Сложная гипотеза: что это такое, описание и особенности

Гипотеза исследования в курсовой и дипломе – пример

Введение научной работы является одной из самых сложных частей для написания. Структура вводной главы подразумевает четкое следование сложенному порядку пунктов. От актуальности до структуры главы.

Гипотеза исследования в курсовой и в дипломе должна обязательно присутствовать. Однако многие студенты просто не знают, как ее вывести и что это вообще такое.

Сегодня мы подробно расскажем о данной части и приведем пример правильного определения гипотезы для разных типов студенческих работ.

Что такое гипотеза исследования?

Как определить гипотезу исследования в курсовой работе?

Как написать гипотезу исследования в дипломной работе?

Как правильно сформулировать гипотезу исследования в диссертации

Типичные ошибки при написании гипотезы исследования

Примеры правильной и неправильной гипотезы исследования

Как проверить уникальность текста?

Как повысить уникальность?

Что такое гипотеза исследования?

Гипотеза исследования – это одна из частей введения. Она находится по порядку после описания цели и задачи и перед пунктом методы исследования.

Научная гипотеза во введении только обозначается, а не решается. Поэтому необходимо будет доказать или опровергнуть ее после выполненного исследования. Объем должен быть не больше абзаца. Поэтому важно правильно формулировать гипотезу, чтобы она была понятной и логичной.

Можно сказать, что это предположение решения научной проблемы, либо ее совершенствование. В конце дипломной или курсовой работы подводится итог, истина гипотеза или нет.

Необходимо рассматривать гипотезу по двум критериям:

  • Она опирается на научную проблему и должна быть понятной самому исследователю
  • Гипотезу можно проверить с помощью научных методов.

То есть с помощью таких методов, как анализ, синтез или сравнение, проводится изучение и установление истинности гипотезы.

Необходимо использовать собственные догадки решения, которые появились при знакомстве с проблемой. Если идей нет, то рекомендуется сначала написать теоретическую и практическую часть. Это поможет вам лучше понять изучаемую проблему и предмет исследования.

Используйте такие шаблоны для выражения гипотезы исследования, как-то:

  • Можно ожидать, что что-то усовершенствуется благодаря…
  • Можно предположить, что что-то будет успешным, если…
  • Можно допустить, что если что-то произойдет, то…
  • Предполагается, что улучшения/ совершенствование наступит после применения…

Таким образом, чтобы написать гипотезу исследования, прежде всего важно понять тему научной работы.

Оформление работы по ГОСТ – это следующий этап после написания текста. Чтобы сэкономить время, вы можете заказать оформление текста на нашем сервисе.

Также мы поможем вам проверить оригинальность работы в закрытом сервисе Антиплагиат ВУЗ и при необходимости повысить процент уникальности до 80-90% без изменений текста и без предоплаты, всего за 5-10 минут. Работаем круглосуточно.

Как определить гипотезу исследования в курсовой работе?

Определить гипотезу исследования в курсовой работе можно с помощью простого примера.

Выдвинем гипотезу: если вы напишите курсовую работу, то сможете получить отличную оценку. Для этого вам потребуется написать работу вовремя, оформить ее, затем проверить на уникальность, пройти допустимый порог и только потом сдать преподавателю. И если в вашей работе не будет замечаний, то вы получите отличную оценку.

Таким образом, вам нужно представить, как может научная проблема в вашей курсовой работе повлиять на что-либо. А затем в практической части работы провести подробное исследование, которое может подтвердить или опровергнуть ваше предположение.

Давайте посмотрим пример гипотезы исследования в работах.

Тема курсовой по социологии: «Современный имидж семьи в рекламе».

Гипотеза: «Можно предположить, что современный имидж семьи в рекламе пропагандирует западные культурные ценности и устанавливает идеальный образ семьи для потребителя».

Тема курсовой по менеджменту: «Управление кадровым потенциалом предприятия».

Гипотеза исследования: «Можно ожидать, что улучшение использования кадрового потенциала может принести прибыль компании».

Тема курсовой по журналистике: «Работа редакции глянцевых журналов».

Гипотеза: «Предполагается, что работа редакции глянцевых журналов направлена на рекламу, нежели на информативность».

Таким образом, не нужно придумывать что-либо сложное. Гипотеза рассматривается во всех основных главах курсовой работы. Поэтому важно подбирать понятные слова и предполагать то, что можно исследовать самостоятельно.

Как написать гипотезу исследования в дипломной работе?

Прежде чем написать гипотезу исследований в дипломной работе, вам необходимо подобрать список используемой литературы, написать актуальность исследования, объект и предмет, цель и задачи. В некоторых случаях рекомендуется заполнять введение уже после написания всей работы.

Давайте рассмотрим примеры гипотез в дипломах.

Тема дипломной работы по истории: «Развитие пивоварения в Советском Союзе в годы проведения новой экономической политики».

Гипотеза: «Предполагается, что изменение в законодательстве может повести за собой изменения в общей культуре пития».

Тема дипломной работы по биологии: «Анализ флоры рек Вологодской области».

Гипотеза: «Можно допустить, что речные бассейны позволяют сохранять разнообразие сосудистых растений в Вологодской области».

Таким образом, можно выразить гипотезу всего в одном предложении. Однако разработка ее включается в каждую главу ВКР. Нельзя забывать о том, что вы наметили решение той или иной проблемы. Однако если вы изменили концепцию всей работы, то не забудьте поменять и гипотезу исследования, либо добавьте новую.

Как правильно сформулировать гипотезу исследования в диссертации

Правильно сформулировать гипотезу исследования в диссертации можно, опираясь на научную базу. Ваше предположение должно быть новым и современным, а также острым и интересным. Идея должна привнести новые способы решения проблемы и иметь практическое подтверждение. Если ваша гипотеза не находит подтверждения или поддается опровержению, то напишите еще одну гипотезу, которая будет абсолютно противоположна первой.

Тема диссертационной работы по педагогике: «Формирование нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности».

Гипотеза исследования: «Процесс формирования нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным, если:

  • содержание и структура понятия «нравственные ценности младших школьников» будут уточнены в соответствии с положениями «Школы Л. Н. Толстого» о единстве культуры чувств, разума и самостоятельности;
  • результативно-целевой основой организации внеурочной деятельности выступает теоретически обоснованная и реализованная модель формирования нравственных ценностей младших школьников; перспективность использования в образовательном процессе начальной школы основных структурных компонентов нравственных ценностей (мотивационно-потребностного, эмоционального, когнитивного, коммуникативного, деятельностного, самооценочного) связана с реализацией педагогических условий; качественное развитие у младших школьников нравственных мотивов, чувств и сознания осуществляется на основе разработанного и внедрённого в образовательный процесс педагогического сопровождения».
Читайте также:
Законодательство РФ о занятости населения

Тема диссертационной работы по педагогике: «Образ будущего в контексте гендерных различий».

Гипотеза исследования: «Можно предположить, что образ будущего личности имеет специфические особенности в зависимости от гендерной идентичности человека».

Примеры гипотез

Гипотеза – это ступенька к теории, которая скоро будет доказана. Чтобы гипотеза считалась научной гипотезой, она должна быть доказана научным методом. Как и все остальное в жизни, есть много путей, чт

Содержание:

  • Типы гипотез
  • Общие типы примеров гипотез
  • Примеры простых гипотез
  • Примеры сложных гипотез
  • Примеры нулевых гипотез
  • Альтернативные примеры гипотез
  • Примеры логических гипотез
  • Примеры эмпирических гипотез
  • Примеры статистических гипотез
  • Параметры хорошей гипотезы
  • Шаг 1. Задайте себе вопросы
  • Шаг 2. Будьте логичны и используйте точный язык
  • Шаг 3. Убедитесь, что ваша гипотеза поддается проверке
  • Изложите свою точку зрения в своей гипотезе

Гипотеза – это ступенька к теории, которая скоро будет доказана. Чтобы гипотеза считалась научной гипотезой, она должна быть доказана научным методом. Как и все остальное в жизни, есть много путей, чтобы прийти к такому же финалу. Давайте посмотрим на различные типы гипотез, которые можно использовать при попытке доказать новую теорию.

Типы гипотез

Прежде чем погрузиться в примеры гипотез, вы должны уделить время пониманию независимых и зависимых переменных. Проще говоря, независимая переменная – это причина, а зависимая переменная – это следствие. Независимую переменную можно изменить, в то время как зависимая переменная – это то, за чем вы следите.

Как количество наносимого макияжа влияет на чистоту кожи?

Здесь независимой переменной является макияж, а зависимой переменной – кожа.

Общие типы примеров гипотез

Шесть наиболее распространенных форм гипотез:

  • Простая гипотеза
  • Сложная гипотеза
  • Эмпирическая гипотеза
  • Нулевая гипотеза (обозначается “HO”)
  • Альтернативная гипотеза (Обозначается «H1»)
  • Логическая гипотеза
  • Статистическая гипотеза

Посмотрите, как эти типы гипотез создаются на примерах.

Примеры простых гипотез

Простая гипотеза предсказывает взаимосвязь между двумя переменными: независимой переменной и зависимой переменной. Посмотрите на эти отношения на этих примерах.

  • Ежедневное употребление сладких напитков приводит к ожирению.
  • Ежедневное курение сигарет приводит к раку легких.
  • 8-часовой сон может повысить бдительность учеников.

Примеры сложных гипотез

Сложная гипотеза имеет взаимосвязь между переменными. Однако это связь между двумя или более независимыми переменными и двумя или более зависимыми переменными. Вы можете следовать этим примерам, чтобы лучше понять сложную гипотезу.

  • Взрослые с избыточным весом, которые 1) ценят долголетие и 2) ищут счастья, с большей вероятностью, чем другие взрослые, 1) сбросят лишний вес и 2) будут испытывать более регулярное чувство радости.
  • Люди, которые 1) курят сигареты и 2) живут в городах, чаще других страдают 1) респираторными проблемами и 2) повышенным риском рака.
  • Люди с избыточным весом, которые 1) едят жирную пищу и 2) едят мало овощей, с большей вероятностью будут иметь 1) высокий уровень холестерина и 2) сердечные заболевания.

Примеры нулевых гипотез

Нулевая гипотеза (H0) существует, когда исследователь считает, что между двумя переменными нет взаимосвязи или отсутствует информация для утверждения научной гипотезы. Это то, что нужно попытаться опровергнуть или дискредитировать. Пример нулевой гипотезы выглядит так, как в приведенных ниже примерах предложений.

  • За то время, когда я пью только зеленый чай или только корневое пиво, в моем здоровье не происходит значительных изменений.
  • Когда я сплю 8 часов и сплю 9 часов, мои рабочие привычки не претерпевают значительных изменений.
  • Если я использую только дистиллированную воду или воду, богатую витаминами, существенных изменений в росте растения не произойдет.

Альтернативные примеры гипотез

Здесь на сцену выходит альтернативная гипотеза (H1).В попытке опровергнуть нулевую гипотезу исследователи будут искать альтернативную гипотезу. На этих примерах вы можете увидеть альтернативную гипотезу.

  • Мое здоровье улучшается, когда я пью только зеленый чай, а не только пиво.
  • Мои рабочие привычки улучшаются, когда я сплю только 8 часов, а не только 9 часов.
  • Рост растения улучшился в те времена, когда я использовал только воду, богатую витаминами, а не только дистиллированную.

Примеры логических гипотез

Логическая гипотеза – это предлагаемое объяснение, имеющее ограниченные доказательства. Как правило, вы хотите превратить логическую гипотезу в эмпирическую гипотезу, проверив свои теории или постулаты.

  • Кактусы демонстрируют более успешные темпы роста, чем тюльпаны на Марсе. (Пока мы не сможем тестировать рост растений на земле Марса в течение длительного периода времени, доказательства этого утверждения будут ограниченными, а гипотеза останется только логичной.)
  • Существа с Марса не смогут дышать воздухом в атмосфере Земли.
  • Существа, обитающие на дне океана, используют аэробное дыхание, а не анаэробное дыхание.

Примеры эмпирических гипотез

Эмпирическая гипотеза, или рабочая гипотеза, оживает, когда теория подвергается проверке с использованием наблюдения и эксперимента. Это уже не просто идея или представление. Он проходит через несколько проб и ошибок и, возможно, меняет эти независимые переменные.

  • Розы, политые жидким витамином B, растут быстрее, чем розы, полированные жидким витамином E. (Здесь метод проб и ошибок приводит к ряду открытий).
  • У женщин, принимающих витамин Е, волосы растут быстрее, чем у женщин, принимающих витамин К.
  • Крысы, испытывающие жажду, быстрее находят путь через лабиринт, если в конце лабиринта есть вода.

Примеры статистических гипотез

Статистическая гипотеза – это исследование части популяции или статистической модели. В этом типе анализа вы используете статистическую информацию из области. Например, если вы хотите провести исследование продолжительности жизни саванн, вам нужно будет изучить каждого жителя Саванны. Это непрактично. Следовательно, вы должны провести свое исследование, используя статистическую гипотезу или выборку популяции саванн.

  • 50% населения саванны живет старше 70 лет.
  • 80% населения США разводятся из-за непримиримых разногласий.
  • 45% бедных в США неграмотны.
Читайте также:
Акт о морском протесте

Параметры хорошей гипотезы

Чтобы гипотеза была обоснованной, придерживайтесь этих советов.

Шаг 1. Задайте себе вопросы

Определите независимые и зависимые переменные очень конкретно и не берите на себя больше, чем вы можете справиться. Сосредоточьтесь на одной конкретной причинно-следственной теории.

Шаг 2. Будьте логичны и используйте точный язык

Держите свой язык чистым и простым. Изложите свою гипотезу как можно более кратко и по существу. Гипотеза обычно записывается в форме, предполагающей, что если что-то будет сделано, то произойдет что-то еще. Обычно вы не хотите формулировать гипотезу в виде вопроса. Вы во что-то верите и стремитесь это доказать. Например: если я подниму температуру стакана воды, то количество сахара, которое можно в ней растворить, увеличится.

Шаг 3. Убедитесь, что ваша гипотеза поддается проверке

Любая гипотеза потребует доказательства. Ваша аудитория должна будет увидеть доказательства и причину, чтобы поверить вашему заявлению. Например, я могу весь день пить рутное пиво, а не зеленый чай. Если вы собираетесь заставить меня изменить свой образ жизни, мне нужны веские аргументы и экспериментальные доказательства – возможно, тематические исследования других людей, которые сбросили вес, очистили кожу и значительно улучшили свой иммунитет, выпив зеленый чай.

Изложите свою точку зрения в своей гипотезе

Ученые действительно могут изменить мир своими гипотезами и открытиями. Чтобы улучшить мир, в котором мы живем, все, что требуется, – это исходная гипотеза, которая хорошо сформулирована, истинно обоснована и может выдержать обширные исследования и эксперименты. Найдите свои независимые и зависимые переменные и продолжайте делать этот мир лучше. Пришло время познакомиться с примерами научных методов.

ГИПОТЕЗА – что это. Суть, понятие и виды гипотезы

Last Updated on 25 февраля, 2021 12:44 пп

Гипотеза – это довод о том или ином явлении, который основывается на субъективном взгляде человека, направляющего свои действия в какую-нибудь установленную сторону. Если результат человеку пока неизвестен, то создается обобщенное предположение, а проверка его позволяет скорректировать общую направленность работы. Это и есть научное понятие гипотезы. Можно ли упростить значение этого понятия?

Объяснение «не научным» языком

Гипотеза – это способность предугадывать, прогнозировать результаты работы, и это важнейшая составляющая фактически каждого научного открытия. Она помогает просчитать будущие ошибки и промахи и понизить их количество в разы. При этом гипотезу, рожденную непосредственно во время работы, можно доказать частичным образом. При известном итоге в предположении нет смысла, и тогда гипотезы не выдвигаются. Вот такое простое определение понятия гипотезы. Теперь можно говорить о том, как она строится, и обсудить самые интересные ее виды.

Как рождается гипотеза?

Создание довода в человеческой голове – непростой мыслительный процесс. Исследователь обязан уметь создавать и обновлять полученные знания, а также он должен отличаться такими качествами:

  1. Проблемное видение. Это способность показывать пути научного развития, устанавливать его главные тенденции и связывать разобщенные задачи воедино. Складывает проблемное видение с уже полученными навыками и знаниями, чутьем и способностями человека в исследовательском деле.
  2. Альтернативный характер. Эта черта позволяет человеку делать интереснейшие выводы, находить совершенно новое в известных фактах.
  3. Интуиция. Этот термин обозначает бессознательный процесс, и он не основывается на логических доводах.

В чем состоит суть гипотезы?

Гипотеза отражает объективную действительность. В этом она сходна с разными формами мышления, но она также и отличается от них. Главная специфика гипотезы состоит в том, что она отображает в материальном мире факты в предположительном ключе, она не утверждает категорически и достоверно. Потому гипотеза – это предположение.

Всем известно, что при установлении понятия через ближайший род и отличие потребуется указать еще и на отличительные признаки. Ближайшим родом для гипотезы в виде какого-либо результата деятельности является понятие «предположения». В чем же отличие гипотезы от догадки, фантазии, предсказывания, угадывания? Самые шокирующие гипотезы не строятся на одних домыслах, у всех них есть определенные признаки. Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется выделить существенные признаки.

Признаки гипотезы

Если говорить об этом понятии, то стоит установить его характерные признаки.

  1. Гипотеза – это особая форма развития научных знаний. Именно гипотезы позволяют науке переходить от отдельных фактов к определенному явлению, обобщению знаний и познанию законов развития того или иного явления.
  2. Гипотеза строится на выдвижении предположений, что связано с теоретическим пояснением определенных явлений. Это понятие выступает в качестве отдельного суждения или же целой линейки взаимосвязанных суждений, закономерных явлений. Суждения – это всегда проблематично для исследователей, ведь в этом понятии говорится о вероятностном теоретическом знании. Случается, что гипотезы выдвигаются на основе дедукции. В пример можно привести шокирующую гипотезу К. А. Тимирязева о фотосинтезе. Она подтвердилась, но изначально все началось из предположений в законе сохранения энергии.
  3. Гипотеза – это обоснованное предположение, которое строится на каких-то конкретных фактах. Потому гипотезу нельзя назвать хаотичным и неподсознательным процессом, это вполне логически стройный и закономерный механизм, который позволяет человеку расширить свои знания для получения новой информации – для познания объективной действительности. Опять же можно вспомнить шокирующую гипотезу Н. Коперника о новой гелиоцентрической системе, в которой раскрывалась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Все свои идеи он изложил в труде «О вращении небесных сфер», все догадки опирались на реальную фактическую базу и показывалась несостоятельность тогда еще действующей геоцентрической концепции.

Эти отличительные черты, взятые вместе, позволят отличать гипотезу от иных видов предположения, а также установить ее сущность. Как видите, гипотеза – это вероятностное предположение о причинах того или иного явления, достоверность которого сейчас не может быть проверена и доказана, однако это предположение позволяет объяснить некоторые причины явления.

Читайте также:
Солидарная ответственность: что это такое, описание и особенности

Важно помнить, что термин «гипотеза» всегда употребляется в двояком значении. Под гипотезой понимают предположение, которое поясняет какое-то явление. Также о гипотезе говорят как о приеме мышления, выдвигающем какое-то предположение, а после строящем развитие и доказательство этого факта.

Гипотеза частенько строится в виде предположения о причине минувших явлений. Как пример можно привести наши познания о формировании Солнечной системы, земного ядра, о рождении Земли и так далее.

Когда гипотеза прекращает существовать?

Подобное возможно лишь в паре случаев:

  1. Гипотеза получает подтверждение и превращается в уже достоверный факт – становится частью общей теории.
  2. Гипотеза опровергается и становится только ложным знанием

Подобное может произойти во время проверки гипотез, когда накопленных знаний достаточно для установления истины.

Что входит в структуру гипотезы?

Строится гипотеза из следующих элементов:

  • основание – накопление разных фактов, утверждений (обоснованных или нет);
  • форма – накопление разных умозаключений, что приведут от основания гипотезы к уже предположению;
  • предположение – выводы из фактов, утверждений, которые описывают и обосновывают гипотезу.

Стоит отметить, что гипотезы всегда одинаковы по логической структуре, но они различаются по содержанию и выполняемым функциям.

Что можно сказать о понятии гипотезы и видах?

В процессе эволюции знаний гипотезы начинают различаться по познавательным качествам, а также по объекту исследования. Остановимся детальнее на каждом из этих видов.

По функциям в познавательном процессе различают гипотезы описательные и объяснительные:

  1. Описательная гипотеза – это высказывание, в котором говорится о присущих исследуемому объекту свойствах. Обычно предположение позволяет ответить на вопросы «Что представляет собой тот или иной предмет?» или же «Какими свойствами наделен предмет?». Данный тип гипотезы может выдвигаться для того, чтоб выявлять состав или структуру объекта, раскрывать его механизм действия или особенности его деятельности, определять функциональные особенности. Среди описательных гипотез встречаются экзистенциальные гипотезы, которые говорят о существовании какого-то объекта.
  2. Объяснительная гипотеза – это высказывание, построенное на причинах появления того или иного объекта. Такие гипотезы позволяют объяснить, почему произошло определенное событие или же каковы причины появления какого-либо предмета.

История показывает, что с развитием знаний появляется все больше экзистенциальных гипотез, которые рассказывают о существовании конкретного объекта. Дальше появляются описательные гипотезы, которые рассказывают о свойствах тех объектов, а уже в завершении рождаются объяснительные гипотезы, которые раскрывают механизм и причины появления объекта. Как вы видите, происходит поэтапное усложнение гипотезы в процессе познания нового.

Какие гипотезы бывают по объекту исследования? Различают общие и частные.

  1. Общие гипотезы помогают обосновать предположения о закономерных связях и эмпирических регуляторах. Они выполняют роль своеобразных строительных лесов в развитии научных познаний. Как только гипотезы доказаны, они становятся научными теориями и вносят свой вклад в науку.
  2. Частная гипотеза – это предположение с обоснованием о происхождении и качестве фактов, событий или явлений. Если было единичное обстоятельство, которое стало причиной появления иных фактов, то познание обретает форму гипотез.
  3. Есть еще такой вид гипотезы, как рабочая. Это выдвигаемое на первых порах исследования предположение, которое является условным допущением и позволяет скомбинировать факты и наблюдения в единое целое и придать им первоначальное пояснение. Главная специфика рабочей гипотезы состоит в том, что она принимается условно или временно. Исследователю крайне важно систематизировать полученные знания, данные в начале исследования. После их потребуется обработать и наметить дальнейший путь следования. Рабочая гипотеза как раз и нужна для этого.

Что такое версия?

Понятие научной гипотезы уже выяснили, но вот существует еще один такой необычный термин – версия. Что это такое? В политическом, историческом или социологическом исследовании, а также в судебно-следственной практике часто при пояснении тех или иных фактов или их совокупности выдвигается ряд гипотез, которые по-разному могут объяснить факты. Вот такие гипотезы называются версиями.

Версии бывают общими и частными.

  • Общая версия – это предположение, которое рассказывает о преступлении в целом в виде единой системы из определенных обстоятельств и действий. Данная версия отвечает не на один, а на целый ряд вопросов.
  • Частная версия – это предположение, которое объясняет отдельные обстоятельства какого-то преступления. Из частных версий строится уже одна общая.

Каким нормам обязана отвечать гипотеза?

Само понятие гипотезы в нормах права должно отвечать некоторым требованиям:

  • она не может иметь несколько тезисов;
  • суждение обязано быть оформлено понятно, логично;
  • довод не должен включать в себя суждения или понятия двусмысленного характера, которые еще не могут быть разъяснены исследователем;
  • суждение обязано включать метод решения проблемы, дабы стать частью исследования;
  • при изложении предположения запрещается использовать ценностные суждения, ведь гипотеза должна подтверждаться фактами, после она будет проверяться и применяться к широкому кругу;
  • гипотеза должна отвечать заданной теме, предмету исследования, задачам;
  • все предположения, неестественно привязанные к теме, отсеиваются;
  • гипотеза не может противоречить уже имеющимся теориям, однако есть и исключения.

Как разрабатывается гипотеза?

Гипотезы человека представляют собой мыслительный процесс. Конечно же, представить общий и единый процесс построения гипотезы трудно: все из-за того, что условия для разработки предположения зависят от практической деятельности и от специфики той или иной проблемы. Однако возможно все же выделить общие границы этапов мыслительного процесса, которые приводят к появлению гипотезы. Это:

  • выдвижение гипотезы;
  • развитие;
  • проверка.

Теперь потребуется рассмотреть каждый этап возникновения гипотезы.

Выдвижение гипотезы

Для выдвижения гипотезы потребуется иметь некоторые факты, относящиеся к определенному явлению, и они должны обосновывать вероятность предположения, пояснять неизвестное. Поэтому вначале происходит сбор материалов, знаний и фактов, относящихся к определенному явлению, которое будет в дальнейшем поясняться.

Читайте также:
Физическая сила: что это такое, описание и особенности

На основании материалов высказывается предположение о том, что же представляет собой данное явление, или, другими словами, формулируется гипотеза в узком смысле. Предположение в данном случае представляет собой некое суждение, которое высказывают в результате обработки собранных фактов. Факты, на которых сделана гипотеза, можно логически осмыслить. Вот так появляется основное содержание гипотезы. Предположение должно отвечать на вопросы о сущности, причинах возникновения явления и так далее.

Развитие и проверка

После выдвижения гипотезы начинается ее развитие. Если предполагать выдвинутое предположение правдивым, то должен появиться ряд определенных следствий. При этом логические следствия нельзя отождествлять с выводами причинно-следственной цепи. Логическими следствиями являются мысли, которые поясняют не только обстоятельства явления, но и причины его возникновения и так далее. Сопоставление фактов из гипотезы с уже установленными данными позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Такое возможно только в результате проверки гипотезы на практике. Гипотеза всегда порождается практикой и только практика может решить вопрос о том, является ли гипотеза правдивой или ложной. Проверка на практике позволяет трансформировать гипотезу в достоверное знание о процессе (ложный он или истинный). Потому не стоит сводить истинность гипотезы к определенному и единому логическому действию; при проверке на практике применяются разные методики и способы доказательства или опровержения.

Видео: Почему теория эволюции – это теория, а не гипотеза?

Подтверждение или опровержение гипотезы

Гипотеза работы в научном мире применяется часто. Этот способ позволяет подтвердить или опровергнуть отдельные факты в юридической или экономической практике через восприятие. Примерами можно назвать открытие планеты Нептун, обнаружение чистой воды в озере Байкал, установление островов в Ледовитом океане и так далее. Все это когда-то было гипотезами, а сейчас – научно установленные факты. Проблема состоит в том, что в некоторых случаях с практикой трудно или же невозможно действовать, и проверка всех предположений не является возможной.

К примеру, сейчас есть шокирующая гипотеза о том, что современный русский язык глуше древнерусского, но проблема в том, что сейчас услышать устную древнерусскую речь невозможно. Нереально проверить на практике, постригался ли в монахи русский царь Иван Грозный или нет.

В случаях выдвижения прогностических гипотез нецелесообразно ожидать их непосредственного и прямого подтверждения на практике. Потому в научном мире пользуются таким логическим доказательством или опровержением гипотез. Логическое доказательство или же опровержение протекает опосредованным путем, ведь познаются явления из прошлого или сегодняшнего времени, недоступные для чувственного восприятия.

Главные пути логического доказательства гипотезы или ее опровержения:

  1. Индуктивный путь. Более полное подтверждение или опровержение гипотезы и выведение из нее некоторых следствий благодаря аргументам, которые включают в себя законы и факты.
  2. Дедуктивный путь. Выведение или опровержение гипотезы из ряда других, более общих, но уже доказанных.
  3. Включение гипотезы в систему научного знания, где она согласуется с другими фактами.

Логическое доказательство или опровержение может протекать в прямой или косвенной форме доказательства или опровержения.

Важная роль гипотезы

Раскрыв проблему сущности, структуры гипотезы, стоит отметить еще и ее важную роль в практической и теоретической деятельности. Гипотеза – это необходимая форма развития научных знаний, без нее невозможно понять что-то новое. Она играет важную роль в научном мире, служит фундаментом при формировании фактически каждой научной теории. Все существенные открытия в науке возникали далеко не в готовом виде; это были самые шокирующие гипотезы, которые порой не желали даже рассматривать.

Интересные гипотезы и их опровержение

Все всегда начинается с малого. Вся физика была построена на бесчисленных шокирующих гипотезах, которые подтверждались или опровергались благодаря научной практике. Потому стоит упомянуть некоторые интересные идеи.

  1. Некоторые частицы движутся из будущего в прошлое. У физиков есть свой свод правил и запретов, которые принято считать каноном, но вот с появлением тахионов, казалось бы, все нормы пошатнулись. Тахион – это частица, которая может нарушать все принятые законы физики сразу: масса ее мнимая, а двигается она быстрее скорости света. Была выдвинута теория о том, что тахионы могут двигаться обратно во времени. Ввел частицу теоретик Джеральд Фейнберг в 1967 году и объявил, что тахионы – это новый класс частиц. Ученый утверждал, что это фактически обобщение антиматерии. У Фейнберга была масса единомышленников, и идея прижилась на долгое время, впрочем, опровержения все же появились. Тахионы не ушли из физики совсем, но их все же никто не сумел обнаружить ни в космосе, ни в ускорителях. Если бы гипотеза была верной, люди бы могли связываться со своими предками.
  2. Капля водяного полимера может уничтожить океаны. Эта одна из самых шокирующих гипотез говорит о том, что воду можно трансформировать в полимер – это компонент, в котором отдельные молекулы становятся звеньями большой цепи. При этом свойства воды должны меняться. Гипотезу выдвинул химик Николай Федякин после эксперимента с водяным паром. Гипотеза долгое время пугала ученых, ведь предполагалось, что одна капля водного полимера может превратить всю воду планеты в полимер. Впрочем, опровержение самой шокирующей гипотезы не заставило себя ждать. Опыт ученого повторили, подтверждений теории не нашлось.

Подобных самых шокирующих гипотез была масса в свое время, однако многие из них не подтверждались после ряда научных экспериментов, но о них не забывали. Фантазия и научные обоснования – вот два главных компонента для каждого ученого.

Видео: Цель и задачи исследования, гипотеза

Гипотеза исследования: учимся формулировать по образцу

  • Подготовка гипотезы
  • Формулировка гипотезы исследования
  • Признаки правильной гипотезы
  • Примеры гипотезы
  • Работа с гипотезой

Гипотеза исследования – это составная часть введения в студенческой работе. Она располагается после цели с задачами и перед методами исследования. Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.

Читайте также:
Имеет ли право собственник выписать прописанных жильцов?

Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете библиографические источники, выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В заключении диплома или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.

Подготовка гипотезы

По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.

Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при написании магистерской диссертации, вы тщательно изучите объект и предмет, продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.

Важно помнить, что в процессе написания курсовой работы или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали писать дипломную работу с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.

Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.

Формулировка гипотезы исследования

Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.

  • Гипотеза обычно касается объекта или предмета исследования, поэтому находится в непосредственной связи с этими разделами введения. Также на неё существенно влияют цель, задачи и проблематика.
  • Важно корректно сформулировать гипотезу, не выдавая за неё очевидные вещи, известные всем. Воздержитесь от спорных или размытых понятий, проследите, чтобы гипотезу можно было проверить различными методами, включая анализ, синтез, сопоставление и т.д.
  • Опирайтесь на ключевые слова темы, объекта и цели вашего научного труда. Поскольку эти разделы находятся в непосредственной логической связи, формулировка у них совпадает.
  • Обязательно применяйте речевые обороты, которые бы подчеркнули субъективность выдвигаемой идеи. Например, начните с фразы «следует ожидать…», «можно допустить, что…» или «предполагается, что…». При наличии у вас достаточной смелости чётко пишите, что гипотеза принадлежит вам, начиная со фразы: «я думаю» или «я полагаю».

Признаки правильной гипотезы

Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.

  • Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
  • Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
  • Открытость для проверки различными методами исследования.
  • Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
  • Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами

Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе

Место гипотезы в структуре введения

Примеры гипотезы

Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.

Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.

Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.

Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.

Направление: Производственный менеджмент.

Тема: Документооборот в организации.

Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.

Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.

Работа с гипотезой

От введения до заключения гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.

Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.

  1. Зарождение. Выявление фактов и предположений, которые не укладываются ни в одну известную теорию по вашей теме. Эти умозаключения должны вызывать горячие споры в обществе и остро требовать объяснения, доказательства или опровержения.
  2. Формулировка на основе этих умозаключений.
  3. Теоретическое исследование. Поиск мнений, имеющих отношение к гипотезе, в разных источниках. Сравнение высказанных идей с собственными представлениями, их анализ и цитирование.
  4. Практическое исследование. Осуществление тематических опытов, связанных с гипотезой. Анализ полученных результатов. Выполнение расчётов, подготовка всевозможных итоговых диаграмм и графиков.
  5. Сравнение полученных результатов изысканий с гипотезой, её последующее опровержение или подтверждение.

Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.

Читайте также:
Насильственный захват или насильственное удержание власти

Каковы особенности гипотезы

Каковы особенности гипотезы

Гипотезаформа теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез — а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; б) метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие:

1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.

2. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты.

3. Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипотеза Луи де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных — корпускулярных и волновых — свойств, которая затем стала теорией).

4. Гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективного, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.

5. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.

6. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо — непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытный проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.

Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы:

1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.

2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п. На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. Чаще всего выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.

3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.

4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.

5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо «переходит в ранг» научной теории, или опровергается, «сходит с научной сцены». Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Эта ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит коренная ломка фундаментальных концепций и методов и возникают принципиально новые (и зачастую «сумасшедшие», по словам Н. Бора) идеи.

Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют различные их виды. Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются. Так, выделяют гипотезы общие, частные и рабочие. Первые — это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Общие гипотезы— фундамент построения основ научного знания. Вторые — это тоже обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений. Третьи — это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.

Существуют и так называемые «ad hoc-гипотезы» (от лат. ad hoc — к этому, для данного случая). Каждая из них— это предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.

Теоретический уровень научного познания (как и эмпирический) имеет ряд подуровней, среди которых можно выделить следующие (по степени общности):

а) аксиомы, теоретические законы;

б) частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеализированных объектов;

в) частные, единичные высказывания, утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов.

Источник: Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 116-118 (352с.)

Идентификация человека по признакам внешности (габитоскопия)

Понятие и научные основы идентификации человека по признакам внешности

Криминалистическая габитоскопия (идентификация человека по признакам внешности) – отрасль криминалистической техники, разрабатывающая систему научных положений, а также практических криминалистических рекомендаций, средств, приемов и методов собирания, исследования и использования в целях расследования и раскрытия преступлений информации о внешнем облике человека.

Современная габитоскопия (от лат. habitus – “внешность” и греч. skopeo – “смотрю”) ведет свое развитие от “бертильонажа” – упорядоченной системы описания и регистрации признаков внешнего облика человека, разработанной А. Бертильоном.

Читайте также:
Предприятие ликвидировано, а трудовую не выдают

Признаки внешности человека характеризуются индивидуальностью, относительной устойчивостью и рефлекторностью.

Индивидуальность внешности человека определяется особенностями ее формирования, большим количеством признаков, характеризующих человека, и вариантов их сочетаний, размеров и конфигурации.

Относительная устойчивость внешности объясняется генетической предопределенностью большого количества ее признаков. Особо устойчивы признаки внешности, основанные на костно-хрящевой структуре человека: форма головы и профиль лица, конституция и т.д.

Рефлекторность (отображаемость) как свойство внешности человека означает возможность ее отображения в словесных описаниях, фото- и видеоизображениях, рисунках.

Признаки внешности человека и источники информации о них

Все признаки внешности принято делить на две категории: собственные и сопутствующие. Собственные признаки внешности отражают неотъемлемые черты данного конкретного человека, они органически свойственны его внешнему облику. Сопутствующие признаки лишь дополняют внешность.

По иным основаниям классификации выделяют: постоянные (существующие в течение всей жизни человека) и временные (существующие лишь небольшой отрезок времени, могущие появляться и исчезать); необходимые (присущие людям определенного возраста и пола) и случайные (возникающие произвольно, например бородавки); естественные (присущие человеку в силу пола, возраста, существующие от рождения и т.д.), искусственные (возникающие вследствие действий человека) и патологические (являющиеся последствиями заболеваний).

В рамках категории собственных признаков внешности выделяют общефизические признаки, анатомические, функциональные.

Общефизические признаки: пол, возраст. Некоторые авторы выделяют из общефизических признаков в отдельную группу антропологические и демографические признаки: признаки этноантропологического типа, характеризующие внешние особенности этнического, национального и антропологического характера (славянская внешность, похож на представителя кавказских народностей и т.д.), расу и т.д.

Анатомические признаки – признаки, характеризующие строение тела человека в целом (телосложение, рост, пропорции тела, полнота и т.д.) и отдельных его частей (характеризуются с точки зрения формы, количества, размера, цвета, симметрии, наличия случайных элементов).

К функциональным относятся признаки, характеризующие двигательные, вербальные и иные особенности человека (осанка, походка человека, мимика, манера речи и т.д.).

Особую группу составляют анатомические и функциональные особые приметы и анатомические и функциональные броские признаки. К особым приметам относятся признаки, являющиеся врожденными или приобретенными аномалиями. Анатомическими особыми приметами являются, например, шрамы, горб, иные отклонения в строении тела, цветовые аномалии кожи, татуировки и т.д. Функциональные особые приметы – хромота, сутулость, заикание и т.д.

Броские признаки – редко встречающиеся, яркие, запоминающиеся, расположенные на открытых частях тела, легко заметные отличительные признаки. Броские признаки также могут быть анатомическими и функциональными. К анатомическим броским признакам можно отнести особо густые, сросшиеся брови, большой нос, сильно оттопыренные уши и т.д. Функциональные броские признаки – запоминающаяся манера жестикуляции при ходьбе и разговоре, яркие особенности походки и т.п.

К сопутствующим элементам относятся одежда, обувь, иные постоянно используемые предметы и их технологические и эксплуатационные признаки.

Информацию о внешнем облике человека можно получить из различных источников. Наиболее четко отражать внешность будут результаты непосредственного наблюдения: фотоснимки (особенно результаты сигналитической фотосъемки), кино- и видеоизображения, посмертные маски. Данные источники информации о внешности человека принято называть первичными.

Вторичные источники связаны с восприятием внешнего облика с чужих слов, опосредованным восприятием (протоколы допросов, результаты предъявления для опознания, информационно-розыскные ориентировки, рисованные, рисованно-композиционные и фотокомпозиционные субъективные портреты, составленные со слов свидетелей или потерпевших, и т.д.).

Ряд источников содержит и непосредственно воспринимаемые элементы, и элементы описания (уголовные дела, материалы криминалистической регистрации, личные дела осужденных или арестованных). Такие источники именуются смешанными.

Кроме того, на наш взгляд, можно выделять косвенные источники – источники, не содержащие непосредственных изображений или описаний, но дающие основания делать некоторые выводы о внешности лица: рентгенограммы лица, стоматологические карты, карточки больного и иные лечебные документы, документация из ателье по пошиву одежды, косметических кабинетов, объемные следы ног, дорожка следов, иные следы, обнаруженные на месте происшествия (могут свидетельствовать о росте, весе, телосложении человека), и т.д.

Описание человека по методу “словесного портрета”

Словесный портрет – это используемое в следственной и оперативно-розыскной практике упорядоченное, систематизированное описание признаков внешности человека с использованием унифицированной терминологии.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков. Общефизические признаки: пол, возраст (указывается по документам, “на вид” или по данным медицинского освидетельствования), раса, этноантропологический тип (этнос, национальность и т.д.).

  1. рост (в оперативно-розыскной практике рост описывается по трехчленной градации: низкий (до 160 см), средний (160-174 см) и высокий (более 174 см). У женщин эти показатели уменьшаются на 7-10 см. В следственной практике применяют 5- или даже 7-членную градацию роста, добавляя “очень низкий”, “очень высокий”, “выше среднего” и “ниже среднего”);
  2. телосложение (по степени пропорциональности и развития мышечной системы – атлетическое, коренастое, среднее и слабое (астеническое); по степени упитанности – очень худое, худощавое, нормального питания, полное и очень полное);
  3. голова в целом (форма, размер в соотношении с общим телосложением);
  4. теменная часть (форма);
  5. затылок (по контуру и отношению к вертикали);
  6. волосяной покров на голове и лице (густота, цвет, длина, форма линии роста, прическа, вид стрижки, наличие, степень распространенности и локализация седины, облысения, признаки косметической окраски волос и цвет окрашенных волос, состояние волос, наличие, форма и длина бакенбард, бороды и усов);
  7. лицо (форма, ширина, цвет кожи, контур в профиль);
  8. лоб (ширина, высота, форма в профиль, степень выраженности лобных бугров, надбровных дуг и т.д.);
  9. брови (густота, высота, цвет, форма, длина, расстояние между бровями, положение относительно глазниц и относительно горизонтали);
  10. глаза (размер, цвет, форма, взаимное расположение, положение глазных яблок в глазницах, особенности);
  11. ресницы (густота, контур, длина);
  12. нос (высота и ширина, форма, длина спинки носа, глубина переносицы, выступание носа, контур спинки в профиль, ширина и форма спинки в фас, положение основания носа в профиль, положение, размер и форма кончика носа, форма крыльев носа, контур ноздрей);
  13. рот (величина, форма, контур линии смыкания губ, положение уголков рта, особенности);
  14. губы (толщина, выступание, контур, цвет);
  15. зубы (размер, форма, цвет, расстояние между зубами, наличие протезов и цвет материала протеза, отсутствие или повреждение отдельных зубов, прикус и т.д.);
  16. подбородок (высота, ширина в анфас, контур в профиль и в анфас, наклон в профиль);
  17. ушная раковина (размер, положение относительно вертикали, форма, степень прилегания, форма и размеры мочки, степень слияния мочки со щекой, особенности строения противокозелка, завитка и противозавитка);
  18. морщины (наличие, локализация, количество, степень выраженности, форма и направление);
  19. шея (высота, толщина, выступление кадыка);
  20. плечи (ширина, наклон относительно горизонтали);
  21. грудь (ширина, выступание, развитие грудных мышц);
  22. спина (контур, ширина, выступание лопаток);
  23. руки (длина, толщина, длина и ширина кистей, наличие волосяного покрова на тыльной стороне кистей, длина и ширина пальцев, длина и ширина ногтей, форма ногтей);
  24. ноги (длина и толщина, форма, размеры стопы и т.д.).
  1. осанка (по положению туловища: напряженная, подтянутая, свободная и распущенная; по отношению к вертикали: прямая, сутулая или сгорбленная);
  2. привычное положение головы (отклонения от вертикали относительно туловища);
  3. привычное положение рук (руки в карманах, за лацканами пиджака, вдоль туловища, за спиной, на бедрах, скрещены на груди и т.д.);
  4. походка (размер и скорость шагов, расстановка ног при ходьбе, характер и тип движения, постановка стопы);
  5. жестикуляция – комплекс движений рук, а иногда и головы, сопровождающих речь (наличие, выразительность, характер жестов, привычные движения при разговоре);
  6. мимика (выраженность, эмоциональные состояния);
  7. артикуляция – положения губ при произнесении слов (степень выраженности);
  8. речь (язык, темп, характер, наличие акцента или местного говора, особенности построения фраз);
  9. голос (чистота, тембр, громкость, сила);
  10. манера поведения (устойчивые склонности и привычки).
Читайте также:
Какова исковая давность на раздел имущества?

Особые приметы и броские признаки – описываются детально по местонахождению, характеру, выраженности, размеру, форме и цвету, татуировки – по содержанию рисунков и надписей.

Сопутствующие признаки (описываются по наименованию, виду, цвету, фасону, материалу, назначению, рисунку, размеру, степени износа): головной убор, одежда, обувь, украшения, носимые предметы и т.д.

Описание лица по методу словесного портрета используется: при розыскных действиях и мероприятиях (сопоставлении внешности лица с имеющимся словесным портретом, сопоставлении фотокарточки лица или субъективного портрета со словесным портретом или сопоставлении двух словесных портретов с разных мест происшествия), поиске лиц, пропавших без вести, сопоставлении внешности неопознанного трупа или лица, которое по каким-либо причинам не может сообщить информацию о себе, со словесным портретом лиц, пропавших без вести.

Иные способы фиксации внешних признаков человека в криминалистической практике

В криминалистической практике используются и иные отображения внешних признаков человека.

Мысленный образ – отображение внешнего облика человека в памяти наблюдавшего его другого лица. Отождествление по мысленному образу происходит при предъявлении лица для опознания.

Кроме словесного портрета как упорядоченной системы описания признаков внешности, возможно также произвольное описание. Произвольные описания признаков внешности могут быть получены при допросе фигурантов уголовного дела. На точность такого описания будут влиять психическое состояние, состояние здоровья в момент восприятия, возраст и т.д.

Фотоизображения. В криминалистической практике используются как сигналитические снимки, выполненные по правилам опознавательной съемки, так и обычные любительские или профессиональные художественные снимки и снимки на документы, портреты, опубликованные в средствах массовой информации или для наглядной агитации.

Кино- и видеоизображения, в отличие от статичных фотографий, фиксируют не только анатомические, но и функциональные динамические и вербальные признаки.

Рентгено- и флюорограммы также фиксируют некоторые элементы внешности человека в виде обриса.

Субъективные портреты создаются на основе словесных описаний признаков внешности. Субъективные портреты подразделяются на рисованные и композиционные. При изготовлении рисованных портретов художник по описанию очевидцев изображает интересующего следствие человека. Композиционные портреты составляются из отдельных типовых элементов внешности. Композиционные портреты могут быть изокомпозиционными (составляются из нарисованных элементов), фотокомпозиционными (составляются из фрагментов фотографий, отображающих различные типы разных элементов внешности с использованием механических или компьютерных средств). Можно также выделить трехмерное моделирование внешности. Существуют разработанные программы по составлению объемных портретов из отдельных элементов внешности. Возможно также нанесение грима по описанию очевидцами интересующего следствие лица на похожего статиста.

Объемные посмертные маски могут сниматься с лица умерших людей с использованием гипса, парафина, полимерных масс и иных слепочных материалов. Ю.П. Дубягин выделяет экспертные маски, используемые в портретных экспертизах; маски, используемые в оперативно-розыскных целях (могут для поисковых целей подвергаться дополнительной гримировке); слепки, используемые в трасологических исследованиях.

Пластическая реконструкция лица по черепу осуществляется на основе научных разработок и методик профессором М.М. Герасимовым. Экспертом при пластической реконструкции на череп наносится слой воска или иной пластической массы, повторяющий предполагаемое размещение мягких тканей лица.

Возможности криминалистических экспертиз. Пластическая реконструкция лица по черепу

Основная задача фотопортретной экспертизы – изучение фотоснимков и иных портретов с целью установления тождества личности, изображенной на них. В ходе фотопортретной экспертизы устанавливается конкретное лицо, изображенное на фотоснимке, одно ли лицо изображено на двух или более снимках, производится сравнение фотоснимка с рентгенограммой или черепа с рентгенограммой, восстановление лица по черепу.

При проведении фотопортретной экспертизы используются только общефизические и анатомические признаки внешности человека. Оптимальными будут экспертные исследования одномасштабных одноракурсных снимков. Однако на практике получить такие снимки не всегда представляется возможным. Существует несколько методов исследования снимков.

Читайте также:
Предприятие ликвидировано, а трудовую не выдают

Визуальный метод – сопоставление общих и частных признаков внешности лица, их размерных соотношений, формы, расположения на изучаемых портретах. Для наглядности на снимках может делаться соответствующая разметка.

Методы совмещения и наложения используются при сопоставлении одномасштабных одноракурсных снимков. При использовании метода совмещения в фотоснимках делаются вырезы, пересекающие антропометрические точки. Два снимка совмещаются, проверяется совпадение признаков внешности по линиям разреза. Другим способом совмещения будет разрез фотоснимка по центральной линии лица и совмещение правой части одной фотографии с левой частью другой. Кроме того, возможен разрез не по центральной линии, а по фигурной линии, проходящей через наибольшее количество признаков внешности. Если на двух фотоснимках изображено одно лицо, то при совмещении двух половин снимков признаки совпадут, получится комплексная фотография, сопоставимая с обоими первоначальными снимками. При использовании метода наложения производится наложение двух диапозитивов (или негативов) один на другой и проверяется совпадение одноименных точек в проходящем свете. В указанных целях может производиться и компьютерное наложение снимков.

Метод измерения линейных и угловых расстояний используется при изучении одноракурсных снимков. На снимках размечаются 12-14 антропометрических точек и с помощью измерительных приборов измеряются расстояния между этими точками, а также углы между прямыми, соединяющими точки в различных сочетаниях.

Графический метод заключается в построении графиков, отражающих расстояния между антропометрическими точками и кривизну контурных кривых, и сравнении графиков двух и более снимков между собой.

Метод координатных сеток используется при сравнении одномасштабных одноракурсных (или с небольшой разницей ракурса) снимков. При применении данного метода производится наложение на снимки по антропометрическим точкам координатной сетки (листа стекла или пленки с нанесенной координатной сеткой). Проверяется соответствие расположения признаков на двух снимках относительно координат сетки.

При сравнении снимка черепа с фотоснимком лица (или рентгенограммы с фотоснимком) производятся наложение негативов (или рентгенограммы на негатив снимка) по контурам и заранее нанесенным ориентирам и фотографирование в проходящем свете.

Пластическая реконструкция лица по черепу, как уже отмечалось, производится по методу, разработанному профессором М.М. Герасимовым. Метод основан на закономерностях толщины мягких покровов лица и их взаимосвязи с формой черепа. Сначала реставрируются утраченные части черепа, затем делаются обводы черепа, измерения и чертежи, записывается каждая тонкая его деталь. Далее на черепе или его модели восстанавливаются жевательные мышцы. После этого на поверхность черепа наносится сетка гребней высотой, соответствующей толщине мягких тканей на различных частях лица. Пространство между гребнями заполняется.

Заканчивается реконструкция подбором нескольких вариантов прически и наложением грима.

Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику “словесного портрета”.

Словесный потрет — это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Принципы метода словесного портрета:

    1. системности (определяет последовательность (очередность) описания);
    2. полноты (предусматривает подробную характеристику).
Методика описания признаков внешности человека

1. Фиксируются признаки, характеризующие:

    • общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение;
    • анатомические признаки отдельных областей тела и элементов;
    • функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме “от общего к частному” и “сверху — вниз”:

    • фигурау в целом,
    • голова в целом,
    • лицо в целом,
    • отдельные элементы лица,
    • шея, плечи, спина, грудь,
    • руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по

    • форме,
    • размеру,
    • положению,
    • некоторые — по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: “выше среднего”, “ниже среднего”. Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: “средний-малый”, “большой-средний”.

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам:

    • вид спереди (анфас);
    • вид сбоку (правый профиль).

При этом голова должна находиться в “нормальном” положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т.н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках) .

Схема описания внешних признаков по методу “словесного портрета”

Элементы и признаки лица в фас:

1а. Антропометрические точки лица:

А — верхнелобная, Б — глабелла, В — верхненосовая, Г — зрачковые, Д — подносовая, Е — подбородочная, Ж — нижнечелюстные.

1 — высота лба, 2 — ширина лба, 3 — линия положения брови, 4 — линия положения глазной щели, 5 — зрачковая линия, 6 — протяженность глазной щели, 7 — ширина спинки носа, 8 — высота носа (носовой части лица), 9 — ширина носа, 10 — высота верхней губы, 11 — протяженность ротовой щели, 12 — высота подбородка, 13 — оттопыренность ушной раковины, 14 — высота ушной раковины, 15 — осевая (медиальная) линия.

Читайте также:
Физическая сила: что это такое, описание и особенности

1б.

1 — линия роста волос, 2 — области лобных бугров, 3 — области надбровных дуг, 4 — головки бровей, 5 — контуры бровей, б — хвосты бровей, 7 — внутренние углы глаз, 8 — наружные углы глаз, 9 — контуры складок верхних век, 10 — носогубной фильтр, 11 — контур каймы верхней губы, 12 — контур каймы нижней губы, 13 — контур подбородка, 14— контур завитка, 15 — контур противозавитка, 16 — контур козелка.

Элементы и признаки лица в профиль:

2а.

На 1, 2, 3 — лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 — положение (наклон) лба, 5, б — измерение высоты и глубины переносицы, 7 — выступание спинки носа, 8 — выступание носа, 9 — линия основания носа, 10 — ширина ушной раковины, 11 — высота ушной раковины, 12 — вертикальная (фронтальная) линия.

2б. 1 — контур лба, 2 — контур спинки носа, 3 — контур нижнего края крыла носа, 4 — контур подбородка, 5 — положение верхней губы, 6 — положение нижней губы, 7 — наружный угол глаза, 8 — линия основания ушной раковины, 9 — завиток, 10 — козелок, 11 — противозавиток, 12 — противокозелок, 13 — мочка уха.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст. Устанавливается:

    1. по документам, если они не вызывают сомнений;
    2. “на вид” (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.);
    3. по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации:

  • низкий (для мужчин до 160 см),
  • средний (для мужчин от 160 см до 170 см),
  • высокий (для мужчин более 170 см).

Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое.

По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности — очень худой, очень полный — “тучный”).

Описание функциональных признаков

Осанка — привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Походка — совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция — комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика — движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь — применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи (“вот”, “понимаете” и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: