Следственные и согласительные ко миссии

Мирные средства разрешения международных споров

Мирные средства как единственно правомерный способ разрешения споров и разногласий между государствами

В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

Институт мирных средств разрешения международных споров — межотраслевой. Его нормы содержатся и в праве международной безопасности, и в праве международных организаций, в ряде других отраслей международного права. Основными источниками данного института являются: Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г., Пересмотренный общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в ред. 1949 г.), Устав ООН, уставы региональных организаций, Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи.

Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.

Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.

Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги

Непосредственные переговоры и консультации.

Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры — это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий.

Переговоры можно классифицировать:

  • по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.);
  • по количеству участников (многосторонние и двусторонние);
  • по уровню представительства сторон (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и др.

Переговоры могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреждение возникновения международных споров.

Добрые услуги.

Добрые услуги — это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облегчить взаимодействие спорящих сторон.

Посредничество.

При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними.

Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам.

Международная примирительная процедура

Следственные комиссии.

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган — следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.

Согласительные комиссии.

Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

Читайте также:
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Международные третейские суды (арбитраж)

Международный арбитраж — организованное на основе соглашения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.

Различают арбитраж ad hoc и институционный арбитраж.

Арбитраж ad hoc (специальный арбитраж) создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае спор на рассмотрение арбитража передается на основании арбитражного соглашения сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбитров или конкретные лица в качестве арбитров, процедура рассмотрения спора, место и язык разбирательства и другие вопросы.

Институционный арбитраж осуществляется постоянно действующим арбитражным органом. Государства заранее обязуются передавать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Разрешение разногласий посредством арбитража имеет большое сходство с судебным способом, однако в отличие от судебной процедуры состав арбитражного органа зависит от спорящих сторон.

Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться его решению.

В последнее время в международной практике получила развитие тенденция включения в принимаемые конвенции механизма арбитражного разбирательства споров.

В соответствии со ст. 19 Хартии Организации африканского единства 1963 г. в ОАЕ создана Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирования которой определены отдельным протоколом, одобренным Конференцией глав государств и правительств ОАЕ.

На основании Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. был учрежден орган по разрешению данных споров — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — и предусмотрена процедура арбитражного разбирательства.

Приложение II к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. предусматривает, что в случае спора государство-истец подает заявление в Секретариат Конвенции, который извещает об этом остальные страны. Стороны назначают арбитров (арбитра), который и разрешает спор по существу.

Международная судебная процедура

Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обязательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению: межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека); трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибунал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участниками Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морского дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юридическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответственность за ущерб этим субъектам.

В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.

Разрешение споров в международных организациях

В последнее время в практике международных отношений получил широкое распространение способ решения разногласий в органах международных организаций.

Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и ситуаций, которые могут привести к международным трениям или вызвать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо положений Устава, органы ООН в своей деятельности по предотвращению и разрешению споров руководствуются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, такими, в частности, как Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г. и др.

Государства — участники спора должны учитывать возможность обращения к соответствующим органам ООН для получения советов или рекомендаций в отношении превентивных мер для урегулирования разногласия.

Любому государству — стороне в споре или государству, которого непосредственно касается ситуация, следует обращаться к Совету Безопасности на ранней стадии спора.

Совет Безопасности учитывает возможность проведения периодических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения.

В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкретных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имеющиеся в его распоряжении различные средства, например, назначение Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо определенному вопросу.

Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.

Читайте также:
Финансовый агент: что это такое, описание и особенности

В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возможность:

  • напоминания заинтересованным государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу;
  • обращения к заинтересованным государствам с призывом воздерживаться от любых действий, которые могли бы привести к возникновению спора или к обострению спора или ситуации;
  • обращения к заинтересованным государствам с призывом принять любые меры, которые могли бы помочь устранить спор или ситуацию или предотвратить их продолжение или обострение.

Совет Безопасности вправе направить на ранней стадии миссии по установлению фактов или миссии добрых услуг или обеспечения присутствия ООН в соответствующих формах, включая наблюдателей и операции по поддержанию мира, в качестве средства предотвращения дальнейшего обострения спора или ситуации в соответствующих областях.

С учетом любых процедур, которые уже были приняты непосредственно заинтересованными государствами, Совет Безопасности рассматривает возможность рекомендовать им надлежащие процедуры или методы разрешения споров или урегулирования ситуаций и такие условия разрешения споров, которые он сочтет подходящими.

Генеральная Ассамблея ООН рассматривает возможность использования положений Устава для обсуждения споров или ситуаций, когда это целесообразно, и в соответствии со ст. 11 Устава и при условии соблюдения ст. 12 возможность вынесения рекомендаций.

Генеральный секретарь ООН, если к нему обратились государства, затронутые спором, должен в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными средствами по своему выбору в соответствии с Уставом и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

На основании ст. V Пакта Лиги арабских государств 1945 г. при возникновении спора между двумя государствами — членами Лиги и если обе спорящие стороны обратятся к Совету Лиги для разрешения этого спора, то решение Совета будет являться обязательным и окончательным. Совет также вправе предложить свои услуги в любом споре, который может привести к войне между членами Лиги или между членом Лиги и третьей стороной.

Таким образом, в рамках международных организаций действуют как органы общей компетенции, в полномочия которых входит разрешение разногласий между членами, так и специализированные органы по рассмотрению отдельных категорий дел.

Международные следственные и согласительные комиссии

Компетенция и порядок создания следственных комиссий сформулированы в Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 года. Формирование таких комиссий предусматривается в международных спорах, проистекающих из разногласия в оценке фактических обстоятельств дела. Комиссия выясняет вопросы факта, проводя беспристрастное и добросовестное расследование. Комиссия формируется на основе специального соглашения между спорящими сторонами, в котором точно определяются подлежащие расследованию факты, устанавливаются порядок и срок формирования комиссии, объем ее полномочий, место ее пребывания, язык, которым комиссия будет пользоваться, срок представления комиссией результатов своей работы, иные условия, о которых спорящие стороны договорились. Производство по установлению фактов определяет комиссия, если это не предусмотрено соглашением сторон. Стороны обязаны представлять комиссии все средства и способы, необходимые для полного выяснения и точной оценки спорных фактов. Во время работы комиссии могут проводиться допросы свидетелей и экспертов, исследоваться разнообразные доказательства. Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и остаются секретными. Решение принимается большинством голосов. Результаты работы комиссии могут быть обнародованы только с согласия сторон спора. По окончании работы комиссия составляет доклад, он подписывается всеми членами комиссии. Если кто-то из членов комиссии доклад не подписывает, об этом делается отметка, но доклад остается в силе. Выводы комиссии, изложенные в докладе, не носят для сторон обязательного характера. Участники спора могут назначить в комиссию своих особых агентов, служащих посредниками между ними и комиссией.

В качестве международной согласительной комиссии в настоящее время выступает Постоянная палата третейского суда.

Наряду со следственными комиссиями в качестве средства мирного разрешения споров выступают согласительные (примирительные) комиссии. Такие комиссии не ограничиваются выяснением фактов, а вырабатывают конкретные рекомендации по урегулированию спора, хотя они не являются обязательными для спорящих сторон. Вопросы деятельности примирительных комиссий урегулированы в меньшей степени, чем следственных комиссий. Из международных актов, где регламентируется порядок образования и деятельность примирительных комиссий следует указать Венскую конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

В соответствии со ст. 85 этой Конвенции, если спор не был разрешен путем консультаций в течение одного месяца с момента их начала, то любое государство, участвующее в консультациях, может передать спор в примирительную комиссию. Об этом соответствующей организации и другим государствам, участвующим в консультациях, направляется письменное уведомление. Государства – участники назначают своих представителей, которые будут действовать как члены примирительной комиссии соответствующей международной организации. Каждая универсальная организация ведет список назначенных государствами лиц. Комиссия устанавливает собственные правила процедуры, решения принимаются большинством голосов. Если комиссия не в состоянии достичь соглашения между сторонами спора в течение двух месяцев, она подготавливает доклад о своей работе и направляет его сторонам спора. Доклад должен содержать заключение комиссии относительно фактов и вопросов права, а также рекомендации, которые она сделала сторонам спора в целях соответствия его разрешению. Рекомендации обязательной силы для сторон не носят.

Читайте также:
Угрожают кредиторы по долгам племянника

Согласительной процедуре при урегулировании международных споров пристальное внимание уделяется в рамках ООН, где был разработан Типовой согласительный регламент для урегулирования споров между государствами. Этот Регламент применяется к согласительному урегулированию споров между государствами, когда они в письменном виде прямо договорились о его применении. Для разрешения спора в соответствии с Регламентом образуется Комиссия, которая, действуя независимо и беспристрастно, прилагает усилия к тому, чтобы стороны пришли к дружественному урегулированию спора. Комиссия разрабатывает и представляет сторонам рекомендации по урегулированию спора. Комиссия определяет свою собственную процедуру. Если стороны с ними соглашаются, составляется документ, содержащий условия урегулирования. Если стороны не принимают рекомендации, но желают, чтобы продлились попытки урегулирования на других основах, процедура возобновляется. Если стороны не принимают рекомендации и не желают возобновления попыток, то составляется документ об этом и процедура считается завершенной.

Использование примирительной процедуры при разрешении споров предусмотрено Конвенцией по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г. Примирение осуществляется Примирительной комиссией, создаваемой для каждого спора. Для формирования этой комиссии каждое государство назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является гражданином этого государства, другой может быть гражданином иного государства – участника СБСЕ. Мировые посредники должны быть лицами, которые занимают или занимали высокие государственные или международные посты и обладают признанной компетентностью в области международного права, международных отношений или урегулирования споров. Назначаются они сроком на 6 лет, с возможностью назначения на новый срок. Любое государство – участник Конвенции может передать на рассмотрение Примирительной комиссии любой спор с другим государством – участником, если он не был урегулирован в разумный срок путем переговоров. По возникшему спору Секретарю подается заявление с просьбой о создании Примирительной комиссии. Но такая просьба может быть представлена также по соглашению спорящих сторон. Состав Примирительной комиссии определяется сторонами из списка мировых посредников. Примирительное разбирательство осуществляется конфиденциально. Примирительная комиссия оказывает помощь сторонам в поисках урегулирования его. Если стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то составляется резюме выводов, подписываемое представителями сторон и членами Комиссии. Если примирительная комиссия сочтет, что изучены все аспекты спора и все возможности поиска решения, она составляет заключительный доклад, в котором излагаются предложения Комиссии по разрешению спора. Доклад доводится до сведения сторон, которые в 13-дневный срок изучают его и сообщают о том, готовы ли они согласиться с предлагаемым регулированием. Если стороны не согласились с предложениями Комиссии, доклад направляется Совету СБСЕ. Стороны спора оплачивают свои собственные расходы, а также расходы назначенного ею посредника. Остальные расходы распределяются между сторонами поровну.

В качестве разновидности примирительных комиссий могут рассматриваться комиссии пограничных представителей, учреждаемые в случае возникновения пограничного спора. Так, например, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о деятельности пограничных представителей от 25 января 2002 года предусмотрено, что в целях урегулирования пограничных инцидентов, а также других нарушений режима государственной границы пограничные представители проводят совместные разбирательства (расследования). По результатам совместных разбирательств составляется акт или другие документы. Пограничные инциденты, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются дипломатическим путем.

В ст. 33 Устава ООН как средство мирного разрешения споров согласительные и примирительные комиссии не указаны. В этой статье указывается обследование и примирение. Представляется, что осуществление процедуры обследования и примирения есть не что иное как деятельность рассмотренных комиссий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Следственные и согласительные ко миссии

Об установлении требований к составу и порядку работы согласительных комиссий по рассмотрению разногласий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в отношении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения или объекта местного значения муниципального района, городского округа, поселения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2017 г. № 403
МОСКВА
Об установлении требований к составу и порядку работы согласительных комиссий по рассмотрению разногласий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в отношении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения или объекта местного значения муниципального района, городского округа, поселения

В соответствии с частями 32, 42 и 52 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые требования к составу и порядку работы согласительных комиссий по рассмотрению разногласий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в отношении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения или объекта местного значения муниципального района, городского округа, поселения.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 31 марта 2017 г. № 403

ТРЕБОВАНИЯк составу и порядку работы согласительных комиссий по рассмотрению разногласий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений в отношении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения или объекта местного значения муниципального района, городского округа, поселения

1. Настоящий документ устанавливает требования к составу и порядку работы согласительных комиссий по рассмотрению разногласий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений в отношении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения или объекта местного значения муниципального района, городского округа, поселения (далее – согласительная комиссия).

Читайте также:
Узловая фотосъемка: что это такое, описание и особенности

2. При получении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, органом местного самоуправления поселения, за счет средств бюджета которых планируется финансировать строительство, реконструкцию объектов регионального значения или объектов местного значения муниципального района, городского округа, поселения (далее – инициатор), отказа в согласовании документации по планировке территории от одного или нескольких органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, органов местного самоуправления поселений, на территориях которых планируется строительство, реконструкция объекта регионального значения или объекта местного значения муниципального района, городского округа, поселения (далее – согласующие органы), утверждение документации по планировке территории уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района (далее – уполномоченный орган) осуществляется с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией.

3. Для урегулирования замечаний согласующих органов, послуживших основанием для отказа в согласовании документации по планировке территории, инициатор направляет в уполномоченный орган обращение о создании согласительной комиссии (далее – обращение).

4. К обращению прилагаются документация по планировке территории, таблица разногласий по замечаниям согласующих органов, послужившим основанием для отказа в согласовании документации по планировке территории, с обоснованием позиции инициатора, а также информация о представителях инициатора для включения в состав согласительной комиссии.

5. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления от инициатора обращения направляет запрос согласующим органам о представлении информации о включении своих представителей в состав согласительной комиссии. Согласующие органы представляют в уполномоченный орган указанную информацию в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанного запроса уполномоченного органа.

6. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления от согласующих органов информации, указанной в пункте 5 настоящего документа, создает согласительную комиссию, утверждает ее состав и направляет инициатору и согласующим органам извещение о дате, времени и месте проведения заседания согласительной комиссии с приложением копии решения об утверждении состава согласительной комиссии.

7. В состав согласительной комиссии включаются:

а) руководитель или заместитель руководителя уполномоченного органа, который является председателем согласительной комиссии;

б) руководитель или заместитель руководителя инициатора;

в) руководители или заместители руководителей согласующих органов;

г) иные должностные лица уполномоченного органа, инициатора и согласующих органов.

По решению уполномоченного органа к участию в работе согласительной комиссии в качестве экспертов могут привлекаться представители разработчика документации по планировке территории, научных и экспертных организаций.

8. Заседание согласительной комиссии проводится не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о ее создании.

9. Организационно-техническое обеспечение работы согласительной комиссии осуществляет уполномоченный орган.

10. До проведения заседания согласительной комиссии уполномоченный орган вправе запрашивать у инициатора, согласующих органов дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения разногласий.

11. Заседание согласительной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют представители уполномоченного органа, инициатора и согласующих органов.

12. Результаты работы согласительной комиссии оформляются протоколом, подписываемым председателем согласительной комиссии, в котором указываются:

а) дата и место проведения заседания согласительной комиссии;

б) присутствующие члены согласительной комиссии;

в) сведения о материалах, которые рассмотрены на заседании согласительной комиссии;

г) иные сведения, явившиеся основанием для принятия решения;

д) замечания согласующих органов, послужившие основанием для отказа в согласовании документации по планировке территории, и принятые по ним решения либо информация о проведении повторного заседания согласительной комиссии и перечень дополнительных сведений, необходимых для принятия соответствующего решения.

13. Уполномоченный орган направляет протокол согласительного совещания инициатору и согласующим органам в течение 10 рабочих дней со дня заседания согласительной комиссии.

14. По итогам рассмотрения согласительной комиссией замечаний согласующих органов, послуживших основанием для отказа в согласовании документации по планировке территории, председателем согласительной комиссии с учетом мнения представителей инициатора и согласующих органов принимается одно из следующих решений:

а) об урегулировании разногласий;

б) об урегулировании разногласий при условии внесения в документацию по планировке территории изменений, учитывающих замечания согласующих органов (часть замечаний), послуживших основанием для отказа в согласовании документации по планировке территории;

в) о назначении повторного заседания согласительной комиссии с указанием даты, времени и места проведения в случае недостатка сведений для принятия соответствующего решения.

15. В случае принятия согласительной комиссией решения об урегулировании разногласий инициатор направляет документацию по планировке территории на утверждение в уполномоченный орган.

16. В случае принятия решения об урегулировании разногласий при условии внесения в документацию по планировке территории изменений, учитывающих замечания согласующих органов (часть замечаний), послуживших основанием для отказа в согласовании документации по планировке территории, инициатор дорабатывает документацию по планировке территории в соответствии с протоколом заседания согласительной комиссии и направляет ее на утверждение в уполномоченный орган.

Комиссии и органы по проведению расследований

Совет Безопасности учредил широкий круг комиссий для решения различных задач, связанных с поддержанием международного мира и безопасности. Комиссии имеют разную структуру и различные мандаты, в частности в области расследования, посредничества или предоставления компенсаций. Ниже приводится полный перечень комиссий, учрежденных Советом Безопасности, их краткое описание, подготовленное на основании материалов Справочника, а также ссылки на разделы Справочника, в которых освещается их деятельность. Они сгруппированы по региональному признаку с последующей разбивкой по соответствующим районам или субрегионам и представлены в хронологическом порядке начиная с комиссий, учрежденных в последнее время. Дополнительную информацию о полномочиях Совета Безопасности в области проведения расследований и установления фактов см. также в разделе, посвященном статье 34.

Читайте также:
Законодательство РФ о налогах и сборах

Содержание

  1. Африка
  2. Северная и Южная Америка
  3. Азия
  4. Европа
  5. Ближний Восток
  6. Общие вопросы

Африка

Ангола

Комиссия Совета Безопасности по расследованию, учрежденная в соответствии с резолюцией 571 (1985)

Комиссия была учреждена 20 сентября 1985 года с целью оценки ущерба, нанесенного в результате вторжения в Анголу южноафриканских сил.

Бурунди

Международная комиссия по расследованию, учрежденная в соответствии с резолюцией 1012 (1995) по Бурунди

Международная комиссия по расследованию в Бурунди была создана 28 августа 1995 года в целях установления фактов, связанных с убийством 21 октября 1993 года президента Бурунди и последовавших за этим массовых расправ и других серьезных актов насилия, вынесения рекомендаций в отношении применения мер правового, политического или административного характера для судебного преследования лиц, ответственных за совершение этих актов, и поддержки процесса национального примирения в Бурунди.

Руанда

Международная комиссия по расследованию, учрежденная в соответствии с резолюцией 1013 (1995) по Руанде

Международная комиссия по расследованию в Руанде была создана 7 сентября 1995 года в целях расследования сообщений о продаже или поставках оружия и соответствующих военных материалов бывшим руандийским правительственным силам в районе Великих озер в нарушение резолюций Совета и вынесения рекомендаций в отношении мер, способных положить конец незаконным поставкам оружия в регионе.

Комиссия экспертов, учрежденная резолюцией 935 (1994) по Руанде

Комиссия экспертов по положению в Руанде была учреждена 1 июля 1994 года для изучения и анализа информации, полученной в результате расследований, и представления Генеральному секретарю своих выводов по поводу доказательств серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных на территории Руанды, включая доказательства в отношении возможных актов геноцида, до подготовки окончательного доклада, который должен быть представлен в декабре 1994.

Сейшельские Острова

Комиссия по расследованию, учрежденная в соответствии с резолюцией 496 (1981) в связи с Республикой Сейшельские Острова

Комиссия была учреждена 15декабря 1981 года для расследования происхождения, подоплеки и финансирования агрессии, совершенной против Республики Сейшельские Острова 25 ноября 1981 года, а также определения масштабов и оценки экономического ущерба. Комиссия выполнила свой мандат в июле 1983 года.

Сомали

Специальная комиссия Совета Безопасности, учрежденная резолюцией 794 (1992) по Сомали

Специальная комиссия была учреждена 3 декабря 1992 года для информирования Совета Безопасности по вопросам осуществлении резолюции 794 (1992), санкционировавшей применение мер принудительного характера со стороны группы государств-членов в целях создания безопасных условий для проведения операций по оказанию гуманитарной помощи в Сомали.

Комиссия по расследованию, учрежденная резолюцией 885 (1993) по Сомали

Комиссия по расследованию в Сомали была учреждена 16 ноября 1993 года в целях расследования вооруженных нападений на персонал Операции Организации Объединенных Наций в Сомали (ЮНОСОМ II) 5 июня 1993 года.

Судан

Международная следственная комиссия по Дарфуру

Международная следственная комиссия по Дарфуру была учреждена 18 сентября 2004 года в целях расследования сообщений о нарушениях всеми сторонами норм международного гуманитарного права и прав человека в Дарфуре, установления фактов геноцида, а также выявления и привлечения к ответственности лиц, виновных в таких нарушениях.

Северная и Южная Америка

Никарагуа

Международная комиссия по поддержке и контролю

Комиссия была учреждена 6 сентября 1989 года Организацией Объединенных Наций и Организацией американских государств в целях осуществления Совместного плана добровольной демобилизации, репатриации или переселения членов сил сопротивления Никарагуа и их семей, а также оказания помощи в области демобилизации всех лиц, участвовавших в боевых действиях в странах региона, в случаях поступления от них соответствующей просьбы.

Индия/Пакистан

Комиссия Организации Объединенных Наций для Индии и Пакистана

Комиссия Организации Объединенных Наций для Индии и Пакистана (КООНИП) была учреждена 20 января 1948 года в целях расследования фактов, связанных с боевыми действиями в штате Джамму и Кашмир, и оказания по мере необходимости посреднических услуг. КООНИП прекратила свою деятельность 17 мая 1950 года.

Индонезия

Комиссия Организации Объединенных Наций для Индонезии

Комиссия Организации Объединенных Наций для Индонезии (КООНИ) была учреждена 28 января 1949 года вместо Комитета добрых услуг по индонезийскому вопросу с целью выполнения всех функций Комитета и решения дополнительных задач. На Комиссию возлагались обязанности по оказанию помощи сторонам в деле достижения справедливого и долговременного урегулирования спора между Нидерландами и Индонезией, стремившейся к независимости. КООНИ прекратила свою деятельность 3 апреля 1951 года.

Консульская комиссия в Батавии

1 сентября 1947 года в Батавии (теперь Джакарта) была учреждена Консульская комиссия, которой было поручено предоставлять информацию о положении в Республике Индонезии и осуществлять наблюдение за соблюдением режима прекращения огня между вооруженными силами Нидерландов и Индонезии. Комиссия прекратила свою деятельность 14 марта 1951 года.

Читайте также:
Трудовой стаж: что это такое, описание и особенности

Пакистан

Комиссия по расследованию обстоятельств убийства Беназир Бхутто

3 февраля 2009 года на основе обмена письмами между Генеральным секретарем и Председателем Совета Безопасности Совет Безопасности уполномочил Генерального секретаря учредить международную комиссию в связи с убийством 27 декабря 2007 года бывшего премьер-министра Пакистана Мохтармы Беназир Бхутто. Решение было принято по просьбе правительства Пакистана после интенсивных консультаций с руководством Пакистана и обмена письмами с членами Совета Безопасности.

Тимор-Лешти

Комиссия экспертов для обзора процедур привлечения к ответственности за серьезные нарушения прав человека, совершенные в Тиморе-Лешти (бывшем Восточном Тиморе) в 1999 году

Комиссия экспертов была учреждена в январе 2005 года для обзора процедур привлечения к ответственности за серьезные нарушения прав человека, совершенные в Восточном Тиморе в 1999 году, и вынесения соответствующих рекомендаций. Кроме того, Комиссии экспертов было поручено рассмотреть возможности использования результатов ее исследований для поддержки деятельности Комиссии по укреплению мира и дружбы, о создании которой договорились Индонезия и Тимор-Лешти.

Европа

Греция

Комиссия по расследованию инцидентов на греческой границе

Комиссия по расследованию была учреждена 19 декабря 1946 года для проведения расследования в Греции, Албании, Болгарии и Югославии и выявления причин и характера предполагаемых случаев нарушения границы. Комиссия прекратила свою деятельность 15 сентября 1947 года.

Вспомогательная группа Комиссии по расследованию инцидентов на греческой границе

В связи с отъездом из Греции в Женеву Комиссии по расследованию инцидентов на греческой границе для подготовки доклада Совету Безопасности 29 апреля 1947 года в соответствии с резолюцией 23 (1947) от 18 апреля 1947 года была учреждена Вспомогательная группа Комиссии, в задачи которой входило пребывание в приграничном районе и выполнение функций, которые ей может поручить Комиссия. 15 сентября 1947 года вспомогательная группа и Комиссия одновременно прекратили свою деятельность.

Бывшая Югославия

Комиссия экспертов, учрежденная резолюцией 780 (1992) для рассмотрения сообщений о нарушениях международного гуманитарного права в бывшей Югославии

Комиссия была учреждена 16 ноября 1992 года с целью рассмотрения и изучения фактов, свидетельствующих о серьезных нарушениях Женевских конвенций и других нарушениях международного гуманитарного права, совершаемых на территории бывшей Югославии.

Ближний Восток

Израиль/Палестина

Комиссия Совета Безопасности, учрежденная в соответствии с резолюцией 446 (1979) о положении на оккупированных арабских территориях

Комиссия была учреждена 22 марта 1979 года с целью рассмотрения положения с израильскими поселениями на арабских территориях, оккупированных с 1967 года, включая Иерусалим.

Комиссия по перемирию в Палестине

Комиссия по перемирию в Палестине была учреждена 23 апреля 1948 года с целью оказания помощи Совету Безопасности в деле наблюдения за осуществлением сторонами резолюции 46 (1948), призывающей к установлению перемирия в Палестине. Комиссия по перемирию не была официально распущена, однако она не представляет Совету доклады с января 1949 года.

Следственная группа Организации Объединенных Наций по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ДАИШ/«Исламским государством Ирака и Леванта»

В своей резолюции 2379 (2017) Совет просил Генерального секретаря учредить следственную группу для поддержки национальных усилий, направленных на привлечение к ответственности членов ДАИШ/организации «Исламское государство Ирака и Леванта», путем сбора, сохранения и обеспечения хранения в Ираке доказательств совершенных упомянутой террористической группировкой деяний в Ираке, которые могут быть квалифицированы как военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Следственная группа приступила к работе в 2018 году.

Ирак/Кувейт

Компенсационная комиссия Организации Объединенных Наций, учрежденная резолюциями 687 (1991) и 692 (1991)

Компенсационная комиссия Организации Объединенных Наций была учреждена резолюциями Совета Безопасности 687 (1991) от 3 апреля 1991 года и 692 (1991) от 20 мая 1991 года в целях управления Фондом по возмещению прямых потерь, ущерба или вреда, причиненного иностранным правительствам, физическим и юридическим лицам в результате незаконного вторжения Ирака и оккупации им Кувейта.

Комиссия Организации Объединенных Наций по демаркации ирако-кувейтской границы, учрежденная резолюцией 687 (1991)

Комиссия Организации Объединенных Наций по демаркации ирако-кувейтской границы была учреждена 2 мая 1991 года для демаркации с использованием географических координат международной границы, установленной в Согласованном протоколе от 4 октября 1963 года. Комиссии было также поручено осуществление работ по физическому обозначению границы путем строительства пограничных столбов или опорных точек. 20 мая 1993 года Комиссия представила свой окончательный доклад, который свидетельствовал о выполнении Комиссией своего мандата.

Комиссия Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям, учрежденная в соответствии с пунктом 1 резолюции 1284 (1999)

Комиссия Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) была учреждена 17 декабря 1999 года вместо Специальной комиссии Организации Объединенных Наций (ЮНСКОМ) в целях осуществления контроля за выполнением Ираком обязательств по разоружению после войны в Заливе.

Специальная комиссия Организации Объединенных Наций (ЮНСКОМ), учрежденная резолюцией 687 (1991)

Специальная комиссия Организации Объединенных Наций была учреждена 18 апреля 1991 года для осуществления положений резолюции 687 (1991), не имеющих отношения к ядерным вопросам, а также проведения инспекций на местах размещения иракского биологического и химического потенциала, проверок условий хранения химического и биологического оружия и уничтожения этих вооружений по мере необходимости. Кроме того, в обязанности Специальной комиссии входило оказание помощи Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ).

Читайте также:
Наказуемо ли общение с 13-летней девочкой?

Иран/Ирак

Инспекционные группы Организации Объединенных Наций в Исламской Республике Иран и Ираке, учрежденные на основании письма Генерального секретаря от 14 июня 1984 года и письма Председателя Совета от 15 июня 1984 года

15 июня 1984 были учреждены две инспекционные группы для проверки соблюдения Ираком и Ираном обязательств по ограничению ударов, наносимых по районам с гражданским населением на территории друг друга; в этих целях группы могли расследовать конкретные сообщения о нарушениях и информировать о них Генерального секретаря, который будет доводить до сведения Совета полученную информацию.

Ливан

Международная независимая комиссия по расследованию

Международная независимая комиссия по расследованию была учреждена резолюцией 1595 (2005) Совета Безопасности от 7 апреля 2005 года для предоставления помощи ливанским властям в расследовании всех аспектов совершенного 14 февраля 2005 года в Бейруте террористического акта, в результате которого погибли бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири и еще 22 человека, а также оказания содействия в выявлении исполнителей, спонсоров, организаторов и сообщников этого преступления.

Сирийская Арабская Республика

Совместный механизм Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО)-Организации Объединенных Наций по расследованию

Совместный механизм ОЗХО-Организации Объединенных Наций по расследованию был учрежден резолюцией 2235 (2015) от 7 августа 2015 года для выявления лиц, организаций, групп или правительств, имевших отношение к применению химических веществ, включая хлор или любое другое химическое отравляющее вещество, в качестве оружия в Сирийской Арабской Республике. Совместный механизм по расследованию начал выполнять свои функции в полном объеме 13 ноября 2015 года.

Общие вопросы

Комиссия по вооружениям обычного типа

Комиссия по вооружениям обычного типа была учреждена 13 февраля 1947 года для разработки предложений по осуществлению резолюции 41 (I) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1946 года, касающейся общего регулирования и сокращения вооружений. Комиссия была официально распущена 30 января 1952 года.

Международные следственные и согласительные комиссии

международные, постоянные или временные органы, учреждаемые на основании специальныхсоглашений для расследования фактических обстоятельств и истинных причин возникновениямеждународного спора. Могут создаваться как спорящими государствами, так и международнымиорганизациями (см. также Споры международные).

Впервые положения о международных С. к. были включены в Гаагские конвенциио мирном решениимеждународных столкновений 1899 и 1907. Первым примером обращения к С. к. было расследование спорамежду Россией и Великобританией в связи с Доггербанкским инцидентом 1904 (см. Доггер-банка).

Согласно Гаагской конвенции 1907, задача С. к. — облегчить разрешение международных споров путёмвыяснения их фактических обстоятельств. Доклад С. к. не имел характера третейского решения, засторонами сохранялась полная свобода воспользоваться выводами С. к. по своему усмотрению.

Положения Гаагской конвенции 1907 послужили образцом при разработке других многосторонних актово мирном разрешении международных споров (например, Договор об избежании или предупрежденииконфликтов между американскими государствами от 3 мая 1923, т. н. договор Гондра).

Устав ООН создал прочную юридическую основу для повышения эффективности мирных средствразрешения международных споров, в т. ч. и следственной процедуры. Возможность обращения государств кмеждународной С. к. предусмотрена в п. 1 ст. 33 Устава ООН, в Декларации принципов международногоправа 1970 и Декларации об укреплении международной безопасности 1970, а также в ряде многостороннихи двусторонних договоров по специальным вопросам.

Для урегулирования споров государства вправе создавать следственные или согласительные комиссии (согласно ст. 33 Устава ООН, прибегать к «обследованию»).Следственные комиссии имеют своей задачей точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии, помимо установления фактической стороны спора, вносят предложения по его урегулированию. Комиссии не решают спор по существу. Это делают сами спорящие стороны на основании выводов согласительных или следственных комиссий.

Порядок формирования и функционирования следственных и согласительных комиссий регулируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений (1907). Комиссии создаются на основе особого соглашения между спорящими сторонами, как правило, из граждан спорящих сторон с участием представителей государств, не участвующих в споре. Решения комиссий по существу спора принимаются большинством голосов в присутствии всех членов комиссии, и они не обязательны для спорящих сторон. В практике международных отношений известны случаи обращения к следственным и согласительным комиссиям.

Внешнеполитическая практика Российского государства породила разновидность согласительных комиссий – институт пограничных представителей для разрешения пограничных инцидентов и конфликтов, являющийся по существу своеобразной формой постоянной согласительной процедуры.

Следственные и согласительные комиссии – относительно новое средство разрешения международных споров. Впервые возникло в 17-18вв.

Впервые в международных документах порядок назначения следственных и согласительных комиссий был установлен в Гаагских конвенциях о мирном разрешении международных столкновений 1899-1907 гг.

Порядок назначения следственных и согласительных комиссий определен в Уставе ООН.

Следственные и согласительные комиссии – группа экспертов, назначенных сторонами спора.

Каждая из сторон может назначить своих экспертов по своему усмотрению. Количество экспертов, назначенных одной из сторон, должно быть четным. Стороны назначают равное количество экспертов.

Эксперты выбирают председателя комиссии, но председатель выбирается не из членов самой комиссии.

Среди экспертов, которые входят в комиссию, только 1 эксперт может быть гражданином государства, являющегося стороной спора.

Процедура проведения расследования/согласительной процедуры устанавливается в договоре между сторонами спора.

Читайте также:
Возможна ли регистрация ИП по месту пребывания?

Следственные и согласительные комиссии должны рассматривать только те вопросы, которые переданы на их рассмотрение сторонами, и могут рассматривать только те материалы, которые переданы сторонами.

Цель следственной комиссии – расследовать причины возникновения спора, поэтому следственным комиссиям разрешается прибегать к помощи детективов/узких специалистов, если в этом есть необходимость.

Согласительные комиссии разрабатывают варианты решения спора. Будут применяться, если с ним согласятся стороны. Т.е. решение следственной/согласительной комиссии является рекомендательным для сторон, если в договоре о ее учреждении не указано иное.

органы, создаваемые в соответствии с Уставом ООН для выработки условий урегулированиямеждународного спора. Порядок образования и деятельности С. к. регламентирован Общим актом о мирномразрешении международных споров 1928, который был подтвержден (с поправками) ГенеральнойАссамблеей ООН в 1949 (ратифицирован всего 6 государствами и в силу не вступил). В случаедоговоренности о применении согласительной процедуры спорящие государства сами определяют в каждомконкретном С. к. Обращение к С. к. предусмотрено во многих международных договорах, в том числезаключенных СССР, например в конвенциях о согласительной процедуре, заключенных СССР с Германией(1929), Финляндией (1932), Польшей (1932), Францией (1932).

Своеобразным видом С. к. является институт пограничных комиссаров (См. Пограничные комиссары).

3. Международные следственные и согласительные комиссии

В качестве международной согласительной комиссии в настоящее время выступает Постоянная палата третейского суда.

Наряду со следственными комиссиями в качестве средства мирного раз­решения споров выступают согласительные (примирительные) комиссии.

представительстве государств в их отношениях с международными организа­циями универсального характера 1975 г.

В соответствии со ст. 85 этой Конвенции, если спор не был разрешен путем консультаций в течение одного месяца с момента их начала, то лю­бое государство, участвующее в консультациях, может передать спор в примирительную комиссию. Об этом соответствующей организации и дру­гим государствам, участвующим в консультациях, направляется письмен­ное уведомление. Государства-участники назначают своих представителей, которые будут действовать как члены примирительной комиссии соответ­ствующей международной организации. Каждая универсальная организа­ция ведет список назначенных государствами лиц. Комиссия устанавливает собственные правила процедуры, решения принимаются большинством го­лосов. Если комиссия не в состоянии достичь соглашения между сторонами спора в течение двух месяцев, она подготавливает доклад о своей работе и направляет его сторонам спора. Доклад должен содержать заключение ко­миссии относительно фактов и вопросов права, а также рекомендации, ко­торые она предлагает сторонам спора в целях его разрешения. Рекоменда­ции обязательной силы для сторон не носят.

Согласительной процедуре при урегулировании международных споров уделяется пристальное внимание в рамках ООН, где был разработан Типовой согласительный регламент для урегулирования споров между государствами. Этот Регламент применяется к согласительному урегулированию споров между государствами, когда они в письменном виде прямо договорились о его приме­нении. Для разрешения спора в соответствии с Регламентом образуется Комис­сия, которая, действуя независимо и беспристрастно, прилагает усилия к тому, чтобы стороны пришли к дружественному урегулированию спора.

Использование примирительной процедуры при разрешении споров преду­смотрено Конвенцией по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г. При­мирение осуществляется Примирительной комиссией, создаваемой для каждого спора. Для формирования этой комиссии каждое государство назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является гражданином этого государства, другой может быть гражданином иного государства- участника СБСЕ. Мировые посредники должны быть лицами, которые занима­ют или занимали высокие государственные или международные посты и обла­дают признанной компетентностью в области международного права, междуна­родных отношений или урегулирования споров. Назначаются они сроком на 6

лет, с возможностью назначения на новый срок. Любое государство – участник Конвенции может передать на рассмотрение Примирительной комиссии любой спор с другим государством-участником, если он не был урегулирован в разум­ный срок путем переговоров. По возникшему спору секретарю подается заявле­ние с просьбой о создании Примирительной комиссии. Но такая просьба может быть представлена также по соглашению спорящих сторон. Состав Примири­тельной комиссии определяется сторонами из списка мировых посредников. Примирительное разбирательство осуществляется конфиденциально. Примири­тельная комиссия оказывает помощь сторонам в поисках урегулирования спора. Если стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то составляется резюме выводов, подписываемое представителями сторон и членами Комиссии.

В качестве разновидности примирительных комиссий могут рассматри­ваться комиссии пограничных представителей, учреждаемые в случае воз­никновения пограничного спора. Так, например, в Соглашении между Пра­вительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о дея­тельности пограничных представителей от 25 января 2002 г. предусмотре­но, что в целях урегулирования пограничных инцидентов, а также других нарушений режима государственной границы пограничные представители проводят совместные разбирательства (расследования). По результатам со­вместных разбирательств составляется акт или другие документы. Погра­ничные инциденты, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются дипломатическим путем.

В ст. 33 Устава ООН как средство мирного разрешения споров согласи­тельные и примирительные комиссии не предусмотрены. В этой статье ука­зывается обследование и примирение. Представляется, что осуществление процедуры обследования и примирения есть не что иное, как деятельность рассмотренных комиссий.

Сущность, принцип и виды международно-правовых средств разрешения международных споров

Сущность мирного урегулирования международных споров

Одной из главных составляющих мировой системы коллективной безопасности принято считать мирное урегулирование международных споров. В наше время растет производство различных видов оружия, использование которого может повлечь исчезновение мировой цивилизации. В связи с этим, всем государствам мира запрещено решать возникшие споры при помощи войны и надлежит строго придерживаться данного правила.

Читайте также:
Судебный секвестр: что это такое, описание и особенности

В Уставе ООН закреплен принцип мирного разрешения международных споров, подтвержденный Декларацией о принципах международного права 1970 года. Он принуждает государства разрешать «свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» (п. 3 ст. 2).

В 1982 году Декларация о мирном разрешении международных споров получила единодушное одобрение 37-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, которая признает решающей роль Совета Безопасности в мирном урегулировании споров (п. 1 разд. I). Она гласит, что именно переговоры служат тактичным и действенным способом улаживания споров (и. 10 разд. I).

Принцип мирного разрешения споров продолжил свое совершенствование в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На этом Совещании была подписана Декларация принципов определяющая целостную связь данного принципа с принципом запрета на использование силы и угроз.

Данная декларация обязывает государства в кратчайшие сроки решать споры между собой и не применять различные акции, чтобы не усугубить конфликт.

Понятия спор и ситуация

«Спор» и «ситуация» — два разных тезиса. Для корректного разрешения конфликта между странами необходимо понимать, что ситуация (мировая) представляет собой неспокойное положение между двумя или более странами, а спор «произрастает» из сложившейся ситуации, например, по вопросу толкования или области применения интернационального договора.

Разногласия между странами не стоит спешить называть спором. В отличие от ситуации, в параметрах спора изначально присутствуют экспоненты, потому как его зарождение связано с одинаковыми взаимными претензиями стран в отношении предмета спора.

Ситуация же, в свою очередь, имеет более широкое значение. Ситуация может быть всегда, независимо от спора: до его появления, в момент и после его решения. Практическим значением этого разграничения является процесс их рассмотрения в Совете Безопасности. При рассмотрении ситуации сторона имеет право не воздерживаться от голосования, а при рассмотрении спора принимающая в нем участие сторона отказывается от выбора.

Средства решения международных споров

Международно-правовые средства разрешения международных споров — это всевозможные законные инструменты, методы для мирного решения конфликтов между странами, не прибегая к помощи армии.

Мирные способы урегулирования споров между странами можно подразделить на:

  • в первую очередь – ведение переговоров (между двумя и более сторонами или на международных симпозиумах);
  • межнациональные мероприятия, способствующие примирению (благодеяния и медиация, следственные и согласительные комиссии);
  • мировой арбитражный и правовой процесс (мировое судейство; Международный суд ООН);
  • разрешение споров в межнациональных альянсах.

Государство независимо в праве выбора того или иного способа разрешения конфликта.

Одним из наиболее важных и эффективных средств мирного урегулирования межгосударственных споров принято считать именно переговоры.

Этот многогранный, радикальный и результативный метод по праву стоит на первом месте 33 ст. Устава ООН. Важность переговоров состоит в том, что, какой бы мирный способ не выбрало государство, избежать диалога не удастся. В момент проведения переговоров происходит обсуждение спорной ситуации, возникшей между странами. Стороны обозначают при этом процесс и выбор метода для решения конфликта.

Переговоры помогают спорящим сторонам получить более четкое представление о соображениях друг друга и встречных исках и, в результате, достигнуть решения, удовлетворяющее всех участников спора. Это можно считать их достоинством.

Переговоры можно разделить на следующие виды:

  • по лицам — такие переговоры проходят между главами стран, властями, либо заведомо поверенными на то кандидатами (обсуждение главнейших межнациональных проблем доверенно переговорам, проводимым на наивысшем уровне, поскольку они имеют определяющую роль);
  • по количеству участвующих — две и более стороны (в частности, в пределах межнациональных конгрессах);
  • по характеру осуществления — в устной или письменной форме (например, посредством политической связи);
  • по природе анализируемой проблемы — военно-стратегические, экологические, экономические, торговые и прочие.

Процедуру начала, ведения и срока проведения переговоров нельзя назвать упорядоченной, поскольку в мировом законодательстве не существует порядка, регулирующего данный способ разрешения споров.

Одновременно с этим страны обязаны соблюдать ряд очевидных всеобщих взглядов:

  • диалог нужно вести, принимая во внимание независимое равноправие участников переговоров. Например, результат от переговоров не будет достигнут в случае, если одни из участников захватит некую часть местности другого;
  • переговоров быть не может, если одно из государств осуществляет прессинг (психологическое, идеологическое и экономическое давление) в отношение другого или же выставляет требование с сопутствующими угрозами;
  • переговоры необходимо вести с учетом обоюдных потребностей сторон, на основе паритета, почтительного отношения к их независимости, следуя принципу мирного сосуществования.

Одной из вариаций переговоров признаются консультации, проходящие как на двусторонней основе, так и на многосторонней. Данные рекомендации необходимо проводить для определения коллективной точки зрения сторон по интересующим их проблемам, а также, касательно, межнациональных вопросов, которые представляют обоюдный интерес. Существуют специальные соглашения о таких консультациях (с Францией, Англией, Италией, Канадой и другими странами), включенные в договорно-правовую практику России. Специальная форма консультаций применяется с целью мирного разрешения межнациональных разногласий.

Бывают такие случаи, когда разногласия возникают между странами, не состоящими в официальных дипломатических отношениях. И, соответственно, возникает необходимость в обращении за помощью к третьим государствам. Такая помощь может быть оказана в виде посредничества или добрых услуг. То, что в принятии решения по спору участвует независимая третья сторона, и, не имеющая отношения к спорящим, является единым обстоятельством при урегулировании споров между странами посредством мирных действий.

Читайте также:
Факультативное обязательство: что это такое, описание и особенности

Процесс добрых услуг и посредничество

Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г. регулирует процесс добрых услуг и посредничества, поскольку между этими понятиями можно увидеть конкретные отличия. Различия характеризуются особенностью участия в решении конфликта третьего государства, его правовой позиции и последовательностью появления мирных способов.

Добрые услуги направлены на установление прямых контактов и начало непосредственных переговоров между спорящими сторонами. Добрые услуги могут быть оказаны третьей стороной в качестве, например, совета по своей воли, либо по просьбе одного или нескольких конфликтующих государств.

Сторона, предоставляющая «добрые услуги» не имеет права участвовать в переговорах и, никоим образом, влиять на ход событий. Несмотря на это, как предложение добрых услуг, так и отказ от них не должны вызывать враждебную, агрессивную реакцию.

Посредничество предполагает наивысшую роль участия третьего государства в разрешении споров. Отличие добрых услуг от посредничества заключается в:

  • методе их возникновения;
  • прав и обязанностей посредника;
  • итоговой цели действий посредника.

Страны, решающие конфликт, ведут диалог с непосредственным участием третьей стороны, которая выдвигает свои определенные предложения как основу для урегулирования споров, в этом и состоит суть посредничества. Сам же посредник в данной ситуации представляется в качестве деятельного и независимого члена переговоров. Согласно ст. 4 Гаагской конвенции 1907 г. предназначением посредника является «согласование противоположных притязаний и успокоение чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре».

Посредник наделяется немалыми полномочиями для исполнения своих обязанностей с согласия спорящих государств, это также является отличительной чертой посредничества от добрых услуг.

Посредник – это миротворец, его задача не вершить суд, а найти взаимоприемлемое для обеих сторон решение, интенсивно влияя на развитие переговоров.

К наиболее важным показателям посредничества относятся участие в переговорах и предложение своих рекомендаций по сути спора. Помимо имеющихся прав у посредника есть и некоторые установленные обязанности:

  • содействовать конфликтующим государствам в разрешении спора;
  • оказывать помощь одному участнику, при этом не нанося вред другому;
  • относиться уважительно к чести, достоинству и независимым правам спорящих государств.

Помощь в переговорах может быть оказана в виде рекомендаций, предложений, советов, информации не только по сути спора, но и методики его решения. Тем не менее, конечный вердикт по существу спора выносят участники прений.

Общеизвестные события 1966 г. произошедшие между Индией и Пакистаном стали поводом для оказания добрых услуг и посредничества нашей страной. По итогам встречи участников спора, с оказанием содействия СССР, была подписана Ташкентская декларация, которая предусматривала мероприятия по ликвидации последствий конфликта, урегулирование спора исключительно мирными способами, возврат войск на прежние позиции. Также, согласно декларации, следовало возобновить экономические и торговые отношения и не вовлекать друг друга в свои дела. В 1971 — 1972 гг. наше государство в очередной раз предоставило добрые услуги Индии и Пакистану, по итогам которых спорящие стороны подписали соглашения о прекращении вооруженных столкновений и нормализации взаимоотношений. Но Правительство СССР не только оказывало, но и принимало добрые услуги и посредничество Генерального секретаря ООП из-за кризиса в районе Карибского моря.

Следственные и согласительные комиссии

Зачастую, для разрешения споров у государств возникает необходимость в создании следственных или согласительных комиссии (согласно ст. 33 Устава ООН «обследование», «примирение»). Задачей следственной комиссии является определение фактов, относящихся к спору. Согласительные комиссии ко всему прочему вносят предложения с целью разрешить конфликт, но не принимают решений по существу. Это прерогатива самих спорящих сторон, которые, основываются на заключениях данных комиссий.

Порядок создания и функционирования следственных и согласительных комиссий регламентируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907 г. Подписывается специальное соглашение между спорящими сторонами, на основании которого создаются эти самые комиссии, в большинстве случаев состоящие из граждан спорящих сторон с участием избранных лиц государств, не принимающих участие в споре.

Решение комиссий по сути спора определяется посредством голосования в присутствии всего состава комиссии, и они носят рекомендательный характер для спорящих сторон.

В практике международных отношений имеет место первый в мировой истории опыт создания и обращения к следственным и согласительным комиссиям. В 1905 году, по настоянию Великобритании, была создана следственная комиссия, которая расследовала военный инцидент у Доггер-банки, когда российская эскадра открыла огонь по британским рыболовецким судам, посчитав, что это были японские миноносцы. Комиссия была на стороне России, однако же основные выводы оказались не в ее пользу, и Россия согласилась компенсировать урон, причиненный британским рыбакам.

В практике ведения внешней политики Российским государством появился новый вид согласительных комиссий — институт пограничных представителей для урегулирования пограничных происшествий и конфликтов. Этот институт по своей сути является уникальной формой регулярной согласительной процедуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: