Система законодательства: что это такое, описание и особенности

Система законодательства: что это такое, описание и особенности

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество

1. Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.

Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

2. Правотворчество – официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.

Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации

1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Субъекты правотворчества

1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

граждане Российской Федерации;

органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Читайте также:
Тиражная лотерея: что это такое, описание и особенности

Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов – совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы в Российской Федерации – федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации – принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

Читайте также:
Ассоциации и союзы муниципальных образований

3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты – на определенную категорию лиц.

Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.

В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.

В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.

4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.

5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.

6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Читайте также:
Администрация не кладет асфальт: куда жаловаться

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Особенности российской системы законодательства

Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. Структура законодательства имеет отраслевое (горизонтальное), вертикальное (иерархическое) и федеративное строение.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями.

В нее входят отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право – конституционное законодательство, уголовное право – уголовное законодательство и т.д.). Выделяют также комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере (транспорт, связь, здравоохранение, образование и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права, н., транспортное законодательство, законодательство об образовании и др.

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию нормативных правовых актов по их юридической силе и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям все НПА делятся на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или населением путем референдума, т.е. акты, имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные правовые акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь, подзаконные акты в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства подразделяются, например, на нормативные акты, принимаемые главой государства (указы, распоряжения), правительством страны (постановления и др.), органами местного самоуправления и т.д. Во главе системы нормативных правовых актов Российской Федерации стоит Конституция РФ, далее идут законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется на:

1) федеральное законодательство: Конституция РФ, межд. договоры, ФКЗ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти;

2) законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные правовые акты;

Читайте также:
Можно ли продать квартиру по частям?

3) система НПА представительных и исполнительных органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и т.д.;

4) массив локальных нормативных актов: приказы, постановления и т.д.

Соотношение СП и СЗ:

– система права отражает внутренне содержание права, а система законодательства – его внешнюю форму, право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом. Система права лежит в основе системы законодательства.

Отличия СП от СЗ:

– система права – объективна, система законодательства носит субъективный характер, т.к. законодатель распределяет содержание НПА, руководствуясь, прежде всего удобство пользования,

– структурным элементов системы права является отрасль права, а системы законодательства – отрасль законодательства,

– Отрасли и институты права подразделяются и по предмету, и по методу правового регулирования; отрасли законодательства подразделяются только по предмету и не имеют единого метода правового регулирования,

– отраслей законодательства гораздо больше, чем отраслей права.

Проблема определения границ толкования и установления права

Толкование юридических норм является необходимым и важным элементом механизма правового регулирования в современном цивилизованном обществе. Основной принцип правового государства – господство закона во всех сферах государственной жизни – объективно предполагает повышенное внимание к правильному и глубокому пониманию действующих правовых норм, установлению их точного смысла, места в общей системе правового регулирования и социальной направленности.

В современных условиях жизни Российского государства, характеризующихся бурными темпами законодательной деятельности, вечная для юриспруденции проблема толкования закона приобретает еще более актуальный характер.

Ряд положений Конституции Российской Федерации непосредственно регулирует вопросы толкования. Так, ч. 5 ст. 125 Конституции предоставляет Конституционному Суду Российской Федерации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов Федерации давать толкование Конституции Российской Федерации.

На основании ст. 126 Конституции Верховный Суд Российской Федерации уполномочен давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных подсудных этим судам дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным делам.

Толкование норм права в условиях становления правового государства должно служить цели правильного, точного и единообразного понимания и применения закона, цели выявления его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку, призвано противодействовать любым попыткам отойти от точного смысла правовых норм, противопоставлять под разными предлогами «буквальный» и «действительный» смысл, букву и дух закона, его содержание и внешнюю форму, что является на самом деле скрытой формой изменения закона. Очень трудно, даже невозможно понять, что представляет собой действительный внутренний смысл нормы в отличие от ее буквального текста, где содержатся объективные критерии нахождения и исследования этого действительного смысла. В самом общем виде толкование правовых норм можно определить как установление содержания нормативных актов, направленное на раскрытие выраженной в них воли законодателя. В процессе толкования устанавливаются смысл и сфера действия нормативного предписания, его основная цель и социальная направленность, место в системе правового регулирования, выясняются общественно-историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование

Толкование права — уяснение или разъяснение смысла нормы для правильного применения.

– систематический — уяснение смысла нормы с помощью другой нормы

– лингвистический — с помощью правил русского языка мы выясняем смысл нормы

в зависимости от соотношения смысла и текста юридической нормы:

15 Соотношение системы права и системы законодательства

Если система права выступает как внутренняя форма права (его строение по отраслям и институтам), то система законодательства как внешняя форма права, как система нормативно-правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены (С.А. Комаров).

Система права характеризует взаимосвязи между ее основными элементами, так же как и система законодательства. Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

1. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства – нормативно-правовой акт;

2. Система права складывается исторически, в соответствии с общественными интересами и отношениями, а система законодательства обусловлена волей законодателя;

Читайте также:
Судейское сообщество: что это такое, описание и особенности

3. Система права выступает в качестве содержания, а система законодательства в качестве формы права;

4. Система права имеет первичный характер, является основой системы законодательства. Система законодательства носит производный характер от системы права.

5. Система права имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а система законодательства строится по юридической силе (вертикальное строение). В связи с чем в системе законодательства в зависимости от формы государственного устройства выделяются конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные акты, структурированные по юридической силе.

6. Система права и система законодательства различаются также по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения норм, но строится по своему – Общая, Особенная части, разделы, главы, статьи.

Несовпадение системы права и системы законодательства связано с тем, что систематизация законодательства осуществляется при наличии уже сложившейся системы права, например, появлению кодексов предшествует образование соответствующих отраслей права.

Система законодательства – это совокупность НПА, являющихся формой внешнего выражения правовых норм. . Понятия «система права» и «система законодательства» также не тождественны, т.к. система права характеризует внутреннее строение права,а система законодательства – это форма внешнего выражения права.

Система права – это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права.

Понятие система права следует отличать от понятия “правовая система”, которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.

Структура системы права:

Норма права – это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило поведения. Нормы права являются первичным элементом, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли.

Правовой институт – это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица – все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ – это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д..

Подотрасль права – это объединение нескольких институтов одной отрасли. Только крупные и сложные по своему составу отрасли права включают не только институты права, но и подотрасли права. Н., (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право, авторское право). В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права. Подострасль права не является обязательной составляющей каждой отрасли права.

Отрасль права – это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы – определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс. Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная – специализированные правовые институты.

Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. Структура законодательства имеет отраслевое (горизонтальное), вертикальное (иерархическое) и федеративное строение.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями.

В нее входят отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право – конституционное законодательство, уголовное право – уголовное законодательство и т.д.). Выделяют также комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере (транспорт, связь, здравоохранение, образование и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права, н., транспортное законодательство, законодательство об образовании и др.

Читайте также:
Свобода договора: что это такое, описание и особенности

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию нормативных правовых актов по их юридической силе и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям все НПА делятся на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или населением путем референдума, т.е. акты, имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные правовые акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь, подзаконные акты в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства подразделяются, например, на нормативные акты, принимаемые главой государства (указы, распоряжения), правительством страны (постановления и др.), органами местного самоуправления и т.д. Во главе системы нормативных правовых актов Российской Федерации стоит Конституция РФ, далее идут законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется на:

1) федеральное законодательство: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти;

2) законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные правовые акты;

3) система НПА представительных и исполнительных органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и т.д.;

4) массив локальных нормативных актов: приказы, постановления и т.д.

Соотношение СП и СЗ:

– система права отражает внутренне содержание права, а система законодательства – его внешнюю форму, право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом. Система права лежит в основе системы законодательства.

Отличия СП от СЗ:

– система права – объективна, система законодательства носит субъективный характер, т.к. законодатель распределяет содержание НПА, руководствуясь, прежде всего удобство пользования,

– структурным элементов системы права является отрасль права, а системы законодательства – отрасль законодательства,

– Отрасли и институты права подразделяются и по предмету, и по методу правового регулирования; отрасли законодательства подразделяются только по предмету и не имеют единого метода правового регулирования,

– отраслей законодательства гораздо больше, чем отраслей права.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 2583 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Система законодательства РФ

Система законодательства – это совокупность нормативных правовых актов, в которых содержатся правовые нормы.

Система законодательства является внешним выражением системы права. Правовые нормы не существуют сами по себе – они закреплены в нормативных правовых актах.

Нормативный правовой акт (НПА) – письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Система законодательства имеет сложную структуру. Можно выделить следующие подходы к структуре системы законодательства:

  • Горизонтальное (отраслевое) строение системы обуславливается предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия формируются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство и т.д.).
  • Вертикальное (иерархическое) строение системы отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе.
  • Федеративное строение системы основано на двух критериях: 1) федеративной структуре государства и 2) круге полномочий государственных органов РФ и субъектов РФ. Данную систему составляют НПА федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, а также органов местного самоуправления.

Вертикальное (иерархическое) строение системы законодательства – одно их наиболее важных. Все нормативные правовые акты различаются по своей силе. В РФ в настоящее время сформировалась следующая иерархия НПА (от самых сильных к самым слабым):

  1. Конституция РФ — основной закон страны. Ни один НПА не может противоречить Конституции РФ. Если норма будет противоречить Конституции РФ, она будет признана неконституционной и не будет применяться.
  2. Федеральные конституционные законы — законы, регулирующие самые важные вопросы. О необходимости принятия федеральных конституционных законов по таким вопросам написано в самой Конституции (например, ФКЗ “О судебной системе РФ”).
  3. Федеральные законы — правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.).
    Кодекс обладает такой же правовой силой, как другие федеральные законы. Отличие от любого другого закона состоит в том, что в нем собрано и систематизировано максимальное число норм, регулирующих одну сферу общественной жизни.
  4. Акты Президента РФ . Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.
  5. Акты Правительства РФ — постановления и распоряжения.
  6. Ведомственные акты — акты государственных органов РФ (регламенты, инструкции, распоряжения и др.).
Читайте также:
Спасательная единица: что это такое, описание и особенности

Нормы международного права (конвенции, международные договоры) применяются в России только если специальным образом ратифицированы (одобрены). Это происходит в форме издания федерального закона. Поэтому в приведенной иерархии такие нормы находятся на том же уровне, что и федеральные законы.

Различия системы права и системы законодательства :

  • си­сте­ма права носит объ­ек­тив­ный ха­рак­тер, а в фор­ми­ро­ва­нии си­сте­мы за­ко­но­да­тель­ства зна­чи­тель­ное место за­ни­ма­ет субъ­ек­тив­ный фак­тор, обу­слов­лен­ный по­треб­но­стью пра­во­вой прак­ти­ки;
  • пер­вич­ным эле­мен­том си­сте­мы права яв­ля­ет­ся норма права, со­сто­я­щая из ги­по­те­зы, дис­по­зи­ции и санк­ции, а пер­вич­ным эле­мен­том си­сте­мы — ста­тьянор­ма­тив­но-пра­во­во­го акта, ко­то­рая не все­гда со­цер­жит все три струк­тур­ных эле­мен­та пра­во­вой нормы;
  • в одном и том же нор­ма­тив­ном акте могут со­дер­жать­ся нормы раз­лич­ных от­рас­лей права, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют­ся санк­ци­я­ми, со­дер­жа­щи­ми­ся в дру­гих нор­ма­тив­ных актах.

Расположите НПА в порядке от самого сильного к самому слабому.

Система законодательства отраслевая, вертикальная, федеративно-территориальная

В одном ряду с системой права в юридической доктрине есть и другое понятие — система законодательства. Это все правовые акты страны, действующие на сегодня, которые подразделяются на отдельные составные части в зависимости от направленности регулируемых отношений и сфер жизни в совместной иерархической системе органов страны.

Система законодательства — целенаправленная правотворческая работа законодателя, формирование им всей массовости нормативных актов.

В отличии от жесткой, беспринципной системы права, на составление системы законодательства влияют динамические изменения в социальной жизни.

В законодательной системе выделяют три специфических направления:

  • отраслевое;
  • вертикальное;
  • федеративно-территориальное.

Отраслевая система законодательства

Отраслевая, второе название — горизонтальная, система законодательства РФ основывается на правовом урегулировании отношений и характеризуется такими аспектами, как система права и муниципального управления секторов экономики.

В ней есть ветви, совпадающие с одноименными ветвями права (конституционное право — конституционное законодательство, гражданское право — гражданское законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.). Не считая сего, отличаются например именуемые групповые ветви, регулирующие дела в конкретной сфере муниципального управления (транспорт, ассоциация, здравоохранение, воспитание, защита государства и т.д.) и включающие общепризнанные мерки всевозможных секторов экономики права.

К примерам таких групповых ветвей относятся: транспортное законодательство, законодательство о защите и прочие.

Существуют также подотраслевые ветви, в частности, юридические институты, банковское и налоговое законодательства и др.

Ветви законодательства, регулирующие различные сферы государственной, финансовой и общественной жизни, образуются в зависимости от предмета правового регулирования.

Составленные новые законы о приватизации, таможенном деле, налогооблажении являются ведущими в становлении российского законодательства на современном этапе развития общественных отношений.

Вертикальная система законодательства

Разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы лежит в базе вертикальной (иерархической) системы законодательства. Вся нормативно-правовая деятельность страны состоит из законов, принимающихся высшим органом государства или же общественными референдумами. Они регулируют значимые вопросы социальной жизни, имеют высшую юридическую силу, подзаконные нормативные акты, которые в свою очередь обязаны отвечать законам и издаваться на их базе. В свою очередь, подзаконные акты делятся на основании принадлежности к тому или иному правотворческому органу в иерархической системе страны (нормативные акты, принимаемые главой страны, правительством, органами районного самоуправления и др.).

Читайте также:
Сертификат безопасности: что это такое, описание и особенности

В Российской Федерации вертикальная система законодательства формируется из следующих документов:

  • Конституция государства — основа системы законодательства;
  • законы, дополняющие и изменяющие Конституцию;
  • указы Президента РФ;
  • нормативные распоряжения, постановления правительства РФ;
  • памятки и акты других министерств и ведомств, иных центральных органов исполнительной власти;
  • нормативные акты органов районного самоуправления;
  • нормативные акты, издаваемые администрацией компаний и учреждений (локальные, внутренние акты).

Федеративно-территориальная система законодательства

Данная система, определяемая федеративной структурой страны и рассредотачиванием правотворческих возможностей между федеральными органами, органами субъектов РФ, органами районного самоуправления, согласно этим принципам разделяет законодательство РФ на:

  • Федеральное. Главными федеративными документами являются — Конституция РФ, указы Президента РФ, федеральные законы, распоряжения Правительства РФ, и т. д.;
  • Субъектов РФ. Оно формируется из: конституций республик, уставов краев, областей, округов, распоряжений глав администраций и других нормативных актов и прочих документов;
  • Законодательных актов органов районного самоуправления, таких как: заключения, распоряжения, постановления и т.д.;
  • Локальных нормативных актов — приказы, распоряжения и т.д.

Вывод 1

Система законодательства много шире системы права, потому как формируется из составных частей, образуя отрасли законодательства. Согласно главному документу Российской Федерации, коей является Конституция, выделяется три ветви: одноименная правовая, комплексная законодательная, соответствующие сферам госуправления.

СИРОТСКИЙ СУД

Смотреть что такое СИРОТСКИЙ СУД в других словарях:

СИРОТСКИЙ СУД

учреждение, заведующее опекою над лицами городских сословий. С. суды возникли в 1775 г. По Учреждению о губерниях при каждом городовом магистрате учреж. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

в дореволюционной России (1775—1917) учреждение, заведовавшее опекунскими и сиротскими делами лиц городских сословий. Учреждался при городовых . смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

СИРОТСКИЙ СУД, в дореволюц. России (1775-1917) учреждение, заведовавшее опекунскими и сиротскими делами лиц городских сословий. Учреждался при городо. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

Сиротский суд — учреждение, заведующее опекою над лицами городских сословий. С. суды возникли в 1775 г. По Учреждению о губерниях при каждом городовом магистрате учреждался С. суд для купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот; он состоял, под председательством городского головы, из 2 членов магистрата и городового старосты. Жалобы на городовой С. суд приносились губернскому магистрату, а после его уничтожения — сначала (при имп. Павле) гражданскому департаменту палаты суда и расправы, затем гражданской палате. В 1818 г. С. суду предоставлена была опека над сиротами личных дворян. Со времени введения судебных уставов дела по жалобам на С. суды подсудны окружным судам. По ныне действующим законам (ст. 1181—1185 т. П, Св. Зак., изд. 1892) С. суд заведует опекунскими и сиротскими делами купцов, мещан и цеховых, а также личных дворян и разночинцев. С. суд состоит из членов, избираемых на 3 года частными собраниями купеческого, мещанского и ремесленного сословий; председательствует в нем городской голова или особое лицо, избираемое гор. думой и утверждаемое в должности губернатором. В городских поселениях, где учреждено упрощенное общественное управление, присутствие городских С. судов состоит из двух избираемых городским обществом членов под председательством городского старосты. Ведомство городского С. суда простирается лишь на тот город и уезд, где он учрежден. К ведомству сиротского суда принадлежат следующие дела: попечение о малолетних сиротах и вдовах и о их имении и делах; заведование секвестрованными по казенным взысканиям имениями; дела по опекам над малолетними детьми евреев, поселенных на владельческих и собственных землях; ревизия опекунских отчетов; представление губернатору о продаже и залоге, в указанных законом случаях, имуществ лиц, состоящих под опекою. В Прибалтийских губерниях и в г. Нарве (СПб. губ.) существуют дворянские и городские С. суды. Дворянские С. суды состоят из заседателей по выбору дворянства; председателями их состоят: в Эстляндской губ., где на всю губернию только один дворянский С. суд, — губернский предводитель дворянства, а в случае отказа его особый председатель, избираемый общим собранием ландтага; в Лифляндской губ. — один из уездных депутатов; в Курляндской губ. — нерезидирующий уездный предводитель дворянства. См. Опека и сл.

Читайте также:
Образовательное учреждение дополнительного образования детей

СИРОТСКИЙ СУД

в дореволюционной России (1775-1917 гг.) учреждение, ведавшее опекунскими и сиротскими делами лиц городских сословий. Учреждался при городовых магистра. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

– в России в 1775-1917 гг. – учреждение, заведовавшее опекунскими и сиротскими делами лиц городских сословий. Учреждался при городовых магистратах, а после введения судебных уставов (1864 г.) – при окружных судах, в составе председателя – городского головы или другого лица и определенного числа членов, избираемых собраниями купеческого, мещанского и ремесленного сословий на 3 года. В тех городах, где не было введено городовое положение, С. с. состоял из городского старосты и двух членов, избираемых городскими обществами.
. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

в России в 1775-1917 гг. учреждение, заведовавшее опекунскими и сиротскими делами лиц городских сословий. Учреждался при городовых магистратах, а после введения судебных уставов (1864 г.) при окружных судах, в составе председателя городского головы или другого лица и определенного числа членов, избираемых собраниями купеческого, мещанского и ремесленного сословий на 3 года. В тех городах, где не было введено городовое положение, С. с. состоял из городского старосты и двух членов, избираемых городскими обществами. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

СИРОТСКИЙ СУД, городской сословный судебный орган в 1775-1917. Ведал делами опеки над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дв. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

СИРОТСКИЙ СУД — в дореволюционной России (1775-1917 гг.) учреждение, ведавшее опекунскими и сиротскими делами лиц городских сословий. Учреждался при городовых магистратах, а после введения судебных уставов (1864 г.) — при окружных судах.

СИРОТСКИЙ СУД

СИРОТСКИЙ СУД – в дореволюционной России (1775-1917 гг.) учреждение, ведавшее опекунскими и сиротскими делами лиц городских сословий. Учреждался при городовых магистратах, а после введения судебных уставов (1864 г.) – при окружных судах.
. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

СИРОТСКИЙ СУД, городской сословный орган в России в 1775-1917. Ведал опекой над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. Возглавлялся городским головой.

СИРОТСКИЙ СУД

СИРОТСКИЙ СУД – городской сословный орган в России в 1775-1917. Ведал опекой над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. Возглавлялся городским головой.
. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

СИРОТСКИЙ СУД , городской сословный орган в России в 1775-1917. Ведал опекой над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. Возглавлялся городским головой. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

СИРОТСКИЙ СУД, городской сословный орган в России в 1775-1917. Ведал опекой над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. Возглавлялся городским головой. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

в 1775–1917 гг. в России городской судебный орган; возглавлялся городским головой, ведал делами опеки над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

городской сословный судебный орган в 1775-1917. Ведал делами опеки над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. Возглавлялся городским головой. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

городской сословный судебный орган в 1775-1917. Ведал делами опеки над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. Возглавлялся городским головой. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

городской сословный судебный орган в 1775-1917. Ведал делами опеки над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. Возглавлялся городским головой. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

городской сословный орган в России в 1775—1917 гг. Ведал опекой над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. Возглавлялся городским головой. смотреть

СИРОТСКИЙ СУД

– городской сословный орган в России в 1775-1917. Ведалопекой над имуществом купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личныхдворян. Возглавлялся городским головой. смотреть

Сиротский суд

Учреждение, заведующее опекою над лицами городских сословий. С. Суды возникли в 1775 г. По Учреждению о губерниях при каждом городовом магистрате учреждался С. Суд для купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот. Он состоял, под председательством городского головы, из 2 членов магистрата и городового старосты. Жалобы на городовой С. Суд приносились губернскому магистрату, а после его уничтожения — сначала (при имп. Павле) гражданскому департаменту палаты суда и расправы, затем гражданской палате. В 1818 г. С. Суду предоставлена была опека над сиротами личных дворян. Со времени введения судебных уставов дела по жалобам на С. Суды подсудны окружным судам. По ныне действующим законам (ст. 1181—1185 т. П, Св. Зак., изд. 1892) С. Суд заведует опекунскими и сиротскими делами купцов, мещан и цеховых, а также личных дворян и разночинцев.

Читайте также:
Нужно ли консультироваться с юристом перед разводом?

С. Суд состоит из членов, избираемых на 3 года частными собраниями купеческого, мещанского и ремесленного сословий. Председательствует в нем городской голова или особое лицо, избираемое гор. Думой и утверждаемое в должности губернатором. В городских поселениях, где учреждено упрощенное общественное управление, присутствие городских С. Судов состоит из двух избираемых городским обществом членов под председательством городского старосты. Ведомство городского С. Суда простирается лишь на тот город и уезд, где он учрежден. К ведомству сиротского суда принадлежат следующие дела. Попечение о малолетних сиротах и вдовах и о их имении и делах. Заведование секвестрованными по казенным взысканиям имениями. Дела по опекам над малолетними детьми евреев, поселенных на владельческих и собственных землях.

Ревизия опекунских отчетов. Представление губернатору о продаже и залоге, в указанных законом случаях, имуществ лиц, состоящих под опекою. В Прибалтийских губерниях и в г. Нарве (СПб. Губ.) существуют дворянские и городские С. Суды. Дворянские С. Суды состоят из заседателей по выбору дворянства. Председателями их состоят. В Эстляндской губ., где на всю губернию только один дворянский С. Суд, — губернский предводитель дворянства, а в случае отказа его особый председатель, избираемый общим собранием ландтага. В Лифляндской губ. — один из уездных депутатов. В Курляндской губ. — нерезидирующий уездный предводитель дворянства. См. Опека и сл..

Старинная чешская партия эпохи гуситских войн (см.), возникшая после 1422 г., когда на съезде в Писке из таборитов выделились партии 1) резко радикальная, 2) консервативная (пражская) и 3) С. После смерти Жижки (в 1424 г.), С. С остатками гуситских войск двинулись к Моравии, взяли несколько городов, разбивали королевское войско, иногда соединялись с таборитами и пражанами, нападали на Силезию и Венгрию, вступили в союз с польским королем Владиславом. Религиозная сторона у С. Имела меньшее значен..

Уже в глубокой древности встречаются указания на то, что государство принимало известные меры для ухода за сиротами павших воинов. При римских императорах Траяне, Антонинах и Александре Севере существовали особые учреждения для попечения о сиротах. Христианство предписывало заботиться о сиротах. Впоследствии забота о покинутых сиротах, как и вообще о бедных, перешла главным образом к монастырям. Собственно С. Дома, в которых сиротам доставлялось бы воспитание и образование, начинают возникать в ..

(сиро-халдейские несториане). — Теперешние С. Представляют собою остаток некогда могущественной и цветущей восточно-азиатской, или халдейской, церкви, возникшей в пределах древнего ассиро-вавилонского царства и в средние века распространявшей свое влияние от Сирии до Китая и от Монголии до Индии и Цейлона. Начало этой церкви относится к апостольской эпохе. По преданиям, сохраняющимся по настоящее время среди сиро-халдеев, их предки первыми из язычников услышали проповедь о Христе еще тогда, когд..

(Ширпурла), или Лагаш — древнейший центр Южной Вавилонии, памятники которого открываются начиная с 1878 г. На вост. Берегу Шатт-эль-Хай и хранятся главным образом в Париже (Лувр) и Константинополе. Город тянулся на большое пространство и не имел стен. Убежищами служили храмы богов-покровителей кварталов. Нингирсу, Нины, Гасигдуги. Впоследствии выступает еще более сложный пантеон. Надписи и памятники искусства найдены от разных эпох. Древнейшие восходят в IV тысячелетие и отличаются крайне архаич..

Дополнительный поиск Сиротский суд

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: