Социально-гигиенический мониторинг: что это такое, описание и особенности

Социально–гигиенический мониторинг как государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания

Социально-гигиенический мониторинг – направление деятельности

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) представляет собой государственную систему наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, а также их оценки, анализа и прогноза с целью выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. В соответствии с законодательством, социально-гигиенический мониторинг является направлением деятельности Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и важным механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Проведение социально-гигиенического мониторинга регулируется федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ и «Положением о проведении социально-гигиенического мониторинга», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 г. №60. В соответствии с данными нормативными правовыми актами, СГМ проводится Роспотребнадзором совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Управление Роспотребнадзора проводит работу по социально-гигиеническому мониторингу в соответствии с законодательством и в сотрудничестве с другими органами исполнительной власти (Федеральные службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, государственной статистики, гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и т.д.).

Проведение СГМ обеспечивает:

  1. 1) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
  2. 2) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
  3. 3) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
  4. 4) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  5. 5) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за состоянием здоровья населения, факторами среды обитания человека, в том числе биологическими, химическими, физическими, социальными, природно-климатическими. Характеристика указанных факторов включает оценку уровня загрязнения природной среды (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва) веществами антропогенного и природного происхождения, сведения о структуре и качестве питания, безопасности пищевых продуктов для здоровья населения, оценку радиационной обстановки, состояние и условия быта, труда и отдыха населения и другие показатели.

Управлением Роспотребнадзора ведется работа по расширению перечня мониторируемых показателей, расширению применения методик оценки риска для здоровья населения и способов выявления причинно-следственных связей между факторами среды и здоровьем населения. Данный подход позволяет осуществлять ранжирование территорий Кировской области по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания. В результате такого ранжирования могут быть выявлены ситуации, требующие коррекции с помощью управленческих решений или требующих соблюдения определенных рекомендаций, способствующих улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области.

Информацию о работе Управления Роспотребнадзора по Кировской области в рамках направления по социально-гигиеническому мониторингу можно получить на сайте Управления, в разделе «Основные направления деятельности», в подразделе «Социально-гигиенический мониторинг».

6. Закон «О санитарно–эпидемиологичес­ком благополучии населения». Деятельность санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации. Основные задачи Территориального управления Роспотребнадзора.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

· санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

· среда обитания человека (далее – среда обитания) – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

· факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

· вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

· благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

· безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

Читайте также:
Товарищество на вере: что это такое

· санитарно-эпидемиологическая обстановка – состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

· гигиенический норматив – установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

· санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания

Санита́рно-эпидемиологи́ческая служба осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями народного хозяйства страны и организует проведение мероприятий по оздоровлению среды обитания населения.

Социально-гигиенический мониторинг: что это такое, описание и особенности

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА

Методические рекомендации N 2001/83

Методические рекомендации
по проведению социально-гигиенического мониторинга

Методические рекомендации включают в себя общие положения, организационные основы по уровням социально-гигиенического мониторинга, формированию показателей, объектов и факторов, подлежащих наблюдению, организацию, структуру и оснащение Центров госсанэпиднадзора, основы гигиенического ранжирования территорий.

Приводится перечень нормативно-методических документов.

Изложены рекомендации по разработке и внедрению оздоровительных мероприятий, как результирующего этапа социально-гигиенического мониторинга.

Методические рекомендации предназначены для специалистов госсанэпидслужбы Российской Федерации.

Методические рекомендации подготовлены:

Саратовским научно-исследовательским институтом сельской гигиены (д.м.н., проф.Спирин В.Ф., д.м.н. Мироненко М.А, к.б.н. Герштейн Е.Г., к.б.н. Орлов А.А.)

Федеральный научный центр гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана (член.корр. РАМН РФ, д.м.н., проф.Ястребов Г.Г.)

Российской медицинской академией последипломного образования (Н.В.Шестопалов)

Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России (В.П.Самошкин)

Центром госсанэпиднадзора в Саратовской области (Добло А.Д., Гамов Н.В., Мироненко А.М.).

Введение

В условиях неудовлетворительной санитарно-гигиенической обстановки в стране, когда сохраняется угроза здоровью населения страны, значительно ослаблено внедрение эффективных мер профилактики, оздоровления условий жизни и укрепления здоровья россиян и оптимизации санитарно-эпидемиологической ситуации.

Смертность по сравнению с 1990 годом увеличилась в 1,2 раза, рождаемость сократилась до 35%.

По данным Госкомстата в 1998 году число родившихся на 1000 человек было меньше (8,8) числа умерших (13,6), что определило величину отрицательного естественного прироста – 4,8.

Государственная политика в социальной сфере в последние годы характеризуется признанием необходимости укрепления здоровья населения, как главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. В Законе Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (30 марта 1999 года N 52-ФЗ) и в Концепции национальной безопасности России, наряду с мерами охраны материнства и детства, укрепления санэпидблагополучия, особое место заняли вопросы взаимодействия ведомств, ответственных за здоровье населения, введения социально-гигиенического мониторинга здоровья населения и научное обоснование Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

Система социально-гигиенического мониторинга (далее по тексту – СГМ) введена в стране постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге” от 06.10.94 N 1146, в котором предусматривалось поэтапное введение СГМ по мере его организационно-структурного оформления и функционального обеспечения на местном, региональном и федеральном уровнях.

В соответствии со статьей 2 Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” система СГМ отнесена к основным механизмам его обеспечения.

Разработка методических подходов ведения мониторинга и современных технологий госсанэпиднадзора осуществлялась на базе Федерального центра госсанэпиднадзора и региональных центров госсанэпиднадзора, имеющих достаточно информативную базу по состоянию среды обитания и здоровья населения.

Создание системы СГМ базировалось на использовании материалов официальной статистики о заболеваемости населения, демографических процессах, социально-экономической ситуации, санитарном состоянии объектов окружающей среды. Кроме того, использовались материалы научных исследований НИИ гигиенического профиля при проведении оценки медицинской и экономической эффективности профилактических мероприятий.

Этот период (I этап СГМ) характеризовался созданием пакета методических документов, обеспечивающих современный уровень технологии ведения СГМ: по выбору маркерных веществ для оптимизации системы мониторинга атмосферы, по обоснованию риска для здоровья населения от загрязнения окружающей среды и др.

Приказом Минздрава России “Об организации работ по II этапу социально-гигиенического мониторинга” N 334 от 28.08.99 утвержден “Временный перечень показателей II этапа ведения социально-гигиенического мониторинга”, который включает в себя показатели здоровья населения и среды обитания для осуществления наблюдения и анализа в системе СГМ по всей вертикали управления службы.

Основная цель II этапа заключается в создании единой системы программного обеспечения передачи информации для формирования информационного фонда СГМ, в унификации процесса получения многоплановой информации, интегральной ее обработке, стандартизации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных, проведении гигиенического ранжирования территорий, оздоровительных мероприятий.

Читайте также:
Складские документы: что это такое, описание и особенности

В соответствии с данным Положением . основными задачами социально-гигиенического мониторинга являются:

– формирование государственного фонда информационных ресурсов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

– выявление причинно-следственных связей на основе системного анализа и оценки риска здоровью населения;

– программно-техническое, лабораторно-диагностическое обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-аппаратных комплексов;

– межведомственная координация по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия управленческих решений на уровнях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Формула метода

Проведение социально-гигиенического мониторинга на территории РФ по единой методической схеме, основная новизна которой заключается в использовании на II этапе мониторинга единой системы программного обеспечения передачи информации для формирования информационного фонда СГМ, в унификации процесса получения многоплановой информации, интегральной ее обработке, стандартизации, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды, с последующим выделением приоритетных, и проведении обоснованного гигиенического ранжирования территорий, оздоровительных мероприятий.

Показания

Показаниями являются: необходимость создания и функционирования системы социально-гигиенического мониторинга – государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека; определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействия факторов среды обитания человека.

Противопоказания

Материально-техническое обеспечение

Проведение работ по созданию и функционированию системы социально-гигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований осуществляется на основе правовых актов, а также нормативно-методических материалов:

5. Здоровье населения и окружающая среда. Методическое пособие. Выпуск 3. Т.1. Часть 1. Раздел в системе “Социально-гигиенического мониторинга”. НИЦ Минздрава России, 1998.- 80 с.

6. Унифицированные методы сбора данных, анализа и оценки заболеваемости населения с учетом комплексного действия факторов окружающей среды. Методические рекомендации (Утв. Минздравом России, 1996 г.).

7. Комплексное определение антропотехногенной нагрузки на водные объекты, почву, атмосферный воздух в районах селитебного освоения. Методические рекомендации. (Утв. Минздравом России 26.02.96. N 01-19/17-17- М.)

8. Комплексная гигиеническая оценка степени напряженности медико-экологической ситуации различных территорий, обусловленной загрязнением токсикантами Среды обитания населения. Методические рекомендации (утв. Минздравом России 30.07.97, N 2510/5716-97-32).

9. Комплексная санитарно-гигиеническая оценка населенных пунктов (территорий) в районе расположения объектов, опасных риском воздействия на людей биологически высокоактивных вредных химических веществ. Методические рекомендации (утв. Минздравом России 30.07.97, N 2510/5718-97-32).

10. Интегральная оценка состояния здоровья на территориях. Методические указания. (Утв. Минздравом России 21.09.95.)

11. Оценка и обоснование приоритетных направлений снижения территориальных затратных рисков в системе санитарно-гигиенического мониторинга и обеспечения социально-эпидемиологического благополучия населения. Методические указания. (Утв. Минздравом России 21.09.95.)

12. Оценка дозовых рисков и допустимых лимитирующих концентраций ксенобиотиков в окружающей среде. Методические рекомендации. (Утв. Минздравом России 21.09.95.)

13. Методические указания по оценке и степени опасности загрязнение почвы химическими веществами. Утв.зам. Гл. сан. врача СССР 13.08.87. N 4266-87.- М., 1989. – 25 с.

14. Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД 52.04.186-89.- М., 1991.- 683 с.

15. Постановление Департамента Госсанэпиднадзора “Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации” (от 10.11.97 N 25).

16. Медико-экологическая реабилитация и профилактика экопатологии детей. Методические рекомендации. Ч.1. (утв. Минздравом России 19.10.94 N 13-16/24-3).

Технологическое, правовое и кадровое обеспечение социально-гигиенического мониторинга рекомендуется осуществлять с учетом параметров, изложенных в “Технологическом задании на разработку программно-инженерного и правового обеспечения Федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга. Утв. Минздравом России 18.09.2000. Приказ N 351/138 (сайт в Интернете htth://www.depart.druqreq.ru/doc/tz_fondsqmtxt.htmI).

Комплексную автоматизацию работы областных, городских и районных ЦГСЭН при решении задач социально-гигиенического мониторинга рекомендуется осуществлять на основе “Единой автоматизированной системы учета, анализа состояния здоровья населения и среды обитания – АС, “СГМ” – “Криста” (сайт в Интернете – http://www.krista.ru).

Содержание метода

1. Общие положения

1.1. Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека (далее именуется – мониторинг).

Читайте также:
Аренда офисных помещений от группы ПСН

1.2. Мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

1.3. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических материалов.

1.4. Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

1.5. Основными задачами II этапа ведения системы социально-гигиенического мониторинга являются:

– унифицирование системы сбора, обработки и оценки информации по загрязнению окружающей среды и показателям здоровья населения в учреждениях госсанэпидслужбы на федеральном, региональном и местном уровнях;

– отбор ведущих загрязнителей по факторам окружающей среды и территориям для оптимизации лабораторного контроля и выделения, наиболее значимых для системы социально-гигиенического мониторинга;

– отбор ведущих показателей нарушения здоровья, по которым следует вести слежение в системе социально-гигиенического мониторинга;

– ранжирование отраслей промышленности и других источников, определяющих вклад в загрязнение окружающей среды по приоритетным факторам для подготовки предложений и принятия управленческих решений;

– ранжирование территорий для принятия управленческих решений на всех уровнях осуществления госсанэпиднадзора;

– разработка и реализация оздоровительных мероприятий.

Все сведения приводятся на основании официальных форм учетной и отчетной документации, утвержденной постановлением Госкомстата России, приказами Минздрава России и Росгидромета.

1.6. Проведение мониторинга осуществляется путем:

а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека;

б) сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;

в) использования всех информационных баз данных о состоянии здоровья граждан и среды обитания человека, которые ведутся структурными подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, на объектах обороны, оборонного производства и иного специального назначения.

1.7. Проведение мониторинга обеспечивает:

а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ — систематическое государственное наблюдение за состоянием здоровья трудящихся, условиями труда и фиксация соответствия или несоответствия результатов наблюдения предполагаемым показателям. Согласно Положению о социально-гигиеническом мониторинге, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426, С.-г. м. — это государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Работу по мониторингу УТ, ОТ и профессиональной заболеваемости координирует Минздравсоцразвития России.

Проверка на соответствие нормативным требованиям ОТ. В ст. 209 ТК РФ определено, что безопасные условия труда — УТ, при которых воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. В ст. 219 и 220 ТК РФ говорится о праве и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ.

В основе нормативного подхода лежит методология “порогового” характера воздействия факторов производственной среды. Считается, что вредное воздействие на организм человека происходит только при превышении “пороговых” значений: предельно допустимой концентрации (ПДК) химических и биологических веществ; предельно допустимого уровня (ПДУ) шума, вибрации; предельно допустимой дозы (ПДД) излучения и др. факторов. Этот подход отражен в Руководстве Р 2.2.755—99 “Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”, утвержденном Минздравом России 23 апреля 1999 г. Оптимальные УТ (1-й класс) и допустимые УТ (2-й класс) характеризуются отсутствием факторов, превышающих установленные гигиенические нормативы для рабочих мест. Допустимые УТ условно относят к безопасным. В деятельности управления ОТ реализуется принцип “минимального риска”. Большое значение придают измерению факторов производственной среды и сравнению показателей с нормативными ПДК и ПДУ, а также процедуре аттестации рабочих мест по условиям труда.

Оценка риска. Поскольку невозможно полностью исключить профессиональный риск из процесса трудовой деятельности, требуется оценка риска с целью определить класс профессионального риска и минимизировать опасность, устранив какие-л. неблагоприятные факторы производственной среды. Это крайне важно для профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Профессиональный риск — это вероятность повреждения (утраты) здоровья. Класс профессионального риска определяется уровнем производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходами по страхованию. Сопоставляют затраты по обеспечению приемлемого профессионального риска (допустимых УТ) и те убытки, которые будут связаны с возмещением вреда пострадавшим работникам и с их реабилитацией.

Читайте также:
Режим законности: что это такое, описание и особенности

Контроль за состоянием здоровья работников. Одной из задач С.-г. м. является учет профзаболеваний. Минздравом России утверждены медицинские регламенты допуска к профессии, порядок организации и проведения профилактических медицинских осмотров работников. Приказы от 5 октября 1995 г. № 280/88, от 14 марта 1996 г. № 90 и от 10 декабря 1996 г. № 405 касаются вопросов медицинского обеспечения работающих и допуска к профессиональной деятельности, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов. Приказом от 23 июня 1994 г. № 130 “Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования” определены принципы работы лечебно-профилактических учреждений общелечебной сети по медицинскому обеспечению работников, а также способы реформирования медико-санитарных частей, их слияния с муниципальной системой здравоохранения. Данным приказом в номенклатуру введена должность врача-профпатолога. В стране создано свыше 80 территориальных центров профпатологии, функционирует Центр профпатологии Минздрава России. Разработана система сертификации специалистов по профпатологии, постоянно совершенствуется система лицензирования деятельности профпатологов.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

  • СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Полезное

Смотреть что такое “СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ” в других словарях:

Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Социально-гигиенический мониторинг — в РФ государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания … Финансовый словарь

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания (… … Экологический словарь

Социально-гигиенический мониторинг — (англ. social hygienic monitiring) в санитарном законодательстве РФ гос ная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания человека, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных … Энциклопедия права

Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания..… … Словарь черезвычайных ситуаций

Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;. … … Официальная терминология

Социально-гигиенический мониторинг — является системой организационных, социальных, медицинских, санитарно эпидемиологических, научно технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно эпидемиологического благополучия… … Словарь юридических понятий

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ — Государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания… … Словарь бизнес-терминов

Социально-гигиенический мониторинг — (англ. social hygienic monitiring) в санитарном законодательстве РФ гос ная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания человека, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между… … Большой юридический словарь

Читайте также:
Сохраняются ли пособия на ребенка при переезде?

социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.… … Строительный словарь

Глава 2. Здоровье населения

А.А. Касьяненко
Современные методы оценки рисков в экологии
Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН 2008. – 271 с.

Глава 2. Здоровье населения

2.2. Изучение заболеваемости населения в связи с загрязнением окружающей среды

2.2.3. Социально-гигиенический мониторинг

Получение данных о состоянии здоровья населения и состоянии окружающей среды являются одними из важнейших задач социальной политики государственных органов власти России. Для решения этих задач создана система социально-гигиенического мониторинга (СГМ) (Здоровье…, 2001).

В целях совершенствования существующей системы социально-гигиеничекого мониторинга приказом Министра здравоохранения РФ от 27.08.1997 № 334 «Об организации работ по II этапу социально-гигиенического мониторинга» всем органам санэпиднадзора предписано руководствоваться новыми документами по организации мониторинга. Этим приказом утверждён временный перечень показателей II этапа ведения социально-гигиенического мониторинга. Перечень включает показатели здоровья населения, социально-экономические показатели, показатели, характеризующие состояние среды обитания, а именно атмосферного воздуха и питьевой воды. Информация представляется в виде соответствующих форм с местного уровня на уровень субъекта РФ (региональный уровень), а затем после соответствующей обработки с уровня субъекта РФ на федеральный уровень. На федеральном уровне в результате обработки выдаются выходные формы по СГМ.

В показатели здоровья включены: доля детей с массой тела менее 2 500 г от общего числа родившихся (%); заболеваемость злокачественными новообразованиями (на 100 000 населения), в т.ч. детей 0 – 14 лет (на 100 000 детей в возрасте до 14 лет) заболеваемость врождёнными аномалиями (пороками) развития детей (до 14 лет включительно) (на 100 000 детей в возрасте до 14 лет); бронхит хронический и неутонченный, эмфизема (на 100 000 населения); бронхиальная астма (на 100 000 населения); смертность – общая (на 100 000 населения) и младенческая (на 1 000 родившихся живыми).

Социально-экономические показатели включают: расходы на здравоохранение (руб./чел), расходы на образование (руб./чел), среднедушевой доход населения (руб./чел), прожиточный минимум (руб./чел), стоимость минимальной продуктовой корзины (руб./чел), число лиц с доходами ниже прожиточного минимума (%), количество жилой площади на 1 человека (м 2 /чел), удельный вес населения, проживающего в коммунальных квартирах (%), процент квартир, не имеющих водопровода (%).

Показатели качества атмосферного воздуха включают: перечень веществ, контролируемых на стационарных и маршрутных постах (из них обязательными являются пыль, свинец, диоксид серы, диоксид азота, с указанием среднегодовой концентрации для перечисленных веществ). Из общего числа контролируемых веществ приводится перечень веществ с превышением ПДК от 2 до 5 раз и более 5 раз, при этом указывается общее число проб и % проб с превышением ПДК. Кроме этого приводятся данные об общем населении территории и населении под воздействием, отрасль промышленности.

Показатели качества питьевой воды включают: наименование веществ, рассматриваемых как приоритетные загрязнители питьевой воды систем централизованного холодного питьевого (х/п) водоснабжения населения, поступление которых связано с загрязнением источника, обработкой воды или с транспортированием воды; наименования веществ (показателей), контролируемых в питьевой воде систем централизованного х/п водоснабжения, при этом указывается общее число проб, % проб с превышением ПДК и 95 процентиль, вещества 1 класса опасности >ПДК, 2 – 3 класса опасности >3ПДК, 4 класса опасности >5ПДК, общая жёсткость >10мг/экв/л; индикаторные микробиологические показатели: общие колиформы, термотолерантные колиформы, колифаги, при этом указывается общее число проб, % проб с превышением ПДК и 95 процентиль; условно патогенные и патогенные микроорганизмы, также указывается общее число проб, % проб с превышением ПДК и 95 процентиль. Приводятся сведения об общем количестве населения, пользующегося питьевой водой из систем централизованного холодного питьевого водоснабжения и количество населения подвергающегося воздействию загрязнений.

В отличие от перечней, действовавших раньше, в новый перечень включены социально-экономические показатели, показатели качества атмосферного воздуха и питьевой воды систем централизованного водоснабжения. Таким образом, эта система социально-гигиенического мониторинга более полно отвечает поставленным задачам и позволяет оценивать как состояние здоровья населения, так и качество атмосферного воздуха и питьевой воды.

Читайте также:
Указные книги: что это такое, описание и особенности

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» введено в действие новое Положение.

Положение устанавливает цели, задачи, порядок проведения социально-гигиенического мониторинга и формирования федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга.

Основные цели и задачи социально-гигиенического мониторинга сформулированы в п.п. 2 – 10 части первой Положения:

«2. Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека (далее именуется – мониторинг).

3. Мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утверждённых в установленном порядке нормативных правовых актов, в т. ч. санитарных правил, а также методических материалов.

5. Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (далее именуется – федеральный информационный фонд) представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

6. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) формирование федерального информационного фонда;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выработки предложений для принятия решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти объектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

7. В рамках мониторинга используются данные наблюдения:

а) за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, в т. ч. биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения), социальными (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и иными факторами (ведётся органами Роспотребнадзора Российской Федерации);

б) за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в т. ч. на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведётся Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и подведомственными им организациями);

в) за радиационной обстановкой (ведётся федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в т. ч. и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);

г) за факторами социальной среды человека (ведётся Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями);

д) за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведётся Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы);

е) за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых Продуктов для здоровья населения (ведётся органами и учреждениями Роспотребнадзора Российской Федерации, государственной ветеринарной службы Российской Федерации, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации).

8. Проведение мониторинга осуществляется путём:

а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека;

б) сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;

в) использования всех информационных баз данных о состоянии здоровья граждан и среды обитания человека, которые ведутся структурными подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, на объектах обороны и оборонного производства и иного специального назначения.

Читайте также:
Чистый аккредитив: что это такое, описание и особенности

9. Проведение мониторинга обеспечивает:

а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на здоровье населения;

г) подготовку решений по реализации мер, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека;

д) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга».

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 60 г. Москва “Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга”

Изменения и поправки

В соответствии со статьей 45 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 23, ст. 2436).

Председатель

Правительства Российской Федерации

Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее – мониторинг).

3. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

4. Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

5. При проведении мониторинга используются данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы государственной статистики, структурных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Управления делами Президента Российской Федерации и их учреждений.

6. В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:

а) за состоянием здоровья населения – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

б) за факторами среды обитания человека, включая:

биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные) – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики;

физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения) – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной службой государственной статистики;

Читайте также:
Среднедушевой доход: что это такое, описание и особенности

природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики.

За состоянием здоровья населения и за факторами среды обитания человека наблюдения также ведутся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, органах безопасности, органах внутренних дел, а также в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

7. На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

8. Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, осуществляются на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

9. Проведение мониторинга обеспечивает:

а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

г) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

10. Мониторинг проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, издаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Что такое социальные нормы — их виды и примеры из жизни

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Само по себе слово «норма» означает некий стандарт или правило, которых необходимо придерживаться в обществе, чтобы не быть изгнанным из него.

Что такое социальные нормы, какими они бывают и для чего придуманы – тема сегодняшней статьи.

Что такое социальные нормы

Социальные нормы представляют собой предписания, исполнение которых мы требуем друг от друга в социуме.

Эти требования устанавливают границы, условия и цели нашего общения, что значительно облегчает процесс взаимодействия. Приходя на работу, в ресторан или магазин, вы точно знаете, что вас там ожидает.

Бывают, конечно, исключения, когда кто-то решает нарушить данные нормы. Например, вы пришли в поликлинику, а врач отказывается вас осматривать, или ваш супруг завел на стороне любовницу. Нарушения правил осуждается обществом, а многие еще и преследуются законом. Есть люди (это социопаты), которые полностью их игнорируют.

Нормативы социального поведения впервые возникли в далекой древности, когда люди стали объединяться в группы. Чтобы тебя приняли, ты должен соблюдать установленные внутри этой общности законы.

Нарушать их было страшно, ведь таких членов изгоняли, и они оказывались в полном одиночестве, выжить в котором было крайне сложно: его могли убить представители других племен либо съесть дикие хищники. Правила менялись вместе с развитием человека – изменением и ростом его потребностей.

Социальные нормы – это правила, которые имеют следующие признаки:

  1. они одобряются всеми людьми (большинством);
  2. имеют своей целью регуляцию общественных отношений;
  3. контролируют поведение членов общества, порицают отступы от нормы;
  4. объективны и не зависят от желаний индивида (воровать плохо для всех);
  5. имеют разные степени обязательности исполнения.

” alt=””>

Виды социальных норм с примерами

Все нормы можно разделить на ряд основных групп:

  1. Обычаи – правила, сложившиеся исторически вследствие многократного повторения. Например, один из свадебных обычаев в России такой: жених, забирая невесту из отчего дома, должен дать за нее выкуп.
  2. Социальные традиции – это почти то же самое, что и обычаи, но возникать могут спонтанно, то есть не нуждаются в многократном повторении, чтобы стать таковыми. Этот вид правил больше похож на соблюдение модных, распространенных в обществе тенденций. Кто-то показал пример, все повторили – родилась традиция.
  3. Деловые правила имеют место в трудовой и учебной деятельности. Примером социальных норм в данном случае может служить приветствие учителя учениками: при входе преподавателя в класс все обязаны встать, поздороваться, а потом занять свои места.
  4. Религиозные – установлены каждой конфессией для своих адептов (это кто?) и записаны в священные книги. Например, в христианстве это Библия, в исламе – Коран.
  5. Корпоративные нормы рождаются в отдельных группах, таких как рабочий коллектив, общественные организации, кооперативы, партии и другие. Эти правила подкреплены законом и призваны регулировать взаимодействие между участниками, защищая их права и интересы.
  6. Моральные стандарты основаны на понятиях о добре и зле, их несоблюдение влечет за собой общественное порицание.
  7. Правовые нормы – закреплены юридически, считаются обязательными в исполнении. Несоблюдение карается по закону.
  8. Эстетические — правила хорошего тона, требования к внешнему виду (одежда, прическа, гигиена и т.д.)
Читайте также:
Чрезвычайное положение: что это такое, описание и особенности

Вот еще примеры по разным видам правил социального поведения:

Также виды социальных норм делят на формальные и неформальные. Первые закреплены на юридическом уровне: их нарушение приведет к проблемам с законом (штраф за разбитое окно). Вторые существуют на «честном слове», доброй воле личности (по идее чужую жену нельзя уводить из семьи, но если очень хочется, то можно).

Еще образцы общественных отношений разделяют по степени обязательности исполнения:

  1. запрещающие – то, чего делать нельзя. Например, курение и распитие спиртных напитков в общественных местах;
  2. побудительные – стимуляция индивидов к исполнению норм (пример: премии, дополнительные баллы на ЕГЭ);
  3. рекомендованные – необязательное, но желательное поведение (например, оплата кредита в срок);
  4. повелительные – обязательные к исполнению виды социальных норм (врач обязан лечить, президент – руководить своей страной).

По масштабу социальной группы, к которой применяются правила, можно провести и такое разделение (примеры показаны в последнем столбце):

Функции правил социального поведения

Социальные нормы в обществе выполняют три функции:

  1. Регуляция – правила регулируют всевозможные поведенческие модели: призывают, поощряют одобряемые и порицают, ограничивают негативные (например, правила дорожного движения: выезд на встречную полосу запрещен).
  2. Социализация – помогают индивиду (кто это?) стать полноценным членом общества, облегчают его «вливание» (пример: Петя знает, что бить девочек нельзя, за это его уважают в классе).
  3. Оценочная функция делит поступки, с неформальной точки зрения, на хорошие и плохие, законные и незаконные, а право в системе социальных норм указывает на их законность или незаконность.

Зачем людям соблюдать нормы?

На мой взгляд, основной задачей социальных норм является сохранение человеческих ценностей в отдельных малых группах, что позитивно влияет на все общество в целом. Одной из наиболее значимых ценностей является семья (что это?), ведь именно оттуда человек выносит свои первые знания о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Если в семье люди любят и уважают друг друга, то они также ведут себя и в обществе. Если ребенка учат быть добрым и отзывчивым, поступать по совести и приносить пользу людям, то из него вырастает эффективный член общества (что это такое?).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Проблема в том, что описанные правила также устанавливаются людьми, а потому имеют значительную долю субъективности, устаревают и не всегда способствуют благу конкретного индивида.

Социальные нормы очень полезны. Если бы они ни были такими жесткими, общество давно бы вернулось к первобытному строю.

Социальные нормы: виды, общая характеристика.

Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Читайте также:
Режим законности: что это такое, описание и особенности

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Основные характеристики различных социальных норм

Виды социальных норм Их характеристика Примеры социальных норм
Обычаи Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять Празднование Нового года в ночь на 1 января и др.
Традиции Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества Регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.
Нормы морали Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.
Правовые нормы Формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его «Запрещается пропаганда социального, расового, национального,
Виды социальных норм * Их характеристика Примеры социальных норм
Правовые нормы принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.
Религиозные нормы Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.
Политические нормы Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления » (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.
Эстетические нормы Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер Разработанная древнегреческим скульптором По-ликлетом система идеальных пропорций человеческого тела,ставшая нормой в эпоху Античности и др.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:

— императивные (лат. imperativus — повелительный); рекомендательные.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

— дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

— предписание — указание на требуемое действие;

— запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: