Социальная адаптация ребенка: что это значит

Социальная адаптация

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в окружающий его социум, что предполагает принятие норм и правил поведения в обществе. В процессе принятия этих норм у детей формируется определенное ролевое поведение, которое соответствует общественным требованиям. Ребенок учится контролировать себя, строить коммуникативные связи со сверстниками и взрослыми.

Социальная адаптация – это основное условие формирования такого более широкого понятия, как «социализация». Важно отметить, что социализация происходит с первых дней жизни ребенка и продолжается всю жизнь.

Особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста

Социальная адаптация предполагает, что ребенок становится более социальным в том плане, что он начинает придерживаться установленных правил в обществе, а также соглашаться с ними внутренне. Социализация детей происходит в детском саду, отчасти в школе и в дальнейшем в ВУЗах.

Приход ребенка в детский сад кардинальным образом меняет его положение. Теперь все его поступки, отношения с окружающими людьми рассматриваются через призму установленных в обществе норм и обязанностей. В процессе социальной адаптации у ребенка формируется определенная модель мира, а также обобщенный перечень образов: хорошей семьи, Родины, счастливой жизни и т.д.

Основная деятельность детских садов направлена на педагогическую и психологическую подготовку поступающих сюда детей. Цель заключается в развитии индивидуальности ребенка, а также помощи в преодолении сложностей, связанных с коммуникацией.

Основные сложности в социальной адаптации детей дошкольного возраста

Правильное воспитание ребенка – это очень непростой процесс, особенно в современных реалиях, которые постоянно меняются. Современный педагог в своей работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения сталкивается с теми проблемами, которые трудно представить еще каких-то 10-15 лет назад.

Современный дошкольник – это житель 21 века, на жизнь которого большое влияние оказывает проникновение информационных технологий в повседневную жизнь. При этом жизнь детей напрямую связана с возможностями родителей.

Современные дети дошкольного возраста отличаются ранней интеллектуализацией – они рано развиваются, при этом они достаточно эрудированы. Сейчас ряд заданий, которые ранее использовались для тестирования детей старшего дошкольного возраста, могут выполняться детьми 3-4 лет.

Современные дети более чувствительны, эмоциональны и могут быть даже агрессивны. Они достаточно остро реагируют на внешние условия, поэтому они особенно восприимчивы к критике.

Для современных детей дошкольного возраста характерны и другие проявления характера:

  • хорошо развитые интеллектуальные навыки, а также радость от познания мира;
  • недостаточное развитие таких чувств, как сочувствие и переживание;
  • гиперактивность, повышенная возбудимость, которая может граничить с агрессивным поведением.

Соответственно, педагоги должны учитывать все особенности детей в своей работе и ориентироваться на более современные методики воспитания. Воспитатели в ДОУ должны наблюдать за всеми детьми и за каждым в отдельности, направляя их без подавления, способствуя развитию инициативности у ребенка, желания высказывать свое мнение и добиваться результатов.

Какие причины приводят к нарушению социальной адаптации

Социальная адаптация детей – это очень трудоемкий процесс, который может быть нарушен из-за следующих причин:

  • Различные нарушения нервной системы. У многих современных детей диагностируется синдром дефицита внимания и гиперактивности, для которого характерна излишняя активность, импульсивность, что приводит к нарушению социальных коммуникаций. Кроме того, дети с бронхиальной астмой, как правило, более эмоционально нестабильны, что выражается в плаксивости и капризности.
  • Особенности эмоционально-волевой сферы конкретного ребенка. Сюда можно отнести признаки агрессивности, излишняя медлительность, тревожность, застенчивость и т.д.
  • Нарушение коммуникации со сверстниками и взрослыми. Такие дети неохотно идут на контакт, а если он состоялся, то они не могут поддерживать разговор, в результате чего замыкаются в себе.
  • Неспособность к самостоятельному разрешению конфликтных ситуаций.

Социальная адаптация во многом зависит от возраста ребенка. Существует мнение, что чем раньше он попадет в группу сверстников, тем быстрее он может привыкнуть к окружающим обстоятельствам и социализироваться.

При этом нет какого-то единого графика социальной адаптации для всех детей. Естественно, что все зависит от индивидуальных особенностей нервной системы каждого ребенка. В первые дни в детском саду дети могут вести себя по-разному: кто-то бьется в истерике, просить позвать родителей, чтобы они забрали его, отказывается от еды и игр, а кто-то ведет себя вполне нормально, как будто бы он находится в группе детского сада не один месяц.

Дети, которые в семье получали необходимый уровень общения, свободно контактировали со своими сверстниками во дворе, а также периодически меняли свою привычную обстановку (ездили на каникулы в деревню, ходили с родителями в гости), намного легче переносят социальную адаптацию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Интересно, что сангвиники и холерики адаптируются в большинстве случаев быстрее, чем меланхолики и флегматики.

Читайте также:
Следствие в суде присяжных

Что должны делать родители для успешной социальной адаптации

Чтобы ребенок не испытал серьезных проблем при знакомстве с новой для себя средой, родителям необходимо правильно его подготовить.

Первый шаг – это соблюдение правильного режима дня, который бы соответствовал режиму, который ждет ребенка в группе детского сада. Ребенок должен приучиться вставать в одно и то же время, принимать пищу по часам (завтрак, обед и ужин), а также ложиться спать вовремя.

Важно развитие навыков самообслуживания, чтобы ребенок как можно меньше зависел от педагогов. Ребенок должен самостоятельно завязывать шнурки, мыть руки, пользоваться туалетом, одеваться и т.д. Когда ребенок будет видеть, что он все делает самостоятельно без посторонней помощи, то это положительно повлияет на его самооценку.

Особое внимание следует уделять коммуникативным навыкам ребенка. Для развития навыков общения с его сверстниками, родители должны:

  • Обеспечить полноценный контакт ребенка с другими детьми во дворе.
  • Стараться ограничить свое участие в общении детей. Безусловно, если возникает открытая конфликтная ситуация, то необходимо вмешиваться.
  • Развить в ребенке адекватную реакцию на возможные сложные ситуации в общении. Он не должен при первом конфликте сразу же бежать за помощью к маме. Важно донести до него, что он должен разбираться в таких вопросах сам, но при этом не проявляя агрессии по отношению к другим детям.

Важно развитие умения общаться и контактировать не только с другими детьми, но и со взрослыми. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя частью реальной жизни, т.е. не нужно его излишне оберегать. В жизни ему придется столкнуться с различными стрессовыми ситуациями, поэтому важно, чтобы он адекватно реагировал на них.

Необходимо научить ребенка говорить «нет». Особенно в отношении тех взрослых, которые предлагают ребенку неприемлемые вещи. Он должен научиться отказывать и своим сверстникам, при этом нужно донести до него, что его отказ – это не грубость с его стороны, а проявление своего характера в конкретной ситуации.

Социальная адаптация ребенка

(англ. adaptation of child in society) – по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка процесс активного приспособления ребенка (т.е. лица до достижения им возраста 18 лет), находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы (ст. 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»**).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Сохранная квитанция
  • Социальная инфраструктура для детей

Смотреть что такое “Социальная адаптация ребенка” в других словарях:

Социальная адаптация ребенка — (англ. adaptation of child in society) по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка процесс активного приспособления ребенка (т.е. лица до достижения им возраста 18 лет), находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе… … Энциклопедия права

Социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;. Источник: Федеральный закон… … Официальная терминология

адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… … Большая психологическая энциклопедия

Адаптация — – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и… … Словарь-справочник по социальной работе

Адаптация — 1. в эволюционной теории любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии изменение системы отношений индивида в социально психологическом и культурном плане, служащее цели… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Адаптация социальная (в психологии развития) — [лат. adaptare приспосабливать; socialis общественный] процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе. Первоначально (в младенческом возрасте) общество представлено для ребенка непосредственным семейным окружением. Этот этап А. с.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на… … Педагогический словарь

Читайте также:
Служба гражданской обороны: что это значит

Адаптация социальная — 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

адаптация социальная — (от лат. adapto приспособляю и socium общество) активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности А. с. происходит… … Дефектология. Словарь-справочник

Методика «Межличностные отношения ребенка» — Рене Жиль. Адаптация И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой. Предназначена для выявления структуры межличностных отношений ребенка. Под межличностными отношениями ребенка понимаются не только отношения, складывающиеся между родителями и детьми, но и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»
статья на тему

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnaya_adaptatsiya.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация – процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как: Нарушение эмоционального состояния; Ухудшение сна и аппетита; Развитие страха перед дошкольным учреждением; Повышение заболеваемости. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики. Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как: Эмоциональная неадекватность; Социальная некомпетентность; Несоциализированная агрессия; Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми. Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.

Здоровый стиль жизни дошкольника.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.

Проблемы здоровья детей.

Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал.

Консультация “Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей раннего возраста об адаптации в детском дошкольном учреждении.

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения».

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения».

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения сущес.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знак.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения

Петрова Светлана Тадеушевна,
старший воспитатель ГБДОУ №104
Невский район, Санкт-Петербурга

Социализацияпредставляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками особенно важно для закладывания характера, формирования личности. В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников), в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть – адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, взрослые) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, и родителей.Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребительская сфера человека. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка.

Социальная адаптация– это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Причины, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанные.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

4. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

Решению задач социальной адаптации помогает раздел ФГОС социально-коммуникативное развитие для детей дошкольного возраста. Оно включает в себя следующие параметры:

· уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;

· уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

· уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;

· уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; уровень развития целенаправленности и самостоятельности;

· уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;

· уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);

· уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

Развитие навыков общения с детьми

· Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.

· Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

· Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности. Например, иногда над ребенком можно подтрунивать – добродушно. Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду агрессией.

Развитие навыков общения со взрослыми

· Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).

· Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.

· Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.

· Научить ребенка говорить “нет”, особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи.

· Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то “папе с мамой не говорить” – за этой просьбой может скрываться опасность.

· И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.

В дошкольном возрасте должны быть сформированы так называемые внутренние этические инстанции, т. е. ребёнок должен усвоить, что такое хорошо, а что такое плохо. Для усвоения понятий «добро» и «зло» ребёнок должен видеть их проявления в том социальном окружении, где он находится, и не просто видеть, а научиться их различать. В современном мире современные дети постепенно теряют ориентиры, мир, где иногда происходит открытая инверсия: подмена добра злом. Такие социальные «предложения» мешают ребёнку различать чёрное и белое, потребное и непотребное, а значит, ему трудно будет ориентироваться в мире. Часто это проявляется в форме отождествления себя с отрицательным персонажем, который кажется ребёнку привлекательным. Для ребенка новая социальная среда, несомненно, является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

А поскольку игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому использование игры в целях социальной адаптации ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества, и будет способом решения этой задачи. Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цели и задачи:

– чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

– умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;

– умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

– развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

– создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

· С помощью этих игр у детей:

· Снимаются телесные зажимы;

· Происходит эмоциональная разрядка;

· Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

· Проявляются навыки правил поведения;

Ниже представлены некоторые из игр, развивающих коммуникативные навыки:

Игра «Вежливые слова» учит уважению и вежливости. Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч, произнося вежливые слова приветствия, извинения, прощания или благодарности;

Игра «Подарок на всех»развивает умение дружить, понимать и радовать других. Детям по очереди дается задание: «Если ты вдруг стал волшебником, что ты всем нам подаришь?» В конце игры провести конкурс, чей подарок самый лучший;

Игра «Волшебный букет цветов»учит замечать положительные качества других детей, делать комплименты, быть внимательным, развивает доброжелательные отношения. На полу расстелить кусок зеленой ткани. Это лужайка. Чего на ней не хватает? Цветов. Нужно украсить эту полянку цветами из лепестков, каждый лепесток – это комплимент, доброе и нежное слово любому малышу. Таким образом, взрослый подводит к мысли, что нужно быть добрым и внимательным к окружающим и украшать жизнь хорошими словами;

Ситуации – коммуникативныеигры для детей, которые способствуют умению выражать свои мысли, вступать в разговор, обмениваться чувствами и переживаниями. Детям предлагается разыгрывание различных ситуаций: познакомься с незнакомыми детьми, помири поссорившихся мальчиков, пожалей брошенного котенка, успокой плачущего ребенка, попроси понравившуюся тебе игрушку, поговори с кем-то по телефону и т.д.; Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». В этой игре развивается умение понимать другого человека и способность выражать свои чувства. Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки, закрывают глаза, а затем выполняют команды воспитателя: руки находят руки напарника, руки знакомятся, руки узнают друг друга, руки ссорятся, руки мирятся, руки расстаются друзьями.

Игра «Клеевой ручеёк» развивается умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Игра «Слепец и поводырь» развивается умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игра «Коврик примирения»направлена на развитие коммуникативных навыков и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Игра «Закорючка»развивает уважение в общении. Уметь учитывать интересы других детей. Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Во многом успех социальной адаптации детей дошкольного возраста зависти от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Воспитатель служит для них эталоном. Поэтому для повышения уровня нравственности, воспитатель сам должен соответствовать этому эталону. Он открывает дошкольнику мир социальных взаимоотношений, правил поведения в обществе. Если воспитатель будет служить образцом нравственности, правильно оценивать поступки детей, переводить знания о нормах морали в практические умения, то развитие дошкольника будет стремительно расти.

И не маловажным условием на успешную адаптацию ребёнка к новым условиям жизни в детском коллективе, является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов, что имеет прямое положительное влияние.

Состязательность судопроизводства

Состязательность — принцип судопроизводства, согласно которому суд разрешает спор на основе состязания самих его сторон, доказывания самими заинтересованными сторонами своих подходов в тяжбе, включая, прежде всего, факты (документальное доказывание), а также толкование правовых норм (логико-правовое доказывание).

Состязательность противопоставляется активно-следственной (инквизиционной) организации судопроизводства, потому что при последней невозможно добиться беспристрастного установления судьёй истинного состояния спорных фактов и прав. Как правило, число людей, способных и расследовать дело (то есть, собрать доказательства и выработать правовые подходы), и рассмотреть после этого беспристрастно спор с учётом документов и аргументов другой стороны, меньше, чем количество судейских должностей.

Состязательность неотделима от цели судебного производства – полного и всестороннего, размеренного установления истинного существа спорных фактов и прав. Поэтому состязательность не означает молчаливого наблюдения суда за перетягиванием дела его сторонами.

Обычно признаётся, что суд, хотя по общему правилу и не должен сам собирать доказательства и расследовать дело, но в любом случае должен, сохраняя беспристрастность, разъяснять сторонам их положение, предлагать представить дополнительные доказательства, проводить судебно-следственные мероприятия для дополнительного уяснения представленных сторонами доказательств (экспертизу, допрос лица, подписавшего письменное доказательство, и т.п.), разъяснять последствия действий или бездействия в суде, поддерживать порядок в заседании и т.п.

Состязание сторон не может превращать судопроизводство в игру сторон и их адвокатов по удержанию доводов и доказательств в расчёте на действие внезапности и скорейшее продавливание решения суда, поэтому законы о судопроизводстве обязывают стороны предъявлять свои документы и аргументы другим заинтересованным лицам и суду заблаговременно до их исследования в судебном присутствии.

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Менетий
  • Людвиг, Криста

Полезное

Смотреть что такое “Состязательность судопроизводства” в других словарях:

Состязательность — Состязательность: Состязательность синоним соревновательности. Состязательность демократический принцип судопроизводства, согласно которому суд разрешает спор на основе состязания самих его сторон, доказывания самими заинтересованными … Википедия

СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ — демократический принцип судопроизводства, согласно которому разбирательство дела происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Участники процесса наделены в нем равными правами; суд обязан принимать все предусмотренные законом меры для… … Юридический словарь

СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ — в праве демократический принцип судопроизводства, согласно которому разбирательство дела происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами; суд обязан принимать все… … Большой Энциклопедический словарь

Состязательность сторон в арбитражном процессе — один из основополагающих принципов арбитражного судопроизводства создает благоприятные условия для выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, и вынесения обоснованного решения. Лица, участвующие в деле, вправе знать об… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ — принцип судопроизводства, согласно которому разбирательство дела происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами; суд обязан принимать все предусмотренные законом меры для… … Юридическая энциклопедия

состязательность — (юрид.), демократический принцип судопроизводства, согласно которому разбирательство дела происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами; суд обязан принимать все… … Энциклопедический словарь

Состязательность — (юридическая) принцип судопроизводства (См. Судопроизводство), заключающийся в том, что разбирательство дела происходит в форме спора сторон перед судом. Каждая сторона отстаивает свои требования и утверждения и оспаривает требования и… … Большая советская энциклопедия

СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ — принцип судопроизводства, согласно которому разбирательство дела происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами; суд обязан принимать все предусмотренные законом меры для… … Энциклопедический словарь экономики и права

состязательность — демократический принцип судопроизводства, согласно которому разбирательство дела происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Участники процесса наделены в нем равными правами; суд обязан принимать все предусмотренные законом меры для… … Большой юридический словарь

Принципы уголовного судопроизводства — это закрепленные в гл. 2 УПК РФ, а также Конституции РФ и международно правовых актах основные (фундаментальные) правовые положения (нормы права) , определяющие построение всей уголовно процессуальной деятельности и степень защищенности прав и… … Большой юридический словарь

Статья 15 УПК РФ. Состязательность сторон (действующая редакция)

1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.

2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.

3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

4. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 15 УПК РФ

1. Состязательный уголовный процесс традиционно характеризуется следующими существенными признаками:

– деятельностью в нем двух противоположных сторон – обвинения (уголовного преследования) и защиты. Это необходимо постольку, поскольку для всякого состязания необходимы как минимум два конкурирующих субъекта;

– процессуальным равенством сторон. Состязание будет справедливым только тогда, когда противоборствующие стороны находятся в одной “весовой категории”, т.е. обладают сравнимыми возможностями по отстаиванию своих интересов. Однако в части четвертой комментируемой статьи говорится не о равенстве, а о равноправии сторон перед судом, т.е. равенстве прав, а не процессуальных возможностей. Тем не менее фактически процессуальный статус государственного уголовного преследователя во многом не совпадает с правами и обязанностями обвиняемого и защитника. Даже в судебном заседании, где стороны, казалось бы, имеют внешне тождественные права по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств и отводов, высказыванию мнений, выступлению в судебных прениях и т.д. (ст. 244), в целом их процессуальное положение весьма различается. Так, бремя доказывания, как правило, лежит на обвинителе, а все сомнения толкуются в пользу обвиняемого (ст. 14). Что касается досудебного производства, то комментируемая статья (ч. 4) даже не требует обеспечения здесь равноправия сторон – это декларируется только для судебного производства;

– наличием независимого от сторон суда. В состязательном процессе суд не может принимать на себя осуществление ни обвинительной, ни защитительной функций. Он приступает к делу лишь по обвинению, представленному уголовным преследователем, и не вправе выходить за рамки, очерченные в обвинении. Суд не наделен правом возбуждать уголовное дело. Это ведет к тому, что главной движущей силой состязательного процесса является спор сторон по поводу обвинения. “Нет обвинения – нет и процесса” – одно из важных правил состязательности, вытекающее из принципа независимости суда. Соответственно, ни одна из сторон в состязательном процессе также не может брать на себя даже часть судейской функции, ведь в противном случае суд не был бы отделен от сторон. Однако данное условие не вполне выдерживается в УПК, и некоторые судебные полномочия, связанные с разрешением дела по существу или применением процессуального принуждения, продолжают оставаться в руках органов уголовного преследования. Так, следователь, дознаватель могут на досудебном производстве принимать окончательное решение по существу дела, прекращая уголовное дело или уголовное преследование, причем не только по реабилитирующим, но и так называемым нереабилитирующим основаниям (см. о них коммент. к гл. 4). Именно уголовный преследователь (дознаватель, следователь) принимает здесь решения об отводе своих процессуальных противников – защитника и представителя гражданского ответчика (ст. 72). Следователь и дознаватель наряду с судом собирают и используют доказательства, с помощью которых устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 74), т.е. сразу получают судебные доказательства, в то время как в процессуальных системах, последовательно придерживающихся состязательного начала (Англия, США, Италия и др.), предусмотрена особая судебная процедура проверки и признания допустимыми в качестве судебных всех доказательств, которые сторона уголовного преследования собрала и сочла возможным представить на предварительном производстве. Наконец, дознаватель, следователь предъявляют обвинение не перед лицом суда в судебном заседании, как это должно происходить в истинно состязательном судопроизводстве, а в закрытом инквизиционном порядке (см. об этом также коммент. к гл. 23).

2. Не следует отождествлять состязательный процесс лишь с одной его формой – частно-исковой, которая характерна в основном для гражданского и арбитражного судопроизводства, а также (до известной степени) и производства по делам частного обвинения в процессе уголовном. В частно-исковом процессе процессуальное положение сторон действительно стремится лишь к их формальному равноправию, а суд всегда пассивен в собирании доказательств, возлагая всю ответственность за доказывание на сами стороны. Напротив, в публично-состязательном процессе должно обеспечиваться не формальное равноправие, а предоставление сторонам взаимно уравновешивающих друг друга возможностей в деле доказывания. Роль суда в публично-состязательном уголовном процессе также далеко не пассивна – он вправе и даже обязан активно участвовать в собирании и проверке доказательств в тех случаях, когда необходимо поддержать справедливое равенство сторон (например, сторона в ходе допроса свидетеля оставила без внимания обстоятельства, которые явно имеют определяющее значение для решения вопроса о виновности, например, алиби и т.п.) или обеспечить исполнение императивных требований уголовно-процессуального закона, касающихся процесса доказывания (например, в случаях обязательного назначения судебной экспертизы, если стороны не заявляют об этом ходатайства). Конституционный Суд РФ подтвердил, что функция правосудия в уголовном процессе предполагает право суда по своей инициативе собирать доказательства в целях проверки доводов и доказательств сторон . Посредством такой субсидиарной (вспомогательной) активности суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. В современном состязательном процессе должностные лица государственных органов – участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, несмотря на выполняемую ими функцию уголовного преследования, не освобождены от выполнения при расследовании преступлений и судебном разбирательстве уголовных дел конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод .

См.: Определение КС РФ от 20 ноября 2003 г. N 451-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гр. Веккера С.В. на нарушение его конституционных прав положениями ст. ст. 86, 87, 235, 252, 253, 283 и 307 УПК РФ”.

См.: Постановление КС РФ от 29 июня 2004 г. “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы” // РГ. 2004. 7 июля. N 143.

Статья 12 ГПК РФ. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон

1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Комментарии к ст. 12 ГПК РФ

1. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Издательство “Спарк”, 1997. С. 532.

2. В части 3 ст. 123 Конституции РФ и в комментируемой статье закреплен принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском процессе. Указанные процессуальные нормы распространяются на все стадии гражданского судопроизводства .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1999 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 1999 года.

3. Основное содержание принципа состязательности сторон в гражданском процессе составляют следующие правила:

– исследование доказательств осуществляется сторонами;

– стороны равны в правах (ч. 3 ст. 38 ГПК РФ);

– суд руководит процессом, создавая необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела;

– разрешает дело суд.

4. Реализация данного принципа приводит к тому, что:

– суд или судья оставляет заявление без рассмотрения, если стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову или же когда истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу (ст. 222 ГПК РФ);

– каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ);

– в случае если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны (ч. 1 ст. 68 ГПК РФ);

– признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ);

– после доклада дела председательствующий должен выяснить, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения (ст. 172 ГПК РФ);

– истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением (ч. 1 ст. 39 ГПК РФ);

– при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ);

– ссылка лица, подающего кассационную жалобу, или прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 339 ГПК РФ); и др.

5. При подготовке дела к судебному разбирательству и в процессе разбирательства дела суду следует предложить истцу и ответчику представить доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора. По делам о защите прав потребителей в первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция-обязательство, квитанция-заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возмещены ответчиком, и другие документы). Необходимо иметь в виду, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей” ). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п. 6 ст. 18, п. 5, 6 ст. 19, п. 4, 5, 6 ст. 29 Закона РФ “О защите прав потребителей”) .

См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).

6. Учитывая, что гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при рассмотрении заявления суд первой инстанции должен, сохраняя беспристрастность, создать участвующим в деле лицам необходимые и равные условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. В частности, в случаях, когда участвующим в деле лицам представление доказательств затруднительно (в связи с нахождением этих доказательств в государственных органах, организациях, у граждан, которые отказываются их представлять по просьбе указанных лиц, и т.п.), суд оказывает им содействие в собирании доказательств и предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуального действия.

7. Сохраняя беспристрастность, необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела создает не только суд, но и судья (председательствующий).

8. Суд и судья должны стремиться к установлению по делу истины. Истина – это свойство наших знаний об объективной действительности, определяющее их соответствие реально в прошлом имевшим место событиям.

9. Всестороннее исследование обстоятельств дела означает проверку всех выдвинутых по делу предположений, изучение как изобличающих, так и оправдывающих действия (решения) ответчика обстоятельств.

10. Рассмотрение обстоятельств дела следует считать полным, только если исследован весь предмет доказывания, все обстоятельства, подлежащие доказыванию (см. также комментарий к ст. 56 ГПК РФ).

11. Истина может быть абсолютной и относительной. Согласно теории доказательств абсолютная истина представляет собой полное и всестороннее соответствие знаний, которыми располагает компетентный орган, обстоятельствам объективной действительности, охватывающее все свойства и характеристики познаваемых предметов и явлений. Относительная истина – истина неполная, не исчерпывающая всех свойств и характеристик познаваемой действительности.

12. В гражданском процессе истина абсолютно-относительная. Абсолютно истинными должны быть знания о том, что:

– деяние (решение), о котором идет речь в исковом заявлении, имело место;

– наличие такого деяния (решения) согласно закону может служить причиной предъявления исковых требований (принесения заявления);

– это было деяние (действие либо бездействие) или решение;

– ответчик принимал участие в совершении этого деяния либо принятии данного решения и др.

13. Неполным, к примеру, следует считать разрешение дела, когда не установлены пункт и статья ТК РФ, по которой гражданин был уволен, нарушало ли решение права и законные интересы заявителя, а также причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

14. Большинство остальных знаний абсолютно точно установить невозможно и в основном именно поэтому не требуется.

15. Абсолютной истины в гражданском процессуальном доказывании гораздо меньше, чем относительной. Мало того, суд даже по вопросам, по которым обычно должна быть установлена абсолютная истина, стремится к таковой, но не всегда ею располагает.

16. Истина не может добываться любыми способами. В ст. 21 Конституции РФ отмечено: “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам”. Еще одной гарантией объективности исследования обстоятельств дела является институт отвода заинтересованных в исходе дела прокурора, судьи, секретаря судебного заседания, эксперта специалиста и переводчика.

17. При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Издательство “Спарк”, 1997. С. 532.

18. Иными обстоятельствами, о которых идет речь в предыдущем пункте и в связи с наличием которых возникли затруднения в сборе необходимых доказательств, могут быть признаны тяжелая болезнь, отдаленность места жительства и плохое транспортное сообщение .

См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).

19. Верховный Суд РФ специально обращал внимание на то обстоятельство, что к числу прав, которые необходимо разъяснять истцу относится право выбора одного из имеющихся вариантов разрешения вопросов, связанных с невозможностью исполнения заключенного договора и защитой прав потребителя .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 1992 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 4. С. 7.

20. См. также комментарии к ст. 35, 38, 53, 67, 441 ГПК РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: