Следы шин: что это такое, описание и особенности

Следы шин

Отпечатки — это следы, оставленные протекторами шин, когда колеса транспортного средства свободно вращаются (динамические или следы качения) или транспортное средство длительное время стоит (статические).

Следы скольжения-юза — это полосы, оставленные на дороге смещающимися шинами заторможенных, не вращающихся колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора не виден поперек следа, но оставляет определенное количество продольных линий. Если шина скользит параллельно оси колеса, то ширина следа равна габаритному размеру зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никакие особенности рисунка не видны.

Следы проскальзывания — следы, которые являются результатом одновременного скольжения и вращения колес.

При осмотре сравнительно легко обнаружить объемные следы колесного транспорта на мягком грунте (земле, снегу). Гораздо труднее отыскать следы на асфальте.

падая из углублений участка протектора, отображают рисунок его строения. Особенно четким отображение бывает в следах шин с мелким рисунком протектора.

Следы торможения — наиболее важные объекты, подлежащие осмотру при ДТП, поскольку они являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и др. (рис. 41).

Рис. 41. Тормозной след автомобиля: 1 — след протектора типы;

‘ 2 — след торможения протектора с одновременным проворачиванием колеса;

3 — след при блокированном (невращающемся) колесе (юз)

Характер следов торможения служит ключом к расшифровке действий водителя и движения машины, ее технического состояния и т.д. Так, криволинейные следы отпечатков протектора могут свидетельствовать о попытке избежать происшествия торможением и маневром.

Прерывистые следы торможения иногда свидетельствуют о том, что машина двигалась с большой скоростью, и водитель, предотвращая опрокидывание автомобиля от резкого торможения, постепенно снижал скорость. Измерение и фиксация характера следа торможения являются крайне важными, так как на этой основе с учетом других данных (коэффициенты сцепления шин с дорогой и эксплуатационные условия торможения, время нарастания замедления при экстренном

торможении, величина угла профильного уклона дороги) специалист может установить скорость движения автомашины.

Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения прямолинейно. Отклонение от прямой может быть объяснено, например, наличием поперечного уклона дороги. Если же не все колеса блокируются одновременно, то машина будет отклоняться в сторону ранее заблокированных (левых или правых) колес. Такие следы могут указывать на неправильную регулировку тормозов.

На обледенелой дороге не происходит достаточного сцепления шины с дорожным покрытием и следы не имеют ярко выраженного характера. Скольжение колес вызывает подтаивание льда, который затем подмораживается, а значит, приобретает другой вид. Это явление и позволяет обнаружить следы движения невращающихся (заторможенных) колес.

В начале торможения передняя часть машины под действием различных сил опускается и происходит «клевок». При этом увеличивается давление на шины колес, возрастает площадь контакта шины с дорогой. Вот почему следы торможения вращающихся колес имеют вид отпечатка, размеры которого несколько больше размеров рисунка протектора. Его границы четкие, но по мере замедления вращения колес расплываются, исчезая в следах скольжения.

В следах торможения иногда наблюдаются перерывы, возникающие как в результате действий водителя, так и по техническим причинам (скольжение колес по частично мокрой дороге, неправильная расточка тормозного барабана).

Водитель может прекратить торможение, полагая, что опасность миновала, но, осознав после этого ее реальность, вновь затормозить. На участках мокрой дороги скользящее колесо не оставляет следов, поскольку водная пленка уменьшает сцепление, следы образуются только на сухих участках. При высыхании воды они частично утрачиваются.

Следы торможения колес с шипами противоскольжения имеют некоторые особенности. В результате трения шипы повреждают поверхность дороги. В следах стирания резины шины они оставляют продольные параллельные царапины. В следах качения царапины короткие, а в следах скольжения — более длинные.

. Тщательное изучение следов торможения позволяет выявить и некоторые технические неисправности автомобиля, в частности непригодные для эксплуатации шины. Форма шины колеса с неизношенным протектором округлая. Вызываемая торможением поперечная дефор-

мация уменьшает округлость беговой дорожки, увеличивая площадь контакта шины с дорогой. Стирание резины происходит равномерно по всей ее ширине. Если протектор полностью изношен, то беговая дорожка становится менее упругой, чем боковые части шины. Последние стираются в большей степени, чем середина, что обнаруживается в конце следа торможения. Форма окончания следа торможения шины с отсутствующим протектором имеет вид полуэллипса, обращенного открытой стороной в направлении движения автомобиля.

Следы торможения следует отличать от других следов. Внешне на след скольжения похож след волочения потерпевшего. По цвету он’ почти не отличается от следа торможения, однако в нем присутствуют частицы измельченной трением ткани, царапины от пуговиц, крючков, металлических предметов и др.

Следы торможения могут быть простыми и сложными. Простые следы располагаются параллельно дороге или отклоняются от ее продольной оси. По форме следов можно определить действия водителя:

движение, параллельное оси дороги; маневр влево или вправо.

Сложные следы образуются при пересечении следов торможения передних и задних колес. Сложность анализа таких следов заключается в разграничении отображений передних и задних колес. При этом следует помнить, что в процессе торможения происходит занос задних колес, имеющих большее сцепление.

Фиксация следов шин

Основными способами фиксации являются описание, измерение, нанесение следов на схему места происшествия и фотографирование. При необходимости с объемных следов шин изготавливаются слепки.

Все обнаруженные следы шин подробно описываются в протоколе осмотра места происшествия. При этом указываются:

1) вид поверхности, на которой обнаружены следы (асфальт, грунт песчаный, глинистый, чернозем, снег);

2) состояние поверхности (например, сухая, влажная, гладкая, неровная и т.д.);

3) вид следов (статический, динамический, объемный, поверхностный, позитивный, негативный);

4) место расположения следов (на повороте, на участке прямолинейного движения);

5) количество дорожек следов и их относительное размещение;

6) ширина каждой беговой дорожки (ширина следа протектора);

7) ширина колеи передних и задних колес;

8) строение рисунка протектора (ромбы, квадраты, прямоугольники или их сочетание);

9) форма и размеры особенностей протектора, наличие дефектов (трещин, выбоин, заплат и т.п.);

10) расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности (длина следа одного оборота колеса);

Читайте также:
Страховое возмещение: что это такое, описание и особенности

11) длина следов торможения;

12) признаки направления движения.

Описание следов представляет известную сложность. Прежде всего, следы должны быть сориентированы («привязаны» к неподвижным объектам: границам перекрестка, пешеходному переходу, перпендикуляру, проведенному от угла расположенного поблизости дома, и др.). Например, в протоколе осмотра места происшествия можно записать:

«Следы торможения начинаются в 4 м перед перпендикуляром, проведенным от второго угла дома 5 по движению транспорта, и в 2,5 м от правого тротуара, а заканчиваются в 12,4 м за этим перпендикуляром и в 1,6 м от того же тротуара».

Следы торможения измеряют по отношению к какой-либо одной паре колес (например, следы торможения, оставленные задними колесами). Если измеряют весь след — от его начала, оставленного задними колесами, до конца следа, оставленного передними колесами, то из этой величины надо вычесть базу автомобиля. Перед измерением следа торможения определяют его границы.

Если отпечатался только след «юза», это фиксируется в протоколе. Перед началом следа «юза» определяют участок с рисунком протектора, отобразившимся в несколько измененном виде после начала торможения (возникновение более четкого и уплотненного рисунка протектора). При наличии прерывистого торможения измеряют как участки «юза», так и чередующиеся с ними участки качения. Во всех случаях суммируют величины следов «юза» и иных следов торможения.

Длина каждого следа (левых и правых колес) измеряется отдельно, если следы различной длины. Когда длина их одинакова, достаточно измерить один след, отразив в протоколе одинаковую их протяженность. Фиксации подлежат перерывы в следах с указанием их размера и расположения от начала следов.

Дугообразный след целесообразно разделить на одинаковые отрезки (в зависимости от длины следов торможения — на трех-, пятиметровые) и измерить удаление каждого отрезка от проезжей части.

В протоколе осмотра необходимо указывать, расположение следа каких (левых или правых) колес фиксировалось. При таком способе фиксации каждый измеренный отрезок дуги следа более близок к пря-

мой, чем при измерении расположения его от границы проезжей части в трех точках.

Следы торможения передних и задних колес вначале могут совпадать, а затем раздваиваться. Раздвоение должно быть зафиксировано от начала следов.

Описание характера следов предполагает знание механизма их образования. Нередко при осмотре следов торможения допускают серьезную ошибку, полагая, что результатом торможения являются только следы скольжения колес, и фиксируют только эти следы. В действительности определение скорости автомобиля перед торможением осуществляется по суммарной величине следов-отпечатков и следов скольжения.

При торможении может возникнуть занос и дальнейшее перемещение колес в боковом направлении. Такие участки должны быть измерены, как и перерывы в следах, с указанием признаков бокового скольжения. Если на пути заторможенных колес оказалась преграда, которую они переехали, то необходимо установить ее высоту.

Следы торможения могут проходить по участкам дороги различного типа и состояния (асфальт, грунт, мокрые обледеневшие участки). Длина следов транспортного средства измеряется на каждом из этих участков.

Одновременно с описанием осуществляется масштабная фотосъем-. ка обнаруженных следов и их фрагментов.

Следы шин фотографируются по правилам судебно-оперативной фотографии. Так как следы колес имеют линейный характер, ориентирующая и обзорная фотосъемки производятся способом линейной панорамы. Следы, оставленные на повороте дороги, можно фиксировать по частям, а на крутых поворотах, если позволяют условия, лучше всего фотографировать методом круговой панорамы.

При обзорной и узловой фотосъемках используют глубинный масштаб в виде номерных таблиц (которые входят в фотокомплект следователя), расположенных через каждые 90 см друг от друга. Такие фотосъемки позволяют получить снимки, по которым можно судить о взаиморасположении следов и различных объектов, находившихся на дороге, а также рассчитать размеры следов и расстояние между ними. Для детальной съемки выбираются наиболее четкие следы, отобразившие

индивидуальные особенности протектора шины. Масштабная линейка должна иметь миллиметровые деления.

При фотографировании поверхностных следов пользуются равномерным рассеянным светом. Объемные следы фотографируют с дополнительной боковой подсветкой. В солнечный день в качестве дополнительного освещения можно использовать отражательный экран из белой бумаги или зеркала. Применение бокового освещения помогает выявить теневой рельеф деталей следа. С каждого снимаемого участка следа целесообразно сделать 2-4 снимка, изменяя направление боковой подсветки. Следы транспортного средства на снежном покрове в солнечную пргоду фотографируются с применением светофильтров ЖС-17.ЖС-18.

Слепки с объемных следов шин на грунте, сыпучих материалов и снегу изготавливаются в соответствии с рекомендациями, изложенными в 8.

Идентификационные признаки транспортных средств, отображающиеся в следах шин

Транспортные средства обладают определенным комплексом признаков, которые характеризуют их типы, виды модели и кон­кретные экземпляры. Часть отображается в следах шин. Такими признаками являются: колея передних и задних колес, база, коли­чество колес, модель шины.

Колея — расстояние между колесами одной оси (не следует пу­тать колею автомобиля, как одного из его важнейших признаков, с колеей на дороге в виде раскатанного колесами, углубленного в виде канавки следа) (рис. 4). По следам ее величина определяется расстоянием между одноименными (правыми или левыми) боковы­ми границами следов. У транспорта, имеющего спаренные колеса на задней оси, колея соответствует расстоянию между серединами левой и правой пары колес или боковыми границами следов наруж­ного колеса правой пары и внутреннего левой пары или наоборот.

Рис. 6. Определение базы трехосного автомобиля

Рис. 5. Определение базы двухосного автомобиля

При прямолинейном движении транспортного средства следы передних колес частично или полностью перекрываются следами задних колес, поэтому колею передних колес можно измерить лишь по следам, образованным на повороте. Измерение колеи следует производить строго по перпендикуляру к продольным осевым ли­ниям следов, на участке выхода из поворота (объезда) на прямую, где она в меньшей степени подвергается искажению. Ввиду того, что у автомашин разных марок ширина колеи различается всего на десятки миллиметров, измерение должно быть тщательным и точ­ным и проведено в двух, а лучше в трех разных местах.

Рис. 4. Определение ширины колеи транспортного средства

База — расстояние между передней и задней осями автомоби­ля. У трехосных автомобилей различают так называемую базу те­лежки, т. е. расстояние между средней и задней осями. В этом слу­чае базой автомобиля будет расстояние между передней осью и серединой базы тележки (рис. 5, 6).

Читайте также:
Страховая стоимость: что это такое, описание и особенности

База определяется по следам, образованным при стоянке авто­мобиля (остановка, буксование) или при развороте с применением заднего хода.

При стоянке автомобиля образуются следы в виде вмятин в грунте, проталин в снегу, осыпавшихся с колес частиц грунта. Се­редины этих следов соединяют прямыми линиями, которые соот­ветствуют расположению осей. Затем с середины линии передней оси проводят перпендикуляр на линию задней оси. Длина перпен­дикуляра и будет базой.

По следам разворота база определяется так: прямой линией со­единяют окончания следов колес одной и другой оси, образовав­шихся при остановке автомобиля. Расстояние между этими линия­ми соответствует базе транспортного средства (рис. 7).

Рис. 7. Определение колеи и базы автомобиля по следам разворота

с применением заднего хода.

Лп — линия передней оси (колея передних колес); Лз — линия задней оси (колея задних колес); Б — база автомобиля

База транспортных средств — величина постоянная, в процессе эксплуатации не изменяется за исключением некоторых моделей тракторов: ДТ-20, ДТ-30.

Описанные способы определения колеи и базы автомобиля воз­никают лишь при наличии на месте происшествия следов его стоянки или разворота. Однако наиболее часто на местах происшествий ос­таются следы поворота в виде четырех дуг различного радиуса.

Существующая методика определения общих признаков по ука­занным следам не нашла широкого практического применения, так как предполагает использование довольно громоздкого математи­ческого аппарата. На факультете экспертов-криминалистов ВА МВД России создан простой способ определения колеи и базы автомобиля по следам поворота, не требующий проведения слож­ных вычислительных операций при незначительном количестве из­мерений и геометрических построений.

Данный способ основан на том, что расстояние между центрами проекций переднего и заднего одноименных колес равно базе ав­томобиля и при его поворотах остается неизменным.

Методика определения колеи и базы автомобиля по следам по­ворота содержит следующие этапы (рис. 8).

Рис. 8. Определение колеи и базы автомобиля по следам поворота

1. Проводится линия задней оси, на которой лежит центр пово­
рота автомобиля, для чего восстанавливается перпендикуляр к
любой произвольно взятой хорде.

2. В точках пересечения построенной линии с наружными (или
внутренними) краями следов задних колес строятся касательные к
следам, которые являются перпендикулярами к указанной линии.
Касательные проводятся до пересечения с внешними (или внут­
ренними) краями следов передних колес ъ О2), и эти точки со­
единяются между собой.

3. Колея задних колес измеряется вдоль линии задней оси.

1 См.: Ярмак В. А. и др. Метод косвенного определения общих признаков авто­мобиля по следам поворота // Экспертная практика. М., 1992. Вып. 34.

4. Через середину отрезка, характеризующего колею задней оси,
проводится перпендикуляр к линии задней оси до пересечения в
точке Оп с линией СЦОг.

5. Через точку Оп проводится линия, параллельная линии зад­
ней оси до пересечения с внешним или внутренним краями следов
передних колес. Расстояние между этими точками характеризует
колею передних колес.

База определяется как полусумма расстояний между линией задней оси с точками пересечения внешней (А) и внутренней (В) касательных со следами передних колес: Б=А+В/2. База автомоби­ля может быть также определена как расстояние между линией задней оси и точкой Оп.

Количество колес устанавливается по их следам, образован­ным на стоянке (углубления, проталина), крутом повороте или при развороте с применением заднего хода.

В некоторых случаях автомобили, имеющие спаренные колеса
на задней оси, по различным причинам временно могут эксплуати­
роваться с одинарными колесами, что не соответствует полному
комплекту колес. Этот временный признак автомобиля может быть
использован для его розыска. •

Модель шины. В целях ее определения нужно изучить строение J отобразившегося в следе рисунка протектора, измерить ширину и ; шаг беговой дорожки шины и ее наружный диаметр.

Рисунок протектора характеризуется формой и размерами его элементов, их количеством и расположением относительно сред­ней линии шины и друг друга.

Ширину беговой дорожки измеряют в следе. Для этого отыски­вают такой участок следа, в котором она отобразилась полностью. О полноте объемного следа можно судить при наличии вертикаль­ных боковых стенок, являющихся его границами. Ширина дна сле­да, измеренная по перпендикуляру к продольной оси следа, будет | шириной беговой дорожки. В поверхностных следах при отображе­нии изолированных выступов (грунтозацепов), расположенных вдоль боковых границ протектора, ширина беговой дорожки изме­ряется между данными выступами.

Для определения наружного диаметра в следе шины отыскива­ют два оставленных друг за другом отпечатка какой-либо одной : особенности (разрыв, заплата и т. д.). Расстояние между этими от­печатками равно окружности колеса с шиной. Разделив длину ок­ружности колеса на 3,14, получим наружный диаметр шины.

Эти данные сопоставляют с данными, содержащимися в альбо­мах, каталогах или справочниках, на основании чего устанавливают модель (модели) шин, образовавших след.

Вышеописанные признаки дают возможность установить тип, вид, модель транспортного средства, т. е. его групповую принадлежность.

Для установления конкретного транспортного средства по сле­дам шин в последних необходимо отыскать индивидуальные при­знаки шины, оставившей след.

Такими признаками могут быть: неравномерный износ протекто­ра шины, наличие, форма, размеры и месторасположение заплат, части другого рисунка протектора, использованного при ремонте шины, трещины, разрывы, выкрашенности резины, а также призна­ки средств противоскольжения — форма, размеры трапов или звеньев и особенности их рельефа. К этой группе относится и такой временный признак, как отпечаток постороннего предмета, за­стрявшего между шинами спаренных колес или внедрившегося в рельефный рисунок протектора или в резину шины (камень, шлак, кусок железа и др.).

Разумеется, идентификационная значимость подобных призна­ков уступает признакам, отображающим детали шины, но в сово­купности с ними повышает идентификационную значимость следов шин в целом.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также:
Служебное оружие: что это такое, описание и особенности

Следы транспортных средств

Следы транспортных средств имеют важное доказательственное значение как делам об автотранспортных происшествиях, так и по другим категориям уголовных дел, при которых использовался автомобиль (например, когда автомобиль использовался как средство для перевозки похищенных грузов). Большую часть среди них занимают следы шин, а также следы и повреждения на автомобиле.

Значение следов транспортных средств

Изучение следов транспортных средств позволяет:

1. идентифицировать транспортное средство или установить его групповую принадлежность по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям;

2. установить вид транспортного средства (автомобиль, трактор, мотоцикл, мотороллер);

3. определить механизм события происшествия и обстоятельства, которые с ним связаны (например, какая часть автомобиля контактировала с пешеходом во время наезда, какова была скорость автомобиля, направление движения автомобиля, взаимное расположение транспортных средств при их столкновении и т.д.).

В широком смысле, следы – это любые изменения окружающей обстановки, причинно связанные с расследуемым событием. С таких позиций под следами транспортных средств нужно понимать:

1) отображения внешнего строения отдельных деталей и частей транспортного средства на различных объектах в результате контакта с ними;

2) отображения внешнего строения различных объектов, образовавшиеся в ходе происшествия на самом транспортном средстве;

3) части, составлявшие с транспортным средством ранее единое целое и отделившиеся от него при происшествии;

4) вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств (моторные масла, тормозная жидкость, антифриз и т.д.);

5) вещества, попавшие на транспортное средство в результате происшествия (пятна крови, наслоения грунта и т.д.).

В настоящей лекции мы в основном рассмотрим следы, имеющие трасологическое значение, т.е. следы-отображения внешнего строения транспортных средств, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Классификация следов транспортных средств

1. По механизму образования следы могут быть:

статическими – они образуются вследствие давления либо удара;

динамическими – образуются в результате скольжения одного объекта вдоль другого;

2. По характеру образования различают два вида следов:

объемные – чаще всего отображаются на мягком грунте или деталях транспортного средства;

поверхностные – образуются на твердом покрытии дороги, на деталях транспортного средства, на одежде и теле потерпевшего.

Поверхностные следы, в свою очередь, подразделяются на следы наслоения и отслоения.

3. По событиям, обусловившим их возникновение, различают следы столкновения, следы переезда, следы наезда и следы качения.

Следы столкновения образуются при встречном, боковом или одностороннем движении участвующих в столкновении транспортных средств либо при ударе транспортного средства о неподвижный объект.

Следы переезда образуются в результате качения колес по лежащему предмету.

Следы наезда как бы объединяют следы столкновения и неполного переезда.

Следы качения возникают при поступательно-вращательном движении колеса и представляют собой развертку круга на плоскости. Механизм их образования аналогичен механизму образования статических следов, поскольку в каждый конкретный момент отображение отдельных особенностей колеса происходит в виде статического контакта. Однако колеса при прокатывании по следовоспринимающей поверхности слегка проскальзывают, (особенно ведущие), тем самым внося в процесс следообразования элементы динамики.

4. По объекту происхождения можно выделить:

следы ходовых частей (т.е. колес) и неходовых частей (например, бампера, кузова, капота и т.д.).

Типичными примерами следов ходовых частей являются следы юза и заноса. Следы юза (торможения) возникают при полной блокировке колес, образуя следы скольжения, называемые тормозным путем. Длина тормозного пути зависит от ряда факторов, и прежде всего от скорости движения в тот момент, который предшествовал торможению, от исправности тормозной системы, степени изношенности протектора, состояния дорожного покрытия и др.

5. Следы автотранспортных средств подразделяются также на следы-предметы, следы-вещества и следы-отображения.

Следы-предметы – это различные осколки (фар и т.п.) и обломки (кузова и иных частей), образовавшиеся в результате транспортного происшествия. Их обнаружение и фиксация подчиняются общим правилам обращения с вещественными доказательствами.

Следы-вещества возникают в результате протечки горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости, антифриза и т.п. и образуют пятна, потеки, капли и брызги, прежде всего, на дорожном покрытии или месте стоянки. В зависимости от размеров (площади) осколки стекла и чешуйки лакокрасочного покрытия могут быть отнесены не только к следам-предметам, но и к следам-веществам.

Многочисленные следы-отображения автотранспортного происхожде-ния подразделяются на следы, оставляемые одним транспортным средством на другом; следы, оставляемые на теле и одежде потерпевшего; следы, оставляемые на дорожном покрытии и прилегающих к дороге предметах.

На транспортных средствах в результате столкновения могут образоваться следующие виды повреждений:

вмятины – повреждения различной формы, размера, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, возникающие вследствие ее остаточной деформации;

задиры – следы скольжения с приподнятостью кусочков, частиц следовоспринимающей поверхности, образующиеся при контакте жесткой поверхности одного транспортного средства с менее жесткой поверхностью другого;

-пробой – сквозное повреждение шины, размером более 10 мм, образующееся от внедрения в нее какого-либо предмета (например, гвоздя, камня, болта и т.п.);

-прокол – сквозное повреждение шины, размером до 10 мм, образующееся от внедрения в нее тонкого предмета (например, куска проволоки, осколка стекла и др.);

-царапина – неглубокое, поверхностное повреждение, длина которого больше ширины, образующееся при наезде на преграду и при столкновении транспортных средств.

Следы на теле и одежде потерпевшего могут быть оставлены как частями и деталями автомобиля, так и его колесами. Обычно они имеют характер повреждений или поверхностных наслоений различных веществ (грунта, грязи, ГСМ и прочее).

На дорожном покрытии остаются, как правило, следы шин.

Необходимо отметить, что дифференциация грузовых и легковых автомобилей по следам шин проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Ширина колеи – это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес, или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств при прямолинейном движении отображаются в основном шины задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес. Следы передних колес изучают в местах поворота или разворота транспорта.

База автомобиля – это расстояние между осями передих и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (это расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (это расстояние между 2-й и 3-й осью). Базу автомобиля замеряют по следам остановки на мягком грунте (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где транспортное средство разворачивалось с применением заднего хода.

Читайте также:
Смешанное товарищество: что это такое, описание и особенности

Обнаружение следов транспортных средств на месте происшествия требует особого внимания и тщательности при осмотре.

По следам транспортного средства, обнаруженным на месте происшествия, в ряде случаев можно определить направление его движения.

Основные признаки, указывающие на направление движения транспортного средства:

-при переезде транспортным средством лужи, жидкой грязи брызги от передних колес отлетают вперед в сторону по направлению движения. В этом случае влажный след от колес, идущий в сторону движения, постепенно будет сходить на нет;

при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движению транспортного средства;

-капли жидкости (моторного масла, тосола и т.п.) падающие с автомобиля на ходу, образуют на дороге пятна грушевидной формы, узкий конец которых обращен в сторону движения;

-при переезде транспортного средства через тонкую ветку, отдельные небольшие палочки, соломинки они переламываются и образуют угол, раскрытый в сторону движения;

-при движении транспортного средства по траве стебли растений будут наклонены в сторону движения;

-при переезде через твердый предмет, находящийся в грунте (например, камень), он сдвигается вперед, в результате чего со стороны, противоположной направлению движения, образуется небольшой зазор между поверхностью предмета и грунтом;

-в месте поворота между следами передних и задних колес образуются углы. Более острый угол показывает направление движения.

-при движении по рыхлой поверхности (глина, мокрый снег и т.п.), на дне объемного следа образуются выступы треугольной формы, пологие края которых обращены в сторону движения.

Фиксация следов транспортных средств на месте происшествия производится по правилам фиксации других видов следов-отображений (например, следов низа обуви).

Некоторую специфику имеет фиксация следов и повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Фиксация следов и повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия производится путем описания в протоколе осмотра места про­исшествия, фотосъемки, зарисовок, составления схем, копирования и моделирования следов.

В протоколе осмотра места происшествия должно быть отмече­но следующее:

– тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, брусчатка, глина, пе­сок, снег и т.п.);

– состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, снегом, гололедица и т.п.);

– равномерность покрытия (если неравномерно, то на каких участках, их протяженность);

– состо­яние поверхности проезжей части (например, наличие ям, выбоин, предметов, затрудняющих движение транспортного средства);

– размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочины, ширина проезжей части и т.п.);

– наличие дорожных знаков, разметки проезжей части, пешеходных переходов, светофоров и т.д.;

– дата и время суток дорожно-транспортного происшествия;

– наличие следов транспортного средства на проезжей части, их вид, характер, расположение и протяженность по ширине проезжей части (при наличии следов торможения необходимо указать, от ка­ких колес оставлены следы, и длину следа торможения).

Описание следов колес на одежде и теле потерпевшего, а также на дорожном покрытии должно содержать информацию о количестве отображений колес, ширине колеи (по расстоянию между продольными осями или одноименными краями следов беговой дорожки протектора одинарных колес или между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин спаренных колес), ширине беговой дорожки шины каждого из колес, длине окружности колес по двум последовательным отображениям одной и той же особенности шины, количестве, форме и размерах продольных рядов выступов и канавок рисунка протектора, наличии, количестве, форме, размерах и расположении особенностей рисунка протектора.

Кроме того, механические повреждения на автомобиле, теле и одежде потерпевшего, прилегающих к дороге предметах, иных транспортных средствах описываются по месту расположения на предмете-следоносителе, форме и размерам, характеру краев и дна следа, наслоения посторонних веществ.

В протоколе указывается, производилось ли фотографирование, составлялись ли схемы, изготавливались ли слепки, способ изъятия поверхностных следов и упаковка изъятых объектов.

Фотографирование на месте дорожно-транспортного происше­ствия осуществляется по правилам судебной фотографии.

Следы шин фиксируются с помощью ориентирующей и обзорной фотосъемки, способом линейной панорамы. Затем выполняются обзорная и узловая фотосъемка, детальные масштабные снимки каждого четкого следа. Поверхностные следы фотографируются с помощью рассеянного света, объемные следы – с использованием косопадающего света для высвечивания деталей рельефного рисунка.

Несмотря на технические трудности (сопряженные с невозможностью занять достаточно высокую позицию для съемки), необходимо постараться запечатлеть расположение следов колес относительно предметов окружающей обстановки. Обязательно фотографируются следы передних и задних колес. Съемка производится вдоль следов с некоторого возвышения (например, из кузова грузового автомобиля). Фотографирование следов торможения рекомендуется производить с глубинным масштабом. Значительные участки следа каждой покрышки (не менее длины окружности колеса) необходимо фотографировать по методу линейной панорамы для запечатления строения рисунка протектора и его особенностей, отобразившихся в следе. Отдельные особенности рисунка протектора должны быть сфотографированы в более крупном масштабе. Обе последние съемки должны быть измерительными – с использованием масштабной линейки.

В ряде случаев, когда в объемных следах отобразились индивидуальные особенности протектора, изготавливаются их копии с помощью гипса (методика изготовления аналогична изготовлению слепков со следов обуви).

Поверхностные следы и повреждения, образовавшиеся на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на другом объекте, по возможности изымаются с предметом-следоносителем.

Следы-наслоения или отслоения частиц пыли, тонкого слоя грязи и т.п. переносят на следокопировальные пленки, ошкуренную резину, фотобумагу с влажным эмульсионным слоем. Недостаточно устойчивые (пылевые) следы протектора на одежде трупа, перед транспортировкой в морг, рекомендуется закрепить бесцветным лаком с помощью аэрозольного распылителя (например, женского лака для фиксации прически).

Следы-предметы (детали автомобиля, осколки стекла, чешуйки краски) необходимо изъять для приобщения к материалам уголовного дела. Микроскопические осколки стекла и частицы лакокрасочного покрытия изымаются в соответствии с правилами работы с микроследами.

Все изъятые с места происшествия объекты, в том числе детали транспортных средств, упаковываются отдельно друг от друга, чтобы исключить их случайное взаимодействие между собой при транспортировке.

Обнаруженные на месте происшествия следы транспортных средств, в дальнейшем должны быть исследованы.

Экспертиза следов транспортного средства решает две группы задач – идентификационные и диагностические.

Читайте также:
Фундированный доход: что это такое, описание и особенности

Идентификационная трасологическая экспертиза следов шин транспортного средства производится с целью установления конкретного транспортного средства, оставившего след. Как и в других идентификационных экспертизах, на исследование предоставляют разные виды объектов. Во-первых, подвергаются изучению объекты со следами шин (например, одежда потерпевшего) или их копии в виде слепков, оттисков, фотоснимков и, во-вторых, транспортное средство или шина. Если представить на экспертизу транспортное средство или шину невозможно или нецелесообразно, то эксперт должен выполнить необходимую часть исследования на месте происшествия или изготовить экспериментальные образцы следов шин для дальнейшего лабораторного исследования.

Помимо идентификационных экспертиз в последнее время важное значение приобретает и диагностическая транспортно-трасологическая экспертиза. К основным задачам данной экспертизы относятся: установление места столкновения (наезда); определение взаимного расположения транспортных средств в момент происшествия; распределение удара при столкновении, перемещение транспортных средств после него; взаимное положение транспортного средства и пешехода в момент наезда и ряд других задач.

Заключение

Таким образом, в данной лекции раскрыты понятие и содержание криминалистической трасологии, дана подробная классификация следов-отображений и рассмотрены наиболее распространенные виды следов, порядок их обнаружения, фиксации и изъятия. Особое внимание уделено следам рук, обуви, транспортных средств, орудий взлома, следам биологического происхождения – наиболее часто встречающимся при производстве осмотра места происшествия. Также по каждому виду следов рассмотрен порядок их обнаружения, фиксации и изъятия, правила работы со следами, а также вопросы, разрешаемые различными экспертизами в зависимости от вида обнаруженных следов.

Лекцию подготовил: А.В. Чурсин

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

§ 7. следы транспортных средств

§ 7. следы транспортных средств

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ, что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование.

Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др.

Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения.

Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными — от окрашенных выступающих частей, и негативными — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

По следам ходовой части определяют направленность и режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление.

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства.

При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора (рис. 12).

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

а) рисунок протектора, имеющий элементы типа “елочка”, должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;

Читайте также:
Торговля несовершеннолетними: что это такое, описание и особенности

в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;

г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;

Рис. 12. Отождествление протектора колеса транспортного средства по его следу. А — след, оставленный на месте происшествия; В — проверяемый протектор; С — гипсовый слепок, полученный со следа на месте происшествия. Цифрами отмечены совпадающие участки рельефа.

д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;

е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);

ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;

з) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;

и) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения (рис. 13).

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы “юза” (скольжения),^ то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра.

Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака).

Рис. 13. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам (пояснения в тексте).

Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси.

Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного.

Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;

в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы; не образован ли след данной шиной; какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

1) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;

2) кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;

3) обломки частей транспортного средства;

4) составные части или крепежные детали отдельных узлов. Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части.

Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

Читайте также:
Транспортная накладная: что это такое, описание и особенности

В результате трасологическим путем удается установить совпадение кусочков по линиям разделения и определить место, где раньше находилась краска.

При материаловедческих исследованиях сопоставляют химические и физические свойства лакокрасочного покрытия.

В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле.

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.),

Следы контактного взаимодействия изучаются для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т. е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Говоря о таких следах, также различают следы статические и динамические. Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях — длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем — левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего — крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека — выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под углом друг к другу).

Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов — соударение, опрокидывание и т. п.

Следы первичного контакта возникают от внедрения одного транспортного средства в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов — участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, -транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей .разрез.

Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п.

Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных пластических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии транспортного средства. Для этих целей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).

Как проверить колеса при покупке автомобиля

Мы уже писали, как при осмотре подержанного автомобиля проверить геометрию кузова, генератор, систему зажигания, аккумулятор, двигатель, ходовую часть. В этом материале расскажем, как проверить резину при покупке б/у машины.

Читайте также:
Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности

Некоторые специалисты утверждают, что эксплуатация бу шин подобна русской рулетке – полагаться приходится лишь на счастливый случай. И чтобы случай был действительно счастливым, следует проверить колеса как можно внимательнее.

Содержание

  • Как проверить резину при осмотре авто
  • Год выпуска резины
  • Износ покрышки
  • Глубина протектора
  • Следы ремонта
  • Степень стертости сцепных кромок
  • Наличие микротрещин
  • Порезы и следы ремонта шины
  • Покупка машины на зимней резине
  • Проверка б/у автомобиля с помощью Автокод

Как проверить резину при осмотре авто

Автошины – гарант безопасности на дороге. При осмотре автомобиля и бу резины проверьте следующее:

  • год выпуска резины;
  • износ покрышки;
  • глубину протектора;
  • следы ремонта протектора;
  • степень стертости сцепных кромок;
  • наличие микротрещин;
  • порезы и следы ремонта шины.

Каждый из параметров по-своему важен, а потому игнорирование хотя бы одного из них может существенно снизить уровень безопасности на дороге.

Год выпуска резины

Рекомендуем проверить в первую очередь. Если шины отслужили отведенный им срок, дальнейшая эксплуатация не представляется рациональной. Сделать это несложно – дата состоит из двух цифр: номер недели и год выпуска, наносится на внешнюю сторону резины. Если при осмотре машины обнаруживается, что цифры на каждом колесе отличаются, то это свидетельствует о неодновременной замене колес. О причине замены, если срок эксплуатации еще не подошел, следует поинтересоваться у продавца.

Износ покрышки

Чтобы проверить износ шин, достаточно визуального осмотра. Важно, чтобы износ шин (при его наличии) был равномерным по всей окружности колеса. Нарушение равномерности износа автошин может быть признаком разбалансировки колес, а также это указывает на возможную неаккуратную манеру вождения предыдущего владельца, что может стать причиной еще нескольких проблем при эксплуатации авто. Повышенный износ с внешней стороны свидетельствует о недостаточном давлении в шине, которое также следует проверить перед тест-драйвом. Эксплуатация таких колес чревата тем, что в поворотах резина будет плохо «держать» дорогу. Если износу была больше подвержена центральная часть, готовьтесь к снижению скорости разгона, управляемости и торможения.

Глубина протектора

При покупке автомобиля обязательно обратите внимание на этот параметр. Испытания показывают, что допустимая глубина протектора должна быть не менее половины от изначальной – для летних шин составляет не менее 3 мм (1,6 мм по законодательству, но лучше будет оставить запас), для зимних – не менее 4 мм. Проверить глубину несложно – в автомагазинах можно приобрести специальный щуп с метками или использовать простую линейку.

Следы ремонта

Осматривая протектор, не лишним будет проверить наличие следов ремонта изнутри (на гладкой поверхности). Сами по себе латки на протекторе не являются критичными, но только если их количество не превышает пары штук на одно колесо, а их размер – трети ширины рисунка. В ином случае, от эксплуатации «коня» на таких колесах следует отказаться. Обратите внимание на характер латки – восстановленный рисунок протектора (так называемая «нарезка») может обернуться разрывом шины.

Степень стертости сцепных кромок

Сцепление шины с дорожным покрытием происходит по всей ширине протектора. Кромки шины также оказывают влияние на эффективность торможения. Чем меньше они становятся, тем меньше сцепления резины с дорожным покрытием, и, следовательно, повышается опасность движения по мокрой или скользкой поверхности. Изношенная передняя кромка свидетельствует о проблемах с подвеской авто, на что тоже стоит обратить внимание. Проверить эту часть протектора можно «на ощупь» – проблема присутствует, если зубья на кроях протектора отличаются по остроте.

Наличие микротрещин

Микротрещины на шинах могут появиться даже в условиях минимального износа резины и бережливого хранения. Средний срок службы резины – 5 лет, но, как правило, к окончанию срока шина естественным путем приходит в непригодность. При наличии небольших трещин не рекомендуется превышать скорость свыше 80 километров в час, иначе шансы полного износа шины стремительно увеличиваются. Глубокие трещины появляются при большой степени расслоения шины. Использовать такую резину крайне не рекомендуется.

Порезы и следы ремонта шины

Дефекты в виде порезов и следов ремонта – явный сигнал держаться в стороне от выбранной бу резины.Как правило, опасными являются боковые порезы шины ввиду того, что ремонт таких дефектов чрезвычайно сложен и не дает дальнейшей гарантии качества эксплуатации резины. Но, кроме того, необходимо проверить и убедиться в отсутствии неявных повреждений. Деформация каркаса автошины в виде вмятин и заломов может быть следствием езды или стоянки на спущенном колесе, а также сильного удара. Окончание срока эксплуатации в этом случае может наступить раньше, чем предполагается.

Внутреннее расслоение покрышки обнаружить крайне сложно. Предупреждением могут служить различного вида вздутия на внутренней стороне шины. Возможны и видимые разрывы слоя. Проверьте степень продавливания шины – от нажатия двумя большими пальцами шина не должна сильно деформироваться, но будет быстро возвращаться в исходную форму.

Эти параметры проверки шин и колес применимы и к летней, и к зимней резине. Но, в холодное время года, когда автомобиль «переобут» в зимнюю резину, следует учесть еще некоторые факторы.

Покупка машины на зимней резине

Зимой правильным считается покупка машины на зимней резине, но возможна и другая ситуация, поэтому не пренебрегайте осмотром колес. В первую очередь, следует проверить, во что «обута» машина – она может продолжительное время простаивать, особенно, если сделка происходит на авторынке. Зимние колеса делятся на два типа: шипованные, и фрикционные.

    • Шипованные шины отличаются наличием шипов. Наличие всех или подавляющего большинства шипов считается идеальным и гарантирует хорошее сцепление колес с дорогой, и, как следствие, безопасность дорожного движения.
    • Фрикционная шина выпускается без шипов. Ее отличие от шипованной – особый состав резины, которая имеет сцепление с дорожным покрытием подобно «липучке». Этот тип больше подходит для городской среды.

Не менее важным является глубина протектора. За 100% принято брать глубину протектора новых шин, 0% – непригодную в использовании, соответственно. Минимально разрешенная глубина протектора зимней резины достигает 4 мм, иначе – 0%. С завода шины выпускают с разной глубиной. Учитывайте, что, если изначально глубина достигала 8 мм, то 4 мм – это не 50% износа, как утверждают некоторые продавцы.

Читайте также:
Тактическая операция: что это такое, описание и особенности

Проверка б/у автомобиля с помощью Автокод

Гарантией хорошей сделки будет бдительность покупателя. Плохая резина при общем хорошем состоянии автомобиля — не всегда повод отказываться от покупки. Если износ естественен и равномерен, а также соответствует среднему сроку службы автошин, вариант приобретения авто стоит рассмотреть. Всегда можно со временем заменить резину на ту, что будет вызывать доверие.

Чтобы при осмотре не возникли сомнения по поводу истории приобретаемого авто, проверьте историю машины с помощью онлайн-сервиса Автокод. Для получения полного отчета необходимы только VIN, номер шасси или государственный номер интересующего автомобиля.

Вбивая уникальные номера автомобиля, вы получите следующие данные:

  • год выпуска;
  • количество владельцев;
  • истинный пробег авто;
  • участие авто в ДТП и указание наиболее поврежденных частей;
  • нахождение автомобиля под залогом у банка;
  • использование автомобиля в такси;
  • проведение ремонтных работ.

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь также сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Износ автошин или другие негативные факторы могут быть скрыты продавцом. Чтобы они впоследствии не привели к неполадкам в других частях машины, закажите выездную проверку Автокод. Специалист приедет на место в любое время и проведет профессиональный осмотр ТС. Проверка машины через Автокод поможет удостовериться в правильности своих предположений или опровергнуть их.

Если в истории и технической части машины не найдется серьезных проблем и вы решитесь на покупку, сделайте финальный шаг – пробейте паспортные данные продавца через сервис проверки владельца авто. Этот сервис покажет, есть ли у него проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если проверка найдет серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

СЛЕДЫ ГОРЕНИЯ. ПРИЗНАКИ ОЧАГА ПОЖАРА

Тепловое воздействие на материалы и конструкции в ходе пожара приводит к формированию на них следов термических поражений, специфичных для каждого вида материала. В зависимости от того, насколько сильно материал разрушен под воздействием тепла пожара, термические поражения могут либо наблюдаться визуально, либо быть невидимы глазу, и выявляться с помощью специальных инструментальных методов и технических средств. Существует понятие “степень термических поражений”; под этим термином понимается величина термических разрушений материала. Она может выражаться качественной оценкой (например, “незначительные разрушения бетона с образованием мелких трещин” или “сильные разрушения с отслоением защитного слоя”) или количественной, через какую-либо измеренную величину или параметр, прямо или косвенно связанный с процессом и последствиями термического разрушения. Примером количественной оценки степени термического поражения может быть измерение глубины обугливания древесины или величины деформации стальной балки.

Степень термического поражения любого материала определяется двумя основными параметрами – температурой и длительностью нагрева, причем влияние температуры более существенно, нежели длительности.

Изучение и фиксация следов горения и теплового воздействия на материалы и конструкции необходимы,

прежде всего, для выявления места возникновения (очага) пожара и путей распространения горения [16-20].

Описание термических поражений в протоколе осмотра места пожара имеет целью зафиксировать подробно, насколько это возможно, обстановку после пожара.

Следы горения. Термические поражения отдельных материалов

Древесина и древесные композиционные материалы

Поражения древесины на пожаре возникают в результате ее термического разложения под воздействием внешнего тепла. Результатом термического разложения древесины является ее обугливание. При этом выделяются горючие газообразные продукты термического разложения, которые при достижении определенной концентрации в воздухе способны загораться и обеспечивать пламенное горение над поверхностью древесины. Образовавшийся угольный слой также способен выгорать, частично и полностью.

Первые признаки термического разложения древесины – потемнение ее поверхности – проявляются при температуре выше 110°С. Активное тление древесины, начинается при температуре порядка 300°С; самовоспламенение древесины происходит примерно при 400°С.

Глубина обугливания древесины последовательно возрастает с увеличением температуры и длительности пиролиза. Поэтому измерение глубины обугливания (правила измерения см. ниже, вразд. 5.2) может применяться для фиксации и оценки изменения степени термического поражения по длине и высоте конструкции, определения направленности теплового воздействия или более интенсивного теплового воздействия.

Внешний вид угля

Внешний вид угля несет определенную информацию об условиях, в которых он образовался.

Уголь легкий, рыхлый, с крупными трещинами образуется обычно при интенсивном пламенном горении.

Уголь плотный, тяжелый, иногда с коричневатым оттенком и даже сохранившейся текстурой древесины (рисунком годовых колец) образуется при низкотемпературном пиролизе (тлении), когда процесс обугливания происходит медленно, и летучие выделяются понемногу, уходя через мелкие трещины и не разрыхляя уголь.

Полное выгорание древесины

Проявляется в сквозных прогарах и при выгорании до золы (порошка серого цвета). Этот признак экстремально высоких термических поражений конструкций прекрасно виден невооруженным глазом. Его надо фиксировать в протоколах осмотра места пожара и учитывать в поисках очага пожара. Необходимо установить природу прогара (может быть, это след конвективного теплового потока, может быть, – очаг пожара).

Особый интерес представляют прогары в полу, прежде всего, когда они немногочисленны или прогар один. Полы на пожаре, как правило, сохраняются, поэтому наличие прогара в полу требует его фиксации в протоколе осмотра, а также подробного исследования.

Локальные прогары с четко очерченными границами образуются при длительном низкотемпературном пиролизе (тлении).

От полностью выгоревшей деревянной конструкции над очагом пожара остается зола (минеральные соли, содержавшиеся в древесине) и металлические детали (гвозди, болты, скобы и т.д.), если таковые присутствовали до пожара. За пределами участка, выгоревшего над очагом, конструкции рушатся, еще полностью не сгорая, вместе с несгораемыми деталями. Таким образом, скопление, например, гвоздей в каком-либо одном месте может иногда служить дополнительным признаком очага пожара.

Невидимые невооруженным глазом особенности структуры и состава углей, которые зависят от условий их образования на пожаре, устанавливаются специальными методами (см. разд. 12.3). Инструментальные исследования древесных углей позволяют определять средне временную интегральную температуру и длительность пиролиза древесины в точке отбора пробы угля.

Следы пожара

Протекание любого процесса оставляет следы этого процесса как в реальном, так и в ментальном мире. Так как пожар является многофакторным процессом, то и следы оставляемые им имеют множественный и разнородный характер. Экспертиза пожаров, как и любая другая экспертиза, проводится по следам. Изучение этих следов и даёт информацию о протекании этих процессов.

Читайте также:
Разглашение сведений о мерах безопасности

Любой пожар сопровождается тепловыми эффектами, световыми, газовыми, звуковыми. Их действие оставляет следы как в / на предметах вещной обстановки места пожара, в цифровой памяти фотоаппарата или на магнитной ленте видеокамеры, так и в памяти очевидцев пожара

Таким образом, следы пожара могут быть:

1. Материальными (предметными)

2. Отобразительными (фотографическими)

3. Мемориальными (воспоминания свидетелей)

Материальные следы характеризуются наличием формы, цвета, структуры и состава. Эти следы можно изъять, описать, измерить, исследовать их свойства.

Учитывая, что пожар – это пламенное горение горючих материалов, главными следами в данном случае должны являться следы термического воздействия: выгорание материала, обугливание материала, оплавления и изменения цвета материала (структура и цвет).

Расположение этих следов на пепелище позволяет установить: где и как происходил процесс горения, но не позволяет установить: почему это горение или термическое воздействие прекратилось. Следовательно, кроме следов термического воздействия необходимо искать следы тушения. Но эти следы на пепелище определить сложно, так как этот процесс – тушение – не заканчивается с окончанием процесса горения, а продолжается и после пожара – пожарные производят « проливку » места пожара. Поэтому следы тушения могут быть по всему пепелищу. Следовательно, следы тушения (вода, порошок) не могут использоваться в качестве материальных следов.

Таким образом, при исследовании следов термического воздействия возможно лишь установить площадь локализации пожара, т.е. определить момент, когда распространение пожара прекратилось.

Так как следы термического воздействия многочисленны из-за различий горящих материалов и степени термического воздействия на них, возможно достаточно чётко установить зону максимальной интенсивности горения и границу зоны термического воздействия.

Т.к. интенсивность термического воздействия высока при горении высококалорийного топлива, или при горении большого объёма пожарной загрузки, или большой продолжительности горения материала, то установление места возгорания по расположению зоны интенсивного горения невозможно без учёта ряда дополнительных сведений о месте пожара: какой материал и сколько его находилось в данном месте?, как долго в этом месте могло гореть? Так как в зоне интенсивного горения, как правило, выгорает вся пожарная загрузка, по оставшимся материальным следам установить количество сгоревшего материала невозможно.

Это становится возможным при исследовании отобразительных и мемориальных следов.

Отобразительные следы характеризуются наличием информации о расположении материальных следов, частично об их размере, цвете, структуре. Эти следы возможно описать, изъять, измерить.

Все возможности отобразительных следов зависят от способа отображения: фотография, цифровая фотография, видеосъёмка, микросъёмка. Информативность этих следов зависит от качества этих следов: резкость, цветность, множественность изображений, правильная точка съёмки. Эти следы не дают информации о составе отображаемого материального следа. Размер, цвет и структура объекта могут быть определены по этим следам с точностью не более 50%, т.к. фотография фиксирует лишь одну сторону объекта, в то время как в пожаре объект находился всеми сторонами. И с той стороны, с какой объект не виден на фото, его цвет, размер и структура могут быть иными, чем на изображённом участке.

Учитывая это, при исследовании только отобразительных следов следует делать выводы только в вероятной форме (50%), кроме случаев, где снято всё. В реальности такой вариант маловероятен.

Кроме этого, часто встречаются случаи, когда следы этого типа хотя и имеют информацию о степени термического повреждения объекта, но не имеют привязки, локализации этого объекта к месту пожара. Их локализацию возможно установить лишь при исследовании мемориальных следов.

Мемориальные следы характеризуются отсутствием их материального носителя. Они находятся в мозгу свидетеля как отпечатки памяти. Конечно, их можно зафиксировать на материальный носитель (протокол, объяснение), но это будет интерпретация (объяснение) субъектом своих ощущений воспоминания. Из психологии известно, что все сигналы внешней среды фиксируются человеком и запоминаются. Но при воспоминании события человек озвучивает лишь те ощущения, которые для него значимы. Те, которые не значимы – он вспомнить не может.

Следователь, дознаватель, проводящий допрос свидетеля не является специалистом в исследовании пожаров, не может определить и сформулировать вопросы, ответы на которые значимы для установления причины пожара.

Поэтому информация о пожаре, имеющаяся в протоколах допросов и объяснениях, чаще всего является малозначимой.

Такие мемориальные следы приобретают значимость в случае, если в деле имеется множество свидетелей, показания которых одинаковы относительно одних и тех же событий.

Ценность мемориальных следов заключается в том, что органами чувств свидетеля фиксируются ВЕСЬ процесс протекания пожара в конкретный момент времени. Свидетель является как бы «чёрным ящиком» происшествия, нужно только уметь «прочитать», что в нём записано. Это «чтение» возможно при участии эксперта при допросе свидетеля, или при производстве экспертизы в присутствии свидетеля. В первом случае это возможно по «свежим следам» пожара, на стадии расследования. Во втором случае – когда пожар произошёл давно и материальных следов пожара уже нет .

Именно последнее и является наиболее распространённым случаем в практике учреждений судебной экспертизы.

Так из 22 пожарно-технических экспертиз, выполненных в 2006 году в СРЦСЭ, 18 экспертиз из них проводились по материалам уголовных и гражданских дел по пожарам, случившимся за 1 – 3 года до назначения экспертизы. В материалах дел имелись официальные документы, акты, справки, протоколы осмотров, допросы и объяснения свидетелей, потерпевших и обвиняемых, фотографии места пожара и изредка видеозаписи. Вместо фотографий чаще всего в делах находились их черно-белые ксерокопии.

Таким образом, материальные следы пожара практически не представлялись, и их изъятие уже было невозможно. Отражательные следы были плохого качества, это были «следы следов». Мемориальные следы были не многочисленны и поверхностны.

Несмотря на это экспертизы проводились, и достаточно часто экспертами давались категорические выводы.

Это стало возможным при использовании метода улучшения качества отобразительных и мемориальных следов – метода виртуальной реконструкции места пожара.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: