Собственные доходы бюджетов: что это значит

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено секунду назад

Вопросы и ответы на тему: Выполнение показателей по мобилизации доходов в консолидируемый бюджет района за 1 полугодие 2018 года

Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы. Их назначение – обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами для осуществления функций, предусмотренных законодательными актами.
Формирование основного объема финансовых ресурсов органов местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации муниципальных доходов.

Вопрос: Что же такое мобилизация доходов?
Ответ: Мобилизация доходов местного бюджета – это комплекс мероприятий, направленный на привлечение доходов в бюджет.

Вопрос: Из чего складывается мобилизация доходов?
Ответ: Мобилизация доходов осуществляется посредством поступления в бюджет муниципального образования налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.

Вопрос: Кто определяет, сколько доходов должно поступить в бюджет?
Ответ: Ежегодно Губернатором Хабаровского края утверждаются показатели по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет Хабаровского края на год в разрезе муниципальных районов края. На 2018 год, по Бикинскому району установлены показатели в размере 360 млн. рублей. Доведенные показатели по мобилизации разбиваются в разрезе городского и сельских поселений района по видам доходов и бюджетообразующих предприятий.
На перовое полугодие 2018 года было установлено плановое задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в сумме 158,7 млн. рублей. Поступило в консолидируемый бюджет района доходов в общей сумме 164,2 млн. рублей. Выполнение установленного задания за 6 месяцев составило 103,4%. В том числе налоговых доходов поступило 154,8 млн. рублей; выполнение – 102,8%, неналоговых доходов поступило 9,4 млн. рублей, выполнение – 108,4%. Годовые показатели по мобилизации доходов исполнены на 45,6%, при плановых показателях 44,1%. Основные поступления доходов в бюджет ожидаются во второй половине 2018 года.
В текущем году наблюдается рост поступлений по налоговым доходам по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 44,6 млн. рублей, по неналоговым доходам на 0,4 млн. рублей.
Увеличение поступлений по налоговым доходам обеспечено в большей части увеличением поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц. За 6 месяцев 2018 года в консолидируемый бюджет района поступило налога на доходы физических лиц 137,1 млн. рублей, что на 44,7 млн. рублей больше чем за 6 месяцев 2017 года. Поступления от уплаты налога на доходы физических лиц занимают наибольший удельный вес в общих поступлениях доходной части бюджета района и составляют 83,5%. Выполнение задания по мобилизации, по данному виду налога, за первое полугодие текущего года составило 103,2%. Увеличение поступлений по налогу обусловлено индексацией окладов на 4% по организациям спецконтингента и по учреждениям, обеспечивающим государственное управление, увеличением минимальной оплаты труда с 01 января 2018 г. до 15 182,4 рублей, с 01 мая 2018 г. до 17 860,80 рублей, реализацией в 2018 г. майских Указов Президента РФ по организациям социально-культурной сферы.
Вторым по поступлениям в структуре доходной части бюджета является единый налог на вмененный доход. За отчетный период поступило 7,1 млн. рублей, выполнение показателей по мобилизации составило 103,4%.
По имущественным налогам (транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц) мобилизация за 6 месяцев 2018 года выполнена на 103,3%, поступило в бюджеты поселений 4,2 млн. рублей.
По налогам на совокупный доход (УСНО, ЕСХН, патент) в консолидируемый бюджет поступило 2,3 млн. рублей. Показатели выполнены на 113,3%.
По неналоговым платежам рост доходов, по сравнению с прошлым годом, в большей степени, обеспечен увеличением поступлений арендной платы за пользование муниципальным имуществом и земельными участками на 0,6 млн. рублей. В структуре поступлений неналоговых доходов за 6 месяцев 2018 года арендные платежи за пользование земельными участками и муниципальным имуществом занимаю 49,1%. Сумма поступлений арендной платы составила 4,6 млн. рублей.
Прочие поступления от имущества (плата за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности) составили 1,1 млн. рублей, исполнение задания по мобилизации – 100,5%.
Поступления от взысканий, штрафов составили 1,0 млн. рублей, показатели по мобилизации исполнены на 101,1%.
От реализации муниципального имущества и земельных участков в первом полугодии 2018 года поступило 1,0 млн. рублей, задание по мобилизации выполнено на 77%.
Вместе с тем, несмотря на общее увеличение поступлений в доходную часть консолидируемого бюджета района, наблюдается снижение поступлений по таким видам налоговых и неналоговых доходов как: единый налог на вмененный доход – на 0,2 млн. рублей; налог на имущество физических лиц – на 0,2 млн. рублей; транспортный налог – на 0,4 млн. рублей; доходы от реализации муниципального имущества – на 0,5 млн. рублей; поступления от денежных взысканий, штрафов – на 0,2 млн. рублей.

Читайте также:
Преступление, совершенное группой лиц

Вопрос: Если мобилизация – это комплекс мероприятий, то какие мероприятия направленные на дополнительное привлечение доходов в бюджет реализуются в Бикинском районе?
Ответ: Администрацией района реализуются Мероприятия по выполнению показателей по мобилизации доходов в бюджет края и повышению собираемости платежей в 2017-2019 годах, утвержденные Губернатором Хабаровского края.
Данные мероприятия включают:
– проведение оценки эффективности налоговых льгот, действующих на территории района и отмене неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по земельному налогу и пересмотр К2 по единому налогу на вмененный доход);
– сокращение задолженности по налоговым и неналоговым доходам;
– снижение неформальной занятости, укрепление дисциплины оплаты труда;
– повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов.
В реализации Мероприятий задействованы все отраслевые и структурные подразделения администрации района. В каждом поселении утверждены свои планы мероприятий на 2017-2019 годы. Обеспечение выполнения плановых показателей, сокращение задолженности и дополнительное поступление доходов в бюджет района одна из основных задач в повышении уровня собираемости собственных доходов.
Одним из важных направлений в пополнении доходной части бюджета по налоговым платежам является работа по сокращению недоимки в соответствии с утвержденными Мероприятиями:
1. Ежемесячно проводятся комиссии и рабочие группы по контролю за поступлением доходов в бюджет, на которые приглашаются руководители предприятий и физические лица, допустившие образование недоимки по платежам в бюджет.
За 6 месяцев проведено 11 заседаний в администрации района, на которых заслушано 167 налогоплательщиков. Сумма поступлений по результатам работы составила 9,4 млн. рублей. Наибольшие поступления от юридических лиц по налогу на доходы физических лиц – 5,1 млн. рублей, УСНО – 0,6 млн. рублей, по налогу на прибыль организаций – 0,8 млн. рублей, по остальным налогам – 1,9 млн. рублей. От физических лиц, в результате работы поступило платежей на общую сумму 1 млн. рублей.
2. На информационном экране в здании администрации района, на официальном сайте администрации Бикинского муниципального района во вкладке «Финансы района» рубрика «Для налогоплательщиков» размещаются актуальные материалы с целью проведения публичной информационной компании по вопросам изменения налогового законодательства и своевременной уплаты налогов и сборов в бюджет. Проводится разъяснительная работа в средствах массовой информации.
3. На постоянной основе осуществляется индивидуальная работа с каждым недоимщиком, адресное доведение информации о неуплате налогов. Со службой судебных приставов проводятся совместные рейды по взысканию транспортного налога. За отчетный период проведено 3 рейда, сумма погашенной задолженности составила 145 тыс. рублей.
4. В части доходов от использования муниципальной собственности проводится инвентаризация имущества с целью оптимизации излишнего или неиспользуемого муниципального имущества. В целях увеличения доходов от использования имущества осуществляется сдача имущества в аренду, а также включается в ежегодный план приватизации с целью реализации на торгах.
Кроме того, проводится мониторинг площадей арендуемых земельных участков и арендуемого муниципального имущества. Ведется работа по выявлению юридических и физических лиц, занимающих земельные участки без правоустанавливающих документов. За отчетный период выявлено 3 земельных участка, общей площадью 0,5 гектар, используемых гражданами без правоустанавливающих документов.
5. На постоянной основе ведется мониторинг задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом и земельными участками, ведется претензионно-исковая работа по взысканию задолженности с недобросовестных арендаторов, допустивших образования задолженности по арендной плате.
Задолженность возможная к взысканию по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом и земельными участками по состоянию на 01 июля 2018 года составила 1,6 млн. рублей, было направлено 203 претензии арендаторам, удовлетворено 139 претензий на сумму 0,4 млн. рублей. Проведено 3 комиссии по контролю за поступлением арендной платы в бюджет, на которых заслушан 31 арендатор, в результате поступило в бюджет 112 тыс. рублей.
Одним из дополнительных пунктов Мероприятий по выполнению показателей по мобилизации доходов является легализация трудовых отношений. Данный пункт Мероприятий включает в себя: контроль за работодателями, в части официального оформления трудовых отношений с наемными работниками; контроль за выплатой заработной платы работникам не ниже минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы.
Показатели по мобилизации доходов за 1 полугодие 2018 года выполнены в полном объеме. В текущем году работа по обеспечению выполнения показателей по мобилизации доходов в бюджет района будет продолжена по всем направлениям.

На вопросы ответила заместитель главы администрации Бикинского муниципального района – начальник финансового управления Трифонова Елена Викторовна

БДР: бюджет доходов и расходов

БДР: бюджет доходов и расходов

Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.

БДР: что это такое

БДР является ключевым документом в системе бюджетирования. В нем фиксируются планируемые:

  • доходы;
  • расходы;
  • финансовый результат (прибыль или убыток).

Вместе с бюджетом движения денежных средств (БДДС) и балансовым бюджетом БДР формирует триаду финансовых бюджетов предприятия.

Составление бюджета доходов и расходов

БДР составляется на этапе, когда уже готовы все операционные бюджеты. Этим он схож с финансовой отчетностью. Ее нельзя получить, пока не будут отражены хозяйственные операции периода. По аналогии БДР не составить, пока не сверстаешь как минимум бюджеты продаж, производства, себестоимости реализации, коммерческих и управленческих расходов.

Именно поэтому формирование БДР – это, по сути, чисто технический процесс. Для него не требуется анализ емкости рынка. Не нужны оценка и корректировка норм потребления материалов. Нет необходимости считать плановые амортизацию и налоги. Если готова качественная информационная база в операционных бюджетах, то обобщить ее в БДР – вопрос лишь времени.

Читайте также:
Уклонение от военной службы

Давайте посмотрим, как это делается. Чтобы было проще, выделим три этапа, связанные с формированием плановых:

  • доходов;
  • расходов;
  • финансового результата.
БДР: откуда берутся доходы

Основной источник – бюджет продаж. Его результирующий показатель – это выручка или доход от обычных видов деятельности. Он получается, как произведение плановых цены и объема реализации по каждой ассортиментной позиции.

В некоторых компаниях на этом и останавливаются. В других – включают в БДР еще сумму прочих доходов из числа тех, которые можно заранее спрогнозировать. Например, поступления от сдачи имущества в аренду или проценты по предоставленным займам. Если так, то дополнительно потребуется бюджет прочих доходов и расходов.

Здесь многое зависит от:

  • существенности прочей составляющей в деятельности предприятия;
  • степени тщательности, с которой подходят к процессу планирования;
  • приемлемого уровня расхождения между фактом и планом.

В итоге совокупные доходы формируются по такой формуле:

БДР: как формируются расходы

Расходы аккумулируются из четырех операционных бюджетов:

  • себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг;
  • коммерческих расходов;
  • управленческих расходов;
  • прочих доходов и расходов.

Первые три дают информацию о расходах по обычным видам деятельности, последний – по прочей составляющей. Как отмечали выше, он – опционален и в некоторых компаниях не составляется.

Остановимся подробнее на особенностях переноса данных. Сразу отметим: вариантов – несколько.

Вот первый:

  • из бюджета себестоимости берется значение по итоговой строке. Оно показывает ту часть производственных затрат, которые приходятся на реализацию и поэтому становятся расходом. Для торговых компаний – это покупная стоимость товаров, которые планируется продать. Сумма попадет в одноименную строку БДР «Себестоимость продаж»;
  • аналогично поступают с результирующими показателями бюджетов коммерческих и управленческих расходов. Они берутся в БДР в полной сумме в строки с соответствующим наименованием. Здесь есть свой нюанс: если организация формирует БДР по тем же принципам, что и бухгалтерский отчет о финансовых результатах, при этом расходы на управление по учетной политике списываются в себестоимость, то не выделяйте под них отдельную статью в БДР. Они уже «сидят» в себестоимости продаж. Добавлять их еще раз – неверно.

Второй вариант отличается разбивкой общей суммы каждой составляющей расходов на переменные и постоянные. Когда готовятся операционные бюджеты, то без такого деления не справиться. Однако в ходе обобщения в составе БДР иногда обходятся общими суммами. Для большей же информативности такую детализацию, напротив, сохраняют.

Третий вариант отражения расходов в БДР – показать их в разбивке на следующие элементы:

  • материальная составляющая;
  • оплата труда и отчисления с нее;
  • амортизация основных средств и нематериальных активов;
  • прочие расходы по обычным видам деятельности (командировочные, представительские, налоги и т.п.).

Этот вариант хорош с точки зрения расчета по финансовым бюджетам плановых показателей эффективности использования ресурсов (производительности труда, материалоотдачи, амортизационной отдачи). Однако он сложнее с позиции сбора данных для формирования БДР. Придется вычленить из операционных бюджетов зарплату, материальные расходы, амортизацию и т.п. Выходит, простым переносом итогов, как в первом варианте не обойдешься.

Четвертый вариант детализации расходов в БДР – разбить их по географическим или операционным сегментам. Если выбираете такой подход, тогда и доходы покажите аналогично. Что это даст? Возможность посчитать операционную прибыль не одной общей суммой, а, например, по регионам продаж или по продуктам.

Подробнее о классификации затрат по элементам и в зависимости от объема производства/продаж читайте в статье «Расчет себестоимости».

Какую прибыль показать в БДР

Вид финансовых результатов и порядок их расчета зависит от того, как вы показали расходную часть и в какой детализации нуждаетесь. На рисунке 1 мы привели несколько вариантов.

Рисунок 1. Финансовый результат в БДР в зависимости от выбранного способа представления расходов

Блок про составление БДР завершим ответами на частые вопросы.

Вопрос 1. Как быть с НДС в БДР?

Так, как вы поступаете с ним при формировании отчета о финансовых результатах. А именно – ориентироваться на то, является ли ваше предприятие плательщиком этого налога и имеет ли право возместить его из бюджета. Могут быть три варианта:

компания платит НДС по всем видам операций. В таком случае исключите «свой» НДС к уплате из состава выручки и прочих доходов, а «чужой» к возмещению – из материальных и прочих расходов. Так вы покажете «чистые» доходы и расходы. Это разумно, ведь НДС, пришедший в цене от покупателя, придется отдать в бюджет. Значит, это не доход. А НДС, уплаченный поставщику, можно возместить. Выходит, это не расход;

  • компания не является плательщиком НДС по всем видам операций (например, работает на специальном налоговом режиме). В таком случае «своего» НДС вообще нет. Следовательно, и нет права на возмещение. Входные суммы налога, которые в будущем поставщики предъявят в счетах-фактурах, включайте в материальные или иные расходы;
  • компания является плательщиком НДС, но по отдельным операциям освобождается от его уплаты в соответствии с НК РФ (например, по продаже ценных бумаг или предоставлению денежных займов). Для плановых значений БДР придется повторить раздельный учет по аналогии с тем, который ведется по фактическим данным. В итоге часть входного НДС от поставщиков будет возмещена, а другая – осядет в расходах. Осядет та, которая приходится на операции, не подлежащие налогообложению.
  • Вопрос 2. Нужно ли учитывать дебиторскую и кредиторскую задолженность при формировании БДР?

    Нет. Они требуются при подготовке бюджетного баланса и БДДС. В первом документе показываются их остатки. Во втором – на них корректируются суммы денежных притоков и оттоков.

    Доходы и расходы из БДР не зависят от их величины. Причина: доход генерирует денежный приток с поправкой на дебиторку, а расход – денежный отток с поправкой на кредиторку, а не наоборот. Значит, доходы/расходы – первичны по отношению к сумме счетов к получению и к оплате.

    Читайте также:
    Заявление об обеспечении иска

    Форма БДР: пример

    Варианты представления расходов определяют разные формы документа. Заметьте: БДР – это элемент управленческой отчетности. Для него нет образца, установленного приказом Минфина РФ. Поэтому предприятие вольно само решать, каким он будет.

    Смотрите некоторые подходы с отличающимся расположением статей на рисунках 2, 3 и 4. Цифры – условные. Они нужны лишь для иллюстрации зависимости между статьями бюджета.

    Рисунок 2. Форма БДР, аналогичная бухгалтерскому отчету о финансовых результатах

    Рисунок 3. Форма БДР с разбивкой расходов на переменные и постоянные

    Рисунок 4. Форма БДР с разбивкой расходов по обычным видам деятельности на элементы

    БДР и БДДС: отличия

    Главное отличие БДР от БДДС сводится к принципу, лежащему в основе формирования. Для БДР – это метод начисления, для БДДС – кассовый.

    Начисление исходит из того, что доходы и расходы признаются в периоде их формирования, а не тогда, когда под них получили или отдали деньги, как в случае с кассовым методом.

    Это общее правило раскладывается на такие частности:

    • ни полученные, ни выданные авансы не формируют статьи БДР, но попадают в БДДС;
    • амортизационные расходы отражаются только в БДР, так как не связаны с последующим оттоком денег;
    • начисленный доход вовсе не означает одновременное получение денег под него. То же самое – для начисленных расходов и платежей, связанных с ними. Поэтому чаще всего доходы не равны денежным притокам, а расходы – оттокам;
    • исходя из предыдущего пункта чистый финансовый результат обычно не совпадает с чистым денежным потоком. Подробнее о причинах несовпадения читайте в статье «Анализ движения денежных средств компании» в блоке «Факторный анализ».

    Другие отличия БДР и БДДС мы обобщили в таблице.

    Учет выпадающих доходов

    Нет времени читать?

    Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н был утвержден новый КОСГУ «174 – Выпадающие доходы», используемый со счетом 401.10 «Доходы текущего финансового года», а также были регламентированы бухгалтерские записи по применению счета «401.10.174». Как его применять, покажем на примерах.

    Что такое выпадающие доходы

    Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 «Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 «Расчеты по доходам», 1 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 120 Инструкции № 162н).

    Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что выпадающие доходы – это суммы доходов, которые не были получены при предоставлении скидок, льгот, а также это суммы недополученных доходов, при которых, следуя законодательству, начисленные доходы (в том числе различного рода денежные взыскания – пени, штрафы, неустойки) подлежат уменьшению.

    Наиболее распространенными примерами выпадающих расходов является:

    • оплата государственной пошлины через единый портал государственных услуг: по законодательству (п. 1 ст. 333.16 гл. 25.3 НК РФ) физлица и организации могут обращаться за совершением юридически значимых действий в государственные органы разного уровня, а те, в свою очередь, обязаны совершить в отношении обратившихся лиц значимые действия, за что государственные органы взимает госпошлину. Размер государственной пошлины согласно п. 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ применяется с учетом коэффициента, равного 0,7, в случае подачи заявления через единый портал госуслуг – www.gosuslugi.ru.
    • уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения: административные правонарушения, в частности нарушение правил дорожного движения, согласно п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ регулируются наказанием в виде административного штрафа. Административный штраф является денежным взысканием и подлежит уплате в бюджет в полном объеме. Руководствуясь ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, штраф может быть уплачен в размере половины наложенной суммы штрафа в срок не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Кроме того, следует помнить, что такая скидка предусмотрена не для всех нарушений правил дорожного движения. Важно отметить, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
    • санкции по государственным контрактам: в Постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 г. № 190 в 2016 году, учреждения были обязаны предоставить отсрочку контрагентам уплаты неустойки по государственному контракту или списание полностью суммы неустойки, только в том случае, если исполнитель завершил в полном объеме все обязательства, которые должны быть осуществлены по контракту, исключение составили гарантийные обязательства. В 2017 г. пока что не было постановления Правительства, на основании которого можно простить неустойку, предоставить отсрочку платежа контрагенту, но стоить обратить внимание на практику прошлого года и иметь ввиду данный факт.

    Примеры учета выпадающих доходов

    Теперь рассмотрим отражение в бухгалтерском учете «выпадающих доходов» на примере.

    Пример 1. Поставщиком своевременно не были доставлены товары учреждению-заказчику – Федеральному казенному учреждению «Гамма» (далее ФКУ «Гамма»). За несвоевременную поставку товаров условия контракта предполагают уплату неустойки в размере 10% от суммы контракта. Но после того как учреждением был получен товар, руководство учреждения приняло решение списать сумму неустойки, предъявленную ранее поставщику.

    1. Документом «Операция бухгалтерская» начислен доход за нарушение условий исполнения контракта на поставку товара:

    Дт 1.0.209.40.560 – Кт 1.0.401.10.140 – сумма неустойки составила 10% от суммы контракта.

    Документом «Операция бухгалтерская» производится списании ранее начисленной суммы неустойки:

    Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.209.40.660 – сумма списания составила 10% от суммы контракта.

    Пример 2. Казенное учреждение «Бетта» выполняет функции администратора доходов бюджета от штрафов за административные правонарушения в части дорожного движения.

    Гражданином Н. была превышена скорость дорожного движения транспортного средства на величину свыше 20 км/ч, но и не более чем на 40 км/ч. Гражданин Н. был привлечен к административной ответственности и оплатил штраф. Штраф был оплачен до того, как истекло 20 дней с момента наложения административного штрафа. Казенным учреждением «Бетта» было решено уменьшить сумму штрафа согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

    1. Документом «Акт об оказании услуг» с видом операции «Прочие начисления доходов» («Операция бухгалтерская») начислен доход на основании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа:
    Читайте также:
    Арабский валютный фонд: что это

    Дт 1.0.205.41.560 – Кт 1.0.401.10.140 – 500 руб.

    Документом «Кассовое поступление» с видом операцией «Поступление доходов в бюджет (210.02 – 205)» поступление в бюджет доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) в размере 50% в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

    Дт 1.0.210.02.140 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.

    Документом «Операция бухгалтерская» отражается признание выпадающих доходов от уменьшения начисленных административных штрафов на 50 % согласно ч. 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ на основании документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа

    Дт 1.0.401.10.174 – Кт 1.0.205.41.660 – 250 руб.

    Автор: Любовь Маренич,
    старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

    Собственные доходы бюджетов: что это значит

    Сохраняйте данные
    показателей бюджета

    В личном кабинете вы сможете собрать все необходимые вам данные о расходах Минпромторга России

    Сохраняйте данные
    показателей бюджета

    Детализируй планы-графики расходов

    Сохраняйте данные
    показателей бюджета

    Узнайте, какую меру поддержки может получить ваше предприятие

    • Вход на сайт
    • Регистрация
    Восстановление доступа

    Введите адрес, который вы указывали при регистрации

    • Гражданам
      • Расходы
      • Проекты
    • Бизнесу
      • Расходы
      • Меры господдержки
      • Проекты
    • Новости
    • Обучение
      • Вопросы по бюджету
      • Глоссарий
      • Нормативная база
      • Пройти тест
      • Опросы
    • О портале
      • О сайте
      • Справочная информация
      • Карта сайта
      • Вопрос-ответ
      • Обратная связь
      • Использование файлов Cookie
      • Политика безопасности
      • Открытый бюджет для экспертов
      • Открытый бюджет для молодежи
      • Интерактивная игра “Большое путешествие”

    Доходы и расходы бюджета России

    Если проанализировать структуру доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации, становится понятно, что они находятся в прямой зависимости от того, как складываются экономические отношения с гражданами и предприятиями в плане распределения денежных средств

    Доходы

    Система доходов федерального бюджета предусматривает мобилизацию начислений налогов и поступлений из других источников (неналоговых отчислений). Сюда же включаются безвозмездные перечисления в бюджет и другие методы аккумулирования финансовых ресурсов.

    Под налогами в этой связи понимается категория экономического характера, которой присуще несколько функций – фискальная, регулирующая и стимулирующая. При помощи первой происходит формирование финансового фонда. Задача второй – помогать государству оказывать влияние на деятельность производства в стране. Третья направлена на стимулирование накопления капитала.

    Функционирование российской налоговой системы происходит на основании нескольких принципов:

    • сочетания прямых и косвенных налогов;
    • универсализации налогообложения;
    • дифференциации ставок по налоговым сборам;
    • однократности обложения налогом;
    • стабильности ставок налогов;
    • деления налогов в зависимости от уровня бюджета, куда они перечисляются – федеральные, республиканские и местные налоги;
    • применения системы льгот.

    Из каких источников будут поступать доходы в государственный бюджет, определяется Бюджетным кодексом России. Этим документом утверждается объем выручки госбюджета. Важно, что доходы не могут быть меньше, чем расходы, которые заявлены в бюджете.

    Расходы

    Бюджетные расходы делятся на составляющие, которые формируются в соответствии с функциями сортировки фонда бюджета на части, состоящие из подразделов; а также принципами, на основе которых ведется формирование денежных фондов.

    Финансовые средства, поступающие в государственный бюджет, в первую очередь направляются на поддержание социальной сферы, оборонного комплекса, экономики, обеспечение безопасности государства, финансирование образования и медицины, жилищно-коммунального хозяйства, а также регионов. Определенная господдержка за счет бюджета предусмотрена также для организаций культуры и СМИ.

    Как будут распределяться бюджетные деньги по регионам, определяется тем, какая бюджетная политика выбирается государством. В региональные статьи расходов бюджета главным образом включаются ассигнования на поддержание работы жилищно-коммунального комплекса, то есть содержание жилья, благоустройство городов и других населенных пунктов, транспортных магистралей, дорог, водоканалов.

    В бюджете субъектов федерации также предусматриваются средства на поддержку предприятий легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.

    Соотношение доходов и расходов в 2021, 2022 и 2023 годах

    Как соотносятся бюджетные доходы и расходы в текущем 2021 году, и в каком соотношении они будут находиться в 2022-2023 годах, определяет Федеральный закон о федеральном бюджете Российской федерации на этот период.

    На 2021 год прогнозируется поступление в бюджеты разных уровней 18,8 триллиона рублей. Расходы запланированы в объеме 21,5 триллиона рублей. Дефицит бюджета – в 2,75 триллиона рублей, что составляет 2,4% от валового внутреннего продукта (ВВП). При этом ВВП прогнозируется в размере 115,53 триллиона рублей, а рост экономики страны – на 3,3 процента.

    В 2022 году, по прогнозам разработчиков закона, сумма бюджетных доходов вырастет до 20,6 триллиона рублей, а расходов – до 21,88 триллионов рублей. Размер дефицита бюджета планируется в сумме 1,25 триллиона рублей, то есть один процент от ВВП, который предположительно составит 124,22 триллионов рублей. Экономика, по прогнозам, вырастет на 3,4%.

    На 2023 год также сделаны предположения в законе. Согласно подсчетам экономистов, размер денежных доходов достигнет 22,3 триллиона рублей, расходы составят 23,67 триллиона рублей. Сумма дефицита оценивается в 1,41 триллион рублей, что равняется 1,1 проценту от валового внутреннего продукта. ВВП прогнозируется в сумме 132,82 триллиона рублей, а экономический рост – три процента.

    Уже на 2020 год российские законодатели прогнозировали снижение бюджетных доходов по отношению в ВВП. Ожидания оправдались. В законе о бюджете на 2021 год прослеживается та же тенденция на 2021-2023 годы. Это обуславливается сокращением в бюджете доходов от нефтегазового сектора. Законодатели прогнозируют, что это произойдет за счет:

    • отсутствия существенных шоковых ситуаций в мировой экономике, что приведет к постепенному снижению цен энергоносителей на глобальном рынке: к 2022 году стоимость барреля нефти марки Urals ожидается на уровне около 55 долларов США за баррель; при этом курс рубля будет относительно стабильным;
    • отставания в темпах роста физического объема добываемой нефти и ее экспорта;
    • роста налоговых расходов (в том числе из-за ввода режима налога на добавленный доход) параллельно увеличению степени истощения запасов углеводородов в стране.
    Читайте также:
    Цифровые товары: что это такое, описание и особенности

    Кроме того, продолжится постепенное увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и продукты из нее с одновременным уменьшением ставки экспортной пошлины на углеводороды, которая к 2024 году станет нулевой. На снижение соотношения расходов бюджета по отношению к ВВП влияют также другие факторы.

    Что касается поступлений от ненефтегазовых секторов экономики, в ближайшие два года правительство ожидает, что они будут достаточно стабильными. А к 2022 году достигнут 11,1% от ВВП.

    В 2021, 2022 и 2023 годах законодатели прогнозируют увеличение объемов налога на добавленную стоимость (НДС) на импортируемою в Россию продукцию по отношению к ВВП, что, очевидно, произойдет на фоне роста импорта.

    Ненефтегазовые доходы бюджета также будут расти в следующие два года благодаря дивидендам от предприятий, в уставном капитале которых участвует государство. Этот прогноз был сделан с учетом того, что страна постепенно переходит к единому подходу при определении политики компаний в отношении дивидендов. Это означает, что предприятия должны будут направлять на выплату дивидендов как минимум половину объема чистой прибыли по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

    Предпринимаемые правительством меры по увеличению доходов бюджета соответствуют задачам и целям бюджетной политики государства и направлены на формирование благоприятных структурных изменений в экономике России, а также ликвидации помех для ее сбалансированного развития.

    Собственность субъекта РФ: что это значит

    Статья 26.11. Собственность субъекта Российской Федерации

    1. В собственности субъекта Российской Федерации может находиться:

    имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 настоящего Федерального закона;

    (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7, 7.1 и 8 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления полномочий;

    (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;

    имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

    (абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

    2. Для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться:

    а) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений;

    б) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации;

    в) архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения;

    г) имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях;

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    д) имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

    (в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 77-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    е) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания;

    (пп. “е” в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    ж) имущество, необходимое для организации предоставления образования;

    (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    з) имущество библиотек субъекта Российской Федерации, межмуниципальных библиотек;

    и) музейные фонды и имущество, необходимое для их хранения, изучения и публичного представления;

    к) имущество государственных учреждений культуры и искусства субъекта Российской Федерации;

    л) имущество, необходимое для оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

    (пп. “л” в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    м) утратил силу. – Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    н) имущество, необходимое для социального и медицинского обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    н.1) имущество, необходимое для организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей;

    (пп. “н.1” введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 326-ФЗ)

    о) служебные жилые помещения для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

    п) пожарные объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров;

    р) имущество, необходимое для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;

    с) объекты спорта и иное имущество, необходимое для организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

    (пп. “с” в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    т) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    (пп. “т” в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Читайте также:
    Организация притонов: что это значит

    у) пассажирский транспорт и другое имущество, необходимое для осуществления пассажирских перевозок межмуниципального сообщения;

    ф) имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

    х) имущество, необходимое для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;

    (пп. “х” введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

    ц) имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы);

    (пп. “ц” введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    ч) утратил силу. – Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    ш) имущество, необходимое для обеспечения деятельности научных и научно-технических организаций субъектов Российской Федерации;

    (пп. “ш” введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

    щ) имущество, необходимое для осуществления регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности;

    (пп. “щ” введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    э) утратил силу с 1 января 2012 года. – Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    ю) имущество, необходимое для обеспечения донорской кровью и ее компонентами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и муниципальных организаций здравоохранения;

    (пп. “ю” введен Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    ю.1) имущество, расположенное на территориях речных портов, необходимое для их содержания, развития и организации их эксплуатации (за исключением видов имущества, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

    (пп. “ю.1” введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 221-ФЗ)

    я) аэропорты и (или) аэродромы, вертодромы, посадочные площадки гражданской авиации, включая имущество, необходимое для их содержания, развития и организации их эксплуатации (за исключением аэродромов совместного базирования);

    (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 02.06.2016 N 159-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    я.1) имущество, необходимое для реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

    (пп. “я.1” введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 328-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    я.2) имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;

    (пп. “я.2” введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

    я.3) имущество, необходимое для осуществления полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”;

    (пп. “я.3” введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

    я.4) имущество для сбора (в том числе раздельного сбора), транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

    (пп. “я.4” введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

    я.5) имущество, необходимое для организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

    (пп. “я.5” введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ)

    3. В целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 27.12.2019 N 447-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя, обеспечивают за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений субъекта Российской Федерации, субсидиарно отвечают по обязательствам указанных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. Имущество, созданное в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для использования в целях, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

    (п. 3.1 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

    4. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации, а также порядок учета имущества субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

    ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю

    17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.

    Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок

    В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено. Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.

    Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

    Читайте также:
    Отсылочная норма права: что это значит

    21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

    Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества

    Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.

    Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.

    Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.

    Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.

    Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований

    В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

    Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

    Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

    ВС РФ не согласился с выводами окружного суда

    Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

    ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.

    Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. «Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования. При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.

    В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ. При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.

    Читайте также:
    Социально опасное положение семьи

    Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.

    Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда

    Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

    Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

    Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

    Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

    По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

    Статья 214. Право государственной собственности

    1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

    2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

    3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

    4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

    Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

    5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

    Комментарий к Ст. 214 ГК РФ

    1. Праву публичной (государственной и муниципальной) собственности посвящены ст. ст. 214 и 215 ГК РФ.

    В комментируемой статье в соответствии с уровнями государственной власти, определенными в ст. 11 Конституции РФ, прежде всего названы субъекты права государственной собственности. Российской Федерации имущество принадлежит на праве федеральной собственности, а субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам — на праве государственной собственности субъекта Федерации.

    Именно раздельность (обособленность) имущества Российской Федерации и ее составных частей (субъектов Федерации) предопределяет самостоятельное участие этих публично-правовых образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК). С этим обстоятельством связана и самостоятельная имущественная ответственность таких лиц. В соответствии со ст. 126 Кодекса Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

    Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, отразился и на содержании конституционных положений о полномочиях публично-правовых образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Управление имуществом, относящимся к собственности субъектов Федерации, с позиции ст. ст. 72 — 73 Конституции РФ относится к исключительной компетенции субъектов Федерации.

    Читайте также:
    Альтернативная гражданская служба: что это значит

    2. Право государственной собственности, как правило, может возникать по тем же основаниям, что и право частной или муниципальной собственности, например на основании сделки об отчуждении. В то же время в силу специфики правового положения государства ГК РФ закрепляет ряд специальных оснований возникновения государственной собственности (например, обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, — п. 2 ст. 233 ГК).

    Однако необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев основания возникновения права государственной собственности определяются не положениями ГК РФ, а нормами специального акта — Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с п. 5 комментируемой статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. В силу ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» названное Постановление, как и иные нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, считаются действующими впредь до введения в действие соответствующих законов.

    Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 утвердило перечень имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и к муниципальной собственности. Так, например, исключительно к федеральной собственности были отнесены ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ, государственная казна РФ (средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды). Указанный перечень относил к числу объектов права собственности учреждения и предприятия — субъекты гражданских правоотношений, при этом подразумевалось, что публично-правовым образованиям принадлежит имущество таких лиц.

    Таким образом, принадлежность имущества Российской Федерации названным Постановлением Верховного Совета РФ была определена в силу закона, а не в силу какого-либо юридического факта. В то же время это Постановление предполагало передачу некоторых объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Такая передача осуществлялась на основании постановления или иного акта Правительства РФ .

    ———————————
    См., например, распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 1994 N 1549-р «О передаче в собственность г. Москвы ряда государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности».

    Как отмечается в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 , документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп. В то же время среди объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, приоритет имеют положения названного Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

    ———————————
    Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

    3. К числу специальных оснований возникновения права государственной собственности относятся также выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК), национализация (абз. 10 п. 2 ст. 235 ГК) и др.

    Особые правила установлены в ряде случаев для таких собственников, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. На основании п. 4 ст. 225 ГК РФ в собственность этих субъектов Российской Федерации может поступить бесхозяйная недвижимая вещь, находящаяся на территориях этих городов, по истечении года со дня постановки такой вещи на учет и на основании судебного решения о признании права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на данную вещь. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории субъекта Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — жилого помещения переходит в собственность такого субъекта Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

    4. В комментируемой статье разграничивается имущество государства и созданных им юридических лиц. Государственные предприятия и учреждения обладают имуществом на ограниченных вещных правах — праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и праве оперативного управления (ст. 296 ГК). В отечественном праве наделение указанных лиц имуществом на ограниченном вещном праве рассматривается как один из способов обособления имущества от имущества собственника, достаточный для создания юридического лица . Переданное юридическим лицам государственное имущество — «распределенное». «Нераспределенное» имущество называется казной. Как указывается в п. 4 комментируемой статьи, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

    ———————————
    См., например: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 99.

    Указанное деление имущества публично-правовых образований на «распределенное» и «нераспределенное» имеет огромное значение для уяснения гражданско-правовой ответственности государства и созданных им юридических лиц. В соответствии со ст. 126 ГК РФ Российская Федерация или субъект Федерации отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности. При этом Российская Федерация, а также субъекты Федерации не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, например, в силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    Читайте также:
    Арабский валютный фонд: что это

    В свою очередь, юридические лица, созданные Российской Федерацией или субъектами Федерации, также не отвечают по их обязательствам.

    Таким образом, по обязательствам Российской Федерации или субъекта Федерации взыскание может быть обращено на имущество, составляющее казну, причем лишь ту ее часть, которая не исключена из гражданского оборота .

    ———————————
    Так, прямое указание на возмещение вреда за счет казны Российской Федерации или субъекта Федерации содержит ст. 1069 ГК РФ, устанавливающая основания возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.

    5. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Сами по себе конституционные нормы, в отличие от положений Конституции СССР 1977 г. , напрямую не закрепляют принадлежность земли государству, а лишь предполагают возможность такой принадлежности.

    ———————————
    В соответствии со ст. 11 Конституции СССР государственная собственность рассматривалась как общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса.

    Упоминавшееся выше Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 не определило судьбу земель, ранее находившихся в государственной собственности, предусмотрев принятие в дальнейшем нормативных правовых актов, разграничивающих право собственности на землю и другие ресурсы. Следует признать, что, несмотря на принятие Земельного кодекса РФ, этот процесс нельзя считать завершенным. По сей день затруднительно установить, кому принадлежат многие земельные участки — физическим или юридическим лицам либо публично-правовым образованиям.

    Комментируемая статья в п. 2 фактически содержит основание возникновения права собственности в силу закона. В соответствии с этой нормой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, ГК РФ подтверждает факт правопреемства Российской Федерации после распада СССР, являвшегося собственником всех земель.

    Цитированное положение рассматривается в судебной практике как основание для отказа в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности . Е.А. Суханов полагает невозможным применение данного основания возникновения права собственности к земельным участкам в силу того, что в законодательстве установлена «презумпция их принадлежности только государственным образованиям», а поэтому «для этих объектов… не может возникнуть режим бесхозяйного имущества и приобретение их в собственность по давности владения» (ст. ст. 225, 234 ГК) . Некоторые авторы, напротив, возникновение права собственности на землю на основании приобретательной давности считают возможным, хотя и с некоторыми ограничениями.

    ———————————
    См., например: Определение ВАС РФ от 10 октября 2008 г. N 11590/08 по делу N А40-58234/07-49/542.

    Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 213 — 214.

    6. В более очевидных ситуациях, когда происходит завладение иными объектами государственной собственности помимо земельного участка, препятствий к возникновению права частной собственности в силу приобретательной давности нет. При этом, как отмечает Пленум ВАС РФ, поскольку с момента введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР» (1 июля 1990 г.) утратили силу положения ст. 90 ГК РСФСР 1964 г. о нераспространении исковой давности на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения, при применении положения п. 4 ст. 234 ГК РФ в отношении государственного имущества с этого момента действуют общие нормы об исчислении срока исковой давности .

    ———————————
    Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

    7. Осуществление права государственной собственности возложено на органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ эти функции в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, возложены на Правительство РФ, которое, в свою очередь, наделяет соответствующими полномочиями федеральные министерства и ведомства. Например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в соответствующей сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным данному Министерству. Министерство информационных технологий и связи РФ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным этому Министерству. Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами России.

    В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации, по их специальному поручению от их имени в отношениях собственности могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: