Согласие на медицинское вмешательство

Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н (ред. от 17.07.2019) Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 декабря 2012 г. N 1177н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ДАЧИ ИНФОРМИРОВАННОГО ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ

ВМЕШАТЕЛЬСТВО И ОТКАЗА ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

В ОТНОШЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ,

ФОРМ ИНФОРМИРОВАННОГО ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ

ВМЕШАТЕЛЬСТВО И ФОРМ ОТКАЗА ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г., N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств согласно приложению N 1;

форму информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению N 2;

форму отказа от вида медицинского вмешательства, включенного в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению N 3.

к приказу Министерства здравоохранения

от 20 декабря 2012 г. N 1177н

ДАЧИ ИНФОРМИРОВАННОГО ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ

ВМЕШАТЕЛЬСТВО И ОТКАЗА ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

В ОТНОШЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ

1. Настоящий порядок устанавливает правила дачи и оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 390н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2012 г., регистрационный N 24082 (далее – виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень).

2. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень (далее – информированное добровольное согласие), и отказ от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, дается гражданином либо одним из родителей или иным законным представителем в отношении лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

3. Информированное добровольное согласие дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) (несовершеннолетнего, больного наркоманией, не достигшего возраста шестнадцати лет, и иного несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет), или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего, больного наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) .

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

4. Информированное добровольное согласие оформляется после выбора медицинской организации и врача при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 406н “Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2012 г. N 24278).

5. Перед оформлением информированного добровольного согласия лечащим врачом либо иным медицинским работником гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, предоставляется в доступной для него форме полная информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, о последствиях этих медицинских вмешательств, в том числе о вероятности развития осложнений, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

6. При отказе от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа, в том числе вероятность развития осложнений заболевания (состояния).

7. Информированное добровольное согласие оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА), а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.

Читайте также:
Материально ответственное лицо: что это значит

8. Информированное добровольное согласие, подписанное гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, действительно в течение срока оказания первичной медико-санитарной помощи в выбранной медицинской организации.

9. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, имеет право отказаться от одного или нескольких видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, или потребовать его (их) прекращения (в том числе в случае, если было оформлено информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень), за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

10. Отказ от одного или нескольких видов вмешательств, включенных в Перечень (далее – отказ от медицинского вмешательства), оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.

11. Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, могут быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в форме электронного документа формируются с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.

Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в форме электронного документа подписываются гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием простой электронной подписи посредством применения ЕСИА при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи его личность установлена при личном приеме.

Роль информированного добровольного согласия в защите интересов медицинских работников

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство –законодательно закрепленное требование. Однако о сих пор в медицинских организациях совершается масса ошибок при этой процедуре, что может повлечь за собой серьезные штрафы и административную ответственность как для врачей, так и для медицинских организаций, а в случае рассмотрения споров между медицинской организацией и пациентами в судах, отсутствие такого согласия или ошибки в процедуре его получения, сыграют против медицинских работников. О том, как избежать ошибок при оформлении добровольного медицинского согласия рассказывает Ирина Наделяева, начальник отдела организации исследований ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»

Информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства. Основные аспекты.

Информированное добровольное согласие (ИДС) – один их важнейших документов, которые используются медицинской организацией, и его отсутствие может иметь серьезные правовые последствия для самой организации или для конкретного врача. Согласно статье 20 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство не может быть оказано пациенту без получения ИДС от него или его законного представителя. Добровольное информированное согласие должно быть заполнено в полном объеме и содержать информацию:

  • о целях и методах оказания медицинской помощи;
  • о риске, связанном с оказанием медицинской помощи; о возможных вариантах медицинского вмешательства;
  • о последствиях проведенного медицинского вмешательства;
  • о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

ИДС должно быть заверено подписью пациента, врача, проставлена дата подписания документа.

Поскольку термин «законный представитель» упоминается в статье закона очень часто, важно правильно понимать, кто это такой. Законными представителями для детей являются их родители или усыновители, законными представителями также являются опекуны или попечители. Очень важно помнить, что бабушки и дедушки, другие близкие родственники законными представителями не являются.

В отношении несовершеннолетних и недееспособных при подписании ИДС действуют определенные ограничения. Так, несовершеннолетние, только достигнув возраста старше 15 лет, получают право самостоятельно подписывать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. В некоторых случаях согласие на медицинское вмешательство могут подписывать только лица, достигшие полного совершеннолетия (возраста 18 лет), например, согласие на любые медицинские процедуры для донорских целей. В остальных случаях такое согласие должен подписать один из родителей или иной законный представитель.

Читайте также:
Истребование документов: что это такое, описание и особенности

Часто врачи задаются вопросом, что делать, если пациент отказывается от какого-либо медицинского вмешательства. В подобных случаях необходимо оформить еще один значимый документ – отказ от медицинского вмешательства. Этот важнейший документ защитит врача или медицинскую организацию в случае претензий со стороны пациента. Здесь очень важно то, что пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа – пациент или его законный представитель должны понимать те риски, которые будут связаны с тем, что медицинское вмешательство не будет реализовано. Отказ от медицинского вмешательства должен быть документально зафиксирован. В нем должно быть четко указан тот вид медицинского вмешательства, от которого пациент отказывается, и то, что пациент получил понятные разъяснения о последствиях отказа.

Нередко возникают проблемы при оказании медицинской помощи детям или нетрудоспособным, если родители или законные представители пишут отказ от оказания медицинской помощи, а врачи уверены, что такая помощь необходима. Тогда для защиты интересов пациентов, несмотря на отказ родителей или законного представителя, медицинская организация может обратиться в суд, и, получив разрешение суда, все же выполнить медицинское вмешательство. Подобные ситуации требуют правильного документального сопровождения. В медицинской организации необходимо иметь локальные акты, которые предоставляют возможность обращения в суд для защиты интересов того лица, которому требуется медицинская помощь.

Важно понимать, что информированное согласие требуется не только при проведении операций, но и при получении первичной медико-санитарной помощи. Существует Приказ Минздрава, который содержит установленную форму информированного согласия, которая должна быть подписана пациентом. Если такая форма не подписана, подписана иная или неполная форма информированного согласия, то Росздравнадзор при проведении проверок, признает это нарушением, а медицинская организация может быть оштрафована.

Развитие электронного документооборота в медицинских организациях привело к тому, что в законе в главе о добровольном информированном согласии появилось нововведение, которое говорит о том, что ИДС на медицинское вмешательство или на отказ от него, могут быть оформлены как в виде бумажного документа, так и в виде электронного документа, закрепленного квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью. Уже сегодня необходимо учитывать, что если пациент обладает возможностью подписать документ электронной подписью, но не может этого сделать поскольку такой возможности нет у самой медицинской организации и на этом основании медицинская организация отказывает ему в медицинских услугах, то пациент может подать жалобу на медицинскую организацию.

Для научных исследований, для экспериментов, которые проводятся с участием пациентов, необходимо разрабатывать и подписывать у пациентов формы добровольного информированного согласия, которые будут испрашивать согласия пациента на участие в научном эксперименте. Пациента также необходимо предупреждать и согласовывать с ним использование его биометрических, персональных и медицинских данных для публикации в статей в медицинских журналах. Если необходимы фотографии пациента до лечения и после лечения, то на это тоже необходимо получить согласие. Добровольное информированное согласие требуется на сбор биоматериала для биобанков, молекулярно-генетических и иных видов передовых исследований.

Медицинское вмешательство без информированного добровольного согласия

Медицинское вмешательство, которое может быть оказано без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя перечислены в пункте 9 статьи 20 Федерального закона №323-ФЗ.

Во-первых, медицинское вмешательство без получения ИДС возможно, если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, и если состояние пациента не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители. Это весьма распространенная практика, например, при различных ДТП, когда человек попадает в больницу, находясь без сознания. И хотя нигде в законах и нормативных актах не написано, что необходимо получить такое согласие, когда пациент придет в сознание, все же, медицинским организациям желательно дать пациенту возможность подписать добровольное информированное согласие на все последующие медицинские вмешательства, когда он сможет осознать свои действия и подписать документы. Если экстренная помощь была оказана несовершеннолетнему, или недееспособному, то при первой же возможности добровольные информированные согласия должны быть подписаны родителями или законными представителями.

Во-вторых, допускается медицинское вмешательство без подписания информированного добровольного информированного согласия, если человек социально-опасен, страдает тяжелыми психологическими расстройствами, в отношении преступников и при проведении судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, оно возможно при оказании паллиативной помощи, но только в том случае, если больной не в состоянии выразить свою волю, а его законный представитель отсутствует.

. Данные решения могут приниматься консилиумом врачей, врачебной комиссией, в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом. В отдельных случаях, например, когда речь идет о преступниках, такие решения могу приниматься судом. Все решения необходимо внести в медицинскую документацию пациента и уведомить о них должностных лиц медицинской организации, гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя. В документах должен быть отражен и сам факт принятия решения, и хронология событий и все сопутствующие обстоятельства. Эти документы будут приобщены к материалам дела в случае, если пациент пациента или его законный представитель обратятся с иском в суд или с жалобой в правоохранительные органы.

Читайте также:
Как правильно составить жалобу в адвокатскую контору

Процедура информированного добровольного согласия

Информированное добровольное согласие – это не просто документ, это процедура или процесс, который состоит из нескольких этапов.

Первый этап – информирование пациента и предоставление ему возможности задать вопросы, получить консультации. Необходимо предоставить пациенту или его законному представителю максимально полную информацию о целях медицинского вмешательств, рисках, возможностях и т.п.

Во-вторых, необходимо дать пациенту возможность обсудить предстоящее медицинское вмешательство со значимыми для него людьми: членами семьи, юристами, семейным врачом и т.п.

В-третьих, процедура включает в себя осознание действий –пациент должен быть дееспособным и осознавать, что именно ему предлагается. Наконец, важный аспект – добровольность принятия решения, на пациента не должно быть оказано никакого давления при принятии решения.

Само информированное согласие в своем материальном воплощении должно состоять из двух частей. Первая – информация, которая предлагается пациенту для ознакомления. Желательно оформить ее на бумажном носителе, так как в случае конфликтной ситуации, будет проще доказать, что информация была предоставлена. Вторая – форма информированного согласия, которую пациент подписывает и тем самым подтверждает, что у него была возможность получить информацию, что он осознает предоставленную ему информацию, и удостоверяет свое желание и возможность для дальнейшего медицинского вмешательства или же отказывается от него.

В медицинской организации должны быть оформлены акты виде приказов, которые включают все виды информированного согласия, закрепленные приказами Минздрава. Часто возникает вопрос о том, нужно ли вводить в медучреждении дополнительные виды добровольного информированного согласия, которые разработаны в самой медицинской организации и не которые не предусмотрены стандартными приказами. Дополнительные виды информированного согласия вводить можно и нужно. Они помогут оказывать качественную медицинскую помощь и одновременно защитят медицинских работников от необоснованных претензий. Например, часто клиники расценивают процедуру магнитно-резонансной томографии как рутинную, не требующую информированного добровольного согласия. Однако модные тенденции привели к увеличению числа пациентов с татуировками. Краски для тату изготовлены на основе элементов железа и при проведении процедур магнитно-резонансной томографии могут возникать нежелательные явления, связанные с реакцией на эти элементы. Медицинские организации, которые разработали дополнительные формы информированного согласия, предупреждают пациентов с тату о том, что они имеют противопоказания для данной процедуры. Наличие такого вида согласия позволяет снизить правовые риски медицинской организации и ущерб, который может быть нанесен пациенту – взамен ему может быть предложена другая диагностическая процедура.

Также необходимы приказы об оформлении отказов от медицинского вмешательства, содержащие информацию, каким образом получать отказ от пациента, описание процедуры оформления документов в случаях, когда если пациент отказывается подписывать отказ от медицинского вмешательства. С этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники, так как они помогут им совершать правильные действия и избежать привлечения к ответственности. Один из примеров – в педиатрическом стационаре один из родителей несовершеннолетнего отказался от оказания медицинской помощи и отказался поставить свою подпись, что он от помощи отказывается. В медицинском учреждении была приказом была закреплена процедура – производство видеосъемки и возможность воспроизведения ситуации в видеорежиме. Таким образом, если бы у ребенка наступило ухудшение состояния или, летальный исход, то с помощью видеозаписи можно было доказать, что медицинская организация приняла все возможные меры для того, чтобы объяснить родителям степень риска при отказе от медицинского вмешательства.

Формы имеют значение

Сегодня медицинские организации сталкиваются с огромным числом проверок со стороны различных надзорных органов. Оценка работы врачей и медицинского учреждения основывается на анализе медицинской документации. В частности, при проведении государственного контроля качества безопасности медицинской деятельности Росздравнадзор выявляет большое число нарушений, связанных с подписанием формы информированного согласия. Часто информированное согласие либо вообще не подписано, либо подписано ИДС, которое не соответствует сути медицинского вмешательства, форме участия медицинской организации, или виду помощи, которая оказывается, порой отсутствует подпись законного представителя для несовершеннолетнего пациента и тд..

Для того, чтобы избежать нарушений при составлении форм добровольного информированного согласия медицинским организациям следует ориентироваться на проект Приказа Росздравнадзора «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности». В формах отражены последние изменения законодательства РФ о медицинской и фармацевтической деятельности, обновлены ссылки на нормативные акты. По данному документу медицинские организации могут проверить какому виду медицинской деятельности, видам медицинских вмешательств и т.п. соответствуют формы добровольного информированного согласия.

Информированное добровольное согласие – это документальный след взаимоотношений врач-пациент. И сегодняшние реалии таковы, что правильно составленная документация – это мощный инструмент для защиты врача и медицинской организации при конфликтах.

Читайте также:
Поощрительная норма: что это такое, описание и особенности

Материал подготовлен в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)

Метариал предоставлен Национальной Медицинской Палатой.

Другие новости данной тематики:

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ИДС) – это документальное подтверждение необходимой процедуры – информирования пациента, подтверждающая согласие пациента или его законного представителя на конкретное медицинское вмешательство.

Перед подписанием ИДС медицинский работник предоставляет в доступной форме информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанных с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Подписание Информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или написание отказа от медицинского вмешательства регулируется ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ).Информированное добровольное согласие обязательно должно быть оформлено в письменной форме, подписано гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Информированное добровольное согласие оформляется при:

– получении первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора;

– на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Данный перечень определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2012 г. № 390н «Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи».

ИДС может действовать в течение всего срока действия договора на оказание медицинских услуг и распространяется на того медицинского работника, чья подпись отражена в бланке ИДС.

ч.2 ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», установлено ограничение, при котором информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель пациента, а именно:

  • в отношении лиц, не достигших 15 лет;
  • в отношении лиц, признанных недееспособными;
  • в отношении несовершеннолетних лиц, больных наркоманией.

Законными представителями гражданина помимо родителей, являются усыновители, опекуны и попечители.

За отсутствие ИДС предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством РФ. Отсутствие оформленного ИДС может рассматриваться:

– как нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности (пункт 5 а., в. Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»), что повлечет наступление административной ответственности в соответствии с ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

– как нарушение п. 28 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», что повлечет наступление административной ответственности в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ.

– как нарушение Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Вследствие недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге не зависимо от вины медицинской организации.

Гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. При отказе от медицинского вмешательства пациенту или его законному представителю, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

В соответствии с п. 8 ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» порядок дачи ИДС на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма ИДС на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Оформление бланка ИДС необходимо:

1) при оказании всех видов медицинской помощи:

  • первичная медико-санитарная помощь;
  • специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь;
  • скорая медицинская помощь;
  • паллиативная медицинская помощь.

2) при различных условиях оказания медицинской помощи:

  • вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
  • амбулаторно, в том числе при вызове врача на дом;
  • в дневном стационаре;
  • стационарно.

3) при всех формах оказания медицинской помощи:

  • экстренная медицинская помощь (при внезапных острых заболеваниях и состояниях, представляющих угрозу жизни пациента);
  • неотложная медицинская помощь (при внезапных острых заболеваниях и состояниях без явных признаков угрозы жизни пациента);
  • плановая медицинская помощь (при заболеваниях и состояниях не сопровождающихся угрозой жизни пациента).

В бланке ИДС или отказа от медицинского вмешательства указывается следующая информация:

  • Наименование медицинской организации, Ф.И.О. медицинского работника
  • Ф.И.О. пациента и законного представителя пациента;
  • Правовое обоснование ИДС;
  • Особенности правового регулирования медицинского вмешательства;
  • Наименование медицинского вмешательства;
  • Цель медицинского вмешательства;
  • Методы оказания медицинской помощи;
  • Возможных вариантах медицинского вмешательства;
  • Последствия медицинского вмешательства;
  • Риски медицинского вмешательства;
  • Предполагаемые результаты оказания медицинской помощи;
  • Право и последствие отказа от медицинского вмешательства;
  • Дополнительная специализированная информация (указываемая, в соответствии с требованиями законодательства РФ при различных видах медицинских услуг).
Читайте также:
Исключительная подсудность: что это такое, описание и особенности

Медицинское вмешательство без согласия необходимо:

  • Если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
  • В отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
  • В отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
  • В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
  • При проведении судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы.

Согласие на медицинское вмешательство

от 20 декабря 2012 года N 1177н

(с изменениями на 17 июля 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минздрава России от 10 августа 2015 года N 549н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.09.2015, N 0001201509070011);

приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.08.2019, N 0001201908190029).

– Примечание изготовителя базы данных.

порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств согласно приложению N 1;

форму информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению N 2;

форму отказа от вида медицинского вмешательства, включенного в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению N 3.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 июня 2013 года,
регистрационный N 28924

Приложение N 1

Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств

(с изменениями на 17 июля 2019 года)

1. Настоящий порядок устанавливает правила дачи и оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российское Федерации от 23 апреля 2012 года N 390н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2012 года, регистрационный N 24082 (далее – виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень).

2. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень (далее -информированное добровольное согласие), и отказ от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, дается гражданином либо одним из родителей или иным законным представителем в отношении лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. – См. предыдущую редакцию)

3. Информированное добровольное согласие дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. – См. предыдущую редакцию)

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства, Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2012, N 26, ст.3442, 3446) (несовершеннолетнего, больного наркоманией, не достигшего возраста шестнадцати лет, и иного несовершеннолетнего, не достигшего возраста, пятнадцати лет), или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) .

4. Информированное добровольное согласие оформляется после выбора медицинской организации и врача при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи.

5. Перед оформлением информированного добровольного согласия лечащим врачом либо иным медицинским работником гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, предоставляется в доступной для него форме полная информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, о последствиях этих медицинских вмешательств, в том числе о вероятности развития осложнений, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. – См. предыдущую редакцию)

6. При отказе от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа, в том числе вероятность развития осложнений заболевания (состояния).

7. Информированное добровольное согласие оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА), а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.

Читайте также:
Как ввести партнера в ООО?

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. – См. предыдущую редакцию)

8. Информированное добровольное согласие, подписанное гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, действительно в течение срока оказания первичной медико-санитарной помощи в выбранной медицинской организации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. – См. предыдущую редакцию)

9. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, имеет право отказаться от одного или нескольких видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, или потребовать его (их) прекращения (в том числе в случае, если было оформлено информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень), за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

10. Отказ от одного или нескольких видов вмешательств, включенных в Перечень (далее – отказ от медицинского вмешательства), оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н. – См. предыдущую редакцию)

11. Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, могут быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в форме электронного документа формируются с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.

Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в форме электронного документа подписываются гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, с использованием простой электронной подписи посредством применения ЕСИА при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи его личность установлена при личном приеме.

(Пункт дополнительно включен с 30 августа 2019 года приказом Минздрава России от 17 июля 2019 года N 538н)

Информированное согласие пациента

Правовое основание оказания медицинской помощи и отдельных медицинских манипуляций, исследований, анализов. Правовые последствия отсутствия информированного согласия

Коротко о важном

С проблемой необходимости написания расписки на каждое “НЕТ” сталкиваются все. Не хочешь, чтобы твоему ребенку поставили прививку в школе? Пиши отказ. Не хочешь ставить себе? Аналогично.

Необходимость получения по каждому поводу согласия вызвана тем негативом, который в последнее время взваливается на врачей. Действительно, раньше доверия к врачам было больше, следовательно, необходимости во всех этих формальных процедурах не было.

Сейчас же без получения информированного согласия, Вам не будет оказана ни одна медицинская помощь. Недовольные пациенты жалуются на то, что не спросили их согласия или не рассказали достаточно подробно о медицинском вмешательстве.

Чтобы врач не был подвержен необоснованным обвинениям, законодателем было решено, что необходимо получать согласие пациента. В то же время, это и некая памятка пациенту о ходе лечения.

Обращаем Ваше внимание, что согласие должно быть добровольным. Никто не может обязать Вас что-либо подписывать. Не согласны? Так и напишите.

Случаи, в которых ИДС не требуется

В начале статьи может создаться ощущение, что даже при смерти гражданину стоит выслушать информацию о методах лечения, побочных эффектах и только после этого подписать согласие. Вовсе нет.

Читайте также:
Журнальная книга: что это такое, описание и особенности

Согласие на медицинское вмешательство не требуется, если имеются экстренные показания для устранения угрозы жизни, а также, если по состоянию здоровья человек не может дать согласия.

То же самое касается относительно лиц, которые имеют заболевание, создающее угрозу для окружающих. Получение согласия на лечение у таких лиц не требуется.

Аналогичным образом обстоят дела и с лицами, которые страдают психическими заболеваниями, преступниками, а также в случае проведения судебной экспертизы.

Возможность оспаривания отказа.

Что же делать врачу, который понимает, что ребенку нужно оказание медицинской услуги, а мама ни в какую не подписывает согласие?

Отказ можно оспорить в суде путем подачи медицинской организацией административного искового заявления.

Более того, в отношении законных представителей лиц, признанных судом недееспособными, есть обязанность информировать орган опеки и попечительства об отказе от медицинской услуги, необходимой для спасения жизни, не позднее следующего дня за днем совершения отказа.

Технологии- наше все.

Радует, что технологии внедряются и в медицинскую сферу. Часто бывает так, что родители заняты на работе, а ребенку без согласия не делают прививку или не производят любое иное медицинское вмешательство.

А для оказания медицинской услуги недостаточно устного согласия. В этом случае на помощь приходит возможно оформления информированного согласия в электронном виде.

Минздрав особо следит за отсутствием нарушений в порядке оформления таких согласий. Одно дело даже дошло до Верховного Суда.

В итоге суд решил, что если в информированном добровольном согласии отсутствуют сведения о конкретном медицинском вмешательстве, не указан объем такого вмешательства, то считается, что согласие получено не было, что влечет за собой определенные последствия.


Последствия отсутствия информационного добровольного согласия (ИДС)

Что же это за последствия? Уже ставшая традицией за все наказывать рублем и здесь всплывает. Врач, либо медицинская организация заплатят административный штраф за отсутствие либо ненадлежащее оформление ИДС.

Ладно штраф, но привлечение к административной ответственности по такой статье может наложить отпечаток на дальнейшем трудоустройстве врача, а также навлечь на медицинскую организацию различные проверки.

Более того, пациент может отказаться от договора, взыскать не только деньги за фактически оказанную услугу, но и моральный вред, штраф, предусмотренный Законом о защите прав потребителей.

Согласитесь, немаленькие проблемы создает отсутствие подписи на одном документе.

Уважаемые пациенты, будьте бдительны относительно того, что Вы подписываете, чтобы не вышло так, что в информированном согласии Вам полечат руку, а фактически вам ее ампутируют.

В случае, если Вас не устроит качество оказанной услуги, информированное согласие подтвердит, какие услуги и в каком объеме были оказаны. А медицинским специалистам посоветуем не воспринимать процедуру получения ИДС пациента как формальность.

Это создаст Вам гарантию не только от так называемых потребителей-террористов, но и вообще создаст «подушку безопасности» от многих проблем.

Совет по опеке. Международный суд. Секретариат

Совет по опеке. ООНпод своим руководством создала между­народную систему опеки для управления теми территориями, ко­торые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для на­блюдения за этими территориями. Эти территории именуются территориями под опекой.

Соглашение об опеке в каждом случае должно включать усло­вия, на которых будет управляться территория под опекой, а так­же определять власть, которая будет осуществлять управление тер­риторией под опекой. Такая власть называется управляющей вла­стью и может представлять собой одно или более государств или ООН как таковую.

Совет по опеке, являясь одним из главных органов ООН, дей­ствует под руководством Генеральной Ассамблеи ООНи оказыва­ет ей помощь в выполнении функций ООН относительно между­народной системы опеки.

Совет по опеке рассматривает отчеты, представляемые управ­ляющей властью. Он принимает петиции и рассматривает их по существу. Совет устраивает периодические посещения соответст­вующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки. Устав ООН обязывает Совет предпринять любые действия в соответствии с соглашениями об опеке.

В Совет по опеке входят пять постоянных членов Совета Безо­пасности — Российская Федерация, Китай, Франция, Великобри­тания и Северная Ирландия и США.

Цели системы опеки были осуществлены в такой степени, что все подопечные территории достигли самоуправления и независи­мости — в качестве отдельных государств или присоединившись к соседним независимым государствам. В ноябре 1994 г. Совет Безопасности принял решение о прекращении Соглашения об опеке ООН в отношении последней из первоначальных 11 подо­печных территорий — подопечной территории Тихоокеанские острова (Палау), управляемой Соединенными Штатами. Отныне Совет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости.

Международный суд. Является главным судебным органом ООН. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

Международный суд состоит из 15 судей, причем в его составе не может быть двух граждан одного государства. Члены Суда из­бираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства. Однако при назначении обращается внима­ние на то, чтобы в Суде были представлены главные правовые системы всего мира. Национальная группа может выставить не более четырех кандидатов. Причем до выставления кандидатур она обязана запрашивать мнение высших судебных органов, юри­дических факультетов, высших правовых учебных заведений иакадемий своей страны, а также национальных отделений меж­дународных академий, занимающихся изучением права. Избран­ными считаются кандидаты, получившие абсолютное большин­ство голосов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Су­дьи избираются на девятилетний срок и могут быть переизбраны. Занимая должность судьи, они не могут занимать другую долж­ность.

Читайте также:
Иностранные инвестиции: что это такое, описание и особенности

С момента функционирования Суда представитель СССР, а в дальнейшем России постоянно избирается членом Международ­ного суда ООН.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребывание Суда — Гаага, Нидерланды.

К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Ус­тавом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Стороной в споре, рассматриваемом Судом, могут быть только государства и только участники Статута Суда. Последние могут в любое время заявить, что они признают без особого о том согла­шения, ipso facto, в отношении любого иного государства, приняв­шего такое обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

а) толкования договора;

б) любого вопроса международного права;

в) наличия факта, ко­торый, если он будет установлен, представит собой нарушение ме­ждународного обязательства;

г) характера и размеров возмеще­ния, причитающегося за нарушение международных обязательств.

Такие заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю, и они означают признание обязательной для себя юрисдикции Международного суда.

Суд не может рассматривать споры между физическими и юридическими лицами и международными организациями.

Суд обязан решать переданные ему споры на основании меж­дународного права, и в процессе судебного разбирательства при­меняют международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; международ­ный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; судебные решения (обязательные лишь для участвующих в деле сторон) и доктрины наиболее ква­лифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Статут Суда не ограничивает его право разрешать дело ех aequo ex bono (по справедливости, а не по формальному закону), если стороны с этим согласны.

Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются судом.

Обычно Суд осуществляет свою деятельность на пленарных заседаниях, однако по просьбе сторон он может образовать под­разделения ограниченного состава, которые называются камера­ми. Решение, постановленное одной из камер, считается вынесен­ным самим Судом. В рамках Суда была образована камера по рас­смотрению экологических дел, ежегодно образуется камера по упрощенным процедурам.

Официальными языками Суда являются французский и анг­лийский. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства. Письменное судопроизводство состо­ит из представления Суду и сторонам меморандумов, контрмемо­рандумов и, если потребуется, объектов на них, а равно всех под­тверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представи­телей, поверенных, адвокатов.

Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сто­рон и лишь по данному делу. Оно является окончательным и об­жалованию не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, возложенных на него Судом, то Совет Безопасности по просьбе другой стороны может, если признает это необходи­мым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо рассмотрения спора Суд может давать консультатив­ные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы са­мим Уставом ООН или согласно Уставу. По установленному порядку четыре главных органа ООН, два вспомогательных органа Генеральной Ассамблеи, 17 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ вправе запрашивать такое заключение Суда. Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседа­нии.

В настоящее время потенциал Международного суда использу­ется не в полной мере. Более широкое использование Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН. Для усиления его роли Секретариат ООН рекомендует предпринять следующие шаги:

а) всем государствам-членам следует признать обязательную юрисдикцию Суда в соответствии со ст. 36 его Статута, без каких бы то ни было оговорок, до истечения в 2000 г. Десятилетия меж­дународного права ООН. В тех случаях, когда внутригосударствен­ные структуры не допускают этого, государствам следует на дву­сторонней или многосторонней основе договориться о всеобъем­лющем перечне вопросов, которые они готовы передавать на рассмотрение Суда, и им следует снять свои оговорки относитель­но его юрисдикции к тем положениям многосторонних договоров, которые касаются урегулирования споров:

б) когда передача спора на рассмотрение Суда полного соста­ва в практическом плане затруднена, следует использовать юрис­дикцию камер Суда;

в) государствам следует оказать поддержку Целевому фонду, созданному для оказания помощи странам, которые не могут себе позволить расходы, связанные с передачей спора на рассмотрение Суда, и таким странам следует в полной мере пользоваться этим Фондом в целях разрешения своих споров. В Декларации тысяче­летия, принятой в Нью-Йорке 8 сентября 2000 г., содержится при­зыв к укреплению Международного суда, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах.

Читайте также:
Международно-правовая ответственность: что это такое, описание и особенности

Секретариат. Он обслуживает главные и все другие органы ООН и осуществляет руководство их программами. Секретариат состоит из Генерального секретаря и сотрудников, работающих в Центральных учреждениях и во всем мире, и занимается реше­нием вопросов, связанных с повседневной деятельностью ООН.

СССР в 1989 г. признал юрисдикцию Суда по рассмотрению споров, вытекающих из применения шести международных договоров по правам че­ловека, и в этой связи снял по ним свои оговорки о непризнании обязатель­ной юрисдикции Суда.

В состав Секретариата ООН входит 8900 представителей при­мерно из 160 стран мира. В качестве международных гражданских служащих они, как и Генеральный секретарь, подотчетны в своей деятельности только Организации; каждый из них дает присягу не запрашивать и не получать инструкций от какого бы то ни было правительства или любой другой власти, не имеющей отношения к Организации. Согласно ст. 100 Устава каждое государство — член ООН обязуется уважать строго международный характер обя­занностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

Работа Секретариата столь же разнообразна, как и перечень проблем, которыми занимается ООН. Сфера ответственности Секретариата охватывает различные виды деятельности: от орга­низации операций по поддержанию мира до посредничества в раз­решении международных споров. Персонал Секретариата осуще­ствляет также обзор мировых экономических тенденций и про­блем; проводит исследования в таких областях, как права человека и устойчивое развитие; организует международные конференции по вопросам, вызывающим озабоченность во всемирном масшта­бе; контролирует выполнение решений, принятых органами Орга­низации; осуществляет устный перевод выступлений и перевод документов на официальные языки Организации; снабжает миро­вые средства массовой информации сведениями о деятельности ООН.

Руководителем Секретариата является Генеральный секретарь, ив этом качестве он действует на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, ЭКОСОС и Совета по опеке и выполняет другие функции, которые возлагаются на него этими органами. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ас­самблее ежегодный отчет о работе Организации.

Генеральный секретарь имеет право доводить до сведения Со­вета Безопасности информацию о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Генеральный секретарь вносит большой вклад в предотвраще­ние возникновения, эскалацию или расширение международных споров, в частности, путем осуществления миссии «добрых услуг» в интересах «превентивной дипломатии».

Каждый Генеральный секретарь определяет также основные приоритеты своей деятельности в общем контексте времени, в ко­тором он работает. Например, в 1992 г., будучи Генеральным сек­ретарем, Бутрос Гали по поручению Совета Безопасности подго­товил Программу мира, которая представляет собой программу весомых мероприятий, направленных на закрепление или уста­новление мира в период после окончания «холодной» войны. В 1994 г. он подготовил Программу, которая представляет собой проект развития, рассчитанный на период, охватывающий XXI в.

В настоящее время Генеральным секретарем ООН является Кофи Аннан (Гана). Его предшественниками были: Бутрос Гали из Египта, занимавший должность Генерального секретаря с 1992 по 1996 г.; Хавьер Перес де Куэльяр из Перу, занимавший долж­ность с 1982 по 1991 г.; Курт Вальдхайм из Австрии, который за­нимал пост Генерального секретаря с 1972 по 1981 г.; У. Тан из Бирмы (ныне Мьянма), который был Генеральным секретарем с 1961 по 1971 г.; Даг Хаммаршельд из Швеции, занимавший должность с 1953 г. до своей гибели в 1961 г. в авиационной ката­строфе в Африке, и Трюгве Ли из Норвегии, который был Гене­ральным секретарем в период с 1946 по 1952 г.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок, по истечении которого он может быть назначен вновь.

Секретариат состоит из следующих подразделений: Управле­ние по внутриорганизационным вопросам; Управление по право­вым вопросам; Управление по политическим вопросам; Департа­мент по вопросам разоружения; Департамент по миротворческим операциям; Управление по вопросам координации в гуманитар­ной области; Департамент по экономическим и социальным во­просам; Департамент по обслуживанию Генеральной Ассамблеи и конференций; Департамент общественной информации; Депар­тамент управления; Управление по иракской проблеме; Управле­ние координатора по вопросам безопасности ООН.

Управление по правовым вопросам оказывает помощь в подго­товке проектов соглашений между ООН и другими организация­ми. Оно дает правовые консультации по вопросам применения миротворческих сил; представляет ООН в судах и арбитражах в связи с предъявлением и рассмотрением исков к Организации. Управление выступает координатором контактов между юридиче­скими консультантами организаций системы ООН и содействует координации их позиций по вопросам правовой политики. От имени Генерального секретаря Управление выполняет функции депозитария более 500 многосторонних договоров.

Совет по опеке Организации Объединенных Наций – United Nations Trusteeship Council

Президент

Вице-президент

  • v
  • т
  • е

Совет по опеке ООН ( французский : UNIES Conseil де tutelle дез Наций ) является одним из шести главных органов Организации Объединенных Наций , созданная , чтобы обеспечить доверие территории были введены в интересах их жителей и международного мира и безопасности. Целевые территории, большинство из них бывших мандатов по Лиге Наций или территорий , взятых из стран , потерпевших поражение в конце Второй мировой войны -У все теперь достигли самоуправление или независимость , либо в виде отдельных стран , либо присоединившись к соседним независимым государствам. Последним был Палау , ранее входивший в подопечную территорию Тихоокеанские острова , которая стала государством-членом Организации Объединенных Наций в декабре 1994 года.

Читайте также:
Общественный защитник: что это такое, описание и особенности

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Текущее состояние
  • 3 Будущие перспективы
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

История

Положения о создании нового агентства ООН для наблюдения за деколонизацией зависимых территорий с колониальных времен были приняты на конференции в Сан-Франциско в 1945 году и определены в главе 12 Устава Организации Объединенных Наций . Эти зависимые территории ( колонии и подмандатные территории ) должны были быть переданы под международную систему опеки, созданную Уставом Организации Объединенных Наций в качестве преемника мандатной системы Лиги Наций . В конечном итоге под опеку были переданы одиннадцать территорий: семь в Африке и четыре в Океании . Десять из подопечных территорий ранее были мандатами Лиги Наций; одиннадцатым стал итальянский Сомалиленд .

В целях реализации положений о системе опеки Генеральная Ассамблея приняла 14 декабря 1946 года резолюцию 64, в которой предусматривалось учреждение Совета по опеке Организации Объединенных Наций. Первое заседание Совета по Опеке состоялось в марте 1947 года.

В марте 1948 года Соединенные Штаты предложили передать территорию Подмандатной Палестины под опеку ООН с прекращением британского мандата в мае 1948 года (см. Американское предложение об опеке над Палестиной ). Однако США не предприняли никаких усилий для реализации этого предложения, которое стало спорным после провозглашения Государства Израиль .

Согласно Уставу Совет по Опеке должен был состоять из равного числа государств-членов Организации Объединенных Наций, управляющих подопечными территориями, и государств, не управляющих государством. Таким образом, Совет должен был состоять из (1) всех членов ООН, управляющих подопечными территориями, (2) пяти постоянных членов Совета Безопасности , и (3) такого количества других неуправляющих членов, сколько необходимо, чтобы уравнять количество управляющих и управляющих территорий. неуправляющие члены, избираемые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на возобновляемый трехлетний срок. Со временем, когда подопечные территории обрели независимость, размер и рабочая нагрузка Совета по опеке сократились. В конечном итоге в Совет по Опеке вошли только пять постоянных членов Совета Безопасности (Китай, Франция, Советский Союз / Российская Федерация, Великобритания и США), поскольку это единственная страна, управляющая подопечной территорией (США). был постоянным членом.

После обретения независимости Палау , который ранее входил в состав подопечной территории Тихоокеанские острова , в 1994 году, в настоящее время нет подопечных территорий, что оставляет Совет по опеке без ответственности. (Поскольку Северные Марианские острова были частью подопечной территории Тихоокеанских островов и стали содружеством США в 1986 году, технически это единственная территория, которая не присоединилась к другому государству или не получила полную независимость в качестве суверенного государства. нация.)

На Совет по опеке не возлагалась ответственность за колониальные территории за пределами системы опеки, хотя Хартия действительно установила принцип, согласно которому государства-члены должны управлять такими территориями в соответствии с наилучшими интересами их жителей.

Текущий статус

Выполнив свою миссию, Совет по Опеке приостановил свою деятельность 1 ноября 1994 года, и, хотя в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций он продолжает существовать на бумаге, его будущая роль и даже существование остаются неопределенными. Совет по опеке в настоящее время (по состоянию на 2018 год) возглавляет Энн Геген, а вице-президентом является Джонатан Гай Аллен, хотя единственная текущая обязанность этих сотрудников – время от времени встречаться с руководителями других агентств ООН. Согласно веб-сайту ООН:

Резолюцией, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес поправки в свои правила процедуры, отказавшись от обязанности проводить ежегодные заседания, и согласился встречаться по мере необходимости – своим решением или решением своего президента, или по требованию большинства. его членов, Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности.

Сама камера до сих пор используется для других целей. После трехлетнего ремонта, который был восстановлен датским архитектором Финном Юлем , он был вновь открыт в 2013 году.

Будущие перспективы

Формальное упразднение Совета по опеке потребует пересмотра Устава ООН, поэтому этого не произошло. Рассмотрены и другие функции Совета по Опеке.

В отчете Комиссии по глобальному управлению за 1995 год рекомендуется расширить попечительский совет. Их теория состоит в том, что международный регулирующий орган необходим для защиты целостности окружающей среды и глобального достояния на двух третях поверхности мира, находящихся за пределами национальной юрисдикции.

Однако в марте 2005 года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил радикальную реформу Организации Объединенных Наций , включая расширение Совета Безопасности . Поскольку эта реструктуризация повлечет за собой значительные изменения в уставе ООН, Аннан предложил полностью упразднить Совет по опеке как часть этих реформ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: