Служебный подлог: что это такое, описание и особенности

Служебный подлог

Если должностное лицо, чиновник любого уровня вносит некорректные данные в документ либо составляет поддельную бумагу с заведомо ложными сведениями, такое деяние расценивается как служебный подлог. Судебная практика показывает, что у судей пока не сложилось единого мнения относительного состава этого преступления. Наибольшие разногласия вызывает предмет и субъект. Подробный анализ состава, конкретные примеры реальных дел и разъяснения ВС РФ можно найти ниже.

Законодательная база: виды ответственности

Законодательство определяет служебный подлог как сознательное, целенаправленное внесение в документы данных, которые значительно искажают их содержание или являются заведомо ложными. Предполагается, что злоумышленник полностью осознает последствия своих действий и отдает отчет, что эти сведения ложные. Таким образом, служебный подлог – это искажение содержания документов в личных, корыстных интересах.

Служебный подлог является уголовным преступлением, которое наказывается с применением таких мер ответственности:

  1. Штраф до 800 тыс. руб. или в размере всей зарплаты за полгода.
  2. Или обязательные работы до 480 ч.
  3. Или исправительные работы до 24 мес.
  4. Или принудительные работы до 24 мес.
  5. Или арест до 6 мес.
  6. Или заключение до 24 мес.

Меры наказания ужесточаются, если доказано, что в результате произошло существенное нарушение прав граждан, компаний, органов власти, общества и государства в целом:

  1. Штраф до 500 тыс. руб. либо в размере всей зарплаты за 36 мес.
  2. Или принудительные работы до 48 мес. с лишением права работать на определенных должностях до 36 мес. (либо без лишения).
  3. Или заключение до 48 мес. также с лишением права работать на 36 мес. либо без него.

В отдельную статью выделяют аналогичное деяние, в результате которого иностранный резидент незаконно получил гражданство РФ. В таком случае предусмотрены следующие меры ответственности:

  1. Штраф до 300 тыс. руб. или в размере всей зарплаты, полученной в течение полугода.
  2. Или исправительные работы до 24 мес.
  3. Или лишение права работать на определенных позициях до 36 мес.
  4. Или обязательные работы до 480 ч.
  5. Или принудительные работы до 5 лет.
  6. Или заключение также до 5 лет.

Состав преступления

Служебный подлог имеет материальный состав, т.е. предполагается, что в результате нелегальных действий должностного лица, госслужащего наступают определенные опасные последствия для конкретного гражданина, общества, государства. В том случае, если таковые последствия не наступают, речь идет о формальном составе. Тогда действия злоумышленника подпадают под административную ответственность (также могут быть применены и дисциплинарные взыскания).

Объект

Главный объект – нормальная работа госорганов, органов власти, муниципальных структур, документооборот в них. Предмет – официальные документы, которые могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде. Также в качестве предмета признаются и частные документы – например, расписка или заявление лица и т.п.

В целом перечень официальных документов очень большой – это могут быть всевозможные законы, нормативные акты министерств и ведомств, постановления Правительства, а также документы граждан:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • диплом и многие другие.

К этим документам относятся не только бумаги, исходящие от данного органа или должностного лица, но и те, которые поступают к нему для рассмотрения (например, акты обследования).

Объективная сторона

Исходя из содержания приведенных выше статей УК можно выделить 2 действия в этом преступлении, которые определяют его объективную сторону:

  1. Сотрудник оформляет бумаги, являющиеся заведомо ложными.
  2. Сотрудник составляет корректные документы, однако вносит в них такую информацию, которая значительно искажает их смысл.

В первом случае документ несет многие признаки, которые позволяют отнести его к оригинальным, хотя и не является подлинным. Например, лицо берет оригинальный бланк диплома о высшем образовании, однако вносит в него некорректные сведения и выдает постороннему лицу. Либо выдает его реальному студенту, однако вносит некорректные данные об успеваемости.

Во втором случае документ является подлинным, однако в него вносятся ложные данные, которые существенно искажают его суть. Это может быть подделка, исправление, дописывание текста и т.п. Например, в оригинальную трудовую книжку вносится новая запись о работе со стажем в 5 лет, что дает право сотруднику на получение большей пенсии, чем он того заслуживал согласно законодательству.

Таким образом, объективная сторона заключается в сознательных преступных действиях злоумышленника, в результате которых наступают общественно опасные последствия. Например, выдача незаконной лицензии перевозчику, подделка стажа в трудовой, удаление информации о судимости.

Преступление окончено в момент внесения соответствующих записей в документы, составления поддельных бумаг, искажения информации, которое может совершаться разными способами:

  • внесение ложных сведений;
  • удаление корректных сведений;
  • подделка документа;
  • подчистка, исправления и др.

Объективная сторона подкрепляется соответствующими доказательствами, главными из которых являются собственно исправленные или поддельные документы.

Субъект

Совершить служебный подлог могут исключительно представители власти – федеральной, региональной или муниципальной (т.е. субъект пресутупления является специальным). Также это могут быть должностные лица, которые на постоянной или временной основе выполняют функции государственного или муниципального служащего (полицейские, прокуроры, сотрудники госкорпораций и др.).

Субъективная сторона служебного подлога

Состоит в обязательном наличии корыстного умысла, личной заинтересованности преступника. Он полностью осознает опасный характер своего деяния, предвидит или должен предвидеть наступление соответствующих последствий. Таким образом, внесение некорректной информации по ошибке либо по незнанию не является служебным подлогом.

При этом умысел может быть связан с разными движущими мотивами:

  • материальная заинтересованность;
  • личный интерес (близкие отношения);
  • желание приукрасить данные для составления «нормального» отчета;
  • мотив сокрытия иного преступления (растраты, незаконное присвоение собственности и многое другое);
  • желание скрыть свою собственную некомпетентность (исправить прошлые ошибки, продвинуться по карьерной лестнице и т.п.).

Судебная практика: примеры и позиция ВС РФ

Практика рассмотрения дел по служебным подлогам показывает, что судьи принимают обвинительные приговоры только при получении доказательств, что в действиях обвиняемого действительно имеет место умысел, связанный с корыстной заинтересованностью.

Читайте также:
Удавление руками: что это такое, описание и особенности

ПРИМЕР 1

Гражданин И. работал старшим прорабом на строительном объекте. Его коллега бухгалтер Б. попросила внести отметку в командировочном, что подтверждает факт ее отсутствия в течение определенного времени. Аналогичные отметки она попросила сделать в удостоверениях других командировочных. Прораб выполнил ее просьбу, благодаря чему бухгалтер отчиталась перед проверяющими за возникшую недостачу.

Районный суд вынес гражданину И. обвинительный приговор, однако вышестоящий отменил решение. Суд посчитал, что прораб не знал о том, что на самом деле бухгалтер Б. не уезжала в командировку. В его действиях отсутствовал умысел и корыстный мотив. Поэтому состав преступления также отсутствует.

Еще один важный момент – это предмет преступления, т.е. подложные документы. Они должны иметь действительно важное юридическое значение, т.е. порождать значительные последствия для граждан, общества, государства.

ПРИМЕР 2

Гражданка Д. работала следователем. В ее ведение поступает дело о незаконной реализации наркотиков. Убедительных доказательств найти не удалось, в связи с чем сроки расследования существенно увеличились. Желая приукрасить картину, следователь Д. пометила дела как оконченное и внесла некорректные данные в статистические документы, заверила их печатью и подписью и направила в адрес руководства.

Районный суд вынес обвинительный приговор, но кассационная инстанция в результате отменила его. Суд исходил из того, что статистические документы содержат данные, которые не влекут опасных последствий. Они используются только внутри ведомства, где работала гражданка Д, поэтому не являются официальными.

Определенное уточнение вносит и Верховный Суд, который указывает, что в составе преступления могут фигурировать только официальные документы, которые приводят к важным последствиям «в виде предоставления или лишения прав», изменения их объема и т.п.

Большое значение имеет и определение субъекта преступления – им может быть только госслужащий и должностное лицо. К этой категории относятся далеко не все граждане.

ПРИМЕР 3

Гражданин К. являлся главным инженером на предприятии и путем оформления незаконных распоряжений присвоил себе часть его имущества. Районный суд усмотрел в этих действиях подлог и вынес обвинительный приговор. Кассационная инстанция определила, что инженер не относится к категории должностных лиц. Соответственно данное деяние следует определить как мошенничество, а не подлог.

Выводы из судебной практики

Исходя из разъяснений верховного суда РФ и реально сложившейся практики можно сделать несколько выводов о правоприменении статьи 292 УК:

  1. Документы могут быть только официальными, а факты, содержащиеся в нем, имеют большое значение с точки зрения юридических последствий. Бумага обладает удостоверяющей силой, т.е. ее содержание не имеет чисто информационного характера (статистические отчеты, анализ данных, пояснительная записка и т.п.).
  2. Субъектом преступления при служебном подлоге могут быть только те лица, которые, с одной стороны, имеют доступ к таким документам, а также имеют официальные полномочия на внесение в них изменений. С этой точки зрения если лицо, которое также имеет доступ, но не имеющее права заверить документы подписью/печатью, исправило информацию, такие действия подпадают под другую статью УК.
  3. После подделки документ должен быть включен в официальный документооборот и таким образом повлечь наступление общественно опасных последствий. Здесь есть аналогия с подделкой банкнот: пока они не реализуются, угрозы для экономики нет. Опасность наступает только в момент введения подделок в оборот.

Важно понимать, что судебная практика по служебному подлогу далеко не однозначная, а разъяснения ВС РФ не исчерпывающие. Чаще всего споры возникают вокруг содержания документов, их юридической значимости, а также субъекта преступления. Поэтому конкретное решение во многом зависит от позиции судьи, соответственно обвинительный приговор в ряде случаев можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

Видео комментарий

Что такое служебный подлог и какая ответственность за него предусмотрена?

Служебный подлог – это преступление должностного лица, которое направлено против госвласти и общества. Оно относится к уголовно наказуемым деяниям.

  1. Служебный подлог: понятие и особенности
  2. Правовое регулирование и ответственность за служебный подлог
  3. Судебная практика по служебному подлогу

Служебный подлог: понятие и особенности

Под подлогом обычно понимают создание недостоверной картины и введение людей в заблуждение путем подгона данных или подготовки ложных объектов, документов или статистических сведений. Уголовный кодекс определяет служебный подлог как внесением лицом в официальные документы:

  • ложных сведений (заведомо);
  • исправлений.

Такие правки должны искажать действительное содержание документа. При совершении противоправного деяния должна иметь место корыстная или личная заинтересованность преступника в совершении подлога. Отсутствие прямого умысла не позволяет квалифицировать преступление в качестве подлога. Здесь речь может идти только о халатности, когда ошибки попали в документы по невнимательности.

В качестве официальных документов может выступать квартальная отчетность, законодательный акт, больничный лист, трудовая книжка и пр. Данный документ должен быть публичным и зафиксирован на определенном материальном носителе: в электронном, бумажном или магнитном виде. Документ должен содержать подпись должностного лица или госслужащего. При этом сам документ должен быть подлинным и иметь юридическую силу.

Субъектом преступления может быть должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Рядовые граждане и работники частных фирм не несут ответственности за данное деяние.

На практике служебный подлог зачастую сопряжен с другими преступлениями. Например, он нередко совершается, что скрыть факт растраты государственных средств или их нецелевого использования.Но правонарушителем может также двигать банальное желание скрыть свою некомпетентность или приукрасить положение дел.

Преступление считается оконченным после совершения незаконных действий с документацией. Для суда не имеет значения сам факт использования официального документа. Таким образом, служебный подлог – это преступление с формальным составом.

В свою очередь, именно служебный подлог является общей уголовной нормой, так как ею охватывается все случаи фальсификации официальных документов. Тогда как при фальсификации речь идет только об искажении фактических данных.

Читайте также:
Установление возраста: что это такое, описание и особенности

Правовое регулирование и ответственность за служебный подлог

Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за служебный подлог. Возможные меры наказания прописаны в 292 ст. Уголовного кодекса. Это может быть штраф; принудительные, обязательные или исправительные работы либо реальный срок в виде лишения свободы.

Служебный подлог может грозить должностному лицу:

  • штрафом до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 месяцев;
  • обязательными работами до 480 часов;
  • исправительными работами до 2 лет;
  • принудительными работами до 2 лет;
  • арестом до 6 месяцев или лишением свободы до 2 лет.

Согласно ч.2 ст. 292 ответственность более жесткая, так как состав преступления считается более общественно опасным:

  • штраф от 100 до 500 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период 1 года до 3 лет;
  • принудительными работами до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишением свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Для привлечения лица к ответственности по ч.2 ст.292 обвинитель должен доказать наличие причинно-следственной связи между совершенным деянием и его последствиями.

Судебная практика по служебному подлогу

Приведем несколько примеров судебных решений в части служебного подлога. Так, следователь долго не могла закрыть дело о сбыте наркотических средств. Чтобы не ухудшать статистические показатели своего ведомства, она внесла информацию об этом деле в карточку как о закрытом. Суд первой инстанции вынес в отношении следователя приговор, обвинив по ч.2 ст. 161 УК РФ. Однако в ходе рассмотрения дела в кассационной инстанции преследование было прекращено. Суд пришел к выводу, что такими действиями не был причинен какой-либо ущерб, так как статистические карточки используются только в пределах ведомства (они не являются официальным документом). Следовательно, состав преступления отсутствует.

Другой пример. Гражданин находился в должности инженера совхоза и через издание подложных приказов присваивал себе имущество предприятия. Судом он был обвинен в служебном подлоге. Но затем надзорная инстанция отменила данный приговор, сославшись на то, что инженер совхоза не является должностным лицом. В результате действия обвиняемого были переквалифицированы из подлога в мошенничество.

Стоит отметить, что судами рассматривается до 4-5 тыс. преступлений подобного рода в год. Но в качестве самостоятельного правонарушения дела о служебном подлоге встречаются редко, обычно речь идет о комплексном составе преступления. Статистика свидетельствует о неуклонном росте числа подобных преступлений.

Таким образом, служебный подлог – это уголовно наказуемое деяние, которое может быть совершено только специальным субъектом в лице должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Преступник при этом должен иметь личную или материальную заинтересованность в подлоге. При служебном подлоге речь идет о внесение в официальные документы заведомо ложных или искаженных сведений. Уголовная ответственность за служебный подлог наступает по нормам 292 ст.УК РФ. Обычно обвиняемый по указанной статье приговаривается к штрафу до 80 тыс.р. или лишению свободы до 2 лет в зависимости от тяжести деяния.

Служебный подлог ст. 292 УК РФ: комментарии и определение нюансов

В ст. 292 УК РФ определено понятие служебного подлога, и перечислены возможные варианты санкций за совершение такого преступления.

Подлог определяется как указание заведомо ложной информации или целенаправленное внесение изменений в официальные документы, искажающие суть и смысл. Не важно какой именно вид имеет документ: подлог можно осуществить на бумажном или электронном носителе.

Зачастую употребляя термин служебный подлог, люди вкладывают в него смысл несколько отличный от истинного понимания. В чем суть данного действия, как определяется подлог, возможность и цели совершения, и какое наказание, может повлечь за собой содеянное, рассмотрим в данной статье.

  1. Определение субъекта
  2. Мотивы
  3. Объект и предмет
  4. Объективная сторона
  5. Установление факта
  6. Возможные последствия
  7. Нюансы
  8. Примеры судебной практики
  9. Бесплатная консультация юриста!

Определение субъекта

Субъектами могут являться служащие любого федерального или местного учреждения, даже не являясь при этом должностным лицом.

Безусловным признаком подлога считается использование возможностей, предоставляемых служебным положением.

Состав преступления предполагает обязательное наличие личной заинтересованности.

Мотивы

Мотивом может быть получение материальной выгоды или, каких-либо привилегий, протекций, будущее лояльное отношение руководства или завышение результатов ради престижа.

Заинтересованность лица, совершающего подлог, может носить личный характер или субъект может искать выгоды для других.

При обнаружении факта подлога желаемые результаты не учитываются, как не учитывается собственно неиспользование результатов фальсификации. Подлог считается совершенным в момент окончания внесения поправок.

Объект и предмет

Разбираясь в ситуации, следует разделять понятия «объекта» и «предмета». Объектом преступления являются государственные интересы, в части исполнения госорганами своих функций, а предметом – официальные акты и постановления, регулирующие или подтверждающие результаты данной деятельности.

Совершение преступления, мешающего осуществлению нормального функционирования любого государственного или муниципального учреждения, является объективной стороной преступления.

В данном случае предметом может выступать не каждый документ. Носитель информации должен отвечать конкретным требованиям. Речь идет не о материале носителя, а о его качественной стороне.

В качестве предмета рассматриваются официальные акты: юридически значимые федеральные или территориальные официальные постановления или связанные с ними документы. Которые могут быть как исходящими, так и входящими, при условии, что они прошли официальную регистрацию.

[warning]Важно знать: физическое наличие фирменного бланка не имеет принципиального значения. Главным считается наличие печати, штампа и подписи.[/warning]

К документам, предлагаемым в качестве предмета, предъявляются следующие требования:

  1. Акт должен удостоверять конкретные результаты событий, имеющих юридическое или экономическое значение. При этом он может быть разрешительного или запретительного характера.
  2. Обязательным признаком является наличие реквизитов: даты составления, штампа органа власти или организации, входящий или исходящий регистрационный номер, подпись с указанием должности, фамилии и инициалов лица, составившего документ, печать.
Читайте также:
Уставная правоспособность: что это такое, описание и особенности

Объективная сторона

Существует два варианта совершить подлог:

  • составление документов, независимо от их формы, с заведомо искаженными фактами;
  • совершить исправления информативной части, путём корректировки или искажения содержания текста.

Способы совершения подлога принято разделять на интеллектуальный и материальный. В первом случае имеется в виду изготовление на фирменном бланке нового документа, содержащего ложные сведения. При втором способе совершения, вносятся изменения в уже существующий официальный документ.

Установление факта

Не всегда при обнаружении официального документа можно установить факт подлога. Определяя источник поступления документа, важно определить лицо его составившее и установить были ли у субъекта полномочия на составление и подписание акта.

Если данные действия не входят в его служебные обязанности, то квалифицировать деяние как подлог не получится. В такой ситуации, или при подделке неофициального документа, действия субъекта подпадают под статью 327 УК РФ. Вполне возможна ситуация с конкуренцией обеих статей.

Для установления состава преступления не требуется установление последствий от использования нелегитимного документа. Деяние признается совершенным по окончании самого акта внесения ложных изменений или умышленного составления неверного документа.

Последующая судьба документа, использование его в каких-либо инстанциях или для каких-либо целей 292 статьей не комментируется. Но размер последствий и их эффект (он может оказаться положительным) учитывается при определении степени тяжести наказания.

Чаще всего служебный подлог производится для достижения какой-либо цели, для совершения либо сокрытия уже совершенного действия, как правило, незаконного. В такой ситуации субъект понесет ответственность одновременно за оба преступления. Либо за подлог и подготовку к иному незаконному деянию, если факт совершения удалось предотвратить.

Возможные последствия

Статьей определяется достаточно широкая вариативность наказания. В зависимости от последствий использования фальсифицированного документа судья может вынести приговор и назначить наказание в форме:

  • штрафа размером от 100 до 200 минимальных окладов или в объеме равном заработной плате субъекта за 1 или 2 месяца;
  • прохождения обязательных работ в течение срока продолжительностью до 240 часов;
  • исправительных работ на период от 12 до 24 месяцев;
  • заключение под стражу на срок до 2 лет.

В зависимости от тяжести последствий подлога срок давности по данному преступлению истекает максимум через 6 лет. Подлог редко является самостоятельным преступлением.

[advice]Обратите внимание: наказание будет дополнено санкциями в соответствии с совокупностью статей.[/advice]

Служебный подлог уникален в части субъекта, совершающего преступные действия. Им может являться сотрудник государственного учреждения любого уровня. Со стороны субъекта всегда просматривается наличие прямого умысла, а именно заведомость действий субъекта. Личная прямая заинтересованность (финансовая или моральная) – обязательный признак субъективной части подлога.

Нюансы

Итак, умысел или мотив являются неотъемлемым признаком подлога. Состава преступления не будет, если не доказан умысел.

Факт преступного деяния считается совершенным в момент окончания внесения искажающих правок или написания ложного официального документа, при этом не важно были ли впоследствии отменены поправки или документация была изъята. Рассматривая такое обстоятельство необходимо учитывать, что внесение в официальный реестр недействительных данных, являющихся основанием для оформления гражданства, действие попадающие в область, регулируемую ст. 292.1 в ч. 1 Уголовного Кодекса РФ.

Фактически это два преступных деяния: служебный подлог, ставший основанием для незаконной выдачи паспорта гражданина РФ. Служебный подлог не требует квалификации в отдельное преступление, если он является конструктивной составляющей иного деяния.

В качестве отдельного комментария следует указать, что квалификация подлога предусматривает случаи, когда в значительной степени ущемляются законные интересы граждан либо гарантируемые права. Фактически часть 2 статьи 292 является правовой нормой в отношении части 1 статьи 285, определяющей факт злоупотребления должностными полномочиями.

Примеры судебной практики

Судебная практика показывает, что статистическое количество преступлений данного вида в последнее годы не изменяется и колеблется в размере не более 5 тысяч в год.

Случаи самостоятельного выявления служебного подлога довольно редки, но довольно часто подлог рассматривается в совокупности деяний. Изучая данные судебной практики можно установить, что эти деяния часто совершаются работниками системы здравоохранения, для сокрытия врачебных ошибок или халатности.

Лидируют среди них поздние внесения в медицинские карты показаний об оказании необходимой помощи. К сожалению, типичной является ситуация, когда по вине медицинского работника, в следствие непроведения необходимых процедур, пациент умирает.

Позднее, врачом, во избежание ответственности вносятся в карту пациента записи о якобы оказанной помощи. Если данный факт удается установить, то сотруднику вменяется ответственность в совокупности санкций.

При проведении следственных мероприятий следует исключить любую вероятность ошибки в процессе квалификации преступлений. В судебной практике был случай, когда служащего органа местного самоуправления обвинили в получении незаконной прибыли от предоставления официальной справки с искаженными сведениями.

В ходе расследования было установлено, что субъект не являлся инициатором действия, а лишь выполнял функции делопроизводителя в соответствии с письменными указаниями своего прямого руководителя. Список должностных обязанностей специалиста включал в себя несколько десятков ссылок на осуществление им контроля в различных областях, фактически субъект мог и не производить перечисленных действий.

В этом случае, действия служащего были переквалифицированы и попали под ст. 292. Такой пример хорошо показывает, что закон обладает предупредительной функцией. Действие 292 статьи во многом направлено на борьбу с коррупционным развитием среди служащих.

Смотрите в следующем видео разговор в ГИБДД о подлоге:

Статья 292. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

Читайте также:
Факт юридический: что это такое, описание и особенности

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 292 УК РФ

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ , исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.
———————————
В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) (РГ. 2010. 2 авг.) дается понятие электронного документа. Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2). Электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Понятие электронной подписи раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10.07.2012) (РГ. 2011. 8 апр.). Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Читайте также:
Странгуляционная борозда: что это такое, описание и особенности

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), –

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 292 УК РФ

1. Являясь посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления), служебный подлог отличается от других предусмотренных в гл. 30 УК преступлений своим субъектным составом. Только при совершении служебного подлога его субъектом могут быть как должностное лицо (см. примечание 1 и комментарий к ст. 285), так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 288), не являющиеся должностными лицами.

2. Предметом служебного подлога являются официальные документы – документированная информация, зафиксированная на любом материальном носителе (в том числе и электронный документ), выдаваемая (исходящая) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированная информация (обязательства, справки, договоры и т.п.), выдаваемая частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящаяся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия, предоставляют права, возлагают обязанности либо освобождают от них .

БВС РФ. 2003. N 5. С. 15, 16.

Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идет о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем.

3. В законе названы две разновидности преступных деяний, объединяемые одним понятием “служебный подлог”: 1) внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; 2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Таким образом, подлог может быть материальным – внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным – составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа.

Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы – это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. К такой разновидности подлога относятся также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т.п. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих их действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами.

При этом в силу прямого указания закона деяние не должно содержать признаков преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК.

4. Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или государственным (муниципальным) служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции).

Читайте также:
Сомнительный долг: что это такое, описание и особенности

Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает не официальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога не будет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 327 УК (см. комментарий к этой статье). По этой же статье УК будут нести ответственность за подделку документов служащие государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, поскольку они не находятся на государственной службе и не являются муниципальными служащими.

5. Для признания деяния преступным не требуется наступления каких-либо последствий. Преступление окончено с момента учинения одного из названных в законе действий независимо от того, был ли использован данный подложный документ.

Наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства охватывается ч. 2 комментируемой статьи.

О содержании указанных последствий см. комментарий к ст. 285.

6. Служебный подлог может быть совершен только с прямым умыслом, виновное лицо должно руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями (см. комментарий к ст. 285). Наличие какого-либо другого мотива при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы или совершении иных действий, предусмотренных ст. 292, исключает ответственность за служебный подлог.

7. Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого преступления, содеянное одновременно может являться приготовлением к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.

Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать по совокупности как хищение и служебный подлог. Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, которые используют подделанный ими официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, ст. 188 УК).

Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 292 УК и за пособничество в совершении другого преступления.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «СЛУЖЕБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ» И «СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

На первый взгляд актуальность выбора анализируемой темы может вызвать сомнения. Рекомендации по толкованию и применению квалифицирующего признака «с использованием своего служебного положения» приведены в ряде постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Исследованию этих вопросов уделено должное внимание научным сообществом.

Мнение об отсутствии сложностей применения квалифицирующего признака «с использованием своего служебного положения», следовательно, и его толкования, высказал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23.12.2014 № 2832-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сазонова Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»:«Пункт “б” части четвертой статьи 228.1 УК Российской Федерации … устанавливает уголовную ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и иные преступления, предусмотренные данной статьей, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Такое правовое регулирование корреспондирует подпункту “е” пункта 5 статьи 3 Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, согласно которому ее стороны, в том числе Российская Федерация, могут принимать во внимание в качестве обстоятельства, отягчающего признаваемые этой Конвенцией правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, тот факт, что правонарушитель является должностным лицом и данное правонарушение связано с его должностью. Не содержат названные нормы уголовного закона и неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своих действий и предвидеть наступление ответственности за их совершение и которая препятствовала бы единообразному пониманию и применению данных законоположений правоприменительными органами».

С точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации, понятие «служебное положение» не содержит неопределенности. Вместе с тем анализ судебной практики и позиций ученых свидетельствует об обратном.

Принимая во внимание, что законодательное определение понятия «служебное положение» не выработано, вопрос о его содержании и о том, как служебное положение соотносится со служебными полномочиями, остается открытым,что порождает ошибки при квалификации деяний, в том числе на уровне вышестоящих судебных инстанций.

Использование лицом своего служебного положения во многих составах преступлений является квалифицирующим признаком, а в некоторых составах образует само преступное деяние. В последнем случае для правильной квалификации преступления необходимо разграничивать понятия «служебные полномочия» и «служебное положение».

Так, К. наряду с другими преступлениями признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и осужден по ст. 285 УК РФ. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу об ошибочной квалификации, так как К. использовал не служебные полномочия, а служебное положение, и квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 169 УК РФ(1).

Подобные ошибки допускаются в судебно-следственной практике в силу того, что к определению содержания служебного положения существуют два конкурирующих подхода.

Сторонники узкого подхода ограничивают применение признака «с использованием служебного положения» исключительно случаями использования конкретных полномочий, официально возложенных на лицо в связи с выполнением профессиональных обязанностей и занимаемой должностью.

Э. Ю. Авшеев предлагает под служебным положением понимать наличие у лица управленческих полномочий либо предусмотренных правовыми актами иных возможностей повлиять на волю лиц(1). Таким образом, автор допускает признание деяния совершенным с использованием служебного положения только при наличии у лица правовых возможностей.

Читайте также:
Складочный капитал: что это такое, описание и особенности

По мнению Н. Ю. Акининой, служебное положение характеризуется двумя признаками:

видом служебной деятельности: публичная (государственная, гражданская, правоохранительная, военная, муниципальная) и частная (служба в организациях любой организационно-правовой формы, в том числе коммерческих, некоммерческих, оказывающих услуги неопределенному кругу лиц) — в зависимости от вида определяется объем служебных полномочий;

статусом служащего, определяющим его служебные полномочия (права и обязанности)(2). Помимо признаков специального субъекта преступления автор акцентирует внимание на наличии именно служебных полномочий.

Таким образом, при узком подходе к определению содержания служебного положения фактически отождествляются понятия «служебное положение» и «служебные полномочия».

Ученые, придерживающиеся широкого подхода, предлагают не ограничивать служебное положение наличием исключительно служебных полномочий, а учитывать и иные возможности субъекта, которые вытекают из занимаемого служебного положения и используются при совершении конкретного преступления(3).

Относительно служебных полномочий в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» дается четкое определение, не вызывающее разночтений: под использованием должностным лицом своих полномочий понимается совершение таких деяний, которые были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей.

Что касается служебного положения, то в ряде постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации указывается, что использование лицом своего служебного положения выражается не только в умышленном использовании таким лицом своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, определяемого значимостью и авторитетом занимаемой должности, на других лиц в целях совершения желаемых субъектом действий(4).

Несколько иная формулировка приведена в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об

ответственности за бандитизм», в котором указывается, что под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» использование служебного положения рассматривается не только как реализация служебных полномочий, но и как выполнение специальных обязанностей.

Анализ постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в статьях, содержащих квалифицирующий признак «с использованием своего служебного положения», данный признак может указывать на способ совершения преступления либо характеризовать облегчающую совершение преступления обстановку, например использование виновным служебной атрибутики в виде форменного обмундирования, соответствующих документов и т. п.

Представляется, что понятие служебного положения неразрывно связано с понятием службы и полномочий, но совокупностью полномочий не ограничивается.

В соответствии с доктринальными определениями служба — профессиональная деятельность определенного контингента лиц — служащих по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур(1). Служащий — физическое лицо, осуществляющее управленческую или иную юридически значимую деятельность, непосредственно не связанную с производством материальных благ либо оказанием материальных услуг, а также лицо, осуществляющее интеллектуальное или документальное обслуживание управленческой или иной деятельности(2).

Полномочие — право, предоставленное кому-нибудь на совершение чего-либо(3). Полномочия как правовая категория кроме права характеризуются обязанностью наделенного ими субъекта действовать в предусмотренной законом, иным правовым актом ситуации способом, предусмотренным этими правовыми актами(4.

В свою очередь, совокупность прав и обязанностей, определяющих положение лица, есть его статус(5). Такое положение позволяет оказывать влияние на других лиц прежде всего в силу статуса. Однако реальные возможности лица, хотя непосредственно и связанные с его полномочиями, но вытекающие не из их совокупности, а из служебного положения, также могут использоваться при совершении преступлений.

Отдельные формы использования лицом служебного положения обусловлены занимаемой им должностью. Одна из распространенных форм — оказание влияния на других лиц в силу значимости и авторитета занимаемой должности.

Далеко не все авторы признают использование авторитета занимаемой должности одной из форм использования служебного положения.

Так, по мнению Н. В. Мирошниченко, «использование при совершении преступления авторитета занимаемой должности не может образовывать часть деяния (действия или бездействия), а следовательно, и не может входить элементом в систему признаков, характеризующих основание уголовной ответственности или основание ее дифференциации. Использование авторитета и значимости занимаемой должности в большей степени характеризует лицо, совершившее преступление,

а потому может учитываться лишь при определении меры уголовного наказания»(1).

Авторитет в широком смысле — общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте и др., а также значение и основанная на значении или с ним соединенная власть; в узком — одна из форм осуществления власти путем признания ее необходимости лицами, на которых распространяется ее действие. Авторитетным признают человека, который пользуется доверием, уважением и признанием других людей и имеет на них влияние. Пользующийся авторитетом — заслуживающий безусловного доверия(2). Авторитет должности — влияние, влиятельность индивида, основанная на занимаемом им положении, должности, статусе(3). Следовательно, использование авторитета занимаемой должности — это использование не авторитета личности, занимающей определенную должность, а авторитета должности независимо от того, какое конкретно лицо эту должность занимает.

Использование личных отношений, родственных и дружеских связей, если они не связаны с занимаемой должностью или служебной деятельностью, не может рассматриваться как случай использования служебного положения.

Причина невозможности дать конкретное определение служебного положения заключается в многообразии функций данного понятия в уголовном праве. Использование служебного положения выступает квалифицирующим признаком состава преступления, но может рассматриваться как способ, обстановка совершения преступления, а может выступать самостоятельным составом преступления.

Читайте также:
Региональный пакт: что это такое, описание и особенности

Представляется, понятие «служебное положение» включает: служебные полномочия; наличие у лица реальной, связанной с осуществлением служебных полномочий, возможности влиять (воздействовать), в том числе незаконно, на действия и решения иных находящихся в служебной зависимости или подчиненности лиц; иные служебные возможности; авторитет занимаемой должности.

Библиографический список
1. Авшеев Э. Ю. Уголовно-правовая охрана права на неприкосновенность жилища : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08/ Авшеев Эрдни Юрьевич. — Ростов-на-Дону, 2005. — 24 с.
2. Акинина Н. Ю. Уголовно-правовая характеристика нарушения неприкосновенности жилища : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 / Акинина Наталья Юрьевна. — Тюмень, 2008. — 19 с.
3. Волженкин Б. В. Служебные преступления : учеб.-практ. пособие / Б. В. Волженкин. — Москва : Юрист, 2000. — 368 с. — (Библиотека следователя).
4. Егорова Н. Служащий как специальный субъект преступления в уголовном праве России / Н. Егорова // Уголовное право. — 2004. — № 2.— С. 26—28.
5. Карапетян А. А. К вопросу о соотношении категорий использование «служебного» и «должностного» положения как квалифицирующих признаков преступлений: понятие, содержание, значение // Государственный советник. — 2014. — № 1(5). — С. 7—11.
6. Коростелев В. С. Использование служебного положения как способ совершения преступлений: вопрос судебного толкования // Актуальные проблемы экономики и права. — 2012. — № 2(22). — С. 211—213.
7. Любавина М. А. Комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16 октября 2009 года № 19 / М. А. Любавина ; [под ред. А. Н. Попова]. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. юрид. ин-т (фил.) Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации, 2010. — 96 с.
8. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование / В. М. Манохин. — Москва : Юристъ, 1997. — 296 с.
9. Мирошниченко Н. В. Совершение преступлений лицом с использованием служебного положения: проблемы квалификации и перспективы законодательной регламентации // Общество и право. — 2013. — № 3(45). — С. 122—126.

Понятие и сущность признака «Использование служебного положения» в российском уголовном праве Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рясов А. В.

Автор исследует проблемы, связанные с совершением преступлений с использование служебного положения . Однако содержательная дискуссионность рассматриваемой доктрины не потеряла актуальность. Ряд соответствующих проблем рассматриваются учеными разно направленно. Например, преступление следует считать совершенным лицом с использованием своего служебного положения только тогда, когда статус служащего обязательное условие совершения преступления. Существуют и прочие дискуссионные моменты.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рясов А. В.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность признака «Использование служебного положения» в российском уголовном праве»

Понятие и сущность признака «использование служебного положения»

в российском уголовном праве

Исследование проблем, связанных с совершением преступлений с использованием служебного положения, не является новеллой в уголовно-правовой доктрине, однако вопрос их содержания до настоящего времени дискуссионен. Проанализировав различные позиции юристов в части, касающейся раскрытия содержания указанного признака, можно сказать, что эту категорию преступлений принято считать «специальными» по отношению к «общим» преступлениям, предусмотренным 23 и 30 главами УК РФ [1; 2; 3; 4; 5]. В то же время в юридической литературе практически не уделяется внимания характеристике преступлений, в которых законодатель в качестве конструктивного и (или) квалифицирующего признака в основном и (или) квалифицированном составе преступления использует дефиницию «совершенное с использованием служебного положения».

Признак «использование служебного положения» закрепляется в двух основных и 37 квалифицированных составах преступлений Особенной части УК РФ*.

Для того чтобы определить понятие «использование лицом своего служебного положения», необходимо раскрыть категорию «служебное положение».

«Положение (социальное положение)» – это место, роль кого-нибудь в общественной жизни [6, с. 479], то есть служебное положение – это место лица в служебной системе.

В соответствии с ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 1). Правовое положение – это статус федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, который устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (ст.

На основании этого можно сформулировать общее правовое понятие служебного положения, используя те признаки «положения государствного служащего», которые являются общими для всех служащих, но не характеризуют его как государственного деятеля.

Служба – это профессиональная деятельность лица по исполнению своих полномочий. Служебное положение – это статус служащего, то есть лица, осуществляющего профессиональную деятельность. Статус служащего устанавливается соответствующими правовыми актами и включает в себя ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров.

Таким образом, использовать свое служебное положение – значит использовать социально-правовой статус служащего, установленный в законодательстве. Положение служащего характеризуют не только полномочия, которыми он наделен для решения вопросов, входящих в служебную компетенцию, но и сама сфера деятельности этого лица, правила служебного этикета, порядок несения ответственности и т.д.

Следовательно, нельзя согласиться с мнением А.Я. Асниса в части, касающейся рассмотрения понятий «использование служебных полномочий» и «использование служебного положения» как равнозначных. Отождествляя их, одним из основных аргументов А.Я. Аснис указывает, что «злоупотребление служебным положением» практически означает «злоупотребление служебными полномочиями», что нашло идентичное законодательное отражение, воплощенное и закрепленное в формулировках диспозиции ст. 201 и 285 УК РФ 1996 года, где соответственно при определении злоупотребления полномочиями указано на «использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий» и злоупотребления должностными полномочиями -«использование должностным лицом своих служебных полномочий» [8, с. 242].

Читайте также:
Твердый залог: что это такое, описание и особенности

Следует отметить, что ст. 285 УК РФ, в отличие от ранее действовавшей ст. 170 УК РСФСР, предусматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление должностным положением.

Проведенный нами анализ положений уголовного закона показал, что законодатель ни в одной из статей не отождествляет «служебное положение» со «служебными полномочиями». Наоборот, эти две категории употребляются при описании признаков разных составов преступления.

При раскрытии признаков «злоупотребления должностными полномочиями» в ст. 285 УК РФ указывается на использование вопреки интересам службы именно «служебных полномочий», а не «служебного положения». В то же время, описывая ряд специальных составов «превышения должностных полномочий», законодатель в диспозиции статьи использует словосочетание «служебное положение»

[9, с. 148]. В частности, таковым является ряд преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, совершаемых должностным лицом с использованием своего служебного положения. Например, незаконно проникая в жилище с использованием служебного положения пожарного, лицо совершает преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 139 УК РФ. Эти действия виновного явно выходят за рамки его компетенции, то есть лицо превышает свои полномочия.

Итак, исходя из законодательной интенции использовать служебное положение можно не только используя служебные полномочия, но и совершая действия, выходящие за пределы полномочий служащего.

На наш взгляд, это вполне оправдано. Многие преступления, включающие в качестве квалифицирующего признака «совершение лицом преступления с использованием своего служебного положения», совершаются именно путем превышения полномочий, которыми наделен такой служащий. Если понятие «использование служебного положения» сузить только до использования служебных полномочий, то эти деяния перестанут быть уголовно наказуемыми.

Анализ практики Верховного суда РФ показал, что правоприменитель придерживается такой же позиции. Например, Макаренко, внештатный сотрудник милиции, признан виновным в совершении мошенничества с использованием своего служебного положения при следующих обстоятельствах. Он под предлогом проверки соблюдения правил торговли в торговом павильоне «Продукты», владельцем которого являлся Гусейнов, обнаружил отсутствие сертификатов на отдельные виды продуктов и попросил, чтобы Гусейнов оказал «спонсорскую помощь» милиции. Введенный Макаренко в заблуждение и полагавший, что деньги будут направлены на нужды сотрудников милиции, Гусейнов передал Макаренко 500 тысяч рублей. Президиум Верховного суда РФ признал Макаренко виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 159 УК РФ, так как Макаренко, используя удостоверение внештатного сотрудника милиции, путем обмана получил деньги от частного предпринимателя. Как видно из Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции, утвержденной приказом МВД России от 20 ноября 1992 г., внештатные сотрудники привлекаются к выполнению конкретных поручений сотрудников милиции и в своей работе осуществляют только действия, не выходящие за пределы данных поручений. Сотрудник милиции, за которым был закреплен Макаренко, поручений проверять торговые павильоны ему не давал. Следовательно, Макаренко, не осуществляя вышеуказанные действия, превысил свои полномочия внештатного сотрудника [10, с. 10—11].

Если словосочетание «использование служебного положения» трактовать шире, чем использование служебных полномочий или злоупотребление ими, то это может отразиться на уголовно-правовой оценке и квалификации деяния, совершенного виновным.

Позиция ученых, трактующих «использование служебного положения» более широко, включая туда использование лицом своего авторитета, влияния в обществе, доверия, которое вызывает его служебное положение и других привилегий служащего, не связанных напрямую с его служебной деятельностью, необоснованно расширяет рамки этого, всегда отягчающего уголовную ответственность обстоятельства.

Еще одним аргументом, подтверждающим указанную точку зрения, является то, что в уголовном законе, наряду со словосочетанием «совершение преступления с использованием служебного положения», используется словосочетание «совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения» (ст. 63 УК РФ).

Этим законодатель подчеркивает, что данные понятия не равнозначны. Первое словосочетание применяется при конструировании признаков составов преступлений, второе – признается обстоятельством, отягчающим наказание, но не влияющим на квалификацию. Таким образом, если совершение преступления облегчается тем, что виновный известен как лицо, занимающее определенное служебное положение, которое вызывает у окружающих уважение и доверие, но действия, направленные на совершение преступления, не входят в служебную сферу деятельности этого лица, такое преступление нельзя считать совершенным с использованием служебного положения. Указанное обстоятельство влияет только на выбор меры наказания за совершение такого преступления.

В теории уголовного права возникают трудности и при соотнесении понятий «служебное положение» и «должностное положение» [8, с. 24-25].

По нашему мнению, должностное положение следует рассматривать как разновидность служебного положения. Объясняется это тем, что занимать должностное положение может только должностное лицо. В соответствии с Примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностным лицом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В Примечании 4 указывается, что ряд государственных служащих и служащих местного самоуправления не могут относиться к числу должностных лиц. К должностным

лицам закон не относит и служащих коммерческих организаций (ст. 201 УК РФ), частных охранных и детективных служб (ст. 203 УК РФ) и т.д. Таким образом, любое должностное лицо занимает определенное служебное положение, но тот факт, что лицо занимает служебное положение, не всегда означает, что оно занимает положение должностного лица.

В то же время нам представляется спорной позиция законодателя, в соответствии с которой «использование служебного положения» не включает в себя «использование должностного положения», выраженная в ч. 3 ст. 149 УК РФ. В данной уголовно-правовой норме преступлением признается «вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдуме, с целью повлиять на ее решения. ». Таким образом, при совершении указанного преступления лицо может использовать или «служебное», или «должностное» положение, то есть использование первого исключает использование второго. На наш взгляд, это можно объяснить только неточностью законодательной формулировки.

Читайте также:
Расскажите, пожалуйста, про договор дарения

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: анализ уголовно-правовых норм показал, что злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий (в которые входит превышение должностных полномочий) нужно рассматривать как две составляющие «использования лицом своего служебного положения».

Исходя из этого можно выделить основные критерии признания преступления «совершенным с использованием служебного положения». Руководствоваться при этом следует признаками, выработанными при формулировании составов преступлений, предусмотренных соответственно ст. 201, 285 и 286 УК РФ, которые разъяснены в постановлении Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» и довольно подробно разработаны в теории уголовного права.

Итак, «совершение лицом преступления с использованием своего служебного положения» означает, что лицо:

1. Использует при совершении преступления свои служебные полномочия. Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативных правовых актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, осуществляющего ту или иную служебную деятельность. Злоупотребление служебными правами и обязанностями может выражаться в издании противоречащих закону либо иному нормативному правовому акту приказов и распоряжений, повлекших преступные последствия, в необоснованном расходовании денежных и других ресурсов, находящихся в распоряжении служащего, и т.д.

2. Использует свое служебное положение путем превышения своих полномочий. При этом лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его служебных полномочий, но находящиеся в сфере непосредственной служебной деятельности лица.

В судебной практике наиболее характерными случаями превышения служебных полномочий признаются следующие:

– совершение лицом действий, которые относятся к полномочиям (компетенции) другого служащего данного либо другого ведомства;

– совершение служащим действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе (например, применение оружия или специальных средств);

– совершение служащим действий, на которые вообще законом ни одно лицо, ни при каких обстоятельствах не может быть управомочено (например, воспрепятствование осуществлению правосудия).

Эти типичные виды совершения преступлений с превышением служебных полномочий отмечены в п. 11 постановления Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении власти или судебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» [11].

Как правило, эти же варианты превышения должностных полномочий указываются и в уголовно-правовой литературе с добавлением еще одного вида: совершение лицом действий единолично, хотя они могли быть произведены только коллегиально.

Общим для всех этих случаев является то, что лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и обязанностей, предоставленных ему в соответствии с занимаемым служебным положением.

Для того чтобы признать факт совершения преступления с превышением служебных полномочий, необходимо установить, что неправомерные действия лица непосредственно связаны со служебной деятельностью субъекта. В этом случае, совершая преступление, виновный выступает не как частное, а как официальное лицо [12, с. 24]. Иначе говоря, его действия должны быть связаны со статусом служащего [13, с. 35-36]. К примеру, это может проявляться в том, что лицо обладает какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями служащего.

Итак, чтобы установить факт совершения действий, входящих в сферу деятельности служащего, необходимо в обязательном порядке выяснить следующее: каким законом либо иным нормативным правовым актом регламентирован правовой статус этого лица, каковы его полномочия и в чем конкретно выразилось их противоправное использование или превышение. Отсутствие в соответствующих процессуальных документах такого обоснования исключает наличие такого обстоятельства, как совершение преступления с использованием служебного положения.

Преступление следует считать совершенным лицом с использованием своего служебного положения только тогда, когда статус служащего явился обязательным условием совершения этого преступления, так как служащий может совершить преступление и как частное лицо.

1. Лысов М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. Казань, 1972.

2. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. М., 1975.

3. Кириченко В.Ф. Виды должностных преступлений по советскому уголовному праву. М., 1959.

4. Квициния А.К. Должностные преступления. М., 1992.

5. Галахова А.В. Превышение власти или служебных полномочий. М., 1978.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.

7. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

8. Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России. Проблемы законодательного закрепления и правоприменения. М., 2005.

9. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2005.

10. БВС РФ. 2001. № 12.

11. БВС СССР. 1990. № 3.

12. Применение судами законодательства об ответственности за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность и должностной подлог (обзор судебной практики) // БВС СССР. 1990. № 4.

13. Определение судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда по делу Чагура // Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права специального юридического факультета СПбГУ. 1997. № 4.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: