Состояние войны: что это такое, описание и особенности

Окраина

Война в международном праве

Состояние войны – прекращение мирных отношений между государствами и фактическое начало военных действий до окончания военных действий или заключения между ними мирного договора.

Последствия состояния войны

  • Начало войны влияет на действие международных договоров, рассчитанных на мирное сосуществование;
  • Прерываются консульские и дипломатические отношения;
  • К гражданам страны противника может быть применен специальный режим;
  • Имущество, принадлежащее государству-противнику, конфискуется, за исключением имущества дипломатических представительств и консульских учреждений.

Правовое положение участников вооруженных конфликтов

Участниками вооруженных конфликтов являются члены вооруженных сил воюющих сторон. В международном гуманитарном праве они получили название комбатанты.

К комбатантам относятся:

  • Регулярные вооруженные силы воюющих сторон;
  • Повстанцы;
  • Ополченцы;
  • Партизаны.
  • Участники освободительных движений.

Комбатанты должны соответствовать ряду признаков, чтобы получить такой статус:

  • Находиться под командованием человека, отвечающего за их действия;
  • Иметь знаки отличия;
  • Открыто носить оружие;
  • Уважать законы и обычаи войны.

Правовой статус комбатанта позволяет ему использовать оружие против вооруженных сил противника и не нести ответственность за это.

Серди регулярных вооруженных сил есть категория лиц, которые относят к некомбатантам – это медицинский персонал, духовный персонал. Их основной задачей не является непосредственное участие в вооруженном конфликте. Даже если они имеют оружие, то могут использовать его только для самозащиты.

На участников вооруженных конфликтов распространяется действие защиты жертв вооруженных конфликтов, если:

  1. Они попали в плен;
  2. Были ранены;
  3. Потерпели кораблекрушение;
  4. Перестали участвовать в военных действиях.

Международно-правовая защита гражданского населения и культурных ценностей

Нападения неизбирательного характера запрещаются, в том числе нападения на установки и сооружения, содержащие источники повышенной опасности (плотины, дамбы, АЭС), а также запрещаются нападение на необходимые для выживания гражданского населения объекты и их уничтожение. Гражданские объекты (любые объекты, не являющиеся военными) не могут быть объектом нападения.

Также защите подлежат культурные ценности – например, такие ценности такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, археологические месторасположения, центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей.Стороны вооруженного конфликта обязуются не использовать культурные ценности в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей, и воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Нейтралитет в войне

Нейтралитет – состояние, при котором государство не участвует в военных действиях и не оказывает помощи другим государствам по проведению военных действий.

Нейтральное государство – государство, которое не будет участвовать ни в каких военных действиях и не разрешит использование своей территории в военных целях. Территория нейтральных держав неприкосновенна.

Нейтральное государство должно следить, чтобы обязанности по нейтралитету выполнялись также организациями и частными лицами.

Не может рассматриваться как враждебное действие отражение нейтральной державой покушений на ее нейтралитет.

Окончание военных действий и его правовые последствия

От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий.

Формы прекращения военных действий:

  • Перемирие – приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воющими сторонами. Перемирие может быть местным (на ограниченном участке театра военных действий) и общим (охватывает все военные действия, рассматривается как шаг к установлению мира);
  • Капитуляция – полное или частичное прекращение сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон. В отличие от перемирия побежденная сторона утрачивает формальное равенство с победителем. Все имущество побежденного переходит к победителю;
  • Безоговорочная капитуляция – подписывается представителем побежденного государства после полного разгрома его вооруженных сил.

Формы окончания войны:

  • Мирный договор – договор, юридически закрепляющий прекращение войны и установление мирных отношений, вопросы территориальной принадлежности, возмещение ущерба и т.д. (Они всегда заключаются от имени государства и подлежат ратификации);
  • Односторонние декларации.

Состояние войны и его правовые последствия. Объявление войны и его формы

В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. государства признают, что “военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны”.

Состояние войны должно быть без замедления доведено до сведения нейтральных стран. Оно будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.

Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы международного права. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.

В отношении граждан неприятельской стороны, находящихся на территории государства, применяются разного рода ограничения. Эти лица могут быть принуждены к проживанию на период войны в определенном районе либо интернированы.

Имущество, принадлежащее непосредственно неприятельскому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатического и консульского представительств). Имущество граждан неприятельского государства в принципе считается неприкосновенным. Судам дается определенный срок для того, чтобы они покинули порты и воды неприятельского государства, по истечении которого суда подлежат конфискации.

Военные действия развертываются в определенных пространственных пределах, именуемых театром войны, под которым понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушная), на которой они потенциально могут вести военные операции. Театр военных действий – это территория, на которой вооруженные силы воюющих фактически ведут военные действия. Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и других невоюющих государств не должна использоваться в качестве театра военных действий.

Читайте также:
Положена ли мне половина от приобретенной квартиры?

В соответствии с международными договорами не могут использоваться в качестве театра военных действий:

а) некоторые международные проливы (например, Магелланов пролив по Договору 1981 г. между Аргентиной и Чили);

б) международные каналы (например, Суэцкий канал согласно Константинопольской конвенции 1888 г.);

в) отдельные острова и архипелаги (например, Аландские острова в соответствии с Мирным договором между победителями во второй мировой войне и Финляндией 1947 г., архипелаг Шпицберген в соответствии с Парижским договором о Шпицбергене 1920 г.);

г) отдельные континенты (например, Антарктика в соответствии с Договором 1959 г.);

д) Луна и другие небесные тела (Договор по космосу 1967 г.);

е) часть государственной территории воюющей стороны в целях образования специальных зон, предусмотренных нормами права вооруженных конфликтов (например, санитарные зоны и местности).

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.

Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты.

Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

Нейтральное государство не должно снабжать воюющих оружием, военными и другими материалами. Вместе с тем оно не обязано препятствовать вывозу (или транзиту) из мест боевых действий за счет того или другого из воюющих оружия, боеприпасов на условиях взаимности и одинакового отношения к воюющим.

Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил.

Если войска одной из воюющих сторон окажутся на территории нейтрального государства, оно обязано интернировать их и разместить вдали от театра военных действий. Расходы по содержанию интернированных возмещаются после окончания войны в соответствии с соглашением между заинтересованными сторонами.

Нейтральное государство вправе разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в транспортах оружия и боеприпасов.

Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих. Вместе с тем нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане в одиночку переходят границу и вступают в армию воюющих.

Нейтралитет в морской войне регулируется XIII Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., согласно которой в территориальных водах нейтрального государства запрещаются любые военные действия со стороны воюющих. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения или вооружения одной из сторон любого судна, а также его выхода из территориальных вод, если есть основания полагать, что оно примет участие в боевых действиях на стороне одного из воюющих. Что касается допуска и пребывания военных судов в территориальных водах нейтрального государства, то последнее решает эти вопросы на основе одинакового отношения ко всем воюющим. Оно устанавливает разумный срок их пребывания, по истечении которого может потребовать, чтобы они покинули территориальные воды. Находясь в территориальных водах нейтрального государства, военные суда могут пополнять свои запасы по лимитам мирного времени, брать столько топлива, сколько необходимо для достижения ближайшего порта своей страны.

На воздушную войну распространяются общие правила нейтралитета, изложенные в действующих Конвенциях. Воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно. Запрещаются пролет через него летательных аппаратов воюющих сторон, преследование противника или вступление с ним в бой. Приземлившиеся военные самолеты задерживаются, а экипаж интернируется до конца войны. Воюющим сторонам запрещается транспортировать через воздушное пространство нейтрального государства войска и военное имущество. Однако допускаетсятранспортировка на самолетах больных и раненых воюющих сторон.

Экзаменационный билет № 30

1. Основания и виды международно-правовой ответственности.

В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю.

Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. В настоящее время Комиссией международного права ООН ведется работа по кодификации института ответственности.

Читайте также:
Туристская деятельность: что это такое, описание и особенности

Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Форма международно-правовой ответственности – способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы международно-правовой ответственности – нематериальную и материальную.

Нематериальная (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективных санкций. Сатисфакция – удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесении извинения и т. д.

Репрессалии – ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (например, задержание иностранного рыболовецкого судна за браконьерство).

От репрессалии следует отличать реторсию – ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

Коллективные санкции в отношении международного правонарушителя могут приниматься только на основании решения Совета Безопасности ООН. Они могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета. Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распространяются.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация – возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Реституция – восстановление положения до причинения ущерба. Субституция – замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т. п. сходными и равноценными предметами. Ресторация – восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее был известен такой, вид материальной ответственности, как контрибуция: взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек.

Исключительно на основе договоров возникает такая разновидность материальной ответственности, как абсолютная или объективная ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, т. е. за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответственности (максимальная компенсационная сумма).

Исследование феномена войны

История человечества – это история вооруженных конфликтов

Об авторе: Юрий Андреевич Матвиенко – член-корреспондент АВН РФ.

Теория битв рождается на поле боя и в учебной аудитории. Фото с сайта Военной академии Генерального штаба ВС РФ

Исследованию феномена войны, ее природы, сущности и содержания посвящено огромное количество как научных работ и философских трактатов, так и художественных произведений. Войну называли и «отцом всего» (Гераклит), и «путем обмана» (Сунь-цзы), и «продолжением политики насильственными средствами» (Карл фон Клаузевиц). Российской Императорской армии генерал-лейтенант Николай Головин рассматривал войну как своего рода социальный невроз. Немецкий философ и естествовед начала ХХ века Георг Фридрих Николаи видел причины возникновения войны в биологических инстинктах человека и его борьбе за выживание. А уже в конце самого жестокого века в истории человечества его соотечественник философ Хаймо Хофмайстер увидел в войне феномен жизни.

С точки зрения метафизики война имеет антиматериалистический, духовный смысл. Это своеобразный «экзамен для нации». Война предоставляет человеку возможность пробудить героя, спящего внутри него. Согласно взглядам метафизиков, «сражаются не за страну или честолюбивые государственные устремления, а за высший принцип цивилизации». По их мнению, война и героический опыт способны вызвать пробуждение глубинных сил, связанных с основами расы: «Кровь героев священнее чернил мудрецов и молитв верующих». Материалисты, в особенности марксисты, напротив, видели причину войн исключительно в классовом неравенстве общества и антагонистическом противостоянии «между трудом и капиталом».

Читайте также:
Тайна переписки: что это такое, описание и особенности

Вместе с тем война – это не просто направляемый политикой феномен вооруженной борьбы, средство достижения ее целей с использованием вооруженного насилия. Она сопровождается изменением хода многих социальных процессов, вовлечением в борьбу экономических, идеологических и прочих сил и средств. «Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации», – писал Владимир Ленин. Воздействие войны на общественное развитие осуществляется через резкое нарушение и изменение привычных функций и характера бытия элементов той или иной социальной организации.

В сущности, вся история человечества – это история войн и вооруженных конфликтов: от межплеменной розни через межнациональную, межрасовую и межрелигиозную вражду общество в ХХ веке пришло к двум мировым войнам, охватившим пять континентов, в которых, по самым скромным подсчетам, погибло более 60 млн человек. Не стал исключением и век XXI: Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия – это только самые крупные военные конфликты начала века, длящиеся до сих пор.

Если взять историю России, то, например, с начала возрождения русского государства после распада Монгольской империи в XIV веке и до наших дней, а это примерно 650 лет, Россия провела в войнах больше половины этого отрезка времени.

Тем не менее за прошедшую историю война не изменила своего внутреннего содержания: при всем многообразии теорий происхождения войны, она была и осталась борьбой за смену и перераспределение социальных ролей в ходе развития общества. Война сохранила неизменной и свою сущность: выявление управляющей воли путем именно вооруженной борьбы.

При этом задача противоборствующих сторон в большинстве случаев состояла «не в том, чтобы просто физически ликвидировать врага в ходе вооруженной борьбы, а в уничтожении противника именно как претендента на роль, которую хотим выполнять мы, в том, чтобы перевести его посредством вооруженной борьбы в другую роль, дополняющую или заменяющую свою». С точки зрения социологии в качестве необходимого условия возникновения войны выступает фактор справедливости. Под ним понимается «невозможность мирного сотрудничества субъектов социальных отношений в прежних ролях в связи с настоятельной необходимостью общественного прогресса». С точки же зрения политологии война обязательно наступает тогда, когда конкурирующие государства приходят к пониманию, что другая сторона стала либо слишком слабой, либо, наоборот, слишком сильной. С этих позиций становятся понятными действия на международной арене, с одной стороны, президента США Дональда Трампа, пообещавшего своим избирателям «сделать Америку снова великой», а с другой стороны – лидеров Евросоюза, не желающих быть придатком к американской экономике и послушными проводниками американской внешней политики. Кроме того, роль мирового жандарма, которую активно стали играть США после распада Советского Союза, не устраивает современную Россию и Китай, а также целый ряд стран Азии и Южной Америки, активно выступающих за многополярный мир.

Согласно социологическим исследованиям, любой субъект (личность, организация, страна) может быть описан посредством усвоенных и принятых им или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – так называемых ролей, вытекающих из его социального статуса в данном обществе в данное время. При этом в любом человеческом деле можно выделить три формальные роли или функции: обеспечение, управление и исполнение. Обеспечение дает средства, управление – цели, а исполнение приводит к результату. В процессе войн как раз и происходило перераспределение ролей: обеспечения, управления и исполнения.

Исходя из этого, с позиций социологии основной целью любой войны является не просто уничтожение противника как такового, а силовое перераспределение ролевых функций стран (или социальных групп внутри страны, если иметь в виду войну гражданскую). Поэтому хорошо понятой каждая война может быть лишь в диалектическом сопоставлении с предшествовавшим ей миром, насыщенным породившей войну политической борьбой, а также и с завершающим войну миром.

В ходе общественного прогресса война, не изменив своей сущности, претерпела немало изменений в форме и методах ее ведения. Это обусловлено тем, что, по меткому замечанию британского военного теоретика Кингстон-Макклори, «самое сильное влияние на войну и на формы ее ведения оказывает процесс совершенствования оружия, как наступательного, так и оборонительного».

В современном понимании война – это «общественно-политическое явление, связанное с коренной сменой характера отношений между государствами и нациями и переходом противоборствующих сторон от применения невоенных, ненасильственных форм и способов борьбы к прямому применению оружия и других насильственных средств вооруженной борьбы для достижения определенных политических и экономических целей». При этом главным средством ведения войны являются вооруженные силы и иные военизированные формирования.

В то же время, начиная с агрессии США и блока НАТО против Югославии в 1999 году, четко обозначился переход к новой технологии передела мира за счет использования в большем, чем ранее, объеме разного рода «невоенных» методов, в том числе и внутреннего протестного потенциала страны-цели или страны-мишени для предстоящей агрессии.

Читайте также:
Свобода договора: что это такое, описание и особенности

В обобщенном виде эти новые технологии многовариантного и мультимодального, то есть ведущегося различными способами противостояния, получили название «гибридные войны», то есть войны, широко сочетающие как традиционные военные способы противоборства, так и иррегулярные тактики разного рода повстанцев (асимметричные действия), войны, допускающие неконвенциональные действия и участие в силовом противостоянии негосударственных акторов (ЧВК, террористических организаций и криминала) для решения определенного круга задач, в том числе и политических.

Как социальное явление война имеет две диалектически связанные стороны: социально-политическую и военно-техническую. И если первая показывает, кто и во имя чего ведет военные действия, то вторая отражает те материальные и людские ресурсы, которые используются в войне.

Война – это всегда поединок: в войне есть сторона нападающая и сторона обороняющаяся. И война в отличие от вооруженного конфликта всегда должна заканчиваться победой. В классическом понимании победа – это «боевой успех, нанесение поражения войскам противника, достижение целей, поставленных на бой, сражение, операцию и войну в целом». Именно победа – успешный итог войны для одной из противоборствующих сторон, и характеризуется она разгромом или капитуляцией противника, полным подавлением его способности к сопротивлению. В этом случае достигнутый военный результат трансформируется в политическую победу, когда заключаемый после военной победы мирный договор отражает послевоенные роли воевавших сторон, с точки зрения победителя и его союзников.

Элвин Тоффлер: «Способ ведения войны
отражает способ создания богатств».
Фото Reuters

С другой стороны, в терминологии блока НАТО понятие «победа» тождественно понятию «успех», под которым понимается возможность сворачивания военных действий и вооруженного присутствия в побежденной стране с последующей передачей ответственности и полномочий управления «побежденным государством» местным властям. Но добиться успеха еще не значит победить. Поэтому не зря говорится, что «американцы выиграли много битв, но не выиграли ни одной войны» и ситуация в Ираке и Афганистане, где с начала 2000-х годов и по настоящее время присутствуют в первую очередь американские войска, – яркое тому подтверждение.

Вопрос о политическом смысле и содержании победы в войне необходимо рассматривать прежде всего с учетом политического содержания войны в контексте тех политических целей, которые в ней ставятся. От них зависит характер войны – ограниченный или тотальный, а зачастую и «уровень тотальности» войны. При этом социально-политический характер войны может быть идентичным или противоположным с обеих воюющих сторон.

Цели воюющих сторон могут значительно меняться в ходе войны под воздействием разного рода обстоятельств, и прежде всего под воздействием самого хода военных действий. В этом проявляется специфика обратной связи между войной и политикой, политикой и военной стратегией. Как писал Макиавелли: «Войны начинают, когда захотят, но завершают, когда могут». При этом замещение политического целеуказания идеологическими установками для военно-стратегического планирования, как показывает история, может сказаться самым пагубным образом на итогах войны и ее последствиях.

Роль любой войны в истории простирается далеко за хронологические рамки ее ведения и непосредственных итогов. Окончательно роль войны в истории раскрывается в ее последствиях, под которыми понимается «характер изменения расстановки социально-экономических, политических и духовных сил между государствами и внутри них, сложившийся в результате военных действий, понесенных потерь и степени реализации целей воевавших сторон». Выделяют непосредственные и отдаленные последствия войны. При этом историческую роль той или иной войны необходимо оценивать по ее последствиям лишь в рамках одной эпохи, так как новая эпоха потребует и нового решения проблемы войны и мира.

В процессе исторического развития общества сложились специфические отрасли знаний – наука о войне (полемология) и наука ведения войны (военное искусство), имеющие свои объект, предмет и методологию исследования, свою систему классификации, понятий, категорий и законов.

Наука о войне выделяет три революции в военном деле, которые охватывали все его стороны:

– первая совершилась в связи с появлением пороха и огнестрельного оружия;

– вторая была связана с производством и массовым применением машинной боевой техники и автоматического оружия;

– третья – с принятием на вооружение армий ракетно-ядерного оружия и других новейших средств вооруженной борьбы, которые могут быть отнесены к оружию массового поражения.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками четвертой революции, связанной с широким внедрением в военное дело разного рода информационно-телекоммуникационных и компьютерных технологий.

В современном понимании по своим масштабам и составу участников войны делятся на мировые (всеобщие, крупномасштабные), региональные (ограниченные рамками театра военных действий), войны локальные и вооруженные конфликты. С точки зрения общественной морали войны делятся на справедливые и несправедливые, а с точки зрения общественного развития – на прогрессивные и реакционные. «Война – хорошее дело, если от брони ее отсвечивает надеждой», – писал Макиавелли.

Обширную классификацию войн, доктрин и форм применения вооруженных сил дают американские специалисты, что связано с большой военной активностью армии США в конце XX – начале XXI века по сравнению с другими государствами мира.

Читайте также:
Служба налоговая: что это такое, описание и особенности

В качестве форм применения своих ВС США рассматривают кампанию, крупномасштабную операцию, операцию, сражение, боевые действия, удар, рейд, бой. Общей формой для всех уровней боевых действий является маневр.

К основным видам военных действий относятся наступательные, оборонительные и сдерживающие действия, проводимые в формах совместных, самостоятельных и специальных операций. Понятие театра войны все больше воспринимается как боевое пространство, объединяющее сушу, море, воздух, космос и киберпространство (информационную среду).

Одним из важных направлений военной науки является исследование такого понятия, как «способ ведения войны», что предполагает выяснение вопроса о том, как велась или может вестись в будущем война с точки зрения использования вооруженных сил и других средств борьбы для достижения политических целей.

Так, с социально-политической точки зрения способы ведения войны могут различаться соотношением собственно военных средств (действий вооруженных сил) и невоенных, но используемых в войне форм борьбы (экономической, идеологической, дипломатической, информационной), известным преобладанием первых или вторых, отношением к народным движениям, возникающим в процессе войны (партизанская война, восстания, саботаж и др.), степенью мобилизации материальных и духовных сил общества для ведения войны и т.д.

Способ ведения войны формируется в определенной зависимости от способов ведения военных действий. Но и сам он как более высокое звено в организации деятельности людей в войне оказывает существенное влияние на способы стратегического, оперативного и тактического масштабов, выполняя некую интегрирующую роль в различных формах ведения вооруженной борьбы.

По этому поводу Элвин Тоффлер в одной из своих работ заметил, что «способ ведения войны отражает способ создания богатств». Принимая во внимание тезис Тоффлера о том, что средства и формы ведения войны есть отражение сути существования наций, у исследователя появляется возможность прогнозировать развитие способов и средств вооруженной борьбы, а также средств и способов противодействия им.

Так что же такое война, можно ли с ней бороться и исключить из общественной жизни этот социальный феномен?

С точки зрения глобально-исторического подхода война неразрывно связана с человеческой жизнедеятельностью в рамках социума, а с точки зрения биологии – с особенностями психики человека, его жизненными потребностями и стремлением доминировать.

Клаузевиц считал, что война «есть акт насилия с целью заставить противника выполнить вашу волю». Поэтому, до тех пор пока у наций и народов будет воля к изменению своей социальной роли в процессе развития человечества, пока в обществе существует мораль и действует фактор справедливости, у стран и народов останется и право войны, и право мира.

В современном западном обществе войну рассматривают как феномен, фундаментально связанный с распределением и перераспределением власти, господства и силы (Power), которая может быть «жесткой», «мягкой» или «умной».

Война может изменить (и меняет) свои формы, но по-прежнему остается способом выявления управляющей воли путем вооруженной борьбы и технологией силового перераспределения ролевых функций на международной арене.

В своей книге о философии войны Антон Керсновский писал: «Войну ведут не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы побеждать. Немедленной целью войны является победа, конечной – мир». Исследуя феномен войны, он пришел к выводу, что она «является бесспорным и большим злом. И решаться на это зло – на эту болезнь – следует лишь в положениях безвыходных – когда «клин клином» остается единственным средством за истощением всех остальных аргументов». Такую же мысль в свое время высказал и Тит Ливий: «Поистине справедлива та война, которая необходима. И свято оружие, когда не остается надежды, кроме как на оружие».

Но чтобы не доводить ситуацию до применения военной силы, государству нужна политика, способная, как учил Сунь-цзы, «разрушить замыслы противника», ибо «правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем можно его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, чтобы сделать нападение на себя невозможным для него».

«Хочешь мира – готовься к войне», – говорили древние. Исходя из этого завета, «пока войны на Земле не исчезли, следует сохранять армии и военно-морские силы. Чтобы обеспечить своей стране необходимую защиту, каждая армия и флот должны быть правильно сформированы, подготовлены и управляемы». Поэтому политики и государственные деятели в своем стремлении обеспечить благополучие и процветание своих народов и стран должны постоянно помнить о войне и не забывать слова русского философа Владимира Соловьева о том, что «военная и всякая принудительная организация есть не зло, а следствие и признак зла. И пока Каиновы чувства не исчезли в сердцах людей, солдат и городовой будут не злом, а благом».

Характер современных войн и вооружённых конфликтов

Урок 10. ОБЖ 10 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читайте также:
Имеет ли право собственник выписать прописанных жильцов?

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Характер современных войн и вооружённых конфликтов”

Сравнивая войны и конфликты в девяностых годах прошлого столетия и в начале двадцать первого века с войнами начала и средины двадцатого века, можно с уверенностью сказать, что характер войн изменился. Если раньше войны могли порождаться только одной доктриной (например, доктриной Геббельса), то сейчас войны обусловлены совокупностью самых разных причин, таких как экономические, социальные, политические и даже религиозные.

Однако нужно понимать, что на самом деле война идёт либо за деньги, либо за ресурсы, иногда за территорию (а это, опять же, ресурсы и, в конечном итоге, – деньги). Тем не менее, эти войны классифицируются по масштабу: локальные, региональные и крупномасштабные. Давайте познакомимся с соответствующими определениями.

Классификация современных войн

Локальная война – это война между двумя и более государствами, преследующая ограничено военно-политические цели. В такой войне боевые действия ведутся исключительно на территории противоборствующих государств и, в общем-то, затрагивают интересы только этих государств.

Региональная война предполагает более серьёзные действия, вплоть до ядерных средств поражения и боями в воздушном и космическом пространстве. Тем не менее, боевые действия не выходят за границы этих государств и прилегающих к ним акваториев.

Крупномасштабная война – это война между государствами (или коалициями из государств) мирового сообщества. Как правило, такие войны преследуют радикальные политические цели, в результате чего, в войну будет вовлечено много государств. Таким образом, подобный конфликт можно назвать мировой войной.

Рассмотрим ещё несколько определений, который помогут понять, чем войны отличаются от военных или вооружённых конфликтов.

Военный конфликт – это одна из форм разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий, разумеется с применением военной силы.

Вооружённый конфликт – это небольшое боестолкновение между государствами или даже между противоборствующими сторонами в пределах одного и того же государства.

Конфликты, главным образом отличаются скоротечностью и избирательностью, так как сегодня военная техника позволяет поражать объекты с высокой точностью. В связи с этим возрастает значение электромагнитного, инфразвукового и лазерного оружия, а также беспилотных летательных аппаратов и автономных морских аппаратов. Что касается ядерного оружия, то, на сегодняшний день, оно является важным сдерживающим фактором (как говорится, – ядерное оружие нужно не для войны, а для мира). Дело в том, что если в процессе крупномасштабной или даже региональной войны будет поставлено под угрозу существование государства, то такой военный конфликт может перерасти в ядерный военный конфликт. Последствия такого конфликта, как вы понимаете, могут оказаться весьма плачевными, поэтому одной из главных задач Российской Федерации является недопущение подобных конфликтов (как и других военных конфликтов).

Конфликты военного характера

Существует несколько целей, для достижения которых Российская Федерация считает правомерным задействование любых родов войск. В первую очередь, конечно, это отражение агрессии против нашей Родины. Также, Вооружённые Силы РФ могут быть задействованны для отражения агрессии против её союзников. Кроме того, военное решение противоречий может иметь место в случае необходимости поддержания или восстановления мира (такое решение может быть принято Советом Безопасности Организации Объединённых Наций или аналогичной структурой). Наконец, Российская Федерация считает правомерным применение военной силы для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за её пределами.

Для чего РФ может применить военную силу?

В мирное время решения связанные с задействованием любых родов войск принимаются президентом Российской Федерации в порядке, установленным федеральным законодательством.

Данный урок является ознакомительным и помогает понять сегодняшние военные тенденции в мире. Выводы тут можно сделать довольно простые. Современная война может быть локальной, региональной и крупномасштабной. В любом из этих случаев Российская Федерация должна быть готова к отражению любых угроз со стороны агрессора и нанесения ему последующего поражения с применением любого необходимого оружия.

Состояние войны

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Основания для введения военного положения

1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

Читайте также:
Цеховые профсоюзы: что это такое, описание и особенности

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

Актом агрессии против Российской Федерации признаются:

вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума).

Мероприятия, проводимые на территории, на которой введено военное положение

усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, – задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

Читайте также:
Отказ в совершении нотариального действия

введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

Состав преступления: что это такое, описание и особенности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Состав преступления по УК РФ. Понятие, виды, признаки, элементы состава
  1. Понятие состава преступления
  2. Элементы состава преступления: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления
  3. Разграничение понятий “преступление” и “состав преступления”
  4. Классификация составов преступления:
  • а) по степени общественной опасности: основной, привилегированный и квалифицированный состав преступления
  • б) по структуре состава преступления (способу описания признаков): простые, сложные, альтернативные составы преступления
  • в) по конструкции объективной стороны: формальный и материальный состав преступления; составы реальной опасности, усеченные составы

1. Понятие состава преступления

Уголовный кодекс РФ не содержит определения понятия “состав преступления”.

В науке уголовного права выработана следующее определение данного понятия:

Состав преступления – совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление. Его наличие в конкретном общественно опасном деянии служит необходимым и достаточным основанием для привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего это деяние.

2. Элементы состава преступления

Состав любого преступления состоит из четырех групп признаков, которые называются элементами состава преступления. К ним относятся:

  • объект преступления;
  • объективная сторона преступления;
  • субъективная сторона преступления;
  • субъект преступления.

Объект преступления – это те охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает преступление. Объектом преступления может быть человек, его жизнь и здоровье, собственность, общественная и государственная безопасность и др. Статья 2 УК РФ, формулируя задачи уголовного права, по существу дает перечень наиболее значимых общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств (в частности, статья называет объекты: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ). Объекты принято делить на общий, родовой, видовой и непосредственный.

Объективная сторона – деяние в форме действия или бездействия (оно должно быть противоправным, общественно опасным, осознанным и волевым, для бездействия нужны обязанность и возможность совершить действие). Факультативные признаки – вред (общественно опасные последствия), причинная связь (вред и причинная связь необходимы для всех материальных составов), а также способ, время, место, обстановка, орудия и средства совершения преступления.

Субъективная сторона преступления – психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления. Содержание субъективной стороны преступления характеризуется такими юридическими признаками, как вина, мотив и цель. При этом, мотив и цель являются факультативными признаками.

Субъект преступления – это лицо, совершившее уголовно-наказуемое деяние и в соответствии с законом способное нести за него уголовную ответственность. Обязательные признаки субъекта – возраст, вменяемость и существование в качестве физического лица (их называют признаками общего субъекта). Факультативные признаки – это признаки специальных субъектов, предусмотренные различными статьями Особенной части УК РФ (например, признаки должностного лица в ст. 285 УК РФ, российское гражданство в ст. 275 УК РФ).

Первые два элемента состава преступления образованы объективными признаками, характеризующими внешнюю сторону преступления. Субъективные же признаки характеризуют внутреннюю сторону преступления, т.е. его субъективную сторону и субъекта.

Для признания деяния преступным необходимо наличие всех четырех признаков состава преступления.

При отсутствии в деянии состава преступления уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если отсутствие состава преступления обнаруживается в ходе судебного разбирательства, суд продолжает рассмотрение уголовного дела и согласно ч. 8 ст. 302 УПК РФ выносит оправдательный приговор.

3. Разграничение понятий “преступление” и “состав преступления”

Понятия преступления и состава преступления не являются тождественными.

Статья 14 УК РФ содержит определение понятия преступления. Правовыми и социальными признаками преступления являются:

  • общественная опасность;
  • виновность;
  • противоправность деяния;
  • наказуемость.

Эти общие признаки позволяют выделить преступление из всей группы правонарушений (административных, дисциплинарных, гражданско-правовых и т.д.).

Вместе с тем, необходимо разграничивать друг от друга конкретные преступления (например, кражу от грабежа, получение взятки от коммерческого подкупа, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью и проч.). Необходимое разграничение осуществляется на основе такой правовой категории, как состав преступления. Только на основании наличия в каком-либо деянии состава конкретного преступления можно говорить о нем как о преступлении. Состав преступления отражает структуру преступления.

Читайте также:
Трибутные комиции: что это такое, описание и особенности

Таким образом, понятия “преступление” и “состав преступления” неразрывно связаны друг с другом. Первое характеризует социальную сущность уголовно наказуемого деяния, а второе – его юридическую структуру, необходимые свойства. Следовательно, понятием преступления охватывается реальное явление, а состав преступления выступает юридическим понятием об этом явлении.

4. Классификация составов преступления

В уголовном праве составы преступлений классифицируются по трем основаниям:

1) степени общественной опасности преступления;
2) структуре состава преступления;
3) конструкции объективной стороны.

Виды составов преступления
по степени общественной опасности:

основной состав преступления – состав того или иного конкретного преступления без отягчающих или смягчающих обстоятельств. В УК РФ он выражается, как правило, положениями ч. 1 ст. 105 УК РФ, ст. ст. 158, 160 УК РФ и т.д.

привилегированный состав (состав со смягчающими обстоятельствами) – это состав при наличии смягчающих обстоятельств – ст. ст. 107, 108 УК РФ. Наличие смягчающих обстоятельств обусловливает назначение менее сурового наказания по сравнению с санкцией статьи, предусматривающей ответственность за основной состав. В случае конкуренции норм, т.е. наличия в содеянном как признаков квалифицированного, так и привилегированного состава, предпочтение отдается последнему. Так, если убийство с особой жестокостью (п. “д” ст. 105 УК РФ) совершено в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ), то квалифицировать содеянное следует по ст. 107 УК РФ.

квалифицированный состав (состав с отягчающими обстоятельствами) – состав конкретного преступления с отягчающими обстоятельствами (квалифицирующими признаками), содержащимися в частях статей УК РФ, следующих за описанием основного состава, – ч. 2 ст. 105 УК РФ, ст. ст. 167, 176 УК РФ и др. Среди квалифицированных составов выделяют и особо квалифицированные, характеризующие повышенную тяжесть деяния, влекущего наиболее суровое наказание, – ч. 4 ст. 111 УК РФ; ч. 3 и 4 ст. 150 УК РФ.

Виды составов преступления
по структуре состава преступления:

простые составы преступления (все признаки преступления в законе указаны одномерно (в единственном числе): один объект, одно деяние, одно последствие, одна форма вины и т.п. Примером такого состава может служить укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ).

сложные составы преступления (в статье УК РФ указаны несколько объектов, несколько деяний, две формы вины и т.д. В качестве примера можно привести угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, повлекший по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 211 УК РФ). Другой пример: разбой (ст. 162 УК РФ), который одновременно посягает и на собственность, и на личность и относится к двуобъектным преступлениям.

Разновидностью сложного состава можно считать альтернативный состав преступления, характеризующийся несколькими деяниями или последствиями, наличие которых (альтернативно любого) является достаточным, при наличии других обязательных признаков, для наступления уголовной ответственности. Так, состав преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ “Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг”, образует как изготовление, так и сбыт поддельных денег и ценных бумаг.

Виды составов преступления
по конструкции объективной стороны:

формальный состав преступления. Факт причинения преступлением вреда не влияет на квалификацию деяния, т.е. вред выносится за рамки состава преступления. Преступление считается оконченным в момент его совершения. Пример формального состава: вымогательство (ст. 163 УК РФ), дезертирство (ст. 338 УК РФ).

материальный состав преступления. Признаком объективной стороны является причиненный преступлением вред. Преступление считается оконченным лишь в случае наступления последствий в виде причиненного вреда. Конструкция материальных составов предполагает, например, следующие последствия: убийство (ст. 105 – 108 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ) и др. Отсутствие указанных последствий в таких составах свидетельствует о его незавершенности, и речь может идти в подобных случаях лишь о привлечении виновного к ответственности за покушение на совершение конкретного деяния).

Выделяют разновидности формальных составов преступления:

составы реальной опасности. Ответственность в них связана не с причинением вреда, а с реальной угрозой его причинения, например поставление в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ);

усеченные составы. Момент окончания преступления вынесен на стадию покушения или приготовления. Например, на стадии угрозы ножом с требованием к потерпевшему отдать кошелек, т.е. на стадии покушения, разбой считается оконченным вне зависимости от последствий и квалифицируется по статье 162 УК РФ. На стадии создания банды, т.е. приготовления к нападению на граждан преступление, предусмотренное статьей 209 УК РФ считается оконченным.

Адвокатам рассказали, как определяется состав преступления

Как сообщает пресс-служба ФПА, 19 марта в ходе очередного вебинара Федеральной палаты адвокатов доцент кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, к.ю.н. Анастасия Рагулина прочитала лекцию на тему «Актуальные вопросы состава преступления».

Читайте также:
Удостоверение завещаний: что это такое, описание и особенности

В начале выступления Анастасия Рагулина напомнила определение состава преступления – это совокупность предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, которые характеризуют общественно опасное деяние как преступление. Она также пояснила, что такое общие и конкретные составы преступления.

Элемент состава преступления – его составная часть, включающая обязательные и факультативные признаки. Обязательными признаками состава преступления являются признаки, включенные законодателем в каждый конкретный состав преступления, предусмотренный Особенной частью УК РФ. Факультативные признаки состава преступления – это признаки, которые включены законодателем только в некоторые конкретные составы преступления.

Лектор отметила, что по степени выраженности в законе признаки состава преступления делятся на позитивные и негативные. Позитивные признаки состава преступления выражаются в положительных понятиях, т.е. в понятиях, в которых отражаются признаки, присущие предмету. Все эти теоретические моменты лектор поясняла конкретными примерами.

По степени неизменности и устойчивости признаки состава преступления делятся на постоянные и переменные. При этом содержание постоянных признаков остается неизменным в течение всего времени действия данного уголовного закона и не зависит от конкретных обстоятельств совершенного преступления. Постоянными являются признаки, указанные в диспозиции статей Общей и Особенной частей УК РФ. Изменение закона может привести к замене одного признака другим или к тому, что признак приобретает иное содержание.

Анастасия Рагулина отметила, что переменными называются признаки, содержание которых может измениться без изменения текста диспозиции статьи Особенной части УК на протяжении действия одного уголовного закона. Содержание этих признаков определяется не только текстом статьи, но и другими моментами. Сами переменные признаки бывают оценочными и бланкетными.

Далее лектор подробно описала оценочные признаки. По ее словам, их законодательное описание носит обобщенный характер. Они конкретизируются официально правоприменительным либо неофициально доктринальным толкованием. Содержание оценочных признаков разъясняется в постановлениях Пленума Верховного Суда по отдельным категориям дел. Разъяснение понимания оценочных признаков возможно также в решениях по конкретным делам.

Бланкетными являются признаки, конкретное содержание которых раскрывается в нормативном правовом акте, относящемся к другой отрасли права. Бланкетный признак состава преступления внешне стабилен, но по содержанию может существенно меняться из-за изменений нормативного правового акта, на который содержится отсылка в уголовном законе.

Далее Анастасия Рагулина рассказала о значении состава преступления. Она отметила, что наличие в деянии лица всех признаков состава преступления является основанием уголовной ответственности, а состав преступления – инструмент квалификации преступлений. Существует также понятие «альтернативный состав» – это состав, включающий два или более признака, любого из которых достаточно для обоснования ответственности (квалификации) по этому составу.

Приводя ряд конкретных составов, эксперт напомнила, в частности, о ст. 315 УК РФ, которой установлена ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению. Субъект воспрепятствования в таком случае является общим. Об этом свидетельствует Определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 395-О по жалобе на ст. 315 УК.

Рассказывая о недостатках действующего уголовного закона, Анастасия Рагулина предложила обратить внимание на одно «несовершенство» ст. 177 УК РФ. В настоящей статье установлена ответственность за уклонение от погашения кредиторской задолженности и за уклонение от оплаты ценных бумаг. При этом крупный размер относится только к задолженности, но не к ценным бумагам, о чем свидетельствует союз «или». Тем не менее в Методических рекомендациях сказано: «Преступные действия по уклонению от погашения кредиторской задолженности или от оплаты ценных бумаг должны быть совершены исключительно в крупном размере».

Далее речь зашла о квалификационных ошибках, то есть о неверном фустановлении наличия либо отсутствия состава преступления, а также его соответствия описанию в нормах УК. Основные причины квалификационных ошибок – недочеты законодательства и недостатки правоприменения. Лектор обозначила виды квалификационных ошибок. Прежде всего это неправильная юридическая оценка содеянного: избыточные квалификации или квалификации с запасом; квалификация оценочных признаков преступления; квалификация единых сложных и совокупных преступлений; квалификация общественно опасных последствий; квалификация малозначительных деяний и преступлений, граничащих с проступками.

Далее спикер в своем выступлении разъяснила, что такое продолжаемые преступления. Понятие продолжаемого преступления приводится в Постановлении 23-го Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям». Верховный Суд рассматривает продолжаемое преступление как деяние, складывающееся из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление.

С презентацией спикера можно ознакомиться здесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: