Социально-реабилитационный центр: что это такое, описание и особенности

Электронная библиотека

Социальный приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначены для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основными направлениями деятельности этих учреждений являются:

· профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;

· обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;

· обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социо-культурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, обеспечивает социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. Центры создаются из расчета один на 5 – 10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один Центр.

Социально-реабилитационный центр может включать в себя следующие структурные подразделения:

· отделение диагностики социальной дезадаптации;

· отделение реализации программ социальной реабилитации;

· отделение социально-правовой помощи;

· семейную воспитательную группу.

В качестве структурного подразделения социально-реабилитационного центра может быть образован социальный приют для детей и подростков. При этом в штатное расписание центра целесообразно вводить дополнительную должность заместителя директора центра – директора приюта.

Социальный приют для детей и подростков предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Приют создается из расчета один на 5 – 10 тысяч несовершеннолетних, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один Приют.

Социальный приют для детей и подростков может включать в себя следующие подразделения:

· отделение реализации программ социальной реабилитации;

· отделение социально-правовой помощи;

· семейную воспитательную группу.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначен для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 16 лет и оказания содействия в их дальнейшем устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может включать в себя следующие подразделения:

· отделение реализации программ социальной реабилитации;

· отделение социально-правовой помощи;

· семейную воспитательную группу.

Отделение диагностики социальной дезадаптации предназначено для:

· выявления и анализа факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

· определения форм и степени дезадаптации, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков;

· разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.

Приемное отделение предназначается для:

· проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних, направления их при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;

· оказания первичной психологической помощи;

· изучения особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;

· разработки индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков.

В отделении целесообразно предусматривать хранение набора продуктов для оказания экстренной помощи несовершеннолетним в течение суток.

Отделение реализации программ социальной реабилитации предназначается для:

· организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

· оздоровления системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановления их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятия психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

· содействия подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;

· включения детей и подростков в разнообразные виды деятельности, проводимые в учреждении и за его пределами;

· оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

Индивидуальная программа социальной реабилитации реализуется в условиях дневного или круглосуточного (стационар) пребывания ребенка в учреждении либо в семейной воспитательной группе. По завершении реализации программ социальной реабилитации сотрудники отделения осуществляют патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.

В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом формы и степени их социальной дезадаптации. Количество детей и подростков в реабилитационной группе рекомендуется устанавливать:

· при условии дневного пребывания в учреждении – от 5 до 10 человек;

· при условии круглосуточного пребывания в учреждении – до 7 человек.

Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В одном отделении целесообразно образовывать не более 5 реабилитационных групп.

Отделение социально-правовой помощи предназначается для:

· защиты прав и законных интересов воспитанников, в том числе, находящихся в семейных группах;

· оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в учреждении, в семью, интернатное учреждение, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.;

· формирования банка данных о потенциальных усыновителях, опекунах, попечителях, приемных семьях;

· организации психолого-педагогической, правовой подготовки к приему в семью неродных детей;

· наблюдения за адаптацией несовершеннолетних в принявших их семьях.

Семейная группа обеспечивает оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних и осуществляет свою деятельность на основании примерного положения о семейной группе специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Несовершеннолетний, помещаемый в семейную группу, остается воспитанником учреждения. Принимающая семья подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально, проходит испытательный срок и подготовку. Семейная группа открывается приказом директора учреждения. Воспитатель семейной группы несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение несовершеннолетнего.

Учреждение обязано осуществлять материальное обеспечение несовершеннолетнего в семейной группе по нормам, установленным для воспитанников учреждения, с учетом пожеланий воспитателя либо в форме выдачи продуктов питания и предметов вещевого довольствия, либо в форме денежной компенсации, а также осуществлять постоянный психолого-медико-социальный патронаж несовершеннолетних. Семейная группа может быть ликвидирована приказом директора учреждения в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей по отношению к воспитаннику либо по заявлению воспитателя семейной группы, ребенок при этом переводится в учреждение.

Читайте также:
Таможенное оформление: что это такое, описание и особенности

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

3. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в подпункт 5 пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 6 пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 настоящего Федерального закона.

4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

ГАРАНТ:

См. Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N 4

5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации”, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. N 25

См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения “Центр психолого-педагогической помощи населению”, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 53

См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения “центр экстренной психологической помощи по телефону”, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 54

Читайте также:
Переработка товаров под таможенным контролем
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 3 пункта 5 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;

5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

6. Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 1 пункта 6 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1) вызывать представителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных организаций;

2) приглашать родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;

3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 7 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

7. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как субъект социальной защиты детей Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коломасова Екатерина Николаевна, Мусалеева Динара Рафиковна

В данной статье рассматривается деятельность социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних как один из способов защиты безнадзорных детей и детейсирот. Основные направления работы данного типа учреждений представлены на примере ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних „Радуга”».

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коломасова Екатерина Николаевна, Мусалеева Динара Рафиковна

Текст научной работы на тему «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как субъект социальной защиты детей»

действий, ветераны военной службы, ветера- сделать вывод о значимости пенсионных

ны государственной службы, ветераны тру- выплат как меры социальной поддержки седа). Данное разнообразие позволяет нам мей в современной России.

1. Беляев В. П. Право социального обеспечения / В. П. Беляев, А. Н. Мануковская,

О. Е. Фарберова. — М. : РДЛ, 2008. — 240 с.

2. Ершов В. А. Право социального обеспечения / В. А. Ершов. — М. : Гросс-Медиа : РОСБУХ, 2009. – 312 с.

3. Лушников А. М. Теория права социального обеспечения : прошлое и настоящее /

А. М. Лушников, М. В. Лушникова, Т. Ю. Барышникова. — Ярославль : Изд-во Ярослав, ун-та, 2008. — 288 с.

4. Право социального обеспечения / отв. ред. К. Н. Гусов. — М. : Проспект (ТК Велби), 2008. – 640 с.

5. Удалова А. В. Право социального обеспечения / А. В. Удалова. — М. : Омега-Л, 2008. —

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫИ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ Е. Н. Коломасова, Д. Р. Мусалеева

В данной статье рассматривается деятельность социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних как один из способов защиты безнадзорных детей и детей-сирот. Основные направления работы данного типа учреждений представлены на примере ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних „ Радуга” ».

Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них кризисные явления в семье — нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми, резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития [3, с. 46].

В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадапти-

рованных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.

Социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социально-защитных детских учреждений. Они позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг,

© Е. Н. Коломасова, Д. Р. Мусалеева, 2012 |

) которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социально-защитных учреждениях [2, с. 112]. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних — специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По состоянию на 2011. г. в России насчитываются 187 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, в которых находятся 28 167 воспитанников. На территории Республики Мор-I довия расположены четыре социально-реа-I билитационных центра, в которых находятся 179 детей [1, с. 17].

Читайте также:
Фактический перевозчик: что это такое, описание и особенности

Подробнее рассмотрим один из них. ГУ СО «Социально-реабилитационный центр | для несовершеннолетних ,,Радуга“» был открыт 2 октября 1995 г. Данный центр является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Республики Мордовия оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате отклонений психосоциального развития и неблагоприятных условий существования. В учреждение круглосуточно принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно или по инициативе родителей (законных представителей).

Центр рассчитан на 50 мест. На сегодняшний день в учреждении проживают 55 человек: 29 девочек, 26 мальчиков. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.

Основная цель социально-реабилитационного центра — обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью выраженности дезадаптации, а также профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. В функции учреждения входят: обеспечение временного проживания

несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, принятие участия в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи, оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, разработка и реализация программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленной на выход из трудной жизненной ситуации, и др. В структуру данного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних входят следующие отделения: при-емно-диагностическое, отделение социально-правовой помощи, отделение социальной реабилитации, семейно-воспитательная группа.

С воспитанниками данного учреждения работает целый ряд квалифицированных специалистов. В штат сотрудников входят социальный педагог, психолог, логопед, социальный работник, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, медицинский работник и др.

Приоритетным направлением центра является создание условий для индивидуального подхода к каждому ребенку. Большое внимание уделяется социальной адаптации вновь поступивших детей, а также самореализации и самоактуализации, досуговой деятельности воспитанников.

Несовершеннолетним, поступившим в социально-реабилитационный центр, предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в центре. Адаптация воспитанника достигается, если работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней среда обитания, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку и веру в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также незнакомое ранее отно-

ВЕСТНИК Мордовского университета ( 2012 ( № 1

шение заботы. Главное внимание состоит в том, чтобы в стенах центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них со-циально-значимые потребности. Адаптация проходит более успешно, если несовершеннолетний с первых шагов своего пребывания в реабилитационном центре поставлен в позицию соучастника, созидателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя. Важно дать детям возможность создавать свой дом. Каждый ребенок по своему вкусу создает „ дизайн “ у своей кровати, навешивая плакаты, рисунки и т. д. На первых порах взрослые не спорят с ним, даже если вкусы подростка оставляют желать лучшего. Главное состоит в том, чтобы ребенок пережил чувство своего собственного дома. Когда у ребенка упрочится доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять их к лучшему.

В жизни социально-реабилитационного центра необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для ребенка важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Ее создает все — и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, и возможность найти любимое местопребыва-ние в учреждении. В процессе социализации и социальной адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, так как социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Важным направлением в работе с ребенком в данном центре является социальная реабилитация. Сущность социальной реабилитации несовершеннолетних в стационарных условиях заключается в восстановлении утраченных ими социальных связей, социального статуса, а также в устранении или возможно полной компенсации ограничений жизнедеятельности. Реабилитационные мероприятия побуждают подростков к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения личности ребенка к труду, досуговой деятельности [4, с. 87].

Помимо социальной адаптации и реабилитации в центре используются различные виды терапий в работе с детьми, такие как арттерапия, песочная терапия, игровая терапия, иппотерапия и др. Так, например, иппотерапия — новая технология социальной работы, применяемая в данном учреждении. Иппотерапия — одна из форм лечебной физической культуры, которая использует весьма необычный «спортивный снаряд» — живую лошадь. Любые заболевания и отклонения в состоянии здоровья человека влекут за собой уменьшение доли мышечных усилий, увеличивая при этом опасность возникновения многих заболеваний, напрямую связанных с малоподвижным образом жизни — гиподинамией. Иппотерапия оказывает комплексное воздействие на организм человека, улучшает физическое состояние, нормализует деятельность нервной системы.

Также центр сотрудничает и с рядом других учреждений и организаций Мордовии. Например, в целях активизации работы по профилактике детбкого дорожно-транспортного травматизма и обеспечения безопасности детей, а также в рамках проекта «Крепкая семья» Мордовское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» совместно с Октябрьским местным отделением ВО О «Молодая гвардия Единой России» Республики Мордовия, Госавтоинспекцией МВД по Республике Мордовия и региональным отделением Межрегионального патриотического общественного движения «Наследники Победы» 29 сентября 2010 г. в Государственном учреждении социального обслуживания « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних „Радуга”» провели широкомасштабную акцию под названием «Я — пешеход!».

Читайте также:
Сопутствующий договор: что это такое, описание и особенности

Таким образом, социально-реабилитационный центр выступает одним из субъектов социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, принимая участие в выявлении и устранении причин И условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказывая социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства. А так- j же центр содействует возвращению несовершеннолетних в семьи.

1. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития : понять, чтобы помочь /

А. О. Дробинская. — М. : Шк. пресса, 2005. — 96 с.

2. Поддубная Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб. пособие для

студентов высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Академия, 2008. — 320 с.

3. Савинов А. Н. Организация работы социальной защиты : учеб. пособие для студентов

учреждений сред. проф. образования / А. Н. Савинов, Т. Ф. Зарембо. — 2-е изд., стереотип. —

М. : Академия, 2004. — 192 с.

4. Холостова Е. И. Социальная реабилитация : учеб. пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. — М Дашков и К0, 2002. — 340 с.

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА К. Н. Коршунова

Статья посвящена анализу процесса конструирования региональной модели социальной защиты детства для совершенствования системы социальной защиты детства на уровне Российской Федерации.

Социальная трансформация российского общества, либерализация и регионализация социальной политики обусловливают актуальность социального конструирования региональных моделей социальной защиты детства. Конструкционистский подход к разработке региональных моделей социальной защиты детства представляется наиболее продуктивным в современных российских условиях, поскольку его применение делает возможным выявление наиболее важных социальных проблем региона и конструирование адекватных рациональных подходов к их решению.

В условиях перехода к рыночной экономике система социальной защиты детства приобретает значение важнейшего инстру-I мента государственной социальной политики, коренным образом влияющего на решение социальных проблем детей в субъектах Российской Федерации. Поэтому необходимо принципиальное реформирование системы помощи детям и защиты их прав. На сегодняшний день у нас отсутствуют действенные механизмы защиты прав детей. Причем речь идет не только о защите прав в утилитарном, преимущественно социально-юридическом аспекте. Прежде всего,

имеется в виду защита права ребенка на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне. То есть в принципиальном плане под социальной защитой детства мы понимаем не только предоставление мер социальной поддержки, назначение и выплату детских пособий, а создание ему условий для позитивной социализации; в которых он сможет в полной мере самореализоваться.

Научное осмысление понятия социальной защиты детства позволяет обозначить достаточно серьезную проблему. В отличие от конкретного практического наполнения теоретические конструкции этого понятия весьма неконкретны и зачастую противоречивы.

Весьма примечательно, что только половина ведомств в субъектах РФ (министерства, департаменты, комитеты), ответственных за организацию социальной защиты детства, используют этот бренд «Социальная защита» в своих названиях. И речь идет не только и не столько о названиях

© К. Н. Коршунова, 2012

ВЕСТНИК Мордовского университета ( 2012 | 1

Социальная реабилитация: кто ей занимается и в чем суть работы

Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе. Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания. Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.

Что такое социальная реабилитация

Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:

– с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;

– со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;

– с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.

Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.

Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.

Что входит в обязанности специалиста

Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:

Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.

Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.

Подготовка к непосредственной работе с подопечными.

Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.

Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.

Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ, поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.

Виды социальной реабилитации

Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.

Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.

Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.

Читайте также:
Организация преступного сообщества: закон

Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.

Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.

Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.

Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.

Кому подойдет эта профессия

Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:

знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;

понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;

уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.

По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.

Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Как стать специалистом по социальной реабилитации

Если вы психолог, педагог, врач, но хотите заниматься прицельно социальной реабилитацией, вы можете пройти профессиональную переподготовку в АБиУС – это заочное дистанционное обучение, где за два месяца вы узнаете и о нормативно-правовом обеспечении реабилитационной и абилитационной работы, и о том, как работать с людьми разного возраста и социального статуса, и о том, как оценивать эффективность этой работы. После обучения слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке и может работать в любой соответствующей организации России.

Если вы уже занимаетесь соцработой, то знаете, что эта отрасль развивается, постоянно появляются новые методики работы, обновляется законодательство, поэтому нужно вовремя проходить курсы повышения квалификации. Профстандарт рекомендует делать это минимум раз в пять лет. Повысить квалификацию в АБиУС по программе «Социальная реабилитация и абилитация» можно за три недели. За это время вы освежите свои знания и умения, освоите новое направление в работе. А после итоговой аттестации получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Специфика работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Однако численность центров и география их размещения не соответствуют остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Поэтому потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.
Объектом данной работы является несовершеннолетний в социально-реабилитационном центре.
Предметом дипломной работы является социальная реабилитация несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах.
Цель работы – показать эффективность деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Работа учреждений социальной реабилитации в …………………….7
1.1 Основные термины и понятия. …………………………………..…………..7
1.2 Организация социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации : отечественный опыт. ……………………………12
Глава 2. Специфика работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы. …………………..…23
2.1. Социальный портрет ребенка, находящегося в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………23
2.1. Особенности реабилитационной работы с несовершеннолетними…. …29
2.3. Роль семейных воспитательных групп в реабилитации несовершеннолетних…………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………….………45
Список литературы………………………………………………………………48

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.doc

Исходя из того, с какими категориями детей приходится работать специалистам, социально-реабилитационные учреждения выделяют следующие основные задачи: профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; предоставление бесплатно социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков; обеспечение временного проживания безнадзорных детей в нормальных бытовых условиях; оказание психологической, коррекционной и иной помощи; участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних, в их устройстве.11

Разными путями попадают подростки в приюты и центры: после рейдов, проводимых социальными работниками в местах, где собираются беспризорные дети; их приводят работники правоохранительных органов, близкие и дальние родственники, сами воспитанники и т.д. Особенности детского контингента и определяют содержание деятельности по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего с семьей.

Специалисты выделяют два пути решения этой проблемы:

1 – ребенок возвращается в семью, что возможно только лишь при соответствующей адекватной ситуации в работе с родителями и детьми;

2 – создание семейно- воспитательных групп. Этот путь предложен социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних “Воспитательный дом”. Специалисты “Воспитательного дома” считают, что “в идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через семейную группу, полагая, что это один из реальных и эффективных путей реабилитации дезадаптированных детей, при котором происходит восстановление утраченных детьми социальных, нравственных и духовных связей с окружающим миром”.12

По мнению специалистов Красноярского центра социального здоровья “Качинский”, основная причина неблагополучия девиантных подростков заключается в том, что их жизнь была крайне однообразной, они не прожили различные положительные жизненные ситуации, поэтому не приобрели адекватного социального опыта. Чтобы создать условия для приобретения подростками социального опыта выделяют несколько принципов:

Читайте также:
Членский взнос: что это такое, описание и особенности

включение рефлексии, т.е. приобретение навыков рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения в ней;

безоценочность в подходе к анализу поведения подростков;

создание условий для успеха подростков в учебной или иной деятельности;

убеждение детей в эффективности предлагаемых им способов действий.13

Труд детей во всех его видах и формах стал органичной частью системы профилактической и реабилитационной работы специализированных учреждений. Так, в социально-реабилитационном центре пос. Залари Иркутской области реализуются авторские программы начального профессионального образования, которое выбирается с учетом потребностей Иркутской области. Для мальчиков предусмотрена подготовка по профессиям: фермер-арендатор, тракторист, водитель категории “С”, автослесарь; для девочек – швея легкого платья, младшая медсестра, помощник воспитателя дошкольного учреждения.14

В Томской областной школе социальной адаптации детей и подростков имеется 19 производственных мастерских: швейная, керамическая, лозоплетения и др. Труд воспитанников ориентирован не только на удовлетворение внутренних нужд, но главным образом на получение и выполнение производственных заказов, значительная часть полученных денег идет на оплату труда воспитанников. Включение дезадаптированных подростков в такой труд в значительной мере обеспечивает успешность их социальной реабилитации и социальной адаптации в дальнейшей жизни.

Специализированные учреждения являются учебно-воспитательными. Обучение подростков организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах:

в общеобразовательной школе или ПТУ;

в классах выравнивания, в классах компенсирующего обучения, в “домашней” школе специализированного обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.

На базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Кемерово открыт филиал школы № 32, разработаны учебные планы для 1-8 классов в соответствии с базисным планом образовательных учреждений.15 Индивидуальное обучение дает возможность непосредственно и более качественно проводить педагогическую коррекцию с учетом психологических особенностей. Школьникам здесь предоставлено право выбора: учиться в здании или непосредственно в школе, присоединившись к той немногочисленной группе детей у которых изначально был интерес к школе. Такая организация занятий дает возможность осуществлять дифференцированную и индивидуальную работу с детьми, особо нуждающимися в этом.

Таким образом, поддержка и помощь детям “группы риска” осуществляется в Российской Федерации через услуги соответствующих служб: социальных приютов, социально-реабилитационных центров, территориальных центров социальной помощи семье и детям. Социально-реабилитационные центры (в структуру которых входят приюты) позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью. Территориальные центры социальной помощи семье и детям определяют одну из приоритетных задач своей деятельности – проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение девиантного поведения среди несовершеннолетних на отдельно взятой территории. Однако в целом вся работа в межведомственных структурах характеризуется своей разобщенностью, нескоординированностью функций органов, призванных нести ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи.

Глава 2. Специфика работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы

2.1. Социальный портрет ребенка, находящегося в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Нестабильность социально- экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, психологических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство.

Безнадзорный ребенок – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или его законных представителей.16 Безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства, считается беспризорным. Бездомные дети – наиболее социально незащищенная часть общества. По статистическим данным основная масса бездомных детей (82,5%) находится в возрасте 10-15 лет, причем в основном это мальчики (80%). В возрасте 16-18 лет – 12,5%.17 По данным социологических исследований в России насчитывается 2-4 млн. беспризорных детей и подростков.18

Для изучения социального портрета несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации проведено исследование в МУ “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара”. Объектом исследования выступали несовершеннолетние дети и подростки от 3 до 16 лет в количестве 60 человек, воспитывающиеся в МУ “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара”.

Исследование, проводившееся в феврале 2003 года и феврале 2004 года, является сплошным, т. к. все дети, принимавшие участие в исследовании, проживают в МУ “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара”.

Для проведения исследования использовался метод контент-анализа личных дел (для выявления общей характеристики семьи ребенка), личных медицинских карт (для установления частоты заболеваемости детей, проживающих долгое время на улице или в антисанитарных условиях дома), карт социальной реабилитации (для подсчета социальной запущенности ребенка).

Статистика за 2009 год показывает – количество несовершеннолетних, обслуженных в центре составило 214 человек, из них 30 человек дошкольного возраста, 89 – в возрасте 7-11 лет, 76 человек – 12-14 лет, 20 человек – в возрасте 15 лет и старше.19 По этим данным можно сделать вывод, что основной контингент центра – это подростки младшего и среднего возраста от 10 до 14 лет.

В психологической литературе подростковый возраст отмечается как кризисный, когда происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подростки характеризуются особой чувствительностью, беспокойством, раздражительностью, повышается недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости.20 Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное.

Читайте также:
Устав о дисциплине работников морского транспорта

При изучении личных дел, а также актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних, проведенных специалистами МУ “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара”, можно придти к выводу, что среда, в которой воспитывалось большинство детей, характеризуется как неадекватная для нормальной социализации и дальнейшего развития личности ребенка.

Значительная часть воспитанников центра – социальные сироты (92%). У них есть оба или один родитель, но их наличие лишь увеличивает социальную дезадаптацию ребенка в силу разных причин.

Несовершеннолетние, находящиеся в центре поступили из разных категорий семей: 28,3% проживает в полных семьях, где ребенка воспитывает родная мать и родной отец, 30,8% детей воспитываются в семьях, где родители имеют повторный брак, т.е. на данное время дети имеют мачеху или отчима; 33% детей – из неполных семей, где воспитанием детей занимается один из родителей.

Таким образом, можно говорить, что безнадзорные дети воспитываются в основном в неполных семьях, где родители имеют повторный брак. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.

По результатам исследования у 13,3 % подростков нет родных братьев и сестер, в 50% семей детей двое, 23,9% – трое, в 9,8% – четверо, в 3% – пятеро. Таким образом, 36,7% воспитанников проживали в многодетных семьях.

70,1% семей находятся без постоянного заработка, т.к. родители в таких семьях являются безработными и не пытаются трудоустроиться. Основными источниками дохода являются получение пособия по безработице (50,5%), пособия на ребенка, в том числе пенсии по инвалидности ребенка, по потере кормильца (34,5%), алименты на ребенка (9%), а также попрошайничество как ребенка, так и самих родителей (6%).

Более 1/ 2 респондентов (60,9%) проживали в семьях, имевших отдельный дом или квартиру; остальные 40% – проживали в коммунальной квартире; снимали жилье – 3,6%. По мнению автора, это является одним из объективных факторов, повлиявшим на формирование у респондентов установки к бродяжничеству. Таким образом, безнадзорность и беспризорность огромного количества детей является следствием лишения или ограничения тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.

Достаточно высок процент детей, поступающих в центры и требующих защиты государства по причине асоциального поведения родителей. В большинстве семей (63%) один из родителей злоупотребляет алкоголем, в 14,6% – пьют оба родителя. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, часто применяются наказания по отношению к детям: как словесные упреки, так и применение физического насилия.

Результаты исследования показывают, что 68% воспитанников при поступлении в центр не имеют навыков самообслуживания, т.е., воспитываясь в семье, они не получили необходимых санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков.

Таким образом, несовершеннолетние, находящиеся в специализированных учреждениях, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии.

Для них характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. 37,1% беспризорных детей имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими.21

Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. У 22,5% детей, имеющих опыт беспризорной жизни, снижена самооценка, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты.22 Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении со взрослыми. С одной стороны, они сами немало пострадали от действий взрослых, с другой стороны, у детей складывается потребительское отношение к родителям.

Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во-первых, это может быть вариант изоляции (11,4%) – стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего “Я”.

Другой вариант может проявляться в оппозиции (24,7%), которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант- агрессия (17,3%) характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти.23

Медицинское обследование детей в центре показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. По результатам исследований, несовершеннолетние, находящиеся в центре, имеют следующие заболевания: 31% – неврологическая патология, 24% – заболевания опорно-двигательного аппарата, 23% – состоят на “Д” учете у фтизиатра (тубинфицированы), 26% – лор заболевания, 10% – офтальмологические заболевания, 34% – различные дерматологии. Это говорит о низкой медицинской активности родителей несовершеннолетних. Некоторые дети по несколько лет не были на приеме у врача, а поскольку они не посещали и детские дошкольные учреждения, то были полностью лишены медицинского наблюдения.

Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60 “Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60
“Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга”

С изменениями и дополнениями от:

4 сентября 2012 г., 25 мая 2017 г.

Читайте также:
Ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных
ГАРАНТ:

О взаимодействии Роспотребнадзора и Росгидромета по реализации настоящего постановления см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Росгидромета от 22 ноября 2007 г. N 329/384

Во исполнение настоящего постановления см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 февраля 2006 г. N 23, приказ Федерального медико-биологического агентства от 17 марта 2006 г. N 71 и приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 августа 2007 г. N 246

В соответствии со статьей 45 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 23, ст. 2436).

Председатель Правительства
Российской Федерации

2 февраля 2006 г.

Положение
о проведении социально-гигиенического мониторинга
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60)

С изменениями и дополнениями от:

4 сентября 2012 г., 25 мая 2017 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее – мониторинг).

3. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

4. Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 631 в пункт 5 внесены изменения

5. При проведении мониторинга используются данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы государственной статистики, структурных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и их учреждений.

ГАРАНТ:

О сборе данных социально-гигиенического мониторинга за 2005 г. см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 февраля 2006 г. N 22

6. В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882 в подпункт “а” внесены изменения

а) за состоянием здоровья населения – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;

б) за факторами среды обитания человека, включая:

биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные) – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики;

физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения) – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной службой государственной статистики;

природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, – наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики.

За состоянием здоровья населения и за факторами среды обитания человека наблюдения также ведутся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, органах безопасности, органах внутренних дел, а также в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

7. На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Читайте также:
Условный факт: что это такое, описание и особенности
ГАРАНТ:

См. Перечень показателей и данных для формирования Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 декабря 2005 г. N 810

8. Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, осуществляются на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

9. Проведение мониторинга обеспечивает:

а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

г) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

10. Мониторинг проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, издаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Социально-гигиенический мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население указанных факторов. Мониторинг проводится Роспотребнадзором совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60 “Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга”

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 6 ст. 713, в “Российской газете” от 17 февраля 2006 г. N 34

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 631

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Социально-гигиенический мониторинг: значение и содержание

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается целой системой. И это неудивительно – ведь от него зависят здоровье, удовлетворенность и множество прочих общественных моментов. Социально-гигиенический мониторинг – это ведущее направление деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Оно имеет большую важность.

Вводная информация

Социально-гигиенический мониторинг является государственной системой наблюдения за здоровьем народонаселения, а также состоянием среды обитания. Данные анализируются, оцениваются, прогнозируются, а также определяется наличие причинно-следственных взаимосвязей между здоровьем людей и состоянием окружающей среды, оказывающими влияние факторами. Регулирует это Постановление правительства о социально-гигиеническом мониторинге № 60 от 02.02.2006. Согласно этому документу, система должна обеспечивать:

  1. Установление факторов, оказывающих вредное воздействие на людей, а также оценку их масштаба и последствий.
  2. Определение долгосрочных и неотложных мероприятий, позволяющих предупредить и устранить влияние негативных факторов среды обитания на состояние здоровья населения.
  3. Разработку предложений, позволяющих принимать выгодные решения для обеспечения благополучия людей.
  4. Информирование государственной власти и органов местного самоуправления, населения и организаций о результатах осуществляемого мониторинга.

Получаемые данные

Система социально-гигиенического мониторинга осуществляет наблюдение за такими важными моментами:

  1. Состоянием здоровья населения. Осуществляется сбор персонифицированных данных по заболеваемости среди людей.
  2. Факторами среды проживания. Среди них выделяют социальные (уровень жизни, условия существования, медицинское обеспечение), физические (вибрация, шум, инфразвук, ультразвук, ионизирующее и тепловое излучение и тому подобное) и биологические (бактериальные, паразитарные, вирусные).
  3. Радиационной обстановкой.
  4. Источниками воздействия на окружающую среду, оказывающими антропогенное воздействие. Интерес с этой точки зрения представляют атмосферный воздух, подземные и поверхностные воды, почва.
  5. Структура и качество приобретаемого/выращиваемого питания, безопасность используемых пищевых продуктов для здоровья употребляющих их людей.

При работе в этих направлениях система социально-гигиенического мониторинга решает ряд немаловажных задач.

Чем же занимаются специалисты?

Какие органы осуществляют социально-гигиенический мониторинг? В первую очередь следует напомнить про Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Она охватывает абсолютно все. Но отдельные моменты могут наблюдаться другими службами. Например, экологи следят за состоянием окружающей среды. Спасатели мониторят содержание вредных элементов. Медики позволяют получить информацию про состояние здоровья населения. В конечном счете все специалисты выполняют определенную совокупность работ:

  1. Наблюдают за факторами среды обитания.
  2. Формируют показатели, характеризующие состояние здоровья населения.
  3. Прогнозируют изменения.
  4. Организовывают и проводят научно-практические работы.
  5. Оценивают риск для здоровья населения.

Что делают с полученными данными?

Устанавливается связь между показателями здоровья и отдельными факторами, характеризующими окружающую среду. В последующем можно выделять приоритетные территории и осуществлять их гигиеническое ранжирование. Выдвигаются новые требования к сбору информации и анализу полученных данных, унифицируется процесс их получения, внедряются новые средства администрирования баз данных, телекоммуникационные и геоинформационные технологии. Осуществляется наблюдение, оценка, прогнозирование. Все усилия направляются на работу с ухудшением состояния здоровья населения для улучшения условий жизнедеятельности. Это включает разработку полноценного комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, задача которых – предотвратить и устранить неблагоприятные воздействия на организм человека. Положение о социально-гигиеническом мониторинге позволяет узнать более подробно обо всем этом.

Читайте также:
Трудовая повинность: что это такое, описание и особенности

Преследуемые цели

Какой желаемый конечный результат должен быть? Если обратиться к нормативным регулирующим документам, то из них можно вынести, что основная цель, ради которой и осуществляется социально-гигиенический мониторинг здоровья населения, – это выявление рисков, которые могут на него повлиять, а также разработка мероприятий, что направлены на уменьшение, устранение и предупреждение негативных факторов. Но не только на это приходится ориентироваться.

Про задачи

Одной целью не обойтись. Еще необходимо помнить и про выполняемые задачи социально-гигиенического мониторинга:

  1. Организация наблюдения за состоянием здоровья населения, его среды обитания, условий жизнедеятельности.
  2. Получение информации, которая необходима для реализации поставленной цели мониторинга, из министерств, управлений, местных распорядительных и исполнительных органов.
  3. Идентификация факторов, которые оказывают вредное влияние на людей. При этом ставка делается на выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов среды и состоянием здоровья.
  4. Координируется межведомственное взаимодействие для получения больших и лучших результатов.
  5. Обосновываются, разрабатываются и выполняются программы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охране здоровья, профилактике заболеваний, улучшению среды.
  6. Прогнозирование здоровья населения.
  7. Инженерно-техническое и программное обеспечение процесса мониторинга, исходя из возможностей современных научных решений.
  8. Информирование граждан, юридических лиц и государственных органов о результатах, которые были получены во время осуществления мониторинга.

Оценка рисков

Итак, что же дальше? Получены показатели социально-гигиенического мониторинга, затем наступает черед оценки риска. Этот процесс состоит из нескольких этапов: идентификация опасности, расчет воздействия, определение дозовой зависимости эффекта. И замыкает этот перечень подсчет конкретного риска. Давайте разберем каждый пункт.

Идентификация опасности

В данном случае подразумевается учет факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на здоровье человека. Анализ экологической обстановки, а также регистрация и фиксирование химических веществ, обнаруженных на территории, – это то, с чего всегда необходимо начинать. Могут проводиться выборочные исследования окружающей среды для выявления тех опасностей, которые есть, но ранее не были учтены. При этом делается ставка на качественный аспект.

Расчет воздействия

Или оценка воздействия. На этом этапе определяют фактический уровень распространения и поглощения ядовитого вещества определенной совокупностью индивидуумов. Расчет осуществляется в массе вещества, поглощенного за единицу времени, или как доза по отношению к весу тела. При этом выделяют три подэтапа.

На первом формируется характеристика окружающей обстановки. Она предусматривает проведение анализа основных физических параметров, которые присутствуют на территории. Это гидрогеологические условия, тип почв, климат, растительность и тому подобное. Также дается характеристика популяциям, которые потенциально могут быть подвержены вредоносному влиянию. Это расположение жилых районов, место проживания, демографический состав, виды деятельности.

Вторая часть предусматривает проведение идентификации маршрутов воздействия, а также потенциальных путей распространения, то есть как вещество передвигалось от источника возникновения до пораженного организма. При этом внимание уделяется механизму выброса, среде распространения, месту потенциального контакта, типу проникновения (с воздухом, продуктами питания, при потреблении воды).

И заключительная часть – это проведение количественной характеристики. При этом устанавливается и оценивается величина, частота и продолжительность воздействия. Оценивается воздействующая концентрация и рассчитывается величина поступления вещества.

Завершающие этапы

Социально-гигиенический мониторинг после получения необходимых данных предусматривает выявление:

  1. Дозовой зависимости. Экспериментально определяется на уровне явно действующих и достаточно высоких значений. Оценка реальной угрозы осуществляется с использованием метода экстраполяции. Для этого, как правило, используют две модели. После определения с конкретным подходом проводятся расчеты.
  2. Оценки риска. Предполагает обобщение результатов, полученных на предыдущих этапах. Здесь есть и количественный анализ величин риска, и характеристика неопределенности, что связана с процессом оценки. Эта стадия дает возможность предусмотреть возможный неблагоприятный эффект воздействия на человеческую популяцию, определяет допустимые уровни воздействия и часто содержит рекомендации по устранению негативных моментов.

О системности

Важно отметить, что данный предмет необходимо рассматривать как целостность. В противном случае будет не соблюдено понятие о социально-гигиеническом мониторинге. Гигиеническая диагностика на должном уровне позволяет определить угрозы. Но если нет адекватных действий по приведению ситуации в порядок, то все оказывается пустым времяпровождением. Если что-то делать, не имея представления о потребностях, то может оказаться, что все было зря.

Про принципы

В рассматриваемую концепцию заложены такие основы:

  1. Полнота и комплексность.
  2. Развитие.
  3. Реалистичность.
  4. Эффективность.
  5. Технологичность.
  6. Однократность ввода информации и многократность ее использования.
  7. Достоверность.
  8. Современность.
  9. Защищенность информации.
  10. Типизация.

О рисках

Какие же угрозы поджидают человечество? Социально-гигиенический мониторинг выделяет:

  1. Агрегированный риск. Отображает вероятность возникновения вредного эффекта при попадании в человеческий организм одного химического вещества.
  2. Индивидуальный риск. Предполагает оценку вероятности развития конкретного неблагоприятного эффекта у человека.
  3. Канцерогенный риск. Отображает вероятность развития злокачественных новообразований на протяжении человеческой жизни.
  4. Кумулятивный риск. Используется для отображения вероятности развития определенного вредного эффекта из-за одновременного поступления химических веществ с похожим механизмом действия.
  5. Популяционный риск. Это агрегированная мера, отображающая ожидаемую частоту вредных эффектов среди подвергшихся неблагоприятному воздействию людей.
  6. Приемлемый риск. Отображает вероятность развития неблагоприятных эффектов, которые не требуют принятия дополнительных мер для их снижения и оцениваются как независимые и незначительные, присутствуют в повседневной жизни и деятельности населения, не вызывая неудобств.
  7. Экологический риск. Отображает вероятность наступления события, которое повлечет неблагоприятные последствия для природной среды, что вызвано негативным влиянием хозяйственной или иной деятельности.

Теперь понятно, что это такое – социально-гигиенический мониторинг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: