Социальная инфраструктура для детей

Социальная инфраструктура для детей

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются с учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Имущество, которое является собственностью субъекта Российской Федерации и предназначено для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Договор аренды и договор безвозмездного пользования не могут заключаться, если в результате проведенной оценки последствий их заключения установлена возможность ухудшения указанных в абзаце первом настоящего пункта условий.

Требование о проведении оценки последствий заключения договоров, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не распространяется на случаи заключения государственной или муниципальной профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования таких договоров в целях, предусмотренных пунктами 2, 5 (в части организации и создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом) и 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, а также на случай, указанный в части 3 статьи 41 указанного Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 77-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законом порядке.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Аналитический материал по вопросам классификации и типологии учреждений социального обслуживания.
Очередная социальная служба.

Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

Статья 14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

1. В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети “Интернет”).

Читайте также:
Публичный лесной сервитут: что это значит

2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее – лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

3. Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети “Интернет”, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи вправе:

определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

5. Установление субъектами Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

6. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

7. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.

8. Законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность.

Детская инфраструктура: школы и садики, секции и студии

Любой нормальный родитель хочет, чтобы его драгоценное чадо училось в отличном учебном заведении, и при этом недалеко от дома. Чтобы оно туда топало своими ножками, желательно без сопровождения взрослых. Ну а если поблизости имеются творческие студии, музыкальные-художественные школы и спортивные секции, то это просто предел мечтаний.

Читайте также:
Рассрочка по уплате налога

Редакция «Портала по недвижимости MetrInfo.Ru» продолжает тему, начатую в статье «Детская инфраструктура: акцент на развитие и бесконечные игры». Она была посвящена дворам и игровым площадкам, а сегодняшний текст – о школах и садиках в составе жилых комплексов и возможностях для развития молодого поколения, которые открываются перед покупателями современных новостроек.

В организации девелоперами «детского образовательного пространства» отмечается несколько заметных тенденций. Первая – всё, что необходимо ребенку для его обучения, развития, здоровья и досуга, – должно находиться рядом с домом, в шаговой доступности от него. Вторая – если уровень жилого проекта позволяет, то акцент делается на дополнительные возможности для образования и развития. Третья – часто жилые комплексы строятся в развитом районе рядом с интересными городскими объектами. И четвертая – особо выдающиеся застройщики эти самые культурные (спортивные, развлекательные) объекты городского значения стали возводить непосредственно на территории крупных жилых комплексов. Но всё по порядку.

Свои школы и садики

Близко к дому должны находиться, естественно, школы и детские сады, этого прежде всего требуют строительные нормативы. Как напоминает генеральный директор АО «КТБ ЖБ» Артем Давидюк, в радиусе 800 м от проекта жилой недвижимости в обязательном порядке должен располагаться хотя бы один детский сад, а в радиусе 1 000 м – общеобразовательная школа. Есть еще требования – на каждые 1000 москвичей должно быть 54 места в детских садах и 124 места в школах, а на 1000 «подмосквичей» – 65 и 135. Соответственно, в масштабных жилых комплексах строятся «свои» школы и садики, а небольшие ЖК должны размещаться в цивилизованных местах недалеко от образовательных заведений.

Судя по представленной экспертами статистике, собственными школами и садами обладают более половины продающихся ЖК. По подсчетам компании «Метриум», в массовом сегменте примерно в 60% комплексов запроектированы дошкольные учреждения. Генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон» Наталия Кузнецова приводит данные исследования компании, включившей в выборку 43 проекта комфорт-класса. Оказалось, что по одной муниципальной школе предусмотрено в 44% проектов, в 11% ЖК – по две или три. В 7% – коммерческие школы. И в 37% ЖК школ не будет. Что касается детских садов в тех же проектах, то в 48% из них предлагается по одному муниципальному ДОУ. По 2 ДОУ – в 12% проектов, по 3 ДОУ – в 10%, по 5 – в 2 %. В 17% ЖК детских садов не предусмотрено. В остальных проектах – частные ДОУ.

Так, в семейном квартале «МИР Митино» (м. Пятницкое шоссе, застройщик ООО «Рождествено») предусмотрены две муниципальные школы (1100 и 1000 мест) и 5 ДОУ (на 150, 90, 225, 235, 55 мест). Коммерческий детский сад на 55 мест сдается летом 2019 года. В ЖК SREDA (ст. МЦК Нижегородская, девелопер «Группа ПСН») запроектированы школа на 825 мест и детский сад на 300 мест. В «Домашнем» (м. Марьино, «Группа ПСН») – школа на 875 мест и два детских сада (на 190 мест каждый), в «Гринаде» (м. Бульвар Дмитрия Донского, «Группа ПСН») школа на 550 мест.

В ЖК Red Side (м. Улица 1905 года, компания Insigma), располагающем инфраструктурой «для всей семьи» и ЖК «Династия» (м. Полежаевская, Sezar Group) – частные детские сады.

В ЖК «Мечта» (Дмитровский р-н, поселок Озерецкое, 23 км. от МКАД) сегодня имеются два детских сада и начальная школа с первого по 4-й класс. А через четыре года на территории комплекса планируется построить полноценную муниципальную школу. «Свой» коммерческий детский сад на 125 мест строится в ЖК «Barkli Медовая долина» (Новая Москва, Крекшино 20 км. от МКАД). Комплекс возводят в три очереди, сад появится рамках второй.

В малоэтажном жилом комплексе KASKAD Park (19 км от МКАД по Симферопольскому шоссе, компания KASKAD Family) будут построены собственный детский сад на 160 мест и школа на 350 мест.

Иностранные языки, музыка, театр

Разумеется, родителей волнует, чему будут обучать их деток. «Кроме территориальной доступности, большое значение имеет качество образовательных услуг, материальная база, педагогический состав, методология обучения, – замечает Виктор Прокопенко, директор департамента недвижимости Sezar Group. – И чем выше класс проекта, тем более высокие требования аудитория предъявляет именно к качественным характеристикам». Застройщики серьезно относятся к этим желаниям. Например, в рамках жилого квартала «Прайм Парк» (м. Аэропорт, компания Optima Development) в центре зеленой зоны – Школьного парка, – внутри охраняемой территории квартала предусмотрено строительство школы на 800 мест и ДОУ на 375 мест. «Уже сейчас у нас заключен контракт с одним из ведущих российских образовательных операторов – «Академической Гимназией», имеющей статус Cambridge School. «Академическая гимназия» является базовой площадкой для ряда ведущих университетов России, в том числе Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) и МГТУ им. Н.Э Баумана», – говорит Булат Шакиров, управляющий директор Optima Development.
В ряде жилых комплексов, таких как «Снегири Эко» (м. Минская, ГК «Снегири»), Knightsbridge Private Park (м. Спортивная, РЕСТАВРАЦИЯ Н), «Медный 3.14» (м. Шаболовская, Capital Group) заявлены и уже действуют детские сады международного уровня. Один такой объект — Ris Nursery Khamovniki, аккредитованный Министерством образования и науки РФ, Cambridge Local Examination Syndicate и Edexcel Approved center from Pearson — открылся в Knightsbridge Private Park. Кроме того, на территории ЖК «Волынский» (м. Минская, ИНТЕКО) уже несколько лет работает частный детский сад с изучением английского и французского языка, а также детский клуб, в котором родители могут оставить ребёнка на несколько часов, – комментирует председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.
По данным Марии Литинецкой, управляющего партнера компании «Метриум», участника партнерской сети CBRE в ЖК «Green Park» (м. Ботанический сад, ГК «ПИК) появится свой амфитеатр, в котором планируется проводить всевозможные занятия и общие праздники. В ЖК «Фили Град» (м. Фили, MR Group) дети занимаются по программам углубленного изучения английского языка с педагогами уже упомянутой выше «Академической гимназии». В городском квартале «Ривер Парк» (м. Коломенская, девелоперы Ферро-Строй и AEON Corporation) для дошкольного учреждения разработана специальная программа обучения на иностранном языке, а также система ранней профилизации для выявления способностей каждого ребенка. В ЖК «Город» (м. Селигерская, «Град Инвест») целый этаж детского сада отведен для зала музыкальных занятий с гримерной и артистической, где дети могут получить первый опыт театральной игры, также имеется эко-лаборатория для познавательных экспериментов.

Читайте также:
Неоказание помощи больному: что это значит

В ЖК «Коперник» (м. Полянка, КМ Девелопмент), действуют специально разработанные программы и занятия с профессиональными инструкторами в большом плавательном бассейне, входящим в состав жилого комплекса, – дополняет Екатерина Румянцева (Kalinka Group).

К слову, детские сады с бассейнами доступны в таких проектах, как ЖК «Город», «Золотая Звезда» (м. Шоссе Энтузиастов, Группа Эталон), «Ясный» (м. Домодедовская, MR Group), «Фили Град», ЖК «Николин парк» (Новая Москва, Сосенское, 3 км от МКАД, Sezar Group).

Стиль и комфорт

Время серых школьных и детсадовских «коробок», можно сказать, прошло. Конечно, есть определенные стандарты, которых придерживаются проектировщики, тем не менее современные детские учреждения имеют индивидуальный облик. Появляются школьные здания с интересными силуэтами, напоминающими то корабль, то летающую тарелку, с витражными окнами, сверкающими фасадами и амфитеатрами, садики – в виде сказочных замков и теремков. Внимание уделяется и привлекательному внешнему виду, и внутреннему наполнению.

У строящих частные заведения компаний несколько больше возможностей воплотить свои фантазии. Но и муниципальные объекты тоже выглядят вполне достойно. Например, как рассказывает Мария Литинецкая («Метриум»), изначально, в городском квартале «Ривер Парк» застройщик планировал строительство частного детского сада с бассейном, изотермическими и соляными комнатами. Однако, по просьбе жителей было принято решение сделать детский сад муниципальным. От многих «фишек» пришлось отказаться, но не ото всех. Например, в детском саду активно используются трансформируемые перегородки, установлены панорамные энергоэффективные стеклопакеты, теплые полы. Игровое оборудование и даже веранды стилизованы под разных животных. Территория детского сада общей площадью почти гектар огорожена забором по периметру, а персонал имеет доступ к диспетчерскому пункту с автоматическим вызовом экстренных служб.

К проектированию детских объектов компании привлекают ведущие мировые архитектурные силы. Например, детский сад ЖК «Баркли Медовая долина» (отдельное двухэтажное здание, входящее в единую концепцию комплекса) будет выполнен по проекту голландского бюро KuiperCompagnons во главе с Арьеном де Гротом. А ГК «ПИК» пригласила известное британское бюро JOHN McASLAN&PARTNERS к работе над воспитательно-образовательным комплексом в микрорайоне «Бунинские луга» было. Кстати, этот проект получил диплом международного конкурса Build School 2018.

«Архитектура способна с раннего возраста определять правильное мировоззрение ребёнка, а окружающее пространство – дизайн, элементы интерьера, оборудование – сделать процесс образования максимально увлекательным», – замечает Анна Букина, руководитель проекта по строительству социальных объектов ПИК.

Архитектурная концепция детского сада в «Бунинских лугах», выполнена в «английском» стиле: симметричная планировка, кирпичные стены с неброским декором, ритмично расположенные окна, витражи. Цвета в отделке внутренних помещений подобраны с учетом детской психологии: бОльшая часть стен белая, но в зале для спортивных занятий – цвета яркие, бодрящие. Кроме того, у каждой детской группы – свой собственный цвет, что существенно облегчает «навигацию».

В детсадах от ГК ПИК имеются спортивный, хореографический, музыкальный залы, изостудия, компьютерный класс. В некоторых – бассейны и комнаты коррекции психомоторного развития.

Что касается «пиковских» школ, то в них предусмотрены лингафонные кабинеты, специализированные кабинеты физики, химии, биологии, лаборантские, спортивные и хореографические залы, столярные мастерские, кабинеты для домоводства, актовые залы, а также спортивные площадки для игр с мячом, столы для настольного тенниса и стадионы на пришкольной территории. «Далеко не каждая элитная школа позволяет себе решения, ставшими стандартными для всех школ в Московской области: футбольные поля с профессиональным искусственным покрытием или акустические решения столовой и актового зала, обеспечивающие звуковой комфорт. В строящихся школах в Москве и регионах эти решения также будут применяться», – комментирует Анна Букина.

У Группы компаний ПИК сегодня на разных стадиях строительства в Москве находятся 13 детских садов и 3 школы (в ближайшие полгода «запускаются» еще 4 объекта), в Подмосковье строятся 7 детских садов и 4 школы (скоро начнётся строительство ещё 8 соцобъектов).

Городские объекты рядом и внутри

Конечно, на территории ЖК всё на свете предусмотреть невозможно, но хороший выход из положения – разместиться по соседству рядом с интересными городскими объектами, предназначенными для детей. Совсем здорово, если это уникальный объект. Например, «Ривер Парк» находится рядом со строящимся «Островом Мечты» в Нагатинской пойме, обещающем стать одним из крупнейших мировых парков аттракционов.

А в 5-10-минутах ходьбы от ЖК «Прайм Парк» располагаются сразу несколько крупнейших спортивных объектов: комплексы ВЭБ Арена и ВТБ Арена, Дворец спорта «Мегаспорт», Универсальный спортивный комплекс ЦСКА, Теннисная школа «Динамо».

Ну и совсем «круто», когда непосредственно на территории жилого комплекса проектах появляются объекты городского значения. По оценке Артема Давидюка (АО «КТБ ЖБ»), этим отличаются такие «знаковые» ЖК как «Символ» (м. Площадь Ильича, ДОНСТРОЙ) на территории бывшего завода «Серп и молот» или «ЗИЛАРТ» (ст. МЦК ЗИЛ, Группа ЛСР), занимающий площадь бывшего автозавода имени Лихачева. «В силу статуса и неординарности таких объектов девелоперы более креативно подходят и к созданию социальной инфраструктуры для подрастающего поколения, возводя помимо школ и детсадов театры юного зрителя и кукольные театры, не просто фитнес-центры, а дворцы спорта, интерактивные библиотеки», – говорит эксперт. Так, в ЖК «Символ» предусмотрен Дом культуры и музыки, в ЖК «ЗИЛАРТ» – музей, детский центр с аттракционами, драматический и кукольный театры, концертный зал, а в ЖК «Парк Легенд» (ст. МЦК ЗИЛ, ГК ТЭН), который тоже строится на «зиловских» территориях, – Ледовый дворец ВТБ, Комплекс водных видов спорта и Музей хоккея

Читайте также:
Специализированная медицинская помощь: что это значит

Детсады, школы, «развивашки»: какая социальная инфраструктура нужна в ЖК

Сегодня в Москве, да и во многих регионах России, трудно найти квартал-новостройку без детского сада и школы. Исключения составляют разве что небольшие проекты точечной застройки и апартаменты. Социальная инфраструктура из бонуса давно перешла в разряд стандартного элемента комфортной среды и входит в пятерку главных запросов покупателей при выборе квартиры. Проекты без такой инфраструктуры меньше пользуются спросом.

Обязательные требования по обеспеченности жилой застройки детскими садами и школами регионы начали вводить еще в 2013-м. Но даже если бы этих нормативов не было, ситуация вряд ли могла измениться кардинально. Жилье без детских садов, школ и поликлиник сегодня продать крайне сложно, считают в девелоперской компании «Брусника».

Рассказываем, кто и за чей счет должен возводить детские сады и школы в жилых комплексах и какие требования предъявляются властями и покупателями к наличию детских садов, школ, а также помещений в ЖК для занятий, обучения и развлечения детей.

Требования к социальной инфраструктуре в новостройках

Нормативы обеспеченности объектами социальной инфраструктуры закреплены на региональном уровне. В Москве они установлены постановлением правительства. Согласно документу, на 1 тыс. жителей в зависимости от района должно быть 105–124 мест в общеобразовательных школах и 46–63 места в детских садах. Поскольку в нынешних реалиях новый девелоперский проект не может не создавать нагрузки на инфраструктуру локации, застройщик обязан компенсировать — он должен строить новые образовательные учреждения, рассказала председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

Запросы покупателей новостроек на детсады и школы

По результатам многих исследований можно сказать, что наличие школы — в тройке самых значимых критериев при выборе жилья наряду с близостью метро и парка или рекреационной зоны. «Среди инфраструктурных объектов школу новоселы считают самым важным», — объяснила Доброхотова.

В девелоперской группе «А101» отмечают, что наличие образовательной инфраструктуры находится в первой пятерке запросов у примерно 60% покупателей. «У абсолютного большинства девелоперов России, скорее всего, будет схожая статистика, за исключением разве что проектов с нетиповой целевой аудиторией, но на рынке их не так много. С высокой степенью вероятности жилой комплекс без обеспечения инфраструктурой просто не будет востребован. И, наоборот, современные школы, которые занимают высокие места в официальных рейтингах, повышают интерес и к локации, и к жилью в ней», — уточнила директор по коммуникациям ГК «А101» Елена Платонова.

Частные детсады и «развивашки»

Обязательства перед городом — не единственная причина строительства школ и детсадов. «Их невероятная популярность среди покупателей жилья побуждает девелоперов проектировать частные образовательные учреждения на территории своих жилых комплексов, в том числе специализированные, с определенным уклоном», — сказала Ирина Доброхотова.

Чтобы такие проекты появились, оператор должен увидеть в районе потенциал в виде тех же социологических и демографических показателей, динамики заселения новых домов, а также подходящее под его концепцию помещение в ЖК, уточнила Елена Платонова из «А101».

Кто финансирует строительство социальной инфраструктуры

Обязанности по возведению школ и детских садов при новом жилищном строительстве практически всегда лежат на застройщике. Частный случай — строительство жилья от госзаказчика (например, Фонд реновации и др.), но и в этом случае для возведения школы будет привлечен коммерческий подрядчик, сказала Ирина Доброхотова,

Стоимость включения школы в девелоперский проект зависит от стоимости земельного участка и сопряженных расходов. Редкая школа в Москве (внутри МКАД) обходится застройщику менее чем в 1 млн руб. за одно учебное место, то есть обычно стоимость школы на 1 тыс. мест составляет не менее 1 млрд руб., подсчитали в компании «Бест-Новострой». По словам аналитиков компании, существуют и нормативы площади: не менее 18 кв. м на одно учебное место, а размеры участка застройки — не менее 17 кв. м на одно место. В пересчете на квадратный метр наименее затратные школы — большие, на 1,5 тыс. мест и более.

Три модели финансирования

За последние семь лет в сфере строительства социальной инфраструктуры сложились три основных механизма финансирования, рассказали в девелоперской компании «Брусника».

  • Первый — застройщик возводит объект за свой счет и затем безвозмездно передает его городу. Это влияет на себестоимость всего проекта и зачастую сказывается на конечной цене 1 кв. м.
  • Второй механизм предусматривает передачу готового объекта в аренду до полного или частичного возврата инвестиций.
  • Третий предполагает выкуп школы или детского сада за счет средств муниципального бюджета.

Но есть и гибридные модели. Пример — школа, которую «Брусника» начала строить в прошлом году в новосибирском микрорайоне «Европейский берег». Компания за свой счет разработала проект, профинансирует подключение объекта к коммуникациям и благоустройство прилегающей территории. А средства непосредственно на возведение школы выделят из местного и областного бюджетов.

Новые стандарты проектирования школ и детсадов

В России сформировался тренд на строительство новых школ и детских садов по индивидуальным проектам, с привлечением к процессу проектирования детских психологов, с обращением к международному опыту. Так можно построить действительно эффективные образовательные пространства, которые при этом будут соответствовать действующим нормативам, объяснила Елена Платонова из «А101».

В компании «Брусника» приводят пример проектирования школы в Новосибирске. Архитекторы компании отказались от привычного для советского градостроения Н- или П-образного плана, что позволило оптимизировать площадь школы в пересчете на одного ученика и вложить в каждый квадратный метр больше ресурсов. Проект предполагает создание образовательного учреждения, легко приспосабливающегося к изменениям. В нем нет актового зала (вместо него просторный атриум, объединяющийся с танцевальным классом), специализированные классы разделены на кластеры, конфигурация аудиторий предусматривает возможность различной рассадки, пояснили в пресс-службе компании.

Читайте также:
Незаконный оборот оружия: что это значит

Для конструирования и прототипирования, робототехники, метапредметных и IT-лабораторий, полноценных кулинарных классов и других новых предметов требуются совсем другие помещения — в части освещенности, вентиляции, инженерных мощностей и т. п., рассказал Елена Платонова. По ее мнению, изменения отчасти обусловлены сменой поколений учеников — детям для психологического комфорта необходимо дать максимальное количество возможностей для общения не только в рамках класса, но и в параллели, и нередко со всеми учениками в школе, а также места для уединения, индивидуальных занятий и подготовки. В такой атмосфере, как утверждают психологи, их мотивация кратно увеличивается.

Проблемы реализации

Несмотря на позитивный опыт, взаимодействие муниципалитета, девелоперов и банков не всегда проходит гладко, считают в девелоперской компании «Брусника». «Бывает, что строительство детских садов и школ не укладывается в экономику проекта. И здесь требуются новые модели, предусматривающие, например, выкуп объектов с компенсацией налоговых расходов инвестора, поручительство субъекта перед банком, выдающим проектный кредит, либо госфинансирование в рамках государственно-частного партнерства или концессии», — пояснили в пресс-службе девелопера.

Главный вопрос, который требует решения, по мнению Елены Платоновой, заключается в обеспечении возможности строительства школ и детских садов параллельно с жилыми домами. Этого сложно было добиться до появления эскроу-счетов, поскольку такие проекты финансировались из прибыли девелопера, говорит эксперт. «Но и в рамках проектного финансирования кредит на строительство объекта, который не принесет девелоперу прибыли, получить нельзя. Поэтому затраты на строительство школ и детских садов обычно включают в кредитные линии на каждый дом», — пояснила Елена Платонова.

Социальная инфраструктура и комфортность новостроек

В рейтинге комфортности новостроек портал ЕРЗ.РФ оценивает социальную инфраструктуру ЖК по следующим параметрам:

  • обеспеченность детскими садами;
  • обеспеченность школами;
  • обеспеченность поликлиникой;
  • наличие офиса врача общей практики;
  • наличие высших учебных заведений;
  • наличие больниц;
  • обеспеченность продуктовыми магазинами;
  • наличие крупных торговых центров.

В методологии оценки за развитую социальную инфраструктуру ЖК может набрать максимум 20 баллов, что составляет 12% максимально возможной итоговой оценки ЖК.

Максимальный балл (20 баллов) за развитую социальную инфраструктуру имеют только 2,3% из всех оцененных ЖК в РФ, включая:

  • «LEGENDA Комендантского» (Санкт-Петербург), застройщик «LEGENDA Intelligent Development»;
  • «Европейский квартал» (Тюмень), застройщик «Брусника»;
  • «Эволюция» (Новосибирск), застройщик ГК «Стрижи».

Среди регионов, где оценено не менее десяти ЖК, лидерами по развитию социальной инфраструктуры в ЖК стали: Архангельская область (15,3 балла), Саратовская и Пензенская области, Республика Саха (14,9 балла) и Республика Карелия (14,7 балла).

VSEON.com

Лента новостей

Онлайн-версии

  • Категория:Социальная инфраструктура
  • 2018-03-19

Инфраструктура для детей

В 2018 году Россия вступает в десятилетие детства. Семья и дети остаются приоритетом нашего государства и общества на длительную перспективу. И, конечно, это большая помощь родителям, когда детский сад и школа находятся рядом с домом.

В 2017 году общий объем расходов на сферу образования в Новосибирске с учетом строительства и реконструкции из бюджетов всех уровней составил более 19,5 млрд руб., из них бюджет города – более 7,5 млрд руб.

И вложения средств приносят результат. В 2017 году девять общеобразовательных учреждений вошли в топ-500 лучших школ страны: гимназии № 1, 7, вторая новосибирская гимназия, образовательный центр «Горностай», лицеи № 9, 130, лицей информационных технологий, экономический лицей, школа № 207. В топ-200 лучших общеобразовательных учреждений для поступления в ведущие вузы страны вошли: гимназия № 1, образовательный центр «Гимназия № 6 “Горностай”», лицей № 130 имени академика Лаврентьева, инженерный лицей НГТУ, гимназия № 3 в Академгородке, лицей № 22 «Надежда Сибири».

Сохраняется положительная динамика по привлечению и закреплению молодых педагогов в отрасли. В 2017 году в образовательные учреждения города пришли работать 243 молодых специалиста, более 95 % остались работать в отрасли, в том числе благодаря системной работе по развитию кадрового потенциала и мерам социальной поддержки.

Школы

В 2018 году в Новосибирске отрасль образования пополнится пятью новыми объектами: коррекционной школой № 37, школой в жилмассиве «Весенний» на 1 250 мест, школой в микрорайоне «Чистая Слобода», пристройками к школам № 82 и 183.

«Все начинается с укрепления материально-технической базы. Сегодня для нас одна из главных задач – новые школьные места. Этот год будет рекордным: планируем ввести в эксплуатацию сразу пять новых зданий учебных учреждений. Надо сильно постараться и к 1 сентября их сдать. Многое зависит от принципиальной позиции департамента образования: получить вовремя лицензионные документы, оборудование, провести все конкурсы. Да, надо строить новые школы – город растет, развивается. Но у нас появился и опыт реконструкции старых зданий, превращения их в современные объекты в соответствии со всеми требованиями», – отметил мэр Новосибирска Анатолий Локоть на итоговом собрании городской отрасли образования.

Среди значимых событий 2017 года – начало образовательной деятельности во введенной школе № 212 в микрорайоне «Горский», открытие школы № 213 на 546 мест в микрорайоне «Березовое» Первомайского района и ввод в эксплуатацию школы № 155 на 750 мест на Ключ-Камышенском плато в Октябрьском районе.

Также введено 325 новых мест для дошкольников за счет проведения капитального ремонта зданий двух бывших детских домов – в Ленинском районе и Центральном округе. За последние четыре года было построено и капитально отремонтировано 26 детских садов. Создано более 4,5 тысячи новых мест для дошкольников. Введенные объекты полностью отвечают всем требованиям, в них созданы современные условия для организации образовательного процесса.

Читайте также:
Поверенный в делах: что это значит

Продолжается строительство специальной коррекционной школы № 37 для глухих и слабослышащих детей на Владимировском спуске в Центральном округе, школы в микрорайоне «Весенний» и пристроек к школам № 82 в Дзержинском районе и 183 в Кировском районе. Начато строительство школ в микрорайонах «Чистая Слобода», «Плющихинский» и «Родники». В 2017 году на проектирование, строительство и реконструкцию объектов образования выделено более 1 млрд руб., из них почти половина – средства городского бюджета.

За последние три года за счет внутренней оптимизации удалось вернуть в образовательный процесс 57 учебных кабинетов в 31 образовательном учреждении. В течение летнего периода за счет переоборудования помещений планируется создать почти 1,5 тыс. школьных мест.

Особое внимание специалисты уделяют созданию безопасных и комфортных условий для обеспечения образовательного процесса, включая пожарную и антитеррористическую безопасность. Все образовательные организации оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, тревожной сигнализации, а также обеспечены техническим обслуживанием данных систем специализированными организациями. Все школы города оборудованы системами видеонаблюдения. В 2018 году перед департаментом образования стоит задача оснастить видеонаблюдением все дошкольные учреждения.

В рамках модернизации материально-технической базы пунктов питания в прошлом году в шести учреждениях выполнены ремонтные работы пищеблоков, установлено современное технологическое оборудование. Продолжается работа по переходу учреждений на системы безналичного расчета. На сегодняшний день современные технологии расчетов используют 126 школ. Работа по развитию инфраструктуры, укреплению и совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений является одной из приоритетных для специалистов департамента образования и будет продолжена в 2018 году.

Система образования города Новосибирска – это 506 учреждений, 500 из которых – образовательные, более 250 тыс. обучающихся и более 35 тыс. работников, из них более 18 тыс. – педагогические работники. Программы общего образования реализуют 212 учреждений для более 169 тыс. учащихся.

Детские сады и ясли

Мэрия Новосибирска подготовила свои предложения по увеличению ясельных групп в детсадах города, чтобы получить федеральное финансирование. В пакет предложений на 2018–2019 годы вошли 10 новосибирских дошкольных учреждений, где планируется возвести пристройки и обустроить ясельные группы на 1 220 мест. Об этом заявил мэр Анатолий Локоть на еженедельной встрече с журналистами.

За последние четыре года в нашем городе построено, реконструировано, возвращено в систему дошкольного образования 28 детсадов. В общей сложности создано более 7 тыс. мест для дошкольников.

«Поставленную перед нами президентом РФ задачу мы выполнили, – отметил Анатолий Локоть. – Вопрос по обеспечению детей с 3 до 7 лет местами в детсадах решен, но есть серьезная потребность в ясельных группах, где бы воспитывались ребятишки в возрасте до 3 лет. Премьер-министр страны заявил о планах Правительства РФ выделить в 2018–2019 годах 50 млрд руб. регионам на создание дополнительных мест в яслях. Мы сразу же включились в подготовительную работу. Опыт нас учит, что действовать нужно оперативно, работать на опережение, вовремя включиться в эти программы и получить федеральные средства».

В 44 учреждениях дополнительного образования обучаются более 88 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет почти в 5 тыс. объединений.

По предварительной информации, Новосибирская область может получать каждый год по этому проекту 500 млн руб. Специалисты мэрии изучили возможность строительства пристроек с ясельными группами в уже действующих садах, чтобы проекты соответствовали СанПиН и градостроительным нормативам. В итоге в пакет предложений на два года вошли девять дошкольных учреждений города, где можно возвести пристройки и обустроить ясельные группы на 1,2–1,3 тыс. мест.

Возведение семи объектов намечено на 2018 год при условии выделения средств из федерального бюджета. В частности, планируется строительство двух объектов в Ленинском районе – на улицах Новогодней и Спортивной, трех объектов в Октябрьском районе – на улицах 9 Ноября, Чехова и Высоцкого. Есть потребность в строительстве такой пристройки в Дзержинском районе – на ул. Кошурникова. На 2019 год в предложения вошли три объекта: в Калининском районе – на ул. Кочубея, Кировском – на ул. Петухова и в Советском – на ул. Динамовцев.

«Многие задачи были решены, но мы не останавливаемся на достигнутом. Нам нужны новые школы, сады, высокие результаты для того, чтобы дети и педагоги своими победами могли служить примером для всех остальных», – отметил начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Рамиль Ахметгареев.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

от 30 июня 2020 г. N 16

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

СП 3.1/2.4.3598-20 “САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2019, N 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 “Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” (приложение).

2. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” со дня официального опубликования.

Читайте также:
Иммунитет военных кораблей: что это значит

3. Настоящее постановление действует до 1 января 2024 года.

от 30.06.2020 N 16

СП 3.1/2.4.3598-20 “САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ

I. Общие положения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее – санитарные правила) направлены на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения (далее – Организатор, игровые комнаты соответственно), организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи (далее – Организации).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р “Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7185).

1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы Организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее – COVID-19).

1.3. В условиях распространения COVID-19 санитарные правила применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для Организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

1.4. Организации не позднее чем за 1 рабочий день до их открытия должны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия Организации в условиях распространения COVID-19, информировать родителей (законных представителей детей) о режиме функционирования Организации в условиях распространения COVID-19.

II. Общие санитарно-эпидемиологические требования,

направленные на предупреждение распространения COVID-19

2.1. Запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек , классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (зарегистрировано Минюстом России 29.05.2013, регистрационный N 28564), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.07.2015 N 28 “О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (зарегистрировано Минюстом России 03.08.2015, регистрационный N 38312), от 27.08.2015 N 41 “О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (зарегистрировано Минюстом России 04.09.2015, регистрационный N 38824).

2.2. Лица, находящиеся в Организации при круглосуточном режиме ее работы, а также лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °C и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий.

При круглосуточном режиме работы Организации термометрия проводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером).

Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых.

С момента выявления указанных лиц Организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

2.3. В Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:

уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее – генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;

обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;

ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;

генеральную уборку не реже одного раза в неделю;

обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;

регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;

организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров – в соответствии с инструкцией по их применению;

мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

2.4. Посещение бассейнов в Организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом Организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

2.5. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению.

Читайте также:
Зона таможенного контроля: что это значит

2.6. Посещение Организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в Организации.

2.7. Для организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования (далее – дошкольные образовательные организации), общеобразовательных организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления, а также социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее – социальные организации для детей), игровых комнат также применяются дополнительные требования, установленные в главе III санитарных правил.

III. Дополнительные санитарно-эпидемиологические

требования, направленные на предупреждение распространения

COVID-19 в отдельных Организациях

3.1. В дошкольной образовательной организации должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек.

При использовании музыкального или спортивного зала после каждого посещения должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств.

Обработка игрушек и игрового и иного оборудования должна проводиться ежедневно с применением дезинфицирующих средств.

3.2. В общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия).

Общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой).

Проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов – во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;

условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;

соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;

использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров – в соответствии с инструкцией по их применению.

3.3. Отдых детей и их оздоровление за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, должны быть организованы с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации по месту отправления и прибытия детей, а также предложений главных государственных санитарных врачей в соответствующих субъектах Российской Федерации или их заместителей.

Количество детей в отрядах (наполняемость) должно быть не более 75% от проектной вместимости организации отдыха детей и их оздоровления.

Принятие решения о работе палаточных лагерей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.

Перед открытием каждой смены должна проводиться генеральная уборка.

В организациях отдыха детей и их оздоровления должна быть определена схема организации медицинской помощи и маршрутизации больных с указанием медицинских организаций инфекционного профиля или перепрофилированных организаций для оказания медицинской помощи, функционирующих в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей (с учетом планируемой наполняемости) и сотрудников в случае осложнения эпидемической ситуации, а также резервного коечного фонда для организации обсервации.

Перед началом каждой смены персонал должен пройти обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.

Перед началом каждой смены работники пищеблоков должны пройти обследования на наличие норо-, рота- и других вирусных возбудителей кишечных инфекций не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.

3.4. При организации перевозки детей к местам отдыха и оздоровления и обратно и на экскурсии автомобильным транспортом организациями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими услуги перевозки, должны быть обеспечены:

дезинфекция перед перевозкой детей всех поверхностей салона транспортного средства с применением дезинфицирующих средств;

осмотр водителей перед каждым рейсом с проведением термометрии. Водители с признаками респираторных заболеваний и (или) повышенной температурой тела к работе не допускаются;

использование водителем при посадке и в пути следования средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров – в соответствии с инструкцией по их применению;

обработка водителем при посадке и в пути следования рук с применением дезинфицирующих салфеток или кожных антисептиков.

3.5. Заезд (выезд) всех детей и сотрудников в организации отдыха детей и их оздоровления должен осуществляться одновременно на весь период смены с перерывом между сменами не менее 2 календарных дней.

Допускается работа организации отдыха детей и их оздоровления без проживания персонала на ее территории при условии проведения еженедельного обследования персонала на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выход (выезд) детей, а также персонала (при проживании персонала на территории организации отдыха детей и их оздоровления) за пределы организации отдыха детей и их оздоровления в период смены не допускается.

Прием детей в организации отдыха детей и их оздоровления осуществляется при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (учетная форма N 079/у) .

Читайте также:
Товары в обороте: что это значит

Приложение N 17 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 834н “Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению” (зарегистрирован Минюстом России 20.02.2015, регистрационный N 36160) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.01.2018 N 2н (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2018, регистрационный N 50614), от 02.11.2020 N 1186н (зарегистрирован Минюстом России 27.11.2020, регистрационный N 61121).

В организациях отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием на весь период смены должно быть обеспечено круглосуточное нахождение медицинских работников.

Рассадка детей из одного отряда в помещениях для приема пищи может осуществляться без учета соблюдения социальной дистанции 1,5 м.

Проведение мероприятий с участием детей должно быть организовано преимущественно на открытом воздухе с учетом погодных условий.

Запрещается проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях, а также мероприятий с посещением родителей.

3.6. Абзацы второй и пятый пункта 3.3, абзацы первый и четвертый пункта 3.5 санитарных правил не распространяются на организации отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием.

Для организаций отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием допускается проведение экскурсий для детей на открытом воздухе.

3.7. В социальных организациях для детей с круглосуточным пребыванием должно быть обеспечено круглосуточное нахождение медицинских работников.

Обследование персонала на COVID-19 осуществляется по эпидемиологическим показаниям на основании решений главных государственных санитарных врачей в субъектах Российской Федерации.

Запрещается посещение социальной организации для детей лицами, не связанными с ее деятельностью.

3.8. Организатор игровой комнаты обеспечивает:

ограничение пределов игровой комнаты (в случае ее устройства в виде специально выделенного места);

проведение термометрии лиц, входящих в игровую комнату (при этом лица с температурой тела 37,1 °C и выше, а также с признаками инфекционных заболеваний (респираторными) в игровую комнату не допускаются);

проведение ежедневной уборки игровой комнаты с применением моющих и дезинфицирующих средств с обработкой всех поверхностей, оборудования и игрушек, а также обеззараживания воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха.

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается…

  • Чем отличаются сокращенное и неполное рабочее время
  • К какому режиму относится приказ о сокращении рабочего времени
  • Кому устанавливается сокращенное рабочее время по ст. 92 ТК РФ
  • Положения других законов, конкретизирующие аспекты сокращенного рабочего времени
  • Сокращение рабочего времени при негативных условиях труда
  • Как сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для конкретного работника
  • Оплата труда при сокращении продолжительности рабочего времени
  • Как продлевается сокращенное время работы
  • Итоги

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается с целью реализации госгарантий в части охраны труда для тех, чья работа связана с влиянием неблагоприятных факторов, а также кому положены дополнительные гарантии в вопросах труда. О нюансах режима сокращенного времени труда читайте в нашей статье.

Чем отличаются сокращенное и неполное рабочее время

В трудовом законодательстве предусмотрены 2 варианта снижения трудовой нагрузки за счет сокращения времени, затрачиваемого на выполнения трудовых функций:

  • Если нормативное количество часов за период (неделю) уменьшено на основе установок законодательства в результате отнесения работника или обстоятельств, в которых он трудится, к особой категории, речь идет о сокращенном рабочем времени (ст. 92 ТК РФ).
  • Если сотрудник и работодатель договорились друг с другом, что этот сотрудник в силу каких-либо обстоятельств затрачивает на трудовой процесс меньшее время, это значит, что у работника будет неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ).

Из ст. 92 и 93 ТК РФ вытекают следующие специфические отличия 2 видов специального режима рабочего времени.

Сокращенное рабочее время

Неполное рабочее время

Устанавливается на основе

Требований законодательного норматива

Договоренности между работниками и работодателем

В части обязанностей и прав работодателя будет

В части нормирования

Рассматривается как норма

Считается изменением установленной нормы в меньшую сторону

В части зарплаты/компенсации

Оплачивается как отработка обычной нормы времени (зарплата для данной позиции не уменьшается)

Оплачивается только фактически затраченное на выполнение функционала время (т. е. зарплата уменьшается по сравнению с установленной для должности)

К какому режиму относится приказ о сокращении рабочего времени

Как правильно назвать приказ, зависит от целей работодателя:

  • Если приказ издается, чтобы выполнить требования ст. 92 ТК РФ, тогда это будет действительно приказ о сокращенной продолжительности рабочего времени. Причем его роль будет дополняющей основной порядок оформления (о нем читайте далее).
  • Если же работодатель хочет уменьшить время труда своих работников, преследуя собственные экономические цели, надо говорить о неполном рабочем времени.

Необходимо отметить, что работодатель при этом ограничен еще и ст. 74 ТК РФ, где перечислен закрытый перечень случаев, когда в принципе допускается уменьшать продолжительность рабочего времени и оплату за него по инициативе работодателя.

Кому устанавливается сокращенное рабочее время по ст. 92 ТК РФ

Нормативным количеством времени, отведенным ТК РФ трудящемуся для выполнения трудовых обязанностей в течение недели, считаются 40 часов. Все допустимые отклонения от общего правила рассмотрены законодателями особо, в том числе режим сокращенного рабочего времени.

Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

  • для возрастной группы до 16 лет — 24 часа;
  • лиц от 16 до 18 лет — 35 часов;
  • инвалидов 1–2-й групп — 35 часов;
  • трудящихся под воздействием негативных факторов — 36 часов.

Дополнительно в ст. 92 ТК РФ рассмотрена ситуация, когда сотрудник, не достигший совершеннолетия, совмещает учебный и рабочий процессы. В отношении такого сотрудника следует применять ½ норматива от общеустановленного для данной возрастной категории:

  • до 16 лет — 12 часов;
  • от 16 до 18 лет — 17,5 часа.
Читайте также:
Именной пенсионный счет: что это значит

Положения других законов, конкретизирующие аспекты сокращенного рабочего времени

В дополнение к приведенным в ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для некоторых других групп работающих. Указания о снижении временной нагрузки содержатся в прочих статьях ТК РФ и федеральных законах.

Наиболее распространено сокращение продолжительности рабочего времени:

  • Педагогам и преподавателям — до 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).
  • Медицинских работникам — до 39 часов в неделю (ст. 350 ТК). При этом, исходя из занимаемой должности и практического функционала, предельная величина рабочего времени медика может уточняться. Для этого применяется дополнительный документ — постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101. Им утверждены перечни мед. специальностей и характеристик функционала по должностям, для которых нагрузка по времени составляет 30, 33 или 36 часов в неделю.
  • Работникам женского пола на селе. В данном случае действует постановление ВС РСФСР «Об улучшении положения женщин на селе» от 01.11.1990 № 298/3-1, что согласуется с нормами, декларируемыми ТК РФ (ст. 423). Женщинам, трудящимся на селе, следует обеспечить трудовую неделю длительностью 36 часов.
  • Работникам женского пола, трудящимся в северных регионах и местах с аналогичными условиями. Для них также предусмотрено сокращение недельной нагрузки на 4 часа по сравнению с общим нормативом (ст. 320 ТК РФ).

Важно! Если сокращенное рабочее время положено сотруднику по закону, однако на практике снижения нагрузки по времени не происходит, работник вправе требовать, чтобы излишне отрабатываемое время рассматривалось как переработка сверх нормы и соответственно компенсировалось.

Подробнее о компенсации труда сверх норматива см. в статье «Как оплачивается сверхурочная работа по ТК РФ?».

Сокращение рабочего времени при негативных условиях труда

Под негативными условиями труда понимается наличие на рабочих местах факторов, несущих риски для здоровья работающих. Наличие таких обстоятельств может быть:

  • Предусмотрено отдельными отраслевыми законами (положениями) для всей отрасли. Например, по ФЗ «О работах с химическим оружием» от 07.11.2000 № 136-ФЗ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для занятых в военно-химической отрасли. Исходя из характеристик рабочего функционала, их рабочая неделя составляет от 24 до 36 часов.
  • Определено в специально разработанном Списке производств и профессий, где этим обусловлено применение компенсационных мер — сокращение рабочего дня и назначение дополнительных дней отпуска. Данный Список сформирован еще в совместном постановлении Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, изменялся и дополнялся вплоть до 1991 года. В редакции 1991 года он продолжает действовать и на сегодняшний день.
  • Установлено по результатам спецоценки (или аттестации) условий работы. При этом:
    • если проводилась аттестация (до 01.01.2014) и на конкретном рабочем месте выявлено наличие негативных факторов, их следует классифицировать согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н;
    • если проводилась спецоценка рабочих условий (после 01.01.2014), то 3-ю и 4-ю градацию рисков, упомянутых в ст. 92 ТК РФ, следует определять по ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Если условия на рабочем месте признаны вредными или опасными согласно характеристикам, приведенным выше, значит, трудящемуся на нем работнику следует установить сокращенное рабочее время на условиях ст. 92 ТК РФ.

Больше об оценке условий труда узнайте из статьи «Порядок оценки условий труда на рабочем месте (нюансы)».

Как сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для конкретного работника

Требования о сокращении рабочего времени для отдельных групп сотрудников могут быть утверждены:

  • на отраслевом уровне — отраслевыми/межотраслевыми соглашениями;
  • на предприятии — в коллективном договоре и внутрифирменных регламентах;
  • для конкретного работника — в трудовом договоре.

Когда с работником заключается договор о занятии должности, для которой уже предусмотрен особый рабочий график, в него сразу вносятся условия о сокращенном рабочем времени и компенсационных мерах (к примеру, добавочных отпускных днях).

Если сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается в рамках уже действующих трудовых договоренностей (например, по итогам новой спецоценки условий труда), все связанные с сокращением времени аспекты надо включать в доп. соглашение к договору с сотрудником.

Оплата труда при сокращении продолжительности рабочего времени

Как уже разъяснялось, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается как стандартное (нормальное) время, в которое работник выполняет свой обычный функционал.

Соответственно, оплата за выполнение трудовых обязанностей по той или иной должности должна производиться тоже в полном объеме, установленном для нее, без каких-либо вычетов и удержаний за то, что фактическое время отработки уменьшилось.

Как продлевается сокращенное время работы

Сокращенное рабочее время допускается продлить до стандартного норматива часов (40), указанного в ст. 91 ТК РФ. Однако для этого необходимо одновременное соблюдение 3 условий:

  • имеется согласие самого работника;
  • возможность сделать это предусмотрена в коллективном договоре и/или отраслевом нормативе;
  • исходное уменьшение времени обусловлено обстоятельствами, изложенными в абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, т. е. негативными факторами, имеющими место в ходе работы.

Эти добавленные сверх уменьшенного норматива часы следует рассматривать как переработку и дополнительно компенсировать работнику. Порядок будет похож на оформление и учет часов сверхурочной работы.

Итоги

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для групп сотрудников и в отношении работ с характеристиками, которые специально указаны в нормативных актах. Ее не надо путать с неполным рабочим временем.

Укороченную рабочую неделю в этом случае следует считать такой же нормой времени, как и обычную 40-часовую, и оплата за нее должна производиться на тех же условиях, без уменьшения в счет сокращенных часов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: