Система прокуратуры: что это такое, описание и особенности

Прокуратура, ее значение и функции

Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Определение понятия “прокуратура”

Прокуратура (от лат. «procurare» заботиться, предотвращать, обеспечивать) представляет собой единую централизованную систему органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Собственно термин «прокуратура» не получил широкого распространения в мире. Например, в романских государствах этот институт именуется «публичным министерством», в Германии — «службой государственного поверенного», в США — «атторнейской службой».

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Признаки прокуратуры

В мировой практике прокурорский орган имеет ряд общих признаков:

  • легитимность, т.е. устройство прокуратуры, ее организация и компетенция определяются в соответствии с конституцией и действующим законодательством;
  • наличие государственно-властной компетенции, которая закреплена федеральным законодательством и реализуется посредством системы полномочий ее должностных лиц;
  • территориальный масштаб деятельности. Иными словами, деятельность прокуратуры распространена на всей территории страны независимо от конституционно-правовых особенностей статуса субъектов Федерации;
  • централизованная система органов, которая включает в себя Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные органы, также научные, научно-исследовательские, консультативные, образовательные, издательские и иные учреждения;
  • строгая определенность видов и форм деятельности прокуратуры действующим законодательством;
  • институциональная и функциональная независимость, обеспеченная отдельным предметом ведения, особым порядком назначения на должность и освобождения от должности прокурорских работников, принудительным порядком реализации прокурорских полномочий.

Наряду с вышеобозначенными признаками отечественная прокуратура имеет ряд специфичных черт, а именно:

  • надзорный орган. Статья 1 “Закона о прокуратуре” называет основным направлением ее деятельности надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории России законов;
  • правоохранительный орган. Прокуратура является одним из органов государства, специально предназначенных для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами;
  • орган надзора центральной власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти.

Основное значение прокуратуры в Российской Федерации состоит в обеспечении единого законодательного пространства федеративного государства путем использования надзорных и правоохранительных методов, а также возможности участия в качестве представителя государства в возникающих правовых спорах.

Структура прокуратуры РФ

Система прокуратуры РФ представлена тремя звеньями.

Высшее звено прокуратуры представлено Генеральной прокуратурой, которую возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

Прокуратуры субъектов Федерации составляют среднее звено российской прокуратуры. Их возглавляют прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором с согласия государственной власти субъектов РФ.

Третье звено включает прокуратуры районов, городов и приравненных к ним иных территориальных прокуратур. Прокуроры данного звена назначаются Генеральным прокурором РФ, а их заместители, старшие помощники и помощники – прокурорами субъектов РФ.

Функции прокуратуры

К основным функциям прокуратуры относятся следующие.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Федерации. В рамках данной функции выделяют ряд направлений:

  • уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ, конституционными и уставными судами субъектов РФ, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями, федеральными арбитражными судами;
  • опротестование прокурорами противоречащих закону решений, приговоров, определений, постановлений судов;
  • участие прокуроров в правотворческой деятельности;
  • международное сотрудничество Генеральных прокуратуры и нижестоящих прокуратур в соответствующими органами иностранных государств и международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях законодательных и исполнительных органов государственной власти государства и его субъектов, органов местного самоуправления;
  • рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры жалоб, заявлений и иных обращений;
  • проведение прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
  • обращение Генерального прокурора РФ в Конституционный суд по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан;
  • обращение Генерального прокурора РФ в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и делам иной направленности;
  • разработка Генеральной прокуратурой РФ систем и методик учета статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре.

Прокурорский надзор за законностью в деятельности поднадзорных объектов.

Вывод

Прокуратура — это единая централизованная система органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Чем занимается прокуратура в государстве: направления деятельности и властные полномочия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из популярной телепередачи «Суд присяжных» на НТВ многие граждане знают, что прокуроры выступают в роли государственных обвинителей на судебных заседаниях.

Но это только одно из направлений деятельности прокуратуры. К тому же не основное.

А чем ещё занимаются прокуроры? И для чего государству, в котором есть Следственный комитет, МВД и Министерство юстиции (это как?), ещё одна централизованная система правоохранительных органов?

Прочитав эту статью, вы подробно узнаете о том, что такое прокуратура.

Прокуратура — это.

Первая занимается правотворчеством, вторая – претворением в жизнь нормативных правовых актов, а третья – защитой и восстановлением нарушенных прав. Так они сдерживают и уравновешивают друг друга.

Читайте также:
Факт юридический: что это такое, описание и особенности

Но где гарантии, что сами государственные органы при осуществлении своих функций не будут нарушать законодательство? Кто их контролирует? Этим занимается прокуратура. Она не относится ни к одной из ветвей, поэтому действует беспристрастно.

Прокуратура – это система правоохранительных органов, основной функцией которых является надзор за соблюдением законодательства лицами, наделёнными властью.

За кем обычно «присматривают» прокуроры?

  1. министерствами и ведомствами;
  2. органами местного самоуправления;
  3. следователями, дознавателями;
  4. полицией;
  5. судьями;
  6. судебными приставами;
  7. администрациями учреждений, принудительно исполняющих наказания.

Если вы внимательно ознакомитесь со статьёй 1 федерального закона РФ от 17.01.1992г. № 2202-1, то заметите, что прокуратура не осуществляет надзор за гражданами и не вмешивается в работу субъектов хозяйствования.

То есть, главная цель этой системы – защита прав и свобод людей от возможного произвола со стороны представителей государства.

История прокуратуры в Российской Федерации

На территории России прокуратуру впервые учредил Пётр I в начале XVIII века. Он зафиксировал в официальных документах три должности:

  1. Генерал-прокурора;
  2. Обер-прокурора;
  3. прокурора коллегии.

Принимая такое решение, Пётр I стремился устранить беспорядки в государственных делах, решить проблемы взяточничества, неправосудия и беззакония. То есть, уже в те времена прокуратура выполняла чисто надзорные функции.

На разных отрезках истории у прокуроров появлялись новые полномочия: на участие в судебных процессах (с середины XIX века), наблюдение за органами следствия и дознания (с XX века), право законодательной инициативы (с 1923 года), координация деятельности по борьбе с преступностью (с 1992 года).

Но основная функция всегда оставалась неизменной – надзор.

Чем занимаются прокуроры сегодня

Основные направления деятельности прокуратуры перечислены в федеральном законе РФ от 17.01.1992г. № 2202-1.

Чем ещё могут заниматься прокуроры помимо надзора за соблюдением законодательства?

  1. координировать действия других правоохранительных органов;
  2. возбуждать дела об административных правонарушениях;
  3. представлять интересы потерпевших граждан (например, по трудовым спорам) или государства в суде;
  4. поддерживать обвинение по уголовным делам;
  5. принимать участие в международном сотрудничестве по вопросам борьбы с преступностью;
  6. разрабатывать и предлагать законопроекты, поправки и дополнения в законы (правотворческая деятельность);
  7. проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов;
  8. выпускать специальные издания;
  9. рассматривать жалобы и обращения граждан, давать по ним письменные ответы, принимать меры для разрешения спорных ситуаций.

Должностные лица прокуратуры наделяются властными полномочиями, которые позволяют им пресекать нарушения или устранять отрицательные последствия.

Например, при обнаружении несоблюдения нормы закона прокурор вправе вынести представление. В этом документе он прописывает, какие действия должно совершить лицо для устранения нарушения, и когда отчитаться.

Если прокурор видит в деянии состав правонарушения, то выносит постановление с мотивировкой. А затем направляет материалы на рассмотрение в уполномоченный орган. Последний обязан по результатам принятия решения отчитаться перед прокурором.

Как обратиться в прокуратуру

На практике по каким только причинам граждане не обращаются в прокуратуру. Затопили соседи, шумят подростки по ночам, продали испорченный товар в магазине.

Однако прокуроры не занимаются решением мелких и бытовых проблем. Кроме того, они не выполняют функции других, «специализированных» государственных органов.

В каких случаях есть смысл отстаивать справедливость в прокуратуре?

  1. Вы получили отказ в решении проблемы в полиции, Следственном комитете, местной администрации или другом органе.
  2. Вам вообще не ответили на обращение.
  3. Ваши права серьёзно нарушены (например, работодатель незаконно уволил по статье ТК РФ).

Есть два простых способа обратиться за помощью к прокурору: отправить письменную жалобу по почте или написать электронное обращение (например, на сайте ipriem.genproc.gov.ru).

Обязательно укажите Ф.И.О., обратный адрес. Не используйте в тексте нецензурную лексику. Излагайте проблему кратко, по существу, со ссылками на правовые нормы, которые были нарушены.

В течение 30 дней вам обязаны дать мотивированный ответ. Сроки могут и затянуться, если прокуратура перенаправит вашу жалобу в другой орган.

Выводы

Итак, прокуратура – это главный надзорный орган в государстве. Её должностные лица обязаны внимательно следить за соблюдением прав граждан и юридических лиц. А также пресекать любые попытки властных структур перейти границы дозволенного законом.

В отличие от МВД, прокуроры используют в своей деятельности в основном правовые инструменты (представления, постановления), а не силовые методы.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Прокуратура — это тот орган, которого боятся даже внутренние органы. Она может насовать им таких чертей, что забудут, как их самих звали. Так что кроме ссылки на 51-ю статью Конституции (не свидетельствовать против себя) — держите при себе право пожаловаться прокурору! Иногда это слово действует на полисменов отрезвляюще! )

Что такое прокуратура? Определение, основные функции

Вот уже многие годы слово “прокуратура” заставляет людей нервничать и переживать. Так происходит из-за того, что деятельность этого органа власти окутана флером строгости и неприступности. Мало кто до конца понимает, что такое прокуратура. На самом же деле в работе этого ведомства нет ничего особенного или конфиденциального, ведь одним из важнейших принципов деятельности является гласность.

Что такое прокуратура

Термин закреплен в законе, но он длинный, насыщенный канцеляризмами и сложный для понимания. Можно сформулировать проще. Итак, что такое прокуратура? Это орган государственной власти, надзирающий за исполнением законодательства России.

Понятие деятельности прокуратуры раскрывает определение, данное выше. Оно включает в себя обеспечение главенства закона, усиление законности, защиту свобод граждан, интересов государства и населения страны. Как уже указывалось выше, понятие прокуратуры закреплено в российском законодательстве.

Читайте также:
Суспензивное вето: что это такое, описание и особенности

Какие функции выполняет

Основные функции прокуратуры заключаются в надзоре за исполнением законодательства, рассмотрении сообщений о нарушениях закона. В глобальном смысле они нужны для достижения поставленных целей. Это обеспечение верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов общества и государства.

Кроме того, у прокуратуры есть следующие функции:

  • участие в рассмотрении дел судами всех инстанций;
  • принесение протестов на незаконные решения судов;
  • проведение административного расследования, вынесение постановления об административном нарушении и направление его в суд вместе с документами по делу;
  • взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам борьбы с преступностью.

ГП РФ осуществляет международное сотрудничество с иными странами.

Система органов

Структура органов прокуратуры построена по принципу иерархии, согласно которому нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Систему составляют Генеральная прокуратура, областные, военные и специализированные.

Прокуратуры создаются и реорганизуются Генеральным прокурором. Создание и функционирование органов вне системы не допускается.

Территориальные прокуратуры

Территориальные (иначе их еще называют прокуратурами субъектов) существуют при каждой области России. Их полномочия действуют на всей вверенной им территории. Прокуратуры субъектов подчиняются напрямую Генеральной. Это органы, обладающие классическими полномочиями.

Ниже по иерархии расположены прокуратуры городов и районов. Они осуществляют надзор на территории города или района, а подчиняются субъекту.

Специализированные прокуратуры

Кроме территориальных прокуратур, существуют специализированные: природоохранные, транспортные, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Предмет надзора напрямую зависит от специфики ведомства. Специализированные обычно приравниваются к прокуратурам субъектов.

К примеру, на территории Волжского бассейна работает Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Аппарат дислоцируется в г. Твери, а подчиненные ему межрайонные природоохранные прокуратуры расположены в регионах, через которые протекает р. Волга. Волжская прокуратура контролирует исполнение природоохранного законодательства на территории 15 регионов.

Военные прокуратуры

Отдельное место в системе занимают военные прокуратуры. Это самые закрытые органы, которые практически не взаимодействуют с остальными. Они контролируют соблюдение законности в военных частях и других военных объектах.

На основании чего проводятся прокурорские проверки

Прокуроры не могут устраивать проверки, когда им заблагорассудится, для этого нужны веские причины. Это могут быть:

  • обращения граждан, организаций;
  • информация в официальных источниках СМИ;
  • задание Генеральной прокуратуры.

Перед выходом на проверку прокурор должен предъявить проверяемой организации решение о проведении проверки, в котором должны быть указаны основания, цели, предмет, сроки проверки, реквизиты проверяемой организации. Максимальный срок проведения проверки прокуратуры составляет тридцать дней, но при необходимости он может быть продлен.

Кроме выездных, возможны документарные проверки. Прокурор может запросить документы у организации, а организация обязана их предоставить. Срок предоставления документов устанавливает прокурор.

Законные требования прокурора обязательны для исполнения. Неисполнение требований прокурора может повлечь за собой серьезные убытки. Если по каким-то причинам не удается выполнить требование в срок, необходимо уведомить орган об этом в письменной форме, с изложением причин, повлекших задержку, и подтверждающих документов или их копий. В таком случае прокурор может продлить срок предоставления документов.

Кроме того, он вправе вызвать представителя организации в прокуратуру для дачи объяснений и предоставления документов. Время и дату прибытия представителя назначает проверяющий и перенос даты визита возможен при наличии уважительных причин.

Важно знать, что прокурор не вправе запрашивать документы, не имеющие отношения к проводимой проверке.

Полномочия прокуроров

Полномочия прокурора закреплены в Федеральном законе “О прокуратуре РФ”.

Прокурор имеет право:

  1. При предъявлении служебного удостоверения иметь доступ в служебные помещения, запрашивать документы и материалы, если это связано с проверкой исполнения законодательства России.
  2. Требовать предоставления нужных документов и их копий, требовать участия специалиста в проверке.
  3. Вызывать представителей юридических лиц и граждан для дачи объяснений.
  4. Приносить протесты на незаконные правовые акты, обращаться в суд с заявлением о признании таких актов недействительными.
  5. Вносить представления об устранении нарушений закона.

Как обратиться в прокуратуру

Некоторые ситуации в жизни вынуждают искать защиты у государственных органов. К сожалению, лишь немногая часть поступающих обращений влечет за собой реальное устранение нарушений закона. Чтобы работники прокуратуры смогли в полной мере рассмотреть жалобу, нужно соблюдать несколько нехитрых правил:

  1. Очень часто органы прокуратуры просто перенаправляют обращения. Причина проста. Согласно федеральному закону, прокуроры не имеют права подменять иные органы. Да и что такое прокуратура? Это надзорный орган. Поэтому лучше сразу направить свое обращение в уполномоченный орган, а уже если они не примут меры – в прокуратуру, и с копиями ответов. Это могут быть: Роспотребнадзор, разнообразные департаменты, мэрия, правительство области и так далее. Предварительно можно позвонить в прокуратуру и попросить порекомендовать нужный орган. Так можно сэкономить много времени.
  2. Обязательно нужно указывать контактные данные: почтовый адрес, контактный телефон. Иначе можно просто не получить ответ на обращение. А вот паспортные данные никому не интересны.
  3. Подробное перечисление органов, в которые обращались ранее, повысит шансы на разрешение ситуации. Особенно хорошо, если будут приложены копии обращений и ответов на них. Фотографии и видео тоже могут пригодиться.
  4. Четкое, грамотное, безэмоциональное изложение фактов.
  5. Не такой уж и обязательный, но очень желательный момент – напечатанный на принтере текст, а не написанный от руки.
Читайте также:
Товарный склад: что это такое, описание и особенности

Срок рассмотрения обращений, принятый прокуратурой к производству, – 30 дней. Если прокурор решит, что это не его компетенция, то в течение семи дней обращение перенаправят в другие органы. Вся переписка осуществляется Почтой России, поэтому лучше запастись терпением. Чтобы получить ответ в более сжатые сроки, нужно оставить адрес электронной почты, тогда письмо продублируют и по Email.

Если ответ прокурора не устроил, заставил сомневаться в полноте проведенной проверки, можно попросить ознакомиться с материалами. Для этого нужно написать заявление о предоставлении возможности для ознакомления. Важный момент: можно делать копии, но только своими силами. Работники прокуратуры не обязаны предоставлять ксерокс. Так что обязательно нужно захватить с собой фотоаппарат.

Как обжаловать решение прокурора?

Любое решение прокурора подлежит обжалованию. Обжаловать можно в вышестоящую прокуратуру, но эффективнее направить жалобу напрямую в Генеральную. К сожалению, часто жалобы на прокуроров попадают к ним же и спускаются на тормозах. Более затратный материально, но, возможно, более честный и надежный вариант – обжаловать решение в суде.

Таким образом, при взаимодействии с прокуратурой важно соблюдать закон, знать свои права и обладать терпением.

Российская прокуратура: функции, полномочия, структура и история

Прокуратура Российской Федерации : общая информация. Основные функции и полномочия ведомства. Структура прокуратуры. История ведомства: от императора Петра до наших дней. Чем награждают прокуроров?

Центральный офис прокуратуры РФ расположен в Москве .

Российская правоохранительная система – это сложный комплекс, в состав которого входит множество составляющих. Прокуратура занимает в ней особое место, поскольку она не только занимается охраной правопорядка наряду с другими государственными ведомствами, но и осуществляет общий надзор за исполнением законодательства.

Критики называют подобные полномочия прокуратуры архаичными и настаивают на необходимости реформы ведомства. По их мнению, прокуроры должны представлять государственное обвинение во время судебных процессов и координировать работу других правоохранительных органов.

Общая информация

Прокуратура – это система государственных органов, которая осуществляет надзор за исполнением законодательства на всей территории страны. Принципы организации и деятельности прокуратуры определяются статьями Конституции и специальным федеральным законом.

Прокуратура имеет собственную эмблему.

Данное ведомство является независимым, оно не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти.

Прокуратура РФ – военизированное формирование. Ее сотрудники наделены правом на ношение огнестрельного оружия.

Центральный офис прокуратуры Российской Федерации расположен в Москве . Официальный сайт – genproc.gov.ru.

Ведомство имеет собственный флаг и эмблему. Они были учреждены специальным указом президента в 2008 году.

Эмблема ведомства – это золотой державный орел, который удерживает зеленый, окованный серебром щит, с наложенными на него двумя мечами. На поле щита изображен «Столп закона».

Флаг – синее полотнище, в крыже которого находится российский триколор. В правой части знамени расположен геральдический знак ведомства.

Структура

Прокуратура РФ – это система органов с жесткой иерархией и централизованным управлением. В ее структуру входят:

  • генеральная прокуратура;
  • учебные заведения;
  • специализированные подразделения (транспорта, метрополитена, природоохранная и др.);
  • военная прокуратура;
  • прокуратуры субъектов, областей и городов;
  • печатные издания.

Общее руководство ведомством осуществляет Генеральный прокурор. Он назначается и увольняется верхней палатой парламента по представлению президента. В настоящий момент этот пост занимает И. В. Краснов . По аналогичной схеме свои посты получают его заместители.

Отдельным подразделением является военная прокуратура.

Полномочия и функции

Основная функция прокуратуры РФ – это обеспечение верховенства права и контроль за исполнением законодательства на всей территории страны. В последнюю функцию входит:

  • Надзор за соблюдением законодательства органами государственной власти, самоуправления и юридическими лицами.
  • Контроль за работой органов правопорядка и приставами.
  • Надзор за ведомствами, которые исполняют наказания.
  • Подготовка обжалований на решения судов, которые противоречат законодательству.

Не менее важная функция – преследование за совершение уголовных преступлений. Прокурор может поручить расследование соответствующему правоохранительному органу или принять дело в свое производство. Данное ведомство фактически координирует работу всей правоохранительной системы.

Главная военная прокуратура следит за законностью в армии. Она является отдельным структурным подразделением ведомства.

Кроме того, прокуратура участвует в международном сотрудничестве, занимается выпуском юридических изданий.

Прокуратура обязана реагировать на жалобы юридических и физических лиц. В ведомстве действуют круглосуточные горячие линии, с помощью которых граждане могут сообщить о нарушениях закона.

История

Чтобы лучше понять, что такое прокуратура и какие функции она выполняет, следует сказать несколько слов об истории этого ведомства.

Русские цари долгое время искали эффективные формы контроля за деятельностью государственного аппарата и инструменты для пресечения нарушений со стороны чиновников. В разные периоды эти функции выполняли опричники, работники Тайного приказа, фискалы и даже гвардейские офицеры.

В системе российской государственной власти прокуратура появилась в 1722 году, во время царствования Петра I. Первым ее руководителем стал близкий сподвижник императора граф Павел Ягужинский . Во время представления Петр назвал его «оком государевым».

В обязанности генерал-прокурора входил надзор за Сенатом, что делало его фактически вторым по влиятельности человеком в государстве. Одновременно была учреждена должность обер-прокурора Синода, который занимался церковными делами и подчинялся императору. Таким образом? надзорные органы изначально были разделены на две половины.

Читайте также:
Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

Павел Ягужинский – первый российский генеральный прокурор.

После смерти Петра I значение ведомства существенно снизилось. «Всесильный» Ягужинский был отправлен в почетную ссылку послом в Речь Посполитую.

В начале XIX века в ходе очередной административной реформы коллегии превратились в министерства. Прокуратура вошла в состав Министерства юстиции , а его глава получил должность генерал-прокурора.

Судебная реформа 1864 года превратила ее в часть правоохранительной системы. В обязанности прокуроров входило руководство полицейским дознанием и следствием, надзор за его законностью, подготовка обвинительных актов, участие в судебных процессах.

Также они составляли кассационные и апелляционные жалобы, контролировали выполнение приговоров, следили за порядком в местах лишения свободы.

Так продолжалось вплоть до революции 1917 года. Большевики упразднили старую прокуратуру и в 1922 году учредили новую, главной функцией которой стал надзор за органами власти. В 1923 году ее полномочия были расширены, она стала частью Верховного суда страны. Ведомство получило совещательный голос на заседаниях высших органов государства.

В 1933 году прокуратура превратилась в отдельный самостоятельный орган, также была учреждена военная прокуратура. Данные изменения в значительной мере способствовали выстраиванию в стране единой централизованной надзорной системы. В 1936 году они были отображены в новом тексте Конституции.

В 1946 году для поднятия статуса ведомства советская прокуратура стала Генеральной. В 1955 году вышло новое положение о надзоре, оно конкретизировало функции и полномочия органа.

В 1966 году вышло положение о военной прокуратуре, в котором закреплялись задачи и определялись полномочия данного органа.

В 1977 году была написана новая Конституция СССР, на основании которой в 1979 году появился закон о прокуратуре.

Главными задачами ведомства признавался надзор за соблюдением законодательства, борьба с хищениями государственной собственности.

Также в законе устанавливалась подотчетность ведомства Верховному Совету страны, а в межсессионный период – его Президиуму.

Прокуратура СССР прекратила свое существование сразу после распада страны. Уже в начале 1992 года был утвержден закон о прокуратуре РФ , который сохранил многие положения, характерные для советской надзорной системы.

В 1995 году увидела свет новая редакция закона, в ней впервые был упомянут надзор ведомства за соблюдением свобод российских граждан органами власти. Впоследствии в документ неоднократно вносили правки, но статус ведомства, как единого централизованного органа надзора сомнению никогда не подвергался.

Награды

Медаль «За верность закону». Она имеет три степени.

Прокуратура РФ имеет не только собственную форму, но и перечень наград, который был утвержден специальным приказом в 2007 году. В него входят следующие знаки и медали:

  • Знак «Почётный работник прокуратуры». Им награждаются сотрудники, проработавшие в ведомстве более 10 лет и имеющие отличную репутацию.
  • Знак «За безупречную службу». Награждаются сотрудники, имеющие 10-летний стаж и отличившиеся безупречным исполнением обязанностей.
  • Знак «За верность закону». Этим знаком награждаются сотрудники, проработавшие 10, 15 или 20 лет.
  • Медаль «За взаимодействие». Ею награждаются граждане РФ , оказавшие значительную помощь ведомству.
  • Медаль «Ветеран прокуратуры». Награждаются сотрудники, проработавшие в системе более 20 лет.
  • Медаль «За воинскую доблесть». Награждаются сотрудники ведомства, проявившие отвагу и доблесть при выполнении своих служебных обязанностей. Обычно эту медаль дают за мужественные действия в опасных или чрезвычайных ситуациях.
  • Медаль «За укрепление боевого содружества». Этой медалью могут награждаться, как сотрудники ведомства, так и служащие других правоохранительных органов. Ее дают за помощь в выполнении задач, возложенных на органы прокуратуры.
  • Медаль «За отличие в военной службе». Награждаются отличившиеся сотрудники военной прокуратуры.
  • Медаль Руденко. Награждаются работники ведомства, отдавшие службе более 20 лет.
  • Медаль Ягужинского . Этой медалью награждаются работники ведомства за значительные заслуги. Как правило, ее дает сотрудникам, которые проработали в системе не менее 10 лет.
  • Медаль «290 лет прокуратуре России ». Эту медаль дают сотрудникам, проработавшим в ведомстве более 15 лет и имеющим значительные заслуги.

Каждая из вышеперечисленных наград может быть вручена только один раз, за исключением наград, имеющих несколько ступеней. Новое награждение должно происходить не ранее, чем через три года после вручения предыдущего. Также в качестве поощрения сотрудникам может быть выдано именное оружие.

Нужен ли всеобщий надзор стране

Сегодня в большинстве стран мира органы прокуроры представляют обвинение во время судебных процессов. И это их основная функция. Также они координируют работу правоохранительной системы. Функции общего надзора – это анахронизм, от которого практически везде отказались.

В советское время она, возможно, и была нужна по причине отсутствия многих отраслевых контрольных органов. Их функции выполняла прокуратура и органы народного контроля. Но сегодня ситуация совершенно иная.

Любой прокурор – это в первую очередь юрист. Он не может досконально разбираться в том, как работают заводы, больницы или атомные станции. И хотя ведомство привлекает к расследованиям специалистов других контролирующих органов, проверки обычно носят формальный, сугубо нормативный характер. Очень часто они сводятся к проверке правильности заполнения документов.

Функция общего надзора требует существенной реформы. Ее необходимо либо полностью упразднять, как не имеющую смысла, либо кардинально менять модель проведения.

Нынешний формат работы ведомства неэффективен и приводит лишь к дополнительной нагрузке на госучреждения и бизнес. Он обеспечивает работой целую армию чиновников, которые занимаются исключительно заполнением ненужных бумажек, и порождает огромное количество бессмысленных регуляций.

Чем занимается прокуратура РФ – федеральный закон о прокуратуре

На территории России сегодня действует огромное количество контролирующих органов. Обычный гражданин может легко запутаться, когда приходится столкнуться с проблемой. Например, мало кто знает, что прокуратура РФ – это единая система органов, которые отвечают на соблюдение конституционных прав и исполнение действующего законодательства. Сегодня предстоит узнать о том, в каких случаях стоит обращаться сразу в прокуратуру, какой закон регулирует работу этого органа, что входит в зону ответственности единой системы.

Читайте также:
Продавец не отправил товар: как вернуть деньги

  • Оглавление
  • Немного истории
  • Чем занимается прокуратура
  • Система и структура прокуратуры в России
  • Воинские звания и чины
  • По каким вопросам гражданам можно обращаться в прокуратуру
  • Нюансы, о которых нужно знать при обращении
  • Почему прокуратура является самым эффективным органом
  • Как подать заявление через электронную приемную

Немного истории

Впервые на территории России прокуратура появилась еще при правлении Петра Первого. Перед государем стояла одна и самая главная задача: «Пресечь беззаконие, ослабить зло». Дело в том, что прокуратура отвечала не только за деяния обычных граждан, но и тех, кто ранее находился в зоне неприкосновенности.

Первым прокурором стал Павел Ягужинский. Задача государя состояла в том, чтобы найти честного и порядочного человека, который не будет боятся рассказывать правду, будет неподкупен и сможет ответить честью.

Уже в 1802 году прокуратура стояла выше Министерства Юстиции и была единственным и самым важным органом государственного надзора. Еще через 50 лет, прокуратура отделилась от карательной власти, так как из-за большой нагрузки прокурор и дружинники не успевали за всем следить. На 1864 год выпала реформа судебного производства, которая касалась судостроений.

После ряда государственных переворотов и гражданской войны, в 1917 году деятельность прокуратуры полностью отошла в руки Народных Комиссаров, однако основной принцип и идеи никак не изменились. Единственное, чтобы снизить расходы на обеспечение огромного количества органов, был принят «Декрет о суде № 1», который преобразовал деятельность многих учреждений в одну, ее до сих пор называют «следственной комиссией».

В 1922 году под руководство ВЦИКа было принято решение наделить этот орган исполнительной власти еще рядом обязанностей и функций. Например:

  1. Прокуратура должна была следить за работой других учреждений, которые занимались дознанием и раскрытием преступлений.
  2. Поддерживание сторону обвинения в суде.
  3. Контроль над качеством содержания подсудимых и тех, кто находится под стражей.

Еще через 10 лет, область влияния прокуратуры в России была еще больше увеличена. Например: было создан союз, регулирующий деятельность прокуратуры по всей стране (на тот момент речь идет о множестве республик, которые нуждались в контроле).

Сегодня на территории России действует законодательный акт, который касается работы, зоны ответственности прокуратуры – «О прокуратуре Российской Федерации». После падения СССР и выпуска нового законодательства, этот орган стал единым целым. Однако теперь, прокуратура не может вмешиваться в хозяйственную деятельность, как это было до принятия нового законодательного акта.

Чем занимается прокуратура

Прокуратура обязана следить за исполнением законов в интересах общества. Сегодня система осуществляет надзор за:

  1. За исполнением ФЗ, указов и т.д. Дополнительно ведется контроль за деятельностью военных учреждений, законодательными и исполнительными органами и т.д.
  2. За исполнением законодательных актов со стороны правоохранительных, следственно-розыскных органов.
  3. За тем, чтобы судебные органы действовали в рамках действующего законодательства.
  4. За тем, чтобы сотрудники, руководство административных органов следовало в рамках правового поля.

Дополнительно присутствует нагрузка в виде:

  1. Координации розыскной деятельности. Т.е. есть система обеспечивает помощь и ресурсы для поимки преступников, как внутри страны, так и за ее пределами.
  2. Осуществляет международное сотрудничество.
  3. Занимается выпуском специальных изданий, отвечает за их достоверность.

Прокуроры также присутствуют на судебных заседаниях. Несмотря на то, что они находятся на обвинительной стороне, сотрудники обязаны обеспечивать отсутствие беззакония и противоречия. Дополнительно происходит рассмотрение жалоб, которые граждане направляют в сторону административных органов. Регламент работы органов, включая зону ответственности прокурора и помощника прокурора, можно найти в действующем Федеральном законе “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 N 2202-1.

Система и структура прокуратуры в России

Во главе системы стоит Генеральный прокурор. Назначение и снятие должности происходит по воле Совета Федерации. Далее по иерархической системе:

  1. Генеральная прокуратура – единый орган, от имени которого происходит надзор за исполнением положений Конституции.
  2. Учебные организации – например, главное учреждение, где обучаются будущие специалисты Университет прокуратуры (есть в Санкт-Петербурге и в Москве).
  3. Прокуратурные субъекты.
  4. Районная прокуратура.
  5. Военная прокуратура.
  6. Узконаправленные отделения – транспорт, природа и т.д.
  7. Редакции печати.

Для улучшения контроля качества существует большое количество должностей. Они также предусмотрены ФЗ «О прокуратуре РФ». Разделить можно на несколько составляющих:

  1. У Генеральной прокуратуры есть 6 основных должностей, куда входят заместители и помощники.
  2. У Прокуратуры, отвечающей за субъекты – также есть 6 основных должностей, спецификой похожих на главное учреждение страны.
  3. У Прокуратуры городов и районов – тоже 6, но имеется более узкоспециализированные подразделения, так как объект контроля намного меньше, чем у федеральных органов.

Ранее существовало понятие «начальник отдела». Сейчас функцию выполняют старшие помощники главного прокурора каждой из 3 ответвлений.

Воинские звания и чины

Как и в любой другой сфере, здесь есть место для иерархии и мотивации сотрудников. По факту, классовые чины в сфере прокуратуры присуждаются за исполнительность, за срок службы, за личные достижения. Регулируется этот вопрос действующим законодательством – ст. 41 ФЗ № 2202-1.

Читайте также:
Обвал рубля и предполагаемая реакция форекс-брокеров

Сегодня можно выделить:

  1. Юристы – 1,2,3 классов, младшие и старшие советники юстиции. Разделяется также на младший и старший начальствующий состав.
  2. Есть высший начальствующий состав – здесь разделение происходит на государственных советников – 1 и 2 класса.

С 2014 года получить должность в Прокуратуре больше не сможет человек, не имеющий высшего образования. Гражданин прошедший аттестацию получает первоначальный чин, перескочить и получить сразу высшую должность уже не получится.

Так как на территории России отдельно действует еще и военная прокуратура, сотрудники получают дополнительный чин. На основании ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно их эффективности.

Что касается хранения и использования оружия, то согласно главному законодательству о прокуратуре, сотрудники имеют право на ношение и использование. Порядок применения находится в рамках действующего законодательства.

Предусматриваются и варианты награждения. Например, эффективные сотрудники за доблесть и старания могут получить:

  1. Знак отличия «За верность закону».
  2. Медаль «За взаимодействие».
  3. Медаль «Ветеран прокуратуры».

Перед получением класса и после сдачи аттестации, гражданин проходит через присягу. Ознакомиться с текстом можно в «О прокуратуре Российской Федерации», статья 40. Генеральный прокурор – это специалист имеющий большой опыт работы, награды, заслуги. Федеральный Совет не назначит человека, не имеющего отношения к этой сфере.

По каким вопросам гражданам можно обращаться в прокуратуру

Многие граждане уверенны, что решить проблему быстро и эффективно можно только через прокуратуру. Высший орган поможет избежать беззакония со стороны административных учреждений, полиции и т.д. Поэтому на почту органа власти поступают сотни тысяч обращений, которые часто остаются без ответа или положительного результата. Сегодня можно выделить несколько примерных ситуаций, когда прокуратура может вмешаться и оказать содействие:

  1. В вопросах усыновления и удочерения, прокурор может присутствовать на судебном заседании.
  2. В судебном заседании, когда решается вопрос о признании человека психически больным. Это касается ситуаций, когда гражданин представляет угрозу окружающим и отказывается от госпитализации.
  3. Процессы, которые касаются лишения родительских прав, восстановлении прав, ограничений.

Вызвать сотрудника могут не только физический лица, т.е. обычные граждане, но и другие структуры в виде комитетов, собраний и т.д. Когда речь идет о вмешательстве высшего органа, граждане должны понимать, что специалист занимает сторону нейтралитета и контролирует выполнение всех законодательных норм, т.е. только то, что может коснуться беззакония. Прокурор также имеет право на обжалование решений, которые уже принял суд.

Однако по статистике, большая часть обращений граждан связанна с взаимодействием правоохранительных органов. Когда граждане сомневаются в неподкупности, честности полицейских, искать правду лучше через органы прокуратуры. Система устроена так, что отделения и организации есть в каждом регионе, что значительно упрощает процедуру обращения за помощью.

Однако стоит понимать, что даже с учетом присутствия помощи со стороны прокуратуры, не стоит забывать и об адвокате. Только он сможет грамотно составить и направить заявление с просьбой разобраться.

Дополнительно можно выделить ряд ситуаций, когда можно смело обращаться за помощью:

  1. Поводом может стать криминогенная обстановка в месте проживания. Например, у жителей часто снимают номера, колеса или по ночам, элементарно, страшно возвращаться домой из-за присутствия банд и группировок. Если полиция не реагирует на обстановку и жалобу, можно смело писать заявление в Республиканскую прокуратуру (или районную) с просьбой провести расследование.
  2. Ущемление прав – если гражданина ущемляют в его праве, которое дается Конституцией, можно также минуя полицию обратиться в органы прокуратуры.
  3. Нарушение Трудового Законодательства – например, работодатель часто задерживает заработную плату, здесь идет речь о нарушении законного регламента, с чем предстоит разобраться сотрудникам высшего управления.

Перечислять жизненные и бытовые сложности можно долго. Однако следует понимать, что первая причина обраться – это нарушение закона и регламента. Даже если это происходит со стороны административных органов, которые в первую очередь, должны придерживаться правового поля.

Однако также есть случаи, когда обращаться в прокуратуру необходимо, пройдя другие инстанции. Например, если в магазине продают просроченный товар или обманываю, в первую очередь следует обратиться в Роспотребнадзор, если сотрудники откажутся содействовать, то в полицию, если и там не получилось найти помощи, то далее следует обращение в прокуратуру.

Нюансы, о которых нужно знать при обращении

Если с поводами для обращения все понятно, то со схемой и пошаговой инструкцией того, как правильно это сделать, могут возникнуть трудности. Гражданам необходимо знать о следующих нюансах:

  1. Направить жалобу или обращение можно лично, а можно от имени общественности или других организаций, которые борются за права человека.
  2. Обратиться можно в устной и письменной форме. Как показывает практика, последний вариант более эффективный, так как задокументированная просьба точно не останется без внимания.
  3. Заявление всегда подается в двух экземплярах. Один остается у заявителя, другой в прокуратуре.
  4. Сегодня направить письменную жалобу можно не только через почтовые связи, но и через интернет, официальный сайт или электронную почту.
  5. Кстати, строгой формы обращения нет. Заявление составляется в свободной форме, главное, чтобы присутствовали все данные о заявителе, полностью описанная ситуация, данные виновника.
  6. Жалобу лучше писать на имя главного прокурора области или района. Если она остается без внимания, то можно и на Генерального прокурора страны написать, после получения официального отказа.
  7. Рассмотрение занимает до 30 дней. В течение 10 рабочих сотрудники прокуратуры высылают ответ.
Читайте также:
Ставка рефинансирования: что это такое, описание и особенности

Дополнительно следует выделить, что далеко не всегда, обращения и жалобы принимаются. Однако ответ должен быть получен гражданином в любом случае, из возможных:

  1. Удовлетворено – это значит, что сотрудники приняли все меры.
  2. Отклонено – нет обоснований вмешиваться.
  3. Перенаправлено – если вопросом обязуется заняться другой орган.

Отклонить жалобу или обращение могут в случаях, когда письмо не имеет смысловой нагрузки, не изложены факты, не до конца понятно, что требуется. Для разъяснения сотрудники могут попросить явиться. Также отказать могут если письмо содержит прямое влияние в следственный или розыскной процесс. Например, данные могут быть специально быть неверными, чтобы запутать следствие и дать преступнику сбежать.

Почему прокуратура является самым эффективным органом

Граждане все чаще стали обращаться в прокуратуру не только за помощью, но и за простой консультацией. На деле, это единственный орган, который в течение короткого периода может бесплатно и беспристрастно решить проблему граждан. Чаще всего вопросы возникают в соблюдении Пенсионного, Трудового, Гражданского и Жилищного Законодательства.

В пользу прокуратуры можно привести несколько факторов, которые обеспечивают автономность и высокое качество оказания поддержки:

  1. Работа этого органа не связанна с правящей партией и с тем, кто находится у власти. Единственное, что может оказать влияние – изменение Конституции страны, однако даже оно, не пройдет без участия главного прокурора.
  2. Прокуратура не связанна напрямую с полицией и следственным комитетом.
  3. Прокуратура гарантирует безопасность свидетелей.
  4. Сотрудники могут открывать уголовные дела против высоких чинов, руководителей и т.д.
  5. Проводить тщательные проверки в любом учреждении.

Именно поэтому, порой гражданам быстрее и легче обратиться сразу в главное управление, чтобы не терять время. Из-за этого периодически возникают конфликты между прокуратурой и следственным комитетом. Потому что по факту их деятельность очень часто пересекается, что говорит о плохом качестве работы СК.

Как подать заявление через электронную приемную

С развитием новых технологий, гражданам теперь не нужно отсиживать в длинных очередях и записываться за несколько недель заранее, чтобы добиться справедливости. Подать заявление можно сегодня через генпрокуратура РФ официальный сайт. Как правильно это сделать:

  1. Перейти на главную страницу учреждения – http://www.genproc.gov.ru/
  2. Выбрать кнопку “Интернет-приемная”.
  3. Далее следует ознакомиться с короткой инструкцией, в которой говорится о порядке рассмотрения и подачи (регламент 02.05.2006 № 59-ФЗ).
  4. Выбрать свой регион.
  5. Согласится с условием обработки данных.
  6. Заполнить открывшиеся графы и коротко изложить суть проблемы или пожелания.

Выше было указанно, что заявления и жалобы, которые не содержат смысловой нагрузки не рассматриваются. Поэтому при составлении и желании быстро решить проблему, желательно подключить своего адвоката или грамотно подойти к изложению. Также необходимо понимать, что есть вероятность того, что сотрудники могут вызвать для дачи более подробной информации. Беспокоится не нужно, если пришло письмо с печатью прокуратуры страны, вероятно, сотрудникам необходимо узнать детали, чтобы помочь в сложившейся ситуации. По вопросу коррупции, также можно обращаться в прокуратуру. Орган гарантирует безопасность заявителя. Дополнительно в электронной приемной есть возможность связаться с другими смежными органами.

Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.

ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.

10 вопросов — 10 ответов.

1.Что такое нормы, какие нормы существуют в обществе?

Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.

В обществе существуют нормы:

  • правовые,
  • религиозные – соблюдаются только верующими людьми,
  • этические нормы – нормы культурного поведения,
  • эстетические нормы – отражают законы красоты,
  • технические, санитарные и многие другие.
2.Что такое право и каковы его признаки?

Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).

Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.

Признаки права:

  • системность и упорядоченность(законы чётко кодифицированы, приведены в систему по отраслям права или по иному другому признаку);
  • нормативность(имеет нормативное закрепление) – норма права;
  • всеобщность и общеобязательность;
  • формальная определённость(то есть существуют соответствующие документы);
  • регулятивность(право регулирует наиболее важные отношения);
  • государственная санкционированность и обеспеченность (право создаётся государством и им же обеспечивается, контролируется в обществе).
3.Каковы функции права?

Функции права – это направления воздействия права на общество.

Специально-юридические:

  • закрепляющая— закрепляет основы существующего строя;
  • регулирующая— вносит порядок в общество, регулирует поведение и деятельность людей;
  • обязывающая— обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общества;
  • воспитательная— способствует воспитанию, развивая чувство справедливости и добра;
  • оценочная– является критерием правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Общесоциальные:

  • политическая – правовое регулирование всех политических процессов и отношений в обществе;
  • культурно-историческая— сохранение духовных ценностей, передача их из поколения в поколение (справедливость, права человека, демократия и др.);
  • воспитательная– воспитывает, развивая чувство справедливости и добра, необходимости строить отношения по правовым нормам;
  • экономическая – юридически обеспечивает надёжность экономической деятельности;
  • информационная— информирует о нормах поведения и деятельности людей в обществе.
Читайте также:
Устав ООН: что это такое, описание и особенности
4.В чём сходство и отличие права от морали?

Сходство права и морали:

  • являются сводом правил, норм;
  • главная задача – регулировать общественные отношения.

Отличие права от морали.

  • Право устанавливается государством, мораль формируется в процессе развития общества.
  • Правовые нормы формально выражены, то есть имеются соответствующие юридические документы; нормы морали – это неписаные законы общества, нет документов.
  • В праве выражена воля государства, в нормах морали отражено общественное мнение.
  • Право поддерживается силой государственного принуждения, а внутренний гарант морали — совесть.
  • Праву свойственна конкретность содержания, формулировок; в нормах морали – меньшая конкретность содержания, возможность трактовать по-разному.
  • Право регулирует только основополагающие стороны общественной жизни; мораль регулирует все стороны поведения человека, в любой ситуации (например, отношение к старшим, к женщине и другие).
5.Что такое правовая норма и каковы её виды?

Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

Виды правовых норм в зависимости от назначения:

  • Регулятивные – содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
  • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.

  • Обязывающие— предписывают лицам совершать определенные положительные действия (обязанность палить налоги, охранять природу и т.д.)
  • Запрещающие– нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия (это те же запрещающие знаки дорожного движения).
  • Управомочивающие– содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека (например, право на труд, на участие в выборах и др.)

Виды правовых норм по форме предписания:

  • императивные– от правил которых отступать нельзя (это обязывающие и запрещающие нормы);
  • диспозитивные– могут быть изменены по усмотрению сторон, (это управомочивающие нормы).

Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:

  • административно-правовые
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • нормы трудового права
  • нормы экологического
  • нормы конституционного и пр.

Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.

  • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев и обладающее высшей юридической силой.
  • Подзаконные акты— это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Другие виды правовых норм:

  • постоянного и временного действия,
  • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия(например, на должностных лиц),
  • акты исключительного действия(в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

6.Какова структура нормы права?

Структура нормы права:

  • диспозиции – само правило поведения;
  • гипотезы – указания на условия применения норм;
  • санкции– неблагоприятные юридические последствия за неисполнение или нарушение правовой нормы.

Подсказка: если. то…, иначе…

Пример:

  • Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза),то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), иначе, в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).
7.Что такое источники права и каковы они?

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Источники права:

  • Правовой обычай– это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).
8.Что такое система права и каковы её элементы?

Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права.

  • Норма права– это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права— совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права– это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)
9.Что такое правовая система?

Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.

Читайте также:
Фиксация следов: что это такое, описание и особенности

Правовая система охватывает:

  • систему права,
  • источники права,
  • правосознание,
  • юридическую науку в целом,
  • юридическую практику как практику правотворчества.

Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.

10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?

Виды правовых систем.

Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).

  • Основной источник права – нормативный акт.
  • Высшей юридической силой обладает конституция.
  • Источники права – нормативные акты, договоры, в некоторых случаях правовые обычаи.
  • Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от рисского права.
  • Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права.
  • Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы.

Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

  • Огромную роль в формировании общего права играют суды. В результате деятельности судов создаются прецеденты, на основе которых решаются другие аналогичные дела.
  • Важным источником англосаксонского права являются статусы (законы), принимаемые высшими законодательными органами.
  • Соотношение статусов и прецедентов неоднозначно: закон может реализоваться в прецедентах, он должен «обрасти» прецедентами и только тогда будет действующим.
  • Источником права являются и правовые обычаи.
  • Нет деления на частное и публичное право, на отрасли и подотрасли.

Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).

  • Построено на религиозных источниках.
  • Общественные отношения регламентируются религиозными нормами.

Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).

  • Правовая система чрезвычайно идеологизирована;
  • право декларирует и формально закрепляет власть народа, социальное равенство и справедливость.
  • Роль государства в такой системе — всеобъемлюща.
  • На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата.
  • Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

  • Форма регламентации общественных отношений основана на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев).
  • Обычай является важным регулятором общественных отношений, основным источником права.
  • Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная

Правовая система – комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования.

Определение правовой системы

В узком смысле правовую систему можно определить как право определенного государства.

В широком смысле термин правовая система можно рассмотреть с точки зрения сравнительного правоведения и определить как систему, которая включает правовые системы групп государств, похожих по своему историческому происхождению, структуре, источникам права.

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды правовых систем

Традиционно в мире выделяют четыре правовых системы:

  • романо-германскую,
  • англо-саксонскую,
  • религиозную,
  • традиционную.

Две последние правовые системы объединяют.

Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система или система континентального права возникла на основе римского права. В своем развитии данная правовая система прошла три ключевых этапа:

  • эпоха Римской империи (IX век до н.э. – XII век н.э.). Данный период связан с зарождением римского права и последующим его упадком в связи с гибелью Римской Империи. После гибели Римской Империи на территории Европы право практически отсутствовало, широкое распространение получили такие методы решения споров как поединки, испытания обвиняемого пыткой (ордалии), колдовство и иные нетрадиционные методы;
  • возрождение (ренессанс) римского права (XIII – XVII века н.э.). В течение этого периода римское право получило свое широкое распространение в Европе. Намечаются попытки разделения светского и канонического права, право стало выходить за рамки институтских стен и распространяться в обществе. Именно в данный период дал основу формирования современного романо-германского или писаного права;
  • эпоха Просвещения до наших дней (XVIII век н.э. – текущее время). Данный период характеризуется кодификацией права, утверждением Конституций, появлением отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1895 г.), четко обозначаются национальные правовые системы.

Признаки романо-германской правовой системы

  • источником права является писаный закон;
  • единая иерархическая система писаного права, первостепенная роль в котором отводится нормативным актам (законодательству);
  • законодатель формирует право, создает общие юридические правила поведения. Правоприменитель (судья, административные органы) должен точно следовать букве закона;
  • высшая юридическая сила отводится писаным Конституциям;
  • право подразделяется на публичное и частное;
  • право имеет отраслевое выражение;
  • большая роль отводится подзаконным нормативным актам, представленным в виде инструкций, регламентов, циркуляров и т.д.;
  • правовой обычай и правовой прецедент играют роль вспомогательных инструментов и дополнительных источников;
  • первостепенны права человека и гражданина, а не обязанности;
  • особое значение для построения данной правовой системы отводится доктринальным положениям, разрабатываемым в рамках высших учебных заведений.
Читайте также:
Чистый аккредитив: что это такое, описание и особенности

Романо-германская правовая система получила широкое распространение в странах Европы (Германия, Франция, Италия, Португалия, Испания, Австрия и т.д.,), странах Центральной и Южной Америки (бывших колониях Испании, Португалии, Франции – Боливия, Бразилия), а также в ряде стран Востока (Япония, Южная Корея, Тайланд, Индонезия).

К достоинствам этой системы можно отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства.

К недостаткам относят наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская правовая система объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.

В своем развитии англосаксонская правовая система прошла четыре этапа:

  • период нормандского завоевания Англии (до 1066 г.). Данный период характеризуется отсутствием общего для всех права. Основным источником права являются обычаи и традиции, которые разнились в зависимости от региона;
  • период от нормандского завоевания до установления власти династии Тюдоров (1066 – 1485 гг.). В связи с тем, что в данный период происходит централизация государства, право претерпевает существенные изменения: на смену традициям и обычаям приходит система общего для всех права, которое отправляют королевские суды;
  • период расцвета и упадка общего права (1485 – 1832 гг.). В процессе развития общества обнажились недостатки общего права. Во-первых, оно было громоздким и формализованным, что отражалось на его эффективности. Во-вторых, вопросы, которые невозможно было разрешить посредством общего права, решались наместником короля согласно «принципу справедливости»;
  • 1832 до наших дней. После судебной реформы в Англии 1832 г. суды получили возможность рассматривать дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости. Иными словами при вынесении решения суд руководствовался опытом предыдущей практики в аналогичных вопросах – прецедент, и собственным пониманием справедливости.

Признаки англосаксонской правовой системы

  • источником права является судебный прецедент;
  • суд является правотворческим органом;
  • приоритет отдается правам человека и гражданина, а не обязанностям;
  • главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
  • отсутствует кодификация отраслей права;
  • приоритет отдается статутному праву, юридический обычай выступает в качестве дополнительного источника;
  • юридические доктрины носят сугубо прикладной характер.

В качестве конкретных примеров стран с англосаксонской правовой системой можем привести Великобританию, США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию.

Достоинством англосаксонской правовой системы является ее гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью. Недостатком – отсутствие четкой структур системы права, его запутанность и недостаточная определенность.

Правовая система религиозного права

Правовая система религиозного права включает правовые системы таких мусульманских стран как Иран, Ирак, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Малайзии.

Признаки правовой системы религиозного права

  • источником права выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, которые описаны в духовных религиозных трактатах;
  • правотворческая функция отводится Богу, в связи с чем юридические предписания строго обязательны для исполнения;
  • нормы светского и канонического права тесно переплетены между собой. На юридические нормы большое влияние также оказывают местные обычаи, традиции;
  • доктринальным учениям отводится особая роль, так как они не только толкуют первоисточники, но и конкретизируют нормы;
  • отсутствует деление на частное и публичное право;
  • нормативно-правовым актам отводится второстепенная роль;
  • приоритетны обязанности, а не права человека и гражданина.

Система традиционного права

Система традиционного права объединяет правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаки системы традиционного права

  • источником права являются неписаные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;
  • неписаные нормы права признаны законом и объединяют в себе юридические, моральные, мифические предписания;
  • приоритет отдается публичному праву, частное право второстепенно;
  • нормативные акты носят побочный характер, хотя в последнее время к ним обращаются все чаще;
  • судебная власть руководствуется примирительными принципами, тем самым восстанавливая равновесие в общине и ее сплоченность;
  • доктринальное учение не играет существенной роли в юридической практике;
  • многие обычаи и традиции данной правовой системы устарели для современных реалий.

Сравнительная характеристика правовых систем

Романо-германская правовая система Англосакская правовая система Религиозная правовая система Традиционная правовая система
Источник права Писанный закон Судебный прецедент Религиозно-нравственные нормы и ценности Неписаные обычаи и традиции
Правотворческий орган Законодатель Суд Божественное творение закона Религиозные органы
Деление права на публичное и частное Имеется Имеется Отсутствует Имеется, публичное право приоритетно
Кодификация права Имеется Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Роль правового прецедент и правового обычая Второстепенная Первостепенная Незначительная Незначительная
Роль прав человека и гражданина Первостепенные права Первостепенные права Первостепенные обязанности Первостепенные обязанности
Доктринальная составляющая Значительная Прикладной характер Значительная Незначительная

Вывод

Все правовые системы неоднородны, разнообразны. Каждая имеет свои отличительные черты, достоинства и недостатки. Но все правовые системы объединяет одно – они являются своего рода балансиром общественной жизни, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: