Социальное обслуживание: что это такое, описание и особенности

Основные понятия социального обслуживания, принципы и формы

Социальное обслуживание – это один из элементов социального обеспечения, на которое, в соответствии со статей Конституции государства, имеют право все граждане Российской Федерации. Итак, рассмотрим далее понятие и принципы социального обслуживания, его субъектов, а также некоторые его виды.

Общее понятие

Если говорить о социальном обслуживании как одном из элементов социального обеспечения российских граждан, то следует, прежде всего, определить его значение.

Понятие социального обслуживания населения подразумевает определенный комплекс действий, которые совершаются специализированными службами. Они состоят в оказании социально-бытовых, правовых, медицинских, психолого-педагогических услуг, а также предоставлении материальной помощи неблагополучным слоям населения, а также всем тем, кто в ней нуждается в силу определенных жизненных обстоятельств, предписанных законодательством РФ, регулирующим тонкости социального обслуживания российского населения.

В роли социальных служб могут выступать отдельные организации или предприятия, представленные в их виде, на которые возлагается обязанность оказания социальных услуг. Следует отметить то, что такие службы, как правило, не имеют статуса юридического лица. Их клиентами могут быть все те граждане, которые на определенном жизненном этапе находятся в сложной ситуации.

Законодательное регулирование

Социальное обслуживание населения осуществляется на основании определенных законов, которые в настоящий момент действуют на территории РФ. К их числу, прежде всего, относится Конституция государства, которая предписывает то, что каждый представитель населения имеет право на нормальный жизненный уровень. Следует отметить, что социальное обслуживание и защита населения осуществляются именно для достижения такой цели.

Понятие, принципы и формы социального обслуживания отражены в статьях Закона “О социальном обслуживании”. Его нормы предусматривают осуществление отдельными службами и органами таких действий, которые способствуют повышению жизненного уровня нуждающихся слоев российского населения. Все они предписывают соблюдение отдельных принципов, из которых наиболее ярко прослеживаются гуманизм и равенство.

Понятия социального обслуживания, особенности и субъекты также широко отражены в нормативных актах международного характера. В частности, они прослеживаются в положениях Всеобщей Декларации прав человека и во Всемирной Декларации об обеспечении выживания детей и их защиты.

Кроме этого, на общегосударственное законодательство в данной сфере прямое воздействие оказывают и нормативные акты, которые были приняты в отдельных субъектах государства.

Современные юристы-практики отмечают то, что, несмотря на большую законодательную базу, отражающую основное понятие и принципы социального обслуживания, на деле данная сфера законодательства имеет большое количество так называемых пробелов, которые необходимо восполнять.

Основные виды обслуживания

Обслуживание населения в социальной сфере – это деятельность, которая может производиться в разных формах. Как понятие и принципы, виды социального обслуживания отражены в нормах, содержащихся в законе “О социальном обслуживании”, который в настоящий момент действует на территории РФ. Указанный нормативный акт предлагает населению обслуживание в виде предоставления материальной помощи, которая может быть оказана в предусмотренных законодателем случаях определенному кругу лиц.

На практике очень часто используется другой вид социального обслуживания – на дому, а также в стационарных учреждениях. Нуждающимся представителям российского населения в рамках существующих программ может быть предоставлена возможность проживания в социальных приютах на постоянной основе или пребывание в них только в дневное время суток.

В рамках государственных программ, предусмотренных современным действующим законодательством, населению могут быть предоставлены реабилитационные услуги или помощь консультативного характера.

Принципы

Понятие социального обслуживания граждан содержит в себе определенные сведения о принципах, на которых строится вся деятельность служб, осуществляющих его.

К числу основных из них, которые положены в основу осуществления рассматриваемого вида деятельности, относятся адресность и доступность. Такие принципы подразумевают лишь то, что любой вид помощи должен быть доступен для каждого нуждающегося, а все действия осуществлены адресно, то есть, в отношении конкретного лица, которое осуществило запрос об их предоставлении.

Любая деятельность служб социальной защиты должна осуществляться на принципе добровольности. Он подразумевает то, что любая деятельность специализированных служб не должна осуществляться по принуждению.

В понятии о принципах социального обслуживания населения и граждан говорится о том, что все действия должны осуществляться на конфиденциальной основе. Это означает, что социальные службы не могут оглашать общественности перечень тех лиц, которые являются адресатами помощи, и сущность оказанных действий.

В соответствии с установленными законодательством принципами предоставления социальной помощи незащищенным слоям населения, действия служб должны, в первую очередь, оказываться в отношении несовершеннолетних лиц, а также тех, кто находится в преклонном возрасте. Это связано с тем, что государство признает указанные слои населения наименее защищенными.

И, наконец, еще немаловажный принцип – он заключается в профилактической направленности всех действий, которые осуществляются социальными службами. Это означает, что все действия, которые совершаются в рамках программ социального обеспечения населения государства, должны предотвращать ухудшение жизненного уровня российских жителей.

Социальное обслуживание любого характера должно быть основано на соблюдении человеческих свобод и законных интересов, чести, а также на основном принципе – гуманности. Любой человек, независимо от своей половой, расовой, религиозной или иной принадлежности, имеет право на получение социальной защиты в виде предоставленной ему услуги.

Понятие и правовые принципы социального обслуживания населения предусматривают то, что информация о возможности получения рассматриваемых видов помощи, должна быть доступной для всех слоев населения. Основными ее источниками являются не только нормативные акты, но еще и СМИ, а также консультационные отделы при социальных центрах.

Читайте также:
Следы пожара: что это такое, описание и особенности

Субъекты

Как и в любых других правоотношениях, в сфере социального обслуживания существуют две стороны, представители каждой из которых являются их субъектами. С одной из них, в роли последних выступает государство, которое обеспечивает комплекс действий, именуемый социальным обслуживанием, через определенные органы и службы. В числе таковых органов могут выступать службы, сформированные при органах самоуправления на местах, а также представители власти, организации и учреждения, причем, независимо от того, к какой форме собственности они относятся.

Что касается субъектов, представляющих вторую сторону, то в качестве таковых могут выступать представители населения, которые ввиду каких-либо обстоятельств нуждаются в оказании социальной помощи. Законодатель предусматривает то, что на нее могут рассчитывать, в первую очередь, инвалиды, престарелые лица, а также несовершеннолетние граждане государства. Кроме того, целый ряд социальных услуг предоставляется для других незащищенных и малообеспеченных слоев населения. Следует отметить то, что в Российской Федерации большей частью социальных услуг могут пользоваться не только граждане страны, но также беженцы и лица, не имеющие гражданства какого-либо государства.

Основания для предоставления помощи

В основном понятии социального обслуживания в праве социального обеспечения говорится о том, что получить какой-либо вид помощи могут исключительно те лица, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Иными словами, наступление определенного случая, предписанного законодательством – это уже полноценное основание для предоставления социального обслуживания конкретному субъекту.

Что следует понимать под понятием “трудная жизненная ситуация”? Законодатель дает четкое его определение, содержащееся в тексте нормативных актов, регулирующих отрасль социального обеспечения. В них говорится о том, что трудная жизненная ситуация – это такие обстоятельства, при которых, в объективном смысле, нарушается нормальная жизнедеятельность конкретного гражданина или всей его семьи. Особенность такого обстоятельства заключается в том, что лицо фактически не может преодолеть его самостоятельно. Яркими примерами таковых могут выступать такие ситуации, когда лицо в какой-либо мере утрачивает дееспособность, семейное благополучие или обретает инвалидность. К таким случаям законодатель также относит сиротство, признание малоимущим, многодетность, отсутствие конкретного места для постоянного проживания, наступление старости, освобождение из тюрьмы и т. п.

Социальное обслуживание детей

Следует отметить то, что понятие социального обслуживания граждан может в отдельности распространяться и на несовершеннолетних детей. Необходимо понимать, что данная группа населения является наименее защищенной и нуждается в дополнительном обеспечении.

Понятие социального обслуживания детей представлено в положениях закона “Об основах социального обслуживания населения”. В нем предусмотрен целый ряд видов оказания социальной помощи несовершеннолетним представителям российского населения. Один из них – проведение образовательных программ для детей, которые нуждаются в этом. В рамках этого может быть оказана юридическая, психологическая, индивидуально ориентированная педагогическая, медицинская, а также социальная помощь детям. Помощь указанного характера также может быть оказана не только отдельным физическим лицам, но также и целым образовательным организациям.

Понятие социального обслуживания детей включает в себя также и проведение деятельности специализированных социальных служб в отношении проведения комплексов оздоровительных мероприятий, а также консультирования подростков и малышей в отношении путей снятия стресса (как правило, такие действия проводятся в анонимном порядке).

Большая часть мероприятий социального обслуживания несовершеннолетних представителей российского населения проводится в специализированных учреждениях, которых в РФ несколько видов: коррекционные детские дома, дома-школы, интернаты, и т. п. Как правило, в такие учреждения помещаются дети, которые относятся к числу сирот, а также тех, кто остался без нормального родительского попечения.

Содержание детей в перечисленных учреждениях осуществляется за счет государственного обеспечения. Все программы, которые осуществляются в них, а также применяемые воспитательные действия основываются на некоторых принципах, к числу которых относятся: гуманизм, свободное развитие личности, гражданственность, автономность светского образования, а также защита законных интересов и прав каждого воспитанника.

Обслуживание инвалидов

В процессе рассмотрения понятия социального обслуживания населения, следует обратить свое внимание на то, что государство направляет немалую часть усилий на обеспечение нормального жизненного уровня инвалидов. Все действия в данной сфере деятельности осуществляются исключительно на основании положений, представленных в ФЗ “О социальном обслуживании инвалидов”. В нем говорится о том, что обслуживанием данного типа является совокупность определенных действий, предоставляемых специализированными службами, направленных на обеспечение социального обслуживания населения РФ, отнесенного к группе инвалидов.

Данный вид обслуживания основывается на некоторых принципах, к числу которых относятся не только общие (гуманность, уважение интересов и прав человека, защита достоинства и чести и т. п.), но еще и отраслевые. В число таковых включены такие принципы, как: приоритетность оказания помощи инвалидам, ориентация обслуживания на особенности потребностей инвалидов, обеспечение равных возможностей в получении услуг.

Понятие социального обслуживания инвалидов подразумевает использование нескольких форм действий. К числу таковых отраслевые законодательные акты относят обслуживание в стационарных учреждениях, в полустационаре, а также на дому. Кроме того, любой инвалид имеет право на получение консультативной помощи в различных ее видах (устной или письменной).

Для предоставления социальной стационарной помощи государство организовало определенный перечень специализированных учреждений, которые финансируются за счет бюджетных средств. К числу таковых, на основании законодательства РФ, относятся интернаты, дома для инвалидов, реабилитационные и геронтологические центры.

Читайте также:
Можно ли лишить родительских прав умственно отсталого?

Деятельность по социальному обслуживанию инвалидов в указанных учреждениях РФ сводится к предоставлению услуг медицинского, психологического, культурного и социально-бытового характера. Именно такая форма обслуживания, по мнению специалистов, способствует скорейшей реабилитации инвалидов.

Что касается обеспечения помощи для инвалида на дому, то данные действия, как правило, выражаются в посещении конкретных лиц по определенным датам и праздникам, во время чего проводятся работы определенного характера. Современные специализированные центры в настоящее время тесно сотрудничают с представителями духовенства, которые также адресно посещают инвалидов, проводят с ними просветительские беседы, чем оказывают психологическую помощь.

Обслуживание пожилых граждан

Если более детально говорить о понятии социального обслуживания граждан, то следует отметить то, что оно предусматривает отдельные методы защиты людей, отнесенных к категории престарелых лиц. Система, в рамках которой осуществляется обслуживание этой группы населения, предусматривает целую структуру, которую составляют определенные государственные и негосударственные учреждения, имеющие социальный характер (дома-интернаты, центры социального обслуживания).

Что касается деятельности органов, входящих в рассматриваемую структуру, то она, прежде всего, направлена на предоставление социальных услуг в условиях стационара и на дому. Основные задачи, преследуемые в данных видах деятельности, заключаются в обеспечении социальной включенности престарелых лиц, их здоровья, а также поддержание активной деятельности в различных сферах.

Отдельное место в структуре организаций, деятельность которых направлена на обеспечение социальным обслуживанием лиц престарелого возраста, занимают геронтологические, а также социально-оздоровительные (санатории)учреждения. Что касается второго типа организаций, то их функции довольно многогранны и заключаются в осуществлении комплексного обслуживания (медицинского и социально-бытового).

Обслуживание на дому

Одним из видов социальной помощи является представление определенного перечня услуг на дому. Понятие и сущность социального обслуживания такого вида отражено в содержании закона “Об основах социального обслуживания”. Специалисты-социологи отмечают то, что именно данный вид обслуживания позволяет организовать защиту конкретных представителей населения в привычной для них среде обитания.

Говоря о понятии и принципах социального обслуживания населения, обязательно следует отметить то, что данный вид работ социальных служб направлен на наиболее тесное взаимодействие адресата помощи с представителями социальных структур. Обслуживание на дому подразумевает регулярное посещение адресата с целью оказания помощи в различных сферах жизнедеятельности: приобретении продуктов питания, медикаментов, сопровождении в медицинские учреждения, организации предоставления услуг бытового и социального характера. Нередко сотрудники социальных служб занимаются оказанием помощи в захоронении одиноких лиц, а также в оформлении различных документов.

Индивидуальная программа обслуживания

Для того чтобы оказание услуг имело максимально качественный результат, в отношении каждого нуждающегося лица специализированными службами создается индивидуальная программа обслуживания. Основой для ее расписания являются основные проблемы и потребности лица. Пересмотр такой программы должен производиться не менее, чем трижды в год.

Многие специалисты, говоря о понятии социального обслуживания и его видах, уделяют свое внимание особенностям характера таковых программ. Следует отметить то, что они имеют в один момент и рекомендательный, и обязательный характер. В первом случае правило действует в отношении субъекта, которому предоставляется помощь, а во втором – относительно того, кто ее оказывает.

Основные понятия социального обслуживания в РФ заключаются в том, что при изменении места жительства, нуждающееся лицо не лишается своих прав и социальных гарантий. Более того, его социальное обслуживание должно производиться в том же объеме, что и ранее, но только по новому месту жительства.

Согласованная индивидуальная программа должна быть отражена в форме договора, заключенного между двумя сторонами. Документ должен быть оформлен в двух экземплярах. Гражданин должен получить свой экземпляр такого договора не позднее, чем спустя 10 дней с момента его подписания.

Социальное обслуживание: что это такое, описание и особенности

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

(с изменениями на 11 июня 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.11.2017, N 0001201711140081);

Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 392-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2017, N 0001201712050094);

Федеральным законом от 5 февраля 2018 года N 15-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.02.2018, N 0001201802050041) (вступил в силу с 1 мая 2018 года);

Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 56-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.03.2018, N 0001201803070037);

Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 91-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010034);

Федеральным законом от 13 июля 2022 года N 190-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2020, N 0001202007130043) (вступил в силу с 1 сентября 2022 года);

Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ).

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

Читайте также:
Перерегистрация компании при смене руководства

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее – граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) социальное обслуживание граждан (далее – социальное обслуживание) – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

2) социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

3) получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

4) поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

5) стандарт социальной услуги – основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Статья 4. Принципы социального обслуживания

1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

Статья 5. Система социального обслуживания

Система социального обслуживания включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);

2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее – организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;

7) организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее – уполномоченные организации).

(Пункт дополнительно включен с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ)

Статья 6. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг

1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

Читайте также:
Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоля

2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:

1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;

2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети “Интернет”;

5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;

6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;

7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;

7_1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 мая 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 91-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

8) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.

2. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:

1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;

2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;

3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;

4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;

5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания;

6) утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;

7) утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания;

8) утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;

9) утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;

10) утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;

11) утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении) (далее также – социальное сопровождение);

12) утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;

13) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

14) утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;

15) утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;

16) утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти;

17) иные предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.

Социальное обслуживание

Понятие социального обслуживания

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Принципы социального обслуживания:
  1. адресности;
  2. доступности;
  3. добровольности;
  4. гуманности;
  5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальности;
  7. профилактической направленности.
Читайте также:
Органы государственной власти субъектов РФ

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания(дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

  1. гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
  2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основания социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:

  • гражданина;
  • его опекуна, попечителя, другого законного представителя;
  • органа государственной власти;
  • органа местного самоуправления;
  • общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания

  1. материальная помощь;
  2. социальное обслуживание на дому;
  3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  4. временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;
  5. консультативная помощь;
  6. реабилитационные услуги;
  7. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Материальная помощь оказывается в виде:
· денежных средств;
· продуктов питания;
· средств санитарии и гигиены;
· средств ухода за детьми;
· одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
· топлива;
· специальных транспортных средств;
· технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:
· детям сиротам;
· детям, оставшимся без попечения родителей;
· безнадзорным несовершеннолетним;
· детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
· другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Формы социального обслуживания – какие бывают и кому полагаются. Памятка

Пожилым и маломобильным гражданам полагается социальное обслуживание – это постоянная или периодическая помощь для улучшения качества жизни человека и обеспечения его основных потребностей. Многие знают о приходящих на дом соцработниках, приносящих продукты, – но это лишь один из вариантов соцпомощи.

Социальное обслуживание регламентируется Федеральным законом от 28.12.2013 №442, а формы социального обслуживания указаны в ст. 19. Рассмотрим, что они собой представляют и кому полагаются.

  • ✅ В каком случае гражданину положены социальные услуги
  • 📋 Формы социального обслуживания граждан
  • 🏠 Обслуживание на дому
  • 👩‍⚕️ Полустационарная форма
  • 🏥 Стационарная форма
  • ✨ Резюме
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

✅ В каком случае гражданину положены социальные услуги

Обратите внимание, что по закону гражданин признается нуждающимся в предоставлении социальных услуг (в любой форме), если есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить его жизнь – полная или частичная утрата возможности самообслуживания, невозможность передвижения, наличие в семье инвалида (в том числе ребенка-инвалида) и т. д. Чтобы получить социальное обслуживание вне зависимости от его формы, необходимо обратиться в отделение соцзащиты по месту жительства или в МФЦ для подачи заявления о составлении индивидуального плана по предоставлению соцуслуг.

📋 Формы социального обслуживания граждан

Предназначено для лиц, частично утративших возможность к передвижению и самообслуживанию; соцработник приходит для помощи по утвержденному графику.

Читайте также:
Судейское сообщество: что это такое, описание и особенности

Предназначена для тех, кто сохранил способность к передвижению и самообслуживанию; днем человек находится в социальном центре, а на ночь идет домой.

Предназначена для тех, кто по состоянию здоровья не может находиться дома или в дневном стационаре – для лежачих больных, инвалидов и т. д.

🏠 Обслуживание на дому

Суть. Самый распространенный вид социального обслуживания. Обычно такой формой помощи пользуются лица, частично лишившиеся способности к самообслуживанию и активному передвижению в результате возраста, болезни или травмы. В таком случае к человеку по утвержденному графику приходит соцработник, который и помогает осуществлять необходимый уход.

Помощь соцработника может быть самой разной, согласно индивидуальному плану оказания соцуслуг. Это и бытовые услуги (покупка продуктов, оплата «коммуналки», уборка, сопровождение в поликлинику), и медицинские (покупка лекарств, посильная помощь в выполнении предписанных врачом упражнений, сопровождение при госпитализации) и многое другое.

👩‍⚕️ Полустационарная форма

Суть. Данный тип обслуживания предоставляется лицам, которые сохранили способность к самообслуживанию и передвижению. Как правило, это касается пожилых граждан или детей-инвалидов.

Полустационарная форма предполагает, что человек в течение дня (реже – в течение ночи) находится в одном из центров социального обслуживания, где получает необходимую помощь. Например, это могут быть занятия с психологом или прохождение реабилитационных программ.

При этом полустационарная форма не ограничивается только медицинскими услугами. Это могут быть культурная, бытовая, правовая и прочие виды помощи – проведение санитарно-гигиенических процедур, оздоровительные мероприятия, юридические консультации, помощь в оформлении или восстановлении документов, повышение компьютерной грамотности и т. д.

Полустационарная форма отличается тем, что ограничена по времени. О постоянном проживании в центре социального обслуживания речи не идет.

🏥 Стационарная форма

Суть. Стационарная форма соцобслуживания предоставляется лицам, которые полностью или частично потеряли способность к самообслуживанию, в результате чего нуждаются в социально-бытовом обслуживании. Помощь предоставляется в стационарной форме, если при полустационарной или надомной формах не может быть достигнут положительный результат и улучшено качество жизни нуждающегося.

Стационарная форма предполагает проживание гражданина в учреждении, оказывающем необходимые социальные услуги. Это могут быть дома престарелых, санаторно-курортные учреждения, интернаты, в том числе для инвалидов и т. п. Там человеку оказывается необходимый спектр медицинских и бытовых услуг, начиная от нужных процедур и заканчивая помощью с кормлением и гигиеническими манипуляциями.

При стационарной форме человек находится в соответствующем учреждении постоянно или временно (на срок, определенный индивидуальной программой).

✨ Резюме

Подведем итоги. Есть три формы социального обслуживания:

  1. На дому – наиболее распространенная, когда человеку помогает приходящий несколько раз в неделю соцработник.
  2. Полустационарная – когда человек посещает центр социальных услуг в определенный временной промежуток (например, приходит утром и уходит вечером). За это время ему оказывают всю необходимую помощь – медицинскую, психологическую, правовую и т. д.
  3. Стационарная – если человек не может получать помощь на дому или в стационаре дневного пребывания (нет результата или состояние такого человека ухудшается). В этом случае социальные услуги оказываются в стационарной форме, в доме престарелых, интернате, лечебном учреждении и т. п.

Социальное обслуживание. Часть 1

Время чтения: 5 мин.

Как получить социальные услуги и можно ли повлиять на их предоставление в конкретном регионе. Как оказание социальных услуг регулируется на федеральном уровне, а как — на региональном. Что такое индивидуальная программа предоставления социальных услуг и что делать, если в социальных услугах отказывают.

Обо всем этом рассказывала на вебинаре Анна Повалихина, юрисконсульт благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Статья подготовлена по его материалам и разбита на две части. Вторую часть материала вы можете прочитать по ссылке в конце текста.

Даже людям, далеким от юриспруденции, могут пригодиться знания о том, что обозначают те или иные термины в законах. Это нужно, чтобы понимать, когда и на что вы имеете право, что можете потребовать и на что пожаловаться. А еще иногда юридические понятия так сложно сформулированы, что понять их обычным людям почти невозможно. Поэтому — объясняем.

Законы

Основы социального обслуживания граждан Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . Он действует на всей территории России и регулирует все основные вопросы предоставления социального обслуживания.

Кроме того, в каждом регионе есть свои нормативно-правовые акты, в которых устанавливаются конкретные нормы социального обслуживания — порядок предоставления социальных услуг, их перечень и прочее. Но они ни в коем случае не могут противоречить нормам федерального законодательства . Например, если по Федеральному закону определенные «категории граждан» имеют право получать социальные услуги бесплатно, то региональный закон не может установить иное. А вот расширить перечень этих категорий законодатели субъекта РФ могут.

Термины

Социальное обслуживание — это деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг.

Получатель социальных услуг — это человек, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга.

Например, вашей пожилой соседке трудно самостоятельно ходить в магазин, и ей не помешала бы помощь соцработника. Но пока она просто жалуется на это, встретив вас у подъезда, с точки зрения государства, она не является получателем социальных услуг. Женщина им станет, лишь когда напишет заявление в соответствующую инстанцию и там ее таковой признают.

Поставщики социальных услуг — это организации, государственные и негосударственные, которые, собственно, эти услуги предоставляют и которые включены в реестр поставщиков социальных услуг конкретного региона.

То есть, если продукты вашей соседке приносит директор близлежащего магазина, то с точки зрения закона он не поставщик соцуслуг, а просто добрый человек.

Стандарт социальной услуги — это основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления каждой социальной услуги. В каждом регионе стандарт определяется нормативным актом, которым регламентировано, что в рамках конкретной услуги можно получить.

Читайте также:
Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества

Например, согласно стандарту предоставления услуги по покупке и доставке на дом продуктов, действующему в Ростовской области, вес продуктов, которые социальный работник покупает и приносит на дом, не должен превышать 7 кг. Если соцработник говорит, что больше 3 кг ему приносить тяжело, то нужно обратиться к руководителю организации, которая предоставляет эту социальную услугу, с просьбой либо поменять соцработника, либо организовать выполнение им своих обязанностей в том объеме, который установлен соответствующим Порядком оказания социальных услуг в регионе.

Основные принципы социального обслуживания (установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ):
  • равный, свободный доступ вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг;
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
  • добровольность;
  • конфиденциальность.

Знать принципы социального обслуживания может быть полезно:

  • когда они нарушаются и вы обращаетесь в органы государственной власти за защитой прав, гарантированных государством;
  • когда вы обращаетесь по вопросу предоставления услуги, которой в вашем регионе либо нет, либо она оказывается с нарушением принципов.

Например, вы хотите, чтобы в вашем регионе оказывалась на дому услуга социальной няни. Но вам предлагают поместить ребенка в социальное или медицинское учреждение в качестве социальной передышки. Это противоречит принципу «Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде», особенно если речь идет о тяжелобольном ребенке, которому важно быть дома. Опираясь на это, можно добиться, чтобы услугу оказывали именно в той форме, в которой вы хотите.

  1. Уважительное и гуманное отношение.
    Если с вами грубо разговаривают — это повод для жалобы.
  2. Получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг.
    Вам обязаны все подробно объяснить.
  3. Выбор поставщика социальных услуг.
    Это означает, что в вашем регионе должна быть не одна организация, предоставляющая необходимую услугу, а несколько, чтобы у вас был выбор.
  4. Отказ от предоставления социальных услуг.
    Вы имеете право отказаться от предоставления услуг.
  5. Защита своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством РФ.
    Вы имеете право жаловаться, если считаете, что ваши права нарушены.
  6. Участие в составлении индивидуальных программ.
  7. Обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащего ухода.
  8. Свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.
    Этот пункт касается людей, которые находятся в социальных учреждениях. Например, в интернатах или домах престарелых.
  9. Социальное сопровождение.
    Например, если соцработник видит, что его подопечному нужна медицинская, психологическая или юридическая помощь, он поможет эту помощь получить.

Полный список обязанностей можно прочитать в статье 12 Федерального закона — их довольно много. В этой статье остановимся на нескольких.

Поставщики социальных услуг обязаны:

  1. Предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

Этот пункт дословно повторяет то, что написано в правах получателей социальных услуг. То есть вы не только имеете право знать во всех подробностях, что вам положено по закону, но вам об этом обязаны рассказать;

  1. Обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  2. Выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
  3. Обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.
  1. Ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
  2. Применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  3. Помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
Читайте также:
Право на участие в референдуме

Если вас признали получателем социальной услуги, вы обязаны:

  1. Предоставлять сведения и документы, необходимые для того, чтобы социальную услугу вам оказали;
  2. Своевременно информировать об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в социальных услугах.
    Этот пункт чаще всего нарушают в случаях, когда человек восстановил способность к самообслуживанию (например, в результате реабилитации), но забыл об этом сообщить;
  3. Соблюдать условия договора, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и полностью оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг, если по договору они оказываются за деньги.

Продолжение статьи о социальном обслуживании вы можете найти здесь.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Особенности социального обеспечения в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристики социального обеспечения граждан в России

В России социальное обеспечение граждан предполагает оказание им материальной помощи. К тому же, следует сделать акцент на том, что материальная помощь предоставляется отдельным категориям граждан за счет средств государственного бюджета либо иных фондов социального страхования или благотворительности. Помощь преимущественно осуществляется как в денежном эквиваленте, так и в виде натуральных продуктов или услуг, таких как:

  • Лекарственные препараты первой необходимости;
  • Протезирование;
  • Проездные билеты;
  • Социальное обслуживание отдельных категорий граждан.

Существует также список определенных событий в государстве, а также причины, по которым осуществляются выплаты пособий и компенсаций. Их цель – выравнивание социального положения граждан. В России за чертой бедности находится огромное количество людей, при этом между бедными и богатыми наличествует огромная пропасть, от которой практически невозможно избавиться. По этой причине актуализируются меры по социальному обеспечению и обслуживанию граждан.

Стоит акцентировать внимание на том, что каждый гражданин России имеет право заявить о своем желании получать пенсию по старости. Это его законное право, а вот организация социального обеспечения обязана рассмотреть это заявление в самые короткие сроки и осуществить желание клиента, если его документы, соответствуют всем требованиям.

Социальная помощь осуществляется по принципу адресности, поскольку каждый человек должен предоставить доказательство своего отношения к особым социальным категориям, которые имеют право на получение социальной помощи и социального обеспечения со стороны государства и отдельных уполномоченных органов.

Абсолютно все жители России, включая иностранных подданных и лиц, не имеющих российского гражданства, обладают равными условиями проживания. Для них предусматриваются социальные выплаты или вознаграждения, и на это не влияют такие признаки, как:

  • Пол;
  • Возраст;
  • Происхождение;
  • Национальные признаки;
  • Религиозная принадлежность.

Так, например, пенсия по инвалидности назначается бывшим работникам или семьям погибших, а ее размер исчисляется в зависимости от прожиточного минимума, который установлен государством. Также активно выплачиваются пособия: по безработице, пособия для многодетных семей. Поощряются матери в случае рождения второго и третьего ребенка. Также в рамки социального обеспечения входят поддержка материнства и поддержка отцовства, очень активно развивается социальная политика в этих областях, даже несмотря на то, что она находится на начальных этапах своего формирования и имеет некоторыми минусы, которые отмечают и сами категории граждан. При назначении выплат и пособий учреждениями учитываются также и индивидуальные обстоятельства:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Специфика рабочей деятельности;
  • Отдаленность местности от центрального аппарата;
  • Состояние здоровья человека, который получает социальные пособия и выплаты;
  • Ситуация в стране (как в экономическом, так и в политическом плане).

Специфика социального обслуживания в России

Социальное обслуживание – это особая категория, которая относится к социальному обеспечению. В России оно включает в себя содержание пожилых граждан и оказание помощи нетрудоспособным инвалидам, которые отправляются на содержание в специальные интернаты. Также социальное обслуживание сегодня развито до такой степени, что некоторые манипуляции и действия могут осуществляться прямо на дому у человека, который в этом нуждается.

В программах содержания и образования задействованы такие органы, как здравоохранение и просвещение. Специалисты работают с детьми в детских домах и приютах, в образовательных учреждениях и учреждениях культуры. Государственная помощь доступна инвалидам – для них сегодня выстраивается целая система реабилитационных центров, где они могут получать высококвалифицированную помощь со стороны специалистов из разных медицинских областей. Практически каждый работник имеет возможность проходить курортно-санаторное оздоровление раз в год за счет работодателя.

Сегодня практически невозможно перечислить все виды социального обслуживания, которые нацелены на оказание помощи нуждающимся гражданам. Например, благодаря деятельности Центров занятости нетрудоспособным гражданам открываются возможности для бесплатного обучения или получения квалификации по той или иной интересующей их специальности. Кроме того, государство и социальные органы берут на себя ответственность и расходы за проезд к месту обучения и обратно.

Активно ведется социальное обеспечение людей, которые пострадали в результате несчастных случаев или по причине стихийных бедствий: пожаров, наводнений. Этим людям выплачиваются одноразовые пособия, оказывается посильная материальная и финансовая помощь в строительстве нового жилья. Ни одной значимое событие, происходящее в стране, не остается без внимания со стороны государства, которое действительно стремится к тому, чтобы улучшить жизни людей, особенно тех, что относятся к особым, слабо обеспеченным категориям. Сегодня современные общественные организации, которые представляют интересы граждан по вопросам их социальной защиты, а также прав и свобод, активно обсуждают социальное обеспечение не только нуждающихся слоев населения, но и абсолютно всех категорий. Любой гражданин имеет право стать частью такой общественной организации, а некоторые могут обращаться непосредственно в государственные органы для ведения перерасчета заработной платы, пенсий или иных льгот и выплат, предоставляемых в качестве социальной помощи и обеспечения.

Читайте также:
Отказ в совершении нотариального действия

Таким образом, система социального обеспечения в России – это относительно новая сфера, которая достаточно активно развивается. Руководство стремится к тому, чтобы учитывать особенности жизни в нашей стране, ее экономическое и политическое состояние. Основная цель – улучшить материальное положение отдельных категорий граждан и выровнять разницу между богатыми и бедными слоями населения для создания однородности социума.

Содержание социального обеспечения как института, а также его параметры формировались постепенно: по мере того, как развивалась сама система социального обеспечения в нашей стране. До сих пор специалисты в области экономики или юриспруденции отмечают, что социальное обеспечение – это противоречивое явление, вероятнее всего по причине того, что оно недостаточно изучено. Таким образом, правовое социальное обеспечение выстраивается на принципах, которые описаны в некоторых статьях Конституции Российской Федерации. Сегодня обеспечение касается не только отдельных категорий граждан, но и в целом всего общества, поскольку оно позволяет сделать граждан более приравненными друг к другу, избавиться от той пропасти, которая существует между обеспеченными слоями населения и теми гражданами, которые находятся за чертой бедности и не могут самостоятельно удовлетворить даже первичные потребности в медицинском обслуживании и образовании.

Особенности, виды и формы социального обеспечения в России

Социальное обеспечение — это важная отрасль права, где нормы являются регуляторами общественных отношений, которые складываются между населением страны и органами соцобеспечения.

В этих структурах происходит распределение материальных благ между нетрудоспособными гражданами, всеми нуждающимися, если они обратились за государственной помощью, к другим институтам, обладающими правомочиями в реализации социальной поддержки.

  • 1 Что это такое
  • 2 Как регулируется законом
  • 3 Объекты населения, нуждающиеся в помощи
  • 4 Формы
    • 4.1 Государственная помощь
    • 4.2 Социальное страхование
    • 4.3 Социальная помощь
  • 5 Виды соцобеспечения
  • 6 Система гособеспечения в Российской Федерации
  • 7 Основные принципы
  • 8 Средства защиты
  • 9 Выводы

Что это такое

В понятие социального обеспечения входить потребность в сторонней материальной помощи, которая возникла в человеческом обществе со времен его организованного становления. В любых государствах вне зависимости от финансового благополучия, экономических и политических устройств, существуют категории людей, которые сами, по ряду причин, не в состоянии зарабатывать на свое существование.

В число таких граждан входят:

  • малолетние дети;
  • старики;
  • инвалиды;
  • больные, потерявшие способность трудиться на определенное время по состоянию здоровья.

Вместе с развитием общества социальные связи усложняются, возрастают причины, которые влияют на материальное положение людей:

  • безработица;
  • инфляция;
  • чрезвычайные ситуации в мире и отдельно взятом государстве.

Институт социального обеспечения граждан, принадлежит к конкретному историческому типу, так как его развитие находится в рамках общественно-экономических формаций.

А по-простому Собес – это помощь, оказанная властными структурами страны, чтобы выровнять социальное положение между различными слоями населения. При этом государством:

  • организована форма поддержки;
  • утвержден круг лиц для получения;
  • установлены законом юридические факты, которые станут основанием для назначения социального содержания.

Как регулируется законом

Самым главным регулятором соцобеспечения, нуждающихся граждан в России, является Конституция РФ. В статье 39.1 предусмотрены все ситуации, которые могут возникнуть с человеком, когда он может просить помощи и правомочные структуры обязаны ему помочь.

А статьей 7 признано, что РФ принадлежит к социальному государству, с политикой, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Только на основании основного закона страны создаются и корректируются под влиянием времени федеральные законы, указы, различные распоряжения от высокопоставленных должностных лиц министерств и ведомств.

К примеру:

  • ФЗ-178, принятый в 1999 году и отредактированный в конце 2022 года – об государственной социальной помощи;
  • ФЗ-181 – регулирует социальную защиту инвалидов РФ;
  • ФЗ-442 – утвердил основы в социальном обслуживании населения с полномочиями государственных институтов;
  • №164-р – этим правительственным распоряжением определена стратегия действий федеральными органами, субъектами государственной власти, обеспечивающих интересы старшего поколения.

Всего в стране законодателями разработано и принято около 37 федеральных норм и правовых положений, на основании этих законодательных документов:

  • оказывают социальную поддержку малоимущим;
  • назначают пособия;
  • предоставляют компенсации;
  • утверждают льготы.

Объекты населения, нуждающиеся в помощи

Все граждане, которые нуждаются в материальной поддержке являются объектами для государственной системы, обеспечивающей права человека в удовлетворении его социальных потребностей.

Социальную защиту в РФ оказывают:

  • пенсионерам;
  • инвалидам;
  • безработным;
  • сиротам;
  • многодетным семьям;
  • родителям одиночкам;
  • малообеспеченным;
  • инфицированным.

Объектом соцобеспечения становятся семьи, доход в которых на каждого члена ниже ПМ, установленного в субъекте Федерации, где они проживают.

Формы

Материальная защита граждан населения состоит из 3-х основных форм, социального:

  • обеспечения;
  • страхования;
  • помощи.

А соц. обеспечение всего лишь одна из форм государственной поддержки, организованной государством для выравнивания финансового неравенства среди разных категорий граждан.

Но для назначения помощи должен наступить определенный юридический факт, утвержденный законом:

  • рождение ребенка;
  • пенсионный возраст;
  • потеря здоровья или кормильца;
  • отсутствие работы;
  • заболевание.
Читайте также:
Можно ли лишить родительских прав умственно отсталого?

Когда нетрудоспособность или другая ситуация доказана документально, что человек не способен себя содержать ему предоставляют:

  • денежные выплаты;
  • натуральные блага;
  • услуги в доме интернате, хосписе, любом социальном заведении, соответствующем случаю для содержания в нем – старость, сиротство, не излечимая болезнь.

Социальные услуги могут быть предоставлены вместо денег или как дополнение к выплатам.

Государственная помощь

В государственном бюджете каждый год устанавливаются нормы расходов на соц. обеспечение в виде:

  • доступного здравоохранения, образования;
  • пенсионного содержания;
  • соц. обслуживания с предоставлением услуг;
  • льготных программ по санаторно-курортному лечению;
  • разработки мер для сокращения социального неравенства;
  • материальной или натуральной помощи многодетным семьям, к примеру, заселение в квартиры из государственного фонда.

Государственная помощь может относиться к социально обеспечительной поддержке. Сюда относится:

  • назначение пособий, льгот, компенсаций;
  • предоставление медицинских услуг за счет средств ОМС;
  • покупка нуждающимся одежды, обуви, продуктов питания.

Социальное страхование

Компенсацией последствий, нанесенных социальными рисками, связанных с утратой способности трудиться и как следствие доходов, этим занимается социальное страхование. Основой ФСС служат страховые перечисления от работодателей на наемный персонал.

Поэтому страхование распространяется только на работников, которые платят страховые взносы. Существует разделение в системе. Это обязательный соцстрах, который поддерживается бюджетом государства и как дополнение к нему – добровольный, созданный за счет коллективных фондов.

Социальная помощь

Гражданам, которые не имеют или не могут иметь источника средств к существованию, оказывается соц. помощь адресного характера. Для получения материальной поддержки нужно предоставить документальные доказательства, что деньги действительно нужны.

Факты проверяют и назначают:

  • денежное пособие;
  • горячее питание;
  • бесплатное получение лекарств.

Для получения соц. помощи людям не нужно платить предварительных взносов. Подобную поддержку обеспечивают специальные программы, финансируемые правительственным бюджетом. Предоставление обязательного благодеяния осуществляют, чтобы устранить последствия от различных рисков.

Дополнительное участие оказывают:

  • общественные организации;
  • благотворительные фонды;
  • добровольные взносы от разных по статусу лиц.

Материальное содействие может быть выражено социальными льготами:

  • компенсационного характера, когда создают равные условия субъектам, имеющим неравные возможности – инвалидам, сиротам.
  • стимулирующей формы, которые побуждают изменить положение.

Виды соцобеспечения

Правовая литература делит социальное обеспечение на 4 функции:

  • экономическую, выраженную материальной поддержкой граждан в трудных жизненных ситуациях или целых промышленных отраслей;
  • политическую, направленную сблизить социальный уровень из разных категорий населения;
  • демографическую, чтобы стимулировать рост рождаемости;
  • реабилитационную, по удовлетворению нужд престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Социальное обеспечение имеет 2 вида – это помощь и содержание. При этом помощь имеет временной статус, когда переданные деньги не являются основным источником дохода в отличие от пенсионного содержания.

Система гособеспечения в Российской Федерации

Федеральные, региональные, местные бюджетные и внебюджетные фонды составляют основу социальной защиты российских граждан.

К государственным внебюджетным фондам, которые защищают население страны от разорения, бедности, относятся:

  • пенсионный – ПФР;
  • соцстрах – ФСС;
  • медицинский – ОМС.

Экономисты высказали свое мнение, дав определение соц. обеспечению, что это способ распределения внутренних валовых продуктов. Когда предоставляют населению материальные блага, выравнивают личные доходы при наступлении риска их потери.

На это тратят средства целевого финансового источника по объему и условиям законодательных норм. Таким способом государство поддерживает полноценный общественный статус населения.

Основные принципы

Систему соц. защиты создавали в России, чтобы в ее основу легли основные принципы:

  • соблюдение честного партнерства при взаимоотношении частных организаций с государственными структурами;
  • экономической справедливости, каждый гражданин должен сам себя и свою семью обеспечить, а государство выравнивает их возможности, справедливым распределением средств;
  • адаптивности, система должна усовершенствоваться;
  • приоритета государственных программ, государство помогает людям достичь материального уровня для нормальной жизни, если они сами не способны себя обеспечить.

Средства защиты

Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:

  1. Законодательные нормативы, которые служат ограничительным инструментом влияния на материальное состояние граждан – минимальная зарплата, меньше нельзя заплатить официально устроенному работнику.
  2. Субсидии, льготы, частично оплачиваемая коммуналка, обеды школьников как вид социальный стимуляторов. Это и выделение средств многодетным семьям, детских пособий.
  3. Анализируют результаты после проведения программ для поддержания достойного уровня жизни. Разрабатывают меры, которые способны сократить уровень безработицы.
  4. Создание негосударственных пенсионных фондов.
  5. Открытие учреждений, осуществляющих обслуживание инвалидов, нетрудоспособную категорию граждан.
  6. Выделение средств многодетным семьям.

Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.

Выводы

В РФ общественное обеспечение состоит из многоуровневой системы, куда входят меры для достижения результата:

  • экономические;
  • правовые;
  • организационные;
  • медико-социальные;
  • педагогические;
  • психологические.

Все эти функции направлены защищать права и свободы граждан, гарантировать им хотя бы выживание в предоставленном уровне жизни. Соцзащитой предоставляется помощь нуждающимся людям, которые принадлежат к незащищенным слоям населения, это:

  • одинокие матери и старики;
  • с ограниченными возможностями;
  • граждане, которых сократили на работе или предприятие ликвидировалось, потерявшие официальную занятость и, не имеющие других доходов.

Причин много, когда человек остается без средств к существованию, но только в социальном государстве он защищен пособиями по безработице, на которое можно прожить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: