Служебная информация на рынке ценных бумаг

Служебная информация на рынке ценных бумаг

(англ. office information on the security market) – в РФ любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с др. субъектами рынка ценных бумаг. К лицам, располагающим Си. на р.ц.б., относятся: члены органов управления эмитента или профессиональные участники рынка ценных бумаг, связанные с этим эмитентом договором; профессиональные участники рынка ценных бумаг – физические лица; аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором; служащие гос-ных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации. При этом под членами органов управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг – юридического лица понимаются лица, занимающие постоянно или временно в указанных юридических лицах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию. Лица, располагающие Си. на р.ц.б., не имеют права использовать ее для заключения сделок или передавать для совершения сделок третьим лицам. Нарушители этого требования несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ФЗ «О рынке ценных бумаг»**).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Служебная дисциплина
  • Служебная командировка

Полезное

Смотреть что такое “Служебная информация на рынке ценных бумаг” в других словарях:

Служебная информация на рынке ценных бумаг — (англ. office information on the security market) в РФ любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей… … Энциклопедия права

Информация На Рынке Ценных Бумаг Служебная — не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им ценных бумагах, которая ставит лиц, ею обладающих, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ИНФОРМАЦИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, СЛУЖЕБНАЯ — таковой признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с… … Большой экономический словарь

СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ — согласно Федеральному закону от 22.04.1996 № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг», – любая не являющаяся общедоступной информация, которая ставит лиц, обладающих в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, в преимущественное… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Инсайдерская информация — (Insider information) Инсайдерская информация это существенная публично не раскрытая служебная информация компании Использование инсайдерской информации зачастую неправомерно, нарушение порядка доступа к бесплатной инсайдерской информации… … Энциклопедия инвестора

Инсайдерская информация — Инсайдерская информация (англ. Insider information) существенная публично не раскрытая служебная информация компании, которая в случае её раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании. Сюда можно отнести … Википедия

ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ, инсайдерская информация — (англ. internal information) служебная информация компании, недоступная публике и относящаяся к таким материально значимым фактам деятельности компании, которые, будучи опубликованными, могли бы в существенной мере повлиять на курс ее ценных… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Информационное обеспечение рынка — ЦЕННЫХ БУМАГ см. Раскрытие информации о ценных бумагах; Реклама на рынке ценных бумаг; Служебная информация на рынке ценных бума … Большой юридический словарь

Информационное обеспечение рынка — ЦЕННЫХ БУМАГ см. Раскрытие информации о ценных бумагах; Реклама на рынке ценных бумаг; Служебная информация на … Энциклопедия права

Голубиная почта — Не следует путать с Голубиной связью способом военной связи. Почтовая марка СССР … Википедия

Словарь

Что такое рынок

Фондовый рынок — это место, где происходит торговля акциями, облигациями , валютами и прочими активами. Понятие рынка затрагивает не только функцию передачи ценных бумаг , но и другие операции с ними, такие, как выпуск и налогообложение. Кроме того, он позволяет устанавливать справедливое ценообразование.

Рынок ценных бумаг имеет определенные признаки:

  • У него всегда есть фиксированная торговая площадка, например, фондовый рынок Московской биржи;
  • Обязательно наличие специализированного механизма отбора товаров (активов), отвечающих определенным требованиям;
  • Установлены торговые процедуры по времени и стандартам;
  • Все оформление сделок централизованно;
  • Деятельность всех участников рынка контролируется уполномоченными органами;
  • Существуют официальные котировки активов.

Для полноценной работы бирже требуется многосоставная инфраструктура. В первую очередь, это функционал самой биржи — торговые площадки и другие системы. На бирже оперируют профессиональные участники — это ее инвестиционная часть. Среди них — банки, брокеры, дилеры и другие организации, вовлеченные непосредственно в торговлю бумагами. Обеспечением торгового процесса занимаются технические участники — клиринговые центры, депозитарии, регистраторы. И наконец, важной частью работы биржи является информационное обеспечение — она взаимодействует с информационными агентствами и деловой прессой.

В торговлю ценными бумагами вовлечены три типа участников:

  • Эмитенты — компании, которые выпускают и продают свои ценные бумаги;
  • Инвесторы — частные лица или компании, которые покупают ценные бумаги;
  • Профессиональные участники — люди или компании, чья деятельность официально связана с биржей. Это брокеры, которые заключают сделки от лица инвесторов, банки, дилеры и управляющие компании.

Кроме того, такой статус могут получить физические лица, пройдя специализированную сертификацию, в таком случае они могут совершать сделки с определенным типом ценных бумаг.

Деятельность фондовых рынков в России регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Банком России, который отвечает за формирование реестров и допуск ценных бумаг.

Инструменты оценки рынка

Основная оценка рынка — это его капитализация. По сути, это стоимость всех ценных бумаг, выпущенных на конкретном рынке. Ее можно посчитать, умножив количество всех эмитированных бумаг на их рыночные цены. Эта величина не является фиксированной и постоянно изменяется с изменением котировок.

Читайте также:
Переход прав кредитора на основании закона

Другой важный показатель — оборот рынка. Он рассчитывается как общая стоимость ценных бумаг, умноженной на количество тех бумаг, с которыми совершены сделки. Может быть выражен в процентах от уровня капитализации рынка.

Котировки ценных бумаг, курсы на начало и на конец дня, коэффициенты по разным видам активов — также могут демонстрировать состояние рынка и учитываются при анализе.

Изменение этого состояния всегда отражается индексами — они показывают динамику различных групп бумаг. Например, могут включать акции по определенной отрасли или сектору, стране выпуска или обращения, а также по всему миру.

Индекс биржи есть у практически у каждой торговой площадки. Например, в России это индекс Московской биржи, а также РТС. Их провайдером выступает Московская биржа, то есть фактически отвечает за корректность и непрерывность расчета. Важно понимать, что такие индексы не отражают стоимость всех акций, которые обращаются на торговой площадке. Чаще всего фондовые индикаторы считаются по определенному количеству акций — преимущественно это бумаги самых дорогих компаний или акции с наибольшим объемами торгов.

Интернациональные индексы включают ценные бумаги разных стран. Примером такого индекса является MSCI или The World Index. Такие широкие индексы могут охватывать географические сектора, например, Европу, Азию, Северную Америку.

Секторальные индексы касаются капитализации бумаг на конкретном внутреннем рынке — рынке Московской биржи, американских или европейских бирж.

Отраслевые индексы включают ценные бумаги конкретных отраслей экономики. Могут быть индексы IT-компаний, нефти и газа, фармкомпаний.

Рассчитываются индексы по нескольким формулам:

Классический метод — взвешивания по цене. Самый простой, именно на него опираются мировые и старейшие индексы, такие как Dow Jones или Nikkei. Согласно формуле, стоимость всех активов индекса делится на их количество.

Индекс рыночной капитализации учитывает капитализацию компаний на рынке. То есть чем дороже эмитент, тем больше его вес в индексе. Согласно, этой формуле сумма цен всех акций умножается на их количество и делится на конкретный удобный показатель, он может быть равен круглой цифре, например, 10 или 100. Таким образом высчитывается индекс S&P 500.

Равновзвешенный индекс рассчитывается так, чтобы вес каждой акции в индексе был одинаковым. У компании A капитализация в 10 раз выше, чем у компании B. Однако в равновзвешенном индексе доля компании A будет составлять столько же, сколько доля компании B.

Есть также формулы Ласпейреса, Пааше и Фишера, на которых тоже могут быть построены индексы. Другие методы индексирования состояния рынков учитывают такие показатели как волатильность , минимальная вариативность и прочее.

Индекс позволяет оценить спрос на акции, состояние в отраслях, помогает сделать прогноз на будущее изменение стоимости ценных бумаг. Данные индексов используются в техническом и фундаментальном анализе, позволяют производить спекуляции, хеджирование рисков, арбитраж между разными торговыми площадками.

Сами индексы могут служить базовым активом для производных ценных бумаг, таких как фьючерсы или опционы.

Торговля на рынке

Частный инвестор не может самостоятельно осуществлять торговлю на бирже, в том числе на рынке ценных бумаг. Для доступа к торговой площадке ему нужен брокер — профессионал, у которого есть специальная лицензия, позволяющая заключать сделки с активами. Таким посредником выступает не физическое лицо, а брокерская компания. Однако, можно встретить и профессионалов-частников.

Кроме выбора брокера, необходимо открыть брокерский счет — туда инвестор будет переводить средства, а брокер забирать, чтобы купить ценные бумаги. И наоборот, чтобы их продать. В России есть разновидность брокерского счета — индивидуальный инвестиционный счет. Принципиальная разница в них в том, что с помощью ИИС можно покупать только акции российских компаний в рублях, и он позволяет сделать налоговый вычет через три года после открытия.

Брокер также выступает налоговым агентом. Когда инвестор получает доход от сделок, он обязан с прибыли уплатить подоходный налог. Брокер осуществляет все расчеты, и на брокерский счет инвестора поступает сумма, очищенная от обязательств.

Когда сделка произведена и ценные бумаги приобретены в собственность, запись об этом и сами бумаги хранятся в депозитарии. Это участник финансового рынка, который производит учет и хранение активов.

Услуги брокера и депозитария всегда платные, они могут быть включены в сделку в виде процента, либо оплачены отдельно согласно установленному тарифу.

Технический и фундаментальный анализ

В основе некоторых стратегий лежит спекуляция — попытка заработать на разнице в покупке и продаже активов. Рынок работает очень быстро, в считанные секунды происходят сотни или тысячи сделок, которые меняют стоимость ценных бумаг. Чтобы предсказать максимальную выгоду от сделок, профессионалы используют аналитические методы, учитывающие котировки, индексы, волатильность рынка и другие показатели.

Технический анализ построен на основе исследования изменений цен бумаг в прошлом и используется для определения моментов покупки или продажи. Трейдеры визуализируют цены в виде различных графиков (линии, «свечи» и пр.). На этих графиках можно обнаружить фигуры или закономерности движения цен. Появление таких фигур говорит о дальнейшем движении цен, и помогает принять решение о заключении сделок.

Кроме фигур (паттернов) в теханализе применяются различные расчетные показатели — индикаторы. Индикаторы — это усреднение показателей цены или ее динамики. Индикаторы могут накладываться на график цены, например, скользящая средняя или линии Боллинджера, а могут отображаться на отдельной шкале и, например, принимать значения от 0 до 100 (стохастический осциллятор, MACD). Индикаторы, которые показывают на отдельной шкале и чьи значения представляют собой коэффициенты и соотношения, называют осцилляторами. Пересечение индикатором определенного уровня дает сигналы к покупке или продаже. Осциллятор также позволяет увидеть уровни перекупленности и перепроданности. В целом, технический анализ работает с котировками ценных бумаг, не затрагивая рынок и экономические показатели в стране и мире.

Читайте также:
Скупочные предприятия: что это такое, описание и особенности

Фундаментальный анализ учитывает финансовое состояние отраслей ценных бумаг, экономическое положение стран, благополучие и капитализацию компаний. Можно сказать, что фундаментальный анализ показывает реальную стоимость активов. В отношении компаний фундаментальный анализ фактически оценивает финансовое здоровье бизнеса, рынок в целом, сделки конкурентов, прогнозирует возможные инвестиции и дивиденды. Он очень полезен для долгосрочных стратегий.

Разница фундаментального и технического анализов в том, что фундаментальный строится с учетом финансового состояние компании, ее положения на рынке и отрасли, и говорит насколько бумаги компании дешевы или дороги относительно бумаг схожих компаний. Технический непосредственно указывает на моменты для заключения сделки. Опытные инвесторы могут использовать для трейдинга и тот, и другой анализ.

Доходность

Доходность инвестирования — это показатель эффективности вложения в ценную бумагу. Он показывает, какую прибыль инвестору принес каждый рубль вложений, и считается в процентах. Соответственно, чтобы рассчитать доходность нужно прибыль, которую получил инвестор, поделить на сумму вложений инвестора. Сумма прибыли (или убытка) состоит из разницы стоимости ценных бумаг и доходов, полученных по этим бумагам — дивидендов и купонных процентов и за вычетом всех уплаченных комиссий и платежей (комиссии брокера, депозитария, регистратора, возможные проценты за вывод средств и налоги).

Доходность инвестирования в ценные бумаги можно рассчитать по формуле:

ДИ = 100% х (Стоимость бумаг в конце периода + Сумма полученных дивидендов или процентов — Стоимость бумаг в начале периода — Комиссии — Налоги)/Стоимость бумаг в начале периода

Например, инвестор в начале года вложил в ценные бумаги 500 тыс. рублей. В конце года общая стоимость его портфеля составила уже 550 тыс. рублей. За год он получил дивиденды на сумму 40 тыс. рублей. В качестве комиссий он уплатил 500 рублей. С дивидендов и полученной прибыли инвестор заплатил 13% налога. Прибыль инвестора, с учетом налога, составляет (550 тыс. — 500 тыс. + 40 тыс. — 500) х (100% – 13%) = 77 865 рублей. Доходность инвестиций составит 100%*77865/500000 = 15,53%

В сервисе «РБК Инвестиции » можно купить или продать акции, облигации или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.

ЦБ изменил правила раскрытия эмитентами информации

Вниманию руководителей, главных бухгалтеров, сотрудников финансовых, налоговых и юридических департаментов компаний

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Центральным Банком РФ нового Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, совершенствующего и упрощающего процедуру раскрытия.

13 мая 2020 года опубликовано новое Положение Центрального Банка «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[1] («Новое Положение»), которое заменит собой действующее на данный момент Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года[2] («Действующее Положение»).

В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии. При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.

Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.

Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации

В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:

  • годового отчета;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • списков аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • консолидированной финансовой отчетности.

На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:

  • «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации»;
  • «Анализ, Консультации и Маркетинг»;
  • «Система комплексного раскрытия информации и новостей»;
  • «Агентство экономической информации «ПРАЙМ»;
  • «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов».

Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ [4] , Федресурс [5] и официальный сайт Центрального Банка.

Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:

  • о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом [6] ;
  • о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи [7] ;
  • о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения [8] .

Одновременно с этим перечень раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах информации был дополнен в рамках Нового Положения. Например, в будущем эмитенты должны будут раскрывать сведения о совершении подконтрольными им и имеющими для них существенное значение организациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность [9] .

Читайте также:
Как физическому лицу открыть магазин одежды?

Полный перечень сведений, раскрываемых в форме сообщений о существенных фактах, предусмотрен пунктами 13.9.1 – 13.9.37 Нового Положения.


Новые методики расчета показателей финансовой деятельности

Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11]. После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).


Новые сроки подачи отчета эмитента

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента. С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].



Раскрытие консолидированной отчетности

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

  • специализированными обществами и ипотечными агентами;
  • субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
  • в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа[21].

Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22].


Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.

[1] Положение Центрального Банка от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2020 № 58203), вступит в силу 01 октября 2021 года

[2] Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12 декабря 2015 года № 35989)

[3] Пункт 1.3 Нового Положения

[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц

[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности

[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения

[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения

[8] Пункт 12.7.23 Действующего Положения

[9] Пункт 35.3 Нового Положения

[10] Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 года № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»

[11] Пункт 2.1 Приложения 3 Действующего Положения

[12] Пункт 2.2 Приложения 2 Нового Положения

[13] Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization. Показатель EBITDA представляет собой величину прибыли (или убытка) без учета процентных расходов, расходов на налог на прибыль и расходов на амортизацию внеоборотных активов

[14] Пункт 64.2 Нового Положения

[15] Пункт 73.3 Действующего Положения

[16] Пункт 12.1 Нового Положения

[17] Раздел IV Действующего Положения

[18] Пункт 12.1 Нового Положения

[19] Пункт 2.2 Приложения 2 Нового Положения

[20] Пункт 52.2 Нового Положения

[21] Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Инсайдерская информация: что это такое и кому принадлежит

День трейдера, как правило, начинается с прочтения новостных лент и ознакомления с различного рода информацией, которая способна повлиять на стоимость ценных бумаг, торгуемых на бирже. Значение информации для трейдера сложно переоценить. Биржевая торговля — это та отрасль деятельности, в которой именно информация помогает заработать серьезные деньги.

Читайте также:
Раскрытие информации о ценных бумагах

Она черпается из различных источников, а потому бывает очень разной — это и данные календарей макростатистики, и обзоры аналитиков, и новости экономического и политического характеров, и сообщения официальных лиц эмитентов, в том числе — раскрытие их отчетности. Причем значимость этой информации весьма неоднородна. Если новость вышла где-нибудь в отдаленном регионе мира и имеет весьма ограниченный резонанс, который вряд ли способен повлиять на ход торгов биржевыми активами, ее можно в большей степени игнорировать.

Но есть и другая информация — например, об изменении центральными банками процентных ставок, реакция рынков на которую может быть весьма бурной. И многих трейдеров наверняка хотя бы раз охватывало желание узнавать такого рода новости заранее, до момента официальной публикации, ведь, совершив заблаговременно соответствующую сделку, можно было бы неплохо заработать. Но, если вдуматься более детально, в рамках крупных компаний и государственных структур существует масса лиц, которые владеют значимой информацией до момента ее официальной публикации. От понимания этого факта сознание может сразу начать рисовать цифры, которые наверняка зарабатывают эти «посвященные» в ходе заключения биржевых сделок. Однако в действительности это совсем не так.

Подобная информация называется инсайдерской (инсайдом), а лица, обладающие ею, — инсайдерами. Торговля на основе данной информации незаконна и налагает соответствующую ответственность.

Что означает термин «инсайдерская информация»? Дело в том, что компании в ходе ведения бизнеса разрабатывают различные стратегии, хранят клиентские базы, принимают бизнес-решения. Обнародование информации без соответствующего решения менеджмента может весьма существенно навредить компании. Для недопущения этого многие сотрудники при приеме на работу подписывают соответствующие документы о неразглашении информации. Пример — рецепт «Кока-колы», который уже много лет хранится в тайне.

Определение

В 224 ФЗ от 27.07.2010 г. дано определение инсайдерской информации. Так называется точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов).

Причем в 39 от 22.04.1996 г. ФЗ «О рынке ценных бумаг» в статье 31 дано определение «служебной информации», что, по сути и есть инсайдерская информация. Служебная — это любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

Следует отметить, что подобного рода ограничения в использовании служебной (инсайдерской) информации существуют не только в России, но и в других странах на законодательном уровне. Инсайдеры делятся на две группы — это сотрудники самой компании (как правило, топ-менеджмент) и сторонние привлекаемые лица (аудиторы, консультанты, юристы и т.д.).

Незаконное использование инсайдерской информации: что это значит для кошелька

Меры наказания за применение инсайдерской информации изложены в КоАП ст. 15.21 «Неправомерное использование инсайдерской информации» в соответствии с которым на физических лиц налагается штраф 3 000-5 000 рублей, на должностных — 30 000-50 000 рублей (либо лишение должности сроком на 1-2 года), на юридических лиц — не менее 700 000 рублей (либо в размере незаконно полученного дохода, или убытков, понесенных компанией в результате действий с инсайдерской информацией).

Что касается торговли на бирже, то большим шагом в борьбе с незаконным применением инсайдерской информации стал 241 ФЗ от 30.10.2009 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в соответствии с которым в УК РФ была добавлена ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». В понятие манипулирование входит ряд действий, направленных на понижение, повышение или поддержание в диапазоне цен соответствующих ценных бумаг. Ответственность предусматривает наложение штрафа от 300 000 рублей либо лишение свободы на срок до шести лет. Стоит отметить, что ранее за подобные действия была предусмотрена лишь административная ответственность, которая почти не налагалась на практике.

Ценность информации на биржевых торгах сложно переоценить. Но свою торговлю необходимо вести в рамках закона и основываться в принятии решений не на инсайдерскую информацию, а на ту, которую публично раскрывают эмитенты.

С теорией всё более-менее понятно, а что насчёт практики? Откройте брокерский счёт онлайн в «Открытие Брокер» и начинайте торговать прямо сейчас! А мы поможем советами и рекомендациями — всё самое полезное каждую неделю будет приходить прямо на ваш email, если подпишетесь на рассылку.

Глава 8. Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг

Статья 31. Служебная информация

Глава 8 комментируемого закона регулирует порядок использования служебной информации на рынке ценных бумаг.

Под служебной информацией понимается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах. Понятие “общедоступной информации” на рынке ценных бумаг раскрыто в статье 30 закона. Это информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с требованиями комментируемого закона.

Статья 32. О лицах, располагающих служебной информацией

Читайте также:
Служебный подлог: что это такое, описание и особенности

1. В настоящей статье перечислены лица, располагающие служебной информацией. Условно они подразделяются на контрагентов по договору (профессиональные участники рынка ценных бумаг, аудиторы, и т.п.) и служащие государственных органов, которые имеют доступ к служебной информации в силу контрольных, надзорных и иных полномочий.

2. Кроме того, доступ к служебной информации имеют члены органов управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг. Это должностные лица, которые выполняют в указанных юридических лицах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лица, выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

Статья 33. Сделки, совершаемые с использованием служебной информации

1. Служебная информация не должна передаваться для совершения сделок третьим лицам.

2. Лица, нарушившие указанное требование, несут административную ответственность. В ст. 15.21 КоАП РФ установлено, что использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ.

Незаконное использование служащим биржи служебной информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти МРОТ, на должностных лиц – от тридцати до пятидесяти МРОТ на основании ст. 14.24 КоАП РФ.

Дополнительной гарантией предотвращения использования служебной информации для заключения сделок является установленное в ст. 13 закона требование к деятельности фондовой биржи. Так, фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на ней сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства РФ.

Глава 9. О рекламе на рынке ценных бумаг

Статья 34. Требования к рекламе

1. Глава 9 комментируемого закона определяет условия размещения рекламы на рынке ценных бумаг, требования, предъявляемые к рекламодателям и к содержанию размещаемой рекламы.

2. При анализе нормативного регулирования отношений, связанных с размещением рекламы на рынке ценных бумаг, следует исходить из общих положений о рекламе, закрепленных в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 21.07.2005) “О рекламе” (далее – закон о рекламе). При этом закон о рекламе следует применять с учетом положений ст. 4 закона о защите прав инвесторов и комментируемой главы закона.

3. Согласно ст. 2 закона о рекламе рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

На рынке ценных бумаг рекламная информация может распространяться с целью формирования и поддержки интереса либо к реализуемым ценным бумагам, либо к деятельности профессионального участника ценных бумаг, тем самым способствуя реализации оказываемых ими услуг.

В соответствии со ст. 4 закона о защите прав инвесторов запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.

4. В комментируемой статье определены требования, которым должна соответствовать надлежащая реклама на рынке ценных бумаг. Так, в ней должно содержаться наименование (имя) рекламодателя, а в случае если рекламодатель является профессиональным участником рынка ценных бумаг, то в рекламе должны содержаться сведения о видах осуществляемой им на рынке ценных бумаг деятельности.

5. Закон о рекламе определяет особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Так, согласно ст. 17 данного закона при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается:

– приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;

– гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;

– рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;

– представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;

– умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.

6. В настоящей статье содержатся условия, при которых реклама на рынке ценных бумаг признается недобросовестной. Однако признаки недобросовестной рекламы на рынке ценных бумаг не соответствуют признакам недобросовестной рекламы, определенным в ст. 6 закона о рекламе, и включают в себя признаки “недостоверной рекламы” и “заведомо ложной рекламы”.

Так, реклама признается недобросовестной при наличии в ней одного из нижеследующих обстоятельств:

1) указание в рекламе недостоверной информации о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними (и условиях этих сделок), и другой информации, направленной на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг. Согласно ст. 9 закона о рекламе такая информация относится к заведомо ложной рекламе, а не к недобросовестной;

2) указание в рекламе предполагаемого размера доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;

3) использование рекламы в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги;

4) публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами;

Читайте также:
Каково наказание для директора при ненамеренном банкротстве?

5) сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг (по этим признакам такую рекламу, если исходить из положений закона о рекламе, опять же нельзя отнести к недобросовестной).

При признании рекламы недобросовестной, договоры рекламодателя с рекламораспространителем являются недействительными.

7. Комментируемая статья предусматривает ответственность рекламодателя за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой, в соответствии с законодательством РФ. Указанная статья носит отсылочный характер, и для определения видов и размера ответственности за недобросовестную рекламу на рынке ценных бумаг следует обратиться к положениям закона о рекламе.

Согласно ст. 30 закона о рекламе рекламодатель, т.е. эмитент либо профессиональный участник рынка ценных бумаг, несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы, а рекламораспространитель – в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Законом предусмотрено три вида ответственности за несоблюдение норм в сфере рекламы на рынке ценных бумаг: гражданско-правовая, административная и уголовная.

В соответствии со ст. 31 закона о рекламе лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. При этом истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

8. ФСФР РФ как государственный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением законодательства о рекламе на рынке ценных бумаг:

– предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные эмитентами и профессиональными участниками ценных бумаг;

– направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе на рынке ценных бумаг, решений об осуществлении контррекламы. Эмитент либо профессиональный участник рынка ценных бумаг, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения ФСФР РФ. При этом подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения ФСФР РФ, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов;

– на основании материалов о нарушении законодательства о рекламе может принять решение о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

– направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Также ФСФР РФ либо управления ФСФР РФ вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства о рекламе на рынке ценных бумаг и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.

9. Согласно ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот МРОТ. Дополнительно следует отметить, что в случае незаконного использования эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг в рекламе слов “биржа” или “товарная биржа”, а также образованных на их основе слов и словосочетаний на основании п. 2 ст. 14.24 КоАП РФ на них может быть наложен штраф, как на юридических лиц, в размере от четырехсот до пятисот МРОТ. В соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанных выше, подведомственны Федеральной антимонопольной службе РФ.

ФСФР РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.24 КоАП РФ. Данная статья устанавливает административную ответственность за рекламу под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, в форме штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ, а на юридических лиц – от четырехсот до пятисот МРОТ.

10. Следует отметить, что если общий срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, то за нарушение законодательства РФ о рекламе указанный срок составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

11. Согласно п. 2 ст. 31 закона о рекламе ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность. Однако в УК РФ не предусмотрено такого состава уголовного преступления и, соответственно, не установлено уголовной ответственности.

В статье 182 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Субъектом данного уголовного преступления могло быть ответственное должностное лицо эмитента, профессионального участника рынка ценных бумаг, фондовой биржи.

Однако в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ данный состав преступления с 16 декабря 2003 г. исключен из УК РФ и эти деяния декриминализированы с точки зрения уголовного права. В настоящее время за совершение данных деяний предусмотрена только административная ответственность.

Читайте также:
Перерегистрация компании при смене руководства

Статья 35. Об информации, не являющейся рекламой на рынке ценных бумаг

1. Общедоступная информация не требует привилегий для доступа к ней и подлежит раскрытию в соответствии с требованиями настоящего закона. Такая информация не является рекламой.

2. Информация, предоставляемая уполномоченным органам по регулированию рынка ценных бумаг также не является рекламой на рынке ценных бумаг. Вместе с тем, законом установлено, что информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и начисленных и/или выплаченных дивидендах считается рекламой.

Статья 36. О запрете на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг

1. В настоящей статье развито положение закона о рекламе о недопущении рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий. Так, запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты государственной регистрации их выпусков (дополнительных выпусков). При этом договоры на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг являются недействительными.

2. ФСФР РФ, осуществившая государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, имеет право на предъявление иска по возникшим из-за недействительности договоров последствиям.

Статья 37. Об основании прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг

1. В комментируемой статье установлено дополнительно к общим основаниям прекращения договоров, предусмотренным в главе 29 ГК РФ, основание прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг.

2. Так, признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является основанием для прекращения договора на рекламу этих ценных бумаг. Договор на рекламу эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся, прекращается с момента уведомления рекламораспространителя регистрирующим органом, признавшим выпуск эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся. При этом рекламораспространитель имеет право требовать от рекламодателя возмещения убытков, причиненных в результате прекращения договора на рекламу.

Система информационного обеспечения на рынке ценных бумаг

Эльвира Кунакова, аспирант кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Современная система информационного обеспечения на рынке ценных бумаг основывается на двух основных принципах: принципе информационной прозрачности и принципе доступности . Реализация указанных принципов обеспечивается за счет выделения в рамках единой системы нескольких взаимосвязанных элементов.

См.: Мухаметшин Т. Современные механизмы раскрытия и предоставления информации на рынке ценных бумаг // Хозяйство и право. 2012. N 1. С. 34 – 41.

В связи с этим необходимо отметить, что до внесения изменений раздел IV Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (далее – Закон о рынке ценных бумаг), посвященный информационному обеспечению рынка ценных бумаг, состоял из следующих глав:

  • “О раскрытии информации на рынке ценных бумаг”;
  • “Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг”;
  • “О рекламе на рынке ценных бумаг”.

В настоящее время главы об использовании служебной информации и о рекламе на рынке ценных бумаг утратили силу. Глава об использовании служебной информации утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон об инсайдерской информации). Глава о рекламе на рынке ценных бумаг утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе” (далее – Закон о рекламе), в котором рекламе ценных бумаг посвящена отдельная статья.

Таким образом, в настоящее время в законодательстве не закреплена единая система информационного обеспечения. Тем не менее основные элементы системы остаются неизменными: раскрытие информации на рынке ценных бумаг, использование инсайдерской информации и манипулирование рынком, реклама ценных бумаг. Среди наиболее проблемных аспектов можно выделить следующие.

1. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг является основным элементом системы информационного обеспечения. Связано это с тем, что именно раскрытие информации представляет основной массив достоверной информации о ценных бумагах и их эмитенте. В связи с этим Д.А. Вавулин выделяет следующие функции раскрытия информации на рынке ценных бумаг :

См.: Вавулин Д.А. Раскрытие информации акционерными обществами. М.: Юстицинформ, 2012; СПС “КонсультантПлюс”.

  1. обеспечение роста эффективности рынка и увеличения объемов инвестиций;
  2. снижение затрат на получение необходимой информации об эмитенте;
  3. обеспечение осуществления инвестиций теми российскими и зарубежными инвесторами, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, которая не раскрывает регулярно информацию о себе;
  4. защита инвесторов от мошенничества, воспрепятствование случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами;
  5. разрешение проблем конфликта интересов, обеспечение общественного контроля за действиями органов управления.

В теории сложилось две доктрины раскрытия информации. Условно их можно назвать “законодательной” и “рыночной”.

Так, в работе “Основы государственного регулирования финансового рынка” в качестве названия одного из разделов указан вопрос: “Раскрытие информации: необходимо законодательство или достаточно действия рыночных сил?” . Для того чтобы продемонстрировать, насколько две доктрины сплетены между собой, в работе приводится отрывок из Frank H. Easterbook, Daniel R. Fishel, “Mandatory Disclosure And The protection of Investors”, 70 VIRGINIALAW REVIEW 669, 773, 680 – 682 (1984). В данном отрывке авторы пытаются показать, что законодательное установление обязательного раскрытия информации не является более эффективным стимулом, чем действие рыночных сил.

См.: Рот А., Захаров А., Миркин Я., Бернард Р., Баренбойм П., Борн Б. Основы государственного регулирования финансового рынка. Зарубежный опыт: Учебное пособие для юридических и экономических вузов. М.: Юстицинформ, 2002. С. 35 – 36.

На это есть две причины. Во-первых, то, что покупатель физически не может ознакомиться со всей информацией о том или ином объекте, не означает, что необходимо на законодательном уровне установить обязанность продавца раскрывать такую информацию. Во-вторых, новая цена на ценную бумагу содержит в себе информацию, ценность которой падает по мере того, как эта информация распространяется среди неограниченного круга лиц. Также авторы отмечают, что в данном случае противопоставляются не законодательное регулирование и давление рыночных сил, а два вида регулирования – законодательное и рыночное .

Читайте также:
Регистрация судов и прав на них

Аналогичного мнения придерживается и Д.А. Вавулин, непосредственно в отношении России выделяя два фактора, которые побуждают эмитента раскрывать информацию: “инвестиционный” и “законодательный”.

Под инвестиционным фактором подразумевается раскрытие информации акционерными обществами в целях привлечения инвестиций, которые они планируют направлять на модернизацию производства (для Российской Федерации также характерно то, что указанные акционерные общества возникли на фоне массовой приватизации, то есть в большом количестве и с достаточно крупными уставными капиталами, в связи с чем они могут составлять друг другу серьезную конкуренцию). Под законодательным фактором автор понимает закрепление в законодательстве обязанности по раскрытию информации, а также введение ответственности за нарушение этой обязанности (например, статья 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) .

См.: Вавулин Д.А. Раскрытие информации акционерными обществами.

В то же время ряд авторов склоняется к преобладанию регулирующего воздействия законодательного фактора, например, Н.Г. Удальцова указывает, что раскрытие информации “не является добровольным актом волеизъявления компании эмитента, а совершается во исполнение возложенной законодательством юридической обязанности” . Вместе с тем она не отрицает, что эмитент также заинтересован в том, чтобы исполнить данную обязанность как можно лучше.

Удальцова Н.Г. Первое публичное предложение (размещение) ценных бумаг: правовая природа. М.: Инфотропик Медиа, 2012; СПС “КонсультантПлюс”.

Тем не менее раскрытие информации является своего рода реакцией на такую совокупность факторов, как потребность рынка в обеспечении баланса интересов эмитента и инвестора и необходимость защитить интересы инвестора на законодательном уровне.

2. Использование инсайдерской информации и манипулирование рынком

Как уже упоминалось ранее, до 2010 года Закон о рынке ценных бумаг содержал главу 8 “Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг”, которая утратила силу в связи с принятием Закона об инсайдерской информации. Таким образом, необходимо подробнее рассмотреть вопрос о соотношении инсайдерской и служебной информации.

Вопрос о соотношении указанных понятий встал в связи с тем, что до 2010 года механизм противодействия использованию инсайдерской информации не был развит в достаточной степени. Тем не менее абсолютного пробела в российском законодательстве тоже не было, так как нормы, посвященные защите прав акционеров и инвесторов от действий лиц, обладающих важными сведениями об эмитенте и его ценных бумагах, содержались в главе 8 Закона о рынке ценных бумаг . Поэтому в теории и на практике понятие служебной информации (в смысле главы 8 Закона о рынке ценных бумаг) и инсайдерской информации часто отождествляют.

См.: Киселева И. Правовое регулирование инсайдерской торговли в России // Корпоративный юрист. 2005. N 4; СПС “КонсультантПлюс”.

В то же время ряд авторов придерживается иного мнения. В частности, существует точка зрения, согласно которой понятие инсайдерской информации шире, чем понятие служебной информации, так как включает в себя иные виды сведений с ограниченным доступом .

См.: Шаповалов А.Г. Отличие инсайдерской информации от служебной информации по Закону “О рынке ценных бумаг” // Юрист. 2006. N 11; СПС “КонсультантПлюс”.

Не отождествляются указанные понятия и в американском праве, где под служебной информацией понимаются сведения, доступ к которым возможен в силу работы в органах государственной власти . Аналогичное разграничение проявляется и в Кодексе корпоративного поведения, где понятие “коммерческая или служебная тайна” рассматривается отдельно от понятия “инсайдерская информация” .

См.: Погосова (Фролова) А.С. Инсайдерская и служебная информация: соотношение понятий // Информационное право. 2010. N 4. С. 20 – 22.
См.: распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р “О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения” // Вестник ФКЦБ России. 30.04.2002. N 4.

В соответствии с определением, которое содержалось в статье 31 Закона о рынке ценных бумаг в редакции от 22.04.2010, к ключевым характеристикам служебной информации можно отнести то, что:

  • данная информация не является общедоступной;
  • это информация об эмитенте и его ценных бумагах;
  • она ставит ее обладателя в преимущественное положение по сравнению с теми, кто ею не обладает.

В то же время данное определение служебной информации не содержит двух важных признаков, которые характерны для инсайдерской информации:

  1. “информация должна быть важной, существенной, а в случае ее раскрытия – оказывающей влияние на принятие инвесторами решения в отношении ценных бумаг эмитента и, соответственно, их цену” ;

Киселева И. Указ. соч.

  1. данная информация должна быть включена в соответствующий перечень.

Как показала практика, режим служебной информации не мог должным образом обеспечить защиту инвесторов от злоупотреблений на организованном рынке финансовых инструментов и товаров . В связи с этим был принят Закон об инсайдерской информации.

См.: Смирнов И.Е. В интересах противодействия махинациям инсайдеров // Управление в кредитной организации. 2009. N 4; СПС “КонсультантПлюс”.

Определение инсайдерской информации, содержащееся в указанном Законе, является достаточно громоздким и не позволяет четко выявить основные ее характеристики. В связи с этим в теории дается упрощенное определение: “Инсайдерская информация – это достоверные сведения конфиденциального характера, распространение или предоставление которых может оказать существенное влияние на цену одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров” .

Пыхтин С.В. Инсайдерская информация: раскрытие и защита конфиденциальности // Юридическая работа в кредитной организации. 2012. N 3.

Как указывает сам автор данного определения, в нем учтена только сущностная характеристика инсайдерской информации. Формальная характеристика заключается как раз в том, что сведения должны быть включены в перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 Закона об инсайдерской информации . Стоит отметить, что в легальном определении данная характеристика содержится.

3. Реклама ценных бумаг

Одним из наиболее эффективных механизмов продвижения того или иного объекта в современном мире является реклама. Не является исключением и рынок ценных бумаг. Однако в силу его специфики Законом о рекламе установлены дополнительные требования к рекламе ценных бумаг. Отдельные требования также содержатся и в Федеральном законе от 05.03.1999 N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”.

Читайте также:
Переработка товаров под таможенным контролем

Необходимость в установлении дополнительных требований ярко продемонстрировала себя в 1990-е годы, когда “под влиянием агрессивной рекламы, распространяемой в СМИ, россияне вкладывали свои сбережения в суррогаты ценных бумаг и иные финансовые инструменты” . Данные суррогаты и финансовые инструменты выпускались массово и серийно в целях привлечения денежных средств в различные фонды и финансовые компании. Однако в связи с тем, что данные фонды и компания не имели реальных активов, они не могли удовлетворить имущественные требования обманутых вкладчиков .

Вавулин Д.А. О рекламе ценных бумаг // Право и экономика. 2007. N 5; СПС “КонсультантПлюс”.
Там же.

Помимо того что в данной ситуации имело место мошенничество, указанный пример наглядно доказывает, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства, может причинить существенный вред общественным отношениям. Такая “ненадлежащая реклама, с одной стороны, нарушает законные интересы и права потребителей рекламы – потенциальных потребителей услуг на достоверную и добросовестную информацию об оказываемых услугах, с другой – нарушает законные интересы и права хозяйствующих субъектов-конкурентов – на добросовестную конкуренцию” .

Пунанова У. Финансовая реклама: вопросы правоприменения // Конкуренция и право. 2013. N 1. С. 11 – 18; СПС “КонсультантПлюс”.

Особое внимание необходимо обратить на запрещенные пунктом 5 статьи 29 Закона о рекламе обещание выплаты дивидендов и прогноз курсовой стоимости, которые могут быть отнесены к информации о перспективе развития бизнеса эмитента, в получении которой заинтересован каждый инвестор. Однако в данном случае запрещены только прямые ссылки на количественные показатели результатов будущей деятельности эмитентов. Таким образом, можно сделать вывод, что указание на то, какие именно действия приведут к увеличению прибыли или к росту курсовой стоимости, вполне допустимо .

См.: Дедова М.Д. Раскрытие информации и реклама ценных бумаг: различия правового регулирования в России и США // Предпринимательское право. 2012. N 3. С. 44 – 48; СПС “КонсультантПлюс”.

В отличие от российского законодательства в законодательстве США в соответствии с The Private Securities Litigation Reform Act of 1995 предусмотрена так называемая “безопасная гавань” для эмитентов. Положения о “безопасной гавани” предполагают право эмитента делать заявления, содержащие как качественные, так и количественные показатели результатов будущей деятельности. В связи с тем что такие заявления носят исключительно субъективный характер, эмитент вправе рассчитывать на освобождение от ответственности с соблюдением определенных условий в том случае, если его прогнозы не оправдаются . R.G. Roussel в своей работе “Securities fraud or mere puffery: refinement of the Corporate Puffery Doctrine” указывает, что в таких ситуациях судам необходимо оценивать степень расплывчатости и неопределенности содержания таких заявлений. Если заявление не обладает конкретным содержанием, его необходимо оценивать в контексте всей доступной информации. Если суд придет к выводу, что, несмотря на свою неопределенность, такое заявление повлияло на курсовую стоимость ценных бумаг, он рассмотрит по существу иск инвесторов о возмещении ущерба, чтобы выяснить, в каком контексте были оценены прогнозные заявления и имеющаяся информация .

Несмотря на отсутствие такой “безопасной гавани” в российском законодательстве, как уже было указано, в рекламе ценных бумаг может содержаться указание на перспективу развития бизнеса эмитента. Более того, несмотря на достаточное количество ограничений, содержащихся в Законе, именно реклама позволяет эмитенту в более свободной и благоприятной форме предложить свои ценные бумаги потенциальным инвесторам.

Списки владельцев ценных бумаг

Порядок формирования списков депонентов/владельцев облигаций

Требования к раскрытию для списка депонентов

В соответствии с решением о выпуске (об эмиссии) Облигаций Эмитента владелец Облигации, если он не является депонентом НРД, должен уполномочить держателя Облигаций (депонента НРД) получать суммы от выплаты доходов и/или погашения Облигаций.

Депонентам НРД выплата доходов и/или номинальной стоимости Облигаций будет осуществляться по банковским реквизитам, зарегистрированным в учетной системе НРД.

В случае необходимости изменений (регистрации) банковских реквизитов предоставляется поручение депо на выполнение операции с кодом 07 “Регистрация банковских реквизитов”, оформленное в соответствии с требованиями п. 3.7 Порядка взаимодействия Депозитария и Депонентов при реализации Условий осуществления депозитарной деятельности Небанковской кредитной организацией акционерным обществом «Национальный расчетный депозитарий» (далее – Порядок).

Депонент НРД самостоятельно отслеживает полноту и актуальность реквизитов банковского счета, предоставленных им в НРД. НРД не несет ответственности за нарушение прав владельцев в случае несвоевременного либо не в полном объеме предоставления информации в НРД.

Погашение Облигаций и/или выплата доходов по ним производится платежным агентом/Эмитентом в валюте Российской Федерации в безналичном порядке депонентам НРД в пользу владельцев Облигаций. В дату погашения и/или выплаты доходов по Облигациям платежный агент/эмитент перечисляет необходимые средства на банковские реквизиты держателей Облигаций в пользу владельцев Облигаций.

Требования к раскрытию для списка владельцев и уполномоченных лиц

Депонентам НРД, в том числе уполномоченным своими клиентами получать доход и/или номинальную стоимость Облигаций, выплата доходов и/или номинальной стоимости Облигаций будет осуществляться по банковским реквизитам, зарегистрированным в учетной системе НРД.

В случае необходимости изменений (регистрации) банковских реквизитов для выплаты доходов и/или номинальной стоимости Облигаций предоставляется поручение депо на выполнение операции с кодом 07 “Регистрация банковских реквизитов”, оформленное в соответствии с требованиями п. 3.7 Порядка.

Депоненты НРД, не уполномоченные своими клиентами получать доход и/или номинальную стоимость Облигаций, обязаны передать в НРД в установленный срок список владельцев Облигаций (в том числе распоряжение на регистрацию списка по форме RF005) в соответствии с порядком, определенным при сборе списка владельцев ценных бумаг в п. 3.18 Порядка.

Читайте также:
Управа благочиния: что это такое, описание и особенности

В случае отсутствия до указанного срока информации о владельцах Облигаций, неуполномочивших Депонента получать доход и/или номинальную стоимость Облигаций, Депонент НРД будет включен в указанный перечень как номинальный держатель, уполномоченный получать доход и/или номинальную стоимость Облигаций за своих клиентов. В этом случае выплата доходов будет осуществляться по банковским реквизитам номинального держателя, зарегистрированным в учетной системе НРД.

Если в соответствии с Решением о выпуске Облигаций, номинальные держатели, независимо от того уполномочены они получать суммы купонного дохода по Облигациям или нет, должны раскрыть информацию относительно физических лиц, а также юридических лиц — нерезидентов Российской Федерации, являющихся владельцами ценных бумаг, то выплата доходов и/или номинальной стоимости Облигаций будет осуществляться по банковским реквизитам, указанным в распоряжении на регистрацию списка владельцев по форме RF005.

НРД не несет ответственности за нарушение прав владельцев в случае несвоевременного либо не в полном объеме предоставления информации в НРД.

Составление списков владельцев и списков лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, а также предоставление информации о лице, которому открыт счет депо и о количестве ценных бумаг на указанном счете.

Порядок относится к ценным бумагам Российских эмитентов

Основания

Для составления списков владельцев и списков лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, а также для предоставления информации о лице, которому открыт счет депо и о количестве ценных бумаг на указанном счете (далее совместно -Список) НРД формирует:

  • либо запрос на сбор списка/информации о лицах по форме GS61N (далее — Запрос, запрос GS61N). Данная форма Запроса формируется по новой технологии сбора Списков с использованием версии форматов электронных документов, утверждённых Советом директором СРО НФА, FCDR_2017_02, переход на которую осуществляется постепенно, начиная с 1 марта 2021 года;
  • либо запрос по форме GS061 (далее — Запрос, запрос GS061);
  • либо документ в формате ISO 20022, в случае если такой документ предусмотрен Правилами ЭДО НРД для данного корпоративного действия (далее — Уведомление).

При направлении Запроса согласно международным стандартам НРД использует код корпоративного действия DSCL (Disclosure)- Раскрытие информации (Требование к держателям или владельцам раскрыть эмитенту сведения о наименовании, местонахождении и величине остатков по любому выпуску ценных бумаг эмитента).

Запрос на составление Списка направляется депонентам при условии поступления в НРД запроса держателя реестра или Банка России, а также на основании требования/запроса эмитента облигаций, в отношении которых НРД является Головным депозитарием.

В запросе GS61N, в том числе, может быть указано:

  • основание Списка, указанное в запросе держателя реестра/эмитента:
    • OWNS – Предоставление списка владельцев по требованию Банка России или эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) для исполнения эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) обязанностей, предусмотренных федеральными законами (статья 8.6-1 ФЗ О РЦБ);
    • RGHD – Предоставление списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам (статья 8.7-1 ФЗ О РЦБ);
    • OTHR – Иное;
    • LSRQ – Предоставление информации о лицах, которым открыты счета, и о количестве учитываемых на соответствующих счетах ценных бумаг для исполнения эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) обязанностей, предусмотренных федеральными законами и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (статья 8.6 ФЗ О РЦБ).
  • код нормативного акта согласно Справочнику СРО НФА, для исполнения обязанностей которого запрашивается Список (если в Справочнике СРО НФА не найдено нужное значение, оно может быть указано в дополнительной информации к запросу (Add_info));
    Subordinate_legislation.xlsx
  • тип запрашиваемой информации (тип Списка):
    • AUTL – Список лиц, имеющих право на получение выплат по облигациям, зарегистрированным до 01.01.2012;
    • BNFL – Список владельцев ценных бумаг с информацией о лицах, в интересах которых осуществляются права по ценным бумагам;
    • DEPL – Список депонентов;
    • INML – Список лиц, имеющих право на получение дохода по инвестиционным паям и ИСУ;
    • OTHR – Прочее;
    • OWNL – Список владельцев ценных бумаг без информации о лицах, в интересах; которых осуществляются права по ценным бумагам;
    • RGHL – Список лиц, осуществляющих права по ценным бумагам;
    • SERV – Список для служебного пользования.
  • код и референс основного корпоративного действия – DSCL (референс КД по эмитенту);
  • код и уникальный референс для каждой ценной бумаги, участвующей в основном корпоративном действии (референс КД по ценной бумаге);
  • код и референс связанного корпоративного действия;
  • требования по обязательности заполнения полей при предоставлении Списка в виде указания конкретного шаблона (частной xsd-схемы) для сбора Списков:
    • 0001 – Базовый без банковских реквизитов;
    • 0002 – Базовый с банковскими реквизитами. С возможностью подстановки банковских реквизитов НД;
    • 0003 – Расширенный без банковских реквизитов;
    • 0010 – Базовый с валютными реквизитами;
    • 0012 – Базовый с банковскими реквизитами лиц, осуществляющих права по ценным бумагам;
    • 0013 – Расширенный с опциональными блоками;
    • 0014 – Расширенный с банковскими реквизитами лиц, осуществляющих права по ценным бумагам.
  • дату и время окончания приема НРД Списка Депонента.

Пример указания основного референса КД и референса КД в разрезе ценных бумаг:

Информация об основном референсе КД по эмитенту:
Тип КД: DSCL – Раскрытие информации (Требование к держателям или владельцам раскрыть эмитенту сведения о наименовании, местонахождении и величине остатков по любому выпуску ценных бумаг эмитента).
Референс КД: 111111

Информация о связанном референсе КД по эмитенту:
Тип связанного КД: MRGR – Конвертация при слиянии/присоединении компаний
Референс связанного КД: 222222

Информация о референсах КД в разрезе ценных бумаг:

Код ценной бумаги

Референс КД (DSCL) по ценной бумаге

Референс связанного КД (MRGR) по ценной бумаге

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: