Служба миграции: что это такое, описание и особенности

Служба миграции: что это такое, описание и особенности

I. Общие положения

1. Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

2. Основными задачами Федеральной миграционной службы являются:

2.1. выработка и реализация государственной политики в сфере миграции;

2.2. нормативно-правовое регулирование в сфере миграции;

2.3. производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

2.4. осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

2.5. осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

2.6. оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

2.7. осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

2.8. осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

2.9. разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

2.10. исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

2.11. управление территориальными органами Службы, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на Службу задач;

2.12. осуществление оперативной координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также контроля за ее реализацией совместно с Межведомственной комиссией по реализации указанной Государственной программы.

(пп. 2.12 введен Постановлением Правительства РФ от 24.02.2015 N 159)

3. Федеральная миграционная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Руководство деятельностью Федеральной миграционной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

5. Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации (далее – территориальные органы Службы), загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.

6. Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Государственное управление в сфере миграции: сущность и особенности реализации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапенкова Ирина Викторовна

Проводится анализ развития миграционной политики в Российской Федерации. Рассматривается механизм реализации государственного управления в сфере миграции как части сферы внутренних дел.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапенкова Ирина Викторовна

Public administration in the field of migration: nature and peculiarities of implementation

Article analyzes the development of migration policy in the Russian Federation. The mechanism of realization of public administration in the sphere of migration is considered as a part of the sphere of internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Государственное управление в сфере миграции: сущность и особенности реализации»

© И.В. Потапенкова, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Ирина Викторовна Потапенкова,

заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проводится анализ развития миграционной политики в Российской Федерации. Рассматривается механизм реализации государственного управления в сфере миграции как части сферы внутренних дел.

Ключевые слова: понятие миграции, особенности государственной миграционной политики Российской Федерации, средства и методы государственного управления в сфере миграции.

Для цитирования: Потапенкова И.В. Государственное управление в сфере миграции: сущность и особенности реализации. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):228-31.

PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF MIGRATION: NATURE AND PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION

Irina V. Potapenkova,

Deputy Head of the Department of Administrative Activity of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, Candidate of law

Abstract. Article analyzes the development of migration policy in the Russian Federation. The mechanism of realization of public administration in the sphere of migration is considered as a part of the sphere of internal Affairs.

Keywords: the concept of migration, features of the state migration policy of the Russian Federation, means and methods of public administration in the field of migration.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [1] в целях совершенствования государственного управления в сфере миграции была упразднена Федеральная миграционная служба Российской Федерации, функции и полномочия упраздняемой службы переданы МВД России. Одновременно установлено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному

Читайте также:
Переход прав кредитора на основании закона

государственному контролю (надзору) в указанной сфере.

С точки зрения общей теории, государственное управление представляет собой вид социального управления, который в узкоспециальном смысле представляет собой системно организованную деятельность исполнительной власти и иных субъектов, сочетающую исполнительно-распорядительные и иные формы организующего взаимодействия государства с управляемой подсистемой в целях упорядочения и комплексного социально-экономического развития общества [2].

МВД России, в процессе реализации поставленных задач в сфере миграции, являясь подсистемой системы государственного управления в рассматриваемой области общественных отношений,

о существляет исполнительно-распорядительную деятельность специальных субъектов (подразделений полиции в структуре территориальных органов МВД России и их должностных лиц) [3], действующих от имени государства, для достижения целей упорядочения и эффективной организации миграционных процессов, обеспечения социально-экономического развития в интересах общества и отдельно взятого гражданина.

Основными направлениями исполнительно-распорядительной деятельности МВД России по осуществлению государственного управления в сфере миграции являются: деятельность по предоставлению государственных услуг и выполнению государственных функций в сфере миграции; осуществление контрольно-надзорной деятельности за соблюдением законодательства Российской Федерации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции определены в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ)1, вместе с тем, в процессе их реализации Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были выявлены существенные пробелы в части доктринальных основ.

На наш взгляд, в первую очередь, необходимо обратить внимание на отсутствие нормативного регулирования понятия миграции. В тексте упомянутой концепции используется такие понятия как международная или внутренняя миграция, однако характер общественных отношений, которые возникают в процессе развития данных видов миграций, не раскрывается.

Из анализа сложившейся миграционной ситуации международного уровня следует, что на территорию Российской Федерации в 2017 году въехало более 17.1 млн иностранных граждан. При этом наибольшая доля в числе прибывших мигрантов (около 52%) принадлежит гражданам Украины, Узбекистана, Казахстана и Китая. Основной целью въезда иностранных граждан на территорию РФ является «частная» (39%), с целью въезда «работа по найму»

1 Текст документа используется в соответствии с публикацией на сайте www.kremlin.ru по состоянию на 13.06.2012.

въехало 23,4%. Основной поток трудовых мигрантов составляют граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. В свою очередь только 15,7 млн встали на миграционный учет по месту пребывания (15,1 млн) и по месту жительства (606,3 тыс.) [4]. Вместе с тем, вопросы состояния внутренней миграции не подлежат учету, за исключением характеристики количественного и качественного показателей предоставления государственных услуг гражданам Российской Федерации, таких, например, как регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства.

Кроме того, анализ осуществления государственных функций и функций по исполнению законодательства в сфере миграции (понятие «миграционное законодательство» в данном контексте не используется, так как до настоящего времени нет единого понимания по поводу характеристик данной правовой конфигурации) позволяет сделать вывод, что в 2017 году было выявлено 89,8 тыс. нарушений правил въезда, выезда и пребывания иностранных граждан на территории РФ и 29,1 тыс. нарушений порядка осуществления трудовой деятельности. Кроме того, в Концепции содержится определение понятия незаконной миграции, под которой понимается перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности. В связи с чем, можно предположить, что источниками миграционного права являются нормативные правовые акты, которые характеризуют общественные отношения, возникающие с участие иностранных граждан и лиц без гражданства, предметом которых является порядок въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и осуществляемая ими трудовая деятельность.

Реализация государственного управления в сфере миграции носит международный характер, так как, нормы международного права, регулирующие вопросы противодействия незаконной миграции, трудовой миграции, беженцев являются источниками формирующейся отрасли миграционного права. Следует отметить, что помимо органов государственной исполнительной власти Российской Феде-

рации субъектами системы управления общественными отношениями в сфере миграции являются международные организации (например, Совет руководителей миграционных органов государств — участников СНГ; Международная конференция по противодействию незаконной миграции; Координационный совет руководителей компетентных органов государств — членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией) и их подразделения.

Государственное управление в сфере миграции, которое реализуется МВД России, осуществляется на основании норм права, закрепленных в различных правовых отраслях. Исходя из анализа функций подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России к отраслям публичного права, составляющим правовую основу их деятельности, относятся: конституционное право (например, ст. 27 Конституции Российской Федерации), международное право (например, Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 года, Международного пакта о гражданских и политических правах.), трудовое право (например, ст. 351.5 Трудового кодекса Российской Федерации), административное право (например, Глава 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), уголовное право (Уголовный кодекс Российской Федерации), налоговое право (например, ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018), семейное право (Семейный кодекс Российской Федерации). Нормы данных отраслей права, собственно и составляют основу миграционного права, которое можно представить как систему правовых норм, регулирующих отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Тогда возникает вопрос, отношения, участниками которых выступают граждане Российской Федерации, могут составлять предмет отрасли миграционного права? М.Л. Тюркин считает, что термин «миграция» довольно свободно интерпретируется в отечественном законодательстве без установления его дефиниции. Вместе с тем, семантический анализ термина приводит автора к мысли о том, что вне зависимости от сферы его употребления смысл термина «миграция» всегда остается неизменным, что выделяет его сущность — переселение людей

Читайте также:
Холопий приказ: что это такое, описание и особенности

как на территории одной страны, так и их переезд в другое государство [5, с. 97—101]. Автор сформулировал довольно удачное определение миграции, которое мы считаем целесообразным процитировать. Итак, под миграцией предлагается понимать «совокупность правовых отношений при проектировании и территориальном перемещении граждан, обусловленную их государственным регулированием, реализацией личностных интересов и, как правило, влекущую приобретение ими нового правового статуса» [5, с. 98]. Т.Я. Хабриева полагает, что феномен миграции может рассматриваться исключительно в рамках пространственно-временных перемещений, причем понятийные «границы» феномена должны быть четко дифференцированы, то есть, если любое лицо, осуществляющее различные перемещения и переселения, признавать мигрантом, то непременно возникнут «затруднения» в тексте законодательных актов [6, с. 11].

В Российской Федерации акцент приходится на отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны. В законодательстве Российской Федерации нет прямого указания на взаимосвязь этих отношений с миграцией. Легальное определение миграции на уровне законодательства отсутствует.

Стоит согласиться с необходимостью устранения существующих проблемных вопросов в реализации государственной функции и предоставлении государственных услуг в сфере миграции.

Так, в пункте 2 ст. 11 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что «Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ», что противоречит требованиям ч. 1 ст. 27 Конституции РФ «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».

В процессе работы по регулированию миграционных потоков международной миграции было

выявлено, что в настоящее время отсутствует законодательное закрепление механизма распределения квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание. По мнению МВД России необходимо на законодательном уровне закрепить положение о распределении таких квот решением комиссии при высшем органе исполнительной власти субъекта РФ с обязательным участием в ней представителей органов внутренних дел, органов безопасности и органов службы занятости и социальной защиты.

1. СЗ РФ, 11.04.2016, № 15, ст. 2071.

2. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Ба-курова и др.; под ред. С.А. Старостина. М.: Проспект, 2017.

3. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

4. Официальные данные ГУВМ МВД России «Обзор о миграционной ситуации в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2018 г. о реализации органами внутренних дел РФ полномочий в сфере миграции и за 2017 г.».

5. Тюркин М.Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 9.

6. Хабриева Т.Я. Основные направления развития миграционного законодательства // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2004.

Научные издания для юристов

ДА Бурыка Е.В. Егорова

теории и практики предъявления лиц для опознания

Scientific Publications for Lawyers гтттт

Актуальные вопросы теории и практики предъявления лиц для опознания: монография / Д.А. Бурыка, Е.В. Егорова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 159 с. (Серия «Научные издания для юристов»).

На основе анализа специальной литературы, действующего уголовно процессуального законодательства и практики его применения рассматриваются проблемные, дискуссионные вопросы, связанные с подготовкой и проведением предъявления для опознания живых лиц как по признакам внешности, так и по функционально-динамическому комплексу навыков. Предлагается комплекс рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правовых и криминалистических основ данного следственного действия.

Значительное внимание уделяется особенностям процессуальной оценки его результатов с учетом обобщения наиболее распространенных ошибок, допускаемых при предъявлении лиц для опознания.

Для сотрудников правоохранительных органов, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений, прокуроров, судей, адвокатов, преподавателей, аспирантов, научных работников, студентов, курсантов и слушателей юридических вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами производства следственных действий и проблемами доказывания в российском уголовном судопроизводстве.

Все о миграции: что значит, разновидности, основные формы

  • Определение
  • Виды миграции
  • Какого вида миграции не существует
  • Формы миграции
  • Причины миграции
  • Тенденции миграции в мире

В условиях глобализации значение миграции для большей части населения планеты переоценить достаточно трудно. Государства, корпорации, образовательные организации становятся все более взаимозависимыми, различными способами привлекая людей со всего мира. В данной статье мы разберемся, что называют миграцией, с чем она связана, какие существует типы и формы миграции, рассмотрим характерные черты и основные особенности процесса миграции.

Определение

Миграция — переселение людей из одного места в другое. Однако в научном сообществе существуют противоречия относительно того, каким критериям должно соответствовать это определение. Так, по мнению некоторых ученых, миграция подразумевает пересечение границ административно-территориальных образований (городских округов, районов, регионов, государств), в то время как другие исследователи относят к миграции и переселение, осуществляемое в пределах одной административно-территориальной единицы.

Аналогичные споры ведутся и вокруг временного фактора: ряд ученых настаивает на том, что миграция заключается в перемене постоянного места жительства, другие же допускают в том числе временное пребывание в отличном от постоянного места жительства населенном пункте.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В данной статье понятие миграции рассматривается максимально широко — это перемещение людей между или внутри административно-территориальных образований одного или двух государств с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания.

Читайте также:
Обращение взыскания на долю в общем имуществе

Виды миграции

Применяя к классификации миграции критерий времени пребывания человека на новом месте жительства, можно выделить следующие основные типы миграции населения:

  1. Постоянная — подразумевает перемену постоянного места жительства.
  2. Временная:
    1. Долгосрочная — нахождение за пределами постоянного места жительства более 1 года.
    2. Краткосрочная — нахождение за пределами постоянного места жительства до 1 года:
      1. Регулярная:
        • Маятниковая — подразумевает расположение места жительства и места работы (учебы) в разных населенных пунктах, что вынуждает людей ежедневно осуществлять передвижения по идентичному маршруту.
        • Пограничная — маятниковая миграция дополняется пересечением государственной границы.
      2. Нерегулярная:
        • Челночная — периодические поездки разной продолжительности и возвращение на постоянное место жительства.
        • Вахтовая — как правило, подразумевает специфичную работу и пребывание в районах с экстремальным климатом.
        • Сезонная — подразумевает переселение людей, чья работа может выполняться только в течение конкретного сезона года.
        • Эпизодическая — отдых и туризм, паломничество, то есть кратковременная поездка, за которой следует возвращение в место постоянного проживания, и которая может не повториться в будущем.

Какого вида миграции не существует

В данном разделе приведены примеры, которые подходят под определение миграции, но не считаются таковой в соответствии с международным правом.

  1. Обучение за рубежом. Программы обучения в иностранных вузах можно условно разделить на две категории: долгосрочные и краткосрочные. Если такая стажировка рассчитана более чем на 12 месяцев, то это будет называться студенческой миграцией, однако любые образовательные программы продолжительностью до 12 месяцев не являются миграцией вовсе.
  2. Трудоустройство под видом туризма. Одним из проблемных вопросов в сфере миграции в настоящее время является законное пересечение границы другого государства с целью незаконного трудоустройства. В данном случае, несмотря на легальный въезд по действующей туристической визе, пребывание в иностранном государстве сверх срока действия визы или отклонение от заявленной цели поездки рассматривается международным правом как нарушение. Следовательно, данная ситуация не подпадает под определение миграции, однако в различных источниках можно встретить термин «нелегальная миграция».

Формы миграции

По критерию пересечения межгосударственных границ (по географическому принципу) миграционные процессы можно разделить на две большие категории:

    1. Внутренняя — человек пересекает границы административно-территориальных единиц внутри страны, но не выезжает за государственную границу.
    2. Внешняя:
      1. Межконтинентальная — перемещение с одного континента на другой.
      2. Внутриконтинентальная:
        • Между государствами — перемещение из одной страны в другую.
        • Между макрорегионами — например, перемещение из Европы в Азию.

Причины миграции

Перемещение человека из одного места в другое может быть вызвано различными причинами. Характеристика наиболее распространенных причин выглядит следующим образом:

  1. Экономическая:
    • Трудовая — изменение места жительства по причине перемены работы.
    • Коммерческая — переезд с целью увеличения прибыли от продажи товаров и услуг, связанный с разницей цен.
  2. Воссоединение и создание семьи — переезд родителей к детям, начало совместного проживания супругов и прочее.
  3. Религиозная — один из видов вынужденной миграции; связан с агрессивным притеснением религиозных меньшинств со стороны государства и доминирующей в стране религиозной организации.
  4. Политическая — переезд человека обычно в другую страну из-за несогласия с текущей государственной политикой, смены власти или преследования со стороны властей.
  5. Экологическая — вынужденный переезд человека на другое место жительства, связанный с разрушениями, вызванными природными катаклизмами или стихийными бедствиями.
  6. Репатриация — возвращение в страну, с которой человек ассоциирует свое происхождение. Обычно данный термин применяется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, чей выезд из страны был вынужденным или насильственным.

Тенденции миграции в мире

Реалии современного общества, несомненно, накладывают отпечаток на значение феномена миграции. Основными причинами изменения миграционных потоков являются неконтролируемый рост рождаемости в одних регионах и старение населения в других, смещение ключевых экономических, политических и финансовых центров, степень социальной ориентированности тех или иных государств. В этом контексте к настоящему времени оформились следующие тенденции:

  • Рост вынужденной миграции. В связи с нестабильностью Ближнего Востока, военным конфликтом в Сирии, борьбой с террористическими группировками на данной территории, обострением межнациональных отношений многие жители региона бегут в развитые страны Европы. При этом в первую очередь переселяются мужчины трудоспособного возраста. Это объясняется их стремлением найти место жительства и источник дохода с целью дальнейшего переселения к ним их семей.
  • Увеличение демографической значимости международной миграции. В связи со старением населения в Европе, а также высоким уровнем смертности в России, иммигранты из регионов Ближнего Востока и Средней Азии поддерживают демографический баланс в этих странах. Благодаря таким переселенцам удается избежать глубоких кризисов в экономике и поддерживать бесперебойность многих процессов (массовое строительство, работоспособность сферы услуг).
  • Глобализация мировых миграционных потоков. Ввиду снижения стоимости международных пассажироперевозок путешествия и переселения на постоянное место жительства в другую страну стали доступны большему количеству людей. В этой связи в мире остается все меньше государств, граждане или подданные которых не принимают участия в миграционных процессах.
  • Качественные изменения в миграционных потоках. В зависимости от потребностей государств создаются специальные программы по привлечению в страну конкретной категории лиц. Так, США и Израиль путем предоставления стипендий и грантов увеличивают приток высококвалифицированных специалистов, прежде всего, в сфере ИТ. В России же на текущий момент среди иммигрантов преобладают граждане стран Средней Азии, занятые в сфере массового строительства и не рассчитывающие на сверхвысокие заработные платы.
  • Двойственный характер миграционной политики. Правительства намеренно усложняют процесс эмиграции и поощряют иммиграцию.
  • Рост нелегальной миграции. Даже при законном пересечении границы мигрант может получить статус нелегального при нарушении условий пребывания в стране или истечении срока визы. Особенно распространены подобные ситуации среди трудовых мигрантов, так как они не всегда могут быстро адаптировать к новшествам законодательства или намеренно не продлевают трудовую визу с целью «скрыться» от миграционного контроля и остаться в стране. Нелегальная миграция негативно влияет на трудовые ресурсы принимающей страны.
Читайте также:
Возможна ли компенсация по договору строительства?

Служба миграции: что это такое, описание и особенности

Раздел ЕГЭ: 3.6. Миграция. Основные направления и типы миграций в мире

Миграция — перемещение людей, в большинстве случаев связанное с постоянной или временной переменой места жительства.

По направлению миграции бывают внешними и внутренними. Под внешней миграцией понимается перемещение из одной страны в другую. При этом выезд из страны называется эмиграцией, а въезд — иммиграцией. Внутренняя миграция — это перемещение внутри страны (чаще всего в направлении «город — село»).

По характеру принято выделять добровольные, вынужденные и принудительные миграции.

По продолжительности миграции делятся на постоянные, временные, сезонные, вахтовые и маятниковые (к ним относится перемещение в направлении «на работу — с работы»), а по территориальному охвату — на межконтинентальные и внутриконтинентальные.

Миграционное сальдо — разница между численностью эмигрантов и иммигрантов. Бывает положительным, если число иммигрантов превышает число эмигрантов, отрицательным, если число выехавших из страны больше, чем число въехавших, и нулевым — число эмигрантов равно числу иммигрантов.

Возможные причины миграций:

  • экономическая — самая распространённая причина миграций. Связана с перемещением рабочей силы в места с более высоким уровнем жизни, заключением выгодных трудовых контрактов, получением более лояльных условий труда, учёбой и т. д. Сюда относится «утечка умов» — массовая эмиграция, сопровождающаяся оттоком квалифицированных специалистов
  • политическая — миграции по этой причине редко бывают добровольными, они чаще вынужденные (в результате революций, государственных переворотов, смены власти) и связаны с возникшей угрозой для жизни. Сюда относится депортация — принудительная высылка лица (или группы лиц) за пределы государства по политическим мотивам;
  • экологическая — миграции по этой причине связаны с угрозой для жизни по экологическим причинам (авария на ЧАЭС);
  • религиозная — переселение по мотивам вероисповедания, паломничества;
  • национальная (этническая) — переселение на этническую родину.

ОСНОВНЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ

Главными центрами иммиграции длительное время были США, Канада, Австралия, Бразилия, Южная Африка. Однако после Второй мировой войны потоки межконтинентальных миграций сократились, а внутриконтинентальные миграции выросли.

Самый старый центр притяжения мигрантов — Европа. Сюда стремятся представители разных стран и континентов. Среди них преобладают выходцы из стран Африки и Азии (Сирия, Судан, Южный Судан, Афганистан, Сомали). В 2015 г. в Европе проживала треть всех международных мигрантов в мире (около 80 млн человек).

В наши дни стремительно растёт количество прибывающих в Европу беженцев — людей, вынужденно покинувших свои дома по причине нависшей угрозы жизни, и нелегальных мигрантов. В последние годы Европа не справляется с ситуацией, которая получила название европейского миграционного кризиса. Он является крупнейшим в Старом Свете со времён Второй мировой войны.

Европейские страны, принявшие наибольшее число мигрантов по итогам 2017 г.: Германия, Великобритания, Франция, Испания, Италия.

Европейские страны, лидирующие по числу эмигрантов по итогам 2017 г.: Украина, Великобритания, Польша, Германия, Румыния, Италия.

Один из молодых районов трудовой иммиграции сложился в нефтедобывающих странах — Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Бахрейне, Катаре. Сюда приезжают рабочие из Филиппин, Индии, Пакистана, Бангладеш, Египта, Йемена, Сирии, Судана и др.

США и Канада остаются важным центром трудовой иммиграции. Общая численность иностранной рабочей силы в этих странах близка к 10 млн человек.

В смотрели конспект урока по географии «Миграция: основные направления и типы». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по географии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по географии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по географии

Общие характеристики миграции

1.1 Общие характеристики миграции

Миграции — это переселения, перемещения людей между населен­ными пунктами. В современном обществе степень подвижности людей (доля участвующих в миграциях) постоянно увеличивается. Соответ­ственно по росту подвижности населения можно судить об общем уровне развития страны. Чем больше мигрантов, тем больше в обществе активных самостоятельных людей, быстро адаптирующихся к нововведениям и изменению внешних условий своей жизни. В отличие от этого в традици­онных обществах жители очень редко покидали пределы тех населенных пунктов, в которых родились, стараясь жить в соответствии с вековыми традициями. Любые нововведения в таких однородных обществах внед­рялись с большим трудом. Зато ими было проще управлять, чем современ­ным обществом, состоящим из большого количества социальных групп и отдельных индивидов, осознающих и отстаивающих свои интересы.

Миграции влияют на изменение численности населения той или иной территории не только прямым способом, но и косвенно. Так как пересе­ления на постоянное место жительства обычно совершаются в молодом возрасте, в районах притока населения формируется молодая возрастная структура, что ведет к увеличению рождаемости и уменьшению смерт­ности. То есть население быстро растет не только за счет миграций, но и за счет высокого естественного прироста. Наоборот, в районах оттока формируется старая возрастная структура населения. С течением времени смертность становится больше рождаемости, и население уменьшается не только за счет оттока, но и за счет естественной убыли.

Миграции влияют также на однородность национального (этничес­кого) состава населения той или иной территории. В районах длитель­ного оттока населения этнический состав, как правило, однородный. Подавляющее большинство жителей являются местными уроженцами. Они с недоверием относятся к приезжим, особенно если они другой национальности. Межнациональные контакты и обмен культурами в таких районах крайне затруднены. Наоборот, в районах притока населения боль­шинство жителей являются приезжими и относятся они зачастую к самым различным этносам. Культурное и межнациональное взаимодействие (в том числе межэтнические браки, адаптация к обычаям других наро­дов) происходит сравнительно легко.

Читайте также:
Родственники выселяет из муниципальной квартиры: что делать

Экономическое значение миграций заключается в перераспределе­нии трудовых ресурсов между районами страны или различными госу­дарствами. При этом обычно происходит движение населения из райо­нов староосвоенных в районы нового освоения, где не хватает рабочих рук, а также из государств с избытком трудовых ресурсов в те государ­ства, где их не хватает. Но в периоды экономических кризисов, когда сложившиеся территориальные пропорции хозяйства нарушаются, воз­можны и обратные потоки мигрантов из районов нового освоения или стран, принимавших переселенцев. В первую очередь начинают возвра­щаться недавние мигранты, не укоренившиеся на новом месте[1].

1.2 Виды, классификации и функции миграций

Основными критериями классификации миграций являются:

– степень организации миграций;

Дадим пояснение каждому классификационному критерию:

1. По направлению миграционных потоков миграцию подразделяют на два вида:

Внешняя миграция – это выезд населения за границу (эмиграция) или въезд из-за границы в данное государство (иммиграция).

Внутренняя миграция объединяет миграционные процессы внутри страны. С точки зрения административного деления, миграции подразделяются на внутриобластные, межобластные и межрайонные.

В зависимости от назначения и статуса населенных пунктов различают потоки:

село-город, село-село, город-город, город-село.

2. По степени организации различают два вида миграций: организованную и неорганизованную

Основными видами организованной миграции являются: общественные призывы, сельскохозяйственные переселения, организованный набор рабочей силы, переводы по службе в другие районы, распределение выпускников ПТУ, техникумов и вузов.

Неорганизованная, или индивидуальная, миграция – это территориальные перемещения населения, вызванные такими причинами, как стремление на новом месте улучшить свое материальное положение, создать семью, получить образование и т. д.

Классифицируя миграционное движение по причинам, следует выделить экономические, социальные, культурные, политические, этнические (национальные), религиозные, расовые, военные, демографические (объединение семей, брачная миграция) и др.

4. По времени перемещения все виды миграций населения подразделяются на: безвозвратную, т. е. перемену места жительства окончательно, навсегда, и временную миграцию.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова. Безвозвратную миграцию называют полной, полноценной, то есть совершающейся насовсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям:

– во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие;

– во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Первое условие исключает из миграции все возможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе – возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места.

При временной миграции перемена места жительства происходит на определенный, иногда весьма длительный срок.

Среди временных миграций можно выделить несколько типов:

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных – и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен, а по своим масштабам он превосходит все остальные виды.

Маятниковые миграции представляют собой ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до места работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города.

Маятниковые мигранты увеличивают количество и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений – центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Сезонные миграции – это перемещения трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства[2].

Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.

По правовому статусу миграцию классифицируют на регистрируемую и нерегистрируемую.

По мотивам выделяют добровольную и вынужденную миграцию.

Исчерпывающего перечня классификаций нет, все они условны, поскольку в реальной действительности строгих границ между видами миграции не существует.

Функции миграции можно подразделить на общие, которые не зависят от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, и специфические, зависящие от типа социально-экономической формации.

Повышение подвижности населения. Как отмечается в одной из работ , “без подвижности населения не может быть и его развития”. Справедливо утверждение, что территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, обмену трудовыми навыками и производственным опытом и т. д.

Перераспределительная функция. Она связана с перераспределением населения в места размещения производительных сил. Выполняя перераспределительную функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамику демографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения.

Селективная функция. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения как в местах выхода мигрантов, так и в местах их вселения.

Специфические функции миграции: экономическая и социальная.

Социальная функция. Ее суть состоит в более полном удовлетворении потребностей переселенцев.

Экономическая функция в самом общем виде состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств и производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства[3].

1.3 Миграция и демография

Миграция имеет значимое место абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека. Миграционные потоки оказывают прямое влияние на демографические показатели страны, на общее состояние экономики, количество занятых в ней, на криминогенную обстановку. Именно поэтому хотелось бы заострить свое внимание на этих аспектах.

Читайте также:
Установление материнства: что это такое, описание и особенности

Россия сегодня аккумулирует масштабные миграционные потоки. Миграционные

потоки стимулируются разницей в экономическом развитии стран евразийского региона,

сложившимися миграционными сетями, исторически обусловленной близостью стран, в

недавнем прошлом составлявших одно государство. В ближайшем будущем потребность

России в привлечении как постоянных, так и временных мигрантов будет возрастать, что

обусловлено, в первую очередь, демографическим спадом, необходимостью обеспечения

экономического роста, а также уже сложившимся на рынке разделением труда между

национальными работниками и мигрантами.

Численность населения Российской Федерации убывает, начиная с 1993 г. За 1995-

2008 гг. убыль населения России составила почти 6,6 млн. человек, или 4,4%. Это

сокращение имеет устойчивый характер и обусловлено долговременными тенденциями

демографического развития. Максимальная убыль населения, составившая 5,5‰,

наблюдалась в 2003 г. Наметившееся в последние годы снижение естественной убыли (до

0,7‰, в 2008 г.), согласно прогнозам демографов, не будет продолжительным.[4]

В ближайшие годы благоприятные структурные факторы, обусловившие временное

снижение естественной убыли населения, перестанут действовать, и на смену им придут

крайне неблагоприятные обстоятельства: число потенциальных матерей сократится, а

численность людей старших возрастных групп, наоборот, увеличится за счет

многочисленных послевоенных поколений. Согласно среднему варианту прогноза

Росстата, естественная убыль населения после периода относительной стабилизации в

гг., начнет возрастать, превысив 600 тыс. человек в 2024 г. и 700 тыс. человек в

2030. Всего же за гг. – естественная убыль населения России по среднему

варианту прогноза составит 10,8 млн. человек, а согласно пессимистическому варианту –

превысит 20 млн. человек.

В условиях естественной убыли миграционный прирост (сальдо постоянной

миграции) является единственным источником роста населения. Зарегистрированный за

гг. миграционный прирост, в целом превысивший 6 млн. человек, возместил

чуть менее половины (48%) естественной убыли населения. В последние годы этот

показатель повысился за счет снижения естественной убыли и роста иммиграции. По

данным Росстата, в 2007 г. миграционный прирост компенсировал 55% естественной

убыли, в 2008 году – уже 71%, а за 2009 год миграционный прирост составил 259 тыс.

человек и впервые за последнее десятилетие позволил полностью компенсировать

естественные потери населения и даже превысил их на 4,2%. Однако такая ситуация

продлится недолго: чтобы компенсировать растущую убыль населения, к середине

текущего десятилетия понадобится ежегодный миграционный прирост в объеме более

полумиллиона, а к середине 2025 г. – более 800 тысяч.[5]

Добиться таких объемов миграционного прироста будет очень сложно, но все же миграционная политика должна быть достаточно благоприятной, чтобы хотя бы приблизиться к этим показателям.

Еще более серьезный провал произойдет в численности населения трудоспособных

возрастов, которая начала снижаться с 2007 г. Согласно среднему варианту прогноза

Росстата, ее убыль за составит 14 миллионов человек, а по пессимистическому

варианту – до 18 миллионов. Такой обвал ресурсной составляющей рынка труда за столь

короткий период невозможно возместить за счет технического прогресса, повышения

производительности труда и реструктуризации экономики в направлении развития

инновационных секторов. Не спасают и надежды на повышение рождаемости, ведь дети,

которые выйдут на рынок труда в ближайшие два десятилетия, уже родились, и поколение

их малочисленно. Безусловно, необходимо мобилизовать имеющиеся внутренние резервы

путем активизации внутренних перемещений и более рационального размещения

трудовых ресурсов по территории страны. Но и этот источник ограничен. По мере

развития экономики в регионах России, трудо избыточного населения будет становиться

все меньше и меньше, а дефицит работников на национальном и региональном уровнях –

Естественная убыль, старение населения, рост демографической нагрузки создают

необходимость масштабной компенсирующей иммиграции, восполняющей как

постоянное население страны, так и объемы трудовых ресурсов. Резкое сжатие трудового

потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического

направления социально-экономической политики России.

Активная миграция очень важна также для формирования интеграционной стратегии

развития региона СНГ, преимущество которой перед иными стратегиями очевидно.

Интеграция будет означать постепенное формирование безбарьерного миграционного

пространства и единого рынка труда, что, в свою очередь, облегчит перемещения

населения. Но с другой стороны добавит проблем сфере миграционного учета.

1.4 Влияние миграционных потоков на экономику страны. Трудовая миграция.

Трудовая миграция в Россию, более 2/3 которой приходится на страны СНГ,

происходит под воздействием сильных выталкивающих факторов. Во многих странах,

особенно Центральной Азии, высокая безработица и низкий уровень оплаты труда не

позволяют людям достигнуть даже уровня прожиточного минимума, содержать свои

семьи и детей.

Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную

семью и несовершеннолетних детей; около половины – являются единственными

кормильцами в семье. Причем в среднем семейные мигрантыимеют по 3 иждивенца.

Именно безысходность и отсутствие какой бы то ни было возможности обеспечить

семью на родине заставляет многих мигрантов соглашаться на эксплуататорские и часто

рабские условия труда в России. Масштабы трудовой миграции в Россию в течение последнего десятилетия стабильно возрастали. В 2006 г. число официально работающих в России мигрантов превысило 1 млн. человек, а в 2008 г. – приблизилось к 2,5 млн..

Статистика фиксирует официальную, или регулируемую, часть трудовой миграции.

Общий масштаб ежегодной трудовой миграции в Россию в разы превышает

регулируемую составляющую. По экспертным оценкам, он может составлять в период пика до

5-6 миллионов. Спад миграции в 2009 г., фиксируемый официальной статистикой, отразил как общее кризисное снижение спроса на рабочую силу, так и ужесточение правил приема трудовых мигрантов, продиктованное желанием защитить национальных работников от негативного влияния кризиса. Нерегулируемая составляющая, менее зависящая от мер миграционной политики, сократилась значительно меньше, что привело к резкому повышению доли теневой миграции и соответствующему снижению доли официальной ее части. В целом обвала миграции в регионе не произошло; по оценкам экспертов потоки сократились примерно на 15-20%. Многие мигранты предпочли оставаться в России и занять «выжидательную» позицию.

Читайте также:
Складочное право: что это такое, описание и особенности

Более того, учитывая, что миграционные потоки западных стран СНГ постепенно

переориентируются в сторону Европы, Центральная Азия является единственным

регионом СНГ, способным в ближайшее время существенно увеличить трудовую

миграцию в Россию, в первую очередь, за счет миграции из Узбекистана, которая

составляла в 2008 г. четверть всей официальной трудовой миграции в Россию. Узбекистан

с 2007 г. находится на первом месте в рейтинге стран-доноров; кроме того, миграционный

потенциал этой страны еще далеко не реализован.

Согласно официальным данным, более 80% легальных иностранных работников занято впяти основных видах экономической деятельности: строительстве, оптовой и розничнойторговле (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий), сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых и транспорте и связи.

Реальная структура занятости мигрантов может отличаться от официальных данных

из-за неравномерного распространения неформальной и теневой занятости по секторам

Трудовая миграция уже сегодня является условием успешного функционирования

многих секторов экономики. Это относится к таким отраслям, как строительство,

торговля, транспорт, ремонт дорог, добыча нефти и газа, сельское хозяйство, жилищно-

коммунальное хозяйство и уборка, сфера частных и общественных услуг в крупных

городах и мегаполисах страны. В 2013 году рабочая квота для иностранных граждан составит 1, 745 миллиона человек. Об этом сообщили в Министерстве труда и социальной защиты РФ.

Если в среднем по России в 2008 г. доля легальной иностранной рабочей силы в

общей численности занятых составляла 3,4%, то в строительстве она равнялась 16%.

Особенно велик спрос на иностранных работников в крупных городах и мегаполисах страны. В Москве иностранная рабочая сила составляла в 2008 г. 4,8% от общей численности занятых в экономике, в том числе в строительстве – 11%, в коммунальных услугах – 7% (Приложение 2).

Учитывая нерегулируемую составляющую трудовой миграции, оценка которой в

период сезонного пика составляет примерно 5 миллионов человек, средняя доля

иностранной рабочей силы в России может составить около 10% от общей численности

занятых. Это примерно соответствует доле иностранных работников в таких странах

Европы, как Испания, Германия, Бельгия.

Доля иностранных работников в общей численности занятых

Сложные обязательства в гражданском праве

На первой стадии люди и их объединения предстают в обязательстве в качестве сторон – физических или юридических лиц; блага – в качестве объектов права требования; возможные поведенческие акты – в виде субъективных прав и юридических обязанностей, которые с точки зрения системного подхода представляют собой не элементы, а юридическое отражение структуры обязательства. Элементы общественного отношения становятся элементами отношения правового при обладании определенными юридическими свойствами (оборотоспособность – для объектов, правосубъектность – для субъектов). На второй стадии развития обязательства субъективные права и юридические обязанности замещаются актами их реализации, которые могут совершаться не только сторонами, но третьими лицами, причем, как правило, без согласия противоположной стороны обязательства, которых, таким образом, включаются в состав обязательства.

Анализ прав и обязанностей, составляющих содержание обязательства, позволил сделать вывод, что основу структуры обязательства составляют право требования кредитора и соответствующая обязанность должника. Все остальные права и обязанности носят вспомогательный характер. Так, в частности кредиторская обязанность, являясь служебной, и относится к структуре любого обязательства.

Сделан ряд выводов о роли юридических фактов в развитии обязательства. Отмечается, что свобода договора и независимость субъектов гражданского права имеют определенные границы, которые в интересах других членов общества устанавливаются законом или следуют из здравого смысла. Договор, не основанный на нормах права, регулятивного правоотношения не порождает.

Для перехода обязательства как договорного, так и внедоговорного перешло во вторую стадию своего существования, необходима инициатива кредитора на исполнение. Для договорного обязательства характерно, что такая инициатива была выражена уже на первой стадии – в оферте или акцепте, из чего следует завершенный характер договора как юридического факта и нежелательность его законодательного обременения юридическими фактами дополнительными (государственная регистрация сделок, согласие на сделку). Такие юридические факты необходимы в исключительных случаях для защиты интересов «слабой» стороны договора (как, например, согласие родителей). В остальном воли сторон, выраженной в договоре, достаточно для возникновения соответствующих правовых последствий. Обоснована нелогичность норм, согласно которым у лиц, давших согласие на сделку, не возникает субъективных прав или юридических обязанностей (ответственности) в соответствующем обязательстве, в связи с чем обосновано предложение о распространении на таких лиц режима ответственности, сходного с режимом ответственности законных представителей за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 1074 ГК РФ).

Для исполнения внедоговорного обязательства инициативное действие кредитора выражено особо – в форме обращения за исполнением (за наградой, возмещением вреда и т.п.), без которого обязательство остается существовать в первой стадии, т.е. как связанность сторон, что не может продолжаться бесконечно в силу исковой давности.

В четвертом параграфе «Понятие и виды сложных обязательств» обосновывается существование сложных обязательств, обусловленных такими экономическими отношениями, которые не могут быть произвольно «разделены» нормой права на несколько простых правоотношений без потери эффективности правового регулирования. Термин «сложное обязательство» нашел применение в доктрине и практике, однако анализ имеющихся в науке теоретических положений показал отсутствие четких критериев выделения соответствующего понятия. Эта задача решается путем установления парного понятия, т.е. простого обязательства.

Любую систему (в том числе обязательство) можно расценивать как простую или сложную, если она в свою очередь состоит из подсистем. При этом установление того, какие компоненты в данной системе считаются элементарными, достаточно субъективно и зависит от целей исследователя. Например, если предмет исследования составляют правомочия, то их можно представить в качестве простых элементов субъективного права как системы. Определение четкой границы между сравниваемыми уровнями, предполагает установление эталона (простого явления), относительно которого будет сложным явление иное.

Читайте также:
Служба налоговая: что это такое, описание и особенности

В качестве простого обязательства предложено считать взаимное договорное обязательство, как соответствующее отношению экономического обмена и имеющее в своем составе два объекта (предмета обмена), выступающие по отношению друг к другу как встречное предоставление.

Обращено внимание на то, что только консенсуальная модель договора наиболее адекватно отражает сущность обязательства как взаимного правоотношения. В связи с тем, что конструкция реального договора, устанавливаемая императивно законом, необоснованно переводит в разряд мотивов социально-экономические цели одной из сторон обязательства, обосновано предложение об изложении пункта 2 статьи 433 ГК РФ в следующей редакции: «Если в соответствии с соглашением сторон для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224)».

Внедоговорные обязательства, направленные на восстановление нарушенных прав потерпевших (например, деликтные и кондикционные), в отличие от договорных имеют иную правовую природу (не сопоставимы с ними). Такие внедоговорные обязательства имеют кардинально иное назначение, поэтому требуют императивного регулирования, как и применение мер принуждения за публично-правовые правонарушения. Обоснован вывод, что такие обязательства можно называть усеченными, так как они изначально однообъектны (не включают в свой состав встречное предоставление).

Сложное обязательство представляет собой систему правового характера, по объективным причинам обладающую множественными элементами (объектами и субъектами) по сравнению с простым обязательством. Формально сложное обязательство можно представить как совокупность простых правоотношений, предполагающих связи и между составными частями множественных элементов. Однако по отдельности такие простые отношения самостоятельного для сторон экономического и правового значения не имеют и их автономное урегулирование неэффективно. Сложное обязательство считается единым, когда все его элементы со всеми осложнениями связаны общей направленностью.

Таким образом, сложное обязательство определено как внутренне согласованная система правоотношений, объединенная единым социально-экономическим и правовым назначением, один или несколько элементов которой являются множественными. Функциональное объединение в сложном обязательстве относительно самостоятельных правоотношений с одним осложненным элементом видоизменяет остальные элементы всего сложного обязательства в целом, а также связи между ними. Связи между элементами обязательства представляют собой корреспондирующие друг другу права и обязанности, поэтому осложнение любого элемента, приведшее к объединению правоотношений, влечет соответствующее изменение прав и обязанностей сторон, т.е. структуры обязательства. В этом заключается практическая значимость признания сложных обязательств в качестве самостоятельного правового явления.

Усложнение обязательства объективно обусловлено возможной и предполагаемой правовой неопределенностью в регулировании соответствующих сложных экономических отношений, которая может привести к квалификации действий по экономическому обмену как ненадлежащего исполнения обязательства. В такой ситуации достижение экономической цели сторон будет затруднено или невозможно, но формально эти действия будут соответствовать законодательным требованиям надлежащего и реального исполнения. Указанная правовая неопределенность может проявляться в субъекте и объекте обязательства, и которую условно можно разделить на юридическую и фактическую.

Юридическая неопределенность в субъекте обязательства имеет место при неполной дееспособности одного из его участников, фактическая – при невозможности по каким-либо причинам единолично или собственнолично совершить или принять исполнение (например, когда объект, подлежащий передаче, принадлежит или в результате исполнения обязательства будет принадлежать одновременно другим лицам).

Фактическая неопределенность в объекте обязательства имеет место при неизвестности того, какой точно объект из нескольких предусмотренных изначально, перейдет кредитору в результате исполнения обязательства, а юридическая – когда стороны вступают в отношения по поводу таких наборов объектов, которые только в совокупности могут удовлетворить интересы кредитора. В частности, к ним относятся имущественные комплексы (сложные вещи, главные вещи с принадлежностями, предприятия и др.). Презюмирование их законодателем в качестве одного объекта позволяет в какой-то мере преодолеть правовую неопределенность в отношении их оборота. Вместе с тем социально-экономическое развитие приводит к формированию сложных экономических продуктов, под конструкцию имущественного комплекса не подпадающих, например, объектов договоров коммерческой концессии или на оказание туристской услуги, состоящих из разнородных объектов, в том числе нематериальных.

В зависимости от того, какой элемент является множественным, обосновано деление сложных обязательств на обязательства: 1) с множественностью субъектов 2) с множественностью объектов и 3) с множественностью субъектов и объектов одновременно. Законом или соглашением сторон могут быть установлены усложнения как по одному элементу правоотношения, так и по нескольким одновременно, например, обязательство с множественным объектом может быть усложнено множественностью лиц; предмет залога в обязательстве помимо стимулирующей функции может стать заменой основному объекту и т.д.

Во второй главе «Обязательства с множественностью субъектов и особенности их исполнения» установлен круг субъектов обязательства на разных его стадиях, определено понятие множественности лиц и проанализированы ее виды, определены правовое положение третьих лиц в обязательстве и формы их участия в его исполнении.

В первом параграфе «Общая характеристика множественных субъектов обязательства» дается общая характеристика субъектов обязательственных правоотношений и форм усложнения субъектного состава на разных этапах развития обязательства как системы.

В силу правила ст. 307 ГК РФ в обязательстве могут участвовать лишь две стороны: кредитор и должник, поэтому обязательства бывают только двусторонними. Из многостороннего договора возникает либо несколько обязательств, либо одно с множественностью лиц, либо одно взаимное обязательство, в котором некоторые из участников договора будут третьими лицами. Третьи лица становятся участниками обязательства на второй стадии его развития, если принимают участие в его исполнении на той или иной стороне обязательства.

Множественность участников обязательства бывает двух видов: 1) на первой стадии развития обязательства она выражается в множественности лиц (ст. 321 ГК РФ); 2) на второй стадии – в наличии у кредитора или должника «пособников» исполнения, появляющихся в результате его переадресовки или возложения. Игнорировать наличие этих третьих лиц в составе обязательства во второй его стадии нельзя, так как ни кредитор не вправе отказаться от исполнения, предложенного третьим лицом (ст. 313 ГК РФ), ни должник отказать в исполнении третьему лицо, указанному кредитором (ст. 312 ГК РФ).

Читайте также:
Тактический потенциал следственно го действия

Обосновано, что «личный» характер обязательства, означающий невозможность переадресовки и возложения исполнения, а также правопреемства, должен определяться только договором. Необходимость личного исполнения обязательства диктуется индивидуальными особенностями должника, оно характерно для некоторых услуг или договоров о передаче исключительных прав. Соответственно денежные обязательства, в том числе алиментные и из причинения вреда жизни и здоровью, не должны иметь личного характера в силу того, что их объект (деньги) является всеобщим эквивалентом.

Во втором параграфе «Множественность лиц в обязательстве» определены виды множественности лиц и их возможные сочетания. При этом поддерживается положение о том, что долевое обязательство является совокупностью отдельных правоотношений, так как хотя оно имеет общее для всех его участников основание, для него характерна самостоятельность и независимость их прав и обязанностей. Усложнения обязательства по субъекту возникают, как правило, при солидарной и субсидиарной множественности лиц.

Активная солидарная множественность представлена как обстоятельство исключительное, поскольку она возникает в редких случаях.

Во-первых, она имеет место, если неделимая вещь, выступающая в качестве объекта обязательства, принадлежит сокредиторам на праве общей собственности, отношения между которыми находятся за рамками усложненного обязательства.

Во-вторых, солидарная активная множественность возможна в случаях, указанных в законе (ст. 322 ГК РФ). Таких случаев ГК РФ предусматривает только два: 1) обязательство из договора купли-продажи предмета лизинга, в котором лизингополучатель и лизингодатель выступают как солидарные кредиторы по отношению к продавцу (п. 1 ст. 607); 2) обязательство из договора подряда на изготовление неделимой вещи, в котором по отношению к заказчику как солидарные кредиторы выступают лица, представляющую сторону подрядчика (ст. 707). Солидарность арендатора и арендодателя по отношению к продавцу лизингового имущества обусловлена их связанностью одним лизинговым обязательством. Солидарность соподрядчиков вытекает из неделимости результата работ, чем схожа с солидарностью продавцов-сособственников.

В-третьих, солидарная активная множественность может быть установлена договором (ст. 322 ГК РФ), однако добровольный союз сокредиторам дополнительных гарантий в исполнении обязательства не дает и более выгоден должнику, так как исполнение обязательства любому сокредитору считается надлежащим (п. 3 ст. 326 ГК РФ).

Наиболее распространена пассивная солидарная множественность. При ней шансы кредитора на удовлетворение увеличиваются кратно числу содолжников, на имущество которых можно будет обратить взыскание в случае нарушения обязательства, поэтому основания установления такой множественности представляют собой способы обеспечения обязательств, предусмотренные законом или соглашением сторон (п. 1 ст. 322 ГК РФ); поименованные (п. 1 ст. 329 ГК РФ) и непоименованные; предназначенные для обеспечения договорных и недоговорных обязательств.

В обязательстве с активной солидарной множественностью правомочие на судебную защиту в форме солидарного взыскания может быть реализовано лишь единожды, так как является составной частью одного права требования. Соответственно кредитор в обязательстве по поводу денег и иных родовых вещей, предъявляя иск о взыскании задолженности с солидарных должников раздельно, заменяет тем самым солидарную множественность на долевую и лишается права солидарного взыскания с остальных должников. Это объясняет запрет на рассмотрение нескольких исков с одним предметом и основанием, закрепленный в процессуальном законодательстве (п. 1 ст. 134 ГПК РФ, п.1 ст. 148 АПК РФ).

Обоснован ряд выводов относительно субсидиарной множественности. Такая множественность на стороне должника, по сути, является разновидностью солидарной множественности, так как отличается лишь процедурой привлечения содолжника к исполнению, а не объемом ответственности. При определенных условиях субсидиарная множественность может быть не только пассивной, но и активной, что не противоречит диспозитивной норме ст. 321 ГК РФ. Примером тому является конструкция договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Правовое положение субъекта, заключившего такой договор, соответствует положению субсидиарного кредитора.

Усложнение субъектного состава (сторон) не ограничивается только солидарной и субсидиарной множественностью. Возможны различные сочетания прав и обязанностей у лиц, представляющих ту или иную сторону обязательства, что подтверждает тезис о выделении ассиметричной множественности лиц. Так, во взаимном обязательстве, возникшем из договора «в пользу третьего лица», на стороне выгодоприобретателя и выговорившего право образуется непредусмотренная законом смешанная множественность: первый в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ имеет лишь права, второй – только обязанности, после исполнения которых из обязательства устраняется. Приводятся примеры квалификации наиболее сложных для этого случаев множественности лиц (в жилищных, расчетных правоотношениях).

Анализ обязательств с участием организаций, объединенных холдинговыми связями, позволил сделать вывод, что холдинг как группу лиц следует рассматривать как пример усложнения субъектного состава обязательства, однако, во-первых, при наличии взаимосвязи «материнское – дочернее общество» (ст. 105 ГК РФ); во-вторых, при договорном холдинге, к которому применимы нормы о договоре простого товарищества в части установления солидарной либо долевой ответственности по обязательствам, совершенным в общих целях.

В третьем параграфе «Третьи лица в обязательстве» определено понятие третьего лица и формы его участия обязательства.

У третьего лица должен быть самостоятельный имущественный интерес прямо или опосредованно связанный с объектом исходного анализируемого обязательства, однако не имеющий правовых оснований для закрепления в виде права требования. При отсутствии такого интереса, предполагаемое «третье лицо» не имеет отношения к обязательству, при его наличии – оно будет непосредственным участником первого правоотношения на одной из сторон.

Выделены формы участия третьих лиц в обязательстве: 1) на стороне кредитора при переадресации исполнения; 2) на стороне должника при возложении исполнения. Императивный запрет на создание обязанностей для лиц, не участвующих в обязательстве (п.3 ст. 308 ГК РФ), не позволяет считать факт исполнения третьим лицом обязательств за должника основанием для возникновения самостоятельных отношений между кредитором и лицом, совершившим определенное действие (оказание услуг, выполнение работ).

Читайте также:
Частный процесс: что это такое, описание и особенности

Правовое положение третьих лиц аналогично правовому положению представителей соответствующей стороны: лицо, которому переадресовано исполнение, является представителем кредитора по доверенности (ст. 312, 185 ГК РФ); лицо, на которое возложено исполнение – законным представителем должника, так как документ, которым оформлено возложение, не адресован кредитору (ст. 313 ГК РФ).

В третьей главе «Обязательства с множественностью объектов и особенности их исполнения» определен круг объектов обязательственных правоотношений, показаны особенности их множественных объектов.

Простые и сложные обязательства

Элементы обязательственного правоотношения.

В качестве субъектов обязательственного правоотношения: кредитор (управомоченная сторона), должник (обязанная сторона).

Содержание: поведение должника и кредитора.

Форма: право требования и обязанность, лежащая на должнике (долг).

Объект: товар, который должник обязан предоставить кредитору.

Простые встречаются достаточно редко. Это тогда, когда у одной стороны – одно субъективное право требования, а у другой стороны – одна обязанность. Пример: заёмное обязательство (кредитор (займодавец) и должник).

Большинство – сложные обязательства, которые характеризуются тем, что обе стороны обязательственного правоотношения имеют как права, так и обязанности. Например, обязательства купли-продажи.

Две точки зрения:

1) из одного договора, когда речь идет о сложном обязательстве, возникает одно единое сложное обязательственное правоотношение. В рамках его каждый участник имеет комплекс взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

2) из одного договора возникает не одно единое обязательство, а комплекс простых обязательственных правоотношений. Эту позицию наиболее последовательно развивает Рыбало: никаких сложных обязательств не существует, а существуют различные комбинации обязательств, обусловленные типом заключенного сторонами договора. Простые обязательства одинаковы по содержанию независимо от того, из какого договора они возникли.

Вторая точка зрения несовсем правильна по мнению Егорова.

Любое сложное обязательство – это непростая совокупность простых обязательств, а такое обязательство, которое приобретает такие свойства, которыми не обладает ни одно из простых обязательств, взятых в отдельности. Это качественно новое явление. Именно эти свойства предопределяют правила исполнения такого обязательства, которые не применимы к простым обязательствам.

К пользованию имуществом по договору ссуды не применяются правила пользования имуществом по договору аренды и эти правила достаточно многочисленны (ст.608,609,611,612,613,616,622 ГК РФ).

Таким образом, сложное обязательство состоит не из комплекса простых обязательственных правоотношений, а из комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей, принадлежащих сторонам этого сложного обязательственного правоотношения.

Система обязательств (система обязательственных правоотношений).

Это имеет значение для надлежащего правового регулирования отношений ГОборота, потому что единые по своей природе отношения гражданского оборота должны регулироваться одними и теми же нормами права. А различные по своим существенным признакам отношения ГОборота должны регулироваться и различными по содержанию нормами права.

Все отношения ГОборота имеют общие свойства. Эти свойства предопределили существование общей части ГП.

Важное значение система обязательств имеет и для правоприменения. Легко отыскать нужную норму права, если эта норма права расположена по определенной научно-обоснованной системе.

Система обязательств строится на основе многоступенчатой классификации. При этом на каждой отдельно взятой ступени классификации используется единый классификационный критерий – такое свойство отношений ГОборота, которое оказывает наиболее заметное влияние на характер правового регулирования этих отношений ГОборота.

На первой ступени классификации выделяются различные категории обязательств. В зависимости от природы обязательств выделяется две их категории:

1) регулятивные обязательства

2) охранительные обязательства

Первые характеризуются тем, что в их основе лежат отношения ГОборота, опосредующие процесс нормального перемещения товаров в нормальных ненарушенных условий. Таких обязательств большинство, потому что ГП имеет дело не с правонарушениями, а с нормальным ходом ГОборота. Но даже в ГП имеют место правонарушения.

Вторые характеризуются тем, что в их основе лежат нарушения нормального процесса перемещения товаров между участниками ГОборота.

На второй ступени классификации выделяются различные типы обязательств в зависимости от основания их возникновения.

В рамках регулятивных обязательств:

1) договорные обязательства (возникают из договора)

2) обязательства из односторонних сделок (возникают из односторонних сделок)

3) обязательства из административных актов (возникают из административных актов)

4) обязательства из юридических поступков (возникают из юридических поступков)

5) обязательства из событий (возникают из событий)

В рамках охранительных обязательств:

1) обязательства из причинения вреда (деликтные обязательства)

2) обязательства из неосновательного обогащения (кондикционные обязательства)

На третьей ступени классификации выделяются различные группы обязательств в зависимости от характера опосредуемого ими перемещения товаров.

В рамках договорных обязательств:

1) обязательства по реализации товаров

2) обязательства по предоставлению имущества в пользование

3) обязательства по выполнению работ

4) обязательства по оказанию услуг

5) обязательства по перевозкам

6) обязательства по рассчетам и кредитованию

7) обязательства по страхованию

8) обязательства по совместной деятельности

9) смешанные обязательства (в которых есть элементы различных групп правоотношений)

На четвертой ступени классификации выделяются отдельные виды обязательств в зависимости от экономического содержания этих обязательств.

В группе обязательств по реализации товаров выделяются:

Деликтные обязательства делятся на 3 вида:

1) обязательства из причинения вреда жизни или здоровью гражданина

2) обязательства из причинения вреда имуществу граждан или юридических лиц

3) обязательства из причинения вреда недостатками товара

На пятой ступени выделяются различные формы обязательственных правоотношений. Это когда один и тот же вид обязательственного правоотношения может выступать в разных формах.

4) посылочная и др.

Должно иметь основание возникновения обязательства (юридические факты).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: