Служба гражданской обороны: что это значит

Служба гражданской обороны: что это значит

ГОСТ Р 42.0.02-2001

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Civil defence.
Basic terms and definitions

Дата введения 2002-01-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС), доработан с участием Рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 августа 2001 г. N 320-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов – синонимов стандартизованного термина не допускается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешаются в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

Стандартизованные термины набраны жирным шрифтом, их краткие формы – светлым.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

В приложении А приведены термины и пояснения понятий, необходимых для понимания стандарта.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области Гражданской обороны Российской Федерации.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебной, научно-технической и справочной литературе органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, учреждениями и предприятиями всех форм собственности, принимающими участие в подготовке и осуществлении мероприятий по гражданской обороне.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

3 Термины и определения

1 гражданская оборона; ГО: Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [1].

2 силы гражданской обороны; силы ГО: Воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны [1].

Примечание – Для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекают воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 войска гражданской обороны; войска ГО: Воинские формирования, в том числе: органы управления, соединения, воинские части и учреждения, специально подготовленные и предназначенные для решения задач гражданской обороны.

Примечание – Войска гражданской обороны в мирное время привлекают для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4 гражданские организации гражданской обороны; гражданские организации ГО: Формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [2].

5 готовность сил и средств гражданской обороны; готовность сил и средств ГО: Состояние сил и средств гражданской обороны в мирное и военное время, определяющее их способность выполнять возложенные на них задачи.

6 вооружение Войск гражданской обороны; вооружение Войск ГО: Специальная техника для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие [1].

7 территория, отнесенная к группе по гражданской обороне: Территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время [1].

8 организация, отнесенная к категории по гражданской обороне: Организация особой важности, а также причисленная к первой или второй категории по гражданской обороне в зависимости от экономического и оборонного значения.

9 объекты гражданской обороны; объекты ГО: Здания, сооружения, транспортные средства, коммуникации (пункты управления гражданской обороны, противорадиационные укрытия, склады имущества и т.д.), непосредственно используемые органами управления и силами гражданской обороны для решения задач гражданской обороны.

10 очаг поражения: Территория, в пределах которой в результате воздействия поражающих факторов средств нападения противника произошли поражения людей, сельскохозяйственных животных, растений и (или) разрушения и повреждения зданий и сооружений.

11 загородная зона: Территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуированного населения.

12 зона возможных разрушений: Территория города или иного населенного пункта, отнесенная к группе по гражданской обороне, на которой может возникнуть в результате ядерного взрыва расчетное избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, приводящее к разрушению зданий, сооружений и коммуникаций.

Читайте также:
Засорение водных объектов: что это значит

Примечание – Различают зоны возможных сильных и возможных слабых разрушений.

13 зона возможного катастрофического затопления: Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

14 зона возможного опасного химического заражения: Территория, прилегающая к химически опасным объектам, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно химически опасными веществами вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражения незащищенных людей.

15 зона возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения): Территория, включающая зону возможных разрушений и прилегающую к этой зоне полосу территории шириной, установленной нормативными документами.

16 зона возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения): Территория, включающая зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и прилегающую к этой зоне полосу шириной, установленной нормативными документами.

17 система управления гражданской обороной; система управления ГО: Составная часть общегосударственной системы управления, предназначенная для решения задач гражданской обороны и представляющая совокупность взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и системы средств управления гражданской обороны, состоящих из системы связи, оповещения, автоматизированных информационно-управляющих и других специальных систем.

18 органы, осуществляющие управление гражданской обороной; органы управления ГО: Специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны: федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; структурные подразделения (работники) федеральных органов исполнительной власти; органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территории субъектов Российской Федерации и на территории муниципальных образований; структурные подразделения (работники) организаций.

19 начальник гражданской обороны; начальник ГО: Должностное лицо, осуществляющее руководство гражданской обороной в федеральном органе исполнительной власти, на территории субъекта Российской Федерации, на территории муниципального образования или в организации и несущее персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.

20 служба гражданской обороны; служба ГО: Служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий [1].

21 эвакуационный орган: Нештатный орган, создаваемый на базе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или управленческого аппарата организации, предназначенный для планирования, организации и руководства проведением эвакуационных мероприятий.

22 система оповещения гражданской обороны; система оповещения ГО: Организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и речевой информации.

23 сигнал оповещения гражданской обороны; сигнал оповещения ГО: Сигнал, передаваемый в системе управления гражданской обороной и являющийся командой для проведения мероприятий силами гражданской обороны, а также для применения населением средств и способов защиты.

24 система связи гражданской обороны; система связи ГО: Организационно-техническое объединение сил и средств связи, обеспечивающих обмен информацией в системе управления гражданской обороной.

25 пункт управления гражданской обороны; пункт управления ГО: Специально оборудованное защитное сооружение, помещение, транспортное средство или их комплекс, предназначенные для размещения и обеспечения работы органа, осуществляющего управление гражданской обороной.

26 защита населения от воздействия средств нападения противника; защита населения: Комплекс мероприятий гражданской обороны по предотвращению или уменьшению потерь населения от воздействия средств нападения противника.

27 способ защиты населения от воздействия средств нападения противника; способ защиты населения: Способ осуществления мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения от воздействия средств нападения противника.

Примечание – Основными способами защиты населения являются: укрытие в защитных сооружениях гражданской обороны; эвакуация населения в безопасные районы, включая рассредоточение гражданского персонала организаций в загородной зоне; использование средств индивидуальной защиты и применение медицинских средств защиты.

28 средство коллективной защиты гражданской обороны; средство коллективной защиты ГО: Сооружение, предназначенное для защиты группы людей от воздействия средств нападения противника.

29 защитное сооружение гражданской обороны; защитное сооружение ГО: Специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействия средств нападения противника.

Примечание – К защитным сооружениям гражданской обороны относят убежища гражданской обороны и противорадиационные укрытия, а также приспособленные под них метрополитены, подземные горные выработки, естественные полости и подвальные помещения.

30 убежище гражданской обороны; убежище ГО: Защитное сооружение гражданской обороны, обеспечивающее в течение определенного времени защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Читайте также:
Журнально-ордерная форма учета: что это значит

31 противорадиационное укрытие; ПРУ: Защитное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение определенного времени.

32 средство индивидуальной защиты гражданской обороны; средство индивидуальной защиты ГО: Предмет или группа предметов, предназначенных для защиты человека или животного от радиоактивных, отравляющих и аварийно химически опасных веществ, бактериальных (биологических) средств, светового и теплового излучения.

33 медицинское средство индивидуальной защиты: Медицинский препарат или изделие, предназначенное для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов средств нападения противника.

34 рассредоточение гражданского персонала: Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.

35 эвакуация населения по планам гражданской обороны: Эвакуация населения по планам ГО: Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах возможного катастрофического затопления.

36 инженерно-технические мероприятия гражданской обороны; ИТМ ГО: Совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, направленных на защиту населения и снижение возможных потерь и разрушений от воздействия средств нападения противника, подготовку объектов и отраслей экономики к работе в военное время, а также на создание условий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Организация гражданской обороны на предприятии

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Суть гражданской обороны
  2. Обязанности работодателя по организации ГО
  3. С чего начать организацию ГО на экономическом объекте
  4. Законодательные основы обучения персонала
  5. Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

ВАЖНО! Рекомендации по разработке плана гражданской обороны на предприятии от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны.

Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Читайте также:
Существенные условия договора: что это значит

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  • План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  • Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

    • что предпринимать при оповещающем сигнале;
    • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
    • оказывать первичную медпомощь;
    • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
    • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
    • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
    • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

    Как часто нужно обновлять знания по ГО

    Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

    • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
    • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

    ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

    Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

    Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

    Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

    Что такое гражданская оборона РФ

    Содержание статьи

    • Что такое гражданская оборона РФ
    • Защитные сооружения гражданской обороны: классификация
    • Как расшифровывается ПВО

    Гражданская оборона: основные задачи

    Гражданской обороной называют совокупность мероприятий, которые вводятся для защиты населения и сохранения культурных и материальных ценностей от множества опасностей, возникающих при начале боевых действий во время войны, а также при всевозможных чрезвычайных ситуациях как техногенного, так и природного характера.

    Главные задачи, стоящие перед системой гражданской обороны:

    • подготовка гражданского населения к грамотным действиям в условиях опасности;
    • оповещение населения при появлении опасностей военного характера и чрезвычайных ситуаций;
    • эвакуация граждан и ценностей в более безопасные районы;
    • обеспечение населения средствами коллективной и индивидуальной защиты;
    • проведение аварийных и спасательных работ;
    • обеспечение жизнедеятельности населения, пострадавшего в ходе чрезвычайных ситуациях и при военных конфликтах;
    • обнаружение очагов пожаров, районов, подвергшихся биологическому, химическому и радиоактивному заражению;
    • санитарная и специальная обработка объектов, территорий;
    • поисковые мероприятия в отношении потерпевших аварию летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, космических кораблей).
    Читайте также:
    Сельскохозяйственный потребительский кооператив: что это значит

    Этот перечень задач не является исчерпывающим. В рамках гражданской обороны проводятся также мероприятия по основным видам маскировки. В случае обнаружения пожаров ведется борьба с огнем. Зараженные участки местности обозначаются, предотвращается доступ в них населения.

    Специалистам гражданской обороны предстоит восстанавливать и поддерживать порядок там, где возможно ведение военных действий, а также в районах, подвергшихся разрушительному воздействию природных и техногенных факторов. Еще одна из первоочередных задач – быстрое восстановление бесперебойной работы коммунальных служб.

    Силы гражданской обороны работают в тесном сотрудничестве с организациями, чья деятельность важна для выживания населения в экстремальных условиях. В их обязанности входит также поддержание порядка в пострадавших районах, сохранение объектов, без которых невозможно функционирование экономики.

    Выполнение возложенных государством на гражданскую оборону функций требует полной готовности средств, входящих в эту систему.

    Гражданская оборона: структура

    Гражданская оборона в РФ выстроена по четкому территориально-производственному принципу. При этом учитываются особенности административного деления страны, конкретных регионов, населенных пунктов, учреждений, предприятий и организаций. Система гражданской обороны вводится во всех ведомствах, а также на каждом конкретном объекте, имеющем народнохозяйственное значение.

    Руководит всей системой мер в масштабах средств и сил гражданской обороны правительство страны. В субъектах федерации и городах за эти вопросы отвечают лица, руководящие органами исполнительной власти.

    В министерствах, других ведомствах, государственных учреждениях, вузах, на предприятиях (вне зависимости от формы их собственности) гражданской обороной (ГО) ведают их руководители, которые по своей должности становятся начальниками гражданской обороны.

    Непосредственное управление системой ГО в России закреплено за МЧС страны. Это министерство может в пределах своих прав и полномочий вырабатывать решения, обязательные для выполнения другими органами власти и самоуправления на местах.

    При решении вопросов, стоящих перед гражданской обороной, приходится решать и специальные задачи. С этой целью на каждом уровне управления создаются эвакуационные комиссии, а также комиссии, отвечающие за устойчивую и бесперебойную работу объектов экономики.

    На местах деятельность локальных органов гражданской обороны координируют региональные центры ГОЧС. Они считаются полномочными представителями МЧС в конкретном регионе.

    Силы гражданской обороны

    Силы гражданской обороны призваны вести непосредственные работы, направленные на выполнение стоящих перед ГО задач. В структуру таких сил входят воинские формирования (войска гражданской обороны), а также гражданские учреждения.

    Штатное вооружение войск гражданской обороны включает:

    • специальную технику;
    • ручное стрелковое оружие;
    • холодное оружие.

    При необходимости к решению задач могут быть привлечены другие формирования Вооруженных Сил РФ, а в ряде случаев и аварийно-спасательные службы. Войсковые формирования гражданской обороны объединяются в особые центры, учебные и спасательные подразделения, авиаотряды. Войска ГО подчиняются руководителю МЧС РФ.

    Главная цель создания гражданских организаций в рамках системы ГО – защита населения от тех опасностей, что возникают в чрезвычайных ситуациях. В такие структуры зачисляются гражданские лица. Виды и состав конкретных формирований определяются при согласовании с органами местного самоуправления и предприятиями. Учет создаваемых гражданских соединений и их подготовку также ведут органы исполнительной власти на местах.

    Граждане России, как установлено законодательством:

    • проходят обучение методам и способам эффективной защиты от опасностей;
    • участвуют в проведении мероприятий по планам гражданской обороны;
    • оказывают помощь и всемерное содействие органам власти при решении стоящих перед гражданской обороной задач.

    Подразделения гражданской обороны начинают активно вести свою деятельность в случае объявления состояния войны, при фактическом начале боевых действий или при введении президентом страны военного положения. В мирное время деятельность сил ГО ведется при наступлении стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий, при возникновении особо крупных аварий и катастроф, которые ставят под угрозу здоровье граждан. Силы и средства ГО вступают в действие тогда, когда требуется ведение аварийных, поисковых, спасательных и прочих неотложных работ.

    Возрастание террористических угроз, которые могут быть связаны с риском применения химического, биологического и прочих видов оружия, заставляет руководство гражданской обороной уделить особое внимание развитию сети активного наблюдения и лабораторно-технического контроля.

    Система ГО на предприятиях

    Законодательство страны устанавливает пределы полномочий организаций и предприятий при осуществлении системы мер гражданской обороны. Им предписывается принимать меры к устойчивому развитию в военное время, систематически планировать мероприятия по обучению своих сотрудников способам защиты от различных опасностей.

    Читайте также:
    Пассивный платежный баланс: что это значит

    Одна из главных обязанностей лиц, руководящих гражданской обороной на предприятии, – поддержание в надлежащем рабочем состоянии местных систем оповещения об опасности. На случай возникновения чрезвычайных и опасных ситуаций в учреждениях и на предприятиях должны быть сформированы запасы продовольствия, техники, медицинских средств.

    Обеспечивает выполнение всех этих мер штаб гражданской обороны и его службы. Начальник штаба по факту является заместителем руководителя ГО организации. В зависимости от размеров предприятия на нем могут создаваться службы:

    • связи и оповещения;
    • противопожарная;
    • противохимической защиты;
    • противорадиационной защиты;
    • аварийно-техническая;
    • медицинская;
    • охраны порядка.

    При необходимости дополнительно могут быть сформированы звенья или группы по обслуживанию укрытий и убежищ.

    Службы ГО

    В мирное время в Российской Федерации созданы и функционируют следующие федеральные службы гражданской обороны:

    федеральная медицинская служба гражданской обороны. Организует и проводит мероприятия по медико-санитарному обеспечению населения;

    федеральная противопожарная служба гражданской обороны. Организует и проводит мероприятия, направленные на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

    федеральная служба гражданской обороны по охране общественного порядка. Организует и проводит мероприятия, направленные на поддержание общественного порядка в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;

    федеральная служба гражданской обороны по защите животных и растений. Организует и проводит мероприятия, направленные на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятия по защите сельскохозяйственных животных и растений;

    федеральная служба гражданской обороны по защите культурных ценностей. Организует и проводит мероприятия, направленные на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

    В военное время начинает функционировать значительно большее количество служб. Например: служба оповещения и связи; служба энергоснабжения и светомаскировки; транспортная служба; аварийно-техническая служба; служба радиационной, химической и биологической защиты и др.

    3.Силы и средства ГО. К ним относятся:

    – спасательные воинские формирования постоянной готовности (Войска ГО).

    – нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).

    – для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться Вооруженные силы РФ, др. войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и формирования.

    4. Эвакуационные органы.К ним относятся:

    эвакуационные комиссии. Создаются на объектах, в учреждениях и при администрациях территорий. Возглавляются один из заместителей руководителя учреждения, объекта, главы администрации. В нашей академии эвакуационную комиссию возглавляет проректор по учебной работе,

    сборные эвакуационные пункты (СЭП). Создаются на базе предприятий (учреждений) и предназначаются для сбора и учета эвакуируемого населения, организованной отправки его в безопасный район или загородную зону;

    промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Создаются для кратковременного размещения эвакуируемого населения за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших населенных пунктах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения;

    приемные эвакуационные комиссии (ПЭК). Создаются в загородной зоне для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

    приемные эвакуационные пункты (ПЭП). Создаются для сбора и регистрации эвакуируемого населения и отправки его к местам расселения.

    администрации пунктов посадки и высадки. Создаются для отправки (встречи) эвакуационных эшелонов, автоколонн и обеспечения (посадки) высадки эвакуируемого населения.

    Слияние юридических лиц: что это значит

    ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

    1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

    Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

    Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

    Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

    Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

    Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

    Читайте также:
    Устав железных дорог РФ

    (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

    4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

    (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

    Правила абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.

    Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц – первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

    (абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    Когда бывает необходимо слияние компаний

    Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

    1. Для чего компании начинают процедуру слияния?
    2. Разновидности слияний предприятий
    3. «За» и «против» слияния компаний
    4. Алгоритм слияния компаний
    5. Документальное оформление слияния

    Слияние компаний – это процесс соединения всех видов активов двух или более предприятий. Компании, участвующие в слиянии, прекращают свое существование, вместо них на рынок выходит новая крупная организация. Она является правопреемницей слившихся фирм, поэтому отвечает по долгам тех предприятий, на базе которых создана.

    Для чего компании начинают процедуру слияния?

    Объединение ресурсов компаний может быть вызвано такими причинами, как:

    • жесткая конкуренция и наличие в конкурентной среде крупных игроков;
    • альтернативный путь при необходимости ликвидации предприятия из-за повышенной долговой нагрузки, включая вариант слияния должника с кредитором;
    • диверсификация производства путем объединения компаний разных направлений деятельности;
    • низкая рентабельность или негативная репутация одной из организаций, руководство которой не хочет ликвидировать бизнес-проект.

    Вопрос: Правомерно ли увольнение в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), если в штатном расписании организации, образованной в результате слияния, сохранена должность, которую работник занимал до реорганизации?
    Посмотреть ответ

    При совмещении ресурсной базы нескольких крупных предприятий требуется согласие антимонопольного комитета – в соответствии с ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ данная норма касается компаний, стоимость активов которых по последним отчетам была выше 7 млрд руб. или суммарная выручка за истекший год оказалась на уровне 10 млрд руб. и более.

    Обратите внимание! При начатой процедуре банкротства запрещено рассматривать варианты реорганизации предприятия путем слияния (ст. 64 ФЗ «О банкротстве»).

    Цели слияния

    Вопрос: Может ли российская организация (ООО) осуществить реорганизацию в форме слияния с иностранным юридическим лицом (иностранной коммерческой организацией) по законодательству РФ?
    Посмотреть ответ

    Среди целей объединения компаний могут быть:

    • расширение рынка сбыта;
    • усиление конкурентных позиций;
    • повышение качества выпускаемой продукции;
    • снижение затрат за счет диверсификации производства;
    • расширение ассортиментного ряда;
    • повышение уровня узнаваемости в целевом сегменте;
    • формирование положительной репутации и ассоциативного бренда;
    • модернизация производственных мощностей, внедрение инновационных разработок;
    • рост рентабельности;
    • увеличение потенциала инвестирования;
    • формирование более крупного оборотного капитала;
    • поднятие в цене акций компании;
    • повышение порога кредитоспособности.

    Вопрос: В III квартале будет проведена реорганизация в форме слияния организации на ОСН и организации на УСН, вновь созданная организация подаст уведомление о переходе на УСН и с момента создания будет применять УСН. На момент слияния у организации на ОСН имеются остатки по авансам полученным (обеспечительным платежам по договорам аренды). Как необходимо поступить с НДС по обеспечительным платежам?
    Посмотреть ответ

    Разновидности слияний предприятий

    Слияние и присоединение – разные понятия. В первом случае все участвующие в реорганизации предприятия ликвидируются, а их ресурсная база переходит к новому юридическому лицу. Во втором варианте одна из компаний продолжает свое существование, поглощая активы других участников сделки.

    Читайте также:
    Правила дорожного движения: что это значит

    Формы слияния по критерию вида объединения:

    1. Горизонтальное слияние – объединяются компании-конкуренты, которые выпускают однотипную продукцию и имеют общий рынок сбыта.
    2. Вертикальное – объединение разных направлений бизнеса для увеличения контроля над цепочкой производства от сырьевой базы до конечного потребителя (например, агрокомпания объединяется с заводом по производству семян или удобрений).
    3. Родовое – объединяются взаимосвязанные производства (например, производитель мобильных телефонов и производитель аксессуаров для гаджетов).
    4. Конгломератное – объединение несвязанных компаний из разных производственных сфер. Цель – расширение ассортимента.
    5. Экспансионно-географическое – объединение с целью увеличения каналов сбыта.

    Формы слияния по национальному и культурному признаку:

    • национальное — осуществляется между компаниями, работающими в пределах одного государства;
    • транснациональное – между предприятиями, находящимися в разных странах.

    По отношению руководящего класса фирм слияние может быть дружественным или враждебным. В зависимости от степени приоритета объединяемых активов реорганизация может быть нацелена на укрупнение производственных мощностей или наращивание финансовой базы.

    «За» и «против» слияния компаний

    Выгоды от слияния предприятий могут проявиться в получении быстрого положительного эффекта. Этот метод позволяет повысить конкурентоспособность, стать обладателем отлаженной организационной структуры ведения бизнеса с новым сектором рынка. Дополнительное преимущество – вероятность образования значимого объема нематериальных ресурсов, которые в ряде направлений деятельности могут играть ключевую роль.

    Недостатки такого пути развития проявляются в следующих моментах:

    • необходимости существенных денежных вливаний на этапе реорганизации;
    • риске переоценки выгод;
    • кадровых проблемах, обусловленных возможным сокращением штата и объединением нескольких устоявшихся коллективов;
    • несовместимости национальных и культурных особенностей работы при объединении организаций в разных странах.

    Алгоритм слияния компаний

    Пошагово действия компаний, решивших пройти реорганизацию путем слияния, представляется в 6 этапах. Весь комплекс процедур может потребовать от 2 до 6 месяцев.

    Этап 1

    Проводятся подготовительные мероприятия в каждой из объединяющихся организаций:

    • собрания собственников для утверждения решения о реорганизации с последующим оформлением протоколов или решения учредителя;
    • инвентаризация всех активов компании с включением итогов в передаточный акт;
    • максимальное погашение задолженностей.

    Этап 2

    После согласования деталей предстоящего слияния внутри управленческого звена каждого из предприятий проводится общее собрание для всех участников реорганизации. На нем обсуждаются условия слияния, разрабатывается черновой вариант устава нового предприятия и формируется сводный передаточный акт.

    Важно! Проведение общего собрания возможно только при условии присутствия руководителей от всех компаний, которые подлежат ликвидации в результате реорганизационных мероприятий.

    Результатом встречи становится подписание совместного протокола и договора о слиянии.

    Этап 3

    Подача письменного уведомления в регистрационный орган о намерении провести комплекс мер по слиянию определенных компаний. На это с момента подписания договора о слиянии отводится 3 дня.

    Этап 4

    На данном этапе происходит:

    • уведомление кредиторов о предстоящей реорганизации;
    • погашение задолженностей перед государственными органами (ИФНС, ПФР и внебюджетными фондами) с получением справок об отсутствии долгов.

    Нюанс! Без подтверждения налогового органа или Пенсионного фонда факта отсутствия долгов у реорганизуемых компаний процедура слияния будет прекращена.

    Кредиторы уведомляются адресной рассылкой информационных писем по почте или публикациями в средствах массовой информации.

    Обязательное условие! В числе публикаций о слиянии компаний должны быть два оповещения в «Вестнике государственной регистрации» с интервалом в месяц (ст. 60 ГК РФ).

    Этап 5

    Подготовка пакета документов и его подача в регистрирующий орган по истечении 30 дней с момента последней публикации в СМИ о начале слияния.

    Этап 6

    Процедура внесения сведений о новом предприятии в ЕГРЮЛ после его регистрации. Перевод сотрудников объединенных компаний в новую организацию без ущемления их прав в соответствии с трудовым законодательством.

    За день до внесения записи о создании нового юридического лица все компании-участники формируют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов прибылей и убытков (приказ Минфина от 20.05.2003 № 44н).

    Датой регистрации нового юридического лица все данные передаточного акта переводятся в бухгалтерскую отчетность, называемой вступительной.

    Документальное оформление слияния

    Слияние сопровождается оформлением двух перечней документов. Первый список необходим на этапе создания нового юридического лица, второй – после процедуры государственной регистрации. При подготовке комплекта документации следует ориентироваться на требования ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

    Документы, подаваемые в регистрирующий орган:

    1. Заявление, составленное по форме Р12001 и заверенное нотариально. В нем должна быть указана форма реорганизации с приведением точного количества участников и предприятий, подлежащих слиянию.
    2. Устав нового юридического лица – 2 экземпляра (один из них по окончании всех процедур будет возвращен).
    3. Передаточный акт с указанием всех сумм, относящихся к дебиторской и кредиторской задолженности, и фиксацией размера активов, передающихся новому юридическому лицу. В качестве акта может выступать бухгалтерский баланс.
    4. Решение антимонопольных органов при слиянии предприятий с большими объемами доходов.
    5. Документальное подтверждение факта уведомления заинтересованных кредиторов (квитанции об оплате публикаций в СМИ, почтовые отметки о пересылке соответствующих писем, копии страниц с уведомлением из Вестника).
    6. Соглашение о слиянии с протоколом совместного собрания всех собственников.
    7. Справка из Пенсионного фонда, подтверждающая отсутствие задолженности по каждому предприятию, подлежащему ликвидации в процессе слияния.
    8. Квитанция, выдаваемая после оплаты госпошлины.
    Читайте также:
    Безопасные условия для человека

    По прошествии 5 дней с момента подачи пакета документов можно обращаться в ИФНС для получения второго экземпляра устава со свидетельством о государственной регистрации, выпиской ЕГРЮЛ, документов, подтверждающих постановку нового субъекта хозяйствования на налоговый учет. Дополнительно будет выдана документация о прекращении деятельности всех фирм, которые подверглись реорганизации.

    Этапы реорганизации юридического лица: документы, сроки и другие нюансы

    Даже при небольшой задолженности перед государственными органами или кредиторами юрлицо можно закрыть. Именно из-за этого реорганизация, как способ прекращения деятельности организаций, получила широкое распространение в бизнес-среде. Хотя сам этот процесс таит в себе, как преимущества, так и недостатки.

    Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

    Однако в этом процессе есть свои тонкости. С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно. С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

    Формы реорганизации

    В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

    • слияние;
    • присоединение;
    • разделение;
    • выделение;
    • преобразование.

    При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.

    Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

    Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

    Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

    Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

    Алгоритм действий при реорганизации

    1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

    На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов.

    Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

    2. Подтверждение решения о реорганизации

    Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

    В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

    При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

    • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
    • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

    Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

    Сроки отправки уведомления о реорганизации

    Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

    Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

    После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

    Читайте также:
    Особо охраняемые природные территории

    3. Публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»

    Когда запись о начале процедуры реорганизации уже внесена в ЕГРЮЛ, реорганизуемое предприятие должно дважды, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации.

    Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.

    За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

    Если в реорганизации участвуют два и более общества, то сообщение публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ.

    4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

    В п. 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

    В соответствии с пп. 11 ст. 32 НК РФ направить запрос о проведении сверки и получить акт можно в течение следующего дня после дня составления такого акта следующими способами:

    • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
    • через личный кабинет налогоплательщика.

    5. Подготовка документов

    Итак, сведения о реорганизации дважды опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» с интервалом в месяц. Теперь самое время вновь создаваемому юрлицу начать собирать все необходимые документы для представления в регистрирующий орган.

    Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

    Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

    Содержание договора о присоединении

    При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

    В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

    Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.

    Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.

    Кроме обязательных положений в договор следует включить:

    • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
    • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

    При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

    Как сэкономить на уплате государственной пошлины

    С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

    Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу

    Зачем нужен передаточный акт?

    В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

    Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

    Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

    Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

    Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

    • по остаточной стоимости;
    • по текущей рыночной стоимости;
    • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).
    Читайте также:
    Правила дорожного движения: что это значит

    Кто утверждает передаточный акт:

    • учредители (участники) юрлица;
    • орган, принявший решение о реорганизации.
    Что важно учесть при составлении передаточного акта

    Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

    Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

    Содержание передаточного акта

    Документ может включать:

    • бухгалтерскую отчетность;
    • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
    • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
    • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.
    Сроки составления и утверждения передаточного акта

    Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

    В п. 5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

    6. Подача документов в регистрирующий орган

    Направить документы можно одним из способов:

    • почтой
    • в МФЦ
    • нотариусом (по просьбе заявителя)
    • в электронном формате на сайте ФНС (документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя)

    Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

    При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

    7. Получение документов

    После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

    Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

    • лист записи ЕГРЮЛ;
    • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

    Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

    Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

    Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

    8. Правопреемство

    После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

    Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

    Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов
    • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
    • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
    • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

    Права и обязанности, согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом. Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.

    • При выделении — правопреемство не возникает.

    Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.

    • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.
    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: