);
  • поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

В ст. 58 § 2 кн. 2 подробно расписано то, что причитается поставлять господину в течение всего сельскохо­зяйственного года.

Семейно-наследственные отношения

В области брачно-семейных отношений самым харак­терным было положение о том, что при сословно-неравном бра­ке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени со­циальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.

На время брака все имущество пребывало в режиме общно­сти, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась та­кой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей, хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: “Имущество жены не дол­жно ни расти, ни уменьшаться”.
Предусматривалась “продуктовая доля”, устанавливаемая только после прекраще­ния брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.

Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн. 3 ст. 74).

Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях.
Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц:

  • клирики;
  • женщины;
  • крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки);
  • купцы;
  • “лишенные прав”, “незаконнорожденные”, “все нерыцар­ского звания” со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).
Обязательственные отношения

В области обязательственных отношений самое большое вни­мание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отно­шений.

Основа ленной системы — договор о верности между гос­подином и вассалом. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен.

Обязанности ленника:

  • верность;
  • служба;
  • уча­стие в феодальной курии сеньора.

Обязанности господина перед ленником:

  • не обременять чрезмерной службой;
  • не отказывать ему в правосудии;
  • не переводить в более низкий ранг;
  • не лишать лена бесправным способом и др.

В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать своим клятвенным заверением (присягой).

Читайте также:
Имеет ли право продавец не выдавать сдачу покупателю
Судебная защита прав

В сборнике даны ответы и содержатся рекомендации по следующим вопросам:

  1. как защитить свои права?
  2. какие необходимы доказательства для охраны своих прав?
  3. в ка­кой суд нужно обратиться?
  4. как вести процесс, чтобы не потерпеть ущерба?

Власть судейских чиновников была подкреплена собственнос­тью, т.е. их должностные полномочия были дополнены правом на судебный лен. Обладающее судебной властью лицо являлось одновременно крупным земельным собственником. Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их заместители, их вассалы, заседающие в земском суде шёффены и т.д.) занимали каждый свое место на ступенях судейской иерар­хии в полном соответствии с их земельной собственностью, их зе­мельными правами. Так, например, шёффен вместе с земельной собственностью наследовал и шёффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также должен был владеть земельным уча­стком.

Король был в равной мере источником ленного владения и всякой судебной власти (таково характерное для феодального строя сочетание землевладения с политической властью). В то же время единая судебная система отсутствовала — не было суда, равного для всех.

Суды подразделялись на следующие виды:

  • церковные;
  • ленные;
  • земские;
  • городские;
  • королевский.

Церковные суды существовали под началом епископа, пробста и декана. Светские суды — под началом графа, его заместителя (шультгейса), гографа и фогта (для низших свободных сословий), суда сельского старосты. Пос­ледний ведал только мелкими делами, по которым предусматри­вались штраф и телесные наказания.

“Саксонское зерцало” — один из хорошо известных сборни­ков на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других зем­лях, в том числе в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебургского права 1261 г.). Они сделались возмож­ными в силу того обстоятельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воп­лотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник применялся в судах на про­тяжении свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Гер­манское гражданское уложение. В настоящее время сохраняется около 219 рукописей этого сборника из общего количества 341 Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, разброс мнений — от 1221 до 1235 г.

Швабское зерцало

Швабское зерцало — сборник обычного феодального права (земского и ленного) для области Швабии (Германия). Составлен около 1275 г. на основе Немецкого зерцала и Саксонского зерцала. По полноте и оригинальности значительно уступая последнему, он вместе с тем служит ценным юридическим источником для изучения феодального права, ленной системы и политического строя Германии периода феодальной раздробленности.

Источники Швабского зерцала:

  • “баварская” и “аллеманская” правды;
  • капитулярии ;
  • римское и каноническое право;
  • Библия;
  • проповеди францисканцев;
  • обычное право (в небольшой степени).

Швабское зерцало не выдерживает сравнения с Саксонским: оно многоречиво, неясно, но как источник истории права имеет большое значение и много дает для выяснения различий в юридическом мировоззрении эпохи последних Гогенштауфенов и эпохи Рудольфа Габсбургского. Саксонское зерцало составлено в императорском духе, Швабское уступает много места папе и церкви; римское право оказывает на него больше влияния, чем на Саксонское, составитель которого не имел перед глазами римского источника.
Швабское зерцало пользовалось большой популярностью и большим распространением; при составлении других кодексов и при судебных решениях оно играло большую роль.

Саксонское и Швабское зерцала.

“Саксонское зерцало”, написанное в 1220-е годы шёффеном Эйке фон Репгау (фон Репков), объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, другая – ленному праву. “Право земли” содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах в отношении “неблагородных” свободных. Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между “благородными” свободными. В работе практически не содержалось ссылок на римское, городское или торговое право и имелись редкие упоминания норм канонического права и права других земель.
“Саксонское зерцало” получило признание во многих германских землях и городах, где на него нередко продолжали ссылаться вплоть до 1900 года.

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии. В сборнике с определенных политических позиций высказываются возражения против человеческой несвободы, рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской вла­сти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только “равных” по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отно­шениях между монархом и подданными, между господином и вас­салами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных по­винностей. В сборнике нашло признание право на со­противление несправедливости и правонарушениям вплоть до во­оруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, долж­ностного лица, господина и т.д.

Все эти варианты обеспечения справедливости находили в разное время и поддержку, и прямое использование у представителей самых разнородных по ориентациям политических сил — у борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов. На первый план выдвигались самые важ­ные и самые адекватные политическим установкам положения “Саксонского зерцала” относительно регулирования имуществен­ных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др., например:

· предусматривались ограничения в применении пы­ток, испытаний огнем и др.;

Читайте также:
Сезонное производство: что это такое, описание и особенности

· судебная защита достоинства женщи­ны, в особенности прав вдовы и детей;

· провозглашалось равнопра­вие славян и немцев (крестьян);

· право подсудимого, не говоряще­го по-немецки, на помощь переводчика.

Своеобразный раздел сборника составили правила и требова­ния к рациональному ведению хозяйства, культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользо­вания и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.

Сборник состоит из двух крупных раз­делов:

· Земского права (Ландрехта, 3 книги);

· Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене).

Ландрехт содержит положение о сословном делении:

· свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием;

· несвободные люди (крепостные и зависимые), кото­рые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, батрака, или лита).

Самый желаемый ста­тус — статус свободы. Фон Репков полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.

Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений — порядок получения, держания и утра­ты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.

Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шёффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбиратель­стве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе с преступлениями против соб­ственности. Наказания в этих случаях были особенно жестоки. Помимо традиционных штрафа и вергельда применялось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, зака­пывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни практиковалось колесование, сожжение на костре, повешение, отсе­чение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный меч, императору — светский». Это значит, кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.

“Саксонское зерцало” упоминает многочисленные сделки — купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения и т.д., но в целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения. Более подробно регламентировались обязательства из причинения вреда, призванные охранять в основном земельную собственность от потрав, порчи посевов, нарушений межи и т.п. За причинение вреда предписывалось возмещение ущерба и уплата штрафа судье.

Наиболее обстоятельно расписаны годичные цик­лы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории:

· шёффенские люди (участвовали в суде епископа);

· чиншевики (заседа­ли в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства);

· поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

В ст. 58 § 2 кн. 2 подробно расписано то, что причитается поставлять господину в течение всего сельскохо­зяйственного года.

В области брачно-семейных отношений самым харак­терным было положение о том, что при сословно-неравном бра­ке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени со­циальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.

На время брака все имущество пребывало в режиме общно­сти, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась та­кой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей, хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: “Имущество жены не дол­жно ни расти, ни уменьшаться”.
Предусматривалась “продуктовая доля”, устанавливаемая только после прекраще­ния брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.

Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн. 3 ст. 74).

Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях.
Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц:

· крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки);

· “лишенные прав”, “незаконнорожденные”, “все нерыцар­ского звания” со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).

В области обязательственных отношений самое большое вни­мание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отно­шений.

Основа ленной системы — договор о верности между гос­подином и вассалом. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен.

Обязанности ленника:

· уча­стие в феодальной курии сеньора.

Обязанности господина перед ленником:

· не обременять чрезмерной службой;

· не отказывать ему в правосудии;

· не переводить в более низкий ранг;

· не лишать лена бесправным способом и др.

В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать своим клятвенным заверением (присягой).

Читайте также:
Отказали в регистрации ООО без объяснения причин

В сборнике даны ответы и содержатся рекомендации по следующим вопросам:

1. как защитить свои права?

2. какие необходимы доказательства для охраны своих прав?

3. в ка­кой суд нужно обратиться?

4. как вести процесс, чтобы не потерпеть ущерба?

Власть судейских чиновников была подкреплена собственнос­тью, т.е. их должностные полномочия были дополнены правом на судебный лен. Обладающее судебной властью лицо являлось одновременно крупным земельным собственником. Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их заместители, их вассалы, заседающие в земском суде шёффены и т.д.) занимали каждый свое место на ступенях судейской иерар­хии в полном соответствии с их земельной собственностью, их зе­мельными правами. Так, например, шёффен вместе с земельной собственностью наследовал и шёффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также должен был владеть земельным уча­стком.

Король был в равной мере источником ленного владения и всякой судебной власти (таково характерное для феодального строя сочетание землевладения с политической властью). В то же время единая судебная система отсутствовала — не было суда, равного для всех.

Суды подразделялись на следующие виды:

Церковные суды существовали под началом епископа, пробста и декана. Светские суды — под началом графа, его заместителя (шультгейса), гографа и фогта (для низших свободных сословий), суда сельского старосты. Пос­ледний ведал только мелкими делами, по которым предусматри­вались штраф и телесные наказания.

“Саксонское зерцало” — один из хорошо известных сборни­ков на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других зем­лях, в том числе в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебургского права 1261 г.). Они сделались возмож­ными в силу того обстоятельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воп­лотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник применялся в судах на про­тяжении свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Гер­манское гражданское уложение. В настоящее время сохраняется около 219 рукописей этого сборника из общего количества 341 Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, разброс мнений — от 1221 до 1235 г.

Швабское зерцало — сборник обычного феодального права (земского и ленного) для области Швабии (Германия). Составлен около 1275 г. на основе Немецкого зерцала и Саксонского зерцала. По полноте и оригинальности значительно уступая последнему, он вместе с тем служит ценным юридическим источником для изучения феодального права, ленной системы и политического строя Германии периода феодальной раздробленности.

Источники Швабского зерцала:

· “баварская” и “аллеманская” правды;

· римское и каноническое право;

· обычное право (в небольшой степени).

Швабское зерцало не выдерживает сравнения с Саксонским: оно многоречиво, неясно, но как источник истории права имеет большое значение и много дает для выяснения различий в юридическом мировоззрении эпохи последних Гогенштауфенов и эпохи Рудольфа Габсбургского. Саксонское зерцало составлено в императорском духе, Швабское уступает много места папе и церкви; римское право оказывает на него больше влияния, чем на Саксонское, составитель которого не имел перед глазами римского источника.
Швабское зерцало пользовалось большой популярностью и большим распространением; при составлении других кодексов и при судебных решениях оно играло большую роль.

Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение

Саксо́нское зерца́ло (нем. Sachsenspiegel) — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репговом в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право саксов.«Саксонское зерцало» — это запись сложившегося на протяжении веков обычного права Восточной Саксонии с разделением на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу). Земское право (Landrecht) содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Ленное право (Lehnrecht) регулировало вассальные отношения между феодалами.

Права низших сословий, в том числе зависимых крестьян, в этом законодательстве не фиксировались. На содержание «Саксонского зерцала» наложили отпечаток общественно-политические и правовые воззрения автора. «Саксонское зерцало» отражает специфические формы феодальной земельной собственности, структуру феодального общества, местные особенности административного управления, судопроизводства и т. д.

«Саксонское зерцало» стало образцом для составления правовых книг не только в Германии, но и в других странах Европы. Сохранилось более двухсот рукописей «Саксонского зерцала», некоторые из них обильно иллюстрированы.В XIII веке появляются попытки кодификации обычного права. Около 1230 г антгальский рыцарь и судья Эйке фон Репгоф составил сборник, в который вошло обычное право Саксонии и других областей с некоторыми добавлениями из канонического права . Сборник был написан сначала на латинском затем переведен на немецкий и получил свое название Саксонского зерцала. Саксонское зерцало действовало на севере Германии и послужило основой для права города Магдебурга (см. Магдебургское городское право), откуда распространилось в Голландии, Лифляндии и Польше.+см.53

Швабское зерцало (Schwäbenspiegel) — вошедшее в употребление в XVII в., не вполне точное название немецкого законодательного памятника последней трети XIII в. Классическим образцом всяких зерцал является знаменитое Саксонское зерцало (см.). Оно послужило основой для компиляции так называемого Немецкого зерцала (Deutschenspiegel), которое лишь в первой части уклоняется от него, а во второй воспроизводит его с незначительными изменениями. На практике Немецкое зерцало оказалось неудобным; понадобился новый сборник. Таким образом появилось Швабское зерцало зерцало. В рукописях оно называется обыкновенно Landrechtsbuch, Lehnrechtsbuch, Kaiserrecht, в первых печатных изданиях — Spiegel kaiserlichen und gemeinen Landrechts.

Читайте также:
Уголовный кодекс: что это такое, описание и особенности

Оно возникло, как предполагает Фиккер, в 1274-75 гг., и по всей вероятности составлено каким-нибудь духовным лицом в Аугсбурге. Противоположное, менее правдоподобное, мнение, поддерживаемое Роккингером, состоит в том, что оно возникло в 1259 г. в восточной Франконии, быть может в Бамберге, и переработано в Вюрцбурге до 1265 г. Как и Саксонское, и Немецкое зерцала, Швабское зерцало зерцало содержит постановления исключительно общеземского (Landrecht) и ленного (Lehnrecht) права, отбрасывая таким образом нормы министериального, сеньорального и городского права. В земском праве Швабское зерцало зерцала три части; первая опирается на обработку Немецкого зерцала, вторая — на перевод Саксонского зерцала, третья состоит из не вполне приведенных в порядок, частью новых сравнительно с образцами норм.

К числу новых источников, которыми пользовалось Швабское зерцало зерцало, относятся алеманская, баварская и римско-вестготская правды, капитулярии (в собрании Анзегия и Бенедикта), сочинения Давида Аугсбургского, Исидора Севильского, Флавия Иосифа, римское право в изложении одного глоссированного брахилога и особенно “Summa de poenitentia” итальянского канониста XIII в. Раймунда Пеннафортского.Швабское зерцало зерцало не выдерживает сравнения с Саксонским: оно многоречиво, неясно, но как источник истории права имеет большое значение и много дает для выяснения различий в юридическом мировоззрении эпохи последних Гогенштауфенов и эпохи Рудольфа Габсбургского. Саксонское зерцало составлено в императорском духе, Швабское зерцало уступает много места папе и церкви; римское право оказывает на Швабское зерцало зерцало больше влияния, чем на Саксонское, составитель которого не имел перед глазами римского источника.

Швабское зерцало зерцало пользовалось большой популярностью и большим распространением; при составлении других кодексов и при судебных решениях оно играло большую роль. Оно было переведено на латинский, французский и дважды на чешский язык. Критическое издание Швабское зерцало зерцала приготовляет в настоящее время Роккингер. Лучшие из существующих изданий — Лассберга (1840) и Вакернагеля (1840).

Роль римских юристов

Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов – из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто считают основателями римской юридической науки). Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского права (Сульпиций).

В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В I – начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых – Прокул и Цельз.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие – для практического использования.

Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. В дигестах обычно использовались выдержки из более ранних работ (“Ответов”, “Вопросов” и т.д.) того же самого или других авторов, причем правовой материал располагался в строго определенном порядке (отсюда и сам термин digesta – “приведенное в систему”). Наибольшей известностью в Риме пользовались дигесты Альфена Вара, Цельза, Марцелла, Цервилия Сцеволы и, особенно, Сальвия Юлиана.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: “Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам” (1.8). Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права – от средств их защиты.

Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Но даже самые блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, “всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто”. В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск (actio), собственность (dominium), договор (contractus), сервитуты (servitutes) и т.п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

Читайте также:
Переход прав на ценные бумаги

С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов – дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые “ответы”) оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (jus respon-dendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II – III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т.п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиниан (был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере – Павел и Ульпиан и т.д.

Бредская декларация

Бредская декларация (от 4 апреля 1660 года) — заявление английского короля Карла II, в котором он обещал амнистию за преступления совершенные во время Английской революции и в междуцарствие для тех кто признает его как законного короля; сохранение права собственности на имущество приобретённое в этот период; свободу религии; уплату задолженности солдатам и офицерам, и принятие их на службу короне. Три первых обещания зависели от внесения соответствующих поправок постановлениями парламента.

Декларация была написана в ответ на секретное послание генерала Джорджа Монка, который фактически управлял Англией. 1 мая 1660 года содержание декларации и сопроводительных писем стало достоянием общественности. На следующий день парламент принял резолюцию которая гласила, что «управление государством должно осуществляться королем, палатами лордов и общин» и Карл был приглашён в Англию принять корону. 8 мая Карл был провозглашен королем. По совету Монка палата Общин отклонила резолюцию предложенную юристом Мэтью Хэйлом (англ.)русск. (членом парламента от графства Глостершир) о создании комиссии для рассмотрения уступок предложенных Карлом и обсуждения с королем условий, которые в 1648 году были выдвинуты перед его отцом во время переговоров в Ньюпорте.

Подоплека и последствия

Декларации была названа по имени города Бреда в Нидерландах, но в действительности она была написана в Испанских Нидерландах, где Карл проживал с марта 1656 года. Однако, во время её написания Англия с 1655 года была в состоянии войны с Испанией. Для того, чтобы исправить эту неловкую, с точки зрения общественного мнения, ситуацию в которой находился будущий король Англии, обращавшийся к своим подданным с вражеской территории, Монк посоветовал Карлу переехать в Республику Соединённых провинций, и датировать свои письма так как если бы они были посланы из Бреды. Карл покинул Брюссель, последнее место своего пребывания в Испанских Нидерландах, и следуя через Антверпен прибыл в Бреду 4 апреля, где находился до 14 мая, после чего выехал в Англию через Гаагу. Декларация (в действительности это были несколько писем адресованных Монку, парламенту и лондонскому Сити), однако, была отправлена сразу по пересечении Карлом голландской границы, и была датирована 4 апреля (по старому стилю) / 14 апреля (по новому стилю).

Декларация была составлена Карлом и его тремя главными советниками, Эдуардом Хайдом, маркизом Ормонд (Джеймсом Батлером) (англ.)русск. и сэром Эдвардом Николасом (англ.)русск., с целью определения условий, по которым Карл надеялся принять «владение тем правом, которое Бог и Природа дали нам».

Декларация обещала «свободное и всеобщее прощение» всем старым врагам Карла и его отца, кто признает Карла II своим законным монархом, «кроме тех, которые будут исключены парламентом». Однако, Карл, или по крайней мере Эдвард Хайд (впоследствии — граф Кларендон), рассчитывал, что все непосредственно замешанные в смерти его отца должны быть подвергнуты наказанию; даже в наиболее неблагоприятные периоды своей жизни, делая свои заявления о прощении и благоволении различным партиям, он неизменно исключал цареубийц.Как только Карл был возвращен на трон, Хайд от его имени провел через парламент Акт об освобождении от уголовной ответственности и амнистии (англ.)русск.. Акт прощал большинство тех, кто выступал на стороне парламента во время гражданской войны, за исключением цареубийц (англ.)русск., двух видных нераскаившихся республиканцев Джона Ламберта и Вена Генри (англ.)русск.. Еще около двадцати было запрещено занимать государственные должности и места в парламенте.

В декларации Карл обещал свободу религии, допускающую разногласия по вопросам не нарушающим спокойствие в королевстве, и согласие на акт парламента «обеспечивающий это милостивое пожалование». Однако парламент решил истолковать как угрозу спокойствию в королевстве занятие государственных постов не англиканцами. Между 1660 и 1665 годами Кавалерский парламент (англ.)русск. утвердил четыре статута известные как Кодексы Кларендона (англ.)русск.. Эти статуты (постановления) жестко ограничивали права католиков и нонконформистов, например пуритан, достигших ранее, во времена республики, зенита своего влияния, практически исключив их из общегосударственной и местной политики.

Читайте также:
Стоит ли перерегистрировать ООО или лучше ликвидировать?

Декларация гарантировала выплату задолженности солдатам служившим у Монка. Землевладельцев декларация уверила, что установление справедливости по делам касающимся спорных пожалований и приобретений имущества, сделанных «во время беспорядков, продолжавшихся столь значительное число лет, во время столь многих и великих революций» будет поручено парламенту.

53,66

37Роль католической церкви в феодальном обществе определялась в значительной мере тем, что она была крупнейшим земельным собственником. Во Франции, например, даже и ко времени Великой революции (1789 г.), ей принадлежала одна седьмая часть всей земли. Помимо того, церковь получала десятину, то есть налог в виде десятой части дохода крестьянского двора.

Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть.

Церковь была главным представителем той идеологии, которая освящала феодальный порядок.

В ХП и ХШ веках, будучи на вершине могущества, римский престол вмешивался во внутренние дела государств в качестве высшего судьи и арбитра, могущего “связывать и разрешать”. Папы прибегали к отлучению от церкви королей, когда те выходили из подчинения.

Совсем не случайно, что все массовые выступления против феодализма, включая великие крестьянские войны, были неразрывно связаны с критикой господствующей религии, с посягательствами на церкорь. Нельзя было, очевидно, ликвидировать феодальный строй, не дискредитировав прежде всего ту силу, которая его оправдывала.

Памятники средневекового немецкого права (Саксонское, Швабское зерцала и др. памятники): внешняя история и общая характеристика

Саксо́нское зерца́ло — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репковом в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии.

В XI веке появляются попытки кодификации обычного права. Около 1230 г антгальский рыцарь и судья Эйке фон Репков составил сборник, в который вошло обычное право Саксонии и других областей с некоторыми добавлениями из канонического права. Сборник был написан сначала на латинском затем переведен на немецкий и получил свое название Саксонского зерцала. Саксонское зерцало действовало на севере Германии и послужило основой для права города Магдебурга, откуда распространилось в Голландии, Лифляндии и Польше.

«Саксонское зерцало» — это запись сложившегося на протяжении веков обычного права Восточной Саксонии с разделением на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу). Земское право содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Ленное право регулировало вассальные отношения между феодалами. Права низших сословий, в том числе зависимых крестьян, в этом законодательстве не фиксировались. На содержание «Саксонского зерцала» наложили отпечаток общественно-политические и правовые воззрения автора. «Саксонское зерцало» отражает специфические формы феодальной земельной собственности, структуру феодального общества, местные особенности административного управления, судопроизводства и т. д. «Саксонское зерцало» стало образцом для составления правовых книг не только в Германии, но и в других странах Европы.

Швабское зерцало — сборник обычного феодального права (земского и ленного) для области Швабии (Германия). Составлен около 1275 г. на основе Немецкого зерцала и Саксонского зерцала. По полноте и оригинальности значительно уступая последнему, он вместе с тем служит ценным юридическим источником для изучения феодального права, ленной системы и политического строя Германии периода феодальной раздробленности.

Источники Швабского зерцала:

· “баварская” и “аллеманская” правды;

· римское и каноническое право;

· обычное право (в небольшой степени).

Швабское зерцало не выдерживает сравнения с Саксонским: оно многоречиво, неясно, но как источник истории права имеет большое значение и много дает для выяснения различий в юридическом мировоззрении эпохи последних Гогенштауфенов и эпохи Рудольфа Габсбургского. Саксонское зерцало составлено в императорском духе, Швабское уступает много места папе и церкви; римское право оказывает на него больше влияния, чем на Саксонское, составитель которого не имел перед глазами римского источника.
Швабское зерцало пользовалось большой популярностью и большим распространением; при составлении других кодексов и при судебных решениях оно играло большую роль.

Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процесса средневековья, является общегерманское уголовное уложение 1532г. – так называемая «Каролина». Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в правление германского императора Карла V.

Уложение составлено в жанре наставления императора, написанного по его же просьбе учеными-юристами и предназначенного для использования на всем обширном пространстве империи.

В структурном отношении Каролина подразделялась на 219 статей. Из них 142 были посвящены процессу, а остальные 77 статей (со 104-й по 180-ю) содержали нормы уголовного права. В целом, разграничение норм на уголовные и процессуальные было проведено достаточно условно, так что практическое применение Каролины в судах (а именно эта цель была продекларирована законодателем в качестве основной) встречало значительные трудности.

Уложение сделало не во всем последовательную попытку ввести уголовную репрессию в рамки жесткой (насколько было возможно по времени) законности: в случае каких-либо непредусмотренных прямо в законах преступлений или обстоятельств ст.119 Каролины рекомендовала судьям и шеффенам «просить и искать указаний у своих высших судов, сведущих в древних сложных обычаях» .

Структура «Каролины» состоит из подразделов, которые изложены в следующем порядке:

– состав суда, присяга судей, шеффенов и писца («присяга судить по крови»), понятые, основания для ареста (ст.1-32);

– доказательства и улики (ст.33-47);

– судебное заседание (ст.48-103);

– о наказании совершителей злостных убийств (ст.130-156);

– статьи о краже (ст.157-192);

Читайте также:
Сортность продукции: что это такое, описание и особенности

– вынесение приговора (ст.193-219).

Каролина предусматривала довольно многочисленный круг преступлений:

– государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира и др.);

– против религии (богохульство, колдовство и др.);

– против личности (убийство, отравление, клевета и др.);

– против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.);

– против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение);

– а также некоторые другие виды преступных деяний.

«Саксонское зерцало», «Швабское зерцало» и «Каролина»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 02:17, реферат

Описание работы

Средневековое право вообще, и германское право в частности, демонстрирует особую приверженность к судебным процедурам, в ходе которых человек мог «искать свое право». В Германии были выработаны общие правовые принципы и институты, которые, будучи добровольно признанными различными политическими единицами, составили основу «общего права» Германии. Такие принципы формировались как на базе универсальных норм обычного права германцев, так и на законотворческой деятельности германских императоров в XII – первой трети XIII в., которая затем фактически прекратилась и активизировалась только в XVI в.

Работа содержит 1 файл

osn.chast.doc

Ещё одним источником средневекового права в Германии было Швабское зерцало (Schwäbenspiegel). Классическим образцом всяких зерцал является Саксонское зерцало, рассмотренное нами ранее. Оно послужило основой для компиляции так называемого Немецкого зерцала (Deutschenspiegel), которое лишь в первой части уклоняется от него, а во второй воспроизводит его с незначительными изменениями. На практике Немецкое зерцало оказалось неудобным; понадобился новый сборник. Таким образом появилось Швабское зерцало. В рукописях оно называется обыкновенно Landrechtsbuch, Lehnrechtsbuch, Kaiserrecht, в первых печатных изданиях – Spiegel kaiserlichen und gemeinen Landrechts. Оно возникло, как предполагает Фиккер, в 1274-75 гг., и по всей вероятности составлено каким-нибудь духовным лицом в Аугсбурге.

Противоположное, менее правдоподобное, мнение, поддерживаемое Роккингером, состоит в том, что оно возникло в 1259 г. в восточной Франконии, быть может в Бамберге, и переработано в Вюрцбурге до 1265 г. Как и Саксонское, и Немецкое зерцала, Швабское зерцало содержит постановления исключительно общеземского (Landrecht) и ленного (Lehnrecht) права, отбрасывая таким образом нормы министериального, сеньорального и городского права. В земском праве Швабского зерцала три части.

Первая опирается на обработку Немецкого зерцала, вторая – на перевод Саксонского зерцала, третья состоит из не вполне приведенных в порядок, частью новых сравнительно с образцами норм. К числу новых источников, которыми пользовалось Швабское зерцало, относятся алеманская, баварская и римско-вестготская правды, капитулярии (в собрании Анзегия и Бенедикта), сочинения Давида Аугсбургского, Исидора Севильского, Флавия Иосифа, римское право в изложении одного глоссированного брахилога и особенно “Summa de poenitentia” итальянского канониста XIII в. Раймунда Пеннафортского.

Швабское зерцало не выдерживает сравнения с Саксонским: оно многоречиво, неясно, но как источник истории права имеет большое значение и много дает для выяснения различий в юридическом мировоззрении эпохи последних Гогенштауфенов и эпохи Рудольфа Габсбургского.

Саксонское зерцало составлено в императорском духе, Швабское уступает много места папе и церкви. Римское право оказывает на Швабское зерцало больше влияния, чем на Саксонское, составитель которого не имел перед глазами римского источника.

Швабское зерцало пользовалось большой популярностью и большим распространением. При составлении других кодексов и при судебных решениях оно играло большую роль. Оно было переведено на латинский, французский и дважды на чешский язык.

Критическое издание Швабского зерцала приготовляет в настоящее время Роккингер. Лучшие из существующих изданий – Лассберга (1840) и Вакернагеля (1840).

Раздел 3. «Каролина».

3.1. Общая характеристика «Каролины».

Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процесса средневековья, является общегерманское уголовное уложение 1532г. – так называемая «Каролина». Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в правление германского императора Карла V.

Уложение составлено в жанре наставления императора, написанного по его же просьбе учеными-юристами и предназначенного для использования на всем обширном пространстве империи.

В структурном отношении Каролина подразделялась на 219 статей. Из них 142 были посвящены процессу, а остальные 77 статей (со 104-й по 180-ю) содержали нормы уголовного права. В целом, разграничение норм на уголовные и процессуальные было проведено достаточно условно, так что практическое применение Каролины в судах (а именно эта цель была продекларирована законодателем в качестве основной) встречало значительные трудности.

Уложение сделало не во всем последовательную попытку ввести уголовную репрессию в рамки жесткой (насколько было возможно по времени) законности: в случае каких-либо непредусмотренных прямо в законах преступлений или обстоятельств ст.119 Каролины рекомендовала судьям и шеффенам «просить и искать указаний у своих высших судов, сведущих в древних сложных обычаях» 14 .

Структура «Каролины» состоит из подразделов, которые изложены в следующем порядке:

– состав суда, присяга судей, шеффенов и писца («присяга судить по крови»), понятые, основания для ареста (ст.1-32);

– доказательства и улики (ст.33-47);

– судебное заседание (ст.48-103);

– о наказании совершителей злостных убийств (ст.130-156);

– статьи о краже (ст.157-192);

– вынесение приговора (ст.193-219).

Каролина предусматривала довольно многочисленный круг преступлений:

– государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира и др.);

– против религии (богохульство, колдовство и др.);

– против личности (убийство, отравление, клевета и др.);

– против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.);

– против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение);

– а также некоторые другие виды преступных деяний.

В Каролине получили более или менее точное определение не только отдельные преступления, но и некоторые общие понятия уголовного права: покушение, соучастие (например, пособничество), неосторожность, необходимая оборона и т.д. В основу наказаний, предусмотренных Каролиной, положен принцип устрашения, что в значительной мере является реакцией на события Крестьянской войны 1524-1525гг.

Читайте также:
Философия права: что это такое, описание и особенности

Карательные меры Каролины отличаются жестокостью: многие преступления наказывались смертной казнью, причем виды казни были квалифицированы: колесование, четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и пр. Существенное место среди наказаний занимают телесные. Нередко применялось вырывание языка и отсечение руки. Смертная казнь и лишение частей тела производились публично.

При маловажных проступках практиковалось лишение чести, причем осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние. Обращает на себя внимание установление жестоких наказаний за посягательства против императорской власти и против собственности.

Большая часть статей Каролины посвящена вопросам судопроизводства. Каролина сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый – оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки». В целом основной формой рассмотрения уголовных дел в Каролине является инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками.

Широко осуществлялись средства физического воздействия на подозреваемого, например допрос под пыткой. При этом Каролина подробно регламентирует условия применения пытки. Чтобы улики были признаны достаточными для применения допроса под пыткой, их должны были доказать два «добрых» свидетеля. Главное событие, доказанное одним свидетелем, считалось полудоказательством. Ряд статей Каролины определяет порядок доказывания преступления истцом, если обвиняемый не сознавался. Большинство статей посвящено свидетелям и свидетельским показаниям. Окончательный приговор следовало выносить на основании собственного признания или свидетельства виновного.

Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Дознание заключалось в установлении факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица. Общее расследование состояло в кратком допросе арестованного об обстоятельствах дела и имело целью уточнить некоторые данные о преступлении.

Специальное расследование, основывавшееся на теории формальных доказательств, представляло собой подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника.

3.2. Основные черты уголовного процесса.

«Каролина» ознаменовала утверждение нового вида уголовного процесса. В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный (состязательный) процесс. Не было разделения гражданского и уголовного видов процесса.

В XIII-XIV вв. частноправовой принцип преследования начинает дополняться обвинением и наказанием от имени публичной власти. Изменяется система доказательств. В конце XIII в. был законодательно упразднен судебный поединок. Однако окончательное утверждение нового, следственно-розыскного (инквизиционного) уголовного процесса происходит в Германии в связи с рецепцией римского права.

Общая формула криминального судопроизводства сводилась к следующему: правосудие необходимо осуществлять «в наибольшем соответствии с правом и справедливостью», чтобы все и каждый подданный («из наших и империи») могли действовать, «принимая во внимание важность и опасность уголовных дел, согласно сему наставлению в соответствии с общим (общегерманским) правом, справедливостью и достохвальными исконными обычаями. » 15

Основной формой рассмотрения уголовных дел по «Каролине» был инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко применялись средства физического воздействия на подозреваемого. Однако судебный процесс по уголовным делам был регламентирован жестким формальным образом. Например, заключение кого-либо в тюрьму происходит только при предоставлении истцом прямых улик и подозрений в преступлении, влекущем уголовное наказание, независимо от того, просит ли и требует ли истец поместить обвиняемого в тюрьму под его ответственность или посадить его самого с обвиняемым. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки» 16 .

Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания. А также: «Каждой из сторон, как истцу, так и ответчику, должно быть дозволено, в случае их просьбы, иметь ходатая из состава суда. …От воли истца или ответчика должно, однако же, зависеть, избрать ли ему своего адвоката из шеффенов или прочих лиц или выступать самому…» 17 .

Основными стадиями инквизиционного процесса были дознание, общее расследование и специальное расследование. Задачей дознания было установление факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица. Для этого судья занимался сбором предварительной тайной информации о преступлении и преступнике. Если суд получал данные о том, что кто-либо

«опорочен общей молвой или иными заслуживающими доверия доказательствами, подозрениями и уликами как виновник злодеяния» 18 он тотчас заключался под стражу. Общее расследование сводилось к предварительному краткому допросу арестованного об обстоятельствах дела, в целях уточнения некоторых данных о преступлении. При этом действовал принцип «презумпции виновности» подозреваемого. Наконец, происходило специальное расследование – подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника и его сообщников. Специальное расследование являлось определяющей стадией инквизиционного процесса, которая заканчивалась вынесением приговора. Это расследование основывалось на теории формальных доказательств. Они были подробно и однозначно регламентированы законом. Для каждого преступления перечислялись виды «полных и доброкачественных доказательств, улик и подозрений» 19 .

Формально применение пытки было связано с рядом условий. Так, пытка не должна была применяться, пока не будут найдены достаточные доказательства и «подозрения» в совершении тем или иным лицом преступления. Достаточными доказательствами для допроса под пыткой являлись показания двух «добрых» свидетелей. Если имелся только один свидетель, это считалось полудоказательством и «подозрением». Допрос под пыткой должен производиться в соответствии с характером улик и состоянием допрашиваемого лица: более или менее продолжительно, сурово или мягко. В случае наличия на теле обвиняемого опасных ран или иных повреждений, допрос под пыткой проводился при наименьшей уязвимости этих ран.

Читайте также:
Частный детектив: что это такое, описание и особенности

Признание под пыткой считалось действительным также при наличии определенных условий. Таким являлось признание, полученное и записанное не во время пытки, а после ее окончания, повторенное не менее чем через день вне камеры пыток и соответствующее другим данным по делу. «Каролина» требовала соблюдения всех условий допроса под пыткой, провозглашая, что за неправомерный допрос судьи должны нести наказание и возмещать ущерб.

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО (Schwabenspiegel) — сборник германского права, составленный между 1273 и 1282 гг. неизвестным лицом. Источником для него послужили баварская и аллеманская правды, капитулярии, римское и каноническое право, библия, проповеди францисканцев и (в небольшой степени) обычное право. Этот сборник называют также императорским правом (Kaiserrecht), т.к. в нем подробно говорится о взаимоотношениях императора с папой римским.

Смотреть что такое ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО в других словарях:

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО

(Schwäbenspiegel) – вошедшее в употребление в XVII в., не вполне точное название немецкого законодательного памятника последней трети XIII в. Классичес. смотреть

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО

(Schwäbenspiegel) – вошедшее в употребление в XVII в., не вполне точное название немецкого законодательного памятника последней трети XIII в. Классичес. смотреть

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО

Швабское зерцало (Schwäbenspiegel) — вошедшее в употребление в XVII в., не вполне точное название немецкого законодательного памятника последней трети XIII в. Классическим образцом всяких зерцал является знаменитое Саксонское зерцало (см.). Оно послужило основой для компиляции так называемого Немецкого зерцала (Deutschenspiegel), которое лишь в первой части уклоняется от него, а во второй воспроизводит его с незначительными изменениями. На практике Немецкое зерцало оказалось неудобным; понадобился новый сборник. Таким образом появилось Ш. зерцало. В рукописях оно называется обыкновенно Landrechtsbuch, Lehnrechtsbuch, Kaiserrecht, в первых печатных изданиях — Spiegel kaiserlichen und gemeinen Landrechts. Оно возникло, как предполагает Фиккер, в 1274-75 гг., и по всей вероятности составлено каким-нибудь духовным лицом в Аугсбурге. Противоположное, менее правдоподобное, мнение, поддерживаемое Роккингером, состоит в том, что оно возникло в 1259 г. в восточной Франконии, быть может в Бамберге, и переработано в Вюрцбурге до 1265 г. Как и Саксонское, и Немецкое зерцала, Ш. зерцало содержит постановления исключительно общеземского (Landrecht) и ленного (Lehnrecht) права, отбрасывая таким образом нормы министериального, сеньорального и городского права. В земском праве Ш. зерцала три части; первая опирается на обработку Немецкого зерцала, вторая — на перевод Саксонского зерцала, третья состоит из не вполне приведенных в порядок, частью новых сравнительно с образцами норм. К числу новых источников, которыми пользовалось Ш. зерцало, относятся алеманская, баварская и римско-вестготская правды, капитулярии (в собрании Анзегия и Бенедикта), сочинения Давида Аугсбургского, Исидора Севильского, Флавия Иосифа, римское право в изложении одного глоссированного брахилога и особенно “Summa de poenitentia” итальянского канониста XIII в. Раймунда Пеннафортского. Ш. зерцало не выдерживает сравнения с Саксонским: оно многоречиво, неясно, но как источник истории права имеет большое значение и много дает для выяснения различий в юридическом мировоззрении эпохи последних Гогенштауфенов и эпохи Рудольфа Габсбургского. Саксонское зерцало составлено в императорском духе, Ш. уступает много места папе и церкви; римское право оказывает на Ш. зерцало больше влияния, чем на Саксонское, составитель которого не имел перед глазами римского источника. Ш. зерцало пользовалось большой популярностью и большим распространением; при составлении других кодексов и при судебных решениях оно играло большую роль. Оно было переведено на латинский, французский и дважды на чешский язык. Критическое издание Ш. зерцала приготовляет в настоящее время Роккингер. Лучшие из существующих изданий — Лассберга (1840) и Вакернагеля (1840). Большая литература о Ш. зерцале (Роккингер, Фиккер, Френсдорф, Лабанд и др.) рассеяна в специальных журналах и сведена у Шредера, “Lehrbuch d. deutsch. Rechtsgesch.” (изд. 4, 1902). См. еще Laband, “Beiträge zur Kunde des Schwabenspiegel” (1861). А. Дж.

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО

(Schwabenspiegel) – сборник германского права, составленный между 1273 и 1282 гг. неизвестным лицом. Источником для него послужили “баварская” и “аллем. смотреть

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО

сборник немецкого феодального права, составленный в 13 в. неизвестным лицом, поводимому, духовным. В его основу легло Саксонское зерцало (см.), переработанное в т. н. Немецкое зерцало. Кроме того, источниками Ш. з. были Алеманская, Баварская и Римско-Вестготская Правды, капитулярии, сочинения Давида Аугсбург-ского, Исидора Севильского, Иосифа Флавии, римское и каноническое право. Щ. з. так же, как и Саксонское зерцало, делится на 2 части – общеземское право и ленное право. Автор Ш. з. является сторонником духовной власти, вследствие чего, в отличие от Саксонского зерцала, в Ш. з. правам папы и церкви уделено значительно больше места, чем правам императора. Ш. з. было распространено в Южной Германии. . смотреть

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО (Schwabenspiegel) – сборник германского права, составленный между 1273 и 1282 гг. неизвестным лицом. Источником для него послужили “баварская” и “аллеманская” правды, капитулярии, римское и каноническое право, библия, проповеди францисканцев и (в небольшой степени) обычное право. Этот сборник называют также императорским правом (Kaiserrecht), т.к. в нем подробно говорится о взаимоотношениях императора с папой римским.
. смотреть

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО

сборник норм обычного права и судебной практики в феодальной Германии. Составлен в XIII в. в Аугсбурге неизвестным автором. Главными его источниками явились древнегерманские «правды», Саксонское зерцало, каноническое право, капитулярии императоров. Содержал нормы земского, ленного и канонического права. смотреть

ШВАБСКОЕ ЗЕРЦАЛО

(средневековый свод законов) Schwabenspiegel истор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: